Моисеев игорь александрович. Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

26.03.2019

Моисеев Игорь Александрович - величайший хореограф ХХ века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры.

Игорь Моисеев - организатор, бессменный художественный руководитель и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца. Игорь Моисеев является создателем нового жанра сценического искусства - народно-сценической хореографии, новой модели профессионального коллектива - ансамбля народного танца, нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель которого - развивать и обогащать фольклор с помощью профессионального искусства.

Жизнь и судьба Игоря Моисеева - исключительный пример беззаветного служения любимому делу. Уже в юности Игорь Моисеев был очарован народным искусством, с тех пор все его помыслы и устремления подчинены единственной цели - сохранить, развить, обогатить фольклор профессиональными знаниями и сделать достоянием мировой культуры.

Создав первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, Игорь Моисеев превратил его в уникальный Театр народного танца, где непосредственный задор фольклора, с его неожиданной и всегда желанной импровизацией, легко и естественно вдохнул жизнь в строгие формы сценического танца.

Сегодня в репертуаре Театра народного танца Игоря Моисеева сотни произведений, щедро наполненных сочными образами, яркими характерами, живописными красками, подсказанными самой жизнью.

Это чудо, которому вот уже семь десятилетий рукоплещет мир, не могло бы родиться, не владей Игорь Моисеев всеми тонкостями национального танца, всеми методам и приемами профессионального хореографического, драматического и музыкального искусства, которые легли в основу его уникального художественного метода сценической интерпретации фольклора.

Игорь Моисеев первым в истории хореографии ХХ века сделал народный танец явлением, объединяющим народы всех стран, независимо от вероисповедания и политических режимов. Где бы ни выступал коллектив, созданная Моисеевым гибкая, мобильная модель ансамбля народного танца пропагандирует танцевальный фольклор мира и обогащая его приемами профессионального искусства, продолжает жизнь в строгих формах сценического искусства.

Грандиозное значение творчества Игоря Моисеева оценить невозможно - его танцы вошли в историю живописной энциклопедией народной жизни, живой летописью, сохранив аромат времени. Социальные коллизии, национальные характеры, судьбы целых народов - творчеству Игоря Моисеева подвластно все.

Облеченные в стройные сценические формы, уникальные по благородству линий и ясности выражения художественной идеи, произведения Игоря Моисеева являются классикой хореографии, понятной зрителям всего мира. Они всегда современны, наполнены сочными народными характерами, проникнуты любовью, радостью, юмором, самой жизнью - всем, что всегда будет дорого каждому человеку.

Великий патриот своей страны, Игорь Моисеев признан человеком мира, посланником добра и справедливости. Страстный энтузиаст и бескорыстный даритель, Моисеев щедро делится с миллионами людей талан- том, знаниями, любовью к танцу. Чуждый пафоса, бес- конечно одаренный творец, всю жизнь он исповедует великий душевный принцип - отдавать, не задумываясь о благодарности. Благородство и гуманизм миро- вой культурной миссии Игоря Моисеева бесценны и беспримерны.

Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве в семье мелкопоместного дворянина Александра Михайловича Моисеева и модистки Анны Александровны Грэн.

Детство провел в Париже, Полтаве, в 1920 году в Москве брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Мосоловой В.И., затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который закончил в 1924 году по классу Горского А.А. и в том же году зачислен в труппу Большого театра.

В 1924-1939 годы Игорь Моисеев - солист балета Государственного Академического Большого театра.

В ГАБТ Игорь Моисеев исполнял партии:

Иосиф - "Иосиф Прекрасный", постановка К.Голейзовского на музыку С.Василенко;
Рауль - "Теолинда", постановка К.Голейзовского на музыку Ф. Шуберта;
Раб - "Корсар", постановка А.Горского на музыку французких композиторов;
Мато - "Саламбо", постановка А.Горского на музыку А.Арендса;
Футболист - "Футболист", постановка Л.Лащилина и И.Моисеева на муз.В. Оранского.

Игорь Моисеев поставил на сцене ГАБТ балеты:

"Футболист" на муз. В. Оранского (1930) (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным);
"Тщетная предосторожность" (1930) (совместно с А. Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ);
"Саламбо" на музыку А. Арендса (1932);
"Три толстяка" на музыку В. Оранского (1935);
"Спартак" на музыку А. Хачатуряна (1958).

Также Игорь Моисеев поставил танцы в операх:

"Загмуг" (1930);
"Турандот" (1931);
"Демон" (1932);
"Любовь к трем апельсинам" (1933);
"Кармен" (1933).

В Большом театре карьера Игоря Моисеева не имеет равных: он стал балетмейстером в 24 года («Футболист» на музыку В. Оранского (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным, 1930) – случай беспрецедентный в истории Большого театра.

В 1930-е годы Моисеев ставит физкультурные парады на Красной площади, спектакли в Армянской студии Рубена Симонова, дает уроки дуэльного кодекса в МХТ, преподает в московском хореографическом училище, заведует секцией хореографии в Театре народного творчества (1936).

Игорь Моисеев - организатор первого в мире профессионального ансамбля народного танца (10 февраля 1937 года), первой в мире профессиональной школы-студии при ансамбле (сентябрь 1943).

В 1966 году Игорь Моисеев организует Государственный хореографический концертный ансамбль "Молодой балет". За уникальный вклад в развитие мировой культуры Игорь Моисеев награжден орденами, медалями и почетными званиями десятков стран.

Игорь Моисеев - профессор, лауреат международных премий в области хореографии, почетный член нескольких академий, автор статей по хореографии, автобиографической книги "Я вспоминаю…Гастроль длиною в жизнь".

ИГОРЬ МОИСЕЕВ: ШТРИХИ БИОГРАФИИ

Игорь Александрович Моисеев – человек миф. Он является символом Русской культуры, и прежде всего «советской»,как раз потому, что превосходил ее пластикой выживания в предлагаемых исторических обстоятельствах.

Сын дворянина, адвоката-анархиста, попадавшего под суд и при царском режиме, и при советском, и французской модистки полурумынского происхождения, Игорь научился говорить по-французски раньше, чем по-русски.

От отца, окончившего философский факультет в Гейдельберге, унаследовал интерес к восточным учениям, к теософии, к истории искусства. У него еще до войны была первая категория по шахматам (это примерно соответствует нынешнему мастеру). В 18 лет был зачислен в балет Большого театра, был партнером великой и тогда уже немолодой Екатерины Гельцер. В юности участвовал в знаменитых "четвергах" у Луначарского, где общался с Мейерхольдом, Таировым, Маяковским, Анри Барбюсом.

С 20 лет занимался режиссурой у Рубена Симонова, в 24 года стал балетмейстером Большого театра, оставаясь танцовщиком, поставил "Трех толстяков".

В 1930 году Игорь Моисеев впервые столкнулся в Таджикистане с уникальным своеобразием народного танца. После разгрома в Большом оперы Шостаковича и балета "Светлый путь" энергичный Игорь Александрович раз и навсегда находит свою творческую нишу в области народного танца. Он создает ансамбль, которому в следующем, 2007 году исполнится 70 лет. А в 1943 году получил разрешение организовать школу народного танца, где готовятся будущие солисты ансамбля. Феноменальное долголетие творца и его произведения.

Ансамбль народного танца Игоря Моисеева стал визитной карточкой СССР, экспортным вариантом интернационализма в искусстве - "интернациональным по форме и советским по содержанию". Его "Танцы народов мира" идеально накладываются на географическую карту, там нет белых пятен – в отсутствие у народа культуры танца его заменяет имитация религиозного культа, как в случае "Бурятской сюиты ЦАМ".

Для самого же И. Моисеева народный танец становится путем поиска постклассических форм в хореографии. А заодно – причастности к высшим эшелонам власти, начавшейся еще со времен постановки физкультурных парадов на Красной площади общества "Динамо", находящегося в введении товарища Берии. Как в стране должен быть только один бог и царь, - так и в области народного танца, где мы оказались благодаря Игорю Моисееву впереди планеты всей.

Выездная история ансамбля Моисеева в условиях "железного занавеса" - это поистине золотая страница повседневной советской культуры. Три четверти года артисты проводили на гастролях, как правило, за рубежом, зарабатывая для страны валюту и благоприятный пропагандистский имидж. Поэтому каждый артист и каждая артистка должны были быть просвечены насквозь на много колен вдоль и поперек, чтобы исключить побег из лагеря счастья, чтобы ни один беглец типа Нуриева и Барышникова не затесался в их ряды. К тому же моисеевцы были дежурным блюдом на всех кремлевских приемах, начиная с 1938 года, что тоже налагало определенные требования госбезопасности.

О многом Игорь Александрович Моисеев рассказал в своей книге "Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь", которая вышла во второй половине 90-х годов. Для будущих этнографов советской жизни это незаменимый источник информации. Внимательный, остроумный, энергичный и толковый организатор и творец, прекрасно понимающий правила выживания при советском и последующих режимах.


О классическом танце

«Классический танец был рожден для выражения надземности, бесплотности духа. Его создатели стремились передать чувства, уносящие нас в мир мечты, фантазии, сказки. Однако постепенно этот язык стал настолько привычным, что из возвышенного превратился в будничный и утратил свой смысл. Реальность и условность оказались выкрашенными в одну краску, что привело к чудовищному оскудению танцевального языка. Из балетов выпали национальные танцы.»

О народном танце

«Что такое народный танец? Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. Я не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец. Он румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды.

Когда во Франции при Франциске I был изобретен чулок, народный танец немедленно отреагировал на это новшество. Юбки очень быстро укоротились, а вслед за этим в корне изменились танцы. Существовали знахарские танцы, изгонявшие злых духов и имевшие функции врачевания. Именно такую функцию выполняла тарантелла. Сам танец получил название от тарантула, яд от укуса которого можно было изгнать только вместе с потом, для чего больным и надо было кружиться в бешеной пляске. Древний Египет знал астральные танцы: танец отражал эволюции, которые проделывали звезды и планеты на небе. Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек, на булавку. Мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства.»

О политике и погоде

«Размышления о политике убедили меня в том, что простые люди бессильны что-либо изменить. Я вспоминаю слова Сенеки: "Принимай с достоинством неизбежное» – и стараюсь относиться к политике и политикам, как к плохой погоде, ища и находя удовлетворение в работе.»

О партии и Боге

«За время моего руководства ансамблем меня 18 раз вызывали к себе партийные чиновники и, стуча кулаком по столу, требовали вступить в КПСС. Их аргумент всегда был одним и тем же: «Беспартийный не имеет права руководить коллективом». На что я всякий раз невозмутимо возражал: «А создавать ансамбль я имел право?» На этот счет им, видимо, не поступало никаких распоряжений. Наконец кому-то из них пришло в голову поинтересоваться: «А почему вы не хотите вступить в партию?» «Потому что я верю в Бога и не хочу, чтобы вы меня за это прорабатывали на своих собраниях.» Они от меня отстали.

Справедливости ради надо сказать, что так легко выйти из этой ситуации мне удалось благодаря тому, что ансамбль любили руководители этой самой партии. Единственное, за что я благодарен советской власти, – что никто и никогда не вмешивался в мою работу. К тому же, как ни странно, творчество мое всегда было партийным. В том смысле, что мои поиски в народном танце, в выражении народного характера через пластику оказались созвучны идеям, провозглашенным партийными вождями. Ведь по сути ничего дурного они не говорили.

О гастролях в Америке

«Рецензенты после премьеры затеяли по поводу нас спор. Некоторые из них писали: "Они были вынуждены так хорошо танцевать, потому что если бы они танцевали плохо, то по возвращении в Россию их бы сослали в соляные копи". Или: "Эти артисты, несомненно, работники КГБ, натренированные для того, чтобы иметь такой успех". Им отвечали: "Если чекисты так танцуют, то как же должны танцевать настоящие артисты?!"

После спектакля в Нью-Йорке хорошо одетая, красивая женщина средних лет попросила разрешения поцеловать мою руку. Я ответил: "Пожалуйста", – а получив поцелуй, спросил у женщины ее имя. Она ответила: "Мое имя Марлен Дитрих".

О еврействе Моисеева

«Мою фамилию часто принимают за еврейскую, на самом же деле такие фамилии, как Моисеев, Абрамов, чисто русские. Когда мы приехали в Биробиджан, на перроне нас встречала толпа людей с огромным плакатом: "Да здравствует наш Моисеев!" Биробиджанцы решили, что приехал знаменитый ансамбль во главе с евреем Моисеевым. Ко мне прибежал мой зам по хозяйству Михаил Евсеевич Волынский и с восторгом сообщил:

– Игорь Александрович! Они хотят сделать для нас большой банкет!

– Ну, банкет так банкет. Я очень рад.

С этим Волынский исчез и, как я потом узнал, разговорился с людьми, накрывавшими столы.

– Наверное, вы думаете, что Моисеев еврей? Он совершенно не еврей. Он русский.

Те вдруг всполошились:

– Как русский?! А мы думали, что еврей...

– Нет, он русский, но он ничего... очень рад, - попытался успокоить их Михаил Евсеевич, видимо, сообразив, что зря затеял этот разговор.

Но устроители не только не успокоились его заверениями, но, напротив, стали собирать со столов продукты и складывать их в корзины.

Волынский вернулся как в воду опущенный.

– Вы знаете, они не хотят давать банкет.

– А почему?

– Они узнали, что вы не еврей.

– Да? А кто же им сказал?

– Я сказал.

– Зачем же вы говорили... Ну, побыл бы немножко евреем. Хорошо бы покушали.

Так банкет не состоялся, потому что Моисеев не еврей.

О кремлевских банкетах

«На приемах все вели себя чрезвычайно натянуто. За каждым столом сидели два чекиста. Приглашенных рассаживали на строго определенных местах. Двигаться от президиума можно было как угодно, но малейшее движение в сторону президиума мгновенно пресекалось.

На кремлевских банкетах мимоходом решались проблемы, казавшиеся делом многих лет. Как-то за несколько месяцев до войны в Кремле проходил очередной банкет. Сидя за столом, я почувствовал, что кто-то положил мне на плечо руку. Все замерли.

– Ну, как дела?

За моей спиной стоял Сталин. По молодости или по незнанию я не испытал в тот момент страха, но трепет, конечно, почувствовал.

– Плохо, Иосиф Виссарионович, дела.

– А почему плохо?

– Нет помещения. Например, "Подмосковную лирику" я ставил на лестничной площадке. (Сталин очень любил этот номер).

Сталин нахмурился, сделал жест рукой – и как из-под земли перед ним вырос Щербаков, бывший тогда первым секретарем МК партии. Сталин, указывая на меня, сказал ему:

– У них нет помещения. Надо найти. Завтра доложишь.

Повернулся и ушел.

На следующий день Щербаков вызвал меня к себе. Подвел к карте Москвы, которая висела у него за спиной, и предложил: "Выбирайте". Так незадолго до войны мы въехали в помещение Концертного зала имени П. И. Чайковского, в котором работаем и по сей день.»

"Человек мира"


Игорю Моисееву - 100 лет


"Балет Моисеева" на всех языках произносится одинаково. Словно волшебная формула, открывающая целый мир. Объединившая чувством радостного изумления зрителей всех континентов. Праздник, чудо, фейерверк – синонимам формулы нет конца.


Цена этой радости узнавания-подвижнический труд не одного поколения моисеевцев. В сущности, ансамбль давно заслужил название Театра народного танца, пока незакрепленное в афишах. Но путь от танцевальных миниатюр до хореографических спектаклей убеждает в жизнеспособности моисеевской идеи театра танца .


Рассказ об ансамбле без Моисеева невозможен. Для артистов он - пример служения любимому делу, мудрого приятия нелегких побед и неизбежных потерь. Для него коллектив - жизнь, гордость и слава. Осуществленная мечта и постоянная забота.


К 1937 году Моисеев окончательно влюблен в народное творчество. Пешком и верхом освоив Памир, Кавказ, Урал, Моисеев убедился: фольклору необходима новая, сценическая жизнь, по законам и требованиям театра. Убеждения подкрепляла практика – работа в Театре народного творчества, постановка 1 Всесоюзного фестиваля народного танца.

Требовалась мобильная труппа, способная театральными средствами передать природу фольклора. И судьба распорядилась счастливо: 10 февраля 1937 года состоялась первая репетиция первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Но что за страсти кипели вокруг моисеевского начинания! Особенно кричали "теоретики", требуя этнографичности фольклора, этакого музея танца. Моисеев же отстаивал принцип театрального действия, действия в танце, открывающего необозримые перспективы.


Мечтатель? Просто он смотрел из будущего. И невозмутимо обходя невежд, доверял единомышленникам. Своим танцорам. Хотя трудностей и тут было предостаточно. Одни пришли едва ли не с деревенской околицы, другие - с балетных подмостков. Предстояло переплавить лихую народную выходку и сухость академизма в единую танцевальную манеру. Ныне знаменитый моисеевский стиль. Тогда же не было ни опыта, ни знания, ни традиций – все создавали впервые.

И аргументы в защиту моисеевской идеи Театра танца ансамбль "вытанцовывал" в упорном труде. Тем энтузиастам и смельчакам, что радостно и без оглядки устремились за ним в неизвестность, Моисеев благодарен и по сей день.


Вслед за первой программой "Танцы народов СССР" (1937-1938) ансамбль примерялся уже к сюжетным балетам с реальными персонажами. Их воплощение отодвинула война. Но не зачеркнула: невероятными усилиями ансамбль сохранил труппу, совершенствовал профессионализм, продолжал освоение фольклора для новых постановок.

Из гастролей по Монголии (1943) ансамбль привез "Цам "- народную сказку, превращенную в настоящий театральный спектакль. Но это будет в мирной жизни, а тогда исполнительский состав подбирался порой по умению держаться в седле до "сцены" тряслись верхом по горным тропам...

А еще моисеевцы гордились "своим" танком, собранным на их более чем скромные средства. И ансамбль выстоял: давали в день по три концерта на сценах из составленных вместе грузовиков, палубах боевых кораблей, лесных полянах. Тогда в ансамбле укрепилось правило: не драматизировать неурядицы, а тут же обыгрывать их – озорно, хлестко, иронично.

Как заготовки будущих образов. Из таких заготовок и путевых заметок выстраивались целые картины. В сюите "День на корабле" (1943-1944) моисеевцы с юмором и блеском рассказали в танце о военном быте моряков- краснофлотцев.


Самый ценный трофей войны "Партизаны " (1950). Поразительно точный по форме, до предела насыщенный эмоциями, номер стал пластической поэмой в честь миллионов рядовых Войны – открытых, улыбчивых, бесстрашных. Гордость ансамбля, он неизменно включен в гастрольные программы. Для танцоров "Партизаны" нелегкое испытание на артистизм, виртуозность, характерность.
После войны народы Европы с энтузиазмом восстанавливали жизнь, быт, искусство.

К Моисееву за советом обратились руководители народных ансамблей. Помощь оказалась взаимной: начинающие балетмейстеры получили необходимые консультации, ансамбль – материал для новых экспериментов. Программа "Танцы славянских народов" (1945) развернула целые сюиты танцев народов Восточной Европы: болгарских, польских, румынских и венгерских. (Поразительная подробность: Моисеев сам не видел югославских танцев и национальную лексику искал в орнаментах, песнях, сказках. На родине танца сюиту приняли на "ура".)


Вслед за Европой ансамбль вторгается в Азию. Программа "Мир и дружба" (1953) включала корейские, монгольские, китайские танцы. И снова удача – на гастролях в Китае (1954) публика с изумлением обнаружила, что русские точнее и выразительнее исполняют старинный танец с лентами. Свой вариант моисеевцы "подарили" китайским танцорам.

К этому времени выровнялся исполнительский состав труппы, репертуар насчитывал десятки танцев, картин, сюит. В 1955 году ансамблю предстоял новый качественный скачок... на парижскую сцену. Танцоры ехать побаивались – парижская публика определила судьбу не одной антрепризы. Моисеев же предполагал удачу.

И оказался прав: под грохот аплодисментов во Дворце Шайо в прах рассыпался пресловутый железный занавес. Париж снова узнал блеск и очарование русского искусства. За моисеевцами потянулся шлейф восторженных эпитетов. Вот лишь одно резюме: "Если концерты моисеевского балета не заставили вас неистовствовать, топать ногами от удовольствия, значит вы не совсем нормальны".

А вскоре оценки парижан разделили тысячи зрителей на другом конце Земли: тоже первыми, и тоже с триумфом моисеевцы выступали в Нью-Йорке. Гастроли по США (1958) открыли новую эру в общении России и Америки - конец холодной войне, да здравствует дружба, искусство, любовь! Знаменитый Сол Юрок дал ансамблю "зеленую улицу". Гастроли стали традицией, а моисеевским подаркам американцы радовались как дети. Концерты непременно заканчивала американская кадриль "Сквер данс" - и тут уже танцевали не - только на сцене, но и в партере, на галерке, в оркестровой яме.

Гастроли - жизнь ансамбля. Коллектив побывал на всех континентах, по воде, земле и воздуху не один раз "прогулялся" до Луны и обратно, рецензии составили целые тома. Но главное – с зарубежными гастролями новая эра началась и для ансамбля. Танцевальный фольклор теперь осваивали не понаслышке, а в живом, непосредственном общении. Расширялся репертуар – и усложнялись художественные задачи.


Удачи и находки танцевальных сюит напрямую вели к настоящему театральному действу, в котором танец и музыка, режиссура и драматургия, костюмы, свет одинаково важны и подчинены исполнителю. Для новых экспериментов хореографу требовались не просто профессионалы, но актеры-танцовщики, с ходу развивающие стремительную мысль хореографа. Усложнялись его требования - совершенствовалась школа.

Моисеевская школа танца. Ее с блеском представил ансамбль в программе "Дорога к танцу" (1965). В "Класс-концерте" изобретательно выявлен процесс сочинительства: на глазах у зрителя лихо и мастерски танцоры составляли из отдельных элементов реплики, фразы, диалоги. "Класс-концерт" демонстрировал не только "сиюминутное чудо" рождения танца, но и выучку, слаженность, единство стиля труппы. А Моисеев – и свое отношение к артистам: он ими гордится, ценит и бесконечно много требует. Чуть меньше, чем с себя.

За "Дорогу к танцу" Моисеев удостоен Ленинской премии, коллектив – звания первого в стране академического ансамбля народного танца. Вновь обозначилась необходимость качественного скачка. Освоен целый океан фольклора, опробованы десятки жанров и малых форм. И Моисееву не терпелось доказать, что ансамблю по силам большой хореографический спектакль.

Великий спорщик, Моисеев задумал "Половецкие пляски" в полемике с Михаилом Фокиным, бунтарем и врагом всякой догмы, почитаемым учителем, но художником ушедшей эпохи. Мало "брать па из музыки" (как работал с партитурой Фокин), Моисееву нужна историческая достоверность быта, нравов, характеров. Из нее родились убедительной силы и яркости сюжет, нюансы пластики, рисунки танцев. Ликование оркестровой меди, неожиданные эффекты и трюки дополнили картину дикой стихии – ансамбль дерзко и вдохновенно преодолел еще одну ступень к театру танца. В честь премьеры моисеевских "Половецких плясок" в Париже в 1971 году выбита специальная памятная медаль... Моисеев отозвался просто: "Я этой работой горжусь".


С тех пор минуло четверть века, появились новые спектакли и сюиты, которыми по праву может гордиться Моисеев. Одна из них "Сюита греческих танцев" (1991). Идея и ее постановка обсуждалась с Микисом Теодоракисом. Он бережно аранжировал популярную мелодию, Моисеев чутко уловил и развил композиторскую мысль в масштабной пластической фреске.

И вместе с танцовщиками обогатил ее оттенками национальных характеров. Сюита греческих танцев - одна из сотен сцен, картин, сюит ансамбля. Они объединены в циклы "Картинки прошлого" , "Советские картинки" , "По странам мира" . Лучшие номера циклов вошли в программу "В гостях и дома. По гастрольным маршрутам" (1983). Идея программы – показать путь от миниатюр до балета.


"Ночь на лысой горе " поставлена на музы-М. П. Мусоргского, по мотивам из произведений Н.В. Гоголя. Ансамбль и раньше обращался к симфонической музыке ("Арагонская хота" М. И. Глинки, "Скоморохи" Н. А. Римского-Кор-сакова и др.), литературе ("Испанская баллада" П. де Луна поставлена по сюжету П. Мериме). Однако впервые ансамбль заявил о спектакле в двух частях-актах, с либретто и персонажами, режиссерской партитурой и симфонической музыкой, театральными выразительными средствами.


В "Народных сценах" в пестрый венок танцев остроумно вплетены розыгрыши, шутки, перебранки – все, чем богата ярмарочная площадь где-нибудь на Полтавщине. Конечно, из детских путешествий в окрестностях Диканьки Моисеев привел на сцену эти живые сочные типажи. И тут же абсолютно гоголевские мистификации. Всамделишные "...черти с собачьими мордами на немецких ножках" начисто сметают со сцены девчат и парубков. В "Шабаше" задействованы самые невероятные эффекты: стробоскоп, ударная установка, маски, ходули, ролики. А танец – от классики до брейка. Виртуозные реплики рождались весело, играючи, а пантомима мизансцен – из безудержной импровизации Моисеева и танцовщиков.


Однако успех спектакля, с которым ансамбль проехал едва ли не полмира, для коллектива уже удачное вчера. У Моисеева снова идет прикидка исполнителей, идей, сюжетов к новым балетам. И к неосуществленным, не отпускающим душу замыслам. Сюита еврейских танцев "Семейные радости" впервые показана в 1994 году на фестивале в честь 70-летия творческой деятельности Игоря Моисеева. А задумывалась... еще в 1939 году для инсценировки в ансамбле "Фрейлехса", свадебного обряда, Моисеев приглашал Михоэлса и Зускина.

Тогда постановка не состоялась, но замысел не тускнел, напротив, обрастал новыми деталями и подробностями. И вот через десятки лет закулисной подготовки свадебные персонажи пробились-таки на сцену. То ли прямиком из неунывающей Касриловки Шолом-Алейхема, то ли с Витебских окраин Шагала. По ходу действия, суетясь и толкаясь, они успевают поссориться и помириться, поторговаться и уступить, всплакнуть и посмеяться друг над другом. Живописные коллизии счастливо разрешаются свадебным пиром.

Но это вовсе не конец, потому что финальное неистовство эмоций и темпов танцоры бисируют с еще большим напором и азартом. Только Моисееву дано сравнить сегодняшних танцоров с первыми, с теми, кто начинал. Неизмеримо выросла исполнительская культура, техническая оснащенность труппы. Нынешним моисеевцам под силу все стили и жанры танца, завтрашние их обязательно превзойдут. Неизменным останется главное: живая душа, задор и характерность народного танца.


В январе 2001 года ансамбль дал торжественный концерт в честь 95-летия создателя и бессменного руководителя Государственного академического ансамбля народного танца, а по сути, театра танца, Игоря Моисеева. Концерт состоялся в Большом театре, из которого Моисеев шагнул в мир и умножил славу русского искусства танца. 10 февраля 2002 года коллектив отпраздновал свое 65-летие праздничным концертом, который был составлен из различных номеров, показывающих творческий путь пройденный ансамблем за 65 лет.


Но праздники создаются им на лестницах, в раздевалках cнова повторяют, уточняют движения танцоры ансамбля. Азартнее, легче всех Моисеев – его показы уникальны и легендарны. И правда, в его мастерстве нет усилий – есть вдохновенное чувство полета. Великий фантазер, Игорь Моисеев смотрит из будущего.

ВСЕ ФОТО

Умер легендарный хореограф, руководитель Государственного академического ансамбля народного танца, народный артист СССР Игорь Моисеев, передает "Интерфакс" со ссылкой на Федеральное агентство по культуре и кинематографии . Игорю Моисееву был 101 год.

"Федеральное агентство по культуре и кинематографии с прискорбием и болью извещает, что в ночь с 1 на 2 ноября умер Игорь Александрович Моисеев", - говорится в сообщении пресс-службы.

Легендарный балетмейстер умер в 8:15 по московскому времени в больнице от сердечной недостаточности. По словам директора Государственного академического ансамбля народного танца, который создал и возглавлял Моисеев, Елены Щербаковой в последние годы Моисеев страдал ишемической и гипертонической болезнями. Моисеев два месяца не дожил до своего 102-летия, передает РИА "Новости" .

"Прощание с Игорем Александровичем Моисеевым состоится 7 ноября в концертном зале имени Чайковского на его родной сцене, где он поставил почти все свои великие произведения, а их более 300", - сообщила Щербакова.

В этот же день состоятся и похороны на Новодевичьем кладбище. "В ансамбле Моисеева объявлен траур, и запланированные на 6-7 ноября спектакли переносятся на другое время", - добавила она.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким легендарного хореографа и назвал его смерть невосполнимой потерей для отечественной и мировой культуры, сообщает пресс-служба президента РФ. "Игорь Александрович был не просто великим артистом и балетмейстером, человеком удивительной судьбы и огромной созидательной энергии. Он был настоящим гражданином и патриотом своей страны. Своим искрометным искусством он утверждал идеалы гуманизма, добра и красоты", - говорится в телеграмме российского президента, направленной вдове и дочери Моисеева.

Биография Игоря Моисеева

Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве в семье потомственного юриста из обедневшей дворянской семьи, затем вместе с семьей переехал в Полтаву, а оттуда в Москву. Образование мастер получил в балетной школе московского Большого театра. "Мой отец был далек от искусства, - написал в книге "Я вспоминаю" Игорь Александрович, - но именно он посоветовал мне поступить в студию бывшей балерины Большого театра Веры Мосоловой. Урок стоил 10 рублей и 2 полена. Через 3 месяца Мосолова отвела меня в школы Большого театра".

Там же началась его карьера - танцовщика, хореографа, режиссера-постановщика балетов и опер. Он успешно выступал как хореограф, ставил спектакли "Саламбо", "Три толстяка", "Спартак". Однако мастера все больше привлекал фольклор. Он написал письмо Молотову с предложением организовать ансамбль народного танца. И получил ответ: "Предложение хорошее. Поручить автору его реализовать".

Первые репетиции в созданном им ансамбле народного танца состоялись в феврале 1937 года. Начав с постановок русских народных танцев, Моисеев впоследствии занимался постановкой украинских и белорусских, молдавских, киргизских, венгерских, французских, чешских, аргентинских танцев, танцевальных сюит и сцен, а также спектаклей на исторические и современные темы.

Мастером поставлено несколько сот оригинальных танцевальных миниатюр, которые с блеском исполняли меняющиеся поколения его танцовщиков, выпускников созданной им при ансамбле школы. Он, оставаясь единственным не только руководителем ансамбля, но и главным его балетмейстером, продолжал творить до последних дней.

Под влиянием и при непосредственном участии Моисеева выросло целое созвездие профессиональных национальных ансамблей народного танца и в СССР, и в других странах.

Сам балетмейстер определял жанр народного танца так: "Мы не коллекционируем народные танцы, не нанизываем их, как бабочек, на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности фольклорного танца, обогащая его режиссерской выдумкой, профессиональной техникой, благодаря которой он еще ярче выражает себя. То есть мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства. Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца, рожденного из окружающей среды".

Моисеев - обладатель уникального количества наград, почетных званий и титулов - советских, российских и зарубежных. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и пяти государственных премий, трижды кавалер высшего в СССР ордена Ленина и высшего российского ордена "За заслуги перед Отечеством" II и III степени (1996, 2001), а также - кавалер почетных орденов почти всех европейских стран, лауреат американской премии "Оскар" в области танца, почетный член Народного собрания Франции. 10 февраля 2007 года Ансамблю народного танца СССР исполнилось 70 лет.

Деятели культуры скорбят в связи со смертью Игоря Моисеева

С уходом из жизни известного балетмейстера Игоря Моисеева культура потеряла величайшего профессионала, основателя уникального ансамбля народного танца, заявил выдающийся режиссер, создатель театра на Таганке Юрий Любимов .

"Игорь Александрович Моисеев блистательно представлял в мире российское государство в течение многих десятилетий. Его уникальный ансамбль народного танца был и есть выразитель души народа бескрайней российской земли. Он создал уникальный коллектив, который до конца своих дней держал на высочайшем уровне в превосходнейшей форме", - отметил Любимов.

По его словам, год назад Игорь Александрович еще репетировал сам и на торжественной церемонии по случаю своего 100-летия был бодр и шутил. "Моисеев - это крупнейшая личность. Я имел счастье много беседовать с ним и поражался, насколько этот человек и этот художник волен душой. Я уважал его за его внутреннюю независимость. Моисеев всегда говорил от имени культуры и искусства", - считает Любимов.

После ухода из жизни легендарного хореографа Игоря Моисеева главным является сохранение заложенных им традиций, считает министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов . "Это был великий человек, титан, человек-эпоха, и главное его достижение - создание жанра, в котором он синтезировал классическую хореографию Большого театра, в котором он проработал много лет, и стихию народного танца", - отметил Соколов.

"Этот синтез - явление культуры, которое стало многими повторяться и развиваться, и в этом множестве параллельных поисков Моисеев остается непревзойденным лидером, главным образом потому, что подвел под эту традицию уникальную школу мастерства", - сказал министр.

Соколов назвал Государственный академический ансамбль народного танца, который Моисеев создал и возглавлял, "пирамидой, основанием которой была уникальная образовательная структура". В этой школе Моисеева работали его воспитанники, передавая из поколения в поколение главное, что было положено мастером в основу этой традиции - высочайший профессионализм и подлинную эмоцию, подлинную стихию народной культуры, отметил министр.

В России нет тех, кому можно было бы доверить наследие Моисеева, уверен солист Большого театра Николай Цискаридзе . "Великие балетмейстеры рождаются так же редко, как великие художники. А Игорь Моисеев, действительно был "нашим всем", дай бог хоть кому-то из ныне живущих балетмейстеров сделать хоть десятую часть того, что сделал он", - заявил Цискаридзе.

Солист Большого театра отметил, что у Моисеева был редкий дар: "он столько лет отдал прославлению русской культуры, столько сделал, чтобы изменить за границей отношение к нашей стране. Причем не только своими замечательными постановками и талантом балетмейстера, но и всей своей жизнью. Он был человек огромной культуры и прекрасного воспитания, говорил на многих языках, и умел найти общий язык с людьми со всего мира".

М оисеев Игорь Александрович – выдающийся советский российский танцор и балетмейстер, величайший хореограф ХХ века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры, руководитель Государственного академического ансамбля народного танца СССР, народный артист СССР.

Родился 8 (21) января 1906 года в Киеве (ныне столица Украины) в семье мелкопоместного дворянина. Отец, Александр Михайлович Моисеев, был адвокатом, мать, Анна Александровна Грэн, – модисткой, происходила из семьи румынских евреев. Впоследствии семья переехала во Францию, потом – в Полтаву (Украина), а затем – в Москву.

В 1920 году окончил частную балетную студию в Москве, в 1924 году – Хореографический техникум Государственного академического Большого театра (ученик А.А.Горского), а в 1933 году – Университет искусств. После окончания техникума был принят артистом в балетную труппу Большого театра, в 1931-1939 годах являлся её солистом. Исполнял партии: Иосиф («Иосиф Прекрасный»), Рауль («Теолинда»), Раб («Корсар»), Мато («Саламбо»), Футболист («Футболист»).

В 1930 году, оставаясь артистом балета, он стал балетмейстером, постановщиком танцевальных сюит в спектаклях. Поставил балеты: «Футболист» (1930, совместно с Л.Жуковым и Л.Лащилиным), «Тщетная предосторожность» (1930, совместно с А.Мессерером), «Саламбо» (1932), «Три толстяка» (1935), «Спартак» (1958). Поставил танцы в операх: «Загмуг» (1930), «Турандот» (1931), «Демон» (1932), «Любовь к трём апельсинам», «Кармен» (обе – 1933). В Большом театре карьера его не имеет равных: он стал балетмейстером в 24 года – случай беспрецедентный в истории Большого театра.

Работая в театре, он увлечённо изучал народные танцы, объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, где собирал образы танцевального фольклора. В 1936 году был назначен заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Также был постановщиком ряда физкультурных парадов на Красной площади в Москве.

В 1937 году, заручившись поддержкой председателя Совета народных комиссаров СССР В.М.Молотова, И.А.Моисеев создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца – «Ансамбль народного танца СССР» (ныне – Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева), равного которому нет в мире и по сей день. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года.

Ансамбль И.А.Моисеева – первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимавшийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира. Главными художественными принципами развития ансамбля являлись преемственность и творческое осмысление традиций и новаторства. За долгие годы существования коллектива, благодаря беспрестанным усилиям И.А.Моисеева и его артистов, сохранено и творчески осмыслено фольклорное танцевальное творчество нашей страны и народов всего мира.

Главная задача, которую И.А.Моисеев поставил перед артистами первой труппы, – творческая обработка бытующих в то время образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране. В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь, благодаря чему сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. В 1937-2007 годах на протяжении 70 лет великий хореограф являлся бессменным художественным руководителем ансамбля.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов он гастролировал со своим ансамблем по Дальнему Востоку, Забайкалью, Сибири и Монголии. Поставил несколько номеров в самодеятельном ансамбле Тихоокеанского флота. На собранные с концертов деньги был построен и передан в действующую армию танк «ГАНТ СССР» (Государственный ансамбль народного танца СССР).

Под его руководством были поставлены программы: «Танцы народов СССР» (1937), «Мир и дружба» (1953), «Дорога к танцу» (1965), «В гостях и дома» (1983) и другие. Кроме этого он поставил разнообразные по жанру фольклорные циклы: «Картинки прошлого» (1937), «Колхозная улица» (1938), «Морская сюита» (1943), сюита «Жок» (1949), «Партизаны» (1950), «Хитрый Мокану» (1952), «Метелица» (1965), «Скоморохи» (1970), «Половецкие пляски», «Праздник труда» (оба – 1978), «На катке» (1980), «Ночь на Лысой горе» (1984), «Таверна» (1986), «По странам мира» (1960-1989), цикл зарубежных танцев (1960-1991), «Греческая сюита» (1991), «Еврейская сюита» (1994).

Танцоры ансамбля были первыми советскими артистами, которые начали выступать за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), на Ближнем Востоке (1956), в США (1958), странах Южной Америки (1963) и Индии (1974). В 1989 году сразу после гастролей ансамбля в Израиле между СССР и Израилем были установлены дипломатические отношения.

В 1943 году создал первую в стране профессиональную школу народного танца (ныне – Школа-студия (училище) при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева), а в 1966 году – организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне – Государственный академический театр классического балета под руководством Н.Д.Касаткиной и В.Ю.Васильева), которым руководил до 1970 года.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1976 года «за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения» Моисееву Игорю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Одновременно с работой в ансамбле в разные годы выполнял поручения Правительства и Министерства культуры СССР и РФ. Был постановщиком торжественных концертов и культурных программ, посвящённых выдающимся событиям общественной жизни страны: 60-летие основания СССР, 40-летие Победы в Великой Отечественной войне и другие.

Долгие годы возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля «Радуга», был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты Мира, являлся членом Коллегии Большого театра и членом Президиума Российской Академии искусств, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства, членом Совета деятелей культуры, науки и образования при Министерстве иностранных дел РФ.

И.А.Моисеев – организатор, бессменный художественный руководитель и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца. Он является создателем нового жанра сценического искусства – народно-сценической хореографии, новой модели профессионального коллектива – ансамбля народного танца, нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель которого – развивать и обогащать фольклор с помощью профессионального искусства.

Жизнь и судьба И.А.Моисеева – исключительный пример беззаветного служения любимому делу. Уже в юности он был очарован народным искусством, с тех пор все его помыслы и устремления были подчинены единственной цели – сохранить, развить, обогатить фольклор профессиональными знаниями и сделать достоянием мировой культуры. Создав первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, он превратил его в уникальный театр народного танца, где непосредственный задор фольклора, с его неожиданной и всегда желанной импровизацией, легко и естественно вдохнул жизнь в строгие формы сценического танца.

В репертуаре ансамбля сотни произведений, щедро наполненных сочными образами, яркими характерами, живописными красками, подсказанными самой жизнью. Это чудо, которому десятилетиями рукоплещет мир, не могло бы родиться, не владей И.А.Моисеев всеми тонкостями национального танца, всеми методам и приёмами профессионального хореографического, драматического и музыкального искусства, которые легли в основу его уникального художественного метода сценической интерпретации фольклора.

И.А.Моисеев первым в истории хореографии ХХ века сделал народный танец явлением, объединяющим народы всех стран, независимо от вероисповедания и политических режимов. Где бы ни выступал коллектив, созданная И.А.Моисеевым гибкая, мобильная модель ансамбля народного танца пропагандирует танцевальный фольклор мира и обогащая его приёмами профессионального искусства, продолжает жизнь в строгих формах сценического искусства.

Грандиозное значение его творчества оценить невозможно – его танцы вошли в историю живописной энциклопедией народной жизни, живой летописью, сохранив аромат времени. Социальные коллизии, национальные характеры, судьбы целых народов – творчеству И.А.Моисеева подвластно всё. Облечённые в стройные сценические формы, уникальные по благородству линий и ясности выражения художественной идеи, произведения И.А.Моисеева являются классикой хореографии, понятной зрителям всего мира. Они всегда современны, наполнены сочными народными характерами, проникнуты любовью, радостью, юмором, самой жизнью – всем, что всегда будет дорого каждому человеку.

Великий патриот своей страны, он был признан человеком мира, посланником добра и справедливости. Страстный энтузиаст и бескорыстный даритель, И.А.Моисеев щедро делился с миллионами людей талантом, знаниями, любовью к танцу. Чуждый пафоса, бесконечно одарённый творец, всю жизнь он исповедовал великий душевный принцип – отдавать, не задумываясь о благодарности. Благородство и гуманизм мировой культурной миссии И.А.Моисеева бесценны и беспримерны.

Жил и работал в Москве. Скончался 2 ноября 2007 года на 102-м году жизни от гипертонической болезни и ишемической болезни сердца. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Народный артист СССР (19.12.1953);
народный артист РСФСР (1944);
заслуженный артист РСФСР (27.10.1942);
народный артист Киргизской ССР (1976);
народный артист Молдавской ССР (1950);
народный артист Бурят-Монгольской АССР (1940).

Награждён советскими 3 орденами Ленина (8.08.1958, 20.01.1976, 20.01.1986), орденом Октябрьской Революции (7.08.1981), 2 орденами Трудового Красного Знамени (31.10.1940, 20.01.1966), орденом «Знак Почёта» (2.06.1937), российскими орденом «За заслуги перед Отечеством» 1-й (21.01.2006), 2-й (12.06.1999) и 3-й (28.12.1995) степени, орденом Дружбы народов (11.04.1994), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденами святого Александра с короной (1945, Болгария), Офицера культуры (1945, Румыния), Возрождения Польши (1946, Польша), «Братство и Единство» (1946, Югославия), Полярной Звезды (1947) и Сухэ-Батора (1976, Монголия), «Офицера культуры» 1-й (1954), 2-й (1960) и 3-й (1989) степени (Венгрия), Заслуг (1997, Венгрия), Национальным орденом Кедра 1-й степени (1956, Ливан), орденами Белого Льва (1980, Чехословакия), «За гражданские заслуги» степени командора (1996, Испания), Венгерским орденом степени командора (1997), орденами «За заслуги» 3-й степени (1999) и князя Ярослава Мудрого 5-й степени (2006, Украина), «Звезда Румынии» степени командора (2003), Дружбы (2007, Киргизия).

Лауреат Ленинской премии (1967), Сталинской премии 1-й (1942, 1952) и 2-й (1947) степени, Государственной премии СССР (1985) и РФ (1995), российской независимой премии «Триумф» (1997), премии «Оскар» в области танца (1961, 1974), премии Международного Фонда «За развитие культурных связей между Россией и США» (1995), премии Правительства Москвы «Легенда Века» (2001, первый лауреат), премии Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца» (2004), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2006). Награждён медалью Моцарта (2001, ЮНЕСКО).

Почётный член Народного собрания Франции и член Французской академии музыки и танца (1955), почётный член Пекинской академии. Действительный член Международного Леонардо-клуба. Профессор Международной академии наук Сан-Марино (1993), профессор Российской академии театрального искусства (1997).

В Москве на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Хореограф, художественный руководитель Государственного Академического ансамбля народного танца, народный артист России Игорь Александрович Моисеев родился 21 января 1906 года в г. Киеве в семье мелкопоместного дворянина. Танцу учился в Москве - сначала в частной балетной студии В.И.Масоловой (1920), затем в Хореографическом техникуме Государственного Академического Большого Театра в классе А. А.Горского (1921 - 1924).

В 1933 году окончил Университет искусств. После окончания техникума был принят в балетную труппу Большого Театра (1924 - 1931), В 1931-1937 годах был солистом в Большом Театре, исполнял партии Рауля в "Теолинде", Мато в "Саламбо", Иосифа в "Иосифе Прекрасном" и другие.

В 1930 году , оставаясь артистом балета, он становится балетмейстером, постановщиком танцевальных сюит в оперных спектаклях "Кармен", "Демон", "Любовь к трем апельсинам", "Турандот", на сцене Большого Театра ставит балеты "Саламбо" (1932), "Три толстяка" (1935), "Спартак" (1958).

В 1936 году И.Моисеев стал заведующим хореографической частью Театра народного творчества, а в1937 году создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года. На протяжении 70 лет И.Моисеев являлся бессменным художественным руководителем ансамбля. Под его руководством были поставлены все программы: "Танцы народов СССР" (1937), "Мир и дружба" (1953), "В гостях и дома" (1983) и других. За программу "Дорога к танцу" (1965 г.) Моисеев был удостоен Ленинской премии, а коллектив - звания Академического. Моисеев был также постановщиком нескольких одноактных спектаклей: "Половецкие пляски" на музыку А.Бородина (1971), "На катке" на музыку Р.Штрауса (1980), "Ночь на Лысой Горе" на музыку М.Мусоргского (1983), "Вечер в таверне" (1986) и многих других. Всего в репертуаре ансамбля собрано несколько сотен народных танцев - это картины, сюиты, хореографические поэмы и новеллы. Ансамбль с успехом провел гастроли более чем в шестидесяти странах мира.

В 1943 году И.Моисеев создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при ГААНТ), а в 1966 году в Москве им был основан Хореографический концертный ансамбль (ныне Московский театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва).

Одновременно с работой в ансамбле И.Моисеев в разные годы выполнял поручения правительства и министерства культуры СССР. В 1920-1940-е годы правительство поручает молодому балетмейстеру постановки физкультурных парадов, массовых спортивных и танцевальных праздников, он был постновщиком торжественных концертов и культурных программ, посвященных важным событиям общественной жизни страны.

Он был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля "Радуга", участвовал в работе Комитета защиты мира. Был членом коллегии Большого Театра и членом Президиума Российской Академии искусств. Автор научных статей по хореографии, автобиографической книги "Я вспоминаю...".



Похожие статьи
 
Категории