Виды акробатики. Акробатика как цирковой жанр

24.02.2019

§ Цирковая акробатика

Цирковая акробатика - это совокупность цирковых номеров, характеризующихся определенными средствами и только им присущими действенными признаками. В цирке акробатика занимает доминирующее положение. Акробатическими приемами владеют и гимнасты, и жонглеры, и даже клоуны. Виды цирковой акробатики можно подразделить на две группы:

  • 1. Динамическая (переворачивания тела: сальто, пируэты, перекаты).
  • 2. Статическая (сохранение равновесия в различных положениях).

Виды цирковой акробатики постоянно изменяются и развиваются: прыжковая, силовая, конная, вольтажная, воздушная, пластическая, комическая, рейнское колесо - на этом снаряде исполняются спирали или прямые перекаты, а во время движения колеса - акробатические и гимнастические элементы. Рейнское колесо представляет из себя 2 обода из стальных трубок, соединенных между собой скобами, с захватами для рук и ног. В зависимости от веса спортсмена размеры колеса могут быть от 1,5 до 2,2 м в диаметре и от 0,4 до 0,6 м по ширине. Техника прямых перекатов на рейнском колесе состоит в том, что колесо должно двигаться с равномерной скоростью, а в определенном месте должно остановиться. При исполнении спиралей колесо касается пола только одним ободом и движется почти по круговой орбите. Подготовка и тренировка акробатов осуществляются по обычному разделению года на 3 этапа. Во время подготовительного этапа изучаются новые элементы и упражнения. Соревновательный период начинается с соревнований на низшем уровне и кончается национальными и мировыми чемпионатами. Среди цирковых акробатов отдельно выделяются китайские акробаты.

§ Спортивная акробатика

Решающие шаги в целях окончательного разделения спортивной акробатики от показательных выступлений были предприняты в 1960 г. Были отменены соревнования специальных групп на ковре и в воздухе. В правилах однозначно определены лишь немногие снаряды, которые можно использовать на соревнованиях. В последующие годы спортивная акробатика стала одним из самых зрелищных видов спорта.

Спортивная акробатика - вид спорта, соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.

Спортивная акробатика - вид спорта, соревнования в выполнении акробатических упражнений, включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, батут и парные или групповые упражнения (см. в приложении).

В спортивной акробатике различают следующие дисциплины:

ь солисты выполняют акробатические прыжки, например сальто вперед прогнувшись, рондат, флик-фляк, сальто назад прогнувшись и т.д.;

ь пары (женские, мужские и смешанные), выполняющие статические или динамические упражнения и броски, комбинируя их с гимнастическими и акробатическими прыжками;

ь группы (женские группы по 3 человека и мужские по 4 человека) - исполнение статических пирамид или бросков, в качестве переходов для эстетического комбинирования упражнений используются гимнастические элементы;

ь прыжки на батуте.

Таким образом, соревнования по спортивной акробатики заключаются в выполнении комплекса упражнений с сохранением равновесия и вращения тела. Баллы за исполнение начисляются по той же системе, что и в спортивной гимнастике. Техника исполнения акробатических прыжков (прыжковая акробатика) аналогична технике исполнения вольных упражнений в спортивной гимнастике. Работа пар представляет собой согласованное чередование статических и динамических элементов. Для этого необходимо, чтобы верхний, более легкий партнер учитывал действие законов физики, а нижний партнер их разумно применял. Для исполнения вольтажей нужна особая техника. Вольтаж - это бросок верхнего партнера (нижним партнером) с рук на ноги или наоборот. Вольтажи можно сочетать с сальто и поворотами вокруг продольной оси.

В групповой работе различие между статическими и динамическими упражнениями еще явственнее, чем в работе пар. Необычайно развитое чувство равновесия у спортсменов является предпосылкой статической пирамиды. Пирамида должна быть построена и зафиксирована таким образом, чтобы основная нагрузка приходилась все время на центр тяжести всей пирамиды. Приняв стойку на руках, верхний партнер должен занять строго вертикальное положение, чтобы воображаемая вертикальная ось проходила от кончика пальцев на ногах до кистей рук. Техника исполнения динамических упражнений похожа на упражнения пар с бросками. Во время броска партнер выполняет вращение вокруг вертикальной, горизонтальной и продольной осей.

Как спортивная, так и цирковая акробатика требует соответствующего материального обеспечения для проведения тренировок и соревнований. Это касается основных и дополнительных снарядов и одежды.

Маты для акробатики делают из 15-мм войлока размером 12х12 м. Дорожка для прыжков на резиновой основе с войлочным покрытием, размером 1,5x25 м, длина разбега - 10-15 м. Ширина дорожки обозначена белыми полосами. В СССР была разработана специальная дорожка для прыжков, которая по всей своей длине обладает теми же характеристиками, то и мостик. К тренировочным снарядам относятся ручные и потолочные лонжи. Потолочные лонжи используются преимущественно для тренировки особо трудных элементов в работе пар и групп, а также в прыжках на трамплине, ручные лонжи - при исполнении акробатических прыжков.

В качестве дополнительных снарядов используются бублики, шапочки и подушечки, которые можно применять и во время соревнований.

Женщины носят гимнастические купальники, мужчины - длинные гимнастические брюки и майки; гимнастические тапочки обязательны.

Спортивная акробатика входит в Международную Федерацию гимнастики (FIG) наряду со спортивной, художественной и общей гимнастикой, а также спортивной аэробикой.

Как разновидность спортивной акробатики, в последствие выделившиеся в самостоятельные виды спорта, можно выделить лыжную и парашютную акробатику.

§ Лыжная акробатика

Это один из элементов лыжного фристайла. Спортсмены совершают прыжки и сальто с трамплинов. Очки начисляются за технику отрыва, высоту и длину полета, форму элементов и приземление. В лыжной акробатике спортсмены со специально спрофилированного трамплина совершают серию из двух различных по сложности прыжков. Трамплины бывают 3 видов: большой (тройной) (высота 4,05 м, уклон 70°); средний (двойной) (3,5 м, 65°); малый (сальтовый) (2,1 м, 55°). Гора приземления должна быть покрыта рыхлым снегом. Очки начисляются за технику отрыва от трамплина, траекторию полета, фигуру и приземление. 5 судей оценивают фигуру (из 7 баллов), 2 судей оценивают приземление (из 3 баллов). Наибольшую и наименьшую оценку за полет отбрасывают, оставшиеся 3 оценки суммируют. Из оценок за приземление выводят среднюю оценку и умножают ее на 3. Полученные суммы за полет (максимум - 21 балл) и приземление (максимум - 9 баллов), складывают и умножают на коэффициент сложности элемента. По наибольшему числу баллов определяется победитель. На данный момент, неофициальным рекордом является сумма баллов - 268.7.

§ Парашютная акробатика

При выполнении элементов парашютной, или купольной, акробатики парашютисты образуют фигуры, входя в непосредственный контакт с другими спортсменами. В арсенале любого типа акробатики большое количество трюков, различных по сложности и зрелищности. Все они базируются на основных типах движений: кувырки вперед и назад, стойки на руках, перевороты. Как и любой вид спорта, при выполнении занятий по аэробике требуется соблюдение правил безопасности. В основном, это касается одежды для занятий и обустройства зала. На тренировках запрещено занимать в неспортивной одежде и обуви, необходимо снимать часы, цепочки, браслеты.

Термин "акробатика" родился в Древней Греции. "Akrobates" в переводе с греческого означает "тот, кто ходит на носках" ("akros" - тот, кто па конце, "bitis" - ходить). Древние эллины придавали большое значение гармоническому развитию человека; особое внимание они уделяли его физическому совершенству. В основе акробатики - мастерское владение телом, высокое развитие мускулатуры.

За много лет до нашей эры акробатика была известна в Древнем Египте, Древнем Риме, Древней Греции, Византии. Причем акробатами тогда называли не только собственно акробатов, по и странствующих артистов, канатоходцев, танцовщиков.

В одной из песен гомеровской "Одиссеи" автор рассказывал, как пирующих развлекали два "прыгуна", которые "соглашая со звонкою лирой прыжки... проворно скакали". На о. Крит в 1500 до н.э. были широко распространены акробатические игры с быками (запечатлены на фресках и рельефах Кносского дворца) резные рисунки на камне из Египта (1150 до н.э.) свидетельствуют, что египетские акробаты умели стоять на голове, на руках, прыгать с ног на руки и с рук на ноги через острые мечи, переворачиваться вдвоём назад через спину, исполнять мост. Греч, историк Ксенофонт (430-354 до н.э.) поведал о сиракузской танцовщице, которая показывала "выворачивание тела и подражание колесу". Она же прыгала сквозь обруч, унизанный острыми мечами.

Так же на нашем сайте

Не заглох интерес к акробатике и в эпоху средневековья. На дошедших до нас изображениях (церковь Сен-Дени в Амбуазе, церковь Ла-Шез ле Виконт, маргинальные рисунки книги Роман об Александре") зафиксированы акробаты 14 вв., исполнявшие стойки на руках и на голове, сальто-мортале, прыжки с шестом".

Известны книги по акробатике, написанные еще в XVI в. Это "Учебник сальто-мортале" (по существу, первое руководство по акробатике) и "Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе" (1599), написанные видным французским акробатом Тюкарро, который систематизировал известные в те времена акробатические элементы.

На гравюре 16 в. неизвестный художник изобразил акробатов, прыгающих с трамплина передним сальто-мортале сквозь 10 обручей. В грамоте рус. царя Алексея Михайловича (1648), порицавшей "богомерзкие" скоморошьи игры упоминалось и об обычае "скакать на досках".

В эпоху Возрождения в Венеции устраивали конкурсы "живой архитектуры". Акробаты состязались в умении строить пирамиды, высота которых доходила до 9 м, а число акробатов в одной пирамиде - до 30. Искусство ср. вековых акробатов ещё не знало деления на различные Амплуа.

В цирке профессиональная акробатика появилась в конце XVIII в. и стала успешно развиваться как самостоятельный жанр. Благодаря чрезвычайному разнообразию видов, величайшему множеству упражнений и различных форм исполнения акробатика занимает в цирке доминирующее положение по сравнению с другими жанрами. Владение приемами акробатики необходимо каждому артисту цирка - и клоуну, и гимнасту, и жокею, и жонглеру. Занятие акробатикой дает отличное развитие всех мышц.

Известно, что примерно 45 процентов веса взрослого человека приходится на мышцы. Если учесть, что у человека до шестисот мышц, то нетрудно представить, каким мощным двигательным аппаратом обладает акробат, так как в выполняемых им упражнениях участвуют все группы мышц. Всестороннее физическое развитие, какое дает акробатика, позволяет исполнителю успешно осваивать и другие жанры, например гимнастику, эквилибристику.

Некоторые разновидности акробатики - силовая, прыжковая - получили широкое распространение и в спорте. Этому в определенной степени когда-то способствовали артисты цирка, оставившие по разным причинам работу на манеже и обосновавшиеся в спортзалах в качестве тренеров. Многие артисты цирка участвовали в спортивных соревнованиях по акробатике. Демонстрируя высокий класс, они занимали призовые места, что, безусловно, служило популяризации и развитию акробатики в советском спорте.

Несмотря на некоторую общность многих упражнений, приемов исполнения и мышечных усилий, цирковая и спортивная акробатика во многом различны. Спортивная акробатика является средством физического развития и воспитания человека. Результаты спортивных достижений выявляются во время соревнований. А цирковая акробатика, кроме того, служит созданию художественного произведения (номера), в котором каждый акробатический элемент не самоцель, а средство выражения художественного замысла.

Существует множество приемов исполнения акробатических элементов. Их можно демонстрировать на манеже и над манежем, используя реквизит или снаряды, а также и не используя их. Акробатические упражнения исполняются группой и соло, динамично и в статике - и зависимости от характера помора и творческой задачи. Однако при псом трюковом многообразии акробатики ее основу составляют два элемента - сальто в стойка на руках. На них держатся почти все трюковые комбинации всех разновидностей акробатики. Без сальто трюковые комбинации очень ограничены, без него не обойтись в работе с трамплином, батутом, подкидными досками, в икарийских играх, в плечевой акробатике. Причем значительно чаще применяется заднее сальто, чем переднее (за исключением прыжков с трамплина и на батуте). Некоторые технические особенности выполнения переднего сальто ограничивают его использование - оно труднее для ориентировки акробата, который видит точку приземления несколько позже, чем при исполнении заднего сальто, а главное, акробата, выполняющего переднее сальто, нижнему сложно ловить на плечи.

А силовой и вольтижной акробатики не может быть без стойки на руках. Она широко применяется не только в акробатике, но и в эквилибристике; ею пользуются и гимнасты на кольцах и даже клоуны.

По своей значимости и по масштабу применения сальто и стойка на руках являются главенствующими выразительными средствами циркового искусства.

Литература:
З.Б. Гуревич "О жанрах Советского цирка".
Энциклопедия "Цирковое искусство России"

Один из любимых и зрелищных цирковых жанров является акробатика , известная со времен древних цивилизаций Египта, Рима, Византии и Греции. Сведения об акробатических соревнованиях находятся и в гомеровской «Одиссеи». В Московских цирках предлагаются вашему вниманию самые разные акробатические аттракционы, многие из которых уникальны и отмечены высшими наградами международных цирковых фестивалей:

  • Акробат на мотоцикле , помимо впечатляющих элементов эквилибра, которые он выполняет безупречно, в своем номере артист использует шляпу, которая не только становится его партнером, но и является красивым инструментом в руках экстремального акробата.
  • Акробаты-роллеры - эта группа молодых артистов уже имеет не одну награду за свое мастерство, они лауреаты Международного конкурса в Корее и имеют Золотую медаль Международного конкурса молодых исполнителей в Москве. Артисты цирка на роликах с легкостью выполняют то, что другие не могут сделать без роликов. Они перепрыгивают друг через друга, выполняют сложные пируэты, сальто-мортале, стойки на руках и все это в быстром темпе, с задором и куражом..
  • Акробаты с подкидными досками - уникальный по сложности номер, в котором акробаты не просто совершают рекордные трюки, среди которых двойное и тройное сальто, а делают это на гигантских ходулях, такое на арене встречается крайне редко. Уникальный цирковой акробатический номер был восторженно принят во многих странах, в том числе Норвегии, Швеции, Монголии, Франции, Австрии, Японии.
  • Акробаты–эксцентрики на оригинальном велосипеде - невероятный велосипед-гигант становится площадкой для изобретательных и смешливых акробатов, проделывающих на нем самые невероятные трюки, колесом велосипеда они пользуются как батутом.
  • Акробаты-вольтижеры - эта уникальная группа акробатов имеет много различных призов, включая главный приз Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло - «Золотого клоуна» - в цирковом мире эта премия как «Оскар» в киноиндустрии. Работа этих двенадцати акробатов настолько уникальна, что о них снят документальный фильм, рассказывающий о найденных оригинальных решениях и новаторстве спортсменов.
  • Воздушные акробаты-вольтижеры на качающейся площадке - это уникальный цирковой жанр и во всем мире существует только два воздушных акробатических номера на качающейся площадке, в цирке на Вернадского можно увидеть один из них. На огромной высоте под куполом цирка на качающейся площадке акробаты выполняют рекордные трюки тройное сальто назад, бланжи, изящные затяжные прыжки с высоты 14 метров.
  • Акробаты на русской палке – эти цирковые артисты пришли на арену из профессионального спорта, они Мастера спорта, чемпионы России среди юниоров, эта подготовка помогает им выполнять рекордные трюки - тройное сальто, двойное сальто с пируэтом, двойное сальто прогнувшись. И хотя номеру всего два года, артисты уже успели покорить зрителей Новой Зеландии, Европы, Латинской Америки и Японии.
  • Акробаты на шестах - артисты не просто демонстрирую номер, они разыгрывают целый спектакль, а в актерском мастерстве им не откажешь. С завидной легкостью и без страховки они выполняют сальто, сальто с пируэтами, сальто-бланш, три сальто-мортале с точным приходом на узкую перекладину, все эти трюки рекордной сложности артисты выполняют с юмором, смеша зрителей и радуя своими актерскими находками. За высочайший уровень сложности и актерское мастерство Акробаты на шестах получили награды: бронзу 6-го Международного фестиваля в Китае, бронзу Всероссийского фестиваля циркового искусства в Ярославле, серебряную медаль Международного фестиваля в Будапеште.

А познакомиться поближе с цирковым искусством можно в следующих разделах сайта.

Акробатика представляет собой последовательную систему различных акробатических элементов и их непосредственное выполнение спортсменами. Акробатика является одним из самых популярных видов гимнастики. Это сложно-координационный вид спорта, требующий от спортсменов ловкости, хорошей физической формы, особой внимательности и сосредоточенности.

История акробатики

За много лет до нашей эры акробатика была известна в Древнем Египте, Древнем Риме, Древней Греции, Византии. Причем акробатами тогда называли не только собственно акробатов, по и странствующих артистов, канатоходцев, танцовщиков.Не заглох интерес к акробатике и в эпоху средневековья. На дошедших до нас изображениях (церковь Сен-Дени в Амбуазе, церковь Ла-Шез ле Виконт, маргинальные рисунки книги Роман об Александре") зафиксированы акробаты 14 вв., исполнявшие стойки на руках и на голове, сальто-мортале, прыжки с шестом".В эпоху Возрождения в Венеции устраивали конкурсы "живой архитектуры". Акробаты состязались в умении строить пирамиды, высота которых доходила до 9 м, а число акробатов в одной пирамиде - до 30. Искусство ср. вековых акробатов ещё не знало деления на различные Амплуа.

Акробатика и цирк

В цирке профессиональная акробатика появилась в конце XVIII в. и стала успешно развиваться как самостоятельный жанр. Благодаря чрезвычайному разнообразию видов, величайшему множеству упражнений и различных форм исполнения акробатика занимает в цирке доминирующее положение по сравнению с другими жанрами. Владение приемами акробатики необходимо каждому артисту цирка - и клоуну, и гимнасту, и жокею, и жонглеру. Занятие акробатикой дает отличное развитие всех мышц.

Разновидности акробатики

Некоторые разновидности акробатики - силовая, прыжковая - получили широкое распространение и в спорте. Этому в определенной степени когда-то способствовали артисты цирка, оставившие по разным причинам работу на манеже и обосновавшиеся в спортзалах в качестве тренеров. Многие артисты цирка участвовали в спортивных соревнованиях по акробатике. Демонстрируя высокий класс, они занимали призовые места, что, безусловно, служило популяризации и развитию акробатики в советском спорте.

Несмотря на некоторую общность многих упражнений, приемов исполнения и мышечных усилий, цирковая и спортивная акробатика во многом различны. Спортивная акробатика является средством физического развития и воспитания человека. Результаты спортивных достижений выявляются во время соревнований. А цирковая акробатика, кроме того, служит созданию художественного произведения (номера), в котором каждый акробатический элемент не самоцель, а средство выражения художественного замысла.

Акробатические элементы

Существует множество приемов исполнения акробатических элементов. Их можно демонстрировать на манеже и над манежем, используя реквизит или снаряды, а также и не используя их. Акробатические упражнения исполняются группой и соло, динамично и в статике - и зависимости от характера помора и творческой задачи. Однако при всём трюковом многообразии акробатики ее основу составляют два элемента - сальто и стойка на руках. На них держатся почти все трюковые комбинации всех разновидностей акробатики. Без сальто трюковые комбинации очень ограничены, без него не обойтись в работе с трамплином, батутом, подкидными досками, в икарийских играх, в плечевой акробатике.

Причем значительно чаще применяется заднее сальто, чем переднее (за исключением прыжков с трамплина и на батуте). Некоторые технические особенности выполнения переднего сальто ограничивают его использование - оно труднее для ориентировки акробата, который видит точку приземления несколько позже, чем при исполнении заднего сальто, а главное, акробата, выполняющего переднее сальто, нижнему сложно ловить на плечи.



Похожие статьи
 
Категории