Русская культура XVII-XVIII века. Культура России XVII – XVIII веков

17.04.2019
- 17.56 Кб

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существо-130

вания. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

Классицизм представлен в литературе такими именами – П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин (Россия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре – Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре – Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк, В. А. Моцарт (Австрия).

Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).

Европейское же искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала: классицизм и романтизм. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля - античные классические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму.

Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естествен- ный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.

Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль - Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место

портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре - при планировке и оформлении интерьера, в живописи - в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.

Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастает во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика, и критики начинают требовать от нового искусства, прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».

Тяготение изобразительного искусства к занимательности, по-вествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии.

Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр –

обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глуби- ной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки – опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений – оратория и месса. Достижением музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх с множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т. д.

Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало издание фундаментальной « Энциклопедии наук, искусств и ремесел», начатоеД. Дидро (1713-1784) и Д"Аламбером. В «Энциклопедии» систематизированы важнейшие научные достижения человечества и утверждена система культурных ценностей, отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени.

В полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость – философ, естествоиспытатель, поэт и прозаик – Вольтер. Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера «Кандид, или оптимист» в полной мере отразило общие тенденции развития просветительской литературы.

Основоположник просветительского романтизма в литературе – Ж. Ж. Руссо. Его морально-эстетические идеалы в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Последователями русизма были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шадерло де Лакло («Опасные связи»).

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально- политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Куль-134

турное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

Описание работы

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

«Художественная культура Просвещения» - История. Адам Смит. Художественная культура. Токката и фуга. Даниэль Дефо. Жан Батист Шарден. Идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании. Людвиг ван Бетховен. С рынка. Просвещение. Жан Антуан Гудон. Затруднительное предложение. Клятва Горациев. Лунная соната. Джонатан Свифт.

«Философия Нового времени» - Учебный материал Спор эмпиризма и рационализма. 11. Деизм – признание Бога первопричиной развития природы. Ключевые понятия Проблема бытия в философии Нового времени. Для всех специальностей. Ключевые понятия Механицизм как черта онтологии. Механицизм – абсолютизация законов механики. Бог как безличная причина мира (Галилей, Кеплер, Ньютон).

«Век Просвещения 18 век» - Народ. Общественный договор. Ограниченная монархия. Формы правления. Локк. Руссо. Монтескье. Царство Разума (всеобщее благо). Астрономия Медицина Физика Математика. Республика. Темнота Невежество. Гоббс. Научные открытия XVII века Реформация Возрождение. Н. Коперник И. Ньютон Г. Галилей У. Гарвей Д. Бруно Р. Декарт.

«Новая философия» - Философия кризиса. Но! «Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой». Сам себе человек известен не только извне, но и изнутри. Вопросы для самопроверки: «Вникши в Ницше». Закон перехода количественных изменений в качественные. Антитеза Просвещению. Георг Гегель.

«Культура 17-18» - Пышность. Маньеризм (вычурный): Естественность. Лёгкость. Барокко. Активно развивается книгопечатание. Барокко: призван прославлять монархию и аристократию, возвеличивать церковь. Световой и цветовой контраст. Реалистическая живопись. Причудливость линий, орнаментов. Яркость красок. Изломанность контурных линий.

«Эпоха просвещения» - Давид. Художник с женой. Фридрих ШИЛЛЕР. 16. Френсис бэкон. Просвещение. Реформирующиеся монархии эпохи Просвещения. Декарт. Французский писатель и философ - просветитель. Голландский художник позднего Возрождения. Рембрант. Ньютон. Вольтер. «Причудливый» стиль европейского искусства XVII – XVIII вв.

Всего в теме 12 презентаций

XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры стали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в XIX в. и продолжается по сей день.

У одних начавшиеся перемены вызывали самую высокую оценку, восторг и восхищение, другие же, напротив, оценивали их весьма критически . усматривая в них истоки всех последующих бед и несчастий России. В частности, русский религиозный философ П.Я. Чаадаев дает резко отрицательную оценку деяниям Петра, считая, что тот «вырыл пропасть между нашим прошлым и нашим настоящим».

Столь же критически смотрит на Петра французский философ- просветитель Д. Дидро, полагая, что своей слишком поспешной и форсированной европеизацией он нанес России непоправимый вред, лишив ее возможности и в будущем успешно осваивать западные достижения. Некоторые авторы укоряют Петра за то, что он разрушил прежнюю целостность русской культуры, сделал ее разорванной, противоречивой и больной, расколол на две части, одна из которых — культура высших слоев общества — утратила самобытность русской культуры, стала чужеродной для основной массы народа.

Сторонники петровских преобразований придерживаются иной точки зрения. Так, авторитетный историк С.М. Соловьев полагает, что европеизация оказалась вполне совместимой с культурно-историческим развитием России. По его мнению. Петр своими реформами осуществлял то, что на Западе имело место в эпоху Возрождения. Примерно такого же мнения придерживался историк К.Д. Кавелин.

Петровские реформы трудно оценить однозначно, они имели двойственный характер. Прежде всего сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и потому правильным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде вряд ли были осуществимы, либо они могли привести к утрате Россией своей самостоятельности и независимости, а вместе с этим — к исчезновению ее самобытности.

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою территорию — за счет присоединения Крыма. Северного Причерноморья, Северного

Кавказа и западных земель, превратили ее в великую и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и черноморской державы. В ней возникли новые крупные города — Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.

Высокий экономический и военный потенциал России позволял ей оказывать огромное влияние на ход мировой истории. В то же время грандиозные преобразования стати тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Исключительно сложной и неоднозначной является также фигура Петра. Он обладай невероятной силой воли, неистощимой энергией, твердым и настойчивым характером, был одарен многими талантами. Его кипучая деятельность покоилась не только на воле, но и на широких знаниях, богатом практическом опыте. Петр был человеком высокой культуры. Он знал два иностранных языка (голландский и немецкий), в совершенстве владел 14 ремеслами, имел острый ум и образное мышление, наделен был сильным эстетическим чутьем.

Петр сожалел, что не может работать одновременно двумя руками: держать в правой руке шпагу, а в левой — перо. Это позволило бы ему сделать гораздо больше. Он считал, что предназначение государства — внутренняя и внешняя безопасность, а свою славу оно должно находить в искусстве и науке. Разворачивая Россию на Запад, он не отрекался от отечественной культуры и древних традиций. Он проявлял глубокое уважение к прошлому, что получало выражение в строительства новых храмов, в особом почитании дела Александра Невского, останки которого были перенесены в Петербург, в специально построенную для этого Невскую лавру.

Хотя эпоха «просвещенного абсолютизма» в России связывается с Екатериной II, наделе именно Петр был настоящим просвещенным монархом. То же самое можно сказать по отношению к Западу. Европа не знала такого правителя, как Петр, хотя понятие «просвещенного абсолютизма» обычно относят к ней. Петра по праву называли «северным исполином». Подчеркивая масштабы его выдающейся личности, Пушкин отмечал, что Петр «один есть целая всемирная история».

В то же время его личность не была лишена крайностей. В его деяниях воля и произвол иногда брали верх над мерой и разумом. Некоторые свои реформы он начина! без должной подготовки, а при их проведении допускал излишнюю поспешность и нетерпение. Его любимыми выражениями были «не мешкать», «учинить по сему немедленно». Максимализм и бескомпромиссность Петра иногда переходили в дикую ярость и беспощадную жестокость. Это случалось даже по отношению к его близким, в частности к сыну Алексею.

Глубокому реформированию были подвергнуты практически все области общественной жизни — государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное содержание и характер проводимых реформ выражали две тенденции: секуляризация, т.е. обмирщение. ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре. а также ее европеизация.

В 1711 г. вместо прежней многочисленной Боярской Думы (до 190 человек) Петр I учреждает Сенат . состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Критерием отбора в Сенат служили лишь деловые качества, а прежние наследственные привилегии не учитывались. Сенат выступат как высший орган по делам законодательства и государственного управления.

Ранее существовавшие приказы были заменены 12 коллегиями (министерствами ), ведавшими отдельными сферами государственного управления. Страна была поделена на губернии и уезды. Благодаря этим нововведениям государство достигало высшей степени централизации и превращалось в абсолютную монархию.

Исключительно важное значение имела реформа Церкви , которая существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной церкви — упразднение патриаршества. Его место заняла Духовная коллегия, или Святейший синод , во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Фактически Синод мало чем отличался от других государственных учреждений.

Церковь лишилась части своих земель и доходов, что существенно ослабляло сс экономические основы. Духовенство ставилось в один ряд с другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность не только содействовать проводимым преобразованиям, но и помогать властям в сыске и задержании противников реформ. От них при этом требовалось даже нарушение тайны исповеди: под страхом казни священники должны были доносить о намерениях исповедовавшихся совершить государственное преступление. В результате всех этих мер произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.

Петровская эпоха создана благоприятные условия для оживления экономики. Россия начинает активно осваивать промышленное производство. В стране быстро растет число ткацких и текстильных предприятий, в особенности по производству сукна и шерсти. Урал становится центром по выплавке металла, который с 20-х гг. XVIII в. вывозится за рубеж. Впервые организуется промышленное производство фарфора.

Значительный прогресс наблюдается во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский теплотехник И.П. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и построил паросиловую установку, опередив английского изобретателя Д. Уат- та. Механик-самоучка И.П. Кулибин изобрел многие механизмы — часы, прожектор, семафорный телеграф, разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство. Петр I придавал большое значение торговле, называя ее «верховной обладательницей судьбы человеческой», и всячески содействовал ее развитию. По его инициативе устраиваются крупные ярмарки, строятся каналы: построен Вышневолоцкий, начато строительство Волго- Донского.

Развитие материальной культуры и экономики позволило провести модернизацию армии , что сделало ее одной из самых современных и сильных. В русской армии впервые появляется конная артиллерия, начинают использоваться ручные гранаты и штык. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота - любимого детища Петра.

Русская наука XVIII в.

XVIII век стал временем создания в России системы светского образования и науки, которые раньше практически отсутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизни остро ставили проблему подъема культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведений. В 1701 г. на Сухаревой башне в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 г. была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чуть позже по типу Навигацкой появляется еще несколько школ — Инженерная, Артиллерийская и Медицинская.

В 1703 г. в Москве открывается частная общеобразовательная гимназия Э. Глюка, имевшая задачей подготовку кадров для научной деятельности. Основу начального образования в губернских городах составили цифирные школы. В специальных школах для подьячих готовили разного рода чиновников. При наиболее крупных мануфактурах — на Урале и других местах — открывались ремесленные училища. В 1722 г. появилось первое коммерческое училище.

В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия , созданная по инициативе Петра и открытая в 1725 г. Первоначально в состав Академии входили главным образом иностранные ученые, изъявившие желание работать в России. Многие из них имели мировую известность: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, ботаник П. Паллас. Первыми русскими академиками были географ С.Г1. Крашенинников, натуралист и путешественник И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и др.

В отличие от западных Российская академия не занималась богословием, являясь целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. В 1732 г. при ней было организовано художественное отделение. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня.

Исключительную роль в развитии отечественной и мировой науки сыграл великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765), ставший первым русским членом Академии в 1745 г. Он был не только великим естествоиспытателем, но и поэтом, филологом, художником, историком. По масштабу своей личности он ни в чем не уступал европейским титанам эпохи Возрождения. Подчеркивая универсальный характер его личности, А.С. Пушкин отмечал, что «Ломоносов обнял все отрасли просвещения», что «он все испытал и во все проник».

Важнейшей вехой в становлении и развитии российской науки и образования явилось основание в 1755 г. Московского университета. Первоначально он имел три факультета: философский, медицинский и юридический. Затем он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. В 1783 г. создается Российская академия наук, первым президентом которой становится княгиня Е.Р. Дашкова. Академия также сыграла огромную роль в развитии отечественной науки. Первым ее крупным научным достижением явился шеститомный «Словарь Российской академии», содержавший толкования основных научных терминов и понятий. В целом можно с полным основанием сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед. Начиная почти что с нуля, она смогла подняться до мирового уровня.

XVIII столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании , значительным оживлением и подъемом общественной мысли. Этому способствовали как петровские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и . Одна из важных черт происходящих в общественном сознании изменений — ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала. Вторая существенная черта — стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом национального самосознания.

Крупным русским мыслителем XVIII в. был Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра. В своих работах («Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» и др.) он разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Опираясь на европейские идеи естественного права, общественного договора и общего блага и сочетая их с российскими особенностями, Прокопович. будучи почитателем Петра, всячески прославлял его деяния и подавал его за образец просвещенного монарха. Он был также идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходимость ее подч и нения государству.

Интересным и глубоким мыслителем-самоучкой был И.Т. Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве». Будучи сторонником Петра, он вместе с тем стоял в оппозиции к дворянству, выражая и отстаивая интересы крестьянства, купечества и ремесленников.

Осмыслению прошлого России посвящены труды В.Н. Татищева — первого крупного русского историка, написавшего «Историю Российскую с самых древнейших времен». В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I.

— писатель и философ — занимает особое место в духовной жизни России. Он разработал концепцию русского Просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель нарисовал яркую картину ужасающего положения крепостного крестьянства, в котором увидел глубинные истоки будущих потрясений России. Радищев предложил проект реформ сверху, которые носили демократический характер и включали освобождение крестьян.

Русская литература XVIII в.

Художественная культура России XVII I в. также переживает глубокие изменения. Она все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада. К середине столетия в ней вполне сложились основные европейские стили: классицизм и барокко.

В литературе классицизм представляют А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский и М.В.Ломоносов. Первый из них добился литературной славы своими сатирами. Из-за содержавшихся в них острот, шуток и сарказмов, направленных против власти имущих и духовенства, нажил себе влиятельных врагов при дворе, что задержало их публикацию на три десятилетия.

Тредиаковский является автором поэмы «Тилемахида». Он также внес значительный вклад в теорию литературы, разработав принципы русского стихосложения, оказал влияние на поэзию В.А. Жуковского. А.А. Дельвига, Н.И. Гнедича. Многие его последующие произведения были также написаны в форме од, имевших глубокое философское содержание и высокое гражданское звучание. Помимо этого он является автором трагедий, сатир и эпиграмм. Некоторые его произведения по стилю близки к барокко.

Русская архитектура XVIII в.

В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России - Санкт-Петербург — представляла собой резкий контраст с Москвой. Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер, покоившегося на строгой плакировке улиц, площадей, административных зданий и дворцов. До недавнего времени именно Петербург считался настоящим современным городом, тогда как Москву часто называли «большой деревней». Некоторые почитатели красавца-Петербурга предлагали называть его «восьмым чудом света» — в дополнение к известным «семи чудесам».

Только сегодня, в связи с появлением архитектуры постмодернизма, вызвавшей переоценку ценностей, Москва по своей архитектурной значимости вновь возвысилась над Петербургом.

Русский классицизм в архитектуре XVIII в. представляли И.Е. Сгаров, Д. Кваренги, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Кваренги создал павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Баженов и Казаков творили в Москве. Первому принадлежит великолепный дом Пашкова, а второму — старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница.

Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве Д. Трезини и В.В. Растрелли. Первый построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. Второй — Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

Русская живопись XVIII в.

XVIII век стал временем расцвета русской живописи. Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются A.M. Матвеев и И.Н. Никитин. Первый написал «Автопортрет с женой» и парные портреты супругов Голицыных. Наиболее известные работы второго — «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе».

Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчестве Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Первый прославился картинами «Неизвестная в розовом платье» и «В.Е. Новосильцова». Левицкий создал картины «Кокоринов», «М.А. Дьякова». Боровиковскому принадлежит известное полотно «М.И. Лопухина». Наряду с портретной успешно развивается историческая живопись. Ее представляет А.П. Лосенко. написавший картины «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Художник работал также в жанре портрета.

В XVIII в. в России рождается и успешно развивается современная скульптура. Здесь также ведущее место занимает портрет. Наиболее значительные достижения связаны с творчеством Ф.И. Шубина, работавшего в духе классицизма. Он создал портреты-бюсты

A.M. Голицына, M.P. Паниной, М.В.Ломоносова. В стиле барокко творил Б. Растрелли. Лучшим его произведением является «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». В жанре монументальной скульптуры самым известным творением является «Медный всадник», созданный Э. Фальконе.

В XVIII в. заметные изменения происходят и в музыке, хотя и не такие глубокие, как в других видах искусства. Создается новый национальный инструмент - балалайка (1715). С середины столетия получает распространение гитара. Продолжает успешно развиваться церковно-певческая. хоровая музыка. В то же время возникают новые жанры. В частности, появляется военная музыка, исполняемая духовыми оркестрами. Возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка. Многие аристократы заводят домашние оркестры. Особого выделения заслуживает творчество Д.С. Бортнянского, создававшего прекрасные хоровые произведения, а также оперы «Сокол», «Сын-соперник».

В XVIII в. рождается первый профессиональный русский театр. Его создателем стал великий актер Ф.Г. Волков.

Глубокие изменения затронули не только рассмотренные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летоисчисления и календаря. По указу Петра вместо прежнего счета годам от «Сотворения мира» впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова. т.е. с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда. Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась и новая традиция - торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

По другому указу Петра вводилась новая форма общения людей — ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы — французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том. что дамы дворянского общества начинают музицировать на клавесине.

Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Культурные преобразования и нововведения XVIII в. касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. К тому же эти процессы проходили не без издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов общества начисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее объективно они были необходимы и неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.

XVIII – XIX в. РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

1. Культура Русского Просвещения и реформы Петра 1.

2. Культура Петербургского периода.

3. Культура России в XIX веке. Золотой век Русской культуры.

Основным содержанием Петровских реформ было разделение единой до того культуры на светскую и религиозную.

Новыми явлениями в русской жизни стали: библиотеки и общедоступный театр, кунсткамера (первый музей). Академия наук, парки и парковая скульптура, дворцовая архитектура и морской флот.

Однако проводившие реформы слишком «твердой» рукой царя приобрели не только сторонников (Ф.Прокопович, И.Т. Посошков, В.Н.Татищев), но и противников, таких как князь Михаил Щербатов (1733-1790) (историк, писатель), который уже после смерти Петра 1 написал в своих работах «О повреждении нравов в России», семитомная «История Российская от древнейших времен», что просвещение портит нравы. Он идеализировал допетровскую старину как цельной и чистой в нравах, и как результат исторического процесса – упадок веры и нравов, и разврат. Причину этого он видел во вторжении иноземной внешней культуры.

Выдающаяся просветительница XVIII века в России – княгиня Е.Р. Дашкова (1744-1810), получившая еще в детстве редкое по тем временам европейское образование, сторонница идей Французского Просвещения, не могла согласиться с жестокостью и насилием Петровских реформ. Она отмечала нечеловеческие условия строителей Петербурга, сони тысяч умерших от болезней и голода, при строительстве Троицкой гавани у Таганрога, строительством которой руководил Петр 1. Огромные человеческие и материальные жертвы при углублении Кронштадского фарватера, а главное унижение человеческого достоинства представителей всех сословий, особенно священнослужителей.

Отношение Петра 1 к старой церкви и религиозности Бердяев сравнивал с большевистскими – «Петр высмеивал религиозные чувства старины, устраивал всешутейский собор с шутовским патриархом». Церковь после такой огромной роли, какую играла в прошлом, заняла скромное положение в политической и частной жизни. Усилился религиозный раскол, что породил раскол гражданский, посев в народе недоверие к власти. И как следствие этого появились течения славянофилов и западников, а затем и евразийцев. И в результате чего сформировалась интеллигенция, которая, преувеличивая размеры и природу зла старой русской жизни, довела этот раскол до революции и гибели Великой русской культуры.

Но отрицать великое значение реформ Петра 1, значит не признавать государственность, обеспечивающую России двухсотлетнее существование в ряду главных европейских держав.

Основными этапами этого периода являются;

1. Появление светских школ (первая навигационная и артиллерийская в 1701 году, медицинская, где учение приравнивалось к службе, в 1714 г). Дворян стали направлять учиться за границу, а специальный указ 1714 года, запрещал неграмотным дворянам жениться. Во второй половине XVIII века в России было около 20 профессиональных школ. Появились учебники - «Арифметика» Магнитского (1703). Для печатания книг с 1708 года был введен упрощенный гражданский шрифт и арабские цифры. В 1714 году создается первая Государственная библиотека. В 1719 году открывается первый русский музей – Кунсткамера.

2. Рост промышленности сопровождается подъемом естественных наук: географы изучили Каспийское и Аральское моря, В. Атласов – устюжский крестьянин, составил первое описание Камчатки, в 1720 году была отправлена в Сибирь первая научная экспедиция М. Шмидта, рудознатцы нашли каменный уголь в Подмосковье и Кузнецке, серебро и медь – в Забайкалье.

3. Итогом петровских преобразований в сфере науки и просвещения стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук, в которой были объединены научно-исследовательские и педагогические функции. Крестьяне М. Ломоносов, М. Головин, солдатские дети И. Лепехин С. Крашенников были в числе первых академиков русской науки. Открытие М. Ломоносова, имели мировое значение: атомно-молекулярная гипотеза строения вещества, закон сохранения материи и движения заложили основы новых наук – физической химии и астрофизики. М. Ломоносов создал исторический труд «Древняя Российская история». Учебники по грамматике, риторике, завершил реформу русского стихосложения. Наука в России развивалась как часть науки мировой.

4. Ближайшее окружение Петра состояло из людей известных не родовитостью, а деловыми качествами (Меньшиков, Курбатов, Шахиров).

5. Европеизация коснулась быта российского: летоисчисление от рождества Христова (1января), бритье бород, одежда европейского покроя, материал одежды – шерсть с фабрик, которые получили свое развитие при Петре 1. Символом эпохи стали ассамблеи, которые были введены по указу царя с 1718 года – это новая форма общения высшего круга дворянского общества: они танцевали, беседовали, играли в шахматы, пили кофий.

6. Преобразование коснулось лишь дворянства, и почти не коснулось крестьянства. В эпоху Петра 1 начался раскол общества и культуры на западную европейскую культуру и цивилизацию, и народную, крестьянскую.

7. Петровские Указы регламентировали не только внешний вид человека, жилища, но и всю жизнь от рождения до смерти.

Каждый родившийся на свет заносился в метрическую книгу, заведенную при церкви, чтобы его вовремя определить в школу, канцелярию, назначить подушную подать. Умершего даже хоронить надо было в гробу, установленного образца.

Петр воплотил идею о введении в повседневную жизнь «регулярства» - главным элементом, которого являлась военная реформа.

Идея «регулярства» воплотилась и в организующей роли государства по отношению к культуре, ее финансированию, подготовке кадров.

Многие деятели культуры находились на государственной службе и получали жалование- М.С. Ломоносов, Г.Р. Державин, Ф.Г. Волков.

Петр 1 имел особенность вникать во все детали, от проводимых им реформ до устройства садов и парков Петербурга.

2. Культура Петербургского периода XVIII века.

Центром культурных преобразований и зарождение новой культуры явилась новая столица государства – Петербург.

Петербург был задуман как образец новой культуры. Был разработан план застройки города, впервые русский город строился по правилам: прямые улицы, высота домов по правилам архитектуры того периода, полукружие площадей, трехлучье улиц, бульвары.

Архитектор Леблон (ученик Андре Ленотра – главного архитектора при Людовике XIV ) разработал план застройки города. Архитектор Трезини построил Петропавловский собор. В середине XVIII века Растрелли, в стиле барокко построил ансамбль Смольного собора, Зимний дворец, Большой дворец в Царском селе и Петергофе. Русский архитектор А. Кокорин, в стиле классицизма построил здание Академии художеств в Петербурге. Выдающиеся русские архитекторы В.Баженов, М. Казаков в стиле классицизма создали много прекрасных зданий в Петербурге, Москве, Твери.

В 1757 году открыта Российская императорская Академия художеств, в которой выросло новое поколение художников: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В. Боровиковский (портретисты).

Развивается монументальная скульптура: Иван Мартос создает скульптуры в стиле классицизма (памятник Минину и Пожарскому). Скульпторы И. Прокофьев, Ф. Шубин (бюсты Ломоносова, Потемкина), Э. Фальконе (Медный всадник).


В
XVII
веке
происходит
обмирщение
культуры,
т.е.
усиление светских начал в культурной
жизни
1. Развитие просвещения в России.
Издание учебников, например «Грамматика»
Мелентия Смотрицкого
Рост количества грамотных людей среди
дворянства и посадских людей

Русская культура XVII-XVIII века
1687г. – Славяно-греко-латинская академия
– первое высшее учебное заведение
в
России, основатели - братья Лихуды
2. Развитие литературы в России.
-исторические повести: «Повесть об Азовском
сидении», первое печатное историческое сочинение
«Синопсис» (автор И. Гизель) – краткий обзор
русской истории
- тенденция превращения житийной литературы
в
автобиографические
повести,
например
«Житие» Аввакума

Русская культура XVII-XVIII века
- Становление нового жанра в литературе –
сатирического, например «Повесть о Шемякином
суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»
- Становление стихосложения – вирши Симеона
Полоцкого
3. Архитектура
- Переход от крестово-купольного
шатровому стилю
храма
к
- Попытка сохранить традиционное пятиглавие
- Появление нового стиля -
(московское) барокко
«нарышкинское»

Храм Ильи Пророка в Ярославле (1693-1694гг.)

Михайло-Архангельский собор в Нижнем Новгороде (1628-1631гг.)

Храм Покрова в Филях (1693-1694гг.)

Новодевичий монастырь в Москве

Теремной дворец (1635–1637) построен при царе Михаиле Федоровиче
архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Л. Ушаковым и Т.
Шарутиным. Это первое каменное здание на Руси, предназначенное
для повседневной жизни, а не для торжественных приемов (ранее
жилые постройки строились только из дерева)

Деревянное зодчество
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Покровская
церковь в
Кижах,
1714г.

Русская культура XVII-XVIII века
4. Живопись
Иконопись Симона Ушакова – попытка
отражения земной красоты в искусстве
Икона
Владимирской
богоматери
Спас Нерукотворный, 1676г.

Русская культура XVII-XVIII века
Становление портретной живописи светского
характера.
Парсуна – переход от иконы к светскому портрету
Федор Иванович
М.В. Скопин-Шуйский
Патриарх Никон

Русская культура XVII-XVIII века
5. Театр
1672г. –возникновение придворного театра под
руководством пастора Грегори

Русская культура XVII-XVIII века
Первая четверть XVIIIв. – европеизация «сверху» –
специфическая черта культурных преобразований
-Ведущая
роль
государства
в
«насаждении»
культурных преобразований
-резкое
ускорение
формирования
светского
характера культуры
-Столкновение
традиционного
и
европейскомодернизационного начал в процессе культурных
преобразований
-Складывание «двух культур» – европеизированной
культуры «верхов» и традиционной культуры «низов»

Европеизация
одежды
досуга
(введение ассамблей(1718г.),
курение, употребление кофе)
внешнего вида
(бритье бород,
ношение париков) Появление книг об
этикете («Юности
честное зерцало»)

Русская культура XVII-XVIII века
1. Развитие просвещения
- Открываются школы
А) профессиональные (Навигацкая, Артиллерийская,
Инженерная)
Б) «цифирные» - для обучения грамоте детей дворян
и чиновников
В) издание учебников («Арифметика» Л.Магницкого)
-Реформа шрифта (1798г. – появление
гражданского шрифта)
-Появление первой печатной газеты «Ведомости»
(1702г.)

2. Развитие научных знаний
А) техники и механики (токарный станок
А.Нартова)
Б) геологии, астрономии, медицины,
географии, истории
В) 1719г. – первый музей Кунсткамера
1724г. – открытие Российской Академии
наук
Здание Кунсткамеры, архитекторы
Георг Маттарнови, Н. В. Гербель,
М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Р.Р.
Марфельд, 1718-1734гг

2. Архитектура
Становление общеевропейского стиля
архитектуры
-регулярная планировка
-приоритете каменной архитектуры над
деревянной
-доминирование светских начал
Строительство СанктПетербурга
Здание двенадцати коллегий, архитекторы Доменико Трезини, Теодор
Швертфегер, 1722-1742гг.

Архитектурный стиль – «петровское барокко»
Летний дворец Петра I,
Д. Трезини
Меншиковский дворец,
Д. М. Фонтана, Г.И. Шедель

2. Живопись
Становление светского
искусства. Доминирование
портретного жанра
М. Матвеев «Автопортрет с женой»

И. Никитин,
Портрет напольного
Гетмана
И. Никитин,
Петр I на смертном
одре

Середина XVIII века
1) Развитие науки и техники
20-40-е гг. – Камчатские
экспедиции (В.Беринг и
А.Чириков подтвердили пролив
между Азией и Америкой)
1755г. – открытие Московского
университета (М.В.Ломоносов)
2) Литература
Неизвестный художник
Переход к классицизму
«Портрет Ломоносова»
А.Кантемир, В.Тредиаковский, М. Ломоносов,
А. Сумароков
3) Архитектура
Утверждение стиля барокко

Зимний дворец, Б. Растрелли,
1757-1762гг.
Аничков дворец, М. Земцов,
1741-1753гг.

Большой
Екатерининский
дворец, Б.Растрелли,
1752-1756
Никольский морской собор,
С.Чевакинский
Смольный собор, В.Растрелли

Середина XVIII века
4) живопись
1757г. – открытие Академии Художеств
А. Аргунов «Портрет
неизвестной в
русском костюме»
А. Антропов «Портрет
Екатерины II»

5) Театр
Становление государственного профессионального
русского театра
1756г. – А. Сумароков и Ф. Волков
Портрет Ф. Волкова,
А. Лосенко, 1763г.

Вторая половина XVIII века
1. Образование
Расширяется сеть учебных заведений
(сохраняется принцип сословности)
1764г. – Смольный институт
благородных девиц
Воспитательный дом в Москве для
незаконнорожденных
детей(подкидышей) и сирот.
Организовал И. Бецкой
1773г. – Горное училище в СанктПетербурге

2. Наука и техника
И.Ползунов
1763г. – разработал проект
универсального парового двигателя
1765г. – создавал для заводских
нужд паровую машину
И. Кулибин
1773-1775гг. – создал телескоп,
разработал проект одноарочного
моста через р.Неву, создал
«зеркальный фонарь» – прообраз
прожектора, разработал и построил
для Екатерины II дворцовый лифт

3. Архитектура
Во второй половине XVIII века в
архитектуре преобладает стиль классицизм
(строгость, четкая симметрия, скромное
строгое внешнее оформление)
4. Скульптура
Сформировались два направления:
1) Реалистическое (творчество Ф.Шубина)
2) Классицизм (творчество Э.Фальконе)

Санкт-Петербург
М
Таврический дворец, И.Старов
Мраморный дворец,
А.Ринальди
А.Струйской
В.Боровиковский.
Портрет Е.Нарышкиной
В.Боровиковский.
Портрет М.Лопухиной
А. Лосенко, «Владимир и Рогнеда»

Д.Левицкий, портрет
Е.Хованской и Е.Хрущёвой
Д.Левицкий, портрет
Е.Нелидовой

Похожие статьи
 
Категории