Чтение стихотворения «Ежели вы вежливы». Невежливый – вежливый

04.02.2019

Муниципальный заочный конкурс методических разработок, направленных на профилактику асоциальных проявлений среди детей дошкольного возраста и несовершеннолетних

"Дети разные важны"

Занятие по воспитанию культуры поведения

«Путешествие в страну Вежливости»

Колесникова Светлана Валерьевна

Педагог-психолог

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

«Подснежник» пгт Подосиновец Кировской области

2013г

Пояснительная записка:

Занятие с психологом в подготовительной группе по воспитанию культуры поведения «Путешествие в страну Вежливости»

Цель Формирование представлений о нравственных нормах отношений с окружающими

Задачи

1. Формировать элементарные правила вежливости, представление о

Хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и

Других.

2. Закрепить правила культуры поведения в общественных местах.

3. Учить речевому общению в коллективе.

Состав участников: дети подготовительной группы

Материалы и оборудование:

плакаты о правилах поведения в общественных местах,

маски с разными выражениями лица,

картинки с изображениями хороших и плохих поступков,

ширма,

мешочек,

конфеты по количеству детей.

Ход занятия

Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу познакомить вас с чудесным человеком. Для этого нам придётся отправиться в путешествие в страну Вежливость. Но открою вам одну тайну. Туда могут попасть только вежливые ребята. Как вы думаете, почему страну назвали Вежливость? (ответы детей )

Психолог: Кто, по-вашему, там может жить? (ответы детей )

Психолог: Что такое вежливость? (ответы детей )

Психолог : Какого человека называют вежливым? (ответы детей )

Психолог: Какого человека называют невежливым? (ответы детей )

Психолог: Как ведёт себя вежливый человек в общественных местах (в магазине, автобусе, за столом), как он разговаривает? (ответы детей )

Психолог: А ведёт себя невежливый (грубый) человек? (ответы детей )

Психолог: Назовите из своей группы детей, которые умеют вести себя вежливо, приведите примеры (ответы детей )

Психолог: Ребята, перед вами лежат маски с изображением разных лиц. Выберите ту маску, которая больше всего подойдёт к вежливому человеку (дети выполняют задание )

Психолог: А сейчас выберите маску, которая больше всего подойдёт к невежливому человеку (дети выполняют задание )

Психолог: Вы отлично справились с заданием. А каких вежливых и невежливых (грубых) героев сказок вы знаете, приведите примеры (ответы детей)

Психолог: Какие вы замечательные, как много знаете. Думаю, что таким гостям в стране Вежливость будут очень рады.

Вбегает мальчик Толя (растрёпанный, рубашка выехала, шнурки не завязаны)

Толя: Эй, куда это вы собрались?

Психолог: Во-первых, здравствуйте! Во-вторых, представьтесь, пожалуйста! В-третьих, что вы тут делаете молодой человек? В-четвёртых, приведите себя в порядок.

Приводит себя в порядок

Толя: Меня-то Толян зовут. Люблю вредничать, пакости разные устраивать, драться. Я вообще невоспитанный. Говорят меня перевоспитывать надо. А где это перевоспитывают, я не знаю.

Психолог: Как вовремя. Мы как раз отправляемся в страну вежливости. Поедешь с нами? Может по дороге и перевоспитаешься. Ребята помогут стать тебе воспитанным и вежливым.

Толя: Ладно. Уговорили. Только вам со мной не справиться. Я всё равно буду вам мешать и вредничать.

Психолог: Нас с вами ждёт автобус. Как думаете, ребята, как надо заходить в автобус? (ответы детей )

Психолог: По правилам кого первыми пропускают в автобус? (ответы детей )

Психолог: Правильно. Я в вас и не сомневалась. Толя чтобы сесть в автобус тебе надо выполнить это первое правило, а то автобус уедет без тебя.

Толя: Да это же проще простого.

(дети садятся в автобус, (заранее расставлены стульчики), Толя достаёт конфету съедает и мусорит )

Психолог: Толя, так в автобусе себя не ведут. Наши ребята хорошо знают правила и сейчас тебе расскажут. Расскажите, какие правила поведения вы знаете? (Показывает картинки, дети называют. Затем Толе предлагается повторить правила )

Психолог: Что же это такое? Пока мы вспоминали правила, наш автобус остановился. Придётся выходить. Узнать в чём дело. (Дети выходят )

Психолог: Вот в чём дело. Просто автобус не знает, по какой дороге нас везти дальше. Какую дорогу нам выбрать с изображением хороших поступков или плохих?

Толя: Я хочу идти по дороге с плохими поступками. Кто со мной?

Психолог: Толя, давай послушаем, что на это тебе ответят ребята. (Объяснение детей, почему надо идти по дороге хороших поступков. Проходят дорогу, описывая хорошие поступки на картинках. В конце пути стена-ширма ).

Толя: Ну, вот тупик. Я же говорил вам, что надо идти по другой дороге.

Психолог: Действительно – стена. Но ничего страшного нет. Я знаю, как её преодолеть: надо рассказать пословицы и поговорки о вежливости. (Дети рассказывают «Вежливости открываются все двери», «Ласковое слово и кошке приятно», «Доброе слово лечит, а злое калечит», «Ласковым словом и мёд растопишь»… стена падает, а за ней ребят встречает мистер Вежливость )

М-р Вежливость: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть, спасибо, что навестили меня. Не испугались трудного путешествия. Только воспитанные и вежливые дети могут попасть в мою страну. У меня для вас есть волшебный мешочек, в нём лежит сюрприз, но открыть его можно только с помощью волшебных слов.

Толя: Да ну, я его и так открою без ваших волшебных слов. Дайте-ка его мне (выхватывает мешочек и пытается открыть, но не получается) Эй, а ну открывайся! Я кому говорю! Это всё ваши волшебные штучки!

М-р Вежливость: Молодой человек, боюсь без помощи ребят вам не справиться.

Психолог: Поможем Толе? Какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)

Толя: Ух, ты! Открылся! Вот это да! Оказывается вежливым быть здорово! А если я сейчас всем раздам сюрприз, мне будут говорить спасибо.

Психолог: Это мы сейчас узнаем. Попробуй, раздай (раздаёт конфеты, ребята говорят спасибо)

М-р Вежливость: Ребята, я рад был познакомиться с вами, но, к сожалению, вам пора отправляться в детский сад. Я думаю, вы сегодня повторили много правил вежливости и если будете их соблюдать, то мы обязательно ещё встретимся. А Толя пока погостит у меня ему надо ещё многому научиться. До свидания! (дети прощаются и уходят )

Литература

  1. Собинина Н. «Азбука общения» г Мурманск
  2. Ситаров В.А., Маралов В.Г. «Проведение специальных занятий с детьми по формированию у них способности к ненасильственному взаимодействию»
  3. Фесюкова Л.Б. Демонстрационный материал «Я и моё поведение». «ТЦ Сфера» 2013г.

Я, Колесникова Светлана Валерьевна, даю согласие на публикацию работы и размещение на Интернет-сайте МКОУ ДПО ИМЦ.


Тема: «Путешествие по городу «Вежливости».

Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости.

Задачи:

1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы.

Оборудование: названия станций, плакат с изображением паровоза, звонок.

Ход занятия:

I. Организационная часть.
II. Сообщение темы и цели.
- Сегодня мы будем путешествовать по необычному городу. Он называется город «Вежливости». Путешествовать мы будем вот на этом поезде.
III. Игра - путешествие.

Объявляется посадка на поезд. Прошу занять свои места.

1. Станция «Добрая».

Ведущий: Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.

1). Стихотворение О. Дриз «Добрые слова».
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!»- я кричу.
«Добрый день!»- кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!»- так встречаю всех домой спешащих к чаю.

Ведущий: Не только слова, но и поступки должны быть добрыми. Давайте вместе решим задачи:

2). По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве,- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.

Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

3). Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени? и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

4). Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому — 11? (дорогу уступает тот, кто вежливее.)

2. Станция «Культурная».
Ведущий: Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.

1). Сценка «Синие листья». (дети ставят сценку)

У Кати было два зелёных карандаша, а у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зеленый карандаш Катя.

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена.

Позволила мама?

Мама то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё и брата.

Приходит Катя на следующий день.

Ну что, позволил брат?

Брат то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько.

Смотри не ломай, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне только листочки на деревьях нарисовать, да травку зеленым цветом.

Это много!

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя побежала за ней:

Ну, бери, что же ты? Бери!

Не надо.

На уроке учитель спрашивает:

Так ребятки покажите мне ваши работы.

Леночка, а отчего у тебя листья на деревьях синие? Разве такие бывают?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Я ей давала, а она не берёт?

Посмотрела учительница на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

Ребятки, правильно ли поступила Катя? Как вы думаете, стало ли ей стыдно за свой поступок? А вы бы с такой девочкой стали дружить?

2). Игра «Вежливо или невежливо».

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости, для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо — один.

Поздороваться при встрече

— Толкнуть и не извиниться.

— Помочь подняться.

Поднять упавшие вещи.

— Не встать, обращаясь к учителю.

Взять билеты в автобусе.

Не уступить место в транспорте.

Не заметить недовольство мамы.

3. Станция «Вежливая».

Ведущий: Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете? (Дети называют) Послушайте стихи об этих словах.

Добрый день.
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.

Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.

Здравствуйте.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы -
Кому сказали, сколько раз?

Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать.
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.

Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь - они просты и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Внимательно прослушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

1-й совет.
Если ты пришёл к знакомым-
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

2-й совет.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома-
пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.

3-й совет.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла…

4-й совет.
Если к папе или к маме
Тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный
И серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой, сдавайся! Руки вверх!»

5-й совет.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.

4. Станция «Драчливая».

Ведущий: О ком говорят: «Драчлив, как петух»?
- А как вы думаете, с чего обычно начинаются драки?
- А нужно ли давать сдачи, если вас кто-то ударил? И к чему может привести то, что вы дали сдачи?

А вот какой совет даёт А. Л. Барто в стихотворении « Если бьют…»
У мальчишки после драки
Отличительные знаки,
Но не прячет он царапин,
Нет, наоборот,
Он, услышав голос папин,
Говорит: - ну вот,
Всё в порядке! Я им выдал!
Я им дал сполна!
И отец с довольным видом
Смотрит на сынка.
И сегодня на бульваре
Дрался он, как лев,
Двух обидчиков ударил,
Сразу осмелев.
- Молодец!- одобрил папа-
Вот теперь ты не растяпа.
И запомни впредь:
Затевать позорно драку.
Если бьют тебя, однако,
Если бьют - ответь.

Ведущий: А какой совет вам дали бы ваши родители?
Можно ли сказать, что папа дал мальчику верный и хороший совет?

О драках народная мудрость гласит:
Подыми руку, но не ударь.
Дракою прав не будешь.
Ссора до добра не доведёт.
Куда ни придёт, ссору заведёт.

5. Станция «Дружеская».

Поэт Б. Заходер рассказал об этом в стихотворении «Мы друзья»

1-й ученик: С виду мы не очень схожи:
Петька толстый,
Я - худой.
НЕ похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!...

2-й ученик: Дело в том, что он и я
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе отстаём1

1-й ученик: Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?

2-й ученик: Что-то Вова,
Позабыл.

1-й ученик: И я забыл!
Ну не важно! Дрались честно.
Как положено друзьям!
Я как стукну!

2-й ученик: Я как тресну!

1-й ученик: А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Словом, скромничать не буду-
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!

2-й ученик: С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя.

Ведущий: Ребята, все вы должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами. Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.
Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

Так, что же такое вежливость? (Открываются слова: уважительность, внимательность, заботливость, порядочность, тактичность, доброжелательность).
Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте»-
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.

Ребята, я приготовила вам памятки о правилах поведения.

Советы на память :

Для тебя, друг, я составил

десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся - так вставай,

Волю лени не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой - проверь!

В школе, в классе не сори.

Сор увидишь - подбери!

Ты труд другого уважай,

Сам насорил - сам убирай!

Не таскай в кармане мела -

Это, милый мой, не дело!

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби;

Малышей жалей, люби;

Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

Сказка для детей старшего дошкольного возраста: «Страна Вежливости»

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение
Воспитатель

Описание: Авторская сказка предназначена для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.
Назначение работы: Сказка приобщает детей к культуре общения и вызывает желание употреблять вежливые слова в повседневной жизни.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста нравственных и
морально- этических норм поведения
Задачи:
1. обогащение представлений о правилах и этике поведения;
2. формирование положительного эмоционального отношения к выполнению правил поведения;
3. использование проблемных ситуаций для закрепления усвоенных правил поведения;
4. использование реальных жизненных ситуаций для пополнения личного опыта культурного поведения.

В одном городе жила девочка Наташа, которая была очень не воспитана и груба. Девочке было 5 лет, и она часами напролет могла сидеть одна в своей комнате и играть в куклы.
Но однажды, когда девочка как обычно играла, она услышала тихую мелодию. Музыка была необыкновенна прекрасная и Наташа сразу же принялась искать, откуда же она звучит? Первым делом девочка заглянула под кровать, но там было темно и тихо, она заглянула в тумбочку, но там лежали колготки и носочки, потом она обратила внимание на книжную полку, на которой стояло большое количество разных книг. Наташа подошла поближе, и чудесная музыка стала звучать чуть громче. Испытывая чувство волнения и интереса, девочка поставила стульчик и встав на него заглянула на полку с разноцветными книгами. Книги были такие разные тонкие и толстые, высокие и низкие, но только одна книга привлекла внимание маленькой девочки. Это была маленькая, розовая книжечка, которая озарялась радужным свечением, именно оттуда доносилась тихая и такая сказочная мелодия. Наташа не удержалась и взяла книгу в руки, и хотя девочка знала буквы, но читать она ещё не умела. Ей захотелось посмотреть картинки, и она, не раздумывая, открыла первую страницу.
В один миг Наташа оказалась внутри сказочной страны. Перед её глазами блистал в своём великолепии сказочный замок.
- Ой, как я здесь оказалась? - подумала девочка.
- Интересно кто живёт в таком красивом замке?
Она направилась по дороге, вдоль которой цвели необыкновенно красивые цветы, над которыми порхали удивительные, разноцветные бабочки. Наташа вошла внутрь замка и увидела большой зал, который переливался всеми цветами радуги от солнечных лучей. На троне из драгоценных камней сидела красивая, молодая женщина, которая приветливо улыбалась маленькой гостье.

Здравствуй, Наташа! - сказала незнакомка.
- Кто Вы? Я Вас не знаю - с удивлением в голосе ответила девочка.
- Конечно, ты меня не знаешь. Все жители Земли знакомы со мной, а ты не желаешь, и слушать обо мне и моих детях - с грустью в голосе ответила женщина.
- Я Королева – Вежливости! И я приглашаю к себе в гости в нашу сказочную страну только тех мальчиков и девочек, которые никогда не произносят моих волшебных слов. Вот пришло твоё время Наташа, я хочу тебя познакомить с моими любимыми детьми» - произнесла женщина. Девочка повернула голову и увидела прекрасный сад, в котором играли дети, какие же, как она девочки и мальчики, но одежда у них была не обычная, а королевская. Королева протянула Наташе свою белоснежную руку, и они вместе вышли в дивный сад.
- Вот мои дети, знакомься Наташа. У каждого есть своё имя. Королева подвела Наташу так близко, что девочка смогла даже разглядеть цвет глаз у детей.
- Это мои сыновья, их у меня 6: принц Спасибо, принц Пожалуйста, принц Здравствуйте, принц Извините, принц Спокойной ночи и самый маленький принц Будьте добры.
- Это мои дочки их тоже 6: Принцесса До свидания, принцесса Позвольте, принцесса Благодарю, принцесса Простите, принцесса Доброе утро и самая юная принцесса Добрый день.
Наташа никогда раньше не думала, что с ней может произойти, что-то подобное. Дети Королевы очень понравились Наташе, и она даже хотела, с ними поиграть.
- Мои дети хоть и маленькие, но они большие труженики, они уже много лет ходят по миру, и помогают простым людям и в радостях и бедах - продолжала свой рассказ прекрасная Королева.
- Как это? - удивилась Наташа.
Королева Вежливости улыбнулась и протянула руку в сторону, где стояли её дети.
- А вот слушай. К примеру, мой сын принц Спасибо, с его помощью люди благодарят друг друга за какие-нибудь услуги, за помощь в делах.
Или вот например принц Здравствуйте, с его помочью люди приветствуют друг друга на улице, а приходя к гости первое, что произносят люди это имя моего сына. Ты Наташа успела обидеть каждого из моих детей. Ты ни разу не произнесла, ни одного вежливого слова. Посмотри как им грустно от этого.
Наташе стало стыдно.
- Понимаешь Наташа, в нашей волшебной стране время не властно над возрастом и хоть они выглядят как твои сверстники, но это далеко не так. Я и мои дети много лет служим людям верой и правдой, с нашей помощью людям проще договориться между собой, проще выйти из любого конфликта или сложной ситуации, с нашей помощью на Земле заканчивались войны и кровопролитные сражения. Умение правильно использовать вежливые слова является культурой поведения в обществе. Такими словами закончила свой рассказ Королева.
Наташа слушала Королеву очень внимательно. Но вдруг яркая бабочка взмахнула своими пестрыми крыльями, и грациозно села на огромные, старинные часы. Наташа хорошо знала цифры, но она ещё не понимала, сколько времени показывают часы?
- Это что настоящие часы? - спросила Наташа у Королевы.
Это часы - времени! Вот видишь, они стали идти совсем медленно и скоро могут совсем остановиться.
- Почему? – искренне удивилась девочка.
- А потому, что слишком много людей на Земле стали не воспитаны и грубы. Они забыли правила поведения и слова вежливости. И может так случится, что когда-нибудь часы - времени остановят свой ход, и мы навсегда исчезнем – с грустью в голосе произнесла Королева Вежливости.
Наташе стало жалко Королеву Вежливости и её очаровательных детей. И она даже хотела заплакать от обиды.
- А что нужно сделать, чтобы часы - времени стали ходить правильно, и никогда не останавливались? - с дрожащим от волнения голосом спросила девочка.
- Нужно просто быть вежливыми и воспитанными людьми. И умело пользоваться такими маленькими, но такими важными и нужными словами и Королева показала рукой на своих прекрасных детей. Как только 1 невоспитанный ребёнок на Земле исправится, и станет вежливым часы на один тик-так пойдут быстрее. Только в этом случае мы не исчезнем не из человеческой речи, не из сказочной страны.
- Ой, я всё поняла! - радостно воскликнула Наташа.
- Наверное, это я виновата, это я не говорила хороших, вежливых слов. Это из-за меня Вы чуть не погибли. Я бы хотела вернуться домой и всё исправить, но я не знаю, как мне вернуться к маме?
Наташа не успела договорить последнее слова, так теплый, лёгкий ветерок коснулся её щек, и где вдалеке заиграла такая знакомая и вместе с тем такая прекрасная мелодия. Радуга сверкнула яркими красками и исчезла без следа. Наташа протерла глаза, оглянулась. Она снова сидела на коврике в своей комнате, вокруг лежали её любимые куклы.
- Наверное, я заснула, и мне приснился удивительный сон? - подумала девочка.
Скрипнула дверь и на пороге появилась Наташина мама.
- Пойдём кушать дочка, супчик уже готов! - нежно и ласково произнесла она.
Наташа хотела, как обычно сказать: не хочу, не буду, я не голодная, отстань, я хочу играть. Но на этот раз девочка не спешила с ответом. А вдруг это была правда, а не сон и где то далеко в волшебной стране могут навсегда остановиться часы - времени? Что же тогда будет с доброй Королевой и её детками? Я же обещала всё исправить. Мама тем временем снова позвала Наташу обедать. Наташа повернулась, посмотрела на книжную полку, её щечки покрылись румянцем.
Девочка улыбнулась и сказала: «Хорошо мамочка. Спасибо. Я очень проголодалась. И с большим удовольствием съем суп».
И действительно на удивление мамы и бабушки Наташа съела весь суп и два кусочка хлеба. Когда тарелочка была уже пустой, Наташа сказала маме: «Благодарю тебя мамочка за такой вкусный обед».
Наташина мама от удивления открыла рот: «Так на здоровье милая!». Наташа поцеловала свою маму.
- Мама, а скажи, пожалуйста, что за розовая книжка хранится у меня в комнате на полочке?
- Это детская книга она называется: Уроки вежливости, а почему ты спросила Наташа? - ответила мама.
Девочка подошла к маме крепко обняла её на шею и сказала: «Мамочка эта книга волшебная. Прости, меня, пожалуйста, что я была такая не воспитанная девочка, теперь я буду каждый день всегда и всем говорить волшебные слова. Теперь-то я знаю, как они нужны и не обходимы!»
Наташе стало так легко и весело, она смотрела на книжную полку, на которой стояла маленькая, но такая важная книжечка. И хоть она знала все буквы, но ещё не умела читать, но она точно знала, как именно выглядит каждое вежливое слово.

Кристина Шустова
Конспект занятия «Путешествие в страну доброты и вежливости»

Цель : способствовать нравственному развитию личности ребенка.

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с понятием «доброта » . Формировать представления, в чем она проявляется.

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Формировать нравственные качества личности : внимательность, доброжелательность , любовь к ближнему.

Учить создавать «картину» (на подносе с манкой) пальчиками на манке.

Развивающие :

Развивать эстетическое восприятие, обогащать детей художественными впечатлениями. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Продолжать активизировать словарь путем употребления в речи «вежливых » слов.

Развивать культуру общения.

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное , вежливое отношение к окружающим.

Вызвать желание оказывать помощь друг другу.

Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.

Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми.

Развивать культуру общения.

Предварительная работа :

Цикл бесед «Кого мы называем добрыми , «Что такое хорошо и что такое плохо?» , «Добрые дела и поступки » .

Слушание песен В. Шаинского «От улыбки» , «Дружба» , «Вместе весело шагать» , В. Иванова «Ты да я, да мы с тобой» .

Сюжетно-ролевые игры на темы : «семья» , «больница» .

Дидактические игры : «Хорошо или плохо?» , «Объясни, почему нельзя» , «Что я чувствую» .

Чтение сказок, рассказов, стихов в которых говориться о добрых людях : «Гуси-лебеди» , «Морозко» , «Кот, петух и лиса» , А. Барто «Вовка – добрая душа » , В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо» .

Материалы и оборудование : музыкальный центр и проектор, записи мелодий, презентация : «Путешествие в страну Вежливости и Доброты » , карточки с хорошими и плохими поступками, подносы с манкой, шаблоны солнышек с пластилиновой основой, глазки, носики, тонкая мишура на проволоке золотого цвета, бисер красного цвета.

Ход образовательной деятельности :

Дети входят в зал под музыку и встают полукругом.

Ребенок : Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро .

«Доброе утро солнцу и птицам!»

«Доброе утро улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым , доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель : Ребята, каждое утро надо начинать с хорошим настроением. Давайте образуем крепкую и добрую «цепочку дружбы» и ласково поздороваемся с гостями и со своими друзьями.

(Все берутся за руки и хором говорят : «Доброе утро )

Воспитатель : Чувствуете, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта . Давайте произнесем «волшебные» слова :

Дети :

«Я хороший и добрый ребенок ,

Всем детям, всем людям на свете я желаю здоровья».

Воспитатель : Посмотрите ребята друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут нам сегодня хорошими помощниками.

Звучит песня «Улыбка» (в исполнении Л. Гурченко) Дети садятся на стульчики.

Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?

Дети : Со слова «Здравствуйте» .

Воспитатель :

Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого .

– А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

(Слайд 1 пещерные люди)

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди : у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было, сказал им :

– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

Ребята сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну . А как называется эта страна , попробуйте, угадать сами.

– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова .

– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь . Как она называется?

Дети : Страна Вежливости и Доброты .

Воспитатель : Молодцы, ребята! А вы хотите побывать в Волшебной стране ? Я тоже очень хочу.

Глазки скорее закройте, друзья!

В сказку свою приглашаю вас я!

Воспитатель : 1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать!

Звучит музыка, открыв занавес, появляется Фея.

Фея : Здравствуйте ребята. Здравствуйте гости. Я – фея этой доброй страны , в ней все жители добрые , вежливые , хорошие люди. Злые становятся здесь добрыми , сердитые – ласковыми, непослушные – послушными. И главное : все кто попадает в мою страну , хотят делать добрые дела . А вы хотите?

Ребята в нашей стране выросло волшебное дерево добра . Посмотрите. Только одно огорчает : дерево стоит одинокое. Чтобы его оживить и на нем появились плоды, нам с вами нужно наполнить волшебное сердце нашего дерева в этом нам помогут ваши добрые сердца . Ребята тогда давайте начнем наполнять наше сердце добрыми делами .

Ребята, а что такое доброта ?

Какого цвета доброта ?

Как вам кажется, какая доброта на вкус ?

А если ее потрогать какая доброта на ощупь ?

С какой погодой можно связать доброту ?

Фея : Молодцы ребята, какие были интересные необыкновенные высказывания о доброте . И за это вы получаете свое первое сердечко. Вот и прибавилось еще немного доброты в нашей волшебной стране . Ребята посмотрите, что произошло с нашем деревом. Оно начало расцветать.

Воспитатель : Ребята, а вы много добрых слов знаете ? Вот сейчас и проверим.

Игра называется «Замени слово добрым словом »

Злой – добрый

Невежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

Грустный – весёлый

Равнодушный – заботливый

Неряшливый – аккуратный

Сломать – починить

Порвать – заклеить

Крикливый – молчаливый

Трусливый - храбрый

Молодцы ребята. Получите сердечко. Вот наше сердце еще одним добрым делом пополнилось . (В большое сердце кладется маленькое сердечко.)

Игра «Выбери хорошие поступки»

Воспитатель : Ребята перед вами карточки с хорошими и плохими поступками. Выберите любую карточку и объясните, как вы думаете какой это поступок.

Ответы детей : ….

Воспитатель, Фея : Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились. Теперь я точно уверена, что вы умеете отличать хорошие поступки от плохих. Вот вам еще одно сердечко. Посмотрите, наше дерево все больше расцветает.

Физкультминутка

Воспитатель : А сейчас ребята объявляется музыкальная пауза

Волшебные слова.

Слова и музыка В. В. Скурлатовой.

Чтоб вежливыми стать ,

Нам очень важно знать

И говорить всегда

Волшебные слова

«Здравствуйте» при встрече,

«Добрый день » и «добрый вечер »

За помощь «спасибо» и «благодарю»

За шалость, «извините»

«Пожалуйста, простите»

Ну, а на «прощание»

Скажем «до свидания» !

Давайте дружить

И вежливыми быть ,

Других не обижать

И не забывать :

Припев (повторяется)

Дети уходят парами, и садятся на стульчики Дети идут парами по кругу, взявшись за руки, другая рука на поясе.

Дети поворачиваются друг к другу

Дети кланяются друг другу, разводя руки в стороны

Руки на поясе, повороты в право и влево с приседаниями

Хлопки в ладоши и кружатся парами «Лодочка»

«Грозят пальчиком, рука на полочке»

Дети обнимают друг друга.

Два раза приседаем.

Махи крест на крест прямыми руками над головой.

Дети взялись за руки, идут по кругу сначала в одну сторону, потом в другую

Дети поворачиваются друг к другу.

Воспитатель : Ребята, а мы с вами продолжаем наполнять волшебное сердце добротой , теплом, нежностью….

Игра «Доскажи словечко»

Для нас здесь задание "Доскажи словечко" Я начну, а вы продолжайте, хором дружно отвечайте. (Слайды с правильными ответами)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день )

Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)

Если друг попал в беду (помоги ему)

Решай споры словами, (а не кулаками)

Где бы ни были, на прощание говорим мы (до свидания)

Ребёнок вежливый и развитый говорит , встречаясь (здравствуйте)

Фея : Молодцы ребята. Вот вам еще одно сердечко. И наше волшебное дерево становится все красивее и красивее.

Воспитатель : Давайте никогда не будем забывать добрые , вежливые слова . Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.

Звучит музыка и дети исполняют песню «От улыбки» .

(Выносят подносы с манкой)

Фея : Ребята смотрите, какие чудесные подносы я вам приготовила. Давайте здесь попробуем нарисовать что-нибудь хорошее, доброе , радостное, светлое. Это будет «Картина доброты » .

(Дети рисуют пальчиком на подносе с манкой – солнышко, травку, цветы, дерево).

Фея : Молодцы ребята. Ваши картины получились просто замечательные, это потому что вы нарисовали их от доброго сердца . И мне хочется вас отблагодарить еще одним сердечком добрых дел .

Воспитатель : А теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте : «Это я, это я, это все мои друзья» , а если нет - молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром » скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «Спасибо»

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто быть вежливым желает ,

Малышей не обижает?

Фея : Молодцы. Вот вам еще одно сердечко.

Фея : Ребята я вам сегодня хочу открыть еще один маленький секрет. Вы знаете, что нашу Землю освещает большое солнце.

Оно светит каждый день, согревая нас своим теплом. (Открывается занавес и появляется большое солнце)

Но оказывается, что бывает еще и маленькое солнышко. Может, вы знаете, где оно может находиться?

Ответы детей :….

Фея : правильно оно светит в каждом из нас. Это маленькое солнышко своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делая их добрее . Это солнышко вызывает у нас стремление помогать друг другу.

Воспитатель : Ребята Я вас приглашаю за столы, где мы с вами сейчас сделаем солнышки.

(Дети делают солнышко. В это время в большое сердце кладем шоколадные сердца)

Воспитатель : Ребята, какие у вас волшебные солнечные теплые получились солнышки. Давайте мы с вами сейчас скажем друг другу самые искренние, нежные, добрые , ласковые слова.

(Дети друг другу говорят комплименты)

Воспитатель : Ребята как много мы с вами сегодня хороших поступков и добрых дел сделали . Скажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось.

Фея : Ребята как же вы друг друга любите, какие вы ласковые нежные, добрые . И я вам дарю еще одно сердечко. Посмотрите, наше волшебное дерево расцвело. Благодаря вашей теплоте, доброте , отзывчивости.

Ребята чудеса произошли не только с нашим деревом добра , но и в нашем сердце произошли волшебные превращения наши сердечки превратились в сладкие сердца. Благодаря вам ребята. И я хотела бы вас ими угостит.

(Фея угощает ребят и благодарит ребят.)

Фея. Ребята спасибо вам, что вы такие добрые , отзывчивые, искренние, нежные. За ваши добрые сердца . Оставайтесь такими на долгие года.

Воспитатель : Ребята скоро вы пойдете в школу. Вот вам мое пожелание.

Давайте дети дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как травы с лугом

Как ветер с морем,

Поля с дождями

Как дружит солнце

Со всеми нами.

Дети уходят под музыку.

Цели и задачи

— формировать представления о нравственных качествах, культуре поведения.

Оборудование

Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа

Инсценирование отрывков из сказки «Гуси- лебеди».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель . Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей.)

Тогда мы с вами сейчас отправимся в волшебную страну Вежливость.

Но смогут отправиться в эту страну только те дети, которые знают вежливые слова.

Игра «Вежливые слова»

Учитель . Кто желает отправиться в путешествие, тот «кладет» в волшебный кузовок вежливое слово. (Дети по очереди называют вежливые слова.) Итак, все слова собраны, пора в путь.

Дети поют песню «Вместе весело шагать».

Учитель . Как вы думаете, кто живет в этой сказочной стране? В ней живут вежи. Кто такие вежи? Правильно, это существа, которые знают правила вежливости. Но на страну Вежливость очень часто нападают другие сказочные герои — это невежи. Они хотят завоевать эту страну и превратить всех в невеж.

Конкурс рисунков «Сказочный герой»

Учитель . Давайте нарисуем их портреты. Одни дети рисуют сказочного героя вежу, а другие — невежу. А вы себя считаете вежей или невежей? Почему? (Дети рассуждают.)

На стенде вывешиваются иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».

Вот мы и в городке. Давайте пройдемся по улице сказок.

Что это за сказка нас встречает? (Сказка «Гуси- лебеди».)

Инсценирование отрывков из сказки

Учитель. Давайте разыграем разговоры девочки с яблонькой, печкой и речкой.

Девочка . Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Яблонька . Съешь моего лесного яблочка, скажу.

Девочка . У моего батюшки и садовые не едятся.

Девочка . Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Печка. Съешь моего ржаного пирожка, скажу.

Девочка . У моего батюшки и пшеничные пирожки не едятся.

Девочка. Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Речка . Попей моего киселька, скажу.

Девочка . У моего батюшки и сливочки-то не едятся.

Учитель . Измените разговор девочки так, чтобы сказочные герои ей помогли.

Вопросы для обсуждения:

— Почему яблонька, печка и речка помогли девочке?

— Как вы думаете, лучше быть вежей или невежей? Почему?

А вот и Вежливый сад. Давайте пройдемся по Вежливому саду.

Игровая ситуация «Вежливый сад»

Педагог рассказывает о поведении детей на различных примерах. Если поведение вежливое, то дети поднимают руки вверх (дерево высокое, красивое, оно радуется жизни); если поведение невежливое, то дети опускают руки вниз (дерево огорчается, ветки опущены вниз, стыдно).

Это могут быть такие ситуации:

— поздороваться при встрече;

— на прощанье буркнуть под нос «ну, пока!»;

— наступить на ногу товарищу и не извиниться;

— специально толкнуть товарища;

— уступить место в автобусе пожилому человеку;

— жаловаться на всех подряд.

Обсуждение стихотворения «Урок вежливости»

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

— В гостях, медведь,

Нельзя реветь!

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех... —

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу.

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили.

С. Маршак

Вопросы для обсуждения:

— Стал ли медведь воспитанным? Почему, как вы думаете?

— Можно ли научиться вежливости?

— Какого человека можно назвать вежливым?

Чтение стихотворения «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы —

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы — то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой —

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Был вежлив этот мальчик.

И право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил.

«Спасибо!» — говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

С. Маршак

Подведение итогов

Учитель вместе с детьми делает вывод о том, что вежливости можно и нужно учиться. Умение вести себя в обществе, контролировать свои поступки, оценивать себя и окружающих необходимо в повседневной жизни и позволяет стать полноценным членом общества.



Похожие статьи
 
Категории