Основные сюжеты построения классицизма. Черты классицизма в архитектуре

17.03.2019

Пропилеи баварского зодчего Лео фон Кленце (1784—1864 гг.) - за основу взят афинский Парфенон. Это входные ворота площади Кёнигсплатц, спроектированной по античному образцу. Кёнигсплатц, Мюнхен, Бавария.

Классицизм начинает свое летосчисление с 16 века в эпоху Ренессанса, частично возвращается в 17 в, активно развивается и завоевывает позиции в зодчестве в 18 - начале 19 веков. Между ранним классицизмом и поздним господствующие позиции занимали стили барокко и рококо. Возврат к древним традициям, как к идеальному образцу, произошел на фоне изменения философии общества, а также технических возможностей. Несмотря на то, что возникновение классицизма связано с археологическими находками, которые были сделаны в Италии, а памятники античности находились главным образом в Риме, основные политические процессы в 18 веке происходили в основном во Франции и Англии. Здесь усиливалось влияние буржуазии, идейной основой которой стала философия просвещения, приведшая к поискам стиля, отражающего идеалы нового класса. Античные формы и организация пространства соответствовали представлениям буржуазии о порядке и правильном устройстве мира, что способствовало появлению черт классицизма в архитектуре. Идеологическим наставником нового стиля стал Винкельман , написавший в 1750—1760-х гг. работы «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности». В них он говорил о греческом искусстве, наполненном благородной простотой, спокойной величественности, и его видение легло в основу преклонения перед античной красотой. Укрепил отношение к классицизму европейский просветитель Готхольд Эфраим Лессинг (Lessing. 1729 -1781гг.), написав труд «Лаокоон» (1766 г.) Просветители 18 века, представители передовой мысли Франции возвращаются к классике, как к направлению, обращённого против упадочного искусства аристократии, коим они считали барокко и рококо. Так же они выступали против академического классицизма, властвовавшего в эпоху Возрождения. По их мнению, архитектура эпохи классицизма, верная духу античности, не должна была означать простого повторения античных образцов, а быть наполнена новым содержанием, отражающем дух времени. Таким образом, особенности классицизма в архитектуре 18-19 веков. заключались в использовании в зодчестве античных систем формообразования, как способе выражения мировоззрения нового класса буржуазии и, в то же время, поддерживающий абсолютизм монархии. В результате в авангарде развития архитектуры эпохи классицизма находилась Франция периода Наполеона. Затем - Германия и Англия, а также Россия. Рим стал одним из главных теоретических центров классицизма.

Резиденция королей в Мюнхене. Residenz München. Архитектор Лео фон Кленце.

Философия архитектуры эпохи классицизма поддерживалась археологическими исследованиями, открытиями в области развития и культуры античных цивилизаций. Результаты раскопок, изложенные в научных трудах, альбомах с изображениями, заложили основы стиля, приверженцы которого считали античность верхом совершенства, образцом красоты.

Черты классицизма в архитектуре

В истории искусства термин «классика» означает культуру древних греков 4-6 вв. до н.э. В более широком смысле он используется для обозначения искусства Древней Греции и Древнего Рима. Черты классицизма в архитектуре черпают свои мотивы в традициях античности, олицетворением которой стал фасад греческого храма или римского сооружения с портиком, колоннадами, треугольным фронтоном, расчленение стен пилястрами, карнизами - элементами ордерной системы. Украшением фасадов служат гирлянды, урны, розетки, пальметты и меандры, бусы и ионики. Планы и фасады симметричны относительно главного входа. В окраске фасадов преобладает светлая палитра, при том, что белый цвет служит для акцентирования внимания на архитектурных элементах: колоннах, портиках и т.д., которые подчеркивают тектонику строения.

Таврический дворец. С. Петербург. Архитектор И. Старов. 1780-е гг.

Характерные черты классицизма в архитектуры: гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы; ритм; уравновешенность планировки, четкий и спокойный пропорций; использование элементов ордера античной архитектуры: портики, колоннады, статуи и рельефы на глади стен. Особенностью классицизма в архитектуре разных стран стало сочетание античных и национальных традиций.

Лондонский особняк Остерли - парк в стиле классицизм. В нем сочетаются традиционная для античности ордерная система и отголоски готики, которую англичане считали национальным стилем. Архитектор Роберт Адам. Начало строительства - 1761 г.

Архитектура эпохи классицизма была основана на нормах, приведенных в строгую систему, что позволило строить по чертежам и описаниям известных зодчих не только в центре, но и в провинциях, где местные мастера приобретали отгравированные копии образцовых проектов, созданных большими мастерами, и возводили по ним дома. Марина Калабухова

Живопись

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения , которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти , еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа » (1511).

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо , составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи . В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело , имитацию их мастерства линии и композиции.

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен , в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен , в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена , которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца ». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо , французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств . Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей , обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом , во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид ; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата ») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I »).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр , при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани »); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма ; это сочетание получило название академизма . Его рассадниками служили многочисленные академии художеств . В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе , а в России - передвижниками .

Скульптура

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон . Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы , черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин , Михаил Козловский , Борис Орловский , Иван Мартос .

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов - в виде Марса , а Полина Боргезе - в виде Венеры . При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

Архитектура

Подробнее см. палладианство , ампир , неогрек .

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер , в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов .

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци . Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра . Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис , а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом , вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези . В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов . Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург , Хельсинки , Варшава , Дублин , Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой , в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику . В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек »), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона . Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко (см. боз-ар).

Литература

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса », крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп , сделавшие основной формой английской поэзии александрины . Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон , Свифт) также характерен латинизированный синтаксис .

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения . Творчество Вольтера ( -) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон , вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла , историка Гиббона и актёра Гаррика . Для драматических произведений характерны три единства : единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия).

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I . Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей» , которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (

В эпоху правления Петра Великого в России стали закладываться основы нового направления в литературе. Признаки классицизма зародились в Италии в 16 веке. Уже через сотню лет направление достигло своего наивысшего развития во Франции во время правления Людовика 14, который утверждает

Зарождение классицизма и общая характеристика эпохи

Идейной основой формирования литературного направления является утверждение сильной государственной власти. В качестве основной цели классицизм ставил прославление абсолютной монархии. В переводе с латинского термин classicus означает "образцовый". Признаки классицизма в литературе черпают свои истоки из античности, а теоретической основой становится произведение Н. Буало "Поэтическое искусство" (1674 год). В нем вводится понятие трех единств и говорится о строгом соответствии содержания и формы.

Философская основа классицизма

Метафизика рационалиста Рене Декарта повлияла на становление этого литературного направления. Основным конфликтом у классиков становится противостояние разума и страстей. В соответствии с разделением всех жанров на высокие, средние и низкие создавались стили художественной системы.

Основные признаки классицизма подразумевают использование (времени, места и действия) и нормативной поэтики, из-за чего стало затормаживаться естественное развитие Сословно-феодальная иерархия находит свое отражение в аристократическом характере классицизма. Героями становятся преимущественно представители дворянского сословия, которые являются носителями добродетели. Высокий гражданский пафос и чувство патриотизма впоследствии становятся основой для формирования других литературных течений.

Признаки классицизма в литературе. Особенности русского классицизма

В России это литературное направление начинает формироваться в конце 17 века. Несмотря на то, что работы русских классицистов обнаруживают связь с Н. Буало, классицизм в России значительно отличается. Свое активное развитие он начал после смерти Петра Первого, когда духовенство и дворяне пытались вернуть государство в допетровские времена. Следующие признаки классицизма присущи исключительно русскому направлению:

  1. Оно более гуманно, поскольку формировалось под влиянием идей Просветительства.
  2. Утверждало естественное равенство всех людей.
  3. Основной конфликт происходил между аристократией и буржуазией.
  4. В России была своя античность - отечественная история.

Одическая поэзия классицизма, творчество Ломоносова

Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:

  1. Победоносно-патриотические. "Ода на взятие Хотина" (1739 год) была приложена к письму о правилах российского стихотворства. В произведении широко используется символика и вводится собирательный образ русского солдата.
  2. Оды, связанные с восшествием на престол монарха, в которых особенно четко прослеживаются признаки классицизма. Ломоносов писал произведения, обращенные к императрице Анне, Елизавете, Екатерине Второй. Похвальная ода представлялась писателю наиболее удобной формной беседы с монархом.
  3. Духовные. В 18 веке они называли переложение библейских текстов с лирическим содержанием. Здесь автор говорил не только о личных переживаниях, но и об общечеловеческих вопросах.

Оды Ломоносова

Михаил Васильевич придерживался написания произведений исключительно высокого жанра, которым был характерен торжественный язык, использование и обращений - это главные признаки классицизма в оде. Ломоносов обращается к героико-патриотической тематике, славит красоты родины и призывает народ заниматься наукой. Он положительно относился к монархии и в "Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны" отражает эту идею. Будучи просвещенным человеком, Михаил Васильевич направляет усилия на просвещение всей части населения России, поэтому дарит своим последователям богатое литературное наследие.

Как отличить классическое произведение? Признаки классицизма в комедии "Недоросль"

Условное деление персонажей на положительных и отрицательных

Использование говорящих фамилий

Скотинин, Вральман - отрицательные персонажи; Милон, Правдин - положительные.

Наличие героя-резонера

Правило трех единств (времени, места, действия)

События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный.

Герои ведут себя соответственно специфике жанра - низко и подло

Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением.

Произведение состоит из действий (обычно их 5) и явлений, а предметом разговора в классической комедии является государство. Автор соблюдает и эти признаки классицизма в "Недоросле" и "Бригадире".

Новаторский характер комедий Фонвизина

Свою литературную деятельность Денис Иванович начал с переводов европейских текстов, успевал при этом играть роли в драматическом театре. В 1762 году была представлена его комедия "Бригадир", а затем "Корион". Лучше всего прослеживаются признаки классицизма в "Недоросле" - самом узнаваемом произведении автора. Особенность его творчества заключается в том, что он выступает против правительственной политики и отрицает существующие формы помещичьего господства. Идеальной он видит монархию, огороженную законом, которая позволяет развиваться буржуазному классу и допускает значение человека вне сословной принадлежности. Подобные взгляды отразились в его публицистических сочинениях.

"Бригадир": идея и краткое содержание

Фонвизин проявляет себя в качестве драматурга при создании своих комедий. Постановка "Бригадира" имела огромный успех у зрителей за счет подачи собирательного образа целого сословия. Основу составляет сюжетно-любовный конфликт. Главного героя выявить непросто, поскольку каждый существует не сам по себе, а дополняет коллективный образ русского дворянства. Традиционный для классической комедии любовный сюжет использован драматургом в сатирических целях. Всех героев объединяет глупость и скупость, они строго подразделяются на положительных и отрицательных - основные признаки классицизма в комедии четко сохранены. Комического эффекта драматург достиг полным несоответствием поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. "Бригадир" для русской литературы был новым жанровым явлением - это комедия нравов. Фонвизин объясняет действия персонажей бытовой обстановкой. Его сатира не конкретна, поскольку он не обозначает отдельных носителей социальных пороков.

Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник - в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.

"Недоросль": идея и краткое содержание

В произведении главным становится социально-политический конфликт. "Недоросль" - самая узнаваемая комедия классицизма, признаки которой - три единства, строгое разделение на положительных и отрицательных героев, говорящие фамилии - Фонвизин успешно соблюдает. Для автора существуют две категории дворян: злонравные и прогрессивные. Открыто звучит тема бедственности крепостного права в России. Новаторство драматурга проявляется в создании положительных образов, которые по замыслу должны были оказать воспитательное действие, но он продолжает сохранять признаки классицизма. В комедии "Недоросль" характер Простаковой был своеобразным открытием для Фонвизина. Эта героиня представляет собой образ русской помещицы - недалекой, жадной, грубой, но любящей своего сына. Несмотря на всю типичность, в ней раскрываются индивидуальные черты характера. Ряд исследователей увидели в комедии черты просветительского реализма, другие же обратили внимание на нормативную поэтику классицизма.

Семейство Простаковых планирует женить своего бездаря Митрофанушку на умнице Софье. Мать с отцом презирают просвещение и утверждают, что знание грамматики и арифметики ни к чему, тем не менее, нанимают сыну учителей: Цыфиркина, Вральмана, Кутейкина. У Митрофана есть соперник - Скотинин, брат Простаковой, который хочет жениться из желания стать обладателем деревень со свиньями. Однако девушке находят достойного мужа Милона; дядя Софьи, Стародум, одобряет их союз.

Время возникновения.

В Европе - XVII -начало XIX века

Конец XVII века период упадка.

Классицизм возродился в эпоху Просвещения - Вольтер, М. Шенье и др. После Великой французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.

В России - во 2-ой четверти XVIII века.

Место возникновения.

Франция. (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Ж. Б. Мольер и т. д.)

Представители русской литературы, произведения.

А. Д. Кантемир (сатира «На хулящих учение», басни)

В.К.Тредиаковский (роман «Езда в остров Любви» ,стихотворения)

М. В. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреоном», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»

А. П. Сумароков, (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»)

Я. Б. Княжнин (трагедии «Дидона», «Росслав»)

Г. Р. Державин (ода «Фелица»)

Представители мировой литературы.

П. Корнель (трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна».

Ж. Расин (трагедии Федра», «Митридат»)

Вольтер (трагедии «Брут», «Танкред»)

Ж. Б. Мольер (комедии «Тартюф», «Мещанин в дворянстве»)

Н.Буало (трактат в стихах «Поэтическое искусство»)

Ж. Лафонтен (басни).

Классицизм от фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый.

Особенности классицизма.

  • Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
  • Опора на античное искусство (отсюда название стиля), в основе которого лежал принцип «подражания природе».
  • В основе- принцип рационализма ((от лат. «ratio» - разум), взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.
  • Культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).
  • Главенство государственных интересов над личными , преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Утверждение положительных ценностей и государственного идеала.
  • Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством . Положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.
  • Личность – высшая ценность бытия.
  • Гармония содержания и формы .
  • Соблюдение в драматическом произведении правила «трех единств»: единство места, времени, действия.
  • Деление героев на положительные и отрицательные . Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: скупость ханжество, доброту, лицемерие и.д.
  • Строгая иерархия жанров, смешение жанров не допускалось:

«высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода;

«средние» — дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение;

«низкие» — басня, комедия, фарс.

  • Чистота языка (в высоких жанрах - высокая лексика, в низких - просторечная);
  • Простота, стройность, логичность изложения.
  • Интерес к вечному, неизменному, стремление найти типолигические черты. Поэтому образы лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые, родовые, непреходящие со временем признаки
  • Общественно-воспитательная функция литературы . Воспитание гармонической личности.

Особенности русского классицизма.

Русская литература освоила стилевые и жанровые формы классицизма, но имела и свои особенности, отличаясь самобытностью.

  • Государство (а не человек) было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просвещенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества.
  • Общий патриотический пафос русского классицизма. Патриотизм русских писателей, их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.
  • Гуманность , так как направление формировалось под влиянием идей Просветительства.
  • При­рода человека эгоистична, подвержена страстям, то есть чувствам, которые противостоят разуму, но при этом поддается воспитанию.
  • Утверждение естественного равенства всех людей.
  • Основной конфликт — между аристократией и буржуазией.
  • В центре произведений не только личные переживания героев, но и общественные проблемы.
  • Сатирическая направленность - важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, сатирически изображающие конкретным явлениям русской жизни;
  • Преобладание национально-исторической тематики над античной. В России «античностью» была отечественная история.
  • Высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина);
  • Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

Три периода классицизма в русской литературе.

  1. 30 -50-е годы XVIII века (зарождение классицизма, создание литературы, национального языка, расцвет жанра оды- М.В. Ломоносов, А.П. Сумарков и др.)
  2. 60-е годы- конец XVIII века (главная задача литературы- воспитание человека-гражданина, служение человека на пользу обществ, обличение пороков людей, расцвет сатиры – Н.Р. Державин, Д.И. Фонвиин).
  3. Конец XVIII-начало XIX века (постепенный кризис классицизма, появление сентиментализма, усиление реалистических тенденций, национальных мотивов, изображение идеального дворянина- Н.Р. Державин, И.А. Крылов и др.)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Инструкция

Классицизм как литературное направление зародился в XVI веке, в Италии. В первую очередь теоретические разработки коснулись драматургии, чуть меньше – поэзии, и в последнюю очередь прозы. Наибольшее развитие течение получило через сто лет во Франции, и связано оно с такими именами, как Корнель, Расин, Лафонтен, Мольер и другие. Для классицизма характерна ориентация на античность. Авторы того времени считали, что писатель должен руководствоваться не вдохновением, а правилами, догмами, проверенными моделями. Текст должен быть связным, логичным, ясным и точным. Как определить, относится ли текст, который перед вами, к направлению «классицизм».

Для классицизма принципиально важна позиция «триединства». Действие только одно, и оно происходит в одном месте и в одно время. Единственная сюжетная линия разворачивается на одном месте в - это пришло в классицизм из античности.

Определение конфликта. Для произведений эпохи классицизма характерно противостояние разума и чувства, долга и страстей. При этом отрицательные герои руководствуются эмоциями, а положительные живут разумом, поэтому побеждают. При этом позиции героев очень четкие, только белое и черное. Главное понятие – понятие долга, гражданское служение.

При работе с героями обращает на себя внимание наличие устойчивых масок. Обязательно присутствуют: девушка, ее подружка, отец, несколько женихов (не менее трех), при этом один из женихов положительный, положительный герой, отражающий мораль. Образы лишены индивидуальности, потому что их предназначение запечатлеть основные, родовые признаки героев.

Определение композиции. Классицизм предполагает наличие экспозиции, завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. При этом в сюжет обязательно вплетена некая , в результате которой девушка играет свадьбу с «положительным» женихом.

Доказательства принадлежности текста к классицизму усиливают приемы катарсиса и неожиданной развязки. В первом случае через к отрицательным героям, попавшим в трудную ситуацию, читатель очищается духовно. Во втором – конфликт решается вмешательством извне. Например, повелением свыше, явлением божественной воли.

Классицизм изображает жизнь идеализировано. При этом задача произведения – улучшить общество и его нравы. Тексты рассчитывались на максимально большую аудиторию, именно поэтому особое внимание авторы уделяли жанрам драматургии.

Одним из важнейших элементов композиции любого литературного произведения является кульминация. Кульминация, как правило, располагается перед самой развязкой в произведении.

Термин «кульминация» в литературоведении

Происходит данный термин от латинского слова "culminatio", которое имеет значение наивысшей точки напряжения каких-либо сил внутри произведения. Чаще всего слово "culminatio" переводится, как «вершина», «пик», «заострение». В литературном произведении чаще всего подразумевается эмоциональный пик.

В литературоведении словом «кульминация» принято обозначать момент самого высокого напряжения внутри развития действия в произведении. Это момент, когда происходит важное столкновение (даже решающее) между характерами в самых сложных обстоятельствах. После этого столкновения сюжет произведения стремительно движется к развязке.

Важно понимать, что через характеры автор обычно сталкивает идеи, носителями которых являются персонажи произведений. Каждый из них появляется в произведении не случайно, а именно с той целью, чтобы двигать свою идею и противостоять идее основной (она часто может совпадать с авторской идеей).

Сложная кульминация в произведении

В зависимости от сложности произведения, количества действующих лиц, заложенных идей, созданных конфликтов, кульминация произведения может усложняться. В некоторых объемных романах встречается несколько кульминационных моментов. Как правило, это касается эпических романов (тех, которые описывают жизнь нескольких поколений). Яркими таких произведений являются романы «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий дон» Шолохова.

Сложную кульминацию может иметь не только роман-эпопея, но и менее объемные произведения. Их композиционную усложненность может объяснить идейная наполненность, большое количество сюжетных линий и действующих лиц. В любом случае кульминация всегда играет значительную роль в восприятии читателем текста. Кульминация способна кардинально изменить соотношения внутри текста и отношение читателя к героям и развитию истории.

Кульминация – неотъемлемая часть композиции любой истории

Кульминация, как правило, следует за одним или несколькими усложнениями текста. За кульминацией может следовать развязка либо финал может совпадать с кульминацией. Такой финал часто называют «открытым». В кульминации раскрывается суть проблемы всего произведения. Данное правило действует для всех видов художественного текста, начиная от сказок, басен и заканчивая крупными литературными произведениями.

Видео по теме

Совет 3: Как выделить ключевые черты образа героя в романе

Умение выделять ключевые черты героев произведений помогает при написании сочинений в школе, служит хорошей подготовкой к ЕГЭ по литературе. Для анализа художественного образа важно следовать определенному порядку действий, правильно составить план. Внимательное наблюдение над используемыми автором средствами создания образов, грамотное обобщение собранного материала поможет наиболее полно и точно охарактеризовать литературных персонажей.

Значимые средства изображения образа

Художественный образ создается автором посредством разнообразных средств изображения. Начинайте выделять ключевые черты с определения места героя в системе других действующих лиц романа: главный, второстепенный или внесценический. Второстепенные персонажи дают возможность раскрыться главным и находятся на заднем плане. Внесценические выполняют служебные функции.

Литературные образы часто имеют прототипы. Известно, что прообразом юной обаятельной Наташи Ростовой стала возлюбленная брата Л.Н. Толстого Танечка Берс. Остап Бендер Ильфа и Петрова появился благодаря склонному к авантюрам одесситу Осипу Шору. Установите наличие прототипа действующего лица анализируемого романа.

Понаблюдайте над главными средствами изображения героя, благодаря которым получите представление о ключевых чертах образа. К ним относятся:


  1. Портретная характеристика - описание внешности (лица, фигуры, походки и т.д.). Одежда, манера говорить и держаться указывают на социальное положение. Перемена выражений лица, позы и жесты - свидетельства душевных переживаний. Через портрет выражается отношение писателя к своему герою.

  2. Главные черты раскрываются в поступках, отношении к окружающему. Характер может быть простым: отрицательный или положительный герой. Сложный противоречив и парадоксален, ему свойственны различные черты. Обладатель такого характера постоянно духовно развивается, находится в поиске собственного жизненного пути. Поведение свидетельствует о гуманности или бесчеловечности, заслуживает осуждения или сопереживания. Непосредственное отношение к проявлению разных черт характера имеют условия жизни.

  3. Речь в классических вариантах произведений воплощает мысли персонажа и служит средством общения с окружающими. Она помогает установить социальное происхождение. Указывает на умственные способности и внутренние качества.

  4. Художественная деталь очень точно и ярко способна заменить большие описания. Художник слова наделяет данную подробность эмоциональной и смысловой нагрузкой. Например, М.А. Шолохов для раскрытия душевного состояния своего героя Андрея Соколова главное внимание обращает на «глаза, словно присыпанные пеплом».

  5. Выбор писателем имени и фамилии обычно бывает неслучайным. Имя может указывать на человеческую сущность, предрешать поступки и судьбу. Различные варианты свидетельствуют о личностных качествах, содержат подсказку для понимания ключевых черт характера (Анна, Анька и Нюська). Фамилия главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - Раскольников. Раскольники - это отделившиеся, отвергнувшие основное направление люди. Первоначально теория Родиона Раскольникова противоречила законам жизни и нравственности, поэтому отделила его от окружающих.

  6. Прямые и косвенные авторские характеристики героя романа тоже указывают на ключевые черты созданного им образа.

Литературные типы

Для более полного понимания образа персонажа определите его отношение к определенному литературному типу. Классицистические отличаются максимальной типичностью. Герои делятся строго на положительных и отрицательных. Такие типы обычно встречаются в трагедиях и комедиях эпохи классицизма. Способность к переживаниям, самоанализу и эмоциональному созерцанию присуща сентиментальным героям. Примером может служить юный Вертер из романа Гете. Романтический образ появился как результат отражения в искусстве бунтарского человеческого духа. Герои-романтики живут не реальностью, им свойственны сильные чувства и тайные желания. Пламенная страсть - главный двигатель действий. Самыми яркими реалистическими типами следует считать «маленького человека», «лишнего человека». Обстоятельства и среда оказывают сильное влияние на поведение персонажей реалистических романов.



Похожие статьи
 
Категории