Баба яга в избушке на курьих ножках. Избушка на курьих ножках

15.02.2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть - Камыштинская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа:

«Почему избушка на курьих

ножках»

Выполнили:

учащиеся 3 класса

октябрь 2015г.

Руководитель:

Костякова Наталья Васильевна

Введение

Читая русские народные сказки, где встречается избушка на курьих ножках, нас навели на мысли: почему избушка на курьих ножках? И мы решили провести исследовательскую работу и создать свой проект.

Проблема исследования: найти ответ на вопрос: почему ножки у избушки курьи?

Цель: выявление смысла избушки Бабы-Яги в русских народных сказках

Задачи:

    Как выглядит избушка Бабы-яги

    Выяснить, почему избушка на курьих ножках

    Определить причины появления избушки

Гипотеза исследования: доказать, что избушка на курьих ножках является важной составляющей обрядового действия.

Этапы работа над проектом

1этап. Подготовительный.

    Обсуждение названия проекта.

    Планирование.

    Распределение заданий. Одна группа рисует, другая выполняет поделку избушки на курьих ножках.

2 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы)

1.Поиск информации в интернете

2.Посещение сельской и школьной библиотек. Знакомство с сказками Александра Афанасьева

2.Просмотр сказок

3. Оформление работ.

3 этап. Заключительный. Представление результатов (презентация), з ащита работ.

Ход проекта:

1 этап. Подготовительный.

Распределились на группы. Каждая группа получила задания: кому сходить в библиотеки школьную и сельскую и принести сказки, в которой говорится о Бабе-Яге и избушке на курьих ножках. Другая группа готовит материал из интернета. Третья - поделку домика.





Познакомились с творчеством Александра Николаевича Афанасьева. (Афанасьев - русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Нашли сказки, вычитали, где есть избушка на курьих ножках. («Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «Заколдованное королевство», «Баба-Яга и заморышка», «Василиса Прекрасная» и др. Прочитали сказки и выявили систему, что избушка стоит в лесу, а лес на краю света, дремучий, непроходимый (для всех, кроме главного героя) и практически безжизненный.

2.


Этап. Исследовательский.

Происхождение выражения: «Избушка на курьих ножках»…

Во многих русских народных сказках часто можно встретить образ Бабы Яги. Баба-Яга – один из самых любимых детьми сказочных персонажей. Так как она всегда разная, к ней испытываешь много разных эмоций – от страха до уважения. Поскольку Баба Яга выступает как представительница мира мертвых, имеет очень страшную и пугающую внешность, она летает в ступе, у нее есть черный кот, волосы ее косматые, а косы расплетены (у славян распущенные волосы олицетворяли связь с потусторонним миром), многие исследователи делают из этого выводы о том, что Бабу Ягу нужно непременно связывать с погребальными культами древних славян.



Мифическое место обитания Бабы Яги - избушка на курьих ножках, одно из самых загадочных, сказочных жилищ. По преданиям, стояла эта избушка на больших курных ножках. Подчинялась избушка только Бабе Яге, и доброму молодцу из русских сказок, который мог командовать ей на своё усмотрение: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу - задом». Какова же реальность, лежащая под толстым слоем вымысла? Был ли у избушки реальный прототип или курьи ножки – это не более чем мифологическое преувеличение? Некоторые исследователи славянской культуры (В.Я. Пропп и др.) придерживаются той точки зрения, что Баба Яга являет собой представительницу мира мертвых или проводника в иной мир, и, следовательно, связывают этот образ с погребальными ритуалами.

Избушка Бабы Яги «срисована» с реалий жизни древних славян. Раньше славяне не хоронили мертвых, как это делают сейчас, а кремировали т.е. сжигали труп в специально оборудованной печи. Строили для них избушки – домики , которые ставили на курные (т.е. окуриваемые) пеньки. В сказках они представлены как куриные ножки. Курьи это не куриные, а обкуренные дымом. И после кремации помещали прах в могильные домики. Люди верили, что душа с дымом костра поднимается в небо. Отсюда появилась Баба-Яга - нечисть, живущая в таком гробике. В сказке избушка не имеет ни окон, ни дверей и действительно, постройки для мертвых делали именно такими. Однако вход в избушку все-таки был – со стороны леса, который символизирует иномирье. Впоследствии этот образ, видимо, и был положен в основу избушки Бабы Яги, как персонажа, тесно связанного с Царством мёртвых.

В сказках у избушки ножки представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица - священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов, символ плодородия.

Другая версия

Раньше избушки строили так: срубали несколько (в зависимости от размера и количества произрастающих рядом) деревьев, связывали пеньки нижней обвязкой и строили сверху дом! Пни выпускали корни из земли. А на что они походили? на птичьи лапки!

Вывод

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Баба- Яга. Осветив гипотезы происхождения столь необычного жилища, мы обнаружили возможность существования каждой из них в текстах русских народных сказок и доказали, что избушка на курьих ножках являла собой важный элемент обрядовых действий наших предков – древних славян.


Список использованной литературы:

    Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М.,

Просвещение, 1999 г

2. Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян»-м.: Русское слово, 1997

3. Википедия. Почему избушка на курьих ножках?

ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ. 1. Народно поэт. Сказочная избушка Бабы Яги. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… (Пушкин. Руслан и Людмила). 2. Пренебр. О маленьком, неприметном,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

КУРА, ы, ж. (устар. и обл.). Домашняя курица. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 ветхое строение (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Пирогом подперта, блином покрыта (сказочн.) Ср. Это что за избушка на курьих ножках? Да это сарай!.. Островский. Горячее сердце. 4, 2, 1. Ср. Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей. А.С. Пушкин. Руслан и Людмила. Ср. Иван Царевич … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

избушка на курьих ножках - 1) В русских сказках: избушка Бабы яги на куриных ногах. * Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей (Пушкин) 2) О лёгком, непрочном строении … Словарь многих выражений

Избушка на курьихъ ножкахъ, пирогомъ подперта, блиномъ покрыта (сказочн.). Ср. Это что̀ за избушка на курьихъ ножкахъ? Да это сарай!.. Островскій. Горячее сердце. 4, 2, 1. Ср. Избушка тамъ на курьихъ ножкахъ Стоитъ безъ оконъ, безъ дверей. А. С.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Избушка на курьих ножках - упоминается во мн. волшебных сказках, обычно находится в лесу, куда попадает герой. Типовые описания: избушка о куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом; на куриных лапках, на веретенных пятках. По смыслу повествования И.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

1. Фольк. Бревенчатый домик в лесу, где живет Баба Яга. Ф 1, 221; БМС 1998, 230. 2. Разг. Шутл. О ветхой и маленькой деревянной постройке. Ф 1, 221; БМС 1998, 230; СОСВ, 123; ЗС 1996, 134, 491; Верш. 4, 164. 3. Жарг. шк. Шутл. ирон. Школа; здание … Большой словарь русских поговорок

См. ПРИСКАЗКИ …

- (из сказки). См. ДВОР ДОМ ХОЗЯЙСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Книги

  • , . Набор для детского творчества раскроет способности вашего ребёнка. Развивает моторику, внимательность и усидчивость…
  • Избушка на курьих ножках. Модель из бумаги , . Таланты, как драгоценные алмазы, скрыты в каждом малыше, и долг любого родителя добыть их на поверхность. Присматривайтесь к своему ребенку, развивайте в нём творческое начало, занимайтесь…

Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» - царства мертвых. В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная - та, которая стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство - загробный мир - при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.

Избушка на курьих ножках


В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги - это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.

Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках - домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями - казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.

Река Смородина и Калинов мост


Река Смородина в буквальном смысле водораздел между явью и навью (миром живых и миром мертвых), славянский аналог древнегреческого Стикса. К растению смородине название реки не имеет никакого отношения, оно однокоренное со словом «смрад». Смородина является серьезным препятствием для сказочного или былинного героя, реку тяжело перейти, как тяжело попасть живому в мир мертвых.

Через реку Смородину перекинута переправа - Калинов мост. Название моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом «раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост через нее представлялся докрасна раскаленным. Именно по Калинову мосту души переходят в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти Калинов мост» означала «умереть». Если на «нашей» стороне моста мир живых охраняли богатыри, то по ту, загробную, сторону мост охраняло трехголовое чудовище - Змей Горыныч.

Змей Горыныч


В христианстве змей - это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея - одна из форм воплощения дьявола. Соответственно, для христианизированных славян Змей Горыныч - символ абсолютного зла. Но в языческие времена змею поклонялись как богу.

Скорее всего, отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня - один из трех богатырей, в еще более ранние времена бывших хтоническими божествами, олицетворявшими разрушительные силы стихий. Горыня «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже - с горами.

После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам (печенегам, половцам): он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах» - сарацинами в Средневековье называли мусульман.

Кащей Бессмертный


Кащей (или Кощей) - один из самых загадочных персонажей русских сказок. Даже этимология его имени спорна: то ли от слова «кость» (костлявость - непременный признак Кащея), то ли от «кощун» («колдун»; с наступлением христианства слово приобрело негативный оттенок - «кощунствовать»), то ли от тюркского «кошчи» («невольник»; в сказках Кощей часто является пленником волшебниц или богатырш).

Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кащей похищает невесту главного героя. Кстати, как и Аид, Кащей - обладатель несметных сокровищ. Слепота и ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, - это характеристики смерти.

Кащей - бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце. Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии. В большинстве мифов яйцо, нередко золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана, позже из него появляется прародитель, главный бог, Вселенная или что-нибудь в этом роде. То есть начало жизни, творения в мифах разных народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, уничтожается. Кащей во многом тождествен Змею Горынычу: похищает девиц, охраняет сокровища, противостоит положительному герою. Эти два персонажа взаимозаменяемы: в разных вариантах одной сказки выступает в одном случае Кащей, в другом - Змей Горыныч.

Интересно, что слово «кощей» трижды упоминается в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом»; «кощей» - пленный кочевник; сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».

Помните: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!» Во многих русских сказках фигурирует она, избушка на курьих ножках, где обитает Баба-Яга… А почему именно избушка и почему на курьих ножках? Историки и специалисты по фольклору считают, что ответ на этот вопрос следует искать в древней языческой культуре…

«Домики мертвых»

Когда-то территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют Дьяковской, так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково в районе современного Коломенского.

Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Поэтому не было никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев.

Между тем, в 1934 г. при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек. Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. В 1966 г. похожая находка была сделана в районе Звенигорода при раскопках очередного дьяковского городища возле Саввино-Сторожевского монастыря.

Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг. Внутри были найдены останки не менее 24 человек. Всех их кремировали. В некоторых случаях прах находился в специальных сосудах-урнах, стенки которых с одной стороны были сильно обожжены – скорее всего, так как их во время погребальной церемонии располагали у костра. Рядом лежали осколки древней утвари, фрагменты украшений и другие артефакты.

Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых». Известно, что ставить над бревенчатые срубы было принято на севере Восточной Европы и Азии, причем в отдельных местах эта традиция существовала вплоть до XVIII столетия. По-видимому, тела сжигали где-то «на стороне», а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами.

Что же касается избушки на курьих ножках, то на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах: «домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом перед тем, как поместить туда останки покойника – чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые. Правильнее было бы назвать ножки «курными». «Курьи» получились, видимо, в процессе формирования фольклора.

В русских народных сказках хочет засадить своих гостей в печь и изжарить. Видимо, эта сюжетная линия как раз и связана с тем, что «домик мертвых» представлял собой хранилище для сожженных останков. Кстати, не исключено, что порой трупы сжигались прямо в очаге, который был выложен в «избушке».

«Порталы» в потусторонний мир

Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль. Древние финно-угры видели в них «порталы», ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие… Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-Яги. А откуда, собственно, взялся сам образ злобной старухи-колдуньи с «костяной ногой»? Скорее всего, похоронные ритуалы поручалось исполнять именно жрицам женского пола, возможно, это были старые женщины…

Косвенное подтверждение этой гипотезы можно обнаружить в древней повести, где рассказывается о том, как князь Андрей Боголюбский укрылся от преследовавшего его сыновей боярина Степана Кучки в лесном срубе, где был погребен «некоторый мертвый человек».

Не случайно в сказках особо отмечено, что вход в избушку Бабы-Яги находится со стороны леса (лес символизирует смерть). Чтобы войти в избушку, герой должен попросить ее «повернуться к лесу задом, а к нему передом». Тогда открывается вход в .

Баба-Яга сначала не видит пришедших гостей, и узнает об их приходе только по запаху: «русским духом пахнет!» Это объясняется тем, что она не принадлежит к миру живых. Гостю же, чтобы достичь намеченной цели, необходимо приобщиться к миру мертвых. Чтобы осуществить этот «переход», он обычно просит Бабу-Ягу накормить его, и она угощает его пищей мертвых, либо сажает в печь… Это своего рода обряд инициации, который помогает герою адаптироваться в потустороннем царстве, наделяет его «магическими» свойствами, которые позволяют подчинять себе обитателей этого мира и побеждать обитающих там чудовищ…

Есть даже спорная теория о том, что русские вовсе не являются славянами, а принадлежат именно к финно-угорскому этносу, отсюда и соответствующие фольклорные сюжеты, а также «странные» для славянской культуры традиции. Но, так или иначе, любая сказка возникает не на пустом месте, а является смесью

Иногда очень хочется, чтобы среди обыденных вещей в нашем доме был кусочек сказки. Самое интересное, что его можно сотворить своими руками — главное иметь желание и свободное время. Давайте сегодня смастерим избушку на курьих ножках. Нет, не покосившийся ветхий домик, а симпатишный милый уголок для Бабы-Яги, ведь не во всех сказках она злая и коварная.

Нам необходимо:

  • две бамбуковые салфетки разного оттенка;
  • гофрированный картон;
  • кабель с двумя жилами или плотная проволока;
  • пряжа молочного, желтого и коричневого цвета;
  • деревянные шпажки;
  • фоамиран черного и белого цвета;
  • акриловые краски и кисточка;
  • пеноплекс или пенопластовые бабины;
  • деревянный пенек;
  • пенопластовый гриб;
  • клеевой пистолет, секаторы, ножницы, карандаш, линейка.

Сначала определимся с размерами нашего домика. Сама избушка будет высотой 21 см плюс ножки высотой 12 см. Из гофрированного картона вырезаем стенки и дно домика таких размеров:

Отдельно вырезаем детали для крыши.

Каждый элемент избушки будем по отдельности обклеивать бамбуковыми палочками. Для этого распускаем салфетку.

Берем одну сторону и приклеиваем к ней палочки.

Клей наносим по всей длине, а не только по краям. Обидно будет, если какая-нибудь деталька со временем отскочит. Обязательно чередуем цвета. Когда вся стенка заклеена, обрезаем лишнюю длину палочек секаторами. Так обклеиваем четыре стороны домика и два треугольника крыши. Процесс конечно длительный и очень кропотливый, но результат того стоит.





Если по задумке у избушки есть двери и окошки, лучше их оформить сейчас — так удобнее работать, а готовый вариант будет аккуратнее. На одной из сторон намечаем желаемый размер дверей, в данном случае высота 8 см, ширина 6 см. Нарезаем палочки светлого цвета длиной 8 см и приклеиваем их вертикально. Из палочек темного цвета вырезаем окантовку дверей и также приклеиваем.

Из фоамирана черного цвета вырезаем квадрат со стороной 6 см, из белого вырезаем два прямоугольника размеров 1,5 см на 6 см. Один край делаем волнистым и приклеиваем наши шторки на черный квадрат. Заготовку приклеиваем на стену.

Светлыми палочками обклеиваем окошко по контуру и делаем перегородку.

Собираем домик: стенки вплотную прикладываем друг к другу и с внутренней стороны фиксируем скотчем.

Готовый короб склеиваем с дном. По всем швам можно для надежности подлить клей.

Склеиваем также каркас крыши избушки.

Приклеиваем к нему обклеенные треугольники.

Закрываем верхние срезы палочками темного цвета.

Приклеиваем крышу на стенки домика.

Разворачиваем к себе одну из сторон крыши, приклеиваем сверху и снизу две горизонтальные палочки длиной на 1,5 см больше с каждой стороны самой крыши. Обклеиваем всю часть палочками темного цвета.

Также обклеиваем и вторую сторону. Сверху на стыке двух половинок приклеиваем две светлые палочки, а между ними шпажку.

Вырезаем из гофрированного картона прямоугольник со сторонами 12 см на 17 см. Приклеиваем на него весь домик. Все углы обклеиваем тесьмой.

Обклеиваем светлыми палочками крыльцо нашей избушки. По контуру приклеиваем шпажки.

Приступаем к ножкам: кабель или проволоку разрезаем на отрезки по 17 см — 12 см оставляем на ножку, 5 см сгибаем на лапку. На каждую ножку нарезаем по три таких отрезка. На двух отрезках зачищаем кабель от оболочки, разводим жилы. На третьем отрезке зачищаем только край для когтя — не более 1 см.

Обматываем светлой пряжей коготки, фиксируем ее клеем. Причем центральный палец будет из двух жил разных отрезков.

Обматываем пряжей желтого цвета крайние пальцы.



В последнюю очередь обматываем средний палец, дойдя до стыка трех пальцев, хорошо обкручиваем их и с наружной стороны и с внутренней.

Обкручиваем пряжей всю ножку. Далее берем кусок пеноплекса и вырезаем из него два цилиндра, но это достаточно сложно и трудоемко. Гораздо проще взять две бобины, на которые наматывают ленты. Их размер 5 см на 3 см.

Одеваем их на наши ножки.

И срезаем низ так, чтобы было похоже на настоящую ногу курицы.

Обматываем коричневой пряжей.

Вернемся к домику и добавим немного деталей. На фасад приклеиваем три кусочка шпажек длиной не более 1 см.

Берем полосу обычного картона размером 4 см на 8 см. Склеиваем ее.

Обклеиваем палочками темного цвета.

Шпажку длиной 10 см обклеиваем палочками с веника. Приклеиваем нашу ступу, а в нее метлу.

Мухоморы. Хорошо нагреваем пистолет, выдавливаем из него на глянцевую поверхность (можно взять обложку от альбомного листа) круглые капли клея. Оставляем их застывать. Снимаем, приклеиваем каждую шляпку на кусочек шпажки. Раскрашиваем красками.

На суровую нитку приклеиваем мухоморчики, а связку приклеиваем на избушку.

Еще немного грибов возле ступы.

И божьих коровок, процесс изготовления которых можно посмотреть в мастер-классе «Осенний топиарий ».

Теперь самое ответственное: необходимо приклеить ножки к избушке. Здесь главное удачно выбрать равновесие. Поэтому не поленитесь несколько раз ставить избушку на ножки, выбирая самый устойчивый вариант. Выбранное место обводим карандашом или фломастером, клей наносим на каждую и з ножек и поочередно их приклеиваем.

Приклеиваем избушку на пенек.

Мухоморов много не бывает.

На крышу приклеиваем сухой осенний лист.

Вот и в нашем доме есть кусочек сказки.



Похожие статьи
 
Категории