Презентация урока для интерактивной доски (старшая, подготовительная группа) на тему: Проект "мини-музей часы". Нельзя брать руками экспонаты

14.03.2019

татьяна величко
Проектмини-музея «Время и мы»

Проект мини – музея

«Время и мы »

1. Визитка музея

2. Пояснительная записка

3. Сведения об участниках проекта

4. Цели и задачи проекта

5. Паспортные данные музея

6. План реализации проекта , работы по созданию мини – музея

7. Тематический план образовательной деятельности в мини – музее

8. Интеграция музейной педагогики в ДОУ

9. Перспективы развития мини – музея в ДОУ

Визитка музея.

Хотим представить вам музей

Замечательных вещей

Эти вещи без сомненья

Всем нужны без исключенья

Время катит чередом ,

Час за часом, день за днем.

Чтобы нам везде успеть,

Нужно в часики глядеть.

На свете много механизмов

Их всех зараз не перечесть,

Но мы сегодня постараемся

Вас в историю увлечь

Устал однажды человек

По солнцу время мерить

И по воде не каждый мог

Обеда час проверить

Да и петух, хоть не всегда

Но мог проспать рассвет.

Сгорала на столе свеча,

А новой больше нет.

И как же быть и как узнать,

Что время есть , что время спать

И вот однажды один мудрец

Придумал схему, наконец,

Собрав детали воедино,

Шепнули часики вот так-

ТИК-ТАК, ТИК-ТАК.

Музей не просто дом вещей,

Музей хранитель тайн

И чтобы всё успеть скорей

Ты время соблюдай !

Пояснительная записка.

Музейная педагогика

Понятие "музейная педагогика", появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Часы - это предмет, который необходим нам постоянно. Для одних людей это настенные электронные устройства, другие обходятся мобильным телефоном, третьи носят элегантные часы. Но представить себе жизнь без них невозможно.

История часов измеряется столетиями. Это устройство в течение веков меняло и свой внешний облик, и само содержание. Лунные и водяные, солнечные и свечные, масляные и песочные. Каких только модификаций измерители времени не увидели в далекой древности! Когда появились самые первые, безусловно, сказать точно нельзя. Но доподлинно известно, что уже 4 тысячи лет назад они существовали повсеместно. Чтобы просмотреть смену часов, в нашем дошкольном учреждении создан и используется мини – музей «Время и мы » .

Почему мы назвали мини – музей, конечно потому, что в условиях детского сада невозможно создать музей в реальном его масштабе. И ещё само название мини в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры, количество экспонатов, и определённую ограниченность тематики.

В создании мини – музея принимали участие и родители воспитанников. Тесная взаимосвязь с родителями является очень важным условием в воспитании и прикосновении к изучению исторических моментов создания часов.

Участники проекта .

Педагоги ДОУ : Величко Т. Г., Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П., Ханиян Л. П.

Родители и дети сада приняли активное участие в создании мини – музея, сборе и оформлении экспонатов, а также проведении праздников, экскурсий, викторин.

Классификация проекта :

По доминирующему виду проектной деятельности – комбинированный (исследовательский, творческий)

По составу участников – групповой

По продолжительности – долгосрочный (1 год)

Цель проекта :

Формирование представления у детей о музее, развитие речи дошкольников, Развитие интереса к понятию "время " через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени . Знакомство детей с историей возникновения часов, с разными видами часов.

Задачи проекта :

1. Развивать математические представления детей старшего дошкольного возраста.

2. Обобщить представления детей младшего дошкольного возраста о характерных признаках времени года .

3. Формировать навыки детей в экспериментально – опытнической деятельности (в живой и не живой природе.)

4. Формировать у детей умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

В основу решения этих задач положены следующие принципы.

* принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

* принцип опоры на интересы ребёнка;

* принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

* принцип наглядности;

* принцип систематичности и последовательности;

* принцип сотрудничества и взаимоуважения;

* принцип связи обучения с жизнью.

Паспортные данные музея.

Характер мини – музея исторический.

Визитная карточка мини – музея «Время и мы »

Перечень экспонатов.

1. Макет «Солнышко»

2. Макет «Вязаный Петух»

3. Макет «Цветочные часы»

4. Макет «Водяные часы»

5. Макет «Огненные часы»

6. «Песочные часы»

7. «Маятниковые часы»

8. «Карманные часы»

9. «Наручные часы»

10. «Механические часы»

11. «Лунный календарь»

12. Макет

13. Макет «Фазы луны»

14. Смена картин по сезонам

15. Табель - календарь

16. Отрывной календарь

17. Перекидной календарь

18. Настольный календарь

19. Настенный календарь

20. Природный календарь

21. Спил дерева

План реализации проекта .

Этапы развития Содержание работы Сроки Ответственный

Первый этап

подготовительный 1)Определить тематику и названия мини – музея коллективу ДОУ совместно с родителями

Сентябрь Воспитатели :

Величко Т. Г. ,

Ханиян Л. П.

2)Определить место для мини – музея

3)Создать оптимальные условия для хранения и

использования музейных экспонатов

4)Определить варианты участия в создании мини – музея родителей и детей

Второй этап

практический 1)Оформление визитной карточки мини – музея

Октябрь - ноябрь Воспитатели :

Величко Т. Г., Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П. ,

Ханиян Л. П.

2)Подбор описания экспонатов

3) Разработка перспективного планирования мини – музея

4)Разработка ознакомительной экскурсии и конспектов занятий, дидактических игр по мини - музею

5)Разработка досугов, викторин, развлечений по мини – музею

6)Сбор и классификация экспонатов для мини – музея, изготовление макетов В течении года Педагоги,

родители

Третий этап заключительный этап с перспективой на будущее 1)Представить на педагогическом совете разработанные алгоритмы создания мини – музея по выработанной теме Декабрь - май Воспитатель :

Величко Т. Г.

2)Продолжать привлекать родителей в оформлении мини – музея (приобрести часы с кукушкой) Воспитатели :

Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П. ,

Ханиян Л. П.

3)Продолжать накапливать материалы (экспонаты, дидактические игры, конспекты занятий, развлечения и т. д.) по выработанной тематике Педагоги,

родители

4)Подготовить и провести презентацию продукта проекта

Оценка полученных результатов (мониторинг, выводы) Май Воспитатель :

Величко Т. Г.

План образовательной деятельности

в мини - музее.

Месяц НОД, тема Программное содержание Предварительная работа

Сентябрь Тема : «Знакомство с мини - музеем» Познакомить детей со значением слова «музей» . Закрепить какие бывают музеи. Правила поведения в музее, обращение с экспонатами. Учить детей беречь вещи т. к. завтра они будут историей, а история это и есть музей Рассмотреть иллюстрации музеев. Если есть возможность сходить в музей с родителями. Прочитать литературу, в которой описываются экспонаты

Октябрь Тема : «Из истории часов» Познакомить детей с историей часов. Подвести к пониманию их значения и функции. Закрепить умение выделять особенности предметов, форму, размер, части. Развивать творческое воображение и логическое мышление детей. Учить беречь время . Пройтись по территории детского сада и обратить внимание на то, какие есть в группах часы. Дать задание на дом нарисовать те часы, которые имеются у вас дома.

Ноябрь Тема : Часы «Горящая свеча» Продолжать развивать познавательный интерес. Учить задавать вопросы, определять время одного деления на свече, за которое оно сгорит. Высказывать простейшие аргументированные суждения. Развивать любознательность Понаблюдать за огнём. Рассмотреть иллюстрации, как добывали огонь наши предки. Провести опыт со свечой.

Декабрь Тема : «Время и мы » Познакомить детей с циферблатом, минутными стрелками и секундной. Учить детей беречь время . Развивать наблюдательность, логическое мышление и речь детей. Рассмотреть циферблаты разных часов. Понаблюдать за стрелками. Сколько раз оббегает круг секундная стрелка в минуту. Загадать загадки о времени , часах. Поговорить о поговорках : «Счастливые часов не наблюдают» ; «Делу время , а потехе час»

Январь Тема : «Умная Неделя» Познакомит детей с неделей, что в неделе семь дней. Учить детей слушать рассказ, отвечать на вопросы, громко строить предложения. Последовательно строить свой рассказ. Воспитывать чувство прекрасного, гуманное отношение природе. Загадывание загадок. Чтение сказки «Как портной шил платье для луны»

Февраль Тема : «Красавица Луна» Продолжать знакомить детей с неделей. Познакомить с фазами луны, частями суток. Вращением земли вокруг своей оси воспитывать интерес к изменениям в природе. Формировать у детей математические представления. Дома с родителями провести наблюдения за луной в течении месяца. Сделать зарисовки. Прочитать сказку : «Как портной шил платье для месяца»

Март Тема : «Братья месяцы» Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках времён года : изменением образа жизни животных и птиц. Формировать представления детей о том, что в году четыре времени года , по з месяца в каждом. Запомнить названия месяцев. Чтение сказки : «Двенадцать месяцев» , «Старик годовик» , «Синичкин календарь» , «О чем говорили месяцы?» . Рассмотреть иллюстрации с временами года .

Апрель Тема : «Вращение Земли вокруг солнца» » Познакомить детей с планетой Земля, Солнце. Закрепить и уточнить знания детей более длинного отрезка времени годом ; что вращение Земли вокруг Солнца меняют на земле времена года . Дать представление о Солнце, как о самой яркой звезде. Воспитывать любовь к планете Земля. Загадывание загадок. Чтение сказки : «У Солнышка в гостях» . Рассматривание макета земли – ГЛОБУС.

Интеграция музейной педагогики в ДОУ

ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В МИНИ –МУЗЕЕ «ВРЕМЯ И МЫ » НОД

1. Познание (математика)

2. Познание (природный мир)

3. Коммуникация (развитие речи)

4. Познание (конструирование)

5. Художественное творчество (аппликация, рисование)

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Экспериментирование

2. Проектирование

3. Развлечения, досуги, викторины

4. Детские творческие выставки

5. Создание экспонатов от каждой семьи

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Игровая

2. Предметная

3. Театрализованная

4. Творческая

5. Поисковая

6. Общение

7. Рассматривание фотографий, иллюстраций

Выводы :

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея : суть, предмет, информацию, изображение и т. д.

Думаем, вы согласитесь с тем, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми, в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру России.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Перспективы развития мини – музея.

Для дальнейшего формирования у детей мы планируем продолжить накапливать материал – экспонаты, дидактические игры. На участке предполагаем, изготовить солнечные часы, на клумбе посадить цветочные часы.

Для закрепления полученных знаний у нас имеются дидактические игры «Мои первые часы» , «Все о времени » , «Цветочные часы» , «Времена года »

Ольга Григорьева

Доброе утро, день или вечер уважаемые коллеги. Хочу немного рассказать и показать вам фотографии нашего мини музея часов . В нашем детском саду № 25 «Золотой петушок» есть свой мини музей часов , который расположен в фойе на лестничной площадке, возле групп. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезают из памяти. В нашем мини - музее находятся разные виды часов : настенные большие и маленькие, наручные мужские, женские и детские , различные будильники и настольные часы. Все эти часики принесли детки и родители нашего детского сада . Основная идея - показать, какими разными бывают часы, познакомить ребят с их историей. В мини -музее собраны сохранившиеся в семьях старинные часы. Ведь любой предмет мини -музея может подсказать тему для интересного разговора.

Дети разных групп знакомились с мини-музеем , при этом в старших и подготовительных группах экскурсии проводили сами ребята, рассказывая о своем вкладе в музей и истории часов принесенных в музей . Так как, этот мини музей находится на площадке возле групп, то его каждый день посещают родители, приходя в детский сад за детьми . Они не редко останавливаются, рассматривая экспонаты, даже присаживаются на диванчик и наверное вспоминают о чем то….

Вот такой мини -музей существует у нас в детском саду !

Проект

мини-музея времени

«Час за часом, день за днем»

Воспитатель: Шемонаева Т.Г.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТА

Вид проекта : познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта : долгосрочный (1 год)

Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

«Человек, который понапрасну

теряет время замечает, как стареет.»

Актуальность

С понятием «время», «часы», мы сталкиваемся ежедневно. Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте, детей необходимо начать учить самим ориентироваться во времени.

В процессе бесед с детьми было выявлено, что у детей недостаточно знаний о времени, часах. Формирование представлений о времени у дошкольников -процесс сложный, требующий систематичной последовательной работы и творческого подхода.

Осваивая вместе с детьми временные категории, мы стремимся к тому, чтобы работа по формированию чувства времени сделала наших детей более любознательными, нацелила их на творчество, подтолкнула к исследованию.

Создание мини-музея является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Тема проекта : «Мир времени», возникла в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду», образовательная область «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений: ориентировка во времени).

Цели проекта : Расширять представления о «чувствах времени», создавать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей и детей.

Задачи:

1.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков, интереса к коллекционированию;

2.Формирование представления о музее, как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

3.Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;

4. Знакомить детей с часами, формировать и обогащать знания о времени, его периодичности, сменяемости и в тоже время необратимости в играх;

5.Развитие творческого и логического мышления, воображения;

6.Включать родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме, развивать познавательную активность детей.

7.Воспитание у детей бережного отношения к экспонатам и их пополнение.

В основу решения этих задач положены следующие принципы :

1.Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

2.Принцип опоры на интересы ребёнка;

3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

4.Принцип наглядности;

5.Принцип последовательности;

6.Принцип сотрудничества и взаимоотношения.

Разделы и экспонаты :

В мини-музее представлены экспонаты: настенные часы, будильники, наручные, часы, сделанные родителями совместно с детьми, альбомы.

Совет музея :

Площадь, занятая под экспозицию: экспонаты располагаются на стене, столе в групповой комнате.

Руководитель музея : Шемонаева Татьяна Геннадьевна -воспитатель старшей группы.

Структура управления музеем :

Руководитель музея, координирует. Контролирует работу в музее.

Оформление музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Его помещение разделено визуально на 2 зоны. Первая зона расположена на стене. Она представлена настенными часами. Вторая зона расположилась на стене и столе. Здесь представлены наручные часы, будильники, песочные часы, альбомы.

Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями, воспитателями, специалистами.

Этапы организации проекта :

1.Подготовительный этап

2.Практический этап

3.Заключительный этап

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем взрослым хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора - одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

Является действительным модулем развивающей предметной: среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

Мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Формы деятельности :

    фондовая;

    поисковая;

    экспозиционная;

    познавательная.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1.Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА).

Сбор информации из разных источников. Сбор и изготовление экспонатов. Оформление выставки. Определение темы и содержания экскурсии:

а) составление плана экскурсии;

б) целенаправленный показ экспозиции, общая экскурсия.

в) общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Обобщение и систематизация полученных знаний. Заседание инициативной группы. Рассказ друзьям и родителям группы. Посещение музеев других групп детского сада. Участие в смотре - конкурса мини-музеев детского сада.

Предполагаемый результат

Дети приобретут полезный для них опыт. Произойдёт обобщение детских представлений о времени, окружающем мире, начнут определять и чувствовать определённые отрезки времени, определять время по часам. В процессе проекта будут созданы условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей.

Дети познакомятся с новой для них формой работы – мини-музей. В процессе проекта будет воспитываться бережное отношение к экспонатам.

Перспективное планирование работы музея

1.Экскурсии, просветительская работа;

2. Театрализованные досуги;

3.Мастер-классы, семинары;

4.Обмен опытом;

5.Работа с родителями;

6.Пополнение музея экспонатами;

7.Создание мини-музея и капитала экспонатов.

Беседы :

«Что я знаю о часах»,

«Какие бывают часы»,

«Что случится, если часы будут идти по-разному?»

«Часы моей бабушки»,

«Современные часы».

«День и ночь»,

«Времена года»

Цикл рассказов для детей :

«Живые часы»,

«Часы – свечи»,

«Солнечные часы или часы на небе»,

«Что мы делаем в разное время

«Часы без стрелок» (песочные часы),

«Механические часы»

«Живые барометры» (цветочные),

«Самые известные часы в мире».

Чтение художественной литературы :

«Тик-так» Анофриев,

«Без четверти шесть»

«В гостях у гнома» Т. И. Ерофеева,

«Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.

«Мы в часы мячом попали» С.Маршак,

Всю ночь часть стучат» Н.Чупрунова

«Шли часы через дорогу» Ю. Мориц,

стихи: «Который час» В.Суслов,

«Часы» И.Змай

«Почему солнце и месяц не дружат»

«Лесные часы», «Часы с боем» С. Жупанин

«Солнечные часы» И. Фомичёва,

«Часы» О. Подтуркина

Учить детей называть разные кусочки времени. Знакомить с часами. Дать понятие о музее, как о хранилище времени, развивать способность понимать ценность времени в жизни человека.

    «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений»)

НОД «История часов»

    «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация. НОД. Тема; «Московские куранты».

    «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром). НОД Тема: «Путешествие в прошлое часов». Дать детям знания о часах прошлого и современных часах.

    «Художественно-эстетическое развитие», Лепка. Тема: «Весёлые будильнички». Развивать творчество детей. Закрепить приёмы лепки (раскатывание, примазывание).

    «Художественно-эстетическое развитие». Рисование. Тема: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры. Продолжать формировать представления о временных отношениях в пределах год. Развивать желание выразить в продуктивной деятельности полученные знания.

    «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Тема: «Волшебные часы»

    «Художественно-эстетическое развитие» Лепка. Тема: «Необыкновенные часы»

    «Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Изготовление бумажных макетов циферблата часов».

    «Познавательное развитие» (Ознакомление с предметным окружением). Тема: «Экскурсия в музей часов».

    «Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Настенные часы».

«Каждому предмету своё место»,

«Путешествие в страну часов»

«Назови соседей»,

«Успей вовремя»,

«Тик-так»,

«Назови предыдущее и последующее число»

«Назови сутки»,

«Мои первые часы»

«Мой день»,

«Учим время»,

«О чём нам солнце говорит».

Создание проблемной ситуации

«Что будет, если часы остановятся?»

Рассматривание энциклопедии «Как работают вещи» (Про часы).

Развивать интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию и воображение. Учить внимательно слушать произведения о часах, развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Воспитывать интерес к истории предметов, дружеские взаимоотношения между детьми. Познакомить с историей часов. Вызвать интерес к понятию «время». Закреплять названия и последовательность дней недели. Учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, память.

Мастер-класс для родителей по изготовлению часов.

Пальчиковая гимнастика «Долго мы часы заводим».

Знакомство с пословицами, поговорками, загадками .

Просмотр кинофильма «Сказка о потерянном времени».

Просмотр мультфильмов : «Путешествие в страну великанов», «Паровозик из Ромашкова».

Сюжетно-ролевые игры : «Фабрика часов»,

«Магазин часов»

«Часовая мастерская».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».

Прослушивание аудиозаписи «Часики» В.Гаврилина.

Сюжетно-ролевая игры : «Магазин часов», «Часовая мастерская».

Раскрашивание раскрасок с изображением часов.

Игра-драматизация «Часы с кукушкой» С.Прокофьевой.

Самостоятельная деятельность детей в мини-музее.

Сотрудничество с семьёй по проекту музей «Мир времени»

    Участие в сборе экспонатов

Вовлечь родителей в сбор экспонатов для музея «Мир времени», их размещение.

    Семинар-практикум «Мини-музей «Мир времени». Мастер-класс по изготовлению часов. Познакомить родителей с задачами организованного в группе мини-музея «Мир времени». Отметить важность этой темы. Формировать знания. Умения, практические навыки по изготовлению часов. Рассматривание иллюстраций. Ознакомление с приёмами изготовления.

    Памятка для родителей «Учим определять время по часам». Дать знания родителей о том, в какой последовательности знакомить детей с ориентировкой во времени, с часами.

Значение и использование мини-музея «Мир времени».

Мини-музей в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.

1) Реализация проекта началась с опроса детей, чтобы выявить уровень знаний детей о времени. Для этого были созданы специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительность различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно сделать за эти отрезки времени;

2) Детям давались знания временных эталонов, они учились пользоваться часами, уточняли знания о почасовом распорядке жизни в детском саду. Для просвещения родителей оформили выставку рисунков «Часы прошлого и настоящего». Родители приняли участие в конкурсе «Весь день по часам». Экспонаты музея используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Любой предмет мини-музея стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Работа будет продолжаться дальше.

Проект в детском саду «Удивительный мир часов» (6-7 лет)


Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям детских учреждений и просто любознательным.
Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что мой проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Для детей 6- 7 лет (подготовительная группа)
Вид проекта - исследовательско -творческий, групповой.
Продолжительность - среднепродолжительный (апрель 2015 год)
Участники - дети 6- 7 лет
Проблема, её актуальность:
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель-дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей- они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап- основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелек и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени», С.Маршак «Мы в часы мячом попали», Н.Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А.Мальгинова «Часы для Биби», М.Манакова «Мой день».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Книжка с наклейками «Время», С.Гаврина.
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».
- Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография), «Часы-солнышко» (тестопластика).
- Конструирование из природного материала «Настенные часы» (коллективная).
- Аппликация «Наручные часы».
- Дидактическая игры: «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои первые часы» , «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).
- Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».
-НОД «Социализация» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»
- НОД. Развитие речи на тему: «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», « Какие бывают часы?».
- НОД. Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»
- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов
- Экскурсии: «Магазин часов», «Часовая мастерская».
- Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).
- Просьба принести для мини-музея группы «Мир часов» интересные экспонаты.
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
- Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи несчастными», «Отмечаем день часов».
3 этап- заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир часов»
- Создание коллекции современных часов (наручные)
- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».
- Создание альбома «Часы»
- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.

Информационное обеспечение проекта:
Рекомендации, консультации для родителей, стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии.
При создании мини- музея «Мир часов» перед собой поставила следующие задачи:
-формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
- формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
-пробуждать интерес детей к истории родного края через историческое и культурное наследие;
-дать элементарные знания об окружающем.
заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;

Используемая литература
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик.Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006

Фотоматериал:











Любовь Иванова

Мини - музей часов .

В нашей группе появился свой мини – музей часов , который расположен в раздевальной комнате. Вначале появились часы из дома, которые уже не носились или вышли из строя, потом из дома родителей и знакомых, которые узнав о нашей коллекции, просто дарили их нам. Ребят очень заинтересовала идея создания музея и они, с разрешением родителей, принесли домашние и сохранившиеся в семьях старинные часы. Основная идея нашего мини – музея – показать , какими разными бывают часы, познакомить детей с историей создания и возникновения. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь соавтор. Причем не только сам, но и его папа и мама, бабушка и дедушка. Где еще увидишь столько часов вместе : настенные, настольные, наручные мужские, женские и детские, карманные, различные будильники, песочные, водяные и многие другие. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем, можно брать в руки, самому менять и переставлять экспонаты. Используем экспонаты на занятиях, когда учим детей ориентироваться во времени. Так как, мини – музей находится в приемной комнате, то его каждый день посещают родители, приходя в детский сад за детьми. Они не редко останавливаются, рассматривая экспонаты и альбомы, где собраны пословицы, стихи, загадки, сказки о часах и времени и наверное вспоминают о чем то своем.


Публикации по теме:

Коллекционирование имеет огромное значение для полноценного развития детей дошкольного возраста: расширяет кругозор детей, развивает их.

Алгоритм создание мини – музея и его документация Алгоритм создания мини-музея 1. выбор темы мини-музея, 2. определение места размещения.

Мини-музей "Колокольчики" в средней группе №11 "Радуга". В ноябре мы оформили совместно с детьми и их родителями мини-музей "Колокольчики".

Наш детский сад работает по музейной педагогике. В группах созданы мини-музеи разной тематике, Начиная со средней группы дети вместе с воспитателями.

С целью обогащения предметно – развивающей среды во всех группах ДОУ № 20 кв г. Богородицка Тульской области, были созданы мини – музеи.

Мини-музей "Насекомые" в средней группе Цель: систематизировать представления детей о насекомых Задачи: 1. Познакомить дошкольников с отличительными.

В нашем детском саду создание мини-музея является источником приобщения детей к истории нашего народа, побуждает воспитывать любовь к родному.



Похожие статьи
 
Категории