М горький периоды творчества и ранние рассказы. Раннее творчество и успех

04.04.2019

на тему: «Творчество М. Горького»

М. Горький (1868–1936)

Хотим мы или не хотим, любим или не принимаем творчество Максима Горького (А.М. Пешкова), но он оказался на вершине литературного Олимпа на рубеже веков и стал частью национальной культуры России. Проследив идейные, нравственные, эстетические искания писателя, оценив сложность его пути, мы, безусловно, придем к развенчанию плакатного мифа о «буревестнике революции» и создателе метода социалистического реализма, ибо Горький – одна из самых трагических фигур нашего столетия.

«Густой, пестрой, невыразимо странной жизнью» назовет Горький свои детские и отроческие годы в Нижнем Новгороде, имея в виду дом Кашириных – русскую жизнь в миниатюре с ее светлыми и мрачными сторонами. Вглядимся в них: добротный дом на крестьянский манер в слободе красильщиков, дед, рычащий на подмастерьев и детей, мать, чувствующая себя приживалкой, бабушка, двигающаяся как-то бочком, едкий запах краски, теснота. И мальчик, рано начавший понимать «свинцовые мерзости жизни». * Копейка служила солнцем в небесах мещанства, и это зажигало в людях мелкую, грязную вражду» («Заметки о мещанстве»). А главное, такая жизнь делала всех страдальцами: плачет бабушка, погибает самый умный и красивый подмастерье Цыганок, мечется мать, страдает от своей тирании и грубости дед, мальчик-сирота отдан «в люди», чтобы до конца понять, как страшно входить в жизнь «ветошником и нищебродом».

«Я в жизнь пришел, чтобы не соглашаться» – прозвучит девиз юности. С чем? С жестокой неправильной жизнью, которая редко, очень редко может одарить человека минутами счастья и радости, как, например, плыть с хорошими людьми по Волге, любоваться азартной пляской бабушки, погружаться в чудесный мир книги. Позже будет несогласие с мотивами смерти, распада, уныния в русском декадансе, с эстетикой критического реализма, с его героем, неспособным к яркому поступку, подвигу. Горький убежден: «Чтобы человек стал лучше, ему нужно показать, каким он должен быть»; «настало время нужды в героическом» (из писем к А.П. Чехову).

В начальный период творчества М. Горького реализм и романтизм как два основных метода в искусстве пойдут в его произведениях «рука об руку». Дебютом писателя станет рассказ «Макар Чудра», а вслед за ним появятся «Старуха Изергиль» и знаменитые «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Их герои будут нести «солнце в крови». И даже «босяки» Горького особенные – «с цветами в душе», поэты, поднимающиеся над прозой жизни, бедностью, социальной обезличенностью. Драма «На дне» станет некоторым итогом нравственно-философских исканий Горького в начале века, его гамлетовским «быть или не быть?». Смысл их – найти дорогу к правде или поддаться идеям «безумцев, навевающим сон золотой», смирения, покорности, согласия с обстоятельствами. Горький взял себе псевдоним у ветхозаветного пророка Иезекииля, которого называли «горьким» за гонения при жизни. В судьбе А.М. Пешкова будет немало горького, и причина этого во многом связана с ложными идеями – ницшеанством и марксизмом, в рабстве у которых пребывала талантливейшая, ищущая, могучая натура русского писателя-самородка.

Романтические произведения М. Горького. Тема человеческой свободы или несвободы – центральная в творчестве писателя. В его первых рассказах романтически воспевается полная свобода личности, не зависящей от условностей общества. В 1892 г. был написан рассказ «Макар Чудра», в котором мы найдем все приметы романтического произведения. Вглядимся в портрет литературного героя: «он был похож на старый дуб, обожженный молнией» (о Макаре Чудре); «на смуглом матовом лице замерла надменность царицы», «ее красоту можно было бы на скрипке сыграть» (о Радде); «усы легли на плечи и смешались с кудрями», «очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, точно его ковали из одного куска железа вместе с конем, стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь» (о Лойко). Герою соответствует и пейзаж: мятущийся ветер, раздувающий пламя костра, вздрагивающая мгла, безграничность пространства степи и моря. Одушевленность и бескрайность пейзажа как бы подчеркивают безграничность свободы героя, его нежелание поступиться ею. Заявлен принципиально новый герой (в отличие, скажем, от чеховского): красивый, гордый, смелый, с горящим в груди огнем. Из легенды, рассказанной Макаром с восхищением и внутренним удовольствием, мы узнаем, что Он и Она, красивые, умные, сильные, «оба такие хорошие», «удалые», не уступают своей воли, требуя покорности от другого. Гордость Радды не может сломить даже любовь к Лойко. Неразрешимое противоречие между любовью и гордостью разрешается единственно возможным для романтических произведений обрядом – смертью. И попробовал Лойко, крепко ли у Радды сердце, и вонзил в него кривой нож, и сам получил из рук старого отца свою смерть. Читатель-христианин не может принять правду Горького-романтика, ибо любовь предполагает взаимную способность идти на уступки любимому, чего не могут сделать герои рассказа.

«Старуха Изергиль» (1895), рассказ с удивительно стройной композицией, сочным, выразительным языком, опирающийся якобы на народные предания, поражает идейной путаницей. Описание морской стихии в экспозиции символически связано с «уроком» старухи Изергиль русскому юноше: «У! Стариками вы родитесь, русские», «мрачные, как демоны», т.е. не способные прожить яркую, насыщенную подвигами жизнь. Трехчастная композиция рассказа (легенда о Ларре, исповедь старухи о своей жизни, легенда о Данко) построена на антитезе, которая для самого автора безусловна. Сын женщины и орла, красивый, гордый, смелый, вступивший в конфликт с племенем и убивший девушку, которая не захотела стать его наложницей, по Горькому, отвратителен, потому что несет в себе ницшеанский комплекс: гордость, индивидуализм, эгоцентризм, презрение к простому человеку, отщепенство, разрушение морали «отцов». А вот язычнице, блуднице старухе Изергиль, которая смогла ради спасения любимого убить часового и раскаялась в своей бесшабашной смелости и жажде наслаждения плотью, автор явно симпатизирует. Герой третьей новеллы – Данко вызывает прямо-таки восторг писателя, потому что он вывел людей из «леса», «болот», «смрада» (читай: из мрака рабства и страха перед жизнью). Разорвав грудь, поднял он сердце свое, как факел, совершив подвиг любви во имя человека, брата своего. Все законы романтической поэтики соблюдены: сюжет строится на антитезах «герой» – «толпа», «тьма» – «свет», «неволя» – «воля». Но все эти ключевые образы не поддаются однозначной «расшифровке» (тем и сильны романтические символы, что их можно прилагать к любой ситуации, в любое время). С позиций вульгарного марксизма всю жизнь дореволюционной России можно было считать «тьмой», а декабристы, народовольцы, пролетарские вожаки хотели вывести народ к свету – через восстания, террор, революцию. И не важно, сколько будет пролито крови, слез детей и стариков на этом пути.

Легенда о Данко имеет библейскую параллель – историю о том, как Моисей вывел древних иудеев из египетского плена на родину. Сорок лет вел он своих соотечественников, молясь о спасении народа, и, после того как Господь открыл пророку десять заповедей спасения души, Моисей начертал их на скрижалях как единственный и непреложный план устройства земной жизни и человечества, погрязшего в грехах самомнения, зависти, чревоугодия, прелюбодеяния, ненависти. Неужели Данко у Горького – Моисей Нового времени? Кто и что им руководит? Нетерпение! Понимает ли он конечную цель пути? Нет! Действительно, Данко у Горького не возносится над толпой, не говорит: «Падающего – толкни». Но толкает на неоправданные жертвы, а следовательно – к новой «тьме».

Позиция повествователя ранних рассказов Горького отличается от позиции главных героев (Макара Чудры и старухи Изергиль), что составляет идеологический центр рассказа и определяет его проблематику. Романтическая позиция при всей ее внешней красоте и возвышенности не принимается повествователем.

«Маленький человек» Максима Горького в рассказах «о босяках». И Гоголь, и Пушкин, и Достоевский восстали против социальной обезличенности «маленького человека», разбудили «добрые чувства», христианское сострадание и к Акакию Акакиевичу, и к Самсону Вырину, и к Макару Девушкину. М. Горький, обнимая художническим взором всю социальную пирамиду буржуазной России рубежа XIX–XX вв., обнаружил в ней особый слой – людей «дна», босяков, люмпенов, жертв Города, машин, индустрии. Рассказ «Челкаш» (1895) начинается с описания пристани большого портового города: грохот машин, металлический скрежет, тяжелые пароходы-гиганты. «Все дышит модными звуками гимна Меркурию». Почему именно Меркурию? Меркурий – бог торговли, обогащения, прибыли, с одной стороны, он же – проводник в царстве мертвых (словарь). Вот те новые обстоятельства (мертвый, железный капитализм), в которые помещает своего героя Максим Горький.

Челкаш, «старый травленый волк, заядлый пьяница» и «ловкий, смелый вор», похож цепкими руками и длинным костлявым носом на степного ястреба, выжидающего свою добычу. И она появляется в виде широкоплечего, коренастого, русого, загорелого крестьянского парня Гаврилы, смотревшего «добродушно и доверчиво» на Челкаша. Оба товарища бедны, голодны. Но первому, Челкашу, не нужны деньги как таковые, он их пропьет. Ему дорога воля и море, «созерцанием» которого никогда не пресыщалась его кипучая, нервная натура. «Темная широта, бескрайняя, свободная и мощная» рождала «мощные мечты». А вот другой, крестьянин, оказывается, охоч до денег и готов «душу загубить», ограбив работодателя. «Кабы этакие деньги» да на хозяйство потратить, корову купить, домик поставить, женой обзавестись! «Жаден ты», – выносит приговор Челкаш. В подаче Горького Гаврила жалок, подобострастен, низок, хотя внутри его идет борьба: «Беда от них» (денег).

На 90-е годы приходится знакомство Горького с Украиной. Уже его первый рассказ «Макар Чудра» был навеян впечатлениями от путешествия по Украине в 1891 г. Украинские впечатления или украинский материал положен в основу многих произведений писателя - «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Емельян Пиляй», «Коновалов», «Мой спутник», «На Чангули», «Валахская легенда» и др. В 1891 г. писатель впервые посетил Киев, а, со временем несколько раз приезжал на летний отдых в село Мануйловка в Полтавской области. Здесь он познакомился не только с бытом и обычаями украинского народа, а и с его литературой. В одном из писем, написанных в Мануйловке, он признавался: «Впервые я читал Шевченко еще юношей, в Котле, в конце 80-х годов… Потом, летом 97 и 98-го года, когда жил в Мануйловке… я читал Шевченко на украинском языке крестьянам… Стихи Шевченко вообще очень мне понравились… Очень хотелось бы издать Гулака-Артемовского, Основьяненко, Котляревского - особенно!»

В 1889 г., находясь на лечении в Ялте, Горький познакомился с А. Чеховым, А. Куприным, И. Буниным, а в следующем году в Москве встретился с Л. Толстым. Тогда же Горький начал принимать активное участие в революционном движении, его несколько раз арестовывала полиция. Угрозы новых арестов заставили его в 1906 г. эмигрировать (Германия, Франция, Америка, Италия). Революционные события 1905 г. Горький встретил одобрительно. Вместе с тем его оценка этих событий не лишена внутренних колебаний и скепсиса в том плане, не станет ли революция стихийной силой, которая сметет все на своем пути. Сомнения писателя отобразились в его тогдашней публицистике: «Исповедь», «О цинизме», «Разрушение личности». В 1913 г. Горький возвратился в Россию. Большевистскую революцию 1917 г. он поддержал, но его собственная политическая позиция относительно нее была далеко неоднозначной. В своей тогдашней публицистике («Революция и культура» и «Несвоевременные мысли») Горький осудил насилие и жестокость и высказал свой скептицизм относительно перспектив социально-исторического развития, начерченных большевистской партией: «Более всего меня поражает то, что революция не имеет признаков духовного возрождения человека»; «Во время погромов людей убивают, как волков, постепенно приучая к спокойному уничтожению ближнего».

В1921 г. Горький снова покинул Россию и семь следующих лет жил в Италии, Франции, Германии, где старался осмыслить изменения, которые происходили на его родине. В 1928 г. он возвратился в Россию, где сотрудничал с правительством большевиков. В стране сталинизма писатель активно занимался литературной и культурно-просветительской деятельностью. В 1934 г. на I съезде советских писателей его провозгласили основателем социалистического реализма - метода, который, по мнению тогдашних идеологов культуры, должен был объединить всех писателей советской эпохи. От Горького старались скрывать истинные масштабы сталинских репрессий, вместе с тем именно ему принадлежит известное выражение: «Если враг не покоряет - его уничтожают», который стал основным лозунгом сталинской политики. В последние годы жизни писатель тяжело болел чахоткой, а 18 июня 1936 года умер. По одной из версий, его могли отравить, поскольку Сталин опасался, что Горький может открыто выступить против политики репрессий, и это приобретет международную огласку.

Писательская судьба Горького трагическая. Осужденный большинством литераторов эмиграции, в СССР он еще при жизни был провозглашен классиком и считался основателем и идейным вдохновителем социалистического реализма. После смерти Горького продолжительное время считали непревзойденным гением, «хрестоматийным» литературным образцом, а в постсоветскую эпоху старались провозгласить бездарностью и ничтожеством. Впрочем, настоящая мировоззренческая и идейная позиция Горького была далекой от навязанного ему идеологического схематизма и прямолинейности, хотя она и не лишена внутренних разногласий и идейных искривлений, а художественная ценность написанного им признавалась безоговорочной даже его идейными неприятелями.

В творчестве Горького первой трети XX ст. выделяют два периода. Первый, который охватывает 1899 - 1912 годы, считается наиболее тенденциозным и политически заангажированным, поскольку он связан с революционной идеологией. В это время были созданы социальные романы и повести «Фома Гордеев» (1899), «Троя» (1900-1901), «Мать» (1907), «Исповедь» (1908), «Городок Окуров» (1910), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911).Все эти произведения, по словам одного из современных писателю критиков, «изображают широкую картину русской провинциальной жизни - со всем его бессмысленным варварством, грязью и невежеством, где лишь отдельные личности стараются постичь «смысл жизни», вырваться из топи и указать темным и придавленным массам светлый путь». На этот же период приходится и рассвет драматургии Горького, в которой по обыкновению поднимается та же проблематика, что и в его прозе («Мещане», 1901; «На дне», 1902; «Дачники», 1904; «Дети солнца», 1905; «Враги», 1907 и др.).

1913 - 1936 гг. - это второй период творчества Горького, который в основном охватывает автобиографические произведения и воспоминания (автобиографическая трилогия «Детство», 1913; «В людях», 1915; «Мои университеты», 1923; роман «Дело Артамоновых», 1925; эпопея «Жизнь Клима Самгина», 1926-1936 и др.). В творчестве Горького первой трети XIX ст., как и раньше, ведущей темой остается тема гуманизма, поисков духовных основ, которые определяют гуманистический идеал, «моральное лицо» «настоящего» Человека. Но общая идейная тональность этих поисков кое-где изменяется. С одной стороны, это проявляется в усилении морализаторских тенденций, которые особенно четко обнаруживают себя в драматургии Горького, а с другой стороны - в прозе более явным образом и неоднозначно очерчиваются его политические симпатии и приоритеты, которые, фактически, прямо вытекают из лозунгов и идеологии тогдашнего образца. Изменяются и художественные ориентиры Горького: в его поэтике начинает доминировать реалистический метод, который существенно отодвигает романтические приемы раннего творчества.

Наиболее примечательной в контексте общей идейной и художественной эволюции Горького первой трети XX ст. является его драма «На дне» и роман «Мать».

«На дне» («На дне», 1902) - пьеса, которая по жанру является социально-философской драмой, представляет вершину драматургии Горького. Тематически она объединена с его прозой 90-х годов и завершает в творчестве писателя цикл произведений о «босяках». «Она стала итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», - писал позднее сам Горький. Действие происходит «на дне», как метафорически назван в драме приют для бездомных, в котором собрались представители разнообразных социальных прослоек тогдашней России. Все они отличаются по возрасту, характерам, профессиям, каждый из них по разным причинам попал на «дно» жизни, но всех их объединяет чувство собственной социальной неполноценности и иллюзорная вера в то, что, в конце концов, им удастся вырваться из тюрьмы, с которой ассоциируется для них жизнь в приюте.

В романе «Мать» (1907-1908) Горький изображает неуклонный рост в народных массах революционного сознания. Все звенья этого процесса показаны, прежде всего, в связи с его главными героями - Ниловной (Пелагеей Ниловной Власовой) и ее сыном Павлом. Павел - фабричный рабочий, судьба которого сначала была типичной для людей его круга и профессии. В юноше зреет социальный протест, но следствием является лишь пьянство и агрессивное поведение. Встреча с большевистским подпольем решительно изменяет сознание Павла. Со временем он становится профессиональным революционером, а после ареста по приговору суда должен быть выслан в Сибирь. Аналогичная эволюция проходит и с его матерью Ниловной, которая из затурканной жизнью, слабой женщины превращается в волевого и мужественного революционера, сознательного борца с социальной несправедливостью.

Этот роман признают наиболее тенденциозным и в художественном плане довольно слабым произведением Горького.


Страница: [ 1 ]

Введение

1. Слово о писателе.

2Особенности раннего творчества Горького.

3. Рассказ «Старуха Изергиль» – осознание личности человека:

а) «бесплотное облачко» человеческой жизни;

б) горящее сердце;

в) истоки славы и бесславия;

г) Изергиль – романтический идеал свободы.

Заключение


Введение

Максим Горький вступил в литературу в период духовного кризиса, который поразил российское общество на рубеже веков. Мечты о гармонии между человеком и обществом, которые вдохновляли писателей XIX века, остались нереализованными; до предела обостряются социальные и межгосударственные противоречия, грозящие разрешиться мировой войной и революционным взрывом. Безверие, уныние, апатия для одних стали нормой, для других – толчком к поиску выхода. Горький отмечал, что писать он начал «по силе давления… томительно бедной жизни», которой он стремился противопоставить свое представление о человеке, свой идеал.

Раннее творчество М. Горького (90-е годы ХIХ века – первая половина 1900-х годов) идет под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди... убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы Горького 90-х годов можно разделить на две группы. Одни из них основаны на вымысле: автор использует легенды или сам сочиняет их. Другие – рисуют характеры и сцены из реальной жизни босяков («Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.). Героям всех этих рассказов присуще романтическое мироощущение.

Герой уже первого горьковского рассказа «Макар Чудра» упрекает людей за их рабскую психологию. Людям-рабам противопоставлены в этом романтическом повествовании вольнолюбивые натуры Лойко Зобара и красавицы Рады. Жажда личной свободы для них так сильна, что даже на любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Лойко и Рада своей духовной красотой и силой страсти превосходят всех окружающих, что и приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся гибелью героев. В рассказе «Макар Чудра» утверждается идеал личной свободы.

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенное понятие человеческого в личности.

В ранних романтических произведениях Горького формируется концепция личности, которая получит свое развитие в более поздних произведениях писателя.


1. Слово о писателе

Алексей Максимович Пешков (М. Горький – псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16(28) марта 1868 г. Отец, столяр-краснодеревщик, ставший управляющим пароходной конторой в Астрахани, рано умер от холеры (1871). Мать, дочь владельца красильной мастерской В.И. Каширина, вышла замуж вторично, но скоро скончалась от чахотки (1879). Мальчик жил в доме деда, где царили ссоры, тяжба за раздел имущества между братьями матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко. Спасали его деятельная, одаренная т ура и любовь бабушки. Шести лет Алеша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту, затем гражданскую печать. Обучался два года в слободском училище, за 3-й класс сдал экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал внука «в люди». Пешков работал рассыльным в модном магазине, прислугой у чертежника – подрядчика и Сергеева, посудником на пароходах, учеником инокописной мастерской, десятником на ярмарочных постройках, статистом в театре. И очень много с жадностью читал, сначала «все, что попадало под руку», позже открыл для себя богатый мир русской литературной классики, книг по искусству и философии.

Летом 1884 г. поехал в Казань, мечтая о занятиях в университете. Но вынужден был зарабатывать на жизнь поденщиком, чернорабочим, грузчиком, подручным пекаря. В Казани познакомился со студентами, бывал на их сходках, сблизился с народнически настроенной интеллигенцией, читал запрещенную литературу, посещал кружки самообразования. Тяготы жизни, восприятие репрессий против студентов, личная любовная драма привели к душевному кризису и попытке самоубийства. Летом 1888 г. Пешков уехал с народником М. А. Ромасем в село Красновидово для пропаганды революционных идей среди крестьянства. После разгрома книжной лавки Ромася юноша отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах.

Пережитое за все эти годы породило позже автобиографическую прозу М. Горького; повести о первых трех периодах своей жизни он назвал соответственно их содержанию: «Детство», «В людях», «Мои университеты» (1913–1923).

После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». Пешков исходил пешком, зарабатывая трудом на пропитание, средние и южные области России. В перерыве между странствиями жил в Нижнем Новгороде (1889–1891), исполняя разную черную работу, потом был письмоводителем у адвоката; участвовал в революционной конспиративной деятельности, за что был впервые арестован (1889). В Нижнем познакомился с В. Г. Короленко, который поддержал творческие начинания «этого самородка с несомненным литературным талантом».

2. Романтические идеи в раннем творчестве М. Горького

Особую группу в творчестве писателя 1890-х годов составляют романтические произведения («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песня о Соколе», «Немой», «Хан и его сын»и др.). Писатель дает новое дыхание этому литературному направлению (романтизму), утратившему свое влияние уже к середине ХIХ века.

Что же заставило Горького обратиться к романтизму? Уже в ранней, творчески незрелой поэме писателя звучат слова: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Эти слова могут послужить эпиграфом ко всему творчеству Горького. Мотив несогласия с действительностью, в которой царят «свинцовые мерзости», существует социальная несправедливость, угнетение одних людей другими, жестокость, насилие, нищета, является ведущим. Горький мечтает о личности сильной, независимой, свободной, «с солнцем в крови». Но в реальной жизни и даже в современной писателю литературе не было таких людей, поэтому писатель прямо заявил, «...что роскошное зеркало русской литературы почему-то не отразило вспышек народного гнева...», и обвинил литературу в том, что она не искала «героев, она любила рассказывать о людях, сильных только в терпении, кротких, мягких, мечтающих о рае на небесах, безмолвно страдающих на земле». Такая позиция была неприемлема для писателя-максималиста. Поэтому Горький и обратился к романтизму, который позволил ему изобразить героя-деятеля. Романтические произведения Горького проникнуты пафосом жизнеутверждения и веры в человека.

Для романтических произведений Горького характерны следующие черты:

тип героя – герой резко выделяется из окружающей среды (вспомним формулу романтизма : «исключительный герой в исключительных обстоятельствах»), он отвержен, одинок, противопоставлен миру обыденной реальности (ср. Сокол – Уж), абстрактно красив (герои Горького не наделены развернутыми портретными и психологическими характеристиками), горд, независим; этот герой готов поспорить с самой судьбой, отстаивая свое право на свободу (а это главная ценность, ради которой стоит идти на смерть);

Традиционный выбор темы вольнолюбия (свободы личности), поэтизация свободы (конфликт «разум-чувство» трансформируется в произведениях Горького в конфликт «чувство-свобода» («Макар Чудра»); автор использует образы-символы, традиционные в творчестве романтиков, – море, степь, небо, ветер, сокол (буревестник));

Герои действуют не в реальном, а в вымышленном мире (писатель обращается к легенде, сказке, были – фольклорному материалу);

Особую роль играет пейзаж, выступая одновременно и фоном и героем повествования (легенда о Данко, «Старуха Изергиль»);

Использование особых изобразительных средств: гиперболы (в описании чувств, мыслей, поступков, портрета), эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений, высокоторжественной лексики (что роднит прозу с поэзией);

Часто встречается обрамляющая композиция (рассказ в рассказе). Такая композиция повествования подчинена одной цели: возможно более полному воссозданию образа главного героя.

Помимо рассказчика (старуха Изергиль, Макар Чудра) введен также образ «проходящего», слушателя (образ повествователя). Этот образ не проявляет себя прямо, но необходим для выражения авторской позиции.

Романтический герой задуман как разрушитель сонного прозябания большинства. О цыгане Лойко Зобаре («Макар Чудра») сказано: «С таким человеком ты и сам лучше становишься...» В кровавой драме, развернувшейся между ним и Раддой, тоже таится неприятие обычной человеческой судьбы. В валашской сказке «О маленькой фее и молодом чабане» (1892) юный чабан мечтает «идти куда-нибудь далеко, далеко, где бы не было бы ничего такого, что он знал...», а фея Майя может жить только в родном лесу. Героиня «Девушки и Смерти» (начало 90-х гг., опубл. в 1917 г.) несет в своем сердце «нездешнюю силу» и «нездешний свет». Всюду скучной повседневности противостоят редкой энергии душевные порывы. Чудра так завершает свой сказ: «...иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загинешь даром».

Воспев яркую личность, следующую своим путем, Горький обратился к острым душевным конфликтам легендарных героев. В целом ряде романтических повествований «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» (1895–1899), «Хан и его сын» (1896), «Немой» (1896) отражено неоднородное столкновение, чаще трагическое, между мечтой, одухотворенным чувством, влечением к Прекрасному и страхом перед жизнью, тупым равнодушием к красоте.

3 Рассказ «Старуха Изергиль» - осознание личности человека

Рассказ был напечатан в 1894 году в «Самарской газете», где Горький получил место постоянного сотрудника. Идейно и тематически это произведение близко рассказу «Макар Чудра». Во-первых, писатель здесь усложнил композицию. Он использовал двойное обрамление. В качестве первой «рамки» традиционно выступает морской пейзаж, таинственный и фантастичный. На его фоне выделяется образ главной героини – старой цыганки Изергиль, которая рассказывает случайному слушателю (образ повествователя) историю своей жизни. Образ старухи наделен теми же качествами, что и образ Макара Чудры в одноименном рассказе. Ей свойственны бескомпромиссность, стремление к личной свободе, восхищение сильными личностями. И вставленные в ее рассказ легенды (первая – о гордеце Ларре, вторая – о Данко), помимо того, что выполняют функцию второй «рамки», позволяют также глубже понять и осмыслить жизненную позицию главной героини. В этих легендах рассказано о событиях давно минувших дней, а герои являются выразителями двух противоположных точек зрения (антитеза) на проблему смысла жизни.

Осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа – такова идея рассказа «Старуха Изергиль».

Рассказ построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи и тона он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть – легенда о Ларре, вторая – рассказ Изергиль о своей молодости, третья – легенда о Данко. При этом первая и третья части – легенды о Ларре и Данко – противоположны друг другу. Характерная черта рассказа заключается в том, что в нем два рассказчика и соответственно этому два повествовательных плана. Общее повествование ведется от имени автора, который выступает со своими раздумьями, размышлениями, оценками. Он подчеркивает в заключение красоту сказки о Данко. И второй рассказчик – старуха Изергиль, которая хранит в своей памяти народные предания о подвиге, о злом и добром в человеческой жизни.

Могучими, сильными и почти сказочными богатырями изображены и люди, окружающие старуху Изергиль.

О молдаванах Горький пишет так:

«Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые...

Эти люди по своему облику немногим отличаются от Лойко Зобара, Радды и Данко. Таким образом в жизни подчеркивались романтические и героические черты. Они же даны и в биографии Изергиль. Сделано это для того, чтобы оттенить важную мысль: героическая романтика не противостоит жизни, она только в более сильной и яркой форме выражает то, что заложено в самой действительности.

В первой легенде рассказано об «антигерое» – себялюбце и гордеце Ларре, который, будучи сыном орла и смертной женщины, исполнен презрения к людям, их законам, их образу жизни.

Ларра – воплощение крайнего индивидуализма. Он считает себя первым на земле. Он не считает для себя нужным подчиняться законам человеческого сообщества, поэтому легко идет на преступление – убийство отказавшей ему девушки. За это он отвержен человеческим обществом, изгнан из среды людей. Сначала он не чувствует себя наказанным, но жизнь в одиночестве заставляет его просить о смерти. Люди же отказывают ему в этом, и даже земля не хочет принимать его в свое лоно. Так превращается он в вечного скитальца, в тень, и нет ему нигде приюта и покоя. И величайшее благо – жизнь – становится для него безысходной мукой.

Во второй легенде представлен иной герой, Данко. Он так же, как и Ларра красив и горд, так же выделяется из толпы людей. Но Данко, в отличие от Ларры, личность героическая. Вся его короткая жизнь отдана людям. Данко ведет свой народ на волю из рабской жизни: из мрака топких болот и темных лесов выводит он отчаявшихся соплеменников к свету (читай, к иной жизни). На пути возникали необычайные трудности, неодолимые препятствия. И когда, утомленные трудным путем, люди упали духом, когда они стали упрекать Данко в неумении управлять ими, заколебались и готовы были повернуть обратно, сердце героя вспыхнуло огнем желания спасти их. И чтобы осветить трудный и долгий путь и поддержать сомневающихся и уставших, он вырвал из своей груди сердце, которое как факел горит от огромной любви и сострадания к людям, и высоко поднял его над головой.

«Оно пылало так ярко; как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

Идею беззаветной любви к людям, героического самопожертвования во имя счастья народа утверждает Горький в легенде о Данко.

Итак, свобода Ларры это индивидуалистическая, эгоистическая свобода, превращающаяся в наказание одиночеством. Свобода Данко это свобода альтруистическая, необходимая во имя бескорыстного служения людям.

Легенды о Ларре и Данко условны, они нужны для того, чтобы прояснить мировоззрение главной героини и точку зрения автора.

Действительно, центральное место в произведении занимает все же рассказ самой Изергиль о своей жизни. Это история встреч и расставаний, непродолжительных романов, которые не оставляют заметного следа в душе героини. Рассказывая о своих увлечениях, героиня акцентирует внимание слушателя на себе самой, на своей неукротимой жажде жизни и любви. Но ни один из ее возлюбленных не описан подробно, даже имена некоторых уже стерлись из ее памяти. Они, как тени, проходят перед слушателем: черноусый рыбак с Прута, огненно-рыжий гуцул, важный турок, его сын, «маленький полячок». Но только ради последнего возлюбленного, Аркадэка, Изергиль рискует своей жизнью. Аркадэк – героическая личность. Он сражался за свободу греков и готов был совершить подвиг, « готов был идти на край света, чтобы делать что-нибудь». Чтобы спасти его из плена, Изергиль, переодевшись нищенкой, проникает в деревню, где в тюрьме томится ее возлюбленный и его товарищи. Ей приходится убить часового. Но услышав лживую благодарность, Изергиль сама отвергает возлюбленного. В итоге непокорная и гордая Изергиль становится как все люди: обзаводится семьей, растит детей, а состарившись, рассказывает молодым легенды и сказки, напоминая о былых, героических временах.

Сама Изергиль прожила по-своему значительную и красочную жизнь. Она любила помогать хорошим людям.

Но ей не хватало того, что мы называем идеалом. И лишь Данко воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека, пожертвовав своей жизнью ради счастья народа. Так в самой композиции рассказа раскрывается его идея.

Какой же тип личности представлен в образе старухи Изергиль? Сама старуха сближает свою жизнь с жизнью Данко, именно этот герой является для нее примером. Действительно, можно в ее жизни найти сходные черты: способность к подвигу во имя любви, жизнь среди людей. Именно ей принадлежат афористические высказывания: «Красивые всегда смелы», «В жизни всегда есть место подвигу».

Но все-таки образ старухи лишен цельности, можно заметить некоторые противоречия: ее чувства порой неглубоки, поверхностны, поступки непредсказуемы, спонтанны, эгоистичны. Эти черты сближают ее с Ларрой. Таким образом, характер Изергиль неоднозначен, противоречив.

Но помимо точки зрения самой героини в рассказе выражена и точка зрения автора-повествователя. Повествователь изредка задает вопросы старухе, интересуясь судьбой ее возлюбленных. И именно из ее ответов становится ясно, что Изергиль не очень обеспокоена их судьбой. Она объясняет такое равнодушие к людям по-своему: «Я была счастлива на это: никогда не встречалась больше с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками...» Автор не принимает такое объяснение, и мы чувствуем, что он все-таки склонен считать тип личности Изергиль, близкой к типу личности Ларры. Портретная характеристика Изергиль, данная автором-повествователем, еще раз подчеркивает это сходство: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями... На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос... Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами...» Такой портрет придает сходство с Ларрой, который «уже стал теперь, как тень».

Итак, центральный образ рассказа вовсе не идеален, а скорее, противоречив. Это свидетельствует о том, что сознание героя-индивидуалиста анархично, его вольнолюбие может быть направлено как во благо, так и во зло людям.

В рассказе «Старуха Изергиль» Ларра, считавший себя «первым на земле», уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». А по прошествии лет выясняется, что этот «сын орла и женщины» лишен сердца: Ларра хотел вонзить в себя нож, но «сломался нож – точно в камень ударили им». Страшна и закономерна постигшая его кара – быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». В образе Ларры воссоздана античеловеческая сущность.

Данко взрастил в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «были как звери», «как волки», окружившие его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». И только одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, откуда «смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное». Светлое чувство Данко было рождено глубокой тоской при виде соплеменников, утративших человеческий облик. И сердце героя загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но прежде всего душевную. Печален заключительный акцент: спасенные не заметили упавшего рядом «гордого сердца», и один из них, «боясь чего-то», наступил на него ногой. Дар самоотверженного сострадания будто и не достиг; высшей своей цели.

Рассказ «Старуха Изергиль» в двух легендарных частях и воспоминаниях женщины о возлюбленных ее молодости доносит горькую правду о двойственном роде людском. Он от века соединил в себе антиподов: красавцев, которые любят, и «стариков от рождения». Поэтому рассказ пронизан символическими параллелями: света и тьмы, солнца и болотного холода, огненного сердца и каменной плоти. Жажда полного преодоления низменного опыта остается неосуществленной, люди продолжают жить двояко.

Заключение

Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. Каждая из трех частей рассказа выражает общую идею и отвечает на вопрос, в чем счастье человека.

Себялюбца Ларру народ решает наказать вечным одиночеством. И величайшее благо – жизнь – становится для него безысходной мукой.

Существенную роль играет в рассказе старуха Изергиль. Полностью сохраняя реалистический характер образа, Горький вместе с тем рисует человека «мятежной жизни». Разумеется, «мятежная жизнь» Изергиль и подвиг Данко – явления разные, и Горький их не отождествляет. Но образ рассказчицы усиливает общий романтический колорит произведения.

Изергиль с восторгом говорит о людях с сильной волей, с могучими и яркими, характерами, способных к подвигу. Она вспоминает своего возлюбленного: «...он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

Романтический характер носит в «Старухе Изергиль» и самая манера письма Горького. Писатель подчеркивает и в людях, и в природе по преимуществу необыкновенное, возвышенное и прекрасное. Когда Изергиль рассказывает о Ларре и Данко, по небу бродят обрывки туч «пышных, странных очертаний и красок», небо украшено золотыми крапинками звезд. «Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Здесь все выразительные средства подчинены не столько стремлению точно изобразить предмет или явления, сколько создать определенное повышенное настроение. Этому служат и обильно употребляемые гиперболы, и лирически окрашенные эпитеты, и сравнения.


Список использованных источников

1. Дементьев А., Наумов Е., Плоткин Л. Русская советская литература. Учебник для 10 классов средней школы. Изд-е 22-е. – М.: Просвещение, 1973.

2. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002»: Методическое пособие / О. А. Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.

3. Русская литература ХХ века. Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л.А. Смирнова, А.М. Турков, В.П. Журавлев и др.; Сост. Е. П. Пронина; Под ред. В. П. Журавлева. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 1998. – 335 с.

4. Советская литература: учебное пособие для 6-7 кл. вечерних (сменных) школ, изд.-е 4-е. / Составитель Е. В. Квятковский.

5. Толкунова Т. В., Алиева Л. Ю., Бабина Н. Н., Черненькова О. Б. Готовимся к экзамену по литературе: Лекции. Вопросы и задания. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 384 с. – (Домашний репетитор).

6. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9-й и 11-й классы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 352 с.

Предварительный просмотр:

Тема. М.Горький. Жизнь, творчество, личность.

Цель: Познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути М.Горького.

Ход урока.

I. Вводное слово.

Имя М.Горького (наст. Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936) известно всем. Горький – основоположник литературы социалистического реализма, литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. О его детстве и юности мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты».

II. Составление таблицы с биографическими данными.

В семье столяра-краснодеревщика.

1871 г. Пешковы переезжают в Астрахань, где у него умирает отец.

1873 – 1878 гг. Алексей с матерью живет у деда, который учит его грамоте. Учится в нижегородском слободском Кунавинском начальном училище одновременно подрабатывая.

1879 г. Умерла мать.

1879 – 1884 гг. Дед отправляет Алешу « в люди»: он работал рассыльным в магазине, прислугой, посудником на пароходах, учеником иконописной мастерской. Очень

Много читал, позже открыл для себя мир русской литературной классики.

1884 г. Уезжает в Казань. Безуспешно пытается поступить в университет. Работает на пристанях. Посещает собрания революционной молодежи.

1887 г. 12 декабря В результате разлада между мечтой и действительностью Пешков пытается покончить с собой. (Позже, пережитое за эти годы, породило автобиографическую

Прозу.)

  1. гг. Знакомиться с В.Г.Короленко.

Обошел Поволжье, Дон, Украину, Крым,

Кавказ. Пришел в Тифлис. По совету народовольца А.М.Калюжина начинает писать.

Рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом

М.Горький.

1895 гг. В «Самарской газете», с которой сотрудничал Горький, печатается рассказ «Старуха Изергиль». В журнале «Русское богатство» выходит рассказ «Челкаш». В критике начинаются первые разговоры о Горьком.

1898 г. Выходит книга «Очерки и рассказы». Посылает ее А.П.Чехову, с которым завязывается переписка.

1899 г. В журнале «Жизнь» выходит повесть «Фома Гордеев».

1900 г. Знакомиться с Л.Толстым в Москве.

1901 г. Участвует в демонстрации в Петербурге на площади возле Казанского собора. Арестован и привлечен к ответственности за революционную деятельность. Л.Толстой хлопочет об освобождении Горького по состоянию здоровья. Освобожден через месяц под домашний арест.

1902 г. В Московском художественном театре – первое представление «На дне».

1905 г. Активно участвует в революционном движении. Выступает на митинге в Петербурге, призывает бороться с самодержавием. Арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Освобожден под залог. Знакомиться с Лениным.

1906 г. Работает над романом «Мать». Пишет ряд революционных заметок. Едет в Америку с партийным поручением. Уезжает на Капри и остается там до 1913 г. Работает, читает лекции по русской литературе.

1913-1914 Работает над пьесой «Фальшивая монета» и автобиографической повестью «Детство».

Живет в Финляндии, Петербурге, Москве. Работает над повестью «В Людях».

1917 г. В газете «Новая жизнь» Горький отрицательно оценивает победу Октябрьской революции.

1921 г. Ленин настаивает на отъезде Горького за границу. Выезжает в Гельсингфорс.

1925 – 1927 гг. Живет в Сорренто, Неаполе. Завершает «Дело Артамоновых». Работает над романом «Жизнь Клима Самгина». Печатается.

1933 г. Возвращается в СССР.

1934 г. Работает над 4 томом «Самгина». Открывается I Всесоюзный съезд писателей. Горький в качестве председателя.

III. Характеристика раннего этапа творчества писателя.

Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

– Вспомним, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных рассказов.

Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.

– Вспомним романтические произведения Пушкина и Лермонтова. («Цыганы» Пушкин, «Мцыри», «Демон» Лермонтов)

Отличительные черты романтических образов Горького - гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Без свободы нет для героя счастья, она дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются».

Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Таковы герои ранних романтических рассказов Горького. Макар Чудра предстает в романтическом пейзаже.

– Приведите примеры, доказывающие это

(Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», «безграничная степь», «бесконечное море»).

Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его нежелание на что бы то ни было ее променять.

В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной…»

В рассказе «Челкаш» морской пейзаж описывается несколько раз: при свете яркого солнца, темной ночью. Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: « На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первое – остроту, вторая – цену. Но по ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…»

– Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

(Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: максималистское стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша. Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

Герои легенд, рассказанных М.Чудрой и С.Изергиль, тоже воплощают стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь к Лойко Зобару. Неразрешимое противоречие между любовью и гордостью мыслиться Макаром Чудрой как совершенно естественное, и разрешиться оно может только смертью.)

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.


Сочинение

1. Общие характеристики раннего творчества.
2. Главные темы периода.
3. Тема свободы человека на примере рассказов М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
4. Два начала в мировосприятии М. Горького.
5. «Люди дна» в творчестве писателя.
6. Пейзаж, как способ отображения суровой действительности.

Я в мир пришел, чтобы не соглашаться.
В. Г. Короленко

На рубеже XIX-XX веков имя М. Горького стало популярным не только в нашей стране, в России, но и в за рубежом. Его известность приравнивалась к таким литературным гениям, как А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко. Писатель старался обратить взгляд читателей, писателей, критиков и общественных деятелей на филосовско-эстетические проблемы жизни. Именно эти взгляды М. Горького и были отражены в его ранних произведениях.

Начало творческого пути М. Горького совпало с тем периодом времени, когда сам человек, по своей сути полностью обесценился, постоянно унижался, становился просто «рабом вещей». Такое положение и понимание человека, заставляло писателя во всех своих произведениях постоянно и упорно искать те силы, которые смогли бы освободить народ.) Впервые читатель увидел рассказ М. Горького «Макар Чудра» в 1892 году, который был напечатан в газете «Кавказ». Затем его произведения стали появляться и в других печатных изданиях: казанская газета «Волжский вестник», нижегородская газета «Волгарь». В 1895 году М. Горький написал такие известные произведения, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В 1897 году писатель уже сотрудничает и со столичными газетами «Русская мысль», «Новое слово», «Северный вестник».

В ранних стихах М. Горького сразу заметно их художественное несовершенство, но уже с самого начала литературной деятельности писатель показал себя, как новатор, как человек стремящейся «вмешиваться в жизнь». В стихотворении «Бей!», которое было написано в 1892 году, а опубликовано лишь в 1963, писатель призывает к борьбе со мраком, к боевой активности.

Пусть ад горит в моей крови
И сердце злобно плачет [в ней!]
Пустое! Все-таки живи,

И если руки могут, - бей!
Бей мрак, сковавший все кругом.

Писатель обращается к новому читателю из народа, «пытливого и жадного до жизни».Он относится к тем людям, которые недовольны современной им действительностью, существующей несправедливостью и стараются всячески изменить жизнь. Так главными темами раннего творчества М. Горького становятся тема соотношения добра и зла, силы и слабости, свободы и необходимости.

Ведущей темой у писателя является тема сопротивление действительности. Она раскрывается с помощью образов многих героев, которые противостоят реальности, не подчиняются общим правилам, стремятся найти истину и обрести свободу. Именно такими были герои блестящих произведений М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

В рассказе «Макар Чудра» герой, старый цыган, отрицает основы той жизни, которая обрекает человека на рабское существование. Этот герой - человек смелый, стремящийся к свободе и к изменению жизни в лучшую сторону.

В «Старухе Изергиль» эта же тема свободы усложняется. Здесь показано уже два пути к свободе. Данко отдает всего себя без остатка людям, он стремиться сделать их свободными. Герой умирает согрев своим сердцем других, именно эта великая любовь к людям способна творить чудеса. Такое проявление сильной личности в творчестве писателя видно во многих его героях, например, Сокол («Песня о Соколе», 1895 год), Буревестник («Песня о Буревестнике», 1901 год).

Но если путь для обретения свободы выбран неправильно, то это может привести к абсолютно противоположному результату. В образе Ларры-получеловека (сын орла и земной женщины) М. Горький показывает высшую степень человеческой гордости и вольнолюбия. Он «хотел иметь все и сохранить себя цельным» совершив преступление - убийство девушки, за что и был изгнан из общества. Казалось бы, Ларра приобрел долгожданную свободу, но свобода ценой несчастья других людей приносит лишь одиночество, тоску и пустоту: «Сначала юноша смеялся вслед людям... смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком. А этот - был человеком». И в итоге от Лары не остается ничего, одна только тоска. Мудрец был прав, когда сказал что: «наказание в нем самом».

Само мировосприятие М. Горького можно разделить на два начала, которые развиваются в самой личности. Первое - это стремление к пониманию правды жизни, хотя порой она жестока и несправедлива. Второе начало - желание отвлечься от этой правды и уйти от нее в какие либо романтические, спасительные мечты. У писателя эти две позиции выражаются в столкновении различных характеров героев, и они абсолютно противоположны по отношению друг к другу. К таким контрастным героям можно отнести Лару и Данко, Ужа и Сокола, Гаврила и Челкаша. Именно в диалоге двух таких разных героев раскрывается противоречивость самого мира. Поиск истины усложняется тем, что с одной стороны герои стремятся всегда быть правдивыми, как к самим себе, так и к самой жизни. Но с другой стороны они же видят на сколько сложно многим людям слышать и воспринимать правду. Так в пьесе «На дне» нет одного героя, который бы провозглашал истину. Здесь она рождается из множества голосов героев: Луки, Клеща, Сатина, Пепела.

Важное место в творчестве М. Горького занимает тема «бывших людей». Это люди, которые относятся к самым низам общества, и одновременно с этим в них присутствуют поистине высокие эстетические качества. Таковым является Челкаш в одноименном рассказе 1895 года. Этот персонаж отличается своей человечностью, открытой душой и независимостью. По словам М. Горького, босяки для него «необыкновенные люди». Писатель видел, что они живут намного хуже «обыкновенных людей», но при этом чувствуют себя значительно лучше их, так как они не жадные, не душат друг друга и не занимаются одним только накоплением денег.

В ранних произведениях для раскрытия общего колорита, эмоционального напряжения и волевых характеров героев, писатель использует прием описания пейзажа. Почти в каждом произведении М. Горького присутствует: всплеск волн, шум ветра, шелест кустов и деревьев, шорох листьев. Такие эпитеты помогают читателю понять все многообразие нашего мира, все его краски. В раннем творчестве писателя сложно провести границу между реальностью и вымыслом. М. Горький на страницах своих книг создает определенный художественный мир, который свойственен только ему. Читатель постоянно сталкивается то с образами стихий (бушующее море, отвесные скалы, дремлющий лес), то с животными олицетворяющими человека (Сокол, Буревестник), а главное с героическими людьми, действующими по зову сердца (Данко). Во всем этом и заключалось новаторство М. Горького - создание новой, сильной и волевой личности.



Похожие статьи
 
Категории