Литературное чтение.doc - Г.Х.Андерсен «Русалочка. Какой я вижу сказку "русалочка"

24.02.2019
Знахарь и Знахарка

Заговоры Кликушество и гадания Порчи и заговоры Приметы Симпатические средства

Басни, притчи и сказки Клады

Русалка

    Русалка - также чертовка, или шутовка, или водява, что означает почти то же, потому что тут у мужиков говорится именно взамен недоброго слова черт. Русалка почти отовсюду вытеснена людьми; а она любит пустые и глухие воды. Нигде почти не найдете вы теперь такого места, где бы, с ведома жителей, поныне водились русалки ; или они были тут когда-то и перевелись, или вам укажут, во всяком месте, на другое - а тут-де нет их. На Украине их считают девочками, умершими без крещения; в других местах полагают, что каждая утопленница может обратиться в русалку, если покойница была такова при жизни; или когда девка утонула, купаясь без креста, причем полагают, что ее утащил водяной; опять иные считают русалок вовсе не людского поколения, а нечистыми духами или даже просто наваждением дьявольским. На юге у нас русалка вообще не зла, а более шаловлива; напротив, великорусская русалка или шутовка, особенно же северная, где она и называется не русалкой, а просто чертовкой, злая, опасная баба и страшная неприятельница человеческого рода. При таком понятии о них, их представляют иногда безобразными; но вообще русалки большею частию молоды, стройны, соблазнительно хороши: они ходят нагие, или в белых сорочках, но без пояса, с распущенными волосами, зелеными, как иные утверждают; живут дружно, обществами, витают под водой, но выходят и на берег; резвятся, поют, шалят, хохочут, качаются на ближних деревьях, вьют плетеницы из цветов и украшаются ими, и если залучат к себе живого человека, которого стараются заманить всеми средствами, то щекочут его, для потехи своей, до смерти. Иные утверждают, что у русалок между перстов есть перепонка как у гуся; другие даже, что у нее, вместо ног, раздвоенный рыбий хвост. Они манят к себе прохожего, если он ночью подойдет к ним - днем они почти не выходят - иногда гоняются за ним, но далеко от берега реки или озера не отходят, потому что боятся обсохнуть. Если при русалке есть гребень, то она может затопить и сухое место: доколе она чешет мокрые волосы, дотоле с нее все будет струиться вода; если же на русалке и волоса обсохнут, то она умирает. Следы этих шаловливых подружек остаются изредка на мокром песке; но это можно только видеть, застав их врасплох: в противном случае они перерывают песок и заглаживают следы свои. Где верят в водяного, там считают его атаманом русалок. Но они, бедненькие, очень скучают без мужчин, и все их затеи клонятся к тому, чтобы залучить человека и защекотать его насмерть. Сказывают, что они иногда от скуки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев; они же, сидя в омутах, путают у рыбаков сети, выворачивают мотню и скатывают их с речной травой. Вообще, полная власть шаловливым русалкам дана во время русальной недели, которая следует за Троицыным днем и до заговенья. Первое воскресенье за Троицей также называется русальным. Это время, по народному мнению, самое опасное, так что боятся выходить к водам и даже в леса. Кажется, несправедливо - как иные полагают - будто русалки хозяйничают до Петрова дня и будто они, по народному мнению, девочки лет семи: этих поверьев я не встречал нигде. На юге русалка взрослая девушка, красавица; на севере чертовка стара или средних лет и страшна собой. На Украине, в продолжение клечальной недели, есть разные игры в честь русалкам, кои в это время бегают далече в леса и поля, топчут хлеб, кричат, хлопают в ладоши и проч. Г. Сахаров напечатал песни русалок , бессмысленные слова или звуки, отзывающиеся украинским или белорусским наречием.

Литературное чтение
Тема: Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Цели:
 расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена;
 отрабатывать навыки чтения;
 читать и анализировать 1и2 части сказки «Русалочка»;
 учить находить ответы на вопросы по тексту;
 развивать умения выполнять творческую работу – составлять синквейн
 развивать память, речь, мышление
Ход урока.
I. Мотивация учащихся.
Қайырлы күн! Добрый день! Good afternoon!
Сегодня на уроке литературного чтения мы должны особенно постараться и показать
все наши знания.
II. Актуализация опорных знаний
... Сказками увенчан, как цветами.
Строк его вкушаем благодать.
Наши папы, бабушки и мамы
Брали сказки в детскую кровать.
Открываю том его прекрасный
В поле, в доме, в школе и в лесу...
Сказок его радужные краски
Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!
А. Трофимов
­О ком написал свои строки поэт? (Об Андерсене)
Но кто это ­ Г.Х.Андерсен, что он за человек, когда родился и где жил?
III.Ознакомление с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена
­ Мы сейчас поближе познакомимся с жизнью и творчеством великого сказочника.
Перед вами выступят с небольшими сообщениями учащиеся, которые расскажут нам
биографию сказочника. Эти сообщения они приготовили дома. А вы будете не просто
слушать, а выполнять задания.
Попробуйте составить вопросы по услышанному материалу (в ходе выступлений
учащихся) для викторины, которую проведём на следующем уроке.
Итак, в добрый путь!
(Сообщения учащихся о жизни Г.Х.Андерсена)
1ученик.
Ганс Христиан Андерсен родился в старом датском городе Оденсе 2 апреля 1805 года.
Отец его был сапожником, но мечтал о двух радостях – учиться и путешествовать. А
так как ему ни то ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки
под названием «Тысяча и одна ночь».
Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была
необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и
несколько ваз на окнах: в них цвели тюльпаны.

2ученик.
Тихий мальчик Ганс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу
решался рассказывать их взрослым. В доме у Андерсенов у мальчика был только один
благородный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный
недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик
не сердился на старого кота.
В Оденсе был свой театр. Отец Ганса сделал ещё одно великое дело – он успел сходить
с сыном в театр.
Вот тут­то всё и началось! Ганс решил стать актёром, петь на сцене, танцевать и
декламировать стихи.
3ученик.
Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и
шить. Но мальчик шил только пёстрые платья для своих театральных кукол. (у него
дома был собственный домашний театр).
Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Ганс
отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген –
завоевывать счастье, хотя сам ещё толком не знал, в чём оно заключается. В первые
годы в Копенгагене было много, слишком много огорчений и обид. Он был беден.
Андерсен страдал, но он не покорялся. Он гордился соей кровной близостью к
беднякам.
4ученик.
На 23 году жизни вышла первая книга «Прогулка на остров Амагер».
На скудный гонорар от своих книг Андерсен отправился в путешествие по Европе.
Путешествуя он знакомился со своими любимыми писателями и художниками,
поэтами и музыкантами. Он писал всюду, где его заставляла жажда писать.
В 1872 году он тяжело заболел. Умер 4 августа 1875 года. Его сказки много раз
переводились и издавались на русском языке.
– Что вы узнали из биографии Г.Х.Андерсена?
­­ Почему его считают великим сказочником? 170 сказок написал этот поистине
великий сказочник.

Молодцы!
IV. Викторина по произведениям.
­ Вспомним, какие произведения писателя читали, знаете? Назовите их.
(«Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок»)
­ Что вы можете сказать о произведении «Гадкий утёнок»? Какая пословица подходит к этим
произведениям? (КТО КРЕПКО ДЕРЖИТСЯ, ТОТ ПОБЕЖДАЕТ. КТО ДУХОМ
УПАЛ, ТОТ ПРОПАЛ.)
V. Физкультминутка.
VI. Вводная беседа.
(Дети рассматривают изображение памятника «Русалочка»)
­ Может ли кто­нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник?

­ Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким
же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где
родился один из самых знаменитых сказочников мира.
­ А что вы знаете о русалках? Вспомните, в каких сказках вы встречали русалок?
­ Русалка ­ в народных поверьях и сказках существо в образе обнажённой женщины с
длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
­ Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря
верной любви человека.
­ Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини.
­ Прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об
отношении автора к героине сказки. (относится с нежностью, с любовью, с
уважением, с заботой)
­ Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков,
содержание сказки будем разбирать по частям, но вы должны быть очень
внимательными, слушать, отвечать на вопросы, выполнять добросовестно все задания,
чтобы на последнем уроке подойти к финалу сказки и ответить на вопрос, почему из
всех героев сказок Андерсена памятник установлен именно Русалочке.
VII.Словарная работа.
­ Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся
в нём слов.
(на карточках записаны слова и их значение)
Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль
во время стоянки.
Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.
Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части.
Янтарь – окаменевшая смола древних растений.
Устрицы – морской моллюск.
Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой).
Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.
Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник.
Снасти и реи – детали корабля.
Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.
Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.
Валторна – духовой музыкальный инструмент.
Мельничное колесо – колесо водяной мельницы, на которое вода льётся с плотины.
Пучина – морская глубина.
Владычить – хозяйничать.
Ил – вязкий осадок на дне водоёма.
Снадобья – волшебные средства.
Муслин – лёгкая и тонкая ткань.
Штиль – полное безветрие на море.
Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину моря и добывает жемчуг.
Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна.
Хорошо!

VIII.Работа над сказкой. Стадия Осмысление
­ Читаем первую часть сказки (читает подготовленный ученик) (до слов «Когда вам
исполнится пятнадцать лет…»).
­ Кто главный герой сказки? Русалочка
­ Как можно разделить жизнь Русалочки? подводный мир земной мир
­ С кем живёт Русалочка в подводном мире? Жила с отцом, бабушкой, сёстрами,
принцессами
­ Какой она была из сестёр? Самая младшая, милее всех
­ Что происходило дальше, мы узнаем из второй части. (Читает подготовленный
ученик) (до слов «Надвигалась буря…»)
­ Что особенного было у русалочки, впрочем как и у остальных?
Вместо ног хвост, как у рыб.
­ О чём мечтала Русалочка, о чём думала? Тянуло на поверхность
­ Когда она впервые поднялась на поверхность? Поднялась на поверхность в
15 лет
­ Что и кого она увидела, когда подняла голову над водой?
­ Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и
прочитайте этот отрывок.
­ Какой праздник отмечали на корабле? День рождения принца.
­ Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему?
Да, потому­что на корабле было красиво и ей понравился принц.
­ Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство?
­ Что произошло во время бури? Во время бури спасла молодого принца
­ Изменилась ли Русалочка после этого события?
Стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде.
Приплывала ко дворцу каждый вечер или каждую
ночь
­ Зачем? Всё сильнее тянуло к людям
Полюбила принца больше, чем отца и мать.
­ Каким ещё прекрасным качеством обладала Русалочка? Пела лучше всех
­ Что говорит о силе, о глубине чувства Русалочки к принцу?
­ Как она сама об этом говорит? Пошла бы на всё – только бы быть с
принцем.
­ Итак, на что пошла Русалочка? Отдала свой чудный голос, стала немая.
­ Как это произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не
вернулась назад?
Покинула отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью)
­ Что испытала Русалочка, когда покидала свой родной дом? Терпеливо переносила
боль.
­ Кем стала Русалочка во дворце принца? Стала первой красавицей при дворе.
­ Любил ли принц Русалочку? Он любил её как милое, доброе дитя. Ему было
хорошо с ней, он привязывался к Русалочке всё больше и больше
­ Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?
(Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь)

Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе?
­ Кто и как пытался её спасти?
­ Могла ли свою жизнь спасти Русалочка?
­Что для этого она должна сделать?
­Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило? Не смогла убить принца.
­ Что же стало с Русалочкой? Тело расплылось пеной.
Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам.
IX. Работа в группах
1. Художественные особенности пейзажа в сказке Г.­Х. Андерсена «Русалочка».
1 группа. «Цветные» слова:
вода ­ синяя­синяя, прозрачная­ прозрачная;
песок – белый;
жемчужины – сияющие;
цветы –невиданные;
окна – чистый янтарь; (Молодцы!)
2 группа. Эпитеты:
деревья ­ невиданные
окна ­ высокие стрельчатые
стебли – гибкие;
дно – голое;
солнце ­ ясное
3 группа. Сравнения:
вода, как лепестки самых красивых васильков; как самое чистое стекло;
рыбы, как птицы в воздухе у нас наверху;
2.Сделайте вывод, восполнив предложения:
Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _______________,
_________________. Он помогает читателю __________________________,
перенестись мысленно в ___________________________________________
Пейзаж с его красотой, ________________________, ___________________
соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему
в доме морского царя.
(пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения
персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к
героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме.
Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим.)
3. Заполните таблицу примерами. Найдите конкретные предметы, описание
которых противопоставлено.

Подводное царство
Только не подумайте, что
дно голое, один только
белый песок. Нет, там
растут невиданные деревья
и цветы…
?
В самом глубоком месте
стоит дворец морского
царя – стены его из
кораллов…
Морское дно
Жилище ведьмы
?
сад
дом
Вместо деревьев и кустов в
нем росли полипы –
полуживотные­полурастения,
похожие на стоглавых змей…
?
X. Закрепление.
1.Общие выводы по сказке.
­Понравился ли конец сказки? Почему не понравился?
(Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)
­ Как бы вам хотелось закончить сказку?
­ А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?
(Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)
­ Виноват ли кто­нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись?
(Нет, принц хороший, но полюбил другую)
XI. Рефлексия:
Экспресс­опрос.
1) Дворец морского царя стоит в самом глубоком море.
2) Русалочку воспитывали отец и мать.
3) Русалочка была самой старшей сестрой.
4) Впервые Русалочка всплыла на поверхность в 18 лет.
5) Она была в восторге от людей.
6) Русалочка рисковала жизнью, спасая принца.

Проверка по ключу в парах.
1) + 2) ­ 3) ­ 4) ­ 5) + 6) +
«5» ­ 6 баллов «4» ­ 5 баллов «3» ­ 4 балла
XII. Задание на дом. (Задаётся по выбору)
(Записано на листочках со словарными словами)
1) Прочитать сказку.
2) Составить и записать в тетрадь по чтению несколько вопросов по содержанию
прочитанного.
3) Поделить эту часть на части и озаглавить их.Пересказать эту часть.
IX. Итог урока.
­ В завершении сегодняшнего урока составим синквейн.

­ Что такое синквейн? (пять строк, нерифмованное стихотворение)
­ Какие существительные можно выбрать для составления синквейна из прочитанного?
(старуха, русалочка, море, принц)
Русалочка
Прехорошенькая, милая, смелая, добрая
Приходилось ждать, поплыла, спасла, стала ждать
Спасение жизни жертвуя собой.
Героиня.
Сабақ аяқталды, сау болыңыздар.
Урок окончен, до свидание.
The lesson is over goodbye.

Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Г.Х.Андерсен “Русалочка» (использование приёма моделирования)

Цели:

Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

Задачи:

Развивать универсальные учебные действия учащихся:

предметные :

расширение кругозора детей о жизни Г.Х.Андерсена,

актуализировать литературоведческие термины: пейзаж, эпитет, сравнение

информационные :

развивать умения анализировать и представлять информацию в

виде схемы, модели, рисунка

коммуникативные:

развивать социально приемлемые формы поведения;

умения самостоятельного и совместного принятия решений;

навыков диалогового общения и социального взаимодействия.

Личностные:

формировать позитивную самооценку, самоуважение;

воспитывать целеустремленность и настойчивость.

ХОД УРОКА.

I . Организационный момент .

II . Слайд 1

1. Стихотворение загадка.

Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке её ожидает:

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья это сказка?

(«Дюймовочка» Г.Х.Андерсен.)

III . Творчество и жизнь писателя . Слайд 2. (Портрет писателя и годы жизни)


  1. – Что вы узнали из биографии Г.Х.Андерсена? (Слайд 3 – 4)

  2. Викторина по произведениям.
- Вспомним, какие произведения писателя читали, знаете? Назовите их.

(«Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок»)

Что вы можете сказать о произведении «Гадкий утёнок»? Какая пословица подходит к этим произведениям? (КТО КРЕПКО ДЕРЖИТСЯ, ТОТ ПОБЕЖДАЕТ. КТО ДУХОМ УПАЛ, ТОТ ПРОПАЛ.)

Над каким произведением Андерсена мы работали на предыдущих уроках?

Слайд 5

О чём эта сказка?

(О любви девушки к юноше.)

IY .Сообщение цели и задач урока.(формулируют учащиеся)

Y .Работа над сказкой «Русалочка» Использование приёма моделирования. (Наполняя модели содержанием, учащиеся доказывают отрывками их текста, выборочное чтение)

Слайд 6.

Кто главный герой сказки?

Русалочка

- Как можно разделить жизнь Русалочки?

подводный мир земной мир

- С кем живёт Русалочка в подводном мире?

Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами

Какой она была из сестёр?

Самая младшая, милее всех

- Что особенного было у русалочки, впрочем как и у остальных?

Вместо ног хвост, как у рыб.

О чём мечтала Русалочка, о чём думала?

Тянуло на поверхность

Когда она впервые поднялась на поверхность?

Поднялась на поверхность в 15 лет

Что и кого она увидела, когда подняла голову над водой?

Что произошло во время бури?

Во время бури спасла молодого принца

- Как это было?

Изменилась ли Русалочка после этого события?

Стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде.

Приплывала ко дворцу каждый вечер или каждую ночь

- Зачем?

Всё сильнее тянуло к людям

Полюбила принца больше, чем отца и мать.

Каким ещё прекрасным качеством обладала Русалочка?

Пела лучше всех

- Что говорит о силе, о глубине чувства Русалочки к принцу?

Как она сама об этом говорит?

Пошла бы на всё – только бы быть с принцем.

- Итак, на что пошла Русалочка?

Как это произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не вернулась назад?

Покинула отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью)

- Что испытала Русалочка, когда покидала свой родной дом?

Терпеливо переносила боль.

- Кем стала Русалочка во дворце принца?

Стала первой красавицей при дворе.

Любил ли принц Русалочку?

(Он любил её как милое, доброе дитя. Ему было хорошо с ней, он привязывался к Русалочке всё больше и больше)

Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?

(Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь)

Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе?

Кто и как пытался её спасти?

Могла ли свою жизнь спасти Русалочка?

Что для этого она должна сделать?

Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило?

Не смогла убить принца.

Что же стало с Русалочкой?

Тело расплылось пеной.

Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам.

YI . Художественные особенности пейзажа в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка».
«Цветные» слова: вода _________________________, _______________________________

песок _________________________, ______________________________

жемчужины _____________________

цветы ___________________________, ____________________________

деревья _________________________

окна ____________________________


Эпитеты: деревья _________________________

окна _________________________

стебли __________________________
Сравнения: вода, как ______________________________________________________

рыбы, как______________________________________________________

солнце, как ____________________________________________________

Сделайте вывод, восполнив предложения:

Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _________________, _________________. Он помогает читателю ________________________________________________________________, перенестись мысленно в ______________________________________________________________. Пейзаж с его красотой, ________________________, ________________________ соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему в доме морского царя.
(пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим.)

YII . Заполните таблицу примерами. Найдите конкретные предметы, описание которых противопоставлено.


YIII .Закрепление.

1.Общие выводы по сказке.

Понравился ли конец сказки? Почему не понравился?

(Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)

Как бы вам хотелось закончить сказку?

(Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)

Виноват ли кто-нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись?

(Нет, принц хороший, но полюбил другую)

2.Работа над лексическим значением слова.

Как вы поняли лексическое значение слова любить?

Слайд 7

ЛЮБИТЬ - (выслушиваются мнения детей)

* заботиться,

* внимательно относиться к окружающим,

* быть готовым к самопожертвованию

Что это значит?

(Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека)

(девушки к юноше)

Кого ещё может связывать чувство любви?

(детей и родителей, человека и родного дома, человека и животных, человека и природу, человека и Родину).

IX . Тест

X . ИТОГ УРОКА.

Чему учит нас эта сказка?

(Ценить чувство любви во всех его проявлениях и бережно относиться к нему).

XI . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Свои варианты окончания сказки.

Сказка Русалочка – красивая трогательная история о силе любви, ради которой героиня пожертвовала собой и превратилась в морскую пену. Все девочки обязательно должны прочитать онлайн эту удивительную сказку.

Сказка Русалочка читать

У морского царя было шесть прекрасных дочерей. Любимица всех – самая младшая, Русалочка. Беззаботно резвилась она в подводном царстве. И только в день шестнадцатилетия ей позволили подняться на поверхность моря. С интересом рассматривала она людей на корабле. Там пышно праздновали день рождения принца, которому тоже исполнилось шестнадцать лет. Ночью во время шторма Русалочка спасла жизнь прекрасному незнакомцу, но вынуждена покинуть его на берегу, потому что на помощь спешили люди, а она не могла допустить, чтобы ее увидели. С тех пор она грустит о прекрасном принце. От бабушки она узнает, что только тогда она сможет стать человеком и обрести душу, когда полюбит ее человек. Ведьма помогает Русалочке избавиться от хвоста, взамен забирая ее волшебный голос. Каждое движение причиняет Русалочке острую боль. Бедняжка все терпит ради того, чтобы быть рядом с любимым. Но ей нужно завоевать любовь принца, иначе станет она морской пеной. Принц привязался к Русалочке, но не полюбил ее. Вскоре по настоянию родителей он плывет за прекрасной невестой. Немого найденыша он берет с собой. Увидев свою невесту, принц влюбляется в нее. Понимает Русалочка, что ей суждено умереть. Сестры пытаются спасти ее. Появляются они около корабля и дают младшей сестре острый нож. Если вонзить нож в сердце принца, кровь его попадет на ножки Русалочки, и она станет прежней. Посмотрела Русалочка на спящего возлюбленного, выбросила нож в море, и сама бросилась в волны. Стала она морской пеной и присоединилась к дочерям воздуха. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Русалочка

В сказке раскрывается тема самоотверженной любви. Многие задаются вопросом: почему автор не сделал финал сказки счастливым подобно волшебным народным сказкам? Но автор хотел донести до читателя мысль, что настоящая любовь – не только счастье обладания, – это страдания, жертвы и мужество отказаться от любимого во имя его благополучия. Русалочка – идеал самопожертвования. Главная мысль сказки Русалочка – только настоящая любовь ради счастья любимого человека способна пожертвовать своими личными интересами.

Главная героиня сказки «Русалочка» — младшая дочь морского царя. Вместе со своими старшими сестрами, отцом и бабушкой она жила под водой, в прекрасном дворце из жемчуга. Жизнь в подводном царстве была прекрасна, но маленькой принцессе нравился тот огромный мир, который находился над поверхностью моря. Там на кораблях плавали люди, по воздуху летали птицы, а на суше стояли прекрасные города.

Дочерям морского царя не дозволялось подниматься на поверхность моря до наступления пятнадцати лет, и младшая дочь морского царя с нетерпением ждала своего пятнадцатилетия. А пока ей приходилось слушать рассказы старших сестер о чудесах надводной жизни.

В день своего пятнадцатилетия русалочка поднялась на поверхность моря. Неподалеку она увидела большой корабль, на котором люди отмечали праздник. Среди прочих русалка выделила красивого принца, который ей очень понравился. Русалка долго наблюдала, как веселятся люди, пока не началась буря. Корабль стал тонуть, и тогда морская принцесса решила, что она обязательно должна спасти принца от смерти.

Русалочка нашла в бушующих водах тонущего принца и, подхватив его, поплыла к берегу. Там она оставила юношу, который был без сознания, и спряталась. Она видела, как из прибрежного храма вышла красивая девушка, которая позвала других людей на помощь, и принца унесли.

С тех пор русалочка потеряла покой. Она полюбила принца и хотела найти его. От своей бабушки она узнала, что люди живут меньше, чем русалки, но у них бессмертная душа. Русалочке тоже захотелось иметь бессмертную душу, и еще она желала находиться рядом с принцем. Тогда она отправилась за помощью к колдунье.

Колдунья согласилась ей помочь, но в качестве платы за услугу она забрала у русалочки ее чудесный голос. Она дала принцессе колдовской напиток, и сказала, что от этого напитка хвост русалочки превратится в ноги. Колдунья предупредила, что ходить по земле на ногах русалочке будет очень больно. А если принц не полюбит ее и женится на другой девушке, то русалочка превратится в морскую пену.

Морская принцесса на все согласилась. Вскоре она очутилась на берегу, и вместо хвоста у нее были ноги. Она могла ходить, как люди, но не могла произнести ни одного слова. Принц, очарованный красотой девушки, привел ее в свой дворец. Но со временем русалочка узнала, что принц любит не ее, а ту девушку из храма, которая нашла его на морском берегу. Он знал, что девушка из храма не может выйти за него замуж, но продолжал любить ее.

Русалочка всячески старалась очаровать принца, но ее попытки были безуспешными. Вскоре родители принца решил его женить на дочери соседнего короля, и принц вместе со свитой отправился на смотрины будущей невесты. Он не собирался на ней жениться, так как любил девушку из храма. Но каково было его удивление, когда в принцессе из соседнего королевства он узнал ту самую девушку. Оказалось, что в том храме принцесса только воспитывалась. Принц и принцесса поженились, и русалочка была на их свадьбе.

Когда корабль с новобрачными возвращался домой, из моря поднялись сестры русалочки. Они отдали морской колдунье свои прекрасные волосы, а взамен та дала им нож. Сестры сказали русалочке, что если она убьет принца этим ножом, то снова станет прежней и сможет вернуться в море. Но русалочка не смогла причинить вред человеку, которого любила, и она выбросила нож в море.

Когда взошло солнце, русалочка почувствовала, что она становится бесплотной, превращается в морскую пену. Но жизнь ее на этом не прекратилась. Она попала к дочерям воздуха, бесплотным созданиям, которые разносят по всей земле ветра и благоухание цветов. Сестры воздуха рассказали русалочке, что у них тоже нет бессмертной души, но если в течение трехсот дней делать добрые дела, тогда сестра воздуха сможет получить бессмертную душу. И русалочка поняла, что ее мечта о бессмертной душе может сбыться.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Русалочка» заключается в том, что не следует совершать необратимых поступков, последствия которых невозможно исправить. Русалочка согласилась на условия колдуньи, зная, что никогда не сможет стать прежней и что она может погибнуть, если принц на ней не женится. Надежды русалки на свадьбу с принцем не оправдались, и она превратилась в морскую пену.

Сказка учит не быть самонадеянным и просчитывать последствия своих поступков.

В сказке «Русалочка» мне понравилась главная героиня, русалочка. Она стремилась к жизни в огромном надводном мире и мечтала обрести бессмертную душу. Ради выполнения своей мечты русалочка пожертвовала всем, что ей было дорого, и она искренне любила принца, за которого хотела выйти замуж.

Какие пословицы подходят к сказке «Русалочка»?

Без мечты не проживешь.
Любовь правит миром.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.



Похожие статьи
 
Категории