Программа: Приветствие команд. Разминка

17.02.2019

Часовских Тамара Васильевна

учитель математики высшей квалификационной категории

Математический турнир: «Весёлый час»

Цели проведения турнира:
развитие творческих способностей учащихся; сплочение детского коллектива; пробуждение желания заниматься изучением одной из интереснейших наук, расширение кругозора учащихся.
Девиз: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!»

Подготовка к турниру.
1. Выбрать участников турнира.
2. Предложить подготовить домашнее задание.
3. Подготовить номера художественной самодеятельности.
4. Подготовить математические газеты для оформления класса.

Правила проведения турнира:
1. В турнире участвуют команды от двух классов:8А и 8В.
2. В каждой команде по 6 человек, из которых выбирают капитана.
3. Жюри и ведущий - старшеклассники.
4. За каждый конкурс жюри подсчитывает баллы и определяет победителя.

Программа:
1. Приветствие команд.
2. Разминка.

4. Конкурс капитанов.
5. Конкурс «Кто больше?»
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов и награждение команды- победителя и наиболее отличившихся участников.

Ход проведения турнира
I. Вступительное слово учителя.
Дорогие гости и учащиеся! Для кого же мы сегодня проводим турнир «Весёлый час»?
Конечно, для вас, мои ученики. Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем – провели время с пользой.
Я хочу, чтобы вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть.
Итак, мы начинаем турнир.
II. Проведение конкурсов и игр.
Ведущий:
Уже готово всё к сраженью,
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья,
Я вам представлю грозный суд (представляет жюри).

Болельщиков предупреждаем,
Что встреча будет горяча,
И поэтому мы вам желаем
Болеть без вызова врача.

1. Приветствие команд.
Команда 1-ая: БАМ.
Наш девиз: «Будем активнее мыслить»
Приветствие на мотив песни «Орлёнок»:
Смелей, математик, взлети над трибуной,
Жюри с высоты огляди.
Мы нашей команде победу добудем,
Оставив вас всех позади.

Команда 2-ая: ПУПС.
Наш девиз: «Пусть ум победит силу»
Приветствие на мотив песни «Московские окна»:
Мы приветствуем команду БАМ,
Мы приветствуем, конечно, зал,
И, конечно, же жюри,
Справедливо чтоб они
Оценки ставить нам сейчас могли!

2. Разминка.
Ведущий:
Чтобы всё в турнире прошло без заминки,
Его мы начнём...
Ну, конечно, с разминки!
Каждой команде предлагают выбрать конверт, в котором находятся вопросы.

Вопросы команде БАМ:
1) 1% от 1тыс. рублей? (10руб.)
2) Единица скорости на море (узел)
3) Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да)
4) Чему равен 1 пуд? (16кг)
5) Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Ф. Виет)
6) Наименьшее натуральное число (1).
7) Периметр квадрата – 20см. Чему равна его площадь? (25〖см〗^2)
8) Как найти неизвестное делимое?
9) Как называется вторая координата точки? (ордината)
10) Что больше √20 или 2√5? (равны)
11) Найти третью часть от 60. (20)
12) Найти корень уравнения: IxI= –4 (нет корней).
13) Как называется функция вида: y = kx + b ? (линейная)
14) Параллелограмм, у которого все углы прямые? (прямоугольник)
15) Отрезок, соединяющий две любые точки окружности? (хорда)

Вопросы команде ПУПС:
1) Как называется сотая часть числа? (процент)
2) Как найти неизвестный делитель?
3) Назовите единицу массы драгоценных камней. (Карат)
4) Первая женщина-математик. (Софья Ковалевская)
5) Назовите наибольшее отрицательное число. (–1)
6) Площадь квадрата 49 м^(2). Чему равен его периметр? (28
7) Как найти неизвестное вычитаемое?
8)Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (планиметрия)
9)Как называется утверждение, требующее доказательства? (теорема)
10) Как называется первая координата точки? (абсцисса)
11) Что больше 5 или √28 ? (√28)
12)Разделите 100 на половину. (200)
13) Как называется функция вида: y = ax^2+ bx+c? (квадратичная)
14) Найдите корень уравнения: x2 = – 9 (нет корней)
15) Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? (трапеция)
Ведущий: А пока жюри совещается, оценивает конкурсы, послушаем басню.
Выступает один из участников 1-ой команды.
Медвежья услуга
У волка, зайца и медведя
Настали трудные деньки,
Крот перестал учиться в школе
И им – готовят дневники!
За всех учёный крот трудился,
Решал задачи и примеры,
И выручал он нерадивых,
Подсказывая им без меры.
Крот заболел – у всех беда,
Уж очень строг учитель Дрозд.
На математике, пожалуй.
Получит кто-то лишний «хвост»!
Медведь решил подзаниматься:
Где подучить, а где – схитрить.
Но, в общем, в чём-то постараться
Дрозда решил перехитрить.
Дрозд вызвал Зайца отвечать:
«Скажи, любезный, что ты знаешь
О треугольнике и круге?»
Зайчишка, чтобы не молчать,
Поддержку ищет в сильном друге.
Медведь, стараясь угодить
Трусливому Зайчишке,
Повёл себя перед Дроздом
Проказливым мальчишкой.
Он стал кривляться и шептать
Старательно и нудно.
А Заяц – на доске писать,
Хотя и было трудно.
Медведю, видно, как всегда.
Не всё учить хотелось,
Его подсказка иногда
На языке вертелась.
Так и сейчас, сказав не то,
Помог он плохо другу,
Он оказал ему опять
Медвежью услугу!

Жюри объявляет каждой команде баллы.
3. Математический калейдоскоп.
Слайд 1. Формулы 1-ой команде: Слайд 2. Формулы для 2-ой команды:
1. x^(2 _) y2=(x-y)(x+y) 1. (x – y)(x +y) = x2 – y2
2.〖(x+y)〗^2=x2 +2xy + y2 2. (x – y)2 = x2 – 2xy +y2
3. c2 = a2 + b2 3. a2 = c2 – b2
4. Д = b2– 4ac 4. x=(-b±√(b^2-4ac))/2a
5. am an = am+n 5. am: an = am– n
6. S = a2 6. a⁰ = ?
7. S = 1/2 ab 7. S = ab
8. sin 30⁰ =? 8. cos 60⁰ = ?
Ведущий: пока жюри оценивает этот конкурс,
участники 2-ой команды выступают с частушками.

1. Мы весёлые ребята, 2. В нашем классе все ребята 3.Математика поможет
Очень весело живём: Хороши, как на подбор Вам отличниками стать,
И задачи мы решаем, Математику не знают, Научитесь вы, ребята,
И частушки вам споём. «Хорошистов» недобор. Уравнения решать.

4.Мы задачи на движенье 5. «Нам нужны одни пятёрки» – 6. Говорила Двойка Тройке,
Порешать всегда хотим, Говорят отличники. Что она красавица.
Наше в классе поведенье Ну а чем другие хуже Потому, наверное,
Всем известно – не молчим. Ох, единоличники! Ребятам очень нравится.

7. Мы подружки-хохотушки
С вами распрощаемся
Потом снова на турнире
Скоро повстречаемся.
Жюри объявляет результаты конкурса «Калейдоскоп» и общее количество баллов.

4. Конкурс капитанов.
Капитанам необходимо выбрать конверт с заданием.
Задания для капитана 1-ой команды:
1) Разгадать кроссворд:

1. Зависимость одной величины от другой. (Функция)
2. Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб)
3. Тригонометрическая функция. (Косинус)
4. Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями. (Куб)
5. ... абсцисс. (Ось)

2) Отгадать загадку.
Я приношу с собою боль,
В лице – большое искаженье.
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращусь я в знак сложения. (Флюс – плюс)
3) Написать математические термины на букву «с» (за каждое слово один балл)

Задания для капитана 2-ой команды:
1) Разгадать кроссворд.

1.Абсолютная величина числа. (Модуль)
2. График квадратичной функции. (Парабола)
3. Теорема, не требующая доказательства. (Аксиома)
4. .... определения функции. (Область)
5. Бином... (Ньютона).
2) Аналогично (отгадать загадку).
3) Написать математические термины на букву «д» (за каждое слово один балл)

Пока жюри подчитывает баллы, ведущий проводит конкурсы с болельщиками.
1) Ответьте на вопросы. Назовите имена:
- трёх поросят из сказки «три поросёнка». (Наф- Наф; Ниф-Ниф; Нуф-Нуф);
-трёх толстяков из сказки Ю. Олеши «Три толстяка». (Без имён);
- трёх мушкетёров, из романа А. Дюма «Три мушкетёра». (Атос, Портос, Арамис);
- трёх былинных героев на картине художника Васнецова «три богатыря». (Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец);
- трёх медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя».(Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка)
2) Из слова «геометрия» составьте как можно больше слов.
3) Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.
1. «Учат в школе». (К 4 + 2)
2. «Вместе весело шагать по просторам». (Раз дощечка, два – дощечка)
3. «Крокодил Гена». (И подарит 500 эскимо)
4. «В траве сидел кузнечик». (он ел одну лишь травку)
5. «Там вдали за рекой». (Сотня юных бойцов)
6. «Золотая свадьба». (40 правнуков и 25 внучат)
7. «Жили у бабуси». (Два весёлых гуся»)
8. «Три белых коня».
9. «Песенка про зарядку». (1, 2, 3, 4 – хобот выше, уши шире)
Жюри объявляет результаты после конкурса капитанов и общее количество баллов у обеих команд.

5. Конкурс «Кто больше?».
Ведущий: Нелёгкий вопрос-то,
Но верь одному:
Всё сложно и просто,
Считай по уму!
Команды выбирают конверты с заданием.
Вопросы для 1-ой команды:
1) В каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине? (Прямоугольном)
2) Сумма длин сторон многоугольника. (Периметр)
3) В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (Сто)
4) Дробь, меньшая единицы? (Правильная)
5) Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут? (30⁰)
6) Как называется равенство, верное при любых допустимых значениях переменной? (Уравнение)
7)Луч, делящий угол пополам? (биссектриса)
8) Сколько вершин у куба? (8)
9) Бревно распилили на8 частей. Сколько сделали распилов? (7)
10) Сколько биссектрис можно провести в треугольнике? (3)
11) Треугольник со сторонами 3, 4, 5 ? (Египетский)
12) Угол, на который поворачивается солдат при команде «кругом» ? (180⁰)
Вопросы 2-ой команде:
1) Сколько кг в половине тонны? (500)
2) Кратчайшее расстояние от точки до прямой? (Перпендикуляр)
3) Отрезок, соединяющий 2 точки окружности и проходящий через её центр? (Диаметр)
4) Количество делителей простого числа? (Два)
5) Деление числителя и знаменателя на одно и то же число, отличное от нуля? (Сокращение)
6) Число, на которое делят? (Делитель)
7) Какая цифра в переводе латинского языка означает «ничего»? (0)
8) Произведение трёх измерений прямоугольного параллелепипеда? (Объём)
9) Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, имеющих общее начало? (Угол)
10) Вид графика x2 + y2 = r2 ? (Окружность)
11) Равенство двух отношений? (Пропорция)
12) Сколько градусов содержит угол, если он составляет половину развёрнутого угла? (90⁰)

Ведущий: пока жюри подсчитывает баллы, у нас
несколько интересных сообщений с подсказками:
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает –
Тот вечно хнычет и скучает.
Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её.
Подсказки:
1. Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.
2. Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.
3. Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.
4. Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывают ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.
5. Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.
6. В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4, 5.
У математиков арабского Востока эта теорема получила название «теоремой невесты», за сходство чертежа с пчёлкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимание на чертёж, перевёл слово «нимфа» как «невеста», а не «бабочка».
Жюри объявляет результаты конкурса.

6. Домашнее задание (музыкальный конкурс).
Ведущий: И стоит в стране чудесной
Новый город со дворцом,
А во дворце златоглавом
Знаки дружно там живут,
Знаки терем стерегут,
Вместе песенку поют.
Исполняет 1-ая команда песню на мотив «Зайка моя»
1. Плюсик ты мой, я – твой минус,
Косинус ты, я – твой синус,
Ты аксиома, я – теорема,
Следствие ты, а я – лемма.
Ма-те-ма-ти-ка моя...
Припев:
Я ночами плохо сплю,
Математику я так люблю,
Математику я так давно, давно люблю.
Я и днём теперь не сплю,
Я и вечером не сплю,
Всё учу, учу, учу, учу, учу.
Ведущий: За высокими горами,
За синими морями,
В тридесятом государстве
Живёт прекрасная страна
Математика.
Исполняет 2-ая команда песню на мотив «Коммунальная квартира».
1. Эх, страна моя родная,
Край загадок и чудес!
Где ещё такое счастье,
Где ещё такой прогресс?!
Под одной огромной крышей
И просторней и светлей,
Ни к чему нам дом отдельный,
Вместе будет веселей.
Припев:
Это математики, математики квартира
Это математики, математики страна.
Ведущий: И отныне ежедневно
Вместе будим непременно
Математику прославлять
И почёт ей воздавать.
Обе команды исполняют гимн математике (на мотив песни «Чему учат в школе»).
Гимн математике
Уравнения решать, радикалы вычислять – Геометрия нужна, нона ведь так сложна!
Интересная у алгебры задача! То фигура, то тела –не разберёшься.
Интегралы добывать, Аксиомы нам нужны,
Дробь делить и умножать Теоремы так важны,
Постараешься – придёт к тебе удача! Их учи – и результата ты добьёшься!

Все науки хороши
Для развития души.
Их и сами все вы знаете, конечно,
Для развития ума математика нужна,
Это было, это будет, это вечно!

7. Подведение итогов.
III. Заключительное слово учителя.
Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!

Приветствие командам от учащихся в зале. Выходят четыре ученика.
1. Мы сегодня в этом зале 2. Мы подумали и вместе порешили,
Встречались с шутками, друзья. Находили верный мы ответ.
Посмеялись с вами, помечтали, И от всех, сидящих в этом зале
Многое узнали для себя. Я передаю вам всем привет.

3. Здесь смекалку вашу всю познали, 4. Вы ещё не раз скрестите шпаги.
И мы поклоняемся все ей. И не раз победа к вам придёт.
Я приветствую от всех сидящих в зале Турнира поднимите флаги,
Всех играющих в турнире здесь. Бросьте клич:
«К познанью! В путь! Вперёд!»
Жюри объявляет результаты турнира. Награждаются команды за победу и наиболее активные участники.


Тип : познавательная игра.

Форма : соревнование.

Краткое описание : в качестве участников выступают 2 команды учащихся 8 классов.

^ Участники КВН : жюри, зрители, ведущий. У участников конкурса эмблемы команды. Реквизит - пакеты заданий для каждой команды, лист с верными решениями и ответами для жюри, чистые листы и ручки, подготовленные кроссворды для болельщиков (зрителей), цветные мелки.

^ Поэтапное описание : подготовительный этап. Формируются команды из учащихся 8 классов. Выбираются капитаны команд. На стенде помещается объявление о месте и времени проведения математического КВН. Разрабатываются задания для конкурсов. Участники команд знакомятся с условиями игры, придумывают эмблемы, представление команды. Разрабатывается бальная система оценивания работы команд на КВНе. Игровое действие.

План:


  1. Вступительная часть;

  2. Представление и приветствие команд;

  3. Разминка «Веселый урок»;

  4. Конкурс капитанов;

  5. Конкурсы на знания и смекалку;

  6. Конкурс художников;

  7. Геометрический конкурс;

  8. Домашнее задание. Конкурс художественной самодеятельности;

  9. Подведение итогов.
Ход конкурсов:

  1. Вступительная часть.
Ведущий . Дорогие ребята! Сегодня состоится открытие нашего клуба веселых и находчивых.

А что такое клуб? (Это общество друзей, которых объединяет одно общее интересное дело).

Что такое «веселые» вам объяснять не надо. Ведь вы какие ребята? Конечно, веселые.

А что значит находчивость? (Когда в трудную минуту быстро найдешь верный выход, проявишь умение и примешь правильное решение).

Итак, друзья начнем программу.

Затей у нас большой запас,

А для кого они? - Для вас!

^ Поют обе команды (на мотив «Улыбка»)

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить,

Математику учить

И себя не подводить

Мы, конечно же, всё это понимаем.

Ведущий.

Счетный конкурс открываю

Добрый день, мои друзья.

Две команды - в КВНе

Их сейчас представлю я.

^ 2) Представление и приветствие команд.

Команда 1: «Дважды-два»

Готовы бой принять мы смело

И свой девиз мы дарим вам

Ну а победа - только нам!

Песня:

Мы частушки вам споем

Про нашу математику,

Про задачи, уравненья

И про сложные примеры.

Я с Ромашкою дружу,

В гости я к нему хожу.

Он задачи мне решает,

А я рядышком сижу.
Начинается урок,

Математика идет.

Стоит Саня у доски,

Мучает свои мозги.

Дорешал большой пример,

Повернулся и запел.

«Математика – наука

Без тебя нам жизни нет», -

Так сказали все ребята

В нашем классе, наконец.

Команда 2: «Эврика»

Сегодня в этом зале

Идем мы в наступленье

Ни шага назад, ни шага на месте,

И только вперед и дружно все вместе.


Школа нам мотает нервы

Утром, вечером и днем

Мы подумали - решили:

В КВН играть пойдем.

Может быть мы проиграем

Или первыми придем

Мы подумали – решили

Да мы за пояс вас заткнем.

Мы сражаемся сегодня

Наши споры горячи

Вам совет дает соперник

Математику учи.

Ведущий.

Все конкурсы оценивает уважаемое жюри

Чтоб игра пошла как надо

Я жюри представить рада,

Тот, что справа - Ломоносов

Математик и философ.

Лобачевский - слева здесь,

Гордость русская и честь.

Третья им как раз под стать -

Софьей Ковалевской звать!

Команда 1: «Дважды-два»

Синей скатертью стол большой накрыт,

А за столом всё жюри сидит.

Жюри милое, справедливое,

Вы судите нас, но и милуйте.

Команда 2: «Эврика»

О, жюри, жюри, о, могучее

Очи черные, очи жгучие

Как мы любим вас, как мы ценим вас

Не губите нас в этот трудный час.

^ Приветствие болельщикам (поют обе команды)

Нам без тебя прожить нельзя,

Болельщик ты мой, хороший.

Мы ведь с тобой давно друзья,

Хлопай громче в ладоши.

Не проиграем - ты не жди,

Будет иначе стыдно,

Два не поставят нам, поди,

Но проиграть обидно.

^ Обращение к сопернику:

Команда 1: «Дважды-два»

Соперник бывает кусачий только от жизни собачей.

Только от жизни, от жизни собачей

Соперник бывает кусачий.

(подарок - бутылка молока с соской)

Пейте дети молоко, проиграете легко.

Команда 2: «Эврика»

Ты проиграешь, но не плачь,

С тобой мы дружим с детства

Всё же старайся проиграть

Желаем тебе от всего сердца.

(Подарок - пух.)

Да поможет нам Аллах,

Разнести вас в пух и прах.
3.Разминка «Веселый урок» (командный конкурс)

Если не отвечает команда, то поможет ответить болельщик.


  1. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один воробей? (да, улетел, т.к. синиц всего 5).

  2. Горели 6 свечей.1 из них погасли. Сколько свечей осталось? (осталось 2 свечи, остальные сгорели) .

  3. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. А сколько всего? (3 яблока).

  4. В каком городе впервые 3 тысячи лет назад стали измерять углы в градусах? Ответ в отгадке ребуса

  5. 60 листов книги имеют толщину 1 см. какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см)

  6. Чему равен угол в квадрате? (90°)

  7. Чему равен смежный угол для угла 79°? (101°)

  8. Чему равны длины сторон египетского треугольника? (3,4,5)

4.Конкурс капитанов.

Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.

«Учат в школе» (к четырем прибавить два)

«Вместе весело шагать по просторам» (раз дощечка, два дощечка)

«Крокодил Гена» (и подарит 500 эскимо)

«В траве сидел кузнечик» (он ел одну лишь травку)

«Там вдали за рекой…» (сотня юных бойцов)
5. Конкурсы на знания и смекалку


1. О ком эти строки: (Пифагор)

Во мгле веков под нашим вздором блеснула истина.

Она до наших дней еще верна.

Найдя разгадку, мудрый старец

Был благодарен небесам.

Он сто быков велел зажарить

И в жертву принести богам.

С тех пор быки тревожно дышат,

Они, кляня, дары богов,

О новой истине услышав, ужасный поднимают рев.

Их старца имя потрясает,

Их истины лучи слепят

И, новой жертвы ожидая, быки,

Зажмурившись, дрожат.

^ 2. Составьте самое длинное математическое слово из букв: (число )

к л е с н и ч о в

3. Известно, что бегемот весит 1 т 800 кг. Сколько бегемотов может увезти машина грузоподъемностью 5 т? (2 бегемота)

4. «Математический словарь».

Кто в терминах не знает затрудненья,

Напишет все сейчас без промедленья.

(За 3 минуты написать математические термины на буквы. Выиграет тот, кто успеет больше вспомнить и записать)

Команда 1: «Дважды-два» - буква К

Команда 2: «Эврика» - буква С

5. Конкурс художников .


  1. Нарисовать одновременно двумя руками: одной круг, а другой - прямоугольник.

  2. По команде ведущего нарисовать с закрытыми глазами человечка. Точка - точка - запятая - минус - рожица кривая - палка - палка - огуречик. Вот и вышел человечек!

6. Геометрический конкурс.


  1. Сколько лучей на рисунке? (20 лучей)

  • Сколько углов на рисунке? (18 углов)

    1. Сколько отрезков на рисунке? (10 отрезков)

    1. Сколько ромбов на рисунке? (14 ромбов)

    7. Домашнее задание.

    Конкурс художественной самодеятельности.
    8. Подведение итогов.

    Каждый конкурс оценивается жюри определенным количеством баллов, и после его окончания жюри объявляет результаты. В КВНе выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов по результатам всех конкурсов.

    КВН наш окончен, пора по домам.

    Но это друзья не помеха,

    И в час расставанья желаю я вам

    В учебе хороших успехов.
    «Час веселой математики»- 9 класс

    Предмет математики настолько серьезен,

    что полезно не упускать случая

    сделать его немного занимательным.

    Б. Паскаль

    Цели:


    • Мотивация познавательной деятельности, развитие сообразительности, любознательности, логического и творческого мышления.

    • Развитие и укрепление интереса к математике, содействие развития культуры коллективного труда, формирование доброжелательных и дружеских отношений.
    ХОД ИГРЫ:

    1. В игре участвуют две команды по 5 человек, которые выбираются путем жеребьевки. Команды получают названия и за 5 минут должны придумать свой девиз, пока происходит дальнейшая подготовка к игре.

    2. Определяется жюри. Остальные учащиеся зрители и болельщики.

    Начинается игра. Учитель представляет команды участников. Учащимся предлагается для выбора следующие конкурсы:


    • «Звездный час»;

    • «Счастливый случай»;

    • «Поле чудес»;

    • «Брейн-ринг»;

    • «Подумай! Сообрази!».
    Представители от команд, поочередно делают свой выбор.
    Задания для конкурсов:

    1. «Звездный час»

    каждая команда получает набор цифр (от 1 до 10). На интерактивной доске написаны имена ученых математиков под номерами: 1 – Пифагор; 2 – Эйлер; 3 – Ада Байрон; 4 – Герон; 5 – Виет; 6 – Гипатия; 7 – Лепот; 8 – Галуа; 9 – Евклид; 10 – Декарт. Ведущий задает вопросы, а команды, кто быстрее, должны поднять табличку с верным номером. За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.


    Вопрос

    Ответ

    1. Современный вид тригонометрии придал швейцарский ученый – математик, живший в 18 веке. Он был соратником М. В. Лобачевского, работал с 20-летнего возраста в Российской академии наук. Последние 17 лет ученый был слепым, но работу не бросал: диктовал свои мысли ученикам, они же вели вычисления. Кто этот ученый?

    № 2 – Леонард Эйлер

    1. Этот гениальный математик, который, несмотря на свою молодость, успел сделать много открытий в математике, но, к сожалению, был убит на дуэли в 21 год. Кто это?

    № 8 – Эварист Галуа

    1. От трудов этого ученого шли все замыслы дальнейшего, более совершенного обоснования геометрии. Ему принадлежат слова: «В математике нет царской дороги». Назовите имя учёного.

    № 9 – Евклид

    1. По дошедшим до нас сведениям первая женщина – математик была гречанка, жившая в Александрии от 370 до 415 года. Назовите её имя?

    № 6 – Гипатия

    1. Ее именем назван цветок, привезенный из Индии. Это великая французская вычислительница. Ёе имя?

    № 7-Гортензия Лепот

    1. Если повторять древние легенды, то этот ученый в честь своего открытия принес в жертву быка, а может 100 быков. Его именем названо величайшее открытие. Его имя?

    № 1 – Пифагор

    1. Единственная дочь английского поэта, творчество которого любили Пушкин, Лермонтов, Белинский, тоже занималась математикой. Кто эта женщина?

    № 3 – Ада Байрон

    1. В "Метрике" даны правила и формулы для точного и приближённого расчёта различных геометрических фигур, для определения площади треугольника по трём сторонам, правила численного решения квадратных уравнений и приближённого извлечения квадратных и кубических корней. Кто это?

    №4 - Герон

    1. По профессии юрист. В 1591 ввёл буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений. Ему принадлежит установление единообразного приёма решения уравнений 2-й, 3-й и 4-й степеней. Кто это?

    №5 – Франсуа Виет

    1. «Брейн-ринг »
    - ведущий задает вопрос. Участникам команд дается 1 минута на обсуждение. Если команда готова ответить раньше, то она поднимет руку. Вопросы задаются поочередно. Если одна команда не знает ответа, то может ответить другая. За каждый верный ответ – 3 балла.

    Вопрос

    Ответ

    1. Прибор для измерения углов на местности.

    Астролябия

    1. Что означает в переводе с греческого «октаэдр»?

    Восьмиугольник

    1. От греческого слова «матема» произошло слово математика. Что это означает?

    Наука

    1. В каком городе есть улицы Пифагора, Ньютона, Архимеда?

    Амстердам

    1. В 1685 г. в Париже было введено математическое обозначение благодаря типографской опечатки. Какое это обозначение?

    Знак «%»

    1. По арабскому приданию формулу Герона открыл не сам Герон. А кто?

    Архимед

    1. Новая построенная геометрия была названа «воображаемой». Гаусс назвал ее «неевклидовой». Как мы ее называем сейчас?

    Геометрия Лобачевского

    1. «Не знающий геометрии да не войдет в Академию». Кто автор этих слов?

    Философ античного мира – Платон

    1. Что означает слово тригонометрия?

    Измерение углов

    1. С именем, какого ученого связано привычная для нас прямоугольная система координат?

    Рене Декарт

    1. Кто из древних математиков был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою?

    Пифагор

    1. Кто из ученых – математиков впервые установил существование односторонних поверхностей?

    Мёбиус

    1. Немецкий ученый, которого называют «королем математики»?

    Гаусс

    1. В какой стране впервые появились отрицательные числа?

    Древний Китай

    1. «Поле чудес»
    - на интерактивной доске нарисованы пустые квадратики, обозначающие количество букв слова. Участникам задается вопрос и разрешается открыть любые 3 буквы (участники называют буквы, если они есть в слове, то ведущий записывает их на доске). После этого дается минута на обсуждение. Если команда не ответила или ответила неверно, то может попытаться вторая команда. За верно отгаданное слово команда получает 3 балла.

    • Как древние греки называли раздел математики, который занимался пропорциями?

    • Великий математик, который в 1700 году Петром I, был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. Его сын на могильном камне написал, что «… отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом…» Назовите фамилию этого математика.

      1. «Подумай! Сообрази!»
      - в конкурсе участвует один учащийся. Ему предлагается список математических терминов, которые необходимо попытаться передать без слов. Команда должна угадать. За верно угаданное слово – 5 баллов.
      Задания I команде: треугольник, эллипс, неравенство, доска, угол, фигура, сложение, мел, периметр, ученик, диагональ.

      Задания II команде: круг, вычитание, уравнение, график, парта, скобки, циркуль, вектор, учитель, градус, тетрадь.


      1. «Счастливый случай»
      - команды за определенное время отвечают на вопросы. Чем больше вопросов, тем лучше. Верно отгаданный вопрос – 2 балла.

      1 команда

      2 команда

      Чему равна 1/4 часа?

      15 минут

      Какую часть часа составляет 20 минут?

      1/3

      1% метра?

      1 см

      Что такое астролябия?

      Прибор для измерения углов

      Наибольшее натуральное число?

      Нет

      Наименьшее натуральное число?

      1

      Масса 1 м 3 воды?

      Тонна

      Что такое 1%?

      1/100 часть

      Утверждение, принимаемое без доказательства.

      Аксиома

      Мог ли Лобачевский быть учеником Евклида?

      Нет

      Чему равна длина окружности радиуса 5?

      10

      Что легче 1 кг ваты или 1 кг соли?

      Равны

      В каком Европейском городе есть улица Коперника?

      Амстердам

      Отрезок, соединяющий две не соседние вершины четырехугольника?

      Диагональ

      Что такое абак?

      Счеты

      Третья буква греческого алфавита?



      Что представляет график функции y = r/x?

      Гипербола

      Что представляет график функции y = x 2 ?

      Парабола

      Как называется вторая координата точка?

      Ордината

      Как называется первая координата точки?

      Абсцисса

      Отрезок, соединяющий две точки окружности?

      Хорда

      Прибор для измерения и построения углов?

      Транспортир

      Прибор для построения окружности.

      Циркуль

      Чему равен угол в квадрате?

      90 o

      Чему равен 1 фунт?

      400 гр

      Может ли при делении получиться 0?

      Да

      Единица массы драгоценных камней?

      Карат

      Чьи штаны во все стороны равны?

      Пифагора

      Может ли при умножении быть 0?

      Да

      Чему равен объем 1 кг воды?

      1 литр

      Игра оканчивается, подводятся итоги, награждаются победители.

    Внеклассное мероприятие

    «Физико-математический турнир»

    среди учащихся 9 х классов

    Выполнили: учитель физики Моисейкина Л.Ф., учитель математики Журавлёва И.В.

    Цели мероприятия:

      активизация познавательной деятельности учащихся;

      развитие умений быстро и эффективно мыслить;

      отработка знаний и умений, полученных в процессе обучения;

      повышение познавательного интереса к физике и математике;

      развитие культуры коллективного мышления;

      воспитание чувства ответственности за команду, чувства солидарности и здорового соперничества.

    Форма проведения: викторина.

    Технология: групповая работа.

    Оборудование: столы для игроков двух команд и для членов жюри; компьютер; интерактивная доска; эмблемы для команд; оценочный лист игры для жюри; листы для ответов на финальную игру; презентация игры.

    Участие: в игре участвуют 2 команды от каждого класса, по 5 человек в каждой команде.

    Возраст участников: 9 класс

    Подготовительная работа: 1. Повторить пройденный материал.

    2. Придумать название команды, приветствие и девиз,

    выбрать капитана, сделать эмблему.

    Ход игры

    Дорогие друзья, гости и участники нашей игры! Мы рады приветствовать вас на физико-математическом турнире. Для кого же сегодня мы проводим турнир? Конечно, для вас, любимые наши ученики! Мы хотим, чтобы вы сегодня немножко отдохнули, лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, показали свои знания, в общем – провели время с пользой. Девизом к нашей игре будут слова средневекового персидского учёного Аль-Бируни: «Знание – самое превосходное из владений человека. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

    Сегодня в турнире соревнуются две команды:

    1.Команда «Мыслители» (учащиеся 9 «А» класса), капитан команды - …

    В составе команды - …

    2.Команда «Умники» (учащиеся 9 «Б» класса), капитан команды - …

    В составе команды - …

    Команды, представьте нам, пожалуйста, ваши девиз и приветствие.

    Команда «Мыслители»

    Приветствие Нам не страшны

    Любые испытания.

    Вперёд, друзья,

    Покажем наши знания!

    Наш девиз: Мы будем мыслить, убеждать,

    Идя к финалу побеждать!

    Команда «Умники»

    Приветствие Мы умные и смелые,

    В деле мы умелые.

    Победим мы в этот раз,

    Нам соперник – не указ!

    Наш девиз: Один ум хорошо, а ум команды лучше!

    Оценивать команды будет строгое и справедливое жюри (представление жюри).

    Давайте познакомимся с правилами игры.

    Правила игры

    Игра состоит из 2 туров и финала.

    В каждом туре 4 темы (по физике и математике) по 5 вопросов в каждой. Темы и стоимость вопросов указаны на табло каждого тура. Команды ведут игру по очереди. Тему и стоимость вопроса выбирает капитан команды. Выбранный вопрос зачитывается ведущим. На обдумывание вопроса дается 30 секунд. Капитан указывает на игрока, который будет отвечать на вопрс или отвечает сам. Если команда отвечает правильно, то она получает количество очков выбранной категории. Неверный ответ – 0 очков.

    Если команда выбирает вопрос «Кот в мешке», то она может ответить на него сама или может передать этот вопрос другой команде.

    В финале команды думают над вопросом в течение 30 с и дают ответ письменно. Команда, ответившая правильно, получает 100 очков.

    Заработанные очки команд считают члены жюри. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

    Болельщики тоже могут блеснуть своими знаниями. Если команды не ответили на вопрос, отвечают болельщики и полученные очки отдают любимой команде.

    Итак, мы начинаем наш турнир.

    Пожелаем вам, друзья,

    Сражаться дружно и отважно.

    Кому достанется победа –

    Совсем - совсем не важно.

    Пусть сильней кипит борьба,

    Живей соревнованье.

    Успех решает не судьба,

    А только ваши знания!

    Жеребьевка. Команда, которая первая даст ответ на поставленный вопрос, начинает игру.

    I тур

    ФОРМУЛЫ И

    ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    ИНСТРУМЕНТЫ

    И УСТРОЙСТВА

    В МИРЕ ЧИСЕЛ

    ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ

    ФОРМУЛЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

      Способ изменения внутренней энергии тела без совершения работы. (Теплопередача)

      Три лошади в упряжке пробежали 90 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (90 км)

      Что выражает эта формула? (Условие равновесия рычага)

      Как называются координаты точки? ( Абсцисса и ордината )

      Какой график соответствует формуле Как он называется?

    1) 2) 3) 4)

    (График №3, гипербола)

    ИНСТРУМЕНТЫ И УСТРОЙСТВА

      Планка для вычерчивания прямых линий и для измерений. (Линейка)

      На стене висит тарелка,

    По тарелке ходит стрелка.

    Эта стрелка наперёд

    Нам погоду узнаёт. (Барометр)

      Назовите лишний прибор: мензурка, спиртовка, динамометр, термометр. (Спиртовка)

      В Древнем Египте и в Древней Греции задолго до нашей эры использовали это устройство, предназначенное для вычислений. Это была доска с полосками, по которым передвигались камешки. Что это? (Абак)

      Уберите лишнее слово из ряда: путь, скорость, метр, время, площадь , секунда.

    В МИРЕ ЧИСЕЛ

      Эти числа появились в связи с необходимостью подсчета предметов. (Натуральные)

      Число, на которое делят. (Делитель)

      Что больше: произведение цифр или их сумма? (Сумма, т. к. произведение цифр равно нулю)

      В каком числе столько же цифр, сколько букв в написании? (100 - сто)

      Чему равно это число, если этого числа равны 40? (50)

    ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ

      Кого из великих математиков называют «отцом алгебры»? (Виет)

      Ученый, который известен как создатель школы математиков.

    Он впервые разделил числа на чётные и нечётные, простые и составные. (Пифагор)

      Для изучения одного явления этот ученый забирался на Пизанскую

    башню. Назовите этого ученого. (Галилей)

      Ученый, открывший этот закон, родился в городе Сиракузы. Закон

    объясняет действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

    Закон открыт в ванне. (Архимед)

      Два почти одинаковых числа, разница между которыми только в знаке. (Противоположные)

    II тур

    РЕБУСЫ

    100

    ФИЗИКА

    100

    ЗАГАДКИ

    100

    ЕДИНИЦЫ

    ИЗМЕРЕНИЯ

    100

    РЕБУСЫ



      Расположите в порядке убывания углы: тупой, развёрнутый, острый, прямой.

    ( Развёрнутый, тупой, прямой, острый )


    25.

    ФИЗИКА

      Это явление происходит при контакте двух тел.

    Приносит больше пользы, чем вреда.

    Является одной из причин низкого КПД механизмов.

    Одна из причин – шероховатость поверхности . (Трение)

      Назовите лишнего ученого: Ньютон, Попов, Дарвин , Галилей.

      Назовите лишнюю приставку: милли, санти, деци, кило .

      Какой олимпийский девиз напрямую связан с изображенными буквами

    v, h, F? (Быстрее, выше, сильнее)

      В роще было 700 берез и 300 сосен. Сколько процентов всех деревьев

    составляют сосны? (30%)

    ЗАГАДКИ

      Проживают в трудной книжке

    Хитроумные братишки,

    Десять их, но братья эти

    Сосчитают все на свете. (Цифры)

      Сильнее солнца, слабее ветра,

    Ног нет, а идет,

    Глаз нет, а плачет. (Туча)

      Мне служит головой вершина.

    А то, что вы считаете ногами,

    Все называют сторонами. (Угол)

      Посреди поля серебряные зерна. (Роса)

      Как называется предмет для поддержки чего-нибудь? (Опора или подвес )

    ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

      Сколько минут в одном градусе? (60 минут)

      Сколько минут в часа? (24 мин)

      В этих единицах измеряют массу алмазов . (Карат)

      Это прямо пропорционально приложенной силе и прямо

    пропорционально пройденному пути, измеряется в Джоулях.

    (Механическая работа)

      Как ещё называют кубический дециметр? (Литр)

    ФИНАЛ

      Расшифруйте слова и назовите лишнее:

    НОКУС, ЯМАРЯП, АТЧОК, ЛОПСОТЬКС (Конус)

      Можно ли с помощью пружинного динамометра измерить вес тела в космосе? (Нет, т.к. в космосе невесомость, и в пружине не возникнет деформация)

      В соревнованиях по бегу Юра, Гриша и Толя заняли три места. Какое

    место занял каждый юноша, если Гриша занял не второе и не третье место,

    а Толя не третье. (Гриша – I , Толя – II , Юра – III )

      Половину пирога мама разрезала на 6 равных кусков. Один кусок она

    дала Диме. Какую часть пирога получил Дима? (

      Характеристика поверхности тела, которая влияет на его излучательную

    и поглощательную способность. (Цвет)

    Вот закончилась игра.

    Подвести итог пора.

    Кто же лучше всех трудился

    И в турнире отличился?

    Подведение итогов

    Определение победителя и награждение.

    Подведены итоги.

    Награды вручены.

    Турнир окончен.

    Активны были вы.

    От игровых заданий к знаниям

    Команды дружно шли.

    Но главные победы,

    Конечно, впереди!

    Желаю вам, ребята,

    Счастливого пути!

    Данные об авторе

    Добрынина О.В., Колосовский Н.В.

    Место работы, должность:

    Учителя - математики и физики

    Иркутская область

    Характеристики ресурса

    Уровни образования:

    Основное общее образование

    Класс(ы):

    Класс(ы):

    Предмет(ы):

    Алгебра

    Предмет(ы):

    Геометрия

    Предмет(ы):

    Целевая аудитория:

    Учащийся (студент)

    Тип ресурса:

    Сценарий мероприятия

    Краткое описание ресурса:

    Физико-математический турнир в форме состязания 2 команд 7-8 классов. Учащимся предлагаются интересные задачи по физике и математике.

    Физико-математический турнир «Эрудит» .

    Цели:

    (Звучит веселая музыка)

    О.В. : Здравствуйте, дорогие гости и участники игры!

    Сегодняшний физико-математический турнир мы проводимв форме состязания 2 команд - проводим его, конечно, для вас, наши.

    Н.В. : Физика - это наука!
    Но вижу в глазах у детей только муку.
    Формулы скачут, мелькают подряд,
    Ох, как им трудно их выстроить в ряд!
    Но без физики не объяснить
    И кран подъемный, и гвоздь как забить,
    Как в Космос летаем, машины водим,
    И почему по Земле так просто мы ходим?

    О.В. : Есть о математике молва,
    Что она в порядок ум приводит,
    Потому хорошие слова
    Часто говорят о ней в народе.

    Я, думаю, что сегодня здесь собрались те, кто любит физику и математику. Ну а тем, кто еще равнодушен к этим наукам, сегодняшний турнир поможет изменить свою точку зрения.

    О.В. Представляю членов жюри _____________

    _______________________________________________________________

    Жюри должно быть справедливым,
    Очки не зря должно давать.
    И будет тот в бою счастливым,

    Кто сможет честно побеждать.

    Н.В. :
    Сегодня в турнире соревнуются команды: Команда “Архимеды», и капитан команды ___________________. Команда “ Электроны ”, и капитан команды _________________.

    О.В. : Каждое задание в игре жюри сможет оценить от 1 до 10 баллов. Первый конкурс. Приветствие команд . (мах оценка 3 балла) , Жюри будет учитывать приветствие, эмблемы, форму участников.

    Приветствие команды “ Архимеды ”

    «Не составит нам проблем

    Выиграть это состязанье,

    Хоть сейчас готовы в бой,

    Свято верим в наши знанья!

    Приветствие команды “ Электроны ”

    Мы в математике сильны,

    Законы физики мы знаем тоже,

    Сражаться будем до конца,

    Тверды мы все как электроны!

    Н.В. : Для любого начинания требуется разминка . Разминка — гимнастика ума. Мы будем задавать вопросы, а вы отвечать. Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает. Ответы не выкрикивать, за это будут снижаться баллы. За каждый правильный ответ в разминке команда получает 1 балл.

    Разминка (задаем вопросы по очереди)

    О.В. :

    1. Наименьшее четное число (2)

    2. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой. Это - (Радиус).

    3. Луч, который делит угол на 2 равных угла? (биссектриса)

    4 . Последовательность действий, необходимая для решения задачи (алгоритм)

    5. Какое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля? (ноль)

    Н.В. :

    1. Имя Ломоносова (Михаил)

    2. одна шестидесятая минуты (секунда)

    3. Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джинн? (В газообразном).

    4. В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (В простуженных, так как температура тела выше).

    5. Какое явление мешает остановиться машине мгновенно. (Инерция).

    О.В. : Просим жюри подвести первые итоги.

    Н. В. : Конкурс Домашнее задание.

    Тема домашнего задания: «Ученые - физики, математики ». Командам заранее были даны вопросы, на которые надо было найти ответы. Проверим, как команды с этим заданием справились.

    О.В. : 1.Кто из представленных ученых сказал:
    «Математика - царица всех наук, а арифметика - царица математики»?

    • Карл Фридрих Гаусс
    • Немецкий математик, астроном, физик, геодезист.
    • Выдающиеся математические способности обнаружил в раннем детстве.
    • Его многочисленные исследования в области математики оказали серьезное влияние на развитие других наук.

    Н.В. : 2. Кто считается «крестным отцом» физики? (Аристотель 384 до н. э.)

    • Древнегреческий философ, основатель естествознания
    • Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского
    • Разработал все отрасли знания того времени

    О.В. : 3.Кому принадлежат эти строки:
    «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»?

    • Михаил Васильевич

    Ломоносов (1711 - 1765)

    • - великий ученый: химик, физик, математик, поэт, основатель российской науки, Московского Государственного Университета.

    Н.В. : 4. Кто считается основоположником физического эксперимента?

    • Галилео Галилей (1564-1642) Итальянский физик, математик, астроном, философ
    • Проводил опыты, бросая тела разного веса с Пизанской башни
    • Создал трубу-телескоп, который давал увеличение более чем в 30 раз

    О.В. : 5. Вслед за кем мы горделиво восклицаем: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»?

    • Архимед около 287 до н.э Древнегреческий математик, механик, инженер
    • Соорудил систему блоков для спуска в воду корабля Египетского царя Птолемея

    Н.В.: Просим жюри подвести итог.

    Конкурс «Знатоки физики».

    Н.В. : задача 1.

    А теперь ответ на вопрос даст каждая команда и запишет его на листке.

    Одинокий физик, почесав темя,

    Измеряет длину, массу и время.

    Парочка физиков мечтает вдвоём

    Измерять температуру, плотность, объем.

    Трое физиков, построившись в ряд,

    Измеряют энергию, скорость, заряд.

    Четыре физика в хорошем настроении

    Измеряют давление, а в плохом - ускорение.

    Пять физиков выбегают на площадь,

    Измеряют импульс, частоту, силу и площадь.

    Итак, вопрос: сколько физических величин названо в данном стихотворении? собрать листы, передать в жюри.

    Учитель называет верный результат. (15)

    Задача 2.

    Вот черный ящик перед вами,

    Подумайте и рассчитайте сами.

    Амперметр силу тока вам покажет,

    А вольтметр напряжение подскажет.

    Все, что надо нам, фиксируют они,

    Но как резисторы соединены?

    Их в ящике всего лишь два

    И по два Ома каждый.

    Конкурс «Знатоки математики»

    О.В. :

    Задача 1.

    Археологи далекого будущего когда- нибудь раскопают два окаменевших дневника с большим количеством двоек. В Мишином дневнике они найдут 234 двойки, а в Толином 2/3 числа этих двоек. Сколько всего двоек будет найдено в 2 дневниках?

    1. 234*2/3 = 156 - «2» в Толином дневнике.
    2. 156+234 = 390 - всего

    Задача 2. Ответ и решение записать на листочке.

    Листки с решёнными заданиями передаются жюри.

    • Хозяйка швейной мастерской взяла на работу 20 девушек и разместила их в 8 комнатах.
    • По вечерам она проверяла, чтобы в комнатах на каждой стороне дома было по 7 девушек.
    • В гости к девушкам приехали 4 подруги. Все 24 девушки разместились так, что хозяйка насчитала снова в комнатах по каждой стороне дома по 7 девушек. Как разместились девушки в комнатах с подругами?

    20 девушек

    24 девушки

    Задача 3. (на запас)

    Как- то рано поутру

    Птицы плавали в пруду.

    Белоснежных лебедей

    Втрое больше, чем гусей,

    Уток было восемь пар -

    Вдвое больше, чем гагар.

    Сколько было птиц всего,

    Если нам еще дано,

    Что всех уток и гусей

    Столько, сколько лебедей! (лебедей - 24, уток - 16, гусей - 8, гагар - 8).
    Решение.

    • гусей - х, лебедей - з х, уток - 16, гагар - 8
    • х + 16 = 3 х, - 2х = - 16, Х=8

    Н.В. : Следующий конкурс мы назвали “ Черный ящик”.

    Вы должны узнать, что находится в черном ящике.

    Черный ящик

    О.В. : То, что лежит в чёрном ящике, изобрёли еще в Древней Греции.

    • В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком большого ума.
    • Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
    • За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась.
    • В наше время им умеет пользоваться любой школьник.

    Н.В. : Это используют в системах и механизмах для нагрева и охлаждения.

    • используют для уменьшения трения.
    • Со всеми тремя агрегатными состояниями этого вещества вы довольно часто встречаетесь.
    • Это вещество называют соком жизни на Земле.

    О.В. Вопрос: что находится в чёрном ящике? (Циркуль, вода). Слово жюри.

    Конкурс « Знатоки логики »

    Н.В. : Задача со спичками.

    Спичечный рак ползёт вверх, Переложите 3 спички так, чтобы он пополз вниз.

    О.В. : Просим жюри проверить правильность выполнения задания

    Н.В.. : И, наконец, разберемся: кто же такой капитан, ведь впереди конкурс капитанов.

    О.В. : Капитан - начальник и старший тренер команды. До турнира работает с командой, как вол, а во время игры дерется с жюри, как лев. Конкурс капитанов

    Н.В. Капитаны, прошу подойти ко мне. Вам предлагается решить задачку про репку.

    Ответ и решение выполните письменно.

    Кто из капитанов будет готов ответить, поднимите руку, чтобы жюри увидели, что Вы первый.

    Задача. Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, Жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой и в одну и ту же сторону?

    Справилась бы с репкой вся эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н?

    (ответ: Модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, будет равен 792 Н. Вклад мускулистой мышки в этот могучий порыв равен 2 Н, так что без мышкиных ньютонов дело не пойдет!

    О.В. : Пока капитаны решают задачу, для команд конкурс Рассказки с подсказками

    Вы должны отгадать слово. Мы даем вам подсказки, с каждой подсказкой вы теряете один балл. Максимальное количество баллов, который вы можете принести в копилку своей команды 5 баллов.

    Подсказки №1:

    1. Этот прибор есть в каждом кабинете математики
    2. На нем есть черточки с делениями, но он не прямой.
    3. Прибор этот имеет отношение к геометрии
    4. Им умеют пользоваться школьники уже с 5 класса
    5. Им измеряют углы (транспортир)

    Н.В. :

    Подсказки №2:

    1. Претендентов на эту поездку было много, но выбор пал на него.
    2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
    3. Учащийся ремесленного училища, курсант аэроклуба.
    4. Ему принадлежит историческая фраза: « Поехали!», сказанная перед стартом.
    5. Первый в мире человек, совершивший полет в космос. (Ю.А. Гагарин).

    О.В.: Капитаны, дайте ответ и передайте ваши решения жюри.

    Наше веселое состязание подходит к концу, просим жюри подвести общий итог турнира и выявить команду - победителя.

    О.В. :

    Все известно вокруг
    Тем не менее,
    На Земле еще много того,
    Что достойно, поверь удивления.

    Н.В. :

    Удивляйся росе,
    Удивляйся цветам,
    Удивляйся упругости стали,
    Удивляйся тому,
    Чему люди порой
    Удивляться уже перестали.

    О.В. :

    Слово жюри для награждения.

    Спасибо всем за игру! До свидания, ребята!

    Самоанализ внеклассного мероприятия « Турнир эрудитов»

    Мероприятие проводилось в 8 классе, учащиеся класса не являются сильными по математике и физике и основной целью данного мероприятия было изменить их мнение в изучении данных предметов, показать, что и математика, и физика могут быть интересными.

    Основные цели, которые мы ставили -это:

    • На основе соревновательной игры развивать смекалку, сообразительность и активность учащихся;
    • Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся, развивать логическое мышление;
    • Поднять престиж умных, но не всегда популярных в классе учащихся.(так как в классе есть отрицательные лидеры, которые «тянут» вниз всех остальных.
    1. Повысить мотивацию к учебе
    2. Развивать коммуникативные навыки через работу в группах.

    Форма проведения мероприятия - интеллектуально- развлекательная игра.

    Мероприятие проводилось с применениемпрезентации для наглядности, для тех детей, которые неочень воспринимают текст наслайдах презентации, все задания были продублированы на карточках.

    Формы работы на мероприятии -фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Результативность. Ребята работали -- активно, показали, что в команде они работать --умеют.

    С заданиями на логическое мышление (рак, черный ящик) справились _________

    (хорошо?)_____.

    В ходе игры ребята прислушивались в первую очередь к «сильным» учащимся.

    Недостатки, обнаруженные в ходе проведения мероприятия _____________, причины и пути устранения _____________________________.

    Думаем, что данное внеклассное мероприятие поставленных целей достигло (?).

    Приветствие команд Это чьи скрестились шпаги? Кто затеял этот спор? И способен дать отпор? Это знай, не мушкетеры Всем известного Дюма, А умельцы и актеры, люди острого ума. Жажда новых испытаний Привела на КВН Всех поклонников исканий И великих перемен. Будет бой сегодня грозный, Но без шпаг и без рапир, И веселый, и серьезный, Он посеет только мир.



    1. В истории науки принято называть ЕГО первым математиком из города Милет – греческого купца, путешественника и философа (VII в.до.н.э.). Конечно, существуют более ранние египетские и вавилонские источники, содержащие разнообразные арифметические и геометрические сведения, но в них нет даже намётка на доказательства. ЕМУ же приписывают первые математические теоремы (Диаметр делит круг пополам, теоремы о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и т. д.). Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний, определил продолжительность года. ОН был причислен к группе «семи мудрецов». 2. ОН (III в. до н.э.) – древнегреческий математик, автор труда «Начала» в 13 книгах, в котором изложены основы геометрии, теории чисел, метод определения площадей и объёмов. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На что он гордо ответил, что «в математике нет царской дороги». В истории Западного мира его книга после Библии издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась.


    Немного истории… 3. ОН (VI в.до н.э.) – древнегреческий философ и математик, преобразовал математику из собрания формул и рецептов в абстрактную дедуктивную науку; ему приписывают изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы о соотношении сторон прямоугольного треугольника. По легенде, в честь открытия своей знаменитой теоремы о катетах и гипотенузе, учёный принёс в жертву 100 быков. Но позже выяснилось, что эта теорема была известна ещё древним шумерам. На сегодняшний день известно около 150 доказательств этой теоремы. 4. ОН () – швейцарский математик, физик, астроном, работал в России и Германии. Внёс вклад в теорию чисел, геометрию, математический анализ, вывел теорему о связи рёбер, вершин и граней многогранника. Он внёс большой вклад в топологию-раздел геометрии, который изучает свойства фигуры, не меняющейся при непрерывных деформациях.


    Это интересно! Вопросы одной команде: 1 процент от 1 тысячи рублей? Можно ли при умножении чисел получить ноль? Чему равен 1 пуд? Первая женщина-математик. Наименьшее натуральное число. Периметр квадрата 20 см. Чему равна площадь его? Как найти неизвестное делимое? Как называется вторая координата точки? Найди третью часть от 60. Как называется функция вида у = кх + в?


    Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? Четурехугольник, у которого все углы прямые? Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника? Отрезок, соединяющий две любые точки окружности? Угол больше прямого, но меньше развернутого. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. Сколько нулей в записи миллион. Прибор для построения окружности. Наибольшее двузначное число.


    Это интересно! Вопросы другой команде: Как называется сотая часть числа? Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? Назови наибольшее отрицательное число Площадь квадрата 49 м 2. чему равен периметр? Как найти неизвестное вычитаемое? Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? Как называется утверждение, требующее доказательства? Как называется первая координата точки? Разделите сто на половину его Как называется функция вида у = ах 2 + вх + с


    Вo каком четырёхугольнике диагонали взаимно перпендикулярны? Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? Сумма длин всех сторон многоугольника Можно при делении чисел получить ноль? Величина прямого угла. Сколько лет в одном веке? Что больше ½ или 1/3? Прибор для измерения отрезка. Часть прямой, ограниченная двумя точками?


    Интеллектуальный мини-турнир. 1. По мнению Л.Н.Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет. А что представляет, по мнению писателя, знаменатель этой дроби? А). То, как этот человек выглядит. Б). То, что он о себе думает. В). То, что про него думают другие.


    Интеллектуальный мини-турнир. 2. Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Выберите, какие это, по вашему мнению, ключи? А). Красота, разум, истина. Б). Цвет, звук, мысль. В). Буква, цифра, нота.


    Интеллектуальный мини-турнир. 4. Пифагор является одной из наиболее интересных личностей в истории. Он основал религию, которая нашла свое воплощение в особом религиозном ордене. Выберите из представленных вариантов предписание, которое действительно являлось предписанием пифагорейского ордена. А). Не плюй в колодец. Б). Не подставляй ногу. В). Не откусывай от целой булки.


    Интеллектуальный мини-турнир. 5. Великий ученый Альберт Эйнштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и некоторым предметом. Однако некоторый предмет, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а этот предмет будет существовать вечно». Ответьте на вопрос, между чем Эйнштейну приходилось делить время? А). Между политикой и книгой. Б). Между политикой и физикой. В). Между политикой и уравнениями.









    Похожие статьи
     
    Категории