Воспитание и образование татьяны. Воспитание татьяны лариной сочинения и курсовые работы

14.04.2019

Пушкин – поэт, чьё творчество чрезвычайно доступно человеческому пониманию. Ясность образов и гармония его произведений имеют воспитательно-образовательное значение. Его лира пробуждает в людях добрые чувства. Чтобы он ни описывал, о чем бы ни говорил, в его строках чувствуется любовь к людям и жизни.

«Евгений Онегин» — это одно из знаковых произведений поэта. Необычна и сложна форма этого произведения. Это роман в стихах, ранее творений подобного рода в русской литературе не было.

«Евгений Онегин» — это источник представлений о русской жизни пушкинского периода. Одна из центральных фигур романа – Татьяна, дочь помещиков Лариных.

Показывая образ Татьяны, единственной цельной натуры в романе, Пушкин демонстрирует настоящее явление в русской жизни.

«…Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей…»

Татьяна живёт среди простых людей, которым незнакомы шум и суета большого света. Они наивны и по-своему милы.

Татьяну тянет к кому-то, кого она ещё не встречала, но кто бы был умнее, лучше, добрее окружающих. Она принимает за такого человека соседа, помещика Евгения Онегина. Со временем милая Татьяна влюбляется в него.

Он и вправду умнее её окружения, более знающ и рассудителен. Он способен на добрые дела (облегчил тяжкую участь своих крепостных крестьян):

«Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
Ярем от барщины старинный
Оброком лёгким заменил, —
И раб судьбу благословил…»

Но Онегин – далеко не идеал. Татьяна ещё не распознала это. Он — праздный барин, ленивый, избалованный жизнью, недоучившийся, не знающий, что делать, потому что на плодотворную жизнь у него нет душевных сил, а от пустой жизни его грызёт тоска.

Татьяна пишет к нему письмо, в котором объясняется в любви. Но Онегин не может справиться со своим эгоизмом, он не принимает её душевных порывов.

После отъезда Онегина из деревни, Татьяна имеет обыкновение быть в его доме, читать книги. Она многому научилась и многое поняла. Онегин – не такой, каким она его себе представляла. Он – себялюбивый, эгоистичный человек, совсем не тот герой, к которому рвалась её нежная душа.

По истечении времени Онегин в Петербурге снова встречает Татьяну. Она — жена старого генерала. И тут Онегин по-новому взглянул на неё. В богатстве и знатности она кажется совсем иной. В его душе вспыхнула любовь. На этот раз она сама отвергла его, зная его себялюбие, зная пустоту его души и не желая нарушить слово, которое дала мужу.

Умела эта душа, добрая Татьяна, глубоко любить. Расставшись с Онегиным и поняв, что он – не герой её романа, — она всё же продолжала любить его и страдала от этого. Татьяна стала женой генерала не по собственной воле, ее об этом «молила мать». С любовью своей она не рассталась: в душе она любила Онегина.

Душа Татьяны – душа лучших русских женщин, — какие бы разные ни были их судьбы, мысли, дела.

Гениальность Пушкина заключается в том, что он предложил обществу по-новому взглянуть на судьбу русской женщины. Он прописал характер, доселе незнакомый русской литературе. Твёрдость натуры, сила, простота, естественность, верность своему слову, порядочность – эти черты обусловили целостность и крепость характера героини. Твёрдые принципы Татьяны были непоколебимы на протяжении всего повествования. Она испытывала отвращение к лицемерию, неискренности, пустословию, всему тому, что называла «ветошью маскарада».

С детства Татьяна была близка к народу, к народной поэзии. Её задушевная подруга – няня, которой она поверяла свои тайны. На протяжении всего повествования внутренний мир Татьяны не изменяется. Никакие внешние обстоятельства не заставят её сойти с пути истинного, не «сломают её духовного склада». Восхищение и любовь поэта в романе отданы Татьяне в полной мере.

Заключение

Пушкин соединил в себе две эпохи: в нём были известные черты настоящего и некоторые отголоски прошлого, в среде которых прошло его собственное воспитание; с другой стороны, с ним начинался совершенно новый период, период литературы современной.

Своим романом «Евгений Онегин» Пушкин научил всех, кто писал после него, так же просто и задушевно изображать силу и страдания русской женщины. Пушкин поднял значение русской женщины в нашем сознании. Он создал почву для тех высоких идеалов женщины, которые мы видим в последующих произведениях других авторов.

Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин».

Многообразие характеров при первом знакомстве с романом Пушкина поражает читателя и воспринимается как открытие Пушкина. Каждый из героев Пушкина обладает правом голоса, каждый оценен автором. Но любимой авторской героиней в романе, несомненно, является Татьяна Ларина. Ее образ обладает в романе тем большей значительностью, что в нем выражены высокие идеалы Пушкина. Начиная с третьей главы Татьяна,наряду с Онегиным, становится основным действующим лицом событий. Но первое знакомство с пушкинской героиней происходит уже во второй главе, где рассказывается о семье Лариных.
Самое имя Татьяны, не освященное литературной традицией, воспринимавшееся как простонародное, связанное с «воспоминаньями старины или девичьей». Этим как бы подчеркивается самобытность девушки, ее несколько обособленное положение даже в собственной семье:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Две стихии оказывают воздействие на формирование характера Татьяны, на ее воспитание: иноземная, книжная и национально - народная, причем влияние последней в конечном счете сильнее. Так же, как ее мать в молодости, Татьяна зачитывается сентиментальными романами:
Ей рано нравились романы,
Они ей заменяли все,
Она влюблялася в романы
И Ричардсона, и Руссо.
Книжное воспитание не могло, однако, заглушить в Татьяне природное, национальное начало, уничтожить в ней те черты личности, которые уходили корнями в народную почву. «Русская душою» Татьяна любит простонародный быт, с его «милой стариной». Она воспитана на фольклорных образах и представлениях. Уже в детстве все сказочное, волшебное, фантастическое нравится больше, чем обычные детские забавы:
... страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Некоторыми чертами своего характера Татьяна близка Онегину. Он «для всех кажется чужим». Она признается в письме к нему: «Вообрази, я здесь одна,// Никто меня не понимает». Татьяна «верит избранной мечте», но и Онегине отмечается «мечтам невольная преданность». Отличие Татьяны от окружающих ее провинциальных барышень в чем - то напоминает «неподражательную странность» ее избранника. Татьяне присущи ощущения тоски, уныния, задумчивости. Онегину свойственна особая поза: «С душою, полной сожалений,// И опершися на гранит, // Стоял задумчиво Евгений...». Татьяна «от небес одарена... умом и волею живой», одна из характерных черт Онегина - «резкий, охлажденный ум». А самое главное - и Онегин, и Татьяна резко выделяются в своей среде, возвышаются над нею.
Тем не менее именно в образе Татьяны, а не Онегина воплощены авторские идеалы. Прежде всего потому, что внутренняя жизнь героини обусловлена не светской праздностью, а влиянием красоты вольной природы, мудрости народной. Татьяну воспитала русская крестьянка, детство Татьяны проходит «в глуши забытого селенья» , среди русских просторов.
В патриархальном укладе жизни Лариных забавы и удовольствия тесно связаны с традиционными крестьянскими обычаями: «круглые качели, подблюдны песни, хоровод».
Образ Татьяны как бы навеян песенной поэзией. Фольклорная стихия представлена в романе не в виде цитат, а органически вплетена в общую ткань повествования. Обращение автора к фольклору помогает глубже раскрыть народный в своей основе характер героини, строй ее мыслей и чувств, душевную чистоту и нравственное совершенство.
Особенно чувствуется дыхание народной поэзии в эпизоде разговора Татьяны с няней, в картинах святочных гаданий,в сне Татьяны. Пушкин как бы погружается в гармоничный мир поэзии,авторское начало проявляется здесь в самой стилевой окраске, деталировке, интонационном строе текста. И параллельно звучит открытое признание поэта в любви к героини.
Под своеобразный аккомпанемент народной песни о любви девицы - красавицы к молодцу изображается свидание Татьяны с Онегиным, так много решившее в жизни Татьяны. А пятая глава романа уже почти вся сопровождается яркими зарисовками крестьянской жизни, обрамляется народными песнями и поверьями. Начинается глава с картины русской зимы, воспринятой одновременно глазами Татьяны и самого поэта. Причем авторское видение совпадает с виденьем героини.
В сцене гадания пушкинская героиня прямо уподобляется крестьянским девушкам. Так же, как и они Татьяна любит «мглу крещенских вечеров», верит «преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны».Описание народных календарных обрядов - святочных гаданий, подблюдных песен - выливается в запоминающуюся картину, важную и для понимания идейно - эстетической сущности романа, и для характеристики Татьяны.
В этом контексте и сон Татьяны важен не только для сюжетного развития действия, но прежде всего он предопределяет ее дальнейшую судьбу. Фантастические образы сна рассматриваются в романе как пророческие: предвещают ссору Ленского с Онегиным, раскрывают таинственную власть Онегина над душой Татьяны.
Когда Татьяна посещает библиотеку Онегина, ей открывается «мир иной», она приближается к разгадке характера Онегина, очень быстро интеллектуально развивается, начинает осознавать жизнь во всех ее противоречиях. В Москве ее суждениях об умственном убожестве, ограниченности интересов дворянского общества совпадают с авторскими. Автор смотрит на Москву глазами Татьяны, разделяет ее недовольство пустым светом, где «не видно перемен» и «все на старый образец».
Роман завершается качественно новым обобщением: происходит встреча Татьяны и Онегина, много переживших и передумавших, глубоко осознавших смысл бытия. В своих суждения оба они поднимаются до уровня суждения автора. Преображенный Онегин впервые оценивает внутренний мир Татьяны, он обретает возможность полюбить ее возвышенно и страстно. Его письмо к Татьяне дышит глубоким чувством.
Слова Онегина не просто зеркально отражают былое послание Татьяны, некогда «девочки несмелой, влюбленной, бедной и простой». По силе страсти, напряженности переживаний онегинское письмо отличается от простодушно - целомудренного признания героини. Но и Татьяна встречает Онегина зрелой женщиной, сумевшей пронести через всю жизнь свою единственную любовь к нему.
Оба стоят на пороге небывалого взаимопонимания, оба обладают завидной душевной силой, тем не менее автор не считает возможным их счастье.
Такой финал по логике характеров закономерен. Цельная по натуре, верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не может построить свое счастье на страданиях и горе другого человека - своего мужа. И хотя она по - прежнему продолжает любить Онегина, в ее борьбе чувства и долга долг одерживает верх.
Душевная чистота Татьяны, гармоничность ее воззрений на мир, нравственная цельность кажутся автору идеальными чертами женщины. Татьяна является не просто воплощением мечты о прекрасном, ее образ созвучен авторскому отношению к жизни.

Цель урока:

1.Раскрыть образ Татьяны Лариной как пример девушки, воспитанной в христианском духе.

2.Показать, как христианское воспитание формирует из девушки идеальную жену.

3.Познакомить с понятиями: кротость, благочестие, послушание.

Оборудование :

  1. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Симфония».
  2. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
  3. Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
4.Иеромонах Порфирий (Левашов) «О воспитании девиц в духе истинно христианском».

Ход урока:

Беседа с учениками

Учитель : Татьяна рождена была русскими православными родителями - Дмитрием и Прасковьей Лариными. Семья жила по христианским заповедям: читала молитвы, отмечала религиозные праздники, соблюдала пост. Пожалуйста, найдите во 2 главе романа аргументы моего тезиса.

Ученик: Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели.

Учитель : Хорошо, спасибо. Ребята, читая роман «Евгений Онегин», мы наблюдаем быт и нравы русского поместного дворянского общества. Татьяна с раннего детства общается с простыми людьми, много времени проводит с няней Филиппьевной, кроткой и терпеливой женщиной. К сожалению, слово «кроткая» сейчас почти не употребляется. Пожалуйста, прочитайте в словаре С. И. Ожегова значение этого слова.

Ученик: Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.

Учитель : А теперь найдите статью об этом понятии в «Симфонии» (стр.446)

Ученик: Христиане должны быть, как и их отец небесный, кротки. Кротость – плод истинной веры. Кротость – плод духовной мудрости. Христос поучает нас Своей жизнью кротости. По примеру Христа, кротко обходиться с обидчиками. Гнев гневом не гасится, а кротость и свирепых смягчает.

Учитель : Спасибо. Знайте, ребята, что кротость – великая духовная сила. За кротость Бог даёт счастье. Это хорошее русское слово, запомните его и употребляйте в речи. Старайтесь воспитать в себе это качество характера. Можно ли Татьяну Ларину назвать кроткой девушкой? Пожалуйста, прочитайте по ролям диалог Татьяны и няни и подумайте над моим вопросом (3 гл.)

Ученики: - Не спится, няня: здесь так душно.

Открой окно да сядь ко мне.

Что, Таня, что с тобой?

Мне скучно. Поговорим о старине…

Учитель : Благодарю вас. Вы выразительно читали. Кто хочет ответить на вопрос?

Ученик : Я думаю, что Татьяна - кроткая девушка, потому что покорно принимает объяснения Евгения Онегина в том, не нравится ему.

Учитель: Правильно. Пушкин любит свою героиню ещё и за смелость, за цельность натуры, за пламенное и нежное сердце. В письме, которое написала Татьяна Онегину, мы обнаруживаем все эти черты характера. Признавшись в своих чувствах, Татьяна ведёт себя как героиня зарубежного романа. Реальные бытовые нормы поведения русской дворянской барышни начала XIX века делали такой поступок немыслимым: она вступала без ведома матери в переписку с почти неизвестным ей человеком и первая признавалась в любви. Если бы Онегин разгласил тайну получения им письма, репутация Татьяны пострадала бы неисправимо. Скажите, в какой главе романа происходят изменения в судьбе Татьяны Лариной?

Ученик: Переворот в судьбе Татьяны происходит в 7 главе.

Учитель : Верно. Внешние перемены в её жизни – только следствие сложного процесса, который происходил в душе героини после отъезда Евгения Онегина. Не надеясь на новую встречу и взаимность, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Она по-прежнему любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьёй. Слова героини в последнем монологе –

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна –

Новость для Онегина, но не для читателя: Татьяна лишь подтверждает выбор, сделанный ранее. Мы видим, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу. Татьяна Ларина поступила как благочестивая женщина – христианка, ведь она уже сделала однажды свой выбор. В книге Иеромонаха Порфирия «О воспитании девиц в духе истинно христианском» читаем: «Ничто так не возвышает женщину, как благочестие». Пожалуйста, найдите в «Симфонии» определение понятия «благочестие».

Ученик: «Благочестие есть свет и пример друг для друга для спасения. Путь благочестия – узкий путь. Узкий путь есть путь смирения, послушания, терпения, кротости. Признак благочестия – не только знать, но и жить по заповедям».

Учитель: «Жена благочестивая трудолюбива, скромна, благопокорлива, кротка, сострадательна, уважительна ко всем, примерная мать, добрая хозяйка и мужу верная спутница. Она как планета – спутница, привязанная к мировому пути своего мужа, с неуклонною правильностью и порядком будет обходить домашний быт его и разливать вокруг кроткий свет своих добродетелей и своего благоразумия. Какая честь для супруга, какое счастье для детей – иметь одному подругою, а другим матерью такое прекрасное существо». Такую идеальную жену нарисовал Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» в образе Татьяны Лариной. В ней, благочестивой и целомудренной женщине, всё привлекательно. Как вы думаете, в чём состоит счастье человека и была ли Татьяна счастлива?

Ученик: В «Симфонии» (стр.1028) сказано: «Счастье истинное, которое внутри имеется. Счастье есть совесть спокойная. Счастье истинное – в благочестии. Счастье христианина – быть твёрдым в искушениях». Получается, что Татьяна счастлива тем, что не изменила мужу, сумела сохранить чистоту души и светлые воспоминания о любви.

Учитель : Закономерно, что в последней главе А.С.Пушкин прямо говорит читателям о том, что Татьяна Ларина отличается от светских дам, что её все любят и уважают.

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор её очей.

А теперь, ребята, найдите, пожалуйста, в тексте любой главы романа и запишите в тетрадь понятия, о которых говорится в «Симфонии».

Ученик: Понятия из 1 главы: дружба, гордость, душа, достоинство, простота, скука, коварство, доброта, благородство, воспитание, трудолюбие, лицемерие, ревность, послушание, красноречие, молчание, лесть, лукавство.

Учитель: Молодцы. Подумайте, какие из этих качеств можно обнаружить в характере Онегина, а какие - в характере Татьяны?

Ученик : У Онегина: гордость, скука, коварство, благородство, воспитание, ревность, красноречие, лесть.

Ученица: У Татьяны: дружба, душа, достоинство, простота, доброта, воспитание, трудолюбие, лукавство, молчание, послушание.

Учитель: Молодцы. Пожалуйста, найдите в «Симфонии» статью о послушании. Прочитайте.

Ученик : Послушанием человек показывает свою веру. Господь и Бог Иисус Христос повиновался родителям.

Учитель: Хорошо. Ребята, я надеюсь, что вы понимаете, какую огромную пользу принесёт вам самовоспитание таких понятий, как кротость, послушание, совесть, благочестие, трудолюбие, скромность. Милые девочки, пусть эти важные духовно – нравственные качества, сформированные в Татьяне Лариной, семенами прорастут в ваших душах, станут для вас истинными, непререкаемыми правилами. И тогда вы счастливо и радостно проживёте в мире и согласии со своим будущим супругом.

Пожалуйста, помните о заветах настоятеля глинской пустыни игумена Филарета (Данилевского):

  1. Трудитесь.
  2. Очищайте душу от вредных помыслов.
  3. Не давайте даже входа в сердце скверным мыслям.
  4. Соблюдая чистоту сердечную, можете сохранить и телесную.
  5. Лучше малое исполнить как следует, чем много с небрежением.

Татьяна Ларина символизирует собой образ русской девушки. Трудно понять душу россиянина, не будучи россиянином. Именно Татьяна предстаёт перед нами как символ загадочной русской души.

С самого детства она отличалась своей непохожестью на других. Её самобытность, иногда диковатость некоторым кажется гордыней, жеманством. Но это не так. Кроткий нрав, но сила характера проявляется и ещё больше подчёркивается на фоне сестры Ольги. Казалось бы, что может волновать юную девушку в дворянской семье. Разве присущи в такой оранжерейной обстановке глубокие мысли, способность рассуждать и анализировать. Лёгкость, беспечность должны были стать её спутниками, но всё сложилось иначе. Стремление к учёбе, саморазвитию сделали девушки сильной характером, глубоко мыслящей, сопереживающей. Частые уединения способствовали глубокому погружению в себя и самопознанию.

Первое чувство, нахлынувшее на Татьяну, поглотило её полностью. Она была готова к встрече любви. Поспособствовало этому чтение романов. И вот, образ человека, который соответствовал её вымышленному герою, предстал в реальности.

Татьяна, чистый и открытый человек, пошла навстречу чувству. Она приняла его и решилась на сложный, но необходимый шаг - признание.

Переборов девичью гордость, отважилась сделать первый шаг. Что же она получила взамен? Снисхождение со стороны блистательного Онегина к провинциальной девушке, гуманный поступок отказа. Первая любовь часто разбивает юношеские сердца. Но Татьяну это поражение сделало сильнее. Чувство не угасло, а только затаилось где-то в глубине души. Ничто не могло помешать ей любить Евгения, ни его равнодушие, ни жестокость, ни циничность, ни убийство Ленского . Любить нельзя за что-то, любить можно вопреки. Только тогда это любовь.

Татьяна чувственная, но гордая натура. Она не стала унижаться и просить любви Онегина. Она постаралась отстраниться и забыть. Только ей самой известно, что творилось в душе, какая борьба между разумом и сердцем бушевала. Разум позволил провинциальной девушке-дикарке превратиться в степенную даму, хозяйку салона. Нелюбимый муж даже на секунду не может сомневаться в нежности и верности супруги.

Сила любви, её красота наиболее красочно раскрывается в трагедии. Не суждено Татьяне быть с Онегиным. Любовь жива в её сердце, и, возможно, с течением времени только усилилась. Но, увы. Жертва любовью ради чести и обещанной клятвы у алтаря.

Основная тема романа - передовая личность в ее отношении к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным в образах Онегина, Ленского, Татьяны - представителей дворянской интеллигенции.

Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Татьяна росла и воспитывалась в семье дворян-помещиков, верных «привычкам милой старины». С детства близким ей человеком была няня, простая русская крепостная женщина, с которой Татьяна делилась своими сокровенными мыслями и переживаниями. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к родной природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, естественность. От природы Татьяна умна, своеобразна, самобытна. С детства она отличалась от своих сверстников. Она была «дика, печальная, молчалива», «как лань лесная боязлива» и «…часто целый день одна сидела молча у окна», Пушкин говорит, что она была одарена «воображением мятежным, умом и волею живой и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным».

Ум и своеобразие натуры выделяют ее среди других в помещичьей среде и светском обществе и приводят к осознанию пошлости, праздности и пустоты жизни окружающих ее людей. Она мечтает о человеке, который бы внес в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев любимых романов. Таким показался ей Онегин, светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей своей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «…Все было им полно, все деве милой без умолку твердит о нем»,

Но Онегин не понял всей силы и глубины чувства Татьяны. И не оценил его. Любовь приносит Татьяне одни страдания. В конце концов она уступает матери, и, повторяя судьбу многих женщин того времени, выходит замуж за нелюбимого человека.

Но в душе Татьяна осталась прежней. В свете она одинока: не нашла здесь того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся в столицу.

…Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад,

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

Сцена последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее) раскрывает ее высокие душевные качества: нравственную безупречность, верность долгу, правдивость. Повинуясь долгу, она принимает последнее роковое решение: отказывается от любви, личного счастья, навсегда связанного для нее с Онегиным.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих глубоко содержательной жизни. Такова Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов», тургеневские героини: Наталья из «Рудина», Елена из «Накануне», жены декабристов, воспетые Некрасовым.



Похожие статьи
 
Категории