Иван гончаров факты биографии. Пять интересных фактов из жизни гончарова

27.02.2019

Иван Гончаров – известный писатель из России, который прожил долгую жизнь. Интересно то, что за свои 79 лет автор написал всего три всемирно известных произведения: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859) и «Обрыв» (1869). Все его творения связаны между собой, что прослеживается даже в названиях, которые начинаются на «Об». Каждый роман, по мнению автора, отражает разные периоды жизни русского общества.

Всем известно, что Иван Гончаров учился в Московском университете на факультете словесности, но не многие знают о Михаиле Лермонтове, который учился за соседней партой с автором. Свое первое произведение «Обыкновенный истории» русский писатель опубликовал в журнале «Современник». Но оказалось, что в свет должна выйти книга английской писательницы «Simply story». Автор был вынужден обратиться с письмом к Краевскому, который являлся редактором «отечественных записок», где просил изменить название на «Простую историю». Гончаров утверждал, что его произведение сравнивали по названию и считали его сочинение переводом с английского.

Благодаря роману «Обломов», Иван Гончаров стал не только автором произведения, но и термина «обломовщина». Гончаров использовал главного героя, чтобы продемонстрировать социальное явление русского общества на то время. Впоследствии читатели провели параллель в призме национального русского характера. Роман «Обломов» - художественное открытые с огромной силой. Именно этот роман сделал автора очень популярным, что способствовало началу работы над новым произведением «Обрыв». Гончаров посветил роману «Обрыв» 20 лет своей жизни. Тяжелым и кропотливым трудом далась ему эта книга. Совмещаю работу, чтобы заработать на жизнь, Гончаров мучился и переживал, что не сможет закончить свой новый шедевр.

Иван Гончаров был знаком с Тургеневым и даже некоторое время у них была крепкая дружба. Но после того как автор поделился отрывком из своего, еще не опубликованного, произведения «Обрыв» отношения великих писателей изменились. В один прекрасный день Тургенев зачитал «Дворянское гнездо» и Гончаров услышал необычайное сходство со своим произведением «Обрыв». Тургенев не отрицал явный плагиат и обещал убрать сцену, принадлежащую «Обрыву». В 1860 году был представлен всему миру роман Р.С. Тургенева под названием «Накануне». Иван Гончаров увидел свои строчки своего романа и вызвал автора на дуэль.

07.05.2016

Иван Александрович Гончаров написал не так много произведений, но они оказались столь талантливы, что снискали ему всероссийскую славу. Собственно, всего три крупных романа Гончарова знакомы широкому читателю: «Обломов», «Обыкновенная история» и «Обрыв». Какие интересные факты из биографии Ивана Александровича Гончарова сохранила для нас история?

  1. Год рождения маленького Ивана Гончарова совпал с самым грозным для Российской империи годом во всем XIX столетии - годом, когда в Россию вторгся Наполеон Бонапарт (1812). А дата его рождения - такая же, как у Пушкина - 6 июня (правда, с разницей в несколько лет). Возможно, эти даты как-то ознаменовали появление будущего литературного таланта. Сама судьба подала знак!
  2. Высшее образование Иван Александрович Гончаров получал в Московском университете, на факультете словесности. Интересно, что там в это же время (только на разных факультетах) грызли гранит науки В. Белинский, А.Герцен, М. Лермонтов.
  3. С молодости Иван Гончаров дружил с Иваном Тургеневым. Они подолгу беседовали, читали друг другу свои произведения. Однажды Тургенев на приятельской вечеринке прочел Гончарову отрывок из своего «Дворянского гнезда», а тот вдруг обиделся! Выяснилось, что Ивану Александровичу показалось, будто значительная часть текста скопирована с его романа «Обрыв», о чем Иван Александрович не замедлил сообщить Ивану Сергеевичу. Едва не случилась дуэль! К счастью, ее удалось предотвратить.
  4. Помимо литературного творчества, И.А. Гончаров, как большинство дворян его круга, «отбывал повинность» на государевой службе. Поначалу он поработал секретарем в приемной симбирского губернатора. Потом занялся переводческой деятельностью. Довелось ему поработать и цензором. Хотя сам Гончаров не любил этого занятия, но благодаря ему многие произведения талантливых писателей смогли увидеть свет.
  5. Был в жизни Ивана Александровича Гончарова период, когда он подрабатывал репетиторством.
  6. Одним из сильнейших впечатлений юности сам Иван Александрович Гончаров считал эпизод, когда в университет, где он учился, заглянул Пушкин. Поэт затеял горячий спор с историком Каченовским о подлинности «Слова о полку Игореве». Молодой Гончаров был в восторге от того, что ему представилась возможность лицезреть и слушать великого поэта. Как он сам вспоминал впоследствии: «Словно солнце озарило всю аудиторию!». Творчество Пушкина оказало огромное влияние на Гончарова, как и на многих писателей той эпохи.
  7. Иван Александрович Гончаров в молодости совершил очень интересное путешествие, пройдя на фрегате «Паллада» полмира. Он повидал Англию, Францию, Южную Африку, Филиппины, Японию. Обо всем увиденном Гончаров оставил любопытные воспоминания, написав рассказ.
  8. В последние годы жизни (а прожил писатель 79 лет) Гончаров страдал частыми депрессиями. Остро ощущал одиночество. Возможно, в один из таких приступов тоски он уничтожил многие из поздних произведений, заметок, писем. Теперь мы никогда не узнаем их содержания. Немалая потеря для отечественной литературы!

Иван Александрович Гончаров - заметная фигура в русской литературе XIX века. И пусть его перу принадлежат только три масштабных произведения, но они стали настоящим событием в литературной жизни России. Гончаров первым подметил и точно описал одну печальную черту в русском характере - способность махнуть рукой на все и плыть по течению, даже если течение сносит в грязь и болото. С «обломовщиной» бились наши предки, да и мы боремся до сих пор. Правда, называем ее теперь более красивым словом - «прокрастинация». Сам же Иван Александрович Гончаров, по-видимому, ничем похожим не страдал - если судить по его жизни, богатой событиями и творческими достижениями.

Иван Александрович Гончаров вошел в историю русской литературы как автор трех романов на "Об": "Обыкновенная история", "Обломов" и "Обрыв". Этот факт часто становится предметом обсуждения. Однако биография Ивана Гончарова полна мистических совпадений, которые могли бы стать основой для вопросов Кстати, если искать в жизнеописании автора смешные или необычные моменты, то и запомнится оно лучше. Что ж, приступим.

Биография Гончарова: интересные факты (немного о цифрах)

1. Будущий известный писатель появился на свет в один день с Александром Сергеевичем Пушкиным - 6 июня, только Гончаров - по старому стилю, а великий поэт - по новому.

2. Иван Гончаров родился в 1812. Буквально через несколько дней после его появления на свет в Россию вторглись войска Наполеона Бонапарта, и все лето и осень продолжалась Отечественная война. В этот же год произошло разрушительное землетрясение в столице Венесуэлы - Каракасе, практически стершее город с лица Земли. Кстати, в феврале 1812 в Британии родился еще один великий писатель - Чарльз Диккенс.

Биография Гончарова: интересные факты (немного о городах)

  1. Автор "Обломова" родился на Волге, в Симбирске, в купеческой семье. Как известно, это также родина В.И.Ульянова-Ленина, А.Ф.Керенского и Н.М.Карамзина. В свою очередь, историк Карамзин - выходец из дворянской семьи, министр Керенский - из духовенства, а революционер Ленин - из интеллигенции.
  2. Высшее образование Гончаров получал в Москве, на словесном (филологическом) факультете университета, с 1831 по 1834 годы. Одновременно с ним в знаменитом детище Ломоносова учились Виссарион Белинский (философский факультет), Александр Герцен (физико-математический факультет), а также Иван Тургенев и Михаил Лермонтов (словесное отделение). Впрочем, Михаил Юрьевич проучился в университете менее двух лет.

Биография Гончарова: интересные факты (немного о профессиональной деятельности)

Биография Гончарова: интересные факты (немного о литературных произведениях)


Мы рассказали лишь о некоторых моментах в судьбе известного писателя. Пожалуй, если объединить их вместе, получилась бы занимательная брошюра под названием "Гончаров. Биография. Интересные факты". Познакомившись с ними, возможно, кому-то захотелось бы неторопливо, смакуя, перечитать все произведения автора: три романа на "О" и несколько очерков.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Образ Штольца в романе "Обломов": фиаско Гончарова или творческая находка?
  • Иван Гончаров. Краткое содержание "Обломова"

27 сентября исполняется 122 года со дня смерти знаменитого русского писателя Ивана Гончарова.

На Никольское кладбище писателя провожала большая процессия, ко гробу возложили около тридцати венков: от студентов Санкт-Петербургского университета и других учебных заведений, от редакций газет и журналов, от русского музыкального общества. За гробом шла большая процессия.

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) умер не забытым. И это при том, что опубликовал всего три крупных романа, причем последний – более, чем за 20 лет до смерти. В статье "Лучше поздно, чем никогда " он объяснял, почему не отличается плодовитостью: "Не могу, не умею! То есть не могу и не умею ничего писать иначе, как образами, картинами, и притом большими, следовательно писать долго, медленно и трудно. То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, – то недоступно моему перу! У меня есть (или была) своя нива, свой грунт, – и я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, – словом, писал и свою жизнь и то, что к ней прирастало ".

У Гончарова были непростые отношения с Тургеневым . Как-то Иван Александрович доверчиво рассказал своему другу и тёзке план будущего романа "Обломов ", а в 1855 году прочёл ему отрывок из романа "Обрыв " (до выхода его в свет оставалось четырнадцать лет). Через год Гончаров услышал, как Тургенев читает вслух рукопись "Дворянского гнезда " и пришёл к мысли, что тургеневская повесть – не что иное, как плагиат романа "Обрыв ". Тургенев не стал отпираться и даже согласился вырезать из романа сцену, похожую на одну из сцен «Обрыва ». Это лишь укрепило подозрения Гончарова. Когда в 1860-м году вышел тургеневский роман "Накануне ", Гончаров "опознал" в нем мотивы из еще не опубликованного "Обрыва ". Он открыто обвинил Тургенева в плагиате, а Тургенев в свою очередь пригрозил ему дуэлью. 29 марта 1860 год состоялся третейский суд. Гончарову не удалось доказать справедливости своих претензий. Тургенев объявил, что всякие дружеские отношения между ним и Гончаровым прекращены и удалился. Впоследствии они помирились и даже возобновили переписку, но былая доверительность между ними была уже утрачена. Гончаров обвинял Тургенева еще и в том, что якобы с первой части "

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-91), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе "Обломов" (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". В романе "Обыкновенная история" (1847) конфликт между "реализмом" и "романтизмом" предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе "Обрыв" (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада" (1855-57) - своеобразный "дневник писателя"; литературно-критические статьи ("Мильон терзаний", 1872).

ГОНЧАРОВ Иван Александрович , русский писатель.

"Чтение было моей школой..."

Гончаров родился в купеческой семье. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги - "невообразимую смесь... почти выученную наизусть". В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 он поступил на словесное отделение Московского университета: изучение литературы подстегивало "страсть к чтению" и "формировало перо". Еще студентом Гончаров перевел и поместил в журнале "Телескоп" две главы из романа Э. Сю "Атар-Гюль" (1832). По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, затем навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А. Н. Майкову и его брату В. Н. Майкову, впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства.

Триумфальное начало

Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах: "кипами исписанной бумаги... топил печки". В 1842 он написал очерк "Иван Савич Поджабрин", напечатанный лишь шесть лет спустя. В1845 Гончаров напряженно работал над романом, который передал В. Г. Белинскому "для прочтения и решения, годится ли он". Этот роман - "Обыкновенная история" - вызвал восторженную оценку критика и его окружения. Напечатанный в "Современнике" в 1847, роман принес писателю настоящее признание. Столкновение двух центральных героев романа - Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм, - воспринималось современниками как "страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму" (Белинский). Однако автор рисовал с иронией не только прекраснодушие и ходульное поведение запоздалого романтика. В. П. Боткин, справедливо замечая, что в романе достается и голому практицизму, что художник "бьет обе эти крайности", признавался: "Я ничего не знаю умнее этого романа". Десятилетия спустя антиромантический пафос становился все менее актуальным, и следующие поколения воспринимали роман иначе - как самую "обыкновенную историю" охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни. Многомерность авторской позиции и изощренность психологического анализа, ставшие устойчивыми чертами поэтики Гончарова, объясняются отчасти и своеобразным автобиографизмом романа: каждый из героев-антиподов психологически близок писателю, представляя разные проекции его душевного мира.

Фрегат "Паллада"

В 1852 Гончаров в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате "Паллада". Секретарские обязанности отнимали много сил, тем не менее уже во время экспедиции "явилась охота писать", и Гончаров "набил целый портфель путевыми записками". Они сложились в итоге в книгу очерков, печатавшихся в 1855-57 в периодике, а в 1858 вышедших отдельным изданием под названием "Фрегат "Паллада". У Гончарова с детства был вкус к литературе путешествий, и здесь он выступил истинным мастером этого жанра. "Параллель между своим и чужим", острые впечатления от встречи с другими культурами (главным образом - с британской и японской), привычка все "прикидывать" "на свой аршин" обеспечили заинтересованное внимание русского читателя к этим очеркам. Н. А. Добролюбов восхищался остроумием и наблюдательностью "блестящего, увлекательного рассказчика".

Цензор-изгнанник

По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в "предмет негодования либералов" (дневник Е. А. Штакеншнейдер). Заметно охладились его отношения с кругом Белинского. Позднее Гончаров подчеркивал, что его либеральные настроения молодости не имели ничего общего с "юношескими утопиями в социальном духе" и что влияние Белинского ограничивалось сферой эстетики. Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы ("Записки охотника" И. С. Тургенева, "Тысяча душ" А. Ф. Писемского и др.), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции. В течение нескольких месяцев, с осени 1862 по лето 1863, Гончаров редактировал официозную газету "Северная почта", что также дурно отразилось на его репутации. В 1860-70-е гг. Гончаров, человек мнительный и, по его собственному определению, "нервозный", упрямо удалялся от литературного мира. "Кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей" составили его житейский идеал: "Это впоследствии называли во мне обломовщиной".

"Я был счастлив успехом "Обломова"

Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. Два года спустя была напечатана глава "Сон Обломова" - "увертюра всего романа". Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полного текста "Обломова" (1859), сразу завоевавшего огромный успех: "Обломов и обломовщина... облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи" (А. В. Дружинин). Роман спровоцировал бурные споры, свидетельствуя о глубине замысла. Статья Добролюбова "Что такое обломовщина" (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, "совершенно инертным" и "апатичным" барином, символом косности крепостнической России. Эстетическая критика, напротив, видела в герое "самостоятельную и чистую", "нежную и любящую натуру", далекую от модных веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу прошлого века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка постепенно возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение "артистического идеала" самого романиста, тонкий психологический рисунок свидетельствовал о душевной глубине героя, читателю открылся мягкий юмор и скрытый лиризм Гончарова. В начале 20 века И. Ф. Анненский по праву назвал "Обломова" "совершеннейшим созданием" писателя.

Последний роман

"Обрыв" (1868) был задуман еще в 1849 как роман о сложных отношениях художника и общества. К 1860-м гг. замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе "нигилиста" Марка Волохова. Уже символическое название романа, найденное на самом последнем этапе работы, свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма. Издания левой ориентации возмущенно реагировали на роман, отказав автору в таланте и в праве суда над молодежью, пройдя мимо глубокой трактовки любовной темы в "Обрыве". Напряженный конфликтный фон, не свойственный обычно Гончарову-романисту, диктовался острой постановкой проблемы свободы в любви: борьба главной героини со страстью, столкновение нравственных императивов с силой любовного влечения дали Гончарову богатый материал для глубокого психологического анализа.

Последние годы

После "Обрыва" имя Гончарова редко появлялось в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, среди которых выделяется "критический этюд" "Мильон терзаний" (1872), посвященный постановке "Горя от ума" А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставший классическим разбором комедии. Гончаров предложил столь глубокую трактовку психологической и драматической природы "Горя от ума", что ни один историк литературы в дальнейшем не обошел вниманием его анализ. Сам писатель болезненно переживал творческое молчание последних десятилетий. Его письма тех лет рисуют образ одинокого и замкнутого человека, необычайно тонкого наблюдателя, сознательно сторонящегося жизни и вместе с тем страдающего от своего изолированного положения.



Похожие статьи
 
Категории