«Новые люди» в романе «Что делать?» Н. Чернышевского

02.05.2019


“НОВЫЕ
ЛЮДИ” В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО
ДЕЛАТЬ?”



Роман
Чернышевского “Что делать?” запечатлел в
своих идейно-смысловых проблемах, жанровой
сложности и разнообразии структур
многорусловое историческое движение
русской жизни и литературы в 50-е годы

XIX
столетия.

“Что
делать?” - роман о “новых людях”.
Чернышевский “знает не только то, как
думают и рассуждают новые люди, но и то, как
они чувствуют, как любят и уважают друг
друга, как устраивают свою семейную и
повседневную жизнь и как горячо стремятся к
тому времени и к тому порядку вещей, при
которых можно было бы любить всех людей и
доверчиво протягивать руку каждому”.


“Новые
люди, - по мнению Писарева, - утописты-социалисты”.
Его социализм был утопическим, но он
правильно указал на эту их особенность. В
романе Чернышевский показал образы “новых
людей” - Лопухова и Кирсанова. Жизнь на
началах коллективизма, по правилу “разумного
эгоизма” (делай так, чтобы и другим было
хорошо - одинакового счастья нет) - вот та
первая ступень к социалистическому


обществу,
на которой твердо стоят Лопухов и Кирсанов.
Отличие людей эпохи революционной ситуации
от их предшественников Чернышевский видел в активном участии в серьезной
деятельности. Ясно, почему в их
характеристике появились два новых слова:
“сильные

и “умеющие”. Они указывают на их отличие от
предшественников. То были “добрые” и “честные”,
эти стали к тому же “сильными” и “умеющими”.
Они считают, что все создается трудом. Для
них бездельники морально неприемлемы.

С
исключительным уважением они относятся к
женщине, считая ее другом в, борьбе за
счастье. Они предоставляют ей полную
свободу в жизни, в выборе друга. Любовь для
них - возвышенное чувство, свободное от
эгоизма, от себялюбия. Вере Павловне любовь
к Кирсанову помогает расти духовно, она
говорит, что любовь состоит в том, чтобы
помогать возвышению и возвышаться.


Кирсанов
верит в прочность дружбы, он говорит
Лопухову, что отдал бы в его руки свою
голову без раздумья. Лопухов, в свою очередь,
“уходит со сцены, чтобы не быть на пути у
счастья” Кирсанова, и чувствует при этом,
что поступает как благородный человек. Сам
Чернышевский считал положительным только
того, кто любил других и заботился об их
счастье. Лопухов и Кирсанов -
революционеры-демократы. Это лучшие
представители передовых людей

.
Они просвещают народные массы,
способствуют развитию и повышению
революционного сознания народа.

Мне очень
близка та “честность сердца”, “порядочность”
новых людей, на которую ориентировался
автор. Она не была придумана, она реально
существовала - это была кристальная
нравственность революционной демократии.
Для меня важно умение человека оценить свои
поступки и суметь выслушать критику со
стороны других. Такие качества присущи
новым людям, так как они знают, что это
необходимо для блага других. Герои
Чернышевского страстно защищают свое право
на самоуважение, что очень важно. Никто не
может выбрать человеку жизнь, он ее делает
сам. Это звучит как закон. Но чтобы его
понять, надо ставить перед собой цели и
задачи. Для новых людей цель жизни -
служение

людям.
Я думаю, что благороднее цели нет. Именно
поэтому так дороги и близки мне новые люди.

Такие люди
были и будут “двигателями двигателей”, “солью
соли земной”. Без таких людей невозможна
жизнь. Ведь она должна меняться,
преображаться из года в год. В наши дни тоже
есть место новым людям, которые вносят
коренные перемены в жизнь. И в этом
отношении роман Чернышевского “Что делать?”
ценен для современного читателя. Он
помогает вызвать подъем в душе человека,
стремление к борьбе на благо общества. Я
уверена, что суть романа будет всегда
современна и необходима для общества.

«Новые люди» в романе Николая Чернышевского «Что делать?»
Роман Чернышевского «Что делать?» является художественным произведением, представляет собой «умственный эксперимент» автора, который стремится понять возможное развитие тех ситуаций, коллизий, типов личностей и принципов их поведения, уже сложившиеся в современном жизни.
Задачу своего произведения Чернышевский видит в том, чтобы показать, как положительные идеалы, далекие от действительности мечтаний, постепенно переходят в сферу реальной, практической деятельности, доступной простым людям, у же людям нового типа. Ведь и сам роман не просто называется «Что делать?», а имеет специальный подзаголовок: «Рассказы о новых людях».
Новые люди становятся, по мнению Чернышевского, явлением повседневной жизни. Теперь идеалы переходят со сферы мечтаний в сферу практической жизни, причем жизни, доступного обычным людям. Поэтому и сам автор строит сюжет романа на примере жизни обычного женщины.
Новые люди существенно отличаются от нигилиста Базарова. Главный герой «Отцов и детей» своей главной задачей считал «место расчистить». Чернышевский на фоне полемики, развивающегося вокруг романа Тургенева, ставит качественно новую задачу: показать, что новые люди строят, а не только разрушают, т.е. показать не разрушающуя, а созидательную роль новых людей.
Существенно новой является и теория разумного эгоизма, или теория расчета вигод, провозглашаемая и воплощаемая в жизнь новыми людьми.
Чернышевский не ставит под сомнение разумность человека, говоря, что человек может полностью разумно рассчитать свой эгоистический путь к счастью. Расчет своей выгоды, по мнению автора романа, предусматривает и определенное уважительное отношение к другим людям: «Чтобы люди могли наслаждаться счастьем любви, они должны быть в окружении таких же счастливых людей». Таким образом, теория разумного эгоизма проявляется теорией революционного альтруизма.
Примером разумного эгоизма могут служить рассуждения Лопухова, который предусмотрел необходимым для себя «уйти со сцены», увидев, что Вера Павловна и Кирсанов любят друг друга: «Мне неприятно терять друга; и потом — мне пора переходить на нелегальное положение».
Действия Лопухова показывают, что моральный уровень новых людей очень высок. И сама Вера Павловна успокаивается лишь тогда, когда Лопухов становится в полной мере счастливым.
Создавая в своем произведении образы «обычных новых людей», Чернышевский показывает, что свобода личности не означают снижение моральных требований к себе и окружающим людям, а наоборот, дают возможность человеку раскрыть наиболее полно и ярко свой умственный и творческий потенциал.

Новые люди

Роман «Что делать?» был написан Н. Г. Чернышевским в 1862-1863-х годах в стенах Петропавловской крепости. В нем он представил целый ряд «новых» личностей, которые могли прийти на смену привычному обществу и стать социальным ядром того времени. Социально-политическая подоплека романа не сразу была замечена цензорами, поэтому его работа легко прошла в печать. Основной линией сюжета считалась тема любви. Уже через год текст распространился по всей стране. Однако, со временем, стало понятно, что автор хотел ознакомить читателей с «новыми людьми» своего романа. Мир этих людей формировался в борьбе со старым режимом, который давно изжил себя, но продолжал господствовать.

Так, например, мать главной героини - Марья Алексеевна интересуется исключительно вопросами выгоды и наживы. Эта ростовщица мечтает выдать свою дочь за богатого господина и велит ей быть обходительной с сыном хозяина. Вера Павловна - полная противоположность своей матери. Это разумная, здравомыслящая и зрелая духом девушка, которая прекрасно понимает, чего добивается этот богатый ловелас. Со временем пребывание в родном доме для Веры становится совсем невыносимым и ей берется помогать юный студент медицинской академии - Дмитрий Лопухов . Он хоть и сын помещика, но свой путь всегда прокладывал сам. Так, постепенно, вокруг Веры Павловны и Лопухова формируется новый круг людей.

Эти люди молоды, энергичны, интересны, полны сил и новых идей. Они часто бывают в доме Лопуховых, заключивших фиктивный брак ради спасения Веры. Это и интеллигентный Кирсанов , и отчаянный Рахметов , и другие молодые студенты петербуржских и заграничных учебных заведений. Решившись открыть швейную мастерскую, Вера Павловна приглашает туда на работу девушек, оказавшихся в таком же затруднительном положении, в котором когда-то была и она. Эти девушки работают теперь не по найму, а на равных правах с Верой Павловной. Они вместе не только работают, но и отдыхают в свободное время, устраивая пикники, чаепития и светские беседы. Всех разночинцев, задействованных в романе, объединяет обостренное чувство долга и достоинства.

«Новые люли» Чернышевского полны надежд на светлое будущее. Для них на первом месте честность и порядочность. Они точно знают, что на несчастье другого личного счастья не построить. Не последнее место в романе занимает самоанализ и психология поведения каждой отдельно взятой личности. Самый большой резонанс в обществе был вызван главой «Особенный человек» про неординарного студента Рахметова, в котором автор видел идеального революционера. Пожалуй, это самый деятельный человек из всех «новых людей». Он борется за «новый мир» не на жизнь, а на смерть и ради этого готов прибегнуть к всевозможным средствам. Этот молодой человек закалял в себе силу характера через физический труд и материальные лишения. Именно таким виделся автору «новый человек», способный внести коренные изменения в общество и развить его.

“...Я хотел изобразить обыкновенных

порядочных людей нового поколения”.

Чернышевский Н. Г.

После отмены крепостного права в 1861 г. в русском обществе стали появляться люди невиданной ранее формации. Это были дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников, которые приезжали в Москву и Петербург и другие крупные города из различных уголков России, чтобы получить образование. Они охотно впитывали в университетских городах не только знания, но и культуру, привнося, в свою очередь, в жизнь демократические традиции своих небольших провинциальных городков и явную неудовлетворенность старыми дворянскими порядками,

Им суждено было начать новую эпоху развития русского общества. Это явление нашло свое отражение и в русской литературе 60-х гг. XIX столетия, как раз в это время Тургенев и Чернышевский написали романы о “новых людях”. Героями этих произведений были революционеры-разночинцы, которые главной целью своей жизни считали борьбу за счастливую жизнь всех людей в будущем. В подзаголовке романа “Что делать?” Н. Г. Чернышевского мы читаем: “Из рассказов о новых людях”.

Чернышевский “знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают друг друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому”.

Главные герои романа - Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна - являются представителями людей нового типа Они, казалось бы, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человеческие возможности. Это обыкновенные люди, и такими людьми признает их сам автор; данное обстоятельство чрезвычайно важно, оно придает всему роману особенно глубокое значение.

Выдвигая в качестве главных героев Лопухова, Кирсанова и Веру Павловну, автор тем самым показывает читателям: вот такими могут быть обыкновенные люди, такими они и должны быть, если, конечно, хотят, чтобы их жизнь была полна счастья и наслаждения. Желая доказать читателям, что они действительно обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет-“особенным”. Рахметов в действии романа не участвует, ведь такие люди, как он, только тогда и там бывают в своей сфере и на своем месте, когда и где они могут быть историческими деятелями. Их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье.

Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышевского представить читателям особенного человека можно назвать вполне удачной. До него брался за это дело Тургенев, но, к сожалению, совершенно безуспешно.

Герои романа - люди, вышедшие из разных слоев общества, в основном студенты, которые занимаются естественными науками и “рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью”.

В романе Чернышевского перед нами предстает целая группа единомышленников. Основой их деятельности является пропаганда Студенческий кружок Кирсанова - один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, здесь формируется личность “особенного человека”, революционера-профессионала. Чтобы стать особенным человеком, нужно, в первую очередь, иметь огромную силу воли, чтобы ради своего дела отказаться от всяких наслаждений и заглушать в себе все малейшие желания.

Работа во имя революции становится единственным, всецело поглощающим делом.

В становлении убеждений Рахметова решающее значение имел разговор с Кирсановым, во время которого “он посылает проклятие тому, что должно умереть и т. д.”. После него началось перерождение Рахметова в “особенного человека”. О силе воздействия этого кружка на молодежь говорит уже то, что у “новых людей” есть последователи (стипендиаты Рахметова).

Чернышевский дал в своем романе и образ “новой женщины”. Вера Павловна, которую Лопухов “вывел” из “подвала мещанской жизни”, - всесторонне развитый человек, она стремится к совершенству: решает стать врачом, чтобы приносить еще большую пользу людям. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она создает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни.

Вся деятельность Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя еще узок круг их единомышленников. Но именно такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы в то время России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения. Автор осознавал, что описанные в его романе люди - это его мечта. Но мечта эта в то же время оказалась и пророчеством. “Пройдут года, - говорит автор романа о типе нового человека, - и он возродится в более многочисленных людях”.

Лучше всего о “новых людях” и о их роли в жизни других людей написал в своем романе сам Чернышевский: “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”.

Без таких людей невозможна жизнь, ведь она должна постоянно меняться, преображаться из года в год. В наши дни тоже есть место новым людям, которые вносят коренные перемены в жизнь. И в этом отношении роман Чернышевского “Что делать?” ценен и актуален для современного читателя. Он помогает вызвать подъем в душе человека, стремление к борьбе за общественное благо. Тема романа будет всегда современна и необходима для развития общества.

Текст сочинения:

Как следует из заглавия романа, автор хотел представить некую программу жизненного переустройства, которая должна принести России благо. Произведение имеет подзаголовок Из рассказов о новых людях. Это непосредственно относиҭся к главным героям романа Кирсанову, Лопухову, Вере Павловне. В чем их новизна?
Они строят свою жизнь по новым принципам. Жизнь на началах коллективизма: делай так, чтобы и тебе, и другим было хорошо, одинакового счастья нет. Это та первая ступень к социалистическому обществу, на которой ҭвердо стоят Лопухов и Кирсанов революционеры-демократы, лучшие представители передовых людей. Они просвещаюҭ народные массы, способствуюҭ развиҭию и повышению революционного сознания народа.
Оҭличие людей эпохи революционной сиҭуации от их предшественников Чернышевский видел в активном участии в серьезной деятельности. Ясно, почему в их характеристике появились два новых слова: сильные и умеющие. Именно два эҭих слова указываюҭ на отличие героев романа от их предшественников: то были добрые и честные, эҭи стали к тому же сильными и умеющими. Они считаюҭ, что все создается трудом. Для них бездельники морально неприемлемы.
С исключительным уважением новые люди относятся к женщине, считая ее другом в борьбе за счастье. Они предоставляюҭ ей полную свободу в жизни, в выборе друга. Любовь для них возвышенное чувство,
свободное от эгоизма. Вере Павловне любовь к Кирсанову помогает расти духовно; она говориҭ, что любовь состоиҭ в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться. Лопухов уходиҭ со сцены, чтобы не быть на пуҭи у счастья Кирсанова, и чувствует при этом, что поступает как благородный человек. В личной жизни эҭим героям помогает их теория разумного эгоизма. Лопухов не играет в благородство, а рассуждает примерно так: зачем мне жить с женщиной, которая любиҭ другого? Ведь будет мучиться и она, и я. Не лучше ли мне уйҭи и дать любящим соединиться? Сам Чернышевский считал достойным человеком только того, кто любил других и заботился об их счастье.
Мне очень близка та честность сердца новых людей, на которую ориенҭировался автор. Она не была придумана, она реально существовала это была кристальная нравственность самого Чернышевского и лучших его соратников. Для меня важно умение человека оценить свои поступки и суметь выслушать криҭику со стороны других. Такие качества присущи новым людям, поскольку они знаюҭ, что это необходимо для блага людей. Герои Чернышевского страстно защищаюҭ право на самоуважение, что очень важно. Никто не может выбрать человеку жизнь, он ее делает сам. Это звучиҭ как закон. Но чтобы его понять, надо ставить перед собой цели и задачи. Для новых людей цель жизни служение народу. Я думаю, что благороднее цели нет. Именно лирикому так дороги и близки мне данные герои Чернышевского.
Такие люди были и всегда будуҭ двигателями двигателей, солью соли земли. Без таких людей невозможна жизнь, которая должна меняться, преображаться из года в год. Сегодня тоже есть место новым людям, которые вносят коренные перемены в нашу повседневность. И в этом отношении роман Чернышевского Что делать? ценен для современного читателя. Он помогает вызвать подъем в душе человека, стремление к деятельности на благо общества.

Права на сочинение "Новые люди в романе Н.Г.Чернышевского Что делать?" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на



Похожие статьи
 
Категории