Костёнки. Древняя цивилизация под Воронежем

13.04.2019

Село Костенки (Воронежская обл.) является богатейшим в России местом сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита. Здесь на территории около 10 км., открыто свыше 60 стоянок, датирующихся от 40 до 15 тыс. лет назад. Костенковские стоянки отличаются особым богатством и разнообразием материальной культуры. Здесь были открыты и исследованы жилища из костей мамонта, над одним из которых сооружен павильон-музей. Найдены многочисленные произведения искусства, в том числе всемирно известные женские статуэтки – так называемые "палеолитические венеры". Почти все известные в России погребения эпохи верхнего палеолита найдены именно в Костенках.

Только в Костенках известны памятники начальной поры верхнего палеолита Восточной Европы, датирующиеся, примерно, 40000-35000 лет назад. К их числу относится и многослойная стоянка Костенки-12.

Руководитель проекта, М.В.Аникович, возглавлял археологические исследования на Костенках-12 в 1974, 1976, 1979-1984 и в 1999-2000 гг. В 1983 г. на памятнике было обнаружено погребение младенца. До этой находки в России было известно только 7 верхнепалеолитических погребений: 4 - в Костенках, 2 - в Сунгире, 1 - в Сибири. В 1984 г. был открыт древнейший, IV, культурный слой, возможно, являющийся самым древним памятником эпохи верхнего палеолита не только в Костенках, но и во всей Европе.

В 1999 г. раскопки на Костенках-12 были возобновлены Фондом поддержки археологических исследований каменного века России ("Археолит"). Был исследован III-й культурный слой, собрана интересная коллекция каменных орудий. Полностью подтвердилось открытие еще более древнего, IV-го культурного слоя.

В 2000 г. на Костенках-12 была восстановлена система реперов, уничтоженная в ходе строительных работ начала 90-х годов, сделана прирезка к раскопу 1999 г, воссоединившая его с южной частью раскопа 1979-1984 гг. На вскрытой площади были исследованы культурные остатки вплоть до III-го культурного слоя включительно. Таким образом, был подготовлен к исследованию древнейший, IV-й культурный слой на площади 49 кв. м.

Ближайшая задача – продолжить раскопки на Костенках-12, прежде всего исследовать древнейший культурный слой на площади 49 кв. м., а также продолжить изучение III-го культурного слоя на прилегающих участках. Предполагаемый объем земляных работ – 400 куб.м. Раскопки предполагается вести в тесном контакте со специалистами разного рода: геологами, палинологами, палеозоологами и проч.

Wiki: ru:Костёнки en:Kostyonki, Voronezh Oblast

Село Костенки в Воронежской области (Россия), описание и карта связанные воедино. Ведь Мы - места на карте мира. Узнайте шире, найдите больше. Находится 31,8 км на юг от Воронежа. Найдите интересные места вокруг, с фотографиями и отзывами. Ознакомьтесь на нашей интерактивной карте с местами вокруг, получите более подробную информацию, узнайте мир лучше.

После долгого отсутствия в эфире и перерыва в съемках, которому в частности способствовала слякоть на улице, я в компании приятелей вырвался в однодневный фото трип. Целью нашей небольшой экспедиции было посетить три нигде неописанные пещеры в районе села Костёнки.

43 фотографии, общий вес 6,4 мегабайт

Уж не знаю, смогли бы мы без навигатора найти все три пещеры, о двух из которых, вобще нет никаких упоминаний где-либо.

2. По дороге в Костёнки заехали в Рудкино, посмотреть на заброшеный элеватор.

3. Увидев нас, элеватор обрадовался — тоскливо ему там:) Впрочем, как мы убедились потом, в гости к элеватору все же захаживают.

Подъем на элеватор затруднен, потому что отсутствует лестничный пролет на первом этаже. Мы воспользовались кустарной деревянной лесенкой. Лестничные пролеты настораживали трещинами в бетоне. И не дай бог там споткнуться — есть все шансы вылететь за борт в пустые оконные проемы. Вобще, при подъеме и при нахождении на этом сооружении, страху я натерпелся на год вперед.
Дело в том, что ваш покорный слуга несколько опасается высоты. А конкретнее — шаткой и ненадежной высоты, когда можно внезапно улететь к праотцам.

4. Мы на последнем этаже. Смотрим под ноги! Каждая дыра ведет к основанию элеватора. Брошенный камень летел вниз около трех секунд. Путем нехитрых вычислений было выяснено, что высота сооружения около 40 метров.
Никто в классики сыграть не желает? :)

Увеличить изображение

5. Зато из такого опасного места открывается великолепный вид на окрестности. Дестрой на ближнем плане вносит некоторое оживление в общую идилическую картину морозного утра.

Увеличить изображение

6. Рядом с пустой лифтовой шахтой обнаружилась коморка, в которой можно с относительным комфортом провести время на уютной кроватке. Защита от ветра опять же.

7. Наскальная живопись весьма оригинальна.

8. Мне кажется, что век этого элеватора будет недолгим. Панельные конструкции если и не развалятся в скором времени, то будут представлять опасность.

Увеличить изображение

9. Наконец-то под ногами земля!

10. buchkovdenis постигает устройство элеваторов времен развитого социализма.

11. Предостережение всем, кто не соблюдает технику безопасности на элеваторах.

12. Нам пора в дорогу к нашим главным целям. Окидываем взглядом окрестности и в путь.

13. Наш дальнейший путь пролегал через центр Костёнок и мимо музея, который законсервировал под своими сводами древнее палеолитическое жилище возрастом почти в 20 тысяч лет.

14.

15.

24. В окрестностях первой пещеры.

Увеличить изображение

25. Это главный вход в пещеру. Назовем его так, потому что пещера имеет сквозной проход и располагает еще одним входом/выходом.

26. Главный вход в пещеру достаточно велик, но тем не менее не позволяет войти в полный рост. От входа в обе стороны расположены такие же невысокие проходы.

27. Наибольший интерес представляет правый проход, ведущий в большой зал.

28. В зал ведет наклонный пол. Во многих местах я, при своих почти 2-х метрах, мог встать в полный рост.

29. Из зала открывается вид на второй вход в пещеру.

30. В пещере имеется несколько глухих карманов, в которых я решил поэкспериментировать с фонариком.

31. У второго выхода мы обнаружили останки нижней челюсти животного.

32. Мы в предбаннике второго выхода. Рядом со вторым выходом находится небольшой вход в еще одну маленькую пещерку. По своим размерам она сильно уступает основной пещере.

После спуска с горы, мы устроили небольшой привал. Нас ждало еще одно белое пятно на карте воронежской области.

33. Вид на вход во вторую пещеру в Костенках. Об этом подземном сооружении также нет никакой информации.
Чтобы достигнуть пещеры, нужно спуститься с горы, а потом подняться на еще более крутую гору.

34. Подъем для меня оказался очень тяжелым и я пока сосредоточил внимание на окружаещем ландшафте.
Маленький пупырышек на горизонте справа — тот самый элеватор.

Увеличить изображение

35. На «крыше» второй пещеры расположилась загадочная фигура. Бросается в глаза утоптанная вокруг нее площадка.

36. Издалека элеватор напоминает одинокую многоэтажку в поле.

37. Тут и там на снегу следы зверьков.

38. Единственный вход в пещеру. Вход достаточно обширный, но своды довольно низкие. Да и сама пещера небольшая: метров десять в глубину.

39. Портал как будто сложен вручную.

40. И в первой и в этой пещере есть следы пребывания людей в виде настенных надписей, но мусора почти нет. По своему строению пещера односводчатая с двумя колоннами: в центре зала и на входе.

41. Вид наружу примерно с середины пещеры.

Увеличить изображение

42. Правая часть зала. Стены посещенных нами пещер полностью или частично покрыты плесенью.

Как я уже говорил, о посещенных нами двух пещерах в Костенках нет никакой информации: ни о их примерном возрасте, ни о предназначении. Можно конечно предположить, что они являлись местом добычи породы для строительных работ, но это только предположения.

Третья в нашем списке пещера находится в лесу на очень крутом склоне. Вход в пещеру преграждает овраг. В общем в саму пещеру я не пошел: во-первых спуск по скользкой листве и траве давался очень трудно и был риск навернуться. Во-вторых, как выяснилось, пещера очень тесная и маленькая. Без штатива там толком ничего не снять. За время нашего путешествия и лазания по горам, с непривычки, я сильно устал, поэтому к нашей третьей пещере я шел налегке.
Зато об этой пещере есть хоть какая-то информация. Правда за ее достоверность я отвечать не могу.

Впервые материал об этой пещере был опубликован в 68 номере воронежских «Губернских Ведомостей» за 1869 год. Данный материал лег в дальнейшем в основу статей А.С. Пругавина в «Русской Мысли» за январь 1885 года, и А.А. Левенстима в «Журнале Министерства Юстиции» за сентябрь 1898 года, посвященных событиям, развернувшимся вокруг этой пещеры.

Пругавин и Левенстим место расположения описываемой пещеры определяют окрестностями села Костенки «верстах в 30 от Воронежа». Сегодня это село входит в состав Хохольского района, Воронежской области.

В статье Т. Рождественского «Самосожжение раскольников хутора Кастенки» приводится наиболее краткое повествование о событиях, развернувшихся в первой четверти XIX в. вокруг пещеры. Это повествование и будет взято за основу дальнейшего изложения.

«В самых первых годах XIX столетия в окрестностях хутора Кастенки появился какой-то отшельник — «чернец». В глухом лесу поселился он и стал копать себе пещеру в высокой, заросшей лесом горе Шахан, на берегу реки Крынки. Уединенная жизнь, пещерокопательство, издавна считающееся душеполезным подвигом в глазах народа, привлекли к нему внимание населения Кастенок. Пошла молва о появившемся «Божьем человеке». Любопытные стали ходить посмотреть на отшельника, послушать его беседы. Завязалось знакомство, потекли приношения «Божьему человеку». Нашлись благочестивые люди, которые начали помогать чернецу, назвавшему себя Филатием, копать пещеру. Спустя некоторое время, откуда-то явился к горе Шахан другой чернец, и близ пещеры вскоре выстроилось несколько келий, а в самой пещере, обращенной в молельню, началось богослужение. Чернец Филатий стал частенько посещать своих почитателей и на хуторе Кастенках, вел с ними душеспасительные беседы, читал какие-то книги. Вскоре обнаружился и результат этих бесед и чтений.

Замечаем мы с матушкой, рассказывает один из уроженцев Кастенок, очевидец описываемых событий, что отец, с тех пор, как познакомился с чернецом, перестал бороду брить, а прежде он бороду бривал постоянно, франт был. Что бы это значило? Никак ума не приложим. Вот, однажды, матушка и говорит ему: «ты бы, касатик, бороду побрил! Смотри как зарос!» А он как закричал на нее: «не говори мне с этих пор о бороде! В святых книгах про это сказано, что брить бороду — значит оскорблять самую святыню, самый образ Божий. Этим можно принять печать антихристову. Я и бритвы выкинул, и самый дух дьявольского наваждения ладаном выкурил». Матушка немного помолчала, а потом и скажи: «отчего же попы то ничего не говорят об этом?» Верите ли, как он рассердился, попов начал ругать на чем свет стоит. «Они, говорит, наши губители, а ты им веришь», ... «они только по новому нас морочат, а новая то вера совсем не та, что старая была: в новой одно осквернение, а в старой — спасение и живот вечный» ... пойдем-ка, вот, к отцу Филатию; он научит тебя как крестится, как персты слагать во имя Св. Троицы и многому там он все знает, такой ученый, чисто-святой!»

Легко видеть уже из этого, что проповедь Филатия подвергавшая резкой критике современный ему строй церковной жизни и прославлявшая «старую» веру, была ни чем иным, как типичною проповедью раскола, и последствием ее было то, что весь хутор Кастенки перешел в раскол.

Прошло несколько лет после появления Филатия в той местности. Наступил 1812 год. Тот же рассказчик, гостивший где-то у родственников, возвращался с одним из них в Кастенки, призываемый к исполнению воинской повинности. Не доезжая верст 20 до Кастенок, он услыхал, что весь хутор выгорел. Оставшаяся в живых Анюта Виляева рассказала следующее: «Чернец вздумал делать какое-то освящение домов в хуторе. Только, однажды, он ночью приезжает с ризами и начали служение; наши хуторяне, почесть, все были. Глядим, отворяется дверь и входит заседатель, а он строгий был. Вошел, он, услышал их пение, да как крикнет на них: «Что это значит? Что это у вас за люди скрываются?» т. е. эти чернецы-то. Потом как крикнет на Филатия: «Ты что за человек? Должно быть беглец какой? Есть, говорит, документы у вас? Показывай, а то иначе свяжу, да в начальство представлю!» А Филатий был в ризах и с кадилом; видит, что дело плохо, все к двери ближе, да ближе, да в чем был так и убежал. А заседатель разгорячился и говорит: »Если вы не представите мне этих людей, то вам худо будет, а я наберу казаков из другой станицы и поеду сам, а их разыщу! «Потом, когда заседатель уехал, Филатий начал убеждать их сжечься; все согласились и сожглись, кроме вот этой Виляевой. Из наших хуторян тогда в живых осталось человек 30; иных дома не было, а иначе перешли из нашего хутора в другой; те только и остались. На другой день после того, как девка-то нам все подробно рассказала, пошел я с родичем к пещере. Приходим туда, я взглянул и, Боже мой, сердце так и замерло, так и захолонуло; ко входу подступиться нельзя: двери обгорели, а оттуда, изнутри то чем то смрадным несет! Такая вонь! На полу навалены огромные кучи земли и все черные, должно быть своды обвалились; стены черные, все-то черное! И тут я так плакал, что просто беда».

43. Портал пещеры. К слову сказать, никаких следов сожжения внутри обнаружено не было. Хотя два века прошло, поди там уцелей что-нибудь.

Древняя цивилизация под Воронежем — открытие, потрясшее научный мир! Наши предки жили на Русской равнине 45000 лет назад. Место археологических раскопок село Костёнки, общей площадью 36 кв. км., расположено на правом берегу Дона, Хохольского района в Воронежской области. Здесь находится 26 стоянок каменного века в возрасте от 20 до 40 тысяч лет. Большая часть стоянок многослойные и содержат от 2 до 7 культурных слоев, относящихся к разным тысячелетиям.

Обитание первобытного человека в Костёнках совпадает с периодом «Валдайского оледенения» , когда южная граница ледникового панциря находилась на полпути между территориями нынешнего Санкт-Петербурга и Москвой. Наличие большого количества мамонтов на Русской равнине объясняется устойчиво холодным климатом. В последние годы в Костенках был сделан ряд новых сенсационных открытий.

Во время раскопок 2000 года были найдены древнейшие на территории Восточной Европы украшения – пронизки с орнаментом, изготовленные из трубчатых костей птиц.


В 2001 г. археологи нашли голову статуэтки человека, вырезанного из бивня мамонта , она создана около 35 000 лет назад. Сегодня это древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы.

Костёнки – место сенсационных находок эпохи верхнего палеолита, впервые исследовали в 1879 году. Первые археологические раскопки в Костёнках и научные исследования стоянок начались в 1920-х годах.
Археологические раскопки в Костёнках сегодня проходят на территории около 10 кв. км и вызывают больший интерес. По словам учёных за это время было открыто свыше 60 стоянок разных эпох, возраст которых колеблется от 45 до 15 тысяч лет!

Русский археолог Александр Спицын назвал их «жемчужиной русского палеолита».

Из истории археологических изысканий в Костенках.

С незапамятных времён в Костёнках находили крупные кости загадочных животных. Неслучайно и название этой местности имеет в своей основе корень “кость”. У местных жителей издавна существовало предание о живущем под землёй звере, кости которого и находят люди. Живым это чудовище никто не видел, поэтому народ решил, что обнаружить его можно только после его смерти. Об этих диковинных находках стало известно даже царю Петру Первому.

Любознательный Петр Первый, в 1696 году прибыв в Воронеж по корабельным делам, повелел солдатам Преображенского полка провести раскопки «больших костей» в Костенках. Так впервые было начато исследование исторического памятника, но жители села Костенки пожаловались царю Петру, что солдаты разворотили плотину, и раскоп был прекращен.

В 1717 году Петр I писал в Воронеж азовскому вице-губернатору Степану Колычеву:«повелевает в Костенску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных».
Многие из найденных в Костёнках останков крупных животных были отправлены в “кунсткамеру” Санкт-Петербурга. В то время считали, что найденные гигантские кости – это останки боевых слонов Александра Македонского, «ходившего воевать со скифами». На берегах Дона несчастных животных якобы постиг массовый мор, они пали и потому вся территория устлана их костями.

Первые научные археологические исследования палеонтологических стоянок в Костёнках были проведены выдающимся ученым, антрологом – Иваном Поляковым в 1879 году.
Поляков выдвинул гипотезу о том, что в местах находок костей мамонта, могут быть останки жизнедеятельности первобытного человека. Его гипотеза оправдалась: из первого же шурфа, заложенного 28 июня 1879 года на территории одной из усадеб, археологи извлекли множество кремневых орудий труда, наконечников копий, кусочки золы, угольки, охра, каменные орудия труда – свидетельства древней жизни, факт существования «человека разумного» в этих местах много тысячелетий назад.

В 20-х годах прошлого века началось планомерное изучение палеолитических стоянок древних людей в Костёнках. В археологических и научных исследованиях палеолитических стоянок принимали участие все самые известные представители русской археологии: Сергей Замятнин, Александр Рогачев, Петр Ефименко, Павел Борисковский.

Найденные на раскопках в Костёнках статуэтки женщин (20-30000 лет).

Согласно традиционной историографии, в этот период Русская равнина была ещё покрыта ледником.
Особое внимание учёных привлёк тот факт, что в одном культурном пласте были найдены: останки человека современного типа и мамонта, многочисленные произведения искусства, и 10 знаменитых на весь мир женских фигурок, прозванных «палеолитическими Венерами», возраст которых 20-30-тысяч лет.
Судя по найденным в Костёнках артефактам, известным во всём мире, наши предки имели развитую культуру и искусство 45 000 лет назад. Это сенсационное открытие меняет взгляды на первобытную историю человечества и ставит под сомнение теорию о том, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал на север Евразии и в Западную Европу.

Эпоха верхнего палеолита- 50 тыс лет назад - археологический комплекс « признан самым древним местом обитания человека современного типа. Костёнки – это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле, на Русской равнине с древнейших времён существовала высокоразвитая цивилизация.

Научный переполох.

Археологический мир сотрясает сенсационная новость: под Воронежем обнаружена колыбель европейской цивилизации времен палеолита, прародина всех европейских народов.

Науку переполошила опубликованная в начале 2016 года в журнале «Сайнс» статья профессора университета в Боулдере (штат Колорадо) Джона Хоффекера. Обнаруженные в Костёнках скелеты людей современного типа и возраст археологических находок позволяют утверждать, что «homo sapiens» — «человек разумный» появился в среднем течении Дона намного раньше, чем в Европе.
Справедливости ради заметим, что первыми об этом заявили всему миру учёные Санкт-Петербургского института материальной культуры РАН.

Джон Хоффекер, профессор, штат Колорадо, США пишет : «Костенковские стоянки интересны не только своей уникальной древностью. Мы ещё не знаем, какими путями первобытные люди мигрировали сюда – из Африки или из Азии? Но именно в этих местах они приобрели новые способности и сформировали зачатки человеческой цивилизации. Об этом свидетельствуют находки в нижнем слое раскопа – кремниевые орудия труда, костяные, каменные статуэтки женщин и животных, которые можно отнести к самым древним произведениям первобытного искусства. Так что здешние homo sapiens жили не только охотой, они знали многие ремесла и были не чужды художественному творчеству».

Антропологическая реконструкция древнего человека, жившего на среднем Дону 28-30 тысяч лет назад.

Проанализировав современными методами найденные в раскопках пепел, споры и пыльцу, а также подвергнув кости палеомагнитному и радиоуглеродному исследованию, российские ученые установили, что костёнковским раритетам никак не меньше 40 000 — 42 000 лет. Американские лаборатории термо-люминесцентным методом определили возраст находок 45 000 лет. Таким образом, палеонтологический стоянки в Костёнках стали самыми древними стоянками первобытного человека в Европе. А заявивший об этом американец Хоффекер сподвигает науку к фундаментальному пересмотру общепринятых взглядов на ранний период истории человечества.

В селе Костёнки каждая вторая изба и сегодня стоит над стоянкой древнего человека. Копни лопатой в огороде – то кость вылезет, то ещё что-нибудь полезное для науки, жители охотно несут свои находки — клыки да камешки археологам.

В законсервированной под крышей музея-заповедника древней стоянке насчитывается 573 кости, которые могли принадлежать 40 мамонтам, и 32 черепа мамонта . Часть костей мамонтов служили фундаментом, в котором укреплялись шесты с натянутыми для тепла шкурами, другая часть костей мамонта была сложена в пяти ямах, приберегалась про запас.

В 2001 году на стоянке Костенки ХIV археологи обнаружили скелет молодого мамонта, который когда-то увяз в болотистой почве на дне оврага. Шестиметровая громадина — костный скелет мамонта, весом пять с половиной тонн была обнаружена археологами во дворе у жителя Костёнки, даже странно, как мамонт умещался на его грядках. Для Костёнок такая находка большая редкость, так как в древних поселениях кости мамонтов были «принесенные». То есть наши пращуры специально собирали большие кости убитых или погибших животных и укладывали их в основание своих жилищ.

Похоже, археологам страшно повезло, что древние жители Костенок извели на свои нужды не всех мамонтов и хотя бы один из них сохранился до наших дней в виде скелета.

«Дальнейшие исследования просто подтвердили, что в селе Костенки богатейшее в России место сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита» — говорит Виктор Попов – директор единственного в мире археологического музея-заповедника «Костенки» Виктор Попов — «Музей археологии – по сути саркофаг, полностью накрывающий древнюю стоянку, – построенный еще при советской власти, был и остается единственным в мире. Просто ни в одном другом месте жилище homo sapiens не сохранилось в таком первозданном виде, как в Костенках. В 1953 году крестьянин Протопопов копал погреб и наткнулся на древние апартаменты.»

Большинство жителей села Костёнки, как в старину, живут натуральным хозяйством, возделывают свои огороды и приусадебные участки, а у некоторых селян даже хаты с земляным полом и крыши покрыты соломой. Для полной схожести с прародителями не хватает только мамонтов.

Палеолитическая охота на мамонтов вошла в сюжеты древнерусских народных сказок . «Бой на калиновом мосту».

Борис Александрович Рыбаков в , ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛУБОКИЕ КОРНИ. Глава третья. «, пишет:

« Для древнего населения Восточной Европы охота была прежде всего облавно-загонная охота на мамонтов , которых огнём факелов нужно было направлять к заранее вырытым и замаскированным ямам и там убивать, пока они не выбрались из них. Эти героические действия охотников на мамонтов повторялись неисчислимое количество раз на протяжении многих тысячелетий и должны были бы как-то запечатлеться в памяти людей . В чистом виде такого сюжета в сказках, разумеется, нет. Но есть несколько загадочных и в то же время устойчивых сюжетов и деталей, которые требуют особого внимания.

Начну с распространённого сюжета «бой на калиновом мосту» . Он описан исследователями многократно, но ни разу не было обращено внимание на поразительную нелогичность: мост, по которому пойдёт массивное мифическое чудовище, изготовлен из калины, мелкого и крайне непрочного кустарника , абсолютно непригодного для каких бы то ни было построек. Ветками калины можно только прикрыть, забросать ловчую яму, но не строить из них.

Чудовище иногда находится под этим калиновым мостом. У этого декоративного моста близ огненной реки происходит встреча и бой сказочного героя с чудовищем , у которого нет единого наименования: его называют то Чудом-Юдом, то Змеем , то заимствованным из былин Идолищем . Когда оно приближается к месту своей гибели, то «гром гремит, земля дрожит » . Крылатость Змея является позднейшим наслоением, как доказал В. Я. Пропп. «Змей, – пишет исследователь, – есть механическое соединение из нескольких животных». «Связь Змея с огнём – постоянная черта его».

Чудовище всегда многоглавое . Нередко сказка упоминает хоботы, а самого Змея называет «хоботистым»

«Змий о 12 головах и 12 хоботах; ногами топат… зубами скрехчет »

Чудо-Юдо своих противников не кусает, не когтит, а «вбивает в землю» или бьёт хоботом, «жогнул своим хоботом».

Самого Змея убивают, помимо стандартного сказочного меча, стрелами, копьями и раскаленными камнями , которые помощники героя бросают ему в пасть; часто герой распарывает брюхо чудищу.

После победы над Змеем его тушу сжигают на костре .В. Я. Пропп указывает два ответвления данного сюжета: во-первых, вместо сухопутного чудища, находящегося под калиновым мостом , в сказке может быть морское чудище, обитающее в пучине и требующее себе человеческих жертв. Это, на мой взгляд, отголоски представлений о ящере, более поздние, чем палеолит. Во-вторых, значительно более поздним, связанным уже с развитием государственности, В. Я. Пропп считает мотив змееборчества типом борьбы Георгия с драконом.

Если мы подытожим все признаки сказочного чудища , с которым герою неминуемо надлежит сразиться, то получим следующее.

1. Чудище огромно и непомерно сильно. Оно не крылато.
2. Оно «хоботисто» или у него несколько голов на длинных шеях.
3. Схватка с чудищем происходит у калинового моста ; иногда чудище бывает прикрыто этим мостом.
4. Обязательной чертой схватки с чудищем является огонь (огненная река ); иногда чудище само извергает огонь.
5. Своих противников чудище «вбивает в землю» .

Не думаю, что будет большой натяжкой признать в этих сказочных приметах чудища обрисовку древнего мамонта (или мамонтов), загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников (калины). Длинношерстные мамонты, размахивая длинными хоботами, прорываясь сквозь «огненную реку», могли и сами быть носителями огня. Охотники, загнавшие мамонтов в яму, должны были окончательно одолеть их, распарывая чрево, пронзая копьями, забрасывая камнями. Мамонты хватали охотников хоботами и, вероятно, действительно «вбивали в землю». Роспись В. М. Васнецова в Историческом музее даёт хорошую реконструкцию этого охотничьего эпизода.

Произведём расчёт, который пригодится нам и для последующего. Когда речь идёт о народной памяти , то в качестве условной единицы удобнее всего взять одно поколение рассказчиков: дед рассказывает внукам. В точных цифрах годов интервал между рассказчиком и слушателями примерно равняется полувеку ; через 50 лет слушатели-мальчишки сами станут стариками, передающими своим внукам то, что они в своё время восприняли от деда. От последних живых мамонтов Восточной Европы до русских крестьян-сказочников XIX века прошло около 240 «поколений рассказчиков» , а для Сибири – всего около 150 поколений. Много это или мало?

Следует учесть, что схватки с мамонтами происходили на протяжении по крайней мере 500 «поколений рассказчиков», и на глазах одного рассказчика за всю его жизнь они повторялись сотни раз. Для того чтобы все героические и трагические стороны этих жизненно необходимых схваток запечатлелись в памяти людей, времени было более чем достаточно. Конечно, за те 240 поколений, когда рассказ вёлся уже о прошлом , не подкреплялся свежими впечатлениями и превратился в чудесную сказку с фантастическими для слушателей персонажами, многое забылось, перепуталось, смешалось с другими, новыми образами, но то, что, несмотря на вполне естественную путаницу, в сказках удаётся все же выделить несколько устойчивых элементов, ведущих нас к палеолитической охоте, является очень интересным.

Очень важны общие наблюдения фольклористов над жизнью и местом в сказочном фонде сюжета «победитель змея». А. И. Никифоров установил его повсеместность, широкое проникновение в разные сказки и вместе с тем отсутствие специальной сказки, посвященной только бою с чудищем. За этим сюжетом «неправомерно сохранять наименование особой сказки, а более правильно видеть в нём только подвижной эпизод, вовлекаемый в связь с другими по мере надобности».

Эту мысль поддерживает и новейший исследователь волшебных сказок Н. В. Новиков, упоминая, что «этот подвижной эпизод в русском материале входит в сочетание более чем с 20 сюжетами » . Из этого становится ясно, что пришедший из другой эпохи красочно описанный бой с хоботистым Змеем оказался таким самостоятельным, своеобразным и впечатляющим эпизодом, который не могли, не хотели забыть. Он не был законченной сказкой, потому что возник в до сказочный период, но титаничностью своих образов и героичностью ситуации импонировал рассказчикам, и они вплетали его всюду, расцвечивая им более бледные сюжеты позднейших эпох, видоизменяли, осмысливали неясное, дополняли. Позднее, когда южные кочевники начали нападать на оседлых земледельцев, чудище-мамонт всё более принимало черты символического огненного Змея, часто верхом на коне (Змей на коне!), олицетворявшего внезапно нападавшего внешнего врага.

Таким образом, можно считать, что к палеолиту восходят в сказках три элемента : связь с инициациями (испытания для добра-молодца), образ женского охотничьего божества (бабы-Яги) и героическое описание грозных схваток с мамонтами».

Костёнки село Хохольского района Воронежской области ; расположено на правой стороне Дона. Приобрело мировую известность в связи с обнаруженными стоянками человека периода позднего палеолита (40 тыс. лет назад). Здесь были найдены остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонта. Жилища круглые или овальные с очагом в центре. Встречались и остатки наземных построек с множеством очагов. Обнаружено значительное количество находок, дающих представление об образе жизни и быте первобытных людей, их хозяйственной деятельности, свидетельствующих о зарождении искусства.

В этом же месте люди жили и в более поздние времена. На левом берегу Дона напротив села обнаружены остатки жилища эпохи бронзового века (2-е тысячелетие до н. э.).

В селе Костёнки и окрестностях издавна попадалось множество диковинных костей. Местные жители рассказывали легенду о чудовищном звере индре , который якобы хотел выпить Дон, но лопнул и разбросал свои кости по всей округе. На эти кости в свое время обратил внимание Пётр Первый. Тогда же, при Петре, сложилось такое представление, что до этих мест доходил полководец Александр Македонский, у которого были боевые слоны. Ныне известно, что кости принадлежат вымершему животному мамонту, на которого охотились люди позднего палеолита. Эти кости и дали название селу, хотя оно сначала именовалось иначе.

В «Дозорной книге» 1615 года записано: «Пустошь на диком поле на Констянтиновском яру Фёдора Оладьина на колодезе дикого поля на пашне пятьдесят четвертей в поле». В «Писцовой книге» 1629 года говорится: «Селцо, что был починок на Костентиновском яру, Костёнки тож, на колодезе, за рекою за Доном что было в поместье за Фёдором Оладьиным, а ныне владеют помесные казаки». Сопоставляя эти данные, можно изложить события, связанные с возникновением села, следующим образом. Видимо, еще в XVI веке около одного придонского яра жил человек по имени Константин . Потом это место запустело, но за ним сохранилось, название Константинов яр , упоминаемый в документе 1615 года. Между 1615 и 1629 годами появилось сельцо, получившее название Костёнки .

В 1642 году в сельце была построена небольшая крепость, (острожек). Поселение стало называться - город Костёнск . По данным на 1676 год, здесь было 164 двора драгун, пушкарей и других служилых людей. В XVIII веке в связи с утратой военного значения Костёнская крепость приходит в упадок. Посетивший ее в 1769 году путешественник С.Г. Гмелин писал: «Город Костёнской худ и мал, и хотя он укреплён валом и палисадником, но оные за недостатком поправления совсем развалились. Прежде построен был на сем месте острог для защищения жителей от татарских набегов, но в прошедшем столетии принуждены были сделать его крепостью, дабы с тем большею силою противиться нападению сего хищного народа; а как в нынешнее время не должно ожидать равной опасности, то крепостное строение оставлено в небрежении. Здесь живут только одни однодворцы, питающиеся земледелием».

Гмелин между прочим сообщал: «Жители заражены ложным мнением о великом подземельном четвероногом звере, которого бытие открывается после его смерти».

В 1779 году город Костёнск преобразован в село Костёнки .

См.: Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. С.134-136.

В мире существует не так много археологических памятников, которые могут похвастаться столь пристальным вниманием ученых как стоянка Костенки. Костенковские стоянки стали объектом исследований в 19 веке и остаются им по сей день.

Само название села Костенки (Воронежская область) намекает на обнаружение здесь каких-то загадочных костей. Интересно, что академик Гмелин, который в ходе своих странствий побывал под Воронежем, отмечает, что в 30 верстах от города были обнаружены кости мамонта. Произошло это ещё в 18 веке.

За 70 лет до этого находки костей близ села были охарактеризованы как останки боевых слонов Александра Македонского, преследовавшего царя Дария. Данное предположение выдвинул сам Петр I.

Официальное же открытие первобытной стоянки в Костенках состоялось в 1879 г. Раскопки проводились под руководством молодого ученого Ивана Полякова. Тогда были обнаружены кости мамонта и ряд каменных орудий.

С того времени в Костенках начинаются регулярные исследования и открываются новые стоянки. Мало того, формируется так называемая костенковская методика, характеризующаяся раскопками большими площадями. Уже более сотни лет на территории названого археологического памятника совместно работают ученые из самых разных стран и областей науки.

Ко второй половине прошлого века археологи пришли к выводу, что комплекс Костенки не представляет собой одного поселения, так появились «Костенки-1», «Костенки-2», «Костенки-14» и т.д. К настоящему моменту на площади 10 км² обнаружено десятки стоянок, возрастом от 45 до 15 тысяч лет.

Погребальная камера из костей мамонта (Костенки 2)

Материальная культура

Скульптурная Реконструкция человека со стоянки Костенки 2. Автор М.М. Герасимов.

Стоянки, обнаруженные в ходе археологических раскопок, состояли из шалашей, основой для которых служили кости мамонтов. Встречаются как вытянутые, так и округлые жилища. Для строительства использовались земляные насыпи, дерево, кости и шкуры животных. В центре такого жилища обязательно был очаг.

Найдено огромное количество бытовых объектов, орудий труда, фрагментов мелкой пластики и украшений, типичных для палеолита. Так, на стоянке Костенки-1 обнаружено 10 так называемых палеолитических венер. Они представляют собой каменные или костяные фигуры женщин с увеличенными объемами живота, груди и бедер.

Обнаруженные археологические находки свидетельствуют о том, что здешние homo sapiens были знакомы со многими ремеслами и элементами художественного творчества. Удивительно, но техники, используемые местными кроманьонцами такие же, как в артефактах, найденных в южнороссийских стоянках эпохи неолита. Это противоречит гипотезе, согласно которой, чем древнее слой, тем примитивнее культура.

Человеческие останки

На территории Костенковских стоянок обнаружено несколько верхнепалеолитических погребений. Именно по обнаруженным здесь останкам была создана скульптурная реконструкция человека эпохи палеолита, вошедшая во многие учебники и энциклопедии мира.

Г. Дебец высказал гипотезу, что черепа Костенок относятся к 3-м расам – кроманьонской, брно-пршедмостской и гримальдийской. По его мнению, это указывает на участие в развитии палеолитического населения Русской равнины древних форм современных рас.

статуэтка женщины

Сенсационные выводы, сделанные в ходе последних исследований

До недавнего времени считалось, что возраст нижних слоев Костенковских стоянок составляет не более 32 тыс. лет. Но в ходе последнего исследования костей и вулканического пепла российские ученые установили, что возраст древнейших находок – 42-40 тыс. лет. Анализ, сделанный американскими учеными, позволил увеличить цифру до 45 тыс. лет.

В итоге в 2007 г. в журнале «Сайнс» появилась статья, в которой американский ученый Джон Хоффекер заявил, что местность на правом берегу Дона – прародина европейских народов.

До этого было принято считать, что Homo sapiens начал заселять Европу с Балкан. Но поскольку в Костенках найдены скелеты кроманьонцев, обитавших здесь 45 тыс. лет назад, можно предположить, что современный человек появился в среднем течении Дона раньше, чем в Европе. Богатые находки доказывают, что здесь были сформированы зачатки древней цивилизации.

В Западной Европе пока не найдено столь древних стоянок. Эволюция от неандертальцев до кроманьонцев там даже не прослеживается. Это, в свою очередь, подтверждает, что современный человек пришел в Европу извне.

Археологический музей

С целью сохранения и изучения древних стоянок в 1991 г. был создан музей-заповедник «Костенки». Его территория охватывает площадь в 9 га, в районе сел Костенки и Борщево.

Самый известный местный памятник – жилище из костей мамонта. Кроме того, музей включает 25 охранных зон, где расположено 60 памятников верхнего палеолита. Комплекс расположен в живописном месте на правом берегу Дона. Стоит отметить, что известные стоянки исследованы лишь частично. Одна из них, а именно «Костенки-11» реконструирована и сохранена под крышей музея.

Согласно расписанию, представленному на официальном сайте, режим работы музея: с 10 до 18 часов. По установленному графику работы, выходной – понедельник.



Похожие статьи
 
Категории