Пейзаж. Виды литературных пейзажей

16.04.2019

Цель моей работы: Изучить типы пейзажей в русской литературе и русской живописи, и их назначения.

Пейзаж (от франц. paysage, от pays-страна, местность)- описание, картина природы часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей; при этом внутреннее состояние человека употребляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображение пейзажа бывает сельский, городской, индустриальный, морской, речной, исторический (картины давнего прошлого), фантастический (облик будущего мира), астральный (предполагаемое, мыслимое, небесное). «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

Горный пейзаж- с данным видом пейзажа связано не только описание гор, которое и породило название, но и описание пространства вокруг гор: неба, растительности, местности, окружающей горы, человеческого жилья. Горный пейзаж любим, прежде всего романтиками, которые видели в горах воплощение тайны и величия (горы любили изображать А. Грин, А. Веселый); по этой же причине он интересен и модернистам; горный пейзаж воспринимается в русской литературе как экзотический, т. к. не является типичным явлением ландшафта. «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

Долинный пейзаж - нередок в произведениях писателей, изображающих Дальний Восток, центр Европейской части России, для которых типичен подобный ландшафт (В. Арсеньев, Вс. Иванов). Нередко изображение флоры и фауны, окружающего долину пространства связывается в произведениях с представлениями о важнейших элементах национального сознания и национального уклада жизни. «Долину Фудзина можно назвать луговой. Старый дуб, ветвистая липа и узловатый осокорь растут по ней одиночными деревьями. Невысокие горы по сторонам покрыты смешанным лесом с преобладанием пихты и ели».

Лесной пейзаж - наиболее характерен для русской литературы; с лесом почти все писатели связывали свои представления о русском национальном характере, истории. Понимание леса русскими писателями было различно: оно могло основываться и на пантеистической идее (преклонение перед миром природы, признание ее законов обязательными и для человека), и на антропоцентристской идее (виденье человека хозяином, властителем, “усовершенствователем” природы); описания леса нередки в произведениях В. Арсеньева, С. Клычкова, Л. Леонова, И. Соколова-Микитова, Вяч. Шишкова. «Лес в этом месте был сирый, с подмокшими, словно обугленными снизу стволами, в диких, до земли свисавших космах мха. Он прикидывался нищим, с которого и взять нечего, и то отвлекал в сторону малинничком на поляне, усыпанным спелой ягодой, то пытался откупиться гнездом с уже подросшими птенцами, то стращал, наконец, рослым можжевельником, что, подобно схимнику в темном балахоне с островерхим колпаком, выбредал навстречу из-за корней повалившейся ели». «Уже после восхода солнца, возвращаясь с глухариного тока, я шел краем глубокой канавы. Восходившее солнце золотило сосновые вершины. Внизу, под деревьями, на мхах, лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой. Радуясь солнцу, звонко распевали на деревьях дрозды, на вершине освещенной солнцем высокой сосны, где-то под небом, захлебываясь, ворковал дикий голубь - витютень.

Необыкновенные чувства возникают в сердце впечатлительного охотника в чудесный утренний час! Как бы сливаясь с окружавшей лесной природой, я наслаждался музыкой наступавшего утра, чудесными красками восхода». (И. Соколов-Микитов «На лесной канаве»)

Морской пейзаж - (описания южных морей, а также пейзажи Северного Ледовитого океана и его побережья) – море, как и горы, привлекало, прежде всего, романтиков или писателей, в чьем творчестве были заметны романтические настроения. Морской пейзаж вместе с воздушной средой (восходы, закаты) был для писателей своего рода “школой живописи”: в нем вырабатывались средства словесной передачи сложных цветовых гамм в единстве с пространственной композицией. В творчестве П. Низового, И. Соколова-Микитова, увлеченных Севером, выделяют так называемые “полярные” циклы, в которых они заявляют себя как естествоиспытатели, научно достоверно описывающие флору и фауну, климат, ландшафт и др. «Тем временем море, обведенное по горизонту золотой нитью, еще спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и черный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них. На черной дали, легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану, к ногам Ассоль, алую рябь». «На берегах обширного Кизыл-Агачского залива стояли некогда мощные рыбные промыслы-ватаги, большие морские пароходы беспрепятственно входили в самую глубь залива. В последние годы Кизыл-Агачский залив быстро мелеет. С каждым годом обнажается илистое дно - вязкий черный «батак», в котором неопытный охотник рискует погибнуть. Обмеление вызвано общим понижением уровня Каспийского моря. Причиною этого обмеления является отчасти недостаток воды, подаваемой главнейшими реками - Волгой и Уралом. Так истребление лесов Севера, снабжавших реки водою, отозвалось в противоположной части страны.

Почти с каждым годом изменяет свои очертания мелководный гостеприимный морской залив. Новые открываются кормные отмели. Там, где еще в прошлом году свободно проходила моторная лодка, теперь можно плыть только в легком куласе».

Речной пейзаж – центральным его элементом является река. Любим писателями, тонко чувствующими своеобразие русской природы; они рисуют кроткие маленькие речки, в которых открывают истоки лиризма, гармоничности национальной души, или раздольные, мощные реки (Волгу), в которых обнаруживают общее со стихийным началом русского характера.

Социальный пейзаж: природа как арена и объект труда – изображение сельскохозяйственных угодий; встречается чаще всего в произведениях с активной социальной проблематикой, исторических, а также в лирической прозе. К социальному пейзажу относится и военный пейзаж – изображение природы как арены войны; в произведениях Л. Сейфуллиной, А. Серафимовича, М. Шолохова, описывающих жизнь юга России, для которого степь является типичным природным явлением. Первые два писателя более сосредоточены на социальной проблематике, поэтому в их описаниях меньше, чем у М. Шолохова, сведений о жизни степной природы. М. Шолохов же создает широкие панорамы степи, а затем подробно описывает растительность, животный мир, погоду в различные времена года. Образ природы, в том числе и степи, в произведениях М. Шолохова называют “самостоятельным”: он полно нарисован, имеет собственный сюжет (движение времени года), не зависит от человеческого сюжета, описания природы могут существовать автономно от произведения в виде природных миниатюр. «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу. Я видел огромный участок леса, срезанного огнем нашей артиллерии. В этом лесу недавно укреплялись немцы, выбитые из села С. , здесь они думали задержаться, но смерть скосила их вместе с деревьями. Под поверженными стволами сосен лежали мертвые немецкие солдаты, в зеленом папоротнике гнили их изорванные в клочья тела, и смолистый аромат расщепленных снарядами сосен не мог заглушить удушливо-приторной, острой вони разлагающихся трупов. Казалось, что даже земля с бурыми, опаленными и жесткими краями воронок источает могильный запах».

Лирический пейзаж – чаще встречается в произведениях лирической прозы (лирической повести, рассказе, миниатюре), отличающейся выраженностью чувственно-эмоционального начала и пафосом возвышения жизни. Дан глазами лирического (нередко автобиографического) героя: является выражением состояния его внутреннего мира, прежде всего, чувственно-эмоционального. Лирический герой переживает чувство единения, согласия, гармонии с природой, поэтому в пейзаже рисуется умиротворенная природа, матерински расположенная к человеку; она одухотворена, опоэтизирована. Лирический пейзаж, как правило, создается на соединении созерцания природной картины (непосредственно в данный момент или в образах памяти) и скрытой или явной медитативности (эмоционального раздумья, размышления). Последнее связано с темами родного дома, любви, родины, иногда – бога, пронизано ощущением мировой гармонии, таинства и глубокого смысла жизни. В описаниях много тропов, выражен ритм. Лирические пейзажи особенно развиты в литературе Х1Х-ХХ веков. «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаютсятолько тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится, а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра. »

Пейзажный штрих – отдельный элемент природной картины; как правило, дает представление о месте и времени действия. Пейзажные штрихи используют все писатели, но более тяготеют к ним те, кто склонен к динамичному повествованию. В ряде жанров описания природы представлены только пейзажными штрихами – прежде всего в жанрах массовой литературы (детективе, боевике, любовном романе, др.); современная литература (рубеж ХХ-ХХ1 веков) в целом тяготеет к сжатию описательности и к вытеснению пейзажа, поэтому природная среда в ней также изображена немногочисленными пейзажными штрихами. Это свидетельствует о продолжающемся отчуждении человека от природной среды. «Мы прошлись по поселку, и не больно-то он нам глянулся – ни домами, ни их обитателями. Мы спустились к реке, протопали по гулкому деревянному мосту, на котором нахохлившимися воробьями сидели с удочками деревенские пацаны, и вошли в деревню. Тут была всего одна улица, вдоль которой взбирались на пригорок деревянные дома. Улица посередине была пыльная, а по краям - заросшая густой и высокой травой, из которой местами высовывался кривой и серый штакетника»».

Пейзаж-панорама. Изображается большое пространство с расположенными в нем природными объектами, видимое сверху, с какого-то возвышения, с “птичьего полета”. Подобные описания характерны как для крупных эпических произведений, в которых они подчеркивают включенность жизни конкретных героев в движение истории, так и для произведений малой формы (рассказ, миниатюра), в которых значительна философская проблематика. Существует также понятие “движущаяся панорама”, обозначающее широкозахватное изображение как бы передвигающейся камерой. Близок панорамному планетарный пейзаж, стремящийся представить планету в целом; точка наблюдения - как бы с вершины высокой горы или из космоса. Наличие панорамных описаний в многочисленных произведениях русской литературы объясняется особенностями национального ландшафта - ровного, открытого, без гор и высоких возвышенностей, и, конечно же, свойствами национальной души, любящей простор. «Было 9 часов утра. Туман сплошным морем расстилался по низу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана. Не только все французские войска, но сам Наполеон со штабом находился не по ту сторону ручьев и низов деревень Сокольниц и Шлапаниц, за которыми мы намеревались занять позицию и начать дело, но по сю сторону, так близко от наших войск, что Наполеон простым глазом мог в нашем войске отличать конного от пешего. Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана, и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. Он видел среди тумана, как в углублении, составляемом двумя горами около деревни Прац, всё по одному направлению к лощинам двигались, блестя штыками, русские колонны и одна за другой скрывались в море тумана».

Фантастический пейзаж – нередок в произведениях романтиков, символистов, мистиков, фантастов, распространен в авангарде, поставангарде, возможен как составной элемент объективно-реалистических произведений (философских рассказе, повести, романе, в романе-утопии и романе-антиутопии и др.). Подобный пейзаж создается разными средствами: смещением или наложением времени, фантазией пустоты (море без воды; город, поля без людей) или фантазией множества (два солнца или луна и солнце одновременно, наложение разновременных картин), трансформацией материально-природных форм (замена объемного плоским, сложного – упрощенным, взаимосвязанного–разрозненным существованием отдельных предметов, невесомого – плотно-тяжелым и др.), изображением инопланетного пейзажа, космических картин и т. д. «Весна. Из-за Зеленой Стены, с диких невидимых равнин, ветер несет желтую медовую пыль каких-то цветов. От этой сладкой пыли сохнут губы - ежеминутно проводишь по ним языком - и, должно быть, сладкие губы у всех встречных женщин (и мужчин тоже, конечно)».

Повествование о природе. Пейзаж - это описание природы, предполагающее какое-то постоянство в ее состоянии; в художественном произведении нередко рассказывается также о событиях, происходящих в природе, - грозе, наводнении, метели. Эти события имеют свою логику развития, то есть сюжет, поэтому подобные картины называются повествовательными, сюжетными; сюжетные картины природы достаточно велики по объему и часто являются в произведении самостоятельными текстами – миниатюрами. Повествование о природе может быть и в виде рассказа о судьбе животных; в произведении он является или фрагментом характеристики человеческих персонажей, т. е. является функциональным (когда тема природы не является главной), или образует самостоятельную сюжетную линию (когда первый план занимает “природная” проблематика). «Дальняя молния в заборе разделила весь видимый мир пополам, и оттуда, с другой стороны, что за деревней Панютино, шел пыльный вихрь под тяжкой и медленной тучей; там раздался удар грома, сначала глухой и нестрашный, потом звук его раскатился. Вихрь настигал и ударил песком, землёй листьями, стеблями травы и деревенским сором. Вместе с вихрем, сквозь его горячую пыль, пошел град и стал бить хлеб и землю. Град переменился на крупный прохладный дождь». «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего невзвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею».

Пейзаж (фр. Paysage, от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая старинным представлениям, кажется, по меньшей мере, наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.

В пейзаж входят некоторые основные элементы: Земная поверхность, Растительность, Человеческие постройки, Перспектива вида. Картина также может включать: водоёмы (озера, моря, реки), фауну, людей, свет, метереологические образования (облака, дождь).

Известные российские пейзажисты: Айвазовский, Иван Константинович «Морской пейзаж», «Корабль у берега», «Лунная ночь»; Куинджи, Архип Иванович «Березовая роща», «Волга», «Закат»; Левитан, Исаак Ильич «Март», «Летний вечер», «Сумерки»; Шишкин, Иван Иванович «Сосновый лес», «Опушка леса», «На берегу леса»; Юон, Константин Фёдорович «Летный пейзаж», «Летный день», «Голубой куст». В живописи и графике существует понятие мифологического или фантастического пейзажа, который не существует в действительности, а искусственно создаётся на изобразительной поверхности.

Вывод: В ходе исследования я пришла к выводу, что очень разнообразен мир пейзажей и в русской литературе и в русской живописи. Каждый пейзаж по-своему уникален и с его помощью автор любого произведения может передавать разное настроение и разные эмоции.

Пейзажная живопись, также известная как ландшафтное искусство, представляет собой изображение природы во всех ее проявлениях. В основном это горы, долины, деревья, реки и леса. Основной особенностью является наличие широкого вида, а также его элементов, расположенных в связной композиции. Существуют разные виды пейзажа, в том числе сельский и городской, морской и речной, религиозный и футуристический.

Виды пейзажа: суть

Самым популярным элементом любого пейзажа является небо. Погода во всех ее проявлениях также входит в состав композиции. Виды пейзажа в искусстве могут быть полностью мнимыми (воображаемыми) или копироваться из реальности с различной степенью точности. Если основной целью изображения является отображение фактического, определенного места, в особенности это касается зданий, то оно будет называться топографическим (реалистичным) видом.

Понятие "пейзаж"

В изобразительном искусстве термин «пейзаж» происходит от голландского слова landchap (участок земли) и описывает любую картину или рисунок, главным предметом которого является изображение живописного вида. Примерами могут быть луга, холмы, горы, долины, деревья, реки, леса, прибрежные виды и моря. Картина может быть изображением реального места, или это может быть воображаемая либо идеализированная сцена.

Признание природы и ее выбор в качестве конкретного предмета искусства является относительно недавним явлением. До XVII века пейзаж был ограничен фонами портретов или картин, посвященных преимущественно религиозным, мифологическим или историческим иллюстрациям. Сегодня красивый вид пейзажа продолжает оставаться главной темой в искусстве.

Пейзаж на протяжении веков

В творчестве художников XVII века Клода Лотарингии и Николая Пуссена ландшафтный фон начал доминировать над демонстрацией исторических событий. Однако их трактовка пейзажа была несколько стилизованной или искусственной. Они пытались перенять виды пейзажа Греции и Рима, и их работа стала известна как классический пейзаж. В то же время некоторые голландские художники, например Якоб ван Руйсад, разрабатывали гораздо более натуралистическую форму живописи, основываясь на том, что они видели вокруг себя.

Когда в семнадцатом веке французской академией были классифицированы виды искусства, пейзаж был размещен четвертым по важности среди пяти жанров. Тем не менее пейзажная живопись становилась все более популярной в XVIII веке, несмотря на преобладание классических мотивов.

Пейзаж и его позиция в иерархии жанров

Пейзаж был установленным жанром в китайском искусстве к четвертому столетию нашей эры, но в западном искусстве пейзажная живопись берет начало до эпохи ренессансного искусства в шестнадцатом веке. Конечно, многие художники начиная с римских времен и раньше включали в свои картины живописные пейзажи и виды природы, но они были вспомогательными элементами главной темы картины. Основная проблема с ландшафтом заключалась в том, что он был очень низким в академическом распределении жанров.

Иерархия видов изобразительного искусства в эпоху Возрождения имела следующий вид:

  1. Историческая живопись.
  2. Портретное искусство.
  3. Живопись, то есть сцены из повседневной жизни.
  4. Пейзаж.
  5. Натюрморт.

Эти рейтинги были окончательно изложены в 1669 году секретарем Французской академии Андре Фелибиеном. Таким образом, мир искусства, в том числе его покровители, учителя и художники, не воспринимал пейзажную живопись всерьез и приписывал большую ценность историческим произведениям, портретам и жанровым картинкам. Неоклассические и академические школы следовали греческому искусству в придании первенства человеческому телу, особенно обнаженному.

Бум натуралистического ландшафтного рисунка

В девятнадцатом веке произошел настоящий всплеск натуралистического ландшафтного рисунка, отчасти обусловленный представлением о том, что природа является прямым проявлением Бога, а отчасти из-за растущего отчуждения многих людей от природы из-за ростущей индустриализации и урбанизации. В итоге традиционная иерархия жанров рухнула.

Ландшафтные художники XIX века вступили в широкомасштабное романтическое движение, именно в это время пейзажная живопись наконец стала достойным жанром в художественных академиях Европы и получила широкое распространение по всему миру. Во второй половине двадцатого века определение ландшафта было поставлено под сомнение. Жанр расширился до городских и промышленных ландшафтов, и художники стали использовать менее традиционные средства при создании ландшафтных работ.

Три типа ландшафтного искусства

Картина или фотография, на которой изображается природа, называется ландшафтным искусством. Хотя каждый художник имеет свой собственный стиль, этот жанр обычно группируется в три объемные категории:

  • Репрезентативное ландшафтное искусство является самым основным жанром. В деталях для создания нереалистичного эффекта не используются специальные цвета или фильтры. Напротив, репрезентативное ландшафтное искусство фокусируется на естественной красоте природы и рисует реалистичную картину предмета.
  • Импрессионистское ландшафтное искусство фокусируется на изображении реалистической сцены в почти нереалистичном свете. Это достигается с помощью нескольких методов, включая разделение переднего плана с фоном с использованием мягкой фокусировки, применение необычных методов освещения или включение насыщенных, ярких или неестественных цветов. Импрессионистское ландшафтное искусство в значительной степени отвечает взгляду художника или фотографа и способности создавать потрясающий природный образ.
  • Абстрактное ландшафтное искусство меньше полагается на окружающую среду пейзажа и больше на представление основного предмета изображения. В абстрактной части пейзаж может быть фоном, а на переднем плане может находиться фокус на одном компоненте, например ветке дерева необычной формы или тени большого объекта.

Каждый стиль имеет свои характеристики, варьирующиеся цвета, освещение и реквизит. В пейзажных картинах, как правило, добавляются дополнительные элементы кроме самого ландшафта. Традиционно это животные и люди. Цель пейзажной части - продемонстрировать естественную красоту природы, будь то успокаивающая, жестокая или сюрреалистическая.

Природные пейзажи

Пейзажная живопись относится к произведению искусства, в котором основной акцент делается на изображение природы (горы, леса, скалы, деревья, реки, долины и т. д.). Земля - ​​чудесное творение, от бесплодных пустынь до пышных тропических лесов, от бесконечных океанов до облачного неба. На протяжении всей истории художники находили вдохновение в таинственной красоте природы и величии разнообразных ландшафтов Земли.

Городской пейзаж: виды городского пейзажа

Пейзажные картины не ограничиваются изображениями земли и природы. Например, они могут также включать изображения зданий, улиц, мостов. Этот вид пейзажа называется городским. Этюды его могут включать в себя различные исторические или современные объекты. Виды городского пейзажа определяются в соответствии с тем, что изображено на картине. Одними из самых привлекательных являются изображения дворцов и замков, культовых памятников, а также жилых построек XVII-XIX веков.

Сельский и парковый пейзаж

Когда природа и ре-зультаты сознательной человеческой деятельности встречаются вместе, обязательно возникает определенный диссонанс. Но есть среда, где эти две конфликтующие стороны способны договориться между собой и добиться относительного равновесия. Прежде всего это сельская местность и ландшафтные парки, где природа дополняется архитектурными элементами. Сельский пейзаж являлся одной из самых популярных тем пейзажа во все времена. Художники изображали дом на холме или у водоема, зеленые луга с пасущимися овцами, проселочные дороги и так далее.

Топографические пейзажи

Плоские предметы отличаются от объемных трехмерных, имеющих длину, ширину и высоту. Один из вариантов изображения пейзажа заключается в том, что изображению придается более или менее четко выраженная рельефность. Этот вид пейзажа называют топографическим или скульптурным.

Документальные пейзажи

Еще одним видом пейзажной живописи являются документальные пейзажи, изображающие сцены из повседневной жизни. Включенные фигуры людей заслуживают не меньшего внимания, чем деревья или дома. С одной стороны, они добавляют жизни в композицию, с другой стороны, подчеркиваются размеры окружающего пространства в сравнении с человеком.

Пейзажи с животными

Отличительной особенностью пейзажа является то, что с их помощью создается ощущение покоя, удовлетворенности и гармонии. Однако живая природа - это непрерывное движение. Деревья, растения, дождь, ветер - это все динамичные и переменчивые факторы, в связи с этим вполне закономерным является размещение среди них животных как неотъемлемой составляющей всей живой природы.

Виды могут быть самыми разными: пейзаж настроения символизирует лирическую окраску чувств, архитектурный очень напоминает городской, морской (марина) и речной показывают бесконечную красоту водного ландшафта. Исторический и героический типы ассоциируются с великими воинами, мифическими героями и богами. Декоративный пейзаж служит превосходным украшением интерьера. Определенного количества видов не существует. В зависимости от видения художника выделяют индустриальный (виды городов), пейзажи эпического, романтического или даже космического характера.

Главная особенность этого жанра изобразительного искусства состоит в том, что основным предметом изображения является природа в своем первозданном виде или преображенная человеком.

Каждый любит природу по- своему и «как может». Для кого- то это выражается лишь выездом в лес, а некоторым, источником новых сил, эмоциональных переживаний. Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила её эстетического восприятия так велика, что, не будь её, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким бы он был. Но не только Пушкина, но и Лермонтова, Чехова и наконец, не было бы плеяды замечательных художников- пейзажистов: Саврасова, Левитана, Нестерова, Поленова и многих других.

Понятно мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и запада наши скромные дали. Мы родились и жили под «сереньким ситцем этих тихих северных небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они были её свидетелями, и потому только мы можем с полной силой её ощутить и понять. В который раз приходят на память слова Грибоедова о том, что «дым отечества нам сладок и приятен»- дым деревень в тишине мягкого зимнего дня или дымок костров, что низко тянет над луговыми озерами.

Картины хороши тем, что в любую минуту ты можешь войти в знакомый, но всегда чем-то новый мир нашей природы,- стоит только переступить порог рамы. Трудно поверить, что еще в начале XIX века некоторые критики считали пейзаж ненужным, а о художниках и писателях- пейзажистах говорили, что они « прячутся в пейзаж от действительности» и тем самым выдают себя с головой как недругов прямого восприятия и отражения действительности.

Подлинный пейзажист всегда знает, где можно найти самый густой иней, где растут самые могучие ели в близлежащей местности, какие краски нужны для воды глухого озера и какие для дождя в деревенских сумерках.

Полное счастье от готовой работы испытываешь больше, когда работаешь под открытым небом в любую погоду. Даже в те дни, когда валит снег с дождем над болотом, и порывистый ветер срывает с мольберта подрамник и холст. А ведь в другие дни ты и не увидишь и не почувствуешь всю полноту истинных красок пейзажа - красок хмурости неба, яркого, ослепляющего летнего солнца, опьяняющей свежести весеннего ветра.

Труд подлинного пейзажиста - не только труд живописца, но и подлинного патриота Его плотна - поэма о России, поэма о доме в первую очередь.

Принимая во внимание все то, что происходит в современном искусстве, в частности, в живописи, все больше понимаешь, как глубока и морально «воспитана» живопись прошлых столетий. Только там, в «той живописи» можно научиться действительно прекрасному, человеческому, одухотворенному.

Факт остается фактом, современный человек, находясь в постоянном тандеме города, технологий и прочих новшеств, которые отнимают время на отдых, простые размышления, раздумья, поиски себя, несомненно, пытается от этого оградить себя, дать отдых организму и своим мыслям.

Что и говорить, порой невыносимо хочется вырваться на природу, в лес, а то и в деревню. Просто отдохнуть, полюбоваться, надышаться воздухом, налюбоваться красотой и великолепием природы.

Обращаясь же к художественной литературе, а конкретнее, к литературе 50- годов, жизнь крестьян изображалась особенно часто. Народность, как неотъемлемая черта реализма, была неразрывно связана с национальным характером содержания искусства.

Представление о русской природе было в то время настолько неотделимо от народа, что в ней самой, в её образах часто находили поэтические выражения народных дум, страданий и отчаяний. Стоит вспомнить слова небезызвестного М.Е. Салтыкова- Щедрина о столь ярком восприятии природы - « Я ещё с детства симпатизировал с нашей сельской природою, хотя нет ничего в ней такого, чем бы особенно можно было похвалиться». Заключает же он свое описание проникновенными строками « Но я люблю её эту, однообразную природу русской земли, я люблю ее не для неё самой, а для человека, которого она воспитала на лоне своем и которого она объясняет… »

Реалистическая пейзажная живопись пятидесятых годов принципиально отличалась как от прежней живописи перспективной, то есть «видовой», задачи которой ограничивались документально точным воспроизведение панорамы, определенной местности, так и то романтического пейзажа, широко распространенного среди художников- академистов. Именно в то время происходил перелом в русской пейзажной живописи, выразившийся на первых порах в обращении пейзажистов к русской природе, являвшейся естественной жизненной средой для крестьянина

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.

В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная - выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.

Глубокое впечатление производит, например, высказывание А. И. Герцена о русской природе (написано за границей в 1853 году): "В нашей бедной северной долинной природе есть трогательная прелесть, особенно близкая нашему сердцу. Сельские виды наши не задвинулись в моей памяти ни видом Сорренто, ни Римской Кампанией, не насупившимися Альпами, ни богато возделанными фермами Англии. Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши, в нашей стелящейся природе... что-то такое, что поется в русской песне, что кровно отзывается в русском сердце".

Пейзаж должен быть портретом с природы, а не любованием одних красивых и поразительных эффектов ее. Искать эти последние - дело скользкое и опасное. Даже при самой сильной, поэтической, первоначальной натуре тут легко сковырнуться, полететь головой вниз...".

Начало развития деревенского пейзажа положил Алексей Венецианов (1780-1847), который известен всем кА непревзойденный мастер бытового жанра. Жизнь в деревне дала художнику богатый материал открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы. К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и покоем, любовью к человеку и природе, принадлежит небольшая картина "Спящий пастушок". Спокойные плавные ритмы равнин, пологие склоны холмов, поросшие тонкими деревцами, одиноко стоящие ели, речка с низкими берегами - все эти бесконечно знакомые, близкие мотивы найдены художником в родной природе. Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа.

Сам Венецианов соединял виды полей и лугов в своих картинах с изображениями крестьянских девушек и детей. Эти жницы и пастушки воплощали в его картинах поэтический собирательной образ крестьянской Руси. Пейзажные фоны его картин вводят в русскую живопись тему природы как сферы приложения труда человеческих рук. В этом Венецианов порывает с классической традицией изображения идеальной природы, подстриженной и приглаженной - природой парков, где отдыхают и наслаждаются люди из высших слоев общества. Но при всем демократизме венециановских крестьянских угодий сами фигуры девушек в его картинах классически идеализированы.

Пейзажи для своих картин Венецианов находил в окрестностях принадлежавшей ему деревни Сафонково. В тех же местах работали и художники его школы. Часто они вносили в свои произведения наивность и простодушие народной картинки. Далекое пространство в их пейзажах кажется порой беспредельным. В нем теряются населяющие его маленькие фигурки людей. Эти люди у венециановцев представляют характерные типажи деревни или провинциального города. Парень с косой, баба с коромыслом и ведрами, охотники, губернские чины и торговцы на городской площади- вот мир людей, которых они изображали и чьими глазами смотрели на окружающую жизнь.

Творчество самого Венецианова было для пейзажистов 50-х годов настолько близким наследием, что даже в классных занятиях учителя Московского Училища Живописи широко применяли венециановскую систему, основанную на тщательном изучении предмета изображения. Произвдения Венецианова с изображениями русской природы и опыты в этой области его последователей, хотя и исполненные на материале живой природы, воспринимались молодыми художниками как этап уже пройденный.

Образ природы, как облик человека, отражает в себе жизнь, чувства и мысли того общества, которое воспитало его создателя-художника. В пейзажах отражаются размышления лучших русских людей о судьбах родины, глубокая любовь к своему народу, взволнованный призыв к борьбе против несправедливости. Идеи, которыми освещено было все искусство второй половины 19 столетия, проникают в изображения, наполняя его новым для общеевропейской живописи содержанием.

Живопись художников-пейзажистов реалистического направления ярко свидетельствует о том горячем интересе и серьезном внимании, с которым наиболее передовые мастера относились к нуждам народа, его страданиям, нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусством не только разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на защиту "униженного и оскорбленного" народа.

Уже в первой половине века художники А. В. Тыранов и Г. В. Сорока, бывшие прямыми воспитанниками Венецианова, пробовали свои силы в работе над деревенским пейзажем, в родных для художников местах. Их картины, "не всегда совершенные по мастерству, отличаются необычайной чистотой восприятия природы и искренностью чувства". Являясь преемниками венециановских традиций, эти пейзажисты своим творчеством представляют характерное явление в реалистическом искусстве 40-х годов.

Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании их искусства. От художников ждали произведений, которые отражали бы настроения угнетенного народа.

Именно в это десятилетие и проявился у русских пейзажистов интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали. Тоскливая природа осени, с грязными, размытыми дорогами, редкие перелески, хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегом маленькие деревушки, -все эти темы в своих бесконечных вариантах, такой любовью и старанием исполняемые русскими пейзажистами, получили права гражданства в 60-е годы. Характерно, что в это же время нашла широкое распространение тема зимнего пейзажа, над которой особенно много работали Саврасов и Каменев.

Художественная деятельность Поленова основывалась на стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни общества. Это стремление сближало творчество мастера с общим процессом демократизации искусства последней трети XIX века, прежде всего с движением Товарищества передвижников, чьим активным участником он был с конца 1870-х годов. Для работ Поленова 1890-х годов характерно особенное внимание к различным состояниям природы. Одной из особенностей Поленова было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотив человеческими фигурками, а представить целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ. И в "Московском дворике", элегических по настроению картинах "Бабушкин сад", "Заросший пруд", "Ранний снег", "Золотая осень" -во всех своих пейзажах Поленов средствами живописи утверждает важную и по существу, очень простую истину: поэзия и красота - вокруг нас в привычном течении повседневности, в окружающей нас природе.

Творчество Поленова крупное и значительное явление в русской живописи второй половины 19 века. С Саврасовым и Васильевым его сближают не сразу ощутимая, но крепкая и строгая композиционная построенность и картинность, придающие его пейзажам определенную монументальность. Также Поленов свободнее и непосредственнее, чем его сподвижники, пользуется средствами и приемами пленэра. Свет и воздух становятся "героями" его замечательных полотен, и сегодня покоряющих своей свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью.

Многогранный талант В.Д.Поленова наиболее полно проявил себя в области пейзажной живописи. В её историю, ознаменованную блестящими победами, этот художник вписал своим творчеством одну из ярких страниц. Работая одновременно в таких различных жанрах, как историческая живопись, портрет, пейзаж и декоративное искусство, сам художник считал пейзажную живопись наиболее отвечающей складу своего дарования. Такое исключительное положение пейзажной темы в его творчестве и делает возможным самостоятельное её рассмотрение среди работ других пейзажистов.

С начала 70-х годов в произведениях Поленова все чаще встречаются сюжеты из крестьянской жизни. Художник, видимо, начинает искать пути к пейзажно-бытовому жанру, работа над которым позволила бы дать пейзаж как действенный компонент взятого сюжета.

Признавался С.И. Мамонтову после поездки в Италию в 1873 году: «Теперь я в деревне, дышу полной грудью после душной, зловонной Италии; какой у нас сосновый воздух! Итальянцы не подозревают, что такой на свете существует! Ведь это же Наш, родной, деревенский воздух!» Тонко и проникновенно воссоздан художником деревенский пейзаж в этюде «Деревня Тургенево» (музей – усадьба В.Д. Поленова). Своей спокойной мягкостью он как бы скрашивает жизнь обитателей маленькой деревеньки с покосившимися, крытыми соломой избами. Этот этюд был написан Поленовым в 1885 году в Тургеневе. Высокие живописные качества данного этюда и присущая ему полнота художественного выражения дали возможность Поленову спустя много лет использовать его, почти не меняя композиции колорита, в картине «Задворки», показанной на передвижной выставке 1892 года.

Впоследствии был использованы в картинах и другие мотивы деревенского пейзажа, запечатленные первоначально в этюдах. Давая в картинах более углубленную характеристику пейзажного образа, Поленов достигал в них вместе с тем и большей идейной направленности.

Интересно остановиться в этом плане на большой картине Поленова «Русская деревня», поя вившаяся впервые на передвижной выставке в Москве в 1889 году. Центральное место в композиции пейзажа занимает рыбацкая деревня, расположенная среди открытой местности у широкой реки. Крепкие, бревенчатые срубы со строгим, подчеркнутым рисунком высоких кровель, маленькие участки зеленых огородов, рыбацкие сети, смотанные на высоких шестах, отсутствие тенистой зелени вокруг жилья- все это сообщает несколько суровый характер внешнему облику деревни. Однако и здесь художник сумел дать почувствовать природу как светлое и радостное начало в жизни людей.

На переднем плане изображена узкая речушка с освещенным солнцем песчаным берегом и пологим склоном, сходящим к воде. Перекинутые через речку кривые мостики, ведущие в деревню, узкие, протоптанные тропки, идущие от мостков вверх по склону, прясла, спускающиеся к воде от крайней избы, придают большую протяженность в глубину переднему плану и усиливают его эмоциональное звучание. Глядя на фигуру белоголового мальчика, стоящего с удочкой у воды, на аленьких деревенских ребятишек, играющих на солнце в песке близ мостков, на сидящую около них старуху бабку с ребенком на руках, видишь их всех согретыми теплом и лаской природы.

Заканчивая обзор творчества Поленова как пейзажиста, следует еще раз подчеркнуть, что именно пейзаж составлял его наиболее прогрессивную сторону. Именно в этой области Поленов начиная с 60-х годов неуклонно шел по пути реализма. Своеобразие и значительность его роли в реалистическом деревенском пейзаже второй половины XIX заключались в том, что он, являясь крупнейшим представителем пейзажистов- передвижников, смог стать живым и действенным звеном между реалистами старшего поколения и молодежью. В сознании которой он неустанно поддерживал интерес к большому содержательному искусству, к воплощению в пейзаже- картине глубоких впечатлений действительности. Молодежь находила в его пленэрной живописи опору для своих собственных исканий, для выражения в пейзаже своих чувств и раздумий над жизнью.

С давних пор пейзаж вносил свой отпечаток в становлении мировой живописи.

Но откуда же пошел русский пейзаж. ВСЕМ ИЗВЕСТНЫ ГОРОДСКИЕ ПЕЙЗАЖИ. Но что же особенного в деревенских пейзажах?

«По таким дорогам только в калошах проходить!» про Левитана

А что же таки нас всех привлекает в первую очередь в русском деревенском пейзаже?!

Левитановские пейзажи своей открытостью, естественностью, чувственностью…

Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. Но поэтому же его лучшие пейзажи, порой совсем маленькие, несут в себе поистине большой поэтический смысл. В изображении кривых ветел на деревенской улице и перекинутых через канаву старых бревен мы видим "небесный" образ весны, в луже видим отраженное солнце, а молодая зеленая трава у деревенского мостика оказывается не просто растением известного сорта, но знамением радости воскрешения природы.

Левитан много писал на воздухе. Так велел ему Саврасов.

Солнце гоните на холст!- кричал Саврасов.- Весеннюю теплынь прозевали! Снег таял, бежал по оврагам холодной водой, почему я не видел его на ваших этюдах? Липы распускались, дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба, - где всё это на ваших холстах? Срам и чепуха! Со времени этого тяжелого разноса Левитан начал работать на воздухе. Вначале ему трудно было привыкнуть к новому ощущению красок. То, сто в комнатах казалось ярким и чистым, на воздухе непонятным образом жухло, покрывалось мутным налетом.

Маленький пейзаж «Мостик» представляет собой написанный на натуре этюд, в котором покоряет прежде всего мастерски переданная молодым художником свежесть непосредственного восприятия природы. Прекрасно воспроизведены краски летнего солнечного дня, когда вся зелень кажется сверкающей и полной жизненных соков. Светом пронизана листва старых ветел, сомкнувшихся кронами. Их густые ветви образуют зеленый шатер и почти закрывают небо. Избрав низкую точку зрения, Левитан центром композиции в этом этюде сделал ветхий бревенчатый мостик, перекинутый через ручей, протекающий по дну оврага. Здесь объединяются все элементы, участвующие в построении пейзажного образа. От этого центра взгляд легко устремляется вглубь, к избам деревни, благодаря чему сам мостик воспринимается как часть типичного деревенского ландшафта. Левитан стремится показать зрителю особую красоту выбранного им мотива: он заставляет любоваться игрой солнечных бликов и голубых теней на ветхих бревнышках мостика, дает возможность заглянуть под мост и увидеть за темной тенью, бросаемой им на воду, пятно яркого света на поверхности воды и отражение голубого неба в ней. Но не только сияние солнечного дня смогло преобразить этот скромный, лишенный внешнего эффекта деревенский пейзаж. В каждом запечатленном в этюде куске живой натуры выражено тонкое поэтическое восприятие художником жизни, чувство её красоты. Именно потому он, несмотря на сравнительно широкую манеру письма, дает ощущение полноты жизни и внутренней завершенности. Нельзя не обратить внимание и на живописное мастерство, казавшееся прежде всего в умелом использовании богатых возможностей цветовой гаммы. Звучная живопись служит Левитану для того, чтобы воспеть столь скромный мотив, подобный которому нельзя было встретить в старом пейзажном искусстве.

Связи искусства Левитана с искусством Саврасова выступают в пейзаже с мостиком не столь определенно и непосредственно, как в предыдущей картине. Но вместе с тем только у воспитанника саврасовской школы могла зародиться мысль сделать объектом художественного воссоздания такую малоприметную деталь деревенского ландшафта, как старенький, кое- как сбитый пешеходный мостик. Используя основные принципы саврасовского искусства, Левитан в этом этюде идет дальше своего учителя в поисках простоты и лаконичности сюжета.

А наряду с этим в живописи «Мостика», в светлой палитре цветов, в тонко переданном взаимодействии света и цвета чувствуется уже та система живописи, которой Левитан мог овладеть под руководством Поленова.

Но самый значительный и глубокий по содержанию образ деревенского пейзажа был создан Левитаном в картине «Сумерки. Стога» (1899, Третьяковская галерея), написанной также после поездки в Новгородскую губернию. Как и предыдущие, этот пейзаж крайне прост по сюжету. Перед зрителем - равнина скошенного луга с рядами сметанных стогов, озаренных мягким светом луны. И только. Но, видимо, этот мотив глубоко взволновал художника значительностью и поэтической красотой своего облика. И, может быть, еще до возвращения в Москву, где писалась картина «Сумерки. Стога», в представлении художника этот сюжет повседневной жизни уже сложился в пейзажный образ, одухотворенный мечтой о гармонии природы и человека, отдающего свои силы и свой труд. Достигнув высокой степени обобщения, Левитан сумел сохранить в картине ясное ощущение состояния природы, то есть ту сторону её жизни, которая сильнее дает чувствовать себя в пейзаже лирического склада, определяя собой её эмоциональный строй. В сочетании лирического и эпического начала заключены неповторимое обаяние и трогательная нежность этого пейзажа.

Презентация «Пейзаж в творчестве передвижников» познакомит с творчеством выдающихся русских художников-пейзажистов: Саврасова, Шишкина, Васильева, Куинджи, Поленова и Левитана.

Пейзаж в творчестве русских художников-передвижников

Во второй половине XIX века пейзаж в русской живописи переживает рассвет. В отличие от жанровой живописи передвижников, в которой акцент в основном ставился на отрицательных явлениях жизни, пейзажисты стремились найти в окружающей действительности позитивные ценности. Интересно сравнить пейзажи наших передвижников с картинами природы в творчестве . Идеи передвижников не могли не отразиться в выборе сюжетов художниками-пейзажистами. Чаще всего они выбирают простые мотивы, в которые включают элементы бытового жанра.

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймёт и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Фёдор Тютчев

Несколько слов нужно сказать о моей презентации. Основной приём, который позволил создать интерактивную композицию, – это гиперссылка. Переходы между частями осуществляются, в основном, с помощью кнопок (иногда – по-щелчку). Минимум текста и максимум изображений с музыкальным сопровождением порадуют тех, кто будет просматривать презентацию в программе PowerPoint.

Лирические пейзажи А.К. Саврасова

Основоположником новых идей в русской пейзажной живописи считается Алексей Кондратьевич Саврасов, лирические пейзажи которого хочется назвать пейзажами настроения.

Эпические пейзажи И.И. Шишкина

Ивана Ивановича Шишкина отличает от его собратьев по кисти особый, объективный взгляд на природу. За потрясающее знание леса он получил прозвище «леший». Шишкин не стремится передать состояние природы, её движение, подчёркивая постоянство и полноценное её бытие. Его сюжеты – это бескрайние просторы, могучие деревья, лесные дебри и светлые поляны.

Романтические пейзажи Ф.А. Васильева

«Щедро он был одарён могучим и дивным талантом,

Чудною силою чувства и красок владел он в искусстве».

Такую оценку дали художники своему молодому товарищу, написав эти слова на его могиле. Фёдор Васильев прожил всего двадцать три года, но оставил замечательный след не только в русской, но в мировой живописи. Он дружил с Иваном Шишкиным, работал с ним на пленэре, но его отношение к природе сильно отличается от объективного отношения его старшего товарища. Стремясь писать пейзажи реалистично, наш художник в душе оставался романтиком, выбирая яркие, моменты в жизни природы. Возможно, стоит вспомнить характерные черты чтобы лучше оценить гений этого молодого пейзажиста.

Сияющие пейзажи А.И. Куинджи

Романтический взгляд на природу сближает творчество Архипа Ивановича Куинджи с пейзажами Фёдора Васильева. Куинджи ставил задачу изобразить яркие эффекты света и цвета. Этюды, написанные им на пленэре, в мастерской он превращал в яркие декоративные картины, не слишком заботясь о реалистичности пейзажей, которые напоминают часто театральные декорации.

Мир радостный и прекрасный в пейзажах В.Д. Поленова

Поленов, как никто из его современников (за исключением Репина), преуспел в овладении принципами пленэрной живописи. Он использовал цветные тени, фиксировал оттенки цвета, его переходы, подчёркивал зависимость цвета от света, тонко чувствуя ослабление цветовой интенсивности по мере удаления предмета от первого плана.

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».
В.Д. Поленов

Пейзажи настроения И.И. Левитана

Завершает мою презентацию о пейзаже в творчестве передвижников рассказ о одном из любимейших живописцев Исааке Левитане. От его удивительно лиричных пейзажей веет грустью. творчество Левитана завершает развитие русского пейзажа ХIХ столетия, обогатив его новыми живописными открытиями, но сохранив при этом те принципы лирического восприятия природы, которые нашли своё воплощение в творчестве передвижников.

«До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошёл в последнее время Левитан, никто не доходил, да и не знаю, дойдёт ли кто после».

А.П. Чехов

Использованная литература:

  • Искусство. Малая детская энциклопедия. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. – М.: Аванта+, 2000.
  • Энциклопедия. Пейзаж. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2002.
  • Великие художники. Том 5. Архип Иванович Куинджи. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009.
  • Великие художники. Том 15. Исаак Ильич Левитан. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009.
  • Великие художники. Том 31. Василий Дмитриевич Поленов. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.
  • Великие художники. Том 22. Алексей Кондратьевич Саврасов. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.
  • Великие художники. Том 9. Иван Иванович Шишкин. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009.
  • Соловьёв В.М. Золотая книга русской культуры. ‒ М.: Белый город, 2007.

Если, мой уважаемый читатель, у вас возникнет желание глубже погрузиться в тему, рекомендую заглянуть на сайт Gallerix.ru . Именно там я нашла большую часть иллюстраций для своей презентации.

Удачи!

Пейзаж (франц. paysage от pays - страна, местность) - это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения, выполняющий многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которым он связан, метода писателя, цели автора (раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации), а также от рода и жанра произведения.

В русском былинном эпосе, в средневековой повести развернутые описания природы отсутствуют, а те ее явления, которые по ходу действия должны служить фоном для героев, изображаются при помощи условных повторяющихся эпитетов, иногда очень выразительных, метких, но мало индивидуальных. Элементы развернутого пейзажа иногда можно встретить лишь в сравнениях, когда описание явления природы нужно для уподобления ему действия или состояния героев, напр.: "Словно как мак в цветнике наклоняет на бок головку, пышный, плодом отягченный и крупною влагой весенней, так он голову на бок склонил, отягченную шлемом" ("Илиада", песнь VIII). Уже в "Одиссее" пейзаж начинает приобретать большее значение, чем в "Илиаде" (см. напр. описание сада Алкиноя, песнь VII), a в позднейшей греческой поэзии возникают жанры, где при всей ничтожности количественного объема пейзажа качественно он приобретает большой вес и значение: такова "буколическая" поэзия, идиллии Феокрита, в которых изображение сельского пейзажа и быта входит как основной необходимый элемент в произведениие. То же надо сказать о поздней римской литературе, знающей специальные "описательные поэмы". Крупнейшим произведением этого рода были "Георгики" Вергилия. В XVI веке и особенно в XVII, сначала в Италии, а потом и по всей Европе, в связи с подъемом дворянско-аристократической культуры, прославлявшей "утехи бытия" на лоне поместной "идиллии", наблюдается расцвет идиллической и "описательной поэзии", делающей своим объектом сельскую жизнь, природу, ее окружающую. С этого времени пейзаж постоянно встречается в произведениях разных стилей, которые развиваются, живут и умирают в течение XVIII--XIX веков в европейской литературе, причем характер пейзажа, определяясь характером стиля, приобретает свое функциональное своеобразие в каждом данном случае.

В так наз. классической придворной поэзии XVIII в. -- одах и героических поэмах по преимуществу -- образ природы занимает незначительное место, внимание поэта сосредоточено на прославлении представителей своего класса, на монументальных образах царей, полководцев и т. п. Пейзаж большей частью выступает в качестве фона для портрета того героя или для того события, которое воспевается поэтом; причем он берется в тех же монументальных и величавых тонах, подчеркивая эти же стороны в образах, фоном для которых он служит.

Совершенно иными чертами рисуется более поздний пейзаж в поэзии консервативного дворянства, гл. обр. нарождающегося сентиментализма в конце XVIII в. По мере развития капиталистических отношений дворянские писатели, отстаивающие неприкосновенность феодально-крепостнического порядка, все резче выступают против капитализма, обрушиваясь на городскую культуру и противопоставляя ей простоту сельской жизни, идиллические отношения помещиков и крестьян.

Образ природы приобретает у них большое самостоятельное и функциональное значение, несет в себе большое идейное (реакционное по существу) содержание, т. к. через него автор выражает любимую антитезу город -- деревня, служащую для раскрытия основных идейных тенденций.

В прозе сентименталистов, в "сельской" повести, в многочисленных "путешествиях" пейзаж играет самую почетную роль. Включаясь в общую систему реакционных, искажающих действительность образов, пейзаж в литературе сентименталистов имеет слащавый, прикрашенный характер, связан с лживыми, идиллическими образами благоденствующих у помещика крестьян и т. п. Наоборот, в литературе, отражающей рост буржуазной идеологии, пейзаж принимает совершенно иной характер, дается в реалистических тонах, разоблачает эксплуатацию крепостных и т. п., служа утверждению этой иной идейно-художественной системы.

Пейзаж в романтическом произведении имеет уже совершенно иное значение, чем пейзаж у сентименталистов. Пейзаж романтиков призывает не любоваться усадебной "пейзанской" природой, а служит средством выражения бурных страстей романтика. В некоторых случаях мы имеем пейзаж, контрастирующий по сравнению с героем, и тогда задача контраста -- еще более оттенить, подчеркнуть состояние героя. В романтической лирике часто можно встретить произведения, для которых пейзаж является и основной темой, вполне выражающей основную тенденцию романтического стиля при отсутствии героя и сюжета.

С постепенным снижением романтизма в буржуазно-дворянской литературе 30--60-х гг. пейзаж изменяет свой характер и свое назначение в литературном произведении. Знаменитые пейзажи несут чрезвычайно сложные и разнообразные функции в романах и лирических пьесах этих авторов; объединяющим признаком остается исключительная любовь к русскому поместному пейзажу, сочувственное изображение внешнего вида усадьбы и крепостной деревни и некоторая идеализация сельского фона, на котором они показывают своих героев.

Рядом с "идеализирующим" реализмом деревенского пейзажа писателей буржуазно-дворянского лагеря появляется вырастающий из натурализма реализм писателей, близких к революционной демократии 60-х гг., и позднее народников. Создавая деревенский пейзаж, писатели-демократы не только не смакуют и не идеализируют его, а с особой охотой обнажают его неприглядные стороны, устанавливая тесную связь между ним и экономическим бытом населения. Реалистический пейзаж народников является одним из существенных средств в их художественном арсенале, помогает им в критике общественного строя. С развитием буржуазно-демократической литературы деревенский пейзаж все чаще оттесняется описанием города, которое по аналогии обозначается как пейзаж городской. Большой промышленный город как центр капиталистической культуры делается предметом изучения писателей и находит свое внешнее отображение в их творчестве. С увеличивающимся значением крупных промышленных центров в конце XIX и начале XX вв. растет и дифференцируется городской пейзаж в литературе. В творчестве представителей буржуазно-дворянской литературы городской пейзаж принимает символический характер. Он выявляет страх представителей деградирующих социальных групп перед тем будущим, которое несет им современный город. С другой стороны, тот же рост капитализма вызывает тягу к "природе", что выражается в литературе появлением пейзажа экзотического характера или стилизованного в старинном "усадебном" или "крестьянском" духе. Эти пейзажи знаменовали собой стремление бежать от современности в прошлое, в вымышленный мир от гнетущей действительности и т. п.

Взаимоотношения человека и природы стали объектом внимания искусства, философии, эстетики. Важное значение в литературе пейзаж стал обретать, начиная с 18 в. И уже во второй половине 19 в. появляется ряд обстоятельных исследовательских работ, посвященных литературному пейзажу.

Активное изучение темы природы в литературе начинается с 1960-х годов, когда со всей наглядностью проступили результаты экологического кризиса. С этого времени регулярно издаются труды, в которых исследуются различные аспекты изображения и осмысления природы: А.Ф. Бритиков -«Мастерство Михаила Шолохова» (1964), E.H. Купреянова - «Эстетика JI.H. Толстого» (1966). Среди работ, появившихся в эти годы, особый интерес вызывают монографии К.В. Пигарева - «Русская литература и изобразительное искусство (XVIII - первая четверть XIX в.). Очерки» (1966) и «Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века» (1972). В них широко и панорамно освещается проблема природы в литературе и изобразительном искусстве.

Серьезный вклад в разработку вопроса о законах существования темы природы в литературном произведении внесли Б.Е. Галанов - «Живопись словом. Человек, пейзаж, вещь» (1972), Г.Б. Курляндская - «Художественный метод Тургенева-романиста» (1972), JI.C. Ачкасова - «Гуманизм в творчестве К. Паустовского» (1972), И. Кузьмичев - «Писатель Арсеньев: Личность и книги» (1977), И. Страхов - «Художественное мышление И.С. Тургенева и JI.H. Толстого в изображении пейзажей» (1980), В.А. Смирнова - «Иван Соколов-Микитов. Очерк жизни и писательства» (1983), С.А. Липин - «Человек глазами природы» - (1985), Т.Я. Гринфельд-Зингурс - «Природа в художественном мире М.М. Пришвина» (1989), С. Семенова - «Преодоление трагедии» (1989), H.H. Киселев - «В гармонии с природой» (1989), Е.А. Яблоков - «Художественное осмысление взаимоотношений природы и человека в советской литературе 20-30-х гг.» (1990), К.Г. Богемская - «Пейзаж: страницы истории» (1992), Тихонова Т.М. - «Описания природы по произведениям К.Г. Абрамова» (1994), А.И. Смирнова - «Не то, что мните вы, природа»: Русская натурфилософская проза 1960 - 1980-х годов» (1995), Н.В. Кожуховская - «Чувство природы в русской литературе XIX века» (1995), Л.В. Гурленова - «Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов» (1998), Степаненко Л.Г. -«Шолоховские описания природы. Пейзажи мастера и исследователя» (2003), Рудзевич И. - «Человек и природа в творчестве Сергея Залыгина» (2003).

Ценные историко-литературные и теоретические сведения обобщающего характера - о видах пейзажа и формах его существования в произведении -содержатся в монографии В.А. Никольского «Природа и человек в русской литературе 19 века» (1973), полезная попытка систематизации образов природы, видов пейзажей в русской поэзии и художественных средств их создания предпринята М.Н. Эпиггейном («Природа, мир, тайник вселенной»: Система пейзажных образов в русской поэзии», 1990).

Имеются работы, рассматривающие трактовку темы в пределах художественного направления. Это статьи Н.Д. Кочетковой «Портрет и пейзаж в литературе русского сентиментализма» (1986), В.Ю. Троицкого «Романтический пейзаж в русской прозе и живописи 20-30-х годов XIX века» (1988); Г.И. Роговой «Природа в художественном сознании символистов» (2002), монография И.О. Шайтанова «Мыслящая муза. «Открытие природы» в поэзии XVIII века» (1989) и др.

Можно отметить и ряд коллективных трудов: «Человек и природа в I советской прозе» (Сыктывкар, 1980), «Человек и природа в художественной прозе» (Сыктывкар, 1981), «Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции» (Москва, 1984), «Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения: Человек - природа - искусство» (Москва, 1986), «Пейзаж в литературе и живописи» (Пермь, 1993), «Природа в художественном мире писателя» (Волгоград, 1994), «Древнерусская литература. Изображение природы и человека» (Москва, 1995), «Тема природы в художественной литературе» (Сыктывкар, 1995), «Чувство природы» в русской литературе» (Сыктывкар, 1995), «Природа и человек в русской литературе» (Волгоград, 2000), «Природа и человек в художественной литературе» (Волгоград, 2001), «Природа: материальное и духовное» (СПб, 2002). Круг рассматриваемых в них вопросов: эволюция литературного пейзажа и ее основные направления, возможная типология природоописаний, роль и функции пейзажа на разных этапах историко-литературного процесса.

Как большую итоговую работу можно рассматривать и коллективную монографию «Эстетика природы», выпущенную Институтом философии в 1994 г. Основная проблема монографии выражена уже во вступительной статье K.M. Долгова: «Эстетика природы - это не столько обсуждение того, присущи ли красота и эстетический облик природе, сколько выяснение возможностей. формирования и развития человеческой эстетической чувственности и эстетического сознания, художественной ценности природы»

Здесь мы находим многие основополагающие идеи в понимании природы как эстетической категории.

Своеобразными центрами, разрабатывающими проблему литературного пейзажа можно признать Пермский государственный педагогический университет, Ленинградский государственный областной университет имени A.C. Пушкина, Волгоградский государственный университет и Сыктывкарский государственный университет. Наиболее крупным из них является последний университет, в котором на базе кафедры русской и зарубежной литературы вот уже около тридцати лет целенаправленно ведутся исследования по литературному пейзажу. Первый межвузовский сборник был выпущен здесь еще в 1980 г. («Человек и природа в советской прозе»), в следующем 1981 г. вышел другой сборник - «Человек и природа в художественной прозе». В 1995 г. в стенах данного университета прошла первая всероссийская научная конференция «Тема природы в художественной литературе» и в том же году наряду с материалами конференции выходит коллективная монография «Чувство природы в русской литературе». В 1989 г. доцент Сыктывкарского университета Т.Я. Гринфельд - Зингурс выпустила монографию «Природа в художественном мире М.М. Пришвина», в 1995 г. Н.В. Кожуховская вывела в свет свою монографию «Эволюция чувства природы в русской прозе XIX века», а через три года JI.B. Гурленова издала другую монографию «Чувство природы в русской литературе 1920 - 1930-х годов». Все три исследовательницы вслед за монографиями защитили докторские диссертации.

Обратим внимание и на следующий факт: в 1995 г. в Сыктывкаре прошла первая всероссийская научная конференция, посвященная теме природы в художественной литературе, затем в 1998 и 2000 гг. в Волгограде состоялись две всероссийские конференции по сходной теме, а в 2002 г. - в Санкт -Петербурге.

В справочно-филологических источниках указывается, что «пейзаж в литературе - один из композиционных компонентов и вид словесно-художественной детализации» ; «пейзаж - описание природы, иногда вообще внешнего мира, открытого пространства» ; «изображение в произведениях искусства естественной или измененной человеком природы» ; «один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, шире - любого незамкнутого пространства» ; «изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, в том числе, «городской пейзаж» .

Свое понимание пейзажа предлагают и авторы различных монографических работ. По мысли Б.Е. Галанова, пейзаж - это изображение природы, обозначающее время и место действия в произведении и создающее определенное настроение . В.Н. Стасевич размышляет о пейзаже как о «преображенной действительности, для создания которой реальный мир является необходимым стимулом и неиссякаемой кладовой» . Искусствовед A.A. Федоров-Давыдов определяет пейзаж как «отображение находящейся вне человека действительности», как «высшую степень художественного отображения природы» . «Целостным отображением природы в системе взаимозависимых предметных деталей» называет пейзаж и М.Н. Эпштейн .

В коллективной монографии «Чувство природы» в русской литературе» дается следующее определение: «Пейзаж - это собственно картина, результат оформленности чувства природы в образе, оно же само - много шире, вмещает философию природы, социально-эстетические идеи эпохи, имеет в виду направленность мировоззрения художника, включает в себя нравственные традиции осмысления темы человека и природы, своеобразие поэтики пейзажа, конкретный стиль данного произведения» .

Во время работы над диссертацией мы также учитывали мнение В.Е. Хализева, выраженное в его учебнике по теории литературы: «Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения, и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи (фр. pays - страна, местность) -- описания широких пространств» .

Обобщая ряд разъяснений, можно отметить, что пейзаж - это изображение природы, выполняющее в произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя. Чаще всего это - вид, описание видимого мира.



Похожие статьи
 
Категории