Энди уорхол самые известные работы. Энди Уорхол: картины

15.04.2019

Понять Энди Уорхола (Andy Warhal) полностью невозможно. С ним однажды случилась глубокая метаморфоза. Это было в раннем детстве, когда тот заболел скарлатиной. Долгое время юный Эндрю Уорхола, как его тогда звали, страдал от нескольких симптомов, появившихся в результате осложнения, а одним из них была пляска святого Витта. Начиная с третьего класса он постоянно болел, большую часть времени проводил в постели. Постепенно болезнь отступила, но её течение оставило в его личности черты, которые не могли исчезнуть и проявлялись не только в молодости, но и зрелые годы. Американский художник Энди Уорхол - человек известный до такой степени, что особый склад его личности просто не мог не попасть во внимание самых разных исследователей. Он многократно рассматривался и со стороны искусства, и со стороны психики и нервной системы, с точки зрения философии, с позиции бизнеса. Поэтому в наше время уже невозможно сделать какое-то сенсационное заявление на его счёт. Чтобы не было сказано сейчас - говорили такое же и ранее. Отметим лишь, что его нестандартность, даже инаковость, может служить примером того, что психопатию можно блестяще монетизировать. Как же это ему удалось?

Вполне профессиональный коммерческий художник

Энди Уорхол иногда производит впечатление бездаря, который каким-то скандальным чудом умудрился пройти на Олимп американской славы через чёрный вход искусственно фабрикуемой скандальности. Это совершенно не соответствует действительности. В детстве, прикованный к постели болезнью, он вырезал картинки из различных журналов, делал коллажи, которые раскрашивал. Получались своеобразные детские произведения. Главное в них было, чтобы мальчику нравилось. Эта тенденция перевеса субъективного над общепринятым сохранилась в течение всей жизни. Ему нравится тоже самое, что и всем людям, но только он умудрился превратить детский экстаз созерцания картинок из журналов, обёрток от леденцов и банок из-под супа в особый вид экзистенциального искусства.

Он с трудом окончил среднюю общеобразовательную школу и поступил в Техническую школу Карнеги, которая на тот момент ещё не была институтом, но уже входила в число престижных образовательных заведений США. В 1949 году художник получает диплом бакалавра и начинает работать по специальности. Он оформлял витрины, создавал различные рекламные материалы и открытки, а потом работает иллюстратором в популярных изданиях, таких как Vogue, Harper’s Bazaar и подобных. Кроме этого иллюстрирует самоучитель испанского языка, что превращает его в один из наиболее популярных учебников того времени. Так что недостатком профессионализма Энди Уорхол никогда не страдал. Как и коммерческой востребованностью своего таланта. Если бы творчество Энди Уорхола никак не вышло в ранг искусства, то он всё равно был бы одним из наиболее богатых художников своего времени. Достаточно сказать, что дизайн банок напитка Кока-кола образца 1960 года - это его работа. Так что художественные произведения создавались для души, а лучше сказать, - в силу потребности психики.

Восполнение нехватки личностных качеств как основа творческого процесса

Загадка того, что представляют собой картины Энди Уорхола основана на типе патологии его личности. Психопатия расстройство дефицитарное: всегда не хватает чего-то - чувств, сопереживания, самоидентификации, что человек стремится восполнить. Он очень много написал про это, ведь его тянуло и к писательской деятельности, он даже организовал журнальчик «Интервью», на страницах которого публиковались интервью, что звёзды брали друг у друга.

Однажды он увидел девушку с нарушением пигментации. Она привлекла внимание, он даже пошёл за ней. А спустя всего дней десять - у него начались проблемы пигментации кожи, волос, глаз. Отсюда и легендарный серебряный цвет волос. С медицинской точки зрения - это расстройство из области психосоматических. Он потом спрашивал, по его же словам, у знакомого студента медика, а можно заразиться расстройством пигментации визуально, просто посмотрев на другого больного. Неизвестно, что сказал ему студент. Можно, если речь идёт о человеке с особым укладом личности. Он, словно губка, впитывает в себя образ, у него огромное вместилище вещей в сознании, их он и стремится тиражировать.

Основы жизни Энди Уорхола

Биография Энди неразрывна с тремя явлениями:

  • поп-арт как направление в искусстве;
  • концепцией массового производства, когда картины делаются сериями. Вершиной практического осуществления стала мастерская «Фабрика»;
  • философией универсального человека.

Поп-арт, родоначальником которого он считается, в понимании Энди - это выражение сиюминутных чувств, которые вызывает всё - люди, суп в банках, гоночные машины. Назвать его прославлением упаковки - ничего не понять в том, кто такой художник и что такое его странная живопись.

Массовое производство чего-то в искусстве - это вовсе не тираж с потерей качества. Вспомним гравюры, которые тоже тиражируются. Просто Энди запал на чисто детскую идею шелкографии, которая в его воображении связалась с фото. По типу характера он представляет собой хитрый комплекс шизоида, истероида и уклоняющейся личности. От шизоида в нём основное свойство - умение каждый раз придумать мир заново. Поэтому он придумал технику под себя. Ни один фотограф не скажет, что Энди Уорхол фотографии делал какие-то художественные. Он специально выбрал самое массовое, предназначенное для чайников - фотоаппарат Полароид, в те времена - самых первых модификаций. Снимки переносились на нейлоновую сетку с помощью контактного засвечивания. Таким образом создавалась матрица, а на её основе производился небольшой тираж произведений особого искусства.

Homo Universale

Философия универсального человека, или «homo universale», вертелась за всем этим творческим великолепием. Это не мужчина, не женщина, не вещь, не явление, но всегда нечто большее. Таким образом он репродуцировал своё восприятие гештальта. Характерно, что на одной из выставок, в качестве экспоната, он представлял самого себя. И это не следует рассматривать в качестве чудачества. Он на самом деле не имел понимания чётких человеческих границ личности, мог относиться к себе в качестве предмета, даже делать из этого тип поведения.

Он был гомосексуалистом, который никогда этого не скрывал, но это вовсе не означает, что ему был нужен именно секс с мужчинами. Скорее - он стремился к обмену энергией и вполне допускал платоническую привязанность. Так, он водил дружбу с уличным художником , но невозможно сказать однозначно, что они были «сладкой парочкой». Энди Уорхол и Баския даже организовали совместную выставку, которая хоть и была воспринята в штыки критиками, но многое значила для Баския. Но это ни о чём не говорит, поскольку истые любовники Уорхола всем известны, но Баския включить в эту среду трудно. Границы личности Уорхол стирал вместе с Джоном Джорно, Билли Неймом, Джедом Джонсоном, Джоном Гулдом и . Хотя последнее - не точно, не исключено, что и отношения Кита и Энди были более платоническими, хотя сам Кит никогда не скрывал, что является гомосексуалистом.

Стиль и произведения

Стиль Уорхола в искусстве - это его собственная концепция поп-арта и артхауса. В кино он делает тоже самое, что и в живописи. Он всегда стирает границы. Всем известна эта легендарная банка супа Кэмпбелл. Критикам очень трудно признать это, но Энди не имел никакого второго смысла, когда её изображал и преподносил зрителям. Он видит её в качестве куска от гештальта. В психологии - это нечто большее, чем сумма вещей. Если кто-то смотрит на кухонный стол, то видит не стол, скатерть и тарелки на нём, но ещё и своё отношение к пространству и времени. Стол может ассоциироваться с чем-то, что является источниками комфорта или дискомфорта. Энди не мудрит с такими конструкциями, а просто рисует банку супа, который ему на самом деле нравится. Кухню никто придумать не сможет, не успеет, психику ослепляет сама этикетка, сам образ банки. Это, кстати сказать, основная сила воздействия коммерческих упаковок. Они работают ещё до того, как человек начинает думать в качественных категориях.

200 однодолларовых купюр, 1962

Банан, 1967

Банка супа «Кэмпбелл», 1962

Восемь Элвисов, 1963

Диптих Мэрилин, 1962

Зеленые бутылки Кока-Колы, 1962

Красный Ленин, 1987

Пистолет, 1981-1982

Статуя Свободы, 1986

Че Гевара, 1968

Королева Елизавета II, 1985

Энди Уорхол работы свои любил, но более любил самого себя. Это совершенно не означает, что он был законченным эгоистом. Он помогал тем, кого считал достойным. Почему? Потому что универсальные люди многофункциональны. Так он их видел, в этом их отличие от всех остальных вещей. Люди - это более вещи, чем вещи, потому что они люди. Они имеют право использовать объекты живой и неживой природы так, как им нравится. Вот такая у него была философия. И это вовсе не призыв к вседозволенности. Ему самому насилие не нравилось, поэтому он считал насилие неестественным для людей и вещей. В общем - такой парень, которому нравятся джинсы, которому не нужно объяснять, что делать зло - это зло, потому что делать зло ему было бы слишком сложно. Это вызывает дискомфорт, а вещи и универсальные люди должны быть в порядке. Железная логика аутиста, и придраться к ней невозможно.

Публика создала много шума вокруг портретов известных личностей, образа Ленина на красном фоне, диптиха Мэрилин Монро, содержащего множество её портретов и созданного после смерти актрисы, картины «Пистолет», название которой вводит в заблуждение, потому что на ней изображён револьвер. С уверенностью можно сказать, что Энди таких тонкостей просто не отсекал. Для него было куда более важным то, что на картине изображёна копия оружия из которого некто Валери Соланас, писательница, сценаристка и радикальная феминистка, широко известная в крайне узком кругу до покушения и ставшая знаменитостью после него. Это произошло на «Фабрике», которая представляла собой художественную мастерскую, клуб, киностудию и иногда вертеп. Результатом покушения стало то, что он испытывал большие физические и нравственные страдания. Три пули угодили ему в живот, был ранен кто-то ещё из тех, кто постоянно ошивался на «Фабрике» по делу и без дела. Однако Энди не стал подавать иск на Валери. Её приговорили к трём годам и принудительному лечению в психиатрической клинике.

Из-за покушения здоровье было серьёзно подорвано, но непосредственной связи между ним и смертью не было. Выстрелы прозвучали в 1968 году, а смерть наступила в 1987 году, через 19 лет. В эти годы художник продолжал заниматься творчеством, в частности - ставил свои эксперименты с раскраской гоночного автомобиля, который представлял собой динамическое произведение искусства.

Умер Энди Уорхол от остановки сердца, находясь в Медицинском центре Корнуэлл на Манхеттене, где ему была сделана операция по удалению желчного пузыря. В последние годы перед смертью был самым продаваемым и дорогим художником США.

А мериканский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, заметная персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Основатель идеологии «homo universale», создатель произведений, которые являются синонимом понятия «коммерческий поп-арт».

В последние годы Энди Уорхол возглавляет список самых продаваемых художников. Так, в 2013 году суммарная стоимость проданных на аукционах работ художника составила 427,1 млн долларов. Наиболее высоко ценятся крупноформатные холсты 1962-1964 годов, цены на которые могут доходить до 100 млн долларов. В ноябре 2013 года был установлен рекорд - 105,4 млн долларов за «Серебряную автокатастрофу (двойную)» (1963). За период с 1985 по 2010 год средние аукционные цены на работы Уорхола выросли на 3400 %, что примерно вдвое превышает средний рост цен на современное искусство за тот же период.

К артины Энди Уорхола

Д иптих Мэрилин

Знаменитое шелкографическое полотно художника, выполненное в стиле поп-арт. Работа Уорхола над картиной началась спустя неделю после смерти Мэрилин Монро, в августе 1962 года. Местно нахождения, музей – Галерея Тейт.

К амуфляж Автопортрет – Self-Portrait

Автопортрет Энди Уорхол сделал за несколько месяцев до его смерти, который был в феврале 1986 года. Существует контраст между безличности камуфляжа, который намекает на опасность, а также личность книжной традиции, где есть прямой контакт со зрителем, хотя и в этом случае с защитным иллюзорном покрытием. Неоднозначное использование камуфляжа-привлекает внимания и дает картине модный вид. Картина находится в Нью-Йорк, Метрополитене.

Э тель Скалл 36 Раз – Ethel Scull 36 Times

Картина состоит из четырех строк и девять равных столбцов, с изображением черепа Этель Реднер, известный коллекционер современного искусства. 1963 год.

Б етховен

Б итлз

Ч ёрный Ленин

Если когда-нибудь вам придётся увидеть картины этого удивительного художника Энди Уорхола, то вы уже никогда их не забудете. Где-то в глубинах вашей памяти обязательно останутся воспоминания об его необычных, но очень ярких картинах. Вот только не каждый, кто знаком с его полотнами, знает о самой личности художника. Уорхол Энди является весьма загадочной фигурой, одной из самых известных, но при этом самой противоречивой. Работы этого мастера стали ярким триумфом и коммерческим успехом американского поп-арта. Кем он только не был: художником, скульптором, дизайнером, режиссером, продюсером, писателем, коллекционером. Даже из своей жизни этот необычный художник сделал произведение искусства, создавая всё новые мифы о своей легендарной персоне.

О родителях будущего художника

Талантливая личность, известная сегодня всему миру, появилась на свет 6 августа 1928 года в Питтсбурге (Пенсильвания), в многодетной семье иммигрантов, которые переехали в Америку из Восточной Европы. Уорхол Энди, а настоящее его имя - Андрей Вархола, был самым младшим, четвертым ребенком. У него было два старших брата и сестра, которая умерла ещё до того, как родители переехали в США. Наиболее достоверные данные указывают на то, что родина семьи Уорхола - Словакия. Хотя своим этого неординарного художника считают три страны - кроме Словакии это США и Украина. Но безошибочно ясно одно - его наследие принадлежит всему миру, а не отдельной стране. Родители Энди Уорхола не имели никакого отношения к искусству. Отец был работником угольной шахты, мама, не зная английского, вынуждена была подрабатывать уборкой, а ещё продажей собственноручно сделанных цветов из бумаги.

Детские годы Энди Уорхола

Будучи ещё совсем маленьким, Энди начал часто болеть. С 4 до 8 лет он перенес не одно тяжелое заболевание, среди них самым страшным была болезнь хорея Сиденгама, или «танец святого Витта». Мальчик страдал от приступов и был буквально прикован к кровати. В школе он становится изгоем. Также ребёнок стал слишком мнительным, начал бояться больниц и врачей. Этот страх не отпускал его до самой смерти. В это нелёгкое время Уорхол Энди играл с вырезанными куклами, слушал радио. Мать тогда рисовала сыну разные картинки, постепенно он и сам начинает рисовать всевозможные предметы, окружающие его, а также составлять коллажи из старых газет. Так ещё в раннем детстве у Энди появился первый интерес, а потом и любовь к рисованию. Несколько позже мама Уорхола, заработав немного денег, приобретает сыну небольшой кинопроектор, через который он смотрел рассказы в картинках на стене комнаты. Таким образом, в детстве начинает постепенно развиваться творческий потенциал будущего художника. Когда Энди исполнилось 9 лет, он начинает посещать курсы художественного мастерства, которые велись бесплатно. В 13-летнем возрасте мальчик теряет отца, тот погибает на шахте.

Образование Уорхола

Ещё учась в школе, юноша планировал поступить в Университет Питтсбурга, а получив там художественное образование, преподавать рисование. Но по окончании школы планы меняются, Уорхол Энди поступает в Технологический институт Карнеги. В его планах - карьера коммерческого иллюстратора. В 1949 году он уже бакалавр изящных искусств на отделении "Графический дизайн". Учился будущий художник хорошо, даже был лучшим на курсе, но не всегда находил общий язык как с сокурсниками, так и с преподавателями. У него всегда была активная жизненная позиция. В это время Энди посещает вечеринки, концерты симфонических оркестров, интересуется балетом.

Начало трудового пути

Окончив институт и получив диплом, молодой Уорхол переезжает в Нью-Йорк. Он, как и другие художники поп-арта, начинает свою трудовую карьеру художником обычной рекламы. Юноша занялся оформлением витрин, делал рекламные плакаты, рисовал праздничные открытки, а также декорировал стенды. Немного позже он начинает плодотворное сотрудничество с такими популярными глянцевыми журналами, как Harper"s Bazaar, Vogue, и с другими менее известными изданиями. Благодаря этим журналам, известным становится и их художник-иллюстратор - Энди Уорхол. Биография его жизни на этом этапе отмечается большим подъёмом в финансовом плане, однако Уорхол мечтает о "высоком искусстве".

Энди Уорхол. Творчество. Первый успех

Начало 50-х годов отмечено в биографии неординарного художника первым заметным успехом. Всё произошло после того, как он придумал рекламу обуви для компании "И. Миллер". Эксцентричная манера рисования Уорхола пришлась всем по душе. Он изобразил на нарисованной чернилами обуви специально сделанные кляксы. Это был переворот в мире рекламы, а для Энди - первый творческий успех, который принёс ему новые выгодные контракты. Вскоре художник Энди Уорхол начинает получать в год больше 100 тысяч долларов. А 1952-й - это год, когда состоялась первая выставка, на которой были представлены его работы. Выставка прошла в Нью-Йорке, а уже через четыре года Уорхола принимают в "Клуб художественных редакторов". Совсем скоро он уже начинает создавать свои картины, которые строит на необычном методе - трафаретная печать. Так он увлекся ещё и фотографией, но особое место в своей жизни Энди отводил изобразительному искусству.

Энди Уорхол - неординарный художник. Его визитная карточка

Заявить о себе как о художнике, который видит искусство весьма неординарно, Уорхолу помог случай, ставший судьбоносным. Использовав идею одного арт-диллера по-своему, Энди создаёт ряд полотен с изображением банок томатного супа и изображение долларовых банкнот.

Выставка этих картин в одной из галерей Нью-Йорка произвела настоящую сенсацию, а изображение консервы Campbell`s станет позже его визитной карточкой. Фантазия художника не имеет границ. Что ещё придумает этот странный молодой человек Энди Уорхол? Картины свои он начинает создавать с помощью техники шелкографии. Она позволяет много раз повторять одно и то же, те же образы, те же штрихи. К этому монотонному повторению и стремился Уорхол. Это и будет характерная черта его творчества.

Создание собственной фабрики

В 1963 году Энди Уорхол вместе со своим друзьями решает создать свою собственную студию или мастерскую. Для этого он приобретает заброшенное старое здание в самом центре Нью-Йорка, оно и станет его творческой студией. Энди придумывает ей простое незатейливое название Factory. Это был в своем роде плацдарм, на котором известный мастер создавал и представлял свои работы. Уорхол Энди нанимает команду молодых творческих людей-художников. Их задание - пускать на поток произведения признанного мэтра. Фабрика стала настоящим коммерческим предприятием, в день в ней производилось около 80 шелкографий, а за год это число составляло тысячи работ. Наладив работу по массовому производству, Энди Уорхол картины и портреты знаменитостей сделал символом поп-арта и художественной культуры Америки ХХ века, но чисто коммерческим. Эта студия действовала более двадцати лет, и её считали самым безумным местом на земле. Там царила вседозволенность, где не только рисовали, снимали фильмы, выпускали массовые шелкографии, но и жила, устраивала вечеринки его творческая команда.

О личной жизни художника

Каким был на самом деле этот эксцентричный, нестандартный и даже странный Энди Уорхол? Творчество его отличалось смелостью, эпатажем, оно было андеграундным, трёхмерным, созданным, как киноплёнка. Этот имидж его как супер-звезды был открыт обществу, в отличие от личной жизни, которую Энди старался держать в тайне. Неудивительно, что его личность очень интересовала публику. Уорхол несколько десятилетий был в центре художественной нью-йоркской тусовки. Однако на самом деле Энди был великим эксцентриком, скромным, даже закрытым человеком, а к концу жизни даже глубоко верующим. Многие исследователи жизни и творчества художника считают его гомосексуалистом, находя подтверждения не только в его поведении, но даже в его творчестве: серия живописи и несколько фильмов. Уорхолу приписывают таких бойфрендов, как Джон Джорно, Билли Нейм, Джон Гулд, Джед Джонсон. Но у Энди Уорхола была ещё настоящая муза.

Это Эди Седжвик - модель, актриса, которая однажды попала к нему на "Фабрику" и полностью очаровала его. Ходили слухи, что у них роман. Они были как две половинки одного целого. Но Эди злоупотребляла наркотиками, из-за чего её жизнь и оборвалась в возрасте 28 лет. Сожалел ли об этом Энди Уорхол, личная жизнь которого была так тесно связана с этой королевой Манхэттена, неизвестно. Но то, что она была его музой, не вызывает никакого сомнения.

Последние дни жизни Уорхола. Его творчество сегодня

На Энди Уорхола в 1968 году было совершенно покушение бывшей моделью его «Фабрики» Валери Солан. У него была клиническая смерть, но он выжил, хотя и сильно после этого изменился. Умер в нью-йоркской больнице 22 февраля 1987 года, во сне. На сегодняшний день его считают главным художником конца ХХ столетия. О нём снимают фильмы, пишут книги, организовывают выставки. Состояние Уорхола, которое оценивают в сто миллионов, было завещано им самим его собственному фонду, который поддерживает художественные организации. Сегодня в Питтсбурге находится музей Энди Уорхола, который был открыт в 1994 году. В его коллекции - 4258 экспонатов: 900 работ живописи, серии шелкографий, графические работы, фотографии, скульптуры, видеоработы и кинофильмы.

Творческая карьера

В 1949 г. Эндрью Вархола закончил Технологический институт Карнеги (графический дизайн) с присуждением степени бакалавра искусств. В этом же году отправился в Нью-Йорк, где первые годы занимался графическим оформлением коммерческой рекламы - в основном он выполнял рисунки женской обуви для журналов мод и рекламного приложения "Нью-Йорк Тайме".

Уже к 1950 году приходит успех после удачного оформления рекламы обувной компании.

Другая работа, признанная впоследствии рекламой года, изображала юношу, вкалывающего себе шприц в предплечье. Несмотря на скандальность сюжета, заказчики - владельцы радиостанции - остались довольны: повысился рейтинг их передач о проблемах молодежи.

Кстати, первый урок саморекламы дал ему не кто-нибудь, а Сальвадор Дали. Мэтр получил заказ на оформление витрины салона красоты в Нью-Йорке. В качестве элемента декора он решил выставить в окне второго этажа большую железную ванну, которую рабочие благополучно уронили вниз. Ванна чуть не прибила случайного зеваку, Дали попал за решетку (правда, ненадолго), а результатом разразившегося скандала стало то, что выставка Дали, проходившая в это время в Нью-Йорке, отлично продалась.

Очень скоро Энди стал самым высокооплачиваемым рекламщиком Нью-Йорка, выполняя заказы для всех модных журналов, Vogue и Harper"s Bazaar.

В 1956 году он получает почётный приз «Клуба художественных редакторов».

Вклад в развитие стиля поп-арт

К 1968 году Уорхол был уже признанным мастером поп-арта. Его выставки с успехом проходили по всему миру, в Америке не было художника популярнее - за одну из его картин на аукционе заплатили $ 60 тысяч. Это был рекорд: никто из его современников столько не получал. Однако не меньше, чем картинами или фильмами, Уорхол прославился своими скандальными интервью, которые он раздавал направо и налево. "Я не хотел рождаться. Это было ошибкой. Все равно как меня выкрали и продали в рабство, - объяснял он в интервью журналу "Time". - Меня никогда не трогали собственные работы. Я делаю дешевую писанину и нравлюсь обычным людям. Весной Энди отправился в Лос-Анджелес на открытие своей большой ретроспективы. Успех был грандиозным: переполненные залы, толпы студентов, скандирующих: "Мы любим Энди Уорхола!", фотографии в газетах. В 1956 году он получает почётный приз «Клуба художественных редакторов».

Все искусство Уорхола превратилось в систематизированный бизнес-процесс, производящий добавленную стоимость... Его поп-арт - это своеобразное «искусство вне искусства», и если когда-то существовало «искусство для искусства», потом авангард и искусство, потом просто антиискусство, то теперь искусственное искусство.

Однако скандальную известность Уорхолу принесла серия карандашных рисунков, изображающих долларовые банкноты, (Рис.3,4)

Рис. 3

и раскрашенных банок из-под супа Сampbell.(Рис. 5) Выставка этих работ в нью-йоркской галерее Стабл, состоявшаяся в 1962 году, стала настоящей сенсацией. Уорхол наносил краску на консервные банки мазками кисти. Однако уже к 1963 году он стал использовать шелкографию, и с этих пор большинство его работ выполнялось именно в этой манере. Совершенно безликие, приспособленные к массовому производству, шелкографские оттиски идеально подходили для данных целей. Искусствовед Роберт Хьюз писал: "Разрисовывать консервную банку само по себе не значит заниматься настоящим искусством. Но подлинным в Уорхоле остается то, что уровень производства супа в консервной банке он поднял до уровня создания картин, придав ему характер массового производства, - потребительское искусство имитирует процесс, а также облик потребительской культуры".

Техника шелкографии стала определяющий в творчестве Уорхола. Монотонное повторение истирает псевдо-образы, предлагаемые окружающим миром в качестве исключительных: бесконечные ряды бутылок кока-колы (Рис.6) сменяются портретами Мерилин Монро, (Рис. 7) Лиз Тейлор, Элвиса Пресли.

Одним из основных занятий Уорхола была, по его собственному выражению, "регистрация и каталогизация жизни вокруг". Он собирал ощущения, результатом чего стали изданный посмертно «Дневник» и «Философия Энди Уорхола (от Э к Ъ и обратно)». Из второй книги ясно, что Уорхол на самом деле шел не "впереди планеты всей", а стоял "сбоку": отставшим, опоздавшим, сошедшим с "поезда современности". Он не создавал "второй реальности". Он панически расчищал пространство вокруг первой, а потом резервировал ее и укрупнял. Отсюда - бесконечный жанр портрета в эпоху перепроизводства, когда единицу можно заметить в толпе только в том случае, если она увеличена в десять раз. В книге Уорхола есть несколько высказываний, определяющих понимание творчества художника: «Бизнес-искусство - следующий шаг после Искусства. Я начинал как коммерческий художник, иллюстратор, а закончить я хочу как художник-бизнесмен. После того, как я сделал то, что называется "искусством" или как там это еще называется, я занялся бизнес-искусством. Я хотел быть Художественным Бизнесменом или Бизнес Художником».

И наконец, в «Философии» Уорхол рассказывает о самом творческом процессе создания работ: «Я смотрю на холст и думаю: "Ну, вот здесь, в этом углу эта краска выглядит вроде как на своем месте". Потом я смотрю снова и говорю: "Вот здесь, в этом углу, нужно немного синего, и я кладу там синюю краску. А затем беру зеленую краску и добавляю зеленый цвет, отхожу назад и смотрю, все ли правильно. И если неправильно - я беру краски, делаю еще несколько мазков зеленым в нужном месте, и, наконец, если нет сомнений, я оставляю все как есть».

Ярким примером творчества Уорхола является работа «Flash» (1963-1968). Это серия из 11 отпечатков, представленных как повествование и сопровожденных текстом, взятым из новостных заметок в день убийства президента Кеннеди. Это не было иллюстрацией события. Уорхол представил серию изображений, связь между которыми не так важна, как их способность передавать драматический пафос события. Кроме того, способность Уорхола выбирать фотоснимки усиливает значение освещения событий средствами массовой информации, формируя общественное мнение. Уорхол использовал несколько разных изображений Кеннеди. К тому же он использовал очень известные портреты - стилистический прием, редко встречающийся в его работах. Отпечатки в «Flash» показывают способность автора манипулировать найденными изображениями, изменяя их масштаб и четкость, используя цвет для создания мощного экспрессивного эффекта диссонирующих контрастов.

«Flash» - это наименее известная группа работ, отмеченная серьезной увлеченностью автора созданием портретов и находящаяся в числе его лучших работ. Другие - «Marilyn Monroe» (1967), «Campbell"s soup» I, II (1968-1969), «Flowers» (1970), «Electric Chaine» (1971), «Mao» (1972) - каждая из которых содержит 10 отпечатков, основаны на ключевых изображениях, созданных Уорхолом в начале карьеры. В противоположность своим первым работам, построенном на повествовании, эти статичные изображения избавлены от какого-либо повествовательного контекста. Каждое из них передает сильный образ, расширенный повторением. Эти работы - пересказ предыдущих обращений Уорхола к его главным темам 1960-х годов: портретные изображения, потребление, украшение, смерть. Эти темы часто повторялись в его работах и стали центральными в его творчестве.

Итак, именно благодаря творчеству Уорхола в плакате и рекламе стали использоваться особым образом обработанные фотоиллюстрации, яркие психоделические цвета и многократно повторенные изображения. Техническое тиражирование во многом породило ироническое отношение к самому объекту рекламы, этого нельзя не признать. И здесь Уорхол добился своей цели: он бросил вызов обществу массового потребления, которое как раз поддерживало Уорхола. И, наконец, Уорхол избавил общество от лицемерия. Он стал первым человеком, который публично признал, что деньги являются ничуть не менее важной составляющей профессии, чем творчество.

В 1963 г. Уорхол открыл в центр Манхэттена студию, которую назвал "Фабрика". Студия была устроена как коммерческое предприятие, она производила до 80 шелкографий в день, а в год выпускала около тысячи работ. На ней трудилась целая команда рабочих и была налажена работа по "массовому производству" портретов знаменитостей. Работы Энди Уорхола стали настоящим символом коммерческого поп-арта и американской художественной культуры XX столетия.

Исследователи особо отмечают значительный вклад Энди Уорхола в кинематограф, журналистику и фотографию. Всю свою жизнь Энди посвятил художественной фотографии, ее обработке и "массовому" распространению. Искусствоведы отмечают такие его работы, как The Andy Warhol Museum, Christie"s, Picture Alliance, AP, Stern Magazine, Cinetext и многие другие.

В 1970-е гг. Уорхол приобрел "Полароид", начал самостоятельно фотографировать и потом переводить полученные фото на холст.

К этой серии относятся портрет матери (1974), портрет исследователя творчества Пикассо Джона Ричардсона, портрет галерейщика Лео Кастелли (все - шелкография), а также цветные гравюры (на основе собственноручно снятых фотографий) с изображениями Джейн Фонды (1982) и Ингрид Бергман (1983).

В 1963 г. Уорхол начал снимать фильмы, в основном немые, и на протяжении пяти лет (с 1963 по 1968 г.), во время которых Уорхол занимался "кинопроизводством", он создал несколько сотен фильмов, включая 472 трехминутные кинопробы или портреты персонажей, десятки короткометражек и более 150 фильмов с определенным сюжетом (60 из них были выпущены в свет), переходя от черно-белых немых работ к сценарным цветным фильмам, по своей продолжительности напоминающим обычное кино.

Первый его фильм назывался "Поцелуй" и длился 50 минут, затем были фильмы "Танец", "Стрижка", "Еда", "Сон".

В 1964 г. были созданы двухчасовой немой фильм Batman Dracula и восьмичасовой немой фильм Empire, "13 самых красивых женщин" , "13 самых красивых мальчиков", "Питье", "Лицо", "Одинокий ковбой" и др. В середине 1960-х гг. Уорхол перешел от черно-белых немых работ к сценарным цветным фильмам (чаще всего эротического содержания), по продолжительности напоминающим обычное кино. В 1968 г. Уорхол вместе с Полом Морисси создал первый игровой фильм "Плоть".

3 июня 1968 г. психически неуравновешенная писательница, феминистка Валери Соланас, снявшаяся в его фильме "Я - мужчина", серьезно ранила его выстрелом из пистолета. После покушения Уорхол стал постоянно посещать ближайшую церковь, исповедоваться и причащаться. Валери Соланас получила три года тюрьмы и принудительное лечение в психиатрической больнице.

На протяжении всей жизни Уорхол коллекционировал живопись, мебель, драгоценности, предметы декоративно-прикладного искусства. Пресытившись поп-культурой, в 1980-е гг. он стал покупать антиквариат и украшать свое жилище шедеврами классического искусства.

На аукционе "Сотбис" его пеструю коллекцию продали за $ 25,3 миллиона. В ней, кстати, не было ни одной картины самого Уорхола, за исключением маленького портрета Мао Цзэдуна: Энди не хранил дома своих работ. Некролог в "Нью-Йорк Таймс" начинался словами: "Лучшее произведение Уорхола - это сам Уорхол".

Энди Уорхол умер в Нью-Йорке 22 февраля 1987 г. Братья перевезли тело художника в Питтсбург, где похоронили его на территории католической церкви византийского обряда (церковь Св.Духа).

Свое состояние, оценивающееся в 100 млн долларов, художник завещал своему фонду для помощи художественным организациям.

поп арт уорхол творчество

Выставки в Москве

Неделя Уорхола в Москве / Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина - Энди Уорхол и русский поп-арт в Третьяковке на Крымском валу / Третьяковская галерея на Крымском Валу / сентябрь 2005 г.

Предаукционная выставка дома Phillips de Pury & Co. В рамках выставки показана картина «Камуфляж» / Галерея «Риджина» / 10-12 февраля 2008 г.

Энди Уорхол «Живые портреты» (Выставка к 80-летию Энди Уорхола) / Московский музей современного искусства / 17 декабря 2008 -- 8 февраля 2009 г.

Долли Партон, 1985. Шелкография © Энди Уорхол

В начале 1960-х на одной из выставок в музее «Метрополитен» его директор Томас Хоувинг произнес речь, в которой сформулировал общее настроение, царившее тогда в обществе: «Существовало когда-то такое старое представление, будто интеллектуалы не знают, что происходит в другом мире - мире популярной культуры… Сейчас все стали частью одной и той же культуры». По иронии судьбы первыми поп-артистами были англичане Эдуардо Паолоцци и Ричард Гамильтон, но громкая слава досталась более провокационным американцам - Джасперу Джонсу, Роберту Раушенбергу и Энди Уорхолу.

Образы массовой культуры, отрицание серьезности искусства и использование или воспроизведение реальных банальных предметов - всего лишь поверхностное определение поп-арта, иными словами популярного искусства (Popular Art). Каждый автор по-своему описывал и представлял это направление. Для Уорхола поп-арт - «это о любви к вещам». И хотя Энди никогда не называл себя фотографом, в 1980 году он сделал весьма неожиданное заявление: «Я не верю в искусство, но верю в фотографию».

Художники поп-арта часто использовали фотографию в своем творчестве, и как составную часть произведения, и как источник. Однако только об Уорхоле можно определенно сказать, что фотография в ее различных проявлениях - от газетных вырезок, популярных карточек звезд, снимков в фотографическом автомате и полароидов до документальных съемок в ночных клубах и путешествиях - неотделима от его творчества.

В начале 1960-х Уорхол создает свои прославленные серии, выполненные методом шелкографии, в которых эксплуатируются два основных мотива: портреты популярных «героев» (кино - Мэрилин Монро, Лиз Тейлор, Уоррен Битти; политики - Джеки Кеннеди, Мао Цзедун и многие другие) и изображения смерти (автомобильные и авиационные катастрофы, электрические стулья, пищевые отравления, суициды, атомный гриб и прочее). Многократно повторяющийся образ, изолированный от других ему подобных, складывался в произведение, напоминающее по структуре сетку. Эти тиражируемые нарочито отстраненные изображения лишь усиливали банальность и обыденность присутствующих на них образов массовой культуры. «Когда ты видишь страшную картину снова и снова, это перестает впечатлять», - говорил Уорхол о своей серии катастроф.

Уорхол заимствовал образы из газетных вырезок, рекламных афиш и собранной им коллекции фотокарточек кинозвезд, которые увеличивались и переносились на шелк. Работа «129 погибли в авиакатастрофе» откровенно имитирует страницу из New York Mirror, откуда и было позаимствовано первоначальное изображение; источником для «Электрического стула» стали архивные фотографии с казни шпионской четы Розенберг, специально найденные Уорхолом в архиве Нью-Йоркской публичной библиотеки. Прообразом и материалом для серии черно-белых фотографий «13 самых разыскиваемых людей» стал буклет ФБР с описаниями 13 разыскиваемых преступников. Их снимки в фас и профиль были сделаны на фасаде Нью-Йоркского павильона к Всемирной ярмарке 1964 года, но вскоре сняты. В этом же году в шелкографии «Американец, или Портрет Уотсона Пауэлла» Уорхол создает собирательный образ «типичного американца», также основываясь на фотографиях конкретной модели.

Идея тиражирования и производства (в промышленном смысле) искусства, так занимавшая Уорхола, воплотилась в его «Фабрике». Студия работала как коммерческое предприятие, выдавая до 80 шелкографий в день, поставив произведения искусства на поток. Желание Уорхола писать картины, «уподобляясь машине», должно было привести к технизации процесса, анонимности произведения и уподоблению его обычному продукту производства. В этом случае вопрос авторства и равноценности того или иного произведения оказывался вторичным. Процесс «автоматического» создания изображения напоминал теорию дадаистов об «автоматическом» письме. Художник мечтал, «чтобы как можно больше людей занимались шелкографией: никто не должен догадаться, моя перед ним картина или чья-то чужая».

В начале 1960-х Уорхол изобрел идеальный способ, в полной мере реализующий эту идею - снимать своих моделей в обычных городских фотоавтоматах. Эта мысль осенила его, когда журнал Harper’s Bazaar заказал ему иллюстрации на тему «новые лица в искусстве», затем в этом же духе были сделаны работы для Time на сюжет «современные подростки». Снимки в фотоавтоматах стали источником изображений для создания шелкографий с многочисленными портретами и автопортретами в период с 1963–1966 годов. Заказчики, по сути, сами делали свои снимки, всячески импровизируя во время съемки. Готовые фотографические «ленты» затем отдавали Уорхолу, на основе которых он и создавал свои «художественные продукты». Сами по себе эти «ленточные» фотографии определенно напоминают как движущиеся фотографии XIX века, так и первые кинематографические опыты самого Уорхола, например «Эмпайр». Одними из первых моделей для этих портретов были подруга художника Этель Скалл и будущая известная галеристка Холли Соломон. Обе оставили впечатляющие свидетельства об уорхоловской «манере работы» над портретами. Уорхол предпочитал автоматы неподалеку от своей «Фабрики», например на углу Бродвея и 42-й улицы. Этель Скалл вспоминает практические «руководства» Уорхола: «Мы попробуем сделать фото в светлых тонах и в темных, я посажу тебя в будку, и тебе надо будет смотреть на красную лампочку». Далее она описывает:

«Я стояла и смотрела на красную лампочку и боялась пошевелиться. Вошел Энди, расшевелил меня, тогда я наконец расслабилась. „Играй и улыбайся, это стоит мне денег”, - сказал он. Мы бегали из кабинки в кабинку, он меня фотографировал, и везде сушились готовые фотографии. Когда я вышла, он говорит: „Ну что, хочешь на них взглянуть?” Мне так понравилось, что теперь, я думаю, буду только там фотографироваться. Когда портрет был готов, его доставили частями, и Боб сказал ему: „Как бы ты хотел… ты не мог бы помочь нам его правильно составить?” Он сказал: „Э, нет. Вон человек специально пришел, чтобы его собрать, пусть он и делает, как считает нужным”. - „Но Энди, это же твой портрет”. - „Неважно”.

И вот он сидел в библиотеке, а мы возились с портретом. Потом, конечно, он все-таки вышел и окинул своим критическим взором то, что мы насобирали. „Ну, я так и думал, что это будет здесь, а это - вон там”. Когда все было закончено, он сказал: „Нет, правда, это не имеет значения. Все просто здорово”».

Мужское ню, 1987 © Энди Уорхол

Всех своих моделей Уорхол изображает как бы играющими, творящими вместе с фотографом свой собственный облик, подавая себя миру не такими, каковы они есть, а какими они хотят быть увиденными окружающими.

Воплощение фантазий своих моделей, создание всевозможных фикций было основополагающим кредо Уорхола. Он не изменял ему даже в собственных автопортретах , которые он делал на протяжении всей творческой жизни. И даже его признанию: «Если вы хотите все узнать об Энди, смотрите мои фильмы, мои картины. В этом весь я. Больше ничего нет» - не стоит по-настоящему доверять. Как пишет в своем эссе Роберт Роземблюм, «уже в своих ранних автопортретах Уорхол представляет себя как знаменитость, преследуемую папарацци». Так, в автопортрете 1963 года, сделанном по заказу Флоренс Барон в фотографическом автомате, Уорхол выбирает различные эффектные позы и подобно знаменитости прячет глаза под солнечными очками.

Экспериментирование со своим обликом - неотъемлемая часть его автопортретов. Так, в одном из них (1964), растиражированном шелкографским способом, Уорхол явно повторяет иконографию портретов из уголовных дел. Портреты и автопортреты художника - это своеобразный театр для себя и других. В этом Уорхол очень напоминает Рембрандта. Уорхол, как и Рембрандт, экспериментировал главным образом с лицом, придавая ему то или иное выражение, играя мимикой. Художник, словно актер, исполнял определенные роли, смешивая себя настоящего с придуманным, желанным образом.

В 1970-х Уорхол в основном делает портреты все тем же шелкографским способом на заказ. Только теперь в качестве основы он использует снимки, сделанные Polaroid SX-70 Big Shot. Съемка полароидом привлекала художника своей быстротой, простотой и возможностью создавать как бы плоскостное изображение. Фотосессия всегда начиналась и проходила одинаково: модель, обычно знаменитость, приглашалась в студию на обед. Мик Джаггер, принцесса Монако Каролин, Джон Ричардсон, Френсис Бэкон, Кэнди Спеллинг, Лайза Минелли, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Роберт Мэпплторп и многие другие позировали ему в качестве моделей. Затем делался make-up, важной неотъемлемой составляющей которого было наложение обильного слоя пудры на лицо и шею. Подобным способом Уорхол прикрывал изъяны лица, одновременно делая его похожим на маску. На фоне пустой белой стены модель принимала привлекательную позу, Уорхол делал несколько снимков, чтобы потом отобрать только один в качестве основы для произведения, каждое из которых вдобавок было по-особому раскрашено. Результат был неоднозначным, но впечатляющим: вместо портрета конкретного персонажа появлялся плакатный собирательный образ звезды. Впрочем, художник любил акцентировать внимание на деталях, наиболее характеризующих персонажа, например глаза и лоб - у Лихтенштейна, губы - у Минелли.

В отличие от портретов, сделанных на заказ, многие полароидные автопортреты Уорхола не были использованы в шелкографиях. Это были личные, экспериментальные снимки, оставшиеся в его архиве. В 1979 году корпорация «Полароид» пригласила художника сделать несколько портретов новой камерой непосредственно в их студии. Камера позволяла делать цветные изображения за 60 секунд. В этот день Уорхол сделал десять портретов, четыре из которых - собственные. Все они отличаются чрезвычайно крупным планом, а голова Уорхола не вписывается целиком в пространство кадра. В одном взгляд резко поднят вверх, в другом - голова и взгляд смиренно опущены вниз. Здесь обнаруживается противоречивое сопоставление между близким крупным планом, безжалостно открывающим все изъяны кожи, и умышленным обманом, театральностью, читаемой в его игре с поворотами головы и отведенным от камеры взглядом.

«Обнажающая» театральность присуща серии автопортретов в парике 1980–1981 годов, сделанной совместно с Кристофером Макосом. Это уорхоловское обращение к известной фотографии Ман Рэя, на которой Марсель Дюшан представлен в образе своего женского alter ego Роз Сэлави. К этой теме также обращается Роберт Мэпплторп в 1980 году, создавая свой автопортрет в образе женщины в мехах. В отличие от этих портретов и автопортретов Уорхол едва скрывает макияжем мужские черты лица. Для Уорхола облачение в многочисленные карикатурные парики, напоминающие прическу то Мэрилин Монро, то Джейн Фонды, - это взгляд на себя в другом, возможном, воображаемом облике. Но и здесь он опять демонстрирует свои бесчисленные маски, нежели себя самого в поисках собственной идентичности. Ведь под этим париком все равно окажется другой - тот серебряный, с которым Уорхол никогда не расставался на публике. Так, его лицо в шелкографском автопортрете 1986 года в синей, красной, зеленой гамме, выполненном на основе полароидного снимка, своей окаменелой мимикой напоминает нечто похожее на посмертную маску.

Полароидные снимки нужны были Уорхолу также для создания более «личных» произведений, посвященных обнаженному мужскому телу и гомосексуальной эротике. Наиболее незаурядные изображения созданы в его серии, представляющей торсы, отсылающие не только к теме античности, но и к фотографическим предшественникам и современникам, например Роберту Мэпплторпу. В конце 1970-х Уорхол увлекся документальной съемкой, героями которой стали звездные обитатели ночных клубов, городские виды и здания. И хотя ряд критиков видел в Уорхоле всего лишь «пустое место с громкой подписью», значение его фигуры в культуре 1960–80-х годов можно сформулировать словами из песни созданной им рок-группы Velvet-Underground: «Я буду вашим зеркалом».

Портфолио со снимками из ночных клубов, встреч
художника, 1980-е © Энди Уорхол



Похожие статьи
 
Категории