Что такое цирк? Цирковое искусство. Цирковые артисты

08.03.2019

Реквизит: Обыкновенная ручка, лучше легкая.

Продемонстрируйте публике ручку. Сконцентрируйте на ней внимание, предложите всем желающим рассмотреть ее, потрогать, убедиться, что это самая обыкновенная ручка.

Теперь сожмите ручку в кулаке, как показано на фото, и придержите запястье этой руки свободной рукой, как если бы это было нужно вам, чтобы поправить манжет.

Разожмите кулак, в котором вы держите ручку. Теперь ваши пальцы свободны, но ручка не упала – она словно прилипла к вашей ладони или парит в воздухе! (аплодисменты)

Секрет исполнения: Пальцем руки, обхватившей запястье, придерживайте ручку. Мало кто сразу заметит, что вы показываете лишь 4 пальца руки, лежащей на запястье. Когда перед фокусом вы предложили аудитории убедиться в том, что ручка самая обыкновенная, вы сосредоточили внимание зрителей на реквизите. Таким образом вы мотивировали их искать разгадку в особенностях предмета.

2. Ручка в воздухе - на этот раз без шуток!

Реквизит: Обыкновенная ручка, ложка с длинной ручкой (или другой подходящий по форме предмет), рубашка или кофта с длинным рукавом, манжеты которой плотно прилегают к запястьям.

Спрячьте ложку в рукав той руки, в которой вы будете держать ручку. Прежде, чем приступить к фокусу, проделайте все то же, что и в предыдущем трюке: дайте аудитории убедиться, что ручка самая обыкновенная.

Повторите предыдущий трюк, но потом уберите руку, которой вы придерживали запястье.

Секрет исполнения: Никто не догадается, что вы успели ловко вытащить ложку из рукава, и это она держит ручку.

Этим трюком вы показываете, что предыдущий, сходный с данным, был лишь разминкой, а вот теперь действительно совершается чудо. Зрители начнут размышлять над более сложными способами заставить ручку парить возле вашей ладони, и не подумают о таком очевидном и простом способе, как крепление, спрятанное в рукаве.

3. Исчезновение монетки

Реквизит: Ручка, монетка.

Покажите зрителям монетку так же, как вы это делали с ручкой в предыдущих фокусах.

Положите монету на ладонь, в другую руку возьмите ручку и укажите ей на монету в ладони.

Сожмите руку в кулак и скройте от взглядов публики монету, затем взмахните другой рукой, словно ручка – это волшебная палочка, прикоснитесь ручкой к кулаку с монеткой.

Повторите это движение, но при этом незаметно спрячьте ручку за ухо, когда рука взметнется ввысь в магическом жесте: тогда в этот раз вы коснетесь руки с монеткой уже невидимой «волшебной палочкой».

При быстрых движениях зрители этого не заметят. Теперь чуть наклоните корпус вперед той стороной, с которой спрятана за ухом ручка, и обратите внимание зрителей на неожиданный момент: «Але-ап!» - достаньте из-за уха ручку.

Затем разверните корпус, протяните к зрителям руку, в которой должна быть монетка, разожмите кулак – оп! – а ладонь пуста!

Секрет исполнения: Важно незаметно положить ручку за ухо, для этого жесты должны быть уверенными, быстрыми, причем второй взмах руки должен быть совершенно идентичен первому.

Когда вы извлекаете ручку из-за уха, этим неожиданным жестом вы совершенно отвлекаете внимание публики от действия другой руки – а она тем временем убирает монетку в карман.

Сценарий тематической беседы для учащихся начальной школы «Поговорим о фокусниках».


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о фокусниках. Материал входит в цикл бесед «Профессия - Артист цирка». Беседы из данного цикла можно использовать, как на внеклассных мероприятиях и занятиях для школьников, так и на классных часах. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с профессией фокусника.
Задачи:
- уточнить знания детей о фокусниках;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- воспитывать уважение к артистам, выступающим в цирке.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с Вами отправляемся в цирк!
(Просмотр видеосюжета, начало циркового представления).
Учитель: В цирке огромное множество разнообразных артистов. Для всех, кто выбрал своей профессией служение цирковому искусству, - это жизнь, а не просто место работы. Артисты цирка - народ кочевой, находятся в бесконечных разъездах. Труд любого артиста цирка - тайна для зрителя. Настоящие профессионалы работают легко, непринужденно и весело. Хотя цирковое искусство и живёт традициями, артист пребывает в постоянном поиске новых идей и технических возможностей, новых трюков и сюжетов. Зрителей требуется восхищать, удивлять и покорять. Не только физическое, но и творческое развитие - вот основные задачи артиста цирка.
Звучит песня в исполнении Витаса «Цирк».
Учитель: Предлагаю разгадать загадки, и узнать, о каком артисте цирка сегодня пойдёт речь.
1. В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова!
То там, то здесь, То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть!
Смотри, пропали!
Где ж их взять?!
И очень даже странно,
Что достаю я их опять...
Из твоего кармана!
2. Волшебник, маг и чародей,
Любимец взрослых и детей.
Едва он палочкой взмахнёт
И чудо вдруг произойдёт. (Фокусник.)
(На доске появляется фотография фокусника).


Учитель: Фокусником, действительно, называют и волшебника, и мага, и чародея, и иллюзиониста.


Учитель: Иллюзионист (фокусник) - артист, демонстрирующий фокусы, основанные на тех или иных физических и психологических явлениях и подсознательных заблуждениях, в отличие от фокусника-манипулятора, эффект фокусов которого основан исключительно на ловких действиях руками. Иллюзионизм - вид исполнительского искусства, который характеризуется использованием ловкости рук, трюков или специальной аппаратуры для создания иллюзии нарушения привычных физических свойств хорошо известных предметов. Название происходит от французского слова «illusionner» - «вводить в заблуждение» .


Учитель: А знаете ли Вы, ребята, когда и где появились первые иллюзионисты? И ещё много интересного о фокусниках узнаем из презентации.

Примерный текст:
В преданиях из древнеегипетских Весткарских папирусов, относящихся к 2.900 году до нашей эры, эпохе царствования фараона Хеопса, упоминаются фокусник и дрессировщик Джеди , который мог заставить льва следовать за собой, и маг Веба - Анер , который превращал маленькую восковую фигурку крокодила в живого свирепого зверя.


Учитель: Искусство иллюзии своими корнями уходит в глубокую древность, когда приёмы и техника манипуляции сознанием людей стали использоваться не только для управления ими (шаманы, жрецы и вожди), но и для развлечения.


Учитель: В средние века на ярмарках появились профессиональные артисты - кукольники, фокусники, применяющие различные механизмы, карточные фокусники (шулеры).


Учитель: В художественной литературе о фокусниках впервые упоминается в XVI веке. Фокусника по имени Боккал де Бергамоск упомянул Теофило Фоленго в своей поэме «Макаронада». Во второй половине XVIII века приобрёл широкую популярность «Турок» Вольфганга фон Кемпелена , публике было неизвестно, что в шахматном автомате был спрятан сильный шахматист. В 1750 году итальянец Бальдуччи искусно исполнял свои трюки. Джон Генри Андерсон в 1830-е годы был первый, кто показал трюк с появлением кролика из цилиндра.


Учитель: В конце XIX века стал знаменитым Гарри Гудини , создавший идеи многих иллюзионных аппаратов.


Гарри Гудини (1874 - 1926 г. г.) - знаменитый американский иллюзионист, маг, гипнотизёр, прославившийся разоблачением шарлатанов и сложными трюками с побегами и освобождениями. Его родители эмигрировали в США, когда Эриху было четыре года. Свои карточные фокусы Гарри публично показывал с 10 лет. Настоящее имя Гарри Гудини - Эрих Вайсс . В 1892 году взял псевдоним Гудини, в честь французского фокусника Робер-Гудена. Позже к фамилии добавилось имя Гарри в честь Гарри Келлара. Первоначально гастролировал по США вместе с братом. В ранней карьере Гудини преобладали номера по самоосвобождению от наручников и из резервуаров с водой.


Учитель: В рекламных целях он практиковал эффектные трюки, которые могли быть засвидетельствованы целыми толпами зевак. Так, однажды он был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но успешно освободился. В другой раз прошёл на глазах множества зрителей через кирпичную стену. Гастролировал по России. В начале XX века он показывал трюк «исчезновение живого слона» .


Учитель: Слон стоял на фоне чёрного бархатного занавеса; ассистенты накрывали его белым покрывалом, под которым было другое, из чёрного бархата. По знаку иллюзиониста белое покрывало сдёргивали, а слон, накрытый чёрным покрывалом, оказывался невидимым на чёрном фоне. C возрастом постановочные трюки давались Гудини сложнее. Даже после удачных выступлений он не раз попадал в больницу. С 1910 года он стал сниматься в кино. В последнее десятилетие своей карьеры Гудини выпустил ряд книг, раскрывавших секреты своего мастерства.


Учитель: Генри Ролтэйр (1853 - 1910 г. г.) ездил по сцене на велосипеде, постепенно поднимаясь в воздух, в дальнейшем он проделал этот трюк на автомобиле с водителем. Оказывается, волшебное заклинание «Сим - Сала - Бим» , которое впервые произнёс датский иллюзионист Данте (1883 - 1955 г. г.) взяты из датского детского стихотворения. «Апельсиновое дерево» - один из самых знаменитых трюков XIX века. Француз Жан - Этьен Робер - Уден на глазах зрителей насыпал в горшок землю, бросал зерно и несколько раз поливал. В горшке появлялся росток, он превращался в зелёный куст, а затем покрывался апельсинами.


Учитель: Фокусник угощал ими зрителей. Последний апельсин он разрезал, и оттуда выпархивали две механические бабочки, которые летали по сцене.


Учитель: Иллюзионисты обычно используют специальные технические приспособления, а также технику манипуляции, то есть ловкость рук. Они демонстрируют появление и исчезновение предметов, людей (принцип чёрного кабинета), превращения одних предметов в другие. Широко используется психологическое манипулирование вниманием, его отвлечение с помощью ассистентов, повторяющихся отвлекающих движений, а также явления, построенные на обмане зрения.

Александр Герман 19 в.

Учитель: В XX веке иллюзионисты работают в цирке, на эстраде, производится обучение искусству иллюзионизма. Артисты создают шоу, построенное на сложных физических эффектах, используют электромагниты, сверхвысокочастотное излучение и т. д.


Учитель: А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание – раскрасить фокусника . Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).



Учитель: Ребята, каких иллюзионистов и фокусников Вы знаете?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Предлагаю посмотреть презентацию о них.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Эмиль Теодорович Кио (1894 – 1965 г. г.) - настоящая фамилия Гиршфельд - Ренард - цирковой иллюзионист, народный артист, родоначальник знаменитой династии иллюзионистов, создатель иллюзионных представлений, конструктор цирковой аппаратуры.
(На доске появляется фотография).


Учитель: Сначала работал в театре миниатюр, затем перешёл в цирк. Вернувшись из Польши в Россию в начале 1920-х годов, выступал как иллюзионист на эстрадных площадках. С 1932 года одним из первых начал выступать в цирках с иллюзионной аппаратурой на открытой арене. Использовал в своих выступлениях балет, сценическую игру, общение со зрительным залом. В некоторые номера вносил элементы сатиры. Создал и модернизировал ряд иллюзионных трюков, позже использованных другими фокусниками. Гастролировал за рубежом (Румыния, Великобритания, Дания, Япония).


Учитель: Дэвид Копперфильд - знаменитый американский иллюзионист, гипнотизёр, известен благодаря зрелищным иллюзиям.


Учитель: Дэвид Копперфильд начал показывать фокусы профессионально в возрасте 12 лет в родном городе Метучене, Нью-Джерси. В то же время вступил в Американское сообщество магов. В 16 лет учил студентов искусству магии в университете.


Учитель: В 17 лет параллельно учился в университете и играл главную роль в мюзикле «Волшебник» в Чикаго. В это время и был создан псевдоним Дэвид Копперфильд, до этого он выступал под псевдонимом Давино.


Учитель: Вскоре Дэвид бросил университет, год снимал квартиру в Нью-Йорке, находясь в поисках работы для себя как для иллюзиониста. В 18 лет был приглашён на телевидение, вёл программу «Магия Дэвида Копперфильда». В 1979 году сыграл второстепенную роль в фильме «Terror Train». И стал более известным. Начал выступать на телевидении. Выполнял большие, грандиозные иллюзии, и первой из них стало исчезновение самолёта. Затем Дэвид исполнил исчезновение Статуи Свободы, проходившее в присутствии публики и множество других трюков.


Учитель: Амаяк Арутюнович Акопян - артист эстрады, кино, цирка, иллюзионист.


Учитель: Родился в 1956 году. Мог перевоплощаться в кого угодно: в факира, Бабу Ягу, иллюзиониста, режиссёра. Сын знаменитого циркового иллюзиониста Арутюна Акопяна. С раннего детства во Амаяке боролись две страсти: мечта стать художником или лицедеем.


Учитель: Будучи, ведущим передачи "Спокойной ночи, малыши!", Акопян радовал малышей своими фокусами.


Учитель: Сыграл 35 ролей в кино, объездил со своими оригинальными номерами 59 стран. Лауреат 5 международных премий, обладатель специального приза за пластику. Заслуженный артист России. Амаяк Акопян - это целая эпоха.


Учитель: Братья Сафроновы - Илья, Сергей и Андрей Сафроновы - российские иллюзионисты, актёры и ведущие. Родились в Москве. Известность получили благодаря проекту «Битва экстрасенсов» и зрелищному иллюзионному шоу.


Учитель: Илья в группе занимает должности режиссёра и исполнителя, Сергей - постановщика трюков и исполнителя, Андрей - сценариста и исполнителя. Братья Сафроновы имеют актерское и режиссерское образования. Как иллюзионисты работают с 2002 года. Впервые их творчество открыл для всей страны ведущий программы «Что? Где? Когда?» Борис Крюк.


Учитель: Иллюзионное шоу Братьев Сафроновых - первая большая сольная программа в Москве. Сафроновы показали свои эксклюзивные трюки, творили настоящие чудеса. Такого шоу страна еще не видела!


Учитель: Предлагаю посмотреть всеми любимый мультипликационный фильм о приключениях поросенка Фунтика и его друзей . Мультфильм о том, что доброта и волшебство всегда побеждают жадность и коварство.
(Далее следует просмотр мультфильма).
Учитель: Всем иногда хочется представить себя на месте волшебника.


Учитель: Фокусы - это не только интересное времяпровождение, это ещё полезное и развивающее занятие. Оно учит терпеливости, сосредоточенности, вниманию и общительности. Дэвид Копперфилд с детства читал всю литературу о фокусах, которую только мог найти, и это помогло ему стать величайшим иллюзионистом мира. Захватывающие трюки, невероятные трансформации и таинственные исчезновения помогут нам с головой окунуться в мир магии.
Далее учитель знакомит детей с выставкой книг и наборами для магов.

Каждый ребенок знает, что такое цирк - это смех, веселье, клоуны, умные животные, фокусники и ловкие акробаты. Но редко кто из взрослых может объяснить, в чем состоят особенности цирка как вида искусства. Ведь мы его чаще всего представляем как увлекательное зрелище, шоу. А на деле цирковые артисты всю жизнь осваивают не только мастерство, но и искусство - умение передать эмоцию и вызвать эстетические чувства у зрителей.

Появление цирка

Название «цирк» произошло от римских овальных площадок, на которых проводились различные народные праздники, соревнования, показывались шоу. В те времена римляне любили наблюдать за людьми, состязающимися в силе, ловкости, различных умениях. Так и появился особый вид зрелищ, который сегодня зовется цирком. Но таким, каким мы его знаем и любим, он стал только в 18 веке. В Париже было построено специальное круглое здание для показа искусства джигитовки и акробатических этюдов. Позже итальянцы подхватывают эту идею и добавили в программу представления номера с животными и мимами. Что такое цирк, в России узнают в конце 18 века. В 1764 году в Москве с гастролями побывал английский наездник, и это шоу положило начало открытию сразу нескольких стационарных цирков. К середине 19 века во многих русских городах были построены такие площадки. Постепенно рамки шоу расширялись, формировались традиционные программы и складывались цирковые профессии. Современный цирк - это сложный синтез индустрии зрелищ, искусства, менеджмента и технологий.

Цирк как вид искусства

Истоки цирка исследователи видят в древних состязаниях в силе и ловкости. Он формировался как способ демонстрации особых умений, которые часто не имели практического применения. Специалисты, характеризующие цирк как искусство, в первую очередь обращают внимание именно на отсутствие какой-либо результативности в действиях артистов. Они не соревнуются, завоевывая призы, а именно позволяют увидеть возможности человека и испытать при этом эстетическое удовольствие. Главное выразительное средство циркового искусства - трюк, он рассчитан на то, чтобы вызвать у зрителей эмоцию: смех, удивление, испуг, восторг. Все это роднит цирк с другими видами зрелищных искусств: театром, кино. На арене человек показывает способности природы к метаморфозам, только объектом этих превращений являются не камень, глина или краска, а сам человек. Он творит по законам эксцентрики, демонстрируя высшие Основными эстетическими категориями циркового искусства являются: реприза, трюк, номер, сверхзадача, эксцентричность.

Устройство цирка

Для особого искусства необходимо особое пространство. Цирк представляет собой не просто здание круглой формы, а сложную конструкцию с многочисленными возможностями. Цирковая арена - сердце площадки. Традиционно она бывает круглой формы, около 13 метров в диаметре. От сцены амфитеатром поднимаются места зрителей. В современных, стационарных цирках нередко существует несколько арен для разных видов представлений: конных, иллюзионных, световых, ледовых, водных. Но арена - это лишь видимая часть цирка. За кулисами находится множество служебных помещений: гримерок, репетиционных залов, мест для содержания животных, костюмерных. Также большую роль в конструкции театра играют технические службы: свет, крепление оборудования, декорации, занавес - все это служит тому, чтобы зритель увидел необычное и сложное представление.

Цирковые профессии

Услышав вопрос «что такое цирк», мы вспоминаем людей разных профессий. Каждая из них требует особых умений и навыков от артиста и является особым искусством, с собственными законами, секретами и традициями. Классическая цирковая программа включает выступления различных артистов, классифицировать их можно по главным выразительным средствам и материалам. Так, существуют люди, работающие с животными - это дрессировщики, с человеческим телом - жонглеры, эквилибристы, гимнасты, канатоходцы. Есть и особые профессии, находящиеся на стыке мастерства и технологий - это иллюзионисты. Высшую ступень в цирковой профессиональной иерархии занимают клоуны, которые соединяют в себе актерскую игру, пантомиму, шутовство. Но цирковые артисты не могут работать без служителей театра, которые берут на себя обеспечение различных служб и помощников.

Жонглеры

Как уже понятно из названия профессии, жонглеры впервые появились во Франции. Это слово обозначает буквально «потешник». Первоначально люди этой профессии пели песни, танцевали на рыночных площадях и ярмарках. Но как вид деятельности жонглирование появилось еще в Древнем Египте. Ловкие манипуляции со многими предметами завораживали зрителей, вызывая удивление и восхищение. Сегодня редкое цирковое представление обходится без этих артистов, их выступления стали обязательным элементом циркового искусства. В своих номерах жонглеры удивляют публику, подбрасывая в воздух множество разных предметов, а также используют эквилибристические, комические и акробатические элементы для усложнения трюка. Жонглирование бывает парным и сольным, артисты не только подбрасывают и ловят предметы, они могут их одновременно вращать, ритмично чередовать, перебрасывая партнеру. Ритм жонглирования заставляет зрителей не отрываясь следить за взлетающими предметами, и ловкость артиста вызывает у них чувства восторга.

Эквилибристы

Еще одним артистом, без которого невозможно представить цирковое представление, является эквилибрист. Этот жанр циркового искусства построен на умении человека удерживать равновесие на неустойчивых поверхностях. Традиционно эквилибристы выполняли различные телодвижения на канатах, шарах, цилиндрах. Часто артист сочетает умение держать равновесие с акробатическими, комическими действиями, а также с жонглированием. Еще в Древнем Китае большой популярностью пользовались представления канатоходцев. Во многих культурах мира народные забавы часто сопровождались выступлениями эквилибристов. Существуют такие варианты этого жанра, как выступления на шаре, на проволоке, на катушках, на лестницах, на трапеции (штейн-трапе), на одноколесных велосипедах.

Иллюзионисты

Фокусники или иллюзионисты - представители профессии, прославившей цирковое искусство. Основой жанра являлась ловкость рук. Артисты, умевшие совершать магические манипуляции с различными предметами, например, картами, были обязательными участниками средневековых ярмарок. Современные иллюзионисты, кроме умения совершать удивительные движения руками, пользуются различными техническими ухищрениями, чтобы ввести зрителей в заблуждение. Среди фокусников есть настоящие мировые знаменитости, имена которых передаются из поколения в поколение. К таким иллюзионистам можно отнести Гарри Гудини, Алессандро Калиостро, семью Кио, Ури Геллера,

Клоунада

Спросите у любого ребенка, что такое цирк, и получите ответ: это клоуны. Мастера, работающие в этом амплуа, стали настоящим символом цирка, без них представления невозможны. Начало профессии было заложено в институте шутовства, ведь шуты состояли при дворе всех монарших особ. Их задачей было не только увеселение, но и высмеивание пороков, при этом шут, паяц, мог сказать правду кому угодно. Искусство клоуна часто построено не на юморе, а на иронии, буффонаде и гротеске. Утрированная манера игры восходит к традициям балаганных представлений на ярмарках. Клоун должен не только смешить, но и насмехаться, но при этом его выступление не должны быть жестокими или обидными. Часто клоуны выступают в парах, где роли четко распределены. В итальянском театре эти амплуа были закреплены за Пьеро и Арлекином, в русской традиции это Рыжий (хитрец и плут) и Белый (важный чопорный господин) клоуны. Между ними постоянно происходят конфликты, представляющие собой смешные сценки, которыми и заполняются паузы в представлении. В цирковом мире считается, что клоуны - это артистическая элита. Нередко они в свои выступления включают элементы жонглирования, акробатики, дрессуры, пантомимы. Среди них бывают настоящие, величайшие актеры. Самыми знаменитыми клоунами являются М. Н. Румянцев (Карандаш), В. Полунин, Ю. Никулин и М. Шуйдин, работавшие в паре, Л. Енгибаров, О. Попов. Любое цирковое шоу может спасти клоун, который появляется на арене всякий раз, когда возникает пауза в программе.

Цирк - единственное место на земле, где тебя обманут, а ты порадуешься, восхитишься и добродушно посмеешься. Это бывает тогда, когда на арене под звуки таинственных мелодий появляется иллюзионист.

Иллюзионное искусство, иллюзионизм, - цирковой жанр, который строится на фокусе. Каждый человек с детства знает: фокус - это трюк, который показывает зрителям фокусник-иллюзионист, и основан он на обмане зрения, умении в нужный момент отвлечь внимание публики какими-либо движениями, активной жестикуляцией, либо взглядом и репликой. Причем фокус настолько достоверен, правдив, что мы, сидя в зрительном зале, наблюдая за манипуляциями циркового мага-волшебника, добросовестно ломаем голову: как это он сотворил чудо? Может, он действительно наделен сверхъестественной силой и нечеловеческим умением из одного творить другое, перемещать людей и предметы в любую точку, какую ему заблагорассудится?

Иллюзионное искусство имеет два вида: манипуляцию и иллюзионизм. И тот, и другой вид предполагает виртуозное умение артиста на глазах у зрителей сотворить иллюзию, обман. Различие состоит лишь в способах, приемах, той помощи технических средств, благодаря которым эта иллюзия достигается. Без специальной аппаратуры иллюзионизм лопнет как мыльный шарик. А манипулятор может обойтись тем реквизитом, который спрятал в тайниках своего костюма...

Корни иллюзионного искусства таятся в незапамятных временах и тянутся в наши дни из Древней Сирии, Древнего Египта, Византии, Ассиро-Вавилонии, а первыми фокусниками-иллюзионистами были, как ни странно, серьезные, умные люди - жрецы.

«Как поразить воображение верующих граждан? Как сотворить чудо, чтобы, поверив в него, все больше и больше народу спешило в храмы?» Такие вопросы ставили перед собой жрецы и в конце концов успешно их решали. Пораженный народ мог наблюдать внезапное появление под сводами храмов статуй богов, огня на жертвеннике и многое другое.

В Древней Греции искусство показывать различные фокусы (его тогда называли тавматургией) вошло в каждый дом. Тавматурги - исполнители фокусов - забавляли гостей и хозяев того или иного дома во время праздников, для чего специально приглашали артистов.

В конце же XVIII-начале XIX веков началась эра иллюзионных автоматов. Целые представления строились на использовании затейливо придуманных механизмов, и чего только не предлагали на обозрение простодушному зрителю! В 1759 году некий Петр Дюмолин придумал «механическую ткачиху». Знаменитый русский изобретатель Петр Кулибин с помощью изобретенных им приспособлений устраивал грандиозные иллюзионные зрелища, слава о которых шла как о чудесах чудесных. Мысль иллюзионистов работала, не уставая.

Они демонстрировали и «механические кабинеты», и механические куклы. Простой люд успевал лишь ахать и дивиться.

В начале XX века у зрителей стали особенно любимы и популярны номера, во время которых артисты стремительно, на глазах у зрителей, легко освобождались от веревок и цепей, выбирались из наглухо закрытых сундуков... Кудесник-иллюзионист нашего времени Дэвид Копперфилд с большим энтузиазмом продолжает (сейчас правда поутих) эту традицию и продемонстрировал всему миру, как легко он высвобождается из веревок, цепей, запертого ящика, рухнув в смертельную пасть Ниагарского водопада...

В каждом мало-мальски уважающем себя городке XX столетия появились индийские факиры, египетские маги, китайские волшебники. Номера их на цирковых аренах окутывались покровом загадочности и тайны, а имена на этих афишах театра притягивали своей необычностью, причудливостью - Али, Линга-Синг, То-Рама.

Цирк уже нынешних времен создал новые имена, подарил зрителям новых иллюзионистов, фокусников, таких, как Ю. Аверьино, Кио, Клео Доротти, И. Символоков, Э. Тарасова, А. Фурманов, А. Шаг, и многих других.

Кио... Когда зрители слышат эту фамилию, их сердца замирают в предвкушении чудес.

Родоначальником семьи цирковых артистов-иллюзионистов Кио был Эмиль Теодорович Кио (настоящей его фамилией была Гиршфельд-Ренард, 1894-1965). В молодости он работал простым актером в Театре миниатюр в Москве, потом униформистом, берейтором, администратором в цирке А. Чинизелли в Польше.

В 1921 году Эмиль Теодорович приобрел специальную аппаратуру у берлинской фирмы Конради-Хорстера и начал выступать как иллюзионист на эстраде. Первыми его номерами были «Омоложение», «Человек-молния». В цирке Кио-иллюзионист начал свою карьеру с 1932 года.

Кио появлялся перед зрителями в необычном облике: в чалме, под звуки восточной музыки, постоянно менял костюмы, за ним, словно шлейфы, тянулись тайны. Его окружали ассистенты - по афише 75 человек!

Эмиль Теодорович никогда не останавливался на достигнутом успехе. Он все время придумывал новые номера, постоянно искал новые приемы околдовать и удивить зрителей. В 1961 году Кио получил золотую медаль Международной артистической ложи (Англия).

«Обманную» профессию отца продолжили его сыновья - Эмиль Эмильевич (1938) и Игорь Эмильевич (1944). Как величайших магов арены и сцены их знает весь мир.

И все же, когда иллюзионист выходит на арену цирка и ты наблюдаешь, как из его рукавов вылетают десятки голубей, а из шляпы тянется неиссякаемый поток разноцветных платков, когда на твоих глазах лев превращается в дирижера циркового оркестра, а фонтаны воды начинают бить из арены как гейзеры, хотя бы на секунду, но веришь в то, что нет никакого обмана, нет иллюзии. Есть чудо, без ощущения которого жить невозможно!



Похожие статьи
 
Категории