Моне картины художника с названиями. Как появилось течение «импрессионизм»? На большинстве картин Моне - одна и та же женщина

18.04.2019

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Моне - это всего лишь глаз, но, бог мой, зато какой!» Поль Сезанн

14 ноября 1840 года в Париже родился Оскар Клод Моне, французский живописец, один из основателей импрессионизма. Его знаменитые кувшинки, маковые поля, здание Парламента относятся к самым дорогим и почитаемым картинам мира.

Моне запомнился в мировой истории прежде всего как революционер в искусстве. Он первым развил новые технические приемы письма, первым использовал новую теорию цветовой гаммы, первым стал изображать объект несколько раз при различном освещении и погодных условиях.

Картина «Впечатление. Восход солнца» стала отправной точкой для творчества всех импрессионистов.

Однако как и у большинства новаторов, жизнь художника складывалась непросто. Еще в зрелом возрасте у него начались проблемы со зрением, а к концу своей жизни он и вовсе ослеп из-за двойной катаракты. Но то наследие, которое Клод Моне оставил после себя, считается настоящим достоянием всего человечества и разбросано по самым лучшим музеям и галереям мира.

В этот день редакция сайт решила рассказать вамоб истории создания лучших картин художника и приводит его самые известные цитаты.

Терраса в Сент-Адресс, 1867

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Один из ранних шедевров Моне, эта картина представляет собой не только художественную, но и биографическую ценность. Она написана в тот период, когда страдающий от безденежья художник был вынужден оставить Париж и вернуться в отцовский дом. Две фигуры, сидящие в креслах, - это отец Моне и, вероятно, тетка. Перед ними стоит кузина художника с неизвестным. В этот период Моне еще стремился к строгому построению картины: она четко прописана, тщательно выверена по композиции и мало напоминает мягкие, размытые тона работ более позднего периода.

Здание парламента в Лондоне, 1904

Музей д’Орсэ, Париж

Клод Моне нарисовал серию картин Вестминстерского дворца, здания британского Парламента, во время пребывания в Лондоне с 1900 по 1905 гг. Картины имеют одинаковый размер и точку зрения - окно Моне в больнице Св. Томаса, выходящее на Темзу. Они, однако, окрашены в разное время дня и при различных природных обстоятельствах. В этот период он оставил свою раннюю рабочую практику- доводить картины до конца на месте перед объектом.

Поле маков у Аржантея, 1873

Музей д’Орсэ, Париж

Картина была написана, когда Моне жил в небольшом городке близ Парижа - Аржантее. Прекрасный сад и небольшой дом - все, о чем художник только мог мечтать. На картине - жена и сын Моне. Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур на вершине холма. Они соединены с фигурами на переднем плане едва заметной, пробегающей по траве тропинкой. Кажется, что фигуры женщины и мальчика будто вырастают прямо из поля.

Завтрак на траве, 1866

ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва

В 1865 году Клод Моне работал недалеко от Парижа над большой картиной «Завтрак на траве». Законченное полотно не удовлетворило художника, и он уехал в Париж, оставив ее в качестве залога хозяину дома в Шайи. По возвращении Моне нашел холст сильно пострадавшим от сырости и, спасая картину, разрезал ее на три части. Потом он решил все-таки написать картину на эту тему, и, будучи в 1866 году снова в Шайи, он создает уменьшенный вариант большой композиции.

Дама с зонтиком, повернувшаяся налево, 1866

Музей д’Орсэ, Париж

Клода Моне называли «человеком солнца» из-за яркого света, которым отличается большинство его пейзажей. Моделью для «Дамы» послужила Сюзанна Гошеде, ставшая приемной дочерью Моне после того, как он женился на ее матери. «Дама» отличается эффектной позой, отчетливым изображением, энергичной манерой письма. Одним словом - это настоящий Моне в его лучших проявлениях.

Женщины в саду, 1866

Несмотря на то что «Женщины в саду» - одна из самых больших по размеру картин, когда-либо написанных импрессионистами (ее размеры 255×201 см), Моне работал над ней на пленэре, для чего ему пришлось выкопать в саду канаву и поднимать или опускать холст с помощью ворота. Моделью для всех четырех женских фигур послужила его будущая жена, Камилла.

Маннпорт, 1883

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе художников еще с XVIII века. Моне приезжал сюда каждый год с 1883 по 1886 и написал здесь более 60 полотен, на шести из которых изображен один и тот же вид самой большой арки, известной как Маннпорт.

Кувшинки, 1916

Национальный музей Западного искусства, Токио

Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках. Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта. На самом деле эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать ее красоту в своей живописи.

Самые известные картины Клода Моне

Клод Моне отклонял традиционный подход к пейзажной живописи и отошел от четкого изображения форм и линейной перспективы, господствовавшей в изобразительном искусстве того времени.

Вместо копирования признанных мастеров он учился у своих друзей и у самой природы, наблюдая изменения цвета и света, вызываемые сменой времени дня или года - стиль Моне находит своих последователей и среди художников XXI века . Однако и его техника исполнения не стояла на месте, а с годами претерпевала некоторые изменения, что можно заметить, сравнивая ранние и поздние картины Моне .

«Женщины в саду» (1866)

«Женщины в саду» были нарисованы Моне в предместье Парижа под названием Виль-д"Эвре. Единственной моделью для этой картины стала его жена Камилла: она-то и изобразила трех из представленных на картине женщин, которых мы можем видеть на картине. Целью написания этой масштабной и тщательно продуманной картины было показать эффекты настоящего дневного освещения, а не обращать внимание на модель или драпировку платья.

С помощью вспышек света, которые пронзают листву деревьев, чтобы смягчить тени и сделать цвет кожи чуть более теплым, Моне делает акцент на естественном освещении пейзажа. В январе 1867 года его друг Базиль приобрел работу за 2,5 тысячи франков, чтобы помочь Моне выйти из больших долгов, которые заставили его перечеркнуть около двухсот его работ, чтобы они не достались кредиторам.

«Терраса в Сент-Адресс» (1867)

Данная картина совершенно отличается от более поздних полотен Моне. Она изображает сад в Сент-Адресс, с видом на морской порт Онфлер на горизонте. Моделями были родственники и друзья Моне: у забора стоит кузина Моне, Жанна-Маргарита Лекадр, рядом находится ее отец, а на переднем плане, спиной к зрителям, сидят отец Моне Адольф и, вероятно, вторая дочь Лекадра, Софи.

Клод Моне называл эту работу «китайской живописью с флагами»; Ренуар ссылался на нее, как на «японскую живопись с маленькими флагами», потому что своими линиями и очень яркой цветовой палитрой она напоминала японские цветные гравюры. Интересна она также тем, что композиция картины не имеет центральной точки, а сам художник рисовал ее, словно бы глядя на пейзаж сверху вниз. Эта яркая и очень солнечная картина словно является гимном самому лету.

«Темза ниже Вестминстера (Вестминстерский мост)» (1871)

С помощью этой картины Моне показывает нам туманную столицу Англии в весенний день.

Эта простая, асимметричная композиция уравновешена горизонтальным мостом, лодками, плавающими по волнам, а также вертикальной пристанью на переднем плане. Задний же план изображает окутанный туманом Дом Парламента, или Вестминстерский дворец. Во всем сюжете доминирует густой слой тумана, содержащий фиолетовый, зеленый, розовый и золотой оттенки, который создает особенную, плотную атмосферу, отображающую архитектуру в отдаленных, размытых формах.

«Впечатление: Восходящее солнце» (1872)

Содержание картины демонстрирует зрителю утро в порту Гавр во Франции. Мы можем видеть, как солнце поднимается над портом, в то время как наше внимание пытаются обратить на себя еще и три корабля на переднем плане, а сзади тонут в дымке другие пришвартованные корабли в неизвестном количестве. Общее настроение картины довольно мрачное, что идет вразрез с ярким, оранжевым солнцем, которое своим восходом приносит новую жизнь в порт. Мелкие, короткие, почти точечные мазки позволили Моне быстро запечатлеть этот сюжет и само ощущение того, что момент не вечен.

С этим полотном связана интересная история: именно благодаря ей импрессионизм получил свое название, когда спустя два года после написания этой картины Моне представил ее широкой публике. Это произошло на самой первой выставке импрессионистов, которые тогда не имели никакого названия, а просто были группой художников, которые стремились познакомить широкие массы со своим видением искусства и с новым направлением живописи.

Однако картину разнес в пух и прах художественный критик Луи Леруа, назвав всю группу художников импрессионистами, подобно названию картины («впечатление» переводится на французский язык как «impression»). Художники приняли вызов и сохранили название, которое быстро потеряло свой негативный оттенок.

«Поле маков у Аржантея» (1873)

Вернувшись из Англии, Моне остановился в Аржантее и жил там до 1878 года, что стало для него временем совершенствования. В близлежащей местности Моне нашел яркие пейзажи, которые позволили ему исследовать потенциал пленэрной живописи. На этой картине художник изобразил яркое маковое поле в сельской местности, которое шевелит легкий ветерок. На передний план пейзажа вписаны мать и ребенок, предположительно, жена Моне, Камилла, и их сын Жан.

Картина визуально делится на две части с помощью диагонали: одна наполнена яркими пятнами маков, а другая выглядит пустой, словно художник совсем забыл уделить ей внимание. Именно красный цвет задает структуру картины. Любопытно, что если ее перевести в черно-белый цвет, большинство маков на ней уже не будет видно.

«Бульвар Капуцинок» (1873)

«Бульвар Капуцинок» изображает сцену суматохи парижской жизни, которую Моне мог видеть из студии своего друга, фотографа Феликса Надара. Художник использует здесь короткие, быстрые мазки, чтобы «оживить» людей, передать их в движении. Вероятнее всего, на картине изображен утренний или дневной бульвар, в период ранней весны, когда на дорогах еще лежит снег.

Тот самый критик Леруа, благодаря которому импрессионизм сейчас зовется именно так, а не иначе, вновь остался не в восторге от этой картины Моне: как и прежде, такая техника казалась ему незавершенной, будто набросок, а парижан на полотне он так и посчитал черными размытыми пятнами.

«Прогулка к утесу в Пурвиле» (1882)

На полотне изображены две молодые женщины в белых одеждах, которые прогуливаются по утесу в местечке под названием Пурвиль - морской курорт, который располагается на юге Франции.

В этой работе Моне демонстрирует, как можно соединить пейзаж и человеческую фигуру, не нарушая единства его поверхности. Он интегрировал все эти элементы в картину с помощью текстуры и цвета. Трава написана короткими, изогнутыми, резкими мазками, благодаря чему она будто дрожит на ветру, а с помощью почти таких же, слегка видоизмененных мазков Моне изобразил раздувшиеся на ветру женские платья и платки, а также волны на поверхности моря.

«Дама с зонтиком» (1886)

На картине изображена первая жена Моне, Камилла Донсье, вместе с их старшим сыном Жаном. Женщина держит в руках зонт, и, кажется, будто она ловит на себе чей-то взгляд. Эта работа из раннего творчества - пример того периода, когда Моне больше сосредотачивался на передаче света и цвета, чем линий и объема.

Картина также демонстрирует одну из тех тем художника, которые он использовал в своих картинах в течение многих лет. Зонтик как предмет довольно часто появлялся в его творчестве, преимущественно потому, что он писал свои картины сразу на улице, где большинство женщин пользовались зонтами, чтобы защитить свою кожу и глаза. Зонт, к тому же, создает контраст света и тени в лице и одежде портретируемого, показывая, с какого направления падает настоящий свет.

«Руанский собор: главный вход на солнце» (1894)

Эта работа — одна из целой серии картин на тему Руанского собора. Клод Моне писал фасад собора в разное время суток, чтобы изучить различные световые эффекты в зимний период. На полотнах, в основном, доминируют яркий оранжевый и голубой цвета собора, и лишь наверху картины виднеется небольшой синий участок неба. Художник с помощью полупрозрачных мазков играет со светом и текстурой каменной поверхности собора.

Чтобы работа продвигалась быстрее, Моне специально поселился прямо напротив своего главного объекта для живописи. В 1895 году он представил двенадцать «Соборов» на выставке в галерее Дюран-Рюэля, где они были и раскритикованы, и одарены похвалами тех зрителей, которые ратовали за художественные инновации Моне.

«Водяные лилии» («Нимфеи») (1916)

«Водяные лилии» являются частью масштабной серии водяных пейзажей Моне, которая была задумана еще в 1909 году. Художник тайно работал над десятками полотен, создавая панораму из воды, лилий и неба в своей студии, вдохновленный своим садом в Живерни.

Он писал эти картины в последние тридцать лет жизни, в основном, по памяти, поскольку был ограничен во времени цветения лилий и не мог рисовать слишком быстро в связи со стремительно ухудшающимся зрением. Цветовая палитра и мазки, в отличие от ранних работ, стали разнообразнее, приближаясь к экспрессионистическим.

Узнайте еще больше о творчестве этого замечательного художника, посмотрев данное видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Оскар Клод Моне – великий импрессионист, всю свою жизнь рисовавший картины. Художник является основателем и теоретиком французского импрессионизма, которому следовал на протяжении всего творческого пути. Живописная манера Моне в импрессионизме считается классической. Для нее характерны раздельные мазки чистого цвета, создающие богатство света при передаче воздушной среды. В своих картинах художник стремился передать сиюминутное впечатление от происходящего.

Детство и юность

Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, кроме способностей к рисованию. У его родителей была бакалейная лавка, которую они надеялись передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с раннего возраста тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы стать бакалейщиком.

Портрет Клода Моне. Художник Огюст Ренуар

В местном салоне пользующиеся успехом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по 20 франков. Увлечению способствовало и знакомство юноши с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу основные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о юноше после смерти матери.

Занятия с Буденом открыли перед будущим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод отправляется на родину в Париж. Здесь он работает в студии для бедных художников, посещает выставки и галереи. Развитию таланта помешала армия. В 1861 году Монепризывают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.


Из семи положенных лет на службе он пробудет два года, так как заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и 3 тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств университета, но быстро разочаровывается. Ему не нравится царивший там подход к живописи.

Начало творчества

Желание учиться приводит его в студию, организованную Шарлем Глейром. Здесь он знакомится с , Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. В Академии состоялось его знакомство с Писсарро и . Молодые художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. В скором времени они стали костяком, объединившим импрессионистов.


Портрет Камиллы Донсье, созданный художником в 1866 году и выставленный в салоне, сделал его известным. Первым серьезным произведением стала картина «Завтрак на траве» (1865-1866), написанная им вслед за одноименной работой Эдуарда Мане. Вариант Клода был в четыре раза больше по размеру. Композиция картины достаточно проста – на полянке возле леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.


Ценность картины – в ощущении движения воздуха, усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала, так как художник не успел дописать большое полотно. Стесненному материально Клоду пришлось продать картину, чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее художник выставил «Даму в зеленом» (портрет К.Донсье).


Следующее двухметровое полотно «Женщина в саду» полностью написано на пленэре. Чтобы словить нужное освещение, художник вырыл траншею, позволяющую перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать нужного освещения, и только после этого браться за кисть. Несмотря на его стремление добиться совершенства, жюри салона работу отклонило.

Импрессионизм

Новое направление в живописи, получившее название «импрессионизм», стало переворотом в живописи. Чувствовать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне – задача, которую ставили перед собой импрессионисты. Клод Моне был ярким представителем и основоположником этого направления. Он был художником пленэра, передающим естественную, сиюминутную красоту окружающего пространства.


Летом 1869 г. в компании с Ренуаром он отправляется на пленэр в Бужевиль. В новых картинах, написанных крупными пастозными мазками, он отказывается от смешанных оттенков. Пишет чистым цветом и делает для себя множество открытий, касающихся техники живописи, особенностей светотени, влияния на цвет окружающих оттенков и т.д. Так появился и получил развитие импрессионизм – новаторское направление в изобразительном искусстве.


Картина Клода Моне «Здание парламента. Солнечный свет в тумане»

С началом франко-прусской войны Клод Моне, пытаясь уклониться от армии, едет в Англию. Он не поддерживал Наполеона III и был его убежденным противником. В Англии знакомится с Полем Дюран-Рюэлем – продавцом картин. Они станут хорошими друзьями и партнерами. Поль купит у художника большую часть картин этого периода его творчества.


Деньги от продажи позволили приобрести домик на родине, в Аржантее, в нем он прожил несколько счастливых лет до 1878 года. В этот период художник плодотворно работает, создавая свои картины, в том числе и знаменитое произведение Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Название этого шедевра выражает суть импрессионизма и было использовано критиками для определения нового направления в живописи. «Восход солнца» был выставлен в 1974 году в Париже.


Много времени Моне уделяет серийным композициям: изображает виды Лондона, Руанский собор, Стога, Маки и др. пейзажи. В импрессионистической манере передает неодинаковую освещенность в зависимости от погоды, времени суток и года, используя для каждого состояния свою тональность палитры. Для описания картин великого импрессиониста трудно подобрать слова, их нужно чувствовать и понимать.

Жизнь в Живерни

Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство бизнесмена вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Здесь в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью жены, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, расположившуюся на живописном берегу Сены. В это время его картины хорошо продаются, он скопил неплохое состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.


Известно, что знаменитый художник был еще и садовником, создававшим свой сад на протяжении 43-х лет. Он находил удовлетворение не только в выращивании растений и созерцании результата своих трудов. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой роскошный сад и много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, пытался достичь совершенства в передаче красоты окружающей природы на холст.


В этот период художник осваивает новую технику. Пишет по несколько картин одновременно. Таким образом он старается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять полчаса, затем он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. К примеру, серия его картин с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.

Личная жизнь

Первой женой художника была Камилла Донсье, позировавшая ему для «Дамы в зеленом» и других картин. Она родила двух сыновей с разницей в 11 лет. После смерти любимой жены, которая была и его постоянной натурщицей, у художника завязываются отношения с Алисой Гошеде. Официально они станут мужем и женой после смерти ее мужа Эрнеста. Алисы не стало в 1911 году, через три года ушел из жизни его старший сын Жан.


Клод Моне и Алиса Гошеде на площади Сан Марко в Венеции

Творчество Клода Моне входит в ТОП-3 самых дорогих живописцев. Средняя цена картин - $7,799 млн. самая дорогая из них («Водяные лилии», (1905) оценивается в $43 млн. Работы хранятся в музеях всего мира. Крупными владельцами наследия художника считаются Россия, Великобритания и США.

Смерть

Художник прожил долгую жизнь, перенес две операции по удалению катаракты, после которых изменилось его цветовосприятие. Ультрафиолет он стал видеть в лиловом или голубом цвете. Это видно по его картинам, написанным после операции. Примером такой работы являются «Водные лилии». В этот период большую часть времени он проводит в саду, создавая на своих полотнах таинственный мир воды и растений. Знаменитая серия его последних панно представлена разнообразными прудами с кувшинками и другими водными растениями.


Умер художник в Живерни 5 декабря 1926 г. от рака легких в 86-летнем возрасте, пережив многих дорогих ему людей. По его настоянию, церемония прощания была простой и немноголюдной. Попрощаться с художником пришло 50 человек. Похоронили Моне на церковном кладбище.

Самые известные картины

  • «Женщины в саду» (1866)
  • «Терраса в Сент-Адресс» (1867)
  • «Темза ниже Вестминстера (Вестминстерский мост)» (1871)
  • «Впечатление: Восходящее солнце» (1872)
  • «Поле маков у Аржантея» (1873)
  • «Бульвар Капуцинок» (1873)
  • «Прогулка к утесу в Пурвиле» (1882)
  • «Дама с зонтиком» (1886)
  • «Руанский собор: главный вход на солнце» (1894)
  • «Водяные лилии» («Нимфеи») (1916)

Самые дорогие картины

  • «Водяные лилии», (1905) – $43 млн.
  • «Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) - $41 млн.
  • «Водяные лилии» (1904) - $36 млн.
  • «Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) - $35 млн.
  • «Тропинка к пруду» (1900) - $32 млн.
  • «Пруд с водяными лилиями» (1917) - $24 млн.
  • «Тополя» (1891) - $22 млн.
  • «Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) - $20 млн.
  • «Парламент, закат» (1904) - $14 млн.

Клод Моне стал одним из основоположников нового жанра. Именно его картина оказалась в числе тех работ, которые были отнесены к импрессионизму. Самые известные картины Клода Моне оцениваются сегодня в несколько десятков миллионов долларов.

Прежде чем на свет появились его самые известные картины, Клод Моне подрабатывал карикатуристом. Первые работы будущего импрессиониста датируются 1854 годом, когда ему было всего 14 лет.

К живописи Моне пристрастился случайно. Родители не давали ему деньги на карманные расходы, и чтобы их заработать, художник начала создавать карикатуры на своих друзей и родственников. Каждое произведение Клод Моне оценивал в 15-20 франков. Однако с настоящей живописью он познакомился позднее, когда его наставник Эжен Буден предложил юному художнику начать создавать картины на открытом воздухе.

Также волею случая зародился термин «импрессионизм». Несмотря на то, что он неразрывно связан с именем Клода Моне, его придумал не французский художник. Автором термина оказался малоизвестный журналист Луи Леруа.

В 1874 году на проходившей частной выставке Клод Моне представил картину, которая контрастировала с произведениями того времени. Критики обрушились на его и другие подобные работы, называя их аморальными, мятежными и несостоятельными. Луи Леруа, описывая мероприятия в журнале «Le Charivari » нелестно отозвался о создателях тех картин, назвав их импрессионистами. Однако мастера приняли этот эпитет.

Примечательно то, что именно произведение Клода Моне «Водяные лилии» считается лучшим в жанре импрессионизм.

Художник за свою жизнь создал множество картин. Большинство из них сохранилось до наших дней. Отдельно стоит отметить то, что, рисуя женщин, Клод Моне только образ своей жены Камиль Домкьюз.

Сегодня картины Клода Моне входят в тройку самых дорогих произведений живописи. В среднем каждая из них стоит около 7,22 миллиона долларов.

Список самых известных картин

Практически все свои самые известные работы Моне создал, начиная с 1883 года. Создавая картины, мастер не стремился изобразить что-то конкретное. Для него было важно то, как исполнена та или иная работа. Он не прекращал создавать даже после того, как у него ухудшилось зрение. В итоге из-под пера вышли картины Моне, фото с названиями и самые знаменитые из них представлены ниже.

Несмотря на то, что на полотне изображены четыре, казалось бы, разные женщины, образ трех из них художник срисовывал со своей супруги. Моне потратил много времени на это произведение, тщательно выверяя краски. Главной целью, которую ставил перед собой создатель «Женщины в саду», являлась передача настоящего дневного света. Остальные элементы картины заслуживают меньшего внимания.

«Женщины в саду» принесли своему создателю 2,5 тысячи франков, которые позволили ему выбраться из долгов.

«Терраса в Сент-Андресс» датируется 1867 годом. На полотне изображены двое мужчин и женщин, списанных с ближайших родственников автора. Картина демонстрирует сад, расположенный на побережье в Сент-Андресс. Особенность работы заключается в том, что она имитирует японские цветные гравюры. Также обращает на себя внимание отсутствие центральной точки. Складывается впечатление, будто автор «Терраса в Сент-Андресс» рисовал ее, находясь где-то наверху.

Создание «Темза ниже Вестминстера» было завершено в 1871 году. По задумке автора, полотно должно передавать ощущение туманного лондонского утра. На заднем плане картины расположился окутанный дымкой здание британского парламента. Ближе находятся несколько лодок, вертикальная пристань и горизонтальный мост. Однако доминирующим на этом полотне является туман. Он переливается разными оттенками, размывая формы других объектов.

Также есть другое произведение, изображающее Вестминстер на закате.

Тема раннего утра прослеживается и в следующей работа автора. «Впечатление: Восходящее солнце» демонстрирует предрассветный туман, стелющийся над гаванью. Через дымку прорывается круг ярко-оранжевого солнца. Произведение оставляет после себя мрачное впечатление, которое усиливается, если обратить внимание на размытые образы далеких кораблей и нечеткие контуры двух лодок на переднем плане.

«Мост в Аржантее» появился в 1874 году. За год до этого художник завершил создание «Поле маков у Аржантея». Оба произведения демонстрируют местность, где несколько лет жил Моне. Каждая картина отличается насыщенным цветом красок. В особенности это касается работы «Мост в Аржантее». В ней создатель использовал очень яркие оттенки, цвет которых не меняется с переходом от ближнего плана на задний. В «Поле маков у Аржантея» Моне разделил визуально полотно на две части, отделив красные цветки маков от женщины с ребенком.

«Вокзал Сен-Лазар», появившийся в 1877 году, считается одной из самых смелых картин того времени, когда основным мотивом многих полотен были разнообразные пейзажи. Однако и в этом произведении прослеживается подход Моне к своим работам. Автор концентрирует внимание зрителей не на объектах (вокзал, локомотив, люди), а на цветах. Все модели, представленные на изображении, не имеют четких очертаний.

Работа, появившаяся в 1882 году, показывает прогулку двух молодых женщин, которые остановились на утесе около побережья. Несмотря на то, что «Прогулка к утесу в Пурвиле», создает впечатление некой спонтанности, Моне тщательно планировал произведение. Художник очередной слой краски, когда предыдущий еще не успел высохнуть.

«Руанский собор»

«Руанский собор» — это не картина, а цикл похожих друг на друга полотен, изображающих одноименный объект архитектуры. Работы создавались в течение 1890-х годов. Эти полотна представляют собой попытки художника поиграть с цветами. Они создавались в разное время и погоду. Художник, работая над этим циклом, пытался передать определенный момент.

«Пруд с водяными лилиями» — это самая дорогая картина Моне. Создатель завершил ее в 1916 году, а работа велась около 7 лет. Примечательно то, что художник наносил краски по памяти. В это время его зрение начало резко ухудшаться.

Стоимость произведений

Помимо произведения «Пруд с водяными лилиями» Моне создал множество полотен, которые стоят сегодня несколько десятков миллионов долларов:

  1. «Водяные лилии» — 53,9 миллиона (ранняя картина с тем же названием стоит 43 миллиона).
  2. «Железнодорожный мост в Аржентее» — 41,4 миллиона.
  3. «Гранд-канал» — 35,6 миллиона.
  4. «Мост Ватерлоо» — 35,4 миллиона.
  5. «Тропинка к пруду с водяными лилиями» — 32,9 миллиона.

Этот список можно еще долго продолжать. Моне, в отличие от многих своих современников, еще при жизни был признан великим художником. Это позволило ему обеспечивать себя, работая только над полотнами.

Очень часто этого художника путают с его собратом по искусству Эдуардом Мане. Оба они художники, но весьма разного стиля… Хотя где-то даже и сходятся в своих полотнах, но всё-равно разные. Да и пути начала развития у них иные. Но всё-таки о Клоде Моне. Этот художник начинал с карикатуры. Да, с самого, пожалуй, лёгкого и не лёгкого жанра живописи. Его карикатуры появились ещё со школьной скамьи, когда он, не желая учиться, всё больше рисовал. Рисовал своих одноклассников, своих педагогов, своих соседей. Моне не оправдал надежды своих родителей, не продолжил дело отца, но зато стал знаменитым на весь Гавр, это город где он жил, благодаря своим карикатурам. Мало того, к удивлению родителей, он на этом стал зарабатывать деньги, продавая свои произведения тем, кого он изображал за двадцать франков. Карикатур было настолько много, что в местной лавке их выставляли в несколько рядов на витрине. Там же на этой витрине продавались полотна ещё одного художника – Эжен Будена. Работы этого художника напротив не ценились и даже считались вульгарными, хотя на них были всего лишь местные пейзажи. А молодого Моне бесило, что работы Будена занимали много места и он не мог побольше выставить свои. Владелец лавки много раз пытался их познакомить, но это всё никак не получалось. Но однажды это всё же случилось и вот с той поры и считается, что из карикатуриста Моне начал превращаться в живописца.

Именно Буден стал первым учителем Моне. Именно он дал ему первые навыки живописца. Научил рисовать не только карикатуры, но и просто изображать пейзажи, натюрморты, портреты. И открыл иной мир живописи, внутренний, который виден не всем.

Как-то потом практически всё удачно началось складываться. Именно Буден настоял на том, чтобы парень посетил Париж и постарался разузнать о поступление в Академию искусств. Родители Моне были и не против и не за… они колебались, но всё же разрешили сыну просто съездить на разведку… И Клод Моне оказался в Париже. И сразу же посетил выставку художников, потом и сам показал свои работы. Их похвалили, но всё же обратили внимание на некоторые недостатки. Моне решает остаться в Париже на то время, пока продержится. Родители перестали помогать, поскольку учиться сын и не собирался. Хорошо, что была тётушка, которая снабжала деньгами, а потом и вовсе фактически спасла ему жизнь, откупив от армии, где он успел подхватить «модную» болезнь – брюшной тиф. Была потом попытка поступить в Университет на факультет искусств, но ему там стало скучно и он ушёл. И попадает в студию Глейера. Там он знакомится с Базилем, Сислеем и Ренуаром. Именно эти художники впоследствии и станут костяком группы импрессионистов и вообще в целом художественного направления – импрессионизм, название этому направлению дал именно Клод Моне. И всё это началось с его полотна – «Впечатление. Восходящее солнце». Это и есть начало того, что до сих пор поражает многих и при этом вызывает достаточно много споров. Заметьте, до сих пор.

Далее, Моне не сломили личные потери. Он потерял свою первую жену, потом женившись во второй раз – потерял и эту жену. Самое губительное – потеря сына. А потом он и сам тяжело заболел, и эта болезнь грозила ему тем, что он перестанет писать картины. Двойная катаракта – болезнь вставшая на его пути, но он перенеся две операции не отказался от своего дарования и продолжал творить. И вот тут случилось неожиданное: из-за операций и изменений в глазу он стал видеть некоторые цвета в ультрафиолете. И потому некоторые цвета виделись ему совсем по-иному. До последнего дня Моне не опускал свою кисть, он писал полотна и продолжал удивлять своих поклонников своим талантом.

Алексей Васин

Творчество

Бурное развитие европейской живописи в конце 19 века спровоцировало невольный кризис жанра. Несмотря на то, что Европа тех лет подарила миру немало талантливых мастеров, общество почувствовало себя утомлённым ставшими слишком распространёнными в живописи социальными темами. Назрело недовольство и у самих художников.

Клод Моне, считающийся родоначальником французского импрессионизма, в начале своей карьеры столкнулся как с неприятием течения, начало которому он положил, так и с восторженным увлечением им. Всё началось после того, как по возвращению из Лондона, художник за один вечер создал пейзаж, на котором было изображено заходящее солнце, освещающее красными лучами море. Картину Моне назвал просто «Восход солнца. Впечатление».

Этим он хотел подчеркнуть, что попытался не зарисовать природу в точности, а передать только впечатление от того, что он испытал, глядя на восход солнца. Картина произвела неожиданный фурор. Одни критики были недовольны таким легкомысленным подходом к живописи, другие были в восторге, так как открыли для себя новый вид передачи действительности.

Импрессионизм (от французского «впечатление») характеризуется тонким подходом к отображению реальности. Зарисовывается только первое впечатление, динамичными мазками передаётся движение текстуры одежды, волос, деревьев, воды и даже воздуха. Картины импрессионистов воздушны, подвижны, полны чистых красок и нежных полутонов.

Картины Моне полностью соответствовали этому стилю. В начале 20 века художник создаёт ряд пейзажных полотен, прославивших его на многие десятилетия вперёд. К таким полотнам можно отнести «Водяные лилии», «Маннапорт», «Кувшинки», «Поле маков у Аржантея». Все эти картины написаны лёгкими мазками, передающими дыхание и ткань живой и неживой материи. Утомлённое серьёзными темами общество с благодарностью и восторгом отнеслось к простым сюжетам на картинах Моне.

Художник концентрируется на передаче настроения одного и того же места в разные времена года и суток. Тогда рождается знаменитая серия картин «Стог сена». Раз за разом обрисовывая одну и ту же тему, Моне находит новые ракурсы, новые решения в передаче реальности.

Художнику свойственно особенное восприятие и стиль передачи белого цвета. На его картинах чисто белого цвета как будто нет. Вместо него и белые кувшинки, и белая пена на волнах, и облака имеют синеватые, голубоватые и сиреневые оттенки. Моне, как и остальные импрессионисты, избегали чёрного цвета на картинах. Вместо него они использовали фиолетовые краски.

Многим картинам Моне свойственно романтично-воздушное восприятие городских пейзажей. Картина художника «Здание парламента на закате» является одной из самых дорогих картин в мире. Моне удалось запечатлеть там Лондонский парламент, окутанный знаменитым туманом и облаками.

Картины Клода Моне – своеобразное мерило художественной ценности импрессионизма. Его полотна украшают картины крупнейших мировых музеев, в том числе петербургского Эрмитажа и Музея имени Пушкина в Москве.

Игорь Чергейко

Импрессионизм

Принцип оптического смешения цветов, основанный на реально увиденных и осознанных художником явлениях природы, использован мастерами импрессионизма с большой артистической свободой. Особая выразительность фактуры их картин – не самоцель, а необходимый способ выражения этих творческих устремлений. Импрессионисты «стремились оставить в живописи следы того, как она сделана. Им нужно было, чтобы зритель не забывал, что он стоит на грани между зеркальной иллюзией и холстом, забрызганным красками, – пишет М. В. Алпатов. – Только тогда у него на глазах будет совершаться „чудо искусства”.

Своеобразное впечатление незаконченности импрессионистских картин, так смущавшее современного им зрителя, – следствие их желания запечатлеть эфемерность, подвижность, «неконстантность» видимого мира. Такой свободы и артистизма в значительной степени лишены более поздние работы неоимпрессионистов (точнее – дивизионистов) с их рациональной теорией разделения цветов и нейтрализацией почерка художника. Стремление импрессионистов «рисовать цветом», почти полное исчезновение в некоторых работах линии (рисунка) делают очень трудным, а иногда и невозможным черно-белое репродуцирование их живописи.

Импрессионисты были принципиальными противниками всякого теоретизирования. По определению Моне, искусство – это «свободная и проникнутая чувством интерпретация природы… теории не могут создать картин». Так называемая теория импрессионизма возникла позднее; она базировалась на художественных открытиях мастеров этого направления, на их способности видеть мир непосредственно, интуитивно, на присущем импрессионизму образном, непонятийном мышлении. Абсолютное доверие импрессионистов своему зрительному восприятию, их стремление писать «только то, что они видят, и так, как они видят»20 породили ценностно новую условность в искусстве. И здесь уместно вспомнить слова Ш. Бодлера, сказанные им в 1859 году, на пороге зарождающегося импрессионизма: «Подчас заведомо условное оказывается бесконечно ближе к правде, а большая часть наших пейзажистов лжет именно оттого, что старается быть слишком правдивой».

Однако по мере эволюции импрессионизма, уже с конца 1870-х годов «заведомо условное» в нём все более начинало тяготеть к декоративизму: последовательное ослабление пластических моментов в живописи (пространства и объёмности), утверждение плоской изобразительной поверхности, замена естественного цветового видения условными тональными эффектами, «фильтрующими» красочное многообразие изображаемого мира, разделение композиции по принципу сопоставления цветовых зон – качества, связывающие импрессионизм с некоторыми тенденциями искусства рубежа веков. И все же декоративность так и не стала главным принципом импрессионистического стиля, даже в поздний период творчества Моне: локальный «плоскостный» цвет и линеарность чужды самой поэтике импрессионизма.

Как уже говорилось, импрессионизм не возник внезапно. Многие из его открытий были подготовлены искусством XIX века, они как бы носились в воздухе. Вспомним хотя бы поразительные слова, которые вложил О. Бальзак в уста старого художника из рассказа «Неведомый шедевр»: «Строго говоря, рисунка не существует! Не смейтесь, молодой человек… Линия есть способ, посредством которого человек отдает себе отчет о воздействии освещения на облик предмета. Но в природе, где все выпукло, нет линий: только моделированием создается рисунок, то есть выделение предмета в той среде, где он существует. Только распределение света даёт видимость телам!.. Не так ли действует солнце, божественный живописец мира? О природа, природа! Кому когда-нибудь удалось поймать твой ускользающий облик?». Бальзак создавал рассказ в 1830 году; в это же время в динамичной, красочной живописи Э. Делакруа, в романтических картинах Дж. М. У. Тернера, в пейзажах Р. П. Бонингтона и Дж. Констебла с их вечно изменчивым небом подготавливалось то, что позднее было взято на вооружение рождающимся импрессионизмом. К числу непосредственных предшественников Моне, К. Писсарро и А. Сислея можно отнести К. Коро, пейзажистов барбизонской школы (особенно самого поэтичного из них – Ш. Добиньи), а также будущих учителей Моне Э. Будена и И. Б. Йонкинда.

И все же импрессионизм был принципиально новым словом в европейском искусстве. Сейчас, рассматриваемый с большой временной дистанции, он сам приобрёл характер «классической» эпохи французской живописи. Нельзя, однако, упускать из виду, что импрессионизм в живописи проделал довольно сложную эволюцию: новое художественное видение мира кристаллизовалось постепенно, отдельные (отмеченные выше) черты поэтики импрессионизма имели относительно большую или меньшую степень значения в разное время и у различных мастеров. Условно историю живописного импрессионизма можно разделить на периоды подготовки (созревания нового метода)- 1860-е годы, расцвета и борьбы за новое искусство-1870-е годы, начинающегося в 1880-е годы кризиса и творческих расхождений (последняя, 8-я выставка импрессионистов 1886 года совпала с распадом группы) и поздний – с 1890-х годов до конца жизни Дега, Ренуара, Моне.

Ни в один из этих периодов своего развития импрессионизм не являлся абсолютно главенствующим направлением во французском искусстве. Одновременно с молодыми художниками продолжали работать Ж. О. Д. Энгр, К. Коро, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле – представители старшего поколения; история импрессионизма хронологически включает в себя всю историю так называемого постимпрессионизма (Ван Гог, Сезанн, Гоген, также Сера, Синьяк, Тулуз-Лотрек). Почти одновременно с импрессионизмом в искусстве родился символизм, при жизни старейших импрессионистов произошло выступление фовистов и рождение кубизма. Вот почему некоторые стороны импрессионизма сейчас гораздо ярче воспринимаются уже в зеркале современных ему и позднейших течений в искусстве: влияния импрессионизма не избежал почти никто из значительных французских художников конца XIX века. Творчески переосмыслив уроки импрессионизма и принципиально отвергая многое в нем, эти художники пошли дальше и заложили фундамент искусства нашего столетия.

В такой «двойной перспективе» импрессионизма Клоду Моне принадлежит очень заметное, но не исключительное место в самом направлении. Будучи прежде всего пейзажистом, он стремился восстановить утраченные представления о единстве мира, где человек нерасторжимо связан с природой, с окружающей его средой. Моне открыл и довел до почти полного исчерпания некоторые особые качества импрессионистического восприятия природы, стихии света и воздуха, иными словами – пленэрную сторону импрессионизма, предоставив другим мастерам разрабатывать иные аспекты импрессионистской поэтики.

Признанным вождем импрессионистов Моне стал в силу исключительных качеств своей натуры: волевой, энергичный и целеустремленный, он оказался в центре борьбы за новое искусство, принимал деятельное участие в организации большинства выставок художников этого направления, возглавил борьбу за посмертное признание творчества Эдуарда Мане. Вечно сомневающийся в своих возможностях и вечно ищущий, Моне, тем не менее, всегда умел подбодрить друзей, внушить им веру в свои силы. Даже для недоверчивого, замкнувшегося в себе Сезанна, столь далеко отошедшего в позднем творчестве от всех, Моне оставался единственным авторитетом, к мнению которого он неизменно прислушивался.

Светлана Мурина

Парадокс творчества Моне

В двух пейзажах, написанных в Париже в день национального праздника 30 июня 1878 года, Моне словно обнажает перед нами сам процесс создания картины. Он лихорадочно спешит запечатлеть случайно открывшееся из окна зрелище – море трепещущих на ветру трехцветных флагов, праздничное ликование толпы.

Едва намеченные вертикали домов напоминают об очертаниях уходящей вдаль улицы, рисунок целиком растворен в вихре насыщенных мазков красного, синего, белого. Темпераментная кисть Моне в этих работах предвосхищает позднего Ван Гога, но как несходно это возбуждение художника, захваченного красотой мотива, от внутреннего смятения, которое читается в работах голландского мастера! Снова, как и в пейзаже «Впечатление. Восход солнца», можно констатировать парадокс творчества Моне: чем больше спонтанность восприятия, доверие художника своему глазу и первому ощущению, тем дальше он от объективного восприятия действительности, тем сильнее деформирован предмет его изображения.

Если бы фотограф запечатлел вид улицы Сен-Дени в этот же день, то все разорванное, фрагментарное, находящееся в становлении, что так поражает в картине Моне, предстало бы остановленным, упорядоченным и, вероятно, более прозаичным. Моне менее всего добивается иллюзии реальности: через разложение зрительного образа на отдельные цветовые элементы, эмансипацию цвета, отделяющегося от предметов, развеществление материального мира он ведет зрителя к синтезу, целостному восприятию изображенного. Эта «суггестивная трансформация» образа требует и от сегодняшнего зрителя, привыкшего ко многим крайностям в современном изобразительном искусстве, особого напряжения при знакомстве с картинами Моне.

Осенью 1878 года Моне снял дом в небольшом городке Ветей близ столицы. Здесь вместе с ним, его тяжело больной женой и двумя детьми поселилась семья разорившегося банкира и коллекционера Ошеде. В сентябре 1879 года скончалась Камилла Моне; в последний раз художник пишет её лицо, но в этот раз облик Камиллы ускользает от художника, он погружен в беспокойное море перекрещивающихся штрихов блеклых оттенков лилового, голубого, желтого. Их легкая паутина – словно таинственный покров, отделяющий жизнь от смерти. Много позднее Моне говорил Жоржу Клемансо: «Однажды, стоя у изголовья скончавшейся женщины, которая всегда была мне очень дорога, я поймал себя на том, что, глядя на её трагический лоб, машинально искал следы последовательно нарастающей деградации колорита, которую смерть вызвала на этом неподвижном лице. Оттенки синего, желтого, серого – почем я знаю, какие! Вот до чего я дошел… Вот каким образом под влиянием свойственного нам автоматизма мы вначале откликаемся на воздействие цвета, а потом наши рефлексы независимо от нашей воли вновь включают нас в бессознательный процесс однообразно текущей жизни. Подобно скотине, которая вертит мельничный жернов».

Это признание позволяет увидеть скрытый драматизм творчества Моне. Художника часто и несправедливо упрекали в бесстрастии, в абсолютном преобладании оптического восприятия над эмоциональным. Между тем сама эстетизация образа в данном случае образа смерти – волевой акт, который трансформирует первоначальный мотивный импульс в художественное переживание. Чувство лежит в основе творчества Моне не в меньшей степени, чем зрительное впечатление; даже в безмятежной созерцательности позднего цикла «кувшинок» (о нём речь ниже) звучат ноты подлинной элегической поэзии. Ясное и оптимистическое настроение большинства работ Моне – это та сторона, которая обращена к зрителю, также как и сдержанные, спокойные манеры художника, неизменно привлекавшие к нему симпатии современников. Для художников-импрессионистов (в первую очередь Моне и Ренуара) такой внутренний диссонанс между жизнью и творчеством составляет сокровенную сущность их искусства, его всегда нужно иметь в виду: без этого оценка творчества мастеров импрессионизма становится односторонней и упрощенной.

Тягостные переживания Моне, омрачившие первый год его пребывания в Ветее, с неожиданной силой выразились в сумрачно-меланхолических зимних пейзажах этого времени («Снежный эффект в Ветее», 1878, Лувр, Париж; «Въезд в Ветей», 1879, Художественный музей, Гётеборг) с их ощущением одиночества и оцепенения. Материальное положение Моне особенно усложнилось после смерти Камиллы, когда на руках у него оказалась многодетная семья – двое его малолетних сыновей воспитывались вместе с пятью детьми Алисы Ошеде, ставшей им второй матерью (брак Моне с Алисой был оформлен лишь в 1892 году). Только после устройства в 1880 году небольшой персональной выставки в помещении редакции журнала «Ла Ви модерн» Моне, при поддержке Дюран-Рюэля и издателя Шарпантье, обрел уверенность в своих денежных делах. Отныне он был избавлен от забот по продаже своих произведений и мог всецело отдаться творчеству.

С начала 1880-х годов живописная манера Моне постепенно меняется. Он все чаще работает в ателье; в картинах его иногда появляется та «сделанность», которую можно посчитать компромиссом между работой по первому впечатлению и рефлектирующим сознанием художника, работающего по памяти. Примером такого подхода к созданию пейзажа является большая картина «Лавакур» (1880, Музей изящных искусств, Даллас), предназначенная для Салона. Несмотря на то, что этот пейзаж был на редкость неудачно помещен в экспозиции (на высоте чуть ли не шести метров от пола, в тесном окружении других работ – подобная нелепая развеска картин всегда практиковалась в Салонах), он был отмечен критиками. Один из них (Шенневьер) написал даже, что «светлая и ясная атмосфера заставила казаться чёрными все другие соседние пейзажи в этой галерее Салона». Впрочем, к этому времени импрессионизм уже завоевал прочное место – во всяком случае, в сознании критики.

Даже такой принципиальный «ниспровергатель» Моне, как известный писатель-символист Ж. К. Гюисманс, изменил своё отношение к художнику после седьмой выставки импрессионистов (1882): «Как правдивы у него пена на волнах, попадающих в луч света, реки, переливающиеся тысячами оттенков предметов, которые они отражают; в его полотнах холодное дыхание моря напоминает трепетанье листвы, легкий шелест травы… именно ему и его собратьям импрессионистам, мастерам пейзажа, мы должны быть признательны за возрождение искусства живописи. Господа Писсарро и Моне вышли наконец победителями из тяжелой борьбы. Можно сказать, что в их полотнах разрешена сложная проблема света…».

Характеристику Гюисманса можно отнести к тому этапу творчества Моне, который сам художник считал пройденным. Поиск новых тем и образов приводит его к созданию целого цикла натюрмортов, исполненных в начале 1880-х годов; как и пейзаж, этот жанр был для Моне излюбленной областью творчества. «Лепешки» (1882, частное собрание, Париж)- образец типично импрессионистической композиции, где связь между предметами и даже их расположение кажутся случайными (некоторые срезаны краем рамы). Увиденный с близкого расстояния, этот фрагмент неживой природы воспринимается как пейзаж с невыраженной четко (и потому бесконечной) глубиной, где белая скатерть с холодными голубыми рефлексами похожа на заснеженное пространство. Лучшие из натюрмортов этого времени- изображения цветов и фруктов. Их декоративная линеарность, вписанная в узкий вертикальный формат («Георгины» и «Белый мак», 1883, частные собрания), предвосхищают рождение стиля модерн (ар нуво) во французском искусстве.

В 1880-е годы Моне довольно часто обращается к «чистому» портрету – обычно это погрудное изображение на нейтральном фоне. Моне не был мастером психологического портрета в том значении слова, которое применимо к Э. Мане или Э. Дега. Точнее было бы сказать, что он никогда не стремился переступить ту черту, которая привела бы к проникновению во внутренний мир другого человека. Портреты Моне характеризуют прежде всего его собственную внутреннюю замкнутость и эмоциональную сдержанность; он наделяет портретируемых своим настроением, и это придает им оттенок холодноватой отчужденности. Модели портретов Моне неизбежно погружены в себя, они бездейственны (несмотря на живость кисти художника), отъединены от окружающей среды и словно пребывают в невещественном мире. Прекрасным образцом такой автохарактеристики является «Автопортрет в берете» (1886, частное собрание, Париж).



Похожие статьи
 
Категории