Что такое цирковая акробатика? Акробаты в цирке.

24.02.2019

Термин "акробатика" родился в Древней Греции. "Akrobates" в переводе с греческого означает "тот, кто ходит на носках" ("akros" - тот, кто па конце, "bitis" - ходить). Древние эллины придавали большое значение гармоническому развитию человека; особое внимание они уделяли его физическому совершенству. В основе акробатики - мастерское владение телом, высокое развитие мускулатуры.

За много лет до нашей эры акробатика была известна в Древнем Египте, Древнем Риме, Древней Греции, Византии. Причем акробатами тогда называли не только собственно акробатов, по и странствующих артистов, канатоходцев, танцовщиков.

В одной из песен гомеровской "Одиссеи" автор рассказывал, как пирующих развлекали два "прыгуна", которые "соглашая со звонкою лирой прыжки... проворно скакали". На о. Крит в 1500 до н.э. были широко распространены акробатические игры с быками (запечатлены на фресках и рельефах Кносского дворца) резные рисунки на камне из Египта (1150 до н.э.) свидетельствуют, что египетские акробаты умели стоять на голове, на руках, прыгать с ног на руки и с рук на ноги через острые мечи, переворачиваться вдвоём назад через спину, исполнять мост. Греч, историк Ксенофонт (430-354 до н.э.) поведал о сиракузской танцовщице, которая показывала "выворачивание тела и подражание колесу". Она же прыгала сквозь обруч, унизанный острыми мечами.

Так же на нашем сайте

Не заглох интерес к акробатике и в эпоху средневековья. На дошедших до нас изображениях (церковь Сен-Дени в Амбуазе, церковь Ла-Шез ле Виконт, маргинальные рисунки книги Роман об Александре") зафиксированы акробаты 14 вв., исполнявшие стойки на руках и на голове, сальто-мортале, прыжки с шестом".

Известны книги по акробатике, написанные еще в XVI в. Это "Учебник сальто-мортале" (по существу, первое руководство по акробатике) и "Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе" (1599), написанные видным французским акробатом Тюкарро, который систематизировал известные в те времена акробатические элементы.

На гравюре 16 в. неизвестный художник изобразил акробатов, прыгающих с трамплина передним сальто-мортале сквозь 10 обручей. В грамоте рус. царя Алексея Михайловича (1648), порицавшей "богомерзкие" скоморошьи игры упоминалось и об обычае "скакать на досках".

В эпоху Возрождения в Венеции устраивали конкурсы "живой архитектуры". Акробаты состязались в умении строить пирамиды, высота которых доходила до 9 м, а число акробатов в одной пирамиде - до 30. Искусство ср. вековых акробатов ещё не знало деления на различные Амплуа.

В цирке профессиональная акробатика появилась в конце XVIII в. и стала успешно развиваться как самостоятельный жанр. Благодаря чрезвычайному разнообразию видов, величайшему множеству упражнений и различных форм исполнения акробатика занимает в цирке доминирующее положение по сравнению с другими жанрами. Владение приемами акробатики необходимо каждому артисту цирка - и клоуну, и гимнасту, и жокею, и жонглеру. Занятие акробатикой дает отличное развитие всех мышц.

Известно, что примерно 45 процентов веса взрослого человека приходится на мышцы. Если учесть, что у человека до шестисот мышц, то нетрудно представить, каким мощным двигательным аппаратом обладает акробат, так как в выполняемых им упражнениях участвуют все группы мышц. Всестороннее физическое развитие, какое дает акробатика, позволяет исполнителю успешно осваивать и другие жанры, например гимнастику, эквилибристику.

Некоторые разновидности акробатики - силовая, прыжковая - получили широкое распространение и в спорте. Этому в определенной степени когда-то способствовали артисты цирка, оставившие по разным причинам работу на манеже и обосновавшиеся в спортзалах в качестве тренеров. Многие артисты цирка участвовали в спортивных соревнованиях по акробатике. Демонстрируя высокий класс, они занимали призовые места, что, безусловно, служило популяризации и развитию акробатики в советском спорте.

Несмотря на некоторую общность многих упражнений, приемов исполнения и мышечных усилий, цирковая и спортивная акробатика во многом различны. Спортивная акробатика является средством физического развития и воспитания человека. Результаты спортивных достижений выявляются во время соревнований. А цирковая акробатика, кроме того, служит созданию художественного произведения (номера), в котором каждый акробатический элемент не самоцель, а средство выражения художественного замысла.

Существует множество приемов исполнения акробатических элементов. Их можно демонстрировать на манеже и над манежем, используя реквизит или снаряды, а также и не используя их. Акробатические упражнения исполняются группой и соло, динамично и в статике - и зависимости от характера помора и творческой задачи. Однако при псом трюковом многообразии акробатики ее основу составляют два элемента - сальто в стойка на руках. На них держатся почти все трюковые комбинации всех разновидностей акробатики. Без сальто трюковые комбинации очень ограничены, без него не обойтись в работе с трамплином, батутом, подкидными досками, в икарийских играх, в плечевой акробатике. Причем значительно чаще применяется заднее сальто, чем переднее (за исключением прыжков с трамплина и на батуте). Некоторые технические особенности выполнения переднего сальто ограничивают его использование - оно труднее для ориентировки акробата, который видит точку приземления несколько позже, чем при исполнении заднего сальто, а главное, акробата, выполняющего переднее сальто, нижнему сложно ловить на плечи.

А силовой и вольтижной акробатики не может быть без стойки на руках. Она широко применяется не только в акробатике, но и в эквилибристике; ею пользуются и гимнасты на кольцах и даже клоуны.

По своей значимости и по масштабу применения сальто и стойка на руках являются главенствующими выразительными средствами циркового искусства.

Литература:
З.Б. Гуревич "О жанрах Советского цирка".
Энциклопедия "Цирковое искусство России"

Акробатика представляет собой последовательную систему различных акробатических элементов и их непосредственное выполнение спортсменами. Акробатика является одним из самых популярных видов гимнастики. Это сложно-координационный вид спорта, требующий от спортсменов ловкости, хорошей физической формы, особой внимательности и сосредоточенности.

История акробатики

За много лет до нашей эры акробатика была известна в Древнем Египте, Древнем Риме, Древней Греции, Византии. Причем акробатами тогда называли не только собственно акробатов, по и странствующих артистов, канатоходцев, танцовщиков.Не заглох интерес к акробатике и в эпоху средневековья. На дошедших до нас изображениях (церковь Сен-Дени в Амбуазе, церковь Ла-Шез ле Виконт, маргинальные рисунки книги Роман об Александре") зафиксированы акробаты 14 вв., исполнявшие стойки на руках и на голове, сальто-мортале, прыжки с шестом".В эпоху Возрождения в Венеции устраивали конкурсы "живой архитектуры". Акробаты состязались в умении строить пирамиды, высота которых доходила до 9 м, а число акробатов в одной пирамиде - до 30. Искусство ср. вековых акробатов ещё не знало деления на различные Амплуа.

Акробатика и цирк

В цирке профессиональная акробатика появилась в конце XVIII в. и стала успешно развиваться как самостоятельный жанр. Благодаря чрезвычайному разнообразию видов, величайшему множеству упражнений и различных форм исполнения акробатика занимает в цирке доминирующее положение по сравнению с другими жанрами. Владение приемами акробатики необходимо каждому артисту цирка - и клоуну, и гимнасту, и жокею, и жонглеру. Занятие акробатикой дает отличное развитие всех мышц.

Разновидности акробатики

Некоторые разновидности акробатики - силовая, прыжковая - получили широкое распространение и в спорте. Этому в определенной степени когда-то способствовали артисты цирка, оставившие по разным причинам работу на манеже и обосновавшиеся в спортзалах в качестве тренеров. Многие артисты цирка участвовали в спортивных соревнованиях по акробатике. Демонстрируя высокий класс, они занимали призовые места, что, безусловно, служило популяризации и развитию акробатики в советском спорте.

Несмотря на некоторую общность многих упражнений, приемов исполнения и мышечных усилий, цирковая и спортивная акробатика во многом различны. Спортивная акробатика является средством физического развития и воспитания человека. Результаты спортивных достижений выявляются во время соревнований. А цирковая акробатика, кроме того, служит созданию художественного произведения (номера), в котором каждый акробатический элемент не самоцель, а средство выражения художественного замысла.

Акробатические элементы

Существует множество приемов исполнения акробатических элементов. Их можно демонстрировать на манеже и над манежем, используя реквизит или снаряды, а также и не используя их. Акробатические упражнения исполняются группой и соло, динамично и в статике - и зависимости от характера помора и творческой задачи. Однако при всём трюковом многообразии акробатики ее основу составляют два элемента - сальто и стойка на руках. На них держатся почти все трюковые комбинации всех разновидностей акробатики. Без сальто трюковые комбинации очень ограничены, без него не обойтись в работе с трамплином, батутом, подкидными досками, в икарийских играх, в плечевой акробатике.

Причем значительно чаще применяется заднее сальто, чем переднее (за исключением прыжков с трамплина и на батуте). Некоторые технические особенности выполнения переднего сальто ограничивают его использование - оно труднее для ориентировки акробата, который видит точку приземления несколько позже, чем при исполнении заднего сальто, а главное, акробата, выполняющего переднее сальто, нижнему сложно ловить на плечи.

Цирковая акробатика – это разновидность гимнастики, элементы которой выполняются без какого-либо спортивного инвентаря. Как и другие формы гимнастики, цирковая акробатика требует от спортсмена колоссальной физической силы, гибкости и выносливости. Как правило, для приведения себя в нужную форму цирковые акробаты подвергаются изнурительным тренировкам. Некоторые формы цирковой акробатики входят в состав Олимпийских игр, и она довольно популярна среди зрителей.

Цирковая акробатика известна с древности. Доподлинно известно, что древние греки, также, как и римляне, выполняли элементы цирковой акробатики для демонстрации своей физической подготовки и спортивных навыков. С распространением христианства и сменой взглядов на отношение к человеческому телу популярность цирковой акробатики стала быстро угасать, но не исчезла окончательно.

В средневековье при проведении различных цирковых представлений цирковые акробаты выступали отдельно, как самостоятельные артисты, а также, они были популярны при дворах многих королевских особ. Наряду с клоунами и другими артистами акробаты придавали яркость королевским дворам, а некоторые даже становились придворными фаворитами, и в свободное от выступлений время роскошно одевались и носили дорогие украшения. Благодаря движению за здоровый образ жизни, в 1800-х годах цирковая акробатика вместе с другими видами спорта пережила свое возрождение. К этому времени цирковая акробатика стала Олимпийским видом спорта и была широко любима в обществе.

Во время своих выступлений акробаты выполняют множество тяжелых элементов: перевороты назад, всевозможные кувырки с прыжками, сальто-мортале и ходят колесом. Выступления большинства акробатов весьма динамичны и включают в себя инерционное вращение на полу в такт музыкальному сопровождению, что делает их выступление более артистичным, а демонстрацию физических данных более красочным зрелищем. Сегодня выступления цирковых акробатов проводятся на специальных гимнастических матах, обеспечивающих спортсмену больший комфорт.

Как правило, люди, желающие стать цирковыми акробатами, начинают заниматься с ранних лет, т.к. совершенство физического мастерства в гимнастике закладывается в раннем возрасте. Желающие заняться акробатикой в более зрелом возрасте тоже могут добиться определенных успехов, но они вряд ли когда-либо достигнут такой же гибкости и податливости своего тела, как спортсмены, занимающиеся с детства. За выступлением цирковых акробатов можно наблюдать во время проведения Олимпийских игр, а также на различных спортивных мероприятиях. Например, участники группы поддержки при профессиональных спортивных клубах довольно часто демонстрируют элементы цирковой акробатики в своих выступлениях в перерывах между матчами.

Часто цирковые акробаты вместе с другими артистами цирка приглашаются для проведения различных общественных мероприятий. Многие организаторы зрелищных шоу любят включать их выступления в свою программу для привлечения внимания публики.

Один из любимых и зрелищных цирковых жанров является акробатика , известная со времен древних цивилизаций Египта, Рима, Византии и Греции. Сведения об акробатических соревнованиях находятся и в гомеровской «Одиссеи». В Московских цирках предлагаются вашему вниманию самые разные акробатические аттракционы, многие из которых уникальны и отмечены высшими наградами международных цирковых фестивалей:

  • Акробат на мотоцикле , помимо впечатляющих элементов эквилибра, которые он выполняет безупречно, в своем номере артист использует шляпу, которая не только становится его партнером, но и является красивым инструментом в руках экстремального акробата.
  • Акробаты-роллеры - эта группа молодых артистов уже имеет не одну награду за свое мастерство, они лауреаты Международного конкурса в Корее и имеют Золотую медаль Международного конкурса молодых исполнителей в Москве. Артисты цирка на роликах с легкостью выполняют то, что другие не могут сделать без роликов. Они перепрыгивают друг через друга, выполняют сложные пируэты, сальто-мортале, стойки на руках и все это в быстром темпе, с задором и куражом..
  • Акробаты с подкидными досками - уникальный по сложности номер, в котором акробаты не просто совершают рекордные трюки, среди которых двойное и тройное сальто, а делают это на гигантских ходулях, такое на арене встречается крайне редко. Уникальный цирковой акробатический номер был восторженно принят во многих странах, в том числе Норвегии, Швеции, Монголии, Франции, Австрии, Японии.
  • Акробаты–эксцентрики на оригинальном велосипеде - невероятный велосипед-гигант становится площадкой для изобретательных и смешливых акробатов, проделывающих на нем самые невероятные трюки, колесом велосипеда они пользуются как батутом.
  • Акробаты-вольтижеры - эта уникальная группа акробатов имеет много различных призов, включая главный приз Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло - «Золотого клоуна» - в цирковом мире эта премия как «Оскар» в киноиндустрии. Работа этих двенадцати акробатов настолько уникальна, что о них снят документальный фильм, рассказывающий о найденных оригинальных решениях и новаторстве спортсменов.
  • Воздушные акробаты-вольтижеры на качающейся площадке - это уникальный цирковой жанр и во всем мире существует только два воздушных акробатических номера на качающейся площадке, в цирке на Вернадского можно увидеть один из них. На огромной высоте под куполом цирка на качающейся площадке акробаты выполняют рекордные трюки тройное сальто назад, бланжи, изящные затяжные прыжки с высоты 14 метров.
  • Акробаты на русской палке – эти цирковые артисты пришли на арену из профессионального спорта, они Мастера спорта, чемпионы России среди юниоров, эта подготовка помогает им выполнять рекордные трюки - тройное сальто, двойное сальто с пируэтом, двойное сальто прогнувшись. И хотя номеру всего два года, артисты уже успели покорить зрителей Новой Зеландии, Европы, Латинской Америки и Японии.
  • Акробаты на шестах - артисты не просто демонстрирую номер, они разыгрывают целый спектакль, а в актерском мастерстве им не откажешь. С завидной легкостью и без страховки они выполняют сальто, сальто с пируэтами, сальто-бланш, три сальто-мортале с точным приходом на узкую перекладину, все эти трюки рекордной сложности артисты выполняют с юмором, смеша зрителей и радуя своими актерскими находками. За высочайший уровень сложности и актерское мастерство Акробаты на шестах получили награды: бронзу 6-го Международного фестиваля в Китае, бронзу Всероссийского фестиваля циркового искусства в Ярославле, серебряную медаль Международного фестиваля в Будапеште.

А познакомиться поближе с цирковым искусством можно в следующих разделах сайта.

Как и многие другие виды циркового жанра, акробатика пришла к нам из античности. В большое внимание уделяли гармоничному и равностороннему физическому развитию человека. Это привело к созданию отдельного вида искусства - акробатике.

Ее почитатели постоянно совершенствовали свое тело, укрепляли мышцы, делали растяжку. Благодаря этому мышцы рук, шеи, спины становились такими же крепкими, как ноги. Вот почему они с легкостью делают сальто и плавно приземляются, свободно ходят на руках. Само слово «акробат» переводится с греческого как «тот, кто ходит на носках».

На Крите во время сборки урожая проводились игры с быками. «Играя» с быками, акробат крутил вокруг него сальто, прыгал, то есть грациозно уворачивался от его рогов. Об этом можно судить, изучая фрески Кноса (Кносского дворца) и Агиа-Триады.

На золотых кубках, найденных в Спарте, акробаты ловко делают перевороты, а затем хватают быка за рога и «седлают» его. В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» также есть упоминания об акробатике. В Древнем Риме всех странствующих артистов - акробатов, - называли циркуляторами. К слову, очень часто они сочетали в себе все умения.

«Темное» Средневековье

В Средние века церковь, как повелось, большинство видов искусства причисляла к проискам нечистой силы. Поэтому акробатика была больше кочевой. Однако уже в эпоху Возрождения в Италии устраивают конкурс специально для акробатов. На глазах у толпы каждая команда строит высокую живую пирамиду. Победила та, которая состояла из 30 человек и имела высоту более 9 метров.

В 16 веке написано первое руководство по акробатике Тюккаро. Его дополнил и переиздал Стрели. В своей книге «Акробатика и акробаты» он описал многие упражнения, ошибки и то, как их не допускать. Уделил отдельную главу партнерской поддержке и страховке.

Скоморохи - мастера на все руки

Акробатика, как жанр циркового искусства, появилась в 18 веке. На Руси - и того позже. При этом акробатами, гимнастами, клоунами, сатириками одновременно были . Их выступления и переезды от города к городу стали прообразом кочевых цирков.

Акробатика в современном цирке

На сцене можно увидеть силовую (спортивную) акробатику, плечевую (вольтижную), конную, прыжковую. В наше время артисты не ограничены и в снарядах. Они используют батут, доску-перевертыш, трамплины. Но основными упражнениями, которые они выполняют, остаются сальто назад и походка на руках.


И, если артист хорошо освоил акробатику, он без труда сможет освоить и остальные цирковые жанры, требующие гибкости и силы мышц: гимнастику и эквилибристику.



Похожие статьи
 
Категории