Статья про стрит арт стиль. Виды уличного искусства

12.03.2019

Каролина А. Миранда, журналист и блоггер из Нью-Йорка, написала статью о стрит-арте в известный американский журнал о современном искусстве ARTnews . Журнал издается с 1902 года в 120 странах и является влиятельным медиа в мире искусства. Издание впервые за долгое время опубликовало подробный материал об уличном искусстве, что, безусловно, говорит о возрастающем интересе мирового арт-сообщества к этой теме.

Каролина А. Миранда - журналист из Бруклина. Пишет о культуре, искусстве, и путешествиях в Time, ArtNews, Budget Travel. Ведет программу о культурных событиях на нью-йоркском радио WNYC. В 2010 New York Times назвал ее в числе 9 людей, за кем следует следить [в твиттере](https://twitter.com/cmonstah). Написала ряд научно-исследовательских работ об уличном искусстве. Ведет арт-блог (http://c-monster.net/), который был упомянут в Wall Street Journal и New York Times в числе рекомендуемых.

Размышляя о стрит-арте, люди сразу представляют мультяшных героев или конструктивистские узоры: вездесущий и суровый черно-белый лик рестлера-гиганта Андре «Obey» от Шепарда Фейри (Shepard Fairey), изображенный на улицах всего мира; портреты нахальных крыс от британца Бэнкси (Banksy); или бесконечное число символов различных стрит-художников, незаконно красующихся во всем мире.

Тенденции меняются. Сейчас молодые художники переходят от бесконечного неосмысленного теггинга к более концептуальным и насыщенным смыслом, абстрактным и объемным работам.

Франко-испанский художник Эльтоно (Eltono) рисует геометрические лабиринты, которые напоминают тюнингованную вилку или фантазию на имя «Тон». Габриэль Риз «Спектер» (Gabriel «Specter» Reese), канадо-американский художник, превращает городской мусор в скульптуры, инсталлируя их в заброшенных местах Нью-Йорка и Торонто. Американец по происхождению, живущий в Берлине Брэд Доуни (Brad Downey) разбирает брусчатку и выстраивает из нее разного рода геометрически упорядоченные конструкции. Объекты являются частью продолжительной серии «Спонтанные скульптуры», логическим завершением которого станет выпуск одноименной книги.

Как и в большинстве объектов стрит-арта, основная идея этой «реорганизации» - противостояние закону.

«Первоначальная идея заключалась в добавлении чего-то яркого и красочного в городскую среду, - говорит Доуни о своей работе. - Сейчас я думаю, лучшее, что можно сделать - изменить смысл того, что уже есть, реорганизовать имеющуюся информацию». Как и в большинстве объектов стрит-арта, основная идея этой «реорганизации» - противостояние закону. Доуни был не раз задержан полицией.

Несмотря на различные законы о вандализме, новая школа стрит-арта привлекает повышенное внимание кураторов международного уровня. В 2008 году галерея Тейт Модерн (Tate Modern) представила выставку с участием многих уличных художников. В прошлом году Фундасьен Каиса Галисия (Fundación Caixa Galicia) организовала общегородскую экспозицию «Пост-граффити, Геометрия и Абстракционизм», в которой приняли участие художники абстрактно-геометрического стиля. И, наконец, прошедшая в январе 2011 года выставка «Да здравствует революция: диалог с городским ландшафтом», включая работы Акая (Akay), шведского художника, построившего однажды собственное жилище на разделительном участке дороги.

Уличное искусство - больше, чем детище граффити: оно содержит культурно-историческую ценность.

Что интересно, эстетические теории некоторых форм уличного искусства выглядят, по сути, совсем академическими. Студийные художники Джон Балдессари (John Baldessari), Йозеф Бойс (Joseph Beuys) и другие делали незаконные инсталляции на улицах еще в 1960-х. Что делает уличное искусство особенным, так это то, что оно вдохновлялось и развивалось из граффити. Большинство из этих художников в какой-то момент брали балончики с краской и ставили теги на стенах.

«Эти художники вынесли из граффити материалы, техника и идеологию - крайне амбициозную, - говорит Седар Льюисон (Cedar Lewisohn), куратор выставки уличного искусства в галерее Тейт Модерн и автор книги «Абстрактное граффити» (выпускаемое издательством Меррел в марте). - Но уличное искусство - больше, чем детище граффити: оно содержит культурно-историческую ценность».

Художники пришли к новым формам стрит-арта различными путями. MOMO - художник из Нью-Йорка, который с 2004 создавал коллажи из яркой бумаги и краски в виде цветных завитушек и четкой геометрической формы. Как и большинство уличных художников, он начинал, вдохновленный традиционными методами, с теггинга на грузовых поездах и портретов знакомых на бесхозных стенах. (MOMO - детский никнейм, как многие интервьюируемые художники, он предпочитает не называть свое настоящее имя).

Еще в 2003-м, с замаячившей войной в Ираке, МОМО все в большей степени не вдохновляли собственные работы.

«Это был момент, когда я чувствовал себя оторванным от общества в целом. Я не хотел потакать ему фигуративными рисунками. Я не хотел пробуждать чувство ностальгии».

В результате, его работы на улицах превратились в чистую абстракцию. В то время он создал ряд полотен по заказу Музея изобразительного искусства и звука в Сан-Пауло (Museum of Image and Sound) и фонда «Каиса» (Fundación Caixa Galicia). Как и многие уличные художники, работая на абстрационистской и концептуальной сцене, он не выставлялся в галерее и жил на комиссионные с продажи работ в маленьких галереях, выставочных залах и музеях.

Безусловно, факт отхода от фигуративного принципа изображения связан с тем, что многие сегодняшние стрит-художники имеют минимальное художественное образование. У Доуни магистерская степень колледжа изобразительных искусств в Лондоне (Slade School of Fine Art in London), Эльтоно имеет диплома Политехнического Университета в Мадриде. Другие, как МОМО заканчивали художественную школу.

«Эти ребята не просто пытаются “подняться”, - говорит нью-йоркский арт-критик Карло Маккормик, поддерживает городское партизанское искусство с ранних 1980-х. - Здесь гораздо более глубокие корни, что заставляет меня думать о таких художниках как Джон Фекнер и Гордон Матта-Кларк, как о людях, пришедших к этому концептуальным путем».

«Абстрактное искусство не стремится исторгнуть месседж прямо из горла, оно более поэтично». К. Маккормик, «Нарушение: история запрещенного городского искусства».

Маккормик исследует уличные работы в своей новой книге «Нарушение: история запрещенного городского искусства» ([«Trespass: A History of Uncommissioned UrbanArt»](http://www.taschen.com/pages/en/catalogue/art/all/05719/facts.trespass_a_history_of_uncommissioned_urban_art.htm)) в соавторстве с Марком и Сарой Шиллер (Marc and Sara Schiller), авторов популярного блога об уличном искусстве Wooster Collective. «Большинство того, что сделано в стрит-арте и граффити, было декларативным, - говорит он. - Мы можем сказать об абстрактном искусстве, что оно не стремится исторгнуть месседж прямо из горла, оно более поэтично». Для многих художников уход от слов и фигуративных изображений был ключевым. «Это не для того, чтобы навязать какую-то идею, - говорит мадридская художница Нурия Мора ((http://www.nuriamora.com/)), чьи угловатые абстракции хаотично сплетаются с цветочными элементами, навеянными текстильным узором. - Это спокойные работы. Я стараюсь создать в городе немного тишины». По заказу арт-галереи Йоханнесбурга она построила внутри музея деревянную конструкцию грязно-розового цвета, а затем разбирала ее элемент за элементом и восстанавливала на улицах центра города – временами с соответствующим разрешением властей, временами без.

Представители новой волны стрит-арта пытались создать что-то отличное от того изобилия незаконных тегов, оставленных на любой доступной поверхности города. Многие годы Эльтоно бомбил тегами туннели вокруг Парижа, но когда приехал в 90-х в Мадрид, то обнаружил, что весь город заполонен граффити.

«На улицах баллончик – это дьявол». Эльтоно.

Тогда и зародился его узнаваемый сегодня фирменный стиль - разноцветные прямолинейные линии и фигуры. (Сегодня Эльтоно в первую очередь создает арт-объекты и инсталляции, его работы появляются в таких галереях как Тейт Модерн и Миро Фундасьон (Miró Foundation).

В этой эволюции сыграло также роль отношение к техническим материалам. Во многих городах аэрозольная краска ассоциируется с самым разрушительным примером вандализма. По словам Эльтоно, он сменил баллончик на кисть, не только потому, что это дает выразительную и четкую линию, но и потому что «на улицах баллончик - это дьявол». Но если вы рисуете кистью, то «никто не трогает вас. Это не выглядит агрессивно». Часто наоборот, это дает ему возможность подискутировать с простыми прохожими, поскольку некоторые люди начинают спорить с человеком, красящим стену.

«Если вы намерены заниматься уличным искусством, я думаю, в этом должно быть больше улицы и меньше искусства». Ad Deville .

Нелегальность уличного искусства для многих опрашиваемых художников является надуманной проблемой. Они видят свое творчество как интересный способ коммуникации с городской средой. Скьювил (Skewville) - дуэт из Нью-Йорка, чьи иронические объемные инсталляции заигрывают с архитектурой города (их работы выставлялись в галереях Лондона, Дублина и Лилля). Они дразнят прохожих вырезанными из дерева сникерсами на проводах электропередачи и мастерят скульптуры из кабелепроводов, которые монтируют на фасады зданий.

«Если вы намерены заниматься уличным искусством, я думаю, в этом должно быть больше улицы и меньше искусства, - говорит Эд Дэвиль (Ad Deville), одна вторая дуэта. - Для нас это значит оставаться настоящими - но в буквальном смысле, играя с настоящей уличной материей и встраивая ее в городскую среду».

Риз, чья работа была показана в Королевском Музее Онтарио, Торонто, говорит, что он начинал свой путь с более концептуальных и объемных проектов. Для серии работ «Canner Tribute» он сконструировал пьедестал с тележкой из супермаркета, наполненной коробками с пустыми стеклянными бутылками, в знак уважения к людям, сдающим алюминиевые банки на переработку. Он устанавливал арт-объекты без разрешения в неиспользуемых пространствах около мостов и железнодорожных путей в Нью-Йорке. «Я хочу создать объект в знак уважения. Но мне нравится и его эстетика. Я бы соврал, если бы сказал, что не думал об этом».

«Улицы для машин, не для искусства». Патрик Миллер.

По мере того как работы выходили за установленные границы граффити и стрит-арта, среди художников появлялся вопрос, как это называть. Термин «стрит-арт» раздут до неприличия. «Я борюсь с идеей “стрит-арта”, - говорит Патрик Миллер (Patrick Miller), член нью-йоркского коллектива Faile, которые в 90-х начинали с трафаретов прежде чем с головой окунулись в объемные инсталляции. - Улицы для машин, не для искусства».

В 2009 году Faile установили на бруклинских улицах два больших молитвенных барабана, покрытых резьбой, изображающей потребительское отношение и жадность. Они были вдохновлены молитвенными барабанами тибетских буддистов. На улицах инсталляции предлагали неожиданное соседство: ритуальный предмет, незаконно и внезапно установленный посреди потрепанного городского пейзажа.

В целом, работы Faile находятся на стыке партизанского и изобразительного искусства, поп-арта и концептуализма, скульптуры и архитектуры. Несмотря на то, что дуэт занимается нелегальным искусством, они единственные упомянутые здесь художники, у кого есть собственный представитель в галереях Нью-Йорка и Лондона. Их коллаж на дереве оценивается более чем в 60000 долларов. В прошлом году пара закончила крупный заказ - историческую копию храма в торговом центре в Лиссабоне - как участники фестиваля Portugal Arte 10. «Это размытая область на стыке уличного и публичного искусства и интервенцией в общественное пространство. Где-то между».

Хавьер Абарка (Javier Abarca), куратор, критик и преподаватель университета Мадрида, который ведет граффити-блог Urbanario, говорит, что пришло время переосмыслить систему уличного искусства. Пока граффити является термином для обозначения теггинга баллончиком с краской, стрит-арт, вмещая в себя все-что-подразумевается-под-улицей, становится слишком громоздким понятием. Абарка использует понятие «пост-граффити» для обозначения любого рода иконического теггинга на улице.

«Если у нас проблемы со словами – как пить дать, грядет что-то новенькое». MOMO.

Сначала термин подразумевал таких фигур как поп-художник 80-х Кейта Харинга (Keith Haring), который придумал четкий словарь, вдохновленный граффити, но не копирующий его. Сегодня пост-граффити может включать в себя и работы таких художников как МОМО и Эльтоно (также как и Фейри и Бэнкси), которые совершенно расширили набор визуальных символов. Для классификации более зависящих от среды объектов как работы Доуни или Риза, Абарка использует термин «интервенция» - вторжение арт-объекта в уличную среду.

Разумеется, не всегда можно четко определить типологию уличного искусства. Практически все художники говорили о смещении границ и переходе из одной категории в другую, избегая категоризации: от улицы к галереям, от граффити к пост-граффити и интервенции. «Меня привлекает эта неопределенная зона, где слова уже не играют большой роли, - говорит МОМО. - Если у нас проблемы со словами - как пить дать, грядет что-то новенькое».

Каждый раз, гуляя по Москве, мы находим в ней что-то новое и интересное. К небанальным объектам города относится уличное искусство, мы уже . Сегодня мы покажем рисунки на стенах домов, служебных строениях и прочих сооружениях, нарисованные разными уличными художниками. Такие рисунки подразделяются на нелегальные, то есть сделанные без разрешения, и легальные, сделанные с разрешения местных властей (или коммерческих структур, законным образом согласующих свой заказ с местными властями).

Самые интересные граффити Москвы 2016 года —>

Сегодня я покажу нелегальный стрит-арт, появившийся в 2016 году. Как вы можете убедиться, нелегал в Москве – это не только вандализм, не только раскрашенные электрички, загрязняющие городские стены теги, не только бесконечные разрисованные теми же тегами заборы вдоль железных дорог. Отмечу, в настоящее время в городе нет мест, выделенных для размещения «разрешённого нелегала». Не буду касаться городских граффити-фестивалей, когда для жаждущих рисовать даётся стена в специально отведенной резервации, на которой можно рисовать что угодно. К нелегалу я эти работы не отношу. Обычно нелегальные рисунки существуют в «неформальных двориках» в основном в центре Москвы, где подобные работы местные власти не закрашивают. Помимо Zoom, творчеству которого , в городе рисуют сотни других уличных художников. Полагаю, что творения некоторых из них заслуживают внимания.


В январе на Покровском бульваре появилась стена Кинчева. Рисунок на ней посвящен 25-летию фанатского сообщества «Армия Алиса», созданного в 1991 году по инициативе Константина Кинчева, лидера группы «Алиса». В мае и в октябре стену закрашивали, но фанаты каждый раз восстанавливали рисунок.


Alex214 расписал в Кузьминках несколько гаражей, в результате получился поезд метро. Среди фигур – Марта Купер, легендарный персонаж для любителей стрит-арта. Она известна во всём мире как фотограф, запечатлевший зарождение граффити-культуры в Нью-Йорке 1970-1980-х годов.


***


Портреты девушек от Keirs из команды Insmut. Некоторые уличные художники критикуют метод его работы. Они считают, что смысл стрит-арта – пришел и нарисовал. А когда автор приходит несколько раз, чтобы доделать работу, использует скотч, чтобы проводить прямые линии, это уже не уличное искусство. Я к подобным рассуждениям отношусь спокойно. Мне только странно, что некоторые девушки выходят у Keirs какие-то мужеподобные.


Akor (Артем Коротков) рисует на юге Москвы, и до его работ я обычно не доезжаю. Ироничный рисунок на строении в Бирюлевском лесопарке.


Akor на Шипиловском проезде.


Там же, на Шипиловском проезде, лиса от Choys. Интересно, что он один из немногих, пишущих ник кириллицей – Чойс.


Медведь из зелёных листочков от Чойс с Менделеевской.


Choys сказал, что на этом рисунке он захотел показать эмоции учеников от прихода 1 сентября.


Музыкант от Choys.


Антония Гапотченко, выбравшая себе ник Lev, приехала из Липецка в 2011 году, чтобы учиться на иллюстратора, и осталась в столице. По образованию она графический дизайнер. Считает себя иллюстратором, всегда им была и осталась, просто теперь рисует еще и на стенах. Удивительно, что она вообще не писала свой ник, а сразу начала с рисунков. Первый из них появился в мае 2015 года в Санкт-Петербурге у железнодорожных путей. Антония имеет собственный узнаваемый стиль, её любимый персонаж – обнаженная девушка в джунглях, пышущая красотой и здоровьем, и нарисованная без излишнего реализма форм. И хотя девушку, рисующую девушек, в граффити-сообществе обычно серьезно не воспринимают, за короткий срок ей удалось завоевать авторитет. Через год и месяц после начала карьеры ей уже поручили расписать стену 8х5 метров, у других авторов на такой путь уходит десятилетие. Правда, фестиваль Outline, для которого стена делалась, не состоялся, так что эту работу зрители не увидели.


Иногда в ее рисунках появляются мужчины.




Антония любит найти какую-нибудь «заброшку», так как для нее важно сочетание рисунка со средой вокруг.



Уличный художник Фрэнки, также как и Бэнкси, и Zoom, работает в жанре трафарета. Ник F20 когда-то обозначал название группы из двух человек. Со временем состав группы менялся, а сейчас под ником F20 остался один Фрэнки. Он получил архитектурное образование и работает архитектором. «Но хочется еще что-то такое делать, где ты сможешь делать все, что хочешь, без согласований – просто хочешь и делаешь». Рисовать Фрэнки начал давно, но художником себя ощущает с февраля 2010 года, когда он нашел свой стиль. Сейчас он получает второе образование по специальности «Графический дизайн».


Две его работы 2015 года находятся около МЭИ. Из интервью: «Иногда само место диктует желание нарисовать. Рядом с МЭИ, между корпусами есть очень трущобный переулок – даже не поймешь, что это ВУЗ, – и там я сделал работы три. Две из них до сих пор остались, их никто не трогает, хотя тэги вокруг закрашивают. Может, администрация вуза не против того, что они там висят, не знаю».


Детское воображение на Маросейке.


Работа на Арбате появилась ко Дню святого Валентина.


«Так ровно, дорогая?» на Огородной слободе.


Аист во многих культурах является символом новой жизни. Бочка из-под отходов как символ губительного влияния техногенного фактора на природу. Аист свил гнездо на старой бочке, природа победила. Во дворе в Печатниковом переулке.


И снова аист и современная цивилизация.


Чудо-юдо рыба-кит. Вместо деревушки — панельный микрорайон.


Потерявшаяся девочка с мишкой на Рождественском бульваре.


Часто прослушиваемая Фрэнки группа Magnetic Poetry в Селиверстовом переулке.


Sourt – мастер жанра, который называют «черно-белый фотореализм». Его работы можно найти на юге Москвы, от меня это далеко. Первый раз я съездил зимой, и нашел только одну его работу 2014 года – портрет Маяковского, остальные были закрашены. Интересен персонаж – представляете, кто-то взял и нарисовал нелегально Маяковского на заборе парка!
В 2016 году недалеко от метро «Беговая» появился Бенисио дель Торо в роли Гонзо в фильме Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас Вегасе»(1998).


Недалеко от метро «Менделеевская» появился Юрий Никулин.


Этого человека на Шипиловском проезде я не опознал.


Актер Энтони Хопкинс, недалеко от ТЦ «Облака» на Ореховом бульваре.


Актер и музыкант Петр Мамонов, писатель Виктор Пелевин на Веселой улице (есть и такая у метро «Царицыно»).

Закончу обзор работами двух уличных художников, которые по статусу уже стали просто художниками, хотя иногда и продолжают рисовать на улицах.


Алексей Mednoy родился в 1985 году. Он с отличием закончил отделение дизайна Ивановского художественного училища имени Малютина, но позже переехал в Москву - город, в котором он родился. Первый фасад в Москве на Цветном бульваре создал в рамках фестиваля «Лучший город Земли» (2013). В его живописных и графических работах уверенно читается сформировавшийся авторский стиль, выражающийся в характерных приемах. Он использует ахроматическую гамму цветов, ломанные формы, дробленные изображения. Мозаичные композиции, словно собранные из цветных стеклянных осколков, отсылают к традиции художников-модернистов.

***
Андрей Бергер родился в 1986 году в Барнауле. Он известен под ником Aber, происхождение которого понятно без объяснений. По образованию он дизайнер архитектурной среды, закончил Алтайский государственный технический университет. Андрей увлекся стрит-артом в 2001 году и с тех пор рисует на стенах и активно занимается творчеством. Жил в Новосибирске, сейчас живет в Москве, возглавляет Первое граффити-агентство.


Первая его заметная работа на фасаде столичного дома «Вдохновение» (2013) находится недалеко от метро «Проспект Мира» и выполнена вместе с Маратом Мориком из Новосибирска. Девочка на ней реалистична, но сам Андрей предпочитает геометрические абстракции. Мне удалось сфотографировать его нелегальную работу. Ну как, вам этот стиль нравится?
Позже в 2016 году в этом же стиле Андреем будет выполнены работы в Дании на Aarhus Art Convention, и в Германии (Мюнхен) на Stroke Art Fair. Подобной же графикой в 2016 году были расписаны фарфоровые тарелки для пятизвездочного отеля Silken Puerta America в Мадриде. Точнее, специально для одного из этажей этого отеля, который проектировала великая Заха Хадид. Другие этажи проектировали Норман Фостер и Жан Нувель.

***
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.

Понятие "стрит-арт" переводится на русский язык как "искусство улицы" и в широком смысле обозначает создание арт-объектов прямо на улицах городов.

улиц?

Многие художники считают, что такому явлению, как уличное искусство, дать определение в принципе нельзя. Слишком сложно и многогранно это явление. И тем не менее выделить общее представляется возможным. Во-первых, стрит-арт - это плод труда уличного художника, а во-вторых, существовать он может только на улице. У уличного искусства существует четыре стороны: идея и место, ориентир на внешнее или внутреннее, претензия на вечность или ее отсутствие, интимность. Для каждой работы эти составляющие важны настолько же, насколько дому необходимы окна. Среди художников популярна фраза о том, что законченная тобой работа до рассвета останется только твоей, а потом станет общей. В этом и смысл стрит-арта. Но свой отпечаток эта откровенность накладывает - художнику нередко приходится открыть душу, оголить собственные чувства перед чужими людьми.

Искусство в действии

Как работает стрит-арт? Фото, аниме, комиксы, портреты знаменитостей, актуальные события в мире - всё это не остается без внимания уличных художников. Сюжеты арт-объектов, локализованных на улицах во всех концах Земли, необычайно разнообразны. Объединяет их одно - это возможность донести идею до широчайшего круга людей. Поэтому на художнике лежит такая ответственность, ведь он творит искусство для масс. И оно находит отклик в сердцах горожан. Сегодня по всему миру открываются музеи, проводятся фестивали, встречи лучших мастеров и простых любителей урбанистической красоты.

Как делается стрит-арт?

Художники знают, что рано или поздно идея овладеет сердцем и помыслами полностью, настолько, что бездействовать невыносимо. Это значит, что пришла пора брать в руки краски и идти на улицу. Даже те, кто давно перестал считать себя новичком, знают, что любому здоровому человеку бывает страшно начинать. Страх этот нормален. А в чем-то даже необходим. Главное - преодолеть его вовремя и решиться на исполнение задумки. Одним из самых главных инструментов уличного художника является не пульверизатор и не кисть, а щедрая доза здоровой иронии и сарказма, лишенная навязчивости и наглости. Именно юмор позволяет добиться того эффекта, когда все видят и обсуждают саму работу, а не то, можно ли было что-то малевать на этой стенке. Не менее, чем правильный настрой, важны и технические средства. У художников есть правило: брать с собой вдвое больше, чем нужно. Тогда их хватит. А еще профессионалы шутят, что лучшим лекарством от взглядов и отвлекающих вопросов любопытных является фраза: "Мы снимаем кино". Как правило, после такого зеваки оставляют художников в покое.

Немного об уличных художниках

А теперь о тех, кто, благодаря таланту, доле авантюризма, чувству юмора, приобрел мировую известность. Впрочем, "известность" - не совсем то слово. Ведь часто бывает так, что творение мастера видят милионы людей, слава о нем разносится по всему миру, а о самом художнике толком никто ничего не знает. Примерно так произошло с Бэнкси из Лондона. Его знаменитый "Обнаженный" (на фото) прославлен на весь мир. А все, что было известно про мастера - короткий псевдоним. Сейчас Бэнкси выходит из тени, участвует в международных проектах, ездит по миру. Одной из поклонниц его таланта является Анджелина Джоли.

Португалец Александр Фарто (Vhils) поражает воображение публики невероятными сюжетами, огромными размерами работ, затейливыми переплетениями множества мельчайших деталей. Своеобразной фишкой художника является частичное механическое воздействие на поверхность. Один из его "автографов" есть и в Москве.

Калифорниец Above творит на тему политики, социума, культуры. Его работы можно встретить более чем в полусотне стран мира. На фото - работа "Первая любовь".

Португальский художник Питер Роа тоже любит путешествовать. Он рисует черно-белые изображения животных. На одной из московских стен красуются написанные им белки. А вот такой жираф поселился в Африке.

Наш современник и соотечественник из Симферополя буквально за несколько месяцев приобрел мировую славу. Некто с псевдонимом Шарик пишет свои уличные полотна, осуждающие войну и убийства, показывающие всю нелицеприятную сторону украинского конфликта. Работы Шарика можно увидеть во многих городах Крыма.

Никита Номерз создает интересные образы из зданий и сооружений. Его работы шокируют, удивляют и вызывают неизменную улыбку у жителей нескольких городов России.

Философия стрит-арт

Уличные художники делают черно-белый мир цветным, безликие стены жилмассивов превращают в предметы искусства. Но главная ценность стрит-арта не в его эстетической стороне, а в том, что благодаря ему люди задумываются об современности, о вечных ценностях и своей роли в этом мире.

Стрит-арт (street art) – это разновидность современного урбанистического искусства. Сложно определить, когда настенные рисунки появились впервые, такое изобразительное искусство является одним из древнейших. Но, несмотря на это, не утихают споры относительно этой деятельности, ведь многие люди считают, что стрит-арт – это акт вандализма. Но, так ли это? Окунемся в мир стрит-арта глубже и попробуем разобраться – что это такое на самом деле.

Что такое уличное искусство и каким оно бывает?

Стрит-арт в переводе с английского языка означает “уличное искусство”. Под этим направлением подразумеваются:

  • Настенные рисунки;
  • Изображения в общественных местах и на различных объектах;
  • Уличные инсталляции;
  • Стикеры;
  • Постеры и др.






К этому направлению можно отнести всё, что является урбанистическим стилем изобразительного искусства. Бытует широкое заблуждение, что граффити является единственным проявлением street-art. Однако, это не так. Граффити является лишь одним из видов уличного искусства, но далеко не единственным.

История стрит-арта с момента появления и до наших дней

Правильно было бы отметить, что уличное искусство существует с момента появления Человека разумного. Сначала творчество проявлялось в виде наскальных рисунков. Позже, уже в цивилизованном обществе (в Древнем Риме, Греции, Египте и т.д.), люди начали выражать свои мысли посредством нанесения надписей на стены. Это были рекламные послания, признания в любви, выражение политических мыслей и др.

Стрит-арт, такой, каким мы привыкли видеть его сегодня, предположительно появился во время Второй Мировой Войны. Первым случаем принято считать появление вирусной надписи “Kilroy was here”. Ее наносил некий Kilroy, который (предположительно) работал на заводе по производству бомб в Детройте (США). Сначала надпись появилась на всех ящиках с бомбами, изготовленными на этом заводе. Затем фраза была дополнена рисунком и далее распространялась американскими солдатами.

Расцвет уличного искусства в 1960-х годах пришелся на Филадельфию. Это место по-прежнему принято считать историческим центром граффити-культуры. В 1970-х годах локализация переходит в Нью-Йорк. Всё началось с манхэттенского квартала под названием Washington Heights. В этот момент и был придуман “теггинг”. Тогда же появилась традиция ставить номер улицы рядом с никнеймом. Первым, кто это сделал, стал Julio 204. Среди граффитистов того времени вспыхнуло соперничество за признание лучшим. Это сподвигло райтеров разработать новую манеру исполнения – так появились коды и стили граффити.

Примечателен и тот факт, что до 2012 года нигде в мире не было создано музея стрит-арта; не существовало и отделов, которые могли представить этот стиль публике. Впервые Музей Стрит-арта был открыт в Санкт-Петербурге. Главной целью этого музея является предоставление информации об уличном искусстве и граффити. Также музей осуществляет помощь в организации современных проектов, занимается поддержкой молодых художников. Представители музея стараются внедрить новый подход к развитию творчества, используя для этого индустриальные объекты, находящиеся далеко от центра города.

Виды и техники стрит-арта

Разделение на стили можно наблюдать, в основном, среди граффити . Выделяются следующие техники:

  • Writing – процесс нанесения граффити без привязки к стилю. Включает в себя абсолютно все разновидности;
  • Bombing – быстрое нанесение рисунка при экстремальных условиях;
  • Tagging – подпись художника, его никнейм.

Помимо техники нанесения, различают и виды граффити, которые отличаются по стилю:

  • Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри;
  • Throw-up – Нью-Йоркский стиль, подразумевающий использование двух цветов и простых форм;
  • Character – изображение персонажей в стиле автора-граффитиста;
  • Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства;
  • 3D-style – изображение в стиле 3D, а также оптические иллюзии.

Существует огромное множество техник нанесения рисунков и исполнения инсталляций. Регулярно появляются новые направления, художники стараются найти свой собственный стиль и выделиться из толпы других райтеров.

Известные представители направления

В уличном искусстве, как и в любом другом направлении, имеются известные представители:

  • Banksy – этого художника называют “золотым стандартом” современного искусства. Его личность так и не была раскрыта. Многие его работы занесены в реестр охраняемых объектов. Родом из города Бристоль, работает и выставляется по всему миру;
  • Vhils – Александр Фарту, родом из Португалии. В своей технике он использует электрическую дрель. Сотрудничал с легендарной группой U2;
  • Above (TavarZawacki) – начал свою деятельность в США, но затем перебрался в Берлин. Объектом его работ выступают темы о несправедливости современной системы, а также бедность определенных слоев населения;
  • Roa – в своих работах изображает животных, зачастую изнеможденных, с органами, открытыми взгляду. Ему свойственно имитировать эффект рентгена в своих работах;
  • C215 – французский уличный художник, который путешествует по миру и украшает улицы. Его любимая тема – это его собственная дочь Нина, которую можно наблюдать на изображениях, то в виде маленькой девочки, то преобразовавшейся в молодую женщину;
  • Жан Мишель Баския – ныне покойный художник, который оставил яркий след в истории. Начинал как граффитист, в расцвет своей карьеры реализовал много трафаретных проектов в сотрудничестве с Энди Уорхолом.

Современное уличное искусство имеет множество проявлений. Порой райтерами затрагиваются сложные темы. Но, творчество райтеров не становится от этого менее прекрасным. Теперь мы можем видеть, как многие работы превращаются в национальное достояние, а художники со всего мира реализуют свой творческий потенциал.



Похожие статьи
 
Категории