Преступление и наказание (роман). Жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М

14.04.2019

“Преступление и наказание” один из самых известных и читаемых романов Ф.М. Достоевского. Роман принес ему известность. Здесь он затрагивает все ту же тему, что и в романах “Идиот” и “Братья Карамазовы “, тема греха и искупления. В большинстве своих произведений Достоевский повествует о деградации российского общества и семьи. Этот роман не стал исключением, поскольку речь идет о бедном студенте Раскольникове, который убивает старуху процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету Ивановну, убивает ради наивысшей цели, освободить людей от ее гнета.

Поскольку в романе присутствует планирование убийства, расследование и решение судьи, можно назвать его криминальным. Но роман также содержит в себе элементы и других жанров. Он считается психологическим, поскольку внутренний мир Раскольникова до и после преступления, путь в Сибирь, где он отбывает наказание, полностью раскрыт.

Также через жизнь Раскольникова мы можем проследить за жизнью алкоголика Мармеладова и его семьи: больной жены Катерины Ивановны и дочери Сони, которая пожертвует своей жизнью ради семьи.

Кроме того, есть семья Марфы Петровны, которая вместе с другими персонажами символизирует нищету, открывая через них царство бедных. Роман можно назвать социальным, поскольку четко присутствует разделение общества на богатых и бедных. Кроме того, роман имеет философские тенденции, поскольку повествует об убийстве, совершенном из этических соображений, в которые страстно верит Раскольников.

Он сформировал представление о необыкновенных людях, которые имеют большее право нарушать законы, для достижения наивысшей цели, которая поможет человечеству. Роман состоит из 6 частей и эпилога. Убийство и убийца представлены в первой части, следствие и внутренние сражения Раскольникова в последующих частях.

Жанр: роман

Тема: Раскольников мучается идеей справедливости, и это он поймет, как только убьет Алену Ивановну старуху процентщицу, сделав бедных счастливее с их деньгами. После убийства, его совесть не позволяет ему жить в мире.

Место: Россия

Время: 19 ый век

Преступление и наказание пересказ

Промежуток времени сюжета составляет всего 9 с половиной дней, действие разворачивается в Санкт-Петербурге, России. Все происходит в 19 ом веке. История разворачивается вокруг молодого, бедного студента юридического факультета Родиона Раскольникова. Он пропускает все больше и больше лекций, и впитывает в себя все больше и больше идей Западной Европы.

Раскольников считает, что человечество делится на две части. Обычные смертные, которые должны жить в ладу с законами и исключения, такие как Наполеон, которые могут совершить любое преступление, если взамен они смогут предложить что-то более ценное для человечества.

Раскольников решает реализовать свои идеи в жизни, убивая Алену Ивановну. Она была старая, жадная процентщица, убив ее, по крайней мере более тысячи людей спасутся. С ее исчезновением, многие были бы просто счастливы, например, ее сестра Лизавета Ивановна, которая страдает от домогательств старшей сестры. Сначала, Раскольников отталкивает от себя эти мысли, хотя уже и решил для себя разработать план убийства, но не был до конца уверен что сможет провернуть этот план.

Он зависит от многих мелких деталей, которые подстрекают его на совершение преступлений, например письма его матери. Беседы с Мармеладовым, встреча с Соней. Его мать написала, что единственный способ спасти сестру от Свидригайлова, отдать ее замуж за Лужина. Деньги и положение, которые она сможет получить поможет Раскольникову окончить юридическую школу. Он не был способен принять такую жертву сестры, и печальная Соня также ввергает его в еще большую депрессию. В конце концов, он узнает что старуха процентщица остается одна примерно в 7 часов.

После внутренней борьбы он приходит на квартиру Алены. Убивает старую, жадную женщину. Но все усложняется, поскольку неожиданно появляется Лизавета. Раскольникову пришлось убить еще и ее.

У него начинается паника, поскольку он не знает, что взять с собой в этот момент. Он хватает несколько вещей и убегает. После убийства он заболевает, и проводит несколько дней в полусознательном состоянии. Разумихин его друг заботится о нем. Пока Раскольников болен, и лежит в постели, Лужин, богатый жених сестры навещает его.

На самом деле, Лужин ищет бедную и полезную женщину, которая будет благодарна ему всю оставшуюся жизнь. Он хочет найти такую, которая будет прислуживать ему и останется верной всегда. Раскольников просит его уйти, поскольку он против превосходства, которое тот демонстрирует по отношению к сестре.

Когда Раскольникову становится лучше, он встает с кровати, и решает выйти почитать газеты. Он хочет узнать описание преступления из газет. Он близок к тому, чтобы рассказать все полицейскому, и сам же делает из себя подозреваемого номер один, поскольку возвращается на место преступления.

Раскольникова окружают ужасные вещи. Он стал свидетелем смерти Мармеладова. Его сбивает повозка, когда тот пытается пересечь дорогу пьяным. Раскольников хочет помочь, дав деньги вдове.

Он находит Дуню сестру и мать в своей комнате. Они готовятся к свадьбе, но Раскольников против этого брака. Он не хочет, чтобы его сестра выходила замуж за такого жалкого и ужасного человека. Также Свидригайлов, экс-работодатель Дуни, чья жена умерла подозрительной смертью, приезжает в город.

Дуня нанялась на работу к нему в качестве няни, и Свидригайлов хотел соблазнить ее. Он просит Раскольникова устроить ему встречу с Дуней, и даже предлагает много денег, но Дуня и Раскольников приходят к выводу, что связь с таким подозрительным человеком, был бы из ряда вон выходящий.

В то время как, сюжет поворачивается в сторону влюбленных Разумихина и Дуни, Раскольников просит полицию прийти и забрать часы, которые он закладывал Алене. Его ставят в неловкое положение, поскольку Порфирий Петрович задает каверзный вопрос. Сюжет внезапно принимает неожиданный поворот, когда художник Никой сознается в преступлении.

Теперь он может быть счастливым и свободным от обвинений, но совесть Раскольникова не дает ему покоя. Он хочет признаться в убийстве.

Он приходит к дочери Мармеладова Сони. Так как ее семья теперь еще в большем бедственном положении, у нее нет другого выбора, как заняться проституцией, чтобы прокормить семью.

Несмотря на ее работу, она женщина с высокой нравственностью, и очень религиозна. Она посоветовала Раскольникову признаться, и покаяться за свои преступления. Вскоре он узнает, что Николай признался только потому, что был религиозным фанатиком, полагающим, что он мог бы загладить свои грехи, взяв на себя чужие.

История закручивается, когда Свидригайлов слышит разговор между Раскольниковым и Соней, в котором он признается в убийстве Алены. Поскольку он получает ценную информацию, решает использовать ее, для шантажа Дуни. Дуня отвергает, и стреляет в него. Пуля только царапает его, но затем он берет пистолет, и убивает себя.

Все деньги Свидригайлов оставляет Дуне, Соне и детям Мармеладова. Таким образом, он решил сделать одну хорошую вещь, перечеркнув свою плохую жизнь.

В конце концов, Раскольников признается в содеянном. Его приговаривают к восьми годам в Сибири. Соня решает присоединится к нему и рядом с ней он проходит через духовное обновление.

Персонажи: Родион Раскольников, Мармеладов, Катерина Ивановна, Алена Ивановна, Лизавета, Соня, Дуня, Порфирий, Свидригайлов, Пульхерия Александровна Раскольникова, Разумихин, Лужин…

Анализ персонажей

Родион Раскольников – главный герой романа. Он высокий, имеет темные глаза. Вынужден жить в маленькой комнате, в Петербурге, что напоминает ему гроб, где улицы грязные от отходов. Он описан как студент юридического факультета с чувствительным характером, представляющий собой и преступника и праведника.

Одна из отправных точек криминального романа мотив преступления

(месть, страсть, психическая неуравновешенность…) Герой наслаждается моментами, когда чувствует контроль над ситуацией. Раскольников является более сложным персонажем, чем обычный преступник. Он хочет доказать свою точку зрения, совершив убийство, и для него преступление ничто иное, как моральное решение, поскольку убивает он страху процентщицу, которая изматывает других людей. Таким образом, он испытал свою моральную и психическую силу.

Главный герой думает, что если он в состоянии убить гадину, которая была причиной боли в обществе, то он явно принадлежит к избранным, движущей силе, которая будет восприниматься как творение истории.

Человек может взять чью-то жизнь только для высшей цели. Главный герой хочет помочь семье Мармеладова. Он не думает о прибыли от убийства.
Он заболел в Сибири, и эго его было также больно. Он не мучился, принимая жизнь широко, но не будучи в состоянии достичь высшей цели. И только любовь смогла вылечить его, Соня заставляет его читать Евангелие. Христианский образ мышления побеждает его ум, и он становится другим человеком

Алена Ивановна – старая, жадная процентщица, которую убивает Раскольников. Он хотел ее убить в благих намереньях для человечества.

Мармеладов – алкоголик, чья семья живет в нищете. Он является истинным примером жизни, становится несчастным из-за печальных событий, и становится жертвой своего порока

Соня – дочь Мармеладова становится проституткой, чтобы прокормить семью. Она помогает Раскольникову измениться.

Дуня – сестра Раскольникова, описывается как человек, способный сделать что-то для своей семьи. Она была даже готова выйти замуж из-за денег.

Федор Достоевский биография

Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) русский романист, бок о бок с Толстым, один из лучших писателей русского реализма. Он прожил трудную жизнь в нищете, был болен эпилепсией. Его постиг смертный приговор, сибирская тюрьма и смерть близких людей.

Чтобы угодить отцу поступил в военную академию в январе 1838 года, когда ему было 16 лет. Ему никогда не нравилось там учиться. Начал писать в 20 лет, в мае 1845 года написал свой первый роман Бедные Люди.

Большой поворот в жизни участие – в утопической идеи социалистического общества, из-за чего был приговорен к смерти в 1849 году. Но был спасен каторгой в Сибири, где провел 10 лет.

В начале своей карьеры он следовал по стопам Гоголя, и представлял некоторые идеи социальной политики. После отбывания наказания, описанное в работе “Записки из подполья” в 1861 год, он не только оставил путь революции, но и осудил эту идею (роман “Бесы” от 1871 – 1872) и глубоко погрузился в мир мистики и православной церкви.

Достоевский работал журналистом. Начал путешествовать по Западной Европе, где стал азартным игроком, что привело к финансовым трудностям. Какое-то время занимал деньги, но в конце концов, стал одним из самых читаемых российских писателей.

Его книги были переведены на более чем 170 языков. Его основные романы: “Преступление и наказание”, “Бедные люди”, “Записки из подполья”, “Идиот” и “Братья Карамазовы”.

Умер в январе 1881 года от легочного кровотечения.

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанрово-композиционная структура ро-мана сложна. Сюжетно он близок к детективно-авантюрному жан-ру, но подробно и обстоятельно изображенный фон, на котором раз-ворачиваются события, действенность самого образа Петербурга позволяют говорить и о жанре социально-бытового романа. Есть в нем и любовная линия (Дуня — Свидригайлов, Лужин, Разумихин; Раскольников — Соня). Углубленное изучение внутреннего мира героев, столь характерное для Достоевского, делает этот роман и психологическим. Но все эти жанровые особенности, сплетаясь в едином художественном целом произведения, создают совершенно новый тип романа.

«Преступление и наказание» — первый из «великих» романов Дос-тоевского, в которых воплотилась его художественно-философская система. В центре этого романа находится идея индивидуализма, ко-торой противопоставлена идея христианского смирения и искупи-тельного страдания. Это определяет высокую идеологичность текста произведения, насыщенного глубокой и сложной философской про-блематикой. Поэтому роман Достоевского по праву относят к жанру идеологического и философского романа. Действительно, внимание автора, несмотря на авантюрно-детективный сюжет, сосредоточено не на событиях, стремительно разворачивающихся перед глазами чита-теля, а на мыслях, философских рассуждениях, идейных спорах ге-роев. По сути, писатель показывает судьбу идеи, которая подтолкну-ла героя к совершению преступления, что позволяет органично включить в произведение сложнейшие философские проблемы. Ро-ман при этом не становится философским трактатом, поскольку речь идет не об отвлеченной идее, а о герое, целиком охваченном ею.

Так возникает особый тип героя, которого стали называть герой- идея (или герой-идеолог). Это особый тип литературного героя, впервые появившийся в романе Достоевского «Преступление и наказание», особенностью которого является то, что это не просто со-циальный или психологический тип, определенный характер или темперамент, а прежде всего человек, охваченный идеей (возвы-шенной или разрушительной), которая «переходя в натуру», требу-ет «немедленного приложения к делу» (Ф.М. Достоевский). Такими героями — носителями идей — в романе прежде всего являются Раскольников (идея индивидуализма) и Соня Мармеладова (хри-стианская идея). Но по-своему каждый из персонажей этого романа тоже представляет «свою» идею: Мармеладов воплощает идею жиз-ненного тупика, им же самим обоснованную, следователь Порфи-рий Петрович высказывает целую систему аргументов в защиту идеи христианского смирения и искупительного страдания, кото-рую он, как и Соня, предлагает воспринять Раскольникову. Даже почти бессловесная Лизавета, убитая Раскольниковым, участвует в поединке идей, которые ведут основные герои.

Так возникает особая художественная структура, в которой идеи через своих носителей вступают в свободный диалог. Он ведется не только на уровне разнообразных дискуссий, споров, различных вы-сказываний героев (вслух или про себя), но, что самое главное, во-площается в судьбах этих героев. Авторская позиция при этом пря-мо не высказывается, действие движется как бы само собой в результате развития главной идеи (идеи индивидуализма), которая проявляет себя в постоянном столкновении и пересечении с кон-трастирующей ей христианской идеей. И только конечный резуль-тат сложного движения и развития идей позволяет говорить о по-зиции автора в этом своеобразном идейно-философском споре.

Таким образом формируется совершенно новый тип романа, став-ший художественным открытием Достоевского. Теоретическое обосно-вание этого нового типа, названного полифонический роман, было сделано только в XX веке М.М. Бахтиным. Он же предложил назва-ние «полифонический» (от полифония — многоголосие). Роль «голо-сов» в нем исполняют герои-идеи. Особенность такого романа состоит в том, что философские взгляды писателя, находящиеся в центре про-изведения, не выражаются в прямых высказываниях автора или геро-ев (принцип объективности), а выявляются через столкновение и борьбу различных точек зрения, воплощенных в героях-идеях (диало-гическая структура). При этом сама идея реализуется через судьбу та-кого героя — отсюда углубленный психологический анализ, пронизы-вающий все уровни художественной структуры произведения.

Психологический анализ состояния преступника до и после совер-шения убийства в романе слит воедино с анализом «идеи» Раскольникова. Роман строится так, что читатель постоянно находится в сфере сознания героя — Раскольникова, хотя повествование ведется от 3 ли-ца. Вот почему так странно звучат его непонятные для читателя слова о «пробе», когда он отправляется к старухе. Ведь читатель не посвя-щен в замысел Раскольникова и может только догадываться, о каком «деле» он рассуждает сам с собой. Конкретный замысел героя раскры-вается только через 50 страниц от начала романа, непосредственно перед самым злодеянием. О существовании же у Раскольникова за-конченной теории и даже статьи с ее изложением нам становится известно лишь на двухсотой странице романа — из разговора с Пор-фирием Петровичем. Такой прием умолчания используется писате-лем и в отношении других героев. Так лишь в самом конце романа мы узнаем историю отношений Дуни со Свидригайловым — непо-средственно перед развязкой этих отношений. Безусловно, это, по-мимо всего прочего, способствует усилению занимательности сюжета.

Все это очень непохоже на традиционный для русской литерату-ры психологизм. «Я не психолог, говорил о себе Достоевский, — я только реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». Великий писатель недоверчиво относился к са-мому слову «психология», называя стоящее за ним понятие «палкой о двух концах». В романе мы видим не просто изучение, но испытание души и мысли героя — вот то смысловое и эмоциональное ядро, к ко-торому стягиваются все сюжетные ходы, все события произведения, все чувства и ощущения как ведущих, так и эпизодических персона-жей. Метод Достоевского-психолога состоит в проникновении писа-теля в сознание и душу героя с целью выявить носимую им идею, а вместе с ней и его истинную натуру, которая проступает наружу в неожиданных, экстремальных, провоцирующих ситуациях. Недаром в «Преступлении и наказании» слово «вдруг» употребляется 560 раз!

Своеобразием психологизма Достоевского определяется и спе-цифика его сюжетных построений. Полагая, что истинная сущность человека проявляется только в моменты наивысших потрясений, писатель стремится выбить своих героев из привычной жизненной колеи, привести в кризисное состояние. Динамика сюжета ведет их от катастрофы к катастрофе, лишая твердой почвы под ногами, вы-нуждая вновь и вновь отчаянно «штурмовать» неразрешимые «про-клятые» вопросы.

Композиционное построение «Преступления и наказания» мож-но описать как цепь катастроф: преступление Раскольникова, при-ведшее его на порог жизни и смерти, затем смерть Мармеладова, последовавшие вскоре за ней безумие и смерть Катерины Иванов-ны и, наконец, самоубийство Свидригайлова. В предыстории к ро-манному действию рассказывается также о катастрофе Сони, а в эпилоге — матери Раскольникова. Из всех этих героев лишь Соне и Раскольникову удается выжить и спастись. Промежутки между ка-тастрофами заняты напряженными диалогами Раскольникова с прочими персонажами, из которых особо выделяются два разговора с Порфирием Петровичем. Вторая, самая страшная для Раскольни-кова «беседа» со следователем, когда тот доводит Раскольникова чуть ли не до помешательства, рассчитывая, что тот выдаст себя, является композиционным центром романа, а разговоры с Соней располагаются до и после, обрамляя его. Материал с сайта

Достоевский считал, что только в подобных экстремальных си-туациях: перед лицом смерти или в минуты окончательного опре-деления для себя цели и смысла своего существования — человек способен отрешится от суетности жизни и обратиться к извечным вопросам бытия. Подвергая своих героев беспощадному психологи-ческому анализу именно в эти мгновения, писатель приходит к вы-воду, что в таких обстоятельствах принципиальное различие в ха-рактере исчезает, становится не важным. Ведь при всей неповторимости индивидуальных чувств «вечные вопросы» стоят перед каждым одни и те же. Вот почему возникает еще один фено-мен полифонического романа Достоевского — двойничество. Речь идет не только о специфике героев и особенностях психологическо-го анализа, но и об одном из важнейших принципов построения полифонического романа Достоевского — системе двойников.

Действие полифонического романа Достоевского основано на столкновении контрастных идеологических полюсов при полном равноправии идей, которые дополнительно раскрываются с помо-щью системы двойников. В «Преступлении и наказании» идея инди-видуализма, основной носитель которой Раскольников, уточняется в образах Лужина и Свидригайлова, становящихся его двойниками, вернее — двойниками идеи, заложенной в нем. Носителем христи-анской идеи является Сонечка Мармеладова, а ее двойники (двой-ники идеи) — Лизавета, Миколка, Дуня. Внутреннюю суть Сонечки Мармеладовой, как героя-идеи, составляют основы христианской идеи: творение добра и принятие на себя страданий мира. Именно это наполняет жизнь Сонечки глубоким смыслом и светом, несмотря на окружающую грязь и мрак. С образом Сонечки связана вера Дос-тоевского в то, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в общест-ве «сильных мира сего», а в глубинах народной России. Выразить ее писателю помогает особая форма романа — полифоническая, а так-же вся присущая ей система художественных средств, в первую оче-редь, система образов романа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Роман «Преступление и наказание»

Книга, написанная в минуты страданий и отчаяния и возвышающая читателя через сострадание героям Достоевского и самого автора, судьба которого определила историю создания этой книги. Достоевский признавался в письме к брату, что роман был задуман «на скрипучих нарах Омского острога». На каторге впервые перед Достоевским возник вопрос преступления и наказания. Уголовное преступление, преступление исторического масштаба. Это вопрос был связан с проблемами греха и возмездия, греха и воскресения в человеческой душе. Работу над романом писатель начал в 1864 году в тяжелейшей жизненной ситуации. Этот год был отмечен тяжелейшими утратами: смерть жены Марии Дмитриевны, смерть брата Михаила, смерть друга Аполлона Григорьева. В 1865 году Достоевский переживает крах журнального дела, его осаждают кредиторы, он уезжает за границу, заключив кабальный договор с издателем Стилловским: он обещал ему за год написать роман. В случае неисполнения договора Стилловский получал право на издание всех уже написанных произведений Достоевского. За границу писатель уезжает в надежде на встречу с любимой женщиной Апполинарией Сусловой и в надежде на везение в игре. Азарт игрока в рулетку усилился в трагические месяцы и годы жизни полного безденежья. Слова Мармеладова, обращенные к Раскольникову о тупиках жизни: «знаете ли вы, милостивый государь, что такое некуда пойти» - это слова самого Достоевского. За границей - новое смятение, Апполинария Суслова только играет с ним, заводит романы с другими мужчинами. Достоевский, философски одаренный человек, пристально вглядывался в европейскую жизнь и сравнивал русские ментальные ценности и европейские. Очень важная для Достоевского-почвенника проблема Россия и Европа стала ключевой в романе «Игрок», написанном по требованию Стилловского, и зазвучала в подтексте его романа «Преступление и наказание».

Жанр и проблемы. Достоевский в романах великого пятикнижия создал уникальный романный жанр. Разные жанровые аспекты указывают следующие жанровые определения: полифонический, символико-философский роман-трагедия; полифоническая структура романов великого пятикнижия связана с полифонией голосов: каждый герой в мире романов Достоевского показан в его субъектности. Зона авторского сознания не персонифицирована - автор связана со всеми героями. Именно герои не только воспринимают мир, их окружающий, но активно участвуют в споре о смысле человеческого бытия по ключевой для Достоевского проблеме БОГ И МИРОВОЕ ЗЛО. Автор и читатель оказываются в орбите этого спора, в процессе спора рождается истина. Читатель и автор свободно принимают позицию того или иного героя. Теория полифонического, многоголосого романа разработана М. Бахтиным. В каждом романе в хоре многих голосов преоюладают два голоса, они формируют философские проблемы и мотивы романа, их судьба составляет основной романный сюжет и метафорический сюжет (Раскольников и Соня). Главный философский диалог в романе, с которым связаны образы Раскольникова и Сони, соединяет комплекс мотивов: БОГ И МИРОВОЕ ЗЛО, вера и неверие, грех и возмездие, преступление и наказание, грехопадение и путь к воскресению заблудшей души. Все эти проблемы решены в романе с позиций почвеннической философии Достоевского. В этом романе с особой декларативностью выражена заветная мечта Достоевского о пути русской интеллигенции Раскольниковых к народу. Народное религиозно-нравственное сознание олицетворяют в романе Миколка, Лизавета и Соня. Определение роман-трагедия принадлежит младосимволисту Вячеславу Иванову, оно указывает не только на трагические коллизии в каждом романе и обязательный трагедийный катарсис, но и на художественную структуру романа, на его диалогическую природу. Иванов читает романы Достоевского как драматические произведения (о «Преступлении и наказании» - трагедия в четырех действиях с эпилогом). Главная трагическая ситуация, воплощенная в каждом романе - «мир на пороге Апокалипсиса» (апокалипсис - откровение Иоанна Богослова, мир на пороге конца человеческой цивилизации). В романе тема апокалипсиса - эпилог романа «Сны Раскольникова» на каторге. Метафорично апокалипсис носят в своей душе герои Достоевского, носители атеистического сознания, способные к бунту и преступлению (безбожники). Роман «Преступление и наказание» - историософский роман о настоящей русской жизни и об искомом пути спасения современного человека через возрождение «мертвой души» (приход к Богу). Историософские проблемы, почвеннические идеи связаны и с социальной проблематикой романа. В русской жизни 60-70х гг. Достоевский уловил черты разложения и глубочайший кризис нравственной, духовной культуры человека. Он обнажает социальные язвы в жизни Петербурга, всей России в эпоху становления русского капитализма: рост богатства, денежного могущества одних и потрясающая нищета большинства городского населения, рост преступности, пьянства, проституция как главная психологическая нота в поведении современного человека, всеобщая продажность (все продается и все покупается), человек, его душа, брошенная на чудовищный аукцион. Достоевский с негодованием пишет о ростовщичестве - социальной примете времени, о проституции как постыдной профессии для девушки и женщины. Исследователь Шкловский отмечает, что в романе «Преступление и наказание» отсутствуют черты детективного жанра (когда и читатель и детектив не знают, кто преступник). Читатель знает, как готовилось преступление, следователь Порфирий Петрович, прочитав статью Раскольникова, увидел в нем потенциального преступника (следователь выявил в нем преступника, когда он упал в обморок при чтении криминальных новостей о его убийстве). Понять роман, как считает Шкловский, значит ответить на два вопроса: 1) каковы мотивы преступления Раскольникова 2) каковы психологические, нравственные, философские последствия его бунта.

Мотивы преступления Раскольникова. Дмитрий Иванович Писарев обратил внимание на социальные мотивы преступления («причина не в уме, а в кармане»): герой унижен бедностью, в жизненных тупиках бьются окружающие его люди. Критик-демократ объясняет преступление средой, обстоятельствами жизни. Его справедливые выводы не вполне соответствовали философии преступления в романе. Достоевский не раз говорил: «во всем уповая на среду мы снимаем с человека нравственную ответственность за совершенные поступки». Важнейший мотив романа - НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА за мысль, слово, поступок перед своей совестью, Богом и людьми. С точки зрения автора первопричина преступления - теория Раскольникова. Образ Раскольникова - это трагический образ русского философа, оказавшегося в плену его преступных идей. У истоков преступления - статья о праве на преступление, соединившая мысли и слово. Первый этап - статья, второй - первый визит к старухе-процентщице, третий - разговор студента с офицером в трактире, и только четвертый эпизод - это проба, с которой начинается роман. В 1865 году в русском переводе был опубликован исторический трактат Наполеона III “История Юлия Цезаря», в предисловии автор писал о незаурядном человеке, о его праве и вседозволенности. Эти идеи очень обсуждались в русском обществе, и статья Раскольникова - тоже отклик на эту статью. Достоевский подчеркивает, что подобные умонастроения типичны для того времени (что подтверждает разговор в трактире между офицером и студентом). После пробы следует 5) отречение от преступления, т. к. теория, которая уже выкристаллизовалась в его голове, она противна его натуре (конфликт ума и сердца, теории и человеческой натуры). Раскольников в мире людей - 6) встреча с Мармеладовыми, 7) письмо от матери, 8) встреча на бульваре с опозоренной девочкой и наконец 9) сон о лошади. Первый сон Раскольникова на Петровском острове - кульминация сюжетной линии «Раскольников в мире униженных и оскорбленных». Сон есть следствие глубочайшего душевного напряжения. В сознании Раскольникова соединились судьбы семейства Мармеладовых и собственной семьи. Он сравнивает жребий Дуни и жребий Сони, а себя самого с Мармеладовым. Он стоит перед выбором между постыдным смирением Мармеладова, принявшего жертву Сонечки, и поступком активным, бунтующим. Исследователь Керпотин состояние Раскольникова сравнивает с состоянием Гамлета, решающего вопросы жизни и смерти: быть или не быть (Гамлет: «О мысль моя, отныне ты кровавой быть должна, иль грош тебе цена?»). Сны в романах Достоевского выполняют три основные функции: 1) сюжетная - они предвосхищают эпизоды сюжета или становятся философским эпилогом к ним 2) психологическая функция - в снах показана диалектика сознания и подсознания, образы памяти и фантазии, фантасмагория сновидения, устремление героя к желаемому 3) сны ведут к пониманию символико-философских мотивов сюжета и метафорического сюжета. Сны всегда кризисны для героев, они ведут к катарсису (сны Раскольникова) или увлекают в бездну греха и падения (сны Свидригайлова). Все сны Раскольникова имеют литературную основу, проявляют круг его чтения (комментарий Белова к роману).

Первый сон Раскольникова восходит к стихотворению Некрасова «О погоде», 1 часть,раздел до сумерек, где Некрасов показывает безобразную сцену истязания лошади. Достоевский дважды обращается к этому эпизоду. Первый сон Раскольникова и слова Ивана Карамазова брату Алеше об удивительных некрасовских стихах. В устах Ивана некрасовское стихотворение получает очень емкую и универсальную оценку: «это русизм». Эта оценка совпадает с представлениями Достоевского о русском характере. Русский человек «широк» и в добре и в зле, неукротим, во всем доходит до крайности.

Сны Раскольникова соединяют образы прочитанных книг, реальные впечатления жизни, его мечты, идеи, бунтующие даже в его сознании. Некрасов, Лермонтов, Пушкин, Гюго, Вольтер и главные книги, вдохновенным читателем которых был Раскольников - Библия, Коран.

К Библии: библейские мотивы возникают в эпилоге, в сибирских просторах Раскольников присутствие «стад Авраамовых». Болезненные сны на каторге передают картины гибели человеческой цивилизации. По вине людей бесноватых, одержимых «трихинами безумия» - идеями, которые смущают и самого Раскольникова. В этих снах возникают образы Апокалипсиса, соединящие философскую прозу Вольтера и откровение Иоанна Богослова.

В грезах Раскольникова перед преступлением возникает образ чистой родниковой воды, оазиса в пустыне, восходящий и к стихотворению Лермонтова «Три пальмы» и к первоисточнику - Корану. Раскольникову известен пушкинский цикл «Подражание Корану», где возникает образ дрожащей твари. Убийство старухи - мотивы «Пиковой дамы».

Первый сон Раскольникова основан на символических образах. Достоевский воссоздает русское пространство и образы-символы русской судьбы. Окрестности провинциального городка, проселочная дорога, размытая дождями, израненная колесами, пыльная, грязная. Она идет мимо придорожного кабака к кладбищу и кладбищенскому храму. Среди цветообразов доминируют серые, черные, красные цвета, зеленый купол храма.

Раскольников трижды проходит через испытание грехом - проба, сон и само преступление. Всякий раз Раскольников отрекается от греха, чувствуя его противоестественность, внутреннее несогласие с преступлением. Преступление уводит Раскольникова из мира людей, отречение от преступления возвращает к людям и Богу.

Сон становитя для Раскольникова катарсисом, он вновь отрекается от идеи преступления и молитва рождается на его устах: «Господи...укажи мне путь мой... а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Раскольников ищет этот путь, он идет к людям, но он трагически приговорен к совершению преступления, у него уже нет свободы воли и рассудка, даже день и час определяется помимо его воли.

В сюжете романа-притчи важна евангельская притча о блудном сыне.

В каждом эпизоде предыстории и всей первой части романа автором обнажено диалектическое единство разных мотивов:

1) мотивы объективные социальные - обстоятельства жизни героя и страдания окружающих

2) психологические субъективные мотивы. Болезненная противоречивость сознания и психологии Раскольникова (он верит в Бога и не верит; самоотверженно любит людей и гордо презирает их, веруя в свою исключительность; сознательно идет на преступление и отрекается от идеи насилия...). Свой графический портрет Раскольникова Эрнст Неизвестный назвал «Между крестом и топором».

3) Мотивы философские, идеологические - теория Раскольникова, главные по замыслу автора мотивы.

Теория Раскольникова . Исследователь Кирпотин утверждает, что теория Раскольникова повторяет противоречия его сознания, его натуры. Он выделяет в теории героя два комплекса мотивов: наполеоновские и миссианские, дает образные, метафорические имена Раскольникову - Наполеон и Мессия, Великий Инквизитор и Христос.

Комплекс наполеоновских идей:

1) идея исключительной личности, деление людей на «обычных» и «необычных». Раскольников ценой преступления мечтает проверить самого себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

2) Идея демонической власти, власти авторитета, исключительной личности над толпой. Подобная власть по Раскольникову - знак избранничества, признание незаурядности человека («Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью, над всем муравейником...»).

3) Идея вседозволенности. Исключительный человек презирает те нравственные законы, по которым живет людской муравейник, он не руководствуется ими. Он по ту сторону от добра и зла. Ему все позволено, вплоть до пролития крови себе подобных.

Идеи миссианские:

1. идея Мессии - спасителя человечества. Раскольникову кажется, что он призван изменить этот мир, утешить род человеческий в его страданиях.

2. Идея насильственного добра. Кирпотин утверждает, что в черновиках романа мотив демонической власти был усилен и трансформировался в теорию Раскольникова, в идею насильственного добра: «Люди - пигмеи... Надо властвовать. Для цели...сгрести их в руки, а потом делать им добро».

3. Идея «крови по совести». Раскольников ограничивает идею вседозволенности, он разрешает не всякое преступление, а только во имя спасения человечества, так возникает главная и кощунственная идея его теории - «кровь по совести».

Наполеоновские идеи - не оригинальная часть теории Раскольникова. Они появились в европейской философии и культуре 19 века, в эпоху становления европейской модели капитализма. Эти идеи были знакомы Достоевскому по книгам Штирнера, Наполеон III, “История Юлия Цезаря». На философском уровне эти идеи повторит в своих трудах Ницше («Так говорит Заратустра», «Генеалогия морали» и др.). «Дневник нигилиста» Ницше- отклик на «Бесы» Достоевского. От ницшеанской идеи сверхчеловека в 20 веке Европа и человечество шагнули к идее сверхнации (как философское оправдание фашизма).

Образ Раскольникова был задуман как образ русского мыслителя, русского Наполеона. Потому главными идеями в его теории стали миссианские идеи и в подтексте всего романа культ Христа. Однако миссианские идеи не оправдывают Раскольникова. Идея «крови по совести» так же преступна, как и утверждение вседозволенности. Достоевскому очень близка гуманистическая философия человека, воплощенная в творчестве Пушкина: «Гений и злодейство - две вещи несовместные...» (Моцарт и Сальери).

Последствия бунта Раскольникова . В психологическом плане Раскольников ведет себя как обычный преступник: он панически боится уголовного наказания и жаждет освободиться от тайны преступления, постоянно совершает провокации против самого себя. Раскольников понимает, что преступление уводит его от мира людей: «он словно ножницами отрезал себя от мира людей». Особенно мучительны для героя встречи с матерью и сестрой, самыми близкими - таковы нравственные последствия преступления. В трудные дни после преступления в жизни героя была одна минуточка света, связывающая его с людьми - эпизод, когда Поленька целует его (поцелуй ребенка - благодарение всей семьи Мармеладовых). К выводам, сделанным Писаревым следует добавить философские итоги, сокрушающие Раскольникова: герой по-прежнему верит в свою теорию, но разочаровался в самом себе («Я не старушонку убил, я себя убил...»). Пропала вера в собственную исключительность.

На пути Раскольникова к правде Сони, к воскресению и восстановлению попранной человечности очень важны встречи с его двойниками - Лужиным, Свидригайловым, Порфирием Петровичем.

Раскольников и Лужин. В каждом романе Достоевского грандиозные по масштабу философские идеи героя получают снижение на уровне ЖИТЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ и практики его двойников, на уровне «уличной философии», философии толпы. Петр Петрович Лужин олицетворяет современную буржуазную мораль и кризис нравственного в человеке. Он олицетворяет жизненную практику, житейскую философию столичного жителя. Не случайно он из провинции рвался в столицу, это подчеркнуто даже в имени (Петр - камень, а по Достоевскому Петеребург - стихия камня и воды, Лужин). Раскольников сразу увидел в Лужине потенциального преступника. Преступна житейская философия Лужина: «все в жизни на личном интересе основано», возлюби прежде всех самого себя. Исполняя эти аморальные заветы, он совершает преступные акции против Дунечки и Пульхерии Александровны, против Сони. Раскольников презирает Лужина, потому что тот не знает сомнений, противоречий, угрызений совести. Это «деревянный человек», по инстинкту подлой натуры верующий в свою правоту.

Раскольников и Свидригайлов. Свидригайлов сам намекает Раскольникову на некую общность их жизненных позиций: «нигилизма есть два, и обе точки соприкасаются», «мы с вами одного поля ягоды». Наполеоновская часть теории Раскольникова своеобразно преломилась в жизни и судьбе Свидригайлова. Он эгоист, избирающий свой исключительный путь в жизни. Он руководствуется идеей вседозволенности, стремится к свободе и власти над другим человеком, будь то его супруга или девочки-нимфетки. Свидригайлов смеется над миссианскими идеями Раскольникова, называет его Шиллером (т. е. Романтиком). Образ Свидригайлова - образ великого грешника, и одновременно человека-универса, способного на добро и зло, но не различающего эти категории из сферы морали нравственности. Любовь-страсть Свидригайлова к Дуне - это последний и самоубийственный аккорд вечного стремления к воскресению даже души великого грешника. Последнее свидание с Дунечкой окончательно решило его судьбу. Его душевный мрак символически воссоздан в серии его снов перед самоубийством.

В романе рождается новая метафорическая типологическая оценка уровня падения, греховности человека: «ЧЕЛОВЕК-НАСЕКОМОЕ». Образы насекомых возникают в романе в связи с образом Свидригайлова, символически отмечая его появление в жизни Раскольникова и его уход из жизни через самоубийство. Образ мухи в момент появления Свидригайлова перед взором Раскольникова как продолжение его болезненных сновидений. В мировой культуре известны разные имена, связанные с персонификацией мирового зла: Сатана, Дьявол, Люцифер, Мефистофель, Вельзевул - Повелитель мух. В предсмертных снах Свидригайлова является безобразный, натуралистический образ - разлагающаяся говядина, на которой кишат мухи и черви. Т. е. Это символизирует причастность Свидригайлова к мировому злу, к сатане. По Свидригайлову вечность - грязный угол в предбаннике деревенской бани и паук (также насекомое), погибающий в собственных сетях. В традициях Достоевского будут работать европейские писатели 20 века - Кафка «Превращение» и Сартр «Мухи». Самоубийство Свидригайлова сопровождается символическими образами и деталями: гроза, потоки дождя и паническая водобоязнь Свидригайлова. Потому что вода - крещение, очищение. Самоубийство Свидригайлова стало нравственным сигналом для Раскольникова, ускорило явку с повинной. Свидригайлов - двойник Раскольникова, в нем, как в кривом зеркале, Раскольников видит самого себя и это потрясает его сознание и душу.

Раскольников и Порфирий Петрович (ПП). В советском литературоведении возник спор между Кирпотиным и Карякиным. Суть полемики: добро или зло для Раскольникова ПП? Кирпотин в своей монографии утверждал, что ПП олицетворяет тот мир, против которого бунтует Раскольников. Он заставляет Раскольникова страдать, действует как садист, как изувер. Карякин неожиданно сблизил ПП с Достоевским как выразителя почвеннических идей в романе. Именно ПП указывает Раскольникову на притягательность народной правды, на нравственный опыт Миколки.

В контексте романа принципиально важны три встречи Раскольникова и следователя. Первая - теоретический разговор, философский спор: Раскольников увлеченно излагает свою теорию. ПП осторожно и иронично комментирует его идеи. Возникает впечатление, что в прошлом, в молодости ПП тоже увлекался такими идеями (возникает мотив двойничества). Вторая - психологический поединок в полицейском участке. Следователь уже торжествует победу над преступником, но неожиданно в комнате появляется Миколка, который признается в совершенном преступлении. Третья - нравственно-философский итог. ПП приходит в гости к Раскольникову и объясняет ему его поведение. В этом эпизоде ПП излагает почвеннические идеи. Он говорит о «людях ума», таких, как Раскольников, которые не замечают собственной греховности и бунтуют против мира, против существующего порядка вещей. Миколка, человек из народа, противопоставлен им как носитель совести. Он знает, что каждый человек живет во грехе, вольно или невольно, и готов страданием искупить свои прегрешения. ПП: «Миколка ведь прав...нет счастья в комфорте, счастье страданием покупается». В устах ПП символический смысл обретает образ солнца, восходящий к евангельскому первоисточнику. В евангелии: «Христос - солнце жизни». ПП: «Станьте солнцем, и вас заметят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

Раскольников и Соня. В черновых вариантах романа Достоевский указал на главные образы, ведущие к пониманию его замысла и всей книги: Раскольникову в романе предстояло пройти трудный путь греха и еще более тяжкий путь воскресения. Это роман-притча о выборе пути человеком. Рядом с Раскольниковым его мистический двойник Свидригайлов и душа любящая, светлая Сонечка Мармеладова. Раскольникову, как всякому человеку открыто два пути: отчаяние и вера. Каждый образ-характер в романах Достоевского двупланов. Это реальный, психологически достоверный характер и человеческая судьба и одновременно образ символический, связанный с метафорическим сюжетам романа. Создавая образ Сони, Достоевский стремился ответить на вопрос: «Что есть православие?». В сюжете романа три главных эпизода, формирующие основной и метафорический сюжет книги, авторскую идею романа: 1) чтение Евангелия в комнате Сони 2) признание Раскольникова перед Соней 3) эпизоды эпилога.

Центральные образы-характеры у Достоевского двуплановы: это реалистически достоверные характеры и одновременно образы символические. Образ Сони есть великий ответ Достоевского на вопрос о сущности нравственной, православной культуры русского человека. Символично имя героя: София - премудрость божия. София в православной культуре - один из верховных образов, соединяющий те духовные дары, которые наследовали ее дочери: Вера, Надежда, любовь. И София и дочери ее - великий и вечный пример самопожертвования в любви к Богу. Святое самопожертвование - главная черта Сонечки, ее религиозные чувства лишены мистики - это музыка ее души, искренняя и чистая вера, в основе которой любовь к Богу и людям. В сюжете романа, в его метасюжете (метафорический сюжет) некой кульминацией является эпизод чтения Евангелия в комнате Сони, евангельского сюжета о воскресения Лазаря. Сюжет о воскресении Лазаря венчает три года служения Спасителя людям. Это чудо совершил Христос накануне торжественного входа в Иерусалим. Чудо свершилось по любви его к Богу и людям. Чудо о Лазаре предвосхищает воскресение самого Спасителя, которое совершится ровно через неделю, на Пасху. В метафорическом сюжете романа соединились два мотива: преступление и наказание, грех и воскресение через любовь к людям и Богу. На четвертый день восстал Лазарь из мертвых, на четвертый день Раскольников пришел к Соне и начинается его трудный путь к воскресению. (Зинаида Гиппиус написала по мотивам романа стихотворение «Лазарь»). Раскольниов и Соня по-разному понимают смысл евангельского сюжета, очень популярного в русской культуре, в русской иконописи. Воскресение Лазаря - это своеобразная предПасха, праздник праздников, торжество торжеств. Сверхчуткая, трепетно относящаяся к людям Соня чувствует страдания Раскольникова, не зная его причины. Она дает ему утешение, надежду на воскресение души, но Раскольников пока не понимает этого. Ибо для него Христос - исключительная, избранная личность, властитель духа, ума и сердца человеческого. Символично, что преступника и блудницу соединяет Евангелие - подарок Лизаветы, духовной сестры Сонечки. Второй эпизод - признание Раскольникова перед Соней. Признание его далеко еще от исповеди и покаяния. Свидетели его признания - Соня и Свидригайлов, и Раскольников делает выбор пути к правде Сони. Вторая встреча Раскольникова и Сони - это нравственный поединок человека веры и человека сомнений. Орудие Раскольникова - слово. Многословие и слово, лишенное духовного огня и света, - это игра дьявола с человеком. Сонечкино молчание исполнено света и духовного огня веры, любви к Раскольникову и сострадания. Ключевым становится молитвенное слово Сонечки «Господи!». И неожиданные метаморфозы в восприятии Раскольникова: он узнает в Сонечке Лизавету, и в эту секунду возвышается до понимания сокровенности и высшего смысла человеческой жизни, греховности своего преступления. В эпилоге романа тема греха и воскресения обретает новое образное воплощение и новый символико-философский масштаб. В эпилоге возникает новый хронотоп, отличающийся от хронотопа в основной части романа. В основной части романа художественное время - 13 дней, место действия - Петербург, где нет свободы душе и сознанию человеческому, где на улицах «душно, как в комнатах без форточек». Еще накануне преступления мысль и взор Раскольникова «просили простору». В эпилоге возникает такой простор, но этот простор открывается Раскольникову не сразу. Тяготы каторжного труда, лазарет - это поприще его человеческих страданий. В эпилоге в смысловом единстве представлено три временных пласта: 1) реальное историческое время (год каторги); 2) время, совпадающее с православным календарем (Великий пост, страстная седмица и День жен-мироносиц - в этот день встреча Раскольникова и Сони на берегу сибирской реки, это после две недели после Пасхи). Соне первой дано было свидетельство о воскресении Раскольникова. Исследователи считают, что в эпилоге романа образ Сонечки обретает иконописность: она, облаченная в зеленый платок, очень напоминает лик Богоматери на известной русской иконе «Споручница грешных». Она помогала каторжанам перенести тяжелое испытание, страдальческую жизнь. И они отвечали ей глубочайшим уважением: когда она появлялась, они снимали шапки и кланялись ей в пояс (называли ее «Матушка ты наша»). К Раскольникову каторжане относились враждебно. Во время великого поста они устроили лраку в православном храме, они видели в Раскольникове безбожника. В трудные и суровые дни Великого поста Раскольников заболел. Это была не столько телесная, сколько душевная болезнь. В бредовых сновидениях Раскольникова оживали образы Апокалипсиса, трагического конца всей человеческой цивилизации, братоубийства, пожаров, природных катастроф. Он увидел человеческое БЕСНОВАНИЕ, людей, как и он сам, зараженных «трихинами» (микробами) бесноватости. Эти трагические сны вели его к катарсису. Финал эпилога исполнен надежды и света. На берегу сибирской реки Раскольникову открылся образ вечности и вечных истин. В романе возникает новый образ времени - 3) время вечности, в орбите которого и историческое и православное время. Образ вечности в восприятии Раскольникова резко отличается от мрачных представлений о вечности Свидригайлова. Ему открывается неоглядный простор, сибирские дали. На другом берегу реки Раскольников видит далекие юрты кочевников, а за ними, как кажется ему, еще «ходят стада Авраамовы» (Авраам - один из ветхозаветных пророков, один из прародителей рода человеческого). Символичны детали этого вселенского пейзажа: земля и небо, многоводная река, ее берега, раннее утро и восход солнца. Роман венчает универсальная по смыслу авторская оценка судьбы героев: «Их воскресила любовь». А соединяет человеческие судьбы преступника и блудницы на путях воскресения Евангелие.

«Преступление и наказание», история создания которого длилась почти 7 лет, является одним из самых известных романов Федора Достоевского как в России, так и за рубежом. В этом творении классика русской литературы как никогда раскрылся его талант психолога и знатока человеческих душ. Что же натолкнуло Достоевского на мысль написать произведение об убийце и ведь эта тема не свойственна литературе того времени?

Федор Достоевский - мастер психологического романа

Писатель появился на свет 11 ноября 1821 г. в городе Москва. Его отец - Михаил Андреевич - был дворянин, надворный советник, а мать - Мария Федоровна - происходила из купеческого рода.

В жизни Федора Михайловича Достоевского было всё: громкая слава и бедность, темные дни в Петропавловской крепости и многолетняя каторга, пристрастие к азартным играм и обращение к христианской вере. Еще при жизни писателя к его творчеству применялся такой эпитет, как «гениальное».

Достоевский скончался в возрасте 59 лет от эмфиземы легких. Он оставил после себя огромное наследие - романы, стихотворения, дневники, письма и т.д. В русской литературе Федору Михайловичу отводится место главного психолога и знатока человеческих душ. Некоторые литературные критики (например, Максим Горький), особенно советского периода, называли Достоевского «злым гением», поскольку считали, что писатель в своих произведениях отстаивал «неверные» политические взгляды - консервативные и в какой-то период жизни даже монархические. Однако с этим можно поспорить: романы Достоевского - не политичны, зато всегда глубоко психологичны, их цель - показать человеческую душу и саму жизнь такой, какая она есть. И произведение «Преступление и наказание» - самое яркое тому подтверждение.

История создания романа «Преступление и наказание»

Федор Достоевский в 1850-м году был отправлен на каторгу в Омск. «Преступление и наказание», история создания которого началась именно там, было впервые опубликовано в 1866 г., а до этого писателю пришлось пережить не самые лучшие дни в своей жизни.

В 1854 г. писатель получил свободу. Достоевский в 1859 г. в письме к брату писал, что замысел некого романа-исповеди пришел к нему, когда он еще в 50-х лежал на грязных нарах и переживал самые тяжелые минуты в своей судьбе. Но начинать это произведение он не торопился, поскольку даже не был уверен в том, что выживет.

И вот, в 1865 г. Достоевский Федор Михайлович, остро нуждающийся в деньгах, подписывает договор с одним издателем, по которому обязуется предоставить к ноябрю 1866 г. новый роман. Получив гонорар, писатель поправил свои дела, но пагубное пристрастие в рулетке сыграло с ним злую шутку: он проиграл все оставшиеся деньги в Висбадене, хозяева отеля не выселили его, однако перестали кормить и даже отключили свет в номере. Именно в таких условиях Достоевский начал «Преступление и наказание».

История создания романа близилась к завершению: сроки поджимали - автор работал в гостинице, на пароходе, по дороге домой в Петербург. Он практически окончил роман, а потом… взял и сжег рукопись.

Достоевский начал работу заново, и пока первые две части произведения выходили в печать и ими зачитывался весь Петербург, он в ускоренных темпах создавал оставшиеся три, включая эпилог.

«Преступление и наказание» - тема романа отчетливо просматривается уже в самом названии произведения.

Главный герой - Родион Раскольников - решается на убийство и ограбление старухи-ростовщицы. С одной стороны, молодой человек оправдывает свой поступок тем, что он сам и его родные пребывают в нужде. Родион чувствует свою ответственность за судьбы близких людей, но чтобы помочь хоть чем-нибудь сестре и матери, ему нужна большая сумма денег. С другой стороны, убийство остается безнравственным и греховным поступком.

Родион удачно совершает задуманное преступление. Но во второй части романа он сталкивается с проблемой серьезнее, чем нищета - его начинает мучить совесть. Он становится нервным, ему кажется, что все вокруг знают о его поступке. В результате Родион начинает тяжело болеть. После выздоровления молодой человек всерьез задумывается о том, чтобы сдаться властям. Но знакомство с Соней Мармеладовой, а также приезд в город матери и сестры на время заставляют его отказаться от этой затеи.

На руку сестры Родиона - Дуни - претендуют сразу 3 жениха: надворный советник Петр Лужин, помещик Свидригайлов и друг Родиона - Разумихин. Родиону и Разумихину удается расстроить запланированную свадьбу Дуни и Лужина, но последний уходит обозленным и думает о том,

Родион Раскольников всё больше привязывается к Соне Мармеладовой - дочери его покойного друга. Они беседуют с девушкой о жизни, проводят вместе время.

Но над Родионом нависает черная туча - нашлись свидетели, который подтвердили в полицейском участке, что в последнее время Раскольников часто заходил к убитой ростовщице. Молодого человека пока что отпускают из полицейского участка, но он остается главным подозреваемым.

Самые важные события романа «Преступление и наказание» по главам приходятся на 5-ю часть произведения и эпилог.

Обиженный Лужин пытается подставить Соню Мармеладову, выдав её за воровку и тем самым рассорив с Раскольниковым. Однако его план не удаётся, зато Родион не выдерживает и признается Соне в совершенном убийстве.

Вину за преступление Раскольникова берет на себя посторонний человек, однако следователь уверен в том, что именно Родион совершил преступление, поэтому навещает молодого человека и пытается еще раз убедить его явиться с повинной.

В это время Свидригайлов пытается добиться расположения Дуни силой, испуганная девушка стреляет в него из револьвера. Когда оружие дает осечку, а Дуня убеждает помещика, что не любит его, Свидригайлов отпускает девушку. Пожертвовав 15 тысяч Соне Мармеладовой и 3 тысячи семье Раскольникова, помещик кончает жизнь самоубийством.

Родион признается в убийстве ростовщицы и получает 8 лет каторги в Сибири. Соня отправляется за ним в ссылку. Прежняя жизнь для бывшего студента окончена, но благодаря любви девушки, он чувствует, как начинается новый этап в его судьбе.

Образ Родиона Раскольникова

В романе «Преступление и наказание» характеристика Родиона Раскольникова и оценка его поступков самим автором даётся неоднозначная.

Молодой человек хорош собой, достаточно умен, можно сказать, честолюбив. Но жизненная ситуация, в которой он оказался, а точнее социальная ситуация, не позволяет ему не то что реализовать свои таланты, но и даже доучиться в университете, найти достойную работу. Его сестра вот-вот должна «продаться» нелюбимому человеку (выйти замуж за Лужина ради его состояния). Мать Раскольникова бедствует, а любимая девушка вынуждена заниматься проституцией. И Родион не видит ни одного способа помочь им и себе, кроме как добыть большую сумму денег. Но реализовать идею мгновенного обогащения можно только с помощью ограбления (в данном случае оно повлекло за собой и убийство).

Согласно морали, Раскольников не имел права лишать жизни другого человека, а рассуждения о том, что старухе и так осталось недолго жить, или что она не имеет права «жидовать» на горе других людей - это не оправдание и не повод для убийства. Но Раскольников, хоть и мучается из-за своего поступка, до последнего считает себя невиновным: он объясняет свои действия тем, что думал в тот момент только о том, как помочь близким.

Соня Мармеладова

В романе «Преступление и наказание» описание образа Сони так же противоречиво, как и Раскольникова: читатель сразу узнает в них

Соня - добра и в каком-то смысле самоотверженна, это видно из её поступков по отношению к другим людям. Девушка зачитывается «Евангелием», но в то же время является проституткой. Набожная проститутка - что может быть парадоксальней?

Однако Соня занимается этим промыслом не потому что имеет тягу к разврату - это единственный способ необразованной привлекательной девушке заработать на жизнь, причем не только себе, но и своей большой семье: мачехе Катерине Ивановне и троим сводным братьям и сестрам. В итоге Соня - единственная, кто отправилась в Сибирь вслед за Родионом, чтобы поддержать его в трудную минуту.

Такие парадоксальные образы - основа реализма Достоевского, ведь в реальном мире вещи не могут быть только черными или только белыми, как и люди. Поэтому чистая душой девушка в определенных жизненных обстоятельствах может заниматься таким грязным ремеслом, а благородный по духу юноша - решиться на убийство.

Аркадий Свидригайлов

Аркадий Свидригайлов - еще один персонаж романа (50-летний помещик), который во многих аспектах буквально дублирует Раскольникова. Это не случайность, а прием, избранный автором. В чем же его суть?

«Преступление и наказание» наполнено двойственными образами, возможно для того, чтобы показать: многие люди обладают в равной степени положительными и отрицательными чертами, могут ходить по одним и тем же жизненным дорожкам, но исход своей жизни всегда выбирают сами.

Аркадий Свидригайлов - вдовец. Еще при живой жене он домогался сестры Раскольникова, находившийся у них в услужении. Когда супруга его - Марфа Петровна - померла, помещик приехал просить руки Авдотьи Раскольниковой.

Свидригайлов имеет за своими плечами много грехов: его подозревают в убийствах, насилии и разврате. Но это не мешает мужчине стать тем единственным человеком, который позаботился о семье покойного Мармеладова не только в финансовом смысле, но и даже пристроил детей в сиротский дом после смерти их матери. Свидригайлов варварским способом пытается расположить к себе Дуню, но вместе с тем его глубоко ранит нелюбовь девушки и он кончает жизнь самоубийством, оставив сестре Раскольникова внушительную сумму в наследство. Благородство и жестокость в этом человеке сочетаются в своих причудливых узорах, как и в Раскольникове.

П.П. Лужин в системе образов романа

Петр Петрович Лужин («Преступление и наказание») - еще один «двойник» Раскольникова. Раскольников до совершения преступления сравнивает себя с Наполеоном, так вот Лужин - это Наполеон своего времени в чистом виде: беспринципный, заботящийся только о себе, стремящийся сколотить капитал любой ценой. Может быть, поэтому Раскольников ненавидит удачливого молодца: ведь и сам Родион считал, что ради собственного процветания он вправе убить человека, судьба которого казалось ему менее важной.

Лужин («Преступление и наказание») - очень прямолинеен, как персонаж, карикатурен и лишен противоречивости, присущей героям Достоевского. Можно предположить, что писатель намеренно сделал Петра именно таким, дабы он стал явным олицетворением той буржуазной вседозволенности, которая сыграла такую злую шутку с самим Раскольниковым.

Публикации романа за рубежом

«Преступление и наказание», история создания которого заняла более 6 лет, был высоко оценен и заграничными изданиями. В 1866 г. несколько глав из романа были переведены на французский и опубликованы в «Courrier russe».

В Германии произведение вышло под названием «Raskolnikov» и к 1895 г. издаваемый тираж его был в 2 раза больше, чем какого-либо другого произведения Достоевского.

В начале XX в. роман «Преступление и наказание» был переведен на польский, чешский, итальянский, сербский, каталанский, литовский языки и т.д.

Экранизации романа

Герои романа «Преступление и наказание» настолько колоритны и интересны, что за экранизацию романа не раз брались как в России, так и за рубежом. Первый фильм - «Преступление и наказание» - появился в России еще в 1909 г. (реж. Василий Гончаров). Затем последовали экранизации в 1911 г., 1913 г., 1915 г.

В 1917 г. мир увидела картина американского режиссера Лоуренса МакГилла, в 1923 г. фильм «Раскольников» выпустил немецкий режиссер Роберт Вине.

После этого было снято еще около 14 экранизаций в разных странах. Из российских работ самой последней стал многосерийный фильм «Преступление и наказание» 2007 г. (реж. Дмитрий Светозаров).

Роман в массовой культуре

В кинофильмах роман Достоевского часто мелькает в руках у отбывающих заключение героев: в м/ф «Невероятные приключения Уоллеса и Громита: Стрижка «под ноль»», т/c «Волчица», «Отчаянные домохозяйки» и т.д.

В компьютерной игре «Sherlock Holmes: Crimes & Punishments» в одном из эпизодов книга с названием романа Достоевского отчетливо видна у Шерлока Холмса в руках, а в игре GTA IV «Преступление и наказание» - это название одной из миссий.

Дом Раскольникова в Петербурге

Существует предположение, что Достоевский Федор Михайлович поселил своего героя в дом, который реально существует в Петербурге. Исследователи сделали такие выводы, поскольку Достоевский в романе упоминает: находится в «С-м» переулке, рядом с «К-м» мостом. По адресу Столярный переулок-5 действительно стоит дом, который вполне мог бы послужить прототипом для романа. На сегодняшний день это здание является одной из самых посещаемых туристических точек в Петербурге.



Похожие статьи
 
Категории