Интересные факты из жизни глюка. Биография кристофа глюка

05.04.2019

ГЛЮК (Gluck ) Кристоф Виллибальд (1714-1787), немецкий композитор. Работал в Милане, Вене, Париже. Оперная реформа Глюка, осуществлявшаяся в русле эстетики классицизма (благородная простота, героика), отразила новые тенденции в искусстве эпохи Просвещения. Идея подчинения музыки законам поэзии и драмы оказала большое влияние на музыкальный театр 19 и 20 веков. Оперы (свыше 40): "Орфей и Эвридика" (1762), "Альцеста" (1767), "Парис и Елена" (1770), "Ифигения в Авлиде" (1774), "Армида" (1777), "Ифигения в Тавриде" (1779).

ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (Кавалер Глюк, Ritter von Gluck) (2 июля 1714, Эрасбах, Бавария - 15 ноября 1787, Вена), немецкий композитор.

Становление

Родился в семье лесничего. Родным языком для Глюка был чешский. В возрасте 14 лет покинул семью, странствовал, зарабатывая игрой на скрипке и пением, затем в 1731 поступил в Пражский университет. В годы учебы (1731-34) служил церковным органистом. В 1735 переехал в Вену, затем в Милан, где занимался у композитора Дж. Б. Саммартини (ок. 1700-1775), одного из крупнейших итальянских представителей раннего классицизма.

В 1741 в Милане была поставлена первая опера Глюка "Артаксеркс"; затем последовали премьеры еще нескольких опер в разных городах Италии. В 1845 Глюк получил заказ на сочинение двух опер для Лондона; в Англии он познакомился с Г. Ф. . В 1846-51 работал в Гамбурге, Дрездене, Копенгагене, Неаполе, Праге. В 1752 обосновался в Вене, где занял должность концертмейстера, затем капельмейстера при дворе князя Й. Саксен-Гильдбурггаузенского. Кроме того, сочинял французские комические оперы для императорского придворного театра и итальянские оперы для дворцовых увеселений. В 1759 Глюк получил официальную должность в придворном театре и вскоре удостоился королевской пенсии.

Плодотворное содружество

Около 1761 началось сотрудничество Глюка с поэтом Р. Кальцабиджи и хореографом Г. Анджолини (1731-1803). В своей первой совместной работе, балете "Дон Жуан", им удалось достичь удивительного художественного единства всех компонентов спектакля. Год спустя появилась опера "Орфей и Эвридика" (либретто Кальцабиджи, танцы в постановке Анджолини) - первая и лучшая из так называемых реформаторских опер Глюка. В 1764 Глюк сочинил французскую комическую оперу "Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки", а год спустя - еще два балета. В 1767 успех "Орфея" был закреплен оперой "Альцеста" также на либретто Кальцабиджи, но с танцами в постановке другого выдающегося хореографа - Ж.-Ж. Новерра (1727-1810). Третья реформаторская опера "Парис и Елена" (1770) имела более скромный успех.

В Париже

В начале 1770-х годов Глюк решил применить свои новаторские идеи к французской опере. В 1774 в Париже были поставлены "Ифигения в Авлиде" и "Орфей" - французская редакция "Орфея и Эвридики". Оба произведения удостоились восторженного приема. Череду парижских успехов Глюка продолжили французская редакция "Альцесты" (1776) и "Армида" (1777). Последнее произведение послужило поводом для ожесточенной полемики между "глюкистами" и сторонниками традиционной итальянской и французской оперы, которую олицетворял талантливый композитор неаполитанской школы Н. Пиччинни, приехавший в Париж в 1776 по приглашению противников Глюка. Победа Глюка в этой полемике была ознаменована триумфом его оперы "Ифигения в Тавриде" (1779) (впрочем, поставленная в том же году опера "Эхо и Нарцисс" провалилась). В последние годы жизни Глюк осуществил немецкую редакцию "Ифигении в Тавриде" и сочинил несколько песен. Последним его произведением стал псалом De profundis для хора и оркестра, который исполнялся под управлением А. Сальери на отпевании Глюка.

Вклад Глюка

Всего Глюк написал около 40 опер - итальянских и французских, комических и серьезных, традиционных и новаторских. Именно благодаря последним он обеспечил себе прочное место в истории музыки. Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к изданию партитуры "Альцесты" (написанном, вероятно, при участии Кальцабиджи). Они сводятся к следующему: музыка должна выражать содержание поэтического текста; следует избегать оркестровых ритурнелей и, особенно, вокальных украшений, которые лишь отвлекают внимание от развития драмы; увертюра должна предвосхищать содержание драмы, а оркестровое сопровождение вокальных партий - соответствовать характеру текста; в речитативах должно быть подчеркнуто вокально-декламационное начало, то естьь контраст между речитативом и арией не должен быть чрезмерным. Большая часть этих принципов воплотилась в опере "Орфей", где речитативы с оркестровым сопровождением, ариозо и арии не отделены друг от друга резкими границами, а отдельные эпизоды, в том числе танцы и хоры, объединены в крупные сцены со сквозным драматическим развитием. В отличие от сюжетов опер-сериа с их запутанными интригами, переодеваниями и побочными линиями, сюжет "Орфея" апеллирует к простым человеческим чувствам. По уровню мастерства Глюк заметно уступал таким своим современникам, как К. Ф. Э. Бах и Й. Гайдн, однако его техника, при всей своей ограниченности, в полной мере отвечала его целям. В его музыке сочетаются простота и монументальность, неудержимый энергетический напор (как в "Танце фурий" из "Орфея"), пафос и возвышенная лирика.

(1714-1787) немецкий композитор

Глюка часто называют реформатором оперы, что соответствует действительности: ведь он создал новый жанр музыкальной трагедии и написал монументальные оперные произведения, которые сильно отличались от того, что было создано до него. Хотя формально его называют композитором венской классической школы, Глюк повлиял на развитие английского, французского и итальянского музыкального искусства.

Композитор происходил из семьи потомственных лесников, которая вела кочевой образ жизни, постоянно перебираясь с места на место. Глюк родился в местечке Эрасбах, где в то время его отец служил в имении князя Лобковица.

Глюк-старший не сомневался, что Кристоф пойдет по его стопам, и очень огорчился, когда обнаружилось, что мальчик больше увлекается музыкой. К тому же у него обнаружились замечательные музыкальные способности. Скоро он стал учиться пению, а также игре на органе, фортепиано и скрипке. Эти уроки давал Глюку работавший в имении музыкант и композитор Б.Черногорский. С 1726 года Кристоф пел в церковном хоре иезуитской церкви в Комотауи одновременно учился в иезуитской школе. Потом вместе с Б.Черногорским он отправился в Прагу, где продолжил свои музыкальные занятия. Отец так и не простил сыну его измену и отказался ему помогать, поэтому Кристофу пришлось зарабатывать на жизнь самому. Он работал хористом и органистом в различных храмах.

В 1731 году Глюк начинает учиться на философском факультете университета и одновременно сочиняет музыку. Совершенствуя свое мастерство, он продолжает брать уроки у Черногорского.

Весной 1735 года молодой человек попадает в Вену, где знакомится с ломбардским князем Мельци. Тот приглашает Глюка работать в своем домашнем оркестре и берет его с собой в Милан.

В Милане Глюк пробыл с 1737 по 1741 год. Выполняя обязанности домашнего музыканта в семейной часовне Мельци, он одновременно изучает основы композиции у итальянского композитора Дж.Б.Саммартини. С его помощью он осваивает новый итальянский стиль инструментовки музыки. Плодом этого сотрудничества стали шесть трио сонат, опубликованных в Лондоне в 1746 году.

Первый успех в качестве оперного композитора приходит к Глюку в 1741 году, когда в Милане была поставлена его первая опера «Артаксеркс». С тех пор композитор каждый год создает по одной, а то и по нескольку онер, которые с неизменным успехом идут на сцене миланского театра и в других городах Италии. В 1742 году он написал две оперы - «Деметрий» и «Демофонт», в 1743-м одну - «Тиграна», зато в 1744 году создал сразу четыре - «Софонис-ба», «Гипермнестра», «Арзаче» и «Поро», а в 1745 году еще одну - «Федра».

К сожалению, судьба первых произведений Глюка оказалась печальной: от них сохранились лишь отдельные фрагменты. Но известно, что талантливому сочинителю удалось изменить тональность традиционных итальянских опер. Он привнес в них энергию и динамизм и в то же время сохранил страстность и лиричность, свойственную итальянской музыке.

В 1745 году по приглашению лорда Мидлсекса, руководителя итальянской оперы театра «Хеймаркет», Глюк переехал в Лондон. Там он встретился с Генделем, который тогда был самым популярным в Англии оперным композитором, и они устроили между собой своеобразное творческое соревнование.

25 марта 1746 года они дали совместный концерт в Хей-маркетском театре, на нем были представлены сочинения Глюка и органный концерт Генделя, исполненный самим композитором. Правда, отношения между ними так и остались натянутыми. Гендель не признавал Глюка и как-то однажды иронически заметил: «Мой повар знает контрапункт лучше, чем Глюк». Однако Глюк относился к Генделю вполне дружелюбно и находил его искусство божественным.

В Англии Глюк изучал народные английские песни, мелодии которых впоследствии использовал в своем творчестве. В январе 1746 года состоялась премьера его оперы «Падение гигантов», и Глюк мгновенно сделался героем дня. Однако сам композитор не считал это свое произведение гениальным. Это было своеобразное попурри из его ранних работ. Ранние задумки воплотились и во второй опере Глюка«Артамена», поставленной в марте того же года. Одновременно композитор руководит итальянской оперной группой Минготти.

С ней Глюк переезжает из одного европейского города в другой. Он пишет оперы, работает с певцами, дирижирует. В 1747 году композитор ставит оперу «Свадьба Геракла и Гебы» в Дрездене, на следующий год в Праге ставит сразу две оперы - «Узнанная Семирамида» и «Эцио», а в 1752 году - «Милосердие Тита» в Неаполе.

Скитания Глюка завершились в Вене. В 1754 году он получил назначение на должность придворного капельмейстера. Тогда же он влюбился в Марианну Пергин, шестнадцатилетнюю дочь богатого австрийского предпринимателя. Правда, на некоторое время ему приходится уехать в Копенгаген, где он снова сочиняет оперу-серенаду в связи с рождением наследника датского престола. Но вернувшись в Вену, Глюк тут же женится на своей возлюбленной. Их брак был счастливым, хотя и бездетным. Позже Глюк удочерил свою племянницу Марианну.

В Вене композитор ведет очень напряженную жизнь. Он каждую неделю дает концерты, исполняя свои арии и симфонии. В присутствии императорской семьи блестяще проходит премьера его оперы-серенады, исполненной в сентябре 1754 года в замке Шлоссхоф. Композитор сочиняет одну оперу за другой, тем более что директор придворного театра доверил ему написание всей театральной и академической музыки. Во время визита в Рим в 1756 году Глюка возвели в рыцарское достоинство.

В конце пятидесятых годов ему неожиданно пришлось изменить свою творческую манеру. С 1758 по 1764 год он написал несколько комических опер на либретто, присланные ему из Франции. В них Глюк был свободен от традиционных оперных канонов и обязательного использования мифологических сюжетов. Используя мелодии французских водевилей, народные песни, композитор создает яркие, жизнерадостные произведения. Правда, со временем он отказывается от народной основы, предпочитая чисто комическую оперу. Так постепенно формируется своеобразный оперный стиль композитора: сочетание богатой нюансами мелодики и сложного драматического рисунка.

Особое место в творчестве Глюка занимают энциклопедисты. Они написали для него либретто к драматическому балету «Дон Жуан», который поставил в Париже известный балетмейстер Ж.Новерр. Еще раньше он ставил балеты Глюка «Китайский принц» (1755) и «Александр» (1755). Из простого бессюжетного дивертисмента - приложения к опере - Глюк превратил балет в яркое драматическое действо.

Постепенно совершенствовалось и его композиторское мастерство. Работа в жанре комической оперы, сочинение балетов, выразительная музыка для оркестра - все это подготовило Глюка к созданию нового музыкального жанра - музыкальной трагедии.

Вместе с итальянским поэтом и драматургом Р.Каль-цабиджи, который жил тогда в Вене, Глюк создает три оперы: в 1762 году - «Орфей и Эвридика», позже, в 1774 году, была создана ее французская версия; в 1767 году - «Альцеста», а в 1770-м - «Парис и Елена». В них он отказывается от громоздкой и шумной музыки. Внимание акцентируется на драматическом сюжете и переживаниях героев. Каждый персонаж получает законченную музыкальную характеристику, и вся опера превращается в единое действо, захватывающее зрителей. Все его части строго соизмеряются друг с другом, увертюра, по мнению композитора, как бы предупреждает зрителя о характере будущего действия.

Обычно оперная ария выглядела как концертный номер, и артист стремился лишь к тому, чтобы выгодно преподнести ее публике. Глюк вводит в оперу и обширные хоры, подчеркивающие напряженность действия. Каждая сцена приобретает законченность, каждое слово героев несет глубокое содержание. Конечно, Глюк не смог бы осуществить задуманное без полного взаимопонимания с либреттистом. Они работают вместе, оттачивая каждый куплет, а иногда и слово. Глюк прямо писал о том, что связывает свой успех с тем, что вместе с ним работали профессионалы. Раньше он не придавал такого значения либретто. Теперь музыка и содержание существуют в неразрывной целостности.

Но нововведения Глюка были признаны далеко не всеми. Поклонники итальянской оперы вначале не приняли его оперы. Его произведения тогда отважилась поставить только парижская Опера. Первой из них становится «Ифигения в Авлиде», за ней следует «Орфей». Хотя Глюк был назначен официальным придворным композитором, он сам время от времени ездит в Париж и следит за постановками.

Однако французская версия «Альцесты» оказалась неудачной. Глюк впадает в депрессию, которая усиливается со смертью племянницы, и в 1756 году возвращается в Вену. Его друзья и соперники делятся на две противоположные партии. Противников возглавляет итальянский композитор Н.Пиччинни, который специально приезжает в Париж, чтобы вступить в творческое соревнование с Глюком. Все заканчивается тем, что Глюк завершает «Артемиду», но рвет наброски к «Роланду», узнав о намерениях Пиччинни.

Война глюкистов и пиччиннистов достигает апогея в 1777-1778 годах. В 1779 году Глюк создает «Ифигению в Тавриде», которая приносит ему наибольший сценический успех, а Пиччинни в 1778 году ставит «Роланда». Причем сами композиторы не враждовали, они находились в дружеских отношениях и уважали друг друга. Пиччинни даже признавался, что иногда, как, например, в своей опере «Дидона», опирался на некоторые музыкальные принципы, характерные для Глюка. Но осенью 1779 года, после того как публика и критика прохладно приняли премьеру оперы «Эхо и Нарцисс», Глюк навсегда покинул Париж. Вернувшись в Вену, он впервые почувствовал легкое недомогание, и врачи посоветовали ему прекратить активную музыкальную деятельность.

Последние восемь лет жизни Глюк безвыездно прожил в Вене. Он перерабатывал свои старые оперы, одна из них, «Ифигения в Тавриде», была поставлена в 1781 году в связи с визитом великого князя Павла Петровича. Кроме того, он публикует свои оды для голоса с сопровождением фортепиано на слова Клопштока. В Вене Глюк снова встречается с Моцартом, но, как и в Париже, дружеских отношений между ними не возникает.

Композитор работал до последних дней жизни. В восьмидесятые годы у него случилось одно за другим несколько мозговых кровоизлияний, от которых он в конечном счете и умер, не успев завершить кантату «Страшный суд». Его похороны прошли в Вене при большом стечении народа. Своеобразным памятником Глюку стала премьера кантаты, которую завершил его ученик А.Сальери.

Кристоф Виллибальд Глюк

Знаменитый композитор XVIII столетия Кристоф Виллибальд Глюк, являющийся одним из реформаторов классической оперы, родился 2 июля 1714 года в городе Эрасбахе, расположенном неподалеку от границы графства Верхний Пфальц и Чехии.

Отец композитора был простым крестьянином, который после нескольких лет службы в армии поступил к графу Лобковицу в качестве лесничего. В 1717 году семья Глюка переехала в Чехию. Годы жизни в этой стране не могли не сказаться на творчестве прославленного композитора: в его музыке можно уловить мотивы чешского песенного фольклора.

Детство Кристофа Виллибальда Глюка нельзя назвать безоблачным: денег семье часто не хватало, и мальчик был вынужден помогать отцу во всем. Однако трудности не сломили композитора, напротив, они способствовали выработке жизненной стойкости и упорства. Эти качества характера оказались для Глюка незаменимыми при проведении в жизнь реформаторских идей.

В 1726 году, в 12-летнем возрасте, Кристоф Виллибальд начал учебу в иезуитской коллегии города Комотау. Правила этого учебного заведения, проникнутого слепой верой в догматы церкви, предусматривали безоговорочное подчинение начальству, но юному дарованию было трудно удерживать себя в рамках.

Положительными моментами шестилетнего обучения Глюка в иезуитской коллегии можно считать развитие вокальных данных, овладение такими музыкальными инструментами, как клавир, орган и виолончель, греческим и латинским языками, а также увлечение античной литературой. В те времена, когда главной тематикой оперного искусства являлись греческие и римские древности, подобные знания и умения были просто необходимы оперному композитору.

В 1732 году Глюк поступил в Пражский университет и переехал из Комотау в столицу Чехии, где продолжил свое музыкальное образование. С деньгами у молодого человека по-прежнему было туго. Иногда в поисках заработка он отправлялся в окрестные деревни и игрой на виолончели развлекал местных жителей, довольно часто будущего музыкального реформатора приглашали на свадьбы и народные праздники. Практически все деньги, заработанные таким путем, уходили на еду.

Первым настоящим учителем музыки для Кристофа Виллибальда Глюка стал выдающийся композитор и органист Богуслав Черногорский. Знакомство молодого человека с «чешским Бахом» произошло в одном из пражских храмов, где Глюк пел в церковном хоре. Именно от Черногорского будущий реформатор узнал, что такое генерал-бас (гармония) и контрапункт.

Многие исследователи творчества Глюка отмечают 1736 год как начало его профессиональной музыкальной карьеры. Граф Лобковиц, в имении которого молодой человек провел детские годы, проявил неподдельный интерес к незаурядному дарованию Кристофа Виллибальда. Вскоре в судьбе Глюка произошло важное событие: он получил должность камерного музыканта и главного певчего венской капеллы графа Лобковица.

Стремительная музыкальная жизнь Вены полностью поглотила молодого композитора. Знакомство с известнейшим драматургом и либреттистом XVIII века Пьетро Метастазио вылилось в написание Глюком первых оперных произведений, не получивших, правда, особого признания.

Следующим этапом в творчестве молодого композитора стало путешествие в Италию, организованное итальянским меценатом графом Мельци. На протяжении четырех лет, с 1737 по 1741 год, продолжалась учеба Глюка в Милане под руководством прославленного итальянского композитора, органиста и дирижера Джованни Баттисты Саммартини.

Результатом итальянского путешествия стало увлечение Глюка оперой seria и написание музыкальных произведений на тексты П. Метастазио («Артаксеркс», «Деметрий», «Гипермнестра» и др.). Ни одно из ранних произведений Глюка не сохранилось до настоящего времени в полном варианте, тем не менее отдельные фрагменты его сочинений позволяют судить о том, что уже тогда будущий реформатор заметил ряд недостатков в традиционной итальянской опере и попытался преодолеть их.

Признаки грядущей оперной реформы в наибольшей степени проявились в «Гипермнестре»: это стремление к преодолению внешней вокальной виртуозности, повышению драматической выразительности речитативов, органическая связь увертюры с содержанием всей оперы. Однако творческая незрелость молодого композитора, еще не осознавшего в полной мере необходимость изменения принципов написания оперного произведения, не позволили ему стать в те годы реформатором.

Тем не менее между ранними и более поздними операми Глюка нет непреодолимой пропасти. В сочинения реформаторского периода композитор часто вносил мелодические обороты ранних произведений, а иногда использовал и старые арии с новым текстом.

В 1746 году Кристоф Виллибальд Глюк переехал в Англию. Для высшего лондонского общества им были написаны оперы seria «Артамена» и «Падение гигантов». Встреча с прославленным Генделем, в произведениях которого прослеживалась тенденция к выходу за рамки стандартной схемы серьезной оперы, стала новым этапом в творческой жизни Глюка, постепенно осознававшего необходимость в оперной реформе.

Для привлечения на свои концерты столичной публики Глюк прибегал к помощи внешних эффектов. Так, в одной из лондонских газет за 31 марта 1746 года было дано объявление следующего содержания: «В большой зале города Гикфорда, во вторник 14 апреля 1746 года Глюк, оперный композитор, даст музыкальный концерт с участием лучших артистов оперы. Между прочим, он исполнит в сопровождении оркестра концерт для 26 рюмок, настроенных с помощью ключевой воды…».

Из Англии Глюк отправился в Германию, затем в Данию и Чехию, где занимался написанием и постановкой опер seria, драматических серенад, работал с оперными певцами и в качестве дирижера.

В середине 1750-х годов композитор возвратился в Вену, где получил приглашение от интенданта придворных театров Джакомо Дураццо начать работу во французском театре в качестве композитора. В период с 1758 по 1764 год Глюком был написан целый ряд французских комических опер: «Остров Мерлина» (1758), «Исправленный пьяница» (1760), «Одураченный кади» (1761), «Неожиданная встреча, или Пилигримы из Мекки» (1764) и др.

Работа в этом направлении оказала значительное влияние на формирование реформистских взглядов Глюка: обращение к истинным истокам народной песенности и использование новых бытовых сюжетов в классическом искусстве обусловили рост реалистических элементов в музыкальном творчестве композитора.

В наследии Глюка имеются не только оперы. В 1761 году на сцене одного из венских театров был поставлен балет-пантомима «Дон Жуан» – совместное произведение Кристофа Виллибальда Глюка и известнейшего балетмейстера XVIII столетия Гаспаро Анджолини. Характерными чертами этого балета явились драматизация действия и выразительная музыка, передающая человеческие страсти.

Таким образом, балет и комические оперы стали очередным шагом на пути Глюка к драматизации оперного искусства, к созданию музыкальной трагедии, венца всей творческой деятельности знаменитого композитора-реформатора.

Многие исследователи считают началом реформаторской деятельности Глюка его сближение с итальянским поэтом, драматургом и либреттистом Раниеро да Кальцабиджи, противопоставлявшим придворной эстетике сочинений Метастазио, подчиненных стандартным канонам, простоту, естественность и свободу композиционного построения, обусловленную развитием самого драматического действия. Выбирая для своих либретто античные сюжеты, Кальцабиджи наполнял их высоким моральным пафосом и особыми гражданскими и нравственными идеалами.

Первой реформаторской оперой Глюка, написанной на текст либреттиста-единомышленника, стала «Орфей и Эвридика», поставленная на сцене Венского оперного театра 5 октября 1762 года. Данное произведение известно в двух редакциях: в венской (на итальянском языке) и парижской (на французском языке), дополненной балетными сценами, завершающей первое действие арией Орфея, переинструмеровкой отдельных мест и др.

А. Головин. Эскиз декораций к опере К. Глюка «Орфей и Эвридика»

Сюжет оперы, заимствованный из античной литературы, заключается в следующем: у фракийского певца Орфея, обладавшего удивительным голосом, умерла жена Эвридика. Вместе с друзьями он оплакивает любимую. В это время неожиданно появившийся Амур объявляет волю богов: Орфей должен спуститься в царство Аида, отыскать там Эвридику и вывести ее на поверхность земли. Главное условие – Орфей не должен смотреть на жену, пока они не выйдут из подземного мира, иначе она останется там навсегда.

Это первое действие произведения, в котором печальные хоры пастухов и пастушек образуют вместе с речитативами и ариями оплакивающего жену Орфея стройный композиционный номер. Благодаря повторности (музыка хора и ария легендарного певца исполняются трижды) и тональному единству создается драматическая сцена со сквозным действием.

Второе действие, состоящее из двух картин, начинается вхождением Орфея в мир теней. Здесь волшебный голос певца успокаивает гнев грозных фурий и духов подземного мира, и он беспрепятственно проходит в Элизиум – место обитания блаженных теней. Найдя любимую и не глядя на нее, Орфей выводит ее на поверхность земли.

В этом действии драматический и зловещий характер музыки переплетается с нежной, полной страсти мелодией, демонические хоры и неистовые пляски фурий сменяются светлым, лиричным балетом блаженных теней, сопровождающимся вдохновенным соло флейты. Оркестровая партия в арии Орфея передает красоты окружающего мира, наполненного гармонией.

Третье действие происходит в мрачном ущелье, по которому главный герой, не оборачиваясь, ведет свою любимую. Эвридика, не понимая поведения мужа, просит его хотя бы раз взглянуть на нее. Орфей уверяет ее в своей любви, но Эвридика сомневается. Взгляд, брошенный Орфеем на жену, убивает ее. Страдания певца бесконечны, боги сжаливаются над ним и посылают Амура для воскрешения Эвридики. Счастливая супружеская пара возвращается в мир живых людей и вместе с друзьями прославляет силу любви.

Частая перемена музыкального темпа способствует созданию взволнованного характера произведения. Ария Орфея, несмотря на мажорный лад, является выражением скорби по поводу потери любимой, и сохранение этого настроения зависит от правильного исполнения, темпа и характера звука. Кроме того, ария Орфея представляется измененной мажорной репризой первого хора первого действия. Таким образом, перекинутая через произведение интонационная «арка» сохраняет его целостность.

Музыкально-драматургические принципы, обозначенные в «Орфее и Эвридике», нашли развитие в последующих оперных сочинениях Кристофа Виллибальда Глюка – «Альцеста» (1767), «Парис и Елена» (1770) и др. В творчестве композитора 1760-х годов отразились особенности складывающегося в тот период венского классического стиля, окончательно сформировавшегося в музыке Гайдна и Моцарта.

В 1773 году начался новый этап в жизни Глюка, ознаменовавшийся переездом в Париж – центр оперного искусства Европы. Вена не приняла реформаторские идеи композитора, изложенные в посвящении к партитуре «Альцесты» и предусматривающие превращение оперы в музыкальную трагедию, проникнутую благородной простотой, драматизмом и героикой в духе классицизма.

Музыка должна была стать лишь средством эмоционального раскрытия душ героев; арии, речитативы и хоры, сохраняя самостоятельность, объединялись в крупные драматические сцены, причем речитативы передавали динамику чувств и обозначали переходы из одного состояния в другое; в увертюре следовало отражать драматическую идею всего произведения, а использование балетных сцен мотивировалось ходом действия оперы.

Внесение в античные сюжеты гражданских мотивов способствовало успеху произведений Глюка в среде передового французского общества. В апреле 1774 года в «Королевской академии музыки» в Париже была показана первая постановка оперы «Ифигения в Авлиде», в полной мере отразившая все нововведения Глюка.

Продолжением реформаторской деятельности композитора в Париже стали постановки опер «Орфей» и «Альцеста» в новой редакции, приведшие театральную жизнь французской столицы в большое волнение. На протяжении ряда лет не утихали споры между сторонниками реформиста Глюка и итальянского оперного композитора Никколо Пиччини, стоявшего на старых позициях.

Последними реформаторскими произведениями Кристофа Виллибальда Глюка стали «Армида», написанная на средневековый сюжет (1777), и «Ифигения в Тавриде» (1779). Постановка последней мифологической сказки-оперы Глюка «Эхо и Нарцисс» не имела большого успеха.

Последние годы жизни знаменитого композитора-реформатора прошли в Вене, где он работал над написанием песен на тексты различных композиторов, в том числе и Клапштока. За несколько месяцев до своей смерти Глюк начал писать героическую оперу «Битва Арминия», однако его замыслу не было суждено осуществиться.

Умер прославленный композитор в Вене 15 ноября 1787 года. Его творчество оказало влияние на развитие всего музыкального искусства, и оперного в том числе.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Глюк Глюк (Christoph-Willibald Gluck), знаменитый нем. композитор (1714 – 1787). Франция считает его своим, потому что наиболее славная его деятельность связана с парижской оперной сценой, для которой он написал свои лучшие произведения на французские слова. Многочисленные оперы его:

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЕ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787 гг.) композитор, один из реформаторов оперы XVIII в. Музыка должна играть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок.Простота, правда и естественность – вот три великих

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Кристоф Виллибальд Глюк (1713–1787) «Прежде чем приступить к работе, я стараюсь забыть, что я музыкант», - так говорил композитор Кристоф Виллибальд Глюк, и эти слова лучше всего характеризуют его реформаторский подход к сочинению опер Глюк «вырвал» оперу из-под власти

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Жан-Кристоф (Jean-Christophe) Роман-эпопея (1904–1912) В маленьком немецком городке на берегу Рейна в семье музыкантов Крафтов рождается ребенок. Первое, еще неясное восприятие окружающего мира, тепло

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ЛИХТЕНБЕРГ, Георг Кристоф (Lichtenberg, Georg Christof, 1742–1799), немецкий ученый и писатель 543 Я благодарю Бога тысячу раз за то, что он сделал меня атеистом. «Афоризмы» (опубл. посмертно); здесь и далее пер. Г. Слободкина? Отд. изд. – М., 1964, с. 68 Позже фраза «Слава Богу, что я атеист»

ГЛЮК КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД - австрийский композитор, театральный деятель.

По про-ис-хож-де-нию чех. Сын лес-ни-че-го. В школь-ные го-ды пел в хо-ре, учил-ся иг-ре на ин-ст-ру-мен-тах. В 1731 году по-сту-пил в Праж-ский университет (факультет ло-ги-ки и ма-те-ма-ти-ки), в Пра-ге ра-бо-тал цер-ков-ным ор-га-ни-стом, уча-ст-во-вал в ис-пол-не-нии итальянских ора-то-рий. С 1737 года жил в Ми-ла-не, где учил-ся у Дж.Б. Сам-мар-ти-ни и в 1741 году ус-пеш-но де-бю-ти-ро-вал в те-ат-ре «Ред-жо ду-ка-ле» опе-рой «Ар-так-серкс» на либретто П. Ме-та-ста-зио. До 1745 года пи-сал опе-ры-се-риа для те-ат-ров Ми-ла-на, Ве-не-ции и Ту-ри-на, за-тем за-клю-чил кон-тракт с Ко-ро-лев-ским те-ат-ром в Лон-до-не, где в 1746 году пред-ста-вил 2 опе-ры (ис-поль-зо-вал в них ма-те-ри-ал сво-их итальянских со-чи-не-ний). В 1747 году по-се-тил Дрез-ден, Гам-бург, Ко-пен-га-ген с труп-пой П. Мин-гот-ти, спе-циа-ли-зи-ро-вав-шей-ся на по-ста-нов-ках опер-буф-фа и те-ат-ра-ли-зованных се-ре-над при дво-рах ев-ропейских мо-нар-хов. В 1749 году по-сту-пил в труп-пу Дж.Б. Ло-ка-тел-ли, иг-рав-шую в Но-вом те-ат-ре в Пра-ге. Итальянские опе-ры Глюка это-го пе-рио-да вы-де-ля-ют-ся не-ко-то-рой экс-т-ра-ва-гант-но-стью музыкального язы-ка, на-ро-чи-тым ис-поль-зо-ва-ни-ем дис-со-нан-сов («Ми-ло-сер-дие Ти-та», 1752, Не-аполь), от-ступ-ле-ния-ми от пра-вил гар-мо-нии и кон-тра-пунк-та (из-вес-тен от-зыв Ме-та-ста-зио о Глюке: «ар-хи-ван-даль-ная му-зы-ка»). Во-каль-ные пар-тии, соз-да-вав-шие-ся в со-труд-ни-че-ст-ве с пев-ца-ми, рас-счи-та-ны на бле-стя-щую вир-ту-оз-ную тех-ни-ку пе-ния.

В 1748 году на от-кры-тии вен-ско-го «Бург-теа-тер», пе-ре-стро-ен-но-го ко дню ро-ж-де-ния императрицы Ма-рии Те-ре-зии, бы-ла с ог-ром-ным ус-пе-хом ис-пол-не-на опе-ра-се-риа Глюка «Уз-нан-ная Се-ми-ра-ми-да». В 1752 году Глюк пе-ре-се-лил-ся в Ве-ну, став ка-пель-мей-сте-ром князя Сак-сен-Хильд-бург-хау-зен-ско-го. В 1755 году по при-гла-ше-нию графа Дж. Ду-рац-цо при-сту-пил к ра-бо-те в «Бур-гтеа-тер», сна-ча-ла как ру-ко-во-ди-тель «ака-де-мий» (кон-цер-тов), за-тем как ав-тор ба-лет-ной му-зы-ки, ко-мических опер для французской труп-пы («Мни-мая ра-бы-ня», 1758) и итальянских опер, ста-вив-ших-ся по различным тор-же-ст-вен-ным по-во-дам. В это вре-мя жан-ро-вый диа-па-зон твор-че-ст-ва Глюка зна-чи-тель-но рас-ши-рил-ся. Эпи-зо-ди-че-ски он про-дол-жал со-чи-нять для те-ат-ров Ри-ма, Бо-ло-ньи, Фло-рен-ции. В 8 ко-мических опе-рах, на-пи-сан-ных в Ве-не, син-те-зи-ро-вал чер-ты французской ко-ме-дии и итальянской опе-ры-буф-фа , при-об-рёл опыт со-чи-не-ния му-зы-ки на французский текст. Эти опе-ры, осо-бен-но «Не-пред-ви-ден-ная встре-ча» (1764), позд-нее ис-пол-няв-шая-ся на немецком язы-ке, по-влия-ли на фор-ми-ро-ва-ние австрийского зин-гш-пи-ля.

С при-бы-ти-ем в Ве-ну в 1761 году по-эта Р. Каль-ца-бид-жи на-чал-ся ре-фор-ма-тор-ский этап твор-че-ст-ва Глюка. Пер-вым их со-вме-ст-ным про-из-ве-де-ни-ем стал пан-то-мим-ный ба-лет «Дон Жу-ан, или Ка-мен-ный гость» (1761), ко-то-рый про-из-вёл сен-са-цию в Ве-не и всей Ев-ро-пе. Дей-ст-вен-ной хо-рео-гра-фии Д.М.Г. Анд-жо-ли-ни от-ве-ча-ли не-пре-рыв-ность раз-ви-тия и дра-ма-тизм глю-ков-ской пар-ти-ту-ры. За-клю-чи-тель-ная ча-ко-на (та-нец фу-рий) ма-ни-фе-сти-ро-ва-ла «бу-рю и на-тиск» в му-зы-ке (от-зву-ки фи-наль-ных но-ме-ров ба-ле-та за-мет-ны в увер-тю-ре к опе-ре «Дон Жу-ан» В.А. Мо-цар-та). Сти-ле-вой пе-ре-лом оз-на-ме-но-ва-ла опе-ра «Ор-фей и Эв-ри-ди-ка» (1762). Глюк дос-тиг здесь клас-сической про-сто-ты и яс-но-сти струк-ту-ры, не-пре-рыв-но-сти музыкального раз-ви-тия (все ре-чи-та-ти-вы, во-пре-ки ка-но-нам опе-ры-се-риа, ис-пол-ня-ют-ся с ак-ком-па-не-мен-том ор-ке-ст-ра); во-каль-ные пар-тии уп-ро-ще-ны и очи-ще-ны от ко-ло-ра-тур. Жанр «те-ат-раль-но-го празд-не-ст-ва» (azio-ne te-at-rale) по-зво-лил Глюку ин-тен-сив-но ис-поль-зо-вать хо-ры и пан-то-мим-ные ба-ле-ты (хорео-граф Анд-жо-ли-ни). Свой-ст-вен-ный ху-дож-ни-кам-клас-си-ци-стам «гре-че-ский вкус» яр-ко про-явил-ся в 1-й сце-не опе-ры, где по-ста-нов-щи-ки стре-ми-лись вос-про-из-ве-сти ан-тич-ный ри-ту-ал по-гре-бе-ния. Прин-ци-пы ре-фор-мы Глюка бы-ли сис-те-ма-ти-че-ски из-ло-же-ны в по-свя-ще-нии к сле-дую-щей опе-ре «Аль-це-ста» (1767, издана в 1768 году; смотри: Му-зы-каль-ная эс-те-ти-ка За-пад-ной Ев-ро-пы XVII-XVIII веках. М., 1971. С. 480-481).

Твор-че-ские экс-пе-ри-мен-ты про-дол-же-ны в «Празд-не-ст-ве Апол-ло-на» (1769), соз-дан-ном по мо-де-ли французской опе-ры-ба-ле-та, и в серь-ёз-ной французской опе-ре «Ифи-ге-ния в Ав-ли-де» (1774, Па-риж-ская опе-ра) на либретто Ф. дю Рул-ле. Под-пи-сав кон-тракт с Па-риж-ской опе-рой (1773), Глюк за 6 лет пред-ста-вил 4 но-вые опе-ры и 4 ра-нее на-пи-сан-ные (в но-вых ре-дак-ци-ях), в т. ч. «Ор-фей» (тра-ге-дия-опе-ра, либретто Каль-ца-бид-жи в переводе П.Л. Мо-ли-на, 1774, Па-риж), ко-мической опе-ры «Вол-шеб-ное де-ре-во» (либретто Мо-ли-на, по Ж.Ж. Ва-де, 1775, Вер-саль) и «Оса-ж-дён-ная Ци-те-ра» (опе-ра-ба-лет, либретто Ш.С. Фа-ва-ра, 1775, Па-риж), «Аль-це-ста» (тра-ге-дия-опе-ра, либретто Каль-ца-бид-жи в переводе Ф. дю Рул-ле, 1776, Па-риж).

В 1779 году ком-по-зи-тор за-вер-шил опер-ную карь-е-ру и окон-ча-тель-но вер-нул-ся в Ве-ну. В 1781-1782 годах «Ор-фей и Эв-ри-ди-ка», «Аль-це-ста», «Ифи-ге-ния в Ав-ли-де» и «Ифи-ге-ния в Тав-ри-де» бы-ли ис-пол-не-ны в честь пре-бы-ва-ния в Ве-не и Па-ри-же великого князя Пав-ла Пет-ро-ви-ча с суп-ру-гой Ма-ри-ей Фё-до-ров-ной. К то-му вре-ме-ни Глюк был дав-но из-вес-тен в Рос-сии (опе-ра «Ки-та-ян-ки», ба-ле-ты «Дон Жу-ан» и «Алек-сандр» бы-ли по-став-ле-ны в Мо-ск-ве и в Санкт-Пе-тер-бур-ге по-сле вен-ских пре-мьер; в Санкт-Пе-тер-бур-ге в 1782 году по-став-ле-на опе-ра «Ор-фей и Эв-ри-ди-ка»).

В сво-ей ре-фор-ма-тор-ской дея-тель-но-сти Глюк стре-мил-ся под-чи-нить му-зы-ку за-ко-нам дра-мы. Ус-пеш-но и по-сле-до-ва-тель-но реа-ли-зуя эту идею в итальянской опе-ре-се-риа, французской музыкальной тра-ге-дии и пан-то-мим-ном ба-ле-те, он, по еди-но-душ-но-му мне-нию со-вре-мен-ни-ков, про-из-вёл ре-во-лю-цию в музыкальном те-ат-ре. По-ста-нов-ки его опер воз-бу-ж-да-ли го-ря-чие эс-те-тические и об-щественно-идео-ло-гические спо-ры, фор-ми-ро-ва-ли вра-ж-дую-щие груп-пи-ров-ки ху-дож-ни-ков, зри-те-лей и кри-ти-ков (из-вест-на про-хо-див-шая в Па-ри-же ба-та-лия «глю-ки-стов» и сто-рон-ни-ков Н. Пич-чин-ни - «пич-чин-ни-стов», она от-ра-же-на в «Пись-мах рус-ско-го пу-те-ше-ст-вен-ни-ка» Н.М. Ка-рам-зи-на; про-тив-ни-ка-ми Глюка бы-ли Ж.Ф. де Ла-гарп и Ж.Ф. Мар-мон-тель). Вме-сте с тем ре-фор-ма Глюка иде-аль-но со-че-та-лась с тра-ди-ция-ми французской опе-ры (опо-ра на музыкальную дек-ла-ма-цию, боль-шая роль ан-самб-лей, хо-ра, ба-ле-та, ор-ке-ст-ра) и по-влия-ла на раз-ви-тие музыкального те-ат-ра XIX века (Л. Ке-ру-би-ни, Л. ван Бет-хо-вен, Г. Спон-ти-ни, Р. Ваг-нер, М.П. Му-сорг-ский). По-сле-до-ва-те-лем Глюка в Ве-не был А. Саль-е-ри. Ан-ти-те-за глю-ков-ско-му по-ни-ма-нию музыкальной дра-мы - в опе-рах В.А. Мо-цар-та, ис-хо-див-ше-го из при-ори-те-та му-зы-ки. Опе-ры Глюка со-хра-ня-лись в ре-пер-туа-ре до 1830-х годов «Глю-ков-ский ре-нес-санс» на-чал-ся с по-ста-нов-ки в па-риж-ском «Те-атр ли-рик» опе-ры «Ор-фей и Эв-ри-ди-ка» (1859, 1861) в редакцией Г. Бер-лио-за (зна-то-ка и це-ни-те-ля твор-че-ст-ва Глюка) с П. Ви-ар-до-Гар-сия в пар-тии Ор-фея.

В мно-го-об-раз-ном на-сле-дии Глюка вы-де-ляют-ся 6 ре-фор-ма-тор-ских опер (кро-ме упо-мя-ну-тых «Ор-фея и Эв-ри-ди-ки» и «Аль-це-сты» так-же музыкальная дра-ма «Па-рис и Еле-на», либретто Р. Каль-ца-бид-жи, 1770, «Бур-гтеа-тер»; ге-ро-ическая опе-ра «Ар-ми-да», либретто Ф. Ки-но, по Т. Тас-со, 1777; тра-ге-дия «Ифи-ге-ния в Тав-ри-де», либретто Гий-а-ра, по Ги-мо-ну де ла Ту-шу и Ев-ри-пи-ду, 1779; музыкальная дра-ма «Эхо и Нар-цисс», либретто Л.Т. фон Чу-ди, по Ови-дию, 1779; все - Па-риж-ская опе-ра). Им на-пи-са-ны 19 опер-се-риа (пре-имущественно на либретто П. Ме-та-ста-зио), 10 се-ре-над, «те-ат-раль-ных празд-неств», про-ло-гов и т. п.; 9 французских ко-мических опер ; пас-тич-чо и встав-ные арии для опер других ком-по-зи-то-ров; около 90 ба-ле-тов, ис-пол-няв-ших-ся в рам-ках опер-ных и дра-ма-тических спек-так-лей (ав-тор-ст-во Глюка для мно-гих со-мни-тель-но); пес-ни, в т. ч. «Оды и пес-ни Клоп-што-ка» (1774-1775 годы, издана в 1785 году), ду-хов-ные со-чи-не-ния, в т. ч. мо-тет «Dе pro-fundis clamavi», около 20 сим-фо-ний, трио-со-на-ты.

К. В. Глюк - великий оперный композитор, осуществивший во второй половине XVIII в. реформу итальянской оперы-seria и французской лирической трагедии. Большая мифологическая опера, переживавшая острейший кризис, обрела в творчестве Глюка качества подлинной музыкальной трагедии, наполненной сильными страстями, возвышающей этические идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию. Появлению первой реформаторской оперы «Орфей» предшествовал долгий путь - борьба за право стать музыкантом, странствия, освоение различных оперных жанров того времени. Глюк прожил удивительную жизнь, целиком посвятив себя музыкальному театру.

Глюк родился в семье лесничего. Отец считал профессию музыканта недостойным занятием и всячески препятствовал музыкальным увлечениям старшего сына. Поэтому еще подростком Глюк уходит из дома, странствует, мечтает получить хорошее образование (к этому времени он окончил иезуитскую коллегию в Коммотау). В 1731 г. Глюк поступил в Пражский университет. Студент философского факультета много времени отдавал музыкальным занятиям - брал уроки у знаменитого чешского композитора Богуслава Черногорского, пел в хоре церкви Св. Якова. Странствия в окрестностях Праги (Глюк охотно играл в бродячих ансамблях на скрипке и особенно любимой виолончели) помогли ближе познакомиться с чешской народной музыкой.

В 1735 г. Глюк, уже сложившийся профессиональный музыкант, едет в Вену и поступает на службу в капеллу графа Лобковица. Вскоре итальянский меценат А. Мельци предложил Глюку место камер-музыканта придворной капеллы в Милане. В Италии начинается путь Глюка как оперного композитора; он знакомится с творчеством крупнейших итальянских мастеров, занимается композицией под руководством Дж. Саммартини. Почти 5 лет продолжался подготовительный этап; лишь в декабре 1741 г. в Милане с успехом была поставлена первая опера Глюка «Артаксеркс» (либр. П. Метастазио). Глюк получает многочисленные заказы из театров Венеции, Турина, Милана и в течение четырех лет создает еще несколько опер-seria («Деметрий», «Поро», «Демофонт», «Гипермнестра» и др.), которые принесли ему известность и признание у достаточно искушенной и требовательной итальянской публики.

В 1745 г. композитор гастролировал в Лондоне. Сильнейшее впечатление произвели на него оратории Г. Ф. Генделя. Это возвышенное, монументальное, героическое искусство стало для Глюка важнейшим творческим ориентиром. Пребывание в Англии, а также выступления с итальянский оперной труппой братьев Минготти в крупнейших европейских столицах (Дрездене, Вене, Праге, Копенгагене) обогатили запас музыкальных впечатлений композитора, помогли завязать интересные творческие контакты, ближе познакомиться с различными оперными школами. Признанием авторитета Глюка в музыкальном мире стало его награждение папским орденом «Золотой шпоры». «Кавалер Глюк» - это звание так и закрепилось за композитором. (Напомним о прекрасной новелле Т. А. Гофмана «Кавалер Глюк».)

Новый этап жизни и творчества композитора начинается с переездом в Вену (1752), где Глюк вскоре занял пост дирижера и композитора придворной оперы, а в 1774 г. получил звание «действительного императорского и королевского придворного композитора». Продолжая сочинять оперы-seria, Глюк обращается и к новым жанрам. Французские комические оперы («Остров Мерлина», «Мнимая рабыня», «Исправленный пьяница», «Одураченный кади» и др.), написанные на тексты известных французских драматургов А. Лесажа, Ш. Фавара и Ж. Седена, обогатили стиль композитора новыми интонациями, композиционными приемами, ответили потребностям слушателей в непосредственно жизненном, демократическом искусстве. Большой интерес представляет работа Глюка в жанре балета. В сотрудничестве с талантливым венским хореографом Г. Анджолини был создан балет-пантомима «Дон-Жуан». Новизна этого спектакля - подлинной хореографической драмы - определяется во многом характером сюжета: не традиционно сказочного, аллегорического, но глубоко трагедийного, остро конфликтного, затрагивающего вечные проблемы человеческого бытия. (Сценарий балета написан по пьесе Ж. Б. Мольера.)

Важнейшим событием в творческой эволюции композитора и в музыкальной жизни Вены явилась премьера первой реформаторской оперы - «Орфей » (1762), Древнегреческий миф о легендарном певце Глюк и Р. Кальцабиджи (автор либр., единомышленник и постоянный сотрудник композитора в Вене) трактовали в духе строгой и возвышенной античной драмы. Красота искусства Орфея и сила его любви способны преодолеть все преграды - эта вечная и всегда волнующая идея лежит в основе оперы, одного из самых совершенных творений композитора. В ариях Орфея, в знаменитом соло флейты, известном также в многочисленных инструментальных вариантах под названием «Мелодия», раскрылся оригинальный мелодический дар композитора; а сцена у врат Аида - драматический поединок Орфея и фурий - осталась замечательным образцом построения крупной оперной формы, в которой достигнуто абсолютное единство музыкального и сценического развития.

За «Орфеем» последовали еще 2 реформаторские оперы - «Альцеста » (1767) и «Парис и Елена» (1770) (обе на либр. Кальцабиджи). В предисловии к «Альцесте», написанном по случаю посвящения оперы герцогу Тосканскому, Глюк сформулировал художественные принципы, которыми руководствовался во всей творческой деятельности. Не найдя должной поддержки у венской и итальянской публики. Глюк отправляется в Париж. Годы, проведенные в столице Франции (1773-79), - время наивысшей творческой активности композитора. Глюк пишет и ставит в Королевской академии музыки новые реформаторские оперы - «Ифигения в Авлиде» (либр. Л. дю Рулле по трагедии Ж. Расина, 1774), «Армида » (либр. Ф. Кино по поэме Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», 1777), «Ифигения в Тавриде» (либр. Н. Гнияра и Л. дю Рулле по драме Г. де ла Туш, 1779), «Эхо и Нарцисс» (либр. Л. Чуди, 1779), перерабатывает «Орфея» и «Альцесту», сообразуясь с традициями французского театра. Деятельность Глюка всколыхнула музыкальную жизнь Парижа, вызвала острейшие эстетические дискуссии. На стороне композитора - французские просветители, энциклопедисты (Д. Дидро, Ж. Руссо, Ж. Д’Аламбер, М. Гримм), приветствовавшие рождение истинно высокого героического стиля в опере; его противники - приверженцы старой французской лирической трагедии и оперы-seria. Стремясь поколебать позиции Глюка, они пригласили в Париж итальянского композитора Н. Пиччинни, пользовавшегося в то время европейским признанием. Полемика между сторонниками Глюка и Пиччинни вошла в историю французской оперы под названием «войны глюкистов и пиччиннистов». Сами же композиторы, относившиеся друг к другу с искренней симпатией, остались вдалеке от этих «эстетических баталий».

В последние годы жизни, прошедшие в Вене, Глюк мечтал о создании немецкой национальной оперы на сюжет Ф. Клопштока «Битва Германа». Однако тяжелая болезнь и возраст препятствовали осуществлению этого плана. Во время похорон Глюкз в Вене исполнялось его последнее произведение «De profundls» («Из бездны взываю...») для хора и оркестра. Этим своеобразным реквиемом дирижировал ученик Глюка - А. Сальери.

«Эсхилом музыки» назвал Глюка страстный поклонник его творчества Г. Берлиоз. Стилистика музыкальных трагедий Глюка - возвышенная красота и благородство образов, безупречность вкуса и единство целого, монументальность композиции, опирающейся на взаимодействие сольных и хоровых форм, - восходит к традициям античной трагедии. Созданные в эпоху расцвета просветительского движения накануне Великой французской революции, они ответили потребностям времени в большом героическом искусстве. Так, Дидро писал незадолго до приезда Глюка в Париж: «Пусть появится гений, который утвердит подлинную трагедию... на лирической сцене». Поставив своей целью «изгнать из оперы все те дурные излишества, против которых уже долгое время тщетно протестовали здравый смысл и хороший вкус», Глюк создает спектакль, в котором все компоненты драматургии логически целесообразны и выполняют определенные, необходимые функции в общей композиции. «...Я избегал демонстрировать нагромождение эффектных трудностей в ущерб ясности», - сказано в посвящении «Альцесты», - «и я не придавал никакой цены открытию нового приема, если таковой не вытекал естественно из ситуации и не был связан с выразительностью». Так, хор и балет становятся полноправными участниками действия; интонационно выразительные речитативы естественно сливаются с ариями, мелодика которых свободна от излишеств виртуозного стиля; увертюра предвосхищает эмоциональный строй будущего действия; относительно законченные музыкальные номера объединяются в большие сцены и т. д. Направленный отбор и концентрация средств музыкально-драматической характеристики, строгое соподчинение всех звеньев большой композиция - вот важнейшие открытия Глюка, имевшие огромное значение как для обновления оперной драматургии, так и для утверждения нового, симфонического мышления. (Расцвет оперного творчества Глюка приходится на время интенсивнейшего развития крупных циклических форм - симфонии, сонаты, концепта.) Старший современник И. Гайдна и В. А. Моцарта, тесно связанный с музыкальной жизнью и художественной атмосферой Вены. Глюк, и по складу творческой индивидуальности, и по общей направленности исканий примыкает именно к венской классической школе. Традиции «высокой трагедии» Глюка, новые принципы его драматургии получили развитие в оперном искусстве XIX в.: в творчестве Л. Керубини, Л. Бетховена, Г. Берлиоза и Р. Вагнера; а в русской музыке - М. Глинки, исключительно высоко ценившего Глюка как первого среди оперных композиторов XVIII в.

И. Охалова

Сын потомственного лесничего, с ранних лет сопровождает отца в его многочисленных переездах. В 1731 году поступает в Пражский университет, где изучает вокальное искусство и игру на различных инструментах. Будучи на службе у князя Мельци, живет в Милане, берет уроки композиции у Саммартини и ставит ряд опер. В 1745 году в Лондоне знакомится с Генделем и Арном и сочиняет для театра. Став капельмейстером итальянской труппы Минготти, посещает Гамбург, Дрезден и другие города. В 1750 году женится на Марианне Пергин, дочери богатого венского банкира; в 1754 году становится капельмейстером Венской придворной оперы и входит в окружение графа Дураццо, управлявшего театром. В 1762 году с успехом ставится опера Глюка «Орфей и Эвридика» на либретто Кальцабиджи. В 1774 году после нескольких финансовых неудач следует за Марией-Антуанеттой (у которой он был учителем музыки), ставшей французской королевой, в Париж и завоевывает благосклонность публики несмотря на сопротивление пиччиннистов. Однако огорченный провалом оперы «Эхо и Нарцисс» (1779), оставляет Францию и уезжает в Вену. В 1781 году композитора разбивает паралич, и он прекращает всякую деятельность.

Имя Глюка отождествляется в истории музыки с так называемой реформой музыкальной драмы итальянского типа, единственной известной и широко распространенной в его время в Европе. Он считается не только великим музыкантом, но прежде всего спасителем жанра, искаженного в первой половине XVIII века виртуозными украшениями певцов и правилами условных, основанных на машинерии, либретто. В наши дни позиция Глюка уже не кажется исключительной, поскольку композитор не был единственным творцом реформы, необходимость которой чувствовали и другие оперные композиторы и либреттисты, в частности итальянские. Кроме того, понятие упадка музыкальной драмы не может относиться к вершинным произведениям жанра, но разве что к низкопробным сочинениям и малоодаренным авторам (трудно обвинить в упадке такого мастера, как Гендель).

Как бы то ни было, побуждаемый либреттистом Кальцабиджи и другими членами окружения графа Джакомо Дураццо, управителя венских императорских театров, Глюк ввел в практику ряд новшеств, которые безусловно привели к крупным результатам в области музыкального театра. Кальцабиджи вспоминал: «Господину Глюку, который плохо говорил на нашем языке [то есть на итальянском], было невозможно декламировать стихи. Я прочел ему „Орфея" и несколько раз продекламировал многие фрагменты, подчеркивая оттенки декламации, остановки, замедление, убыстрение, звуки то тяжелые, то плавные, которые мне хотелось, чтобы он употребил в своей композиции. Одновременно я просил его убрать все фиоритуры, каденции, ритурнели и все то варварское и экстравагантное, что проникло в нашу музыку».



Похожие статьи
 
Категории