История ингушей кто они были. Чем ингуши отличаются от чеченцев

25.02.2019

Ей; мн. Один из кавказских народов; лица, относящиеся к этому народу. ◁ Ингуш, а; м. Ингушка, и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. Ингушский, ая, ое. И. язык. * * * ингуши (самоназвание галгаи), народ в России. Живут в основном в Ингушетии (свыше… … Энциклопедический словарь

ИНГУШИ, ингушей, ед. ингуш, ингуша, муж. Одна из кавказских народностей, родственная чеченцам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИНГУШИ, ей, ед. ингуш, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Ингушетии. | жен. ингушка, и. | прил. ингушский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ингуши - ИНГУШИ, ей, мн (ед ингуш, а, м). Народ, составляющий коренное население Ингушетии, республики в составе России, расположенной в центральной части северных склонов Большого Кавказа; люди, принадлежащие к этому народу; яз. ингушский, один из… … Толковый словарь русских существительных

- (самоназвание галгаи) народ общей численностью 237 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 215 тыс. чел., Ингушетия, Чечня, Северная Осетия 197 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан 20 тыс. чел. Язык ингушский.… … Современная энциклопедия

Мн. 1. Народ нахской этноязыковой группы. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

- (самоназвание галгаи), народ в Российской Федерации (215,1 тыс. человек). Живут в основном в Ингушетии, Чечне (163,8 тыс.) и Северной Осетии. Язык ингушский нахской группы кавказ ско иберийских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник:… … Русская история

- (от им., теперь уже не существующего, большого аула Ангушт или Ингушт). Народность чеченского племени, населяющая часть Сунженского отдела Терской области. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

ИНГУШИ - северокавказский народ с берегов Терека; ок. 150 тыс. человек по религии магометане; сто лет тому назад покорились России после длительной и кровопролитной борьбы; во время революционных вспышек 1905 7 гг. отряды И шей шли по вольному найму на… … Казачий словарь-справочник

ингуши - представители родственного чеченцам (см.) вайнахского народа. Для них свойственны неспешность в действиях и поступках; проницательность и сообразительность; большая, чем у чеченцев, выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.… … Этнопсихологический словарь

Книги

  • Ингуши , . В монографии рассматриваются основные этапы -этнической истории ингушей; взаимосвязь этнополитических, этнодемографических и этнокультурных изменений на протяжении XX-XXI вв. Приводятся…
  • Ингуши (изд. 1925 г.) , Н. Ф. Яковлев. Содержание книги (написание оригинала сохранено):1. У ингушей на плоскости:Жилище, пища, правила вежливости и гостеприимства, письменность. 2. Семья и род (`фамилия`):Родственные связи,…

Ислам в Ингушетии

Первые шаги арабо-мусульманской культуры в Ингушетии, а затем ее мощное и глубокое проникновение во все слои общества - важный, неравномерный, противоречивый, длившийся столетиями процесс.

Сам процесс и причина принятия ислама на сегодняшний день изучены недостаточно по массе причин, в том числе и из-за отсутствия документов, несмотря на его чрезвычайную актуальность и большую роль ислама во всех сферах жизни ингушей. Процесс исламизации небольшой территории Центрального Кавказа затянулся, он прошел несколько этапов, в течение многих столетий. Длительный путь ислама в Ингушетии - итог стечения многих обстоятельств борьбы местного населения против попыток установить господство и навязать новую религию вместо укоренившихся здесь языческих представлений, а также и христианства.

Новая монотеистическая религия со своеобразной системой этико-правовых представлений и религиозно-политических институтов, зародившаяся в Аравии стала распространяться в ходе арабских завоеваний в Vll - X вв.

Впервые с исламом предки ингушей столкнулись еще в Vll - lX вв. в период арабо-хазарских войн за обладание Кавказом.

Источники отмечают походы против алан 723 г., наряду с военными действиями шла исламизация завоеванных территорий. Известны имена некоторых знаменитых арабских политических и религиозных деятелей; это Абдул Малик, Абу Муслим, способствовавшие первоначальному проникновению ислама на Восточный Кавказ. К примеру, в ингушском ауле Эрзи была найдена бронзовая фигурка орла, на шее которой имеется арабская куфическая надпись о постройке или возведении мечети.

Кратковременность пребывания арабов на Северном Кавказе, частые волнения в Закавказье, и общее ослабление арабского влияния привели к тому, что распространение ислама в горах несколько задержалось. Последовавшее затем усиление христианских государств (Грузия) и их возросшее влияние на горцев вновь привели к ослаблению среди них ислама и усилению роли христианства и язычества.

В исламизации Ингушетии значительную роль сыграл и тюркский элемент. Выдающийся востоковед В.В.Бартольд отмечал, что: «победа тюркского элемента сопровождалась победой ислама и мусульманской культуры». Отмечается в регионе наличие кипчаков и сельджуков, которые все настойчивей и упорней проводили идеи ислама.

В Xlll в. на территорию Северного Кавказа вторглись монголы, которые разрушили Аланию, где на ряду с язычеством было и христианство.

При монголах тюркский элемент еще более усилился, так как он составлял значительную часть монгольского войска. При Гозан-хане государство Хулагидов и Золотая Орда приняли ислам и старались его распространить среди покоренных народов. При хане Берке процесс исламизации среди правящей верхушки в Золотой Орде сыграл немаловажную роль. В столице Золотой Орды было до 13 мечетей. Как известно, золотоордынские ханы в поисках путей усиления торговых и политических связей со странами Ближнего Востока стали придавать большое значение Восточному Кавказу. В этой политике религиозный фактор играл большую роль. В связи с этим хан Берке и его последователи активно поддерживали мусульманские элементы на всей территории Золотой Орды, в том числе и на территории Ингушетии. Под властью монголов были все равнинные земли ингушей. В Ингушетии до сих пор сохранился памятник золотоордынского типа «Боарг1а каш» (начала х1v в.) с арабской надписью. Монгольские ханы боролись здесь с проявлениями язычества. Однако в высокогорной полосе края языческие верования оставались весьма живучими.

В конце XlV века Северный Кавказ подвергается нашествию Тимура, который поставил своей целью сделать обитателей этого края мусульманами. Этот курс на ислам Тимур проводил и в Ингушетии, но лозунг завоевателя «всегда воевать с врагами веры и держать меч для утверждения ислама» среди ингушей не действовал.

Академик Г.Джанашвили высказал свое мнение о распространении ислама среди ингушей при Тимуре. «Первоначально пишет он,- кистинцы, глигвы и дзурдзуки были христианами до нашествия Тамерлана, который, покорив страну, то лестью, то угрозами совратил ее в магометанство и назначил мулл». Исследователь считает, что на какое-то время завоеватель склонил предков ингушей к исламу.

Как писал В.В.Бартольд, «для Тимура религия была более оружием для достижения политических целей, чем причиной, определявшей его поступки, он покровительствовал законоведам, беседовал с ними, как с равными, и относился с особым уважением к потомкам пророка».

Я.И.Лавров пишет; " что о покорении не может быть и речи, так как завоеватель не закрепил за собой Северный Кавказ, а ограничился разорением, после чего покинул его пределы«. Еще одна попытка исламизации ингушей, предпринятая Тимуром, закончилась неудачно.

Затем долгое время сохранялись языческие верования на территории Ингушетии.

Необходимо отметить, что уже с XVll - XVlll вв. ислам стал проникать в Ингушетию со всех сторон как с Кабарды, так и со стороны Дагестана и Чечни.

Первые сведения о том, что среди ингушей имеются мусульмане, относятся к концу XVll в. Вахушти Багратиони сообщает, что жители Ангушта исповедуют ислам суннитского толка. По всей вероятности, ислам проник сюда из Кабарды. Но этот факт не доказывает, что на всей территории Ингушетии распространено было мусульманство, поскольку известно, что еще в начале XlX в. плоскостные ингуши, наряду с зачатками ислама, почитали и своего древнего языческого «кумира Гальерды». Здесь надо учитывать, что Ангушт в этот период был в несколько иных социально-экономических условиях, если там уже могло возникнуть мусульманство. Историк М.М.Базоркин считает, что случилось это не без влияния вытесняемых оттуда кабардинцев. От них только ингуши так рано могли принять мусульманство и стать магометанами-суннитами.

Наиболее интенсивно мусульманское вероучение стало проникать в Ингушетию, начиная с XVlll века уже со стороны Чечни. В это время Россия пытается вовлечь Кавказ в орбиту своего влияния, строятся казачьи станицы, растет число торговых городков. Следовательно, возникает естественное противодействие. Проповедь ислама усиливается при шейхе Мансуре (Ушурме). Если он в начале своей деятельности стоял на позиции отречения от мирских дел и служения богу, то с усилением колониальной политики России он переключается на путь борьбы за независимость горских народов. Одной из задач его движения было обращение ингушей в мусульманство. После активной пропаганды ислама среди ингушей было мало, принявших новую веру. Но постепенно с его проникновением языческие верования несколько меняются. Начинает распространяться арабская письменность и летосчисление. У мусульман отсчет дат ведется с 622г.н.э.- года, который называется " Хиджра«

О тяготении ингушей к исламу говорит Паллас в 1793 г. О массовом открытом переходе плоскостных ингушей в мусульманство мы узнаем из рапорта (1809 г) Ивелича (коменданта Владикавказа) ген. Тормасову, в котором говориться; «Ныне обращают весь ингушевский народ к басурманской вере с обрезанием, кой по безумию своему из принуждения принимают ныне мулл и делают угождения чеченцам, и стали строить мечети около р. Сунжи». Русские власти хотели приостановить процесс исламизации

ингушей, это наглядно показано в договоре 1810 года, но это дает обратный результат.

Еще одну попытку широкого распространения ислама среди ингушей предпринимает Шамиль и его наибы. Но все, что навязывалось им силой, ингуши не принимали.

Сменявшие друг друга внешние факторы (арабы, монголы, Тимур, кабардинцы, Мансур, Шамиль и др.) создавали непрерывный напор мусульманской волны. Предки ингушей долго и упорно сопротивлялись. Наиболее сильным и продолжительным было сопротивление жителей горной части. Язычество упорно отстаивало здесь свои позиции. К примеру, еще в 1873 г. А Базоркин в своем произведении описывает еще как очевидец празднование в честь языческого бога Мятцели. В 1898 г храм Тхаба - Ерды почитали за святыню. В конце XlX века устраивали праздник в честь богини Тушоли. Все это говорит, что в этот период для ингушей характерен был религиозный синкретизм, когда в ингушской среде сосуществовали языческие, христианские и мусульманские воззрения.

Массовое обращение ингушей в ислам началось во второй половине XlX в.

И только лишь с появлением на политической арене Кунта-Хаджи Кишиева и его пропаганды ислама среди ингушей процесс их исламизации завершился.

Кунта-Хаджи, сын Киши, из с. Илисхан-юрт проповедовал среди чеченцев и ингушей ислам в форме кадырийского тариката суфизма. Позже в Ингушетии распространился и тарикат Накашбандия.

Кунта-Хаджи словом и своим дорожным посохом сделал то, чего Шамиль не смог сделать мечом.

Последними приняли ислам жители ингушского с. Гвилети (гелатхой) в 1861 году, расположенное на Военно-Грузинской дороге. Некоторые ингуши (особенно в горах) еще долгое время продолжали поклоняться своим языческим богам.

В 1864 г. Кунта-Хаджи был арестован и сослан в Новгородскую губернию. Его учение было под запретом, но движение мюридов, ушедшее в подполье, все больше ширилось. В начале 80-х гг. образовываются новые мюридские общины, отпочковавшиеся от кунтахаджинской общины.

Два суфийских течения Кадария и Накашбандия до сих пор существуют в Ингушетии. Они представлены многочисленными вирдами (религиозными братствами). Последователями Кунта-Хаджи в Ингушетии стали Батал-Хаджи Белхороев, Хусейн-Хаджи Гарданов, Гайрбек-Хаджи Евлоев. У первых двух среди ингушей есть свои последователи, т.е. мюриды. Они были основателями собственных вирдов в Ингушетии. У Гайрбек-Хаджи Евлоева своих мюридов не было, но в селении Насыр-Корт почитают его заповеди до сих пор. Все эти религиозные деятели объявлены святыми, как и многие другие. Все они входят в тарикат Кадария. Много вирдов в Ингушетии, которые входят в тарикат Накашбандия это: вирд Новр-Хаджи из Наура, Исаак муллы Чапанова из Ачалуков, Дени Арсанова и Багаудина Арсанова из Шалажи, Апти и т.д.

Сегодня в республике свою деятельность осуществляют 20 религиозных объединений, имеющих статус юридического лица, из них 17 организаций являются мусульманскими, 3 христианские организации Русской Православной церкви.

Позитивное значение для сохранения стабильности и мира в Ингушетии имеет отсутствие трений на конфессиональной почве. Можно с уверенностью сказать, что сегодня межконфессиональных проблем в Ингушетии не существует. По крайней мере, зарегистрированных преступлений на религиозной почве нет. В республике мирно сосуществуют храмы разных конфессий.

В Ингушетии действуют три религиозно-образовательных учреждения, два медресе и Исламский институт. С 1999 года в школах республики преподается курс «Основы религии» для учеников 5-10 классов, который включает в себя историю религии, морально-нравственное воспитание, способствует противодействию наркомании, алкоголизма, курению. При управлении Духовного центра мусульман Республики Ингушетия издается газета «Светлый путь». Глава Духовного управления мусульман республики И.Б.Хамхоев является членом общественного Совета при Президенте РИ.

Наши обычаи и нормы ислама не противоречат друг другу, и поэтому ислам органично вошел в среду ингушей.

Таким был сложный и тернистый путь проникновения и закрепления ислама в Ингушетии.

Долгиева М.Б.

МУССА ЗУРАБОВ: «Открываются новые факты легендарной аланской истории ингушского народа.
Опубликовано magas.su в 30.09.2012

Известно много случаев, когда люди русской, грузинской, армянской и других национальностей, узнав, что их собеседником является ингуш, заявляли: «Если бы вы знали свою историю, то ходили бы с высоко поднятой головой». Историческая наука, которую мы изучали в школе и в высших учебных заведениях, не давала ответов на вопросы, связанные с этими заявлениями об истории ингушей.

Помогли познать пока небольшую часть славной истории ингушского народа интернет и многие публикации различных зарубежных и российских авторов. Заслуживают благодарности титанические усилия осетинских ученых, политиков и бизнесменов, издавших безмерное количество работ об истории аланов. В стремлении присвоить легендарную историю ингушского народа они, сами того не подозревая, вооружили нас неопровержимыми доказательствами того, что аланы - это ингуши.
Летом 2011 года мой племянник прислал мне из Москвы книгу Агусти Алеманя «Аланы в древних и средневековых письменных источниках». Эта книга является докторской диссертацией испанца (баска) Алеманя, законченная им в 1997 году, и в которой собраны письменные источники из 12 стран. В 2000 году книга издана на английском языке, а в 2003 году осетины организовали перевод и издание книги на русском языке. Для сведения соотечественников сообщаю, что названная книга легко и бесплатно скачивается из интернета. Советую сперва скачать и распечатать Хронологическую таблицу из этой книги. В этой таблице приведены сенсационные сведения о судьбе аланов (ингушей) с 107 года до новой эры по 15 век новой эры. В книге изложены факты, свидетельствующие о том, что аланы прошли войной по всей Европе, Закавказью и даже по Северной Африке. По итогам этих походов аланы расселились практически во всех европейских странах. Особенно много ингушей осталось в Италии, Франции, Германии, Испании. В книге указано и о том, что аланы и их столица Магас были покорены монголами в 1239/40 годах. Совершенно неожиданной явилась информация о том, что монголы увели с собой 30 тысяч воинов аланов плюс членов их семей. Это не менее 100 тысяч человек. В книге указывается, что аланы по поручению монголов управляли Китаем с 1258 по 1368 годы (110 лет).
В кругу друзей я рассказал о сенсационных сведениях полученных мною из книги Агусти Алеманя. Выслушав меня, один из них рассказал следующую историю. Примерно в 1980 году из Сирии в Чечено-Ингушетию приезжал наш соотечественник Полонкоев. Это потомок ингушей, переселенных в Турцию в 19 веке. Из его рассказа следовало, что строительством мечети в Сирии занимались китайцы, разговаривавшие на вейнахском языке. Буквально в эти же годы от другого человека из Сирии была получена дополнительная информация о том, что один из сирийских вейнахов специально ездил в Китай и встречался с китайцами, разговаривавшими на нашем языке. Они сообщили ему, что их в Китае шесть миллионов. Если мы вернемся теперь к информации Агусти Алеманя о том, что 30 тысяч аланов и члены их семей были уведены в Китай в 13 веке, то становится очевидным, откуда появились китайцы, разговаривающие на вейнахском языке.
Мне могут задать вопрос: «На чем основываются утверждения о том, что аланы это ингуши»? Знакомство с работой Агусти Алеманя укрепили во мне уверенность в ингушском происхождении аланов. Но более года я искал ответ на этот вопрос и считаю, что нашел его 27 сентября 2012 года в интернете. Очередной мой поиск в интернете навел меня на прекрасную работу: «Бернард С. Бахрах «История Алан на западе». Должен отметить, что и эту книгу американского профессора перевели на русский язык осетины.
Изложив большое количество фактов из боевой и мирной жизни аланов в Европе и других странах, Бернард Бахрах в конце своей книги привел перечень аланских географических названий в западной Европе. Привожу ксерокопию части этих названий из книги, которые не оставят сомнений в том, что аланы это ингуши.
8. Алейн, называемый также Аланкурт-о-Беф (Мэрт-и-Мозель): Аланум, 836; Аланум, 936; Аланнум, 965; Эйлейн и Аллейн, 1305.
9. Алейнкорт (Эйсн): Халинкурт, 1168; Эллейнкорт, 1174; Аллейнкорт, 1189.
10. Алейнкорт (Арденны): Алейнкорт, 1229.
11. Алейнкорт (Ор): Алейнкурия и Аланикурия, оба 1242; Эйланкорт, 1303.
12. Алейнкорт (Гот-Саон).
13. Алейнкорт, называемый также Алейнкорт-ля-Кот (Мерг-и-Мозель).
14. Алейнс (Ор); Фьеф-о-Алейнс, 1334.

Для тех читателей, которые не знают ингушского языка, поясню, что в данном случае означает слово КОРТ. Ингуши называют вершину горы Казбека - Башлоамкорт. Это название состоит из трех слов баш-лоам-корт. В дословном переводе это означает тающая-гора-голова. В смысловом переводе это название обозначает вершина тающей горы. Если теперь обратимся к географическим названиям, указанным в работе Бернарда Бахраха, то обнаружим, что множество объектов в Европе имеют названия, содержащие ингушское слово корт (вершина). Полагаю, что и здесь речь идет о горах или других возвышенностях, расположенных в разных странах и разных городах Европы, названных ингушами Аланскими.
Вкратце приведу еще одну информацию из работы Бернарда Бахраха. Старшее поколение ингушей для оценки удали молодых людей произносило фразу: «Говар къантий». Понимая для чего это говорится, не понятно было происхождение этого выражения. Теперь достоверно открылась история этого выражения. Оказывается Говар, а точнее Гоар был легендарным вождем ингушей. Он даже принимал участие в назначении императора Германии. О выдающихся качествах Гоара говорит и тот факт, что он более 40 лет, до глубокой старости оставался в боевом строю аланов. Бернард Бахрах пишет о нем: « В течение 25 лет Гоар и его аланы оставались верными сторонниками Рима, хотя их соседи бургундцы восставали несколько раз и были подавлены Аэцием и его гуннскими союзниками».
Теперь еще об одной информации, имеющей важное значение. Известный журналист Владимир Соловьев 13 декабря 2011 года в радиоэфире провел беседу с Президентом института Ближнего Востока Сатановским Евгением Яновичем. Без комментариев привожу вопрос Соловьева и ответ Сатановского.
Соловьев: Через несколько минут мы продолжим. Я узнаю у Евгения Яновича а славяне, кто они такие? Когда они появились? И кто же был тут до славян?
Сатановский: Давайте, помимо простой вещи, до того, как все люди, ныне живущие на земле жили на своих землях, на этих территориях кто-то жил, так получалось всегда. Безусловно, из тех людей, которые сегодня живут на территории Российской Федерации, включающей гигантское количество земель, от Тихого океана до морей Атлантического океана, от Северного Ледовитого до границы Центральной Азии, пожалуй, самые старые автохтонные вот носильники всего, что есть - это вайнахи. Не специально, в качестве комплимента Евкурову или Кадырову, а потому что, действительно, исходя из того, что археологи нам говорят, вот в этом высокогорном уголке Кавказа они осели раньше всех прочих.
Тем народам, историкам и политическим деятелям, которые умудряются заявлять, что ингуши проживают на землях, когда-то принадлежавших осетинам, казакам и кабардинцам следует усвоить, что ингуши тысячелетиями были хозяевами земель и общественного положения не только на Северном Кавказе, но и во многих дальних странах. Одним из главных доказательств этому является тот факт, что хозяевами Дарьялских ворот, имевших большое значение для мировой истории, тысячелетиями были ингуши. Для защиты этих ворот и построены ингушские башни на большом участке кавказских гор, заселенном в последующем и другими народами.
Публикуя настоящую статью, я обращаюсь к ингушской молодежи, особенно к студентом исторического факультета Ингушского госуниверситета с огромной просьбой начать широкомасштабную исследовательскую работу по поиску достоверных исторических материалов о жизни ингушей и их предков на всем пространстве нашей планеты Земли.

Халдейское происхождение ингушей, и почему ингуши не Вайнахи

Халдеи (вавилонское Kaldu, ивр. כַּשְׂדִּים) - семитские племена, обитавшие на юге Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского залива с конца X по IV век до н. э. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626-536 гг. до н. э. в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство.
Слово «халдеи» неоднократно упоминается в Библии - например, в Книге пророка Аввакума и в Книге Иудифи (5:6). Халдеями в древнем мире также называли колдунов, магов, гадателей.

Ингуши имеют самый высокий уровень гаплогруппы J2 под 90% наследники Месопатоамии;

«Г1алг1а» (Г1алг1ай) - древний этноним ингушей, изначально древнее самоназвание ингушей точнее как и грузины называли ингушей - «глигви» = Хлигвы (халхи/Халди) = Халхай. Древний этноним «Г1алг1а/халха» сохранился у некоторых современных народов и обозначает «народ», «люди», «племя» (халха, халки, халкъ). Древние названия ингушей и их страны - ГIлигIвис (Хлигви), ГIлигIвети, - сохранились благодаря древним источникам, грузинским в том числе. "глигви" ГIлигIвети, ГIлигIвис, в последствии образовав термин - ГIалгIай-Галгай – ингуш, что является небольшим ингушским тейпом в горной Ингушетии, от которого пошло самоназвание ингушей. Сам термин ГIалгIайче легко и прозрачно этимологизируется из ингушского: ГIалгIай + че, где ГIалгIай – название народа, а “че” – внутренность, внутренняя часть, укрытая часть, защищённая часть.

Г1алг1а - самоназвание ингушей, которое у Алан-Осетин сохранилась в форме - Калга (Кхалга-Халгай=Халдей)

Из известных источников можно судить, что Родиной бога Хал/Г1ал можно назвать халдейскую Северную Месопотамию. Собирание больших этнических общностей со сложной социальной структурой и государственностью (племен и народов) происходило уже под воздействием религий. (Хал/Г1ал. Халдеи/Халхай). То-есть ингуши выходцы и древней Халдеи (Месопотамии) что полностью подтверждено не только исторической хронологией, но и ДНК-анализом который показал самый высокий процент гаплогруппы J2 у ингушей это 87%-90%

Галаха - Г1иллакх - обычай, традиция, закон в ингушетии и Израиле (на эти и другие совпадения еврейского и ингушского языков обратил внимание Альберт Мачигов например: «шин» - то есть «двойной» на иврите как и на ингушском шиъ-шин.).

Так-же в письменных грузинских источниках описывающих события этого периода где предки ингушей известны под этнонимом «кавкасионы» и в античных - под именем «махли». Махли - (евр. болезненный):
1) левит, сын Мерари, брат Муши (инт. Мусы). Его потомки получили название род Махли или поколение Махли (Исх 6:19; Чис 3:20,33; 26:58; 1Пар 6:19);
2) левит, потомок Мерари, сын Мушия (1Пар 23:23; 24:30) Левит - представитель еврейского сословия священнослужителей-левитов (из колена Левина).

Этноним мосох по отношению к этому племени интересен тем, что Птахия Регенсбургский во время своего пребывания в Багдаде «своими глазами» видел посланцев царей «земли Мешех» которые рассказали, что «стали евреями цари Мешеха и вся земля их» и, что среди жителей Мешеха находятся учителя, обучающие «их и детей их Торе и Талмуду Иерусалимскому». Отсюда ингушские фамилии Машиговы, Машхой, – выходцы из аула Маьшхе (Машхе) Дорийского общества горной Ингушетии, Мошхоевы (Машхоевы).

Ингушское имя 1убадий/1ибадий напоминает еврейское имя Обадия (такое имя носил и хазарский царь). Ингушское слово «Яхъ» переводится как сущность. Но как мы знаем что с Иврита слово «Ях» это корень от Слова «Сущий», то есть Г-пода. Есть еще и ингушская фамилия Яхъяев. итд.

Вчитайтесь строки - Яхве, сын Элла\Аьла. Две традиции - Яхвистская и Элогистическая- соединились отныне в единое Писание. ЯХЬВЕ - одно из имен иудейского “бога”.
Ингушская этимология - двухсоставного слова - Яхь-ве.
Яхь - высокая мера морально-нравственной ответственности человека перед Богом и обществом, за собственные поступки, Яхь - путь человека от рождения до подвига, «яхь» - соревновательность в неукоснительном следовании нравственным нормам в поступках и действиях, стремиться к общественному признанию - вот далеко не полный перечень составных элементов этого высокого слова. Ва – есть. Яхь йоаца саг вац - говорят всегда ингуши, что означает - человек без Яхь не человек. Две традиции - Яхвистская и Элогистическая - соединились отныне в единое Писание. Две Традиции и Два Народа объединились в один, что в первую очередь говорит в осознаний своей “богоизбранности” как у евреев.

Ингуши, по некоторым тептарам (преданиям), являются потомками евреев-джудитов (евреев из ближнего Востока). Есть много рассказов иорданских ингушей, что ингуши - это джудиты, бежавшие из ближнего Востока где и сегодня преобладают семитские племена.
Существует ингушская легенда о Маго (или Магале; имя явно семитское), который пришёл из «страны Халиб» о которой упоминают и чеченские тептары (записи). Название страны напоминает название города Халеб в Сирии. В Библии упоминается Халев (Калеб) из колена Иуды - участник исхода евреев из Египта, бывший активным сторонником и лазутчиком Моисея.

Многие топонимы в ингушетии связаны с хазарами причем что называется - напрямую. Например Хазар-дукъ (Хазар дук) «Хазаров хребет» - на ю.-в. Есть Олхазаран ирзо (Олхазаран ирзо) «Олхазара (л.) поляна». ГIазар-ГIала (Газар-Гала) «Хазарская крепость» («Хазарское укрепление») ит.д.
ГIазар-ГIалийтIа (Газар-Галийта) «Хазарское укрепление» - в черте села ГIачалкъа. Возможно, Iалхан-Эвл, ГIазар-ГIала являются древнейшими частями (поселениями) села ГIачалкъа.
«селение ГIачалкъа должно было возникнуть из пяти небольших населенных пунктов, с Хазарским укреплением в центре: Барчхойн куп, Зандакъойн куп, Iалхан-Эвл, Охьчойн куп и Хазарское укрепление», - А. Сулейманов.

Хазары исповедовали Иудаизм, и по словам хазарского еврея, приближённого к царю хазар Юсуфу-Иосифу. Согласно арабским источникам, после разгрома Хазарии, хазары и их царь отреклись от Иудаизма, и приняли ислам. К примеру армянские историки (и не только) - современники хазар, отмечали, что язык хазар схож с языком ингушей. В древности, игнуши назывались «гаргари», а по Мовсесу Хоренаци Месроп Маштоц алфавит для гаргарского языка: «Stegts nshanagirs kokordakhos aghkhazur hjakan khetsbekazunin aynorik gargaratsvots lezun» ("создал письмена для богатого горловыми звуками дикого языка белых хазар ["agh" - «белый», «khazur» - «хазар»] похожего на варварский гаргарский")

Интересно и то что родоначальником хевсуров (кевсуры, от "кевсур", где "кев", "кий" это хазарское божество). Празднуют субботу. В одной сванской деревене до сих пор в качестве реликвии хранится древний свиток Торы, и до середины ХХ в. сванские старейшины, принимая важные для общины решения, клялись на этом свитке. По преданиям кумыкские (хазарские) этногенетические корни имел род сванских князей Дадешкелиани (Отарша). Согласно этногенетическим сведениям, записанным кавказоведом М.М. Ковалевским и другими, родоначальник этого старинного сванского рода Отар Дадешкелиани (ок. 1570) "был из тарковских кумыков, и его потомство захватило власть в свои руки и постепенно подчинило себе все общество княжеской Сванетии по нижнему и верхнему течению р. Ингури". Центром княжеского рода Дадешкелиани были сел. Барши и Ингури. Представители рода правили в Западной части Сванетии в 1570–1857. Для обозначения тушин употребляет термин «Мосох».

С другой стороны, в интернете есть ингушский автор Юсупов М. («Саул»), доказывающий родственные связи ингушей и евреев. На происхождение из колена Дана говорит и тот факт, что раньше одним из названий ингушей было Г1алдини.

К примеру слова: Чичак, Идал и т. д.. напоминают ингушские слова.
ЧИЧАК (хазарская царица, по хазарски «цветок») - чеченское зезаг («цветок»)
ШАТ (хазарский царь) - слегка видоизмененное тейп сад/садой? ингушское, грубо говоря твёрдый как лед
ДЖЕБУКАГАН - ингушское имя ДЖАБУ вторая часть - каган
ТУДУН (наместники областей, назначаемые каганом и призванные следить за местным управлением и поступлением налогов в казну кагана) - происходит от ингушского турда - буквально «отец/обладатель меча» Не от слова ли «каган»/«хакам» происходит ингушское «хьаькам», употребляемое в значении «начальник»?

На севере Месопотамии, на границе Кавказских гор, зародились: иудаизм, христианство, мусульманство, которые. некогда были одной религией и больше того получается «халдеи/халха» согласно вероисповеданию несли имя единого Бога - Хал, а затем разделился по именам пророков. Библия прямо говорит о том, что древнее население в Шумер пришло с Кавказа и эти переселенцы были потомками Ноя.

«Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа. На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» (Бытие, гл. 10,32 и гл. 11:1–2)

Не обошёл ингушей вниманием и широко известный исследователь С.А.Дауев, по обоснованному мнению которого ингуши это и есть хазары-иудеи, и строят они столицу имени МОИСЕЯ город -Моагас по еврейскому заговору. При этом ингуши вопрошают (?) - дескать непонятно в чем преступление, если даже это и правда. Моисей признается всеми мировыми религиями. Дауев предупреждает, руководство России о том, что ингуши выполняют операцию по восстановлению иудейской Хазарии, извечного врага России… Интересен и тот факт, что по данным инструкции Грозненского НКВД по работе с агентурой (1936) более 30% ингушей в то время тайно исповедовали Иудаизм , см. (26)

Интересно имя отца шурина Молка, – МаIаша, напрашивающееся на отождествление с Моше, – ср. С. Дауев считает название столицы Ингушетии Магас (Моагас) производным от имени Моисей (Моуса - Муса). Такое имя действительно носил один хазарский царь. На хазарское происхождение ингушей указывают многие источники, и что царь аланский враждует с хазарами… Керкандадж – имя хазарское, сродни Исхак Кундаджик… Моагас же явно образован от Муса (Моуса) / Моисей.

Самая высокая частота мире гаплогруппы J2 находится среди ингушей (87% - 90% мужского населения) и чеченцев 53%.

Гаплогруппа J2, как полагают, появилась где-то в Закавказье или на Ближнем Востоке. Её нынешнее географическое распределение говорит в пользу расширения со времен неолита с территории Плодородного полумесяца. Это расширение, вероятно, связано с распространением домашнего крупного рогатого скота и коз (начиная с. 8000-9000 до н.э.)

У ингушей с евреями-ашкенази очень совпадают гены: 14-13-30-23-10-11-12-13,16. Тоже самое у ингушей по этому же гену (21). Генетики выявили родство и совпадение генов ингушей грузин и евреев. Но по генетическому сравнению ингуши имеют наиболее близкую к евреям чистоту крови.
У ингушей более 87 % семитского генотипа - J2, который с Ближнего Востока.
Близость именно ингушей к евреям подтверждается и генетиками. Ингуши имеют больше всех на Кавказе [Y]-хромосому , которая распространена у семитов…

Ингуши и чеченцы - разные народы? Ингуши (Глигвы) не Вайнахи
С древнейших времён имелись два совершенно разных этноса чеченцев-нохчий) и ингушей-галгай и две разные культуры, что в целом сохранилось и до наших дней. Исторически сближение этих двух различных этносов происходило в лингвистическом плане в виду тесного проживания. Тот факт что ингуши и чеченцы уже изначально далёком прошлом были два разных народа, указывает довольно ёмкий фактологический материал из более чем авторитетных источников, так как сопоставление их друг с другом не находят противоречий, а напротив, являют на редкость удивительную точность касательно многочисленных аспектов будь то предания, датировка, топонимика и прочая терминология. Целесообразно писать о двух центрах происхождения ингушей и чеченцев, дабы избежать бесконечного спора «о первичности яйца или курицы» (наглядный бесперспективный пример спора между русскими и украинцами). Кульминацией международного спора явилась книга Уполномоченного по правам человека в ЧР Н. Нухажиева и его помощника Х. Умхаева «В поисках национальной идентичности».

Тезис о том что ингуши и чеченцы - разные народы, оправдывает себя при более углубленном исследовании данного вопроса. К примеру ингушские древние предания напрочь игнорируют общую историю, приводя конкретные факты указывающие на расхожесть истории по целому ряду пунктов, аргументированную составляющую которой, просто не сможет обойти стороной специалист изучающий данный вопрос.

Вайнахи, вейнахи (чеч. вайнах, ингуш. вейнах - «наши люди») - термин, под которым в современном кавказоведении понимают большую часть носителей нахских языков: чеченцев (самоназв. нохчий) и ингушей (самоназв. галгай).

Если открыть словарь чеченского языка, можно увидеть, что слово «вайнах» состоит из двух частей: «вай» - наш, свой; «нах» - люди, народ. Таким образом, в дословном переводе получаем - «наш народ».

«Г1алг1а» (Г1алг1ай) - древний этноним ингушей, изначально древнее самоназвание ингушей точнее как называли вас грузины - "глигви" = Хлигвы (халхи/Халди) = Халхай
Дзурдзуки это предки нынешних чеченцев. Этноним «дзурдзук» следует отождествлять с предками нынешних чеченцев. На всех древних картах Грузии где указаны и Дзурдзуки-чеченцы, и ГIалгIай-Галгай-ингуши, Дзурдзуки указаны всегда к западу от ГIлигIвис-ГIалгIай-Галгай.

Дардза Къунгаш - проингушская националистическая версия, которая является обычным подгоном какого-либо ингушского термина под «дзурдзуков», такими примитивным и как показывают факты несостоятельным "подгонками" начали заниматься в 90-х годах. По факту-же: тейп Зурдзукой проживает в Чечне, в Итумкалинском районе, южнее Итумкали; территория Дзурдзукетии включала Чечню; термин имеет чеченское происхождение обоснованно. Более вероятна версия с «Зурдзукъ» нежели с мифическими «Дардза Къунгиш», о которых нет никакого упоминания в АИ, принадлежащих неингушам.
Существует не мало авторитетных источников указывающих на кто, что ингуши это не Дзурдзуки. Древнее самоназвание ингушей "глигви" – производное - Галгайцы И тем более утверждение ингушских «историков» (которые не раз были пойманы на различных фальсификациях исторических фактов) что якобы - «Магаc» столица Ингушетии, так это вообще смешно, и не выдерживает никакой критики. Это нечто иное как откровенная кража истории у Алан-осетин. Кому то видимо это очень нежно. Но это уже другой, не менее важный и весьма интересный вопрос...))) Но продолжим наше скромное исследование по существу вопроса.

Даже в труде Вахушти Багратиони «Житие Грузии» упоминаются кист-дзурдзуки, где, согласно территориальному расположению, кисты - ингуши, а дзурдзуки - чеченцы.

Ингуши не претендуют на Дзурдзуков и даже грузинами с «дзурдзукеби» не связываются, так как грузины называют ингушей-галгайцев их древним самоназванием - глигви. А чеченчев - «дзурдзукеби» Это как выясняется очень важная деталь в объективном исследовании, которую ингушские историки почемуто либо упускают из виду (замалчивая), либо вовсе намеренно искажают. Более того, про-ингушей как таковых в те времена вообще нет упоминаний, кроме как «глигви» - что является небольшим ингушским тейпом в горной Ингушетии, от которого пошло самоназвание ингушей. Слова «ингуш» нет в ингушском языке, есть «Г1алга». ингушами назвали этих людей казаки, от названия первого ингушского селения Ангушт. это слово упоминается в истории только в 18 веке. это слово не имеет и сотой части той истории, которая принадлежит народу Г1алг1ай.

«Г1алг1а» (Г1алг1ай) - древний этноним ингушей, изначально древнее самоназвание ингушей точнее как называли вас грузины - "глигви" = Хлигвы (халхи/Халди) = Халхай. Тоесть ингуши выходцы и древней Халдеи (Месопотамии) что полностью подтверждено не только исторической хронологией, но и ДНК-анализом который показал самый высокий процент гаплогруппы J2 у ингушей это 87%-90% Халхай халдейская кровь.

О Глигве. К востоку от Дзурдзукии лежит Глигветия, называемая так или по имени Глиго (Гhлигhо) Глигвская речка, истекая из межгорья пшавского и глигвского и протекая по направлению от юга к северу, впадает в речку. На этой речке находится Ангусти, большое селение. Женятся иногда на 2 - 3 женах; женщины позволяют себе прелюбодеяние в замужестве, но до замужества никогда. Умеют возводить здания на камне и извести и строят себе дома, башни и твердыни. Они вынуждены повиноваться своим соседям и платить им дань, чтобы получить от них пищевые продукты, одежду и соль.

М.М.Ковалевский 1890г.

У ингушей в те годы тоже еще не сложилось сознания своего единства и не было единого самоназвания. Побывавший у них в 1920-1922 гг. лингвист проф. Н.Ф. Яковлев отмечал, что в ингушском языке не было понятия о народности, и обитатели Ингушетии иной раз определяли свою идентичность по аулам или жившим там фамилиям. Он признавал, что ингуши имели самоназвание «галгай», но отмечал, что у них не было специального этнического названия для своего языка, и они называли его просто «наш язык» (Яковлев 1925. С. 36-37). А ещё раньше Лаудаев сообщал, что ингуши прежде назывались по фамилиям: галгай, галой, ингуш (ангушт) и пр., а после того, как спустившиеся па плоскость ингуши основали аул Несер (Назрань), они стали называть себя пo его имени (Лаудаев 1872. С. 4-5). В 1930 г. один из первых крупных советских кавказоведов А.Н. Генко также не обнаруживал у ингушей сознания этнического единства (Генко 1930. С. 684-685). Известный русский археолог Е.И. Крупнов считал, что никакого единого названия у ингушей в XVII в. еще не было, и даже в 1832 г. царские чиновники не считали их единой общностью (Крупнов 1939. С. 83. В первой половине и середине XIX в. русские документы называли их то «ингушским», то «назрановским народом» (Мартиросиан 1933. С. 47-52, 77-79). Правда, этноним «галгай» в форме «калкан» встречался и русских источниках конца XVI-XVII в. (Генко 1930. С. 701: Кушева 1963. С. 65 66; Волкова 1973. С. 154-157), а в форме «глигви» и грузинских источниках XVII в. (Волкова 1973. С. 158-159). Однако, как отмечали специалисты, первоначально термин «галгаи» означал родовую территорию трex крупнейших и уважаемых тейпов из галгаевских аулов Ассинской долины Эги-кала, Хамхи и Таргима, выходцы из которых в конце XVII в. инициировали колонизацию плоскостных земель, оставленных кабардинцами (Яковлев 1925. С. 98-99: Христианович I928. С. 68; Генко 1930. С. 700: Шиллинг 1931. С. 9; Вартапетов 1932. С. 64-65; Далгат 1934. С. 37; Скитский 1959. С. 169, 174) . Поэтому вполне вероятно, что внешние наблюдатели, имевшие дело с самой сильной ингушской группой, искусственно переносили ее название на остальных ингушей. Ведь жившие около удобного перевала через Кавказский хребет галгаевцы были первыми, с кем знакомились пришельцы (Крупнов 1971. С. 24-25, 171; Виноградов 1979. С. 31). А для самих ингушей этноним «галгай» стал общим самоназванием лишь после того, как галгаевцы возглавили их движение на плоскость (Мартиросиан 1933. С. 13; Скитский 1959 С. 174). По словам чеченского исследователя Н. Ахриева, конец изоляции отдельных ингушских горных обществ положила Военно-Галгаевская дорога, построенная во второй половине XIX в., а завершилась консолидация ингушей в единую общность только в 1920-х гг. с интеграцией джераховцев и орстхойцев. Только тогда все юго-западные вайнахи стали называть себя «галгаями» (Ахриев 1992).



Похожие статьи
 
Категории