Критика карлоса кастанеды. Карлос кастанеда биография

27.03.2019

Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда (англ. Carlos Castaneda)

Многие говорят "Кастанеда писатель!". Допустим мы с этим согласимся и пусть всё, что он написал не является ни мистицизмом, ни оккультизмом. Пусть все его самые сильные книги, допустим первые пять, рассматривать, как произведения писателя: аллегорическое, художественное изображение каких-то проблем в этно-окрашенной форме.

Если вы называете Кастанеду писателем, то должны понимать, что писатель - это человек, который отражает в художественной форме проблематику своей эпохи, проблему субъекта в своей эпохе.

О чём писал "писатель Кастанеда"? Он пытался решить те же проблемы, которые в <послевоенные 50-80 года> были проблемами эпохи: проблемы свободы, проблемы дальнейшей эволюции человека, проблема социального разброда и неопределённости перспектив. Он отражал чаяния и надежды того времени в социальном, психологическом, антропологическом плане.

Где эти люди, которые обзывают Кастанеду писателем, показали суть того, в чём именно он писатель? Они под словом "писатель" подразумевают слово "фантазёр". Дескать Кастанеда фантазёр по поводу мистицизма и дескать они понимают в этом больше, чем какой-то "выскочка" Кастанеда.

На самом деле, даже как писатель, Кастанеда - является глыбой. Он предложил развёрнутую попытку описания методик и вариантов (моделей) для решения проблем социума и человека для своего времени. Кастанеда, с одной из сторон, хотел избавиться от изоляции на личностном уровне - это аля Фрейдизм, отделённость человека в его импульсивных инстинктивных потугах чего-то добиться, чего он сам не знает, но постоянно рационализирует в виде сказки. Он поднимал проблематику роботизированности, которую предлагает социум и здесь сразу включается Хаббард, Гурджиев, и другие по проблематике бихевиоризма.

И когда какой-то дурак говорит "он всего лишь писатель", он не понимает, что он входит в поле, где ему вообще не на что опереться <для аргументации своей позиции>. Если наркоманы ещё могут обидеться, на то, что, после принятия дури, чудес, описанных Кастанедой, не случается и предъявить ему вопросы, как к мистику, то люди, которые мистицизм отбрасывают и говорят "Кастанеда писатель", - это абсолютно контрпродуктивное заявление потому, что, как писатель, Кастанеда поднимал такие пласты и проблемы, о которых эти люди не имеют никакого понятия.

Люди, считающие Кастанеду писателем, не могут ему ничего предъявить потому, что не имеют ни малейшего представления о герменевтическом подходе - то есть о том, что всегда требует толкования в соответствии с определёнными логическими структурами и базами данных с пониманием по какой схеме строить контрпозицию Кастанеде. Внутрь учения, изложенного Кастанедой, ещё нужно войти, пересечь герменевтический круг и стать инсайдером, то есть понимать в этом деле.

А все эти люди стоят снаружи герменевтического круга . Они видят что-то там у Кастанеды булькает и интерпретируют это по-своему в психологическом или философском ключе. Они начинают сочинять свою версию, то есть рационализировать, по образу и подобию Кастанеды, свои внутренние желания и чаяния. В психоанализе это называется "рационализация" - тайные желания, облекаемые в известную оболочку для самооправдания. Эти люди занимаются самооправданием, то есть индульгированием .

Таким образом своё индульгирование эти люди выдают за то, о чём писал Кастанеда.

Если с вами кто-то хочет поговорить о Кастанеде, задавайте вопрос - в какой перспективе будем говорить? Исторической, где Кастанеда писатель, публицист и социальный антрополог своей эпохи? Оккультист? Революционер? Маргинал? А если кто-то скажет, что всё в одном, то так нельзя, должен быть акцент <и соответствующая база данных>.

И здесь все эти люди, исполненные очей мудрости и считающие Кастанеду писателем, оказываются пустышками. Им нечего противопоставить, кроме своей рационализации, своего индульгирования .

Если рассмотреть корпус из двух книг (Огонь изнутри , Сила безмолвия), то в них Кастанеда косвенно устанавливает принадлежность к западной философской традиции.

Таким образом Кастанеда показывает принадлежность к западной философской традиции , а, как известно, она всю свою историю воровала и адаптировала восточную философию.

О чём это говорит? Кастанеду нужно читать в определенном контексте. Если вы его знаете, то терминологическая тарабарщина Кастанеды начинает быть интересной. Кастанеда вводит терминологию не чтобы отгородиться от традиции, а чтобы выстроить её в структуру со своими полезными особенностями. Он, как антрополог-структуралист, пересказывает вам геометрию или математику оккультизма. Это материал не для дураков .

У Кастанеды каждый термин - это мультипаспорт. Сталкинг , сновидение , чувство собственной важности , личная история - это много смысловые понятия, которые трактуются, как внутри структуры учения, изложенного Кастанедой, так и на уровне параллельных баз данных. Чтобы как-то продвигаться в практике эти значения нужно уметь вычислять и связывать.

<...> Вы когда-нибудь связывали воззрение, путь и плод из буддизма с Кастанедой? Искусство осознания - это воззрение, сновидение (движение точки сборки) - это путь, а сталкинг (фиксация точки сборки) - это плод.

<...> Тема чувства собственной важности (ЧСВ) - это проблематика неправильного формулирования места расположения или определения Я или души, в результате которого, Я растворяется в ложном Я или ложном эго. ЧСВ - это не одиозный вопрос проявлений, которые расходятся от этого ложного эга, например, гордыня, высокомерие, надменность, значимость. ЧСВ - это вопрос всего пакета обусловленности, связанного с нерешенностью вопроса ложного эга: ментальная запутанность, аффективность, проблемы связанные с обусловленностью внешней средой. Мы сами собой обусловлены исходя из того, что мы не верно определили наше Я (точку отсчёта) и из-за этого складывается определенный каскад взаимодействия с внешней средой, который тоже составляет обусловленность и свою конкретную, отдельную от обусловленности Я, проблематику.

Кастанеда не писал о магии

"Мы должны найти другое слово для мага", – говорит он. – "Это слишком темное. Мы ассоциируем его со средневековыми абсурдами: ритуал, дьявол . Мне нравиться "воин" или "навигатор". Это то, что маги делают – навигация."

Он писал, что рабочее определение слова маг – это "постигать энергию непосредственно".

Средний человек , будучи неспособным обрести энергию, для того чтобы воспринимать за пределами своей повседневности, называет область экстраординарного восприятия магией
Называть их магами - это не моя прихоть. «Brujo» или «bruja», что значит колдун или ведьма, - это испанские слова, которыми обозначаются мужчина или женщина, занимающиеся практикой знахарства. Я всегда возмущалась особым дополнительным оттенком этих слов. Но маги сами успокоили меня, раз и навсегда объяснив, что «магия» означает нечто совершенно абстрактное: способность, которую развили некоторые люди для расширения пределов обычного восприятия. В таком случае абстрактная характеристика магии автоматически исключает какие-либо позитивные или негативные оттенки названий, используемых для обозначения людей, занимающихся практикой магии.

Кастанеда не писал о мостах и приведениях

Сильвио Мануэль решил использовать мост (conceived the idea of using the bridge - задумал идею использования моста) как символ (symbol) действительного пересечения .
союзник может быть воспринят только, как качество чувств (quality of the senses) . То есть так как союзник является бесформенным, его присутствие может быть замечено только его воздействием на мага. Дон Хуан классифицировал некоторые из этих эффектов как имеющие антропоморфные качества .

Кастанеда не писал об отшельничестве и уходе из общества

– Теперь ты должен отрешиться , – сказал он.

– Отрешиться от чего?

– Отрешиться от всего.

– Но это невозможно. Я не намерен становиться отшельником.

Карлос Кастанеда – одна из величайших загадок XX века. С уверенностью о нём можно сказать лишь то, что он является автором десяти уникальных книг, каждая из которых стала бестселлером, а также основателем издательской компании «Cleargreen Inc.», в настоящее время владеющей правами на всё его творческое наследие. Любая другая информация представляет собой лишь домыслы, загадки и предположения.

Загадки биографии Кастанеды

На протяжении практически всей своей жизни Карлос Кастанеда скрывал свою «личную историю» , категорически запрещал себя фотографировать (хотя, несколько фото Кастанеды всё же имеется) и за всю жизнь дал лишь несколько интервью. Кроме того, он отрицал и то, что когда-либо был женат. Но Маргарет Реньян в своей книге «Магическое путешествие с Карлосом Кастанедой», в которой представлены её воспоминания о жизни с Кастанедой, уверяет, что они были женаты.

Карлос Кастанеда был мастером мистификаций – говоря о себе, он при каждом удобном случае придумывал всё новое место рождения, новых отца и мать, новую «легенду». В большинстве случаев Кастанеда утверждал, что был рождён в бразильском городе Сан-Паулу в 1935 году в Рождество в очень уважаемой семье, а его отец был академиком. В некоторых своих беседах Карлос неявно намекал на то, что один из известных людей того времени – революционер и дипломат Освальдо Арана приходился ему родным дядей . Среди других «популярных» версий Кастанеды была та, что он родился не в 1935, а в 1931 году, и что его родиной вообще является Перуанский город Кахамарка. Говоря другими словами, истинная биография Кастанеды ушла в могилу (в могилу ли?) вместе с ним.

Но одна из наиболее точных версий биографии героя нашей статьи была опубликована журналом «Time» в 1973 году . Ниже мы и предлагаем её вашему вниманию.

Биография Кастаенды по версии журнала « Time »

Карлос Кастанеда (полное имя – Карлос Сезар Арана Кастанеда) родился в Сан-Паулу (Бразилия) 25 декабря 1925 года . Его отец Сезар Арана Кастанеда Буругнари был часовщиком, а о матери Сусанне Кастанеда Новоа не известно ничего, кроме того, что она была изящной хрупкой девушкой с очень слабым здоровьем. Ко времени рождения Карлоса его отцу было всего семнадцать, а матери шестнадцать лет. Когда Карлосу исполнилось 24 года, его мать скончалась.

В вымышленных и подлинных историях Карлоса о своей жизни нередко также упоминаются его бабушка и дедушка, с которыми он жил в детстве. Бабушка имела иностранные корни, вполне вероятно, турецкие, и была не очень красивой, довольно крупной, но очень доброй женщиной. Карлос очень любил её.

А вот дедушка Кастанеды был очень своеобразным человеком . Он имел итальянское происхождение, был рыжеволосым и синеглазым. Он всё время баловал Карлоса различными байками и историями, а также изобретал всякие вещицы, которые время от времени презентовал всем членам семейства.

Уже позже, когда Кастанеда познакомился с мексиканским магом по имени дон Хуан Матус, его наставник настоял на том, чтобы Карлос навсегда попрощался со своим дедом. Однако даже смерть дедушки никак не повлияла на подопечного дона Хуана – воздействие на жизнь Кастанеды его дедушки сохранялось долгие годы. Карлос вспоминал, что прощание с дедушкой было наиболее тяжёлым событием в его жизни . Прощаясь с дедом, он максимально детализировано представил его, и сказал ему: «Прощай».

В 1951 году Кастанеда эмигрирует в США . А в 1960 году происходит событие, в корне меняющее жизнь Карлоса и огромного количества людей, которые впоследствии познакомятся с его книгами. Будучи в ту пору студентом Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, и отправившись в Мексику для сбора «полевого материала», необходимого ему для его дипломной работы, на автобусной станции Грейхаунд в мексиканском городке Ногалес на границе американского штата Калифорния и мексиканского штата Сонора, Карлос встречает индейского шамана из племени Яки – мага дона Хуана Матуса . В дальнейшем дон Хуан станет духовным наставником Кастанеды, и на протяжении двенадцати лет будет посвящать его в премудрости магии, давая сокровенные знания, унаследованные им от древних толтеков – людей Знания. Достоверность дальнейших событий со 100% уверенностью установить невозможно, однако все они детально описываются в книгах Кастанеды.

На этом этапе мы можем закончить разговор о биографии Карлоса Кастанеды и перейти к краткому описанию процесса обучения Карлоса у дона Хуана и появления на свет первых работ Кастанеды.

Начало обучения у дона Хуана

Первой и главной задачей дона Хуана Матуса было разрушение в сознании Кастанеды привычной и устоявшейся картины мира . Он обучал Карлоса тому, как увидеть новые аспекты реальности и воспринять всю многогранность мира, в котором мы живём. В процессе обучения дон Хуан прибегал ко множеству всевозможных приёмов и техник, о чём также говорится в книгах, но изначально, учитывая «закостенелость» мировосприятия своего ученика, дон Хуан использовал наиболее жёсткие методы обучения, а именно: применял психотропные средства , такие как священный для американских индейцев кактус пейот (Lophophora williamsii), галлюциногенный гриб мексиканский псилоцибин (Psilocybe mexicana) и особая курительная смесь на основе дурмана (Datura inoxia). Именно по этой причине будущие противники Кастанеды начали обвинять его в том, что он пропагандирует употребление наркотиков.

Однако в дальнейшем на все эти обвинения были предъявлены весомые контраргументы. Следует также сказать и то, что речь о психотропных веществах идёт лишь в первых двух книгах Кастанеды . В остальных его работах представлены абсолютно другие способы изменения сознания и познания тайных аспектов человеческого бытия. К ним можно отнести такие как сталкинг, осознанные сновидения, стирание личной истории, остановка внутреннего диалога, созерцание и многие другие.

Работа Кастанеды

В начале своего обучения у мексиканского мага Карлос попросил у него разрешения вести записи их бесед. Так на свет появилась первая нашумевшая книга Карлоса «Учение дона Хуана: путь Знания индейцев Яки». В мгновение ока эта книга стала бестселлером и разошлась огромным тиражом. Далее её судьбу повторили и следующие девять книг. Все они рассказывают о том, как Карлос сначала обучался у дона Хуана, постигал тайны магического учения и взаимодействовал с другими людьми; как затем и сам обучал группу магов, после того, как в 1973 году дон Хуан покинул наш мир, «сгорев в огне изнутри»; а также о том, как старался прояснить для себя суть всех событий, произошедших с ним в предшествующие годы.

С момента появления первой книги Кастанеды и по сей день люди спорят на тему того, был ли вообще дон Хуан реальным человеком или же выдуманным Карлосом собирательным образом. Например, упомянутая выше Маргарет Реньян Кастанеда в своей книге говорит, что имя Хуан Матус встречается в Мексике так же часто, как в России Пётр Иванов, а также, что изначально в своих полевых заметках Карлос просто говорил о пожилом индейце, который начал его обучать – имя Хуан Матус появилось несколько позже. Кроме того, «Матус», по словам Маргарет, это название красного вина, которое они с Карлосом любили попивать во времена их молодости.

Если же верить словам самого автора знаменитых произведений, дон Хуан был реальным человеком, очень скромным по натуре, но, в действительности, самым настоящим шаманом, могущественным брухо, последним представителем имеющей многовековую историю линии тольтекских магов. Обучать же Карлоса он стал по причине того, что на Карлоса ему указал Дух , и того, что он обнаружил в Кастанеде энергетическую конфигурацию, подходящую для того, чтобы неофит смог стать новым лидером следующей линии магов, называемой партией Нагваля.

Как бы то ни было, люди, знакомые с творчеством великого мистификатора, разделяются на два лагеря – это те, кто полностью принимает на веру всё, что сказано в книгах, и те, кто стремится всеми силами опровергнуть достоверность представленной информации и развенчать мифы о Кастанеде, доне Хуане и его учении.

Тайна личности Кастанеды

Как известно, Карлос Кастанеда стремился к тому, чтобы окутать туманом свою личность и всё, что связано с его жизнью. Это стремление ускользнуть от людского взора и избежать любой определённости проистекает из основного требования, которое предъявляется к магам линии дона Хуана – всегда оставаться гибким, неуловимым, не ограниченным никакими рамками, стереотипами и мнениями людей, а также избегать любых поведенческих шаблонов и реакций. В терминологии тольтекских магов это и называется «стиранием личной истории» . Исходя из этой базовой предпосылки, можно точно сказать, что человечество никогда не узнает всех подробностей жизни Карлоса Кастанеды и то, существовал ли на самом деле дон Хуан.

Если даже Карлос сумел эффективно стереть свою личную историю, то дон Хуан сделал это просто безупречно (кстати, понятие безупречности является одним из центральных в учении дона Хуана ), не оставив после себя никаких следов, покинув этот мир «вместе с ботинками».

Согласно словам Карлоса Кастанеды, его учитель дон Хуан сумел выполнить главную задачу всей своей жизни – «сгореть в огне изнутри» , достигнув максимального осознания и окончательно развив своё энергетическое тело, перейдя тем самым на новый уровень восприятия. Однако касаемо своей собственной смерти, у Карлоса не было сомнений в том, что он не сможет достичь такого результата. Многие сторонники Кастанеды уверены в том, что он, несмотря ни на что, сумел достичь того, к чему стремился, т.е. ушёл из мира таким же образом, как и дон Хуан. Но аудитория реалистов (а также официальный некролог) сходится во мнении, что Карлос Кастанеда умер от рака печени. Произошло это 27 апреля 1998 года, тело Кастанеды было кремировано, а прах переправлен в Мексику.

Наследие Кастанеды

С того момента, как мир узнал о существовании Карлоса Кастанеды и дона Хуана и до сих пор, учение толтекских магов набирает всё больше приверженцев по всему миру . Многие люди расценивают книги Кастанеды не просто как художественные произведения, но и как практические руководства к действию. Эти люди идут по «Пути Воина», основы которого и описаны в книгах Кастанеды. Они стремятся к познанию тайн бытия, трансформации личности, усилению осознания, развитию своего максимального потенциала, как человеческих существ, переходу к иному способу восприятия и уровню бытия. Некоторые последователи даже успели присоединиться к обучению, которое проводилось самим Кастанедой и его сподвижницами – Тайшей Абеляр, Флориндой Доннер-Грау и КэролТиггс в 90-х годах прошлого столетия, а ныне проводится их ближайшими учениками и корпорацией «Cleargreen Inc.» .

Книги Карлоса Кастанеды взбудоражили целое поколение , породили новую волну движения в культуре мировосприятия и даже мире музыки (музыкальное направление «New Age» появилось именно в то время ), заставили человечество, если уж не по-новому увидеть мир, то хотя бы попытаться сделать это; стали отправной точкой в пути духовных искателей по всему миру.

На сегодняшний день свои работы по схожей тематике представляют такие авторы как Армандо Торрес, Норберт Классен, Виктор Санчес, Алексей Ксендзюк и некоторые другие. Само же учение дона Хуана продолжает практиковаться огромным количеством людей.

Ниже вы можете ознакомиться со списком книг Карлоса Кастанеды . А прочесть их можно, просто приобретя в книжном магазине или скачав в Интернете.

Библиография Кастанеды


Одна из самых загадочных личностей 20 века, несомненно, Карлос Кастанеда. Что о нем известно? Да практически ничего. Только то, что он автор 10 бестселлеров и основатель компании «Cleargreen», которая и обладает правами на все его рукописи. Кастанеда довольно тщательно скрывал все сведения о себе. Он не давал интервью и не фотографировался. Только по счастливой случайности удалось сохранить несколько его фотографий. Маргарет Раньян, автор воспоминаний о Кастанеде, утверждала, что он был ее супругом, однако сам он это отрицал. Так что подлинная биография Кастанеды была известна только ему одному.

Кастанеда эмигрировал в США из Перу в 1951 году. Утверждают, что в 1960 году произошло знаменательное событие для Карлоса и его многочисленных последователей. Будучи студентом Калифорнийского университета, он отправился в Мексику за «полевыми материалами» для дипломной работы. Там он и познакомился с индейцем из племени яки Хуаном Матусом, который в дальнейшем стал его духовным учителем и в течение 20 лет передавал Кастанеде тайные знания своего племени. А в 1968 году была опубликована и первая книга Кастанеды, которая была записана со слов самого Матуса. «Учение дона Хуана. Путь индейцев из племени яки» быстро стала бестселлером, как и девять последующих. Дон Хуан относил себя к представителям традиции магии толтеков. Считалось, что он рассмотрел в Кастанеде задатки «нагваля», т.е. лидера группы видящих. После того, как дон Хуан должен будет покинуть «энергетическое тело», Кастанеда занял бы его место. Согласно последнему, «магия» толтеков представляет собой умение изменять восприятие. Согласно учению, эта практика способна менять всю жизнь в целом.
Практика не предполагала воздействия на других людей. Ее задача - «сгорание в огне изнутри», т.е. достижение кардинально иной формы существования в «энергетическом теле». Термином «магия» Кастанеда был очень недоволен, поэтому впоследствии изменил его на русский «шаманизм». Конечно, и этот термин не вполне соответствовал учению, т.к. предполагал общение с духами. Однако был уже гораздо ближе к тому, что пытался донести до людей Кастанеда. По словам самого Карлоса, одной из целей было полное уничтожение истории его жизни. Поэтому с того момента, как он стал последователем дона Хуана, Кастанеда всячески избегал лишних разговоров о его прошлом, максимально огородил личную жизнь от посторонних взглядов. Настоящая биография стала бы служить отличным товаром для спекуляции. Поэтому сегодня рассказать историю жизни Кастанеды не представляется возможным – слишком уж много домыслов и противоречий. Один из самых спорных моментов – дата рождения Кастанеды. Некоторые считали, что это 1925 год, другие – 1931, а сам Карлос уверял, что 25 декабря 1935 года. Неизвестно также и то, где он родился. «Неподалёку от Сан-Паулу в Бразилии», - говорил Кастанеда. Однако было точно известно, что он родился не в Бразилии, а в Перу. Сам Карлос воспринимал эти сведения, как желание во что бы то ни стало найти в нем «индейскую кровь». Но Кастанеда очень хорошо изъяснялся по-португальски, что может служить косвенным подтверждением его слов. Тем не менее, 1973 году выходит довольно подробная статья в журнале «Тайм». Позже Кастанеда опровергал ее достоверность, настаивая на том, что все сведения неверны. Но статья пользовалась огромным успехом и перепечатывалась многими изданиями. По версии Тайм, Карлос Сезар Аранья Кастанеда родился в семье потомственного ювелира и часовщика Сезара Аранья Бурунгарай и Сюзанны Кастанеда Навоа (она умерла, когда Карлосу было 24 года). Три года мальчик учился в школе Кахамарки, а в 1948 всей семьей они переезжают в Лиму. Здесь он заканчивает Национальный колледж св. Девы Марии Гваделупской, а затем обучается скульптуре и живописи в Национальной школе изящных искусств Перу. В 1951 году Кастанеда в возрасте 26 лет переезжает в США. Как уже говорилось, в 1968 году он, после шестилетнего обучения у шамана Матуса, выпускает книгу «Учение дона Хуана», благодаря которой через год получает степень магистра. Прибыль от многомиллионных тиражей книги сделали Кастанеду настоящим миллионером. Но, несмотря на это, Карлос возвращается в Сонору и продолжает обучение у дона Хуана. В 1971 выходит его «Отдельная реальность», а в 1972 – «Путешествие в Истклан». За эту книгу Кастанеда получает степень доктора. Именно в это время и начинается «стирание личной истории». «Сказки о силе» была выпущена в 1974 году и стала последней книгой, рассказывающей об общении с доном Хуаном. А вскоре Матус «сгорает в огне изнутри». Кастанеда начинает собственную магическую практику вместе с группой, которую к тому времени ему удалось собрать. А с начала 1990-х адепты дона Хуана начинают общественную жизнь. Они читали лекции в Калифорнийском университете, начали обучение небольших групп, вначале бесплатно, а затем - за определенную плату. Позже открыли курсы в США и Мексике. 27 апреля 1998 года Кастанеда умирает. По официальной версии – от рака печени. Однако первые сообщения о смерти появились только 18 июня, что довольно странно. А спустя некоторое время один за другим исчезли и члены его группы. Но спустя долгое время, неожиданно, в пустыне был найден труп Патрисии Патин – одной из учениц Кастанеды. Случайна ли ее смерть? Неизвестно и по сей день, так же, как и не установлено местонахождение других последователей Карлоса. Говорят, что те, кто все же решатся прочесть книги Карлоса Кастанеды, даже если и просто как забавную мистическую сказку, никогда уже не смогут увидеть мир таким, каков он был до прочтения.

Имя: Карлос Кастанеда (Carlos Castaneda)

Возраст: 72 года

Деятельность: писатель, антрополог, этнограф, мистик, поэт

Семейное положение: был в разводе

Карлос Кастанеда: биография

Карлос Кастанеда – американский писатель, исследователь индейской магии. Автор бестселлеров рассказывал в книгах о том, как расширить границы восприятия, познать Вселенную. Работы Кастанеды в научном сообществе считали художественной литературой, но некоторая информация представляла интерес и для ученых.

Детство и юность

Информация в биографии Карлоса Кастанеды разнится. Ученый рассказывал, что в бумагах указано имя Карлос Аранья, но после переезда в Америку решил взять фамилию матери – Кастанеда.


Писатель также рассказывал о том, что родился 25 декабря 1935 года на территории бразильского города Сан-Паула. Родители были зажиточными гражданами. Юный возраст матери и отца не позволял им воспитывать сына. На тот момент родителям едва исполнилось 15 и 17 лет соответственно. Это повлияло на то, что мальчика передали на воспитание сестре матери.

Но женщина скончалась, когда ребенку исполнилось 6 лет. А в 25 лет молодой человек потерял и биологическую мать. Карлос не слыл послушным ребенком. Юношу часто наказывали за связи с плохими компаниями и нарушениями, в том числе школьных правил.

В 10 лет Карлос отправился в путешествие, которое закончилось в интернате Буэнос-Айреса, но через 5 лет Кастанеду вновь ждал переезд. На этот раз пунктом назначения стал Сан-Франциско. Здесь юношу воспитывала приемная семья. Завершив обучение в Hollywood High School, Карлос отправился через океан – в Милан.


Молодой человек поступил в Академию изящных искусств Брера. Но долго постигать азы изобразительного искусства не сумел из-за отсутствия соответствующего таланта. Кастанеда принимает непростое решение и возвращается на калифорнийский берег США.

Постепенно в душе Карлоса просыпалась любовь к литературе, психологии и журналистике. Молодой человек в течение 4 лет посещал курсы в City College, расположенный в Лос-Анджелесе. Содержать парня было некому, поэтому Кастанеде приходилось тяжело работать. Будущего писателя пригласил на должность помощника психоаналитик.

Работа Карлоса заключалась в упорядочивании записей. Каждый день Кастанеда слушал рыдания и жалобы других людей. Только спустя некоторое время юноша понял, что многие клиенты психоаналитика похожи на него. В 1959 году Карлос Кастанеда официально стал гражданином Соединенных штатов Америки. После этого важного шага молодой человек сделал еще один – поступил в Калифорнийский университет, где получил диплом по антропологии.


Молодой Карлос Кастанеда

Журнал Time предложил другую версию биографии писателя. В 1973 году была опубликована статья, в которой сказано, что родился автор бестселлеров 25 декабря 1925 года в Кахамаркае, городе на севере Перу. В качестве подтверждения журналисты использовали данные иммиграционной службы.. Не совпадали данные относительно мест учебы писателя. По мнению исследователей, Кастанеда учился в Национальном колледже св. Девы Марии Гваделупской в Лиме, позже поступил в Национальную школу изящных искусств, расположенную в Перу.

Литература и философская мысль

Кастанеда не прекращал научную работу. Мужчина писал статьи о лекарственных растениях, которые использовали североамериканские индейцы. В командировке и произошло знакомство с человеком, изменившим восприятие мира Карлоса, – Хуаном Матусом.

Книги Карлоса Кастанеды пропитаны знаниями, полученными во время обучения у Хуана Матуса. Этот человек прославился магическими способностями. Эксперт в этой области был хорошо знаком с древними шаманскими практиками. Критики не воспринимали всерьез представленную в работах Кастанеды информацию, называя это невозможным и невероятным.


Но это не отталкивало поклонников Карлоса. У мужчины появились последователи, которые и сегодня продолжают деятельность Кастанеды. В учениях дон Хуан предстает мудрым шаманом. Некоторые люди видят в описании мага индейского колдуна. Но, по мнению писателя, это больше представитель академической науки.

В книгах Карлос описывал представление Хуана Матуса о мире, в основе которого лежат неизвестные для европейца понятии. Кастанеда представил новое устройство мира, на которое влияла социализация.

Ученики дона Хуана предпочитали жить по правилам учителя. Этот образ жизни называли Путь воина. Маг утверждал, что все живые существа, в том числе люди, воспринимают энергетические сигналы, а не объекты. Организм и мозг обрабатывают полученные данные и создают собственную модель мира. По мнению Матуса, познать все невозможно. Любые знания будут ограниченными. Эту идею переносил в книги и Кастанеда.


Обычно человек воспринимает лишь малую часть получаемой информации. В учениях дона Хуана ее обозначают как тональ. А та часть, в которой включены все аспекты жизни Вселенной, была названа нагвалем. Карлос Кастанеда истинно верил в то, что расширить тональ возможно, но для этого нужно пройти Путь воина.

Писатель рассказывал в книгах о возможности изменения местоположения энергетического поля человека, которое способствует поглощению внешних сигналов и развитию. По мнению Хуана Матуса, точки можно разделить на жестко фиксированную, множественное положение, полное осознание.


Максимального уровня внимания человек способен добиться в случае прекращения внутреннего диалога. Ради этого придется поступиться жалостью к собственной личности и жизни, отказаться от веры в бессмертие, постичь искусство сновидения. Итогом многолетнего сотрудничества с Матусом стала книга «Учение дона Хуана». Эта работа позволила Кастанеде получить степень магистра.

В 1968 году Карлос продолжил учиться у дона Хуана. На этот раз писатель собрал достаточное количество материала для создания новой книги «Отдельная реальность». Работу опубликовал только через три года. Спустя год выходит очередной бестселлер Кастанеды под названием «Путешествие в Икстлан». Карьера ученого развивается стремительно. Труды, написанные под воздействием индейского мага, помогли получить докторскую степень.

С этого дня о Карлосе Кастанеде начинают ходить слухи. Постепенно писатель «стирает личную историю». В учениях дона Хуана этот этап описывается как первая ступень к развитию. Общение с индейцем заканчивается книгой «Сказки о силе». Здесь Кастанеда рассказывает о том, что Матус покидает мир. Теперь Карлосу приходится вспоминать и самостоятельно разбираться с новой для себя системой мировоззрения.

На протяжении 20 лет жизни Карлос Кастанеда создал 8 книг, каждая из которых становилась бестселлером. Работы автора разбирали на цитаты. Постепенно писатель уходил от обыденности и предпочитал жить в укромном месте, не общаясь ни с кем. Заботами об устройстве быта, публикации книг занимались сторонние лица.

Помимо создания книг, Кастанеда пытался постичь магию. Мужчина практиковал это направление так, как учил дон Хуан. С Карлосом постичь мир пытались Тайша Абеляр, Флоринда Доннер-Грау, Кэрол Тиггс, Патрисия Партин. Только в начале 1990 годов автор бестселлеров вновь предстал в обществе. Ученый вернулся к преподавательской деятельности в Калифорнийский университет. Позже стал ездить по США и Мексике с платными семинарами.


В 1998 году мир увидел две книги от Карлоса Кастанеды. Это «Магические пассы» и «Колесо времени». Работы оказались итогом жизни писателя. В трудах автор рассказывает о наиболее важных моментах постижения Вселенной, представляет сложную информацию в форме афоризмов. В книге под названием «Магические пассы» Карлос описывает комплекс движений, ставший инструментом для расширения границ познания.

В числе работ Карлоса Кастанеды присутствуют бестселлеры «Сила безмолвия» и «Огонь изнутри». О загадочной личности автора книг сняли не один документальный фильм.

Личная жизнь

В личной жизни Карлоса Кастанеды не все было просто. Через год после получения американского гражданства писатель отвел к алтарю Маргарет Раньян. О девушке не сохранилось никакой информации.


Тем не менее, брак продлился только лишь полгода. Несмотря на это, с официальным разводом супруги, которые уже не жили вместе, не торопились. Бумаги оформили спустя 13 лет.

Смерть

Загадки преследовали Карлоса Кастанеду на протяжении жизни. Официальная дата смерти американского антрополога обозначена как 27 апреля 1998 года. Но известно миру о кончине писателя стало 18 июня того же года. Эксперты утверждают, что в течение продолжительного времени Карлос страдал от тяжелого заболевания – рака печени, который убил автора многочисленных книг.

Цитаты

Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даешь.
Бесполезно тратить всю свою жизнь на один-единственный путь, особенно если этот путь не имеет сердца.
Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни всё, что угодно. В любое время. Мгновенно.
Искусство состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.
Ты не должен путать одиночество и уединение. Одиночество для меня понятие психологическое, душевное, уединённость же - физическое. Первое отупляет, второе - успокаивает.

Библиография

  • 1968 - «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки»
  • 1971 - «Отдельная реальность»
  • 1972 - «Путешествие в Икстлан»
  • 1974 - «Сказки о силе»
  • 1977 - «Второе кольцо силы»
  • 1981 - «Дарорла»
  • 1984 - «Огонь изнутри»
  • 1987 - «Сила безмолвия»
  • 1993 - «Искусство сновидения»
  • 1997 - «Активная сторона бесконечности»
  • 1998 - «Колесо Времени»
  • 1998 - «Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики»

В первую очередь, эта статья обращена к тем, кто уже читал Кастанеду и имеет хотя бы общие представления о том, кто он такой и о чем его книги. Но по всем основным позициям можно провести параллель и с любой другой системой духовного поиска, которая вам может быть знакома.

Для тех, кто не в теме. Кастанеда – американский то ли писатель, то ли антрополог, то ли мистик. Прославился тем, что написал серию книг-отчетов о своем обучении у индейского шамана дона Хуана, реальное существование которого, однако, осталось под вопросом. Общую информацию можно почерпнуть из Википедии – там достаточно . А мы перейдем к сути дела.

Основная критика свалилась на Кастанеду из-за первых двух его книг, где больше внимания уделяется магическим практикам, сопряженным с приемом различных естественных галлюциногенов. И хотя Кастанеда не подразумевал никакой наркотической пропаганды, так вышло, что первые книги были многими восприняты, как призыв лизать марки, жевать кактусы и курить траву.

Но начиная уже с третьей книги, Кастанеда сам признает, что, неправильно расставив акценты, совершил ошибку, и теперь заново рассказывает ту же самую историю, но уже в совершенно другом ключе. Именно с третьей книги начинается тот Кастанеда, который по-настоящему изменил ход многих личных историй.

На этом тему "наркотической" опасности кастанедовских книг закрываем, как банальную и скучную, и переходим к психологическому их воздействию, которое куда интереснее.

Дон Карлос

За всей мистической атрибутикой книги Кастанеды скрывают совершенно простую и четкую систему взглядов, которая, однако, часто ускользает и от самых рьяных его почитателей.

Концепция, предложенная Кастанедой, в мельчайших подробностях описывает путь подготовки ученика от полной его социальной бессознательности до состояния просветления. Там есть все: от решения базовых социально-психологических проблем, которыми занимается обычная наша психология, до технологии достижения принципиально иных и более высоких состояний сознания, которыми обычно занимаются духовные учения.

Сложность понимания книг Кастанеды заключается в том, что книги эти – художественные, и как таковые, они не имеют своей прямой целью стройного изложения эзотерической системы знания. И хотя Кастанеда несколько раз пытается разложить все по полочкам, целостную систему можно восстановить только после многократного прочтения и осмысления.

Но отличное литературное обрамление само по себе оказывает мощное влияние – оно действует, как ловушка для ума, заставляя его в погоне за сюжетом, все глубже погружаться в магический мир. А формат дневниковых записей, придает повествованию почти осязаемую реалистичность и зовет читателя войти в приоткрытую перед ним дверь.

Что ни говори, а Кастанеда – отличный писатель, умеющий увлечь читателя за собой, оторвать его от земли, от привычных умственных построений и зашвырнуть его в совершенно иной мир – таинственный, пугающий, непредсказуемый, но сказочно манящий.

Основная канва повествования разворачивается вокруг Пути Воина – особого мировоззрения и соответствующего образа жизни, который постепенно трансформирует обычного социального человека в настоящего мудреца, Человека Знания. Оба эти понятия условные, поскольку никакой особой воинственности и никакого конкретного тайного знания тут не подразумевается. Это просто образы, хорошо передающие суровый дух противостояния собственным демонам.

В других традициях Путь Воина соотносится с системой практик, необходимых для очистки и подготовки сознания к будущей трансформации, а просветление, которое наступает, когда сознание окончательно к этому готово, соответствует статусу Человека Знания. Как говорит дон Хуан, – "Когда становишься человеком знания, путь воина заканчивается".

Таким образом, Путь Воина – это своеобразный мостик из социально обусловленного состояния сознания, к состоянию вне всяких условностей, к полной Свободе, которая и есть конечная цель всякого Пути.

Принципы Пути Воина безо всяких противоречий включают в себя всю современную психологию, и даже сверх того – далеко выходят за ее рамки. Черпал ли Кастанеда вдохновение из уже существующих учений или творил что-то свое – тоже не так уж и важно. Даже если это просто талантливая компиляция, ее ценности это не умаляет.

Язык Кастанеды простой и хлесткий, он сбивает с ног, не оставляя читателю шансов ускользнуть от правды о самом себе. А выразительной четкостью формулировок и бритвенной остротой сделанных наблюдений, Кастанеда легко затыкает за пояс всех академических психологов, вынужденных из соображений политкорректности ходить вокруг да около. У Кастанеды талант называть вещи своими именами, и этому у него стоит поучиться любому психологу.

Теоретическую базу и практическую сторону Пути Воина описывать здесь бессмысленно – задумчивые исследователи целые тома по этому поводу исписывают. Коль появится такой интерес, можно будет эту тему продолжить в других статьях, так что пишите заинтересованные комментарии. А пока двигаемся дальше.

Шило на мыло

Каким образом люди вообще попадают в эзотерику? Откуда возникает желание променять теплую и уютную привычную жизнь на невзгоды и тяготы Пути Воина?

Первая, самая распространенная и самая нездоровая причина – это самообман неудачника. Раз ничего не получается – пойду в воины. Такие люди составляют основной костяк любого мистического течения. Их привлекает возможность встать в позу и продемонстрировать всем вокруг свою возвышенную необыкновенность. Кто-то потом эту стадию проходит и двигается дальше, а кто-то застревает в ней до самого конца.

Вторая причина – своеобразный духовный нонконформизм, романтика поиска или побег от скуки. Для этих людей Путь Воина становится хобби – необычным развлечением, которому можно уделять некоторое количество свободного времени, а потом хвастаться перед друзьями своими открытиями. Опять же, некоторые из них потом идут дальше, но большинство просто находят себе другое развлечение.

Третья группа самая малочисленная – это те, кого сама жизнь поставила перед выбором, те, чье выживание находилось на грани, а Путь Воина стал единственным возможным выходом из ситуации. Таких людей немного. Иногда, они встречают своего дона Хуана, как это было с Кастанедой (он, кстати, был тогда на грани самоубийства), иногда, ищут свой путь на ощупь, иногда, находят своего учителя внутри, как это было с Юнгом.

Так или иначе, никто по доброй воле не станет покидать насиженное место.

Только дырявый горшок может пытаться стать человеком знания по своей воле. Трезвомыслящего человека нужно затягивать на путь хитростью. Найдется масса людей, которые с радостью захотят учиться, но эти не в счет. Обычно они уже с трещиной. Как пересохшая бутыль из тыквы, которая с виду в порядке, но начинает течь в ту же минуту, как только в нее наливают воду и появляется давление.

ДХ


А вот цитата из мира психологии.

Только принуждение заставляет шевелиться природу, в том числе и человеческую. Без нужды ничего не изменяется, и менее всего человеческая личность. Она чудовищно консервативна, если не сказать инертна. Только острейшая нужда в состоянии ее вспугнуть. Так и развитие личности повинуется не желанию, не приказу и не намерению, а только необходимости: личность нуждается в мотивирующем принуждении со стороны судеб, исходящих изнутри или приходящих извне.

…но также сознательное моральное решение должно дать свою силу процессу личностного развития. Если первое, т. е. необходимость, отсутствует, то так называемое развитие будет простой акробатикой воли; если отсутствует последнее, а именно сознательное решение, то развитие увязнет в тупом бессознательном автоматизме. Однако решиться на собственный путь можно только в том случае, если он представляется наилучшим выходом.

К. Г. Юнг


Путь Воина – это лишь противовес обычной социальной жизни, а не самостоятельная ценность. "Воинская" система ценностей нужна только для того, чтобы вырвать человека из привычной колеи, из привычной системы взглядов, но менять шило на мыло совершенно бессмысленно. Суть и цель Пути Воина не в том, чтобы подчинить себя более правильным ценностям, а в том, чтобы отказаться от ценностей вовсе.

В противном случае, если не происходит полного отказа от всяких ценностей, человек оказывается распятым на кресте противоречащих друг другу принципов. Вера в праведность Пути Воина не позволяет больше наслаждаться обычными социальными играми, а подавленные, но не отброшенные, социальные интересы никак не дают целиком посвятить себя воинскому образу жизни.

Возникает чудовищный внутренний конфликт, от которого человек становится дважды неуверенным в себе: теперь и член общества из него никудышный, и воин паршивый – ни то, ни се. И от этого на душе становится совсем тяжело.

Путь Воина – это лишь клин, который нужен, чтобы выбить другой клин. Не более того. В конечном счете, важна верность самому себе, а не тому или иному образу жизни. Система ценностей Пути Воина важна, как точка опоры, которую можно использовать, чтобы перевернуть мир привычных своих взглядов. Делать же из него религию – крайне опасно.

Сверхспособности вместо просветления

У йогов есть замечательная метафора, которая хорошо иллюстрирует данную проблему. Они говорят, что есть путь, а есть цветы у дороги. Цветы эти красивые и чудесно пахнут, но не они являются целью путешествия, они его лишь сопровождают, да и то не обязательно.

Описанный Кастанедой мир магов с их способностями превращаться в животных, мгновенно перемещаться в пространстве и быть в двух местах одновременно – это только цветы у дороги. Сущность Пути Воина не в том, чтобы развить в себе эти умения, и реальное продвижение по пути никак от них не зависит. Дерево рубят – щепки летят, но никак не наоборот.

Сверхспособностями больше всего увлекаются как раз те неудачники, которые не смогли утвердиться в социальной жизни, а теперь хотят утереть всем нос своими магическими фокусами. Иногда, это у них получается, но психологически они так и остаются наивными маленькими человечками с непомерными амбициями.

Кастанеда неоднократно обращает внимание на то, что конечная цель пути – Свобода, и в первую очередь, это свобода от потребности в самоутверждении, в утешении, в признании. Чувство собственной важности – это очень тяжелая ноша. Можно стать настоящим магом, но так остаться при этом полнейшим ничтожеством.

А посмотрите, чем заполнены форумы любителей Кастанеды – одно сплошное самолюбование и погоня за спецэффектами. Как и предрекают индусы, в эпоху Кали-Юги дешевая демонстративная эзотерика становится очень популярной.

Настоящий Путь Воина совершенно бесхитростен – нечем хвастаться и не перед кем. Ни крыши над головой, ни твердой почвы под ногами – одна сплошная неизвестность и полное одиночество. "У воина нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины, есть только жизнь, которую нужно прожить" – кому нужно такое путешествие?

Акция личностного развития – это, на взгляд постороннего, непопулярное предприятие, малоприятное уклонение от прямого пути, отшельническое оригинальничание. Поэтому неудивительно, что издавна лишь немногие додумывались до столь странной авантюры. Если бы все они были глупцами, то мы имели бы право исключить их из поля зрения нашего интереса как духовных "частных лиц". К несчастью, однако, личностями являются, как правило, легендарные герои человечества, те, кто вызывает восхищение, любовь и поклонение, истинные чада божьи, чьи имена "не прейдут в эонах". Они – подлинный цвет и плод, семена, порождающие древо рода человеческого.

К. Г. Юнг

Культ отсутствующей личности

Другая опасность, подстерегающая доморощенных воинов, – это желание вступить в то или иное сообщество любителей Кастанеды.

Многоуважаемая РПЦ в своей книге по (популярному) сектоведению перечисляет несколько организаций, действующих в этом направлении, в том числе, и в России.

Сей любопытный документ называет Кастанеду основателем секты, но основную критику направляет не на сущность учения, а на деятельность этих самых центров, групп и обществ свидетелей последователей Кастанеды.

Но опасность не в том, что, гипотетически, можно попасть под влияние этих горе-сектантов от Кастанеды, а в самом стремлении найти себе духовное пристанище, круг сообщников-единомышленников.

Вокруг всякого значимого учения рано или поздно начинают возникать разного рода тусовки. Люди общаются между собой, делятся опытом, открытиями и переживаниями, и на каком-то этапе такой взаимообмен вполне может способствовать настоящему развитию. Но если задержаться внутри такой тусовки дольше необходимого, она быстро перестает быть подспорьем и становится препятствием для дальнейшего развития.

В случае кастанедовского учения все осложняется еще и тем, что оно само подразумевает создание своей группы. У дона Хуана была группа магов, у Кастанеды тоже была, вот и читатели считают, что им срочно нужно искать себе группу или сколачивать свою собственную.

То же касается и поиска своего личного дона Хуана. В книгах несколько раз упоминается, что только учитель может показать ученику "темную сторону силы". И вот едут в Сонору последователи Кастанеды со всего мира, собирают кристаллы, ищут мескалито, бродят по пустыне, собрав глаза в кучу, и пристают к старым индейцам в потрепанных шляпах. А другие, кому подобный активный поиск не по карману и не по духу, вздыхают и вообще отказываются от всякого поиска – нет дона Хуана под рукой, значит придется жить обычной жизнью.

Однако настоящий поиск всегда происходит в одиночестве, наедине с собой, и чем дальше, тем более глубокого внутреннего уединения он требует. Учитель, гуру или бенефактор даже при всем своем желании не сделают из ученика Человека Знания. Они могут подсказать, подтолкнуть, показать пример, но взрастить в себе новую личность ученик может только сам. Только он сам несет ответственность за результаты своего поиска.

Дон Хуан говорит – "Доверяй своей личной силе, одного этого уже будет достаточно, чтобы пройти свой путь". "Но избран ли я для этого пути?" – сомневается ученик. А ответ один: степень собственной избранности может определить только сам ученик, вступив на путь и пройдя по нему.

Развитие личности означает верность собственному закону. Для передачи слова "верность" мне кажется более всего применимым греческое слово из Нового Завета, которое по недоразумению было переведено как "вера". Однако оно, собственно говоря, означает доверие, доверчивую лояльность. Верность собственному закону – доверие этому закону, лояльное выжидание и доверчивая надежда, а вместе с тем – установка наподобие той, которую верующий должен иметь по отношению к Богу.

К. Г. Юнг


Чтобы двигаться по своему пути, не нужен учитель, не нужны попутчики и не нужно само учение, нужна только вера в себя и свое предназначение, и только по вере этой воздастся.

И все-таки…

В последних книгах Кастанеды пошла совсем уж какая-то мистификация, а начатое им на новой волне движение Тенсёгрити и вовсе выглядит до крайности противоречиво. Он сам, конечно, подводит под это дело какую-то объяснительную базу, но выглядит это неуклюже и доверия не вызывает.

Можно было бы предположить, что такой поворот событий связан с потребностью в деньгах, но это тоже не кажется убедительным, поскольку гонорары за постоянно переиздаваемые по всему миру книги должны были быть баснословными. Может он запутывал какие-то следы, может занимался неделанием, а может окончательно двинулся от своих экспериментов.

Много споров ходит о реальной личности Кастанеды, о том, каким он был на самом деле и насколько соответствовал идеалам Пути Воина. Рассказы ходят всякие – верить им или нет, пусть каждый решает сам для себя.

Также не прекращаются и, наверное, никогда не прекратятся пересуды о том, был ли дон Хуан реальной личностью или это лишь собирательный образ. Кастанеда до самого конца придерживался своей легенды и утверждал, что дон Хуан и его линия магов существовали на самом деле, и он действительно проходил у них обучение.

Под вопросом находится и то, достиг ли Кастанеда своей конечной цели. Некролог говорит, что Кастанеда умер от рака печени в 1998 году. В интернете есть скан официального свидетельства о смерти некоего Carlos Castaneda, но для "верующих в Кастанеду" всегда остается надежда, что дон Карлос все еще где-то бродит по земле, а если и нет, то не потому, что его доконала болезнь простых смертных, а потому что пришел его час и он, как полагается настоящему Человеку Знания, сгорел огнем изнутри.

И все-таки… книги Карлоса Кастанеды для многих людей оказались тем самым кубическим сантиметром шанса, который открывает путь к настоящей Свободе. Суровый мужской дух его сказок о Силе – это как раз то, чего так не хватает современной культуре, тонущей в инфантильной бескостной женственности.

Путь Воина – это смертельная битва за собственную свободу, схватка со своими страхами и демонами, в которой еще неизвестно, кто победит. Кастанеда не рассуждает о божественной любви и всепрощении, он беспощаден в своих суждениях. Общество погрязло в жалости к себе, люди слабы и глупы, но у каждого есть шанс вырвать себя из этой дремоты.

А закончим еще одной цитатой швейцарского дона Карлоса, который разделял и проповедовал те же самые ценности.

Что же побуждает человека избрать собственный путь и таким образом вырваться, как из пелены тумана, из бессознательного тождества с массой? Это не может быть нуждой, потому что нужда приходит ко всем, и все спасаются конвенциями. Это не может быть и моральным выбором, потому что люди, как правило, выбирают конвенции. Что же тогда неумолимо склоняет выбор в пользу необыкновенного?

Это то, что зовется предназначением; некий иррациональный фактор, который фатально толкает к эмансипации от стада с его проторенными путями. Настоящая личность всегда имеет предназначение и верит в него; имеет к нему pistis, как к богу, хотя это – как, вероятно, сказал бы заурядный человек – всего лишь чувство индивидуального предназначения. Это предназначение действует, однако, как божественный закон, от которого невозможно уклониться. Тот факт, что очень многие погибают на собственном пути, ничего не значит для того, у кого есть предназначение. Он должен повиноваться собственному закону, как если бы это был демон, который соблазнял его новыми, странными путями. Кто имеет предназначение, кто слышит голос глубин, тот обречен.

К. Г. Юнг


P. S.

Если вы все еще думаете, что это была критика Кастанеды, от всей души вас поздравляю – вы ничего не поняли! Выбросьте все предрассудки из головы и перечитайте заново. Если бы статья называлась "Чем опасен скальпель" и рассказывала о том, как легко им по своей дурости порезаться, вы бы и ее тоже воспринимали, как критику скальпеля?

Статья не о том, что Кастанеда чем-то плох. Как и у любого инструмента, у него есть сильные и слабые стороны. Но статья и не об этом тоже – она о том, к каким проблемам приводит поверхностное знакомство и безответственное применение любого инструмента.



Похожие статьи
 
Категории