Г с меркин. Меркин Б.Г

13.03.2019

Учебник соответствует программе по литературе для 5-9 классов (авт.-сост. Г.С. Меркин), а также сохраняет преемственность по отношению к курсу "Литературное чтение" для 1-4 классов (авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.Л. Болотова). Учебник знакомит школьников с фольклором, произведениями русской и зарубежной литературы от древности до XX века включительно, содержит хрестоматийные тексты.
Учебник предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий и лицеев. Методический аппарат учебника позволяет организовать обучение как на базовом, так и на углублённом уровне.

АНТИЧНЫЙ МИФ.
Тайны окружали древнего человека повсюду. И он стремился познать их и объяснить. Нашим предкам это было жизненно необходимо: нужно было знать, как отвести беду, как выжить, как обеспечить род пищей. И не только о материальном думали они. Их не менее волновало духовное, ибо от него, по их мнению, зависела судьба человека. Древние люди справедливо считали себя частью единого мира, в котором всё связано, слито неразрывно. Связь с космосом ощущалась ими естественно и постоянно: солнце и дождь, удачная охота и рождение ребёнка, огонь у очага - всё зависело, по их представлениям, от высших небесных сил. Эти верования, отношение к жизни и окружающему миру передавались из рода в род, от племени к племени.

В древние времена у каждого народа складывались своеобразные, часто похожие, суждения и понятия о природе, жизни и смерти, о тех. кто распоряжается судьбой, - богах, и о тех. кто совершает подвиги, - героях. Всё это находило отражение в мифах.

СОДЕРЖАНИЕ
Книга - твой друг!
ИЗ МИФОЛОГИИ
Античный миф
Олимп
Одиссей на острове циклопов. Полифем
Гомер. Одиссея. Песнь девятая (Фрагмент)
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Загадки
Пословицы
Поговорки
Русские народные сказки
Царевна-лягушка
Сказки народов России
Падчерица
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
О литературе Древней Руси
Из «Повести временных лет»
Расселение славян
Кий, Щек и Хорив
Дань хазарам
ИЗ БАСЕН НАРОДОВ МИРА
Эзоп
Ворон и Лисица
Лисица и виноград
Жан де Лафонтен
Лисица и виноград
Русские басни
Михаил Васильевич Ломоносов
«Случились вместе два Астронома в пиру...»
Иван Андреевич Крылов
Ворона и Лисица
Волк и Ягнёнок
Волк на псарне
Свинья под Дубом
Русская басня в XX веке
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин
Няне
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
Эпитет
Литературные скажи
Руслан и Людмила (Отрывок)
Рифма
Зимняя дорога
ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист...»
Ф.И. Тютчев. Весенняя гроза
Весенние воды
«Есть в осени первоначальной...»
Л.А. Фет. «Чудна»! картина...»
Михаил Юрьевич Лермонтов
Бородино
Николай Васильевич Гоголь
Ночь перед Рождеством
Иван Сергеевич Тургенев
Стихотворения в прозе
Два богача
Воробей
Русский язык
Николай Алексеевич Некрасов
Крестьянские дети
Тройка
Строфа
Лев Николаевич Толстой
Кавказский пленник
Сюжет и фабула
Антон Павлович Чехов
Пересолил
Злоумышленник
Юмор. Деталь. Диалог.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Литература, 5 класс, Часть 1, Меркин Г.С., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Образование: высшее, Смоленский государственный педагогический институт им. К. Маркса, факультет русского языка и литературы. Специальность «Учитель русского языка и литературы»

Ученая степень, звание: кандидат филологических наук, доцент

Сфера деловых (научных) интересов: методика преподавания русского языка и литературы, анализ художественного текста, история русской литературы XIX века, детская литература, фольклор.

Список печатных работ:

  1. Меркин Б.Г. Произведения для детей в контексте литературного процесса (сказка А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители») // Подготовка учителя начальных классов: опыт, проблемы, перспективы. Смоленск: СГПУ, 1999.
  2. Меркин Б.Г. Смоленск в период смутного времени на страницах книги А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей» // Каменное ожерелье России. Смоленск: СГПУ, 1999.
  3. Меркин Б.Г. Эволюция литературной сказки//Культура. Философия. Методика: сб. трудов. Смоленск: СГПУ, 2000. С. 52-59.
  4. Ильин В.В., Меркин Б.Г. Глинка С.Н. // Смоленская областная энциклопедия. Т. 1. Персоналии. Смоленск: СГПУ, 2001.
  5. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. «Василий Теркин» // Алфавит. Смоленск: СГПУ, 2002.
  6. Меркин Б.Г. Художественные особенности рассказов К.Д. Ушинского для самых маленьких как модель творческой работы студентов и школьников // Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов. Материалы научно-практической конференции 3 июня 2002 г. Смоленск: СГПУ, 2002.
  7. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. «Василий Теркин» // Смоленская область. Энциклопедия. Т. 2. Смоленск: СГПУ, 2003.
  8. Меркин Б.Г. Некоторые особенности рассказов Л.Н. Толстого для детей // Мировая словесность о детях и для детей. Сборник материалов VIII научно-практической конференции. М., 2003.
  9. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Готовься к тестам по русскому языку. Учебное пособие Смоленск: Универсум, 2003.
  10. Меркин Б.Г. Жанровые и тематические особенности детских произведений Л.Н. Толстого (По материалам частотного словаря лексики). // Мировая словесность о детях и для детей. Вып. 9. М., 2004. С. 46-53.
  11. Меркин Б.Г. Жанровые и тематические особенности детских произведений Л.Н. Толстого (По материалам частотного словаря лексики). Предварительные наблюдения. // Феномен младшего школьника в современных психолого-педагогических исследованиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета начального и специального образования. Смоленск: СГПУ, 2004. С. 68-71.
  12. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Аксиологическая картина мира в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» // Культура и письменность славянского мира. Т. 3. Смоленск: СГПУ, 2004.
  13. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. «Василий Теркин» // Александр Твардовский. Энциклопедия (Рабочие материалы). Смоленск: СГПУ, 2004. С. 77-85.
  14. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Готовьтесь к тестам по ЕГЭ. М.: «Русское слово», 2004.
  15. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ, изд. 3-е, исправленное. М.: «Русское слово», 2006.
  16. Меркин Б.Г. «Художественная полемика Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского» // Мировая словесность о детях и для детей. Вып. 11. М.: МПГУ, 2006.
  17. Б.Г. Меркин Психологизм детских рассказов Л.Н. Толстого. М.: «Русское слово», 2010. С. 75-85.
  18. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
  19. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  20. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  21. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  22. Литературное чтение: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  23. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. 2-е изд. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  24. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. 2-е изд. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  25. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. 2-е изд. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  26. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. 2-е изд. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  27. Литературное чтение: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  28. Литературное чтение: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010..
  29. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература. 9 класс. Часть 1. (учебное пособие). М.: Русское слово, 2011.
  30. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература. (учебник). М.: «Русское слово», 2013. Допущено МОН.
  31. Сюжетные особенности рассказов Л.Н. Толстого для детей (статья) // Известия Смоленского государственного университета, 2013, №2. С. 31-38.
  32. Художественные особенности рассказа Л.Н. Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет» // Известия Смоленского государственного университета, 2014, №4. С. 35-42.
  33. Формирование аксиологических ориентиров молодежи на примере изучения творчества А.Т. Твардовского // Региональные аспекты современных историко-правовых, филолого-культурологических, психолого-педагогических, естественнонаучных и экономических исследований: Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Брянского государственного университета им.акад. И.Г. Петровского и 20-летию филиала университета в г. Новозыбкове. г. Новозыбков, Брянская обл., 15-16 октября 2015 г.: В 2-х ч. Ч.2. Брянск: Изд. БГУ, 2015. С. 227-234.
  34. Авторское определение жанра как ключ к пониманию идеи произведения. М.М. Пришвин «Кладовая солнца» // Известия Смоленского государственного университета, 2016, № 3. С.43-52.
Г.С.Меркина на Смоленщине знают широкие слои интеллигенции, интересующиеся литературным краеведением, учителя школ и преподаватели вузов как профессора-литературоведа, методиста, организатора изданий справочной и краеведческой литературы. Г.С.Меркин родился 23 марта 1940 года в Витебске. В 1962 году он окончил Могилевский педагогический институт, переехал в Вязьму, где в течение двух десятилетий работал учителем. Ещё студентом он начал печататься в белорусских периодических изданиях ("Витебский рабочий", "Могилевская правда", "Звезда" и др.). Переехав на Смоленщину, активно включился в изучение смоленской поэтической школы, опубликовал свой первый труд о лирике Н.И.Рыленкова. В 1979 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Талантливого исследователя и педагога заметили в Смоленском педагогическом институте, в 1981 году пригласили на кафедру литературы. Здесь он и прошел путь от рядового преподавателя до профессора - доктора педагогических наук (докторскую диссертацию защитил в 1996 году), заведующего кафедрой - руководителя целого коллектива литературоведов.
По инициативе Г.С.Меркина и под его руководством на родине поэта М.В.Исаковского в бывшем Всходском районе Смоленской области (в настоящее время Угранский район) создан уникальный, единственный в России музей одной песни ("Катюша" - музыка М.И.Блантера, слова М.В.Исаковского).
Г.С.Меркин создал издательство "ТРАСТ-ИМАКОМ" (с 1993 по 1995 г. был его директором), которое опубликовало ряд ценных книг: воспоминания знатных смолян в серии "Свидетельства о ХХ веке", первый в истории Смоленска энциклопедический справочник о городе, учебные пособия для школ и др. Особенно следует отметить заслуги Г.С.Меркина в создании энциклопедического справочника "Смоленск", вышедшего из печати в 1994 году. Он создал и возглавил большой коллектив авторов этого издания (более 100 человек), вошел в редсовет и редколлегию в качестве ответственного редактора и одного из ведущих авторов. Под его руководством ведётся подготовка трёхтомной энциклопедии Смоленской области.
Общеобразовательные учебные заведения обязаны Г.С.Меркину успешным внедрением в учебный процесс так называемого регионального компонента, то есть преподавания краеведческих дисциплин - истории, географии, культуры, литературы местного края. Он организовал опубликование краеведческих учебных пособий и сам подготовил двухтомный "учебник - хрестоматию" по литературному краеведению "Литература Смоленщины".
Г.С.Меркин - автор и составитель более 20 книг и свыше 100 статей по проблемам литературоведения, методики преподавания литературы и литературного краеведения. Д.И.Будаев

ЛИТЕРАТУРА:
- Литература Смоленщины: Учеб.-хрестоматия по лит краеведению: В 2 т. / Авт.-сост. Г.С.Меркин.- Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994-1995.
- Меркин Г.С. Душа обязана трудиться.- М.: Сов. Россия, 1989.- 128 с.
- Меркин Г.С. Лирика Н.Рыленкова.- Смоленск, 1971.- 52 с.
- Меркин Г.С. Музей-кабинет внеклассного чтения в школе: Учеб. пособие.- Смоленск, 1988.- 63 с.
- Меркин Г.С. Проблемы сотворчества на уроках и во внеклассной работе по литературе.- Смоленск, 1995.- 190 с.
- Меркин Г.С. Путь к сотворчеству: Уроки и внекласс. работа по лит. : Кн. для учителя: Из опыта работы.- М., 1991.- 126 с.
- Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Учить творчеству: (Уроки и внекласс. работа по лит. в малокомплектной шк.): Учеб. пособие.- Смоленск: СГПУ, 1990.- 94 с.
- Русская литература ХХ века: Учеб. кн. для учащихся ст. кл.- 2-е изд. В 2 ч. / Сост. Г.С.Меркин.- М., 1995.

- Геннадий Самуйлович, мы знаем, что Вы были студентом Полоцкого и Могилёвского педагогических институтов. Какое событие студенческой жизни надолго осталось в Вашей памяти?

Из полоцкой студенческой жизни самое большое событие - это первая встреча с Цветаевой в 1957 году. Cтихи, только появившиеся во втором томе альманаха «Литературная Москва. 1956», мы увидели на квартире у нашего любимого педагога, а её муж, Алексей Андреевич Егоров, отсидевший в сталинских лагерях с 1946 по 1957 год, долго читал нам Цветаеву наизусть. Её стихи он сохранял в памяти и сердце все лагерные годы.

В это же время в Полоцк возвратился репрессированный за политические убеждения белорусский поэт Янка Журба. В лагере он ослеп, и мы, студенты-филологи, как могли, опекали его: записывали его новые стихи, воспоминания, помогали, сколько могли, обустраивать быт. Трудно сказать, кто кому был нужнее. Мы слушали его, впитывали в себя его рассказы, смотрели распахнутыми глазами, как он воспринимал свободу, вслушивались, как он тихим, охрипшим от морозов голосом читал стихи - совсем не так, как мы привыкли, и это во мне осталось на всю жизнь.

Совсем иные события происходили в Могилёвском пединстиуте, куда нас перевели после закрытия института в Полоцке. Так или иначе эти события тоже были связаны с хрущёвской оттепелью и рождением облика шестидесятников. Ректором института в Могилёве был некто Попов - маленький желчный человек, до перевода работавший в органах МГБ. По-моему, он ненавидел свою работу, ненавидел студентов и тосковал о прежней жизни. Ему была непонятна особая, не вписывающаяся в его представления о взаимоотношениях “студент–преподаватель” форма общения Д.Б. Кацнельсон со студентами, и он попытался изгнать её из института. Никак не ожидал ректор, что поднимутся студенты, дойдут не только до белорусских, но и московских инстанций, которые принудят его восстановить педагога на работе.

Ещё пример студенческого поведения, невозможного всего за два-три года до этого. На нашем филологическом факультете из шести студенческих групп на курсе была одна особенная. В ней преимущественно учились те, кто пришёл из детских домов. И вот в летнюю сессию они, не особенно торопясь уехать на каникулы (ехать большинству было некуда), обратились в деканат с просьбой добавить на подготовку к последнему экзамену два дня. Каждому хотелось завершить сессию получше, ведь для них размер стипендии был жизненно важен. Преподаватель не возражал, не возражал и декан, только нужно было согласие ректората. Ректор его не дал: “Расписание утверждено. И незачем его переделывать”. В знак протеста вся группа не пришла на экзамен. Следствие - всю группу оставили без стипендии. Можете себе представить, каково это было для них, для нас, для всего институтского студенческого сообщества. И мы начали борьбу: дошли до ЦК ВЛКСМ и ЦК КПСС Белоруссии, обратились в центральные молодёжные издания и т.д. Сделали всё. Результат? Статья в белорусской молодёжной газете «Чырвоная змена» под названием «И группа не пришла на экзамен» (на белорусском языке), а недели через две - Попов уже не ректор, студентам стипендию выплатили за все месяцы.
Ещё из студенческой жизни в Могилёве самым большим, пожалуй, событием, составляющим частицу удивительного студенческого братства, был студенческий театр.

- В студенческом театре, наверное, Вы играли главные роли?

Играл всё, что поручали, но особенно любил роли характерные - там легче развернуться. А самым удивительным событием был спектакль на выпускном курсе: наш режиссёр, народный артист СССР Николай Ильич Родионов, актёр Могилёвского театра, поставил спектакль по пьесе нашего однокурсника Валерия Атрашкевича - о партизанской борьбе в Белоруссии. Мы пьесу забраковали, но Николай Ильич настоял - и это было, наверное, самое удачное наше театральное действо. Впервые убедился: режиссёрское прочтение - это две трети успеха. Мне это потом здорово помогало в учительской работе.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Knigoed". "Knigoed" поможет Вам найти нужную книгу в лучших интернет-магазинах по низким ценам. Удобный поиск книг по авторам и названиям по 31 интернет-магазину, более 4,5 миллионов книг. Просто, быстро и удобно. Чтобы найти и заказать книгу перейдите на сайт, который располагается по адресу: http://www.knigoed.info/.

- По-видимому, увлечение театром осталось на всю жизнь? Как навыки, приобретённые в юности, помогают Вам в работе?

Конечно, осталось. Я потом играл в спектаклях в школе - вместе с учителями и детьми. Вместе с моим студентом Володей Остапенко создал студенческий поэтический театр. До сих пор горжусь двумя нашими работами: спектаклями «Реквием» (по А.А. Ахматовой) и «451o по Фаренгейту» (по книге Р.Брэдбери). В обоих случаях сценарий писали сами. Никогда не забуду: закончился спектакль по стихам Ахматовой - и в зале тишина. Тридцать секунд, минуту, три. Никто не расходится, не садится. Стоят и молчат. А мы плачем от счастья и боли...

Какие навыки? Лучше А.Т. Твардовского не скажу - “Не лгать, не трусить…”

- Известно, что с 1962 года по 2000-й Вы работали учителем русского языка и литературы в школе. Какие эпизоды из школьной жизни Вы вспоминаете с радостью и грустью?

В отечественной школе всегда было очень много хорошего - гораздо больше, чем дурного, и это плохое, как правило, было связано не с личностью учителей, а с госзаказом.

Первое замечательное, о чём я хочу сказать, были мои коллеги-учителя. Мне повезло в жизни: я учился у них и учился вместе с ними. Но иногда коллеги, особенно те, кто был связан с должностью администратора, принуждены были жить в предлагаемых обстоятельствах.

Мне вспоминается два случая из моей работы в любимой средней школе № 6 г. Вязьмы, где я прожил восемь самых счастливых учительских лет.

Пример первый. Школа ещё находилась в одноэтажном, барачного типа здании с котельной, которая отапливалась углём. Я веду урок литературы в выпускном классе - каждая минута на вес золота. В середине урока открывается дверь, и, тогда ещё завуч, великолепный учитель-словесник, труженица, классный администратор-пахарь В.Н. Сафонова, извиняясь, говорит: “Мальчики, оделись, пришла машина с углём, надо разгрузить, а Геннадий Самуйлович поговорит с девушками”. Я пытаюсь объяснить, что урок в выпускном классе, что… Валентина Николаевна строгим административным голосом прерывает меня и… забирает юношей разгружать уголь. Я тут же завершаю урок, а в классном журнале записываю в разделе «Что изучали на уроке» - “Разгружали уголь”. Этого оказалось достаточно, чтобы все - и медики, и завхозы, и начальство посолидней - поняли: слова о том, что урок - это святое для меня, не просто слова.

Все, кроме министра. В Вязьму по пути в Смоленск должен был заехать министр образования РСФСР Данилов. Школа наша славилась своим задиристым характером: мы знали себе цену, работали на совесть, и это подтверждалось результатами при поступлении, на олимпиадах и в соревнованиях, поэтому позволяли себе, мягко скажем, не всегда соглашаться с начальством, иметь право на собственное мнение. И начальство нас не любило. Тихо, но постоянно. Но когда в город приезжало начальство повыше, его прежде всего везли к нам. А Валентина Николаевна Сафонова (она уже стала директором школы) гордилась этим: мы лучшие. Для неё это было важно, и она нас всех (и учеников, и педагогов) приучила: надо бороться за то, чтобы быть лучшим.

Так вот, я веду урок опять-таки в выпускном классе и из окна своего кабинета на втором этаже вижу: подъехало много-много «Волг» - и чёрных, и белых… И вылезло много-много начальников разных уровней. Минут через 15–20, в середине урока, открывается дверь, первым заходит министр, а за ним в глубине - огромный шлейф из лиц и пиджаков. Министр говорит: “Можно?” - и проходит. Я отвечаю: “Нельзя, у меня урок, и вы мне мешаете”. Пауза. Разворот, и все уходят.

На перемене я в кабинете директора, глаза которой - непотухший вулкан. Министр выходит из-за директорского стола, за руку здоровается, спрашивает: “Что ж вы меня на урок не пустили?” Отвечаю: “Выполнял ваши инструкции: урок - это святое, а у меня 11-й класс. Мне каждая минута дорога. Вы зашли, посмотрели, ушли - а у меня урок сорван”. “Вы всегда ведёте себя по инструкции? - спрашивает министр. - Мне ваш директор сказала, что ваша кличка в школе среди учителей «законник»”. “Стараюсь, - отвечаю я и цитирую любимое место из «Горя от ума»: «Когда в делах, я от веселий прячусь»”.

Уроки закончились, и мы идём смотреть мой кабинет литературы. Министру всё понравилось, и “на закуску” он говорит: “А теперь покажите, как вы работаете с инструктивными материалами”. Думает, наверное, что прищучил. Я спокойно достаю из шкафа каталожный ящик, на котором написано: “Приказы. Инструкции. Методические письма”, демонстрирую. Здесь про экзамены, здесь - про олимпиады, здесь - об уроках и т.д. Нужно было видеть его лицо. Оно то улыбалось, то серьёзнело… И вердикт: “Первый раз вижу учителя, который это всё читает и, мало того, систематизирует. А сегодня убедился - и выполняет. Молодец. Спасибо. И простите, я был неправ. Вы подарили мне хороший урок”. Смотрю на Валентину Николаевну. Глаза уже, как всегда, добрые, умные, вулкан потух, лава не извергается, а внизу всё равно - маленький женский кулачок. Примирение состоялось.

Не знаю, весёлое это или грустное. Но я к тому, что в эти годы учитель уже мог отстаивать свои права. Ведь давно известно: для того чтобы тебя уважали другие, надо уметь уважать себя самому.

Что было самое плохое, с моей точки зрения? Стремление государства причесать всех одинаково. Все, по периметру всех границ, учили одни и те же произведения наизусть, писали сочинения на одни и те же темы, должны были блюсти “расчасовку”, свято чтить учебник и запоминать из него всё - даже глупости.

Несколько слов о по-настоящему радостном.

Пауза… Я кладу руку в карман и говорю: “Вы хотите, чтобы завтра литературу у вас вёл не я?” Дружный хор голосов выдохнул: “Нет”.

Прошло двадцать пять лет, и мои ученики приехали за мной, чтобы увезти в Вязьму и вместе отмечать годовщину окончания школы. За дружеским столом автор того вопроса вдруг спрашивает: “Геннадий Самуйлович, а вы помните мой вопрос про Солженицына?” “Конечно”, - отвечаю я. “А зачем вы тогда положили руку в карман?”

Я рассказал о фиге в кармане, о своих чувствах, о теории Солженицына жить не по лжи. Сегодня, когда у меня спрашивают: в чём счастье учителя, я про себя говорю: “В том, что они помнят: я положил руку в карман…”

- Что в современной школе стало лучше, что хуже, что не изменилось совсем?

Что хорошо сейчас? Право осознанного и ответственного выбора. На него, правда, начали покушаться. Министерство придумывает нечто, не советуясь со специалистами, не обкатывая серьёзно, без проверки (то, что они называют проверкой, - это удавка на шее утопающего: мы поэкспериментруем, но решение останется прежним), а затем с упорством, достойным другого применения, внедряют свои решения.

Что хуже? По-моему, дай Бог, чтобы я ошибался, из школы потихоньку уходит слово любовь . Прагматизм - это хорошо, и технологии, наверное, естественны при компьютерах. Но ребёнка надо любить. А любить его некогда: все спешат “по своим домам, своим квартирам, оставив его позабытым”. Неоправданно много пишут, много ненужного: рефераты, портфолио… Говорится много лишних слов вместо того, чтобы неброско быть с детьми, всегда и искренне. Школа превращается в сферу образовательных услуг - как парикмахерская или банно-прачечный комбинат. Жаль.

Что не изменилось? Дети. Они хороши - как всегда. Другие, непохожие ни на кого, к счастью. Но хорошие!

Хорошим. Таким, каким его напишете вы. Это серьёзно. Но ещё более серьёзно вот что: надо понимать, что в процессе обучения литературе учебник не основное средство, а вспомогательное. Основное - литература, художественный текст, писатель и его герои, переживания, миропонимание.

Ни один, даже самый идеальный, учебник не привьёт любовь к чтению и книге. Я всегда вспоминаю наблюдение американского педагога Э.Кросби, который ровно сто лет назад изучал яснополянскую школу. Л.Н. Толстой считал, отметил Кросби, что учитель всегда выбирает тот способ преподавания, который ему ближе всего. Но чем этот способ ближе учителю, тем он дальше от ученика. И делал вывод: “Лишь тот образ преподавания верен, которым довольны ученики”. Учебник - часть образа преподавания. Им должны быть довольны ученики, им эта учебная книга должна быть интересна, она должна быть союзником и собеседником, а не ментором.

- Что Вы можете посоветовать сего­дняшним студентам-выпускникам, которые придут в школу и окажутся в трудном положении между необходимостью натаскивать учеников к ЕГЭ и традициями русской классической педагогики?

- “Бороться и искать. Найти - и не сдаваться…” ЕГЭ - это форма государственного контроля, причём в худшем варианте за всю историю отечественного образования. Проверяется на ЕГЭ по литературе не уровень миропонимания, гуманитарного и гуманистического сознания, постижения художественного замысла автора, а формальное знание. Вот почему у нас стало модным не-чтение. Последствия этого скажутся уже на жизни современного поколения. Однако руководство образованием убеждает себя и всех желающих в собственной непогрешимости. А убеждается лишь тот, кто не связан с образованием, а связан, в лучшем случае, с обучением. Или с чином.

- Сейчас Вы курируете работу аспирантского объединения, проводите конференции, редактируете аспирантские научные работы и оказываете поддержку в их издании. Какова сфера научных интересов Ваших аспирантов?

История педагогической и методической науки: нужно, чтобы молодые учёные исследовали великие традиции наших предшественников; вопросы, связанные с раскрытием творческого потенциала учащихся. Семён Егорович Раич, блистательный педагог начала XIX века, добивался выдающихся результатов в обучении и воспитании: он стремился к тому, чтобы у его воспитанников и у него было единство или, во всяком случае, близость интересов. Я учусь у Раича. Я даю моим аспирантам такие темы, которые мне очень близки, я над ними думал, иногда даже по этому поводу что-то писал, но никогда уже сам не сумею завершить: о детской журналистике, о педагогическом наследии И.Ф. Анненского, о методических идеях Ю.М. Лотмана… Но есть случаи, когда аспиранты сами предлагают тему и защищают свои диссертационные исследования.

- Известно, что, получив диплом с отличием, Вы работали завучем в школе рабочей молодёжи в г. Вязьме, затем заведующим методическим кабинетом гороно, учителем русского языка и литературы, директором средней школы № 5. Что бы Вы сделали в первую очередь сейчас, оказавшись в роли администратора - завуча, директора школы?

Подал бы заявление об увольнении. Не хочу участвовать в процессе, о котором добром не вспомнят “ни гордый внук славян, ни друг степей калмык”.

- Трудное и неблагодарное занятие - делать прогнозы на будущее. И всё-таки. Как Вы считаете, что будет с литературой как предметом преподавания через пятьдесять лет, если положение не изменится и учёные, подобные Вам, дружно уйдут в отставку?

Не уйдут. И предмет останется. Только что и во имя чего будет в основе предмета? Какой мотив? Сознание хорошо выполненного дела - или желание “сдать” ЕГЭ? Заметим, что сдают то, что не нужно. То, что пригодится, - держат. В русской школе прежде держали экзамен. Мы уже давно сдаём. И это видно. Понять систему выразительных средств - или вместе с писателем познавать себя? Ведь “роман или стихотворение - продукт взаимного одиночества писателя и читателя” (И.Бродский). Вообще-то я оптимист: “Вынесет всё - и широкую, ясную // Грудью дорогу проложит себе…” Но пока, к сожалению, “Кажется, трудно отрадней картину // Нарисовать…”

«Рассмотрено на заседании МО» «Согласовано» «Утверждено»

Протокол № от «____» сентября 2011 г «___» сентября 2011 г. «___» сентября 2011г.

Руководитель МО Зам директора по УВР Директор

Н.А. Литвинова _________ Е.А. Игнатченко __________А.В. Чебунина
Рабочая программа

По предмету: Литература

Класс: 7

Учитель: Лисица Марина Дмитриевна, учитель 1 кв.к.

Планирование составлено на основе:

Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

Учебник: Литература. 7 класс: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Кол-во часов: 102


  1. Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, 6-е издание, М. «Русское слово» 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 68 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией Г.С.Меркина На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


  1. Тематическое планирование
Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа

  • внеклассное чтение – 8

  • развитие речи – 5

  • классные сочинения- 3

  • домашние сочинения - 2

  • тесты – 6

  • ХКК ГОС (региональный компонент) - 7



Тема, раздел

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество


4

Из древнерусской литературы


2

3.

Из русской литературы XVIII века

5

Из литературы XIX века

26

4.

Русская литература XX века

24

5.

Зарубежная литература

6

6.

Итоговые уроки

2

Итого:

68


Похожие статьи
 
Категории