Лион фейхтвангер. Лион фейхтвангер - биография, информация, личная жизнь

21.02.2019

Лион Фейхтвангер считается основателем нового литературного направления в исторической романистике. В его произведениях, содержащих размышления о судьбе человечества на разных этапах его развития, прослеживаются явственные параллели с событиями, происходящими в современном мире. Не менее интересна биография писателя, в которой присутствуют и служба в армии, и «книжное аутодафе», и заключение в концлагерь, и многое другое.

Ранние годы

Лион Фейхтвангер родился 7 июля 1884 года в немецком городе Мюнхене, в семье богатого фабриканта Зигмунда Фейхтвангера и Йоханны Боденхаймер, и был старшим из девяти детей. Его отец и мать были и мальчик с юных лет получил глубокие знания о религии и культуре своего народа. Окончив школу, Лион Фейхтвангер поступил в Мюнхенский университет, где обучался по специальностям "литература" и "философия". Затем он переехал в Берлин, чтобы пройти курс немецкой филологии и санскрита.

В 1907 году Лион Фейхтвангер получил степень кандидата наук, защитив диссертацию, посвященную произведению Генриха Гейне «Бахарахский раввин».

Начало карьеры

В 1908 году Фейхтвангер основал культурный журнал «Зеркало». Это издание имело короткую жизнь и после выпуска 15 номеров прекратило свое существование из-за финансовых проблем.

В 1912 году будущий известный писатель женился на дочери богатого еврейского коммерсанта Марте Леффлера. Причем в день свадьбы уже невозможно было скрыть от гостей, что невеста беременна. Спустя несколько месяцев Марта родила дочь, которая умерла вскоре после рождения.

В ноябре 1914 года Фейхтвангера призвали в армию в качестве резервиста. Однако вскоре оказалось, что у него не все в порядке со здоровьем, и писатель был комиссован. После войны, он познакомился с Брехтом, с которым у него завязалась дружба, продлившаяся до самой смерти Фейхтвангера.

Биография до 1933 года

Лион Фейхтвангер оказался одним из первых, кто заметил опасность, исходящую от национал-социализма. Еще в 1920-м году он уже в сатирической форме представил видения Агасфера, в которых описывал проявления антисемитизма. Кроме того, он дал точное описание «коричневого Мюнхена» в романе «Успех», в котором у главного героя Руперта Кутцнера явственно отслеживаются черты Адольфа Гитлера.

После того как некоторые произведения Фейхтвангера начали издаваться за пределами Германии, он стал довольно популярен во многих странах Европы. В результате его стали приглашать для прочтения лекций многие университеты.

В ноябре 1932 года он оказался в Лондоне. Там ему предстояло пробыть несколько месяцев, а затем отправиться в США, где он также собирался выступить с лекциями. Таким образом, на момент прихода к власти нацистов Лион Фейхтвангер находился вне пределов Германии. Вняв доводам друзей, писатель решил поселиться во французском городке Санари-сюр-Мер, где уже была небольшая колония немецких эмигрантов, бежавших из-за преследований по политическим или расовым мотивам. Так как англоязычные переводы книг Фейхтвангера издавались большими тиражами, он вел безбедную жизнь вместе с супругой Мартой, которая была его верной помощницей во всех делах.

Биография Фейхтвангера до начала Второй мировой войны

Тем временем в Германии имя Фейхтвангера оказалось в списке авторов, чьи книги подлежали сожжению, сам он был лишен гражданства, а его имущество конфисковали.

Враждебное отношение к национал-социализму стало причиной интереса писателя к СССР. Сталинская пропаганда не могла упустить такой шанс и пригласила Фейхтвангера посетить Москву, а также совершить поездку по стране с тем, чтобы увидеть своими глазами, каких успехов добилось первое в мире «Государство рабочих и крестьян». В рамках посещения СССР писатель даже взял интервью у Вождя народов.

Вернувшись во Фейхтвангер, книги которого в Советском Союзе сразу же стали издаваться многомиллионными тиражами, опубликовал свою беседу со Сталиным. Кроме того, он написал книгу «Москва. 1937», в которой поделился с европейскими читателями своим видением жизни в СССР. На ее страницах он постоянно делал сравнения между тем, что ему показали, и положением дел в Германии. При этом сравнения большей частью оказывались не в пользу последней.

Побег

В 1940 году немецкие войска вошли во Францию. Лион Фейхтвангер как бывший гражданин Германии был интернирован французами в лагерь, расположенный в местечке Ле Милль. По мере успехов армии Вермахта стало ясно, что большинству заключенных грозит смерть, если они окажутся на оккупированной территории. Тогда часть из них перевезли в лагерь недалеко от Нима. Там Лиону Фейхтвангеру и его супруге помогли сотрудники американского посольства. Они достали им фальшивые документы и, переодев писателя в женское платье, вывезли из страны. При этом Лиону и его супруге пришлось пережить множество приключений, так как сначала они долгое время скрывались в Марселе, а затем были вынуждены пробираться через Испанию и Португалию.

Жизнь в США

В 1943 году Лион Фейхтвангер, книги которого были крайне популярны в США, обосновался на вилле «Аврора» в Калифорнии. Там он много работал и создал свои самые интересные произведения. Кроме того, благодаря большим гонорарам, выплачиваемым книгоиздателями и студиями, экранизировавшими его романы, Фейхтвангер собрал роскошную библиотеку, состоящую из более чем 20 000 томов.

Если нацисты ненавидели писателя из расовых соображений, то в послевоенном США его заподозрили в симпатии к коммунистам. В этот период еще раз проявилась способность Фейхтвангера как предсказателя, так как еще задолго до начала «Охоты на ведьм» он написал пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой высказался против холодной войны и методов ее ведения.

Последние годы жизни

Несмотря на то, что писатель Лион Фейхтвангер не собирался возвращаться в Германию, благодаря своим антифашистским взглядам, он пользовался огромной популярностью в ГДР. В 1953 году ему даже присудили главную премию этой страны в области литературы.

В 1957 году у писателя был диагностирован рак желудка. К лечению Фейхтвангера привлекли лучших врачей того времени, которые сделали ему несколько хирургических операций. Попытки справиться с болезнью не увенчались успехом, и писатель скончался в 1958 году от внутреннего кровотечения.

Довоенное творчество

В ранние годы своей писательской карьеры Лион Фейхтвангер создал множество пьес, которые сам он оценивал как достаточно посредственные. Вслед за этим его заинтересовало написание публицистических статей и рецензий, что позволило как бы со стороны взглянуть на собственное творчество. В этот же период Фейхтвангер впервые задумался о возможности создания реалистичного исторического романа, на что его вдохновили произведения братьев Манн.

При этом, хотя сюжеты относились к разным эпохам, их объединял взгляд на современность сквозь призму истории. В то же время произведения Лиона Фейхтвангера, написанные после Первой мировой войны и Баварской революции, лишены эстетизма и приближены к реализму. В них часто отражается личная трагедия гуманистической личности в жестоком обществе. В частности, этой теме посвящен первый роман, который написал Лион Фейхтвангер — «Безобразная герцогиня».

Следующим произведением писателя стал роман «Еврей Зюсс», который посвящен событиям, происходящим в Германии 18 века. Он принес ему мировую славу, и в то же время его стали обвинять одновременно в антисемитизме и в еврейском национализме. И то и другое только подхлестнули интерес писателя к истории своего народа. В результате появилась трилогия об которая была издана во многих странах.

Верный своему стремлению отражать современность, отодвигая ее во времени, после вынужденной эмиграции во Францию, писатель создал роман «Лже-Нерон», в главном герое которого многие узнали фюрера.

Творчество в послевоенные годы

После переселения в США писатель продолжал много и активно работать. В частности, в 1947 году появился роман «Лисы в винограднике». Лион Фейхтвангер описал в нем события, происходящие «в закулисье» Войны за независимость. Это было его первое послевоенное произведение, в котором многие усмотрели параллели с организацией Ленд-лиза.

Спустя 4 года писателем было написано его самое знаменитое произведение — «Гойя, или Тяжкий путь познания». Лион Фейхтвангер описал в нем жизнь и творчество известного испанского художника. Роман имел огромный успех во всем мире и неоднократно экранизировался.

Даже в последний год жизни уже тяжело больной Фейхтвангер продолжал творить. С утра и до вечера он диктовал стенографистке «Испанскую балладу» о любви короля Испании Альфонсо Восьмого к простолюдинке Фермозе.

Лион Фейхтвангер

Фейхтвангер (Feuchtwanger) Лион (1884-1958), немецкий писатель еврейского происхождения. После 1933 г. в эмиграции. Автор ряда исторических романов: «Безобразная герцогиня», 1923; «Еврей Зюсс», 1925; «Иудейская война», 1932; «Лисы в винограднике», 1947; «Гойя», 1952; «Мудрость чудака», 1952 - о Ж. Ж. Руссо. Варварство и бездуховность воплощены в фашизме : романы «Успех», 1930, «Семья Опперман» («Семья Оппенгейм»), 1933, «Братья Лаутензак», 1943. Является также автором пьес. В нашей стране более всего известна его книга «Москва 1937» о посещении СССР (вскоре после издания была запрещена). В ней Лион Фейхтвангер оправдывал жесткость сталинской системы.

Фейхтвангер Лион (1884-1958) - немецкий писатель. После 1933 г. в эмиграции. Сочинения: исторический романы «Безобразная герцогиня» (1923), «Еврей Зюсс» (1925), «Мудрость чудака» (1952) и др. В романе Фейхтвангера «Испанская баллада» описана коллизия 1195 года при Аларкосе, когда берберы-альмохады сокрушили рыцарское воинство Кастилии , куда стеклись рыцари со всех стран Европы. В связи с этими событиями [Лев] Гумилёв приводит взгляды Фейхтвангера, который устами арабского историка Мусы дает прогноз того, что христианский мир молод и может позволить себе роскошь потерпеть отдельные поражения, а мусульманский мир стар и только продляет свое существование. Гумилёв приводит эти мысли Фейхтвангера в подтверждение своей теории пассионарности, согласно которой арабы к концу XII века потеряли пыл молодого этноса.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 611-612.

ФЕЙХТВАНГЕР, ЛИОН (Feuchtwanger, Lion) (1884–1958), немецкий романист и драматург. Родился 7 июля 1884 в Мюнхене. Учился в университетах Мюнхена и Берлина, где изучал философию, но достаточно рано обратился к литературе. Совершив ряд путешествий, написал в годы Первой мировой войны несколько антивоенных пьес, которые были запрещены. Славу писателю доставили исторические романы, написанные с оглядкой на новейшие веяния в психологии, в т.ч. Еврей Зюсс (Jud S, 1920–1922), Успех (Erfolg, 1926), Безобразная герцогиня (Die hlische Herzogin, 1923) и трилогия о войне иудеев с римлянами (Иудейская война – Der Jdische Krieg, 1932; Сыновья – Die Shne, 1935; Настанет день – Der Tag wird kommen, 1942). Возвышение нацизма, описанное в романе Семья Оппенгейм (1933), заставило Фейхтвангера искать убежища во Франции; в 1940 он обосновался в США. В числе позднейших его произведений – Оружие для Америки (Waffen fr Amerika, 1947–1948), Гойя (Goya, 1951), Мудрость чудака (Narrenweisheit, 1952) и Испанская баллада (Spanische Ballade, 1956). Умер Фейхтвангер в Лос-Анджелесе 21 декабря 1958.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Знакомый писатель Сталина

Фейхтвангер Лион (1884-1958). Немецкий писатель. После прихода Гитлера к власти в 1933 г. эмигрировал из Германии и жил во Франции. Участвовал в международном движении в защиту культуры, редактировал совместно с Б. Брехтом и В. Бределем издававшийся в Москве в 1936-1939 гг. журнал «Слово». Умер в Лос-Анжелесе (США).

В конце 1936 г. приехал в Советский Союз, где пробыл несколько недель. Весь период пребывания в СССР находился под неусыпным надзором сотрудников ВОКСа, докладывавших о каждом шаге немецкого писателя (Эйделъман Н. Гости Сталину //Два взгляда из-за рубежа: Переводы. М., 1991. С. 268-269).

В то время Фейхтвангер, как и многие другие видные писатели Запада, видел в Советском Союзе единственную реальную силу, способную противостоять гитлеровской угрозе. «Быть за мир, - говорил Фейхтвангер, - значит выступать за Советский Союз и за Красную Армию. В данном вопросе не может быть никакого нейтралитета».

В Москве Фейхтвангер побывал на процессе «правотроцкистско-го блока» и заявил, что «вина подсудимых уже сейчас представляется в значительной части доказанной». Через несколько дней он уточнил, что эта вина «доказана исчерпывающе». Едва ли можно упрекнуть Фейхтвангера, что он не понял лживости этого и других московских политических процессов, организованных Сталиным для укрепления своей личной власти. Ведь во всех газетах, которые читал в Москве Фейхтвангер с помощью переводчиков, он встречал выступления видных советских писателей с требованиями расстрела подсудимых.

Фейхтвангер был принят Сталиным, беседа продолжалась более трех часов и оставила, по словам Фейхтвангера, «неизгладимое впечатление». Итогом поездки в СССР стала книга «Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей», вышедшая летом 1937 г. в Амстердаме. В главе «Сто тысяч портретов человека с усами» писатель рассказывает о своих встречах и беседе со Сталиным. Вскоре по личному указанию Сталина эта книга была переведена и издана в СССР (Знаменитые евреи. М., 1997).

По мнению журналиста М. Лобанова, «Фейхтвангер взял сторону не троцкистов, а Сталина, в котором, как в руководителе страны, видел защитника еврейства в будущей войне с Германией» (Сталин / Сост. М. Лобанов М., 1995. С. 714).

С начала Второй мировой войны Фейхтвангер в своих статьях и выступлениях разоблачал гитлеровские планы мирового господства.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Энциклопедический взгляд на Фейхтвангера

ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger) Лион , то преувеличенно романтизированное изображение прошлого [пьесы на сюжеты индийских сказок], в центре которых - абстрактные проблемы Власти, Любви, Зла» (эссе «Из моей жизни»). Пьесы успеха не имели. В 1908 г. основал журнал литературы, музыки и театра «Дер шпигель», который вскоре слился с журналом «Шаубюне». Фейхтвангер активно сотрудничал в нем как литературный и театральный критик. Работал также как режиссер. Поставил в мюнхенском Народном театре пьесу М. Горького «На дне». Фейхтвангер много путешествовал; начало Первой мировой войны застало его в Тунисе. Он возвратился в Германию, был мобилизован, но через полгода отпущен из-за плохого зрения. Решительный противник милитаризма, Фейхтвангер в 1915 г. опубликовал первое в немецкой печати антивоенное стихотворение «Песнь павших». В 1917 г. написал пьесу «Мир», в которой выразил свое резко критическое отношение к войне; пьеса была запрещена цензурой. В 1919 г. написал пьесу «Военнопленные» о любви пленного француза и дочери немецкого барона. Поставлена во Франции.

Переломным в творчестве Фейхтвангера раннего периода стал роман «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» (1920), в первоначальном сценическом варианте «Томас Вендт». Благородному поборнику справедливости, руководителю революции в Баварии Томасу Вендту (его прототип - Эрнст Толлер) не удается удержать людей «от озверения», и он отказывается от действий и добровольно отдает власть в руки бессовестных политиканов. Фейхтвангер ранее других увидел опасность антисемитизма и осудил его в блестящем памфлете «Разговоры с Вечным Жидом» (1920). Он высмеивает бездуховность, безнравственность, стяжательскую подоплеку патриотических заявлений активистов «германского движения», предвидит погромы , сожжение книг, уничтожение евреев. В 1917 г., полемизируя с антисемитским рассказом Вильгельма Гауффа, Фейхтвангер пишет пьесу (была поставлена) на основе биографии жившего в 18 в. финансиста при вюртембергском дворе - еврея И. З. Оппенхеймера , которую в 1921 г. перерабатывает в роман «Еврей Зюсс» (издан в 1925). Роман имел огромный успех, переведен на 21 язык. По словам Фейхтвангера, он задуман не как история еврея, а как путь человека от действия к созерцанию. В 1941 г. в Германии по роману был поставлен антисемитский фильм, грубо искажающий идею романа. Философское созерцание как альтернатива действию - ведущая тема и романа Фейхтвангера раннего периода «Безобразная герцогиня» (1923).

В 1925 г. Фейхтвангер переехал в Берлин. В своих теоретических работах - «Исторический процесс евреев» (1930), «Национализм и еврейство» (1933) - Фейхтвангер дает свое толкование сущности еврейства: евреев объединяет не раса, не общий язык, не общая территория, не общие формы жизни, как другие народы, а общая ментальность, общая духовная позиция. Гуманист Фейхтвангер атакует антисемитизм с позиции Разума. Разум противостоит насилию - эта идея проходит через все произведения Фейхтвангера. В предисловии к сборнику «Желтая заплата» (1936) Фейхтвангер пишет, что нацистские погромы объясняются не только экономическими, социальными и политическими мотивами, но и глубокой враждебностью нацизма Разуму. Самым зрелым и художественно совершенным романом Фейхтвангера часто считают «Успех» (1930). «Собственно герой моего романа - Бавария», время действия - начало двадцатых годов, сюжет - борьба за освобождение осужденного реакционной судебной властью искусствоведа Мартина Крюгера. Она показана на фоне противоборства политических сил, стремящихся к успеху - власти и деньгам. Роман переполнен фактами, почерпнутыми из живой истории тех лет. Фейхтвангер одним из первых раскрыл опасность нацизма в образе ловкого демагога, вождя «истинных германцев» Руперта Кутцнера. В романе действует также и противник нарождающегося нацизма, коммунист Прекль. «Успех» стал первой частью трилогии «Зал ожидания», куда вошли романы «Семья Оппенхейм» (1933; в более поздних изданиях «Семья Опперман»; о трагической судьбе далекой от политики респектабельной еврейской семьи, не покинувшей Берлин после января 1933 г.) и «Изгнание» (1940; о жизни в эмиграции и об антифашистском сопротивлении). Роман основан на подлинных фактах.

В 1932 г. вышла в свет первая часть трилогии об Иосифе Флавии «Иудейская война». Вторая часть - «Сыновья» - была написана в 1933 г., третья - «Настанет день» - в 1945 г. Действие трилогии происходит в Риме и Галилее в 1 в. Сюжетная основа - книга Иосифа Флавия «Иудейская война». Иосеф бен Маттитьях у, посланный из Иерусалима в Рим, чтобы ходатайствовать об освобождении арестованных там трех ученых евреев, ощущает себя гражданином мира, посредником между духовностью Востока и «светскостью» Рима. В конце трилогии Иосиф убеждается в том, что такое посредничество неосуществимо. «Космополит умом и националист сердцем», он возвращается в Галилею, борется против намерения римлян уничтожить евреев (исторический Иосиф Флавий остался в Риме) и погибает от рук римских солдат. «Иосиф искал мир, а нашел только свою страну». Судьбоносные для еврейского народа события изменили отношение Фейхтвангера к сионизму - от равнодушного, через признание сионизма духовного («не правительственное здание, а университет»), к признанию необходимости создания еврейского государства. Об этом говорит один из персонажей трилогии Акива; это же высказывает Фейхтвангер в своем выступлении на открытии павильона Палестины на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1940 г.

В момент прихода к власти нацистов Фейхтвангер находился в Америке. В марте 1933 г. его дом в Берлине был разгромлен, рукописи, в том числе вторая часть трилогии о Иосифе, уничтожены, счета в банке конфискованы. Фейхтвангера лишили германского гражданства, его книги были сожжены. В Германию Фейхтвангер не вернулся. После многих трудностей поселился на юге Франции, в местечке Санари-сюр-Мер, где жили немецкие писатели-эмигранты Т. Манн , Бруно Франк, Ф. Вольф (см. Вольф, семья), и активно участвовал в антифашистских периодических изданиях («Дас нойе тагебух» /антигитлеровское обозрение/, в еженедельной газете «Ди нойе вельтбюне», журнале «Нойе дойче блеттер» и др.) и в организациях немецких писателей. Фейхтвангер - член правления Союза защиты немецких писателей, один из составителей «Коричневой книги II» и авторов распространявшихся нелегально в нацистской Германии антигитлеровских памфлетов. В 1936 г. вместе с В. Бределем и Б. Брехтом основывает в Москве журнал «Дас ворт». 1 декабря 1936 г. Фейхтвангер приехал с визитом в Москву. В книге «Москва 1937» он изложил свои впечатления, которые свидетельствуют о его политической наивности (Фейхтвангер восхищается успехами в строительстве социализма, оправдывает жестокие меры Сталина, уверен в виновности обвиняемых на процессах 1937 г., считает, что трудности, которые переживают советские люди, не отнимают у них уверенности в счастливом будущем).

В 1939 г. французские власти заключили Фейхтвангера в концлагерь в Тулоне, но вскоре освободили. После оккупации Франции Фейхтвангер вновь был арестован в 1940 г., бежал сначала в Испанию, затем переехал в США.

Свое отношение к современным событиям Фейхтвангер выражал в жанре исторического романа, «одевая современные события в исторические одежды». В докладе «О смысле и бессмысленности исторического романа» (1935) Фейхтвангер пишет, что задача автора - с исторической дистанции, создавая иллюзию достоверности рассказа, передать свое время, свое понимание современной действительности. Так, ничтожная личность, горшечник Теренц («Лже-Нерон», 1936), выдающий себя за возвратившегося Нерона, - карикатурный портрет Гитлера . «Читатель понимает, что проблемы героев исторического романа, какими бы другими они ни выглядели, те же самые, что волнуют его самого и когда-нибудь будут волновать его внуков» (из послесловия к последнему роману «Ифтах и его дочь», 1957).

Послевоенные годы в творчестве Фейхтвангера были весьма плодотворными. Он отказывается от своей концепции пагубности действия. Роман «Симона» (1945) посвящен героине движения Сопротивления во Франции. Во имя победы революции в Америке француз Бомарше переправляет оружие американцам («Оружие для Америки, или Лисы в винограднике», 1947–48). Великий испанский художник Гойя («Гойя, или Тяжкий путь познания», 1951) одерживает трудную победу в борьбе за свою независимость от двора и приходит к единению с народом. «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (1952) - роман о воздействии революционных идей Руссо. Народ - носитель революционных изменений. Роман «Еврейка из Толедо, или Испанская баллада» (1955) - история любви короля Альфонсо к красавице еврейке Рахели, почерпнутая из хроник 13 в. В отличие от многочисленных литературных интерпретаций этого сюжета (в том числе пьесы Лопе де Вега и стихотворения Грильпарцера), Фейхтвангер вводит в свой роман Мудрецов, Думающих и носителей Разума, которые могут противопоставить вооруженной храбрости рыцарей «только тихое мужество Духа». В последнем романе Фейхтвангера «Ифтах и его дочь» на сюжет библейского рассказа из Судей Израилевых книги (Суд. 11–12) Фейхтвангер ставит вопрос: стоило ли за победу в войне платить жизнью самого дорогого человека?

События 20 в. в Германии - крах Веймарской республики, нацистское господство, разгул антисемитизма, Вторая мировая война, Катастрофа европейского еврейства - определили путь реалиста Фейхтвангера от позиции созерцания и утверждения бесплодности действия к признанию необходимости действия ради победы гуманизма. Произведения Фейхтвангера переведены более чем на тридцать языков.

Тонкий, ироничный и забавно-пикантный исторический роман об удивительной судьбе образованнейшей и экстравагантнейшей женщины позднего Средневековья - герцогини Маргариты по прозвищу Маульташ (Большеротая) - и о многолетней войне двух женщин - жены и фаворитки, в которой оружием одной были красота и очарование, а оружием другой - блестящий ум и поистине божественный талант плести изощренные интриги.

Роман написан Фейхтвангером в Америке и впервые опубликован в английском переводе в 1943 г. издательством "The Viking Press" под названием "Double, double, toil and trouble" (слова припева песни ведьм из "Макбета" Шекспира). В рукописи роман назывался "Чудотворец", однако уже в первом немецком издании, вышедшем в 1944 г. в Лондоне (издательство Гамильтон), книга носит заглавие "Братья Лаутензак".

Лион Фейхтвангер - мастер немецкоязычной прозы XX века, чей вклад в литературу можно сравнить лишь с творческим наследием Генриха и Томаса Маннов и Стефана Цвейга. Писатель, перу которого в равной степени были подвластны семейная сага, социальная драма и публицистика.

Лион Фейхтвангер (1884-1958) - выдающийся немецкий писатель и драматург. В своих произведениях, главным образом исторических романах, обращался к острым социальным проблемам. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план - параллели с событиями современности.

Лион Фейхтвангер написал свыше десяти исторических романов и несколько пьес, действие которых происходит в разные эпохи и в разных странах. Наряду с этим он создал четыре романа на темы современной ему германской действительности - "Успех", "Семья Опперман" (в первых изданиях - "Семья Оппенгейм"), "Изгнание" и "Братья Лаутензак".

"Испанская баллада" - поэтическая повесть о любви кастильского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели. Сюжет романа, взятый из староиспанских хроник, вдохновлял многих писателей и поэтов, но только Лион Фейхтвангер обозначил тесную связь судьбы влюбленных с судьбой их страны. Рассказывая о прошлом, Фейхтвангер остается актуальным, современным писателем.

Увлекательная и удивительно точная хроника одного из самых сложных и неоднозначных периодов истории Римской империи -изначально обреченной на поражение отчаянной борьбы за независимость народов Иудеи, - войны, в которой мужеству повстанцев противостояла вся сила римского оружия...

В 1998 г. исполнилось 40 лет со дня смерти Лиона Фейхтвангера, выдающегося романиста 20-го века. В своих произведениях Фейхтвангер коснулся множества событий - от глубокой древности до современной ему эпохи, и все эти события найти в его романах блестящее отображение. Его "еврейские" романы составляют значительную часть творчества писателя. Это не случайно.

Лион Фейхтвангер

(Lion Feuchtwanger, 1884—1958)

Лион Фейхтвангер вошел в историю немецкой литературы как мастер социального и исторического романа. Он был выходцем из буржуазной интеллигентной среды. Учился в Мюнхенском и Берлинском университетах, изучал филологию и философию. Большой интерес проявлял к историческим проблемам, особенно к истории Иудеи, в чем проявилось влияние семейных традиций.

Первые литературные опыты Фейхтвангера относятся к началу века. Первый сборник его рассказов «Одинокие» (Die Einsamen) вышел в 1903 г., но успеха не имел. Затем Фейхтвангер увлекается театром, пишет пьесы, театральные рецензии, статьи о театре и драматургии. В эти годы известное влияние на него "оказала модернистская литература.

Первая мировая война и сопутствовавшая ей атмосфера шовинистического и милитаристского угара не сразу вызвала отрицательную оценку писателя. В самом начале войны он не свободен от некоторых шовинистических иллюзий, но довольно быстро приходит к пониманию бессмысленности войны и становится пацифистом.

Фейхтвангер приветствовал революцию 1918 г. в Германии, хотя понимал ее по-своему.

В драмах, созданных в 10—20-е гг., писатель разоблачает колониальные захваты, капиталистические грабежи. Таковы его пьесы «Калькутта, 4 мая» (Kalkutta, 4. Mai), «Нефтяные острова» (Die Petroleum-Inseln), «Будет ли амнистирован Хилл» (Wird Hill amnestiert). Позиция автора в этих пьесах весьма противоречива: с одной стороны, он разоблачает буржуазных хищников, а с другой — восхищается их деловитостью и энергией.

Широкую писательскую известность Фейхтвангеру принес исторический роман.

В 1923 году появляется «Безобразная герцогиня» (Die hapliche Herzogin), а в 1925 г. — «Еврей Зюсс» (Jud Süß), вышедший несколькими годами раньше как драматическое произведение.

В основу романа «Безобразная герцогиня» положено жизнеописание Маргариты Тирольской, жившей в XIV в. Она изображается автором вначале прогрессивной исторической деятельницей, задумавшей ряд разумных и полезных реформ. Однако все ее добрые начинания терпят неудачу, натолкнувшись на противодействие темных сил феодализма. Будучи некрасивой, она несчастна и в личной жизни.

В трактовке личности Маргариты писатель исходил из концепции, позднее изложенной им в речи «О смысле и бессмыслице исторического романа» (1935). Согласно этой концепции история есть арена борьбы двух извечных начал — разума и неразумия. Носителем разума выступают одиночки, меньшинство, и поэтому они терпят поражение в борьбе с превосходящими силами мрака.

В романе «Еврей Зюсс» Фейхтвангер усиливает разоблачение сил варварства и неразумия. Главный герой его Зюсс Оппенгеимер — министр финансов герцога Вюртембергского в XVIII в. Писатель создает правдивый образ этого временщика, который, потакая герцогским прихотям, нажил огромное состояние и располагает почти неограниченной властью. Отмечая высокое повествовательное искусство первых исторических романов Фейхтвангера, нельзя пройти мимо некоторых их особенностей. Автор намеренно модернизировал, осовременивал историю, перенося в прошлое проблемы, характеры, взятые из современности. Исторические герои нередко наделялись сложной психологией людей XX в. Это можно сказать и о Маргарите, и о ряде других персонажей. Историзм романа в данном случае страдал, но зато они выигрывали в актуальности и злободневности. В упомянутой работе Фейхтвангера об историческом романе он говорит об этом: «Я писал и современные романы и исторические. И могу по совести заявить, что всегда стремился вложить в мои исторические романы такое же содержание, как и в современные. Я и думать не думал писать историю ради истории; костюмы, исторические одеяния всегда были для меня только средством стилизации, средством простейшим образом создать иллюзию».

Приведенные слова не следует понимать буквально. В них чувствуются отзвуки полемики, которую Фейхтвангер вел против реакционных писателей, стремившихся отгородить литературу от острых проблем современности. Фейхтвангер всегда тщательно изучал исторические материалы изображаемой им эпохи.

Известно, что Фейхтвангер был одним из первых крупных писателей Европы, который увидел опасность фашизма в Германии и выступил с гневным осуждением его. Это было сделано им в романе «Успех» (Erfolg, 1930), изображавшем современную Германию.

Сюжетную основу романа составляет история борьбы за освобождение из тюрьмы несправедливо посаженного в нее искусствоведа Мартина Крюгера. Честный интеллигент и свободомыслящий человек, он был упрятан властями в тюрьму, так как его откровенные и довольно смелые взгляды считались опасными.

Частный случай нарушения права давал писателю возможность показать разложение буржуазно-демократического государства, в котором на смену закону пришли произвол и беззаконие. Так началась постепенная фашизация Германии, связанная с попранием элементарных правовых норм и утверждением культа насилия.

Писатель обвинял баварское правительство в том, что оно расчищало дорогу фашизму. Фашистское движение в романе именуется движением «истинных патриотов». Оно возглавляется демагогом и авантюристом Куцнером, в котором нетрудно угадать его прототип — Гитлера, также начинавшего свою деятельность в Баварии. Писатель показывал огромную опасность нацистского движения для судеб человечества и его культуры.

Борьбу за освобождение Крюгера начинает его возлюбленная Иоганна Крайн. В эту борьбу включаются разные люди — коммунист Каспар Прекль, журналист Жак Тюверлен и другие. Прекль — талантливый инженер, честный, принципиальный человек, для которого история с Крюгером представляет удобный повод для борьбы с буржуазным правительством. Однако при всех его положительных качествах Прекль изображается автором человеком узких, догматических взглядов, мешающих ему понять сложную и разнообразную картину современного мира.

Преклю в романе противопоставлен гуманист и скептик Жак Тюверлен, наиболее близкий автору образ. Он не верит в возможность переделки мира с помощью действия, насилия. Силой, могущей изменить мир к лучшему, он склонен считать слово, убеждение, воспитание. В трактовке образа Прекля и Тюверлена проявилась буржуазная ограниченность Фейхтвангера.

Хотя в этом романе писателю удалось преодолеть некоторые иллюзии относительно буржуазной демократии, которая на его глазах перерождалась в ненавистную нацистскую диктатуру, то, что представлялось ему справедливым государственным устройством будущего, было не чем иным, как все той же, несколько улучшенной, упорядоченной буржуазной демократией.

Писатель задумал «Успех» как исторический роман. В соответствии с этим замыслом Фейхтвангер стремится быть документально точным. Он дает в книге краткие исторические и социально-экономические справки, описания обстановки.

Документальность сочетается с яркими психологическими характеристиками персонажей, причем психологизм носит целенаправленный характер. Автор выделяет те черты, которые характеризуют социальную сущность того или иного героя.

В 1933 г., после прихода к власти нацистов, Фейхтвангер эмигрировал во Францию, где он включился в активную антифашистскую деятельность. В 1937 г. он посетил Советский Союз. Результатом поездки по нашей стране явилась его книга «Москва, 1937» (Moskau, 1937), в которой он с большой симпатией пишет о нашей стране.

В эмиграции Фейхтвангер создает ряд крупных антифашистских романов, и прежде всего «Семью Оппенгейм» (Die Geschwister Oppenheim, 1933), впоследствии названную им «Семья Опперман». В центре внимания писателя —трагическая судьба буржуазной еврейской семьи, которая всегда стояла в стороне от политики и не видела фашистской опасности, надвигавшейся на Германию.

Показывая страдания обреченной на гибель семьи Оппенгейм, автор призывал к борьбе против нацистских вандалов. Сила слова, убеждение, которые он недавно рекомендовал в качестве средства улучшения общественной жизни, признаются сейчас явно недостаточными, чтобы противодействовать нацизму. Лишь активная борьба, революционное насилие способно уничтожить фашизм.

Однако антифашистская тема сужена в романе, она сводится главным образом к разоблачению антисемитизма нацистов.

Мысль о необходимости активной борьбы с фашизмом становится главной в романе «Изгнание» (Exil, 1940), где на первом плане уже не пассивный созерцатель творящегося зла, не беззащитный страдалец, а человек, убежденный в необходимости борьбы с фашизмом. Таков Зепп Траутвейн, талантливый композитор, антифашист.

Траутвейн уже сделал выбор между действием и пассивным созерцанием. Для него вопрос стоит иначе — как действовать, с кем идти, ибо борьба в одиночку не может принести успеха.

После мучительных поисков, колебаний он приходит к выводу, что лишь социализм, освободительная борьба народов открывают перспективу счастливого будущего. Признание этой истины было чрезвычайно важным шагом в идейном развитии Фейхтвангера.

Проблема выбора пути стоит и перед знаменитым историком древности Иосифом Флавием, главным героем трилогии «Иосиф» (Josephus-Trilogie), в которую вошли романы «Иудейская война» (Der judische Krieg, 1932), «Сыновья» (Die Sohne, 1935) и «Настанет день» (Der Tag wird kommen, 1942).

Иосиф Флавий вначале выступает одним из руководителей восстания иудейского народа против Рима, покорившего Иудею. Со временем его взгляды меняются. Он приходит к выводу, что Рим является носителем более высокой цивилизации. Рим может помочь Иудее преодолеть ее националистическую ограниченность и замкнутость. Иосифу становятся ненавистными религиозный фанатизм и нетерпимость руководителей еврейской общины. Он сторонник дружбы народов, взаимного духовного обогащения различных наций.

Иосиф порывает с иудейством и переходит на сторону Рима. За это его проклинают соплеменники, презирают римляне. И судьба его складывается трагически.

В разработке темы Иосифа Флавия писатель верен своей концепции исторического романа. Как обычно, он стремился к сравнительно точному воспроизведению фактов, подробностей, «исторических костюмов», но трактовка этих фактов давалась исходя из современных задач борьбы с националистической, шовинистической идеологией фашистов. Картина Древнего Рима в романе явно модернизирована.

С таких же позиций Древний Рим освещен в сатирическом романе «Лже-Нерон» (Der falsche Nero, 1936). На материале древнеримской истории в нем разрабатывается современная проблематика. Это очень острый, злободневный роман, написанный большим мастером-сатириком.

В романе рассказывается вымышленная история горшечника Теренция, внешне похожего на умершего императора Нерона. Находятся влиятельные люди, заинтересованные в своеобразном воскрешении покойного императора. На короткий срок судьба возносит Теренция—Лже-Нерона на вершину государственной власти. Марионетка становится могущественным человеком. Он приходит к власти с помощью обмана, беспардонной демагогии и авантюризма. Внимательный читатель невольно сравнивал судьбу римского авантюриста с судьбой правителя фашистской Германии. В приближенных Лже-Нерона (Кнопсе, Треббоне) можно было узнать приближенных Гитлера — Геббельса, Геринга.

Цикл антифашистских романов замыкает роман «Симона» (Simone, 1944), посвященный борьбе французских патриотов против немецких оккупантов. Олицетворением борющейся Франции выступает юная девушка, сирота Симона Мошар, образ которой сравнивается с национальной героиней французского народа Жанной д"Арк. Симона мужественно вступает в неравную борьбу с поработителями ее родины. Она возмущена действиями буржуа, которые, желая сохранить свои капиталы, предают национальные интересы и сотрудничают с оккупантами.

В 40-е гг. Фейхтвангер был свидетелем огромных исторических событий — разгрома фашизма, победы Советского Союза в Отечественной войне, приведшей к усилению притягательной силы идей социализма, возникновения социалистического лагеря. Все эти коренные социальные перемены нашли своеобразное отражение в идейной эволюции писателя, который проявляет все больший интерес к проблемам революции, народа, его роли в истории. Он создает такие значительные произведения, как «Лисы в винограднике» (Die Füchse im Weinberg, 1947), «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau, 1952), посвященные изображению французской буржуазной революции 1789—1794 гг.

В «Лисах в винограднике» изображается Франция накануне революции 1789 г., ее одряхлевший режим феодального абсолютизма. Королевскому двору, знати, являющимся выразителями отжившего мира, автор противопоставил тех, кто идейно подготовил французскую революцию — просветителей Вольтера, Дидро, Руссо, Бомарше.

Наиболее полно и многосторонне раскрыт в романе образ Бомарше. Он представлен во всей сложности и противоречивости своего характера. Это и просветитель, воодушевленный идеалами свободы, комедиограф, создавший остроумную сатирическую трилогию о Фигаро, и ловкий человек и делец, не забывающий о своих личных интересах. Он искренне хочет помочь освободительной войне американцев и снабжает их оружием, одновременно питая надежды нажить на этом изрядный капитал. Образ Бомарше исторически правдив и убедителен.

Но с наибольшей симпатией автором изображен Б. Франклин— мудрый политик, писатель, ученый и дипломат, представляющий американских повстанцев при дворе французского короля. Он понимает неизбежность революционного насилия в деле завоевания свободы. По его словам, свободу и лучший порядок нигде нельзя установить без насилия.

Еще более четкое понимание революции и роли народа появляется в романе «Мудрость чудака».

В этом произведении писатель создает яркий образ Руссо и показывает влияние его идей на подготовку французской революции. Вокруг его имени велась ожесточенная борьба. Силы старого мира подвергли просветителя гонениям и преследованиям. Он остается в одиночестве, даже близкие ему люди, в том числе жена Тереза Левассер, плохо понимают его. Но это временное одиночество человека, который опередил свое время, и люди лишь до поры до времени не понимают его. Скоро этому одиночеству придет конец. Идеи Руссо о равенстве и народовластии будут подхвачены его учениками, а затем и широкими слоями французского народа и станут большой силой.

Если в ранних романах Фейхтвангера гуманист-одиночка страдал, до конца оставаясь непонятым неразумным большинством, то сейчас писатель по-другому рассматривает проблему взаимоотношения выдающейся личности и народа: прогрессивные идеи великих людей рано или поздно дойдут до народа. Так, крестьянский юноша Мартин Катру вначале не понимал Руссо и смотрел на него как на чудака: «Я считал Жан-Жака юродивым. Я смеялся над ним», — признается он. С годами Катру начинает постигать мудрость идей великого просветителя, становится страстным поборником его «Общественного договора» и деятельным участником революции. Он превратится в известного революционного деятеля, человека смелого, решительного, принципиального, верного защитника народных интересов.

Катру — сторонник решительных мер в отношении врагов революции. Но он достаточно осмотрителен и понимает, что не было смысла подвергать аресту Фернанда, который, вопреки своему дворянскому происхождению, стал искренним сторонником революции.

Своеобразным руссоистом предстает и один из вождей революции—Робеспьер. В молодости он посетил Руссо, высказав ему свое восхищение демократизмом его идей. Он дал клятву служить делу свободы, претворить эти идеи в жизнь.

Роман завершается торжеством революционного народ триумфом идей Руссо. Недаром в последней главе рома изображено перенесение праха философа в Пантеон, усыпальницу великих людей Франции.

В «Мудрости чудака» Фейхтвангер во многом преодолел свою ошибочную историческую концепцию. Общий характер деятельности Руссо, значение его идей для французской революции изображаются в основном в соответствии с исторической правдой. Впервые Фейхтвангер с такой силой подчеркнул значение народа в свершении исторических событий. Великие перемены, по мысли автора, могут совершаться только снизу, народными массами. Однако в процессе коренной переоценки проблемы взаимоотношения личности и народа Фейхтвангер впал в известную крайность и намеренно принизил своего героя, выпятив мелкие черты его характера. Он изобразил Руссо не только мудрым, добрым, искренним человеком, любящим людей, но и чудаком, «блаженным», которого обманывает собственная жена.

К лучшим страницам романа относится описание французской революции, показанной событием огромного исторического значения. С большой симпатией нарисованы ее вожди Робеспьер, Сен-Жюст. Они не походят на фанатиков, какими раньше выглядели революционеры у Фейхтвангера.

Широкой известностью пользуется исторический роман писателя «Гойя, или Тяжкий путь познания» (Goya oder Der arge Weg der Erkenntnis, 1952), посвященный жизни великого испанского художника конца XVIIIначала XIX в. Из задуманных двух романов Фейхтвангер успел написать лишь один. В нем изображена жизнь Гойи в период с 1793 по 1806 г.

В подзаголовке романа заключено указание на идейный замысел произведения. В книге показан не только путь Гойи к достижению вершин изобразительного искусства, но и трудные искания смысла жизни и места в ней художника.

Гойя был талантливым выходцем из народа, личностью самобытной, сильной. Став знаменитым художником, президентом королевской Академии художеств, он не утратил плебейской гордости и независимости. Но путь его к познанию роли художника поистине мучителен. Лишь после долгих поисков, ошибок и заблуждений приходит он к пониманию подлинного призвания художника, обязанного своим искусством служить народу.

Вначале он поглощен искусством, которому страстно предан. Ничего другого, кроме искусства, он знать не хочет. Он ослеплен придворной жизнью и далек от понимания своих обязанностей по отношению к народу.

Тяжелые испытания, выпавшие на его долю — несчастная любовь, болезнь, гибель жены и ребенка, — сделали его более восприимчивым к народному страданию. Решающую роль в его превращении в художника-гражданина сыграла революционная эпоха, идеи французской революции, современником которой он был. Гойя находит единомышленников в среде испанских вольнодумцев, добивавшихся изменения прогнившего королевского строя. Он создает свои знаменитые «Капричос», явившиеся беспощадной сатирой на королевский двор, придворную знать, духовенство.

Характерной особенностью романа является органическое сочетание в нем художественного произведения и искусствоведческого исследования. Многие страницы книги посвящены тонкому, проникновенному анализу картин Гойи. Это дает автору возможность глубже раскрыть характер художника, его взгляды на окружающий мир, на искусство и его задачи.

Фейхтвангер издавна проявлял глубокий интерес к творчеству испанского художника-реалиста. Он посвятил ему немало страниц еще в «Успехе».

Если в ранних исторических романах писателя в сильной мере ощущалась модернизация прошлого, то в «Гойе» проявляется стремление к сохранению исторического и национального колорита. Много места в романе уделено описанию национальных обычаев, одежды, танцев, песен. Ко всему этому внимательно присматривается Гойя. Здесь он находит материал для своего искусства.

Запоминается яркий образ матери Гойи, простой, умной и чуткой женщины, которая напоминает ему о принадлежности к народу.

В последние годы жизни Фейхтвангер писал теоретические статьи и эссе. Неоконченную критическую работу «Дом Дездемоны» (Das Haus der Desdemona, 1961) он посвятил своему любимому жанру — историческому роману. Она написана на весьма обширном материале литературных произведений на исторические темы.

В этой работе писатель подводит итоги своим раздумьям над историческим романом, пересматривает некоторые свои идеи, высказанные им в свое время в речи «О смысле и бессмыслице исторического романа».

Фейхтвангер прослеживает основные вехи в развитии исторического романа начиная с античности. Подлинным творцом этого жанра он вполне обоснованно считает В. Скотта. Его романам присущ подлинный историзм, который, по мысли автора, должен иметь место при изображении прошлого. Тем самым Фейхтвангер отходил от своей ошибочной точки зрения, провозглашавшей право писателя на модернизацию прошлого. Благотворные изменения во взглядах писателя в сторону более реалистического изображения прошлого стали возможными под влиянием участия Фейхтвангера в антифашистском движении народов Европы.



Похожие статьи
 
Категории