Сочинение: Некрасов н. а

08.04.2019

Поэт поставил перед собой задачу понять и в пределах одного произведения запечатлеть крестьянскую Русь, русский народный характер во всей его многогранности, сложности и противоречивости. И жизнь народа в «Кому на Руси...» предстает во всем многообразии ее проявлений. Мы видим русского крестьянина в труде (речь Якима Нагого, косьба в «Последыше», рассказ Матрены) и борьбе (история Якима и Ермила, тяжба вахлаков, расправа с Фогелем), в минуты отдыха («Сельская ярмонка», «Пир») и разгула («Пьяная ночь»), в годину горя («Поп», рассказ Матрены) и минуты радости («До замужества», «Губернаторша», «Пир»), в семье («Крестьянка») и крестьянском коллективе («Последыш», «Пир»), во взаимоотношениях с помещиками («Помещик», «Последыш», «Савелий, богатырь святорусский», сказы в «Пире»), чиновниками («Демушка», рассказ о Ермиле) и купцами (история Якима, тяжба Ермила с Алтынниковым, драка Лавина с Ереминым).

Поэма дает яркое представление об экономическом положении пореформенного, «свободного» крестьянства (названия деревень и уездов, рассказы попа и «счастливцев», сюжетная ситуация главы «Последыш», песни «Веселая», «Соленая», «Голодная» и ряд деталей в главе «Пир») и юридических «переменах» в его жизни («...вместо барина / Драть будет волостной»).

Народный быт рисуется Некрасовым строго реалистически. Автор не закрывает глаз на отрицательные явления народной жизни. Он смело говорит о порожденных «крепью» и условиями жизни крестьянства темноте и неразвитости (неграмотность, вера в «бедокурные» приметы), грубости («Уж будто не колачивал?»), ругани, пьянстве («Пьяная ночь»), тунеядстве и холуйстве дворовых (лакей Переметьева, Ипат, дворовые в «Прологе» главы «Крестьянка»), грехе социального предательства (Глеб-староста, Егорка Шутов). Но теневые стороны народного быта и сознания не заслоняют в поэме главного, того, что составляет основу народной жизни, является определяющим для народного характера. Такой основой народной жизни в поэме Некрасова выступает труд.

Читая «Кому на Руси...», мы ощущаем величие трудового подвига русского крестьянства, этого «сеятеля и хранителя» русской земли. Мужик «до смерти работает», его «работе меры нет», с натуги от непомерного труда «трещит крестьянский пуп», «потуги лошадиные» несут односельчане Матрены, «труженицами вечными» предстают женщины-крестьянки. Трудом мужика весной одеваются зеленью злаков, а осенью раздеваются поля, и хотя труд этот не спасает от нищеты, крестьянин любит трудиться («Последыш»: косьба, участие в ней странников; рассказ Матрены). Русский мужик, в изображении Некрасова, умен, наблюдателен, любознателен («комедия с Петрушкою», «им дело до всего», «кто видывал, как слушает...», «он жадно ловит новости»), упорен в стремлении к поставленной цели («мужик, что бык...»), остер на язык (примеров множество!), добр и отзывчив (эпизоды с Вавилушкой, с Брмилом на ярмарке, помощь вахлаков Овсянникову, семье дьячка Добросклонова), обладает признательным сердцем (Матрена о губернаторше), чуток к красоте (Матрена; Яким и картиночки). Нравственные качества русского крестьянства Некрасов характеризует формулой: «золото, золото — сердце народное». Поэма раскрывает свойственную русскому крестьянству жажду справедливости, показывает пробуждение и рост его социального сознания, проявляющиеся в чувстве коллективизма и классовой солидарности (поддержка Ермила, ненависть к Последышу, избиение Шутова), в презрении к холуям и предателям (отношение к лакею князя Переметьева и Ипату, к рассказу о Глебе-старосте), в бунтарстве (бунт в Столбняках). Народная среда в целом рисуется в поэме как «почва добрая» для восприятия освободительных идей.

Народная масса, народ и является главным героем эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов не только нарисовал яркие портреты отдельных представителей народной среды. Новаторский характер замысла Некрасова проявился в том, что центральное место в произведении занимает коллективный образ русского крестьянства.

Исследователи неоднократно отмечали большую «плотность населения» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Кроме семи странников и главных героев в ней нарисованы десятки и сотни образов крестьян. Одни из них кратко охарактеризованы, в образах других подмечен лишь какой-то характерный штрих, третьи лишь названы. Одни из них присутствуют «на сцене», включены в действие, о других странники-правдоискатели и читатель узнают лишь из рассказов «сценических» персонажей. Наряду с индивидуальными, автор вводит в поэму и многочисленные групповые образы.

Постепенно, от главы к главе, поэма знакомит нас с различными вариантами народных судеб, различными типами характеров героев, с миром их чувств, их настроениями, понятиями, суждениями и идеалами. Разнообразие портретных зарисовок, речевых характеристик, обилие массовых сцен, их многоголосье, введение в текст народных песен, поговорок, присловий и прибауток — все подчинено единой цели создания образа крестьянской массы, постоянное присутствие которой ощущается при чтении каждой страницы «Кому на Руси жить хорошо».

На фоне этой крестьянской массы крупным планом выписаны автором эпопеи образы лучших представителей русского крестьянства. В каждом из них художественно запечатлены какие-либо стороны, грани народного характера и мировоззрения. Так, образ Якима раскрывает тему героического народного труда и пробуждения народного сознания, Савелий — воплощение богатырства и свободолюбия крестьянства, его бунтарских порывов, образ Ермила — свидетельство правдолюбия, нравственной красоты народа и высоты его идеалов и т. д. Но это общее раскрывается в неповторимой индивидуальности судьбы и характера каждого. Любой персонаж в «Кому на Руси...», будь то Матрена, «раскрывшая» странникам всю свою душу, или мелькнувший в толпе «желтоволосый, сгорбленный» крестьянин-белорус, реалистически точен, жизненно полнокровен, и в то же время каждый составляет какую-то микрочасть общего понятия «народ».

Все главы эпопеи объединены сквозным образом семи мужиков-правдоискателей. Эпический, обобщенно-условный характер этого образа придает всем изображаемым в ней реально-бытовым событиям особую значительность, а самому произведению — характер «философии народной жизни». Так, несколько абстрактное в «Прологе» понятие «народ» постепенно, по мере знакомства читателя со странниками, Якимом, Ермилом, Матреной, Савелием, многоликой и пестрой крестьянской массой, наполняется для него яркостью жизненных красок, конкретно-образным реалистическим содержанием.

В «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов хотел показать процесс пробуждения в народных массах самосознания, желание их осмыслить свое положение и найти пути выхода. Поэтому произведение автор построил так, что его народные герои странствуют, наблюдают, выслушивают и судят, притом, по мере расширения круга их наблюдений, их суждения становятся все более зрелыми и глубокими. Картины жизни в поэме преломлены через восприятие их мужиками-правдоискателями, то есть автор избирает эпический путь или способ изображения действительности.

Эпическая широта изображения жизни в «Кому на Руси жить хорошо» проявляется и в том, что наряду с крестьянством здесь представлены все общественные группы и классы России (попы, помещики, чиновники, купцы, буржуазные предприниматели, интеллигенция), притом в большом разнообразии типических индивидуальностей, переплетении их судеб, борьбе их интересов.

Тема сочинения: Своеобразие народного характера в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Ответы:

Н. А. Некрасов занимает особое место в истории русской литературы. Он является создателем собственной «некрасовской» школы. В своей поэзии Некрасов отразил существенные особенности своего времени и оказал значительное влияние на общественную атмосферу его современности. В центре творчества этого поэта лежит судьба простого крестьянина и русского народа в целом. Ярким подтверждением тому является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение писалось на протяжении четырнадцати лет, с 1863 по 1877 годы, но не было закончено. Сам Некрасов говорил, что он собирал ее «по словечку в течение двадцати лет». «Я задумал изложить, - писал поэт - все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его…». Главный герой поэмы – русский народ. Он показан как носитель лучших черт русского национального характера. В своей поэме автор стремился к созданию обобщенного образа русского народа. Он создан благодаря всем персонажам поэмы. Это и центральные герои (Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов, Ермила Гирин), и эпизодические (Агап Петров, Глеб, Вавила, Влас, Клим и другие), и «многоголосье» толпы (глава «Пир на весь мир»). На первый план Некрасов выводит натуры героические. Это, прежде всего, Матрена Тимофеевна и Савелий. О них рассказывается в части «Крестьянка» - единственной части в поэме, которая написана от первого лица. Этим автор подчеркивает исключительность Матрены Тимофеевны, а также то, что ее голос – это голос самого народа. Поэтому героиня очень часто поет народные песни. Отсюда «Крестьянка» - еще и самая фольклорная часть поэмы, полностью построенная на народно-поэтических образах и мотивах. Корчагина – одна из кандидатов в «счастливые», которых ищет автор и герои поэмы. Но ее судьба тяжела и трагична, так же, как и судьба почти всех русских крестьянок: «Не дело – между бабами Счастливую искать!..». Счастливой Матрена Тимофеевна чувствовала себя только до замужества. Ей выпало счастливое и беззаботное детство. С пяти лет ее начали приучать к посильному труду («отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и так далее): Так к делу приобыкла я… И добрая работница И петь-плясать охотница Я смолоду была. Еще один раз повезло в жизни Матрене Тимофеевне – ей попался добрый и любящий муж. Можно сказать, что с мужем Матрена Тимофеевна была счастлива. Но вся дальнейшая жизнь Корчагиной представляет собой сплошные беды и несчастья. Сначала у нее трагически погибает сын-первенец. По недосмотру его загрызла свинья. Потом несправедливо забрали мужа в солдаты, и семья осталась без кормильца. Позже Матрену Тимофеевну публично высекли розгами (заступилась за сына-подпаска). Но и этого судьбе показалось мало. Семья Матрены Тимофеевны еще дважды погорела, «бог сибирской язвою нас трижды посетил». Однако, несмотря на все это, образ Матрены Тимофеевны – это героический образ. Она выстояла, вынесла все испытания. Корчагиной удалось спасти сына от плетей, мужа от солдатчины. Она сохранила собственное достоинство, силу, которую вкладывает в работу. Недаром в начале «Крестьянки» эта героиня показана как часть самой природы, в самую благодатную ее пору – сбора урожая: … Пора чудесная! Нет веселей, наряднее, Богаче нет поры!

Н. А. Некрасов занимает особое место в истории русской литературы. Он является создателем собственной «некрасовской» школы. В своей поэзии Некрасов отразил существенные особенности своего времени и оказал значительное влияние на общественную атмосферу его современности.

В центре творчества этого поэта лежит судьба простого крестьянина и русского народа в целом. Ярким подтверждением тому является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение писалось на протяжении четырнадцати лет, с 1863 по 1877 годы, но не было закончено. Сам Некрасов говорил, что он собирал ее «по словечку в течение двадцати лет». «Я задумал изложить, - писал поэт - все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его…».

Главный герой поэмы – русский народ. Он показан как носитель лучших черт русского национального характера. В своей поэме автор стремился к созданию обобщенного образа русского народа. Он создан благодаря всем персонажам поэмы. Это и центральные герои (Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов, Ермила Гирин), и эпизодические (Агап Петров, Глеб, Вавила, Влас, Клим и другие), и «многоголосье» толпы (глава «Пир на весь мир»).

На первый план Некрасов выводит натуры героические. Это, прежде всего, Матрена Тимофеевна и Савелий. О них рассказывается в части «Крестьянка» - единственной части в поэме, которая написана от первого лица. Этим автор подчеркивает исключительность Матрены Тимофеевны, а также то, что ее голос – это голос самого народа. Поэтому героиня очень часто поет народные песни. Отсюда «Крестьянка» - еще и самая фольклорная часть поэмы, полностью построенная на народно-поэтических образах и мотивах.

Корчагина – одна из кандидатов в «счастливые», которых ищет автор и герои поэмы. Но ее судьба тяжела и трагична, так же, как и судьба почти всех русских крестьянок: «Не дело – между бабами Счастливую искать!..». Счастливой Матрена Тимофеевна чувствовала себя только до замужества. Ей выпало счастливое и беззаботное детство. С пяти лет ее начали приучать к посильному труду («отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и так далее):

Так к делу приобыкла я…

И добрая работница

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Еще один раз повезло в жизни Матрене Тимофеевне – ей попался добрый и любящий муж. Можно сказать, что с мужем Матрена Тимофеевна была счастлива. Но вся дальнейшая жизнь Корчагиной представляет собой сплошные беды и несчастья. Сначала у нее трагически погибает сын-первенец. По недосмотру его загрызла свинья. Потом несправедливо забрали мужа в солдаты, и семья осталась без кормильца. Позже Матрену Тимофеевну публично высекли розгами (заступилась за сына-подпаска). Но и этого судьбе показалось мало. Семья Матрены Тимофеевны еще дважды погорела, «бог сибирской язвою нас трижды посетил». Однако, несмотря на все это, образ Матрены Тимофеевны – это героический образ. Она выстояла, вынесла все испытания. Корчагиной удалось спасти сына от плетей, мужа от солдатчины. Она сохранила собственное достоинство, силу, которую вкладывает в работу. Недаром в начале «Крестьянки» эта героиня показана как часть самой природы, в самую благодатную ее пору – сбора урожая:

… Пора чудесная!

Нет веселей, наряднее,

Богаче нет поры!

Несмотря на все трудности, Матрена Тимофеевна сохранила великую любовь к людям. И про нее Некрасов говорит:

В рабстве спасенное, сердце свободное,

Золото, золото, сердце народное.

Но эти слова в полной мере могут относиться и к другому герою поэмы – «Савелию, богатырю святорусскому». Он сам считает свою жизнь праведной и счастливой. Этот «счастливец» двадцать лет провел на каторге. Пострадал он за общее дело, за правду - стал зачинщиком расправы над немцом-кровопийцей Фогилем. «Клейменный, да не раб», - с гордостью говорит о себе сам Савелий. Таким образом, свобода – одно из условий счастья в понимании русского народа. Но, помимо свободы, Савелий обладает еще многими качествами, которые позволяют считать его лучшим представителем национального характера.

Прежде всего, Савелий – это человек могучей физической силы. Но он не только богатырь тела, но и богатырь духа. В конце жизни герой уходит в монастырь и становится выразителем народной религиозности, веры в Бога русского человека. И поэтому Савелий назван именно «святорусским» богатырем. Таким образом, в конце жизни на него ложится печать святости. Но молитва старца Савелия носит земной характер:

За все страдное, русское

Крестьянство я молюсь.

Следовательно, главными особенностями народного характера, по мнению Некрасова, являются любовь к свободе, терпеливость, богатырская стойкость и выносливость, трудолюбие, энергия, доброта, щедрость, отзывчивость, любовь к природе и ко всему живому. Но, помимо всех этих положительных качеств, Некрасов видит и много отрицательных черт в русском национальном характере. Это и незрелость народного сознания (Клим Лавин), тяготение к добровольному холопству (Ипат), узость мышления (Сидор), склонность к предательству (Глеб).

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» часто называют энциклопедией жизни русского крестьянства. Это самое крупное произведение поэта, которое выгодно выделяется на фоне других его произведений с остросоциальной темой и идеей благодаря красочности и при этом реалистичности изображения простой жизни.

Семеро мужиков, уставшие от бесконечной работы и нищеты, отправляются на поиски понимания счастья, они хотят узнать, а если на Руси тот, кто живет вольготно. И в этом своем поиске они оказываются на вторых ролях, хотя и возникли перед читателем в самом начале поэмы, и создали впечатление главных героев, но после уступили место иным персонажам, которых можно объединить в большой и разнообразный образ народности.

Народ - главный герой поэмы. Некрасов размышляет в своем произведении о его состоянии, раскрывает его психологию, нормы взаимоотношений его представителей.

Поэма написана живым разговорным языком, понятным каждому. Языковое богатство произведения огромно —автор использует многочисленные просторечия, диалекты и архаизмы. Таким образом создается особый национальный колорит, украшающий поэму и придающий ей совершенно неподражаемый облик.

Новизна употребленного Некрасовым в данном случае жанра поэмы-эпопеи диктует фрагментарность поэмы, выстроенной из внутренне открытых главах. Она объединена образом-символом дороги. Вся поэма распадается на истории жизни, судьбы многих людей. Каждая глава сама по себе могла бы стать сюжетом какого-нибудь фольклорного произведения. Все вместе они отображают судьбу всего русского народа, его тяжелый путь от рабства к свободе. Именно поэтому только в последней главе возникает образ народного заступника Гришки Добросклонова - человека, готового вывести людей на волю.

Некрасов отрицательно относился к ситуации в стране, считал помещиков наряду с церковниками источниками всех бед крестьян. Поэтому читатель получает не лицеприятные портреты представителей данных социальных групп. Священник, описанный в произведении, это типичный представитель духовенства, который жил за счет своих прихожан. Так и создавалось впечатление, что церковники живут подаяниями.

Автор полагает, что настоящими носителями русского мировоззрения являются в большей степени простые люди низших слоев. Пытаясь доказать истинность своего мнения, он представляет читателю галерею положительных народных образов, центральное место в которых занимают Савелий и Матрена Тимофеевна.

Савелий показан Некрасовым русским былинным богатырем. Поступок, отправивший Савелия на каторгу, становится аналогом подвига, неким проявлением готовности отстоять свободу и погибнуть.

Матрена представлена как настоящая. Она ведет страшное сражение за собственную жизнь, это вечная борьба с возникающими обстоятельствами. Она была выдана замуж за чужака и отправлена на чужбину. В семье мужа молодая женщина становится чужой и ненавистной, она не встречает ни сочувствия, ни понимания, ни уважения и тем более ни любви. После сын Матрены умирает, а ее мужа забирают незаконно в рекруты. Кажется, что она вот-вот сломается, но она проявляет неописуемую твердость характера, и никакие невзгоды не могут ее извести.

Наряду с замечательными, заслуживающими уважения образами, не боится Некрасов показать и пьяниц, которые после народного празднования даже ползком не могут добраться до дома и засыпают в канавах. Автор показывает грязь, разруху, нищету, неграмотность русского народа, которые зачастую являются результатом лени самих людей.
«Кому на Руси жить хорошо» - кладезь народных характеров, культуры и традиций. Народность в ней показана двояко, с положительной и отрицательной сторон. Поэт сделал то, чего не удавалось другим. Он создал настоящее народное произведение.

I вариант

«Я лиру посвятил народу своему», — эти слова из некрасовской «Элегии» давно стали хрестоматийными. Вершиной и итогом ос-мысления жизни народа в некрасовском творчестве, безусловно, является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В истории жизни отдельных героев — Матрены Тимофеевны, Ермила Гирина, бога-тыря Савелия — представлена история страны. Панорама народ-ных бедствий потрясает воображение. Даже топографические наи-менования говорят сами за себя. Мужики-правдоискатели собра-лись из таких деревень:

Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.

Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы ра-зорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

Гоудь впалая, как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он...

Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест.

У каждого крестьянина Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается...

Некрасов не идеализирует крестьянскую Русь. Многие годы «крепи», «холопства» сделали Русь «убогой» и «бессильной». Порочные стороны — пьянство, невежество, дикий быт — не затушеваны поэтом-гражданином. Особенно ущербными показа-ны бывшие дворовые, развращенные и отравленные рабством. Въевшееся в кровь, изменившее психологию холопство вызывает гнев и стыд:

Люди холопского звания — Сущие псы иногда! Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа.

Н. А. Некрасов не только говорит об образе жизни народа. Он рисует народ изнутри, показывая его душу, нравственность. Огром-ный потенциал русской нации основан на веками устоявшихся нрав-ственных законах. Таково народное представление о счастье: «по-кой, богатство, честь». «Покой» — внутреннюю гармонию — дает чистая совесть (примеры тому — покаяние Ермила Гирина, песни и легенды о «грехе»). «Богатство» — достаток — дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим. «Честь» — уважение, любовь, сострадание — проявляются в самых различных ситуациях в поэме.

Поэма сохраняет фольклорные традиции, народный язык. В народном творчестве, как в зеркале, отражается духовная жизнь нации, ее мысли, надежды. Связь поэмы с фольклором прояви-лась в сюжете, похожем вначале на сказку. Сказочна чудесная птичка, говорящая по-человечески, скатерть-самобранка, сделав-шая возможными поиски счастливого. Некрасов использует раз-личные приемы устного народного творчества: постоянные эпи-теты («сыра земля», «ветры буйные»), отрицательные сравнения («не ветры веют буйные, не мать-земля колышется»), зачины, повторы, гиперболы.

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» представ-ляет собой широкое полотно народной жизни, выявленной в це-лом ряде ярких, запоминающихся, достоверных сцен. В этих сце-нах — гнев и радость, печаль и жалость, они окрашены в тона беспо-щадно бичующей сатиры или легкого юмора. Только таким может быть истинно народное произведение.

II вариант

Во многих произведениях Некрасова русский крестьянин вы-ступает как! собирательный образ всего народа. Но поистине гим-ном России и русскому народу можно считать поэму «Кому на Руси жить хорошо». В этом произведении автор попытался со-здать своеобразную «энциклопедию русской души». И, похоже, это ему удалось. Некрасов ярко, красочно, глубоко, с огромной любовью рисует образ русского народа, придавая особенное зна-чение таким достойным человеческим качествам, как честность, искренность, благодушие, доброта, участливость.

Русский крестьянин загадочен и своеобразен: упрям, «что бык», силен («Ходил, ободья пробовал: прогнул один — не нравится, про-гнул другой, потужился...»), задирист и горяч:

Гляди — уж и вцепилися! Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку...

Трудолюбив, бережлив, неприхотлив в желаниях: «хлеб да вода — вот наша мужицкая еда». Добрый, щедрый, сплоченный — чужое горе все равно, что свое («Крестьянство раскошелилось, несут Ер- милу денежки, дают, кто чем богат»). Ему присущи глубокая рели-гиозность («Нет, ты нам не дворянское, дай слово христианское»), смирение («Я не ропщу, что бог прибрал младенчика») и суевер-ность («Что на роду написано, того не миновать!»).

Особую выразительность изображению русского характера при-дает описание ярмарки, где русский мужик раскрывает все свои ка-чества, и добрые, и худые:

Докуда глаз хватал, Ползли, лежали, ехали, Барахталися пьяные, И стоном стон стоял!

Однако в этих картинах не чувствуется отвращения к русскому пьянству, а констатируется неизбежный горестный факт. Крестья-нин пьет, потому что «у каждого крестьянина душа, что туча черная», а вместо того, чтоб «громам греметь оттудова», идет по «жилам ча-рочка», и свершается чудо: «и рассмеялась добрая крестьянская душа!» Пьянство не народное бедствие («У нас на семью пьющую непьющая семья»), а способ расслабления, в какой-то мере даже спа-сение («Не белоручки нежные, люди мы великие в работе и гульбе»).



Похожие статьи
 
Категории