Когда нам стыдно? Когда нам бывает стыдно. Источники появления стыда у взрослых

07.02.2019

Стыд – самое жгучее чувство, испытываемое человеком. Когда человеку стыдно – хочется исчезнуть. Не зря существуют устойчивые выражения «провалиться сквозь землю от стыда», «сгореть от стыда». Накатывает чувство собственной «плохости» – глобальной «плохости».

Дети начинают испытывать стыд где-то в районе 6 лет. И именно эта способность выводит их на следующую ступень в развитии - контролирование своего поведения. Однако мы понимаем, что когда ребенку стыдно, он одновременно чувствует себя очень плохим, настолько плохим, что хочет исчезнуть. В связи с этим важно знать одну особенность про чувство стыда. Оно настолько труднопереносимое (и для взрослых, и для детей), что мы стремимся его вытеснить, отогнать о себя поскорее, забыть и никогда не вспоминать о случившейся ситуации. И если стыд, испытываемый ребенком, будет больше, чем он способен перенести (то есть самостоятельно вынырнуть из ощущения собственной «плохости»), он начнет его вытеснять. Довольно быстро такая модель реагирования становится автоматической, и человек перестает испытывать стыд вообще. А это в свою очередь ведет к формированию нарциссической личности и т.д.

Поэтому очень важно родителям помогать ребенку на первых этапах справляться с чувством стыда. Не избавлять его от этого, а именно грамотно проводить через это чувство.

Дожили мы до такого момента, когда мой сознательно решил меня обмануть. Обманул. Через некоторое время, естественно, обман открылся. Я ему сказала обычные в таких ситуациях фразы типа «обманывать нехорошо», «я о тебя такого не ожидала», «как же ты мог». И вижу – накрыло моего ребеныша.

Лежит он на кровати лицом к стене, свернувшись калачиком, кусает свой кулак. И разговаривать не хочет. К слову в этот момент я поймала себя на противоречивых чувствах. Одновременно захотелось сказать ему «ладно не переживай, ничего страшного» (избавление от чувства стыда, то есть его не проживёт). Другой голос в голове – «а что ты хотел, ты меня обманул – это очень плохо. Обманывать НЕЛЬЗЯ! Я тебя жалеть не буду. Ты сделал плохо и тебе должно быть плохо» (этот голос подозрительно похож на голоса воспитателей из детского сада и учителей в школе). И одновременно с этим что-то острое до боли, сжигающее – из собственного детства, из того раннего стыда, когда еще не даешь себе права на ошибку, когда быть хорошей для своей мамы жизненно важно .

Смотрела на комочком сжавшегося сына, а видела себя маленькую. И вспомнила, как нужна мне была тогда поддержка и утешение мамы и подтверждение, что она меня по-прежнему любит. И как я в тоже время считала себя недостойной этого.

Села я к сыну, взяла его за руку и сказала: «ты знаешь, я ведь тоже когда-то обманывала свою маму. Мне иногда казалось, что если я скажу ей правду, она не поймет и будет меня ругать. И я обманывала ее. Мне потом становилось очень тяжело на душе, стыдно и страшно, что мама не будет меня больше любить, не будет верить мне. Почему-то я очень боялась просить у нее прощение – а вдруг она меня не простит. Но знаешь, она всегда прощала меня и не переставала любить, хоть и сердилась на меня тогда и расстраивалась. Когда я стала старше, я обманывала ее все реже, а потом и вообще перестала. Потому что уж лучше она меня наругает, чем мне будет так плохо и стыдно».

Сказала ему это и вижу, что оживает мой «комочек», расслабляется, дышит легче – отпустило его.

«Мам, ТЫ ТОЖЕ обманывала?» – «Да, сыночек, было дело».

И чувствую, какое облегчение для него узнать, что и его «самая лучшая» (в его представлении) мама ошибалась и ошибается. Значит и ему можно. Значит не смертельно это. Значит, и он справится.

Стыд – это чувство сильного смущения, неловкости, дискомфорта от осознания предосудительности своего поступка, поведения, действия или качества личности. Почему возникает чувство стыда и как с ним бороться?

Чувство стыда относится к категории моральных чувств , то есть тех, что возникают и развиваются в процессе воспитания и социализации человека. Это не врожденное, а приобретенное в результате социального научения переживание.

Есть действия, которые просто не принято совершать на людях, хотя сами по себе они не являются чем-то противозаконным. Все в мире относительно. То, что для одного человека может быть вполне нормальным, для другого – аморальным. Нормы морали изменяются с течение времени и в обществе и в сознании личности.

Мораль – это принятые в обществе представления о добре и зле, правильном и неправильном, должном и неподобающем поведении.

Стыд возникает только тогда когда его объект, то есть какой-либо поступок или качество:

  • социально неприемлемо, то есть считается аморальным;
  • наблюдается или замечено окружающими людьми.

Человеку не будет стыдно совершать действие, которое можно оценить как постыдное, в полном одиночестве или когда он уверен, что свидетелей вокруг нет.

Но, если индивид оценивает поступок, совершаемый в одиночестве, как аморальный, возникнет другое негативное чувство – вина.

Стыд и вина – это формы эмоционального проявления совести . Они часто ощущается одновременно и усиливают друг друга.

Если у человека развита совесть как функциональный аппарат, формулирующий моральные обязанности и реализовывающий нравственный самоконтроль, ему непременно будет знакомо и чувство вины и чувство стыда.

Развития чувства стыда в филогенезе и онтогенезе

То, чего стыдится современный человек, не вызвало бы ни капли угрызений совести у человека, жившего в доисторические времена в пещере. Чувство стыда формировалась вместе с развитием цивилизации и каждого отдельно взятого общества, государства.

У одних народов стыдливость более развита и они традиционно ведут себя сдержанно, скромно, культурно, а у других в менталитете полная свобода проявлений себя, вне зависимости от того «А что подумают люди?».

Исследования антропологов и этнопсихологов позволяют утверждать, что именно у тех национальностей, в чьем менталитете заложена установка ориентироваться на общество, коллектив, традиции, стыд играет важную роль в жизни людей. В культурах, базирующихся на индивидуализме, стыд не столь частое явление.

Ребенок поначалу не стыдится ничего, но беспрерывно усваивает нормы морали, поэтому у него в возрасте от 3 до 7 лет развиваются понимание того, что такое «стыд» и «стыдно», а также такие черты характера как совестливость, стыдливость, стеснительность и другие моральные качества.

Маленький ребенок, к примеру, не стесняется своей наготы, когда родители его переодевают или купают. Он еще не знаком с моралью, но очень скоро начинает понимать, что любое действие интимного характера должно совершаться наедине с самим собой, а при людях это делать стыдно.

Американский психолог Г. Олпорт отмечает, что отсутствие чувства интимного стыда препятствует развитию личности . Действительно, это так. Не имея совести и стыда, человек растет аморальным индивидом. Более того, бесстыдство и бессовестность у детей, а в особенности у взрослых, нередко становятся симптомами психических патологий.

Как в любом вопросе, касающемся воспитания, в деле формирования чувства стыда, важно знать меру. Плохо когда человек ведет себя эгоистично, не считается с мнением окружающих и совершает аморальные поступки, но также плохо, когда сильно развитое чувство стыда перерастает в такие качества личности как чрезмерная стыдливость, стеснительность, зажатость, некоммуникабельность, закомплексованность.

Почему стыдится вредно

Люди с гипертрофированным чувством стыда страдают от заниженной самооценки, самокритичности, комплекса неполноценности, ощущения надуманной аморальности настолько, что просто не могут и не позволяют себе быть счастливыми, считая это неприличным или неуместным.

Важно чтобы здоровое чувство стыда, призванное регулировать поведение человека, не превращалось в способ наказать самого себя муками совести!

Человек «погрузившийся» в сильно выраженный стыд и измучивший себя мыслями о том, как теперь его будут воспринимать в обществе, способен на опрометчивые, рискованные и непоправимые решения и поступки. Из всепоглощающего чувства стыда некоторые люди совершают самоубийство.

Стыд является нормальным чувством, когда его спровоцировало объективно постыдное событие или действие, но если повод надуман или чувство слишком сильное , продолжительное и негативно влияет на качество жизни, от него, несомненно, нужно избавляться.


Стыдливость
– черта характера, говорящая о готовности испытывать чувство стыда часто. Стыдливость мешает человеку выражаться как личности и развиваться, так как сопровождается стеснительностью, нерешительностью, безынициативностью.

В тоже время стыд делает личность более ответственной, рассудительной, организованной, осторожной, предусмотрительной, пунктуальной, не говоря уже о том, что окружающие люди воспринимают такого человека как скромного и порядочного.

Субъекта, часто испытывающего чувство стыда, преследуют страхи быть осмеянным, непонятым, униженным, оскорбленным, подвергнуться незаслуженной критике, стать изгоем или оказаться отвергнутым любимыми людьми.

Стыдливые люди опасаются совершить постыдное действие, оттого уровень тревожности у них, как правило, повышен, а самооценка понижена.

Как побороть стыдливость

Для контроля над любой сильной эмоцией или чувством, прежде всего, нужно научиться ее идентифицировать , то есть понимать, что она возникла и называть.

По каким признакам, кроме внутреннего ощущения дискомфорта и мыслей на подобии «Я сейчас готов сквозь землю провалиться!», можно узнать стыд?

Когда человек стыдится, возникает ряд физиологических реакций :

  • покраснения кожных покровов (возникновение румянца на щеках),
  • повышение давления,
  • учащенный пульс,
  • задержка дыхания,
  • повышенное потоотделение.

Стыд можно узнать по сопровождающему его желанию поскорее удалиться от объекта или прекратить действие, вызывающее стыд. Когда стыдно, хочется сбежать и от стыда и от самого себя. Так как чаще всего сделать это невозможно, человек старается «стать незаметным»:

  • опускает голову и плечи,
  • прячет взгляд,
  • закрывает лицо руками,
  • принимает максимально закрытую позу.

Как правило, причины стыдливости, мешающей развиваться и реализовываться, коренятся в событиях, произошедших в детстве. Детей часто ругают и стыдят чрезмерно или понапрасну. Осознание причин стыдливости помогает переоценить чувство стыда, проработать и избавиться от негативных воспоминаний, а вместе с тем и чрезмерного чувства вины по поводу и без.

Например, женщина стыдится своей внешности, так как считает что у нее некрасивая форма носа. Когда-то в детстве одноклассники осмеяли ее и заставили стыдиться своей внешности. Красота – относительное понятие, стыдиться своей внешности не стоит хотя бы только потому, что она часть индивидуальности и уникальности человека.

Еще одна распространенная причина возникновения чрезмерного чувства вины – табу , запреты, предрассудки, предубеждения и другие строгие, консервативные идеи.

Когда что-то табуированное было сделано, стыд буквально сковывает человека и на всю жизнь «программирует» стыдиться и бояться повторения произошедшего. Люди часто скрывают постыдные качества личности, привычки, не делятся воспоминаниями, за которые им стыдно.

Права судить и осуждать личность не имеет никто, а ошибки и действия, за которые бывает стыдно, совершает каждый человек в своей жизни и не один раз. Снизив значимость табу или избавившись от него вовсе, можно справиться с чувством стыда.

Если еще какие-то полвека назад считалось постыдным молодей девушке жить с мужчиной в гражданском браке (сожительствовать), то сегодня, напротив, считается правильным пожить некоторое время вместе, прежде чем заключать официальный брак.

Чтобы избавиться от мучающего чувства стыда за какой-либо поступок или в целом от надоедливой стыдливости, психологи рекомендуют научиться :


Не стоит бежать от проблемы гипертрофированного чувства стыда. Нужно поработать над собой, а в случае необходимости обратиться за помощью к психологу.

Трудно найти отрасль, направление, сферу жизни, которая не подвергалась бы изучению. Недавно мы говорили о таком чувстве, как , сегодня очередь разобрать стыд.

Какой-то человек опозорился, а у другого холодок пробегает по спине. Психологи пытаются объяснить, почему же нам бывает стыдно за других людей.

Жена стыдится за своего мужа: «Как он снова подает мяч в игре, я не могу смотреть!»

Женщина, которая ворует незамеченно туалетную бумагу из ресторана. Пьяный коллега на Рождественской вечеринке. Есть ситуации, в которых мы стыдимся за поведение других людей. Почему? «Корень переживания за чужой стыд — это сострадание. Вам просто стыдно за других, если вы можете поставить себя на их место. Тот, кто не сочувствует другим, имеет проблемы с психикой», — уверен доктор Удо Баер, педагог из Северной Рейн-Вестфалии и эксперт по стыду.

Даже чужой боли можно сочувствовать

Зачастую стыд другого человека проецируется на собственный опыт человека. Если человек рядом с вами порежет палец, вы чувствуете боль тоже. «Обе операции, чужой стыд, а также сострадания пробегают по, так называемым, зеркальным нейронам. Неврологи даже могут зафиксировать эти ощущения в мозге,» — сказал Баер.

Стыд может быть вызван разными причинами. Простой пример. Скажем, если вы закажете брошюру любого содержания, в том числе на тему стыда, здесь super-poligraf.com.ua/ , то высокое качество выполненной работы вас удовлетворит. Потому что индивидуальный подход к размещаемому заказу, креативность коллектива полиграфии PSP и инновационные технологии гарантируют, что вам не будет стыдно за свои брошюры или другую полиграфпродукцию. Это только один пример, но можно привести массу.

Чем больше эмпатии, то есть, настолько чувствителен человек, тем больше он может сочувствовать другим людям. Кроме того, собственные переживания стыда также играют роль. «Кому было стыдно за себя, тот часто имеет более чувствительные антенны», — сказал Баер. Если же человек реагирует крайне раздраженно, то он может научиться уменьшать своё чувство стыда. В терапии эксперты включали опыт прошлого.

Злорадство имеет отрицательные корни

В дополнение к чувству стыда другого, есть еще одна реакция на невзгоды других людей — ликование. Официант проливает томатный суп поверх рубашки посетителя. Один человек сочувствует, ему стыдно за пострадавшего, другой человек веселится. «Злорадство вызвано тем, что может быть бедствие, которое произошло или могло произойти со мной,» — говорит эксперт. А также потому, что другие сердятся так сильно. Злорадство имеет отрицательный источник происхождения, сострадание — положительный.

Стыд за других есть у многих людей, особенно заметно в период полового созревания. Подросткам часто стыдно за своих родителей — это пройдет с возрастом. Стыд за других людей защищает нас от глупостей.

Таким образом, стыд — это весьма полезное и нужное чувство, но оно не должно быть гипертрофированным.

Берегите в себе человека.

Человек - это то, во что он верит.

В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам.

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя.

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.

Обыкновенный человек ждет хорошего или дурного извне, а мыслящий – от самого себя.

Только в беде люди могут понять, как нелегко быть хозяином своих чувств и мыслей.

Что прикажете делать с человеком, который наделал всяких мерзостей, а потом рыдает.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Разум:

Умный любит учиться, а дурак учить!

Человек говорит глупости, когда бывает неправ и неумен.

Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.

Эти умники все такие глупые, что не с кем поговорить.

Есть люди, об уме которых можно верно судить по их голосу и смеху.

Незаписанная мысль - потерянная мысль.

Жизнь, деятельность:

Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.

Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?

Праздная жизнь не может быть чистою.

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.

Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни.

Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай и вникай.

На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость - негодованием, на мерзость - отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью.

Намерения:

Дела определяются их целями; то дело называется великим, у которого велика цель.

Любовь:

Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.

То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.

Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша.

Когда люди любят друг друга, они не ссорятся, а спокойно выясняют отношения.

Счастье:

Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима.

Если захочешь животного счастья, то жизнь всё равно не даст тебе опьянеть и быть счастливым, а то и дело будет огорошивать тебя ударами.

Одиночество:

Одинокому везде пустыня.

Равнодушие:

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.

Злость:

Злость - это малодушие своего рода.

Грубость - это естественная реакция на боль.

Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью.

Ложь:

Ложь - тот же алкоголизм. Лгуны лгут и умирая.

Тля ест траву, ржа - железо, а лжа - душу.

Нерешительность:

Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.

Свобода:

Нужно по капле выдавливать из себя раба.

Убеждения:

Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий.

Воспитание:

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Природа:

Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть.

Искусство, талант:

Где искусство, где талант, там нет ни старости, ни одиночества, ни болезней, и сама смерть вполовину…

Критиканы - это обычно те люди, которые были бы поэтами, историками, биографами, если бы могли, но испробовав свои таланты в этих или иных областях и потерпев неудачу, решили заняться критикой.

Краткость - сестра таланта.

Литература:

Если можешь не писать - не пиши.

Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.


Фото Ibon, www.flickr.com

Биография Антона Павловича Чехова

Антон Павлович Чехов - великий русский писатель, драматург. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков.

Родился 17/29 января 1860 в Таганроге в семье купца 3-й гильдии Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой.

23 августа 1868 года Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии, которую окончил в 1879 году.

В том же 1879 году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, по окончании которого в 1884 году сначала работал уездным врачом в Чикинской больнице города Воскресенска), затем некоторое время заведовал больницей в Звенигороде.

Писать начал еще студентом в 1879 году. Он начинал с юморесок, фельетонов и небольших рассказов и творил под разными псевдонимами.

В 1884 году вышел сборник его рассказов - «Сказки Мельпомены»

1885-86 годы - период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» - автора коротких, в основном юмористических рассказов.

С 1887 года Чехов постепенно перешел от юмористических рассказов к серьезной прозе.

7(19) октября 1888 года он получил половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в предыдущем, 1887 году, третий сборник - «В сумерках».

В 1890 году Чехов совершил путешествие по Сибири и Сахалину, по возвращении из которого написал книгу путевых заметок «Остров Сахалин».

С 1890 по 1892 год Чехов жил в Москве на Малой Дмитровке, а с 1892 по 1899 годы – в подмосковном имении Мелихово.

Писатель много путешествовал по Европе, а в последние годы жизни из-за обострившегося туберкулеза проживал постоянно в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена – артистка Ольга Леонардовна Книппер, выступала в составе труппы МХТ (Станиславского).

В 1900 году, при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Чехов был избран в число его почётных академиков.

Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Баденвайлер (Германия), где и скончался 2 (15) июля 1904 года из-за резкого обострения болезни. Гроб с телом писателя был доставлен в Москву, где 9 (22) июля 1904 года после отпевания в Успенской церкви Новодевичьего монастыря он был погребен на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца.

За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений многие из которых стали классикой мировой литературы.



Похожие статьи
 
Категории