Известные театралы прокомментировали речь константина райкина. Свобода цензуры: как отреагировали на выступление Райкина

16.02.2019

Удивительно, но простые и, казалось бы, очевидные для цивилизованной страны истины могут вдруг стать поводом для скандала.
Народный артист России Константин Райкин, выступая в понедельник на прошедшем в Москве Всероссийском театральном форуме, заявил: "Вот эти группки якобы оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется от них. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры — это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни нашей страны".

"…И церковь наша, несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях, начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать", — напомнил Константин Райкин.

По мнению худрука театра "Сатирикон", искусство само в себе имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, зрителей, души самого художника (это и есть носители нравственности). И призывает не делать вид, что единственный носитель нравственности и морали — это власть.

"Я помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда снова. А меня заставляют читать эту мерзкую книжку опять. Потому что словами о нравственности, Родине, народе и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели", — заявил Константин Райкин.

Всероссийский театральный форум выступил против возрождения цензуры Участники форума намерены обратиться к властям с просьбой принять меры для пресечения попыток возрождения цензуры и антиконституционного вмешательства государственных органов в творчество.

Очевидные же вещи, нет? Понятно же, что государство не должно вмешиваться в творчество, это дело признанных, авторитетных экспертов - критиковать, советовать, рецензировать, выбирать достойные наград постановки.

И понятно, что, согласно Конституции, в нашей стране должно признаваться идеологическое многообразие. И "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (Ст.13 Конституции РФ).

Противоречивая реакция на выступление Константина Райкина

Но отзывы на выступление Константина Райкина - прямо противоположные: от "наконец-то хоть кто-то об этом сказал" до "а что там, у центра "Райкин-плаза" - проблемы, наверное?".

Впервые за историю театра в сезоне вышла , после чего труппа полгода находилась в простое. Пока идет ремонт основного здания, "Сатирикон" вынужден арендовать другие площадки, чтобы иметь возможность играть и репетировать новые пьесы, а на аренду при этом уходит большое количество заработанных средств.

По словам замминистра Александра Журавского, когда руководство "Сатирикона" обратилось за помощью в финансировании на аренду ММЦ "Планета КВН" (в связи с тем, что историческая сцена театра находится на реконструкции), власти пошли навстречу театру и выделили более 44 миллионов рублей на компенсацию аренды.

Оставшуюся часть "Сатирикон" взялся компенсировать из собственных доходов (в прошлом году было около 130 миллионов рублей).
"Мне не совсем понятно, о каком полугодовом простое говорил Константин Аркадьевич. Достаточно сказать, что театр активно гастролирует и ставит премьеры", — заявил Журавский.

После того, как Константин Райкин выступил с резонансной речью, его оппоненты легко связали эти два события - финансовые проблемы "Сатирикона" и критическое выступление его худрука на форуме СТД. Это и правда просто, как дважды два: денег не дали - пошел критиковать. Однако, напомню, что позиция Константина Райкина - последовательная, с

Претензии к Минкульту и к одному из замминистров Владимиру Аристархову звучали, к примеру, еще в мае прошлого года - тогда Константин Райкин вместе с Георгием Тараторкиным и Игорем Костолевским раскритиковали высказывания Аристархова по поводу театральной премии "Золотая маска" (тот считал, что фестиваль поддерживает провокационные и русофобские постановки).

Учитывая, что театру "Сатирикон" сейчас как никогда нужны деньги на завершение затянувшегося ремонта, речь Константина Райкина на форуме СТД кажется еще более смелой и весомой, ведь в этом случае худрук рискует не только впасть в немилость властей предержащих (что его вроде бы мало беспокоит), но и как следствие - остаться без дополнительной помощи театру.

Константин Райкин призвал «урезонить» министра культуры Владимира Мединского. Такое заявление он сделал в видеосообщении, которое показал телеканал «Дождь». Поводом для заявления, по словам худрука «Сатирикона», стали шесть проверок, прошедшие за минувший год в руководимом им театре. Райкин считает их местью за заявления годичной давности о цензуре в культуре, сделанные им на прошлогоднем съезде Союза театральных деятелей:

речь о несвободных условиях, в которых вынуждена существовать театральная отрасль, имела широкий резонанс и стала обсуждаться далеко за пределами театрального сообщества.

«В течение всего года идут прокурорские проверки, — цитирует Райкина «Коммерсантъ», — они не выявили никаких серьезных нарушений. Там какие-то мелкие замечания, которые всегда бывают, но никаких серьезных нарушений нет. А почему же тогда все-таки шесть проверок? Их причина — не желание навести порядок и дознаться до истины, а

это месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и мой театр мой непосредственный начальник, министр культуры Владимир Мединский».

По мнению Райкина, Мединский мстит за то, что Райкин «несколько раз уличал его в неправде и боролся против его несправедливых решений, касающихся театра «Сатирикон».

Громкое заявление не осталось без ответа. На своем брифинге замминистра культуры Владимир Журавский (в сферу его ответственности, кроме прочего, входят театры) рассказал о том, что ведомственных проверок было две (о том, какое ведомство организовало еще четыре, чиновнику неизвестно), и

они выявили «конфликт интересов» при строительстве нового театрально-гостиничного комплекса «Сатирикона».

Радиостанция «Бизнес FM» на своем сайте приводит слова Журавского о том, что «доли в этом инвестконтракте (на строительство — «Газета.Ru») принадлежат двум руководителям театра, что недопустимо по законодательству». Правда, отмечает издание, чиновник не назвал ни имен, ни цифр. «Инвестиционный контракт, которому насчитывается уже десять лет, к сожалению, не реализуется», — приводит источник слова замминистра.

Журавский на брифинге не исключил «судебного пути решения вопросов» в случае с «Сатириконом». В ответ Райкин назвал Журавского «лгуном, таким же как его начальник».

Минкульт и подведомственный ему «Сатирикон» не в первый раз входят в конфликт с хозяйственным оттенком. Год назад худрук «Сатирикона», уже после памятного выступления на съезде СТД, сообщил, что

его театр на тот момент давно находился в простое и не имел средств на новые постановки в связи с необходимостью оплачивать аренду театра «Планета КВН»,

в котором до сих пор играет спектакли текущего репертуара (в основном здании театра идет ремонт). Журавский тогда рассказал «Газете.Ru», что еще в 2016-м Минкультуры выделило «Сатирикону» дополнительные 44,3 млн руб. на аренду «Планеты». «Таким образом, общий объем средств театру на текущую деятельность составил 235 млн руб», — приводил тогда цифры Журавский. «По всей видимости, тревога художественного руководителя («Сатирикона» — «Газета.Ru») касается 2017 года, ассигнования на который до нас Минфином еще не доведены, — рассказывал тогда замминистра. — В любом случае театр мы поддержим». В 2017 году театру выделили сумму, сопоставимую прошлому году — то есть 213 млн руб.

Однако, как видно,

вместе с финансированием текущей деятельности театра федеральное культурное ведомство организовало и проверки театра.

Стоит отметить, что отношения театрального сообщества в последнее время накалены до предела, и заявление Райкина прозвучало как раз на фоне других, не менее горячих событий.

Речь идет о «деле «Седьмой студии», которое было открыто в 2015-м году и все это время расследовалось, пока в мае 2017 года не приобрело куда более громкий и публичный характер. Были допрошены, а затем арестованы создатель «Седьмой студии» Кирилл Серебренников и директор РАМТа, экс-чиновница Минкультуры Софья Апфельбаум; кроме того, еще в мае под арестом оказался директорат и хозчасть «Седьмой студии» — бывшие генпродюсер Алексей Малобродский, директор Юрий Итин, бухгалтер Нина Масляева. Поручительства самых именитых деятелей культуры за них не были приняты во внимание следствием и судом.

Кроме того, примерно месяц назад российский филиал всемирной общественной организации «Transparency International» выпустил свой доклад о конфликтах интересов при постановке спектаклей. Из их исследования следовало, что некоторые худруки театров московского и федерального подчинения заказывают сами себе постановки и оплачивают свое участие в спектаклях в качестве артистов.

После дискуссии между антикоррупционерами-общественниками и представителями театрального сообщества выяснилось, что подобные «конфликты интересов» не являются противозаконными:

постановка спектаклей и исполнение ролей в театрах не входит в должностные обязанности худруков.

Интересно, что подобный «конфликт интересов» организация нашла и в «Сатириконе», однако — как рассказал «Газете.Ru» официальный представитель российского филиала Глеб Гавриш --

в случае с постановками «Сатирикона» подобный конфликт интересов был согласован в Минкультуры.

Соответствующий ответ из прокуратуры, куда обратились общественники, поступил в организацию 14 ноября.

Все это заставило Союз театральных деятелей собрать внеочередное заседание своего секретариата. По его итогам председатель СТД Александр Калягин выступил с заявлением, что ведется разоблачительная кампания против деятелей культуры.

«Развернута кампания по дискредитации культурной сферы, тщательно продуманная и которая ведется по нескольким направлениям», — сказал председатель Союза театральных деятелей. Ее частью он посчитал и дело Серебренникова и Апфельбаум, и расследование Transparency. Кроме того, Калягин потребовал от российских властей

«пересмотреть механизмы регулирования творческих процессов», так как действующие фактически вынуждают представителей театров нарушать закон.

«Мы понимаем, что действующие законодательные нормы для регулирования творческих процессов мало пригодны, и нам надо выйти с предложением к президенту о пересмотре сложившихся механизмов регулирования, а также с предложением начать подготовку нового закона «О культуре» и привлечении к его подготовке представителей театрального сообщества», — сказал Калягин по итогам заседания.

Известный актер и режиссер Константин Райкин снова оказался в центре внимания благодаря своим громким высказываниям.

На сей раз поводом стали слова Райкина, произнесенные в поэтическом моноспектакле «Над балаганом небо», который артист представлял на сцене Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича.

Говоря о судьбах известных российских поэтов, таких, как Николай Гумилев, Владимир Маяковский , Иосиф Бродский и других, .

«У нас некрофильское государство, оно любит мертвых больше, чем живых. Потом их именами называем улицы, площади, станции метро, а до этого убиваем», — приводит слова артиста издание «Петербургский авангард».

Райкин отметил, что гонения, доводившие выдающихся литераторов до смерти, зачастую исходили из «прекрасного и ужасного» Петербурга, где эти традиции, по его словам, сохранились до сих пор.

Артист выразил сожаление из-за того, что в российском обществе отсутствует «нравственная прививка», поэтому при смене власти ничего не меняется.

«Безобразные посягательства на свободу творчества»

Возможно, данные слова Райкина не привлекли бы к себе повышенного внимания, однако удачно легли на почву, удобренную выступлением Райкина, которое состоялось осенью 2016 года.

На седьмом съезде Союза театральных деятелей России и «борьбы за нравственность» со стороны общественных организаций.

Запрет цензуры в России артист назвал «величайшим событием векового значения» в истории страны и отметил, что его тревожат «наезды на искусство», появившиеся в последнее время.

«Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна — дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры», — отметил он.

«Я сейчас вижу, как на это явно чешутся руки кого-то — это [запрет цензуры] изменить и вернуть обратно. Причем вернуть обратно не просто во времена застоя, а еще в более давние времена — в сталинские времена», — заявил Райкин.

Артист также высказался резко против вмешательства в эту сферу общественных организаций.

«Вообще не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве. Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть — это единственный носитель нравственности и морали. Это не так», — сказал он.

Худрук «Сатирикона» призвал коллег проявить «цеховую солидарность» и перестать говорить плохо друг о друге в средствах массовой информации и «инстанциях, от которых мы зависим». Также, по его мнению, людям искусства нужно на время забыть о «тонких рефлексиях по отношению друг к другу» и объединиться.

«Что, Костя плохо живёт?»

Выступление Райкина получилось достаточно противоречивым, вызвав противоречивые отклики как среди деятелей искусства, так и в обществе в целом.

К примеру, руководитель Театра Наций Евгений Миронов поддержал коллегу. По его словам, все время возникают угрозы по отношению к деятелям культуры, их спектаклям, фильмам, выставкам и книгам, со стороны сомнительных организаций или некоторых людей, которые считают, что могут судить об искусстве, беря на себя миссию защитников нравственности.

Нужно, чтобы общество в каждой сфере деятельности научилось опираться на ответственных профессионалов, а не на праздных невежд, ряженых и самозванных блюстителей морали», — отметил артист.

Народный артист России Борис Клюев в интервью «Аргументам и фактам» высказал несколько иную точку зрения: «О чём он говорит, о какой цензуре? А почему он тогда деньги получает от государства, а не от спонсоров, которых, кстати, у него всегда было очень много? Вы о чём, друзья?! Что, Костя плохо живёт? У него театр, у него «Райкин плаза», у него своя академия. Послушайте, он в полном порядке. Честно сказать, я всего этого абсолютно не понимаю. Очевидно, сейчас сбой какой-то произошёл... А либералы, услышав критику в адрес государства, тут же её подхватили. Как свора собак, поднялись. Это так мило всегда — им даже неважно, по какому поводу лаять! Никто почему-то не говорит: давайте, ребята, разберёмся. У Райкина денег нет? А у других есть? В Академическом Малом театре, которому 260 лет и который является национальным достоянием, есть? Что, там актёры больше получают? Нет, меньше. Ребята, нужно быть объективными, нужно, чтобы кто-то говорил правду. Почему же не говорят?!».

250 миллионов от «некрофильского государства»

«Уже полгода мы находимся в простое, я вынужден был отодвинуть репетицию и постановку нового спектакля, у нас нет денег. Это прямой путь к гибели», — заявлял Райкин ТАСС. Райкин также сообщил, что обратился за помощью в Минкультуры РФ.

А уже после речи Райкина министерство культуры России в лице его главы Владимира Мединского пообещало оказать театру «Сатирикон» помощь в 2017 году.

В январе 2017 года председатель Общественного совета при Минкультуры РФ Павел Пожигайло заявил, что «Сатирикон» получит финансирование в 250 миллионов рублей.

Присутствующих к цеховой солидарности и борьбе с запретами и цензурой, которые, по его мнению, становятся все более заметными в стране.

«Меня очень тревожат - я думаю, как и вас всех - те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры», - сказал актер. Он уверен, что запрет цензуры - это величайшее событие векового значения. Актер также заявил, что не верит оскорбленным чувствам многих активистов, которые якобы в борьбе за нравственность совершают аморальные поступки и «преследуют низкие цели».

Коллеги Константина Райкина по цеху живо отреагировали на его выступление. Худрук Губернского театра Сергей Безруков в разговоре с Metro сказал , что, по его мнению, в искусстве должна быть только внутренняя цензура художника и никакая другая. «Вечное российское “Как б чего не вышло”, к сожалению, порой прогрессирует и приобретает чудовищные формы. Система запретов уничтожает порой всё на своём пути, лес рубят щепки летят», - отметил он.

Позицию Константина Райкина поддержал и Евгений Писарев , худрук театра имени Пушкина: «Главным в речи Райкина я считаю призыв к цеховой солидарности. Мы страшно разобщены. Мы не понимаем, что наши внутренние распри люди извне используют против нас…И сегодня мы видим такую же нетерпимость и агрессию по отношению к иному взгляду в искусстве».

Худрук театра «Ленком» Марк Захаров , в свою очередь, отметил: «Это был порыв, связанный с темой надвигающейся на нас некой власти тьмы, которая уже материализовалась в ряде поступков. Он призывал к консолидации против совершенно диких запретов, который обрушиваются на искусство, на выставки, на театры…».

Кирилл Серебрянников , худрук «Гоголь-центра» выразил уверенность в том, что заказчиками театра являются не чиновники, а общество: «Кто отслеживает качество сделанного продукта? Общество. Оно просто не покупает билеты на плохие спектакли, не ходит в плохие театры, не принимает некачественно сделанную работу. Никакой чиновник не в праве решать какое должно быть искусство – угодное или не угодное, протестное или безопасное. Все решает зритель. Более того, мы часто говорим о культуре и искусстве. В данном случае речь идет именно об искусстве – о работе художника, режиссера, творца».

В интервью НСН генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал заявления Райкина о цензуре в стране преждевременными, но поддержал его опасения о «диктате толпы». «Цензура - это всегда диктат. Диктат власти или диктат толпы. У нас сейчас всё идет к диктату толпы, что даже и власть начинает строиться. Толпа начинает говорить: мы хотим так и так. Если с обкомовскими цензорами можно было справиться, что-то прийти, объяснить. Не всегда, но интеллигенция знала, как можно обходить эти вещи. А вот диктат толпы – это ужасно», – считает директор Эрмитажа.

При этом, Михаил Пиотровский убежден, что в России еще нет цензуры: «Мы ещё не пришли к старым временам. Я бы не сказал, что у нас есть цензура, она пока только появляется». По его словам, от превращения «псевдопонятной демократии в диктат власти» культуру может спасти только государство, как бы парадоксально это не звучало: «Для этого есть только одно лекарство – это широкое обсуждение и определённая защита культуры. А это есть функция государства».

Выступление актера прокомментировали и представители власти. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, в частности: «Цензура недопустима. Неоднократно эта тема обсуждалась на встречах президента с представителями театральной, кинематографической общественности. Но при этом надо четко дифференцировать те постановки и произведения, которые ставятся или снимаются на государственные деньги или с привлечением каких-то других источников финансирования», – заявил Песков во время общения с журналистами (цитата по «Интерфаксу»).

В Министерстве культуры РФ, между тем, удивились словам Константина Райкина. «Нас очень удивили слова Константина Аркадьевича Райкина как по поводу возможного закрытия театра, так и по поводу наличия “цензуры”, “наездов” на театры. У театральных деятелей нет никаких оснований для подобных заявлений», - отметил замминистра культуры Александр Журавский .

«Замечу, что мы не требуем ничего, что связано с творческими показателями, не вмешиваемся в художественную деятельность, не руководим выбором театральных пьес, материалов. Но при этом хотим, чтобы экономические показатели улучшались», - отметил Журавский.

Художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин связал проверки в театре с «местью» министра культуры России Владимира Мединского. По его словам, глава Минкультуры «не может простить» Райкину слова о цензуре и борьбу против «несправедливых» решений, касающихся «Сатирикона». Об этом сам Райкин рассказал Дождю.

«Это месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и мой театр мой непосредственный начальник министр культуры Владимир Мединский. Он не может мне простить моего высказывания на съезде Cоюза театральных деятелей и того, что я несколько раз уличал его в неправде и боролся против его несправедливых решений, касающихся театра Сатирикон», — сказал Райкин.

Как сообщил худрук «Сатирикона», в течение года в театре прошло шесть проверок, в ходе которых не выявили серьезных нарушений. Райкин расценил эти действия как «официальную попытку» запугать «Сатирикон».

Кроме того, считает Райкин, Мединский пытается остановить реконструкцию здания театра. В 2014 году Градостроительно-земельная комиссия Москвы разрешила реконструировать здание «Сатирикона», а также пристроить новый фасад с расширенной частью для зрителей, площадь которой будет достигать 26,3 тысячи квадратных метров. Строительство осуществляет компания « Ташир» Самвела Карапетяна.

Изначально планировалось, что строительство завершится в 2016 году, затем его перенесли на 2017, сейчас — на конец 2018 года. По информации Дождя, в Минкульте недовольны задержкой строительства, но официально это не подтверждают. В театре срыв сроков объяснили строительством метро. По мнению Райкина, сейчас Мединский заинтересован в остановке строительства.

«А остановить строительство и не дать этому театру въехать в свой дом, это значит его уничтожить. Сделать это в общем при его могуществе вполне не сложно сейчас. И это при том, что мы находимся в таком промежуточном состоянии»,— пояснил худрук «Сатирикона».

В Метрострое отказались комментировать ситуацию. В группе компаний «Ташир» на запрос Дождя о том, действительно ли к ним обращалось министерство культуры, не ответили. В самом ведомстве не смогли предоставить комментарий о ситуации в «Сатириконе», отметив, что министерство находится в постоянном взаимодействии с театром.

В то же время, один высокопоставленный чиновник рассказал Дождю, что скоро министерство публично озвучит претензии к театру.

Райкин также рассказал, что «Сатирикон» получил президентский грант, что «взбесило министра», хотя такие гранты «получают все федеральные театры».

«Все, кроме нас получили бы, если бы я не стал бороться против этого решения. А нас вычеркивало министерство культуры. Почему? Нас, которые в этом нуждаются больше всего, в этих деньгах. Потому что тогда есть возможность что-то еще сотворить в этом пространстве бездомности, в котором мы сейчас находимся», — сказал Райкин.

В октябре 2016 года Райкин, выступая на съезде Союза театральных деятелей России, закрытие выставок и спектаклей, а также высказался о цензуре в России. Мединский, комментируя слова Райкина, что в России нет цензуры, а театры в стране пользуются «немыслимой» свободой. Кроме того, он подчеркнул, что «уж кому-кому, а [Райкину] жаловаться на цензуру просто нелепо», так как «Сатирикону» никто никогда ничего не запрещал. По мнению Мединского, в слова Райкина были мотивированы какими-то другими причинами.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя высказывания художественного руководителя театра, не путать государственный заказ с цензурой.

До выступления на съезде Райкин заявил , что «Сатирикон» испытывает финансовые трудности. Он пояснял, что театр «находится на грани уничтожения», поскольку здание закрыто на реконструкцию, а бюджетные средства, которые выделяет Минкультуры, уходят на аренду площадок для репетиций. После публичной дискуссии Минкультуры пообещало в 2017 году вновь поддержать театр субсидиями.



Похожие статьи
 
Категории