Социальное происхождение онегина. Онегин — значение и происхождение фамилии

08.04.2019

«Евгений Онегин» по праву стоит особняком среди произведений русской литературы 19 века. Это одно из самых гармоничных по композиции и богатых по содержанию произведений Пушкина. Больше 8 лет посвяти Александр Сергеевич своему детищу: начав работу над романом в стихах весной 1823 года, завершил произведение он только к осени 1831. Это была самая кропотливая и длительная работа над произведением в его жизни.

Он то бросал работу над «Евгением Онегиным», то вновь приступал к ней. Условно работу над романом можно подразделить на четыре этапа, в течение которых в жизни Пушкина случилось множество событий: и южная ссылка, и Болдинская осень, и череда бурных романов. Все главы издавались постепенно, по мере написания, одна за другой. Последний авторский вариант увидел свет в 1837 году. Согласно описанию, действия в романе охватывают промежуток времени на протяжении 6 лет. В процессе повествования герои взрослеют, проходят некоторый жизненный путь и превращаются из мечтательных юношей и девушек в зрелых состоявшихся личностей.

Благодаря выражению эмоций героев посредством стихотворной формы, роман получает большую лиричность и выразительность, таким образом, читателю становится понятна и доступна вся палитра чувств, которую закладывал в основу автор. Помимо этого, Пушкин вводит в роман и себя в качестве одного из героев повествования, он хранит у себя письмо Татьяны и встречается с Онегиным в Петербурге. В романе есть множество лирических отступлений, где Пушкин делится с читателем своими мыслями и переживаниями, как бы отчуждаясь от хода и главной линии повествования.

Анализ произведения

Основной сюжет произведения

В основе сюжета лежит любовная линия: молодая Татьяна Ларина влюбляется в яркую неординарную личность Евгения Онегина. Еще совсем юный, он уже устал от шумной суеты и мишуры окружающей его, и называет свою душу охладевшей. Молодая влюбленная девушка решается на отчаянный шаг и пишет письмо-признание, где со свойственной ее юношеской натуре пылкостью изливает Евгению свою душа и высказывает надежду на возможность романтических отношений между ними. Герой не отвечает Татьяне взаимностью, чем очень сильно ранит ее. Между молодыми людьми происходит решительное объяснение, и Онегин мягко говорит Татьяне о том, что его черствая душа уже не способна полюбить, пусть и такую юную и прекрасную девушка как Татьяна. Позже, когда Ларина становится замужней женщиной и, казалось бы, обретает тихое семейное счастье, пути героев пересекаются вновь. Онегин понимает, какую ужасную ошибку он совершил, но, к сожалению, исправить что-либо уже не возможно. Татьяна произносит свое знаменитое «…но я другому отдана, и буду век ему верна…», чем ставит точку в несостоявшейся истории любви.

Множество ошибок, которые свойственно делать людям, особенно в юношестве, помешали молодым героям быть вместе, несмотря на их взаимную любовь. Только пройдя через череду душевных потрясений, Онегин понимает, что Татьяна - та самая девушка, с которой он мог бы быть очень счастлив, но, как водится, понимает это он слишком поздно. Все это, безусловно, заставляет читателя задуматься над тем, а не совершает ли он подобную ошибку. А, быть может, погружает в воспоминания о прошлых печальных опытах или заставляет вновь пережить пылкие и нежные первые чувства.

Главные герои

Одним из главных героев является Евгений Онегин. Замкнутый юноша со сложным характером. Автор намеренно не идеализирует его образ, наделяя его всеми теми недостатками, которые обычно присущи реальному человеку. С детства он не знал нужды ни в чем, будучи сыном Петербургского дворянина. Его душа не тяготела к труду, была изнежена романами, балами и научными трудами любимых авторов. Жизнь его была так же пуста, как и у миллиона таких же барских отпрысков того времени, наполнена кутежами и развратом, бессмысленным прожиганием жизни. Как это водится, в результате подобного образа жизни Евгений стал настоящим черствым эгоистом, задумывающимся лишь о собственных удовольствиях. Он не в грош не ставит чужие чувства и с легкостью оскорбляет человека, если тот пришелся ему не по душе или произнес неуместную на его взгляд фразу.

Между тем, не лишен наш герой и положительных черт: например, на протяжении всего романа, автор показывает нам, насколько Онегин тяготеет к науке и знаниям. Он постоянно в поиске того, чем можно пополнить и расширить свое сознание, изучает труды философов, ведет интеллектуальные беседы и споры. Помимо этого, в отличие от сверстников, ему очень быстро надоедает суета балов и бессмысленное времяпровождение. Очень скоро, читатель может наблюдать его личностный рост, в то время, как его друзья один за другим неминуемо деградируют, превращаясь в обрюзгших помещиков.

Не смотря на его разочарование и неудовлетворения тем образом жизни, который он вынужден вести, у него не хватает душевных сил и мотивации порвать этот замкнутый круг. Он не ухватился за ту спасительную соломинку, которую протягивает ему чистая и светлая девушка Татьяна, признаваясь в любви.

Поворотным моментом его жизни служит убийство Ленского. В этот момент у Онегина открываются глаза, он понимает насколько ничтожно все прежнее его существование. От чувства стыда и угрызений совести он вынужден бежать, и отправляет покорять просторы страны в надежде укрыться от «кровавой тени» убитого друга.

Из трехлетнего вояжа он возвращается совсем другим человеком, зрелым и осознанным. Вновь встретив Татьяну, которая на тот момент уже замужем, он понимает, что испытывает к ней чувства. Он видит в ней взрослую умную женщину, прекрасную собеседницу и целостную зрелую натуру. Он поражается ее величию и светской холодности, не узнавая в ней той робкой и нежной деревенской девушки, какой он знал ее раньше. Теперь она любящая жена, тактична и доброжелательна, сдержана и спокойна. В эту женщину он влюбляется без памяти, и ею он безжалостно отвергнут.

Это и послужило финалом романа, дальнейшая жизнь Онегина и Татьяны остаются для читателя неизвестными. Пушкин не дает никакого ответа на вопросы о том, смог ли Евгений смириться и забыть свою любовь и как он провел свои последующие дни? Была ли в дальнейшем счастлива Татьяна замужем за нелюбимым мужчиной? Все это осталось тайной.

Не меньший по значимости образ, описанный в романе - образ Татьяны Лариной. Ее Пушкин описывает как простую дворянку из провинции. Скромная барышня, не наделенная особенной красотой и внешней привлекательностью, однако, обладающая удивительно глубоким многогранным внутренним миром. Ее романтическая поэтичная натура завораживает читателя и заставляет симпатизировать и сопереживать ее страданиям с первой до последней строчки. Пушкин и сам не раз признается в любви к своей вымышленной героине:

«Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!».

Таня растет довольно замкнутой, погруженной в собственные чувства, закрытой девочкой. Ее лучшими друзьями очень рано стали книги, в них она искала ответы на все вопросы, через страницы романов она познавала жизнь. Тем более странным выглядит для читателя неожиданный порыв Татьяны и ее откровенное письмо Онегину. Такое поведение совсем не свойственно ее характеру и свидетельствует о том, что чувства, вспыхнувшие к Евгению, были столь сильны, что затмили разум молодой девушки.

Автор дает нам понять, что и после отказа, и после длительного отъезда Онегина, и даже после замужества Таня не перестает любить его. Однако огромное благородство и чувство собственного достоинства не дает ей возможности броситься в его объятия. Она уважает своего мужа и оберегает свою семью. Отказавшись от чувств Онегина, она проявляет себя как исключительно рассудительная, сильная и мудрая женщина. Долг оказывается для нее превыше всего, и это ее решение заставляет читателя проникнуться к героине глубоким уважением. Страдание же и позднее раскаяние Онегина является закономерным финалом его образа жизни и поступков.

(Картина К. И. Рудаковой "Евгений Онегин. Встреча в саду" 1949 )

Помимо главных героев, в романе описано множество второстепенных персонажей, однако такой яркой характеристики, как Татьяна и Онегин не получает больше никто. Разве что Ленскому автор уделяет некоторое внимание. С горечью он описывает его трагическую судьбу с несправедливым финалом. Пушкин характеризует его как исключительно чистого юношу, с незапятнанной репутацией и высокими моральными качествами. Он талантлив и порывист, но при этом весьма благороден.

Заключение

Особняком стоит описание природы в романе: ему автор уделяет немало времени. Мы можем найти на страницах романа прекрасные картины, воссоздающие перед нашими глазами Москву, Петербург, Крым, Одессу, Кавказ и, конечно, чудесную природу российской глубинки. Все, что описывает Пушкин - обыденные картины российской деревни. В то же время, он делает это так виртуозно, что картинки, созданные им, буквально оживают в воображении читателя, завораживают его.

Не смотря на неутешительный финал романа, его вовсе нельзя назвать пессимистическим. Наоборот, обилие светлых живых моментов заставляет читателя верить в прекрасное будущее и с надеждой смотреть вдаль. Здесь так много светлых, настоящих чувств, благородных порывов и чистой любви, что роман более способен выводить читателя на положительные эмоции.

Вся композиция романа выстроена удивительно гармонично, что удивительно, учитывая то, с какими большими перерывами автор вновь приступал к работе над ним. Строение имеет четкую, стройную и органичную структуру. Действия плавно проистекают одно из другого, на протяжение всего романа применяется излюбленный пушкинский прием - кольцевая композиция. То есть, место начальных и конечных событий совпадает. Читатель также может и отследить зеркальность и симметричность происходящих событий: Татьяна и Евгений несколько раз оказываются в схожих ситуациях, на одной из которых (отказ Татьяны) действие романа прерывается.

Стоит отметить, что ни одна любовная история в романе не имеет успешного финала: как и ее сестре Татьяне, Ольге Лариной не суждено было обрести счастья с Ленским. Разность героев показана через противопоставление: Татьяна и Ольга, Ленский и Онегин.

Подводя итог, стоит отметить, что «Евгений Онегин» - поистине подтверждение недюжинного поэтического таланта и лирического гения Пушкина. Роман читается буквально на одном дыхании и захватывает с первой своей строчки.

Делает неоднозначным и сложным.

Это проявляется как в эволюционном развитии персонажа, так и композиционном развитии самого романа «Евгений Онегин».
Именно эту динамичность и надлежит рассматривать для объективного анализа героя.

Образ Евгения Онегина — личность и стиль жизни героя

Онегин – это:
петербургский аристократ (происхождение и воспитание)
эгоист и повеса (отношение к жизни и людям)

Однако такое же воспитание и отношение культивировалось вообще в аристократической среде дворян того времени. Все молодые люди так или иначе «отдавались» на попечение иностранных гувернеров, обретая в их воспитании «необходимые» тогда «светские навыки»:

Иностранные языки

(«Он по-французски совершенно…»)

(«Легко мазурку танцевал»)

(«И кланялся непринужденно…»)

Общая образованность героя была соответствующей представлениям того же времени и круга. Он мог процитировать «кстати» парочку-тройку стихов, латинских фраз, «исторических анекдотов».
Его день проходил в единообразных занятиях и суете – балы, обеды, театры.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе. Главный герой - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения.

Онегин - светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился "чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой - порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, "резкий охлажденный ум" выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: "Нет, рано чувства в нем остыли. Ему наскучил света шум..."

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов". В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохота глупцов". В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества.

В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности. Образ Евгения Онегина открывает целую галерею "лишних людей". Вслед за Онегиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.

А. С. Пушкин сумел обогнать свою эпоху - он создал абсолютно уникальное произведение, роман в стихах. Образ Евгения Онегина великий русский поэт сумел преподнести совершенно особым образом. Герой выступает перед читателем сложным и неоднозначным. И его изменения проявляются на протяжении всего произведения в динамике.

Онегин - представитель высшего света

Описание характера Онегина в романе «Евгений Онегин» можно начать с тех характеристик, которые дает А. С. Пушкин своему герою. Это следующие «факты»: во-первых, Онегин является аристократом из Санкт-Петербурга. Что же касается его отношения к окружающим людям и жизненной философии, то поэт описывает его как «эгоиста и повесу». Подобное воспитание культивировалось в дворянской среде того времени. Дети высокопоставленных особ отдавались на попечение иностранных воспитателей. И к началу юности гувернеры обучали их основным навыкам, наличие которых можно проследить и у главного героя пушкинского произведения. Онегин владел иностранным языком («и по-французски совершенно…»), умел танцевать («легко мазурку танцевал»), а также обладал хорошо развитыми навыками этикета («и кланялся непринужденно»).

Поверхностность образования

В начале произведения Онегин описывается через авторское повествование. Пушкин пишет о душевном недуге, который постиг его героя. Описывая характер Онегина в романе «Евгений Онегин», можно подчеркнуть: первопричиной этой «хандры» вполне может быть тот конфликт, который характеризовал отношения Онегина с обществом. Ведь с одной стороны, главный герой подчинялся установленным в дворянском социуме правилам; с другой - внутренне бунтовал против них. Нужно отметить, что хотя Онегин и был воспитанным, это образование не отличалось особой глубиной. «Чтоб не измучилось дитя, всему учил его шутя» гувернер из Франции. Помимо этого, Онегина можно назвать и соблазнителем. Ведь он умел «казаться новым, шутя невинность изумлять».

Основные черты в начале произведения

Онегин является очень противоречивой личностью. С одной стороны, его неприглядными качествами характера являются эгоизм и жестокость. Но с другой, Онегин наделен тонкой душевной организацией, он очень раним, и обладает духом, стремящимся к истинной свободе. Именно эти качества и являются наиболее привлекательными в Онегине. Они делают из него еще одного «героя нашего времени». Знакомство с главным героем происходит в первой главе, во время его раздраженного и желчного монолога. Читатель видит «молодого повесу», который ни в чем не видит ценности и смысла, испытывает равнодушие ко всему на свете. Онегин иронизирует по поводу болезни своего дядюшки - ведь она оторвала его от светской жизни, однако ради денег он способен какое-то время потерпеть «вздохи, скуку и обман».

Быт Онегина

Такая образованность была свойственна представителям его круга. Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» на первый взгляд может показаться легкомысленным. Онегин в беседе легко мог процитировать несколько стихов или латинских фраз, а его ежедневная жизнь проходила в совершенно однообразной среде - балы, обеды, посещение театров. Быт главного персонажа произведения поэт представляет посредством описания кабинета Онегина, которого он называет «философом в осьмнадцать лет». На столе у главного героя рядом Байроном находится столбик с куклою, а также большое количество разнообразных туалетных принадлежностей. Все это дань моде, увлечениям, аристократическим привычкам.

Но больше всего душу главного героя занимает «наука страсти нежной», что также можно упомянуть в описании характера Онегина в романе «Евгений Онегин». Однако после знакомства со своим главным героем Пушкин предупреждает читателей о том, что не стоит поддаваться соблазну воспринимать Онегина как «пустышку» - он вовсе не таков. Все светское окружение и привычный жизненный уклад не вызывают у главного героя никакого энтузиазма. Этот мир наскучил Онегину.

Хандра

Жизнь главного героя была совершено спокойной и безоблачной. Его пустое существование заполняли развлечения и заботы о собственной внешности. Главным героем овладевает «английский сплин», или же русская хандра. Сердце Онегина было пустым, а ум не находит себе применения. Ему опостыл не только литературный труд. Главный герой берется за книгу, однако и чтение не доставляет ему никакого удовольствия. Ведь Онегин разочаровался в жизни, и поверить книге он не в состоянии. Овладевшую им апатию главный герой называет «разочарованием», с охотой прикрывая себя образом Чайльд-Гарольда.

Однако главный герой не хочет и не умеет по-настоящему трудиться. Поначалу он пробует себя в качестве писателя - однако выполняет эту работу «зевая», и вскоре откладывает ее в сторону. И такая скука подталкивает Онегина к тому, чтобы путешествовать.

Онегин в деревне

В деревне главный герой снова сумел «воспрять духом». Он счастлив наблюдать за красотами природы, и даже делает попытки облегчить жизнь крепостных крестьян путем смены тяжкой барщины на «легкий налог». Однако снова Онегина догоняет его мучительница - скука. И он обнаруживает, что и в деревне испытывает те же самые чувства, что и в аристократической столице. Онегин рано просыпается, плавает в реке, но все равно ему наскучивает и эта жизнь.

Поворотное знакомство

Однако декорации меняются после того, как главный герой знакомится с Ленским, а потом и с сестрами Лариными, живущими по соседству. Близкие интересы и хорошее воспитание позволяют сблизиться Онегину с Ленским. Главный герой обращает внимание на старшую сестру, Татьяну. А в ее сестре, Ольге (которая являлась возлюбленной Ленского), Онегин видит только лишь «безжизненность черт и души». Черты характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» противопоставляют ее главному герою. Она близка к народной жизни, несмотря на то, что плохо говорит по-русски.

Ее лучшие черты были воспитаны няней, которая передала Татьяне понятие о нравственном долге, а также основы народного мироощущения. Цельность характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» проявляется в смелости, с которой она делает признание возлюбленному, а также в благородстве ее намерений, верности супружеской клятве. Отповедь Онегина делает ее взрослее. Героиня меняется внешне, однако сохраняет лучшие качества характера.

Что касается характера Ольги в романе «Евгений Онегин», то этой героине поэт отводит второстепенную роль. Она хороша собой, однако Онегин сразу видит ее душевную пустоту. И этот характер очень быстро вызывает неприятие у впечатлительного читателя. В образе Ольги великий русский поэт выражает свое отношение к ветреным девушкам своей эпохи. Об их портрете он говорит так: «Я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно».

Характер Ленского в романе «Евгений Онегин»

Ленский предстает перед читателем в образе свободолюбивого мыслителя, который получил образование в одном из европейских университетов. Поэзия его овеяна духом романтизма. Однако Пушкин спешит предостеречь читателя о том, что в действительности Ленский остается невеждой, обычным русским помещиком. Хотя он и симпатичен, однако не слишком утончен.

Порядочность героя

Онегин отвергает чувства Татьяны. На все ее любовные признания он отвечает грубой отповедью. В этот момент времени искренность и чистота чувств деревенской девушки оказываются Онегину не нужны. Однако Пушкин оправдывает своего героя. Онегин отличался порядочностью и честностью. Он не позволял себе глумления над чувствами другого человека, над его наивностью и чистотой. К тому же, причиной отказа Лариной была холодность самого Онегина.

Поединок с Ленским

Следующая поворотная точка в раскрытии характера Онегина - это его дуэль с Ленским. Но в этом случае Онегин не демонстрирует благородства, предпочитая не отказываться от поединка, исход которого был предопределен. Над решением Онегина подобно дамоклову мечу висело мнение общества, а также извращенность существовавших в той среде ценностей. И главный герой не открывает свое сердце чувству настоящей дружбы. Ленский погибает, и Онегин расценивает это как собственное преступление. И бессмысленная смерть друга пробуждает «сон души» главного героя. Характер Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» меняется: он понимает, насколько одиноким является, и его отношение к миру приобретает другие оттенки.

Повторная встреча с Татьяной

Вернувшись в столицу, на одном из балов главный герой снова встречает «ту самую Татьяну». И его очарованию нет предела. Она замужняя женщина - но лишь теперь Онегин оказывается способным увидеть родственность их душ. В любви к Татьяне он усматривает возможность своего духовного воскресения. Кроме того, Онегин узнает, что ее любовь к нему тоже еще жива. Однако для главной героини оказывается совершенно неприемлемой мысль о возможной измене законному мужу.

В ее душе происходит поединок между чувствами и долгом, и разрешается он не в пользу любовных страстей. Татьяна оставляет Онегина на коленях в одиночестве. И сам поэт также покидает своего героя именно во время этой сцены. Чем закончится его жизнь, остается неизвестным. Исследования литературоведов и историков показывают, что поэт планировал «отправить» Онегина на Кавказ, или же превратить его в декабриста. Однако это осталось тайной, которая была сожжена вместе с заключительной главой произведения.

Автор романа и его главный герой

Многогранность характеров в романе «Евгений Онегин» раскрывается в процессе сюжетного развития поэмы. Описывая те события, которые происходили в произведении после дуэли Онегина с Ленским, Пушкин включает в текст небольшое упоминание о молодой горожанке. Она спрашивает, что произошло с Ольгой, где теперь находится ее сестра, и что с Онегиным - где «этот пасмурный чудак»? И автор произведения обещает рассказать об этом, но не теперь. Пушкин специально создает иллюзию авторской свободы.

В этом приеме можно усмотреть как замысел талантливого рассказчика, который ведет непринужденный разговор со своими читателями. С другой стороны, так Пушкин может быть охарактеризован, как настоящий мастер, который в совершенстве владеет избранной манерой подачи произведения. Автор произведения выступает в качестве одного из персонажей романа только в отношении самого Онегина. И это указание на личные контакты выделят главного героя среди других персонажей. Пушкин упоминает о «встрече» с Онегиным в столице, описывает то первое смущение, которое охватило его во время этой встречи. Такой была манера общения главного героя - язвительные шутки, желчь, «злость мрачных эпиграмм». Также Пушкин сообщает читателю об общих планах увидеть со своим главным героем «чуждые страны».

Фамилия Онегин принадлежит к числу древнейших семейных именований и представляет собой уникальный памятник славянского имясловия.

Родовое имя Онегиных относится к интереснейшей группе фамилий, произошедших от географических названий. Такой тип фамилий образовался от имен, данных предкам по месту их рождения, жительства или национальности. Интересно, что источником ранних «топонимических» прозвищ, как правило, являлись названия рек, на берегах которых проживал один из предков. Это объясняется тем, что в старину, в связи с отсутствием у многих объектов официальных географических названий, ориентиром для указания местоположения поселения часто служило течение реки.

Таким образом, родоначальник фамилии Онегин ых, скорее всего, был выходцем из деревни, расположенной на реке Онега, протекающей на северо-западе России, в Архангельской области. Само название реки имеет финно-угорское происхождение и в переводе на русский язык звучит как «быстрая, шумная, стремительная».

Жители поселений, стоявших на Онеге, издревле занимались добычей отменного онежского жемчуга, а также создавали из него украшения невиданной красы и изящества. Промышляли на Онеге и семгой, верной спутницей «популяции жемчуга». Кроме того, на онежских «поделах» с незапамятных времен строили суда для архангельских, каргопольских и холмогорских купцов. Также постоянными заказчиками онежских корабелов были Соловецкий, Николо-Карельский, Михайло-Архангельский и Пертоминский монастыри.

Вместе с тем, прозвище Онегин могло быть присвоено и одному из жителей города Онега, расположенного в устье вышеназванной реки. Первое упоминание об Онеге как о поселении под названием «Погост на море» относится к 1137 году. Позднее оно было именовано Усть-Онегой, а в 1780 году получило статус города и официальное название Онег.

Кроме того, прозвание Онегин могло закрепиться и за человеком, жившим в деревне Онег, расположенной на левом берегу Волхова к северу от Новгорода у ручья Онегость (также Онега и Онига). В письменных источниках XV века данное поселение впервые упоминается как деревня Антоновского погоста «Над Онегом».

В то же время, существует предположение, что наследственное имя Онегиных входит в число фамилий, образованных от внутрисемейных «мирских» имен. В таком случае, данная фамилия возникла в качестве отчества от «домашнего» имени предка Онега. Так, например, в Писцовых книгах Новгородских пятин фигурирует крестьянин Онига (Онега) Офромеев (1539 год). Вероятно, указанное именование было дано ребенку в честь реки/ручья Онеги либо зрелому человеку за определенные свойства характера.

Фамильное прозвание Онегиных встречается в архивных документах со второй половины XVII века. К примеру, в Дополнениях к Актам историческим значится двинский целовальник Пятко Онегин (1682 год).

Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения фамилии Онегин говорить сложно. Однако с уверенностью можно утверждать, что она имеет богатейшую историю и отражает в себе древние славянские верования и традиции именования людей.


Источники: Тупиков Н.М., Словарь древнерусских личных собственных имен. Ильина Л.Л., Грахов А. К., Реки Севера. Боровой В.Я., Там, где течет Онега. Золин П., Онегесий оногур...

Похожие статьи
 
Категории