Религия и культура камбоджи. Камбоджа

06.04.2019

С XIV в., после начала широкого распространения в Камбодже буддизма хинаяны, определились основные тенденции в развитии камбоджийской литературы. Главными культурными центрами становились буддистские монастыри. Эта тенденция сохранилась и в XVI-XIX вв. В качестве литературного языка в Новое время стал широко использоваться кхмерский язык. Тексты записывались либо на пальмовых листьях, либо на рисовой бумаге.

Наиболее заметными произведениями кхмерской литературы того периода являлся «Рамке», представлявшего собой национальный вариант изложения древнеиндийской «Рамаяны». По всей видимости он создавался в течение длительного времени, с XV по XVIII вв. Некоторые специалисты считают его памятником, кхмерской национальной культуры, так как он сильно отличается от оригинала.

В основе многих литературных произведений лежали сюжеты джатак и появился новый литературный жанр састра лбаенг, сочетавший элементы светского и религиозного начал, по форме очень похожий на волшебные сказки. Он имел большую популярность в среде кхмерского населения вплоть до конца XIX в.

В Новое время появились и стихотворные произведения, в частности, религиозная поэзия, в которой в художественной форме излагались буддистские нравственные принципы. В религиозной литературе появляется жанр поучений для различных социальных групп, в которых давались советы по правилам поведения в обществе, эффективному ведению домашнего хозяйства, соблюдению норм морали и т.д.

В XIX в. широкое распространение получает поэзия. Наиболее известным поэтическим произведением стала поэма «Какей», принадлежавшая перу короля Анг Дуонга, в которой, в качестве основополагающей, проводилась мысль о неотвратимости наказания человека за совершенные неблаговидные поступки.

К началу Нового времени, после переноса столицы из Ангкора в Пном Пень, начинается упадок в строительстве сооружений из камня. Весь этот период Ангкор постепенно разрушался; зарастая джунглями и был вновь открыт для мира французами лишь в конце XIX в., подняв кхмеров в собственных глазах как нацию, создавшую одно из самых значительных религиозных сооружений в истории человечества.

Архитектура, скульптура и живопись, как и в других государствах буддистского мира, развивались под сильным воздействием буддистской религии. Строилось множество буддистских монастырей и деревянных дворцов для кхмерской элиты.

С конца XIX в., под воздействием французов, в камбоджийскую архитектуру проникают европейские традиции, что приводит к созданию сооружений, сочетающих элементы традиционного и западного стилей. Характерный пример такого рода зодчества -- здание Королевского дворца в Пномпене.

Театральное искусство кхмеров гармонично сочетало в себе элементы музыки, танца и словесных комментариев происходившего на сцене. Возникнув в глубокой древности, оно продолжило свое развитие и в Новое время.

В XVIII возрождается кхмерский классический балет, который брал свое начало от народного танца и был прерван в развитии в XV-XVIII вв. из-за тайского нашествия, приведшего к насильственной депортации в Аютию камбоджийских танцоров. Его главные сюжеты брались из поэмы «Рамке». Танцовщики выступали в сопровождении музыкантов и женского хора. Каждую новую сцену предварительно комментировал вслух специальный декламатор. Каждый жест танца имел свой смысл. Большое значение придавалось внешней атрибутике: костюмам, маскам, гриму и т.д. Главные мужские роли исполнялись женщинами.

В народных низах широкое распространение получили танцевальные представления-пантомимы в мужском исполнении также на сюжеты из «Рамке». Особо популярен этот жанр был во времена правления Анг Дуонга и Нородома.

В Новое время в Камбодже широкое распространение получил театр теней.

До середины XIX в. образование в Камбодже носило религиозный характер. Существовали школы при буддистских монастырях для мальчиков, где они позновали азы грамоты, счета и ремесла. После прихода в Камбоджу французов в 1873 г. в Пномпене появилась первая светская школа для детей кхмерской элиты, затем светские школы стали открываться и в некоторых провинциальных центрах.

В целом камбоджийская культура Нового времени оказала большое влияние на формирование общественного сознания как в доколониальный, так и в колониальный периоды.

Краткая информация

Ранее Камбоджу называли Кампучией (от санскритского названия «Kambujadesa»). Еще относительно недавно в Камбодже шла многолетняя гражданская война, которая, к счастью, закончилась. Теперь Камбоджа представляет собой мирную страну, в которой можно отлично провести отпуск. В этой стране есть великолепные горы, прекрасные пейзажи природы, зеленые леса, реки с водопадами, многочисленные буддистские храмы и монастыри, традиционные деревни кхмеров, пляжи с пальмовыми рощами, очень вкусная кухня и редкие пресноводные дельфины Иравади.

География Камбоджи

Камбоджа располагается на полуострове Индокитай в Юго-Восточной Азии. На востоке Камбоджа граничит с Вьетнамом, на северо-западе - с Таиландом, а на северо-востоке – с Лаосом. На юго-западе страны находится Сиамский залив Южно-Китайского моря. Общая площадь Камбоджи, включая острова, – 181 040 кв. км., а общая длина государственной границы – 2 572 км.

Около 75% территории Камбоджи занимают равнины, которые окружены возвышенностями и низкими горами. С северо-запада страны к юго-востоку тянутся горы Кравань. Самая высокая вершина в Камбодже – гора Ораль, чья высота достигает 1 813 м.

Через восток Камбоджи на юг течет река Меконг, которая считается самой длинной рекой в этой стране.

Столица

Столица Камбоджи - Пномпень, в котором сейчас проживают более 1,6 млн. человек. Пномпень был построен в 1372 году, а столицей Камбоджи он стал в 1431 году.

Официальный язык

Официальный язык населения Камбоджи – кхмерский, относящийся к мон-кхмерским языкам австроазиатской языковой семьи.

Религия

Более 95% населения Камбоджи исповедует буддизм (в частности, буддизм Тхеравады – самое консервативное направление этой религии).

Государственное устройство Камбоджи

Согласно действующей Конституции, Камбоджа – это конституционная монархия. Глава государства – Король, который избирается Советом королевского трона. Король назначает с одобрения Национального собрания Премьер-министра и министров.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту – Национальному собранию, состоящему из Сената (61 человек) и Национальной ассамблеи (122 депутата).

Основные политические партии – Народная партия Камбоджи, Партия Сам Райнси и Буддийская либеральная партия.

Климат и погода

В Камбодже, как в большинстве других стран Юго-Восточной Азии, климат жаркий с сильным влиянием муссонов. Фактически, в Камбодже существует четыре ежегодных климатических сезона:

  1. Ноябрь-февраль - холодный и сухой сезон.
  2. Март-май – жаркий и сухой сезон.
  3. Июнь-август – жаркий и влажный сезон.
  4. Сентябрь - начало ноября – холодный и влажный сезон.

Туристам рекомендуют посещать Камбоджу с ноября по февраль, когда средняя температура воздуха превышает +26С, и когда там мало дождей. В этот период погода на пляжном курорте Сиануквиль просто идеальна, а море очень спокойное и теплое.

Море в Камбодже

На юго-западе Камбоджи находится Сиамский залив Южно-Китайского моря. Береговая линия составляет 443 км. Посещать пляжные курорты в Камбодже лучше всего в сухой сезон (с ноября по апрель).

Реки и озера

Через восток Камбоджи на юг течет река Меконг, которая считается самой длинной рекой в этой стране. В Камбодже находится озеро Тонлесап (его еще называют «Великим озером»), одно из самых больших в Азии.

История

История Камбоджи имеет многовековые корни. Считается, что государство на территории современной Камбоджи образовалось в VII веке н.э. Кхмерская империя расцвела в IX веке, когда Джаяварман II провозгласил независимость от Явы.

На протяжении Средних веков кхмеры часто воевали со своими соседями (на территорию Камбоджи претендовали Вьетнам и Сиам).

В конце концов, в 1860-80-х годах Камбоджа, пытаясь найти защиту от Сиама, попадает под протекторат Франции.

Только в 1953 году была провозглашена независимость Камбоджи. До 1975 года в Камбодже шла кровопролитная гражданская война, которая закончилась победой «красных кхмеров» во главе с Пол Потом. В результате образовалось государство Кампучия, которое пало в 1979 году под ударами армии Вьетнама.

Сейчас Камбоджа считается конституционной монархией во главе с Королем.

Культура

В Камбодже живут много различных этнических групп людей, и поэтому культура этой страны очень разнообразна и уникальна. Причем этнические группы Камбоджи празднуют одни и те же праздники в разное время. Так, кхмеры лунный Новый год отмечают в середине апреля, а вьетнамцы и китайцы, которых в Камбодже очень много, - в конце февраля – начале февраля.

Кстати, у кхмеров Новый год называется «Чнам-Тмай». Во время этого праздника нужно обязательно строить горки из песка, которые считаются символом ступ Будды. Причем, каждая песчинка в такой горке может избавить человека от грехов.

Кухня

Камбоджа соседствует с Таиландом и Вьетнамом, которых можно отнести к «тяжеловесам» кулинарных традиций. Поэтому очень часто про кухню Камбоджи забывают, отдавая предпочтение блюдам из Таиланда и Вьетнама. Однако, как только Вы попробуете кухню кхмеров, вы навсегда ее полюбите…

Конечно, к камбоджийской кухне нужно привыкнуть – для европейцев она покажется вначале слишком экзотической (в ней, например, используют жареные кузнечики и муравьи).

В Камбодже туристам рекомендуем попробовать «Bai sach chrouk» (свинина с рисом), рыбу «amok» (подается на банановом листе), салат «Lap Khmer» (из говядины с овощами и специями), «Nom banh chok» («красная лапша), «Kdam chaa» (жареный краб), красные муравьи с говядиной и базиликом, «Ang dtray-meuk» (жареный кальмар), «Cha houy teuk» (желе).

Достопримечательности Камбоджи

По официальным данным, в Камбодже сейчас насчитывается несколько тысяч историко-архитектурных и археологических памятников. В Топ-10 лучших достопримечательностей в Камбодже, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Пагода «Алмазного Будды» в Пномпене
  2. Цитадель Ангкор-Тхом
  3. Королевский дворец в Пномпене
  4. Храм Ват-Пном в Пномпене
  5. Монастырь Пре-Кан
  6. «Храм Брови» в Пномпене
  7. Храмовый комплекс Ват-Банан в Баттамбанге
  8. Пагода Ват-Ланг-Ка в Пномпене
  9. Храм Ангкор-Ват
  10. Храм Байон в Ангкоре

Города и курорты

Самые большие камбоджийские города – Кампончгтхом, Баттамбанг, Сиануквиль, и, конечно, Пномпень.

В Камбодже туристов ждут несколько пляжных курортов. Самые популярные из них – Сиануквиль и Кампот.

На одном из островов возле Кампота любил отдыхать бывший король Камбоджи Сианук. Кстати, считается, что самые лучшие блюда из морепродуктов подают именно в ресторанах Кампота.

Однако, самым популярным пляжным курортом в Камбодже считается Сиануквиль. Особым успехом пользуются два его пляжа - Ochatial Beach и Sokha Beach. На острове возле Сиануквиля есть прекрасные условия для дайвинга и рыбалки (там очень красивые кораллы с большим количеством экзотических рыбок).

Сувениры/покупки

Туристы из Камбоджи обычно привозят изделия народных промыслов, шарфы, платки, ювелирные изделия, пальмовый сахар, камбоджийские специи, чай, бамбуковые салфетки, камбоджийские музыкальные инструменты (бамбуковую флейту, тро-кмае – трехструнная своеобразная скрипка).

Часы работы учреждений

Банки:
Пн-Пт: 08:00-15:00

Магазины:
С 08:00-20:00 семь дней в неделю

Виза

Официальное название - Королевство Камбоджа (Preahreacheanachakr Kampuchea). Расположена в южной части Индокитайского полуострова. Площадь 181 035 км2, численность населения ок. 12,2 млн чел. (2001). Государственный язык - кхмерский. Столица - г. Пномпень (900 тыс. чел., 2001). Государственный праздник - День независимости 9 ноября. Денежная единица - риель.

Член ООН и ряда её специализированных организаций, МВФ, МБРР, Мирового банка, Азиатского банка развития, МАГАТЭ и др.

Достопримечательности Камбоджи

География Камбоджи

Расположена между 10° и 16° северной широты, 106° и 108° восточной долготы. На юго-западе омывается водами Сиамского залива. Береговая линия 443 км. Побережье от границы с Таиландом до реки Коки низкое и болотистое, далее до мыса Соривонг обрывистое, вслед за этим идёт широкая полоса песчаных пляжей. На участке от Кампонгсаома до залива Веальрень пляжи вновь сменяются скалами. Далее до границы с Вьетнамом берега Сиамского залива низкие и илистые. На побережье находятся полуострова Самит и Веальрень, отделённые один от другого заливом Кампонгсаом. Камбодже принадлежит группа островов в Сиамском заливе. Самый большой из них - остров Конг площадью 80 км2.

Камбоджа на северо-востоке граничит с Лаосом, на востоке и юго-востоке с Вьетнамом, на севере и северо-западе с Таиландом. Сухопутные границы: общая протяжённость 2572 км; с Лаосом - 541 км, с Вьетнамом - 1228 км, с Таиландом - 803 км.

Камбоджа - преимущественно равнинная страна. Значительную часть территории занимает низменная Центральная равнина, открытая на северо-запад и юго-восток. По периметру Центральной равнины идут горы и плоскогорья, в т.ч. горы Кравань (Кардамоновы) - на западе, горы Дангрэк - на севере, плато Члоунг - на востоке. Высшая точка Камбоджи - гора Ораль (1813 м), расположена в системе гор Кравань.

Речная сеть Камбоджи достаточно густа. Реки относятся к трём главным бассейнам - Сиамского залива, Меконга и озера Тонлесап. В сухой сезон акватория крупнейшего в Камбоджи озера Тонлесап равна 2700 км2, длина 150 км, ширина 32 км. В период дождей его площадь увеличивается в 3 с лишним раза и достигает 10 тыс. км2. Глубина возрастает в 5-10 раз, достигая 12 м.

В Камбоджи имеются в основном два вида почв: аллювиальные и латеритовые (базальтовые). Аллювиальные делятся на песчаные, луговые, или пойменные, глинистые, латеритовые - на красные, красно-жёлтые и красно-бурые.

В зависимости от высоты над уровнем моря Камбоджа делится на ряд климатических поясов с характерной для каждого из них растительностью. Примерно ½ территории страны (90 тыс. км2) покрыто лесами. Различаются два основных вида лесов: затопляемые - мангровый лес на побережье Сиамского залива и леса вокруг озера Тонлесап, а также нагорные - расположенные в горах и на возвышенных равнинах. Мангровый лес образуется низкорослыми деревьями и стелющимися кустарниками с вечнозелёной листвой. Среди нагорных лесов большую часть занимает т.н. многоярусный лес - высота деревьев верхнего яруса достигает 40-45 м, средний ярус - деревья высотой 15-20 м и лианы, внизу растут кустарники, травы, мхи, папоротники.

Из хищных животных в Камбоджи (в основном в горных лесах) встречаются тигр, леопард, бенгальская кошка - самое маленькое животное из семейства кошачьих. В стране обитают кабаны, дикие олени, быки, буйволы. Много разнообразных видов обезьян, пресмыкающихся.

Недра страны содержат запасы драгоценных камней, марганца, фосфоритов, бокситов, незначительные запасы железной руды. В провинции Кампонгтхом выявлены следы меди, золота и угля. В провинции Стынгтраенг обнаружены россыпи золота, циркона и корунда, а близ местечка Тукмеах в провинции Кампот - месторождение фосфоритов (350 тыс.т). Залежи фосфоритов имеются также в провинции Баттамбанг (районы Пномкрапы и Сампоу - 360 тыс. т). В этой же провинции открыты запасы бокситов, имеющие промышленное значение (5-10 млн т). Кроме того, имеются месторождения железа, марганца, драгоценных камней. На дне относящейся к Камбоджи территории Сиамского залива обнаружены запасы нефти.

Три фактора определяют особенности климата в Камбодже: а) страна расположена недалеко от экватора в пределах тропической зоны; б) находится в зоне тропических муссонов, что определяет наличие сухого и влажного сезонов; в) со стороны моря путь влажному муссону преграждают горы Кравань, что обусловливает выпадение в районе этих гор и на побережье большего количества осадков, чем на Центральной равнине. В течение всего года температура воздуха в стране держится в основном в пределах +25-30°С.

Различаются два климатических сезона: с ноября по апрель дует северо-восточный, или зимний, муссон. На этот период приходятся и самые прохладные месяцы - декабрь-январь и самый жаркий - апрель, когда средняя температура воздуха может подниматься до +37-38°С. С мая по ноябрь с Индийского океана дует юго-западный, или летний, муссон. В стране наступает сезон дождей. В целом на территории Камбоджи в течение года выпадает 750-2000 мм осадков в год. Наибольшее их количество выпадает в горах Кравань. Так, в 1923 на острове Муль выпало за год 7971 мм. На Центральной равнине их значительно меньше, в районе Северных нагорий несколько больше, чем на Центральной равнине, но намного меньше, чем в горах Кравань.

Население Камбоджи

Средняя плотность населения ок. 63 чел. на 1 км2. В густонаселённой центральной части страны она доходит до 90 чел. на 1 км2.

Камбоджа входит в число стран с очень молодым и быстрорастущим населением. За 1875-1975 его численность с 1,1 млн возросла примерно в 6 раз. Несмотря на огромные потери в период правления «красных кхмеров» (от 1 до 2 млн чел.), численность населения продолжала устойчиво расти. Среднегодовой прирост в некоторые годы доходил до 2,1-2,2%, сейчас он несколько снизился - 1,4-1,7%. Возрастные группы: 0-14 лет - 42%, 15-64 года - 55%, 65 лет и старше - 3%.

Этнический состав: камбоджийцы (кхмеры) - 90%, вьетнамцы - 5%, китайцы - 1%, остальные - чамы, тайцы и малые народности, проживающие в труднодоступной горной местности.

Языки населения Камбоджи принадлежат к нескольким языковым семьям: аустроазиатской, тайской, малайско-полинезийской и китайско-тибетской. К первой из них относится кхмерский язык, на котором говорит подавляющее большинство населения страны. Из европейских языков определённое распространение получили французский и за годы независимого развития - английский.

Наиболее распространённой религией в Камбодже является буддизм южной ветви - хинаяны (тхеравады). Сегодня это государственная религия, которую исповедует ок. 94% населения страны. Наряду с тхеравадой распространены буддизм махаяны (вьетнамцы и китайцы), ислам (чамы). Среди национальных меньшинств сохраняется влияние традиционных родоплеменных культов.

Грамотно, по разным оценкам, 32-36% населения старше 15 лет.

История Камбоджи

Первые сведения о заселении территории Камбоджи человеком относятся к эпохе палеолита. Примерно к 14-му тыс. до н.э., как показали раскопки в Молупрее, Лонгпрао и Самронгсене, население Камбоджи уже занималось ранним земледелием, собирательством, рыболовством и охотой.

С 7-го тыс. до н.э. на территории Камбоджи датируется неолит, а с 6-5-го тыс. до н.э. - поздний неолит. К этому времени население из стоянок по вершинам холмов в зоне красных земель стало спускаться в долины рек. Здесь стали появляться первые постоянные поселения земледельцев, начало распространяться орошаемое земледелие.

Первым крупным государством на территории современной Камбоджи был Бапном (1-6 вв.), известный также под названием Фунань (от китайской транслитерации кхмерского слова пном - гора). Возникло оно на юго-востоке современной Камбоджи с центром в нижнем течении Меконга. Здесь же находилась столица Бапнома- Вьедхапура. Во 2-4 вв. Бапном был наиболее значительным государством на Индокитайском полуострове, и его влияние распространялось на территории, занятые современными Таиландом, Бирмой и Малайзией. Материальной основой этого государства были долинное земледелие, в основном рисоводство по берегам Меконга и Тонлесапа, и развитое ремесленное производство. В стране была развита внутренняя торговля, о чём свидетельствуют находки местных монет из золота, серебра, бронзы и олова, а также каменных и металлических гирь.

К 6 в. Бапном приходит в упадок, тогда как на севере всё более крепнет ранее зависимое от него государство Ченла. В сер. 6 в. правитель Ченлы Бхававарман завоёвывает Бапном и основывает новое государство Камбоджа, названное так в честь мифического родоначальника династии правителей Ченлы аскета Камбу. Политическое единство нового государства оказалось непрочным. Непрерывные войны и междоусобицы привели к тому, что к 710 оно распалось на две независимые части - Ченла Воды на юго-востоке Индокитая и Ченла Земли в среднем течении Меконга.

В 9 в. на территории бывшей Ченлы Воды начинается становление могущественного и развитого по тем временам государства Юго-Восточной Азии - империи Камбуджадеша с центром в районе Ангкора. Ядром этой империи стало одно из государств, на которые распалась Ченла Воды, - Индрапура, находившееся в зависимости от правителей Явы. История империи Камбуджадеша распадается на три основных периода: ранний - кон. 8-10 вв., период расцвета - нач. 11 в. - нач. 13 в., поздний - 13 - сер. 14 вв.

Ранний период истории империи связан с деятельностью Джаявармана II (802-54) - объединителя кхмерских земель и основателя новой династии. В последней из основанных им столиц Махедрапарвате он провозгласил независимость своего государства от яванских властителей, построил первый религиозный центр страны и учредил официальный культ дева-раджи (бога-короля).

Тип государства, сложившийся при Джаявармане II, представлял собой форму неограниченной монархии, где король считался воплощением бога.

В 10 - нач. 13 вв. происходит дальнейшее политическое усиление Камбуджадеши, превращение её в полиэтническую империю. В этот период в результате многочисленных завоевательных походов были захвачены обширные территории, включавшие, помимо нынешней Камбоджи, части земель современных Бирмы, Таиланда, Лаоса, Вьетнама и Малайзии.

Наибольший подъём Камбуджадеши связан с именами Сурьявармана II (1113-50) и Джаявармана VII (1181-1220). Сурьяварман II, сумев установить хорошие отношения с Китаем, начал войны на востоке с Дайвьетом и Тьямпой, а на западе с монским государством Харипунджая и тайскими княжествами. Территория империи значительно превышала в это время территорию современной Камбоджи. Помимо кхмеров, в империи проживали моны, тайцы, тьямы, малайцы, горные племена. В столице в это время возводится величественный храм Ангкорват, ставший усыпальницей этого монарха.

Другим известным правителем этого периода был Джаяварман VII. Начав свою деятельность с победоносной войны с Тьямпой, он в дальнейшем сыграл выдающуюся роль в переходе кхмерского общества к новой религии - буддизму. Закладывая основы новой религиозной системы, Джаяварман VII развернул широкое религиозное строительство. В его правление были возведены знаменитый Байон, ряд других храмов.

При Джаявармане VIII (1243-95) и его преемниках признаки упадка кхмерской империи становятся всё более очевидными. Неудачные войны, особенно против тайского государства Сккотаи, религиозные распри (к этому времени относятся попытки восстановления шиваизма как государственного культа) всё более ослабляют государственную власть. Приход к власти новой династии во главе с королём Чаем (1336-40) стал свидетельством окончательного торжества буддизма тхеравады в Камбоджа.

В 1-й трети 15 в. определился упадок западных районов страны с центром в Ангкоре. После взятия Ангкора тайцами в 1432 столица страны при короле Понья Яте переносится на восток в долину Меконга в район современного Пномпеня. Камбоджа теряет все территории некхмерского населения и превращается в моноэтническое государство.

Постепенно страна всё более попадает в зависимость от быстро усиливающихся соседей - Вьетнама и Сиама. Соперничество этих государств за преобладание на Индокитайском полуострове крайне обостряло междоусобные распри кхмерских феодалов, стремившихся в борьбе за власть опереться на поддержку иноземных правителей. В результате Камбоджа оказалась в двойной зависимости от Сиама и Вьетнама. Отношения двойного сюзеренитета были характерны для страны во 2-й пол. 18 в.- 1-й пол. 19 в.

В 1863 вслед за покорением территории Кохинхины (современный Южный Вьетнам) Франция вынудила короля Камбоджи Нородома (1860-1904) подписать договор о протекторате, который лишал Камбоджа права проводить самостоятельную внешнюю политику. В рамках последовавших за этим соглашений в стране учреждалась должность французского Верховного резидента и французских резидентов в провинциях, создавалась колониальная администрация, в ведение которой переходил контроль за установлением и взиманием налогов, косвенного обложения, таможенных сборов. Кхмерский король был лишён какого-либо участия в делах государственного управления. За ним оставалось лишь «право» подписывать декреты, он был главой буддийского духовенства и номинальным главой кхмерского административного аппарата.

В период французского протектората (1863-1953) страна прошла через «верхушечную модернизацию», которая затронула главным образом городские слои и кхмерскую правящую элиту. Серьёзных перемен в аграрной сфере, которые бы существенно улучшили жизнь камбоджийского крестьянства, составлявшего до 90% населения, так и не произошло. Кхмерское крестьянство в рамках созданной в стране экономической модели оказалось фактически в полной зависимости от ростовщиков и чиновников, балансируя на грани выживания. Такое положение на многие десятилетия вперёд предопределило политическую нестабильность и угрозу социального взрыва в стране. Достижение страной независимости в 1953 существенно ситуацию не изменило. Процесс социальной дифференциации и разорения большинства крестьянских хозяйств не только продолжался, но из-за неразумной политики правящего в стране режима Сианука даже усилился. Отказ от экономической помощи со стороны США, национализация банковской сферы и сферы экспортно-импортных операций, попытки вытеснить ростовщиков из деревни в условиях, когда государственный кредит крестьянству мог составить лишь 1/10 часть от ростовщического, подтолкнули давно назревавший социальный взрыв, последствиями которого сумели успешно воспользоваться кхмерские коммунисты в лице движения «красных кхмеров», возглавляемого Пол Потом. После проамериканского переворота в Пномпене в марте 1970 кхмерские коммунисты при поддержке вьетнамских войск сумели поставить под свой контроль значительные территории Камбоджи, где с 1973 приступили к реализации своих планов переустройства страны. В это время в т.н. освобождённых районах начался процесс широкого обобществления имущества крестьян, обрабатываемой земли и даже их сельскохозяйственного инвентаря. Появились т.н. кооперативы с общим имуществом, которые после победы «красных кхмеров» в гражданской войне и взятия ими Пномпеня в апреле 1975 были распространены на всю территорию страны. «Красные кхмеры» методом жесточайших репрессий против собственного народа попытались создать принципиально иную экономическую модель - бестоварную, в которой не существовало бы денег и даже товарного обмена, с тотальной трудовой повинностью и с тотальным контролем за людьми, когда вся жизнь отдельного человека и его семьи проходила бы под управлением и контролем правящего режима.

Отказ «красных кхмеров» от вхождения в зону вьетнамского контроля, их территориальные претензии к Вьетнаму и политика на обострение вооружённого приграничного конфликта привели к тому, что в результате вьетнамского вторжения в январе 1979 режим «красных кхмеров» был свергнут и к власти пришли кхмерские коммунисты, тесно связанные с Вьетнамом. Вслед за этим страна вступила в новый этап гражданской войны, когда уцелевшие силы «красных кхмеров» совместно с поддерживавшими Сианука националистическими группами повели борьбу против вьетнамских войск и политического режима, образованного в Пномпене. Только вмешательство ООН и проведение в стране одной из крупнейших за всю историю этой организации миротворческой операции позволили положить конец десятилетиям гражданской войны и тоталитаризма в Камбоджа.

В 1993 под эгидой ООН прошли парламентские выборы, которые ознаменовали переход страны на демократические рельсы развития. «Красные кхмеры» участия в выборах не принимали, однако провал объявленного ими бойкота выборов продемонстрировал резкое падение их влияния в стране. В результате народного волеизъявления к власти пришли две политические силы: Народная партия Камбоджа (НПК), созданная на основе правившей в стране в 1979-90 гг. Народно-революционной партии Камбоджа, отказавшейся от всех коммунистических лозунгов и атрибутов, и т.н. Единый национальный фронт за суверенную, независимую, нейтральную и мирную Камбоджа - ФУНСИНПЕК, объединивший некоммунистические и националистические силы. Первые получили ок. 39% голосов, вторые - 45% и совместно образовали первое демократическое правительство, где глава националистов принц Раннарит занимал пост первого премьер-министра, а глава НПК Хун Сен - второго премьер-министра. Такое сложное разделение власти, когда практически во всех наиболее важных министерствах действовали по два министра, было инициировано как миротворцами ООН, так и бывшим королём Камбоджа. Нородомом Сиануком, который в 1993 по решению избранных в Национальную ассамблею депутатов был провозглашён официальным главой государства. Цель создания коалиционного правительства состояла в том, чтобы всеми силами не допустить нового витка гражданской войны в стране. Движение «красных кхмеров», изолированное в джунглях после сформирования коалиционного правительства, стало быстро распадаться, а его лидеры - искать возможности вернуться к легальной политической борьбе. Вся последовавшая за выборами история страны - история борьбы двух главенствующих политических сил за контроль над Камбоджа. При этом НПК опирается главным образом на сельскую местность (муниципальные выборы 2002, где НПК получила подавляющее большинство голосов, подтверждают это), а ФУНСИНПЕК - на городские слои (на всеобщих выборах 1998 в Пномпене НПК получила менее 30% голосов, а националисты - более 40%). Несмотря на то что иногда эта борьба ставит Камбоджа на грань новой гражданской войны, как это было в 1997, когда многие сторонники ФУНСИНПЕК вынуждены были бежать из страны, обвинённые в попытке организации государственного переворота, определённый баланс сил между этими крупнейшими политическими организациями Камбоджи сохраняется, постепенно вырабатываются и достаточно цивилизованные правила политической борьбы, что является гарантом всё более стабильного и предсказуемого политического развития Камбоджи.

Государственное устройство и политическая система Камбоджи

Камбоджа - конституционная монархия с многопартийной либеральной демократией (с 1 сентября 1993).

Административное деление: 19 провинций (кхетов) и 2 города центрального подчинения. Крупнейшие города (тыс. чел.): Пномпень, Баттамбанг (94), Кампонгcаом (быв. Сиануквиль) (33), Кампот (13).

Глава государства - король Нородом Сианук (коронован 24 сентября 1993). Двухпалатный парламент - сенат (61 место) и Национальная ассамблея (122 места); члены обеих палат избираются сроком на 5 лет.

Высший орган законодательной власти - Национальная ассамблея. Высший орган исполнительной власти - правительство Камбоджа, которое формируется по результатам парламентских выборов.

Председатель Национальной ассамблеи - принц Нородом Раннарит. Глава правительства - Хун Сен, лидер НПК.

В Национальной ассамблее после выборов 1999 представлены три политические партии: 64 места - НПК, 43 места - ФУНСИНПЕК (лидер принц Нородом Раннарит) и 15 мест - резко оппозиционная Хун Сену радикально проамериканская Сэм Райнси партии (лидер Сэм Райнси).

Король Нородом Сианук обладает ограниченной официальной властью (царствует, но не правит), но при этом пользуется большим влиянием. В то же время политический режим в стране нельзя в целом назвать демократическим, несмотря на наличие парламента, всеобщих и муниципальных выборов и других атрибутов демократической власти.

В 1990-е гг. Камбоджа удалось добиться определённых успехов в реализации программ экономического и политического развития. Политическая стабильность рассматривалась как основа и гарантия экономического развития, результаты которого, однако, оказались ниже ожидаемых. Несмотря на то что до 60% бюджета Камбоджа формировалось за счёт внешней помощи, 39% населения всё ещё продолжает находиться за чертой бедности. В связи с этим на 2001-05 борьба с бедностью и подъём жизненного уровня объявлены приоритетными задачами правительства.

Во внешней политике страна стремится основываться на принципах нейтралитета. Камбоджа присоединилась к Балийскому договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (ЮВА), вступила в АСЕАН, активно участвует в региональном форуме АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ). Основное внимание во внешней политике уделяется развитию отношений с соседними странами АСЕАН, а также с КНР и Японией, которая возглавляет международный комитет по реконструкции Камбоджа и предоставляет наибольший объём помощи, обещанной этой стране мировым сообществом.

Из экономически развитых стран основными партнёрами являются США, Франция и в последнее время Австралия.

США и Камбоджа имеют достаточно обширные торговые связи. В 1992 США отменили эмбарго на торговлю с Камбоджа. В 1996 между двумя странами было подписано Соглашение по торговым связям. США активно выступают за организацию международного суда над «красными кхмерами», и нерешённость этого вопроса сильно осложняет положение правительства Хун Сена в отношениях с американской администрацией. До последнего времени правительство Камбоджа отвергало предложения ООН по организации международного суда для рассмотрения преступлений «красных кхмеров», настаивая на суде национальном. В этом вопросе позицию Камбоджи чётко поддерживает КНР.

Королевские камбоджийские Вооружённые силы включают армию, Военно-морской флот и Военно-воздушные силы; созданы в 1993 путём воссоединения Камбоджийской народной армии и двух армий антикоммунистического сопротивления. Призывной возраст - 18 лет. Помимо государственных Вооружённых сил в Камбодже существуют силы сопротивления, включая Народную объединённую армию («красные кхмеры») и сепаратистское роялистское движение.

Камбоджа имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1955).

Экономика Камбоджи

Камбоджа в целом остаётся слаборазвитым аграрным государством. Эта страна наряду с Лаосом и Мьянмой входит в тройку самых слаборазвитых стран ЮВА. Камбоджа выделяется и крайне незначительным процентным отчислением бюджета на инвестиции - всего 4% (самый низкий показатель по ЮВА). На протяжении 1990-х гг. экономика оставалась сильно зависимой от иностранной помощи и инвестиций, которые за 1996-98 резко сократились. Прирост ВВП в 1999 - 4,3% (3,34 млрд долл. США), в 2000 - 5,5%, в 2001 - 6,25%, в 2002 - св. 5%. За чертой бедности проживает 36% населения. Безработица 2,8% населения.

Основной целью в сфере экономики правительство объявляет поддержание макроэкономической стабильности и проведение экономических реформ. Намеченная программа включает мероприятия по упорядочению политики в сфере налогообложения и в сфере управления государственными расходами, а также реструктуризацию банков, новые принципы политики в сфере лесоразработок.

Камбоджа - аграрная страна. Обрабатывается 13-16% всей территории, причём св. 1/2 пахотных земель используется для выращивания риса - главного продукта питания для большей части населения. В сельском хозяйстве занято 80-85% трудоспособного населения. Сельскохозяйственное производство составляет 45% ВВП. Принятый в 1992 аграрный закон предусматривает следующие формы владения землёй: частная собственность для земельного участка с домом, владение сельскохозяйственной землёй размером до 5 га с разрешением наследования, концессия для больших по размеру сельскохозяйственных участков без права наследования, сдачи в аренду и продажи. Производство риса составляет, по некоторым данным, 15% ВВП. Урожайность остаётся очень низкой - ок. 1,64 т с 1 га (для сравнения: Таиланд - 2,1, Филиппины - 2,7 и Вьетнам - 3,2 т).

Второй по важности аграрный продукт - каучук. Его плантации расположены на краснозёмах провинций Кампонгчам, где занимают 61 000 га. В последние годы площадь, занятая под гевею, существенно возросла (по разным оценкам, от 100 до 150 тыс. га, иногда называют и цифру 330 тыс. га). Основные потребители каучука: Малайзия, Сингапур, Индонезия, Таиланд.

К числу других выращиваемых в Камбодже культур относятся сахарный тростник, маниок, бананы, кукуруза, кокосовая и другие пальмы, цитрусовые, батат, манго, хлопковое дерево (сейба пятитычинковая), джут, маслины, пряности.

Рыболовство (рыба - основной источник животного белка) ведётся в водах Таиландского залива и озера Тонлесап. В последние годы стоки промышленных предприятий Пномпеня привели к экологическому кризису в районах рыболовства - на озере Тонлесап и реке Меконг. Уникальный экологический комплекс озера и реки Тонлесап подвергается серьёзной угрозе из-за: а) порубки леса по берегам, что приводит к сползанию земли в озеро, резко увеличивает уровень отложений; 2) роста числа поселений по берегам озера. Животноводство включает разведение крупного рогатого скота, свиней, буйволов.

Примерно 3/4 площади Камбоджи покрыто лесами, которые ещё мало эксплуатируются законным путём, особенно в удалённых горных районах со слабо развитой инфраструктурой. Лесозаготовка и продажа круглого леса в Таиланд являются одним из основных элементов криминального бизнеса в стране. Остановить этот бизнес камбоджийское государство не в силах. Чтобы как-то уменьшить потери леса, правительство принимает оригинальные меры по увеличению лесных ресурсов страны: Национальная ассамблея приняла дополнение к закону о лесах, согласно которому для получения разрешения на свадьбу молодожёны обязательно должны посадить два дерева.

Большинство промышленных предприятий Камбоджи занимается переработкой сельскохозяйственной продукции и изготовлением разного рода потребительских товаров: хлопчатобумажной пряжи, велосипедных шин, резиновой обуви, мыла, сигарет, прохладительных напитков. В результате военных действий и социально-экономических потрясений в 1970-90-е гг. экономике страны был нанесён огромный ущерб. Имеются (но не всегда функционируют в полную силу) авто- и тракторосборочные, металлообрабатывающие, судоремонтные, цементные, химические, фармацевтические, текстильные, лесобумажные предприятия.

Общая протяжённость автомобильных дорог 15 тыс. км, но лишь 1/5 имеет асфальтовое покрытие. Две железнодорожные линии общей протяжённостью ок. 650 км связывают Пномпень с Пойпетом на границе с Таиландом и с городом Кампонгсаомом на южном побережье.

До строительства в Кампонгсаоме (быв. Сиануквиле) нового порта, обеспечившего Камбодже выход в океан через Таиландский залив, главным портовым центром страны оставался Пномпень. Крупные морские суда могут подниматься до Пномпеня по реке Меконг только в период высоких вод.

Экспорт: каучук, древесина, соя, рис, кукуруза, кунжут, фрукты, чёрный перец, рыба. Импорт: нефтепродукты, оборудование, трактора, грузовые автомобили, цемент, потребительские товары. Камбоджа полностью зависит от импорта нефти и нефтепродуктов. Главные внешнеторговые партнёры: Сингапур, Малайзия, Вьетнам, Япония, Австралия, Индонезия, Франция, ФРГ, США. В 1990-е гг. торговый дефицит постепенно сокращался. Объём внешней торговли в 1997 составил ок. 1,8 млрд долл. (852 млн долл. - импорт, 425 млн - экспорт, 523 млн - реэкспорт).

В 2003 правительство надеялось на увеличение доходов государства в результате возобновления посещения туристами крупнейшего храмового комплекса Ангкора, но из-за вспышки атипичной пневмонии позитивные результаты туристического бизнеса могут быть поставлены под сомнение. В марте 2002 было открыто 29 туристских точек с информацией о преступлениях режима «красных кхмеров».

Слабое развитие инфраструктуры также препятствует туризму. Одним из шагов на пути преодоления этих сложностей стало решение о строительстве рядом с Ангкором нового терминала аэропорта Сим Реап. Правительство Камбоджа подписало 20-летний договор с французским консорциумом о его финансировании.

Наука и культура

Образование в Камбодже является ныне одной из приоритетных задач правительства. В стране действует несколько тысяч начальных школ, расположенных как в городах, так и в сельской местности. В этих школах и приравненных к ним т.н. монастырских школах дети получают элементарные знания. В школах средней ступени образование имеет более широкий спектр, во многих изучают иностранные, в первую очередь французский и английский, языки. Значительное число средних учебных заведений, особенно в Пномпене, частные.

Главный научный центр - Камбоджийская академия наук, в которую входят несколько институтов, в основном гуманитарного профиля.

Камбоджийская культура имеет длительную и богатую историю. Её истоки уходят в период Фунани и Ченлы, она поражает богатством форм в эпоху империи Камбуджадеша.

Храмовый комплекс Ангкора - один из крупнейших в мире. Такие храмы, как Ангкорват - усыпальница короля-воина Сурьвармана II, Байон, который во все стороны света смотрит глазами Джаявармана VII, удивительный Бантей Срей (Цитадель женщин), поражающий высочайшим искусством барельефов и изображений, высеченных в камне, свидетельствуют об уровне культуры в древней Камбоджи.

Современная камбоджийская культура, несмотря на понесённые утраты, развивается довольно быстрыми темпами, сочетая обращение к традиционным кхмерским жанрам с современными формами. В стране публикуются как традиционные бытовые романы, построенные на буддийской этике (Петь Тумкровыл и его роман «Мак Тхынг» - современная обработка средневекового сюжета для традиционного кхмерского театра бике), так и в большом объёме детективная литература и особенно любимые кхмерами комиксы. Популярностью пользуются и включённые в хрестоматии для школьников известные романы 1930 - 40-х гг. «Пка сропын» («Пайлинская роза»), Неак Тхиема, произведения Рым Кина.

Значительным явлением кхмерской культуры стало создание литературных произведений, основанных на сюжетах, возникших на национальной почве или исторических событиях периода Камбуджадеши. Таковы поэма «Тум и Тиеу», рассказы о правлении Джаявармана VII и других великих властителей страны.

Особую роль в культурной жизни страны играет Буддийская библиотека. В ней собрано множество образцов кхмерского народного фольклора - сказки, легенды, пословицы и поговорки.

Язык кхмеров.

Кхмеры и ряд горных племен Камбоджи говорят на близкородственных языках, которые относятся к мон-кхмерской группе. В австроазиатскую семью языков входят сенои и семанги Малакки, вьетнамский, языки мунда в Индии и язык монов Таиланда.

Язык кхмаэ отличается монотональность со следами тонального ударения. Лексика характеризуется использованием односложных и двусложных слов. В языке нет ни падежей, ни числа и времени. Слова произносятся для иноязычных людей с трудом, они сильно отличаются от европейских, поэтому, если вы решили выучить кхмерский язык, вам понадобятся месяцы и месяцы упорных тренировок только на произношение. Существует миф, активно пропагандируемый теми людьми, которые в долгих мучениях освоили письменный язык, но не очень понимают зачем они это сделали. Эти люди повсеместно, в личном общении и на всевозможных форумах, с пеной у рта доказывают всем, что освоение кхмерского языка без изучения алфавита НЕВОЗМОЖНО. Разумеется, это, мягко говоря, неверно. Кхмерский благодаря упрощенной по сравнению со многими языками грамматике довольно легко осваивается для повседневного (бытового) общения вплоть до такой степени, что изъяснение на этом языке и понимание местных жителей не составляет никакого труда. Кхмерский язык можно (а иногда и нужно для получения скорейших результатов) осваивать, минуя муторное изучение самого длинного в мире алфавита.

Антропология.

Кхмеров, как и вьетнамцев, лаосцев, тайцев, причисляют к таи-малайскому антропологическому типу южно-монголоидной расы. Цвет волос камбоджийцев темный до иссине-черного. Изображения людей данного типа можно встретить на барельефах храмов Ангкора.
Горные кхмеры и племена тямов имеют черты, характерные для австралоидной расы. Можно сделать вывод, что они относятся к остатку древнего австролоидного населения Юго-Восточной Азии.
К горным кхмерам на севере и чуть восточнее относятся куи, брао, стиенги, на западе и в центральной части страны - анрак, пор, чон, самре. Горных кхмеров в Камбодже причисляют к части кхмерской нации.
На северо–востоке проживают близкие к горным кхмерам по культуре и развитию тямы: джараи и радэ. Язык тямов относится к австронезийской семье языков.
У камбоджийцев из Ангкора цвет коже более темный, нос прямой и высокий, волосы волнистые и мягкие.
Некоторые кхмерские племена имеют черты негров самре и пор, проживающих в западной части Камбоджи.

Происхождение.

Кхмеров можно отнести к древнейшим обитателям региона, подтверждение тому особенности языка и антропологии.
Легенды гласят, что прародителем народа была змея-наг. В индийской мифологии змеи – наги были правителями земли и жили в районе крайнего юга.

По кхмерскому преданию много столетий назад царь Индрапрашты, ныне Дели, изгнал собственного сына Прех Тхогнга из родного дома. Прех Тхогнг после долгих мытарств очутился на острове Тхлок. Остров располагался в тихом, но достаточно большом морском заливе. В этом самом месте царевич встретил свою очаровательную возлюбленную, являющуюся дочерью морского змея, возможно, того самого, кто проложил русло Меконга.
Отец девушки был не против брака и даже осушил всю воду из залива, чтобы на этом месте образовалось новое могучее государство.

Рассказывают о том, что в Небесной башне жил дух девятиглавой Наги, являющейся хранительницей государства. Каждый вечер она перевоплощалась в женщину и проводила ночь с царем. Если государь не приходил на свидание, на царство обрушивались различные невзгоды, если же сама змея не являлась в назначенный час, все знали, что царю суждена близкая смерть. Башня существует и поныне на территории ангкорского комплекса.

Культура кхмеров тесно переплетена с культурой соседних народов, и, хотя языковое различие явное, но связь между народами существует довольно сильная.

В районе озера Тонлесап возникла ярчайшая неолитическая культура Юго-Восточной Азии – сомронгсенская. Она имела связи с Индией и иными регионами Азии, была знакома с обработкой бронзы.

Индийская культура повлияла на формирование первых камбоджийских государств. В 1 веке нашей эры образовалось государство Бапном, столица в Вьядхапуре. Хозяйство держалось на выращивании риса, ремеслах, торговле и мореплавании, а также пахоте на буйволах. Велась постройка городов и возведение храмов. Культура и религия сочетали элементы индуистской и буддийской культуры Южной Индии.

Культура и искусство кхмеров.

Расцвет кхмерской культуры пришелся на ангкорский период (9-13 века). Влияние индуизма было сильным до 19 века. При дворе особым почетом наделялась каста брахманов, исполняющих индуистские обряды. В наше время у кхмеров все еще присутствуют элементы индуизма в церемониях брака, смерти и рождения.
Постепенно религия претерпела изменения, на смену индуизму пришел буддизм «тхеравада», сочетающий в себе духовный культ "неак та" и элементы брахманизма.
Сословное деление долгое время сохранялось у кхмерских народов. В давние времена племя куи было дрессировщиками слонов, а пор – охотниками своего короля.
Традиционной одеждой кхмеров является саронг. Прическа, характерная для народа – короткая стрижка как у мужчин, так и у женщин.

Кухня.

Основу питания в Индокитае составляет рис без добавок, и даже без соли, кхмеры в этом вопросе не исключение.
Рис употребляют с соленой рыбой, соусом "прахок" и соусом "ныок мамом", состоящим из перца, фруктов, лука, чеснока и трав.
Все блюда в отличие от тайской кухни не отличаются остротой. Супы приправляют лаймом. Ко всему прочему в рацион входят кузнечики, лягушки, креветки и черепашье мясо.
Мясо употребляют лишь в праздники. Любимый кхмерский напиток – зеленый чай.
Как и во многих странах Юго-Восточной Азии, существует привычка потребления бетеля.

Брак.

Семья кхмеров традиционно малая, полигамия встречается только у состоятельных людей в богатых городских семьях. Браки заключаются по желанию молодежи. В том случае, если девушка приняла от юноши подарок в виде коробочки с бетелем и арековыми oрехами, значит, она согласна составить с ним пару.
Долго не жениться у кхмеров считается плохим тоном. Мужчины вступают в брачный союз в возрасте 20-25 лет, женщины с 16 лет.

Кхмерская литература и письменность.

В храмах и монастырях шло развитие национальной письменности, литературы, традиций. В 7 веке зародилось кхмерское письмо на основе алфавита грантха. Алфавит имеет 33 знака и еще 16 символов для гласных, которые самостоятельно не употребляются. Широко известна кхмерская интерпретация «Рамаяны» - « Рам Кер».

Кхмерский театр и танец.

Танец имел высокий уровень уже с древности. Танцы кхмеров отличаются стройностью, чувством меры и классическим порядком. Балет Камбоджи широко известен по всему миру. Также популярен театр теней «нанг сбек». Кхмерская драма сочетает в себе танец, пантомиму и пение. Она основана на мифологии и эпических сюжетах.

Кхмерская музыка.

Музыка основана на пентатонике. Структура ее задается ритмом, поэтому главными инструментами являются ударные: двойные литавры (ско-тхом), барабанам (сампхо, чхайям), цимбалам и гонгам. Струнные инструменты пришли к кхмерам в 12 веке, это скрипки (тро-че, тро-сао, тро-кмае), лютни (та диеу, тяпей и та кхе). Ведет мелодию гобой (пэй о, пэй-пок, пра пей)или тростниковая флейта (кхлой).
Классический оркестр сопровождается Королевским балетом. Количество инструментов в классическом и народном оркестре одинаково.
Ни одно празднество не обойдется без музыкального сопровождения. Многие песни Камбоджи были утеряны ввиду отсутствия нотной записи.
С 1966 года в Пномпене действует институт изящных искусств. Он готовит танцоров, актеров и музыкантов. Институт производит сбор фольклора, который затем обрабатывается и представляется на суд широкой публике прямо под открытым небом. В Пномпене существует свой концертный зал.
Музыкальные традиции Камбоджи оставались неизменными до недавних времен, пока в эту страну не вторглось западное телевидение, насаждающее культ потребления и деструктивного индивидуализма. В результате народные корни постепенно размываются, а на место аутентичных исполнителей вторгаются размалеванные поп-звезды, неумело копирующие повадки западных поп-идолов. На данный момент современная музыка еще содержит настоящую кхмерскую мелодику, а чистые и сильные голоса не заменяются на пропущенные через компьютер жалкие потуги взрощенных продюссерскими деньгами бездарностей. Но пройдет каких-то 5-10 лет и мы увидим тоже самое, что творится повсеместно - засилье безвкусицы, замешаное на рекламных деньгах.

Обычаи и традиции Камбоджи.

Характер кхмеров спокойный, слегка меланхоличный. Народ любит своего короля и страну, истинно исповедует буддизм. Кхмеры терпимы к людям другого вероисповедания и незнанию законов их страны. Они категорически против употребления спиртных напитков и наркотиков, но в основном против европейских. Женщины постоянно пережевывают бетель, а мужчины специальный табак и слабонаркотические травы.
Кхмеры отличаются чувством коллективизма схожим с японским. Но некоторая клановость все же сохраняется. Семья и религия занимают первое место в списке ценностей, поэтому храм является центром любого камбоджийского поселения.
"Ват" или "Уот" ("храм") обычно представлен в виде пагоды. Святое место со статуями Будды, водоемами и кварталом, где обитают монахи, огорожено стенами. Храм берет на себя ответственность за обучение деревенских детей за свой счет.
Когда юноша достигает шестнадцатилетнего возраста, он уходит в храм и живет там несколько лет подряд. Молодой человек трудится во благо храму, молится, обучается и размышляет о вечности бытия. Цель ухода от мира заключается в изучении буддизма, поднятии человеческого статуса после реинкарнации. К тому же, тесная связь с религией остается на протяжении всей жизни.

При входе в храм следует оставлять головные уборы и обувь перед дверью, выражать свое почтение священнослужителям и изображениям Будды. Поощряются пожертвования в пользу храмов. Обойти храм можно только по часовой стрелке.

Традиционное приветствие камбоджийцев – поклон и пожатие руки, похожее на тайский жест "вай". Но в настоящий момент кхмеры предпочитают просто жать руку. Женщины здороваются одинаково как с мужчинами, так и с женщинами. Посещая офис, организацию или при походе в гости принято дарить подарки.

Кхмеры сдержанны в выказывании таких эмоций как злость и гнев, так как повести себя таким способом значит повести себя недостойным образом. Нельзя касаться чужой головы, особенно детской, указывать на человека пальцем. Некрасиво также принимать и отдавать предмет в обе руки, можно совершать это действие только правой рукой, класть ноги на стол и демонстрировать всем свои ступни (ноги из-за прикосновения с землей считают нечистыми). А поднятие вверх большого пальца руки считается сексуальным жестом.

Повседневная одежда кхмеров вполне обычная. И мужчины и женщины надевают саронг из смесовой ткани или хлопчатобумажного материала. Шелковые саронги носят во время праздника, хотя богатые люди могут позволить себе надевать их ежедневно. В городах популярны брюки и платья широкого фасона, закрывающие тело и не стесняющие движения. Во время прохождения религиозных фестивалей женщины облачаются в "хои" (рубашки особого кроя), но в обычной жизни они выглядят более чем скромно.

Туристам рекомендовано отказаться от провокационных шортов и мини – юбок при посещении храмов, чтобы не задеть религиозные чувства камбоджийцев. Лучше надеть облегченные брюки и закрытые рубашки. В остальных случаях более короткая и легкая одежда допустима.

Основу традиций и культурного наследия кхмеров составляет переплетение двух мировых религий (индуизма и буддизма). В давние времена, еще до пришествия нашей эры камбоджийская территория была всецело под влиянием индуизма. Данную религию привезли с собой мореходы из Индии. Кхмерские храмы и пагоды построены в соответствии с индуистскими канонами, хотя и имеют черты архитектурного стиля, характерного для Юго-Восточной Азии.
Народное и государственное творчество состояло из танцев, песен, живописи и устных сказаний. Затем оно пополнилось такими мировыми шедеврами как индийские эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата». Стены многих индуистских храмов украшены сценками из этих произведений.

В конце первого тысячелетия нашей эры страной полностью завладел буддизм.
Камбоджийские короли принимают новую веру и начинают реконструировать старые индуистские храмы. Теперь они поклоняются Будде и религиозные постройки, построенные в данный период, выглядят совершенно по–другому. Существенные изменения происходят как в народном, так и в авторском творчестве. Однако индуистский фундамент обосновался достаточно прочно, что отражается в национальных песнях, танцах, живописи, театре теней. В культуре, так или иначе, используются и отражаются индуистские мотивы. Происходит наслоение двух религий друг на друга. Некоторые древние индуистские традиции так и не канули в лету. К примеру, буддисты – камбоджийцы на Ручье тысячи лингамов проходят таинство испрашивания мужской силы у индуистского бога Шивы, и относятся к этому как к должному.



Похожие статьи
 
Категории