Павел бажов. Слайд1 «Первобытная природа»

07.02.2019

Цель: показать многоцветные грани П.П.Бажова, являющегося неиссякаемым волшебным ларцом, наполненным всем тем, что не чуждо живому, жизнелюбивому человеку.

  1. Создать творческую атмосферу для получения коллективного продукта деятельности.
  2. Способствовать поддержанию интереса и желания заниматься изучением личности П.П.Бажова и его творчеством.
  3. Воспитывать уважительное отношение и любовь к П.П.Бажову и его творчеству.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Занятия курса “Литература Урала” призваны познакомить нас с поэтами, писателями, сказителями Уральской земли, которые помогают приоткрыть тайны нашего края, взглянуть на окружающее другими глазами, приобщиться к культуре нашего края, почувствовать его величие.

Родной Урал славен не только своей удивительной природой, богатыми кладовыми, редчайшими рудами и самоцветными камнями, но главное богатство уральской земли – это люди, прославившие родной край своим трудом, высокими результатами своей деятельности. Таким человеком, гордостью Уральской земли, является П.П.Бажов (в центре доски находится портрет П.П.Бажова с вопросом “Кто Вы, Павел Петрович Бажов?”). Для реализации литературного проекта “Кто Вы, Павел Петрович Бажов?” вами была предложена работа в творческих группах:

1 группа – “В кругу семьи”,

2 группа – “П.П. Бажов – депутат”,

3 группа – “П.П.Бажов – журналист”,

Слово предоставляется 1 творческой группе.

Мы поставили перед собой задачу рассказать о том, каким П.П.Бажов был дома, в семье. Для этого приготовили фотоэкскурсию и яркие истории из семейного архива, которые помогут взглянуть на Бажова по-иному. Итак “В кругу семьи” (см. Презентацию “В кругу семьи”, приложение 1)

1. Мать – Августа Стефановна, отец – Пётр Васильевич

2. Город Сысерть, улица Володарского дом 16. Здесь 27 января 1879 г. родился русский писатель П.П.Бажов

3. Павел Петрович с женой Валентиной Александровной вскоре после свадьбы. “Об руку смело идём мы вперёд, крепкую веру храня” Из стихотворения, подаренного жене

4. Павел Петрович с женой и детьми. Стоят дочери – Елена и Ольга, сидят – сын Алексей и младшая дочь Ариадна.

5. Дружной была семья Бажовых. Вечерами часто собирались все вместе, рассказывали о самом интересном, что произошло за день

6. Павел Петрович Бажов с внуками Аликом и Володей, 1946.

Бажов – дед

Дочери Павла Петровича (Ольга, Елена и Ариадна) не могли вспомнить случая отцовской строгости.

Я как-то спросил:

Неужели он даже не шлёпнул ни одну из вас?

Что вы, что вы! – удивлялись они в один голос.

Но это вовсе не означало, что Павел Петрович попустительствовал детям, баловал их. Они росли в режиме трудовых обязанностей, и до последних лет, уже замужние, дочери не нуждались, чтобы отец повторял свою просьбу дважды. Это был уклад коренной рабочей уральской семьи.

В начале сороковых годов у Бажовых рос и воспитывался старший внук, Вова. Его отец тогда пропал без вести на фронте. Мать Ольга Павловна – с утра до ночи работала на военном заводе. Вова был на попечении бабушки с дедушкой. Вова рос упрямым, озорным мальчиком. За ним, как говорили в семье, “нужны глаза да глазки”.

Однажды Вова – видимо в экспериментальных целях – решил испробовать, как будет вести себя кошка в трубе горящего самовара. И он опустил её туда вниз головой. Кошка с опалёнными усами и обожжённой мордой ошалело метнулась на шкаф и раздирающе душу “мяргала”, будто жалуясь Павлу Петровичу и окружающим. Казалось бы парню нужно было дать памятную трёпку…Но оного не произошло…Хотя этот поступок внука вывел Павла Петровича из равновесия настолько, что он прибегнул к самому страшному, что можно ожидать от него, - к молчанию.

Тут надо сказать, что Павел Петрович нежно любил животных. И это усилило виновность Вовы…

В доме Бажовых появилась “стенная газета”, подвешенная у потолка. Это был лист бумаги, на котором кратко крупными буквами излагался состав преступления и называлось имя виновника.

Сначала такой сверхгуманной мере воздействия не придали значения. И в частности, Вова говорил:

Подумаешь, дедушка газету вывесил…Кто её читать будет…

Но вскоре оказалось, что всякий пришедший читал эту газету. Читал и подчёркнуто громко сокращался о содеянном: “Неужто такой хороший парень до этого дошёл!” И начинались рассуждения минут на двадцать. А Вовка прятался за шкафом… Ему было очень стыдно…

Вова откровенно и чистосердечно раскаялся. Мальчик так казнил себя, что на седьмой день висения газета была снята и торжественно сожжена в трубе того же самовара.

А кошка с опаленной мордой долго ходила страшным упрёком Вове, который с тех пор стал неузнаваемо лучше.

7. Павел Петрович за поливкой сада

8. Нередко можно застать писателя и за такой работой…Любил Павел Петрович работать с землёй.

Бажов-огородник

Двор и огород в старых заводских посёлках как бы продолжают жилище коренного уральского жития. Трудно представить дом коренного рабочего без сарая с сеновалом, без помещений для домашних животных. В этом смысле двор и огород дома Павла Петровича не отличаются от всех остальных уральских дворов. У Бажовых была в прошлом своя корова. Она и не могла не быть при большой семье. Покупные яйца стоили дешевле корма для кур и ухода за ними. Но как можно жить, когда не поёт петух, когда зимой находившаяся в кухне клетка для кур пуста.

Была житейская любовь к гряде много летнего “бутуна”, живучего хрена, радость к посадке бобов, гороха, капусты, репы, редьки. Самое дорогое для Бажова время года – весна. Он радовался её приближению, как юноша, как мальчик.

Из памяти не уходит телефонный звонок в гостиницу. Павел Петрович приглашает к себе: - приходите сегодня оба на хрен. Валянушка накопала его в оттаявшей у забора первой проталинке.

“Первый хрен” - это первый весенний завтрак у Бажова. Хрена там будет с кошачьи слёзы, но он герой стола, он вестник просыпающейся земли.

Бажов был и никогда не переставал оставаться поэтом и на огородных грядках. Так очень занятой Павел Петрович писал Евгению Андреевичу Пермяку об огороде на шести убористых страницах письмо-наставление по огородным делам. В этом письме отражается одна из граней многоцветного сверкающего Павла Петровича.

Вот небольшой отрывок из этого письма: “Из огородных работ больше всего люблю копать землю. Копаю весной, копаю осенью. Иногда даже копаю в перевал, когда первый пласт окажется внизу, а второй сверху. Мне это просто доставляет удовольствие: работаешь, потеешь на солнышке, а всегда ли это надо – не задумывался….

Из своего посадочного опыта. Картошка как будто проще всего, но и тут много неясного. В литературе до сих пор не решён вопрос о густоте посадки. В последнее время стали спорить, что и окучивание не всегда нужно. Ничего я тут не знаю. Мы с женой садим картошку всегда на расстоянии трёх четвертей куст от куста и ряд от ряда, независимо от сорта. Окучиваем два раза. Садим под лопатку, но не глубоко. Подбрасываем на наш куст щепотку золы. Вот и всё”

И в конце подпись:

Ваш огородовед Павел Бажов

9. Дом –музей П.П.Бажова в городе Екатеринбурге на углу улиц Большакова и Чапаева

В этом доме проходили интересные праздники в семье Бажовых, встречи с друзьями, где Павел Петрович раскрывался как весельчак и затейник.

Бажов - весельчак и затейник

Зима 1941/42 года была холодная даже для Урала. Холодная и не то что голодная, но всё же очень сытная. Трудное было время. А ёлку справить хотелось. У Павла Петровича внук и у Евгения Пермяка две дочери. И последняя дочка Бажовых Ридочка не прочь была зажечь ёлку.

Ёлку решили соорудить в бажовском доме, там, же и встречать Новый год. Ёлочных украшений оказалось не густо. Но разных типографских бумажных обрезков, картинок можно было набрать достаточно.

Завязка торжества заключалась в доставании ёлки. Решили ёлку добывать по совету Валентины Александровны прямым и коротким способом – в лесу.

Ольга, старшая дочь Бажовых, и Евгений Пермяк отправились по старой Уктусской дороге. Холодно было так, что трудно дышать. А ёлку вырубили. Доволокли. Втащили!

Дома у Бажовых и “ура”, и рукоплескания, и визг, и поцелуи. Шквал восторгов и, как никогда зимой, - теплынь.

Павел Петрович ради Нового года истопил печь собственноручно, на “тысячу двести пятнадцать процентов”, как он рапортовал, вернувшимся с ёлкой.

Он встречал их в передней, приложив к несуществующему козырьку руку, и докладывал:

Истопник Бажов спалил недельную норму берёзовых дров и двухнедельный запас до единого соснового полена. Как жить будем, неизвестно, а теперь снимайте валенки..

Пока ёлка оттаивала, ребят выгнали в детскую. А потом началось украшение. Украшали все. Кто чем мог. Даже, кажется, старые открытки повесили. Всё-таки красочное пятно. А Павел Петрович повесил на ниточках несколько кружочков копчёной колбасы.

Теперь в полном смысле “Ёлка Митрича”, - сказал он.

Всем хотелось веселого вечера. А когда хочется веселиться, веселье приходит даже по незначительному поводу.

Главным режиссёром веселья в этот вечер была Валентина Александровна и при ней два артиста: Вова и младшая дочурка Пермяка Ксения.

Их в течение вечера, под “идейным” руководством Павла Петровича, переодевали раз пятнадцать. Эти два очаровательных артиста выходили танцующей парой то под испанцев, то под украинцев, то под…неизвестно кого в прабабушкиных кружевных панталонах и дедушкиных рубахах.

Павел Петрович хохотал до кашля, до слёз, требуя бисировать танцевальные номера. Дети, воодушевлённые успехом, теперь уже не только танцевали, но и пели невообразимое.

Павел Петрович танцевал в этот вечер “Барыню”…Танцевал он отлично. Чувство меры, чувство тональности, иронического ключа делало танец очаровательным, не умалявшим ореола – старейшего и почтеннейшего среди остальных.

Этот рассказ о новогоднем празднике говорит о том, что П.Бажов был не только писателем, общественным деятелем, но и весельчаком, затейником, любящим отцом и ласковым дедом, нежным мужем и великолепным товарищем.

Не за одну же “Малахитовую шкатулку” любили его все. Он сам был шкатулкой, неиссякаемым волшебным ларцом, наполненный всем тем, что не чуждо живому, жизнелюбивому человеку.

Вывод: Бажов семье: любящий отец, ласковый дедушка, весельчак, затейник, жизнелюбивый человек, огородовед, великолепный товарищ (тезисы вывода приготовленные детьми заранее на цветной бумаге прикрепляются всеми членами команды на доску в качестве ответа на ключевой вопрос).

2 группа: “П.П. Бажов – депутат”.

Перед собой мы поставили задачу провести поисковую работу в нашем городе и районе с целью определения мест, где побывал Павел Петрович Бажов в нашем городе а также отзывы старожил о его деятельности в качестве депутата.

Для наглядного представления о проделанной работе мы оформили информационную раскладушку, куда поместили фотографии П.П.Бажова с красноуфимцами, маршрут депутатской деятельности П.П. Бажова в Красноуфимском районе (Рисунок.1.), копию депутатского билета П.П. Бажова (Рисунок.2.), фотографии зданий в городе Красноуфимске, где были организованы встречи с П.П. Бажовым и фотографии, воспоминания старожил о П.П. Бажове.

Первая встреча.

23 января 1946 года состоялась встреча избирателей нашего города с кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР П.П.Бажовым. зал средней школы №1 был переполнен. Сюда собралось более 500 человек – лучшие люди города. 7 часов вечера…Громкими аплодисментами встретили избиратели своего кандидата, прославленного уральского писателя

Здание бывшей школы №1

Здравствуй, наш дорогой гость!

Февраль 1950 год. “Скорый пассажирский поезд Свердловск-Москва доставил нас в Красноуфимск доставил нас ранним утром. Из вагона мы увидели множество людей. На перроне шеренгой стояли пионеры со знамёнами, горном и барабанами. Павел Петрович разволновался: “Да я ведь не заслужил такого почёта…” выслушав звонкую разноголосицу ребячьего приветствия, он снял шапку, со слезами на глазах поклонился собравшимся и пообещал непременно побывать у ребят в гостях. Своё обещание он выполнил”.

Из воспоминаний Фёдорова

Здесь, у вокзала станции Красноуфимск, проходила встреча депутата Бажова.

И снова встреча.

26 января 1950 г. в празднично убранном зале городского кинотеатра собрались более 700 представителей трудящихся колхозников - Красноуфимского и Ачитского районов. Зал тепло встретил народного избранника.

Здание бывшего кинотеатра “Октябрь”, где выступал П.П.Бажов

Любовь народная

“Из Красноуфимска мы должны были отправиться в Манчаж, что в 30 км от города. Собрались ехать на лошадке, в кошёвке…Утро хоть и солнечное, но достаточно морозное. Выехали со двора гостиницы, а на улице толпа народа. Оказалось, все жители Красноуфимска пришли приветствовать любимого своего депутата – с улыбкой махали руками, платками, желали здоровья, успехов… Павел Петрович раскланивался на обе стороны и то и дело тихонько произносил: “Спасибо, спасибо, дорогие!” - и долго не мог успокоиться”

(Из воспоминаний Фёдорова)

Здание бывшей гостиницы, где останавливался депутат Павел Петрович Бажов

Воспоминания старожил о Бажове и его депутатской деятельности (см. Приложение 2)

Павел Петрович не умел работать плохо. Всю свою жизнь добросовестно выполнял все порученные ему дела, а когда стал депутатом, избранником народа, когда к нему обращались тысячи людей, он, конечно, старался для каждого сделать всё, что мог. И к нему ехали из Полевского, Артинского, Сажинского, Манчажского районов, из Ревды и Бисерти, из многих городов и деревень. К депутату Бажову обращались по вопросу земельных участков, воды, электричества, по поводу больниц, школ, пенсий, квартир – всего просто не перечислить. И Павел Петрович терпеливо и настойчиво разбирался в каждом письме, в каждой жалобе.

“Знаете ведь, у меня ночной режим работы. Сижу подолгу, просыпаюсь поздно. Сегодня мне не дали доспать. Пришёл какой-то дядя и скромно заявил: “Я подожду”. И ждал сколько-то. Выхожу. Человек огромного роста, держится очень тихо, даже как будто с опаской: потревожили, дескать. Оказалось – грузчик одного завода, гвардеец, три ранения, орден, медали. История такова. Сам он из Курска. Семья эвакуировалась “куда-то”. Он воевал до последнего дня. Ранен третий раз в Берлине накануне капитуляции. Выздоровел. Поехал на Урал семью искать. Нашёл в Ревде двоюродного брата. Остановился у него. Всё-таки свой человек. Чтоб без дела не сидеть, поступил грузчиком, а через неделю узнал, что его семья в Новосибирске. Уже три месяца бьётся, чтоб либо самому освободиться, либо семью перевезти, а толку никакого.

Вот и скажите, можно ли такому человеку отказать”.

На первое место Павел Петрович ставил заботу о детях: все дела, связанные со школами, с детскими садиками, Домами пионеров, он старался устроить в первую очередь. Павел Петрович вникал в ребячьи нужды даже когда они другим казались незначительными.

Однажды Павлу Петровичу написала о своем горе девочка Рита. У нее умерла мама. На руках осталось трое малышей и старая бабушка. Обо всем этом лучше всего рассказывает письмо самой Риты:

“Родной наш Павел Петрович!

Я обращаюсь к Вам за помощью, прошу Вашего содействия - у нас папа уехал на фронт в 1941 году и был ранен в обе ноги и взят в плен. После окончания войны он не вернулся. Мы живем в городе Полев-ском. Семья нас пять человек. Мне 13 лет, Кларе 8 лет, Эдику 6 лет, Стасику 5 лет и бабушке 67 лет. Мама у нас умерла в 1946 году от туберкулеза. Я училась в пятом классе, в 46 году оставила учение, помогала бабушке ухаживать за больной мамой. Во время войны мы получали пособие, а сейчас нет. Положение у нас очень тяжелое.

Павел Петрович, помогите нам найти папу.

“Маргарита”

Бажов сделал все возможное, чтобы помочь девочке.

Вывод: Бажов депутат: депутат, уральский мудрец, чуткий и внимательный человек, честный, ответственный слуга народа, уважаемый избранник трудового народа(тезисы вывода приготовленные детьми заранее на цветной бумаге прикрепляются всеми членами команды на доску в качестве ответа на ключевой вопрос).

3 группа: “П.П.Бажов-журналист”

Мы поставили перед собой задачу проследить в каких газетах работал П.П.Бажов, какие темы интересовали его как журналиста, как он относился к своей деятельности в газете, что о нём говорили корреспонденты. Свой материал оформили в виде газеты с фотографиями и информацией о П.П.Бажове как журналисте.

П.П.Бажов-журналист

После революции, в 1917 году, Павла Петровича Бажова назначают редактором газеты “Известия Камышловского Совета рабочих” . Но время неспокойное, идут постоянные бои с белогвардейцами и в 1918 году Бажов добровольно вступает в Красную армию, в полк, который прозвали “Красные орлы”. В своих дневниковых записях Бажов вспоминал потом: “Однажды снаряд угодил прямо под стену вокзального помещения, против окна комнаты, где распределяли газеты для фронта. Снаряд никого не убил и не ранил, и солдаты стали смеяться: “Ишь прилетел за газетами!” Газеты, действительно, были нужны не только красноармейцам, но даже белогвардейцам. Всем хотелось почитать газету, в которой рассказывалось о важных делах и событиях, о фронтовой жизни. И командир “Красных орлов” организовал минитипографию, в которой родилась газета “Окопная правда” , а её редактором стал Бажов П.П. Он так рассказывал об этом: “Газета выходила на фронтовой линии. Я был и редактором, и секретарём газеты, и выпускающим – всё в одном лице. Газета вместе с типографией ездила в двух вагонах. Выходила нерегулярно. Выпускали мы 50-70 номеров на Уральском фронте. Сотрудниками газеты были красноармейцы”. Павел Петрович, выпуская газету, писал очерки, рассказы, фельетоны. Перо стало для него оружием бойца.

Печать становится для Бажова образом жизни, а журналистская работа – его профессией. Работая днями и ночами, у Бажова не было ни минуты свободного времени. Он ослабел и заболел малярией, но как не боролся Павел Петрович с малярией, как не сопротивлялся, болезнь всё-таки окончательно свалила его с ног. Врачи сказали, что нужно немедленно менять климат- при такой болезни это самое верное средство. Павел Петрович, совсем слабый от малярии, заразился ещё и тифом, а потом и воспалением лёгких. Ему стало так плохо, что врачи не надеялись его вылечить. Полгода длилась тяжёлая болезнь, но нашёлся такой врач, лучший из всех врачей, который вылечил Павла Петровича. Кто же этот врач? Конечно же это родной Урал, с его лесами, озёрами, смолистым целебным воздухом. Вот уж правильно говорится в поговорке: дома и стены помогают. Целыми днями проводил Павел Петрович в лесу, слушал шум сосен, вдыхал запах смолы и земли, общался с лесом как с верным другом. И этот друг помог ему, вернул силы. Вскоре Павел Петрович окреп, выздоровел и с удовольствием согласился стать редактором камышловской газеты “Красный путь” .

Через год Павла Петровича вызвали в Екатеринбург и предложили работать в областной “Крестьянской газете”. Ему поручили заведовать отделом крестьянских писем. Работы было невпроворот. В некоторые дни приходило до 200-225 писем. Заводилой в работе с письмами был Бажов. Он распределял их по отделам, делал пометки на письмах, выписывал важные вопросы, жалобы. От внимательного взгляда газетчика не укрылись недостатки: пьянство, хулиганство, суеверие, бюрократизм, безграмотность, вредительство народу и др. Через руки Павла Петровича Бажова проходили тысячи крестьянских писем, но он помогал и сельским корреспондентам, которые писали с самых дальних уголков области. Эти сельские корреспонденты были малограмотными, писали заметки с ошибками, но они делали очень нужное и важное дело, потому что писали о всяких неполадках в деревне, о её проблемах, разоблачали вредителей народа, которые страшились раскрытия своих преступных дел, как огня боялись газеты и поэтому даже иногда зверски расправлялись с сельскими корреспондентами. Бажов помогал селькорам, учил их, поддерживал, поэтому в такое неспокойное время по целым месяцам бывал в командировках, в далёких деревнях и в сельских хозяйствах.

Вывод: Бажов журналист, редактор, газетчик, учитель селькоров, сильный, трудолюбивый и отзывчивый человек(тезисы вывода приготовленные детьми заранее на цветной бумаге прикрепляются всеми членами команды на доску в качестве ответа на ключевой вопрос).

4 группа – “П.П.Бажов – собиратель бесценных уральских слов и талантливый сказитель”.

Наша школа находится в районе Красноуфимской селекционной станции, которая занимается выведением новых высокоэффективных сортов пшеницы, ячменя, гороха, клевера и т.д. Однажды П.П.Бажов побывал на селекционной станции и спустя некоторое время, в 1947 году появился сказ “Аметистовое дело”, где в интересной форме рассказывается о выведении нового сорта клевера “Красноуфимский фиолетовый”. Мы предлагаем вашему вниманию инсценирование сказа “Аметистовое дело” (см. Приложение 3).

Бажов П.П. – собиратель бесценных уральских слов

На Среднем Урале едва ли найдётся уголок, где бы не побывал, о котором бы не знал Павел Петрович Бажов, неутомимый добытчик устного речевого золота, искатель самородных сказаний, собиратель бесценных уральских слов и выражений. Он в цехах бывал на рудниках ночевал, с бывалыми людьми знался, со стариками беседовал, ребят слушал. Во всё вникал, помечал и редкие словечки записывал, а потом использовал их в своих сказах, поэтому сказы интересны и неповторимы. Так и в нашем сказе “Аметистовое дело” мы нашли словечки – самородки, содержание которых раскрыли в рисунках.

Слякиша – “не всяк день солнышко, бывает и слякиша”.

Меньшак – младший сын

Большак - старший сын

Щёточку камешков – горсточку камешков

Куколь – травянистое растение, сорняк с тёмно-розовыми цветами и ядовитыми семенами.

Гульбище – место за деревней, где хороводы водили.

Городьба – плетень, изгородь, тын

Кудряш – кудрявый парень

Прясло – приспособление из продольных жердей на столбах.

Аметист (фотография камня 15х20) – драгоценный камень фиолетового или голубовато-фиолетового цвета

Мы предлагаем вашему вниманию викторину-презентацию по сказам П.П.Бажова, с помощью которой попробуем выяснить, кто из вас лучший знаток замечательных сказов уральского писателя (см. Приложение 4) . Выявление лучшего знатока сказов Бажова, награждение памятным дипломом, остальных участников поощрили сладкими призами.

Вывод: Бажов талантливый сказитель, собиратель бесценных уральских слов (тезисы вывода приготовленные детьми заранее на цветной бумаге прикрепляются всеми членами команды на доску в качестве ответа на ключевой вопрос).

Обратите внимание, насколько многогранна личность П.П.Бажова (обращение к схеме, выстроенной в течение урока, на доске).

Выскажите своё отношение к П.П.Бажову, его творчеству. Что вы взяли для себя, работая над этим проектом? Над чем ещё хотели бы поработать.

Хочется закончить наш литературный проект песней “Земля Бажова”, слова В. Радкевича, музыка С.Сиротина. Хоровое исполнение песни всеми участниками под музыкальное сопровождение (см. рисунок 3).

Надежда Шарифьянова

роект «Сказы Бажова »

Актуальность проекта . Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только этим прекрасна уральская земля. Она сказочно богата и на весь мир славится своими камнями (малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором) ; полезными ископаемыми (углем, рудой, золотом) . А какие люди живут на Урале - настоящие мастера своего дела! Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов . Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова , мы рассказываем о красоте края , в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.

Проблема : В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя Бажова П . П. «Огневушка-Поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Серебряное копытце» , «Золотой волос» , «Про Великого Полоза» , «Медной горы Хозяйка» , «Каменный цветок» и т. д.

Информационная карта проекта

Организация «Детский сад № 5» , г. Миасс.

Адрес : Челябинская обл., г. Миасс, ул. Жуковского, д. 5

Вид, тип проекта : среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский. Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Цель : Познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова .

Задачи :

Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя П. П. Бажова , которому в 2017 году исполнилось 138 лет;

Расширять информацию детей об истории Урала;

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания , поговорки) ;

Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку, проявлять интерес к выполнению коллективной и индивидуальной работы;

Формирование представлений о многообразии сказов П . П. Бажова , воспитывать положительное отношение к ним;

Познакомить с обычаями и традициями уральского округа;

Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;

Создать условия для поисковой деятельности.

Место проведения : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» , г. Миасс

Возраст детей : 6 – 7 лет

Ожидаемые результаты :

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты : Для детей :

Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова :

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П . П. Бажова ;

Конкурс рисунков «Медной горы Хозяйка» ;

Создание Коллективной работы «Медной горы Хозяйка» ;

Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет;

Расширение кругозора детей;

Сплочение детского коллектива;

Создание объёмной куклы по сказу «Каменный цветок» ;

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие творческого мышления и воображения;

Развитие навыков самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;

Развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов :

Самореализация, повышение творческого потенциала;

Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей :

Повышение интереса родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;

Осознанное включение родителей в образовательный процесс вместе с детьми в домашних условиях;

Оптимизация детско-родительских отношений;

Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (одна неделя) .

Решение кроссворда по творчеству П. П. Бажова . Выявление знаний детей о П. П. Бажове и его произведениях .

2 этап – основной, организационно-практический (две недели) .

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта . Презентация (групповая)

3 этап – заключительный (итоговый) .

Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с итогом работы; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям : дети, родители, педагог.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия в совместной поисковой деятельности.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта .

Оборудование и материалы : Книги писателя П. Бажова ; картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова ; настольно-печатные игры; видео, аудиозаписи; магнитофон, компьютер; материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

Литература :

1. Толстикова О. В., Смирнова З. И. Мы живем на Урале : образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО» . – 2013г. –103с.

2. Бажов П . П. Серебряное копытце : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.

3. Бажов П . П. Огневушка-Поскакушка : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.

4. Бажов П . П. Голубая змейка : Сказы – Москва , изд. «Современник» , 1991. – 92 с.

5. Бажов П . П. Сказы/ Подготовка текста , послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.

6. Рассказы и сказки советских писателей . - Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.

7. Бажов П . П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М.: Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения

I этап – подготовительный

Кроссворд по творчеству П. П. Бажова

Выявить знания детей о творчестве П. П. Бажова . Воспитатели 1-я неделя

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям

П. П. Бажова

3 Оформление родительского уголка : размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта . Просвещать родителей. Воспитатели 1-я неделя

4 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П . П. Бажова Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова . Воспитатели, родители 1-я неделя

II этап – основной, организационно-практический

5 Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя. Воспитатели 2-я неделя

6 Оформление книжного уголка. Создать условия по реализации проекта . Развивать интерес к книгам. Воспитатели 2-я неделя

7 Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет. Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. Воспитатели 2-я неделя

8 Знакомство с творчеством писателя. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями родного края. Воспитатели 2-я неделя

9 Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова , иллюстраций и книг П. П. Бажова , иллюстраций о жизни простых людей тех времён Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова , о культуре и быте народов Урала. Воспитатели 2-я неделя

10 Виртуальная экскурсия

в Уральский геологический музей для детей старшего дошкольного возраста

Пробуждать и поддерживать интерес детей к истории родного края. Развивать у детей стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую деятельность. Воспитатели 2-я неделя

11 Чтение произведений

П. П. Бажова

«Медной горы Хозяйка» , «Огневушка-Поскакушка» , «Серебряное копытце» , «Голубая змейка» , «Малахитовая шкатулка» , «Синюшкин колодец» Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. Воспитатели 3-я неделя

13 Прослушивание аудиосказки «Каменный цветок» , Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес. Воспитатели 3-я неделя

14 Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П . Бажова » :

Выполнение коллективной работы «Медной горы Хозяйка»

Выполнение рисунка на тему «Медной горы Хозяйка - какая она?»

Лепка и роспись объёмной куклы по сказу «Каменный цветок»

Выполнение иллюстраций к сказам П . П. Бажова

Учить отображать свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке и росписи куклы. Воспитатели 2- 3-я неделя

15 Презентация проекта «Сказы Бажова »

Создать папку иллюстраций к сказам П . П. Бажова . Учить детей представлять результат своей деятельности Воспитатели, родители, дети 4-я неделя

3 этап – заключительный (итоговый)

16 Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели , родители, дети 4-я неделя

17 Викторина по сказам П . П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Воспитатели, дети, родители 4-я неделя

Анализ : В результате работы над проектом «Сказы Бажова » :

В группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

Произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

Отмечается рост творческой активности детей;

Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;

Через сказы Великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

Дети полюбили необычных героев сказов , «тайную силу» , хранителей земельных богатств Урала;

Дети узнали истинные общечеловеческие ценности : трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.


Проект

«Мудрые сказы

П.П. Бажова»

Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы,созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».

М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».

Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.

Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.

Задачи:

    формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;

    познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;

    создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»

    развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

    формировать чувство гордости за свой родной край;

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Сроки реализации проекта : июнь, июль.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, группы, воспитатели, родители, муз. работник

Ожидаемый результат:

Обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;

Активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;

Высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;

Проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;

Родители - активные участники реализации проекта.

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

Познакомить с темой проекта детей и родителей;

Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»

Оформить выставку книг по творчеству писателя;
- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.

2Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».

Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Презентация «Богатство Урала».

Коммуникативная деятельность:

Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.

Рассказывание стихотворений о родном крае.

Продуктивная деятельность:

-«Ящерица». Нетрадиционные техники рисования(иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации(коллективная работа).

Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, кедровые орешки).

Музыкально- художественная деятельность:

Разучивание на музыкальном занятии:

Хоровод «Уральский»;

Песня «Край родной».

3 Этап. Заключительный .

Открытое мероприятие «Богатство Урала»;

Выставка детского творчества по сказам Бажова;

Итоговое занятие « Добрый сказочник П. П. Бажов»

Оформление книги « Мудрые сказы П.П. Бажова»

(детские рисунки по сказам, выполненные совместно с родителями)

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Выполнили: Филипова Е.В., воспитатель, 1 кв. категории г. Екатеринбург 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 49

Актуальность:

«Где же еще найти любовь к родине и верность общей воле, если не у самого народа?»

Максимилиан Робеспьер

Становление человека, развитие его личности происходит, только если вокруг него есть ему подобные - социум, в который входит не только ближайшее окружение ребёнка и взаимодействующие с ними специалисты, но, что самое главное - его сверстники. Именно поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы все аспекты жизни были доступны для каждого подрастающего человека. И уже тем более это необходимо детям с особыми возможностями здоровья.

Для особых детей контакты с окружающим миром ограничены, поэтому процесс их социальной реабилитации затруднён. При этом данный процесс существенным образом зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребёнка, от предъявляемых этим окружением к нему требований. Именно эти нормы и требования обеспечивают формирование его личности.

Детям с особыми возможностями здоровья доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Сказы Павла Петровича Бажова являются сокровищем русской литературы.

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми «изумрудно-малахитовыми» горами, глубокими и прозрачными, «как горный хрусталь» , озёрами, «рубиновыми ягодами» рябины и трудолюбивые люди прекрасные, как «камни-самоцветы» . Мы решили помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья к культуре малой Родины.

Вид, тип проекта: долгосрочный, творческий педагогический, художественно-изобразительный, речевой.

Длительность проекта: Две недели.

Дата проекта: с 29. 01. 2018г. по 09. 02. 2018г.

Цель: Способствовать формированию интереса к сказам П.П. Бажова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Знакомить детей с произведениями П.П. Бажова;

Учить детей воспринимать текст на слух с опорой на иллюстрации, передавать в речи своё сопереживание героям;

Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

Знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Коррекционно-развивающие:

Развивать все виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) , а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) , конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) , музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка) в процессе знакомства дошкольников с произведениями П.П. Бажова;

Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, формировать уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Развивать у детей нравственно-эстетические чувства в общении с природой.

Коррекционно-воспитательные:

Побуждать детей к разъяснению и обсуждению поступков литературных персонажей;

Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений;

Воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности;

Воспитывать умение участвовать в выполнении коллективных художественно-изобразительных (трудовых) умений;

Воспитывать любовь к родному краю;

Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности.

Участники проекта:

Дети 6-7 лет;

Педагоги: воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, младший воспитатель;

Родители воспитанников.

Работа с родителями:

Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках проекта «Уральский сказочник – Павел Петрович Бажов» ;

Повышение родительской компетентности в процессе знакомства детей с детской литературой;

Консультация «Книги «Сказы» П.П. Бажова для домашнего чтения».

Печатная информация (памятка) «Павел Петрович Бажов детям» . (см. Приложение 1) .

Место проведения: МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 49.

Ожидаемый результат от реализации проекта:

Формирование у детей интереса к сказам П.П. Бажова;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, Раскрытие творческих способностей дошкольников;

Осознание родителями значимости произведений П.П. Бажова в воспитании детей дошкольного возраста;

Расширение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Учебно-методический комплект:

Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. /Авторы: Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Мин. Просвещения СССР. М.: Просвещение, 1991 г.;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ;

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (модуль) по освоению детьми 7-го года жизни (подготовительная группа) основной общеобразовательной программы – адаптированной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада компенсирующего вида № 49 в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4. 1. 2660 – 10.

Атрибуты для драматизации: Сарафан, косоворотка, сюртук, кокошник, картуз ит. п.

Иллюстрации к произведениям:

Назаренко Галина. Иллюстрации к сказам П.П. Бажова: Портрет П.П. Бажова, «Последняя осень» , «Натал Гаврилович» (к сказу «Таюткино зеркальце» ) , «Садык и Вахоня» (к сказу «Солнечный камень» ) , «Данилка Недокормыш» (к сказу «Каменный цветок» ) , «Дедо, про козла-то расскажи...» (к сказу «Серебряное копытце» ) , «Поскакушка» (к сказу «Огневушка – Поскакушка» ) , «Танюшка» (к сказу «Малахитовая шкатулка» ) ,

Сказы П.П. Бажова в рисунках В. Назарук

Аудиозаписи:

Хрупкая веточка Сказ читает П. Вишнякова и К. Румянова.,

Серебряное копытце Ю. Медведев,

Орлиное перо Б.Никифоров

Средства:

Наглядные: Портрет П.П. Бажова; фотографии: дома, памятника; карточки-сигналы с положением артикуляционного аппарата; картины уральской природы (Верещагин П.П. «Картины Чусовой» ; Добров А.В. «Фотографии парка «Оленьи ручьи» »; Щеглов Д.С. Серия картин «Природа Урала» ) ; коврик с сигнальными изображениями; карточки-символы с изображением предметов; карточки с изображением предмета, цвета; мелкие предметы; комнатные растения; карточки-сигналы, обозначающие действия по уходу за растением; картины с изображением героев сказов; тексты для театральных инсценировок; карточки-символы с разными животными; карточки, изображающие опасность;

Литературные:

П.Бажов. «Сказы» Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1978 192 стр.

Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка» /П. Бажов; иллюстратор Ляхович – М.: Эксмо, 2012 – 592 с.

«Серебряное копытце» П.П. Бажов. Серия: Школьная библиотек. а Изд-во: Омега 2016 г.

«Медной горы хозяйка» П.П. Бажов. Серия: Классика – детям. Изд-во: Стрекоза-пресс 2007 г.

«Каменный цветок» П.П. Бажов. Серия: Любимые сказки. Изд-во: Росмэн 2015 г.

Музыкальные:

А. Фриндлендер партитура «Горная сказка»

И. Келлера - музыку к балету «Каменный цветок»

К. Молчанов - сочинение оперы «Каменный цветок»

Балет «Каменный цветок» С. Прокофьева

Прокофьев вместе со своей женой и балетмейстером Л. Лавровским написали либретто на основе пяти сказов («Малахитовая шкатулка» , «Горный мастер» , «Каменный цветок» , «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка» ) .

Балета «Сказ о каменном цветке» ,

Евгений Щекалёв – ансамблю Русичи – Сюита по сказам ППБ «Огневушка-поскакушка»

Мультимедийные:

«Серебряное копытце» 1977

«Малахитовая шкатулка» 1972

«Золотой волос» 2007

«Огневушка-поскакушка» 1979

Оборудование: ТСО: магнитофон, телевизор; Средства для изобразительной деятельности: белая и цветная бумага, белый и цветной картон, цветные карандаши и фломастеры, кисточки для раскрашивания, кисточки для клея, ножницы, салфетки для промачивания, рабочие салфетки, непроливайки, клей, чашечки для клея; Декоративный материал: стразы, блёстки, бусинки и т.п.; Спортивные модули – препятствия; Лабиринт; Тактильный конструктор; Ледянки, разноцветные мячи для метания.

Перспективное планирование работы по проекту:

Проект «По страницам сказов П. П. Бажова»

Актуальность реализации проекта:

Родина…… Она у каждого своя. Для кого-то это целая страна, для кого-то это милый сердцу уголок-его родной город. И сколько бы ни жил человек на земле, Родина для него одна. Воспитание патриотических чувств- задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю. Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае. Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Он рассказал нам о жизни и быте жителей древнего Урала. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный, удивительный. Разработанный проект «По страницам сказов П. П. Бажова» даёт детям возможность познакомиться с Кокованей и волшебным козликом, с Подарёнкой и её кошкой.
Цель: формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.
Задачи:
- познакомить детей с творчеством уральского писателя П.П. Бажова;
- формировать чувство гордости за свой родной край;
- развивать творческие способности детей;
- привлечь родителей к сотрудничеству;
- заинтересовать детей в участи в конкурсах.
Автор проекта: воспитатель: Останина Виктория Александровна
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: семейный, групповой.
Проблема:
дети не имеют достаточных знаний о творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Ожидаемые результаты:

расширение кругозора детей в области знаний творчества уральских писателей, развитие творческих способностей ребят, приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Место проведения: МДОУДС №53 «Серебряное копытце».
Сроки проведения: 2 неделя февраля.
Режим работы: вне занятий.
Количество участников проекта: 2 воспитателя: Останина В.А, Пепеляева А.Ю., дети - 17 чел., родители-23 чел.
Возраст детей: 4-5 лет.

Форма проведения:

Игровая деятельность, беседы, выставка книг и иллюстраций «По страницам сказов П. П. Бажова» (совместная деятельность родителей, детей и воспитателей), изготовление аппликаций «Иллюстрации к сказу «Серебряное копытце» (коллективные работы), изготовление работ для участия в городском конкурсе «Урал Демидовых и Строгановых» (совместная работа воспитателя и детей).

Материал и оборудование:

Книги П. П. Бажова, иллюстрации к сказам П. П. Бажова, «малахитовая» шкатулка, демонстрационный набор «Камни Урала», цветная бумага, клей - карандаш, гуашь, кисти, ватман, картон, бисер, клей ПВА.

Знакомство детей и родителей с темой проекта. Объяснение его ценности и значимости для детей. Привлечение родителей к оформлению выставки в группе, посвящённой творчеству писателя.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наш детский сад?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Наш детский сад называется «Серебряное копытце». А кто из вас ребята знает, почему он так называется. Откуда появилось это название?
Ответы детей.
Воспитатель: Это название пришло нам из сказов уральского писателя-сказителя Петра Петровича Бажова. Он написал много интересных сказов о нашей с вами земле, об Урале. Именно в его произведении жил волшебный козлик, которого и звали Серебряное копытце. Давайте прочитаем этот сказ, чтобы всем стало понятно, о чём идёт речь. (Воспитатель читает детям сказ «Серебряное копытце»)
После прочтения сказа дети отвечают на вопросы:
- Кто главные герои произведения?
- Кто вам понравился больше всего. Почему?
- Надо ли было ловить Серебряное копытце?
- Существует ли на самом деле такой козлик?

Организация деятельности проекта.
3.1. Художественно-речевая деятельность.
Цель: расширять знания детей в области творчества уральского писателя П. П. Бажова, воспитывать любовь и уважение к родному краю, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
Чтение сказов П. П. Бажова.
Беседа: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?», «Уральские профессии».
Чтение пословиц и поговорок о жизни людей, о родном крае.
Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: учить слушать и слышать музыку, выполнять движения в такт музыки, следовать полученному заданию, пробовать мимикой и жестами показывать заданного героя, передавать его характер, умело входить в роли героев сказок.

3.2. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей в процессе совместной деятельности, учить быть аккуратными при работе с бумагой и клеем, продолжать учить рисовать гуашью.
Аппликация из рваной бумаги «Иллюстрации к сказу «Серебряное копытце»;
Изготовление работ на конкурс «Урал Демидовых и Строгановых», номинация «Тайны и легенды Древнего Урала».
3.3. Выставка книг и иллюстраций «Павел Петрович Бажов и его сказы»
Цель: привлечь внимание к творчеству уральского писателя П. П. Бажова, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

4 этап. Продукт проектной деятельности.

4.1. Коллективные работы «Иллюстрации к сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце»»
4.2. Выставка книг и иллюстраций в группе «Павел Петрович Бажов и его сказы».
4.3. Изготовление работ для участия детей в конкурсе «Урал Демидовых и Строгановых», номинация «Тайны и легенды Древнего Урала»



Похожие статьи
 
Категории