История техники квиллинг. Истинная история квиллинга и его развитие

24.02.2019

Квиллинг. История, использование техники в работе с детьми

Воробьева Алина Александровна, педагог дополнительного образования БОУ ДО "ЦТР и ГО" в г. Тара Омской области
Описание материала: работа посвящена теме искусства квиллинга, его истории, современному состоянию и использования данной техники в работе с детьми.
Назначение: содержание статьи адресовано педагогам художественных школ, педагогам дополнительного образования.
Цель: раскрытие актуальности и значимости преподавания квиллинга в образовательном процессе.
Искусство, которое в России называют "бумагокручением", возникло в Европе в конце XIV - начале XV веков. В западных странах его называют словом quilling (квиллинг). Английское слово «quilling» берет свое начало от слова «quill», что означает «птичье перо».
Еще одно название квиллинга - "бумажная филигрань". Это простой вид рукоделия, который не требует больших затрат, но в то же время очень красивый и оригинальный. Бумажные спирали создают основу для цветов и узоров, которые затем используют для украшения открыток, подарочных упаковок, праздничных альбомов и рамок для фотографий. Также изделия из бумажных лент можно использовать как бижутерию или настенные украшения. Это искусство пришло в Россию из Кореи. В каждой стране с появлением квиллинга возникали и свои направления в этой технике.
Квиллинг – новый, популярный и модный в современном мире вид рукоделия. Искусство квиллинга требует усидчивости и аккуратности. Кроме того, он развивает мелкую моторику рук, успокаивает, снимает агрессию, и дает волю фантазии, поэтому существует мнение, что квиллинг считается полезным занятием. Но особая его прелесть в том, что уже с первого раза получаются красивые работы. Но все-таки чтобы делать сложные объемные композиции, необходимы практика и хорошее пространственное мышление.
Квиллинг – не новое искусство, а очень даже старинное.
Чрезвычайно популярным искусство квиллинга стало в эпоху Возрождения. Монахи и монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями, украшали полосками золотой бумаги различные религиозные предметы, иконы, тем самым имитируя очень дорогую золотую филигрань.
Старинная икона, украшеная квиллингом

Квиллинг становится излюбленным занятием английских дам в XVIII-XIX вв. Они придумывали узоры, делали копии друг у друга особенно удачных изделий и гордились своими произведениями, которыми украшали интерьер своего дома, мебель, и даже свечи. На сегодняшний день бумагокручение является популярным хобби в странах Западной Европы, особенно оно широко известно в Англии и Германии. Но наибольшее распространение это искусство получило, когда оно попало в руки восточных мастеров. Богатейшие традиции изготовления бумаги и работы с ней, тончайшая графика и пластика дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее действует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, которая объединяет последователей различных направлений бумажного творчества.
В XV в. квиллинг по праву назывался искусством. XIX в. - эпоха, в которой увлечение квиллингом считалось дамским развлечением. А в XX в. бумажная филигрань была практически забыта. Интерес к ней возобновился только в конце прошлого столетия и квиллинг снова стал превращаться в искусство. Украшения из квиллинга можно было наблюдать повсюду: на дамских принадлежностях, кошельках, картинах, шкатулках, вазах, корзинах и винных бочках. Особенно активно квиллинг использовали для декора мебели, на некоторой мебели делали углубления в лицевых панелях специально под бумажное кружево. Так же элементы квиллинга использовались в сочетании с другими видами творчества, такими как бумагопластика, оригами, вышивка, живопись.
Старинная шкатулка, декорированная в технике квиллинг


За сотни лет техника квиллинга не подвергалась практически никаким изменениям, ее главная суть - это нарезание полосок бумаги, скручивание их специальным приспособлением и наклеивание на основу. Хотя в современном мире были созданы такие приспособления, с помощью которых можно создать 3D изображение в технике квиллинга.
На сегодняшний день в технике квиллинга работает несколько мастеров, многие из которых являются выходцами из России. Одной из первых в технике контурного квиллинга в сочетании с аппликацией стала работать Юлия Бродская (YuliaBrodskaya).В этой же технике выполняет дизайн-проекты уроженка Новосибирска и выпускница Университета Вустер Наташа Молоткова (NatashaMolotkova), которая
также как и Ю. Бродская живет и работает в Великобритании. Юлия Бродская считается одним их ведущих профессионалов в этом направлении. Ее клиентами являются такие всемирно известные бренды, как Nokia, Starbucks, Ferrero, BostonGlobe, TheNewYorkTimesMagazine, Redbook, DesignWeekи другие.
Квиллинг Ю.Бродской



В наши дни инструмент для серьезного занятия квиллингом бывает различный. В европейской школе для скручивания тонких полосок бумаги используется специальная пластмассовая или металлическая палочка с расщепленным концом. Замену ей можно смастерить и самому из подручных средств, например, из стержня для шариковой ручки, с прорезью на конце. Этот инструмент подходит для начинающего мастера, а также удобен для детей. На Востоке закручивание бумажных полосок выполняется при помощи тонкого шила. Подобный инструмент можно заменить обычной толстой иглой и пробкой. Также неплохо получается накручивание на зубочистку, особенно у детей.


О детском рукоделии довольно точно выразился В.А.Сухомлинский: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Бумага – один из первых материалов детского творчества. Она известна всем с самого раннего возраста. С помощью бумажного листа дети начинают мастерить и создавать неповторимые изделия. Они ощущают себя художниками, дизайнерами и конструкторами, представляя себя безгранично творческими людьми. А также у младших школьников бумага не вызывает особых технических затруднений, она является самым доступным и легко поддающимся обработке материалом. Занятия с бумагой развивают у ребёнка глазомер, мышцы кистей рук, подготавливают к выработке навыков письма, а также способствует эстетическому развитию. Дети приобретают умения грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, размеров, форм деталей изделия.
С древних времён бумага претерпевала огромные изменения, и в современном веке она представлена большим многообразием. Сегодня она доступна всем слоям общества. Она может быть белой и цветной, бархатной и глянцевой. С помощью бумаги смастерить милую игрушку или коробочку для подарка, сложить головоломку, украсить детское пространство к празднику, и многое другое, что заинтересует ребенка. Бумага – на первый взгляд обычный материал, но им можно работать в разнообразных техниках и постепенно он приобретает всё новые современные направления. Это материал, который имеет своё лицо и обладает конструктивными и пластическими свойствами.
Наиболее традиционная в нашей стране техника использования бумаги для детского творчества это японское искусство оригами – складывание фигурок из бумажного листа. Но искусство бумагокручения уже довольно быстрыми темпами вводится в учебный курс для детей младшего школьного возраста.
Детям импонирует выполнение изделий из полосок бумаги. Обычно при создании бумажных полосок различной длины и ширины у детей появляется желание их скручивать, переплетать, соединять друг с другом. Комбинируя разные мелкие детали, у детей будут появляться новые образы, которые они смогут воплотить с помощью полосок бумаги. Если направить их деятельность в нужное русло, то появляются готовые композиции. Этот вид работы имеет большие возможности для реализации творческого потенциала детей. Дети могут работать с бумагой довольно продолжительное время, черпать вдохновение и создавать неповторимые поделки. У них постоянно рождаются идеи для создания новых комбинаций. При этом проявляется их воображение и фантазия.
Если правильно организовать работу, то квиллинг может стать для ребенка интересным захватывающим занятием и у него появится стимул трудиться и овладевать тонкостями мастерства. Занятия будут давать ему углубленные знания о возможностях бумаги, способствовать приобщению к декоративному искусству.
Детские работы в технике квиллинг

Искусство, которое на русском языке называют "бумагокручением", на Западе называют словом quilling (квиллинг). Английское слово «quilling» происходит от слова «quill» - «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV - начале XV века.

В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но из-за того, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством только для дам из высших слоев общества.

Итак, в XV веке это считалось искусством. В XIX - дамским развлечением. Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - она не развалится и не сломается. Одним словом, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда его переняли на Востоке. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.

Ручное творчество переживает сегодня небывалый подъём. В противовес обилию штампованных вещей стало популярным украшать свои дома, преподносить в качестве или просто радовать себя вещами, выполненными собственны силами. Одной из разновидностей рукоделия является квиллинг («​quilling»). Увлечение квиллингом появилось достаточно давно и завоевало немалую популярность во всём мире. Так что такое квиллинг?

Квиллинг

Происхождение понятия и история квиллинга

Квиллинг — это искусство выполнения различных объёмных и плоских фигур из полос , скрученных спиралью. Термин quilling происходит от английского слова quill - птичье перо . Именно на птичье перо наматывали полоски бумаги средневековые монахи, которых считают основателями этого увлекательного искусства. Часто в качестве синонимов слову квиллинг используются понятия «бумагокручение» или «бумажная филигрань» .

О времени и месте возникновения искусства создавать предметы из скрученных полосок бумаги существует несколько версий. Некоторые называют Древний Египет, где сворачивали ленточки папируса. Другие считают родиной бумагокручения Китай, где и появился этот уникальный материал. Но большинство исследователей называют местом появления квиллинга Европу пятнадцатого века. Изначально фигурки в технике квиллинг применялись монахами для украшения икон и книг, изготовления медальонов и считались произведениями искусства.

К девятнадцатому веку эта техника стала развлечением для богатых дам и считалась скорее рукоделием, чем искусством, а в двадцатом была почти забыта. Возрождение интереса к квиллингу в середине прошлого века связывают с именем английской королевы Елизаветы, работы которой, выполненные в данной технике, выставлены в экспозициях многих британских музеев.

Современные направления в квиллинге

Квиллинг сегодня имеет два ярко выраженных направления. Европейская школа квиллинга отличается декоративностью. Мастера старого Света в основном делают украшения для открыток и поделок, предметы интерьера. Азиатская школа бумагокручения характеризуется наличием множества мелких деталей, из которых создаются большие квиллинговые картины и композиции.

Практическая польза квиллинга

Квиллинг - это не только интересное увлечение и способ расслабится для взрослых, но и полезное и несложное занятие для детей. Создание композиций из бумажных полосок развивает у малышей мелкую моторику, формирует аккуратность, внимание и усидчивость. Это может объединить всех членов семьи и укрепить взаимопонимание и связь между ними.

Квиллинг для начинающих

Техника квиллинга достаточно проста для освоения даже новичками. Она не требует каких-либо значительных финансовых затрат и нетрудная в выполнении.

Чтобы начать заниматься бумажной филигранью необходимо подготовить основные материалы и инструменты.

  1. Полоски бумаги шириной от 3 до 10 миллиметров. На бумаге лучше не экономить, так как от неё зависит качество и долговечность квиллинговых изделий. Необязательно покупать специальную бумагу можно использовать плотную цветную офисную бумагу или двустороннюю цветную, плотность которой будет позволять делать крепкие поделки.
  2. Инструмент для скручивания полосок. Для новичка необязательно приобретать специальный инструмент. Его можно заменить шилом, тонкой спицей, зубочисткой или сделать приспособление из толстой иглы и карандаша с ластиком.
  3. Шаблон с кружками различного диаметра.
  4. Канцелярский нож.
  5. Пинцет.
  6. Клей ПВА.
  7. Тонкая кисть.
  8. Булавки для закрепления частей фигурок.

Техника выполнения квиллинговых элементов

Основным элементом, используемым в технике квиллинг, является ролл, который скручивают из полоски бумаги определённой ширины и длины. Ролл может быть тугим и свободным.

Для выполнения тугого ролла необходимо взять полоску бумаги, один её край зафиксировать на рабочем инструменте и сделать несколько витков, чтобы закрепить материал. Затем держать полоску свободной рукой и сформировать плотный ролик. Кончик полоски закрепляется при помощи клея. Тугой ролл готов. Такой элемент является основой для многих квиллинговых композиций: например, и бабочек.

Процесс выполнения свободного ролла практически не разнится с изготовлением тугого элемента. Отличием является роспуск намотки полоски до необходимого диаметра перед закреплением кончика клеем. Для удобства, точности и единообразия размеров элементов можно использовать шаблон с кружками разного диаметра.

Разнообразие форм квиллинговых деталей даёт широкие возможности для фантазии и творческих поисков. В целом все формы можно разделить на закрытые и открытые формы.

Основой для закрытых квилинговых форм служит базовый свободный ролл. С помощью несложных манипуляций его можно изменить в огромное количество деталей.

  • Круг со смещённым центром получает если слегка потянуть центр ролла к его внешнему контуру.
  • Капля получится если сжать свободный ролл с одной стороны.
  • Для создания формы в виде глаза нажать на базовую деталь необходимо с двух противоположных сторон.
  • Месяц получится при аккуратном сдавить круг с двух сторон и вытянуть два уголка.
  • Сдавив свободный круг с четырёх сторон, можно получить фигуру квадрат .
  • Треугольник делают путём надавливания на деталь с трёх сторон.
  • Стрела выполняется из треугольника путём сгибания одной стороны пополам.

Открытые фигуры выполняются непосредственно из полоски бумаги путём скручивания её свободных концов.

  • Свободная спираль выполняется как тугой ролл, но её кончик не закрепляется клеем.
  • Для выполнения V — образной спирали полоску бумаги складывают пополам и закручивают её концы наружу.
  • Сердечно получится если концы сложенной ленты закрутить внутрь.
  • S-образная спираль выполняется путём закручивания концов прямой полоски в разные стороны.
  • Веточка получается при сгибании полоски на неравные части и закручивании её концов в одну сторону или в противоположные.

Форм квиллинговых фигур очень много. Их внешний вид ограничен только фантазией и мастерством автора работы.

Часто проводимые выставки квиллинговых композиций показывают, что создать из обычных цветных полосок бумаги можно как самые простые работы, так и фантастические по сложности и красоте композиции достойные именоваться произведениями искусства. В технике бумажной филиграни можно создать

Верхом мастерства мастера квиллинга можно считать создание квиллинговых композиций из толстых шерстяных ниток, которые наматываются в роллы так же, как и полоски бумаги. Квиллинг из ниток требует гораздо большей степени сосредоточенности и аккуратности, чем классическая бумажная техника. Работы, выполненные из ниток, отличаются воздушностью и лёгкостью и напоминают кружевные изделия.

Мастер — класс «Поздравительная открытка»

Начинать занятия квиллингом следует с простых поделок. Это могут быть как плоские композиции, так и элементарные объёмные предметы. Самым простым элементом многих работ являются цветы. Из них можно составить красивую композицию, украсить ими поздравительную открытку, использовать в декоре помещения.

Для украшения поздравительной открытки понадобится несколько небольших цветочков и базовых деталей в форме веточек. Для изготовления одного цветка нам понадобится один тугой ролл и шесть деталей в форме капли, а также несколько деталей из зелёных полос в форме веточек.

Для создания цветка закрепить тугой ролл булавкой, а вокруг него разместить лепестки, которые также необходимо закрепить булавками. Фиксация деталей булавками очень важно для новичков в квиллинге, так как это поможет более точно выполнить работу и аккуратно соединить детали друг с другом! Соединить лепестки с центром необходимо с помощью капли клея. А также все лепестки в центре соединяются друг с другом. После этого надо дать фигурке подсохнуть и только затем удалить булавки. Цветок готов! Таких фигур надо сделать несколько штук.

Для создания открытки надо взять лист плотной бумаги, свернуть его пополам. В нижнем углу со стороны сгиба расположить в произвольном порядке цветы и веточки и зафиксировать их с помощью небольшого количества клея. Поздравительная открытка, сделанная своими руками, станет приятным сюрпризом для родных и друзей.

Квиллинг - это несложное увлечение, которое не только помогает расслабиться, но и помогает стать внимательным и аккуратным. Со временем уровень мастерства будет повышаться, и уровень выполненных работ позволит сделать их изготовление не только приятным занятием, но и источником дохода, ведь подарки, сделанные руками, всегда будут уникальны и будут отличаться оригинальностью.

Существует множество способов порадовать себя и близких, изготовив поделки своими руками. Один из них – сделать картинку в технике квиллинг, как советуют опытные рукодельницы. Конечно, чтобы освоить основные приемы этого прикладного искусства, потребуется немало времени и изрядная доля усидчивости. Но результат превзойдет все ожидания! Проявив терпение, вы поймете, как работать с квиллингом и сможете составлять прекрасные композиции.

Квиллинг– искусство бумагокручения

Квиллинг - это искусство бумагокручения, то есть изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралям придается различная форма. Так получаются модули, из которых создаются работы - картины, открытки, альбомы, рамки, фигурки и т.д. Искусство бумагокручения возникло в конце XIV века в Западной Европе. Считается, что квиллинг придумали монахи. Обрезая позолоченные края книг они накручивали их на кончики птичьих перьев (отсюда и название, так как quill в переводе с английского означает «птичье перо») и таким образом создавали имитацию золотой миниатюры.

В XV - XVI веках бумагокручение считалось искусством, в XIX веке - дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). В XX веке интерес к технике квиллинг угас, и только в конце столетия искусство бумагокручения снова вошло в жизнь любителей творчества.

Корейская школа работ в технике квиллинг отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объемное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей.

Отдельного внимания достойна и другая техника изготовления – контурный квиллинг. Работы в этой технике также создаются из длинных узких полосок, которые ставятся на ребро. Из-за использования того же материала такую технику работы с бумагой тоже называют квиллингом, но благодаря тому, что полосы кладут на ребро, рисунок получается контурный. Изделия смотрятся более живо и реалистично. А еще особенно хорошо выглядят «смешанные» работы, где используются обе техники выполнения квиллинга – обычная и контурная.

Техника квиллинг для начинающих: какие инструменты и материалы нужны для работы

Перед тем как заняться квиллингом, необходимо знать, что нужно для работы. Далее вы узнаете, какие инструменты и материалы нужны начинающим для техники квиллинг.

Бумага. В квиллинге используются длинные бумажные полоски, которые бывают шириной 3 мм, 5 мм, 7 мм, 10 мм и 1,5 см. Можно нарезать нужные полоски самостоятельно ножницами. Также существуют специальные настольные машинки для резки бумаги в полосы для квиллинга. Но необходимо учитывать, что квиллинговые полоски со всех сторон одного цвета, т.е. не только с широкой стороны, но и со стороны ребра, в то время как обычная цветная бумага, если ее разрезать, часто дает белый цвет ребра.

Полоски бывают разной плотности, металлизированные, с блестками и т.д. Какие полоски выбрать, зависит исключительно от вашей фантазии и будущей картины.

Полоски можно купить одного цвета или с переходными тонами в одном наборе. Бывают наборы разных цветов. Как правило, длина всех полосок около 30 см (длина листа АА). При необходимости вы сами делаете полоски короче, обрезая их, или длиннее, склеивая несколько полос.

Ручка. Как правило, этот инструмент называют просто «инструмент для техники квиллинг». Он бывает металлический и деревянный, двухсторонний, одинарный, только с вилочкой и с шариком. Что же это такое?

По сути своей это ручка, на конце ее находится вилочка, в прорезь которой вставляется бумажная полоска и закручивается. Вилочка бывает разной высоты: 3 мм, 5 мм, 10 мм, 1,5 см, т.е. соответствует тем же параметрам, что и бумага. Лучше всего иметь в запасе несколько инструментов, например, 5 мм подойдет для 3 мм и для 5 мм, а 1,5 см подойдет для 10 мм и 1,5 см. Это могут быть два разных инструмента или один инструмент с двумя кончиками.

Можно и вовсе обойтись подручными средствами - использовать зубочистку, иголочку или спичку. Можно изготовить инструмент самостоятельно: взять иголку с большим ушком, откусить маленький кончик ушка (получится вилочка), а саму иголку воткнуть в пробку или деревянную ручку.

Шаблон диаметров. Говоря об инструментах и материалах для квилинга, нельзя забывать о шаблонах. Это обычная линейка с кругами разных диаметров. Ее удобно использовать для создания одинаковых по размеру элементов: скрутив нужную спираль, вы закладываете ее в круг нужного диаметра, а все остальные измеряете по этому же кругу.

Как правило, в наших магазинах продают линейки только с кругами, но если вы захотите углубиться в этот вид творчества, рекомендую вам посмотреть на иностранных сайтах линейки, в которых буду шаблоны всех геометрических форм.

Пинцет. Бывают пинцеты с разными носиками, самый популярный - с угловым носиком, т.е., носиком опущенным вниз. Но можно использовать и канцелярский пинцет (при отсутствии такого можно взять пинцет из маникюрного набора). Пинцет используют не только для того, чтобы выкладывать готовые модули при сборе, но и для того, чтобы плотно прижать им кончик бумажной полосы к спирали при приклеивании.

Клей. Лучше всего использовать ПВА, но также могу подойти хороший клей-карандаш, канцелярский или прозрачный клей. Самое главное - наносил совсем немного клея, чтобы бумага не деформировалась.

А какие дополнительные инструменты нужны для квиллинга? Каждый год пополняется коллекция новых инструментов, которые позволяют улучшить качество вашей работы, при этом снизив затраты. Существуют различные шаблоны для изготовления цветов, снежинок и других предметов, машинка для создания гофрополосок, квиллинг-коуч (инструмент для изготовления ровных спиралей), «гребешки» для создания петельчатого квиллинга и т.д. Квиллинговые картины состоят из маленьких деталей, которые называются «модули». Модули бывают разных форм. Создаются они всегда по одному принципу: сначала скручивается рулончик, после чего он слегка «распускается», а кончик заклеивается. Такая деталь называется «спираль», и уже из спирали путем разного надавливания на неё создаются модули.

Различные элементы квиллинга: техника выполнения базовых модулей для создания композиций

Для работы в технике квиллинг используются различные элементы.

Тугая спираль - скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась.

Бублик - перед тем как делать этот один из основных элементов квиллинга, скрутите тугую спираль, слегка ослабьте и раскрутите внутреннюю часть так, чтобы образовалось пустое пространство.

Бублик со спиралью - скрутите тугую спираль, слегка ослабьте так, чтобы по краям бумаги стало больше, но не распускайте полностью.

Тугой овал - возьмите ручку или карандаш, намотайте на них полоску бумаги и подклейте кончик. В результате у вас получится бублик с большой дыркой. Затем слегка придавите пальцами с двух сторон, придавая модулю форму овала. Свободная спираль - скрутите ленту, немного распустите ее до нужного объема и подклейте кончик.

Капля – это один их базовых элементов квиллинга. Сделайте свободную спираль и сожмите ее с одной стороны, придавая форму капли.

Лепесток - сделайте модуль квиллинга «капля» и слегка прищипните округлый кончик. Можно делать прищипы на разном уровне, за счет этого меняя форму лепестка. Изогнутая капля (пейсли) - есть два способа сделать этот модуль. Первый -это сделать каплю, после чего изогнуть ее в нужном направлении. Второй, и более точный, способ - это одновременно изгибать и создавать каплю. Тогда бумага загнется ровно и аккуратно.

Глаз – сделайте свободную спираль, затем одновременно зажмите по обеим сторонам, стараясь сохранять симметричность.

Изогнутый лепесток - сделайте свободную спираль, слегка прижмите, придавая заготовке форму овала, после чего подщипните и изогните сначала с одной стороны, потом с другой. При изготовлении этого элемента в технике квиллинг не забывайте, что изгибать надо в разные стороны -одну сторону вниз, другую вверх.

Птичья лапка - сделайте свободную спираль, сожмите треугольник. Загните два угла в направлении третьего и сильно прижмите.

Цветок (или круг с выемкой) - сделайте свободную спираль и, придерживая пальцами заготовку, придавите с одной стороны ручкой или карандашом.

Ландыш - сделайте модуль «цветок» и подкрутите кончики наружу при помощи шила или основания инструмента для квиллинга.

Как делать основные геометрические элементы в технике квиллинг

Квадрат - сделайте модуль «глаз», расположите его между большим и указательным пальцами так, чтобы углы были четко под подушечками пальцев. Теперь сожмите модуль и отпустите. Вы получили четыре угла на равном расстоянии и можете сформировать квадрат.

Треугольник - сделайте свободную спираль и сожмите ее в трех местах, чтобы получился треугольник.

Полукруг - сделайте свободную спираль, слегка придавите ее пальцами, придавая легкую форму овала. Теперь прищипните «острые» части овала и слегка опустите вниз.

Стрела 1 - сделайте модуль «глаз», затем закрепите один угол между двух пальцев, другой же угол вдавите так, чтобы получился острый треугольник. Отпустите и увидите, что сформировали четыре угла, напоминающих стрелу.

Стрела 2 - сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде треугольника. Два угла прижмите друг к другу - получится стрелка.

Звезда - на равном расстоянии прищипните пять раз.

Открытыми называют такие элементы квиллинга для создания композиции, которые не надо склеивать, т.е. закрывать. Они создаются путем подкручивания ленты в одну или другую сторону.

Ниже вы узнаете о пошаговой технике квиллинг при выполнении различных аппликаций.

Как сделать поделку «Лаванда» в технике квиллинг: поэтапная работа

Самой распространенной формой квиллинга являются цветочные мотивы разной сложности. Далее приведено описание создания в технике квиллинг простого варианта, который позволит понять все основы создания, построения и сочетания элементов.

Для выполнения аппликации «Лаванда» в технике квиллинг вам понадобятся:

  • бумага основы
  • полоски для квиллинга деление и сиреневые (можно взять 2 сиреневых цвета - один для цветов другой для банта)
  • линейка шаблонов
  • клей ПВА
  • инструмент для квилль
  • кисточка для клея

Сначала скручиваем из одной полосы спирали, одинаково распускаем их при помощи линейки с шаблоном, приклеиваем хвостик и слегка сдавливаем, превращая в овал. Таких модулей необходимо сделать из расчета 9 штук на цветок.

Делаем стебли. Для этого склейте 2-3 зеленые полоски, чтобы их было лучше видно, намажьте на ребро клей и расположите на бумаге полоску с клеем. Низ полоски пока не приклеивайте.

Соберите готовые детали.

Теперь делаем листочки. Для этого скручиваем спираль из 2 полосок и придаем ей форму «Изогнутый лепесток».

Переходим к созданию банта. Сначала изготовим ленточки. Делаются они так же, как листочки, т.е. имеют форму «Изогнутый лепесток». Достаточно взять 1 сиреневую спираль.

Теперь при работе с бумагой в технике квиллинг делаем сам бантик. Из двух полос скручиваем спираль, распускаем ее и сдавливаем так, чтобы получилась форма, похожая на сердечко.

Добавляем новые модули к уже приклеенным.

Чтобы закончить создание банта отрежьте небольшие полоски того же цвета что и сам бант и просто приклейте их между стеблем и бантом. Распределите кончики стеблей как вам нравиться и зафиксируйте их клеем.

Ниже поэтапно описано, как сделать в технике квиллинг картинку «Сова».

Как сделать картинку «Сова» в технике квиллинг: пошаговое описание

Создание подобной работы технически так же легко, но требует больше времени, т.к. деталей значительно больше.

Можно заранее подготовить эскиз, можно делать импровизировать, отпустив «на волю» свою фантазию при прорисовке деталей этой симпатичной совы.

Для создания композиции «Сова» в технике квиллинг вам понадобятся:

  • бумага основы размером не менее А4
  • полосы для квиллинга: бордовые, темно-синие, черные, два вида серого цвета, а также немного белого, бежевого и зеленого для глаз
  • клей ПBA
  • инструмент для квиллинга
  • кисточка
  • линейка шаблонов

Начнем с глаз. Для этого возьмите половину черной полоски, половину белой, одну целую зеленую, одну коричневую и половинку темно-синей полоски. Скрутите все в тугую спираль.

Используя две бордовые полосы и одну синюю, скрутите спираль, распустите ее, приклейте кончик и сделайте модуль «полумесяц». Таких деталей необходимо подготовить две.

Используя 1 синюю и 1 черную полосу, сделайте модуль «изогнутый лепесток». Таких деталей также нужно две.

Используя 1 бордовую и половину синей полосы, сделайте модуль «капля».

Собираем модули, формируя лицо совы.

Делаем два маленьких треугольника каждый из одной черной полосы.

Подставляем их к сформированному лицу.

Из бордовых полос делаем много модулей «лепесток 2». Для создания модуля достаточно одной полосы.

Подставляем готовые модули, формируя тело совы.

Теперь создаем много спиралей, используя серый, синий, черные цвета.

Так как это будущие перья, сделать их необходимо разного размера - от большего к меньшему.

Большое перо будет состоять из одной целой серой, одной целой синей и одной целой черной полос.

Собираем из готовых модулей крылья. Если вы использовали два вида серых полос - чередуйте их между собой.

По такому же принципу делаем внутренние перья. Они могут быть любого цвета и размера.

Маленькими тугими спиралями украшаем промежутки между перьями.

Делаем хвост. Для этого необходимо изготовить перья разной длины - от большей к меньшей.

Чтобы хвост был красивый и отличался от крыльев, украсим перья тугими спиралями.

Приклейте к готовому перу тугую спираль и обклейте всю деталь дополнительной темно-синей или черной полоской.

Чтобы придать сове более завершенный вид, сделайте два модуля по форме банана и один сложный модуль с треугольным краем.

Для этого воспользуйтесь инструкцией по созданию полукруга и с одной стороны защипните, чтобы получился уголок.

Готовые модули подставляем к нашей сове. «Бананы» будут обрамлять крылья, другая деталь завершит голову птицы. Картина готова.

В следующем разделе статьи описано, как сделать поделку из квиллинга «Нежные цветы».

Как делать композицию «Цветы» из бумаги в технике квиллинг

Чтобы сделать поделку «Цветы» из бумаги техника квиллинг, вам понадобятся:

  • бумага основы размером А4
  • бумага для квиллинга желтая, кремовая, розовая, зеленая нескольких оттенков
  • линейка шаблонов
  • клей ПВА
  • клей-герметик или горячий пистолет
  • инструмент для квиллинга

Данную работу мы сделаем с элементами контурного квиллинга - два сердца в центре будут именно в такой технике.

Для этого возьмем 10 полосок розового цвета и склеим между собой, приклеивая каждую последующую полосу чуть ниже предыдущей.

Затем закручиваем получившуюся полосу и отпускаем.

Край получившейся завитушки склеиваем. Из двух таких деталей формируем сердце.

Переходим к созданию цветов. Цветы создаются из отдельных лепестков. Из двух кремовых и двух желтых полос скрутите спираль и распустите ее.

Затем слегка сожмите деталь и оберните ее вокруг чего-то круглого, например, карандаша. Зажав края, защипните центр, чтобы сделать лепесток более острой формы.

Кончики лепестка склейте между собой и зажмите прищепкой.

На каждый цветок необходимо сделать 6 таких лепестков.

Теперь сделаем простые маленькие цветочки. Тугие спирали будут центром цветка.

Спирали из двух полос станут сердцевиной больших цветов, из одной полосы - маленьких цветов.

Сделав нужное количество деталей для цветов, так же сделайте много модулей «пейсли» для создания зелени вокруг цветов.

Теперь начинаем сбор работы. Сначала приклеиваем сердца.

Для того чтобы сделать цветы более объемными, необходимо закрепить лепестки под углом.

Для этого нужно воспользоваться клеевым пистолетом или клеем-герметиком.

Этот клей не только приклеивает лепесток к бумаге-основе, но и создает подушку, приподнимающую лепесток.

Шаг за шагом приклеиваем цветы.

Затем обрамляем их зелеными модулями.

Для создания объема некоторые модули наклейте друг на друга.

С помощью тугих жгутов дополнительно украсьте работу.

Следующий раздел статьи будет посвящен тому, как пошагово сделать в технике квиллинг изделие «Жар-птица».

Как работать в технике квиллинг: изделие «Жар-птица»

Создавать более сложные работы лучше с подготовленным эскизом. Нарисуйте то, что вы хотите получить. Нет необходимости прорисовывать каждый модуль и все цвета, достаточно определить общую цветовую гамму и те модули, которые важны для передачи вашей задумки. Вот ещё одна идея в технике квиллинг.

Для изделия «Жар-птица» в технике квиллинг вам понадобятся:

  • бумага основы не менее А3
  • бумага для квиллинга
  • инструмент для квиллинга
  • клей ПВА
  • иголки или гребешок для квиллинга

Будем создавать не только одноцветные контурные модули, но и радужные. Для этого склеиваются несколько полосок разного цвета. Можно смешать столько цветов, сколько мы хотим, в любой последовательности. Это может быть плавный переход от желтого к красному, тогда при скручивании этот градиент будет идти от центра наружу. Или же это могут быть контрастные цвета, тогда один цвет будет обрамлять другой.

Скручиваем свободные спирали разных размеров и цветов.

Затем придаем им нужные формы: капли, пейсли, полукруги, лепестки, стрелы, тугие спирали.

Часть элементов лучше собрать по отдельности.

Теперь будем делать изогнутые красивые линии, этот же способ используют в контурном квиллинге. Выберите цвета, из которых хотите сделать завиток, и приклейте на кончике полоски друг на друга. Чем больше полос, тем более «пышный» завиток у вас получится.

Затем скрутите в спираль, но не туго, так, чтобы полоски не соприкасались при заворачивании.

Снимите спираль с инструмента и слегка распустите ее.

Теперь подклеиваем полосы по очереди, снизу вверх, каждый раз, немного ослабляя натяжение полосы, чтобы образовывалось пространство.

Таким способом мы создаем нужное нам количество завитков разных размеров, цветов и форм.

Есть в квиллинге такая техника, которая называется «квиллинг на расческе». Название говорит само за себя - элементы здесь создаются при помощи накручивания бумаги разными способами на гребни плоской расчески. Мы не будем углубляться в этот метод, освоим лишь самый простой способ создания модуля в такой технике, и для этого нам вовсе не обязательно нужна расческа! Ведь мы делаем достаточно большой объект, наматывать полосы на расческу в нашем случае нет смысла. При помощи иголок и пенопласта мы создадим свой «гребешок» в большом масштабе.

Склеиваем несколько полосок. Получившуюся длинную полоску осторожно наматываем на иголки, обязательно прищипывая у основания. Это нужно не только для удобства, но и для того, чтобы создавать правильную форму. Если вы не будете прищипывать, то полоса начнет ослаблять натяжение, и вы не получите формы.

Полностью намотав полосу, приклеиваем кончик, а также капаем капельку клея у основания, чтобы все ряды приклеились.

При помощи такой техники создаем нужное нам количество элементов разного цвета и размера. Обратите внимание на то, что расположение иголок можно менять каждый раз, а можно оставлять его одинаковым.

Сделав основную часть элементов, собираем нашу птицу, но не приклеиваем.

Некоторые детали можно выгодно подчеркнуть, объединив их между собой: например, чтобы тело птицы не сливалось с крылом и хвостом, его можно обклеить контрастной полосой.

Теперь собранные детали можно подклеивать. Стремитесь склеивать детали плотно друг с другом, тогда картина будет выглядеть более ажурной, а фон станет едва заметен.

Чтобы заполнить образовавшиеся пустоты, необязательно изготавливать новые модули. Достаточно будет сделать тугие спирали разных цветов и размеров. Они не только заполнят пространство, но и визуально обогатят и усложнят рисунок.

Собрав и приклеив птицу, можно подумать и о том, что будет ее окружать.

Но не переусердствуйте, наша птица сама по себе получилась очень яркая, богатая на элементы, поэтому достаточно будет сделать небольшую веточку зеленого цвета и маленький бутончик.

Ниже описано, как делать из бумаги в технике квиллинг поделку «Ваза».

Поделка «Ваза» в технике квиллинг своими руками

Создание фигур из квиллинг-модулей с одной стороны очень легкая задача, с другой - крайне тяжелая.

Но вся сложность заключается лишь в креплении деталей и их правильной фиксации.

Чтобы сделать поделку «Ваза» своими руками в технике квиллинг, вам понядобятся:

  • бумага для квиилинга любых цветов
  • клей ПВА
  • клей-герметик
  • инструмент для квиллинга

Сначала создаем дно вазы. Для этого скручиваем большую тугую спираль и обклеиваем ее маленькими тугими спиралями.

Обклеиваем желтыми полосами склеенные спирали.

Если ваза будет прямой, не расширяющейся кверху, то достаточно ровно приклеить ярус за ярусом готовые модули.

Если же вам необходимо придать изгибающуюся форму, воспользуйтесь клеем-герметиком.

Капните его на край модуля по такому же принципу, как в мастер-классе по созданию нежных цветов, и зафиксируйте в нужном положении.

Пока герметик сохнет, чтобы модули не сползали, подложите что-то, что придержит детали.

Сделайте столько ярусов, сколько вам хочется.

При этом можно использовать модули разной формы.

Чтобы дополнительно украсить вазу, сделайте обычные цветы, после чего наклейте их на вазу.

Ваза готова. Осталось дать ей полностью просохнуть, и можно положить туда что-нибудь вкусное.

Теперь вы знаете, как сделать некоторые работы в технике квиллинг, а значит, можно приступать к практическим заданиям.



Конспект занятия.

Тема занятия: История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты.

Цель: познакомить с техникой квиллинга, познакомить с историей возникновения техники квиллинга, дать представления о применении техники в декоративно- эстетическом оформлении; познакомить и научить выполнять основные элементы квиллинга;  развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческое мышление, развивать логику мышления и память;  воспитывать интерес к изучению техник бумажной пластики, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, творческое отношение к обычным вещам. .

Задачи: Познакомить детей с краткой историей квилинга. Формировать интерес детей к техники квилинг. Воспитывать умение вести себя в коллективе.

Тип занятия : знакомство с техникой бумагокручения квиллинг.

Методы : рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, практические упражнения, опрос. Оборудование : для воспитателя: образцы работ, выполненные детьми (в прошлом учебном году) в технике квиллинга, мультимедиапроектор и экран (для показа презентаций), презентации «Квиллинг: Основные элементы»; для детей: полоски 0,5 х 30 мм белой бумаги, клей ПВА и кисточка для клея, зубочистки.

Ход занятия I. Организационный момент. Воспитатель приветствует группу. Проверяется готовность к занятию и организация рабочего места, раздаются материалы (заранее нарезанные полоски белой бумаги). Настраивает эмоциональное состояние детей на работу.

II. Постановка целей и задач занятия. Сегодня на занятии вы познакомитесь с техникой бумажной пластики – квиллинг. Это уникальный способ создания ажурных, тончайших, объемных изделий, похожих на кружево. Узнаем историю возникновения и распространения этого вида рукоделия, научимся выполнять основные элементы квиллинга. К концу занятия у вас должна собраться коллекция элементов различной формы, которая будет использована для выполнения объёмной фигурки на следующем занятии.

III. Основная часть

1. Рассказ об истории возникновения техники квиллинга. Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV - начале XV века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В XV веке это считалось искусством, в XIX - дамским развлечением, большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее в Лондоне. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности, но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

2. Показ изделий, созданных в технике квиллинг. Как выглядит квиллинг сегодня, какие работы выполняются детьми в этой технике, вы узнаете из презентации (показ слайдов с помощью медиапроекта и экрана или в распечатанном виде в качестве картинок).

3. Знакомство с основными элементами квиллинга. Для того, чтобы создавать работы в технике квиллинг необходимо научиться изготовлять основные элементы, из которых с помощью вашей фантазии создавать любые ажурные композиции. Все элементы квиллинга начинаются с базовой круглой формы. Посмотрите на технологической карте показано, как изготовлять круглую форму. (Технологическая карта показывается на экране постепенно по слайдам, сопровождается комментариями воспитателя и чтением этапов изготовления круглой формы самостоятельно учащимися).

4. Практическое упражнение по выполнению базового элемента круглой формы. Сейчас мы с вами потренируемся сделать базовый элемент круглой формы.

Для этого 1. Возьмите полоску. Ногтём слегка оттяни и закругли её конец. Положите на него шпажку. Накручивайте полосу, стараясь делать первые витки поплотнее.

2. Когда бумага «схватится» с палочкой, можно будет вращать только палочку до самого конца полосы.

3. Скрутите ровную шайбу, чтобы снять её, слегка подвигай палочку.

4. Теперь распустите заготовку, чтобы получилось кольцо с закрученной спиралью. Диаметр должен быть 12-14 мм. Иногда для этого достаточно просто отпустить заготовку. Если же она была скручена очень плотно, то надо легко пожимать её пальцами, чтобы раскрылась. Кончик подклейте маленькой каплей клея ПВА.

5. Знакомство с закрытыми и открытыми элементами квиллинга. Для выполнения задуманного объекта, необходимо круглой заготовке придавать различные формы. Чтобы получить форму «Капля», оттяни серединку спирали в одну сторону, с другой стороны сожми несколько слоёв, чтобы получился острый конец. (Воспитатель показывает слайд 4 презентации, читает вместе с детьми, рассматривает картингу, затем практически показывает, как выполнить элемент в форме «капля»). Таким образом, можно выполнить любой элемент. Все элементы квиллинга делятся на закрытые, т.е. делаются из склеенной круглой формы, и открытые, т.е. делаются без клея, только накручивая их. Рассмотрите слайд 5, на котором изображены формы закрытых элементов. Подумайте, почему они так названы и как их выполнить, рассмотрите, как они выглядят. (Педагог комментирует содержание слайда и отвечает на возникшие вопросы). Аналогично прорабатывается слайд 6 – открытые элементы квиллинга

IV. Практическая работа. Мы познакомились с основными закрытыми и открытыми элементами квиллинга, а теперь потренируемся делать каждый из этих элементом. Во время выполнения практической работы детей педагог оказывает индивидуальную помощь и наблюдает за правильностью выполнения работы. V. Закрепление изученного. Мы с вами много узнали на этом занятии, научились изготовлять различные элементы и чтобы проверить, как внимательны вы были и что заполнили, ответьте на вопросы викторины. - Как еще можно называть бумагокручение? (квиллинг, бумажная филигрань) - Какие изделия можно выполнять в технике квиллинга? (воздушные конструкции, панно, картины, аппликации, объемные сувениры) - Чем отличаются открытые и закрытые элементы? (Закрытые делаются из склеенной круглой формы, а открытые делаются без клея, только накручивая их). - Какие формы открытых и закрытых элементов вы запомнили? (Закрытые – «капля», «глаз», «квадрат», «треугольник», «стрела», «полумесяц»; открытые - «сердечко», «рожки», «завиток», «веточка».)VI. Подведение итогов занятия - Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии? - Что нового вы для себя открыли? - Какие эмоции вы испытывали на занятии? - Что у вас получилось и не получилось на занятии? В конце занятия я хочу пожелать вам хорошего настроения, быть открытыми для получения новых знаний и хорошо делать то, что вам нравится. А на следующем занятии из элементов, которых вы сделали сегодня, мы будем выполнять объёмную аппликацию.



Похожие статьи
 
Категории