Патриотизм в истории России: государственная идеология и ценностный потенциал. Патриотизм – главный ключ к возрождению Русской Цивилизации

01.05.2019

Патриотизм – (от греческого patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Национальная социологическая энциклопедия

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Большая советская энциклопедия

  • Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.
  • Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.
  • Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.
  • Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.

Преимущества патриотизма

  • Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
  • Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.
  • Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.
  • Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
  • Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.
  • Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Проявления патриотизма в повседневной жизни

  • Геополитика. Образование национальных государств – это одно из проявлений патриотизма каждой нации.
  • Освободительные войны. Именно патриотизм, как основа сплоченности перед лицом неприятеля, помогал народам выигрывать самые страшные войны в случае, если они не были захватническими.
  • Военная служба. Готовность защищать Родину от внешнего врага – неотъемлемый признак патриотизма; человек, выбравший военную службу – проявляет патриотизм.
  • Национальные обычаи, традиции. Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов.
  • Национальная культура. Русские народные песни, эпосы якутского народа, шотландская игра на волынке – все это примеры патриотизма, выразившегося в культурном наследии разных народов.

Как развить в себе патриотизм

  • Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, и прививающие эти чувства детям – воспитывают детей патриотами.
  • Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек воспитывает в себе патриотизм.
  • Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма.
  • Путешествия по своей стране. Лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

Золотая середина

Космополитизм

Патриотизм

Национализм, ксенофобия, шовинизм

Крылатые выражения о патриотизме

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины. - Джон Кеннеди - Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. - Патриарх Алексий II - Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. - Николай Чернышевский - Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! - Александр Пушкин - Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё. - Теодор Рузвельт - А. С. Ципко / Ценности и борьба сознательного патриотизма Автор поднимает вопрос о природе и чертах русского патриотизма. Опираясь на точку зрения философов Бердяева и Франка, он противопоставляет «квасному патриотизму» патриотизм сознательный, в основе которого – не миф, но историческая правда. Патриотизм - духовный стержень народов России Книга посвящена патриотизму – чувству, которое неразрывно связано с российской историей и которому во многом Российское государство обязано своим становлением и существованием.

К ак патриотизм проявляется в реальной жизни? Он проявляется в экстремальных условиях, в первую очередь в условиях войны. В XVIII веке Россия провела 56 лет на полях сражений, в XIX - 30 лет. Все войны явились замечательным примером русского патриотизма, когда человек умирал за царя, за родину, за веру с чувством гражданского долга и ответственности за национальное государство. Здесь хотелось бы отметить несколько важных моментов. Русское государство созидалось на принципе авторитарности. Принятие христианства только укрепило эти основы. Более тысячи лет Русь (Россия) оставалась страной с доминирующим авторитарным началом. Это всегда было поводом для критики со стороны отечественных либералов, уверявших, что чиновничество душит свободную мысль, препятствует творческому развитию личности. Этот идеологический тезис существует и до сих пор. Например, сестра небезызвестного Михаила Прохорова Ирина Прохорова устно и письменно пытается нас убедить, что Андрей Курбский, предавший царя Ивана IV и возглавивший одну из польских армий в войне против России в 1564–1579 годах, является носителем добра и справедливости.

История России наглядно показывает: чем сильнее государство - тем устойчивее социальная система. И все неустроения и несчастья происходят именно тогда, когда государство слабеет. Без сильного государства не было бы ни русской культуры, ни русского этноса, ничего бы не было.

Русский народ - разноименный, но выступающий как единое целое, он скреплен единством языка и обычаев, он формировался под сильным влиянием великой православной культуры. Миропомазанный царь в русском духовном контексте - это не просто правитель, повелитель, это человек, обязанный денно и нощно, всю свою жизнь служить опорой и защитой вере Хрис­товой, держать ответ за свои дела перед Царем всех царствующих и Господом всех господствующих. Цари не только представали перед подданными в величии царского, имперского антуража, они обязаны были являть высший земной нравственный авторитет России. Хотелось бы отметить, что в нашем, русском контексте в нравственных ориентирах и в воспитательных средствах очень большое значение имеет поведение российских правителей. Если правители будут вести себя патриотично, то патриотизм сам по себе будет получать расширение и распространение.

Приведу два примера.

Первый пример связан с именем Александра III, когда в 1877 году Россия вступила в войну за освобождение Болгарии. И это была великая миссия России. Чем отличается империя от не империи? Бразилия страна, но не империя, хоть и большая страна. Ватикан маленькое государство, но это империя. Империя - это вселенское устремление. Это трансляция силы и мощи своего духовного предназначения. Поэтому Америка - это, конечно, империя. Это глобалистская империя, четвертая, по некоторым богословским взглядам. Империей была и Россия. В чем смысл православия, веры Христовой? Евангелизация человечества и приготовление его ко второму пришествию Спасителя - вот смысл православия, его онтологическая сущность. В 1877 году Россия, не имея никаких глобальных, территориальных, экономических интересов, единственная выступила на защиту болгар, которые тогда подвергались тотальной ассимиляции, а те, кто сопротивлялся этому, просто уничтожались. Никто не среагировал, ни Германия, ни Франция, только одна Россия выступила на защиту погибающего государства Болгария, не имея к нему никаких территориальных претензий и поползновений. Одним из важных элементов той войны было то, что сам царь и все пятеро его сыновей отправились на поле сражения. Одним из них был наследник­цесаревич, будущий Александр III, Александр Александрович. Надо сказать, что это была одна из самых оболганных войн в русской истории, о которой в Советском Союзе лишь коротко упоминали, а на Западе вообще замалчивали, как и Крымскую. На Западе прижилась концепция, согласно которой Россия якобы намеревалась завладеть Константинополем, в то время как на самом деле Россия категорически отвергала это, даже теоретических намерений не было захватить Стамбул и превратить его в Константинополь. Будущий царь Александр III, цесаревич Александр Александрович, возглавил небольшую восточную армию. Семь месяцев он командовал этим отрядом, участвовал в боевых сражениях. Он носил звание генерал­лей­тенанта, которое ему было присвоено в юности. Не имея опыта ведения военных действий, он на полях сражений прошел свои университеты и доказал свою преданность России, Богу.

Есть такой замечательный художник - Поленов, он был на той войне и запечатлел домик, по сути дела, хижину, где жил наследник русского престола. Существуют письма цесаревича, которые свидетельствуют о том, что быту он вообще не придавал никакого значения. Главное было - одержать победу над врагами Христовыми. Един­ственное, что принесло ему бытовые неудобства в этой войне, - это его борода. Александр III - единственный царь, который после Петра Первого имел бороду. До Петра I цари носили бороды, после же Петра I уже не носили. Александр III вернулся к этой традиции, борода была и у последнего нашего царястрастотерпца - Николая II.

Александр Александрович пробыл на фронте семь месяцев, его письма оттуда - свидетельство высокого духа. В письмах нет никаких жалоб, стонов, он не говорил ни о чем, что могло бы огорчить родных. Цесаревич оставил жену, троих детей в Петербурге. Рядом с ним был убит его кузен, племянник императора Александра II. На той войне был и внук Николая I. Все они воевали и погибали за Россию по доброй воле.

Второй случай , который относится ко времени Первой мировой войны, когда царицастрастотерпица, супруга Николая II, вскоре после начала войны окончила курсы сестер милосердия и пошла работать операционной сестрой, чтобы облегчить страдания и лечить младших офицеров русской армии. Многие считали, что она не должна была этого делать, что это не дело царицы, но она была христианкой в первую очередь, а потом царицей. Ее христианская душа призывала помогать ближним и страждущим, это было состоянием души, состоянием ее натуры. Несколько месяцев Александра Феодоровна ассистировала при операциях, занималась перевязкой больных, она утешала раненых - простых русских мужиков, слушала их нехитрые рассказы, отвлекала их разговорами, старалась чем­то помочь их близким. И здесь невольно возникает сравнение со Второй мировой войной, нашей Великой Отечественной войной, которая до сих пор остается общественно значимой темой. Но вот вопрос: кто­нибудь слышал, чтобы жена Молотова или какогонибудь другого партийного руководителя, хоть кто­то из членов номенклатурных семей пошел бы в госпиталь помогать раненым? Никто даже близко к госпиталю не подходил, не то что ассистировать на операции. Это все показатель нравственности, а точнее сказать, безнравственности власти.

В данном случае, на примере царской семьи, проявляется патриотизм, который не финансируется из казны, да и конференции на эту тему тогда не проводились. Патриотизм был естественным состоянием людей. Любовь к Отчизне не объяснишь и не взрастишь, можно теоретически дать некое обоснование, но, знаете, это как любовь между мужчиной и женщиной, о которой написано очень много, а когда начинают объяснять - у каждого свое. Это как любовь к матери. Любите мать не только когда она молода и хороша, но и когда она стара и больна. Если ты сын или дочь, ты будешь любить ее всегда, потому что она твоя мать. Так и здесь. Россия - она мать, и не надо говорить ничего о каком­то мистическом патриотизме.

Важно помнить, что патриотизм в России был православный. Россия никакого народа, кроме народа христианского, не знала, все эти племенные ограничения не имели никакого значения. Никогда людей не считали по составу крови. Это в других религиях, этносах считали, что досталось от мамы, от папы, от дяди, а у нас этого не было никогда. Православный и русский - это синоним. И в этом смысле и эстонцы, и украинцы, и поляки, и белорусы, и грузины и так далее могут считаться русскими в той мере, в какой они считают себя православными. Сейчас нередко говорят, что в России должны быть регионально­этнические патриотизмы - мордовский, башкирский и т.д. Но это разрушение единого, целого организма. Россия - дом для всех. Доминирующий этнос, конечно, русский, но в России жили многие народы и будут жить еще, я надеюсь, потому что разрушение этого дома никому благ не принесет.

Патриотизм надо являть людям своим примером, своим трудом и всей своей жизнью, кто, как и чем может: кто книгами, кто словом. И конечно, очень важно, чтобы наши нынешние правители и будущие шли по пути, который указан нашими предками, чтобы они следовали образцам, которые существовали, когда людям не надо было объяснять, что такое любовь к Родине.

Чем вообще измеряется любовь? Любовь - это жизнь. Если человек готов отдать жизнь - это любовь, если не готов - это увлечение, страсть, но не любовь. И миллионы русских людей проявили массовый героизм и патриотизм, отдавая свою жизнь за Отечество и веру, потому что Россия за 500 лет своей истории 375 лет провела в войне, то есть из пяти лет четыре года она воевала. В большинстве случаев мы одерживали победу. Победа определялась именно любовью русских людей к земле своей, к вере своей. Это потрясало иностранцев. Когда Наполеон пришел со своей 600тысячной армией и захотел освободить крестьян от крепостной зависимости, он не смог этого сделать. Простые русские крепостные мужики с вилами и кольями, без всякого командования выходили и начинали бить французов, потому что для них они были супостатами. Они это делали ради Отечества и Христа. Это был элемент стихийного, органического патриотизма, которому не учат в школе, он не внушается за круглым столом, он впитывается в души человеческие с молоком матери.

Патриотизм в наше время.

Уважение к своему государству, к его истории, стремление изменить свою страну в лучшую сторону, сделать ее красивее, беречь и ценить родину – обычно в таком проявляется патриотизм каждого человека. Но интересно было бы узнать каков патриотизм в наше время, готовы ли те же школьники в случае чего поступить, как их прадеды, которые, будучи обычными подростками, рвались на фронт, чтоб защитить свое отечество.

В словарях, зачастую, можно встретить определение патриотизму как любви к родному языку, к земле, природе и к власти, которая оберегает свой народ. Национализм и патриотизм не идентичные, но близкие понятия. У них есть ряд отличий и общих характеристик. Помимо этого, патриотизм является производной от национализма.

Рассмотрим наглядный пример проявления национализма и патриотизма. К примеру, каждая семья любит, как свой дом, так и своих родных и близких. Но эта любовь разная. Если семья переедет в другой дом, она не будет так горевать, если умрет кто-то из близких. То есть патриотизм – расширение определения человеческой любви к своему дому, а национализм – к родным людям.

В патриотизме главным является государство, а в национализме - любовь, иногда слишком фанатичная, к своему собственному народу. Согласно опросу среди детей школьного возраста, формирование патриотизма происходит в:

Знании своей истории, уважении опыта старших поколений, его исторического прошлого.Преданности, как своей стране, так и собственному делу, идеям, взглядах, семье.Защите государственных ценностей, уважении вековых традиций.

Стоит отметить, что патриотизм проявляется как в уважительном отношении к культурным ценностям своей страны, так и в уважении к соотечественникам. Считается, что воспитание любви к своей Родине должно закладываться еще с раннего детства, но, увы, патриотизм настолько свободное понятие, что оно легко может перейти к расизму или национализму. За последние годы можно заметить широкую популярность различных неофашистских и пр. организаций. Именно в такой обстановке и проявляется проблема патриотизма. Каждому человеку стоит осознавать, что проявление патриотизма – это не фанатичная, дикая любовь как к своей стране, так и своему населению, но и уважение к другим. Проявляя уважительное отношение к другим национальностям, культурам других стран, человек показывает тем самым, что способен к истинному патриотизму, настоящей преданной любви к своему отечеству.

Истинный и ложный патриотизм - отличия

Случается и такое, что личность только стремится делать вид, что всей душой готова постоять за ценности своего государства, что она – истинный патриот. Ее главной целью является достижение личностных целей или же такая игра на публику для того, чтобы иметь хорошую репутацию. В этом проявляется ложный патриотизм.

Стоит отметить, что истинный и ложный патриотизм отличаются тем, что первый основывается на настоящей любви к родине. Человек не стремится об этом сообщать каждому прохожему, он просто знает, что способен в нужный момент постоять за свое государство. В настоящее время иногда можно встретить такое понятие как «кризис патриотизма», вызванный низким уровнем жизни населения и малоэффективной политикой в области образования и воспитания.

Для избегания зарождения новых организаций с ярко выраженным национализмом или для сокращения количества уже имеющихся, необходимо помнить, что чувство патриотизма должно зарождаться с семьи, друзей человека, с его памяти о его старшем поколении, которые отдали последние силы во благо своей родины. И необходимо помнить, что традиции, заложенные ими, необходимо каждому человеку преумножать.

Итак, патриотизм необходимо воспитывать в себе, своих детях еще с самого рождения. Ведь из-за неумелого патриотического воспитания общество получает людей с ярко выраженными античеловеческими взглядами.

На вопрос Что значит быть патриотом (примеры из жизни) заданный автором философствовать лучший ответ это Быть патриотом значит быть преданным своей стране и быть готовым защищать её интересы и даже отдать свою жизнь если этого потребует Отчизна
Много примеров патриотизма можно взять из истории
Так в начале XVII века народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в борьбе с иноземными захватчиками отстояли независимость России.
Во время ВОВ многие патриоты шли на смерть чтобы защитить свою страну: Александр матросов, Зоя Космодемьянская,

Ответ от Манька облигация?¦? [гуру]
Ездить на ВАЗе...


Ответ от Евгений пуров [гуру]
ездить на калине и курить приму


Ответ от Европейский [гуру]
Стать депутатом. Они все патриоты.


Ответ от Проселок [гуру]
Подвиг Зины Портновой
Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса летом 1941 года она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там её и застала война. Белоруссию заняли фашисты.
С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали решительно действовать, была создана тайная организация «юные мстители». Ребята вели борьбу с фашистскими оккупантами. Ими была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десять фашистских эшелонов. Отвлекая противника, «Мстители» разрушали мосты и шоссе, взорвали местную электростанцию, сожгли завод. Добывая сведения о действиях немцев, они сразу же передавали их партизанам.
Зине Портновой поручали всё более сложные задания. По одному из них девочке удалось устроиться на работу в немецкую столовую. Поработав там немного, она осуществила эффективную операцию – отравила пищу для немецких солдат. Более 100 фашистов пострадали от её обеда. Немцы стали обвинять Зину. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.
В 1943 году появились предатели, которые раскрывали секретные сведения и выдавали наших ребят фашистам. Многие были арестованы и расстреляны. Тогда командование партизанского отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Фашисты схватили юную партизанку, когда та возвращалась с задания. Зину страшно пытали. Но ответом врагу было лишь её молчание, презрение и ненависть. Допросы не прекращались.
«Гестаповец подошел к окну. А Зина, метнувшись к столу, схватила пистолет. Очевидно уловив шорох, офицер порывисто обернулся, но оружие было уже в ее руке. Она нажала курок. Выстрела почему-то не слышала. Только увидела, как немец, схватившись руками за грудь, свалился на пол, а второй, сидевший за боковым столом, вскочил со стула и торопливо отстегивал кобуру револьвера. Она направила пистолет и на него. Снова, почти не целясь, нажала курок. Бросившись к выходу, Зина рванула на себя дверь, выскочила в соседнюю комнату и оттуда на крыльцо. Там она почти в упор выстрелила в часового. Выбежав из здания комендатуры, Портнова вихрем помчалась вниз по тропинке.
«Только бы добежать до реки» , – думала девочка. Но сзади слышался шум погони… “Почему они не стреляют? ” Совсем рядом уже казалась гладь воды. А за рекой чернел лес. Она услышала звук автоматной стрельбы, и что-то колючее пронзило ногу. Зина упала на речной песок. У нее еще хватило сил, слегка приподнявшись, выстрелить… Последнюю пулю она берегла для себя.
Когда немцы подбежали совсем близко, она решила, что все кончено, и наставила пистолет себе на грудь и нажала курок. Но выстрела не последовало: осечка. Фашист вышиб пистолет из ее слабеющих рук» .
Зина была отправлена в тюрьму. Больше месяца зверски пытали девочку немцы, они хотели, что бы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала ее.
Утром 13 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Она шла, спотыкаясь босыми ногами, по снегу.
Девочка выдержала все пытки. Она по-настоящему любила нашу Родину и погибла за нее, твердо веря в нашу победу.
Зинаиде Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Доклад на Всероссийской научно-общественной конференции " ", состоявшейся 28 марта 2014 г. в Москве.

«Новый советский патриотизм есть факт, который бессмысленно отрицать. Это есть единственный шанс на бытие России. Если он будет бит, если народ откажется защищать Россию Сталина, как он отказался защищать Россию Николая II и Россию демократической республики, то для этого народа, вероятно, нет возможностей исторического существования» (Г.П.Федотов)

Русского историка и религиозного философа Георгия Петровича Федотова (1886–1951), четверть века прожившего в эмиграции, трудно заподозрить в любви к сталинскому режиму. В статье «Защита России», опубликованной в 4-м номере парижской «Новой России» за 1936 г., мыслитель не берется оценивать «силу и живучесть нового русского патриотизма», носителем которого является «новая знать», управляющая Россией. Более того, он сомневается в силе патриотического чувства рабочих и крестьян, «на спинах которых строится сталинский трон». То есть для Федотова было очевидно различие между патриотизмом, как идеологическим конструктом, и патриотическим чувством, носителем которого является народ.

Но эта двойственность патриотизма - внешняя, т.к. по своей природе он представляет собой взаимосвязь двух принципов - социально-политического и нравственного (рис. 1), двух измерений - малой и большой Родины и двух проявлений - чувства любви к Родине и готовности к защите Отечества.

Рис. 1. Сущность патриотизма

По своей глубинной сути патриотизм выступает основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности личности и социума. В его основе лежат два архетипических образа: Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, символизирующего государство.

Так что же такое патриотизм: «последнее прибежище негодяя» (по определению автора знаменитого «Словаря английского языка» Самуэля Джонсона), «орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей» (в понимании Л.Н.Толстого) или «добродетель» и «любовь ко благу и славе Отечества» (по убеждению Н.М.Карамзина и В.С.Соловьева)? Где грань между национализмом, настоящим и ложным патриотизмом? Совместим ли патриотизм с общечеловеческими ценностями?

Проблема патриотизма представляла и представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. Не удивительно, что только за время существования новой российской государственности отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось и продолжает варьироваться от полного неприятия до безусловной поддержки. Сегодня в России о патриотизме заговорили все - от монархистов до коммунистов, от державников до интернационалистов.

Мало кто будет спорить с тем, что почти две трети истории нашего народа представляет собой борьбу за независимость. Неудивительно, что в таких этих условиях патриотизм стал краеугольным камнем государственной идеологии. Надо учитывать и то, что формирование патриотической идеи, совпавшее по времени с возникновением Русского государства, с самого начала оказалось связанным с выполнением ратного (воинского) долга. Как идея объединения русских земель в борьбе с врагами он отчетливо звучит в «Повести временных лет» и проповедях Сергия Радонежского, в «Слове о полку Игореве» и «Слове о законе и благодати» Иллариона.

Но при этом, обращает на себя внимание отсутствие в русских былинах единого типа воина-героя. Но всех их (Микулу Селяниновича и Илью Муромца, Садко и Никиту Кожемяки) объединяет любовь к «отеческим гробам» и стремление «постоять за землю Русскую».

Показательно, что термин «патриот» получил хождение в России только в XVIII ст. в связи с Северной войной. В своем труде, посвященном этой войне, вице-канцлер барон П.П.Шафиров впервые применил его со значением «сын Отечества». Именно для петровского времени характерен рост национального самосознания в целом и государственного начала в нем, в частности. Можно считать, что при первом российском императоре патриотизм приобрел характер государственной идеологии, главным девизом которой стала формула «Бог, Царь и Отечество». Напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр Великий подчеркивал, что сражаются они за государство, свой род и православную веру. «Учреждение к бою», «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел» и «Морской устав», - все эти и иные законы петровской эпохи закрепили патриотизм как норму поведения, прежде всего, воина. Позже великий русский полководец А.В.Суворов использовал в этом же значении термин «отечественник». И это не случайно. Ведь своим происхождением слово «патриотизм» обязано греческому «соотечественник», берущему свое начало от древнегреческого «патра», что означало род. Вспомним, что древние мыслители считали отношение к Отечеству самым благородным помышлением. Для античности патриотизм выступал главной нравственной обязанностью члена полиса, вкладывая в это понятие не только военную защиту города-государства, но и активное участие в управлении полисом. К сожалению, в российской истории (в том числе по ряду объективных причин) патриотизм как чувство Гражданина своего Отечества получило гораздо меньшее развитие, нежели его военная составляющая.

Как идеология патриотизм представляет собой идеологическую основу эффективного функционирования социальных и государственных институтов, один из механизмов легитимности власти и инструмент формирования социально-политической и психологической идентификации народа. Для всей российской истории центральной составляющей патриотизма была державность, понимаемая как характеристика политического, экономического, военного и духовного могущества страны в мире, а также способность оказывать влияние на международные отношения. Но державность всегда была и некоторым недостижимым идеалом государственного устройства, приобретавшего иногда весьма неожиданные черты, как например, самодержавная республика у К.Д.Кавелина.

Очевидно, что характер патриотизма обусловлен исторической эпохой и спецификой государственности. В царской России, например, долг перед Отечеством, преданность царю, ответственность перед обществом развивались из поколения в поколение. Для императорской России, с ее попытками культивирования общегосударственного патриотизма, основным содержанием «теории официальной народности» стали идеи державности и народности как опоры на собственные традиции. Не случайно, именно история рассматривалась в качестве главного предмета в воспитании гражданственности и патриотизма подданных Российской империи.

В свою очередь, истоки советской державности лежат в идее «строительства социализма в одной, отдельно взятой стране». Усиление государственно-патриотических начал оказалось связано с понятием «новой социалистической Родины». Заметим, что формирование советского патриотизма шло под лозунгом «вобрать в себя лучшие традиции русской истории» и при обращении к идее славянского единства. В основание нового патриотизма было положено сочетание любви к Родине (патриотизм в традиционном понимании) и идеи строительства коммунизма и интернационализма. Необходимость защиты социалистического Отечества подкреплялась убеждением в превосходстве социализма над капитализмом и обосновывалась учением о справедливых и несправедливых войнах. То есть речь шла о защите более прогрессивного общественного строя, который служил образцом для остальных народов мира («Все мы знаем, что Земля начинается с Кремля»).

Впрочем, активное обращение к традиционным национальным ценностям произошло лишь во время Великой Отечественной войны, когда встал вопрос о выживании не только советской власти, но и нации, как таковой. Именно этим было обусловлено обращение коммунистической власти к русской православной церкви и воспроизведение в массовой пропаганде образов таких национальных героев, как Александр Невский и Дмитрий Донской, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов, Федор Ушаков и др.

Но содержание и направленность патриотизма определяются, в том числе, духовным и нравственным климатом общества. О патриотических качествах русского народа писали вольнодумец А.Н.Радищев и декабристы Н.П.Муравьев и С.Пестель, революционеры-демократы В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский, русские философы В.С.Соловьев, И.А.Ильин, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев и др. Показательно, что у них под патриотизмом понимались не только готовность к защите Отечества, но и гражданское достоинство. На волне преобразований Александра II, реформ С.Ю.Витте и П.А.Столыпина, патриотизм все больше воспринимался в российском обществе как некая школа воспитания гражданственности и ответственности за судьбу своего Отечества.

Так, согласно И.А.Ильину, сама идея Родины предполагает в человеке начало духовности, отражающей особенности людей разных национальностей. Говоря о патриотизме, А.И.Солженицын видел в нем «цельное и настойчивое чувство любви к своей нации со служением ей не угодливым, не поддержкой несправедливых ее притязаний, а откровенным в оценке пороков, грехов и в раскаянии за них». О величайшем патриотизме, поднимавшем людей на подвиг в дни битвы за Москву, писал в своих воспоминаниях Г.К.Жуков. Другими словами, патриотизм - это не только идеологическая конструкция, но и ценность, позиционируемая в общей системе индивидуальных и общественных ценностей. Прежде всего, он относится к высшим ценностям, т.к. разделяется более чем половиной социальных групп страны. Патриотизм является и общепринятой ценностью, в силу того, что поддерживается более чем 3⁄4 населения (или, по крайней мере, доминирующей ценностью, разделяемой более чем половиной граждан). Патриотизм, несомненно, ценность, интегрирующая общество, и активная, т.к. предполагает осознанное и эмоционально нагруженное действие. И, наконец, в силу своей двойственной природы, он относится к терминальным (целевым) ценностям и, одновременно, к ценностям инструментальным, служащим средством по отношению к целям.

Как нравственный феномен, патриотизм предполагает практические действия по преодолению национальной ограниченности, уважение к личности и преобразующую человеческое сообщество деятельность. Роль патриотизма возрастает на крутых изломах истории, требующих резкого повышения напряжения сил граждан, и, прежде всего, во время войн и нашествий, социальных конфликтов и политических кризисов, стихийных бедствий и т.п. Именно в кризисных условиях патриотизм выступает как атрибут жизнеспособности и даже, нередко, просто выживаемости социума. Сегодняшнюю ситуацию, связанную с попытками изоляции России, вполне можно рассматривать как форс-мажорную, всегда в истории нашей страны приводившую к консолидации населения, его сближению с властью и усилению государственно-патриотических начал.

Впрочем, это не значит, что в остальные периоды истории, патриотизм не функционален. Он представляет собой одно из основных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов, а также источник духовных и нравственных сил и здоровья общества. Если французские просветители XVIII в. отмечали зависимость патриотических чувств от государства и его законов, то Гегель связывал патриотизм, прежде всего, с чувством доверия граждан к государству.

К сожалению, уже во второй половине 1980-х гг. у «прорабов перестройки» сложился взгляд на патриотизм как отжившую ценность, мешающую строить новое демократическое общество. Более того, абсолютизируя внутреннюю связь идеологии и политики, постсоветская элита, сама того не подозревая, вслед за К.Марксом, увидела в идеологии вообще и в патриотизме, в частности, ложную форму сознания. Неудивительно, что в 1990-е гг. исследователи нередко подчеркивали «неустойчивый, аморфный, неопределенный характер» российского патриотизма.

Свои позитивные плоды дала только «реабилитация» патриотизма накануне 50-летия Победы над фашизмом. В начале 2000-х гг., если судить по данным опроса РосБизнесКонсалтинга, патриотами себя считали 42% россиян, и только 8% к таковым себя не относили. Руководство страны созрело к признанию, что новая государственность должна опираться не только на уважение к закону, но и на чувство гражданского долга, высшим проявлением которого является патриотизм. Не менее важным моментом стало осознание, что без четко сформулированной идеи защиты интересов России невозможно выработать суверенную внешнюю политику.

Дефицит (или даже системный кризис) патриотизма в современной России связан с ревизией самого понятия «патриотизм» в связи с разрушением идеологической оболочки социализма. Это привело к дискредитации любых идеологических механизмов легитимации власти, - именно этим объясняется сохранение конституционного запрета на государственную идеологию в современной России. Отчасти «дискриминация» государственной идеологии вызвана непониманием того, что идеи представляет собой не только порождение интересов определенных социальных слоев, но и ценности, укорененные в народном сознании.

Думается, что спор по этому поводу неокантианцев и марксистов давно потерял свою актуальность. На практике разрушение патриотизма в России привело не только к ослаблению постсоветской государственности, но и к размыванию социальных и духовных основ российского общества. Не удивительно, что даже понятие Родины девальвировалось и потеряло свое сущностное содержание.

Но идеология является неустранимым элементом общественной жизни и формой включения людей в общественную связь. Трудно согласится с И.Валлерстайном и его последователями, что только наличие врага придает идеологии (в том числе патриотизму) жизненную силу и интегрирующий характер. Конечно, вне морали и права любая идеология потенциально опасна для общества. Но в том и состоит особенность патриотизма, как уже указывалось, что именно любовь к Родине, вне зависимости от наличия врага, выводит патриотическое чувство за рамки политического эгоизма и создает защиту от идеологических манипуляций.

В сегодняшней России возрождение патриотизма властями напрямую связывается только с идеей восстановления статуса великой державы. Это понятно, т.к. только гордость своей страной, народом и его историей может стать конструктивной основой патриотического чувства. Но при этом не принимается во внимание, что в отечественной истории державность всегда сочеталась с другими ценностными компонентами: православной верой в дореволюционной России или интернационализмом в СССР (рис. 2). Можно утверждать, что в формировании идей державности и величии России, патриотизма и преданности Отечеству, особого пути России и т.п., составляющих важнейшие компоненты политического сознания россиян, немаловажную роль сыграла именно православная вера. Но очевидно, что патриотическая формула дореволюционной России «За веру, царя и отечество!» никак не встраивается в современное российское общество.

Рис. 2. Составляющие патриотической идеи

Думается, сегодня патриотизм как механизм идентичности народа, которая является базовой потребностью человека, и легитимизации власти также невозможен без второй ценностной составляющей - принципа социальной справедливости. Вспомним, что в архетипах российского сознания закон и право лишь тогда выступают ценностью, когда к ним добавлено прилагательное «справедливый». Справедливость всегда была не просто сохранением в российской жизни традиционно-общинных форм социальной регуляции, но и своеобразной нравственной самозащитой личности в внеправовом государстве.

При таком подходе патриотические настроения выступают существенным фактором мобилизации и социально-политической активности. Другими словами, патриотизм подразумевает коллективную национальную идентичность. Без сформированного позитивного образа страны, в котором присутствует идея державности, граждане современной России не смогут закрепить свою национальную идентичность.

Следует учитывать, что патриотизм является важной составной частью национальной идеи, поисками которой российская власть озабочена с конца 1990-х гг., и которая должна способствовать самоидентификации России в мировом сообществе. В свою очередь, идеология патриотизма, как основа стратегии успешного развития страны, в силу своей понятности может быть воспринята большей частью российского общества в качестве инструментария выхода из духовного кризиса и пути обретения настоящего суверенитета. И здесь потребуется усилие над собой, а не насилие над другими. Кроме того, никакое внешнее освобождение не будет эффективным без освобождения внутреннего. Давайте прислушаемся к словам А.И.Герцена о консерватизме не только трона и амвона, но и самого народа. Или к рассуждениям С.Л.Франка о сознательном патриотизме как осознании ценности национального бытия и его организации в лице государственности. Сегодня, как никогда, важен и «перевод» идеи патриотизма с языка этнического на язык общенациональный.

ПРИМЕЧАНИЯ

Федотов Г.П. Защита России // Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т. 2. М.: Изд-во «София», 1992. С. 125.

См., например: Краткий политический словарь. М.: Политиздат, 1989. С. 411; Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т.: Т. 2. М.: Большая рос. энцикл., 1999. С. 409; Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. С. 538.

См., например: Государственная идеология и общенациональная идея. М.: Клуб «Реалисты», 1997; Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореф. дис... д-ра филос. наук. М., 1998; Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М.: Триада-фарм, 2003.

Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII веке (Очерки). М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1958. С. 147; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии. М.: ВУ, 1997. С. 48–52; Пушкарев Л.Н. Менталитет и политическая история России: переломные этапы. // Менталитет и политическое развитие России. Тезисы докладов научной конференции. Москва, 29–31 окт. 1996 г. М.: ИРИ РАН, 1996. С. 6.

См., например: Цицерон. Диалоги «О государстве», «О законах». М.: Наука, 1966. С. 87.

Форсова Н.К. Духовный поворот в Советской ментальности в условиях Великой Отечественной войны, его последствия // Великий подвиг. К 55-летию Победы. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. С. 35–36.

Белинский В.Г. Сочинения. Т. 4. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 489; Восстание декабристов: в 8 т. Т. 7. М.: Госполитиздат, 1927. С. 86; Ильин И. Мы были правы // О грядущем России / Под ред. Н.П.Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. С. 333–334. и др.

Солженицын А. Публицистика. В 3 т. Т. 1. Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни. Ярославль; Верхневолжское кн. изд-во, 1995. С. 65.

Жуков Г.К. Величие победы СССР и бессилие фальсификаторов истории // Роман-газета. 1994. No 18. С. 101.

Классификацию ценностей см.: Горяинов В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсоветский период // Полис. 1996. No 4; Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М.: Ин-т философии РАН, 1994.

Гегель Г. Работы разных лет. Т. 2. М.: Мысль, 1971. С. 70.

Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 1995. С. 16.

Новикова Н. Патриотизм - готовность пожертвовать всем, если это не вредит вашему бизнесу // Профиль. 2002. No 42. С. 4.

Идентичность является одним из наиболее эффективных механизмов мобилизации населения, а критерии идентификации, в свою очередь, выстраиваются с помощью идеологии как совокупности идей и идеалов.

Подробнее о механизме формирования и активизации идентичностей см.: Брубейкер Р., Купер Ф. За пределами «идентичности» // Ad Imperio. 2002. No 3. С. 61–116.



Похожие статьи
 
Категории