Что такое стыд? Когда бывает стыдно? Почему мы испытываем стыд? Зачем нужен стыд? Как научиться проживать стыд? Когда нам бывает стыдно. Разновидности личности в зависимости от проявления чувства стыда

15.02.2019

Берегите в себе человека.

Человек - это то, во что он верит.

В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам.

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя.

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.

Обыкновенный человек ждет хорошего или дурного извне, а мыслящий – от самого себя.

Только в беде люди могут понять, как нелегко быть хозяином своих чувств и мыслей.

Что прикажете делать с человеком, который наделал всяких мерзостей, а потом рыдает.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Разум:

Умный любит учиться, а дурак учить!

Человек говорит глупости, когда бывает неправ и неумен.

Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.

Эти умники все такие глупые, что не с кем поговорить.

Есть люди, об уме которых можно верно судить по их голосу и смеху.

Незаписанная мысль - потерянная мысль.

Жизнь, деятельность:

Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.

Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?

Праздная жизнь не может быть чистою.

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.

Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни.

Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай и вникай.

На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость - негодованием, на мерзость - отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью.

Намерения:

Дела определяются их целями; то дело называется великим, у которого велика цель.

Любовь:

Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.

То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.

Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша.

Когда люди любят друг друга, они не ссорятся, а спокойно выясняют отношения.

Счастье:

Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима.

Если захочешь животного счастья, то жизнь всё равно не даст тебе опьянеть и быть счастливым, а то и дело будет огорошивать тебя ударами.

Одиночество:

Одинокому везде пустыня.

Равнодушие:

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.

Злость:

Злость - это малодушие своего рода.

Грубость - это естественная реакция на боль.

Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью.

Ложь:

Ложь - тот же алкоголизм. Лгуны лгут и умирая.

Тля ест траву, ржа - железо, а лжа - душу.

Нерешительность:

Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.

Свобода:

Нужно по капле выдавливать из себя раба.

Убеждения:

Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий.

Воспитание:

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Природа:

Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть.

Искусство, талант:

Где искусство, где талант, там нет ни старости, ни одиночества, ни болезней, и сама смерть вполовину…

Критиканы - это обычно те люди, которые были бы поэтами, историками, биографами, если бы могли, но испробовав свои таланты в этих или иных областях и потерпев неудачу, решили заняться критикой.

Краткость - сестра таланта.

Литература:

Если можешь не писать - не пиши.

Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.


Фото Ibon, www.flickr.com

Биография Антона Павловича Чехова

Антон Павлович Чехов - великий русский писатель, драматург. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков.

Родился 17/29 января 1860 в Таганроге в семье купца 3-й гильдии Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой.

23 августа 1868 года Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии, которую окончил в 1879 году.

В том же 1879 году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, по окончании которого в 1884 году сначала работал уездным врачом в Чикинской больнице города Воскресенска), затем некоторое время заведовал больницей в Звенигороде.

Писать начал еще студентом в 1879 году. Он начинал с юморесок, фельетонов и небольших рассказов и творил под разными псевдонимами.

В 1884 году вышел сборник его рассказов - «Сказки Мельпомены»

1885-86 годы - период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» - автора коротких, в основном юмористических рассказов.

С 1887 года Чехов постепенно перешел от юмористических рассказов к серьезной прозе.

7(19) октября 1888 года он получил половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в предыдущем, 1887 году, третий сборник - «В сумерках».

В 1890 году Чехов совершил путешествие по Сибири и Сахалину, по возвращении из которого написал книгу путевых заметок «Остров Сахалин».

С 1890 по 1892 год Чехов жил в Москве на Малой Дмитровке, а с 1892 по 1899 годы – в подмосковном имении Мелихово.

Писатель много путешествовал по Европе, а в последние годы жизни из-за обострившегося туберкулеза проживал постоянно в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена – артистка Ольга Леонардовна Книппер, выступала в составе труппы МХТ (Станиславского).

В 1900 году, при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Чехов был избран в число его почётных академиков.

Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Баденвайлер (Германия), где и скончался 2 (15) июля 1904 года из-за резкого обострения болезни. Гроб с телом писателя был доставлен в Москву, где 9 (22) июля 1904 года после отпевания в Успенской церкви Новодевичьего монастыря он был погребен на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца.

За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений многие из которых стали классикой мировой литературы.

Последнее время все чаще звучит мнение о стыде как современной эпидемии. С другой стороны, кажется, что стыд вымер, как птеродактили и ихтиозавры. В XVI веке модной деталью мужских панталон был гульфик, рекомендовавший хозяина панталон как мужчину с внушительным мужским достоинством и воина (изначально металлический гульфик был своего рода бронежилетом для гениталий). Сегодня он сохранился на нижнем белье, и едва ли кто-то отважится поселить его на брюках. Но в XVI веке едва ли кому-то пришло бы в голову сесть нагишом и приколотить гвоздем мошонку к площади в знак протеста, как раньше Жанне д’Арк или позже кавалерист-девице Дуровой не приходило в голову гарцевать топлес подобно Femen. Или, например, эволюция купального костюма, начиная с XVIII в. – marinni.livejournal.com/852287.html. Границы стыдного – и не только в отношении телесности – изменяются в зависимости от времени и культуры.

Брене Браун, изучавшая социальные отношения, говорит: «Когда я спрашивала людей о любви, они рассказывали о горе. Когда спрашивала о привязанности, они рассказывали о самых болезненных расставаниях. На вопрос о близости я получала истории об утратах. …Я поняла, что всему виной является стыд. Мы все боимся, что недостаточно хороши для отношений – недостаточно стройны, богаты, добры». С тем, что стыд сплавлен со страхом, не поспоришь. Недаром же древние греки понимали стыд как «страх дурной молвы». Однако свести его только к страху невозможно хотя бы уже потому, что страх – это природное, восходящее к инстинкту самосохранения чувство, а стыд – дискомфортное переживание представления о несоответствии себя или своего поступка принятым нормам, о конфликте между, с одной стороны, желанием или действием, а с другой – разрешенным и должным.

Я не совсем согласен с Брене Браун, потому что одно дело – бояться, что меня не примут из-за несоответствия моей фигуры эталону красоты, и совсем другое – стыдиться своего тела. В первом случае я могу подправить фигуру, изменить стиль одежды, сказать, мол, любите такого, какой есть. Во втором – выход на люди будет чуть ли не пыткой, рубашка с коротким рукавом – непозволительным обнажением, перспектива найти друга/подругу – безнадежной.

То же и в отношении поступка. Одно дело – страх наказания: не ворую, так как боюсь попасться, но если уверен, что не попадусь, могу и украсть; украл, попался и боюсь наказания, но если уверен, что наказания не будет, душа спокойна. И совсем другое дело – когда что-то захочу или сделаю и сгораю от стыда, который сам наказание посильнее любых житейских наказаний. Когда-то в самом начале работы телефона доверия в институте «Гармония» позвонил молодой человек: «Когда мне было 15–16, мы с приятелями ловили девчонок и насиловали. Тогда это было ужасно весело. А десять лет прошло, я вдруг понял, что делал, и не могу с этим жить». Это стыд – после. Но есть и стыд – до, охраняющий от поступка. В советские годы Булат Окуджава сказал чиновнику в ответ на государственное предложение: «Вас я вижу первый, может быть, и последний раз, а с собой мне предстоит жить всю жизнь».

Важно, что стыд – реакция не просто на внешние требования, но на ту их часть, которая усвоена и присвоена мной, стала частью моих ценностей, моего «Я». Главное послание стыда: «Не разрушай себя». Он разыгрывается в душе, и сказать, что он переживание малоприятное, – значит ничего не сказать. Но вместе с тем он очень ресурсное состояние.

Подхожу к стыду очень осторожно, а не сразу и непременно с психологическим скальпелем, как к тому располагают наивные надежды сделать жизнь сплошь позитивненькой. Хоть и говорят, что наглая морда – второе счастье, бесстыдство не тот идеал, к которому я должен тащить пациента на веревке психотерапии. Мы посидим над мозаикой его жизни, чтобы он смог слушать и слышать свой стыд, когда тот еще говорит шепотом, а не оглушает криком, и научился из того, из чего складывалась боль стыда, складывать поддерживающую себя жизнь и быть ее хозяином, а не изнемогающим под ее тяжестью носильщиком.

Стыд – самое жгучее чувство, испытываемое человеком. Когда человеку стыдно – хочется исчезнуть. Не зря существуют устойчивые выражения «провалиться сквозь землю от стыда», «сгореть от стыда». Накатывает чувство собственной «плохости» – глобальной «плохости».

Дети начинают испытывать стыд где-то в районе 6 лет. И именно эта способность выводит их на следующую ступень в развитии - контролирование своего поведения. Однако мы понимаем, что когда ребенку стыдно, он одновременно чувствует себя очень плохим, настолько плохим, что хочет исчезнуть. В связи с этим важно знать одну особенность про чувство стыда. Оно настолько труднопереносимое (и для взрослых, и для детей), что мы стремимся его вытеснить, отогнать о себя поскорее, забыть и никогда не вспоминать о случившейся ситуации. И если стыд, испытываемый ребенком, будет больше, чем он способен перенести (то есть самостоятельно вынырнуть из ощущения собственной «плохости»), он начнет его вытеснять. Довольно быстро такая модель реагирования становится автоматической, и человек перестает испытывать стыд вообще. А это в свою очередь ведет к формированию нарциссической личности и т.д.

Поэтому очень важно родителям помогать ребенку на первых этапах справляться с чувством стыда. Не избавлять его от этого, а именно грамотно проводить через это чувство.

Дожили мы до такого момента, когда мой сознательно решил меня обмануть. Обманул. Через некоторое время, естественно, обман открылся. Я ему сказала обычные в таких ситуациях фразы типа «обманывать нехорошо», «я о тебя такого не ожидала», «как же ты мог». И вижу – накрыло моего ребеныша.

Лежит он на кровати лицом к стене, свернувшись калачиком, кусает свой кулак. И разговаривать не хочет. К слову в этот момент я поймала себя на противоречивых чувствах. Одновременно захотелось сказать ему «ладно не переживай, ничего страшного» (избавление от чувства стыда, то есть его не проживёт). Другой голос в голове – «а что ты хотел, ты меня обманул – это очень плохо. Обманывать НЕЛЬЗЯ! Я тебя жалеть не буду. Ты сделал плохо и тебе должно быть плохо» (этот голос подозрительно похож на голоса воспитателей из детского сада и учителей в школе). И одновременно с этим что-то острое до боли, сжигающее – из собственного детства, из того раннего стыда, когда еще не даешь себе права на ошибку, когда быть хорошей для своей мамы жизненно важно .

Смотрела на комочком сжавшегося сына, а видела себя маленькую. И вспомнила, как нужна мне была тогда поддержка и утешение мамы и подтверждение, что она меня по-прежнему любит. И как я в тоже время считала себя недостойной этого.

Села я к сыну, взяла его за руку и сказала: «ты знаешь, я ведь тоже когда-то обманывала свою маму. Мне иногда казалось, что если я скажу ей правду, она не поймет и будет меня ругать. И я обманывала ее. Мне потом становилось очень тяжело на душе, стыдно и страшно, что мама не будет меня больше любить, не будет верить мне. Почему-то я очень боялась просить у нее прощение – а вдруг она меня не простит. Но знаешь, она всегда прощала меня и не переставала любить, хоть и сердилась на меня тогда и расстраивалась. Когда я стала старше, я обманывала ее все реже, а потом и вообще перестала. Потому что уж лучше она меня наругает, чем мне будет так плохо и стыдно».

Сказала ему это и вижу, что оживает мой «комочек», расслабляется, дышит легче – отпустило его.

«Мам, ТЫ ТОЖЕ обманывала?» – «Да, сыночек, было дело».

И чувствую, какое облегчение для него узнать, что и его «самая лучшая» (в его представлении) мама ошибалась и ошибается. Значит и ему можно. Значит не смертельно это. Значит, и он справится.

Трудно найти отрасль, направление, сферу жизни, которая не подвергалась бы изучению. Недавно мы говорили о таком чувстве, как , сегодня очередь разобрать стыд.

Какой-то человек опозорился, а у другого холодок пробегает по спине. Психологи пытаются объяснить, почему же нам бывает стыдно за других людей.

Жена стыдится за своего мужа: «Как он снова подает мяч в игре, я не могу смотреть!»

Женщина, которая ворует незамеченно туалетную бумагу из ресторана. Пьяный коллега на Рождественской вечеринке. Есть ситуации, в которых мы стыдимся за поведение других людей. Почему? «Корень переживания за чужой стыд — это сострадание. Вам просто стыдно за других, если вы можете поставить себя на их место. Тот, кто не сочувствует другим, имеет проблемы с психикой», — уверен доктор Удо Баер, педагог из Северной Рейн-Вестфалии и эксперт по стыду.

Даже чужой боли можно сочувствовать

Зачастую стыд другого человека проецируется на собственный опыт человека. Если человек рядом с вами порежет палец, вы чувствуете боль тоже. «Обе операции, чужой стыд, а также сострадания пробегают по, так называемым, зеркальным нейронам. Неврологи даже могут зафиксировать эти ощущения в мозге,» — сказал Баер.

Стыд может быть вызван разными причинами. Простой пример. Скажем, если вы закажете брошюру любого содержания, в том числе на тему стыда, здесь super-poligraf.com.ua/ , то высокое качество выполненной работы вас удовлетворит. Потому что индивидуальный подход к размещаемому заказу, креативность коллектива полиграфии PSP и инновационные технологии гарантируют, что вам не будет стыдно за свои брошюры или другую полиграфпродукцию. Это только один пример, но можно привести массу.

Чем больше эмпатии, то есть, настолько чувствителен человек, тем больше он может сочувствовать другим людям. Кроме того, собственные переживания стыда также играют роль. «Кому было стыдно за себя, тот часто имеет более чувствительные антенны», — сказал Баер. Если же человек реагирует крайне раздраженно, то он может научиться уменьшать своё чувство стыда. В терапии эксперты включали опыт прошлого.

Злорадство имеет отрицательные корни

В дополнение к чувству стыда другого, есть еще одна реакция на невзгоды других людей — ликование. Официант проливает томатный суп поверх рубашки посетителя. Один человек сочувствует, ему стыдно за пострадавшего, другой человек веселится. «Злорадство вызвано тем, что может быть бедствие, которое произошло или могло произойти со мной,» — говорит эксперт. А также потому, что другие сердятся так сильно. Злорадство имеет отрицательный источник происхождения, сострадание — положительный.

Стыд за других есть у многих людей, особенно заметно в период полового созревания. Подросткам часто стыдно за своих родителей — это пройдет с возрастом. Стыд за других людей защищает нас от глупостей.

Таким образом, стыд — это весьма полезное и нужное чувство, но оно не должно быть гипертрофированным.

Стыд для меня - это провалиться сквозь землю.

Испытывать его хочу, наверное, потому, что лично я думаю: раз стыдно, значит, есть совесть. Не могу сказать, что не хочу переживать стыд, наверное, больше не хочу делать поступки, после которых мне стыдно.

Как я убегаю или глушу стыд - закрываюсь, самоизоляция, либо игнорирую свой стыд, как бы параллельно его испытываю.

В чувстве стыда, я думаю, всегда себе признаюсь, не всегда - другим людям.

Хотелось бы, переживая стыд, принимать себя и, наверное, всё же понимать, что я не идеальна.

Мне частенько бывает стыдно, но я испытываю стыд за других людей!

Я не хочу проживать это чувство, особенно за наглых и высокомерных людей!

Ещё мне стыдно перед родителями за мои «куралесинья» в «торче»!

Как-то так. Не знаю больше, что писать...

Стыд - это когда мне некомфортно перед кем-то за то, что я сделал, я не хочу с этим человеком видеться или не хочу, чтобы заходил разговор об этом моем поступке.

Не хочу испытывать это чувство, потому что оно неприятное. А хочу, потому что оно заставляет анализировать поступки и меняться.

Культивирую стыд, когда анализирую события и соотношу их с общепринятыми принципами.

Убегаю и глушу это чувство - когда «морожусь» от того, перед кем стыдно.

Я буду пытаться загладить ущерб от поступка и выглядеть достойно, и признавать свои ошибки: «Да, я вел себя неправильно».

Я не боюсь себе и другим признаться в этом и готов меняться.

Очень неприятное для меня чувство.

Моя бабушка была староверкой и растила меня в строгости. Все время говорила мне: «это нельзя - это стыд, то нельзя - тоже стыд». Смотреть в глаза мальчику - стыд. Бегать в короткой юбочке - стыд. Шорты носить девочке нельзя - стыд.

Сексуальное воспитание для меня было вообще табу. Это был самый большой грех и стыд. Случилось так, что меня в 5 лет изнасиловал мужчина, которого я хорошо знала. Он был дедом моего друга. Но так как бабушка внушила мне, что страшнее греха, чем сближение с мужчиной, быть не может, и дед этот пригрозил, что всем расскажет, что я в таком возрасте стала «нечистой». Я закрылась. Такого стыда я не испытывала никогда в жизни. Я убежала в огород, забралась на свою любимую яблоню и проплакала там часов 5. И дала себе слово, что никогда и никому не расскажу, что сделал со мной этот человек. И больше 30 лет эту боль я носила в себе, пока не попала на реабилитацию, и там я раскрылась. Там мне объяснили, что моей вины в том не было, и что я не «грязная».

А на сегодня - чувство стыда шагает со мной в ногу постоянно. Я постоянно ощущаю себя как будто обнаженной. Я все время стесняюсь и стыжусь. Я научилась, как мне кажется, прятать это чувство, по крайней мере, внешне, но не всегда. Чувство стыда, если оно сильное, закрывает меня, как ракушку. Я просто замолкаю и низко опускаю голову. И стыд так парализует меня, что у меня пропадает голос, и я не могу говорить.

Стыд для меня - это негативное чувство осуждения или неприятия самого себя, своих поступков, мыслей, желаний. Стыд - это то чувство, которое я испытываю, когда я сам или другие люди осуждают меня, и я соглашаюсь с этим осуждением, считаю его справедливым. То есть, стыд - это реакция на справедливое осуждение. Чем-то похоже на чувство вины, но не такое разрушающее.

Стыдно, когда пообещаешь что-то и не сделаешь. Стыдно, когда нечаянно покажешь себя невежей в обществе культурных людей, или когда все ведут себя прилично, а ты нет, а потом смотришь на себя их глазами и думаешь: «Как я мог такое сказать/сделать?» Стыдно ляпнуть что-нибудь невпопад, что вдруг покажет тебя с худшей стороны. Стыдно, когда нет эрекции в нужный момент. Стыдно, когда есть эрекция в ненужный момент. Стыдно плакать, быть слабым, не контролировать физиологические функции, например, громко пукнуть и обкакаться в метро. Стыдно признаться в некоторых своих желаниях. Стыдно, если тебя застали онанирующим.

Стыд - это когда другие узнают о тебе что-то, что ты про себя знаешь, но хочешь скрыть от других, и иногда даже от самого себя, потому что считаешь это характеризующим тебя с плохой стороны. Стыд - это всегда некое больное раскаяние, признание себя «неправильным», осуждение себя из-за несоответствия неким стандартам или концепциям «ДОЛЖЕН быть таким-то», «ОБЯЗАН поступать так-то». Стыдно, когда сделаешь больно человеку из-за своих неконтролируемых эмоций (наорешь, оскорбишь, «уколешь»).



Похожие статьи
 
Категории