Можно ли стать балериной в 30 лет. Классическая хореография помогает похудеть

23.02.2019

Все мы конечно слышали фразу «Чем раньше, тем лучше».

Это не совсем так.

Рождаясь, ребенок развивается (физически и психически) в определенной последовательности. Никому не приходит в голову учить 3-х месячного малыша ходить, а годовалого – читать и писать.

Точно так же, не стОит учить 4-5 летнего ребенка сложным балетным па и постановкам – простая полечка, станцованная осознанно и музыкально, или импровизация на заданную музыку всегда будет выглядеть более эстетично, чем коряво выполненная хореография не по возрасту.

Освоение классического танца – один из самых трудоёмких и сложных танцевальных процессов. Каждый ребенок должен подойти к нему, имея определенный набор навыков и умений, будучи физически развитым и психологически готовым к настоящим балетным нагрузкам.

В нашу студию принимаются дети с 4-хлет – по опыту многих педагогов, и наших в том числе, это оптимальный возраст для того, чтобы ребенок мог «работать» в группе, а так же осознанно выполнять (не всегда приятные) упражнения на растяжку и наработку мышц. В исключительных случаях – могут приниматься дети от 3,5 лет. Дети более младшего возраста могут заниматься основами хореографии в отдельных группах, только при участии мамы или иного сопровождающего.

Что входит в урок младшей группы (4-6 лет)?

В этой группе наши малыши заново учатся… стоять, ходить и бегать! Но уже не в бытовом понимании, а в танцевальном. А это не так просто, как может показаться на первый взгляд!

В урок входит изучение различных видов танцевального шага, бега и прыжков, основные позиции рук и ног в классическом танце, правильная постановка корпуса при движении, развитие музыкального слуха (ритмика), упражнения на растяжку, развитие выворотности, проработку мышц ног, спины и пресса, а также танцевальная импровизация (важная часть урока, призванная развить у ребенка артистизм, уверенность в себе, раскрыть индивидуальную пластику каждого малыша).

Занятие проходит в игровой форме, под классическую музыку для детского балетного класса.

Что входит в урок старшей группы (6-10 лет)?

Программа хореографического училища (см.раздел «Библиотека» ) разработана для детей от 10 лет.

Поэтому на наших уроках обучение классическому танцу идет в «облегченном» варианте – детям в таком возрасте все еще сложно сконцентрированно и методично выполнять движения у станка, а программа «не по возрасту» легко отобьет желание заниматься классическим танцем даже у самого способного и целеустремленного ребенка!

Таким образом, в урок старшей группы входит: закрепление навыков танцевального шага и бега, изучение новых видов прыжков, значительную часть урока по-прежнему занимает партерный тренаж (более сложный, чем в младшей группе), постепенно вводятся основные элементы балетного экзерсиса у станка, а так же постановка танцевальных этюдов и номеров.

Также, обращаю Ваше внимание, что пальцевая техника (пуанты) в таком возрасте НЕ даётся!

Какая форма одежды на уроке?

Красивая балетная форма – это «настроение» на весь урок!

Белый купальник на бретелях

Белые/розовые балетки

Белое/розовое трико либо колготы (в тёплое время года – белые носочки, простые, без рисунка и рюшей)

Белая/ розовая юбочка (на резинке)

В прохладное время года – кофточка для разогрева.

Для мальчиков – белая футболка и носочки, чёрные шорты и балетки.

Желательно не приобретать для занятий чешки – они сковывают стопы при выполнении движений.

Для самого первого урока подойдёт удобная, эластичная одежда и носочки.

Ребенку уже 12/14/16 лет. Есть ли смысл заниматься?

В хореографические училища, для получения специальности "Артист балета", обычно поступают в возрасте 10 лет. Связать свою жизнь с танцем профессионально - непростое и ответственное решение и для ребенка и для родителей.

Естественно, что для получения профессионального образования, отбираются дети с идеальными балетными данными - выворотность, гибкость, шаг, прыжок. Но что же делать остальным?

Конечно, заниматься!

Исторически сложилось так, что для ребенка, не связавшего свою жизнь с профессиональным танцем, в 12-16 лет единственной возможностью продолжать занятия были эстрадные или народные коллективы.

Однако, ни один из видов танца не даёт той "формы" и той степени осознанного владения своим телом, какую даёт классический танец.

Учащийся, получивший классическую "основу" намного легче и быстрее может освоить практически любые другие виды танца, особенно набирающие популярность стили джаз-модерн и контемпорари.Отличную классическую подготовку имеют многие "звёзды" спортивно-бальных танцев.

Да, конечно, балет это не только очень красивый, но и очень требовательный вид танца, требующий терпения и упорства. От первого урока до первого "настоящего" выступления может пройти много месяцев занятий.

Но первые результаты - красивая подтянутая фигура, прекрасная осанка, гибкое, "послушное" тело, лёгкая походка - не заставят себя ждать!

В нашей студии занятия для подростков возможны либо в старшей детской группе либо во взрослой группе, в зависимости от уровня подготовки. Определиться с группой возможно на индивидуальном просмотре, согласовав его с педагогом.

Выступают ли дети на конкурсах/фестивалях?

В первую очередь, несколько слов о том, что представляют собой на данный момент многочисленные "фестивали" и кто может стать их "лауреатом".

К нам на электронную почту ежедневно приходят приглашения на подобные мероприятия, проходящие во всех уголках мира. Предложения эти сводятся к тому, что коллектив за свой счет (т.е. родителей) едет на выступление (часто совмещенное с отдыхом и экскурсионной программой), по результатам которого гарантированно получает какой-нибудь "диплом". Никакого предварительно отбора среди участников обычно не проводится (кроме известных и действительно престижных конкурсов, которых не так уж и много).

Естественно, подготовка программы для такой поездки требует дополнительных часов занятий (не 2-3 раза в неделю, а 5-6), пошива костюмов и т.д.

"Балетные" конкурсы - вообще отдельный случай. Обычно готовят не группу детей, а одного-двух (самых способных), и подготовка уже идет в индивидуальном порядке. Возраст участников и то, что они могут представить на конкурс - обычно жёстко регламентируется. Многие знаменитые балетные школы - Киевское, Московское хор.училище, Академия русского балета, школа Гранд Опера - очень редко отправляют своих учеников на подобные конкурсы ранее 15-16 лет, полагая что это вредит процессу обучения.

Таким образом, поездки детей на всевозможные конкурсы и фестивали вполне возможны и зависят исключительно от желания, времени и материальных возможностей родителей учащихся.

Интенсивность наших занятий (2-3 раза в неделю) в любом случае подразумевает выступления детей на студийных мероприятиях для родителей и друзей (минимум 2 раза в год).


Первый отборочный экзаменационный тур

Комиссия должна предварительно оценить внешние, сценические и профессиональные физические (функциональные) данные абитуриента, все это отразить в экзаменационном оценочном листе первого тура и дать заключение (рекомендацию) о возможности допуска ко второму туру экзаменов.
На комиссию дети вызываются группами по десять-двенадцать человек. Их ставят лицом к членам комиссии, чтобы те имели возможность, сравнивая, выделить тех, кто отличается наилучшей пропорциональностью телосложения, наибольшей внешней привлекательностью. После этого начинается знакомство с каждым ребенком в отдельности.
Визуально изучаются форма и пропорции тела в положении стоя с сомкнутыми стопами ног (I невыворотная позиция ног) в четырех ракурсах: лицом, левым и правым боком и спиной. Предпочтение отдается детям умеренно долихоморфного типа сложения: узкокостным, с нормальным или слегка удлиненным корпусом, узкими или в норме плечами, с удлиненеными ровными ногами, такими же руками, тонкими кистями и пальцами рук. Стопы должны иметь ярко выраженные своды, первый и второй пальцы - одинаковой длины. Голова и шея пропорциональны телу ребенка. Черты лица правильные. Лицо выразительное.
Принимаются для занятий классическим танцем также дети со средним или мезоморфным типом сложения, обладающие выразительной сценической внешностью. При приеме мальчиков средний (мезоморфный) тип сложения даже предпочтителен.
Не принимаются дети, которые выглядят внешне несценично, но делать подобные заключения следует с большой осторожностью, так как главным критерием при приеме, как уже говорилось, являются пропорциональное строение тела, профессиональные данные, артистическая одаренность.
В то же время считаем необходимым обратить внимание на следующие отрицательные признаки внешнего облика ребенка, при этом учитывая, что в процессе роста и развития здесь могут произойти значительные изменения.
Телосложение. Не принимаются дети брахиморфного типа сложения. Они отличаются широкими и укороченными пропорциями тела: при длинном туловище имеют короткие ноги, при широких плечах широкий низкий таз.
Голова. Отрицательными признаками являются: непропорциональная большая голова, голова угловатой формы, крупная нижняя челюсть, большой подбородок, выступающие наружу углы челюсти, неправильной или уродливой формы нос, уши, деформация передних зубов, нарушенный (неправильный) прикус.
Шея. Противопоказан прием детей с короткой и широкой шеей. Дети с чрезмерно длинной шеей, с выступающим кадыком (щитовидным хрящем) также несценичны.
Плечевой пояс. Не принимаются дети с резко выделяющимися, приподнятыми или асимметричными ключицами, а также с выступающими грудинными и плечевыми концами, с широкой и угловатой формой плеч и с крыловидными и асимметричными лопатками.
Руки. Отрицательным признаком считаются руки с чрезмерными перегибаниями в локтевом суставе, а также короткие руки.
Позвоночный столб. Не принимаются дети с искривленным позвоночником. Это - выраженный кифоз (сутулость или "круглая спина"), гиперлордоз ("седлообразная поясница"), выраженный сколиоз второй и третьей степени (выраженныя асимметрия лопаток).
Грудная клетка. Отрицательные признаки: асимметрия грудной клетки, узкая форма с деформацией ребер, выступающая нрудина ("килеобразная" или "куриная" грудь), заметное западение грудины (воронкообразная деформация).

Таз. .Противопоказан прием детей с широким тазом, "седлообразной" поясницей (гиперлордоз), низко посаженным тазом, с чрезмерными жировыми отложениями на бедрах, с массивными бедрами, с крупными и развитыми ягодичными мышцами.
Живот. Не принимаются дети с большим животом при отсутствии подкожных жировых отложений.
Ноги. Не принимаются дети с сильно выраженными "саблевидными", X-образными а) и O-образными б) ногами.


Стопы. Скошенные, широкие с крупной лодыжкой и выраженным плоскостопием стопы противопоказаны для занятий классическим танцем.


После знакомства с внешними сценическими данными комиссия проводит проверку профессиональных физических (функциональных) данных, таких как: выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.
Второй, медицинский, тур отбора

На втором туре проводится тщательное медицинское обслуживание детей детскими врачами всех специальностей. Во время осмотра присутствие педагогов тех классов, в которых будут учиться дети, обязательно, поскольку им следует знать мнение врачей-специалистов о здоровье и атомо-физиолого-психологических особенностях каждого их будущего ученика.
Врачи-специалисты проверяют состояние внутренних органов (сердца, легких, вестибулярного аппарата и другие), особо обращая внимание на зрение. В данном случае врачи и врачебная комиссия призваны исходить из того, что занятия классическим танцем требуют больших усилий и поэтому дети должны быть абсолютно здоровы.
При осмотре детей используется метод антропометрического исследования: измеряются вес, рост, выводится индекс длинноногости (по Н. Дембо и П. Коловарскому). Исследование проводится во всех возможных ракурсах.
При исследовании корпуса (торса, туловища) главное внимание обращается на состояние позвоночника, на степень его изгиба в сагиттальной (делящей тело на правую и левую части) и фронтальной (делящей тело на переднюю и заднюю части) плоскостях. В правильной осанке все части тела симметричны. Фиксируются отклонения в осанке, которые могут быть во фронтальной плоскости (сутулость - кифоз, увеличенный прогиб в поясничном отделе позвоночника - лордоз) и в сагиттальной плоскости (асимметрия лопаток - сколиоз). Дети с серьезными отклонениями в осанке заниматься классическим танцем не могут.
У будущих танцовщиков не должно быть резко выраженных X-образных и O-образных форм ног. Допускается при Х-образных ногах расстояние между стопами не более 10-12 см, при О-образных ногах расстояние между голенями и бедрами не должно превышать 3-3,5 см.
Для занятий классическим танцем не могут быть приняты дети с выраженными переразгибаниями в локтевых суставах. Важны форма и состояние стоп. У правильной стопы первый и второй пальцы одинаковой длины, своды стоп хорошо выражены. Ярко выраженные продольное и поперечное плоскостопие при приеме нежелательны.
Определяется тип сложения тела ребенка (долихоморфный, мезоморфный, брахиморфный) и его тип высшей нервной деятельности (темперамент холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика).
Когда подводятся итоги второго тура, заключению врачебной комиссии о возможности того или иного будущего воспитанника обучаться классическому танцу придается большое значение. Однако не менее важно и мнение педагога-хореографа о тех детях, которые, обладая определенными способностями, физически еще недостаточно окрепли и имеют в силу этого незначительные отклонения в осанке. И поэтому педагог должен определить, насколько возможны корригирование отклонений в осанке, развитие и совершенствование профессиональных данных. При весьма высоких требованиях к общефизическому состоянию ребенка нельзя просмотреть одаренного ребенка.


Третий, заключительный, тур отбора

Во время третьего тура рассматриваются профессиональные данные, а также проверяются музыкальность, ритмичность, координация движений и артистичность.
Сначала проверяются ритмичность и музыкальность кандидатов. Они по нескольку человек должны пройти по залу под музыку. Темп музыки должен меняться: то ускоряться, то замедляться. Восприятие ритмичного рисунка проверяется следующим образом: концертмейстер, играя на рояле, задает определенный ритмический узор, экзаменуемый хлопками в ладоши должен повторить его. При этом обращается внимание на быстроту реакции и запоминание мелодии.
Определение координационных способностей детей решается на основе комплексного тестирования, включающего педагогические, врачебно-физиологические и психологические задания.
Координация, в том числе и такое ее свойство, как равновесие, можно проверить следующим образом:
а) абитуриент на середине зала должен пройти по заранее начерченной мелом линии (как по канату);
б) исполнить позу, называемую "ласточка": встать на одну ногу, другую поднять на 45-60 градусов от пола, при этом руки раскрываются в стороны; стоять в позе "ласточка" в течение восьми секунд.
Музыкально-ритмическая координация и артистичность оцениваются во время исполнения абитуриентом простых движений (бега, маршировки), отдельных танцевальных па и танца-импровизации под музыку.
Особо обращается внимание на артистичность ребенка и возможность ее развития. В связи с определением артистичности имеет значение и выявление темперамента ребенка, с которым педагогу придется сталкиваться на будущих занятиях. Из четырех основных типов высшей нервной деятельности наиболее подходящими для занятий классическим танцем считаются холерики и сангвиники, флегматики требуют отдельных занятий, а меланхоликов принимать вообще не рекомендуется.
При обсуждении вопроса о приеме художественно одаренных детей необходимо определить возможность корригирования отклонений в осанке и развития профессиональных данных, поскольку идеально сложенных и с красивыми сценическими данными кандидатов для хореографии в реальной жизни встретить весьма трудно. История классического балета хранит немало примеров того, как виртуозное владение техникой, художественный артистизм в значительной мере компенсировали танцовщикам присущие им частичные недостатки в телосложении и во внешности.
Примечательна в этом отношении характеристика, которую дал знаменитый французской танцовщице первой половины XVIII века Мари Камарго выдающийся специалист в области балета Жан Жорж Новерр. Он так описывал манеру ее танца: "Некоторые сочинители напрасно приписывают ей грацию. Природа отказала ей во всем, что надобно для обладания грацией: она не была ни красивой, ни высокой, ни стройной. Зато ее танец был быстр, легок и полон веселья и блеска. Jetes battus royales, безукоризненно отчеканенные entrechats, все эти па, некогда пленительно сверкавшие, а ныне изъятые из списков танца, мадемуазель Камарго исполняла крайне легко. Она танцевала только быстрые мотивы, а в стремительных движениях грацию развернуть нельзя. Но ее заменяли непринужденность, беглость, живость... Мадемуазель Камарго была умна, что и доказала, выбрав жанр подвижный, напористый, не оставляющий зрителям времени для того, чтобы заметить погрешности ее сложения и разобраться в них. Это большое искусство - скрывать свои недостатки за блестками таланта".


Поэтому отбор детей при поступлении их в хореографические (балетные) училища и школы - это только начало сложного процесса изучения каждого ребенка в отдельности, который продолжается на протяжении всего времени его обучения классическому танцу. Отсюда следуют рекомендации, как можно полнее при приеме исследовать и профессиональные физические, и артистические данные детей, чтобы на их основе можно было бы спрогнозировать развитие каждого ребенка и составить программы индивидуального обучения.
В связи с этим рекомендуется при приеме детей для обучения классическому танцу заполнять индивидуальные (личные) карты профессиональных данных по специально разработанной оценочной форме. Такая карта позволяет постоянно держать в центре внимания особенности строения тела ребенка, следить за происходящими физическими изменениями (в том числе и профессиональными данными), помогает целенаправленно исправлять недостатки и совершенствовать профессиональные данные. Кроме того, в конце года такая карта может быть использована для подведения итогов работы и педагога, и ребенка.
А сводные формы оценочных листов за год по классу или классам позволяют провести анализ проведенной работы в целом, сделать выводы о допущенных упущениях и их устранении и по дальнейшему совершенствованию учебного процесса, основываясь на знании анатомо-физиологических и психологических особенностей детей и каждого ребенка в отдельности.
Таким образом, отбор детей при приеме для занятий классическим танцем - это не только определение их общефизического здоровья, наличия профессиональных физических (функциональных) данных, артистичности, это также творческий акт в деятельности педагогов-хореографов.






Ссылка на сайт:http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6968

С 6 до 16 лет я занималась балетом в студии, которая работала по программе хореографического училища. Каждый день по полтора часа проводила у станка. А потом получила диплом и забыла о балете на десять с лишним лет, променяв его на фитнес. Пока не поняла, что балет — это тот же фитнес, только лучше. И пошла в одну из балетных студий для взрослых.

Конечно, сразу к прежнему уровню я не вернулась, но тело многое помнило и с каждым занятием вспоминало больше и больше. В классе вместе со мной занимались мои ровесницы, которые пришли в балет в отличие от меня без всякой подготовки. И могу заверить: они менялись на глазах. Балет развивает гибкость и силу, подтягивает мышцы и помогает стать стройней. Начать заниматься никогда не поздно, сделала вывод я. Научиться делать плие и батманы и даже встать на пуанты можно и во взрослом возрасте.

Классическая хореография — целая система, имеющая свою железную логику. По законам этой логики построены занятия в хореографических училищах, где учатся будущие балерины, и по ней же как правило строятся занятия в студиях классической хореографии для взрослых.


Грамотный педагог не станет сразу ставить вас на «пальцы» и даже к станку. Чтобы подготовить мышцы и суставы к нагрузке и развить то, что в балете называется выворотностью, сначала нужна партерная гимнастика. Это упражнения на полу, похожие на смесь стретчинга и йоги: подъемы ног, рук и корпуса, прогибы, растяжки.

После курса партерной гимнастики (он может занять от нескольких недель до нескольких месяцев в зависимости от уровня подготовки) можно браться за станок. Первые движения самые простые, и выполняют их держась за станок обеими руками. Например, деми плие — неглубокие приседания, или батман тандю — отведение и приведение по полу одной вытянутой ноги к другой.

Со временем у вас улучшится координация и так называемый апломб — умение держать равновесие. Тогда можно будет заниматься держась за станок уже одной рукой, а со временем перейти к «середине» — движениям и их комбинациям без опоры.

Помимо умения выполнять плие и батманы первые несколько месяцев занятий балетом принесут и другие более очевидные результаты — подтянутое тело, легкий рельеф мышц и отличную осанку. Правда, рассчитывать встать на пуанты за это время не стоит.

Встать на «пальцы» мечтают многие из тех, кто приходит в балетный класс. Но этому должна предшествовать немалая подготовительная работа — иначе дело может дойти и до травм. Анастасия Кузнецова, педагог-хореограф, генеральный директор школы-студии «Па-де-ша», также преподающая в хореографическом колледже «Школа классического танца»: «Неподготовленному человеку я бы не советовала вставать на пуанты. Мышечно-связочный аппарат должен быть подготовлен — от пальцев ног до кончиков волос! Даже в хореографическом училище дети при ежедневных занятиях встают на пуанты не раньше второго полугодия». Взрослому человеку среднего уровня подготовки при условии регулярных занятий для этого потребуется не меньше года-полутора.

Итак, главные плюсы балета:

Балет гармонично развивает тело

«Так развить координацию движений и тело, свести в гармоничное сочетание руки, ноги, корпус и голову не может ни один вид спорта или танцев», — считает Анастасия. Уже после года занятий разница между балетником и простым смертным настолько очевидна, что окружающие будут спрашивать, чем вы занимаетесь и где.

При занятиях балетом работают практически все группы мышц — мышцы корпуса, живота и ягодиц, ног и рук. Итог: осанка, красивая шея, великолепная походка, фигура, грациозность.

Классическая хореография помогает похудеть

Если проблема лишнего веса стоит довольно остро, то с помощью 2-3 занятий хореографией в неделю без дополнительных нагрузок и правильного питания решить ее вряд ли можно. Но избавиться от нескольких килограммов и подтянуть тело балет поможет.

«Наши учащиеся теряли от 5 до 12 килограммов за год, — говорит Анастасия. И при постоянных занятиях больше не набирали, при этом переходили на правильный образ питания, потому что съеденные излишки на занятиях очень мешают».

Пример: Таня, 37 лет, мы пришли с ней в класс вместе. «За полгода ушло 6 кг, но даже не это главное. Выпрямилась и перестала болеть спина, улучшилась осанка, я даже голову стала держать как-то иначе!»

Балет — это еще и интеллектуально-эстетическое развитие

Занятия проходят под классическую музыку — это развивает слух и воспитывает вкус. Но это не все. «Когда ученики начинают осваивать балетные па, им становится интересно, как эти движения делают профессионалы. Хороший педагог советует смотреть классический балет в достойном исполнении — и человек идет в театр, бывает, что впервые в жизни», — говорит Анастасия.

Любой классический сюжетный балет построен на основе знаменитого литературного или исторического произведения (возьмите «Ромео и Джульетту», «Дон Кихот», «Спартак» и многое другое). Прибавьте роскошную музыку, великолепные декорации и костюмы, да саму атмосферу театра — все это выводит человека из обыденного состояния забот «о хлебе насущном».

«Сколько раз на моих глазах происходили эти метаморфозы: люди приходили похудеть, а вместе с этим получали открывающийся им огромный мир культуры и искусства, с удовольствием начинали им жить», — говорит Анастасия.

Однако есть и противопоказания: балетом не стоит заниматься при варикозном расширении вен, артрозе и других проблемах с суставами, сильно выраженном плоскостопии, серьезных проблемах с позвоночником и болезнях внутренних органов. В любом случае, если у вас есть сомнения, лучше проконсультироваться с врачом.

Вот уже больше года я занимаюсь классическим балетом. Не «боди-балетом», а нормальной такой, серьезной классикой. Звезд с неба не хватаю, а мучений – больше, чем успехов. Тем не менее, давно без этого всего не представляю жизни. Что заставляет взрослых людей в здравом уме выбирать такое экзотическое хобби – попробую рассказать.

За мечтой

Кого в детстве не водили на «Щелкунчика» — может первым бросить в меня камень. Профессия окутана массой романтичных стереотипов. Пачки, диадемы, пуанты, вот это все. Правда, если детям о таком мечтать позволительно, то вот взрослым тетенькам… В общем. Пачек и пуантов на балете для любителей никому не выдадут, можете не ждать. И слава богу. Зато это, наверное, единственное место, куда я спокойно надеваю розовые гетры выше колена. Если вы надеетесь на первом занятии впорхнуть в зал воздушной принцессой – вас тоже постигнет суровое разочарование. И на втором, и на третьем. До сих пор помню этот сумасшедший диссонанс между своими вполне балетными габаритами и полной физической беспомощностью. Ноги от ушей, форма по уставу, спина открыта, волосы туго стянуты – чем не балерина. Пока не двигаешься, угу. Все, наверное, ждали, что я 32 фуэте сейчас прокручу, а я ногу на 90 градусов в стороне удержать не в состоянии. Короче говоря, с мечтой стать танцовщицей на любительский балет лучше не идти. Даже если вы уже выглядите, как танцовщица.

За вдохновением

На самом деле, к занятиям классикой меня привело удачное стечение двух обстоятельств. Первое – это давняя любовь к балету в качестве довольно искушенного зрителя. Вплоть до знания терминологии (хоть где-то пригодился французский) и написания рецензий на спектакли. До этого я балерин рисовала, теперь почему бы не попробовать стать к станку самой. Кстати, недавно друзья собирали мне комод, используя кирпич «Энциклопедии балета» вместо молотка. Второе обстоятельство – огромная дыра в душе после неудавшегося романа, которую срочно надо было заполнить. И не оставить себе времени и сил на бесплодные переживания. Ну что сказать, если вы – филологическая дева широкого профиля с неуемной потребностью красиво страдать, то придете по адресу. Декаданса здесь хоть отбавляй. Будете мучительно поднимать ноги под пронзительно красивые мелодии в интерьере театра, тронутом запустением. Пришивать вручную атласные ленты к балеткам. Выжимать свои конфетно-розовые гетры с купальничками от трудового пота. Полюбите прическу с тугим узлом на затылке. Если вдобавок у вас эстетический экстаз от работы сестер Малливи над костюмами фильма «Черный лебедь» — тонны вдохновения точно обеспечены. Остальное в этом фильме может и спорно, но костюмы хороши. Особенно тренировочные. И все это – довольно интересная и специфическая эстетика для тех, кто «в теме».

Вместо спорта

Насущные проблемы всех сколиозных тружеников офисной нивы – кривая спина, дрянное зрение и полное отсутствие мышц. Самая насущная проблема лично у меня – это лень и нелюбовь к однообразию. В спортзал меня не затащить, на 20-м приседании я зеваю, на 30-м засыпаю, перспектива утренней пробежки нагоняет ужас. Тем временем часики тикают, мы не молодеем, да и пренебрежение физическими нагрузками и поддержанием тела в тонусе сегодня – признак крайнего аутсайдерства. В балете за одну комбинацию экзерсиса нагрузки получаешь больше, чем за полсотни простых приседаний. При этом скучать некогда, так как следить нужно за всем, от мимики до положения кончиков пальцев. Любительских нагрузок недостаточно, чтобы станцевать простейшую балетную вариацию, но при этом с головой хватает для подтянутого вида и комфортного самоощущения в повседневной жизни. Хотите вы того или нет, а со временем спина распрямится, колени разогнутся, мышцы ног оформятся и подтянутся и появится то самое пресловутое ощущение легкости, ради которого стоит изводить себя в зале по три часа кряду. Чего не получится: похудеть на одном балете не выйдет. Жизнь такова, что чтобы похудеть, придется еще и следовать завету Раневской. В смысле, не жрать.


Потому что нельзя иначе

Балет – штука жестокая, и вопрос «зачем туда ходить» у вас быстро отпадет. То есть, вы либо выползете из зала в ужасе с мыслью «больше никогда», как одна моя подруга. Либо подсядете очень серьезно и очень плотно. И вот уже вы по полдня пересматриваете спектакли и обучающие видео, крутите свои несчастные конечности во все возможные стороны, работаете и спите в упражнении «бабочка», а покупка новой формы интереснее, чем поход в шопинг-молл. Потом начинаете еще больше читать, потом — водить дружбу с людьми «из профессии». С которыми, к негодованию общих друзей, обсуждаете малопонятные нюансы с помощью пугающих терминов. Если танцевать уже не грозит – то как минимум можно стать профильным журналистом и взять интервью у парочки звезд. Имена которых, опять же, мало что скажут широкой публике, а вы их все уже знаете наизусть – вместе с биографией. Или, к примеру, фотографировать выступления. Тут тоже не все так просто и желательно знать, что к чему – чтобы поймать танцовщика на пике прыжка или в правильном арабеске. В общем, возможны варианты. Главное, помните: осторожно, это затягивает! И, кажется, на всю жизнь. После первого похода на класс она может уже не стать прежней.

Иллюстрации: Юлия Славинская

Если вы взрослый человек, то это совсем еще не повод переводить свою детскую мечту танцевать балет в разряд невыполнимых. Хотя шанс того, что вы сможете достигнуть высокого уровня, достаточного для участия в профессиональных постановках, невелик (хотя история знает и такие примеры), балет как хобби может стать отличным занятием для человека любого возраста. Занятия балетом для взрослого человека – это прекрасный способ держать себя в хорошей физической форме, развивать и поддерживать гибкость и отлично проводить время с единомышленниками. В этой статье вы найдете информацию о том, с чего стоит начать свои занятия балетом.


Шаги

    Оцените свою физическую форму. Удостоверьтесь, что ничто не препятствует серьезным балетным нагрузкам. Как и с любой другой формой физических упражнений, видом спорта или нагрузкой в жизни, вы должны точно знать, что вы сможете осилить, а что – нет. Если у вас возникают какие-либо сомнения – лучше проконсультироваться с врачом. В балете очень много упражнений на растяжку для развития гибкости, так что если у вас есть какие-либо проблемы со здоровьем, препятствующие таким нагрузкам, то прежде, чем начинать занятия, вам нужно проконсультироваться с профессионалом и поставить в известность свою балетную школу.

    Подберите подходящую школу танцев. Многие балетные школы предлагают занятия для взрослых разного уровня подготовки: от абсолютных новичков и тех, кто когда-то занимался балетом и хотел бы освежить свои навыки, до продвинутых и полупрофессиональных танцоров. Абсолютно нет смысла пытаться ходить на занятия для детей, потому что вы будете чувствовать себя неуютно и очень неуклюже по сравнению с природной гибкостью и грацией детей. Переговорите с преподавателем, расскажите ему/ей о своем уровне танцевальной подготовки, и он/она поможет вам определиться на какие занятия пойти. В большинстве танцевальных школ обязательно есть хоть одна группа для взрослых без танцевального опыта, а если такой нет – то предложите им ее открыть! Помните о том, что танцевальные занятия для взрослых обычно проводятся по вечерам или в дневное время, чтобы на них можно было успеть после работы.

    Купите правильную одежду. На первом занятии вам не понадобится балетная пачка, а вот хороший спортивный купальник, плотные колготки для занятий спортом и кардиган с запахом пригодятся вам сразу же. Если вы будете покупать все это в специализированном танцевальном магазине, то готовьтесь выложить за свой танцевальный наряд кругленькую сумму! Такие вещи обычно довольно качественно сделаны, так что и прослужат они долго. Хотя вы всегда можете начать заниматься в простой спортивной форме или даже просто в футболке и спортивных штанах – не нужно тратиться на специальную одежду для балета, пока вы не будете абсолютно уверены, что эти занятия вам подходят.

    Подберите правильную обувь. Балет не был бы балетом без пуант, так что правильная обувь тут – не то, на чем стоит экономить. Купите качественные кожаные или тканевые пуанты. Важно сначала спросить в своей балетной школе, какие пуанты предпочитают или посоветуют вам там. И не покупайте пуанты с заостренным носом – они подходят только профессиональным танцорам, а шанс того, что вы станете именно таким, на самом деле мал. Будьте готовы купить также и балетные ленты, которыми привязывают пуанты к ноге. Они обычно продаются отдельно и пришиваются к пуантам вручную. Это не сложно сделать – просто нужно правильно подобрать длину лент и, используя простые стежки, пришить их к подкладке пуант. Если вы не уверены, как это лучше сделать, то попросите совета в магазине, в котором вы их приобрели, или в своей танцевальной школе.

    Посетите свое первое занятие. Занятия балетом обычно начинаются с разминки у станка и растяжки. Дальше по ходу занятий вы выучите множество всяких шагов, прыжков, скольжений, танцевальных ходов и т.д. Если в вашей школе организуют выступления, то, возможно, в конце занятий будут проходить репетиции отчетного выступления или чего-то подобного.

    Тренируйтесь и продолжайте изучать балет. Не бросайте своих занятий. Сначала вам могут показаться трудными координация движений, растяжки и запоминание последовательности движений. С самого начала вам нужно будет много тренироваться, так что если у вас есть возможность заниматься дома – ни в коем случае не упускайте ее. Помните: чем больше вы занимаетесь, тем в лучше форме будет находиться ваше тело и тем гибче вы будете всю оставшуюся жизнь.

  1. Поговорите со своим преподавателем после занятий. В ходе такого разговора вам озвучат и ваш прогресс и успехи, и проблемы, над которыми нужно еще потрудиться.

    • Занятия для взрослых обычно не являются частью учебного плана, то есть чтобы перейти на следующий уровень балетной подготовки, вам не нужно будет сдавать никаких экзаменов и тестов. Если вам напротив этого хочется, то вам нужно будет обсудить это со своим педагогом. Стоит заметить, что большинство взрослых предпочитают свободную форму занятий, расслабленную атмосферу и отсутствие необходимости соответствовать каким-либо стандартам, кроме своего чувства самоудовлетворения.
    • Часто случается так, что вашим преподавателем окажется бывшая профессиональная балерина, получившая травму, или ушедшая со сцены из-за возраста, или решившая преподавать, а не пытаться угнаться за сверхнасыщенным графиком выступлений. Если это так – то вам несказанно повезло!
    • Рассмотрите вариант покупки DVD-диска с обучающими видео. Существует несколько подборок, помогающих взрослым обучиться всем тонкостям балета.
    • Рассмотрите вариант регистрации на интернет-форуме, объединяющем взрослых, решивших заняться балетом. Таких несколько, и на них вы сможете поделиться с единомышленниками своими историями и мыслями.
    • Если вы не очень уверены, что такие занятия вам подойдут, то попросите организовать вам пробное занятие, чтобы посмотреть, как вы будете на нем себя чувствовать.

    Предупреждения

    • Делайте все в своем собственном темпе. Не важно, насколько «продвинуты» в балетном мастерстве остальные участники занятий, это не соревнование. Вы достигнете тех же результатов в свое время и в своем темпе. Очень важно также понять и принять тот факт, что есть такие вещи, которые у вас никогда не получатся. Не мучайте себя, просто примите это.


Похожие статьи
 
Категории