Иуда Искариот: предатель поневоле (ЕГЭ по литературе). Почему Иуда предал Христа? (Сочинение на свободную тему)

04.03.2019

Я знаю, что предателей не прощают-их наказывают, забывают о них навсегда, как о человеке. Но если человек стал предателем не по своей воле?

Традиционное мнение о том, что Иуда Искариот предал Иисуса из корыстных побуждений основано на текстах четырех Евангелий. Но пятое Евангелие от Иуды-опровергает это. Его предательство было предсказано самим Иисусом. Тогда, в пещере, Иисус собрал своих учеников и сказал им, что один из них предаст его, но кто именно не сказал. Он как-бы намекнул Иуде, передав ему кусок обмокнутого хлеба. Тот, взяв кусок, сразу же вышел из пещеры.

Иисус возложил на плечи Иуды тяжелое бремя, но Иуда все таки исполнил его волю.

Но меня теперь волнует другой вопрос. Мог бы Иуда предать Христа и без пророчества? Для начала разберемся с пророчеством.

Некоторые пророчества бывают безусловными, т.е. должны совершить определенный человек и в определенное время. Но есть и пророчества, которые бог дал потому, что знал будущее, что и где произойдет, но как это произойдет он не знал. Например, что Иисус погибнет. Т.е. если бы не Иуда, то Христа предал бы кто-то другой из его учеников или вовсе никто не предавал бы, но итог будет один, смерть Иисуса Христа.

По моему мнению, Иуда просто "попал под горячую руку" и на его месте мог оказаться кто угодно. Может быть Иисус выбрал его из-за подходящей внешности. А может есть и другие, более объективные, причины о которых мы ничего не знаем, подробности которые нам недорассказали, скрыли от нас.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -


Можно ли оправдать предательство.

Предательство оправдать невозможно. Его можно только забыть, спрятать в далёкий ящик и никогда его не доставать. Предательство, как вечно не заживающая рана кровоточит и заставляет болеть сердце. Наверное, это сказано слишком категорично, но это - правда!
Полемика на счёт является ли предательство оправдываемым действием или нет, ведётся уже давно. Люди из покон веков рассуждают о том, что имеют ли предатели второй шанс на доверие, или не имеют. А сколько литературных произведений было написано на эту тему, взять хотя бы "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина, когда молодой человек, думающий только о своём благополучии, предаёт такую чистую и искренне верящую девушку-Лизу. После этого Лиза никак не могла больше сосуществовать вместе с болью, которую принесло предательство. Девушка оказалась со слишком хрупкой душой, которая умерла сразу же, как только предательство увидели глаза. Неудивительно, как страшно девушка поступила со своей жизнью, просто оборвав её на самом начале.

Вообще, предательства бывают разными. Одно из самых тяжелых, наверное, предательство друга ради собственного блага или выгоды. Я просто не представляю, что думает тот человек, который готов «продать» кому угодно своего друга, получив от этого предательства выгоду. Потом, всё же оказывается, что полученная выгода не оправдывает содеянного злодеяния, но понимание этого приходит слишком поздно. Писатель Андреев также написал в своём произведении «Иуда Искариот», про то, каким жестоким может быть осознание своего предательства - понимание того, что деньги порой играют большее значение, чем самый дорогой тебе человек, тот, чью любовь ты хотел бы заслужить и на которого хотел бы походить. Иуда не смог нести ту ношу содеянного предательства и покончил жизнь самоубийством. Для кающегося человека, это, наверное, самый лёгкий способ уйти от ответственности.

Бывают предательства и близких людей - измена. Саму измену можно как-то оправдать, но с изменой уходит и доверие, которое, по большому счёту, уже никогда не сможешь вернуть. Ведь если человек так долго обманывал тебя, предавал твои искренние чувства,то он просто не заслуживает твоего доверия. Позже с доверием уходит и любовь, а вместе с ней и боль от того, что тебя предал самый дорогой человек на земле.

Честно сказать, исключая измену, можно найти общую причину большинства предательств. Причиной чаще всего становятся разноцветные бездушные бумажки-деньги. Наш мир стал настолько продажным, а души людей настолько привязанными к деньгам, что люди, порой, и не задумываются, что они делают. Так постепенно люди темнеют в душе и, сами того не замечая, предают самых близких себе людей.

Конечно, можно и оправдать предательство, опираясь на то, что действуешь в своих интересах. Действительно, сейчас стало настолько сложно жить, именно в моральном аспекте, что люди могут оправдать предательство и тем, что просто пытаются выжить. В этом есть своя правда, жестокая, непонятная, но есть.

Лично меня пока ещё не затронула эта тема. Мне повезло, в моей жизни я ещё ни разу не встречала столь вопиющего предательства. Часто бывает, что какая-то мелочь в поступке, в отношении или в словах подталкивает меня к осознанию того, что это предательство, пусть и не ярко выраженное (как измена), но я это чувствую. Были предательства друзей, которые, по началу, мне казались просто ужасными и непростительными. Но проходило время, душевная рана затягивалась, и приходили новые друзья - настоящие друзья. С одной стороны, даже хорошо, что предательства совершаются, ибо как бы мы смогли узнать для себя, кто на самом деле наш друг? Тех же, кто меня предавал, я никогда не могла оправдать. Предательство можно забыть, простить, но не оправдать. Да, простить предавшего человека можно, но для этого нужно иметь огромное сердце и слепо верить в бесконечную дружбу и любовь. Я же, чаще всего, просто забываю человека, просто вычёркиваю его из своих мыслей и жизни, на время, пока горечь от предательства уже не будет обжигать душу. Я смогу потом общаться с этим человеком, но общаться так, чтобы у него больше не было бы возможности, хоть как-то, ранить меня.

Вообще, предательству нет места в нашем мире, а если оно себе и находит приют, то людей приютивших его оправдывать не стоит, ведь они сами знают, что делают - возмездие всё равно к ним придёт, рано или поздно, но постучится к ним в окно…

Найдите описание внешности Иуд Искариота. В чем необычность его портрета?

(«Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму; но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту».

Во-первых, отметим необычность выбранных деталей портрета. Андреев описывает череп Иуды, сама форма которого внушает «недоверие и тревогу». Во-вторых, обратим внимание на двойственность в облике Иуды, несколько раз подчеркнутую писателем. Двойственность не только в словах «двойным», «двоилось», но и в парах однородных членов, синонимов: «странной и необыкновенной»; «недоверие, даже тревогу», «тишины и согласия»; кровавых и беспощадных» - и антонимов: «разрубленный… и вновь составленный», «живая» - «мертвенно-гладкая», подвижная» - «застывшая», «ни ночью, ни днем», «и свет, и тьму».

Такой портрет можно назвать психологическим: он передает суть героя - двойственность его личности, двойственность поведения, двойственность чувств, исключительность его судьбы.)

Почему Иуда всю жизнь искал встречи с Иисусом?

(Иуда кровно связан с нищим и голодным людом. Жизнь наложила на одну его половину и души, и внешности свой мертвящий отпечаток. Другая половина жаждала познания, истины. Он знал правду о грешной, темной сущности людей и хотел найти силу, способную преобразить эту сущность.)

На чьей стороне Иуда: на стороне людей или на стороне Иисуса?

(Иуда - один из людей, он считает, что Иисус не будет понят теми, кто не имеет даже хлеба насущного. Издеваясь над апостолами, он совершает грех: крадет деньги, но крадет, чтобы накормить голодную блудницу. Иисус вынужден одобрить поступок Иуды, продиктованный любовью к ближнему. Иисус признает победу Иуды над апостолами. Иуда способен воздействовать на толпу, силой своего унижения защищает Христа от ярости толпы.

Иуда становится посредником между Иисусом и людьми.)

В чем корень конфликта между Иисусом и Иудой?

(Иисус проповедует милосердие, всепрощение, долготерпение. Иуда же страстно желает сотрясти основы грешного мира. Он вечно лжет, он обманщик и вор. Иисус знает о проклятии Иуды, но принимает свою судьбу.)

Как ведет себя Иуда после предательства?

Комментарий учителя:

В статье 1907 года «О реалистах» Александр Блок писал: «Продав Христа первосвященнику, Иуда окружает Иисуса «тихой любовью, нежным вниманием», «стыдливый и робкий, как девушка в своей первой любви». «Целованием любви» предает он Иисуса и «высоко над теменем земли поднимает на кресте любовью распятую любовь». И, предавший, не разлучается ни на мгновение с Преданным: греет над костром костлявые руки и слушает отречение Петра. Смертельно тоскует у окна караульни, где истязают Иисуса солдаты так, как истязают современные тюремщики».

Почему, по Андрееву, Иуда предал Христа?

(Обсуждение: Андреев показывает, что Иуда был вынужден обречь Иисуса на жертвенную смерть, чтобы пробудить истинную веру, совесть людей.

Иуда - трагическая фигура. Он считает: чтобы темная, нищая духом толпа уверовала в идеал, в Христа, ей необходимо чудо. Этим чудом станет воскресение Христа после мученической смерти.

Иуда тоже выбрал свой крест. Предавая Христа, он обрекает себя на вечное проклятие, навсегда закрепив за собой позорное прозвище предателя.)

Проблемные вопросы:

Согласны ли вы с мыслью, что Иуда в повести Андреева - «предатель поневоле», что его предательство - оборотная сторона любви к Иисусу?

Можно ли оправдать «предателя поневоле»?

(Дискуссия.)

Поэзия Серебряного века

Урок 14. Символизм. «Старшие символисты»

Цели урока: дать понятие о символизме; кратко охарактеризовать творчество основоположников русского символизма.

Методические приемы: лекция учителя; анализ стихотворений.

Ход урока

I. Повторение

Вспомним, какое значение имеет выражение «серебряный век».

Какова суть этой метафоры?

II. Лекция учителя

Понятие «серебряный век» относится прежде всего к поэзии. Для этого времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ - многозначное иносказание, в отличие от аллегории - однозначного иносказания. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. «Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб). Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.

Многие художественные открытия и философские идеи ХХ века были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853-1900). Он верил в спасительную миссию Красоты (Вспомним «положительное всеединство» - Красота, Добро и Истина. Об этом писал Достоевский, с которым Соловьев был близок в молодости). Посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство. Облик же «положительного всеединства» - воплощение вечно-женственного начала в мистических образах души Мира, Премудрости Божией, Софии. Вечная Женственность у Соловьева - объект платонического культа и созерцательного любования, а не действия, предполагающего ответное чувство. Соловьев был склонен к активному использованию символов, загадочных по смыслу, но определенных по форме. Единственно верный путь поэзии, с точки зрения символистов, - прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность. Стихотворение В. Соловьева 1892 года - яркая иллюстрация этих взглядов:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

Философские образы Соловьева породили творческий отклик у его последователей-символистов.

Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский (1866-1941), в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям, по мнению Мережковского, предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». Основными элементами этой работы он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». В 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием «Русские символисты», ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.

Информация для учителя

Справка: экзистенциализм (философия существования) - мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип противопоставления субъекта и объекта. Человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе так называемых «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу. Неоднородность течения проявлялась даже географически. Московское крыло, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Главный принцип их эстетики - «искусство для искусства». Характерен афоризм Брюсова: «Создания искусства - приотворенные двери в вечность». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приемов стихосложения. Установка на самоценность, автономность искусства выражена в строках Брюсова: «Быть может, все в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов». Одним из знаковых стихотворений Брюсова является «Творчество» (1895):

(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски

В звонко-звучной тишине

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Цель: Расширить знания учеников о творчестве Л.Андреева, показать актуальность его творчества.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки анализа художественного текста.
  • Развивать эмпатию как способность чувствовать, сочувствовать, сопереживать.
  • Воспитывать уважение к чувствам, мыслям и переживаниям других людей.

Эпиграф: “Они рады бы отделиться друг от друга, но терновый венец связывает их неразрывно”. Л.Андреев.

I. Орг момент.

II. Вступительное слово учителя.

В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми…

Наша культура, несмотря ни на что, продолжает развиваться в интеллектуальном пространстве, возвращаются забытые имена, возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим очень важные понятия, такие как Добро и Зло, о Совесть и Вера.

Тема евангельских мотивов в русской литературе выглядит как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах.

А сейчас, для того чтобы эти понятия стали нам ближе, предлагаю составить синквейны к словам Добро, Зло, Совесть, Покаяние (по группам) (3 минуты на подготовку и по 1 – на презентацию).

А для создания нужной психологической атмосферы, предлагаю посмотреть слайды церквей и послушать колокольный звон.

– Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.

III. Слово о Л.Н.Андрееве.

Итак, каким человеком был Леонид Андреев?

(Портрет Л.Андреева)

"Андреев жил на Каменноостровском, в доме страшно мрачном: Огромная комната - угловая, с фонарем, и окна этого фонаря расположены в направлении островов и Финляндии. Подойдешь к окну - и убегают фонари Каменноостровского цепью в мокрую даль. Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске - смерть".

Блок А.А. Памяти Леонида Андреева

Сообщение ученицы, самостоятельно подготовившей рассказ о жизни и творчестве писателя.

IV. История создания повести.

Вспомним историю России. С каких событий началась первая русская революция 1905 – 1907 годов?

(С Кровавого воскресенья, 9 января, 1905 года, когда по инициативе священника Гапона петербургские рабочие пошли к Зимнему дворцу с петицией Николаю 2, и это мирное массовое шествие было расстреляно царскими войсками. Год спустя выяснилось, что Гапон разоблачён эсерами как агент тайной охранки и повешен ими в Озерках, дачном пригороде Петербурга).

Андреев задумал произведение, в котором бы отразились эти события. Им был выбран библейский сюжет. Два образа в повести являются ключевыми. (Обращение к эпиграфу) Это образы Иисуса и Иуды.

А что мы с вами знаем об Иуде из Библии?

Предполагаемые ответы:

Один из апостолов.

– Предал Иисуса.

– Ведал расходами Христа.

– Носил “Денежный ящик” для подаяний.

– По евангельским сюжетам, Иуда пошел к первосвященникам и предложил за 30 серебряников предать Христа.

– Иисус узнает об измене на тайной вечере.

– Иуда ведет толпу, посланную схватить Иисуса, и своим поцелуем помогает опознать Христа в ночной темноте.

Узнав об осуждении Христа судом синедриона, о выдаче его Понтию Пилату, Иуда возвращает 30 сребреников своим нанимателем.

Учитель. Таким образом вы воспроизвели сюжет повести. С самого начала и на протяжении ее звучат слова “Иуда предатель”. Л.Андреев, используя тексты Евангелий, переосмысливая их сюжеты, представляет в повести лишь эпизодический фрагмент из Библии. Но с другой стороны Андреев расширяет рамки повествования. И мы убедимся в этом, заглянув в творческую лабораторию писателя.

V. В творческой лаборатории писателя.

Учитель. Итак, повесть состоит из 9 глав. Одной из ключевых фигур повести, как мы определились, является Иуда.

– Давайте найдём и зачитаем описание портрета Иуды.

“Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явно делился на четыре части внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с чёрным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мёртвенно – гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белёсой мутью, не смыкающийся ни днём, ни ночью, он одинаково встречал и свет и тьму; но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту”

Во-первых, отметим необычность выбранных деталей портрета. Андреев описывает череп Иуды, сама форма которого внушает “недоверие и тревогу”

Во-вторых, обратим внимание на двойственность в облике Иуды, несколько раз подчёркнутую писателем. Двойственность не только в словах “двойным”, “двоилось”, но и в парах однородных членов,

VI. Задание группам:

1 – найти синонимы, характеризующие образ Иуды.

2 – найти антонимы, характеризующие облик Иуды.

синонимы: “странной и необыкновенной”, “недоверие, даже тревогу”, “тишины и согласия”, “кровавых и беспощадных” -

и антонимы: “разрубленный … и вновь составленный”, “живая – мёртвенно – гладкая”, “подвижная – застывшая”, “ни ночью, ни днём”, “и свет и тьму”.

Страшные люди имеют страшную внешность? (т. е. если человек плохой – это отражается на его внешности)

Такой портрет можно назвать психологическим: он передаёт суть героя – двойственность его личности, двойственность поведения, двойственность чувств, исключительность его судьбы.

VII. Иуда – человек дурной славы, его нужно остерегаться. Никто не мог сказать о нем доброе слово. Добрые говорили, что он корыстолюбив, коварен, склонен к притворству и лжи; дурные – поносили его жестокими словами, сравнивали со скорпионом “Нет, он не наш!”. Один из порочных людей Иудеи. Бросил жену – несчастную и голодную. Детей не было, ведь он дурной человек и не “хочет Бог потомства от Иуды”.

В желании приблизиться было “какое-то тайное намерение, злой и коварный расчет”. Иисус принял Иуду с духом светлого противоречия. Ученики волновались, роптали…

Итак, каков же Иуда по Андрееву? (задания по группам, 5-7 минут на подготовку)

Группа 1

- Почему Иуда всю жизнь искал встречи с Иисусом?

(Иуда кровно связан с нищим и голодным людом. Жизнь наложила на одну его половину и души, и внешности свой мертвящий отпечаток. Другая половина жаждала познания истины. Он знал правду о грешной, тёмной сущности людей и хотел найти силу, способную преобразить эту сущность)

Группа 2

- На чьей стороне Иуда: на стороне людей или на стороне Иисуса?

(Иуда – один из людей, он считает, что Иисус не будет понят теми, кто не имеет даже хлеба насущного. Издеваясь над апостолами, он совершает грех: крадёт деньги, но крадёт, чтобы накормить голодную блудницу. Иисус вынужден одобрить поступок Иуды, продиктованный любовью к ближнему. Иисус признаёт победу Иуды над апостолами. Иуда способен воздействовать на толпу, силой своего унижения защищает Христа от ярости толпы. Иуда становится посредником между Иисусом и людьми)

Группа 3

В чём корень конфликта между Иудой и Иисусом?

(Иисус проповедует милосердие, всепрощение, долготерпение. Иуда же страстно желает сотрясти основы грешного мира. Он вечно лжёт, он обманщик и вор. Иисус знает о проклятии Иуды, но принимает свою судьбу.)

Группа 4.

Почему Иуда, по Андрееву, предал Христа?

Кто такой предатель? На ваш взгляд, что такое предательство?

(Иуда был вынужден обречь Иисуса на жертвенную смерть, чтобы пробудить истинную веру, совесть людей. Иуда – трагическая фигура. Он считает: чтобы тёмная, нищая духом толпа уверовала в идеал, в Христа, ей необходимо чудо. Этим чудом станет воскресение Христа. Этим чудом станет воскресение Христа после мученической смерти. Иуда тоже выбрал свой крест. Предавая Христа, он обрекает себя на вечное проклятие, навсегда закрепив за собой позорное прозвище предателя.)

(Презентация от каждой группы по 2 минуты.)

VIII. Выборочный пересказ, построенный на передаче содержания фрагмента.

(Слайд 4. Поцелуй Иуды)

– О чем свидетельствует эпизод?

– Между Иисусом и Иудой существует какая-то связь, они соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он безмерно любит его, безмерно благоговеет перед ним.)

IX. – Ребята, одна из страшнейших картин повести – это, на мой взгляд, избиение Иисуса Христа.

После жестокого избиения последовала казнь… Давайте обратимся к тексту.

X. Выразительное чтение эпизода “Иисус идет на казнь”.

– Где происходят события, описанные в повести?

(Слайд 2 Палестина в эпоху Христа. Слайд 3. Иерусалим в эпоху Христа)

Учитель. На этих картах представлены события последних дней земной жизни Иисуса. Путь, начавшийся торжественным входом в Иерусалим, – скорбный путь. Завершился он Голгофой.

(ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА “Страсти Христовы”)

(Слайд 5. Распятие)

XI. Вопросы психолога.

Предатель ли Иуда? А может предатели Пётр, Фома?

Согласны ли вы с мыслью, что Иуда в повести Андреева – “предатель поневоле”, что его предательство – оборотная сторона любви к Иисусу?

XII. Составление дискуссионной карты.

Можно ли оправдать “предателя поневоле”?

Учитель. Л.Андреев, пропустив через призму своего сознания евангельские события, заставляет и нас задуматься над тем, что есть добро и зло, свет и тьма, он заставляет нас пережить трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе, – но и в людях, легко предающих, кричащих “Распни” так же громко, как и “Осанна”.

Образ Иуды неоднозначен. Он до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех, когда его судили и вели на казнь, с болью следил, как его распинали на кресте.

Иуду ожидают за его грех страшные испытания и “жестокая участь”. Он идет к Иисусу и просит встретить его ласково, ведь он очень устал.

“Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?”

Но ответа не последовало… Иуда уходит из жизни.

Ребята, а не кажется ли Вам, что отыскать в каждом дурном поступке или скверном человеке хорошее, светлое – это истинный смысл христианства?

XII. Рефлексия по карточкам.

Как Вы оцениваете свою деятельность на уроке?_______________

Понравился ли Вам урок? Почему?___________________________

3. Чему научил Вас этот урок?_______________________________

Измена и предательство - злободневная проблема в настоящее время, в трудные дни перепадов человеческого настроения, в дни сомнений и колебаний, непонимания между собой. Поэтому-то, вероятно, рассказ Л. Андреева "Иуда Искариот", хоть и вышедший в свет в начале прошлого века, в такой степени известен и злободневен в наше время. Поэтому-то занятна оценка писателем аргументов предательства (выделяющаяся парадоксальностью мнения), изучается цель действия героя и предпосылки его поступков.

В основе сюжета рассказа, что мы наблюдаем и в других андреевских произведениях, лежит евангельская история, хотя, как писал Горький, "в первой редакции рассказа "Иуда" у него оказалось несколько ошибок, которые указывали, что он не позаботился прочитать даже Евангелие". Действительно, используя евангельский сюжет, автор весьма субъективно передал его. Как же понимать психологию поступка Иуды в рассказе Л. Андреева, что заставило его предать Иисуса, нарушив тем самым, казалось бы, все законы нравственности и морали?

С самого начала и на протяжении всего рассказа рефреном звучат слова "Иуда Предатель", такое имя укоренилось в сознании людей изначально, и Андреев принимает и использует его, но лишь как "прозвище", данное людьми. Для писателя Иуда во многом символический предатель.

У Андреева Иуда в самом начале рассказа представлен как весьма отталкивающий персонаж: неприятна уже его внешность ("безобразная бугроватая голова", странное выражение лица, как бы разделенного пополам), странен переменчивый голос "то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха". Отталкивают его слова, "как гнилые и шероховатые занозы ".

Итак, с самого начала повествования мы видим, как порочна природа Иуды, преувеличено его безобразие, асимметричность его черт. А в дальнейшем поступки Иуды будут удивлять нас своей несуразностью: в разговорах с учениками он то молчалив, то чрезвычайно добр и радушен, что даже пугает многих его собеседников. С Иисусом Иуда подолгу не разговаривал, но Иисус любил Иуду, как и других своих учеников, часто искал глазами Иуду и интересовался им, хотя Иуда, казалось бы, не достоин этого. Рядом с Иисусом он выглядел низким, глупым и неискренним. Иуда постоянно лгал, так что нельзя было знать, правду говорит он в очередной раз или лжет. Вполне можно объяснить великий грех Иуды - предательство Учителя своего - натурой Иуды. Ведь возможно, что его зависть к чистоте, непорочности Иисуса, его неограниченной доброте и любви к людям, на которые Иуда не способен, привели к тому, что он решил погубить своего учителя.

Но это лишь первое впечатление от рассказа Л. Андреева. Почему автор в начале рассказа и потом много раз сравнивает Иисуса и Иуду? "Он (Иуда) был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус". Писатель ставит в один ряд два таких, казалось бы, противоположных образа, он сближает их. Между Иисусом и Иудой, как кажется, существует какая-то связь, они постоянно соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он любит его безмерно, он благоговеет перед ним. Он внимательно вслушивается в каждую его фразу, чувствуя в Иисусе какую-то мистическую власть, особенную, заставляющую каждого слушающего его преклоняться перед Учителем. Когда же Иуда обвинил людей в порочности, лживости и ненависти друг к другу, Иисус стал отдаляться от него. Иуда чувствовал это, воспринимая все очень болезненно, что тоже подтверждает неограниченную любовь Иуды к своему Учителю. Поэтому не удивляет стремление Иуды приблизиться к нему, быть постоянно рядом с ним. Возникает мысль, не явилось ли предательство Иуды способом приблизиться к Иисусу, но совершенно особым, парадоксальным путем. Учитель погибнет, уйдет из этого мира Иуда, и там, в другой жизни, они будут рядом: не будет Иоанна и Петра, не будет других учеников Иисуса, будет лишь Иуда, который, он уверен, больше всех любит своего Учителя.

При чтении рассказа Л. Андреева нередко возникает мысль, что миссия Иуды предопределена. Ни один из учеников Иисуса не смог бы вынести такое, не смог бы принять на себя такую участь.

Действительно, у Андреева образы других учеников - лишь символы. Так, Петр ассоциируется с камнем: где бы он ни был, что бы он ни делал, - везде используется символика камня, даже с Иудой он состязается в кидании камней. Иоанн - любимый ученик Иисуса - это нежность, хрупкость, чистота, духовная красота. Фома прямодушен, тугодум, в действительности, - Фома неверующий. Даже глаза Фомы пусты, прозрачны, в них не задерживается мысль. Так же символичны образы других учеников: никто из них не смог бы предать Иисуса. Иуда - вот тот избранник, которому выпала эта участь, и только он способен на сотворчество в подвиге Иисуса - он тоже приносит себя в жертву.

Заранее зная о том, что он предаст Иисуса, совершит такой тяжкий грех, он борется с этим: лучшая часть его души борется с предначертанной ему миссией. И душа не выдерживает: победить предопределение невозможно. Итак, Иуда знал, что будет совершено предательство, будет смерть Иисуса и что он убьет себя после этого, он даже наметил место для смерти. Он спрятал деньги, чтобы потом бросить их первосвященникам и фарисеям - то есть вовсе не в алчности была причина предательства Иуды.

Содеяв злодеяние, Иуда предъявляет обвинение в том... ученикам. Его ошеломляет то, что, когда Учитель скончался, все могли принимать пищу и спать, могли продолжать прежнюю обычную жизнь без Него, без своего Учителя. Сам же Иуда считает, что существование лишено смысла после смерти Иисуса. Получается, Иуда не до такой степени бессердечен и жесток, как все полагали первоначально. Любовь к Иисусу обнаруживает многие утаенные доселе положительные качества его, безгрешные, невинные стороны его души, обнаруживающиеся, однако, только следом за смертью Иисуса, равно как со смертью Иисуса раскрывается измена Иуды.

Только о предначертании свыше говорит парадоксальная совокупность предательства и проявления лучших черт в душе героя: Иуда не в состоянии одержать победу над ним, однако он и не в состоянии не боготворить Иисуса. И такая психология предательства состоит в борьбе личности с предначертанием, в борьбе Иуды с назначенной ему миссией.



Похожие статьи
 
Категории