Хореограф моисеев игорь александрович. Игорь александрович моисеев

26.03.2019

И́горь Алекса́ндрович Моисе́ев (21 января 1906 - 2 ноября 2007) - советский артист балета, хореограф и педагог народно-сценического танца, солист (с 1924) и балетмейстер (с 1930) Большого театра, основатель первого в СССР профессионального ансамбля народного танца (1937) и первой школы народного танца (1938), организатор ансамбля «Молодой балет» (1966, ныне - Театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва).

Игорь Моисеев родился в Киеве в семье мелкопоместного дворянина Александра Михайловича Моисеева и модистки Анны Александровны Грэн. Детство провел в Париже, Полтаве, в 1920 году в Москве брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Мосоловой В.И., затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который закончил в 1924 году по классу Горского А.А. и в том же году зачислен в труппу Большого театра.

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

Моисеев Игорь Александрович - величайший хореограф ХХ века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры.

Игорь Моисеев - организатор, бессменный художественный руководитель и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца. Игорь Моисеев является создателем нового жанра сценического искусства - народно-сценической хореографии, новой модели профессионального коллектива - ансамбля народного танца, нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель которого - развивать и обогащать фольклор с помощью профессионального искусства.

Жизнь и судьба Игоря Моисеева - исключительный пример беззаветного служения любимому делу. Уже в юности Игорь Моисеев был очарован народным искусством, с тех пор все его помыслы и устремления подчинены единственной цели - сохранить, развить, обогатить фольклор профессиональными знаниями и сделать достоянием мировой культуры.

Создав первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, Игорь Моисеев превратил его в уникальный Театр народного танца, где непосредственный задор фольклора, с его неожиданной и всегда желанной импровизацией, легко и естественно вдохнул жизнь в строгие формы сценического танца.

Сегодня в репертуаре Театра народного танца Игоря Моисеева сотни произведений, щедро наполненных сочными образами, яркими характерами, живописными красками, подсказанными самой жизнью.

Это чудо, которому вот уже семь десятилетий рукоплещет мир, не могло бы родиться, не владей Игорь Моисеев всеми тонкостями национального танца, всеми методам и приемами профессионального хореографического, драматического и музыкального искусства, которые легли в основу его уникального художественного метода сценической интерпретации фольклора.

Игорь Моисеев первым в истории хореографии ХХ века сделал народный танец явлением, объединяющим народы всех стран, независимо от вероисповедания и политических режимов. Где бы ни выступал коллектив, созданная Моисеевым гибкая, мобильная модель ансамбля народного танца пропагандирует танцевальный фольклор мира и обогащая его приемами профессионального искусства, продолжает жизнь в строгих формах сценического искусства.

Грандиозное значение творчества Игоря Моисеева оценить невозможно - его танцы вошли в историю живописной энциклопедией народной жизни, живой летописью, сохранив аромат времени. Социальные коллизии, национальные характеры, судьбы целых народов - творчеству Игоря Моисеева подвластно все.

Признание и награды

В Большом театре карьера Игоря Моисеева не имеет равных: он стал балетмейстером в 24 года («Футболист» на музыку В. Оранского (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным, 1930) – случай беспрецедентный в истории Большого театра.

В 1930-е годы Моисеев ставит физкультурные парады на Красной площади, спектакли в Армянской студии Рубена Симонова, дает уроки дуэльного кодекса в МХТ, преподает в московском хореографическом училище, заведует секцией хореографии в Театре народного творчества (1936).

Игорь Моисеев - организатор первого в мире профессионального ансамбля народного танца (10 февраля 1937 года), первой в мире профессиональной школы-студии при ансамбле (сентябрь 1943).

В 1966 году Игорь Моисеев организует Государственный хореографический концертный ансамбль «Молодой балет». За уникальный вклад в развитие мировой культуры Игорь Моисеев награжден орденами, медалями и почетными званиями десятков стран.

Игорь Моисеев - профессор, лауреат международных премий в области хореографии, почетный член нескольких академий, автор статей по хореографии, автобиографической книги «Я вспоминаю…Гастроль длиною в жизнь».

Народный артист СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1976), лауреат Ленинской (1967), трёх Сталинских (1942, 1947, 1957) и Государственной премии СССР (1985).

Постановки, ученики и партии

В ГАБТ Игорь Моисеев исполнял партии:
Иосиф - «Иосиф Прекрасный», постановка К.Голейзовского на музыку С.Василенко;
Рауль - «Теолинда», постановка К.Голейзовского на музыку Ф. Шуберта;
Раб - «Корсар», постановка А.Горского на музыку французких композиторов;
Мато - «Саламбо», постановка А.Горского на музыку А.Арендса;
Футболист - «Футболист», постановка Л.Лащилина и И.Моисеева на муз.В. Оранского.

Игорь Моисеев поставил на сцене ГАБТ балеты:
«Футболист» на муз. В. Оранского (1930) (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным);
«Тщетная предосторожность» (1930) (совместно с А. Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ);
«Саламбо» на музыку А. Арендса (1932);
«Три толстяка» на музыку В. Оранского (1935);
«Спартак» на музыку А. Хачатуряна (1958).

Также Игорь Моисеев поставил танцы в операх:
«Загмуг» (1930);
«Турандот» (1931);
«Демон» (1932);
«Любовь к трем апельсинам» (1933);
«Кармен» (1933).

Поставил танцы народов мира:

Русские танцы:
«Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица (Снегурка)»

Белорусские танцы:
«Лявониха», «Крыжачок», «Полька „Янка“», «Бульба», «Полька „Мама“», «Юрочка (Деревенский Дон Жуан)»

Украинские танцы:
«Веснянки. Сюита» («Выход девушек (Девичья печаль)», «Прощание», «Гадание (Сцена с венками)», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак», «Аркан» (гуцульский мужской пастушеский танец), «Танец девушки и двух парней» (гуцульский танец)

Молдавские танцы:
«Жокул маре (большой жок). Сюита» («Хора (Танец девушек)», «Чокырлия (Жаворонок)», «Жок», «Молдовеняска», «Коаса (Косари)», «Ла спэлат (Прачка)», «Сфределуш (сельскохозяйственный танец)», «Молдаваночка», «Хитрый Мокану. Сюита» («Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба (очень быстрый танец)», «Юла»

Киргизские танцы:
«Юрта», «Кыз кумай (Догони девушку)», «Танец киргизских девушек»

Узбекские танцы:
«Пахта (Хлопок)», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец „Сафаили“ (национальный погремушечный инструмент)»

Таджикские танцы:
«Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой (восточное название бубна)»

Казахский танец «Кок-пар»

Монгольские танцы:
«Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов»

Башкирский танец «Семь красавиц»

Бурятские танцы (сюита «Цам» из десяти танцев)

Танец казанских татар

Танец крымских татар «Черноморочка»

Калмыцкие танцы:
«Чичирдык (Парящий орел)», «Ишкымдык (Два всадника)», Торгутский танец

Осетинский танец «Симд»
(массовый танец)

Грузинские танцы:
«Картули (Лекури)», «Хоруми» (аджарский танец)

Азербайджанские танцы:
«Чабаны», «Десмолы», «Газахи»

Армянская «Майнуки» из четырёх танцев

Цыганский танец

Латвийские танцы (сюита из трех танцев)

Литовские танцы (сюита из пяти танцев)

Эстонские танцы:
«Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трех танцев»

Польские танцы:
«Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт»

Венгерские танцы:
«Чардаш», «Понтозоо», «Хлопушки» (танец точками с отбивкой по сапогам), «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове», «Танец со шпорами»

Болгарские танцы (сюита из пяти танцев)

Румынские танцы:
«Бриул», «Мушамауа» (веселый массовый танец), «Оашский танец»

Финский танец «Комическая полька»

Немецкий танец «Немецкий вальс»

Китайские танцы:
«Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу» (На перекрестке), «Большая пантомима»

Корейский танец «Санчонга»

Якутский танец «Добрый охотник»

Нанайские танцы:
«Нанайская народная игра „Фехтование на палках“», «Борьба двух малышей» (сценка)

Чувашский танец

Марийский танец

Вьетнамский танец «Танец с бамбуком»

Чешский танец «Чешская полька»

Словацкий танец

Греческие танцы:
«Сиртаки (Мужской танец)» (музыка М. Теодоракиса), «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четверками», «Общий финальный танец»

Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»

Испанские танцы:
«Испанская баллада», «Арагонская хота» (музыка М. И. Глинки)

Ирландский танец «Молодость»

Югославские танцы:
«Сербиянка» (сербский танец), «Кукунешти» (сербский мужской танец), «Македонский женский танец», «Дзюрдевка» (черногорский воинственный танец), «Селянчица» (сербский танец), «Клятва» (македонский мужской танец)

Танцы Латинской Америки:

Аргентинские танцы:
«Маламбо», «Гаучо» (Танец аргентинских пастухов), «Таверна» (одноактная картина), «В таверне Радригес Пенья».

Мексиканская сюита («Сапатео», «Авалюлько»)

Венесуэльский танец «Хоропо»

Танцы США:
«Сквер-данс», «Назад к обезьяне» (пародия на рок-н-ролл)

Цикл «Картинки прошлого»:
«Подмосковная лирика», «Городская фабричная кадриль», «Трепак» (музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»), «Сюита из старинных русских танцев», «По дворам», «Ухажёры», «Полька-красотка с фигурами и комплиментами», «Скоморошьи игрища», «Еврейская сюита „Семейные радости“»

Цикл «Советские картинки»:
«Колхозная улица», «Русская красноармейская пляска», «Призывники», «Партизаны», «Праздник труда - пятнадцать танцевальных фрагментов», «Флотская сюита „День на корабле“», «Футбол» (хореографическая сценка)

Дорога к танцу (класс-концерт):
«Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька»

На катке (музыка Жака Оффенбаха, Иоганна Штрауса, Андрея Петрова):
«Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал»

Ночь на лысой горе (в двух картинах):
«Ярмарка» (музыка народная), «Ночь на Лысой горе» (музыка М. П. Мусоргского)

Половецкие пляски (музыка А. П. Бородина):
«Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал»

Балет Спартак. Танцы из балета (музыка А. И. Хачатуряна):
«Вакханалия», «Выход гладиаторов», «Андобаты (Бой в слепых шлемах)», «Ретиарий и мермелон (Рыбак и рыбка)», Адажио, «Битва фракийцев и самнитов»

Эстрадный номер «Полька-лабиринт»

Хореограф, художественный руководитель Государственного Академического ансамбля народного танца, народный артист России Игорь Александрович Моисеев родился 21 января 1906 года в г. Киеве в семье мелкопоместного дворянина. Танцу учился в Москве - сначала в частной балетной студии В.И.Масоловой (1920), затем в Хореографическом техникуме Государственного Академического Большого Театра в классе А. А.Горского (1921 - 1924).

В 1933 году окончил Университет искусств. После окончания техникума был принят в балетную труппу Большого Театра (1924 - 1931), В 1931-1937 годах был солистом в Большом Театре, исполнял партии Рауля в "Теолинде", Мато в "Саламбо", Иосифа в "Иосифе Прекрасном" и другие.

В 1930 году , оставаясь артистом балета, он становится балетмейстером, постановщиком танцевальных сюит в оперных спектаклях "Кармен", "Демон", "Любовь к трем апельсинам", "Турандот", на сцене Большого Театра ставит балеты "Саламбо" (1932), "Три толстяка" (1935), "Спартак" (1958).

В 1936 году И.Моисеев стал заведующим хореографической частью Театра народного творчества, а в1937 году создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года. На протяжении 70 лет И.Моисеев являлся бессменным художественным руководителем ансамбля. Под его руководством были поставлены все программы: "Танцы народов СССР" (1937), "Мир и дружба" (1953), "В гостях и дома" (1983) и других. За программу "Дорога к танцу" (1965 г.) Моисеев был удостоен Ленинской премии, а коллектив - звания Академического. Моисеев был также постановщиком нескольких одноактных спектаклей: "Половецкие пляски" на музыку А.Бородина (1971), "На катке" на музыку Р.Штрауса (1980), "Ночь на Лысой Горе" на музыку М.Мусоргского (1983), "Вечер в таверне" (1986) и многих других. Всего в репертуаре ансамбля собрано несколько сотен народных танцев - это картины, сюиты, хореографические поэмы и новеллы. Ансамбль с успехом провел гастроли более чем в шестидесяти странах мира.

В 1943 году И.Моисеев создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при ГААНТ), а в 1966 году в Москве им был основан Хореографический концертный ансамбль (ныне Московский театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва).

Одновременно с работой в ансамбле И.Моисеев в разные годы выполнял поручения правительства и министерства культуры СССР. В 1920-1940-е годы правительство поручает молодому балетмейстеру постановки физкультурных парадов, массовых спортивных и танцевальных праздников, он был постновщиком торжественных концертов и культурных программ, посвященных важным событиям общественной жизни страны.

Он был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля "Радуга", участвовал в работе Комитета защиты мира. Был членом коллегии Большого Театра и членом Президиума Российской Академии искусств. Автор научных статей по хореографии, автобиографической книги "Я вспоминаю...".

(8 января по старому стилю) 1906 года в Киеве. Его отец, юрист, принадлежал к обедневшему дворянскому роду. Свою жену Анну Грэн, полуфранцуженку, полурумынку, модистку по профессии, Александр Моисеев встретил в Париже . Во времена царской России из-за своих анархических взглядов и высказываний он попал в тюрьму, и мать отдала мальчика на время в парижский пансион. После освобождения отца Игорь вернулся в Россию.

В 1920 году в Москве Игорь Моисеев брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Веры Мосоловой, затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который окончил в 1924 году по классу Александра Горского и в том же году был зачислен в труппу Большого театра.

В 1924-1939 годах он был солистом балета Государственного академического Большого театра. Исполнял партии Иосифа в "Иосифе Прекрасном" на музыку Сергея Василенко, Рауля в "Теолинде" на музыку Франца Шуберта, Раба в "Корсаре" на музыку французских композиторов.

С 1930 года Моисеев начал работать балетмейстером. В театре им были поставлены балеты "Футболист" на музыку Виктора Оранского (совместно с Леонидом Жуковым и Львом Лащилиным), "Саламбо" на музыку Андрея Арендса, в которых он исполнил партии Футболиста и Мато. Моисеев также осуществил постановки балетов "Тщетная предосторожность" (совместно с Асафом Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ), "Три толстяка" на музыку Оранского, а также "Спартак" на музыку Арама Хачатуряна.

Он поставил танцы в операх "Загмуг", "Турандот", "Демон", "Любовь к трем апельсинам", "Кармен".

Он был постановщиком ряда физкультурных парадов на Красной площади.

В 1936 году заведовал хореографической частью Театра народного творчества.

В 1937 году, заручившись поддержкой председателя СНК СССР Вячеслава Молотова, Моисеев создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца — Государственный ансамбль народного танца СССР. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года.

В 1943 году им была создана первая в стране профессиональная школа народного танца — хореографическая Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца, а в 1966 году — организован хореографический концертный ансамбль "Молодой балет" (ныне Государственный академический театр балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева), которым Моисеев руководил до 1970 года.

Игорь Моисеев первым выработал художественный метод обработки фольклора, соединивший приемы народного и профессионального искусства, чтобы дать фольклору новую, сценическую жизнь.

За программу "Дорога к танцу" Моисеев был удостоен Ленинской премии, а коллектив — звания академического.

Балетмейстер поставил более 300 танцевальных номеров.

Он является постановщиком программ "Танцы народов СССР" (1937-1938), "Танцы славянских народов" (1945), "Мир и дружба" (1953), "В гостях и дома" (1983), одноактных спектаклей "Половецкие пляски" на музыку Александра Бородина (1971), "На катке" на музыку Рихарда Штрауса (1980), "Ночь на Лысой Горе" на музыку Модеста Мусоргского (1983), "Вечер в таверне" (1986) и многих других. Среди последних работ — сюита греческих танцев на музыку Микиса Теодоракиса (1991), сюита еврейских танцев "Семейные радости" (1994).

Одновременно с работой в ансамбле Моисеев в разные годы был постановщиком торжественных концертов и культурных программ, посвященных юбилейным датам страны.

Многие годы Игорь Моисеев возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля "Радуга", был постоянным членом жюри различных международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты мира.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество балетмейстера было отмечено многочисленными наградами. Он был лауреатом Государственных премий СССР (1942, 1947, 1952, 1985) и России (1995), Ленинской премии (1967). В 1976 году ему было присвоено звания Героя Социалистического труда. Награжден орденами "Знак Почета", Трудового Красного Знамени, Ленина, Октябрьской революции, а также российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" I, II и III степеней. Среди его иностранных наград — болгарский орден Святого Александра, румынский орден Офицера культуры, польский орден Полония Реститута, югославский орден "Братство и Единство", ливанский орден "Золотой Кедр", чехословацкий орден Белого Льва, почетный орден Аргентины De Mayo Al Mtrito.

В 1969 году он стал обладателем Американской премии журнала Dance Magazine в области танца.

У Игоря Моисеева осталась вдова Ирина Моисеева , бывшая солистка ансамбля, педагог-репетитор. Его первой гражданской супругой была прима-балерина Большого театра Нина Подгорецкая (1902-1977), затем он женился на солистке ансамбля Тамаре Зейферт (1918-2005), от брака с которой в 1943 году родилась дочь Ольга, солистка ансамбля, педагог-репетитор.

Внук Игоря Моисеева — Владимир Моисеев является художественным руководителем Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени М. Годенко.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ИГОРЬ МОИСЕЕВ: ШТРИХИ БИОГРАФИИ

Игорь Александрович Моисеев – человек миф. Он является символом Русской культуры, и прежде всего «советской»,как раз потому, что превосходил ее пластикой выживания в предлагаемых исторических обстоятельствах.

Сын дворянина, адвоката-анархиста, попадавшего под суд и при царском режиме, и при советском, и французской модистки полурумынского происхождения, Игорь научился говорить по-французски раньше, чем по-русски.

От отца, окончившего философский факультет в Гейдельберге, унаследовал интерес к восточным учениям, к теософии, к истории искусства. У него еще до войны была первая категория по шахматам (это примерно соответствует нынешнему мастеру). В 18 лет был зачислен в балет Большого театра, был партнером великой и тогда уже немолодой Екатерины Гельцер. В юности участвовал в знаменитых "четвергах" у Луначарского, где общался с Мейерхольдом, Таировым, Маяковским, Анри Барбюсом.

С 20 лет занимался режиссурой у Рубена Симонова, в 24 года стал балетмейстером Большого театра, оставаясь танцовщиком, поставил "Трех толстяков".

В 1930 году Игорь Моисеев впервые столкнулся в Таджикистане с уникальным своеобразием народного танца. После разгрома в Большом оперы Шостаковича и балета "Светлый путь" энергичный Игорь Александрович раз и навсегда находит свою творческую нишу в области народного танца. Он создает ансамбль, которому в следующем, 2007 году исполнится 70 лет. А в 1943 году получил разрешение организовать школу народного танца, где готовятся будущие солисты ансамбля. Феноменальное долголетие творца и его произведения.

Ансамбль народного танца Игоря Моисеева стал визитной карточкой СССР, экспортным вариантом интернационализма в искусстве - "интернациональным по форме и советским по содержанию". Его "Танцы народов мира" идеально накладываются на географическую карту, там нет белых пятен – в отсутствие у народа культуры танца его заменяет имитация религиозного культа, как в случае "Бурятской сюиты ЦАМ".

Для самого же И. Моисеева народный танец становится путем поиска постклассических форм в хореографии. А заодно – причастности к высшим эшелонам власти, начавшейся еще со времен постановки физкультурных парадов на Красной площади общества "Динамо", находящегося в введении товарища Берии. Как в стране должен быть только один бог и царь, - так и в области народного танца, где мы оказались благодаря Игорю Моисееву впереди планеты всей.

Выездная история ансамбля Моисеева в условиях "железного занавеса" - это поистине золотая страница повседневной советской культуры. Три четверти года артисты проводили на гастролях, как правило, за рубежом, зарабатывая для страны валюту и благоприятный пропагандистский имидж. Поэтому каждый артист и каждая артистка должны были быть просвечены насквозь на много колен вдоль и поперек, чтобы исключить побег из лагеря счастья, чтобы ни один беглец типа Нуриева и Барышникова не затесался в их ряды. К тому же моисеевцы были дежурным блюдом на всех кремлевских приемах, начиная с 1938 года, что тоже налагало определенные требования госбезопасности.

О многом Игорь Александрович Моисеев рассказал в своей книге "Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь", которая вышла во второй половине 90-х годов. Для будущих этнографов советской жизни это незаменимый источник информации. Внимательный, остроумный, энергичный и толковый организатор и творец, прекрасно понимающий правила выживания при советском и последующих режимах.


О классическом танце

«Классический танец был рожден для выражения надземности, бесплотности духа. Его создатели стремились передать чувства, уносящие нас в мир мечты, фантазии, сказки. Однако постепенно этот язык стал настолько привычным, что из возвышенного превратился в будничный и утратил свой смысл. Реальность и условность оказались выкрашенными в одну краску, что привело к чудовищному оскудению танцевального языка. Из балетов выпали национальные танцы.»

О народном танце

«Что такое народный танец? Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. Я не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец. Он румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды.

Когда во Франции при Франциске I был изобретен чулок, народный танец немедленно отреагировал на это новшество. Юбки очень быстро укоротились, а вслед за этим в корне изменились танцы. Существовали знахарские танцы, изгонявшие злых духов и имевшие функции врачевания. Именно такую функцию выполняла тарантелла. Сам танец получил название от тарантула, яд от укуса которого можно было изгнать только вместе с потом, для чего больным и надо было кружиться в бешеной пляске. Древний Египет знал астральные танцы: танец отражал эволюции, которые проделывали звезды и планеты на небе. Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек, на булавку. Мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства.»

О политике и погоде

«Размышления о политике убедили меня в том, что простые люди бессильны что-либо изменить. Я вспоминаю слова Сенеки: "Принимай с достоинством неизбежное» – и стараюсь относиться к политике и политикам, как к плохой погоде, ища и находя удовлетворение в работе.»

О партии и Боге

«За время моего руководства ансамблем меня 18 раз вызывали к себе партийные чиновники и, стуча кулаком по столу, требовали вступить в КПСС. Их аргумент всегда был одним и тем же: «Беспартийный не имеет права руководить коллективом». На что я всякий раз невозмутимо возражал: «А создавать ансамбль я имел право?» На этот счет им, видимо, не поступало никаких распоряжений. Наконец кому-то из них пришло в голову поинтересоваться: «А почему вы не хотите вступить в партию?» «Потому что я верю в Бога и не хочу, чтобы вы меня за это прорабатывали на своих собраниях.» Они от меня отстали.

Справедливости ради надо сказать, что так легко выйти из этой ситуации мне удалось благодаря тому, что ансамбль любили руководители этой самой партии. Единственное, за что я благодарен советской власти, – что никто и никогда не вмешивался в мою работу. К тому же, как ни странно, творчество мое всегда было партийным. В том смысле, что мои поиски в народном танце, в выражении народного характера через пластику оказались созвучны идеям, провозглашенным партийными вождями. Ведь по сути ничего дурного они не говорили.

О гастролях в Америке

«Рецензенты после премьеры затеяли по поводу нас спор. Некоторые из них писали: "Они были вынуждены так хорошо танцевать, потому что если бы они танцевали плохо, то по возвращении в Россию их бы сослали в соляные копи". Или: "Эти артисты, несомненно, работники КГБ, натренированные для того, чтобы иметь такой успех". Им отвечали: "Если чекисты так танцуют, то как же должны танцевать настоящие артисты?!"

После спектакля в Нью-Йорке хорошо одетая, красивая женщина средних лет попросила разрешения поцеловать мою руку. Я ответил: "Пожалуйста", – а получив поцелуй, спросил у женщины ее имя. Она ответила: "Мое имя Марлен Дитрих".

О еврействе Моисеева

«Мою фамилию часто принимают за еврейскую, на самом же деле такие фамилии, как Моисеев, Абрамов, чисто русские. Когда мы приехали в Биробиджан, на перроне нас встречала толпа людей с огромным плакатом: "Да здравствует наш Моисеев!" Биробиджанцы решили, что приехал знаменитый ансамбль во главе с евреем Моисеевым. Ко мне прибежал мой зам по хозяйству Михаил Евсеевич Волынский и с восторгом сообщил:

– Игорь Александрович! Они хотят сделать для нас большой банкет!

– Ну, банкет так банкет. Я очень рад.

С этим Волынский исчез и, как я потом узнал, разговорился с людьми, накрывавшими столы.

– Наверное, вы думаете, что Моисеев еврей? Он совершенно не еврей. Он русский.

Те вдруг всполошились:

– Как русский?! А мы думали, что еврей...

– Нет, он русский, но он ничего... очень рад, - попытался успокоить их Михаил Евсеевич, видимо, сообразив, что зря затеял этот разговор.

Но устроители не только не успокоились его заверениями, но, напротив, стали собирать со столов продукты и складывать их в корзины.

Волынский вернулся как в воду опущенный.

– Вы знаете, они не хотят давать банкет.

– А почему?

– Они узнали, что вы не еврей.

– Да? А кто же им сказал?

– Я сказал.

– Зачем же вы говорили... Ну, побыл бы немножко евреем. Хорошо бы покушали.

Так банкет не состоялся, потому что Моисеев не еврей.

О кремлевских банкетах

«На приемах все вели себя чрезвычайно натянуто. За каждым столом сидели два чекиста. Приглашенных рассаживали на строго определенных местах. Двигаться от президиума можно было как угодно, но малейшее движение в сторону президиума мгновенно пресекалось.

На кремлевских банкетах мимоходом решались проблемы, казавшиеся делом многих лет. Как-то за несколько месяцев до войны в Кремле проходил очередной банкет. Сидя за столом, я почувствовал, что кто-то положил мне на плечо руку. Все замерли.

– Ну, как дела?

За моей спиной стоял Сталин. По молодости или по незнанию я не испытал в тот момент страха, но трепет, конечно, почувствовал.

– Плохо, Иосиф Виссарионович, дела.

– А почему плохо?

– Нет помещения. Например, "Подмосковную лирику" я ставил на лестничной площадке. (Сталин очень любил этот номер).

Сталин нахмурился, сделал жест рукой – и как из-под земли перед ним вырос Щербаков, бывший тогда первым секретарем МК партии. Сталин, указывая на меня, сказал ему:

– У них нет помещения. Надо найти. Завтра доложишь.

Повернулся и ушел.

На следующий день Щербаков вызвал меня к себе. Подвел к карте Москвы, которая висела у него за спиной, и предложил: "Выбирайте". Так незадолго до войны мы въехали в помещение Концертного зала имени П. И. Чайковского, в котором работаем и по сей день.»

"Человек мира"


Игорю Моисееву - 100 лет


"Балет Моисеева" на всех языках произносится одинаково. Словно волшебная формула, открывающая целый мир. Объединившая чувством радостного изумления зрителей всех континентов. Праздник, чудо, фейерверк – синонимам формулы нет конца.


Цена этой радости узнавания-подвижнический труд не одного поколения моисеевцев. В сущности, ансамбль давно заслужил название Театра народного танца, пока незакрепленное в афишах. Но путь от танцевальных миниатюр до хореографических спектаклей убеждает в жизнеспособности моисеевской идеи театра танца .


Рассказ об ансамбле без Моисеева невозможен. Для артистов он - пример служения любимому делу, мудрого приятия нелегких побед и неизбежных потерь. Для него коллектив - жизнь, гордость и слава. Осуществленная мечта и постоянная забота.


К 1937 году Моисеев окончательно влюблен в народное творчество. Пешком и верхом освоив Памир, Кавказ, Урал, Моисеев убедился: фольклору необходима новая, сценическая жизнь, по законам и требованиям театра. Убеждения подкрепляла практика – работа в Театре народного творчества, постановка 1 Всесоюзного фестиваля народного танца.

Требовалась мобильная труппа, способная театральными средствами передать природу фольклора. И судьба распорядилась счастливо: 10 февраля 1937 года состоялась первая репетиция первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Но что за страсти кипели вокруг моисеевского начинания! Особенно кричали "теоретики", требуя этнографичности фольклора, этакого музея танца. Моисеев же отстаивал принцип театрального действия, действия в танце, открывающего необозримые перспективы.


Мечтатель? Просто он смотрел из будущего. И невозмутимо обходя невежд, доверял единомышленникам. Своим танцорам. Хотя трудностей и тут было предостаточно. Одни пришли едва ли не с деревенской околицы, другие - с балетных подмостков. Предстояло переплавить лихую народную выходку и сухость академизма в единую танцевальную манеру. Ныне знаменитый моисеевский стиль. Тогда же не было ни опыта, ни знания, ни традиций – все создавали впервые.

И аргументы в защиту моисеевской идеи Театра танца ансамбль "вытанцовывал" в упорном труде. Тем энтузиастам и смельчакам, что радостно и без оглядки устремились за ним в неизвестность, Моисеев благодарен и по сей день.


Вслед за первой программой "Танцы народов СССР" (1937-1938) ансамбль примерялся уже к сюжетным балетам с реальными персонажами. Их воплощение отодвинула война. Но не зачеркнула: невероятными усилиями ансамбль сохранил труппу, совершенствовал профессионализм, продолжал освоение фольклора для новых постановок.

Из гастролей по Монголии (1943) ансамбль привез "Цам "- народную сказку, превращенную в настоящий театральный спектакль. Но это будет в мирной жизни, а тогда исполнительский состав подбирался порой по умению держаться в седле до "сцены" тряслись верхом по горным тропам...

А еще моисеевцы гордились "своим" танком, собранным на их более чем скромные средства. И ансамбль выстоял: давали в день по три концерта на сценах из составленных вместе грузовиков, палубах боевых кораблей, лесных полянах. Тогда в ансамбле укрепилось правило: не драматизировать неурядицы, а тут же обыгрывать их – озорно, хлестко, иронично.

Как заготовки будущих образов. Из таких заготовок и путевых заметок выстраивались целые картины. В сюите "День на корабле" (1943-1944) моисеевцы с юмором и блеском рассказали в танце о военном быте моряков- краснофлотцев.


Самый ценный трофей войны "Партизаны " (1950). Поразительно точный по форме, до предела насыщенный эмоциями, номер стал пластической поэмой в честь миллионов рядовых Войны – открытых, улыбчивых, бесстрашных. Гордость ансамбля, он неизменно включен в гастрольные программы. Для танцоров "Партизаны" нелегкое испытание на артистизм, виртуозность, характерность.
После войны народы Европы с энтузиазмом восстанавливали жизнь, быт, искусство.

К Моисееву за советом обратились руководители народных ансамблей. Помощь оказалась взаимной: начинающие балетмейстеры получили необходимые консультации, ансамбль – материал для новых экспериментов. Программа "Танцы славянских народов" (1945) развернула целые сюиты танцев народов Восточной Европы: болгарских, польских, румынских и венгерских. (Поразительная подробность: Моисеев сам не видел югославских танцев и национальную лексику искал в орнаментах, песнях, сказках. На родине танца сюиту приняли на "ура".)


Вслед за Европой ансамбль вторгается в Азию. Программа "Мир и дружба" (1953) включала корейские, монгольские, китайские танцы. И снова удача – на гастролях в Китае (1954) публика с изумлением обнаружила, что русские точнее и выразительнее исполняют старинный танец с лентами. Свой вариант моисеевцы "подарили" китайским танцорам.

К этому времени выровнялся исполнительский состав труппы, репертуар насчитывал десятки танцев, картин, сюит. В 1955 году ансамблю предстоял новый качественный скачок... на парижскую сцену. Танцоры ехать побаивались – парижская публика определила судьбу не одной антрепризы. Моисеев же предполагал удачу.

И оказался прав: под грохот аплодисментов во Дворце Шайо в прах рассыпался пресловутый железный занавес. Париж снова узнал блеск и очарование русского искусства. За моисеевцами потянулся шлейф восторженных эпитетов. Вот лишь одно резюме: "Если концерты моисеевского балета не заставили вас неистовствовать, топать ногами от удовольствия, значит вы не совсем нормальны".

А вскоре оценки парижан разделили тысячи зрителей на другом конце Земли: тоже первыми, и тоже с триумфом моисеевцы выступали в Нью-Йорке. Гастроли по США (1958) открыли новую эру в общении России и Америки - конец холодной войне, да здравствует дружба, искусство, любовь! Знаменитый Сол Юрок дал ансамблю "зеленую улицу". Гастроли стали традицией, а моисеевским подаркам американцы радовались как дети. Концерты непременно заканчивала американская кадриль "Сквер данс" - и тут уже танцевали не - только на сцене, но и в партере, на галерке, в оркестровой яме.

Гастроли - жизнь ансамбля. Коллектив побывал на всех континентах, по воде, земле и воздуху не один раз "прогулялся" до Луны и обратно, рецензии составили целые тома. Но главное – с зарубежными гастролями новая эра началась и для ансамбля. Танцевальный фольклор теперь осваивали не понаслышке, а в живом, непосредственном общении. Расширялся репертуар – и усложнялись художественные задачи.


Удачи и находки танцевальных сюит напрямую вели к настоящему театральному действу, в котором танец и музыка, режиссура и драматургия, костюмы, свет одинаково важны и подчинены исполнителю. Для новых экспериментов хореографу требовались не просто профессионалы, но актеры-танцовщики, с ходу развивающие стремительную мысль хореографа. Усложнялись его требования - совершенствовалась школа.

Моисеевская школа танца. Ее с блеском представил ансамбль в программе "Дорога к танцу" (1965). В "Класс-концерте" изобретательно выявлен процесс сочинительства: на глазах у зрителя лихо и мастерски танцоры составляли из отдельных элементов реплики, фразы, диалоги. "Класс-концерт" демонстрировал не только "сиюминутное чудо" рождения танца, но и выучку, слаженность, единство стиля труппы. А Моисеев – и свое отношение к артистам: он ими гордится, ценит и бесконечно много требует. Чуть меньше, чем с себя.

За "Дорогу к танцу" Моисеев удостоен Ленинской премии, коллектив – звания первого в стране академического ансамбля народного танца. Вновь обозначилась необходимость качественного скачка. Освоен целый океан фольклора, опробованы десятки жанров и малых форм. И Моисееву не терпелось доказать, что ансамблю по силам большой хореографический спектакль.

Великий спорщик, Моисеев задумал "Половецкие пляски" в полемике с Михаилом Фокиным, бунтарем и врагом всякой догмы, почитаемым учителем, но художником ушедшей эпохи. Мало "брать па из музыки" (как работал с партитурой Фокин), Моисееву нужна историческая достоверность быта, нравов, характеров. Из нее родились убедительной силы и яркости сюжет, нюансы пластики, рисунки танцев. Ликование оркестровой меди, неожиданные эффекты и трюки дополнили картину дикой стихии – ансамбль дерзко и вдохновенно преодолел еще одну ступень к театру танца. В честь премьеры моисеевских "Половецких плясок" в Париже в 1971 году выбита специальная памятная медаль... Моисеев отозвался просто: "Я этой работой горжусь".


С тех пор минуло четверть века, появились новые спектакли и сюиты, которыми по праву может гордиться Моисеев. Одна из них "Сюита греческих танцев" (1991). Идея и ее постановка обсуждалась с Микисом Теодоракисом. Он бережно аранжировал популярную мелодию, Моисеев чутко уловил и развил композиторскую мысль в масштабной пластической фреске.

И вместе с танцовщиками обогатил ее оттенками национальных характеров. Сюита греческих танцев - одна из сотен сцен, картин, сюит ансамбля. Они объединены в циклы "Картинки прошлого" , "Советские картинки" , "По странам мира" . Лучшие номера циклов вошли в программу "В гостях и дома. По гастрольным маршрутам" (1983). Идея программы – показать путь от миниатюр до балета.


"Ночь на лысой горе " поставлена на музы-М. П. Мусоргского, по мотивам из произведений Н.В. Гоголя. Ансамбль и раньше обращался к симфонической музыке ("Арагонская хота" М. И. Глинки, "Скоморохи" Н. А. Римского-Кор-сакова и др.), литературе ("Испанская баллада" П. де Луна поставлена по сюжету П. Мериме). Однако впервые ансамбль заявил о спектакле в двух частях-актах, с либретто и персонажами, режиссерской партитурой и симфонической музыкой, театральными выразительными средствами.


В "Народных сценах" в пестрый венок танцев остроумно вплетены розыгрыши, шутки, перебранки – все, чем богата ярмарочная площадь где-нибудь на Полтавщине. Конечно, из детских путешествий в окрестностях Диканьки Моисеев привел на сцену эти живые сочные типажи. И тут же абсолютно гоголевские мистификации. Всамделишные "...черти с собачьими мордами на немецких ножках" начисто сметают со сцены девчат и парубков. В "Шабаше" задействованы самые невероятные эффекты: стробоскоп, ударная установка, маски, ходули, ролики. А танец – от классики до брейка. Виртуозные реплики рождались весело, играючи, а пантомима мизансцен – из безудержной импровизации Моисеева и танцовщиков.


Однако успех спектакля, с которым ансамбль проехал едва ли не полмира, для коллектива уже удачное вчера. У Моисеева снова идет прикидка исполнителей, идей, сюжетов к новым балетам. И к неосуществленным, не отпускающим душу замыслам. Сюита еврейских танцев "Семейные радости" впервые показана в 1994 году на фестивале в честь 70-летия творческой деятельности Игоря Моисеева. А задумывалась... еще в 1939 году для инсценировки в ансамбле "Фрейлехса", свадебного обряда, Моисеев приглашал Михоэлса и Зускина.

Тогда постановка не состоялась, но замысел не тускнел, напротив, обрастал новыми деталями и подробностями. И вот через десятки лет закулисной подготовки свадебные персонажи пробились-таки на сцену. То ли прямиком из неунывающей Касриловки Шолом-Алейхема, то ли с Витебских окраин Шагала. По ходу действия, суетясь и толкаясь, они успевают поссориться и помириться, поторговаться и уступить, всплакнуть и посмеяться друг над другом. Живописные коллизии счастливо разрешаются свадебным пиром.

Но это вовсе не конец, потому что финальное неистовство эмоций и темпов танцоры бисируют с еще большим напором и азартом. Только Моисееву дано сравнить сегодняшних танцоров с первыми, с теми, кто начинал. Неизмеримо выросла исполнительская культура, техническая оснащенность труппы. Нынешним моисеевцам под силу все стили и жанры танца, завтрашние их обязательно превзойдут. Неизменным останется главное: живая душа, задор и характерность народного танца.


В январе 2001 года ансамбль дал торжественный концерт в честь 95-летия создателя и бессменного руководителя Государственного академического ансамбля народного танца, а по сути, театра танца, Игоря Моисеева. Концерт состоялся в Большом театре, из которого Моисеев шагнул в мир и умножил славу русского искусства танца. 10 февраля 2002 года коллектив отпраздновал свое 65-летие праздничным концертом, который был составлен из различных номеров, показывающих творческий путь пройденный ансамблем за 65 лет.


Но праздники создаются им на лестницах, в раздевалках cнова повторяют, уточняют движения танцоры ансамбля. Азартнее, легче всех Моисеев – его показы уникальны и легендарны. И правда, в его мастерстве нет усилий – есть вдохновенное чувство полета. Великий фантазер, Игорь Моисеев смотрит из будущего.

Моисеев Игорь Александрович – величайший балетмейстер и хореограф ХХ века. Ему удалось совершить революцию в танце. Он сделал народный танец достоянием мировой культуры.

Детство и юность

Родился Игорь Моисеев 21 января 1906 года в Киеве в семье обедневшего дворянина. Его отец Александр Михайлович был юристом, вел юридическую практику. В совершенстве владел французским языком и часто посещал Париж, где и познакомился с будущей женой и матерью Игоря – Грэн Анной Александровной. По профессии она была модисткой.

Так как Александр Михайлович работал в Киеве, супруги решили перебраться жить туда. Но вскоре после рождения сына Игоря его отца посадили в тюрьму за крамольные высказывания в сторону властей. В это время мать увезла мальчика в Париж и устроила его в пансион. А сама вернулась в Россию, чтобы вызволить мужа из заключения.

Жить в пансионе мальчику было непросто. Он был на 2 года младше остальных детей, поэтому они постоянно его обижали. Да и воспитатели не учитывали его возраст, предъявляя к нему те же требования, что и к старшим ребятам. Например, наказывали, сажая в темный карцер. Как только в Киеве отца оправдали и он вышел из тюрьмы, мать забрала Игоря и вернулась с ним в Россию, в Москву.


Александр Михайлович боялся, что на сына пагубно повлияет улица, поэтому старался его заинтересовать историей, восточной культурой. Мать учила Игоря музыке и рисованию. Когда мальчику исполнилось 14 лет, отец решил отдать его в балетную студию. Так он стал брать уроки балета у Веры Ильиничны Масоловой - бывшей балерины Большого театра.

Уже через 3 месяца преподавательница отвела Игоря в хореографический техникум Большого театра. Женщина была уверена, что мальчик должен учиться именно там, и никакие вступительные экзамены ему не страшны. Так и вышло, его зачислили в класс главного балетмейстера Большого театра – Александра Горского.


В это время семья Моисеевых жила крайне бедно. Отец зарабатывал на жизнь тем, что преподавал французский язык, а мать бралась за любую предложенную ей работу – чаще перешивала старые вещи. Денег катастрофически не хватало. Игорь отощал и на фоне этого стал болеть. По этой причине был вынужден пропустить учебный год, хотя пророчили ему окончание техникума на год раньше положенного.

В итоге, ему было 18, когда его взяли в труппу Большого Театра. Первые роли были малозаметными, танцевал в массовке, и зарплата была соответствующая. Получив первые заработанные деньги, молодой человек сразу же отправился в магазин и купил новый чайник. Их старый уже давно исхудал и постоянно тек, им приходилось каждый раз его замазывать оконной затиркой. Эта покупка в семье вызвала гордость и ликование.

Балет

Вскоре в театр пришел новый балетмейстер Касьян Голейзовский. Его постановки в коллективе вызвали бурные дискуссии, возмущались и по поводу оформления спектаклей, и из-за новизны пластики, да и выбранная тема – конфликт между личностью и властью – не устраивала. Многие ведущие артисты просто отказывались от работы с ним. Поэтому в основном в его постановках танцевали молодые артисты.


Сначала главная партия в спектакле «Легенда об Иосифе Прекрасном» была отдана Василию Ефремову. Игорю Моисееву была отведена главная роль во втором составе. Но по причине болезни Ефремова основную партию стал танцевать Игорь Александрович. Позже ему досталась партия солиста и в балете «Теодолинда».

Но тут произошло непредвиденное. Ему пришлось пойти против воли руководства театра и заступиться за Голейзовского. По этой причине его сначала уволили, вскоре восстановили, но партий не давали. Целый год он был без работы. «Опала» завершилась случайно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер надорвал спину, ему срочно искали замену. Выбрали Игоря Моисеева.


Однако этот творческий простой заставил артиста задуматься. Если раньше он считал, что весь мир крутится вокруг танцев, то теперь он захотел сам лично поставить спектакли. В 1926 году Игорь Александрович вместе с режиссером Симоновым поставили балет «Красавица с острова Лю-Лю». И это стало ярким событием среди московской публики.

А спустя год ему поступило предложение стать постановщиком балета «Футболист» на сцене Большого Театра. На тот момент ему было 24 года.


В 1937 году организовал первый в стране ансамбль народного танца. В 1943 году при ансамбле открыл школу-студию. Позже по его примеру ансамбли народного танца были созданы как в бывших республиках нашей страны, так и за границей.

Еще при жизни Моисееву удалось стать легендой. Он объединил страны и континенты. С каждых гастролей он «привозил» новый танец – югославская дзюрдевка, аргентинское гаучо, венесуэльская хоропа, мексиканская сюита.


Он не побоялся напомнить о забытых корнях не только России, но другим странам. В Голландии ему рукоплескали стоя, а местная газета после концерта написала, что русские танцую как дьяволы. Ансамбль Моисеева ждали во Франции, Китае, Италии – любое их выступление проходило при аншлаге.

У Игоря Александровича целый музей премий и наград. Но это и не удивительно, ведь Моисеева смело можно назвать изобретателем – именно он создал и развил собственный танцевальный жанр – сценический народный танец.

Личная жизнь

Игорь Александрович Моисеев был трижды женат. Первой его супругой стала прима Большого театра Нина Борисовна Подгорецкая. Их отношения продлились недолго и в итоге окончились разводом.


Второй женой балетмейстера стала Тамара Алексеевна Зейферт – танцовщица, заслуженная артистка РСФСР. Она была младше Игоря Александровича на 10 лет. В браке у них родилась дочь Ольга.

Девочка решила пойти по стопам родителей и тоже подалась в балет, где добилась больших успехов. Ее сын Владимир – внук Игоря Моисеева – тоже связал свою жизнь с танцем. Он солист Большого театра и создатель Русского национального балетного театра.


В 1974 году балетмейстер женился в третий раз. Его избранницей стала Ирина Алексеевна Чагадаева. Разница в возрасте супругов составляла 19 лет. В ансамбле она танцевала с 1943 года.

Смерть

Великий хореограф прожил долгую и значительную жизнь. Умер он 2 ноября 2007 года в Москве. Ему был 101 год. Скончался Игорь Александрович в больнице от сердечной недостаточности. В последние годы мужчина страдал ишемической и гипертонической болезнями.

Панихида и прощание с Игорем Моисеевым состоялись в Концертном зале имени – на сцене, где он поставил более 300 постановок. Эта цифра вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.

Партии

  • Иосиф – «Легенда об Иосифе Прекрасном», постановка К. Голейзовского
  • Рауль – «Теолинда», постановка К. Голейзовского
  • Раб – «Корсар», постановка А. Горского
  • Мато – «Саламбо», постановка А. Горского
  • Футболист – «Футболист», постановка Л. Лащилина и И.Моисеева
  • Узбек – «Светлый ручей», постановка Ф. Лопухова


Похожие статьи
 
Категории