Что характеризует рисунок 3 х летнего ребенка. Определяем психологическое состояние ребенка по цветам

15.04.2019

Для того чтобы вы могли поглубже заглянуть в душу своего ребенка и понять, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает, находясь в семье, если у вас нет возможности проконсультироваться с нужным специалистом, проведите с ним самостоятельно один из адаптированных нами специально для родителей вариантов - вариант рисуночной методики "Моя семья", выявляющий внутрисемейные межличностные отношения.

Рисуночная методика "Моя семья"

Дайте вашему ребенку лист бумаги и набор цветных карандашей (черный, синий, коричневый, красный, желтый, зеленый). Так как эта проба адаптирована для родителей и оценивать ее не будет специалист, то набор карандашей может содержать не 6 цветов, а гораздо больше.

Предложите вашему ребенку, чтобы он нарисовал вашу семью. После этого займитесь чем-нибудь, сделав вид, что вам не до рисунка. Пусть ощутит хотя бы иллюзию свободы. Ваш пристальный взгляд невольно заставляет сына или дочь все "взвесить" на рисунке в пользу вас. Пусть рисующий пребывает лишь наедине с самим собой. Тем не менее, "работая", вам надо незаметно для ребенка наблюдать за тем, как он рисует, что рисует, где рисует.

После окончания рисования уточните некоторые детали наводящими вопросами. Затем проанализируйте данные рисуночной пробы по нижеприведенной нами схеме. И если вы научитесь правильно трактовать эти данные, то сможете не только выявить нюансы, но и оттенки их, всю гамму чувств, переживаемых ребенком в своей семье. Все то, что ваш тщательно скрывает, все то, что прячет где-то в глубине и не способен высказать вам вслух, все то, что в нем "бурлит" и "закипает", все то, что мучает и беспокоит его ежедневно, вдруг неожиданно, подобно джинну из бутылки, "вырывается" наружу и застывает с "немым криком" на бумаге. И, застывая, молча крича, молит вас о помощи. И этот "крик" должен услышать каждый из родителей. Ведь нам, родителям, навряд ли придет в голову, что очень часто мы - виновники всех бед ребенка.

Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого "забыл" изобразить, кого "добавил", кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д.

Остановимся на некоторых особенностях анализа рисунка.

1. Последовательность выполнения задания. Как правило, после получения установки сразу же начинает рисовать всех членов семьи и только потом дополняющие рисунок детали. Если же вдруг художник по непонятной причине акцентирует свое внимание на чем угодно, кроме семьи, "забывая" нарисовать своих родственников и себя, или рисует людей после изображения второстепенных объектов и предметов, необходимо задуматься, почему он так поступает и что кроется за всем этим. В чем причина его равнодушия к своим близким? Для чего он оттягивает время изображения их? Чаще всего "ларчик" открывают наводящие вопросы и уточняющие оттенки семейных взаимоотношений, другие методики. Как правило, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения - один из симптомов психического дискомфорта ребенка в семье и признак конфликтных семейных взаимоотношений, в которые вовлечен и художник.

2. Сюжет рисунка. Чаще всего сюжет предельно прост. Ребенок изображает свою семью в виде групповой фотографии, на которой присутствуют все члены семьи или кого-то нет. Все присутствующие находятся на земле, стоят на полу или, почему-то лишившись опоры, висят в воздухе. Иногда на рисунке, помимо людей, расцветают цветы, зеленеет трава, растут кустики и деревья. Некоторые размещают своих родных в собственном доме среди мебели и знакомых вещей. Нередки случаи, когда кто-то находится дома, а кто-то на улице. Помимо застывше-монументальных групповых портретов, встречаются и рисунки, на которых все члены семьи заняты делом и, безусловно, самым важным - . Эти рисунки, как правило, переполнены экспрессией и динамизмом.

Как уже было сказано выше, иногда просто отказываются от рисования или ограничиваются каким-нибудь, особенно кажущимся на первый взгляд отвлеченным сюжетом, где нет никакой семьи (смотрите ниже рис. 1). Но это только на первый взгляд. Рисунок семьи "без семьи" - крик протеста ребенка и подаваемый им таким образом сигнал бедствия - SOS. На предлагаемом нами рисунке десятилетняя девочка, ревнуя родных к младшим детям в семье, всех членов семьи спрятала в доме за толстыми стенами. Себя же, как Карлсона, она разместила где-то на крыше (подробная трактовка рисунка будет приведена ниже). Когда ваш рисует семью "без семьи", забросьте дела и решите шараду. Задумайтесь - почему? Наведите мосты. Иначе вы можете "прозевать" что-то существенное в вашем ребенке и потеряете "ключ" от него.

Если рисунок семьи у ребенка ассоциирует с чем-то приятным, с теплыми, нежными воспоминаниями, он освещает всех членов семьи или кого-то из них ярким солнцем - символом ласки, добра и любви. Если над групповым портретом семьи темные тучи или льет дождь, то, вероятнее всего, это связано с дискомфортом ребенка.

3. Последовательность расположения членов семьи. Обычно первым изображает или самого любимого им члена семьи, или, по его мнению, самого значительного и авторитетного в доме. Если самым значительным считает себя, он, не скрывая это, рисует свою фигуру первой. Последовательность расположения других членов семьи и их порядковые номера указывают на отношение к ним ребенка, вернее, на их роль в семье в глазах ребенка или на отношение их, по мнению рисующего, к нему. Чем выше порядковый номер у изображенного члена семьи, тем ниже его авторитет у ребенка. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет. Поэтому, если интуитивно ощущает себя отвергнутым и ненужным родителям, то он изображает себя после всех.

4. Размеры фигур членов семьи. Чем более авторитетным в глазах ребенка является изображаемый им член семьи, тем выше его фигура и значительнее размеры. Довольно часто у маленьких детей не хватает даже листа, чтобы разместить всю фигуру полностью, целиком. При низком авторитете родственника величина фигуры его, как правило, гораздо меньше реальной по сравнению с остальными членами семьи. Поэтому безнадзорные и отвергнутые изображают себя обычно едва приметными, низкорослыми, крошечными мальчиками-с-пальчик или Дюймовочками (см. ниже рис. 2), подчеркивая всем этим свою ненужность и незначительность. В противовес "отвергнутым" кумиры семьи не жалеют места для изображения своих фигур, рисуя себя вровень с мамой или папой и даже выше их (см. ниже рис 3).

5. Величина пространства и ее размеры между изображением отдельных членов семьи свидетельствуют или об их эмоциональной разобщенности, или об их эмоциональной близости. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность, как правило, отражающая конфликтную ситуацию в семье. На некоторых рисунках подчеркивают ощущаемую ими разобщенность близких включением в свободное пространство между членами семьи каких-то посторонних, еще более разъединяющих людей предметов. Чтобы уменьшить разобщенность, ча сто заполняет промежутки, по его мнению, объединяющими близких родственников вещами и предметами или рисует среди членов семьи малознакомых ему лиц.

При эмоциональной близости все родственники в семье нарисованы почти вплотную друг к другу и практически не разобщены. Чем ближе изображает себя по отношению к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому родственнику. Чем дальше находится от какого-то члена семьи, тем меньше его привязанность к этому члену. Когда считает себя отвергнутым, он отделен значительным пространством от других.

6. Место расположения ребенка на рисунке - источник важной информации о положении его в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым во главе семьи, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Как правило, помещает себя рядом с тем, к кому больше всего привязан. Если мы видим на рисунке, что изобразил себя после своих всех братьев и сестер, подальше от родителей, то это чаще всего просто признак ревности его к другим живущим в семье детям, по отношению к любимым маме или папе, а может быть, обоим вместе, и, отдаляя себя от всех остальных, художник сообщает нам, что он считает себя лишним и ненужным в доме.

7. Когда почему-то "забывает" вдруг нарисовать себя , ищите вескую причину в своих семейных отношениях. Они обычно не совсем примерные и, очевидно, тягостны ребенку. Изображение ребенком семьи без себя - сигнал конфликта между ним и кем-то в вашем доме или семьей всей в целом, и у ребенка в связи с этим нет чувства общности с другими близкими ему людьми. Своим рисунком таким способом художник выражает свою реакцию протеста против неприятия его в семье. Интуитивно догадавшись, что он давно отвергнут вами, что вы его почти "забыли", заботясь о других в семье, "мстит" вам на бумаге, не понимая, что отказом от рисования себя он выдает свои секреты, невольно выплеснув наружу клокочущий в нем дискомфорт.

8. Когда почему-то "забывает" вдруг нарисовать кого-то из родителей или других реальных членов своей семьи , то, вероятнее всего, не кто иной, а именно "забытый" родственник ребенка и есть источник его дискомфорта, переживаний и мучений. Умышленно "забыв" включить такого близкого в состав своей семьи, как бы нам указывает путь на выход из конфликтной ситуации и на разрядку негативной семейной атмосферы. Довольно часто этим способом художник "устраняет" конкурентов, пытаясь погасить хоть на мгновение кипящую в нем ревность к другим детям или к родителям своего пола. Особенно упорно "мстит" и не рисует на бумаге того члена семьи, который постоянно подавляет и унижает его в доме. Поэтому обычно на вопрос: "Где этот член семьи?" - , продолжая "мстить" ему, несет в ответ сплошные небылицы, нелепости и несуразности, вроде того, что этот родственник выносит мусор, моет пол, стоит в углу.. Короче говоря, таким путем , пусть наивно, но мечтает взять реванш, хотя бы мысленно унизив близкого, который постоянно унижает его реально каждый день.

9. Когда почему-то "дополняет" вдруг свою семью несуществующими родственниками или посторонними , то этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, или использовать их вместо буфера, смягчающего ощущение своей неполноценности в кругу родных. Нередко заполняют этот вакуум теми лицами, которые способны, по их мнению, наладить близкие контакты с ними и дать возможность им хоть как-то удовлетворить свои потребности в общении. Поэтому , "моделируя" состав своей семьи, невольно предлагает нам ее улучшенный, усовершенствованный и выбранный им, а не кем-нибудь другим вариант.

Помимо посторонних лиц, художник часто "дополняет" свою семью животным миром: мы видим птиц, зверей, но больше всего преданных и нужных человеку кошек и собак. И если в этих "дополнениях" нет никакой идентификации с реальным членом семьи ребенка, и если кошки и собаки... просто выдуманные, их нет на самом деле у художника, но он мечтает, чтобы они были и заменили ему родственников и друзей, то это значит, что жаждет быть кому-то нужным. Ему с рождения необходимо, чтобы его любили и чтобы он ответно тоже кого-то горячо любил. И если вы не удовлетворили его своей любовью, то он интуитивно ищет любовь на стороне. Поэтому задумайтесь серьезнее над тем, с какой целью ваш , который будто бы ничем не обделен, упрямо каждый раз на всех рисунках своей семьи штампует призраки несуществующих и не живущих в доме кошек и собак, которых даже вы не обещали ему приобрести. Задумайтесь серьезно. И расцените это как симптом, говорящий вам о дефиците нужного общения и дефиците нежности и ласки, который ощущает ваш . Задумайтесь: не вы ли виноваты в этом дефиците?

10. Когда почему-то вместо семьи рисует только одного себя, "забыв" нарисовать всех остальных, то это чаще всего говорит о том, что он не ощущает себя полноценным членом своей семьи и чувствует, что для него в ней просто не хватает места.

Довольно часто на рисунках одного себя неприятие ребенка членами семьи видно через эмоциональный фон и сумрачную цветовую гамму. Одиночество отвергнутого в возрасте, когда еще не способны обходиться без родителей, - грозный признак неблагополучной ситуации в семье для вашего ребенка. Иногда художник при изображении семьи специально выделяет только одного себя, чтобы подчеркнуть свою значительность для остальных. Это чаще всего делают кумиры семьи или , не скрывающие свой эгоцентризм. От отвергнутых такой отличается невольным любованием собой, что обычно видно по окраске и детализации одежды или по второстепенным фоновым предметам, создающим праздничный настрой.

11. Чтобы провести подробнее анализ, детально рассмотрите, как вырисовывает лица и другие части тела. Особенно информативен рисунок головы. Когда вы видите, что автор почему-то пропускает на рисунке известные ему части лица или вообще изображает лицо "без лица", то есть, помимо контура лица, на нем ничего нет (ни глаз, ни рта, ни носа...), то это чаще всего - выражение протеста художника по отношению к изображенному им этим способом члену семьи, из-за которого , очевидно, постоянно переполнен негативными эмоциями.

Когда художник так изображает свое лицо, лицо без глаз, без рта, без носа, то это признак отчужденности его в семье и нарушения общения со многими людьми.

Когда из всех частей лица заметны на рисунке только одни глаза, то, вероятнее всего, вас осведомляет, что этот член семьи все время наблюдает и следит за ним, не допуская никаких его проступков, ребячьих шалостей и баловства. И этот родственник "все вижу" - источник большинства конфликтных ситуаций для ребенка. Аналогичным может быть рисунок близкого "все слышу", на котором автор поглощен изображением ушей, превышающих размеры ушей Чебурашки. Когда из всех частей выделяет лишь рот, то, вероятнее всего, "хозяин рта", как прессом, давит на художника, "воспитывая" его бесконечными нотациями, нравоучениями в рамках собственной морали, и культивирует в нем страх.

Когда вы видите, что на рисунке художник больше всего акцентирует внимание на голове и досконально вырисовывает все части лица, предпочитая лицо всему остальному, то, очевиднее всего, лишний раз показывает вам, как для него значителен изображенный им таким путем ближайший родственник. А если ваш так изображает самого себя, то это просто любование собою или один из признаков, свидетельствующий, как он серьезно озабочен своей внешностью. Нередко этим способом художник скрашивает собственный физический "дефект". А если так свое лицо рисует девочка, то чаще всего она просто подражает своей матери, которая из-за кокетства постоянно на ее глазах подкрашивает губы, припудривает нос, приглаживает волосы.

Помимо головы, большую информацию вам могут дать и нарисованные руки. Когда длина их сразу же бросается в глаза, то, вероятнее всего, они принадлежат тому из близких членов семьи ребенка, который агрессивно относится к нему. Такого родственника автор иногда изображает вообще без рук, пытаясь хотя б символически, но погасить агрессию.

Когда безруким на рисунке мы видим самого ребенка, то, вероятнее всего, таким путем художник хочет нас осведомить о том, что он совсем бессилен и не имеет права голоса в семье.

Когда на рисунке подчеркивает длину не чужих, а своих рук или рисует их приподнятыми вверх, то этим он показывает свою агрессивность или свое желание быть агрессивным, чтобы хоть как-то утвердить себя в семье.

12. Цветовая гамма рисунка - своеобразный индикатор палитры чувств, излучаемых ребенком при воспоминании о близких, которых он изображает. Особенности и нюансы эмоционального отношения детей к отдельным членам своей семьи или к семье всей в целом, романтика привязанностей их и тщательно скрываемая нелюбовь, сомнения, тревоги и надежды как будто "закодированы" в цвете, которым разукрашен каждый персонаж. И вам, родителям, необходимо найти шифр к коду, чтобы вовремя прийти на помощь, великодушно протянув всю руку, отчаянно хватающемуся за тонкую соломинку, по той или иной причине сникшему под прессом жестких будней и житейских неурядиц, вашему ребенку.

Как правило, все, что любимо и что нравится ребенку, рисуется им в теплых, ласковых тонах. Свою привязанность и романтические чувства к кому-то из присутствующих на рисунке , об этом не догадываясь сами, "выпячивают" ярким, сочным цветом, невольно привлекающим ваш взор. Обычно тот, кто нравится ребенку, наряжен им в особый праздничный наряд, который по своей расцветке напоминает радугу или одежду сказочной принцессы, приснившейся в волшебном сне.

И если даже ваш не использует всю гамму красок, имеющихся у него, он все равно, желая того или не желая, но выделяет хоть одним неординарным, бросающимся вам в глаза мазком любимого им родственника среди всех остальных.

Особенно нарядны мамы. Свою любовь к ним выражают конструированием для них таких моделей фантастической одежды, патенты на которые, наверно бы, закупили у них модные журналы. Помимо платьев, юбок, блузок, где рюшки, вышивки, воланы, у многих мам в ушах сережки, на шеях бусы и заколки в волосах. Почти все мамы в модной обуви и с необычными прическами. А если вы вглядитесь в цвет волос их, то чаще всего скажете: так не бывает - с каких пор волосы оранжевые, желтые и даже синие. Так не бывает в жизни, но бывает на рисунке, когда в половодье нежных чувств, выплескивающихся этим способом наружу.

Любимым папам тоже есть во что одеться. И очень часто их наряды практически не уступают маминым. Ребенок также ярко наряжает и всех других не безразличных ему родственников, рисуя самые мельчайшие детали их одежды. Когда ребенку в семье хорошо, он также празднично наряжен и излучает теплые тона.

Холодные тона, изображенные ребенком, - как красный цвет на светофоре, сигнализирующий "стоп". Остановитесь на минутку. Задумайтесь, что это
значит. Спросите себя мысленно: "Почему?"

Холодные тона, как правило, свидетели конфликтных отношений между ребенком и рисуемым им этими тонами членом его семьи. Особенно информативен черный цвет, обычный черный цвет, чаще всего несущий информацию об эмоциональном неприятии ребенком того из родственников на рисунке, кого он им изобразил. И это неприятие бывает явным или скрытым. О явном неприятии вам, кроме цвета, подскажет еще ряд деталей. О скрытом вам придется догадаться, распутывая лабиринты чувств ребенка. И если черным цветом почему-то вдруг разукрашен родственник, которого любит, то, вероятнее всего, таким путем непроизвольно рисующий выплескивает на бумагу все то, что тайно беспокоит, волнует, мучает его по отношению к изображенному им члену своей семьи. И как бы только в этих случаях художник ни пытался уверить вас, что рисовал по памяти, почти с натуры, и у его отца действительно любимая рубашка - "черная", и мама тоже всем цветам предпочитает "черный цвет", а у сестры и вправду косы "черные", вам надо тщательно проверить и понять причину его "реализма". Особенно когда на этом же рисунке другие родственники сказочно одеты и волосы их сказочно раскрашены.

Как правило, причина реализма в том, что, обожая маму или папу, как бы ни хотел, но вот не может и не в состоянии смириться с тем, что папа выпивает, дебоширит, является источником скандалов, а мама, занятая бесконечными делами, не замечает преданной любви ребенка. Сестра же просто вызывает ревность. А вдруг ей больше достается нежности и ласки...

Сигналом бедствия и неблагополучия для вашего ребенка может служить и контурное рисование им отдельных членов своей семьи или семьи всей в целом даже тогда, когда художник изображает контуры различными цветами, а не простым карандашом.

Итак, анализируя особенности интерпрапации рисунка "Моя семья", вы словно заново узнали своего ребенка и поняли, что ваш - личность, пусть еще маленькая, несмышленая, но личность, смотрящая на мир своими собственными чистыми глазами, имеющая свой особый угол зрения на жизнь. И этот угол зрения вам должен быть известен. Иначе вдруг окажется, что вы и ваш все видите по-разному и разными глазами и говорите часто на разных языках. И чтобы все-таки язык ваш был единым, вам надо знать символику его для вашего ребенка хотя бы на рисунке.

Давайте еще раз посмотрим, какими средствами, деталями, нюансами художник сообщает вам о своей роли в собственной семье и о сложившихся в ней отношениях между другими членами семьи.

1. Эмоциональная привязанность ребенка к одному из родителей, как правило, изображается так, что находится вплотную к этому родителю или же рядом с ним. Величина пространства между ними минимальна. Нередко руки их протянуты друг к другу, подчеркивая полное согласие между родителем и обожающим его ребенком. Почти всегда художник пытается нарисовать любимого родителя одним из первых на рисунке. Фигура этого родителя обычно выше всех других фигур или хотя бы превышает рост ребенка, тем самым как бы придавая юному художнику своеобразную, понятную ему лишь одному, необходимую для жизни защищенность. Чтобы родитель выглядел еще внушительнее, нередко помещают его на специально выдуманный ими пьедестал. Родитель, обожаемый ребенком, не только тщательно им вырисовывается, но и наряжен в самые волшебные наряды, которые по яркости цветов гораздо ярче самых ярких одежд художника. Бывают случаи, когда наряд художника и самой лучшей для него на свете мамы или самого прекрасного на свете папы идентичны. В период первой романтической любви к родителям обычно девочки рисуют себя рядом с папами, а мальчики - поближе к мамам. В период подражания ребенка родителям своего пола закономерность эта изменяется и девочки уже находятся вплотную к мамам, а мальчики - вплотную к папам. Причем родитель, обожаемый ребенком, не нарисован контурами и штрихами, а вырисовывается буквально до деталей.

Когда почему-то, вдруг рисуя себя рядом с обожаемым родителем, невольно между этим "рядом" оставляет пустой промежуток, то, вероятнее всего, этот промежуток - отражение невидимого нам барьера между двумя любящими людьми. Чаще всего этот барьер - черты характера родителя, отталкивающие от себя ребенка и заставляющие юного художника придерживаться при общении с родителем определенной, как на поводке, дистанции.

Свое неудовлетворение обычно выражает черным цветом или хотя бы одним сумрачным мазком. Взгляните на рисунок девочки-подростка (см. ниже рис. 4). Здесь черный цвет брюк обожаемого папы свидетельствует о волнениях ребенка по поводу того, что папа стал употреблять спиртное.

Когда привязанность ребенка обоюдна, он счастлив, достигая всех вершин блаженства.

Когда любовь ребенка безответна, она является нетлеющим источником психического дискомфорта юного художника. Поэтому, анализируя рисунок и "разгадав", кто больше всех необходим ребенку, вы постарайтесь сделать шаг ему навстречу. Пусть он почувствует, как он необходим.

2. Отверженность ребенка в семье (эмоциональное неприятие). Когда ощущает себя лишним и ненужным, отверженным в своей семье, он или просто не желает и не хочет рисовать свою семью, или
рисует ее, позабыв нарисовать себя. В отдельных случаях художник размещает свою маленькую и невзрачную фигурку вдали от всех, подчеркивая этим свое одиночество среди родных. Довольно часто между отдаленным от всех ребенком и членами его семьи находятся какие-то ненужные предметы, усиливающие разобщенность нарисованных людей. Нередко пустой промежуток вдруг заполняют теми родственниками, которых нет, или реально существующими, но весьма далекими. Роль буфера играют часто также кошки и собаки.

Когда ощущает себя лишним и ненужным в своей семье, его фигура меньше всех, одежда мрачная и незаметная. Такой часто просто изображает себя контурами и штрихами, не останавливаясь на деталях, рисуя себя в завершении сюжета. В тех случаях, когда , вопреки всему, привязан все-таки к кому-то из родителей или к обоим сразу, он их рисует теплыми тонами, не скупясь на ласковые краски. И эти теплые тона в контрасте с теми холодными тонами, которыми изображен художник, свидетели уже образовавшейся или начавшей образовываться пропасти взаимоотношений между ребенком и его семьей.

На рисунке 5 (см. ниже) шестилетняя девочка, обиженная холодностью своих родителей и считающая себя не нужной им, нарисовала их празднично и красиво, преднамеренно "позабыв" нарисовать рядом с ними себя. По просьбе экспериментатора она потом все-таки дорисовала свою фигурку, изобразив ее контуром и черным карандашом, уменьшив реальные размеры. Затем, поразмыслив минутку, она вдруг радостно осветила себя солнцем, нарисовала траву. И весь ее внешний вид на рисунке теперь говорил всем: смотрите, смотрите, какая я маленькая. Мне так еще надо, чтобы любили меня. И если родители не понимают этого, пускай хотя бы солнышко заменит их.

Как правило, отверженные обычно "забывают" нарисовать того из членов своей семьи, который, по их мнению, их отвергает.

3. Конфликтная ситуация в семье. Известно, что чем младше и чувствительней , тем чаще он считает себя виновником конфликтов в своей семье, расценивая их в виде расплаты за баловство, непослушание и детские грехи. Ребенок, чувствуя себя виновным, отвержен в собственных глазах, поэтому его рисунки почти всегда напоминают аналогичные рисунки при эмоциональном неприятии детей в семье. Чаще всего художник "забывает" нарисовать того из близких, из-за кого, как он считает, возник конфликт. А если все-таки рисует того человека, он, чтобы привлечь к нему внимание, изображает его выше или ниже всех, стоящих рядом, в холод ных, траурных тонах. Нередко при конфликтной ситуации в семье все родственники нарисованы лишь контурами, а разобщенность их видна в том, что они отдалены все друг от друга ненужными предметами, пустыми промежутками, как будто существуют не все вместе, а каждый сам с собой.

Когда при конфликтах "забывает" вдруг нарисовать себя, то этим как бы он наказывает самого себя. Когда неожиданно для вас изображает себя рядом с теми родственниками, к которым не питает теплых чувств, то этим способом он чаще всего хочет уменьшить, нейтрализовать, а может быть, и полностью замять конфликт.

4. Ревность к одному из родителей в семье. Когда ощущает ревность к кому-то из родителей, то он пытается ее завуалировать тем, что внезапно "забывает" вдруг нарисовать "ненужного" родителя или, рисуя его, оттесняет всеми способами на задний план. Как правило, "мешающий" родитель намного ниже всех, невзрачен и неряшливо одет. Нередко у ребенка хватает терпения лишь на то, чтобы изобразить его хотя бы контурами. "Мешающий" родитель на рисунке чаще всего "бездействует", в то время как любимый занят с ребенком общим делом.

5. Ревность к братьям и сестрам. Чем тяжелее справиться ребенку с нахлынувшим вдруг на него чувством соперничества к другим детям в семье, тем явственнее выдает он это чувство, несмотря на маскировку. Обычно младший ревнует к старшему, а старший - к младшему ребенку в доме. Но тяжелее всего среднему: его любовь к родителям с ним делят сразу двое - и самый младший, и самый старший. Еще труднее маленьким ревнивцам в многодетных семьях. Нередко брат ревнует маму с папой к своей сестре, сестра ревнует к брату. Короче говоря, в любой семье, где несколько детей, всегда есть почва, на которой вырастает ревность. И вы, родители, об этом должны помнить, чтобы вырвать с корнем даже ее первые ростки.

Обычно тот , к которому ревнуют, рисуется вблизи с родителями или вплотную к ним. Нередко с этого ребенка и начинается рисунок, чтобы привлечь ваше внимание к "любимчику"; ревнивец или тщательно, буквально до деталей, вырисовывает всю его фигуру, увеличивая рост и наряжая в броские одежды, лишний раз подчеркивая этим, как "любимчику" живется хорошо в семье, или же, забыв о всех предосторожностях и "расправляясь" со своим "мучителем" хотя бы на бумаге, изображает его контурами в траурных тонах, чтобы дать понять вам, как "любимчик" неприятен самому художнику. Если ревность так сильна, что ваш сам не в силах справиться с собою, он нечаянно вдруг "забывает" включить в круг своей семьи то брата, то сестру, а то обоих сразу, хотя помнит о существовании их в доме. Есть еще один вариант.. Чтобы привлечь к себе внимание родителей, ревнивец, тщательно рисуя братьев и сестер, не оставляет себе места на рисунке или же изображает свою хрупкую фигурку в отдалении от всех, подчеркивая этим, что он - лишний.

Если в вашей семье несколько детей и один из них во время пробы на рисунке лишь изображает рядом с вами братьев и сестер, "забыв" нарисовать себя, или же рисует себя в отдалении от всех, задумайтесь, в чем все-таки причина дискомфорта юного художника и нет ли вашей вины в этом.

6. Неполная семья. Наверное, особенно тяжелой травмой в детском возрасте является развод родителей. Ребенку просто не понять, как это могут его любимый папа (чаще всего уходит папа) или мама, без которой
вообще невозможно жить, уйти из дома, причем надолго, навсегда. И где-то в глубине души, считая именно себя виновником событий, он хочет и мечтает возвратить былое, расставив все по старым, прежним, таким удобным для него местам.

Кроме того, хочет скрыть конфликт от посторонних, особенно тогда, когда рисуночную пробу проводите не вы. Поэтому обычно на рисунке присутствуют все члены семьи, если даже они уже бывшие. Причем родитель, не живущий в доме, изображается последним, после длительных раздумий, пауз, грызения карандашей. Ребенок, словно Гамлет, должен сделать выбор: "быть или не быть"... нарисовать... или не стоит... И если выбор сделан, чтобы все-таки нарисовать, отсутствующий член семьи рисуется как будто он реальный и очень часто даже имеет много сходства с самим художником. Нередко такой член семьи изображается неясным контуром, а между ним и всеми остальными присутствуют различные предметы, домашние животные, соседи, родственники и друзья или приветливые незнакомцы - явления волшебных грез ребенка, короче говоря, все те, кто сможет смягчить участь юного художника.

Когда уже привыкает и по-своему смиряется, что у него неполная семья, он все рисует так, как есть на самом деле. И чтобы лишний раз нам показать, что ему это безразлично, он компенсирует отсутствие родителя какими-то другими, важными для данного момента для него деталями. Как правило, неполная семья, изображенная ребенком, почти всегда имеет буферную зону на рисунке, зону надежды, зону домысла и грез ребенка, поэтому в любой момент неполная семья способна превратиться в полную.

7. Единственный очень часто рисует себя между мамой и папой. Когда в семье нет никаких конфликтов, он - главное звено объединения родителей. Чем меньше расстояние между ребенком и родителями, тем ближе члены всей семьи друг к другу, тем крепче родственные чувства, связывающие их. Когда в семье не все благополучно или в период романтической любви к родителям, семейная идиллия в виде триады - мама, ваш , папа или папа, ваш , мама - претерпевает крах. И на рисунке юного художника последовательность расположения всех членов семьи может иметь множество вариантов. А при хронической конфликтной ситуации, при резко выраженном дефиците общения в семье , словно инопланетянин, ищет новые контакты вне семьи и "дополняет" свою семью теми, кто никогда не жил в их доме, но с кем он сможет в трудную минуту отвести хотя бы душу. Чаще всего единственный , рассказывая о семье, изображает тип родительского воспитания.

Распознавание типов воспитания по рисункам

Приведем примеры наиболее часто встречающихся вариантов рисунков различных типов воспитания детей.

1. Кумир семьи. При этом типе воспитания чаще всего начинает рисовать семью с изображения себя, причем его фигура в центре листа бумаги. Родители находятся чуть поодаль, любуясь им. Величина фигур их ниже или вровень с величиной фигуры их кумира. Художник выделяет себя яркими нарядами, на голове его нередко красуется корона. А маленькие девочки-кумиры почти всегда отождествляют себя с юными принцессами. Наряд родителей гораздо прозаичнее и служит серым фоном для сравнения. На этом фоне выглядит кумир, как будто праздник среди будней (см. ниже рис. 3).

2. Гиперопека. Ребенок начинает рисовать семью с того, кто больше всего его опекает. Затем рисует рядом с ним себя. Обычно гиперопекаемые находятся вплотную к маме с папой или, по крайней мере, крепко держат их за руки. Вернее, крепко держат за руки ребенка сами мама с папой. Когда на рисунке что-то делает, родители любуются им, не спуская с него восхищенный взгляд. При этом типе воспитания ниже ростом, чем родители, лишь иногда бывая вровень с ними. Его одежда очень схожа по расцветке с нарядом мамы или папы, а иногда обоих сразу: он не стремится, как кумир, быть праздником на фоне будней, прекрасно понимая, что гиперопека для него - своеобразная китайская стена, вселяющая лишний раз уверенность в себе.

3. Гипоопека. При этом типе воспитания чаще всего выражает свое отношение к происходящему различными вариантами рисунков. Нередки случаи, когда он, тщательно изображая всю свою семью, вдруг "забывает" среди всех нарисовать себя. А на вопросы: "Где ты?", "Почему забыл?" - придумывает самые обыденные версии, оправдывающие в данный миг его отсутствие: "В детском саду", "Гуляю во дворе", "Учительница задержала в школе".

Полярный этому варианту вариант, когда почему-то из всех членов семьи предпочитает рисовать лишь только самого себя, при этом утверждая, что никого нет дома: родители ушли в кино, к кому-то в гости, не пришли с работы...

Когда все-таки рисует полностью свою семью, он лишний раз подчеркивает разобщенность ее членов большими промежутками
пространства между ними, невольно наводящими на мысль, что каждый член семьи здесь существует только сам по себе, ему нет никакого дела до других, тем более до юного художника. Рисуя полностью свою семью, себя размещает в отдалении от всех, довольно обособленно и одиноко. И это создает иллюзию одновременного присутствия -отсутствия его среди других.

Довольно часто при гипоопеке изображают себя лишь только контурами. Фигуры их намного ниже фигур других даже тогда, когда эти "другие" реально ниже юного художника. Как правило, рисунок при гипоопеке вмещает в себя и холодные, и теплые тона, их разные нюансы и оттенки. Когда художник, несмотря на этот метод воспитания, боготворит своих родителей, он не жалеет на них самых ярких красок. Себя же , даже наряжая, не видит празднично одетым. В его нарядах обязательно найдется хоть одна деталь, но выкрашенная в холодные тона, причем из всех этих тонов преобладает черный цвет.

4. Безнадзорность. Безнадзорные чаще всего отказываются от рисования. Они просто не знают, что такое семья. После долгих раздумий, поддавшись на уговоры, согласившись участвовать в пробе, рисует себя в виде маленького, крохотного человека в огромном пространстве. Совершенно один, человечек, которого можно рассматривать под микроскопом, наряжен в одежду холодных тонов. Траурный цвет этих тонов - словно душа его, вывернутая наизнанку, переполненная одиночеством. Безысходностью и ненужностью веет от этой души.

5. Вос по типу "Золушки". При этом типе воспитания начинает рисовать семью обычно с того брата или с той сестры, которому или которой его противопоставляют в доме. За братом или за сестрой рисуются родители, а сам художник оставляет себе место где-то в отдалении от всех или вообще не оставляет, подчеркивая этим, что он лишний и ненужный в собственной семье. Все на рисунке сфокусировано на сопернике ребенка. Его фигура выше ростом, чем рисующего, монументальнее, значительнее. Он - или в центре, в окружении родных, или же - первый среди всех. Им восхищаются, любуются... особенно когда он что-то делает (см ниже рис. 6). И если даже "Золушка" во сто крат лучше его делает какие-то задания, родители не придают "ее" заданиям особого значения. При этом типе воспитания не умеет и не в силах скрыть его подтачивающую ревность. Поэтому рисунок переполнен холодными тонами. И, мстя сопернику, художник часто наряжает его прозаичнее и будничнее, чем себя, нередко этим затрудняя ваш анализ и трактовку данного рисунка.

6. "Ежовые рукавицы". При этом типе воспитания ребенку очень тяжело нарисовать семью всю в целом. Боясь кого-то из родителей или обоих сразу, он хочет "нейтрализовать" свой страх хотя бы на бумаге. Поэтому обычно на рисунке нет именно того из членов всей его семьи, кто держит его в этих "рукавицах". Зато себя окружает любыми родственниками, кроме своих родителей, и даже дальними знакомыми, короче говоря, теми людьми, кто хоть в какой-то мере, но способен, пускай даже на время, смягчить его участь, уменьшив степень дискомфорта. Когда ребенку на рисунке приходится изобразить родителей, тогда обычно он в своем сюжете не оставляет места для себя, во всяком случае, не раскрывает истинной причины.

При этом типе воспитания размер фигуры у ребенка на рисунке намного ниже, чем размер фигур его родителей, причем не просто ниже, а умышленно занижен.

Как правило, тот член семьи, который держит юного художника в "ежовых рукавицах", изображен им с необычно большим ртом, чаще всего раскрытым, или с огромными когтистыми руками.

Когда таким типом воспитания родителями буквально доведен до белого каления и так боится их, что хоть и хочет, но никак не смеет "позабыть" нарисовать "мучителя", то он рисует его чаще всего без какого-либо рта вообще или совсем без рук, чтоб хотя бы таким наивным способом уменьшить пленивший его страх.

Как правило, рисунок переполнен холодными тонами. Все теплые тона принадлежат лишь тем, кто дарит ласку и жалеет юного художника, хотя бы на каплю облегчая этим его жизнь.

7. Вос по типу повышенной моральной ответственности. На первый взгляд обычно кажется, что все рисунки таких детей - всего лишь навсего одна из многих копий типичного рисунка при гиперопеке. Но это только на первый взгляд. На самом деле при повышенной ответственности художник точно так же, как и при гиперопеке, мечтает показать себя нам в выгодном для него свете, то чем-то занятым, то что-то делающим, чтоб обратить хотя бы на это часть нашего внимания.

Однако, сам того не сознавая, как правило, высветляет в таких рисунках все нюансы и оттенки родительского воспитания в семье. И если при гиперопеке родители действительно не в силах отвести свой восхищенный взгляд от действий юного художника, при этом типе воспитания их взгляд совсем не восхищенный, скорее оценочный и даже чуть предвзятый. И цветовая гамма на рисунке бывает самой разной. Однако чаще всего член семьи, который заложил фундамент повышенной ответственности у ребенка, окрашен им намного холоднее, чем другие. По крайней мере, на нем есть всегда хотя бы один темный мазок, скорее всего черный - своеобразный индикатор подлинного отношения ребенка к изображенному им члену своей семьи. Простой, обычный индикатор, срывающий все маски.

Взгляните на рисунок 7 (см. ниже). Вы видите своеобразный третейский суд. Суд над ребенком, первый раз принесшим домой тройку. Глаза родителей, как дула пистолетов, готовы выстрелить в одну мишень. И эта мишень - первоклассник, съежившийся в кресле, мечтающий с ним слиться воедино, исчезнуть, раствориться в нем, чтоб только бы не видеть этот разъяренный взгляд своих родителей. Взгляд-пытку и взгляд-наказание. Взгляд, говорящий больше, чем слова. Сюжет пропитан черным цветом. Все люди выглядят, как негры. И только ваза с яркими цветами на столе да вспыхнувший "огонь" ковра вселяют в нас какую-то надежду. Ребенок справится когда-нибудь, чуть позже, с возложенной внезапно на него тяжелой миссией повышенной ответственности. Он выстоит, он выдержит, он победит.

8. Вос "в культе болезни". И на рисунке культ всегда есть культ, какой бы он не был. Пусть даже несмотря на то, что это - всего-навсего лишь культ болезни. При этом типе воспитания рисунок будто бы пронизан всепоглощающим эгоцентризмом. Над всеми властвует . И вы невольно концентрируете на его фигуре свое внимание. Как и кумир или как при гиперопеке - на таком рисунке чаще всего в центре. Вокруг него те, кто ухаживает постоянно за ним в доме. Обычно это мама или бабушка. На долю других членов семьи редко остается место на бумаге. Довольно часто даже на рисунке изображают, как они болеют, а рядом с ними те, кто опекает их вседенно и всенощно, вернее - постоянно. Но как бы ни казался нам печальным иногда такой сюжет, "больной" предпочитает его все-таки раскрасить теплыми тонами..

9. Вос по типу "кронпринца". "Кронпринцы" первыми рисуют вещи. Мир вещизма окружает их со всех сторон буквально с самого рождения, мир вещизма, а не мир людей. Затем "кронпринц" обычно на рисунке изображает самого себя, играющего с этими вещами. Родителей он вспоминает редко. Гораздо чаще он помещает рядом с собой своих друзей, которые способны разделить с ним одиночество, играя вместе с маленьким "кронпринцем" его заморскими, бесценными игрушками. Нередки случаи, когда "кронпринцы" "заменяют" рисунок собственной семьи рисунком комнаты с вещами..

10. Противоречивое . Такой тип воспитания довольно трудно уловить по одному рисунку. Ребенок чаще всего "группирует" отдельных членов семьи в маленькие группы. Себя он помещает рядом с тем, к кому больше всего привязан. А тех из родственников, кто ему "мешает", обычно размещает в отдалении. Нередки случаи, когда художник в виде "буфера" рисует своих бабушек и дедушек даже тогда, когда их нет уже в живых.

11. Смена образцов воспитания (см. ниже рис 1). Рисунок чаще всего выявляет причину смены типа воспитания ребенка, а не сам тип, тип, собственно которого и нет.

При появлении в семье новорожденного бывший кумир обычно "забывает" нарисовать его среди родных или, изображая малыша рядом с родителями, не оставляет места для себя. Когда из дома навсегда уходит папа, еще долго продолжает рисовать его в семье, как будто ничего и не произошло, нередко даже начиная свой рисунок именно с отца. Наверное, он просто вспоминает о добром и прекрасном прошлом, которое бы хотелось возвратить и сделать его снова настоящим.

Рис. 1. Рисунок девочки 10 лет Сауле Р. "Моя семья". Тип воспитания - смена образцов воспитания. Кумир, которого отвергли из-за рождения в семье других детей. И хотя главный на рисунке - это Дом, его Очаг, словно Карлсон, где-то там на крыше дома (или за ней). А в доме бывшему кумиру просто нет места.
Рис. 2. Рисунок девочки 6 лет Леры Э. "Моя семья". Тип воспитания - безнадзорность. Одинокий, никому не нужный, отверженный . И даже хрупкая фигурка девочки напоминает букву "Я". Я, я совсем одна на белом свете. И неужели нету даже человека в городе, которому бы я была нужна...
Рис. 3. Рисунок девочки 7 лет Оли М. "Моя семья". Тип воспитания - кумир семьи. Кумир семьи во всей своей монументальности.
Рис. 4. Рисунок девочки 6 лет и 7 мес. Светы Т. "Моя семья". Тип воспитания ближе к гипоопеке. Ребенок, часто чувствующий себя одиноким в семье, ревнующий родителей к своей младшей сестре, к сестре, которой достаются не только ласки мамы с папой, но даже и их цветы. Черные брюки папы наталкивают на мысль, что девочка обеспокоена и вредными привычками отца - источником скандалов в доме.
Рис. 5. Рисунок девочки 6 лет 5 мес. Леры Г. "Моя семья". Тип воспитания - гипоопека. Еще один пример, когда будто бы во вполне благополучной семе, даже любуясь мамой с папой, ощущает себя лишним, считая, что совсем не нужен им. На фоне празднично наряженных родителей, все время занятых только собой, согласился лишь по просьбе старшего изобразить себя и то безликим силуэтом.
Рис. 6. Рисунок девочки 13 лет Лены К. "Моя семья". Вос по типу "Золушки". Как бы Золушка ни старалась привлечь внимание родителей к себе, играя на пианино, маме с папой до нее нет никакого дела, и они полностью поглощены в семье баловством и шалостями ее брата.
Рис. 7. Рисунок мальчика 7 лет 6 мес. Айдана С. "Моя семья". Вос по типу высокой моральной ответственности.
Рис. 8. Рисунок девочки 10 лет Сауле Р. "Семья, которую хочу". Отверженный кумир (см. рис. 1) мечтает возратить былое, чтобы семья была такою же, как прежде, с одним ребенком, конечно, им. Но, выступая черными мазками на фигурах, суровая реальность не дает ему покоя: навряд ли это сможет вновь осуществиться в его семье.
Рис. 9. Рисунок девочки 6 лет Леры Э. "Семья, которую хочу". Мечты и грезы безнадзорного ребенка. Хотя бы праздник вновь объединил семью. Пусть мама с папой наконец увидят, что вырос, стал им равным и мечтает жить в своей семье.
Рис. 10. Рисунок девочки 6 лет 9 мес. Тани Б. "Семья, которую хочу". Мечты и грезы девочки, которую отец держит в "ежовых рукавицах" (объяснения см. в тексте).
Рис. 11. Рисунок девочки 6 лет 8 мес. Оли Б. "Семья, которую хочу". Хочу семью, пропитанную солнцем, чтоб были мы всегда лишь только вместе, чтоб каждый был за всех, а все - за одного!

Модификация рисуночной методики "Моя семья" - "Семья, которую хочу"

Итак, вы сделали лишь первые шаги для диагностики внутрисемейных отношений по столь простой и столь универсальной одновременно пробе "Моя семья". Однако, чтобы еще глубже заглянуть ребенку в душу, вы можете воспользоваться также и нашим вариантом этой пробы, модификацией ее в методику "Семья, которую хочу".

Для этого, после того как ваш закончит рисовать свою семью, переверните лист бумаги на другую сторону и дайте ему новое задание: пусть нарисует теми же карандашами еще одну семью, но не семью-близнец, а ту, которую бы он хотел иметь, иначе говоря - "Семью, которую хочу".

"Семья, которую хочу"... Своим заданием вам удалось невольно нажать на рычаги фантазии ребенка, снять тормоза, поднять завесу тайн его, увидев то, что скрыто даже для ребенка. И если первый из рисунков - это чаще всего что-то наподобие замка, открыть который не всегда возможно из-за шифра, то второй рисунок - ключ к замку, код к шифру. Второй рисунок - это позитив после работы ретушера с негативом первого рисунка. Второй рисунок - это "вход" в желаемое, "вход" в "Прекрасное Далеко", которое бы ваш не прочь иметь уже сейчас. Вы не найдете на втором рисунке даже намек на силуэты будущего мужа или будущей жены художника. Вы не найдете на втором рисунке его будущих детей. Ребенок это просто вам еще не в силах сам изобразить.

"Семью, которую хочу" он представляет только в настоящем. "Прекрасное Далеко" для него желаемо сегодня. И чтобы оно стало явным, надо так немного лишь устранить препятствия, мешающие на пути. И он легко их "устраняет" на бумаге, "нейтрализуя" их собственными методами. Поэтому обычно на рисунке "Семья, которую хочу" нередко "исчезает" кто-то из истинной семьи ребенка или же появляются сомнительные родственники, о которых мало кто и знал. Художник или "укорачивает", или "удлиняет" свою семью, производя в ней лишь понятную ему замену и смену декораций. Когда же видимой замены нет, тогда обычно на втором рисунке последовательность расположения фигур родителей ребенка, а также его братьев и сестер иная и отличается намного от той, которую мы видели при пробе "Моя семья". Как правило, почти все родственники почему-то меняются местами. И если вдруг отец художника держал его в "ежовых рукавицах" и из-за этого был первым на рисунке "Моя семья", то вторая проба расставляет все как надо. Поэтому, когда все-таки решает в новой семье "оставить" даже и такого папу, то он рисует его в отдалении от всех и после всех.

Тот родственник, которого почему-то "забывает" изобразить в "Семье, которую хочу", как правило, и есть источник его дискомфорта, причина всех переживаний и невзгод. И, "исключив" его самостоятельно из членов собственной семьи и таким образом свершив свой "суд", художник как бы нам подсказывает выход из создавшегося положения и "намекает", как его осуществить.

Взгляните на рисунок бывшего кумира (см. рис. 8). В "Моей семье" (см. рис. 1) лишь изобразил себя. Зато в "Семье, которую хочу" он словно реставрирует былое. И папа с мамой снова рядом с ним, а не как раньше, за закрытой дверью. Действительно, "Моя семья" и вправду часто - это запертая дверь. Зато "Семья, которую хочу" - распахнутые настежь для других ворота. И вот уже отверженный (см. рис. 2) мечтает праздником объединить семью, в которой он сам был бы словно праздник (см. рис 9) А тот, кого отец держал в "ежовых рукавицах", берет всех, кроме папы, на прогулку, случайно "позабыв" позвать с собой отца (см. рис. 10), и отправляет старшую сестру по срочным, неотложным и важным для нее делам, чтоб наконец побыть наедине с любимой мамой.

О, если б только сказка стала явью! О, если б явь вдруг превратилась в сказку! И над семьей всегда б светило солнце. И каждый бы не мог жить друг без друга (см. рис. 11). Хочу семью, пропитанную солнцем. Хочу семью, похожую на солнце. Хочу, чтобы в моей семье всегда жила НАДЕЖДА, ВЕРА и ЛЮБОВЬ!

Наверное, вы убедились сами в том, что чаще всего "маски" с анализа рисунка "Моя семья" "срывает" только лишь рисунок "Семья, которую хочу". И если б вам пришлось вдруг ограничиться одним рисунком, вы сомневались б в собственных догадках. Поэтому, когда вдруг будет трудно раскодировать рисуночную пробу "Моя семья", используйте ее вариант "Семья, которую хочу".

Когда ребенок начинает удерживать пишущий предмет в руке, он всегда стремится оставить после себя след. Любая поверхность может стать холстом для юного художника: и новые обои, и мебель, и пол. Желание изрисовать все и вся – нормальный этап развития ребенка, поэтому родителям придется набраться терпения и наблюдать за тем, как меняются образы и сюжеты детских рисунков. В определенный момент ребенок начинает не просто марать бумагу, а изображать всяких неведомых существ. Такие рисунки отражают внутренний мир маленького человечка, и сегодня мы будем разбираться, как «читать» детский рисунок.

Как рисунок расположен на листе

Все пространство листа можно представить как известную со школы систему координат с двумя осями. Точка их пересечения – это центр листа. Самый благоприятный вариант – когда рисунок находится именно в центре.

Вертикальная ось — самооценка ребенка и его ощущение своего положения в коллективе.

  • Рисунок смещен по вертикали вверх – высокая самооценка, желание завоевать высокое положение в коллективе (иногда такие детки страдают как раз от того, что их собственное высокое мнение о себе не разделяется окружающими).
  • Рисунок смещен по вертикали вниз – заниженная самооценка, робость, низкая уверенность в себе, шаткое положение в коллективе (ребенка не признают в коллективе.

Горизонтальная ось — ось времени. Левая часть оси ассоциируется с прошлым, а правая – с будущим.

  • Рисунок расположен левее от центра – ребенок больше устремлен в прошлое. Такие дети больше «в себе», строят мало планов и мало мечтают, проявляют мало активности.
  • Рисунок расположен правее от центра – ребенок устремлен в будущее, он часто на позитивной волне, очень деятельный и активный.

Анализируем элементы образа

Голова

Значение имеет положение головы и лица.

  • Если голова повернута вправо – ребенок нацелен на осуществление своих замыслов и планов. Если он что-то задумал – он это пробует реализовать, даже несмотря на то, что некоторые затеи он бросает на полпути.
  • Если голова повернута влево – планы и задумки в основном остаются в голове, ребенок не предпринимает попыток осуществить свои идеи из-за нерешительности.
  • Если голова расположена прямо – ребенок сосредоточен на себе, эгоистичен, имеет высокую самооценку.

Уши

Если к голове пририсованы уши – это означает, что ребенок готов слушать. Это может проявляться как познавательный интерес (слушает информацию), а может – как интерес к мнению других людей (во всем слушает других).

Глаза

В рисунке глаза – символ страха, особенно если они большого размера, четко прорисованы, много раз обведены. Заметные и большие глаза – символ сильного страха. Прорисованные ресницы говорят о некотором кокетстве, внимании к собственной внешности, желании понравиться.

Рот

Рот может быть нарисован по-разному: открытым, закрытым, просто линией или настоящими губами.

  • Четко нарисованные губы говорят о чувственности ребенка.
  • Если акцент сделан на язык – ребенок очень разговорчив.
  • Иногда нарисованы и губы, и язык. Это указывает на выраженность обоих качеств.
  • Если рот открыт, но ни языка, ни губ нет, особенно, если есть штриховка – ребенок очень боязливый, легко может испугаться, постоянно сомневается и не доверяет. Особенно это характерно подросткам.
  • Прорисованные зубы указывают на словесную агрессию. Эта агрессия обычно защитного характера, то есть ребенок может в случае чего ответить.

Лоб

Большой и высокий лоб – признак преобладания рационального начала, эрудированности.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Необычные детали на голове

Иногда дети рисуют на голове разные детали, которые тоже можно расшифровать.

  • Рога – агрессивность или желание защищаться, умение «пободаться» при надобности.
  • Перья – желание привлечь внимание, выделиться, стремление украсить себя.
  • Прическа, грива или шерсть – ребенок стремится обозначить, какого он пола, подчеркнуть это.

Конечности

Нарисованное существо может стоять на ногах или лапах. Их вид тоже говорит о внутреннем состоянии ребенка.

  • Массивные, крепкие конечности указывают на то, что ребенок по жизни крепко стоит на ногах. Ему есть на что опереться, он взвешенно принимает решения, обдумывает свои действия.
  • Слабые, тонкие ноги или их отсутствие, указывают на хлипкость внутренних позиций, убеждений. Решения ребенок принимает скорее импульсивно, его суждения не глубокие.

Отдельное внимание нужно обратить на то, как конечности соединяются с туловищем.

  • Если соединения прорисованы хорошо – ребенок тщательно контролирует свои рассуждения, мыслит логично и последовательно.
  • Если соединения прорисованы небрежно или вообще отсутствуют – ребенок слегка как бы оторван от реальности, его размышления хаотичны.

Кроме ног или лап ребенок может рисовать и другие конечности. Они могут служить украшением, а могут нести какую-то функцию.

  • Крылья, панцирь, дополнительные конечности указывают на то, что ребенка привлекают разнообразные сферы деятельности, он всесторонне развит, многим интересуется, легко заводит знакомства. Такие дети уверены в себе и легко занимают свое место в жизни.
  • Нарисованные щупальца указывают на то, что ребенок почти всегда действует смело.
  • Различные бантики, украшения на рисунке выявляют в ребенке желание привлечь к себе внимание, демонстративность и манерность.

Интересным элементом в образе является хвост:

  • Если хвост нарисован справа – у ребенка высокая самооценка, он положительно воспринимает себя и свои действия. Если слева – ребенок склонен к самокритике.
  • Если хвост смотрит вверх – ребенок активен и уверен в себе, если вниз – ребенок подавлен, недоволен собой.

«Три дерева»

Изучая детские рисунки, можно не только анализировать то, что ребенок рисует спонтанно, но и давать задание. Очень простым и информативным является рисуночный тест «Три дерева».

Предложите ребенку нарисовать на листе три дерева, а потом назвать, кто из деревьев папа, кто мама, а кто — сам малыш (деревьев может быть больше, по количеству членов семьи). В этом рисунке нас будет интересовать размер деревьев. Ключ к разгадке кроется в том, что ребенок соотносит деревья с членами семьи не по физическому росту/размеру, а по той доле влияния, которую этот член семьи. Так, например, если ребенок ассоциирует себя с самым маленьким деревом – радоваться не чему, ведь это говорит о том, что мнение ребенка в семье не значимо. Родителям стоит давать ребенку больше самостоятельности в принятии решений и прислушиваться к его желаниям. Самой гармоничной будет картинка, когда все деревья равны. Да, конечно, ребенок может сравнить себя с маленьким деревом т.к. сам маленький, но смысл заложен глубже. Вот тут об этом написано немного подробнее — http://grigorieva-elena.ru/metodika-test-tri-dereva/

Тайна цвета

Расшифровка цвета – одно из самых сложных. Каждый цвет имеет неоднозначное психологическое значение, а кроме этого, для каждого ребенка смысл цвета может быть своим. Именно поэтому расшифровывать значение цвета нужно опираясь на уже полученные из рисунка сведения: цвет может подчеркивать выраженность выявленных качеств или придавать им особый психологический смысл.

Психологически цвета обычно трактуются так:

  • Красный цвет – символ страсти, любви, но в некоторых случаях символизирует тревогу, агрессию, сильный негатив и ощущение опасности.
  • Синий цвет – цвет разума, логики, порядка. Другой его полюс – фантазии, безумство.
  • Желтый цвет – цвет жизнелюбия, символ открытости и свободы. Иногда олицетворяет ревность, лживость, зависть.
  • Оранжевый цвет очень энергичный, знак силы и личностной зрелости. Его обратная сторона – воинственность и стремление к борьбе.
  • Зеленый цвет роста, взросления, надежды на лучшее. Иногда обозначает незрелость или болезненность.
  • Фиолетовый – загадочный цвет, символ гармонии и тайного знания. Может обозначать тревогу, депрессию, уход в себя.
  • Черный может быть солидным и торжественным, а может быть траурным.
  • Белый цвет – цвет чистоты, но иногда это знак внутренней опустошенности и траура.
  • Серый цвет в целом нейтральный, его негативная трактовка – запутанность, меланхоличность.

Сопоставляя результаты всех методик работы с детским рисунком, можно узнать о ребенке то, что скрыто глубоко и невооруженным глазом не видно. Любые выявленные переживания и проблемы нужно обязательно прорабатывать. Первое лекарство – мамина любовь, забота и внимание. Более глубокие проблемы лучше решать со специалистом. Проводите со своим малышом как можно больше времени, вместе играйте и рисуйте – это поможет лучше разглядеть проблемы и даст понимание, как можно помочь ребенку.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Как научить ребенка различать цвета —


Далеко не всегда можно без труда оценить психологическое состояние ребёнка, поскольку в этом возрасте восприятие часто происходит на уровне подсознания. Например, малыш может бояться отца или даже в глубине души ненавидеть его, но возраст не позволяет ему понять свои ощущения, поэтому, даже задав малышу прямой вопрос, трудно будет ожидать от него вразумительного ответа. Также целая буря эмоций может скрываться под внешней беспечностью. Как же понять, что с ребёнком происходит на самом деле? Оказывается, для этого можно использовать психологию детского рисунка, который (если уметь его читать) расскажет обо всём, что происходит в детской душе.

Расшифровка смысла, скрытого в детском рисунке

Анализ детских рисунков очень напоминает разгадывание головоломок. Справиться с ним по силам только опытному детскому психологу, хотя простейшие принципы расшифровки следует знать и родителям.

Цвет

Это самый важный критерий . Поскольку дети предпочитают не смешивать краски, то для анализа достаточно основных цветов. Если в композиции преобладает какой-либо цвет, то это свидетельствует о том, что ребёнок озабочен каким-то явлением или событием. Если же он использует множество красок, то можно говорить о разносторонности его интересов и отсутствии довлеющей над ним проблемы .

  • Если при наличии достаточно полной палитры ребёнок использует в основном серый, чёрный или тёмно-красные оттенки, то его наверняка мучают страхи и депрессия.
  • Напротив, обилие оранжевого и жёлтого цветов говорит о хорошем настроении рисующего.
  • Красный цвет сигнализирует об агрессии и быстрой возбудимости, но делать столь серьёзные выводы можно лишь после анализа остальных моментов поведения.
  • Погружённые в себя личности предпочитают разные оттенки синего.
  • Зелёный говорит о скучающем состоянии. Если у ребёнка сплошь зелёные лужайки и рощицы, то стоит подумать о том, чтобы отвести его в секцию или увлечь чем-нибудь ещё.
  • Фантазёры и мечтатели обожают фиолетовый цвет.
  • Беспокойные дети, имеющие проблемы с самооценкой, часто используют коричневый цвет.

Но психология детской живописи не так проста. Некоторые мамы, начитавшись соответствующих книг и заметив в детских каракулях обилие чёрного, с ужасом тащат малыша к психологу. Но ведь чёрный цвет не только говорит о тревожности, им можно проще всего выделить на рисунке важный объект. Графику нельзя считать признаком проблемы, скорее, это тяга к дисциплине, тем более, если для беспокойства других оснований нет.

Композиция

Взаимоотношение объектов на детском рисунке отражает мысли автора.

  • О взаимопонимании говорят прижавшиеся друг к другу члены семьи, о близости и доверии говорят также сцепленные руки фигурок.
  • Если кого-то из родителей ребёнок поместил в самом уголке листа, то тому стоит подумать, как побольше общаться с чадом.
  • Самого значимого человека ребёнок обязательно поместит в центре и сделает самым большим.
  • Если на рисунке отсутствует близкий родственник, то с ним может быть конфликт, поэтому ребёнок пытается подсознательно выкинуть из головы и из рисунка данного человека.
  • При внутренней опустошённости и заниженной самооценке центр рисунка ребёнок оставит пустым. Если в центре оказались неодушевлённые предметы, то существует обеспокоенность материальным положением.
  • У фантазёра фигуры обычно парят, не касаясь твёрдых поверхностей. О неуверенности в себе говорит жирно прорисованная линия земли.

Подтекст детского рисунка часто становится понятным интуитивно. Если предметы нарисованы очень крупно, то это говорит о внутреннем комфорте. Эгоистичная натура стремится как можно больше пространства занять автопортретом. Если же ребёнок чувствует себя одиноким, то и себя он изобразит маленьким и поместит куда-нибудь в уголок рисунка. Тонкие, как спички руки и ноги фигуры говорят об обеспокоенности малыша собственной слабостью. Непропорционально большая голова означает погруженность в себя. Слишком наряжая свою фигурку на рисунке, малыш говорит этим, что ему важна оценка его внешнего вида окружающими.

Многие родители не уделяют большого внимания першению в горле у ребёнка. Но иногда оно является симптомом серьёзного недуга, требующего неотложного ле...

Расшифровка детского рисунка домика

Другим изобразительным психологическим тестом является рисунок домика.

  • Если малыш изобразил большой дом, то его можно назвать общительным, гостеприимным, открытым.
  • Если есть ведущая к глухой стене лестница, то она говорит о скрытом семейном конфликте.
  • Дом, как бы отстоящий далеко, показывает одиночество и отверженность малыша .
  • Если дом окружают многочисленные постройки, то у малыша тревожное состояние.
  • Если ребёнок постарался прорисовать заднюю стену дома, то он стремится контролировать свои эмоции.
  • Если же дом висит над землёй, то у малыша слабая связь с реальностью, он парит в облаках.
  • Если нижние контуры стен, наоборот, чётко прорисованы, то у малыша есть затруднения и тревога.
  • Прозрачные стены показывают на стремление к лидерству, в то время как тонкие боковые линии кричат о нервном истощении. Признаком общительности являются большие открытые двери, но если они слишком велики, то вполне возможна зависимость от других людей. Напротив, небольшие двери скрывают неуверенность в себе.
  • Множество нарисованных с разных сторон дверей говорят о стремлении к одиночеству, а их отсутствие - о трудностях с общением.
  • О жажде общения говорит обилие окон, а занавески на них - о закрытости. Если окна есть лишь на верхнем этаже, то малыш далёк от реальности.
  • Крыша в виде жирной линии также намекает на фантазию ребёнка, а если она оторвана от передней стены, то малыш не находит себе места в жизни. Выведенный за пределы крыши карниз говорит о стремлении малыша защититься от своих страхов. Если труба выходит из задней части крыши, то малыш не желает сближаться с родными эмоционально.
  • Густой дым напоминает о внутреннем напряжении, а тоненькая струйка - о недостатке общения с близкими.

Расшифровка детского рисунка семьи

Можно расшифровать детский рисунок семьи и понять из этого, как он относится к любому члену семьи. Малышу нужно дать лист бумаги, карандаши или краски и попросить нарисовать своих родственников. Поскольку дети обычно любят рисовать, то малыш это задание выполнит с удовольствием. Дальше нужно будет применить знания детской психологии при расшифровке готового рисунка.
За процессом рисования полезно тихонько наблюдать. Рисунок семьи ребёнок обычно начинает с самого значимого и авторитетного для него человека. Если у всех нарисованных членов семьи малюсенькие фигурки, то это говорит об очень низкой самооценке автора. Если фигурки сгруппированы вверху листа, то это говорит о недовольстве малышом собственным статусом в семье, и он подсознательно хотел бы исправить положение. Если они помещены внизу листа, то у ребёнка слишком низкий уровень притязаний. Самый любимый член семьи не только рисуется первым, но и лучше остальных прорисовывается.
Расстояние между фигурками говорит о близости отношений в семье. Расположенные вплотную фигурки намекают на доверительные отношения, о том же говорит отсутствие между ними прочих предметов. Если фигурки обособлены или разделены предметами, заняты разными делами, то это говорит о разобщённости семьи и не слишком тёплых отношениях в ней.
Интересно оценить также автопортрет малыша. Если он нарисовал себя ростом равным или даже выше, чем взрослые, то считает себя важным и особенным. Напротив, слишком сжатая фигурка говорит о чувстве униженности. Нарисованная шляпа сигнализирует о необходимости защиты. Плохо прорисованные черты лица намекают на закрытость, внутренняя агрессия прорывается в оскале рта, а страх выглядывает из больших глаз. Широко расставленные ноги означают уверенность ребёнка в себе, а о неуверенности можно судить по спрятанным в карманы или заложенным за спину рукам. Обычно дети не рисуют уши, но если эта деталь присутствует, то означает, что слова родителей важны для малыша и он прислушивается к ним.
На детских рисунках очень часто присутствует солнце, символизирующее благополучие и тепло. Если же там есть фигура, загораживающая солнце для малыша, то такой человек в реальности может лишать ребёнка теплоты и комфорта. Если на рисунке есть множество бытовых предметов, то, скорее всего, родители нацелены больше на материальное благополучие, чем на духовное. Плохо, когда на рисунке отсутствует кто-либо из членов семьи, что говорит о неприязни или безразличии ребёнка к нему, а ещё хуже, если там нет самого малыша, то есть, он не чувствует себя нужным в семье. Если на семейном рисунке присутствуют посторонние люди, то это означает, что малыш стремится что-то поменять в семье. Самого нелюбимого члена семьи ребёнок нарисует прерывистыми резкими линиями, а всех любимых родственников изобразит боле тщательно, используя плавные линии.

Общеизвестно, что детские рисунки могут рассказать очень о многом. Конечно, весь внутренний мир ребенка в них не раскроется, но понять его отношения с родителями, сверстниками и окружающими вполне возможно.

Словом, психология по детским рисункам, является весьма важным направлением. Рисунок поможет понять эмоциональный настрой ребенка, так как цвета и краски способны передать чувства и переживания ребенка. По рисунку можно узнать, насколько ребенок открыт миру и что его тревожит.

Важны все детали рисунка, к примеру, если большую часть листа занимает дом, значит, ребенок вполне коммуникабелен, но если двери в нем маленькие, ребенок, вероятно, чувствует неуверенность.

Если дверей совсем нет, у ребенка есть проблемы, ему видимо не хватает общения с родителями, а если двери нарисованы сбоку или на них есть замок, ребенок одинок и замыкается. Дом это основа, ее закладывают родители с рождения ребенка, поэтому очень важно смотреть на рисунки, в центре которых изображен дом.

Если он нарисован вдалеке, то ребенок чувствует себя отвергнутым, в семье напряженные отношения, еще одно подтверждение этому, лестница, ведущая в никуда.

О многом говорят и окна, если в доме нарисовано много окон, значит, ребенок открыт с другими детьми и людьми. Если же на окнах есть шторы, то ему трудно общаться, а если на окнах вообще имеются решетки, у ребенка имеются внутренние конфликты и комплексы, значит,

Должен быть лучше, а общение - больше.

О проблемах говорит и труба в доме, если из нее идет жидкий дым, то ребенку не хватает общения с родителями. Если труба прячется за крышей, значит, ребенок вообще не хочет эмоционально общаться, а если из трубы идет густой дым, ему тяжело на душе.

Что могут обозначать цвета в детских рисунках

Что касается цветов, то благоприятными являются фиолетовый и желтый, обычно их используют дети, оптимистично смотрящие на мир. Если преобладает красный, ребенок гиперактивен, синий говорит о тоске и внутреннем напряжении. Если на рисунке преобладает зеленый, значит, ребенку не хватает умиротворения и любви.

Коричневый говорит о дискомфорте, а черный об упаднических настроениях и подавленности. Если ребенок рисует только карандашом, не используя краски, то ему не хватает ярких эмоций. Это нужно исправить, так как , такова, что ребенок должен постоянно познавать новое

Важно обратить внимание на то, как ребенок на рисунке изображает людей. Часто дети рисуют и себя, если у ребенка на рисунке большие глаза, то ему нужна поддержка, если глаза маленькие, то он чего - то боится.

  • Если руки отведены по сторонам, ребенок деятелен, если длинные и опущены вниз, то ему нужна помощь. Если нарисованный персонаж находится в шатком положении, то и ребенку требуется больше внимания, ему не хватает опоры в жизни.
  • Очень хорошо, если на семейном рисунке ребенка есть все члены семьи. Если же кого - то нет, к примеру, самого ребенка, то он не чувствует связи с этим человеком.
  • От роста людей на рисунке зависит наличие у них авторитета в семье, по мнению ребенка, к примеру, мама может оказаться выше папы, хотя это не так. Важно и расстояние между персонажами, по нему можно судить о том, насколько близки или далеки члены семьи друг от друга.
  • Обычно ребенок начинает рисование семьи с человека, который имеет наибольший авторитет для него. Если все люди маленького роста, у ребенка занижена самооценка.

Если фигурки нарисованы в верхней части листа, малыш недоволен своим положением в семье и хочет исправить ситуацию. Если все нарисованы внизу, значит у ребенка низкий уровень притязаний, любимый член семьи обычно рисуется первым и прорисовывается лучше всех. Если вы будете обращать внимание на рисунки, то поймете многие и сможете с ними бороться.

Изображение самого ребенка может рассказать о нем практически все, если вы знаете, что означают детские рисунки, то это просто кладезь полезной информации. Если он нарисовал себя ростом равным со взрослыми или выше, он чувствует свою уникальность и важность. Если же его рост излишне мал, то он чувствует себя униженным.

Если он нарисовал себя в шляпе, ему требуется защита. Если черты его лица плохо прорисованы, он излишне закрыт. Если у него открыт рот и видны зубы, он излишне агрессивен. Если его ноги широко расставлены, он уверен в себе, а если они убраны за спину, это говорит о неуверенности. Если ребенок нарисовал уши, он слушается родителей, но их рисуют редко.

Дети почти всегда рисуют солнце, оно является символом тепла и благополучия, но если на рисунке есть кто - то, кто отгораживает малыша от него, то он лишает ребенка комфорта.

Если на рисунке много предметов, семья ориентируется на материальное, а не на духовное. Если изображено много людей, то ребенок не чувствует комфорта и он хочет перемен. Если фигурки нарисованы резким и прерывистыми линиями, то эти члены семьи ребенку неприятны, тех, кого малыш любит он рисует плавными и мягкими линиями.

«Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» (Пабло Пикассо).

Дети очень любят рисовать. Их рисунки несут не только смысловую нагрузку, но и выражают психоэмоциональное состояние. Психологи считают этот вид детского творчества проективным, то есть дающим проекцию на отношения ребёнка с социумом, а также выражающим внутренний мир малыша. Следует отметить, что рисунок для ребёнка – это, прежде всего, способ передать свои эмоции. Дело в том, что маленькие дети не могут выразить сложные эмоциональные состояния словами. Если боль или страх легко передать фразами: «Мне больно», «Мне страшно», то одиночество, печаль или вдохновение объяснить сложнее. Именно поэтому взрослые не должны оценивать только эстетику рисунка. Ни в коем случае нельзя говорить: «Не похоже!», «Криво!» - такие высказывания заставят ребёнка замкнуться в себе. Лучше внимательно рассмотреть изображение и попробовать разобраться в сложной гамме чувств, которые ребёнок передал творчеством.

Интерпретация сюжета

Дети рисуют то, что вызывает у них переживания

Из рисунка можно подчерпнуть некоторые направления поведения ребёнка, узнать о его самоопределении в семье и понять, в какой помощи он нуждается. Итак, вот основные пункты, на которые стоит обратить внимание, изучая сюжет рисунка. Как правило, дети рисуют то, что вызывает у них переживания. Если это герои последней прочитанной книги – замечательно: малыш умеет сопереживать, у него есть предпочтения, привязанности. Конечно, нужно учитывать и пол ребёнка: мальчики часто рисуют технику – тоже нормально, так выражается их природная мужская агрессия. Девочки отдают предпочтение куклам – в этом проявляется их генетический код материнства и стремления строить семейный очаг. Присутствие животных говорит о чувствительности и ранимости ребёнка. А если на рисунке передаётся настроение зверей, то это указывает на душевное состояние художника, так как дети ассоциируют себя с животными.

Значение цвета

Психологи уделяют особое внимание цветовой палитре детского рисунка

Психологи, изучая рисунки для создания психоэмоционального портрета, особое внимание уделяют цветовой палитре.

  • Если преобладает красный, то это свидетельствует о том, что ребёнок активный. Но если красного много, это может быть показателем агрессивности.
  • Синий цвет – синоним грусти. Вероятно, ребёнку не хватает кого-то из близких.
  • Чёрный цвет говорит о подавленности, отгороженности, страхе.
  • Оранжевый цвет выбирают дети, не обделённые общением. Они, как правило, общительны. Однако переизбыток оранжевого говорит о плаксивости и обидчивости.
  • Оттенки зелёного свидетельствуют о том, что малышу нужны защита и спокойствие. Часто дети, на рисунках которых много зелёного, замкнуты и не находят общего языка с окружающими.
  • Для девочек розовая палитра – показатель того, что они нуждаются в повышенном внимании. А у мальчиков этот цвет – свидетельство конфликтов и слабости.
  • Те, у кого бурно работает фантазия, предпочитают фиолетовый цвет. Эти дети нуждаются в одобрении и поддержке.
  • Коричневый любят ребята, склонные к уединению.
  • Если у ребёнка преобладает жёлтый, то это значит, что ему очень важно личное пространство, хотя при этом он очень общителен и жизнерадостен.

В целом же на рисунке полноценно развивающегося ребёнка должны присутствовать все цвета, объективно соответствующие изображённым предметам.

О чём говорит рисунок семьи

Позитивно оценивается рисунок, на котором вся семья изображена вместе

Дети очень любят рисовать свою семью. Таким образом они показывают, насколько важны для них близкие люди, а также определяют, какую роль они отводят в семье себе. Маму дети изображают обычно за работой, чаще за приготовлением пищи – это значит, что в семье уделяется достаточно внимания потребностям ребёнка. Если малыш изобразил маму за гладильной доской, то это может только обрадовать – ребёнок испытывает душевное тепло и ему комфортно в окружении семьи.

Если на рисунке ребёнок не изображает отца, это должно вызвать беспокойство: малыш не чувствует с ним близости. Также плохо, если папа нарисован с молотком, пилой – значит, ребёнок боится своего родителя. Однако чаще всего дети рисуют пап перед телевизором. И это печально для сильной половины, так как в представлении собственных детей они нужны лишь как предмет мебели.

Позитивно оценивается рисунок, на котором вся семья изображена вместе. Это говорит о том, что у ребёнка всё в порядке с эмоциональным фоном. Совсем обратная ситуация складывается, в случае если малыш не рисует себя рядом с мамой и папой – он ощущает себя лишним и ненужным.

Другие особенности

Для полноценного анализа рисунка ребёнка обязательно нужно учесть нажим и штриховки. Если нажим сильный, а штриховки отрывистые и неровные – ребёнок испытывает тревогу, эмоциональное истощение. Также важно расположение изображения на листе. Самые значимые для детей вещи располагаются ближе к центру. Если фигурки мелкие, больше похожие на букашек, то, скорее всего, малыш не уверен в себе. И наоборот, одна-две огромные фигуры говорят о том, что ребёнок эгоцентричен.

Для правильной расшифровки детских рисунков нужно уделить достаточно времени и обязательно помнить, что рисунок – это продукт индивидуального творчества – неповторимый, наделённый смыслами, своего рода карта психологического и эмоционального состояния малыша.

Видео о том, как определить характер ребёнка по его рисунку



Похожие статьи
 
Категории