Старое донское кладбище. Могилы ведьм и колдунов

15.02.2019

Ваганьковское кладбище возникло в 1771 году после эпидемии чумы. Тогда на нём хоронили рядовых граждан, а сегодня предают земле известных людей. Своё последнее пристанище здесь нашли Василий Суриков, Владимир Даль, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Александр Абдулов. С этим местом связано множество историй и мистических легенд. Так, к примеру, на могиле Есенина здесь покончила с собой Галина Бесниславская. Работники Ваганьковского кладбища утверждают, что её призрак до сих пор ходит по округе.

ул. Сергея Макеева, д. 15

Новодевичье - ещё одно известнейшее кладбище столицы. Здесь похоронены Антон Чехов, Константин Станиславский, Дмитрий Шостакович, Фёдор Шаляпин, Вера Мухина, Михаил Булгаков. В 1931 году состоялось перезахоронение останков Николая Гоголя, породившее ряд слухов. Очевидцы утверждали, что череп писателя был повёрнут на бок, откуда и родилась о легенда о том, что автора «Мёртвых душ», вероятно, по ошибке закопали живьём, пока тот пребывал в летаргическом сне. Ещё одна загадочная история связана с могилой Велимира Хлебникова, которую украшает половецкая каменная баба. С 1970-х годов скульптура стала покрываться необъяснимыми красными пятнами, напоминавшими кровь. Исчезали они во время дождя.

пр-д Лужнецкий, д. 2

Старое столичное кладбище ведёт свою историю с конца XVIII века. Его первое название - Немецкое: преимущественно здесь хоронили католиков и лютеран. На территории можно встретить массу интересных склепов. Так, здесь находится мавзолей доктора Александра Овера, куда частенько приходят попросить помощи в разных житейских делах, усыпальница Луизы Симон-Деманш (любовницы драматурга Александра Сухово-Кобылина), чей дух, утверждают очевидцы, бродит среди могил. Последнее пристанище Николая Кельха по неизвестным причинам привлекает людей, интересующихся чёрной магией.

ул. Наличная, д. 1

Армянское кладбище было основано в начале XIX века по ходатайству армянской общины. Пожалуй, самая известная здесь могила принадлежит меценату Николаю Тарасову. Памятник, созданный скульптором Николаем Андреевым, воспроизводит сцену самоубийства нефтепромышленника. Он свёл счёты с жизнью после того, как с собой покончила его любовница Ольга Грибова. Та же, в свою очередь, не захотела жить после самоубийства другого своего возлюбленного - Николая Журавлёва, который незадолго до этого проигрался в карты. Грибова даже просила денег у Тарасова, но тот, конечно, ничего не дал. Ходят легенды, что призрак мецената до сих пор бродит по кладбищу и раздаёт нищим монеты, пытаясь хоть как-то успокоить совесть.

ул. Сергея Макеева, д. 12

Как и многие московские кладбища, Даниловское было основано Екатериной II после эпидемии чумы. Здесь похоронены известные футболисты, художники, артисты, писатели. Говорят, на аллеях можно встретить собственного двойника, что, как известно, недобрый знак: взгляд на себя-призрака приводит к неминуемой кончине через три дня.

пр-д 4-й Рощинский, вл. 30

С Некрополем у Кремлёвской стены и его центром - Мавзолеем Ленина - связано немало мистических историй. Рассказывают, что на Красной площади и территории Кремля периодически можно увидеть призрачных государственных, партийных и военных деятелей. Одну из таких встреч в своё время описал Николай II. Последний русский император утверждал, что накануне коронации в нему явился Иван Грозный. Как мы помним, после этого произошла трагедия на Ходынке, и потому визиты Ивана Васильевича рассматриваются как предзнаменование беды. Ещё один частый гость с того света - Владимир Ленин.

Красная площадь

  • В прошлом в соборах и церквях Кремля хоронили правителей и членов их семей.
  • Архангельский собор в Кремле является местом захоронения многих русских правителей XIV-XVII вв.
  • После революции 1917 года Красная площадь стала местом захоронения революционеров, лидеров коммунистической партии и полководцев.
  • Самые известные погребальные комплексы в Кремле ‒ и Могила Неизвестного солдата.
  • Новодевичье, Ваганьковское, Введенское кладбища и другие представляют особый интерес, так как там похоронены многие известные люди.
  • Некоторые надгробия ‒ настоящие произведения искусства .

Традиционно мрачный ореол окружает старые кладбища. Иногда они представляются как пространства, вырванные из наш его мира, мира живых. Вокруг отдельных могил и мест захоронений часто возникают различные культы или легенды. Некрополи нередко интересны тем, кто ищет следы знаменитых исторических деятелей или любимых писателей или актеров. И сами по себе, кладбища являются особенными памятниками своей эпохи: это единые пространства, имеющие свою внутреннюю логику, а зачастую и сакральный смысл. Например, Введенское кладбище изначально было специальным кладбищем для католиков и лютеран, а некрополь Донского монастыря был создан для представителей знатных дворянских фамилий. Интересно, но при посещении главных достопримечательностей Москвы вам в любом случае не удастся пройти мимо захоронений. Например, невозможно не увидеть Мавзолей и могилы у Кремлевской стены на Красной площади, пропустить надгробия московских князей и царей в Архангельском соборе Кремля или не заметить внутренний некрополь во время экскурсии по Новодевичьему монастырю.

Естественно, что кладбища в Москве существуют столько, сколько на этом месте живут люди. Сначала мертвых хоронил и на кладбищах у приходских церквей и монастырей, но большинство таких некрополей не сохранились или дошли до нашего времени только как археологические памятники. С середины XVII века власти начали ограничивать захоронения в черте города во избежание эпидемий. Подобные указы делали исключения для знати, которую хоронили в монастырских некрополях. Обоснованность такого запрета наглядно проявилась в 1771 году, когда разразилась страшная эпидемия чумы, пришедшая, как предполагается, на плечах русской армии, воевавшей с турками. В XVIII веке под первое общегородское кладбище было приспособлено кладбище в Марьиной роще (ликвидировано в советское время), были открыты еще несколько кладбищ в пригородах. Одним из известнейших кладбищ этого периода стало Ваганьковское.

Важной и весьма трагичной вехой в истории московских некрополей стали 1930-е годы. На это время приходится пик атеистической кампании большевистского правительства, жертвой которого стали не только многие храмы, но и кладбища. Многие захоронения известных деятелей культуры с надгробными памятниками переносились на новые места, но большинство мест захоронений при монастырях и церквях, в том числе фамильные дворянские и купеческие захоронения, были уничтожены и застроены.

Советская эпоха оставила после себя несколько интересных ритуальных комплексов. Речь идет о захоронениях партийной и военной элиты и деятелей науки и искусства на Красной площади, а также «элитных» Ваганьковском и Новодевичьем кладбищах.

Некрополи Московского Кремля и Мавзолей В. Ленина

Адрес: Московский Кремль, Красная площадь

Сразу несколько погребальных комплексов, относящихся к разным эпохам, находятся в Московском Кремле. С 1264 года московская крепость стала резиденцией местных князей. Правителей и членов их семей хоронили в некрополях кремлевских храмов. Так появились родовые княжеские усыпальницы. Чести быть похороненными в этих церквях удостаивались также православные иерархи.

Самой ранней усыпальницей русских правителей является Архангельский собор Кремля . Здесь покоятся московские князья, начиная с великого князя Ивана Калиты, который умер в 1340 году. Здесь же похоронены Дмитрий Донской (ум. 1389), победитель татарского хана Мамая; великий князь Иван III Великий (ум. 1505), сделавший Москву центром объединения русских земель; Иван IV Грозный (ум. 1584), первый русский царь и один из легендарных персонажей русской истории; царь Михаил Федорович (ум. 1645), первый Романов на троне; Алексей Михайлович (ум. 1676), наиболее значительный русский правитель XVII века. Последним похороненным в соборе и вообще в Москве представителем царской династии стал император Петр II, умерший в 1730 году. В крипте собора также находятся саркофаги женщин из семейств Рюриковичей и Романовых, которые были перенесены сюда из снесенного в 1928 году Вознесенского монастыря в Кремле.

Усыпальницей церковных владык в Кремле был Успенский собор . Среди похороненных здесь 20 предстоятелей можно назвать имена митрополита Московского Филиппа II (ум. 1569), критика царя Ивана Грозного, убитого по его приказу; патриарха Гермогена (ум. 1612), уморенного голодом поляками-оккупантами за отказ сотрудничать; патриарха Филарета (ум. 1633), могущественного главы дома Романовых, отца царя Михаила Федоровича. В других кремлевских церквях также можно встретить надгробия некогда влиятельных людей.

В 1917 году на смену культу царей и патриархов пришел культ мучеников революции. Уже 10 ноября 1917 года, сразу после окончания кровопролитных боев в Москве, на Красной площади у Кремлевской стены были похоронены 238 революционеров-участников восстания. До 1927 года у Кремлевской стены появилось еще несколько братских могил революционеров. Отдельных могил удостаивались руководители партии и полководцы. В одной из таких могил лежат останки И. Сталина, вынесенные в 1961 году из Мавзолея. У Кремлевской стены похоронены советские военачальники, герои гражданской войны 1917-1922 гг. М. Фрунзе, К. Ворошилов, С. Буденный, первый чекист Ф. Дзержинский, государственный деятель М. Калинин, генеральные секретари КПСС Л. Брежнев, Ю. Андропов, К. Черненко и другие представители советской элиты. Сама Кремлевская стена также стала местом для захоронения. В нее помещали урны с прахом после кремации, а место «погребения» закрывалось памятной плитой.

Помимо властной элиты, здесь можно увидеть могилы выдающихся ученых: академика А. Карпинского (1847–1936), геолога и первого президента Академии наук СССР; академика И. Курчатова (1903–1906), создателя советской атомной бомбы; конструктора академика С. Королева (1907–1966), «отца» советской космонавтики; конструктора М. Келдыша (1911–1978). Нельзя не назвать имя покоящегося в Кремлевской стене писателя М. Горького (1868–1936).

Кроме того, некрополь у Кремлевской стены стал последним пристанищем для нескольких иностранных деятелей международного коммунистического движения, оказавшихся в конце жизни в Советской России. Среди них американский журналист Джон Рид (1887–1920), очевидец Октябрьской революции и автор книги «Десять дней, которые потрясли мир»; немецкая коммунистка и борец за права женщин Клара Цеткин (1857–1933) и другие.

Логическим центром погребального комплекса на Красной площади является После смерти В.И. Ленина его тело было решено сохранить и поместить в специально построенную усыпальницы. Мавзолей был изначально спроектирован А. Щусевым, а окончательный его вариант завершен в 1930 году. Форма мавзолея отсылает к египетским пирамидам, намекая, что перед нами храм религии будущего мира.

Еще одним известнейшим захоронением у московского Кремля является Могила Неизвестного солдата в Александровском саду . Этот мемориальный комплекс повторяет традицию парижского памятника Неизвестному солдату под Триумфальной аркой. Монумент посвящен всем погибшим во время Великой Отечественной войны солдатам, «чье имя неизвестно, но подвиг бессмертен». Здесь захоронены останки безымянного солдата из одной из братских могил Подмосковья. Этот лаконичный монумент также является центром воинского культа, в центре которого – трепетное отношение к павшим воинам.

Некрополь Новодевичьего монастыря и Новодевичье кладбище

Новодевичий монастырь (некрополь) . Новодевичий проезд, д. 1

Кладбище: Лужнецкий проезд, д. 2

Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Московским Василием III. Комплекс монастыря относится к XVI–XVII векам и представляет собой уникальный памятник древнерусского архитектурного стиля и нарышкинского барокко.

Некрополь Нов одевичьего монастыря – одно из двух наиболее сохранившихся дворянских кладбищ в Москве. Правда, захоронений старше XIX века здесь нет. Это кладбище дает возможность пройти в тишине мимо рядов старых надгробных памятников, останавливаясь перед знакомыми именами. Сами надгробия – настоящие памятники старины, среди которых встречаются произведения искусства. Например, выделяется надгробие героя Бородинского сражения генерала В. Тимофеева (1783–1850), украшенное гербами и барельефным бюстом усопшего. Имена похороненных здесь могут многое сказать интересующимся русской историей: полководец Первой Мировой войны генерал А. Брусилов (1853–1926); герой Отечественной войны и поэт Д. Давыдов (1784–1839); писатель М. Загоскин (1789–1852); участники неудачной «дворянской революции» в декабре 1825 года, среди них один из лидеров заговора князь С.П. Трубецкой (1790–1860); историк М. Погодин (1800–1875); фил ософ В. Соловьев (1853–1900) и многие другие.

В начале XX века места на монастырском кладбище не осталось, поэтому за его стенами было открыто новое Новодевичье кладбище. Сюда же в 1930-е годы переносили могилы выдающихся деятелей культуры с уничтожавшихся кладбищ столицы. Так, здесь оказалась могила одного из крупнейших русских писателей Н. Гоголя (1809–1852), перенесенная из Данилова монастыря. Сейчас на ней стоит копия оригинального памятника, замененного в 1952 году. С Дорогомиловского еврейского кладбища перенесена могила гениального пейзажиста И. Левитана (1860–1900). Здесь же покоятся предприниматели братья Сергей (1834–1892) и Павел (1832–1898) Третьяковы, создавшие Третьяковскую галерею, одно из самых значительных мировых собраний русской живописи. Их прах также попал сюда из Д анилова монастыря.

В советское время Новодевичье кладбище было зарезервировано для номенклатурной и культурной элиты. Сейчас прогулка по Новодевичьему – знакомство с миром «Красной Москвы». Тут проходят перед глазами имена людей, определявших облик Советского Союза как в политике, так и в искусстве. Одно из самых известных захоронений – могила Н. Хрущева. Он — единственный генеральный секретарь КПСС, похороненный не на Красной площади. На момент смерти он находился в опале, и его прах оказался на втором по рангу номенклатурном кладбище.

Донской монастырь: Донская пл., 1 – 3

Кладбище Донского монастыря: Донская ул., д.1

Ритуальные комплексы вокруг Донского монастыря имеют схожую историю с Новодевичьим монастырем и кладбищем. – хорошо сохранившееся место погребения московского дворянства. Среди покоящихся здесь множество знаменитых людей. Так, здесь захоронен 61 герой Отечественной войны 1812 года. Можно также упомянуть художника-передвижника В. Перова (1834–1882), создателя аэродинамики Н. Жуковского (1847–1921), историка В. Ключевского (1841–1911). В 2005 году сюда были перевезены из-за рубежа останки деятелей Белого антибольшевистского движения генерала А. Деникина (1872–1947) и философа И. Ильина (1883–1954). А в 2008 здесь нашел последний приют писатель-нобелевский лауреат А. Солженицын (1918–2008). Монастырское кладбище представляет собой фактически музей под открытым небом и снабжено планами с указанием имен похороненных и информационными табличками на русском языке.

Введенское кладбище

Адрес: ул. Наличная, д.1

В Москве существовало несколько кладбищ для иноверцев. Все они интересны как памятники ритуальной культуры других конфессий. Но стоит уделить особое внимание Введенскому кладбищу . Его появление также связано с эпидемией 1771 года. Кладбище расположено в районе Лефортово, который граничит с Немецкой слободой, где еще с XVI века селились иностранцы. Первоначально здесь хоронили только католиков и лютеран, но в XIX веке кладбище потеряло свою «специализацию». Самыми известными историческими именами на этом кладбище являются Франц Лефорт и Патрик Гордон, иностранцы на службе у царя Петра I. Их останки перенесли сюда в XIX веке из снесенной лютеранской церкви в немецкой слободе. Также на Введенском кладбище похоронены семьи ряда немецких фабрикантов, художники Виктор (1848–1926) и Аполлинарий (1856–1933) Васнецовы, писатель М. Пришвин (1873–1954), летчики французского авиаполка «Нормандия-Неман».

Еще с XVIII века вокруг этого кладбища витал мистический дух. Отголоски тех верований живы и сейчас. Например, своеобразным местом паломничества является мавзолей фабрикантов Эрлангеров работы Ф. Шехтеля. Стены этого склепа посетители кладбища постоянно расписывают своими просьбами, обращенными к Богу. Ответ на вопрос о том, как мавзолей немецкой семьи стал местом поклонения, оказывается неожиданно простым: внутри склепа находится мозаичное панно «Христос-Сеятель», выполненное по эскизу К. Петрова-Водкина. Тема этой мозаики отсылает к профессиональной сфере деятельности семьи Эрлангеров – мукомольному делу. Мавзолей Эрлангеров является объектом культурного наследия федерального значения.

Ваганьковское кладбище

Адрес: ул. Сергея Макеева, д. 15

Wrote in February 24th, 2016

Ещё

Москва на костях
Фотограф Сергей Карпов и журналист Алексей Сочнев изучили, что теперь находится на местах, где раньше были кладбища

Корреспондент «Русской планеты» Алексей Сочнев и фотограф Сергей Карпов приглашают вас на прогулку по нескольким бывшим кладбищам Москвы.


Здание Гохрана на месте бывшего Армянского кладбища в Филях


В старину покойников в Москве хоронили при церквях и монастырях, а для умерших насильственной смертью, странников и иноверцев существовали убогие дома, которые также называли скидельницами или гноищами. К концу XVII века в Москве насчитывалось более 300 разрастающихся кладбищ около церквей, а известных убогих домов было четыре. Скидельницами назывались места, откуда брали глину («скидель» - глиняная посуда). Когда место вырабатывалось, евреи и христиане использовали яму для погребения странников, иноплеменных и убогих, погибших на войне или умерших от моровых язв.

Если трупов было слишком много, их сваливали в кучу в огромные ямы со льдом, не закапывая, не отпевая, оставляли до весны. Трупы хранились до Семика (четверг на седьмой неделе после Пасхи), когда тела предавали земле. К убогим домам на ритуал приходило много народу, зевак, побирушек и плакальщиц. Собравшиеся рыли могилы, вытаскивали накопившиеся мертвые тела из ямы, облекали их в саваны, клали в гробы и предавали земле. Другие в этот момент пели панихиды и молились за упокой всех погребенных. Тут же устраивали поминки, передавая из рук в руки чашу. Из-за воздействия погоды некоторые трупы подгнивали, отсюда и альтернативное название места - гноища.

В Москве известных убогих домов было четыре. Один на пересечении Пречистенки и Мертвого переулка (теперь это Пречистенский переулок). Второй убогий дом находился за Серпуховскими воротами, там был похоронен царевич Димитрий, сын Ивана IV (или Лжедмитрий). Третий - за Таганкой, на его месте построен Божедомский монастырь (он же Покровский). Самый старый, четвертый убогий дом, был на реке Самотеке при Крестовоздвиженском монастыре. В 1934 году церковь снесли, на ее месте прошел Калининский проспект (сейчас улица Воздвиженка). В 1979 году, когда через проспект строили подземный переход, культурный слой с древними гробами был вскрыт. Их сгребли в кучу экскаватором, вывезли на свалку и сожгли.

Первыми запретили хоронить в пределах Кремля цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович: во время ливней и паводка трупный яд с церковных кладбищ и убогих домов попадал в питьевую воду, вызывал заболевания, повышал смертность. Запрет на захоронение в пределах всего города издал в октябре 1723 года Петр I. Однако его указы в Москве исполнять не торопились: москвичи считали царя Антихристом, который ведет борьбу с традициями православного народа, и продолжали хоронить около церквей.

Следом за Петром борьбу с кладбищами продолжила императрица Елизавета Петровна. Ее беспокоило не только здоровье населения, но и эстетика: могилы портили пейзаж на пути от дворца на Яузе к Кремлю. Их было велено сравнять с землей, а надгробные камни пустить на строительство новых и ремонт старых церквей. Чтобы закрыть оставшиеся московские кладбища и убогие дома, было решено открыть общегородское кладбище за пределами города. Для подбора места образовали специальный комитет из авторитетных московских священников и главного архитектора Москвы князя Дмитрия Ухтомского.

Место было выбрано соответствующее: при новых убогих домах у Марьиной Рощи, близ древнего немецкого кладбища за городской чертой. В 1732 году от церкви Иоанна Воина сюда перевезли амбар для хранения мертвых тел, а затем в 1750 году выстроили деревянную церковь Св. Лазаря Четверодневного. Так общегородское кладбище стало называться Лазаревским. Москвичи не любили его, считали проклятым местом для непокаявшихся грешников. Такое отношение к нему сохранялось до знаменитой эпидемии чумы 1771 года (тогда из-за опасности распространения болезни сенат окончательно запретил хоронить в черте города, и для покойников на скорую руку были созданы восемь кладбищ за пределами Москвы). А Лазаревское, оказавшееся единственным в Москве кладбищем внутри Камер-Коллежского вала, сделалось престижным. В XIX веке на нем уже хоронили купцов, духовенство, военных и артистов. На западе Москвы было разбито огромное Дорогомиловское кладбище. По соседству с ним расположилось Борейское (еврейско-караимское) и Армянское кладбища. На Востоке появились Семеновское и Военное кладбища, Братское на севере Москвы, на юго-востоке - Кожуховское, всего более 40 погостов.

После революции в 1920–1930 годах большевики в рамках борьбы с религиозными культами и смертью как таковой повсеместно упраздняют кладбища и вводят традицию открывать на их месте учебные заведения, парки и футбольные поля. После расширения Москвы в 1950-х годах под каток попадают кладбища в присоединенных к столице селах. С одних кладбищ родственникам разрешают перевезти останки в разрешенные места, с других останки сгребает экскаватор и отправляет в последний путь на пригородную свалку.


2. Кладбище Симонова монастыря

Дворец культуры и другие сооружения предприятия ЗИЛ были построены на месте внушительного кладбища при Симоновом монастыре. Решение о расформировании погоста и религиозного центра было принято в 1930 году. Большинство из усопших так и не были перезахоронены. Элементы некрополя до сих пор можно встретить вблизи уцелевшей церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь же в ряд выставлены надгробия, которые до этого использовались как бордюрный камень. Сам Дворец творчества в связи с реконструкцией заводской территории не так давно был переформатирован в «Культурный центр ЗИЛ». Под зданиями ЗИЛа похоронены представители русского дворянства. Например, Головины, Дурасовы, Муравьевы, Нарышкины, Татищевы, Шаховские и многие другие.


3. Кожуховское кладбище

Кожуховское кладбище было создано в 1771 году во времена буйства чумы. Тогда в сутки болезнь уносила 40–70 жизней, погибли тысячи людей. Кладбище действовало до 1935 года, когда было принято решение его закрыть, а захоронения убрать. Сейчас его территорию занимают школа №2056 (улица Петра Романова, дом 16) и пришкольная территория. Холерных кладбищ на старых картах Москвы удалось обнаружить ровно восемь. Сейчас на их месте находятся жилые дома (например, дом 3 корпус 5 и 3 корпус 6 по Большой Черкизовской улице), офисные здания или даже одно из старейших предприятий, входящих в структуру Роскосмоса, - корпорация ВНИИЭМ.


4. Люблинское кладбище

Сравнительно большое кладбище города Люблино, бывшего районного центра Московской области к юго-востоку от столицы. Существовало с 1635 года, находилось между нынешним Спортивным проездом, дом 3, и домом 5 (строение 3) по Краснодонской улице.

Кладбище было закрыто для захоронений в 1939 году и снесено в начале 1960-х годов, после присоединения города Люблино к Москве. На самом кладбище теперь располагаются школа № 335 (Спортивный проезд, дом 3А) и футбольное поле. Несмотря на то что это кладбище снесли сравнительно недавно, коренной житель Люблино Сергей Аникин в разговоре с РП уверял, что даже не подозревал о его существовании. Здесь же, в Южнопортовом районе Юго-Восточного округа, когда-то было Старообрядческое кладбище. Оно находилось между домами 3 (строение 10) и 3 (строение 13) по улице Мельникова.


5. Кладбище села Юрлово

Село Юрлово находилось на севере Москвы у правого притока Яузы реки Черемянки. Оно соседствовало с деревнями Подушкино, Сабурово, Козеево, Чернево, Медведково и Бибирево. В 1960 году села и деревни вошли в состав Москвы. Территории Сабурово, Подушкино, Бибирево и Юрлово сейчас входят в состав района Бибирево. Кладбище бывшего села Юрлово при вхождении в состав Москвы было застроено. Сейчас на его месте стоит дом 10 по улице Пришвина, в нем, кроме прочего, располагается судебный участок № 86.

На севере Москвы располагались еще два кладбища: Братское и кладбище поселка Сокол. Братское кладбище находилось в районе нынешней станции метро «Сокол» на землях бывшего села Всехсвятского. Оно было открыто по распоряжению Городской думы в начале 1915 года для захоронения москвичей, погибших на фронтах Первой мировой войны или умерших в московских госпиталях от ран. На нем были похоронены около 18 тысяч солдат, офицеров, врачей, сестер милосердия и летчиков. В 1925 году кладбище было закрыто для захоронений, а в 1932 году почти все надгробия были снесены, в центральной его части создали парк. В парке за кинотеатром «Ленинград» сохранился памятник на могиле студента Шлихтера. В 2004 году парк преобразовали в Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны, установили ряд монументов и открыли часовню в память о погибших.

На востоке поселка Сокол и Братского кладбища располагалось еще одно обычное городское кладбище. Сейчас на его месте разбит Чапаевский парк.

Не всем кладбищам повезло повезло так, как кладбищу района Сокол, где установили памятные знаки. Много лет градозащитники из организации «Архнадзор» пытаются добиться от властей Москвы решения построить в районе Соколиной Горы (Восточный административный округ) военный мемориал. Здесь когда-то находилось огромное Семеновское кладбище. Оно, кстати, было единственным «нечумным» из дореволюционных кладбищ, а после 1812 года часть территории кладбища была специально выделена для погребений героев и участников войн. Там погребали умерших от ранений в близлежащем Лефортовском военном госпитале солдат, офицеров и ветеранов как Отечественной войны 1812 года, так и последующих войн, вплоть до Первой мировой. Для жертв этой войны на южной окраине кладбища был даже выделен специальный участок, где все могилы и надписи на могильных плитах были оформлены по единому образцу, а кресты по одной форме. Семеновское кладбище называли кладбищем воинской славы России.

Весной 1935 года кладбище было закрыто для захоронений. Родственникам было разрешено перенести останки усопших. Их частично перенесли на ближайшее - Преображенское кладбище, но большая часть осталась на месте. Моссовет принял решение о досрочной ликвидации части кладбища размером 4,2 га, «вызванное государственной необходимостью в связи с прирезкой земель к территории завода №24».

На месте военных могил теперь находится ФГУП «ММПП "Салют"» и многоэтажные жилые дома. Котлован на кладбище под будущий завод рыли студенты. Один из них, Эмиль Кардин, вспоминает: «На заводе нас встретили радушно, дали лопаты и повели… на кладбище. Оно начиналось прямо за оградой и терялось где-то в зеленой дали... Рыли старательно, пытаясь подавить внутреннюю растерянность. Лопаты сокрушали гробы. Вместе с землей в тачку попадали кости, черепа, куски истлевшей ткани. Иногда в гробах обнаруживали клады – стеклянные банки с драгоценностями и золотыми монетами. Мы вызывали дежурившего неподалеку милиционера и передавали ему находку... Иной раз останки лежали в два-три слоя».

Сейчас кладбище застроено, прямо по нему прошел Семеновский проезд и трамвайные пути, разделившие его на две неравные части, из которых лишь северная, меньшая, осталась незастроенной, - именно там теперь находится сквер с Воскресенской церковью и чудом сохранившимися несколькими надгробиями. При облагораживании сквера ежегодно находят черепа, кости и даже гробы.


6. Черемушкинское кладбище

Дом аспиранта и студента МГУ, знаменитый ДАС на улице Шверника - самое большое общежитие Московского университета, а в прошлом «Дом нового быта» архитектора Остермана - находится на пересечении Большой Черемушкинской улицы и улицы Шверника. Рядом с ДАСом, где сейчас автостоянка №3, было Черемушкинское кладбище. «Я жила в ДАСе в 2002–2003 годах, и несмотря на то, что студенты любят страшилки, о кладбище никто не упоминал. Скорее всего, о нем просто не знали», - рассказала «Русской планете» бывшая студентка МГУ Мила Дубровина.


7. Тропаревское кладбище

Тропаревское кладбище находилось в ранее существовавшем селе Тропарево на юго-западе Москвы. Сейчас на месте некрополя расположился комплекс Российского медицинского университета им. Пирогова (улица Островитянова, дом 1). Кстати, это не единственное медицинское заведение на месте погоста: медицинский центр «Практика» на 3-й Мытищинской улице стоит на месте холерного кладбища.


8. Кладбище при Алексеевском женском монастыре и богадельне им. И.Н. Геер

Главный доход обители приносило монастырское кладбище, которое было открыто в 1842 году и быстро превратилось в один из самых престижных московских погостов. Всегда украшенное цветами, оно славилось множеством часовен всех фасонов: чугунных, кованых, с литьем. Не каждое московское кладбище могло сравниться с Алексеевским по числу упокоенных знаменитостей. Здесь находились могилы историков Бартенева и Шахова, публициста и издателя «Московских ведомостей» Каткова, поэта Жемчужникова (одного из создателей Козьмы Пруткова), мемуариста Вигеля, архитектора Каминского, скульптора Рамазанова - автора скульптур Аничкова моста, горельефов Храма Христа Спасителя и посмертной маски Гоголя, художников Зарянко и Прянишникова, физика Лебедева, основателя Народного университета Шанявского, мецената Надежды фон Мекк, московских обер-полицмейстеров Огарева и Власовского, психиатра Корсакова - одного из создателей Центрального полицейского покоя для душевнобольных (НИИ общей и судебной психиатрии им. Сербского). На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых (работы Васнецова) и Алексеевых, родителей Станиславского, семейные склепы кондитеров Абрикосовых (в советское время их фабрику переименовали в честь революционера Бабаева); Перловых, Оловянишниковых, Шустовых, производивших лучший коньяк в Москве; основателя Ново-Афонского монастыря иеромонаха Арсения. Здесь упокоились известные русские литераторы, знакомые Пушкина: например, Вельтман, историк Московского Кремля и директор Оружейной палаты, и Хлюстин, племянник графа Толстого. Судьбу Алексеевского монастыря и кладбища решил Генеральный план социалистической реконструкции Москвы 1935 года. Согласно плану, через эту местность прокладывался парадный проспект Ильича, тянувшийся от Измайлова (где был запланирован стадион имени Сталина) до Ленинских гор через площадь Дворца Советов. Назначение проспекта Ильича обязывало «осуществить на нем надлежащую монументальную застройку», что значило убрать с глаз долой храмы и могилы. Так как Алексеевское кладбище было классово чуждым, никакого переноса могил не производили. Надгробия и гранит пошли на бордюрный камень и облицовочную плитку, мрамор – на гравий. На месте кладбища был устроен детский парк, а в храме святого Алексия - дом пионеров. Сейчас на месте кладбища находится футбольное поле, все тот же детский парк, некоторые дома по улице Верхняя Красносельская, по части бывшего кладбища проходит улица Гаврикова.


9. Шелепихинское кладбище

На месте Шелепихинского кладбища был построен детский сад №1929. Исследователь исторической памяти, некросоциолог, основатель блога «Археология русской смерти» Сергей Мохов считает, что практика застраивать старые кладбища не считается кощунственной. «В Европе с кладбищами происходит приблизительно то же самое. Только к XXI веку стало придаваться значение этической стороне захоронений. Все помпезные европейские кладбища начали создаваться в эпоху романтизма - в конце XVIII - начале XIX века. Филипп Арьес в книге «Человек перед лицом смерти» подробно рассказывает про эту трансформацию отношения к смерти. Средневековое европейское кладбище - это чаще всего могила, в которую без всяких гробов сваливались тела, на картах эти места никак не отмечались. Так что по большому счету все старые европейские города, как и Москва, стоят на костях», - рассказал «Русской планете» Мохов.


10. Армянское кладбище

До наших дней просуществовало лишь одно старинное армянское кладбище неподалеку от Ваганьковского, однако карты сообщают, что было еще одно - в Филях. Находилось оно между нынешним домом 14 (строение 4) по улице 1812 года и домами 16 (строение 12) и 16 (строение 1) по Кутузовскому проезду. Сейчас там стоит здание Гохрана - Фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России. Кладбище было закрыто для захоронений в 1956 году. В 1957 году родственникам усопших предложили перезахоронить могилы в течение года в ускоренном порядке, так как по проекту через территорию кладбища должен был пройти тоннель метрополитена от станции «Кутузовская» до станции «Фили». Через год проект был отклонен, и пути прошли чуть ближе к берегу Москвы-реки по открытому участку Филевско-Арбатской линии. В итоге перезахоронена была лишь каждая пятая могила. В 1970 годы во время строительства Гохрана вскрывалось много захоронений, и грунт вместе с гробами вывозился на братеевскую свалку. Выше от берега Москвы-реки вскрывались массовые захоронения солдат, предположительно привезенных с Бородинского сражения. Далее по берегу экскаваторы вскрывали карьерные захоронения, где человеческие останки были захоронены вперемежку с костями животных (недалеко от кладбища на старых картах обозначена скотобойня) и пересыпаны известью. Судя по остаткам формы, которую видели очевидцы, со скотом хоронили солдат армии Наполеона.


11. Кладбище сел Коломенское и Новинки

В 1988 году в районе была основана московская средняя общеобразовательная физико-математическая школа №1170 при МИФИ (сейчас Лицей №1523), которая находится по адресу Кленовый бульвар, дом 21, стоит как раз на месте кладбища двух сел - Коломенское и Новинки. Выпускница лицея Ольга Завелева рассказала «Русской планете», что ни она, ни кто-либо из ее одноклассников не знал, что их школа построена на месте кладбища. Скорее всего, не в курсе этого исторического материала и лицейские учителя.


12. Еврейско-караимское кладбище

В 1788 году участок под кладбище получила московская община белорусских евреев. С тех пор до революции кладбище расширялось в сторону области. В период Первой мировой войны на кладбище хоронили не только евреев-горожан, но и евреев-беженцев из районов, занятых военными действиями, а также солдат иудейского вероисповедания, умерших в больницах города. Еврейско-караимское кладбище или, как его еще называли, Борейское, граничило с Дорогомиловским - их разделял только деревянный заборчик. Судьба у них тоже сложилась по-соседски. В начале 1930-х годов захоронения были прекращены, ограды и часть надгробий снесены и разобраны населением. В 1932 году еврейской общине выделили территорию вблизи поселка Востряково, куда родственники смогли перезахоронить останки своих родных. Эксгумация проводилась за счет родственников, а перевозка гробов осуществлялась централизованно за счет государства - на машинах и подводах. По воспоминаниям очевидцев, лишь каждая пятая могила была перенесена на новое место, а на Борейском, несмотря на запрет, продолжили хоронить до 1940-х годов - начала массовой жилой и промышленной застройки района. В 1948 году были демонтированы оставшиеся могилы и снесена церковь святой Елисаветы на Дорогомиловском кладбище. Перезахоронения с Дорогомиловского кладбища продолжались до начала 1950-х годов. Краевед Игорь Сергеев вспоминает, что мальчишки в то время бегали на стройку в надежде найти черепа с золотыми коронками и разбогатеть. На Дорогомиловском кладбище были погребены русские воины, умершие от ран после Бородинского сражения. На Еврейском кладбище находились, например, могилы художника-жанриста Аскназия, директора института фтизиатрии, профессора Вермеля, известного публициста и общественного деятеля Иоллоса, убитого в 1907 году черносотенцами, художника Левитана, крупных российских предпринимателей Поляковых. С середины 1950-х годов Дорогомилово было застроено и приобрело тот вид, который сохранился и по сей день. На месте кладбищ были построены дома для партийной элиты: в них жили Брежнев, Андропов, Суслов и другие. В одном из домов был открыт кинотеатр «Киев», сейчас это Театр-студия Петра Фоменко. Относительно недавно, когда строили мост «Багратион» и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий.


13. Лазаревское кладбище

Найти территорию самого древнего и одного из самых больших кладбищ Москвы, Лазаревского, легко. Большая его часть располагалась на месте нынешнего детского спортивного парка «Фестивальный», на его территории до сих пор можно найти остатки кладбищенских плит. Часть кладбища относится к огороженной территории церкви в самом центре парка. По его северной части проходит Сущевский вал, там же находится «Планета КВН» (в прошлом - кинотеатр «Гавана») и целый квартал жилых домов. На востоке по кладбищу проходит Олимпийский проспект, на нем же стоит несколько жилых домов. Историю создания кладбища мы уже излагали выше. Существовало Лазаревское кладбище до 1934 года. Оно было крупнейшее в Москве до 1917 года. Всего на нем было около 50 тысяч захоронений. В 1932 году кладбищенский храм был оцеплен и закрыт милицией, имущество конфисковали, здание передали заводу под общежитие для рабочих. Кладбище в 1934 году было закрыто для захоронений, а в 1936 году началось его уничтожение: бульдозерами срыли часть могил, последние сровняли в послевоенные годы. На другие кладбища перевезли только те могилы, чьи родственники захотели перенести останки. На расчищенном месте был разбит детский парк им. Дзержинского и танцплощадка. Демонтаж производили халатно, поэтому танцевать людям приходилось в окружении надгробий, которые были срыты только в 1953 году во время субботника.

По воспоминаниям священников кладбищенского храма, в парке даже валялись черепа, которыми рабочие иногда играли в футбол. До наших дней сохранилась только церковь. Местная жительница рассказала «Русской планете», что о кладбище не знают только приезжие: «Оно было очень старое, и на него с собаками гулять ходили даже до того, как появился парк. Здесь это никого не смущает». Она уверена, что все могилы были перенесены, но тут же сообщила, что в парке осталось два могильных камня, и рассказала, как их найти. На Лазаревском кладбище были похоронены: семья известного актера Силы Сандунова (запомнился своими банями); медик Семен Зыбелин, историк и москвовед Иван Кондратьев; авиатор Мухин, архитектор Николай Никитин, метеоролог Михаил Спасский, художник Васнецов, жена Белинского, мать Достоевского и другие. Здесь были усыпальницы бояр рода Колычевых, князей Голицыных, Оболенских, представители других знатных родов, родственники святителя Игнатия Брянчанинова; множество духовенства и монашествующих. В их числе епархиальный духовник Александр Стефановский, диакон Лефортовского кадетского корпуса Митрофан Протопопов, настоятель храма Святителя Николая на Маросейке, св. прав. Алексий Мечев и другие.

Заброшенные кладбища всегда навевают тоску и оставляют неприятный осадок. Трагично сознавать, что человеческая жизнь забыта и, выходит, что и при жизни человек не был нужен. Фото заброшенных кладбищ должны бы служить укором живым, в то время, как по большей части фото заброшенных кладбищ вызывают скупые сухие отклики слабого возмущения или и вовсе оставляют многих равнодушными. Заброшенные кладбища со временем приобретают статус «никому не нужных» и – как следствие исчезнувших кладбищ. О таких мы и скажем несколько слов. То, что кладбища исчезают, некоторым, полагаю, даже на руку, хотя, это, конечно, можно признать и естественным процессом: жизнь не вечна, да и смерть – тоже. Заброшенные кладбища Москвы – целый пласт культуры, который должен бы охраняться как исторический памятник, однако к памятникам в нашей стране тоже неоднозначное отношение. История погостов на Руси давняя. Хоронили и при монастырях и в самом Кремле, а по Москве в 17 веке располагалось около трех сотен некрополей. Конечно, сохранись они, многим бы из живущих не достало места. В 1771 году выходите табу на захоронения чумных в городе, и тогда же открываются Даниловское, Калитниковское, Пятницкое, Рогожское и многие другие, в том числе и те, которые после исчезнут: Дорогомиловское, Семеновское и др. В последовавшее за Революцией время был мощный толчок к обновлению Москвы, в связи с чем возникла необходимость обустройства территории города. Ликвидация кладбища началась тогда с монастырских некрополей Алексеевского, Данилова, Перервинского, Симонова и ряда других, а также частично пострадали Воронцовское, Бутырское, Владыкинское, Дегунинское и другие впоследствии уничтоженные и заброшенные кладбища. Останки знаменитых людей переносились на Новодевичье, Востряковское, Ваганьковское, могилы обычных людей сравнивали с землей. В 60-х годах были уничтожены Ховринское, Зюзинское, Юрловское кладбища, на месте которых теперь спальные районы. В наши дни с уничтожением кладбищ дело обстоит лучше: таковое запрещено действующим законодательством, хотя на заброшенные кладбища Москвы правило это не распространено, такие кладбища получаются как бы обособлены от города, и их участь может быть какой угодно. Среди наиболее известных заброшенных и уничтоженных кладбищ называют Филевское, Семеновское, Лазаревское и некоторые другие.

Филевское кладбище

Захоронения на нем прекратились ещё в 1956 году, и родственникам дана была возможность перезахоронить останки близких. Срок на это был выделен малый – год, и в итоге лишь одна из пяти могил была перенесена. Проект постройки тоннеля, который планировали сделать на этом месте, был отклонен. На это место вернулись в 1970, когда строили Госхран. Оставшиеся могилы тогда же были вывезены на свалку в районе Братеева. Заброшенные могилы рядами лежали параллельно Москва-реке. Среди могил попадались люди разного социального статуса, явно разного достатка и положения. Целые столетия русской истории вскрывались экскаваторщиками, а потом засыпались щебенкой и сравнивались с землей. Были и скелеты, на которых уцелела военная форма, предположительно времен Отечественной войны 1812 года. Однако статус защитников родины никак не сказался при вынесении вердикта этим прахам.

Семеновское кладбище

Семеновское – не заброшенное кладбище, однако и уничтожение его не имело явной необходимости, как в случае с планировавшимся тоннелем под метрополитен и Филевским погостом. Место кладбища – Измайловское шоссе, 2. Изначально под контору была переоборудована церковь кладбища, а к 1935 году объявили о прекращении захоронений. В 1966 году кладбища уже и вовсе не существовало. В здании церкви долгое время были производственные отсеки, а на месте кладбища был разбит сквер. Частично территория была отдана заводу «Салют».

Братское кладбище

В районе нынешнего метро Сокол были земли, которые в 1915 году отдали под захоронения защитников отечества, павших на фронтах или погибших в лазаретах. Через пятнадцать лет территорию сократили, а ещё через двадцать кладбище и вовсе ликвидировали, заложив на месте парк. О кладбище напоминает сохранившийся монумент студенту Шлихтеру и установленные памятные знаки в честь погибших.

Лазаревское кладбище

Лазаревское было крупнейшим и первым городским кладбищем Москвы с 1658 года. История гибели начинается в 1917 году. В 1932 году власти заявили о ликвидации церкви и конфискации имущества, а уже в 1936 году кладбище было полностью закрыто. Парк на месте кладбища был открыт в 1938 к празднику весны и труда, где советские подростки, по воспоминаниям очевидцев, играли в футбол человеческими черепами. В 1991 году был восстановлен храм Сошествия Святого Духа.

Бирюлевское кладбище

В 1962 году были остановлены захоронения на Бирюлевском кладбище, вслед за чем, в 1978 последовала полная ликвидация погоста. Могилы родственникам было предложено перевозить на Хованское, а место, занимаемое кладбищем, заняла большая роща, где и по сей день встречаются плиты памятников и раскуроченные ограды.

Симоновское кладбище

В районе м. Автозаводская, близ Храма Рождества Пресвятой Богородицы у Симонова монастыря, стоят плиты с могил, напоминая о некогда существовавшем кладбище. Симоновское кладбище было закрыто в 1923 году и в 1931 уничтожено с целью расширения территории в процессе строительства ДК завода ЗИЛ.

Мазиловское кладбище

Застройка района Фили-Мазилово требовал сноса села Мазилово, во время которого и было уничтожено Мазиловское кладбище, которое находилось на пересечении у. Олеко Дундича и Пивченской. Могилы с кладбища переносились на Химкинское.

Please enable JavaScript to view the

Старинные некрополи позволяют нам узнать историю своего народа, изучить особенности культурных ценностей прошедших эпох, отдать дань уважения нашим предкам.

Ваганьковское кладбище . Испокон веков на Руси было принято основывать кладбища у стен действующих монастырей, храмов, церквей. Только в 1657 г. вышел указ о запрете захоронений возле Кремля и выделении специальных участков для погостов. В 1723 г. Петр I разрешил хоронить в черте города только лиц высшего сословия. А в 1771 г. во время эпидемии чумы для погребения умерших в Москве, появилось Ваганьковское кладбище, ставшее сегодня последним приютом самых известных и знаменитых деятелей России. Здесь похоронены декабристы Фролов А.Ф. и Бобрищев-Пушкин П.С., великий актер и бард Высоцкий В.В., известный художник Суриков В.И., талантливый режиссер Чухрай Г.Н., прекрасный русский поэт Есенин С.А. и многие другие.

Сегодня Ваганьковское кладбище – это место, куда приезжают посетители со всех уголков мира, чтобы почтить память великих людей, полюбоваться на старинную архитектуру, попытаться понять сущность бытия, неторопливо прогуливаясь по тенистым аллеям некрополя.

Новодевичье кладбище . История некрополя началась с конца XVI века, когда возле Новодевичьего монастыря начали хоронить его игуменьей, монахинь и послушниц. В 1898 г. территория кладбища была распланирована известным в то время архитектором И.П. Машковым и увеличена. Сегодня эта часть некрополя носит название Старое Новодевичье кладбище, а земли, присоединенные в 1949 г. принято называть Новым Новодевичьем кладбищем. Последнее расширение было в 1970 г., так появилось Новейшее Новодевичье кладбище. В настоящее время на кладбище насчитывается более 26 000 могил. Среди наиболее старых захоронений: останки дочери Ивана Грозного, дочери царя Алексея Михайловича.

Здесь можно увидеть мраморные памятники Чехову А.П., Толстому А.Н., Молотову В.М., Горбачевой Р.М., Ельцину Б.Н. На кладбище был перенесен прах Шаляпина Ф.И., Гоголя Н.В., Левитана И.И. Новейшая история представлена могилами известных людей современности: в некрополе похоронен Альфред Шнитке, Герман Титов, Клара Лучко, Алексей Маресьев, Сергей Бондарчук и другие знаменитые личности нашего времени.

В настоящее время Новодевичье кладбище в Москве включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а большинство надгробий представляют уникальные образцы архитектурного искусства и являются культурным наследием эпохи.

Всехсвятское кладбище . Было открыто в Туле в 1772 г. для захоронения выдающихся горожан. По праву считается одним из самых старейших и красивых мемориальных кладбищ в России. В некрополе сохранились уникальные саркофаги, семейные погребения и часовни, датированные XVIII веком. По памятникам на могилах можно проследить развитие тульской школы мастеров резьбы по камню, которая отличается своеобразным растительным орнаментом, использованием аллегорических фигур на надгробьях и шрифтом.

Колокольня Всехсвятской церкви была построена в середине XVIII века и прекрасно сохранилась до настоящего времени. Ее украшают четыре фигуры ангелов, а наверх ведет витая лестница из чугуна, по которой можно подняться на площадку, расположенную на высоте 71 м.

Сегодня в летний период в Тульском некрополе проводятся ночные экскурсии, что позволяет по-новому взглянуть на это старинное кладбище.

Среди других старинных захоронений в России можно выделить Скорбященский некрополь в Рязани, овеянное легендами Смоленское и Никольские кладбища в Санкт-Петербурге, многоконфессионное Введенское (Немецкое) кладбище в Москве, полуразрушенные погосты Лепола в Выборге.



Похожие статьи
 
Категории