Наши люди в цирке дю солей. Талант в солнечной оправе

11.04.2019

27 апреля в Петербург с программой "Varekai" приехал легендарный канадский Цирк Солнца, он же Cirque du Soleil . Цирк дю Солей - художественное сочетание циркового искусства и уличных представлений, как они сами себя позиционируют. Был основан в 1984 году Ги Лалиберте и Жилем Сент-Круа и базируется в канадском Монреале. Цирк известен принципиальным отказом от участия животных в спектаклях и своими синтетическими представлениями, в которых цирковое мастерство соединяется с музыкой, причудливым дизайном и хореографией
Новая программа, которая уже прошла с успехом в Москве называется "Варекай", что на языке вечных странников, цыган, означает "где бы то ни было". Это шоу чествует природу номадов, кочевую душу, дух и традицию циркового искусства и тех, кто со всей страстью ищет зачарованный край Varekai.
И сегодня я побывал на его репетиции, увидел готовятся артисты и их костюмы в костюмерных, заглянул даже в гримерку. Предлагаю пройтись и увидеть всё!

2. Екатерина - pr-директор цирка в России. Профессионал своего дела, ответила поздно вечером мне на письмо спустя 5 минут, после того как я его отправил. Если бы все пиарщики работали так же, как она, то и мероприятия были бы аншлаговыми и популярными, например.

Сегодняшнее шоу существует с 2002 года, впервые было продемонстрировано в Монреале, за 14 лет его успели показать в 130 городах, 23 стран мира, количество увидевших порядка 10 миллионов человек.
Режиссер Доминик Шампань собрал труппу Варекай из 50 артистов и музыкантов из 19 стран. По легенде, с небес на землю падает одинокий юноша, и история Varekai начинается. Очутившись среди теней таинственного леса, в пестром мире фантастических созданий, он окунается в
бурный поток приключений, одновременно невозможных и невероятных. На грани времен, в мире, где возможно все и даже больше, звучит вдохновенный гимн переосмыслению жизни и вновь обретенному чуду, таящимся в основе мироздания и нашей души.

Varekai рождается из слияния драматического и акробатического искусства. Талант и сила, помещенные в потрясающее сценическое пространство и обрамленные яркой музыкой, превращают невозможное в реальное, рассказывая свою историю языком хореографии – этим универсальным языком человеческого тела. Маятник времени качнется назад, и мы увидим древние и редкие
традиции грузинского танца. А после Varekai отправит нас в будущее с его инновационными дисциплинами, среди которых "Русские качели" и номер на скользкой поверхности.

5. Номер под названием "Полёт Икара". Пойманный сетью, не теряя гибкости, изящества и эмоциональности, юноша совершает головокружительные трюки, пытаясь вырваться на волю.

6. Во время репетиции номера, артистам даже не всегда нужна музыка, чтобы отработать тот или иной трюк. Но время от времени композиции из шоу звучали.

7. Никакой страховки или креплений. Не знаю как будет во время официального шоу, но я думаю, что и там обойдется без них.

8. Фернандо - пластичный и ловкий артист, а еще успел уже прогуляться по городу и оценить по достоинству Петроград.

9. Номер "Танцующая трапеция". Замерев высоко над сценой или пролетая над ней, юная девушка исполняет серию движений, демонстрирующих ее гибкость и силу.

В 1984 г. в Cirque du Soleil работало 73 человека. Сегодня коллектив Cirque du Soleil во всем мире насчитывает почти 4 000 человек, том числе 1300 артистов. В Cirque du Soleil трудятся люди 100 профессий.

10. Монтаж сцены и декораций занимает 12 часов. На демонтаж необходимо 4 часа. Переезжает всё из города в город на собственных грузовиках, которых 40 единиц. Артисты же передвигаются на самолётах, а ночуют в гостиницах.

11. Артистов берут на работу со всего света, сначала желающие оказаться в труппе отправляют видео на электронку, а уже после, если в кандидатах заинтересованы, их приглашают в штаб-квартиру в Монреаль.

12. В работе над музыкой для Varekai Виолейн Корради искала вдохновение в бездонном наследии этнической музыки. Каждый музыкальный фрагмент – это смешение или переплетение различных культур, которые зачастую трудно идентифицировать. Для создания уникальной музыкальной вселенной Varekai Виолейн Корради соединила звуки гавайских ритуальных церемоний, песни трубадуров XI века с юга Франции, традиционные армянские мелодии и госпелы, объединив
все это современными аранжировками.

14. В состав музыкального коллектива из 7 человек входят руководитель группы и клавишник, второй клавишник, ударник, перкуссионист, басист, скрипач, духовик, а также два вокалиста – мужчина (Патриарх) и женщина (Муза). Почти во всех шоу Cirque du Soleil музыка исполняется вживую. В отличие от мюзиклов, где артисты должны строго следовать партитуре, в шоу Cirque du Soleil музыканты подстраиваются под происходящее на сцене. По этой причине руководитель группы, музыканты, вокалисты и специалисты по звуку постоянно на связи друг с другом во время шоу.

18. Управляет летающими тросами этот человек наверху, с ним лучше не ссориться никогда)

19. Номер "Воздушные ремни". Двое исполнителей плавно скользят в воздухе над сценой, демонстрируя изумительно точную синхронность акробатических движений и силу. В дуэте их силуэты сливаются воедино высоко над сценой.

20. Парни оба русскоговорящие, родом из Приднестровья. Обаяния им не занимать)

Артисты и персонал Cirque du Soleil представляют почти 50 стран и говорят на 25 языках. В 2015 г. шоу Cirque du Soleil увидели почти 15 миллионов человек.

Стефан Руа ставил перед собой задачу поставить сценографию так, чтобы все элементы находились в гармонии с поэтическим языком постановки: костюмами, драматургией и музыкой шоу Varekai
Вселенная Varekai состоит из: леса, сцены, переходного моста, наблюдательной вышки. Лес и сцену мы увидели, а остальное уже на шоу.

24. Дизайн костюмов Varekai потребовал инновационных технических решений для обеспечения безопасности и комфорта. Опытные мастера занимались изготовлением оригинальных костюмов, потратив на эту труднейшую работу не менее 33 000 часов!

Переходим в закулисье, где готовятся и отдыхают перед номерами артисты.

25. "Головы" костюмов в специальных шкафах, которые перевозят на грузовиках.

26. Чтобы длинные платья не помялись и никому не мешали, их подвесили на самый верх.

27. Маски актеров.

28. По синему ковру не ходить)

29. Шар с гелием, видимо, взлетит.

30. Качели для соответствующего трюка.

31. Столик, за которым гримируются артисты. Среднее время подготовки порядка часа.

32. Всё видеовыступление записывается на камеры, а после уже рассматриваются детали самими артистами.

Основной материал для костюмов - лайкра. Срок годности некоторых костюмов - 6 месяцев. Другие заменяются после нескольких заплаток.

34. Гардероб шоу насчитывает 600 предметов одежды, обуви, париков, головных уборов и аксессуаров. Для поддержания костюмов в идеальном рабочем состоянии во время гастролей требуется до 250 часов рабочего времени в неделю.

35. Чисткой, ремонтом, глажкой одежды, уходом за обувью, шляпами и прочими аксессуарами
занимается постоянная команда из 4 человек, которые путешествуют вместе с туром, и еще 2 человека, которых нанимают на месте в каждом гастрольном городе. Машинка Зингер - огонь)

Все вещи вмещаются в 58 ящиков на колесах и перевозятся в двух с половиной грузовиках. Вместе с ними путешествуют 7 стиральных и 3 сушильных машины.

36. Костюмы шьются под каждого актера. Пресс, что мы видим на данном костюме - настоящий у актера, что носит этот наряд)

37. "Запчасти" основных костюмов. Если не удается починить, то его вышивают заново в Монреале.

38. Все костюмы производятся специально для конкретных артистов. Большая их часть создается в международной штаб-квартире компании, расположенной в Монреале. В этой уникальной для Северной Америки лаборатории трудятся около 300 мастеров различного профиля – обувщики, дизайнеры текстиля, кружевницы, постижеры, шляпники и портные.

39. Нитки на любой вкус!

40. Майкл Смит - арт-директор цирка. Помимо всего организаторской работы он еще хорошо поет)

Миссия Cirque du Soleil – стимулировать воображение, будить чувства и подстегивать эмоции людей по всему миру!

Гастроли цирка пройдут в Санкт-Петербурге с 27 апреля по 8 мая 2016 года в Ледовом дворце. Билеты выступления шоу Varekai можно приобрести на сайте

В последний раз выступит в Москве с шоу Kooza — одним из самых зрелищных цирковых шоу мира. Для нашего спецпроекта артисты сфотографировались без костюмов и грима и рассказали о своей жизни в цирке и за его пределами

БАРРИ ЛОУИН, АКРОБАТ

О работе: «По натуре я перфекционист. Если совершаю ошибку, очень переживаю и ругаю себя. Возможно, зритель этого не заметит, но я-то знаю, что мог бы сделать лучше. Поэтому уделяю много времени тренировкам и репетициям. Чтобы поддерживать хорошую физическую форму, занимаюсь пилатесом и йогой. Работа в Cirque du Soleil не самая легкая, зато лучшая для меня на сегодняшний момент».
О личном:
«Шоу Kooza исполнило сразу две мои заветные мечты: работать на сцене и путешествовать по миру. Мне нравится, что мы никогда не сидим на одном месте. Я люблю ездить по городам, изучать культуру разных стран. Конечно, иногда я скучаю по друзьям и близким. Но такова жизнь: тем, кто следует за мечтой, всегда приходится от чего-то отказываться. Я ни о чем не жалею и сейчас абсолютно счастлив.


БАРРИ ЛОУИН

Акробат (роль в шоу — Плут). Страна: США. До Cirque du Soleil : работал на американском телевидении и радио, играл в театре. В Cirque du Soleil : два года, полгода в шоу Kooza.


ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ, АКРОБАТ

О работе: «Cirque du Soleil создает артистам прекрасные условия: медицинская страховка, путешествия по всему миру. Если ты с семьей, то цирк арендует апартаменты… И все же тяжело выступать в одном и том же образе, в одном и том же шоу на протяжении стольких лет. Мне кажется, пять лет достаточно, и нужно что-то менять».
О личном: «Год назад у меня родилась дочь. Сейчас жена периодически уезжает в Россию к бабушкам и дедушкам, летом вместе с дочкой отдыхала в Болгарии. До рождения ребенка жена все время находилась со мной в туре. Вторым половинкам «цирковых» тяжело. Мы работаем шесть дней в неделю, на семью остается мало времени. В выходные стараемся куда-то пойти: в музеи, театры, просто погулять по городу. Но обычно супруге приходится искать развлечения самостоятельно. Не думаю, что без ее поддержки я смог бы столько лет работать на одном месте».



ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ

Акробат (номер в шоу «Подкидные доски»). Страна: Россия. До Cirque du Soleil : работал в Росгосцирке. В Cirque du Soleil : шесть лет в шоу Kooza.

ЮЛИЯ КОРОСТЕЛЕВА,
ВОЗДУШНАЯ ГИМНАСТКА

О работе: «Я долго воспринимала работу в Cirque du Soleil как временную. Пару раз уходила, пытаясь найти себя, например, в журналистике. Но поняла, что цирк моя жизнь. В ней тоже есть рутина, и иногда она становится невыносимой. За окном меняются города, а ты даже не успеваешь их разглядеть. Но открывается второе дыхание и все налаживается».
О личном: «Думаю, моя следующая роль — жена и мать. Но с нашей работой трудно найти хорошего папу для будущих детей. Я сильный человек: спорт и цирк закалили характер. Если встречу кого-то сильнее себя, все брошу. Мне не важно, где жить. Раньше не могла представить себя вне Москвы. Теперь знаю, что дом — место, где любят и ждут».



ЮЛИЯ КОРОСТЕЛЕВА

Воздушная гимнастка (номер «Трапеция»). Страна: Россия. До Cirque du Soleil : занималась спортивной гимнастикой. В Cirque du Soleil : 12 лет, из них 5 в Kooza.

РОН КЭМПБЕЛ, КЛОУН

О работе: «Главное отличие театра от цирка — аудитория. В цирк люди приходят отдохнуть, поэтому все должно быть предельно просто. Мы почти не говорим, мы доносим информацию до зрителя при помощи мимики и жестов. В Kooza клоуны не сентиментальные. Наши шутки на грани добра и зла. Нужно быть осторожным, чтобы никого не обидеть».
О личном:
«Благодаря Kooza я встретил свою девушку. Мы познакомились во время гастролей в Японии. У нее там свой магазин. Работа отлажена, поэтому она спокойно на 2-3 месяца уезжает со мной. Я занимаюсь японскими боевыми искусствами. И если на сцене я придуриваюсь, то в жизни могу дать отпор. Хотя и пошучу при этом. После окончания контракта с цирком вернусь в театр. Но пока мне нравится быть главой королевства Kooza ».

РОН КЭМПБЕЛЛ

Клоун (роль в шоу — Король). Страна: США. До Cirque du Soleil : был уличным актером, работал в труппе Калифорнийского шекспировского театра. Организовал шоу в Лос-Анджелесе,
в котором исполнил 49 ролей. В Cirque du Soleil : 6 лет в Kooza.

ШОН КЕМПТОН, КЛОУН

О работе: «Я не устаю от работы: моя работа — это я. Существует два типа клоунов: одни с 30-летним стажем работы и при этом абсолютные дети, другие работают, кажется, лет триста — такие угрюмые старики. Я нахожусь где-то посередине».
О личном: «Моя жена воздушная гимнастка, но в шоу Kooza работала клоуном со мной. Сейчас она вернулась в Англию с нашей дочкой, чтобы отдать ее в школу. Дочь выросла за кулисами и обожает цирк. Думаю, она будет работать здесь. Хотя главное — ее счастье. Я вырос в семье военных медиков, но родители не настаивали, чтобы я пошел по их стопам. Так и я отнесусь к выбору дочки».

ШОН КЕМПТОН

Клоун (роль в шоу — Шут Короля, разнорабочий) Страна: Великобритания.
До
Cirque du Soleil : играл в театрах США и Великобритании, выступал в уличных шоу, работал директором Generating Company — крупнейшей в Великобритании компании
по организации гастролей цирковых шоу. В Cirque du Soleil Kooza .

ВЭДРА ЧАНДЛЕР, ПЕВИЦА

О работе: «В мюзиклах я пела, играла, танцевала, а здесь только пою, не отвлекая внимание от сцены. Конечно, я скучаю по танцам, но мне нравится новая работа. Она дает возможность путешествовать и общаться со всем миром».
О личном:
«Я окончила Гарвард по специальности «политика». Но всегда мечтала выступать на сцене. Родителям было трудно смириться с тем, что я с таким серьезным образованием работаю в мюзиклах. А узнав о цирке, они пришли в ужас. Но я пригласила их на выступление, и все вопросы отпали. Они увидели красивое шоу и поняли, что я счастлива здесь. Теперь всем с гордостью рассказывают о моей работе. Мне 32 года, а я ощущаю себя ребенком благодаря цирку. Не думаю о том, что будет завтра, но, что бы ни случилось, знаю: не пропаду. Если мне надоест петь, смогу заняться политикой. Как вам новый президент Америки из Cirque du Soleil



ВЭДРА ЧАНДЛЕР

Певица Страна: США. До Cirque du Soleil : выступала в мюзиклах на Бродвее. В Cirque du Soleil : четыре года, из них три в шоу Kooza.

ДЖИММИ ИБАРРА САПАТА (СЛЕВА)
И РОНАЛЬД СОЛИС, АКРОБАТЫ

Джимми о работе: «С детства я обожал адреналин. Когда в 12 лет увидел «Колесо смерти», дал себе слово, что выполню этот трюк. И вот уже 20 лет с ним выступаю».
О личном:
«Мама лишь однажды пришла на шоу, но на середине номера выбежала из зала. Думаю, окончив работу в Kooza, перестану выполнять этот трюк. У меня есть девушка, и я хочу думать о будущем: семье и детях».
Рональд о работе:
«Главное — отношения с партнером. Мы с Джимми знакомы давно. Бывают ссоры. Но, выходя на сцену, мы забываем о них. Потому что зависим друг от друга. Ошибется один — пострадают оба».
О личном: «Когда каждый день рискуешь, лучше не думать о будущем. Я стараюсь жить сегодняшним днем. Жена не одобряет мою работу, но она знает: для меня это жизнь».

ДЖИММИ ИБАРА САПАТА (СПРАВА)

Акробат (номер «Колесо смерти») Страна: Колумбия. До Cirque du Soleil : работал в акробатом в немецком Circus Flic Flac . В Cirque du Soleil : семь лет, из них шесть в шоу Kooza.

РОНАЛЬД СОЛИС

Акробат (номер в шоу «Колесо смерти»). Страна: Колумбия. До Cirque du Soleil : работал в швейцарском Nock . В Cirque du Soleil : год в шоу Kooza.

Юбилейная, десятая постановка Cirque du Soleil в России шоу Quidam развернуло свой «палаточный лагерь» в Ледовом дворце. Всего за несколько часов до его премьеры в Петербурге нам удалось попасть за кулисы и узнать, чем живут артисты цирка до нанесения красочного грима и облачения в невероятные костюмы.

В шоу задействованы 45 артистов, 18 из которых говорят на русском языке. Когда попадаешь на репетицию финального номера и слышишь только русскую речь, начинаешь сомневаться в интернациональности труппы. Обслуживает шоу такое же количество людей – 45 человек монтажеров, костюмеров, звуковых операторов и других людей, остающихся в тени.

У Cirque du Soleil один состав, поэтому одно и то же шоу не может идти одновременно в двух городах. Поэтому в эти весенние дни восхищаться красотой и техникой одного из самых загадочных представлений – Quidam – можем только мы. Однако в это же самое время проходят 18 других выступлений цирка по всему миру.

Пройдя ближе к сцене, где проходит репетиция номера «Эквилибр на опорах», тренер начинает давать указания артистке по имени Баска, та улыбается в ответ, кивает и выполняет сказанное. Оглянувшись, можно увидеть огромный амфитеатр Ледового дворца, который спустя несколько часов заполнится зрителями и эмоциями. Увидев этих артистов вблизи, не верится, что они часть этого шоу, их сложно узнать: ни один не выступает с непокрытой головой – на всех есть либо парики, либо шляпы. Во время репетиции все находятся в эластичной гимнастической или спортивной форме, а не в ярких костюмах, ведь изнашивать их раньше времени нет смысла.

За время пребывания за кулисами нам удалось увидеть несколько спойлеров, среди которых – номер «Скакалка». Артисты прыгают через натянутые тросы, молниеносно меняя свое положение. Сразу после этой репетиции двое артистов – Ката и Француа – смогли уделить нам несколько минут, чтобы рассказать о своей работе в шоу. Как оказалось, совсем не обязательно быть циркачом в третьем поколении, чтобы стать частью этого чарующего мира. Именно так случилось с Катой – до прихода в шоу она была профессиональной спортсменкой. Когда смотришь Cirque du Soleil, сердце замирает от волнения за артистов, не мудрено, что вопрос о страхах самих акробатов тоже возник. Но оказалось, что страх почти не нарушает процесса работы. Ката лишь боится перепутать порядок выполняемых действий, а Француа и вовсе отрезал: «В воздушных номерах нет свободы творчества, каждый участник четко знает, что он должен выполнить, поэтому нет места страху» .

Несомненно, такое большое многоуровневое шоу не может держаться только на артистах. Есть такие люди, как костюмеры, которые остаются в тени, хотя выполняют много важной и нужной работы. Стоит отметить, что из 19 грузовиков, которые перевозят шоу, 1 грузовик полностью занят костюмами, обувью и всем необходим для того, чтобы в любой момент можно было что-то перешить, перекрасить или даже сделать заново. Прямо на наших глазами ботинки главной героини раскрашивались тонкой кисточкой одним из костюмеров. Кстати говоря, каждый элемент наряда создается вручную, не зря стоимость всех костюмов достигает 2 миллионов долларов.

Когда следующий участник шоу вышел навстречу прессе, всем показалось, что это какой-нибудь директор или менеджер – уж больно суровым он показался. Но мы ошиблись. Это тоже артист цирка – клоун Тото. На своих выступлениях он вытягивает людей из зала и просит их выполнить определенные сценки, по его словам, да и по моим собственным наблюдениям, в это время зал реагирует наиболее ярко. На слова о том, что он не похож на клоуна, последовал ответ: «Если бы акробат спускаясь со сцены и встречаясь со своими друзьями, стоял на руках – это было бы по крайней мере странно, также и с клоунами» . Тото выступает со своим номером в шоу вот уже двенадцать лет, и его номер кардинально изменился вместе со своим автором. Неизменным осталось одно – во время шоу он по-прежнему вытаскивает из зала ошарашенных зрителей и просит принять участие в репризе. К счастью, ему каждый раз везет со зрителями – попадаются настолько артистичные люди, что все быстро понимают, а иногда даже переигрывают.

Путешествуя дальше по закулисному миру, обнаруживаешь то сакральное место, где создается магия шоу: по полу разложены маты и коврики – здесь артисты тренируются. Тут же подвешены тросы и страховка, воздушные номера до прогона на сцене репетируют тоже над матами. Кто-то лежит на них, подперев голову рукой, и о чем-то болтает, а кто-то еще упорно тренируется. По периметру стоят тренажеры, привезенные с собой, недалеко виднеются комнаты для переодевания, а также зеркала, рядом с которыми артисты наносят грим. Возле гримерок расположились десятки шляп и париков – неизменных атрибутов шоу Quidam.

Еще несколько минут до громогласной репетиции номера «Воздушные кольца» вместе с музыкой, и у нас есть возможность пообщаться с «наместником» режиссера в туре – артистическим директором Майклом Смитом. Он рассказал об идее шоу, его символах, а также провел параллель шоу «Quidam» («некто» по-латыни) и Петербургом: «И в шоу, и в этом городе, несмотря на красоту, есть печаль и грусть, которая в итоге дают вдохновение». Главная героиня Зоуи («жизнь» по-латыни) – маленькая девочка, которая скучает без внимания родителей. К ней приходит «Некто» без головы и отдает свой котелок – так зрители вместе с ней попадают в мир Quidam, где под куполом парят люди, акробаты выполняют невероятные трюки, а эквилибристы и гимнасты творят чудеса с балансом и силой притяжения. Главным символом этого шоу, уточнил Майкл Смит, является красный цвет, символизирующий сердце и душу. В этот цвет облачена и мать Зоуи, которая не обращает на дочь никакого внимания. На протяжении всего шоу появляются ленты, шары, ткань и даже зияющие красные дыры на груди артистов, словно «вырванное сердце, а может быть сердце, готовое принять» – поясняет Майкл Смит. «Мы некто для всех людей, пока не захотим стать кем-то» , – подводит черту под своими словами директор шоу Quidam.

Путешествуя по скрытому от глаз закулисному миру Cirque du Soleil, мы убедились в том, что красочное шоу, которое пролетает перед твоим взором за один миг, создается кропотливой и трудоемкой работой десятков людей в туре и сотен людей в целом. Каждый человек в команде Солнечного цирка ценный и уникальный, будь то акробат, швея или монтажер сцены. Каждый работает, чтобы создать невероятное шоу, а как мы знаем, «шоу должно продолжаться», поэтому мы покинули здание Ледового дворца и дали артистами и рабочим подготовить вечернее выступление.

Текст: Екатерина Приклонская

23/06/2010

Знаменитый «Цирк дю Солей», гастроли которого вот-вот начнутся в Петербурге, вполне можно сравнить с футбольным клубом «Челси». Канадский цирк, равно как и детище Романа Абрамовича, - это то самое хлебное место, куда мечтают попасть таланты со всего мира. Среди артистов цирка в последнее время все чаще звучит русская речь. Бывшие российские спортсмены и циркачи бросают все, чтобы колесить по миру под канадским флагом.


«Ц ирк дю Солей» (переводится с французского как «Цирк Солнца») называют «роддомом идей» и «завтрашним днем мировой индустрии развлечений». В этом «роддоме» прекрасно себя чувствуют около 350 русскоязычных артистов. К слову, всего в «Цирке дю Солей» 1,5 тысячи исполнителей. А в «Алегрии» - одной из 20 постановок цирка - среди полусотни выступающих на сцене артистов почти тридцать - из стран бывшего СССР.

В России потрясающие традиции акробатики и циркового искусства, - объясняет «обилие» русских Мишель Лаприс, креативный директор номера, который «Цирк дю Солей» показывал на «Алых парусах». - У вас своя уникальная цирковая школа, а потому русских артистов легко можно разглядеть среди других. Влияние ваших соотечественников на «Цирк дю Солей» сложно переоценить. Мы уважаем то, что они делают. К тому же русские прекрасно вписываются в наш цирк. В основе их ДНК - любопытство путешественника. Нам это нравится.
Слова Мишеля Лаприса не пустая формальность. Русским артистам в Канаде создают такие условия, о которых они раньше лишь робко мечтали.

Роману Калаеву - 32 года. Раньше он был спортсменом: прыгал на батуте и искренне думал, что дальше родного Воронежа уже никуда не выберется. Когда спортивная карьера закончилась, его пригласили работать в местный цирк. Несколько лет, проведенные там, нелегко дались бывшему спортсмену.

Все изменилось, когда Роман Калаев узнал о «канадском счастье». Записав свои выступления на видео, он послал их в «Цирк дю Солей». Через два месяца его пригласили туда работать воздушным гимнастом. И вот уже три года бывший житель Воронежа колесит по всему миру. Находясь на гастролях, он живет не в старых гостиницах, а в четырех-, пятизвездочных отелях. Бывает, вежливые портье и красивые номера ему надоедают до зубовного скрежета. Тогда Роману Калаеву и его семье цирк снимает трехкомнатную квартиру. Апартаменты должны находиться в центре того города, где проходят гастроли, рядом - только лучшие рестораны, супермаркеты. Шум дороги ни в коем случае не должен мешать уставшему циркачу, а потому окна квартиры просто обязаны выходить во двор. Привыкнув к такой заботе, Роман Калаев пока не торопится возвращаться в родной цирк, который он почему-то упорно называет советским… К тому же скоро его дочь пойдет в школу. А ведь вместе с артистами «Цирка дю Солей» из страны в страну ездят учителя. Они занимаются с детьми циркачей всеми общеобразовательными предметами. Правда, обучение ведется только на английском и французском языках. Зато, как говорит Калаев, ребенок всегда рядом. А вот российские цирки о своей школе для детей пока и не думают.

Да, работать в канадском цирке очень непросто, - признается Роман Калаев. - У нас постоянные тренировки, мы проводим по 8 часов на работе, но это того стоит. К тому же после каждого города мы 2 недели отдыхаем и приводим себя в норму. Никто не заставляет нас работать из последних сил.

Ольга Вавренюк, блиставшая в номере, показанном на «Алых парусах», в прошлом украинская гимнастка. В 16 лет она получила травму. На спортивной карьере был поставлен крест. Восстановившись, девушка стала самостоятельно тренироваться и через некоторое время ее пригласили работать в Киевский цирк. Ольга, может быть, и согласилась бы, но тут услышала, что в столицу Украины с гастролями приезжает «Цирк дю Солей». Набравшись храбрости, девушка отправилась на кастинг. Гимнастку, проделывающую сложные трюки, тут же взяли на работу. В первый же день ей оформили страховку.

Без оформления страховки артиста даже на репетицию не пустят, - говорит Ольга Вавренюк. - С документами в «Цирке дю Солей» вообще отлично умеют работать. Мы все подписываем контракт, в котором указана фиксированная заработная плата в год. Все артисты прекрасно знают, сколько денег они получат. Нет никакой неопределенности. И это помогает работать.

Сколько получают артисты самого знаменитого цирка в мире - тайна за семью печатями. Но у многих гимнастов на запястьях дорогие часы, почти все прогуливаются в стильной одежде ведущих марок. В российских же цирках многие артисты живут совсем по другим законам.

Акробаты в России получают в среднем 20-25 тысяч рублей в месяц. А когда репетируют новую программу и не выступают, то могут рассчитывать на 5-7 тысяч рублей, -рассказывает «МК» в Питере» руководитель номера «Акробаты с подкидными досками» Большого московского цирка на проспекте Вернадского Анатолий Рубан. - Не всегда все хорошо обстоит и со страховкой гимнастов. Случается, что цирковым говорят: мол, сам сломался, сам и лечись. Я как-то попал в больницу. Штырь в разбитую ногу мне приобрел цирк. Но обезболивающее покупала жена…

Как утверждают артисты канадского цирка, им такое не грозит даже в страшном сне. Более того, если гимнасту вдруг надоело рисковать жизнью под самым куполом, он вполне может сменить поприще. В «Цирке дю Солей» открыты курсы, где специалисты подбирают бывшим артистам новую работу. Кому-то могут предложить тренерскую должность, других отправляют трудиться в офис. С третьими долго беседует психолог, пытаясь разобраться, что именно не нравится артисту.

У нас регулярно проводят специальные собрания, - говорит Ольга Варенюк. - Там мы рассказываем, что именно нас не устраивает в работе. Скажите, где еще мне предложат такие условия? Даже если меня позовут в самый лучший российский цирк, я все равно откажусь. Да, я скучаю по дому, но жить без «Цирка дю Солей» я тоже не могу.

За 7 лет, что бывшая гимнастка Ольга Варенюк работает в канадском цирке, она побывала с гастролями в десятках стран. Она то и дело вставляет в речь английские слова, хотя до работы в «Цирке дю Солей» с трудом понимала язык Шекспира. Она так редко бывает на Украине, что уже забывает название многих улиц города. Поэтому гастроли в «братскую Россию» приняла как подарок.

Когда нам сказали, что мы едем в Петербург, все русские были абсолютно счастливы, - улыбается Ольга Варенюк. - Впрочем, и иностранцы были довольны. Всем интересно, как сейчас живет Россия. Когда мы выступали на «Алых парусах», я волновалась, как никогда в жизни. Я не могла даже улыбаться. Вышла на сцену и увидела, что кругом все свои, все русские. И я одна из них. Это такое… responsibility… Как это по-русски? А! Ответственность, большая ответственность - выступать перед своими.
Понравилось в России и Мишелю Лапрису. После того как он придумал номер для выступления «Цирка дю Солей» на «Евровидении» в Москве, его тянет в Россию магнитом.

Я не могу объяснить этого, но мне очень нравится работать в вашей стране, - говорит Мишель Лаприс. - Здесь происходят совершенно необъяснимые вещи. Например, все наши артисты вдруг начинают лучше друг к другу относиться. Все становятся очень дружелюбны. И вообще, у нашего цирка и российской публики настоящая любовная история.

Впрочем, даже «любовная история» не задержит в Петербурге русских артистов «Цирка дю Солей» дольше положенного срока. В начале августа гастроли закончатся, они уедут в Казань, а потом и вовсе покинут Россию. Ведь свое будущее русские циркачи видят на аренах Европы и США. И о российских цирках, где акробаты привыкли рисковать жизнью с полупустыми карманами, они пока не мечтают.

Наши в «Цирке дю Солей»:

Тренеры: Борис Верховский, Андрей Лев, Александр Моисеев, Константин Бесчетный, (руководитель и создатель номера «Вольтиж», получил за него Гран-при в Монте-Карло, будучи послан туда от имени «Цирка дю Солей»);
- клоуны: Вячеслав Полунин, Сергей Шашелев, Николай Терентьев, дуэт Валерий Кефт - Леонид Лейкин;
- акробаты: братья Арнаутовы, Олег Кантемиров, Алексей Твеленев;
- жонглер: Виктор Ки (Киктев);
- спортсмены-призеры чемпионатов мира и Европы по спортивной акробатике Алексей Любезный и Анатолий Боровиков из Белоруссии, двукратный чемпион мира по акробатике Евгений Иванов.

«Цирк дю Солей» кардинально отличается от своих «собратьев»

Запрет на животных. Канадский цирк отказался от использования дрессированных животных.
- Нестандартная хореография. Визитной карточкой цирка считаются крайне сложные прыжки нескольких акробатов на батутной перекрестной дорожке под музыку. Издали это напоминает узоры, которые видны, скажем, в калейдоскопе. Кроме того, по всему миру известен номер «Танец на проволоке», который так же будет показан в Петербурге.
- Изобретение новых технологий. Во время одного из шоу на сценическом пространстве устанавливают семь независимых платформ: основная площадка может вставать на дыбы и вращаться в трех измерениях на огромном рычаге, снизу выныривают и снова исчезают пять столбов, по которым прыгают акробаты, а глубоко внизу невидимая публике страховочная сетка предохраняет пикирующих сверху артистов.

Канадский цирк Дю Солей возвращается в Москву с премьерой. Коллектив, подаривший зрителям всего мира, одну за другой, яркие цирковые феерии, сегодня остановил свой выбор на шоу «Торук».

Многие знакомы с биографией этой легендарной труппы. Но все-таки, рассказ о том, как родился Circus Du Solei, будет интересен поклонникам. «Цирк Солнца» - именно так переводится название коллектива, появился в канадском Монреале, благодаря Ги Лалиберте и Даниэлю Готье в 1984-м году. С самого начала они выбрали амплуа, соединившее, собственно, сам цирк, с его невероятными трюками, театр и музыку. Все шоу идут в сопровождении живого оркестра и певцов.

О том, что Дю Солей - явление уникальное, говорят и переполненные залы на представлениях, и история труппы. Сегодня в ее составе на сцену выходят больше 4000 артистов разных жанров. Устроители масштабных шоу и торжественных церемоний мечтают видеть Circus Du Solei в своих программах. Так было на 74-й церемонии вручения премии «Оскар» и открытии «Евровидения» в 2009-м году в Москве, юбилее «Грэмми» и матче Супер Боул XLI. За оригинальные номера циркачи не раз получали престижные профессиональные награды, среди которых - телевизионная премия «Эмми».

Лучшие шоу-представления от Цирка Дю Солей

Предыдущие гастроли труппы, в составе которой, кстати, выступает немало артистов из России, подарили зрителям возможность побывать на шоу OVO. Мистическое проникновение в силу четырех природных стихий, исследование пути Востока и Запада, завораживало смелостью мысли и воплощения.

Новая программа, которую покажет цирк Дю Солей в Москве в 2019-м году, называется Toruk. Зрителей ждет погружение в историю эволюции человечества. Артисты «оживят» путь, пройденный цивилизацией от истоков к современности, и заглянут в будущее. Узы между живущими на Земле, неразрывны.



Похожие статьи
 
Категории