Урок-путешествие. Внеклассное чтение

29.03.2019

Урок литературного чтения в 3 классе.

М.М. Пришвин «Выскочка».

Цели урока: - расширение знаний учащихся о жизни и творчестве М.М. Пришвина;

Знакомство с рассказом «Выскочка», развитие умения анализировать поступки и характер героев;

Отработка навыка беглого выразительного чтения, расширение кругозора учащихся, развитие памяти, речи и мышления.
Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Введение в новую тему. Знакомство с биографией писателя.
- Прочитайте имя автора и название произведения, которое мы будем сегодня читать (слайд 1) .

Михаил Михайлович Пришвин (1873 - 1954) - писатель (прозаик, публицист). М.М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущеве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье (слайд 2) .

Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии. Но через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет образование было продолжено в Рижском политехническом институте. В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму.

С 1900 по 1902 год в биографии М. Пришвина проходило обучение в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году стал писать.

Он стал бродить по лесам, много путешествовать, собирать фольклор. В 1906 году впервые был опубликован его рассказ - «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. Следующими книгами Пришвина были: «Календарь природы» (1935), «Кащеева цепь», «Дорогие звери», повесть «Жень-шень» и многие другие. Также высоко ценятся его дневники.


III. Беседа о названии рассказа.

Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём или о ком он?

Кто такой «выскочка»? Кого так называют?(ответы учащихся).

Обратимся к толковому словарю Ожегова: (слайд 3)

ВЫСКОЧКА - человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.
- Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком идет речь в этом рассказе:

(Слайд 4)

Ушки чуткие торчком,

Хвост, взлохмаченный крючком.

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака).

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета. (Сорока).

О собаках мы с вами много говорили. А что вы знаете о сороках?

Сообщение учащ-ся: (слайд 5)

Сорока.


Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее легко запоминается – резкое стрекотание. Глаз у нее зоркий – никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем.

Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле – зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он – темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шашками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает.

Поселяется она в светлых лесах. Гнездо устраивает высоко на дереве из крупных сучьев. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна, культурных злаков, подсолнечника.

Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.


IV. Знакомство с рассказом.

Чтение учащихся.


V. Физминутка.
VI. Обсуждение прочитанного.

Словарно – лексическая работа.

Объясните значение слов: (бдительный – очень внимательный; радужный – разноцветный)

Объясните выражения:

В семье не без урода.

«Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».
Беседа по содержанию произведения:


  • Почему М.М. Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

  • Как автор описывает Вьюшку, ее поведение и повадки?

  • Какой породы собака? (Лайка) Что вы знаете о лайках? (Ответы учащихся). Именно этой породы были первые путешественники в космос.

  • Откуда приехала Вьюшка? Почему ее так назвали? (Лайка приехала с берегов сибирской реки Бии. Так ее и прозвали. Бия – Бьюшка – Вьюшка). (слайд 6)

  • Что вы узнали о сороке? На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряженный?

  • Как проявила себя Вьюшка в ситуации с сорокой?

  • Как автор относится к собаке и к сороке: с любовью, насмешкой, юмором, состраданием, нежностью?

VII. Работа по содержанию произведения.
1. Расшифруйте пословицу. Объясните ее смысл. Как связана каждая пословица с изучаемым нами произведением? (слайд 7):
СОВСЕМ КТО НЕ ЗНАЕТСЯ ГЛУП НИ С КЕМ

(Глуп совсем, кто не знается ни с кем.)

Тема урока: Урок – знакомство с творчеством М.М. Пришвина.

Рассказы М.Пришвина о природе (проводится перед изучением

сказки – были «Кладовая солнца»).

Цели урока :

Познакомить обучающихся с творчеством писателя

М.М.Пришвина;

Помочь обучающимся увидеть в произведениях писателя

глубокую любовь к родной природе, родному краю.

Оформление урока:

Презентация к уроку «Рассказы М.пришвина о природе»;

Выставка книг;

Иллюстрации обучающихся к рассказам Пришвина;

Эпиграфы к уроку :

«Я, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю».

искать и открывать в природе

прекрасные стороны души человеческой…

М. М. Пришвин.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Людям, которые открывают заветные уголки в природе, разгадывают сокровенные тайны лесных обитателей, ивестно всё.

Они знают, когда начнётся дождь, когда выглянет ясное солнышко, они знают, о чём разговаривают птицы на рассвете, о чём шепчутся листочки на осине, кому кланяются стройные берёзки… Они замечают и работу неутомимого муравья – труженика, и движение листочков, и рост былинок. Им известно то, что скрыто от глаз невнимательных гостей леса.

Эти люди, внимательные и заботливые, делятся своими впечатлениями и с нами, читателями. Их интересные рассказы помогают нам в одно мгновение оказаться на лесной полянке в хороводе берёз и осинок, вместе с ними, рассказчиками, мы пьём дождевую воду из шляпки старого гриба, помогаем, сочувствуем животным.

Вот таким умным, заботливым и внимательным рассказчиком является М.М.Пришвин. Это один из своеобразнейших художников слова. Он с искусством волшебника открыл красоту этой земли, и читатель его книг становится в своём отношении к ней, к земле, зорче, мудрее, бережливее.

Интересна жизнь М.Пришвина как человека. Посмотрите на его портрет (автор Г.С.Верейский). (слайд презентации)

Я вижу, вам понравися портрет. Кого напоминает вам писатель?

Верно, доброго волшебника, мудрого сказочника, вдохновенного кудесника.

М.М.пришвин был старейшим шофёром Москвы. Он до 80-ти с лишним лет сам водил машину, сам её ремонтировал. Машина помогала ему быть на встречах с лесом. А в лес он ездил часто, уезжал рано утром и возвращался после обеда. Его неразлучными спутниками были собака Жалька и корзина для грибов.

2. Как же стал писать Пришвин? (сообщение ученика)

(Ещё в молодые годы, полвека назад, он обошёл пешком весь Север с охотничьим ружьём за плечами и написал об этом книжку. Был тогда наш север диким, людей там было мало, птицы и звери жили, не пуганные человеком. Так и назвал Пришвин свою первую книжку «В краю непуганых зверей».

А потом, много лет спустя, Пришвин снова побывал на Севере и увидел, что знакомые озёра, где раньше плавали дикие лебеди, были соединены Беломорским каналом, и по ним плавали не лебеди, а советские пароходы.

Побывал он и на Дальнем Востоке, а когда все уголки нашей необъятной Родины были обойдены, стал Пришвин путешествовать возле Москвы).

Пришвин с присущим ему юмором рассказывает нам о многих событиях из жизни лесных обитателей.

Сейчас, после такого большого разговора о Пришвине и о природе, мы начинаем знакоство с рассказами Пришвина. И сегодня у нас урок внеклассного чтения по произведениям Пришвина.

Постоянно при чтении и прослушивании рассказов постарайтесь, ребята, отвечать на вопрос: «Чему учит нас этот волшебник, знаток и любитель родной природы?»

3. Итак, добрый волшебник Пришвин взмахнул палочкой, и … мы с вами оказались в лесу. Слышите: лес просыпается, птицы поют…

Пройдя через лес, мы оказались на опушке перед деревянным домиком, под окнами которого раскинулся золотой луг.

Чтение рассказа «Золотой луг».

Почему крохотный неприметный одуванчик стал для детей самым интересным цветком?

Продолжаем знакомство с героями рассказов Пришвина.

Часто родители, возвращаясь из леса, говорят детям: «Тебе зайчик гостинец прислал». Но не только заяц может посылать гостинцы, и рыжая лиса иногда делает подарок, как об этом говорится в рассказе «Лисичкин хлеб».

Чтение или пересказ «Лисичкина хлеба».

Какой жанр изученных произведений напоминает этот рассказ?

Верно, сказку. А что сближает его со сказкой?

Да, частые повторы, такие сочетания: лисичкин хлеб, как кукушкины слезки, заячья капустка, кошачьи лапки

Наблюдательный, знаток секретов девушек – осинок, писатель – волшебник приводит нас на лесную полянку к подружкам – осинкам. Поэтично, с мягким лиризмом повествует нам художник слова о «Силаче», о «Полянке в лесу». Приглашает нас на именины осинки.

Читается наизусть рассказ «Именины осинки».

Приближается осень, и Пришвин с заботой говорит о том, что осинки замерзают, им холодно.

Ученица наизусть читает рассказ «Осинкам холодно».

А ветер – хозяин старательно убирает осенние листья, утепляя ими землю.

Чтение рассказа «Осенние листья».

Все рассказы Пришвина пронизаны мыслью о внимательном отношении к людям, родной природе, открывающей заветные уголки. Заставляет о многом задуматься рассказ «Старый гриб»

Как вы думаете, какова основная мысль рассказа?

Чему учит нас писатель?

Давайте вспомним, о чем говорится в первом части.

Пересказ 1 части.

Да, Пришвин отбирает из жизни друга самые важные события: баррикады на Пресне, Первая мировая война, большая революция, парад Победы.

Как вы думаете, какой можно назвать жизнь рассказчика и его друга?

А какой смысл вкладывал мальчишка – озорник в слова: «А ты зачем идёшь, старый гриб

Оправдывает ли озорника то, что он не знал о боевом прошлом дедушки?

- О чём говорится во 2 части?

Какое отношение к старому грибу показвает нам автор? (Верно, старый гриб нужен и человеку, и обитателям леса, ибо он сеет «споры жизни».

Чему учит нас писатель?

Мы простились с героями «Старого гриба».

Пересказы учащихся.

5. Викторина по иллюстрациям к рассказам М.Пришвина (показ слайдов).

- Итак, давайте подведём итог урока.

Чем богаты рассказы М.Пришвина – художника?

Как подтверждается мысль эпиграфа нашим уроком?

Чему учат рассказы писателя?

Урок окончен, но встреча с героями рассказов Пришвина продолжится на последующих уроках.

Оценки за урок.

Литературное чтение (4 класс)

Тема: «М.М. Пришвин – певец русской природы».

Цель : познакомить детей с жизнью и творчеством М.М. Пришвина, расширить знания детей о природе нашей Родины, прививать любовь к природе.

Подготовка к уроку : дети читают не меньше 5 рассказов М.М.Пришвина, рисуют рисунки к одном из них, учитель готовит жетоны для детей, учитель вывешивает рисунки к рассказам М.М.Пришвина художников- иллюстраторов (Презентация), русские пейзажи разных времен года.

Ход урока.

Сегодня наш урок посвящён М.М.Пришвину. М.М.Пришвина называют певцом русской природы. Как вы думаете почему? (М.М. Пришвин умел слушать природу, наслаждаться ею) . В конце урока мы вернёмся к этому вопросы и дополним наши ответы.

Организационный момент:

Дети делятся на 3 команды любым способом (из горшочка вытаскивают карточки с номерами 1,2,3 ; или геометрические фигуры трех видов)

1 этап.

В зависимости от уровня детей, команды получают задания:

1 команда: текст с биографией М.М. Пришвина,портрет, вопросы, отвечая на которые должен получиться рассказ о М.М. Пришвине. (Приложение 1)

1)Где родился М.М. Пришвин?

2)Как жилось его семье?

4)Легко ли было ему учиться?

2 команда: текст из воспоминаний М.М. Пришвина с вопросами. (Приложение 2)

6)К чему призывает нас?

3 команда: показать животных из рассказов М.М. Пришвина.

Подводятся итоги первого этапа, выдаются жетоны.

2 этап.

На доске развешаны иллюстрации из книг М.М. Пришвина художников или учитель показывают Презентацию, подготовленную по рассказам М.М.Пришвина.

Команды должны узнать, к каким рассказам относятся иллюстрации. («След барсука», «Вася Весёлкин», «Дедушкины валенки», «О чём шепчутся раки», «Лоси», «Медведь» , «Беличья память», «Землеройка», «Серебряное утро», «Пиковая дама»

За правильный ответ выдаются жетоны.

3 этап.

Те иллюстрации, которые не были отгаданы, дети разбирают и придумывают по ним рассказы по командам. Потом рассказывают, что получилось. Далее детям выдаются тексты тех рассказов, по картинкам которых они придумывали сами. Дети читают, какая история была написана М.М.Пришвиным.

4 этап. Викторина «Знатоки природы» по рассказам М.М.Пришвина.

1) Всем известно,что есть птицы, которых можно научить говорить. Это всем известные попугаи.

А можно ли научить говорить грача? (да, в рассказе «Говорящий грач» автор рассказывает нам, как долго подкармливал грача гречневой кашкой. Был голодный год. Грач прилетел кокну, а Пришвин спрашивает его: « Кашки хочешь, дурашка?» очень ему хотелось, чтобы грачонок ответил: «Хочу».

Но вот случилась беда: воры обчистили, остатки крупы выгребли. так лег спать голодным. Утром в окошко постучали: прилетел грач… хотел автор его поймать, а он залетел на самую верхушку дерева, смотри сверху и говорит:

Хочешь каш-ки, ду-ра-шка?)

2) Однажды Михаил Михайлович вздумал немного промять своего Трубача и дать понять ему лисичку или зайца в лесу. В густом ельнике, на перекрестке двух зеленых дорожек, он дал волю Трубачу, и он сразу же ткнулся в куст, вытурил молодого русака и с ужасным ревом погнал его по зелёной дорожке.

Но очень скоро возвратился Трубач очень смущенный, с опущенным хвостом, и на светлых пятнах его была кровь.

Внимание, вопрос! Кто же ободрал собаку. (Трубачу бы только хватить зайца, но вдруг на него из овина вылетает большая черная курица - прямо ему в глаза. И он повертывается назад и бежит. А Пиковая Дама ему на спину – и клюёт, и клюёт его своей пикой.

И вот отчего на светлых пятнах была кровь: гонца расклевала обычная курица)

3) Весной после пробуждения барсук не уходит далеко от норы. Остатки мокрого снега, грязь,ручейки и лужи воды не располагают аккуратного веря к дальним проулкам. Нор нарыто барсуками множество.

Внимание, вопрос! Зачем же им столько нор? (Все из-за лисы, которая любит селиться в готовых квартирах и неопрятностью своею выживает хозяев- барсуков)

4) - Внимание, вопрос! По какому признаку можно обнаружить присутствие лисы в норе? (по сильному и неприятному запаху)

5) Обоняние и хороший вкус помогают лисице добывать себе еду?

Внимание, вопрос! Какова основная пища лисы: зайцы или грызуны? (основная еда- грызуны. Она слышит их даже под снегом. Опустив низко голову, она бежит по полю, прислушиваясь, не пискнет ли полёвка или мышь под снегом. Иногда она охотится за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы. На куропаток, тетеревов и рябчиков охота ненадежна)

5 этап. Напишите один день из жизни М.М.Пришвина.

6 этап . Чтение учителем рассказов М.М. Пришвина «Дедушкин Валенок», «Медведь»

7 этап. Выставка детских рисунков.

8 этап. Подведение итогов. Выставление оценок.

9 этап. Организация прогулки в лес или парк с целью наблюдения за жизнью леса.

Приложение 1.

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)

Родился он 4 февраля в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Отец его был купцом. О том, как он стал писателем, Пришвин М.М. рассказал в романе «Кащеева цепь». Отец рано умер, мама осталась одна с пятью детьми. Мальчик видел, как трудно маме растить детей и давать им образование, видел нужду крестьян, и вот он решает, что все люди находятся в плену у Кащея Бессмертного. В этом мире много зла, а он, мальчик, должен разорвать эту цепь. Но мальчик борется со злым Кащеем не за себя одного, а за счастье всего живого на земле.

Мальчику было трудно учиться. Несмотря на все трудности, М.М.Пришвин окончил университет в Германии,стал агрономом. Работал агрономом, а также корреспондентом,учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школ. Много путешествовал, изучал фольклор народов Севера. Писателем стал уже в зрелом возрасте. М.М.Пришвин очень хотел, чтобы все любили родную природу. Для этого он не жалел своих сил. Каждый год,с ранней весны и до глубокой осени, он жил и работал среди лесов и полей, писал там свои рассказы. «Я нашел для себя любимое дело,-говорит Пришвин,- искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека; и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл»

1)Где родился М.М. Пришвин?

2)Как жилось его семье?

3)Роман, в котором М.М. Пришвин описывает, как он стал писателем, называется «Кащеева цепь» . Почему?

4)Легко ли было ему учиться?

5)Какое образование получил М.М. Пришвин?

6)Почему М.М. Пришвин решил стать писателем?

Приложение 2.

Михаил Пришвин

Моя родина

(Из воспоминаний детства)

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Перепелку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек.

Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину.

1)С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?

2)Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

4)В чём заключалась его охота?

6)К чему призывает нас?

7)Какая главная мысль этого рассказа.

Из истории создания повести. Повесть «Женьшень» (1933) появилась в результате двух путешествий писателя, совершенных им в 1931 году. Первое - в Свердловск, на строительство Уралмаша, второе - на Дальний Восток. В Дневнике 1931 года Пришвин пишет о происходящем в стране: «Да, страдание огромно (аресты без конца), но <...> строится невидимый град и растет». «Жень-шень», как и большинство произведений писателя советского периода, - результат его участия в деле строительства «Града Невидимого Отечества», невидимого града русской души, не уничтожимой никаким насилием. Повесть написана как философская сказка о пути человека, сознательно выходящего из войны, немирного состояния бытия и обращающегося к творчеству «новой, лучшей жизни людей на земле».

Композиция и основные мотивы. В первой главе повести (всего в ней 16 глав) обозначены время и место действия, здесь появляются основные герои (Лувен, Хуа-лу, Серый Глаз, Черноспинник), детально раскрывается предыстория главного героя, у которого, как это нередко бывает у Пришвина, нет имени и который в произведении выступает рассказчиком. Такой способ изображения главного героя (героиня также существует в тексте как «она», хотя все другие герои, даже звери, имеют свои имена) исполнен глубокого художественного смысла. Он создает эффект исповедальности и достоверности свершающейся на наших глазах истории человеческого «я».

Своеобразие пришвинского героя-рассказчика определяется, во-первых, его автобиографичностью (сюжет связан с духовно-нравственными исканиями писателя, с событиями его внутренней жизни, в частности с историей его давней любви к В. П. Измалковой); во-вторых, родством пришвинской художественной прозы с его дневниковой прозой, где герой - творец и летописец (рассказчик) собственной жизни.

В повести четко обозначено время действия - 1904 год, однако контуры исторических событий (а это время русско-японской войны) предельно размыты. Для автора важнее другое: символическая ситуация выхода героя-рассказчика из войны. Герой, сапер-химик, «долго терпел», участвуя в боевых действиях, «и когда воевать стало бессмысленно, взял и ушел». Смысл мотива ухода, важнейшего в жизни и творчестве Пришвина («Кащеева цепь», «Повесть нашего времени»), - в возвращении человека к самому себе и к истинной жизни мира, в духовном прорыве человека к безусловному. «Уход» героя-рассказчика связан с мотивом смерти-воскресения. Герой переживает смерть («Как гудел роковой снаряд, подлетая к нашему окопу, я слышал и отчетливо помню и посейчас, а после - ничего. Так вот люди иногда умирают: ничего! За неизвестный мне срок все переменилось вокруг: живых не было...»), следствием чего и становится его духовное возрождение к новой жизни - вне войны.

Герой-рассказчик, которого «с малолетства манила неведанная природа», уходит, «сам не зная куда», но оказывается - почти по законам сказочного превращения - в удивительном краю. Сначала это Маньчжурия, где «долины с такой травой, что всадник в ней совершенно скрывается, красные большие цветы - как костры, бабочки - как птицы, реки в цветах». Из этого сказочного, но чужого края начинается путь героя в Россию, на родину, которую он находит в распадке, захваченном китайскими охотниками. Здесь он встречает Лувена, становящегося его «духовным отцом». Место действия в повести, таким образом, поистине необычная земля: она на границе войны и мира, «рая» и реальной России, Востока (китайской культуры) и России.

Истории создания героем своей новой родины («Арсеи») посвящены II-XV главы повести, в которых показана каждодневная жизнь людей и зверей от лета (начало действия) до лета, когда вновь приходит осень (время действия в XV главе). Мотив родины в повести двусоставен. Его первая смысловая грань связана с образом реликтового корня жень-шеня и с темой зверей третичной эпохи, оленей, которые «не изменили своей родине», когда она оледенела, и в период климатической катастрофы приспособились к новым условиям. Вторая грань - тема «общей родины» людей.

Так, в предыстории героя-рассказчика соединяются мотивы катастрофы, изменяющей облик земли («оледенение»), войны, смерти, ухода и духовного возрождения человека, «рая», края «неведанной природы», неродной (чужой) земли, родины.

Писатель заставляет услышать гул и «шелест жизни» этого края и его «необыкновенную, живую, творческую тишину», «музыку тишины», которую «устраивает» «бесчисленное множество, неслыханное, невообразимое число кузнечиков, сверчков, цикад и других музыкантов». Великое многообразие жизни природы в пространстве с бесконечной вертикалью и горизонталью писатель показывает при помощи большого количества цветовых, световых, звуковых деталей и образов, нередко метафорических; он соединяет панорамное изображение жизни и крупный план, когда каждое открывается как единственное.

Ощущение бесконечного многообразия и полноты жизни возникает в «Жень-шене» и потому, что писатель изображает «великий круговорот» времен года.

Раскрывая перед читателем красоту и великолепие природы, Пришвин вместе с тем говорит о ее разрушительных, смертоносных силах, ее глубинном трагизме, который постигает герой-рассказчик во всей полноте, непостижимости и неподвластности человеку в сцене гибели «прекрасных оленей» Серого Глаза и Черноспинника (гл. XV). Разрушительное начало герой-рассказчик открывает не только в природе, но и в собственной душе. Оно определит его отношение к героине (к «ней»), сыграет важную роль в судьбе Лувена; оно, как это ни парадоксально, роднит и сближает мир природы и человека, свидетельствует о единстве их судьбы. Тема страдальческой и трагической судьбы живого раскрывается, в частности, в словах героя-рассказчика: «Так отчего же, если кругом так прекрасно, является эта как будто смертельная боль?» Таким образом, в «Жень-шене» Пришвин предстает художником трагического мироощущения.

В центральных главах повести (II-XV) с их «мерным ходом большого времени» писатель показывает новый этап духовного становления героя-рассказчика. «Самым большим событием» его жизни в краю «неведанной природы» становится встреча с «ней», похожая на сказку о царевне-лебеди. Только здесь, в долине цветов Зусухэ, в женщину превращается олень-цветок Хуа-лу.

История отношений героя-рассказчика и женщины, приехавшей на пароходе с переселенцами, предстает в повести как драма любви, непонимания, утраты, не поддающаяся логическому объяснению. Герой будет разгадывать ее загадку всю жизнь. Понять ее помогают три ассоциативно связанных друг с другом эпизода. Первый - встреча героя-рассказчика с Хуа-лу (гл. II), когда в нем боролись два человека: зверя-охотника, привыкшего присваивать себе, а значит, уничтожать «прекрасное мгновенье», и человека, который сохраняет это мгновение нетронутым и так «закрепляет в себе навсегда». Второй эпизод - встреча героя-рассказчика с «ней» (гл. III), когда он ведет себя по отношению к женщине так же, как и по отношению к Хуа-лу - «не хватает за копытца». Третий эпизод - это история превращения Лувена из человека, «губящего жизнь диким звероловством», в «глубокого и тихого» искателя корня жизни с родственным вниманием ко всему и каждому (гл. VIII).

Лувен был глубоко обижен при семейном разделе и ушел в тайгу смертельным врагом родного брата. Первые десять лет его звероловства были для него «жизнью для доказательства» того, что он не хуже, а, может быть, и лучше своего брата. Когда он вернулся домой, оказалось, что доказывать было некому: после страшного мора в живых осталась только жена брата с кучей ребятишек. Это и привело к «глубокому перелому» в сознании Лувена. История эта свидетельствует о бессмысленности жизни человека «для доказательства», ради идеи. Самое важное в этом эпизоде то, что история Лувена рассказана не им самим, а сочинена героем-рассказчиком и становится для него не столько обнаружением тайны «превращения» Лувена, сколько путем к самопознанию, открытию в себе человека, «зашитого схемами», увидевшего в любимой женщине обыкновенную сказочную царевну и не сумевшего разглядеть ее неповторимого лица.

Горе утраты любимой так велико, что герой переживает его как «расстрел»: «будто огромные белые стрелки... расстреливают меня... чтобы я, расстрелянный, уничтоженный, сам в себе жил, мучился и через эту необходимую муку все понял» (гл. IV).

Центральный символ повести. Словно в сказке, когда попавшего в беду героя спасают чудесные вещи, на помощь герою-рассказчику приходит жень-шень - «драгоценный реликт», растение, сумевшее, как и олени, звери третичной эпохи с их целебными пантами, пережить много эпох в истории Земли за десятки тысяч лет и остаться самим собой. Для Пришвина жень-шень - символический образ творческих сил жизни в природе и человеческой душе, тех созидательных сил, которые соединяют миллионы людей в их многовековой истории и благодаря которым жизнь сохраняется и изменяется к лучшему. Герой-рассказчик, видящий склонившихся над жень-шенем и благоговейно созерцающих его маньчжуров (гл. V), воспринимает цветок как свидетельство великой тайны жизни.

«Творческая сила корня жизни», с точки зрения писателя, в том, «чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом». Герой-рассказчик, постигая свой корень жизни, «выходит из себя», из своего горя и себе самому раскрывается в Лувене, в «неведанной природе», в деле своей жизни - древнем и вместе с тем «самом новом деле» охраны и разведения прекрасных исчезающих зверей, наконец, в женщине, которую он полюбил. Жень-шень помогает герою-рассказчику понять, «какая неистощимая сила творчества заложена в человеке», он становится в повести символом духовного становления человеческой личности, связанного с самопознанием, внутренними исканиями, творчеством собственной жизни и, что очень важно для Пришвина, с выходом из горя и страдания к радости (см. IV гл.). Все это особенно очевидно раскрывается в отношении героя-рассказчика к природе.

Смысловые итоги повести. Попав в край «неведанной природы», герой осознает ограниченность выученного «в книгах о жизни природы, что все отдельно, люди - это люди, животные - только животные» и по-новому видит окружающее: «все на свете» стало ему «как свое», «как люди» (гл. IV). Однако со временем он начинает чувствовать необходимость выйти за пределы того миропонимания, которое открылось ему через Лувена, родственным вниманием соединяющего в единое целое все окружающее. В сюжете это связано с эпизодом, когда герой-рассказчик, ставший для своего «духовного отца» «капитаном» (гл. VII), обнаруживает, что «Лувен похож на рогача с несменными костяными рогами» (гл. XII), то есть, по сути, остановился в своем духовном развитии.

Мысль писателя, однако, не в том, чтобы отказаться от многовекового, передающегося из поколения в поколение опыта жизни человека в природе, которым владел Лувен, а в том, чтобы соединить этот древний опыт с «методами современного знания», с потребностями изменяющейся жизни.

Содружество героя-рассказчика и Лувена в деле создания оленьего питомника, а потом и заповедника для охраны и разведения жестоко истребляемых зверей раскрывает мысль писателя о том, что творчество жизни возможно лишь благодаря соединению опыта отцов и детей, древнего и современного знания, опыта Востока и европейской культуры, внутреннего устроения души и внешнего преобразования жизни, наконец, соединению «творческих сил» культуры и природы.

То понимание природы, к которому герой-рассказчик в конце концов приходит, очевиднее всего раскрывается в сцене, когда он пытается вернуть оленей после их побега из питомника (гл. XV). Как исследователь и ученый, он отказывается мерить оленей «по себе»: их мир - другой, но вместе с тем он осознает «с ними родство» и чувствует их по-родственному. Писатель изображает природу и человека как два разных и родных мира, «идущих» по «общей тропе» жизни. Свидетельство тому целый ряд ассоциативно связанных друг с другом образов, эпизодов, мотивов: прекрасные черные блестящие глаза Лувена, Хуа-лу и женщины; корень, на который наступил олень и который «замер», и жизнь героя-рассказчика, утратившего любимую; олень с «бессменными рогами» и Лувен, остановившийся в своем развитии; смена рогов у оленей и момент, когда герой-рассказчик «сбрасывает с себя все созданное, как олень свои рога»; осенний «гон» оленей и «любовный пробег» человека по земле.

Глубинную духовную связь, единую судьбу, сотворчество человека и природы раскрывает в повести символический образ «предрассветного часа», времени «строительства утренней радости», когда человек, «соединенный со всеми силами природы в единое целое», участвует в незаметной и бескорыстной работе «всех соединенных сил мира», из которой рождается новый день и благодаря которой продолжается жизнь. Очевидно: пришвинское понимание отношений человека и природы, воссозданное в «Жень-шене», противостоит представлениям современников писателя о том, что природу человека, земли, мира можно легко изменить «в лучшую сторону», противостоит разрушительной идее преобразования природы.

В заключительной главе повести, своеобразном эпилоге, завершаются сюжетные линии Лувена, Хуа-лу, героя-рассказчика, это финал сказки о крае «неведанной природы», чудесной «Apcee», родине, которую создают себе герои. Точное время действия («Прошло десять лет... и еще год прошел... и еще год...» Если бы не последнее многоточие, то с уверенностью можно было бы утверждать, что действие происходит в 1917 году) особенно явно подчеркивает «сказочный» характер происходящего в повести, безусловной реальностью которого остается трагизм жизни и бесконечное становление человеческой личности, обращенной к творчеству «новой, лучшей жизни людей на земле».

Цели:
Сформировать у учащихся представление как о необыкновенно добром, терпеливом, внимательном, изобретательном, хорошем знатоке природы, человеке и писателе.
Развивать у учащихся речь, память, творческие способности и умение анализировать произведения.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Наглядность и оборудование:
Портрет М. М. Пришвина, выставка книг «С Пришвиным в лес», плакат «Охранять природу – значит охранять Родину», иллюстрации к рассказам М. М. Пришвина, рисунки учащихся к прочитанным произведениям, кроссворд, грамзапись «Голоса птиц», проектор, компьютер, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Разгадывание кроссворда. (Приложение 1)
Учитель: Сегодня наш урок я хочу начать с разгадывания кроссворда. Вот он, перед вами.
Сообщение темы урока.
Прочитайте, что получилось в зелёных клеточках.
Учитель: Как вы догадались, мы поговорим о рассказах Михаила Пришвина. Тема нашего урока «Михаил Михайлович Пришвин – певец русской природы».
(Стук в дверь. Входит М. М. Пришвин.)
Пришвин: Шёл на охоту, услышал свою фамилию и решил зайти.
Учитель: На охоту, а ружьё?
Пришвин: Моя охота в находках. Мне хочется найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, никто в своей жизни их не встречал.
- Расскажите, что вы обо мне знаете?
Биографию писателя рассказывают ученики на фоне музыки (показ презентации)
М. М. Пришвин – великий писатель, путешественник и охотник. Большую часть своей жизни он провёл в путешествиях. Где он только не побывал?! На Крайнем Севере и Дальнем Востоке, в горах Урала, в степях Казахстана, в Крыму и на Волге. М. М. Пришвин родился 5 февраля 1873, умер в 1954 году. Родился он в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии, в купеческой семье, в дворянской усадьбе, доставшейся по наследству его отцу, там он провёл детство, часто возвращался туда в течение жизни. Среднее образование Пришвин получил в Тюменском реальном училище. Учился в Рижском Политехническом институте. За участие в революционном кружке был арестован, сидел в тюрьме, а затем выслан в Германию. Там окончил Лейпцигский университет. Вернувшись на Родину, работал агрономом. Он уже пишет и издаёт агрономические книги. Но ему становится ясно – наука не его призвание. Он круто изменяет свою судьбу: становится писателем. В литературу вошёл как детский писатель. Писал о том, что видел и сам пережил в природе. Рассказы Пришвина побуждают к любознательности, зоркости, в них большой момент игры, охоты за меткими наблюдениями, за чудесным мгновением, когда распускается первый лист, падает первая капель весеннего светлого дождя. Секрет Пришвинского обаяния – в его зоркости. В своих замечательных книгах Пришвин рассказал много интересного о природе, об охоте на различных зверей и птиц, о дружбе человека с животными, о повадках зверей, о простых деревенских ребятах и об их дружбе, смелости, находчивости. За заслуги в литературе М. М. Пришвин награждён орденами «Знак почёта» и «Трудового красного знамени».
Пришвин: А кто из вас читал мои рассказы? (Ответы детей)
Пришвин: Даже иллюстрации нарисовали. Молодцы! Ну, мне пора.
Рассматривание выставки книг.
Учитель: По многим лесным тропинкам прошагал удивительный волшебник русского слова. Судя по обложкам книг, иллюстрациям на них, скажите:
- О чём писал Пришвин? (Ответы детей)
Учитель: Природа – главный герой его произведений. Много света и солнца, много любви к природе, а через неё к человеку в книгах этого тонкого художника.
- Ребята, давайте примем участие в интересной охоте без ружья. Вместе с героями рассказов М. Пришвина побываем в лесу, понаблюдаем за птицами, лесными зверями. Итак, с Пришвиным в лес.
Звучит грамзапись «Голоса птиц».
IV. Анализ прочитанных произведений. (Работа по уровням)
1) Анализ рассказов, прочитанных учащимися III уровня.
Учитель: Сила обаяния Пришвина в зоркости, умении видеть, наблюдать. Он подмечает тончайшие оттенки в поведении животных.
- В каких рассказах вы читали об этом? («Гаечки», «Изобретатель», «Муравьи»)
- Почему утёнка прозвали изобретателем?
- Есть у белки память?
- Как же белка находит свои запасы, засыпанные снегом?
- О каком рассказе пойдёт речь? (Показ иллюстрации)
- Каким образом ёж запасся яблоками?
- Что необычного в поведении муравьёв подметил автор? Прочитайте.
- Как разговаривают деревья?
V. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
2) Анализ произведений, прочитанных учащимися I уровня.
Учитель: У собак перед всеми зверями особая любовь к человеку. Всюду М. Пришвина сопровождали собаки.
- Назовите клички собак, с которыми вы встретились в рассказах.
- Как называется рассказ, из которого взяты слова «Визгу много, шерсти мало»? Назовите кличку собаки. Почему о ней так сказано?
- Как М. Пришвин относился к ним? Докажите. («Глоток молока»)
- Назвать кличку собаки, которая спасла жизнь человеку. В какой это повести? (Иллюстрация)
3) Анализ повести «Кладовая солнца».
Сценка.
Настя: Что это, Митраша, так страшно воет вдали?
Митраша: Отец говорил, что это воет на Сухой речке старый Помещик. Все волки на Сухой речке убиты, но Серого убить невозможно.
Настя: Так чего же он так страшно воет теперь?
Митраша: Отец говорил, что волки воют весной оттого, что им есть теперь нечего. А Серый ещё остался один, вот и воет.
Настя: Мы куда же пойдём?
Митраша: Мы пойдём на север по этой
·тропе.
Настя: Нет, мы пойдём вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь? – какое это страшное место Слепая елань. Сколько погибло в нём людей и скота. Нет, Митрашенька, не пойдём мы туда. Все идут в эту сторону, значит, там и клюква растёт.
Митраша: Много ты понимаешь! Мы пойдём на север, как отец говорил: там есть палестинка, где ещё никто не бывал.
Настя: Вот ещё! Отец наш сказку любил рассказывать, а может быть, вовсе нет никакой палестинки!
Митраша: Понимаешь ты!
Учитель:
- Назовите имена детей.
- Почему они жили одни?
- По сколько лет им было?
- Как они управлялись с хозяйством?
- Что вы можете сказать о детях?
- Как травка спасла Митрашу?
Учитель: Постоянное общение с родной русской природой, в которой они черпали силы, позволило им стойко переносить жизненные испытания.
4) Анализ рассказа «Вася Весёлкин».
Учитель:
- В каком рассказе мы встречаемся с мальчиком, который спас собаку Жульку? (иллюстрация)
- Как Вася спас собаку?
- Зачем его искал Пришвин?
- Как учителю и Пришвину удалось найти мальчика? (зачитать)
- Что вы можете сказать об этом мальчике?
- Как Пришвин отблагодарил его?
5) Анализ рассказов, прочитанных учащимися II уровня.
Учитель:
- В каких рассказах автор пишет о заботливом отношении животных к своим детёнышам? («Лоси», «Ярик», «Пиковая дама», «Рождение Кастрюльки»)
- В каких рассказах вы прочитали о забавных случаях? («Как заяц сапоги «съел», «Говорящий грач», «Белый ожерёлок»)
6) Учитель: Человек – часть природы. Он сильнее всех живых умом. И вот, как разумное существо, он не должен причинять вреда природе, а должен заботиться о своих «братьях младших», охранять и защищать всё живое.
- В каких рассказах М. Пришвин призывает бережно относиться к природе? («Лесной хозяин», «Лесной доктор», «Сухостойное дерево»)
- Почему горит дерево? Кто его поджёг?
- Сухостойное дерево. Почему оно засохло? (зачитать)
- Прочитайте слова Пришвина. («Охранять природу – значит охранять Родину»)
(Ответы детей)
Учитель: Эти слова красной нитью проходят через все произведения Михаила Пришвина.
VI. Итог урока.
- Чему учат рассказы Михаила Пришвина?
- Можно ли соотнести строки из стихотворения Кайсын Кулиева с произведениями Пришвина?
Береги всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора:
Оно высокое и вековое.
Даёт нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует всё живое.
Ответы детей.
Лесовичок: Меня прислал к вам Пришвин с телеграммой.
(Читает телеграмму)

ТЕЛЕГРАММА
Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо.
Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Обязательно подкармливай птиц зимой, а весной с помощью старших делай для них домики. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками. Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания. Не забывай и о том, что растения дают животным убежище. Оберегая травы, кусты и деревья, ты помогаешь зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в этих зарослях.
Лесовичок: Что же передать Пришвину? (ответы детей)
Учитель: Пришвин поставил перед собой задачу – средствами художественного слова изображать многообразные связи человека и природы с тем, чтобы воспитать у людей чувство бережного отношения к природе.
VII. Оценки.
Учитель: А закончим наш урок песней «Давайте сохраним».
Песня «Давайте сохраним».
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте.

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб её лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
На стержнях – осетра,
Касатку – в небесах,
В таёжных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним.
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!
VIII. Домашнее задание.
Рассказы Л. Н. Толстого.

Приложение 1.

Замените одним словом: дятел, сорока, грач. (Птицы)
Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)
Какую собаку в одном из рассказов звали как птицу? (Рябчик)
Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. Детёныш. (Лягушонок)
Трудолюбивые насекомые. (Муравьи)
Кто попался на колбасу? (Ярик)
Живёт в лесу, ухает как разбойник. Люди его боятся. А он людей боится. (Филин)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 9»
г. Лиски Воронежская область

Урок по внеклассному чтению
на тему:

«М. М. ПРИШВИН – ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ».

по программе Л. Ф. Климановой.



Похожие статьи
 
Категории