Музеи хабаровска. Некоторые экспонаты музея

15.03.2019

Краеведческий музей имени Н.И. Гродекова - это один из старейших музеев города Хабаровска и всего края. Краевой музей был основан в апреле 1894 г. Главным инициатором его создания выступил Приамурский генерал-губернатор, первый председатель Приамурского отдела Императорского Русского географического общества Н. И. Гродеков. В основании данного музея и создании его коллекций участвовали видные общественные деятели и ученые, краеведы и энтузиасты.

К началу XX ст. он стал известнейшим музеем Приамурского края. Музейные экспонаты выставлялись не только на российских, но и на международных выставках в Казани, Новгороде, Париже и Чикаго. В 1902 г. музею присвоили имя Н. Гродекова, который считается «истинным руководителем и вдохновителем» музейного дела на Дальнем Востоке России.

Более десяти лет музеем руководил выдающийся писатель, путешественник, учёный и музейный деятель В.К. Арсеньев, под руководством которого учреждение превратилось в центр научного краеведения российского Дальнего Востока, а через некоторое время стало ведущим научно-просветительным учреждением в Хабаровском крае. В 1965 г. краеведческий музей признали одним из лучших музеев РСФСР.

Через 10 лет к главному зданию музея сделали пристройку, что позволило расширить экспозиционные площади. В пристройке разместили панораму «Волочаевская битва», единственную на Дальнем Востоке и одну из трех в стране. С 1995 г. по 1999 г. в музее была обновлена экспозиция под названием «Природа Хабаровского края», появились новые экспозиции. В 1998 г. в отдельно расположенном здании состоялось открытие Археологического музея. В 2000 г. Краеведческий музей Н. Гродекова победителем в конкурсе «Окно в Россию», после чего его объявили «Музеем года» среди других провинциальных музеев РФ.

В 2008 г. в новом музейном корпусе были открыты экспозиции Детского музея и Музея Амура, оснащённые самыми современными мультимедийными средствами. Кроме этого, здесь было оборудованы новые выставочные залы, мастерские и фондохранилище.

На сегодняшний день в музее насчитывается более 418 тыс. музейных экспонатов, посвященных истории основания и развития Дальнего Востока России, геологии и палеонтологии Приамурья, фауне и флоре Дальнего Востока, культуре коренных жителей Приамурья, а также славян-переселенцев, событиям Гражданской войны (1917-1922 гг.) на Дальнем Востоке и др.

Краеведческий музей имени Н. И. Гродекова — одно из старейших музейных учреждений Хабаровского края. Инициатива его создания исходила от приамурского генерал-губернатора Гродекова Николая Ивановича, являвшегося и первым председателем Приамурского отдела Императорского Русского географического общества.

В истории Дальневосточного края было множество людей, настоящих сподвижников, которые часто по собственной инициативе занимались исследованием этих мест, строили здесь города, развивали промышленность, науку и культуру. Одним из таких людей и был Н. И. Гродеков. О результатах его деятельности говорили первые открытые научные учреждения, начальные школы, реальное училище.

Будучи увлеченным человеком, генерал-губернатор занимался сбором материалов по истории и этнографии этого края, на свои деньги приобретал картины, книги старинные монеты, которые затем вошли в сокровищницу музея, занимался составлением музейных каталогов.

Официальной датой появления музея считается апрель 1894 года. В формировании его коллекций принимали участие и видные хабаровские общественные деятели, краеведы, ученые, энтузиасты. В начале XX века это учреждение уже известно по всему Дальнему Востоку. А его экспонаты выставляются на самых известных музейных площадках не только России, но и зарубежья. В 1902 году музей получил имя своего основателя и вдохновителя Н. И. Гродекова. Краевой музей с полным правом носил имя своего основателя и идейного вдохновителя, но в 1920 году это учреждение было переименовано. И только в 1994 году фамилия Гродекова снова появилась на вывеске музея.

С развитием краевого музея связано имя В. К. Арсеньева, писателя и общественного деятеля. Под его руководством Хабаровский музей становится одним из лучших среди подобных учреждений Дальнего Востока. В 30-х годах прошлого века музей начинает снижать уровень исследовательских работ. Не лучшим образом сказались и годы сталинских репрессий, когда были арестованы некоторые специалисты, расформирована часть отделов, а многие уникальные экспонаты стали пылиться в запасниках.

Но пришли шестидесятые годы, и в 1965 году Хабаровский краевой музей снова становится лучшим подобным учреждением на Дальнем Востоке. Позже музей расширяет свою площадь за счет пристройки. В ней была создана панорама «Волочаевская битва», рассказывающая о заключительных событиях Гражданской войны.

В восьмидесятых годах прошлого века в музее продолжились научно-исследовательские разработки. Сотрудники разрабатывали научные темы, публиковали свои работы, ездили на научные конференции. Они участвовали в археологических раскопках. Прошли крупные выставки совместно с учеными Японии, Южной Кореи, Китая, США. В конце XX века в музее было обновлено несколько экспозиций, появились новые экспонаты.

2000 год принес Хабаровском краевую музею победу в конкурсе «Окно в Россию», и тогда же он был назван «Музеем года» среди подобных провинциальных учреждений. За последние несколько лет в нем было открыто около 80 новых выставок.

В последние годы музей радует своих посетителей новыми выставочными залами. Прошли переоборудование внутренние помещения. Многие экспозиции имеют современные средства мультимедиа. Сегодня в музее находится более 400 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории, географии, культуре Дальнего Востока, Приморья и Приамурья.

В Хабаровском краевом краеведческом музее им. Н.И. Гродекова я частый гость. Хотя, многое из того, о чём рассказывают экспонаты, мне было известно задолго до его посещения. Историю, этнографию и природу Дальнего востока я узнавал с детства по книгам Владимира Арсеньева, Николая Задорнова, Николая Наволочкина, Дмитрия Нагишкина, Джанси Кимонко, Юрия Рытхэу, Владимира Санги, Юлии Шестаковой, и других писателей, которыми зачитывался тогда и которые с удовольствием перечитываю сейчас. И всё равно меня тянет туда - в храм родной истории и родной природы. Многим своим знакомым, кто посещал Хабаровск впервые, я рекомендовал обязательно побывать в музее. И ещё ни разу тот, кто побывал там по моему совету, не разочаровался, а наоборот - высказывал только самые положительные впечатления. Вот и сейчас я хочу снова, хотя бы виртуально, погулять по его тихим залам, полным великих открытий и великих загадок.
Обычно экскурсии начинают с какого-нибудь полиомиелита, добираясь постепенно до наших дней. Хронология моего рассказа будет беспорядочной и бессистемной, потому что рассказывать буду в том порядке, в котором сам всё видел и снимал на фотоаппарат. Можно было бы подработать материал и даже придать ему некую научную форму, но "умничать" не хочу. Это просто рассказ обычного посетителя.
Итак, начнём. Сначала посетим новый корпус, потому что именно там сейчас расположена касса.

Это не картина. Это диорама дикой природы - сочетание картины, чучел и декораций из натуральных материалов. Трёхмерная графика (3D-формат, говоря современным языком). Внизу - каменный глухарь, любимая таёжная птица:

А попробуйте тут разглядеть живность. Это выпь, так она маскируется и в природе. Здесь тоже чучело настоящее, трава настоящая, только задний фон нарисован:

Амурский тигр. Чучела тигра и орла трёхмерные. Утёс на котором лежит тигр, если мне не изменяет память, выложен из натурального камня:

В новом корпусе Хабаровского краеведческого музея таких диорам много. Я поторопился и сфотографировал не всё, что хотел, о чём теперь жалею. Но и всё что снял, тоже выкладывать не буду, чтоб оставить хоть немного интриги, поэтому переходим в следующий зал. Здесь расположен большой аквариум, в котором непринуждённо плавают наиболее редкие, а также наиболее характерные рыбы Амура. Пожалуй, это единственные живые экспонаты в музее:

Интересен отдел минералов. Есть увесистые куски кварца с вкраплениями золота. Или, например, золотосодержащий ком глины, который будет лежать на дороге, а ты проходя мимо, пнёшь его и даже не подумаешь что этот невзрачный клочок сухой земли содержит в себе какую-то ценность. Очень интересные экспонаты, хотел было их сфотографировать, но потом подумал: "И что я увижу на фото? Серую неприметную породу, на которую никому не интересно будет смотреть?" По той же причине не стал снимать куски окаменевших деревьев. Ну, камень и камень бесформенный и неказистый, каких полно в любом карьере. Ан нет - не камень это вовсе, а кусок реликтового папоротника. Сфотографировал только уголок с метеоритами. Всегда, когда на них смотрю - думаю: "Сколько миллионов световых лет преодолела эта неведомая субстанция прежде, чем упала на на нашу грешную Землю!" В микроскоп можно посмотреть лунный грунт. Я посмотрел. И опять же - земля, как земля... Видимо геология - не моя стихия...

Были в новом корпусе ещё всевозможные кости и части скелетов динозавров и мамонтов, но я что-то увлёкся и забыл их сфотографировать. Там же, среди всего этого "мезозоя" и современной дикой природы затесался небольшой отдел, посвящённый второй мировой войне. Вот что я нашёл там среди всего прочего:




О современных цифровых технологиях тогда даже фантасты ещё в книгах не писали. Сейчас конечно процесс фотографирования очень сильно упростился, причём на всех стадиях - от съёмки, до получения исходного изображения. А совсем недавно и Polaroid (с его маленькой, неказистой, но моментальной фотографией) чудом казался.

На этом наша экскурсия по новому корпусу заканчивается (в нём не так уж и много выставочных залов) и мы переходим в старый корпус. Он встречает нас таким замечательным видом:

Насколько богата и разнообразна природа Дальнего Востока, настолько же разнообразна экспозиция музея посвящённая ей. Одна коллекция бабочек чего стоит:

Здесь, как и в новом корпусе, тоже есть минералы и кости древних животных, например, такие, как эти останки мамонтов и буйволов, привезённые из Якутии:

Много внимания уделено исследователям Дальнего Востока:



А это уже подлинные вещи В.К. Арсеньева: компас и очки, подаренные когда-то проводникам. Справа на фотографии дом в котором жил путешественник и писатель. Дом этот к сожалению не сохранился, на его месте находится сейчас гостиница "Интурист":

На втором этаже старого корпуса расположен один из любимых мной отделов музея - этнографический. В нём собрана огромная коллекция предметов, дающих представление о быте и культуре коренных народов Приамурья. В этом зале - традиционная одежда каждой из народностей:

Спросите, ну что же тут интересного? А скажите мне, например, из чего сделан этот праздничный халат? Хлопок, лён, нейлон?.. А вот и нет. Сделан он из рыбьей кожи. Хотите верьте, хотите нет.

Есть так же куртки, рукавицы, обувь из рыбьей кожи. Я читал о такой одежде в книгах и всегда мне хотелось посмотреть, как же она выглядит. Я думал будет что-то очень экзотическое, но рыбья кожа оказалась самым заурядным материалом. Просто нужно знать секрет её выделки.

Вот берестяная оморочка в натуральную величину и уменьшенные копии долблёных удэгейский плавсредств - бат и оморочка-утунгиэ. Практически в каждой книге про дальневосточную тайгу я встречал упоминания об этих лодках, теперь есть возможность наглядно с ними познакомиться:

Этнографический раздел большой и интересный и при наличии свободного времени я спокойно мог бы провести в нём целый день, удивившись потом, как быстро и незаметно пролетело время. Здесь и ловушки для пушного зверя, копья (пальмы), с которыми совсем недавно дальневосточные жители ходили на медведя, стрелы, лыжи, поняги и другое охотничье снаряжение. Много женских украшений. Есть диорамы жилищ той или иной народности. Всего не покажешь и обо всём не расскажешь в одном посте. Но самая уникальные экспонаты в этнографическом разделе - это большая коллекция деревянной скульптуры и предметов шаманского культа коренных народов Дальнего Востока. Самая потрясающая и впечатляющая из которых эта (тут центральная фигура, кстати, с человеческий рост):



Если эти духи и вправду охраняют шаманов, то они должны принести удачу этому дневнику (все видели мой ник?). А вот и сам "повелитель духов" попал в кадр, приглядитесь к этой фотографии и среди сэвэнов вы увидите силуэт фотографирующего шамана:

Вы спросите что такое сэвэны? Это духи - помощники шамана, которые материализовывались в виде всевозможных деревянных фигурок, но делали их иногда и из других материалов - из травы, частей животных (из костей, шкур). При помощи этих культовых фигурок шаманы совершали различные ритуальные обряды и занимались врачеванием. Были и такие "домотканые" сэвэны, как этот , служивший для лечения туберкулёза:

Вот тоже очень интересная экспозиция. Ритуальные предметы "медвежьего праздника". У и был обычай выращивать медведя (так же, как славяне выращивали поросёнка), а потом, совершив кучу необходимых ритуальных манипуляций, торжественно съедать его всем селением. Тут и специальные копья, которым убивали бедолагу, посуда: отдельно для крови, отдельно - для сердца. Ритуальные столбы для медвежьих черепов. Ну и сами черепа:

Перед нами легендарные экспонаты. Две винтовки: нижняя - винтовка пехотная Бердана №2 (образца 1870 года) и верхняя - переделанная из неё охотничья Бердана. В каждой книге про таёжную жизнь периода конца XIX века до 60-70 годов XX, вы найдёте упоминание о какой-нибудь старенькой "видавшей виды" охотничьей "Берданке". Ещё на фото наган (1916 года) и казачья шашка с ножнами.

Как вы, наверное, уже успели заметить, мы с вами постепенно подобрались к залам, посвящённым гражданской войне. На Дальнем Востоке было время, когда в каждом городе, да что там в городе! - в каждой лавке была своя валюта. Вот отыскал банкноты г. Благовещенска:

Оружие и снаряжение красноармейцев:

А это уже посвящается белой гвардии (кстати, мой прадед по материнской линии Ульян Береговой воевал на Дальнем Востоке в рядах белогвардейцев). Типологический комплекс "Харбинская гостиница":

Типологический комплекс "Владивостокское кафе":

Вот меню, стоящее на столике "Владивостокского кафе", крупным планом:

Если подняться по винтовой лестнице на самый верхний этаж, можно посмотреть панораму . Что я и сделал. Это место считается в музее одним из самых красивых. Но фотографии мои, к сожалению, не смогли передать эту красоту, поэтому помещать их сюда я не стал.

Телефон Ericsson (1901 год). Прадед мобильников Sony Ericsson:

Счёты и арифмометр Однера (начало XX века). Тоже самое что для нас калькулятор и ПК:

Деревянный ткацкий станок. Некоторые люди до сих пор в деревнях такими пользуются. Да-да. А вы как думали?! А откуда тогда все эти толстые цветастые половики в избах наших бабушек?..

А вот такой кабинет хочу себе домой. И мне абсолютно не важно, что эта мебель вышла из моды лет 100 назад. Только вместо множества мелких фотографий в рамках (на стене слева), я сделал бы стеллажи для книг. Мне кажется за таким столом можно сочинить что-то очень важное и вечное...

Где-то на переходе с этажа на этаж обнаружил вот такой стенд с советскими открытками. У меня есть что-то подобное, хранится от матери и бабушки. Не знал, что такие открытки имеют уже музейную ценность:

Вот и всё. Прогулка по музейным залам подошла к концу. Это была далеко не полная экскурсия. Что-то я не успел подробно рассмотреть и сфотографировать. О чём-то увиденном просто не стал сейчас говорить, чтобы не сильно утомлять вас длинным рассказом. В этот раз я отвёл себе на посещение музея ровно три часа. И по их истечению понял, что это сильно мало. Ну что ж, зато будет повод вернуться. Расставаться с музеем было как всегда немного грустно, так же грустно, как этой обезьянке, забившейся за один из его углов, подальше от людских взоров. Но я же ещё вернусь.

P.S. У меня сохранился билет образца осени 2008 г. (слева). А это новый билет (справа):


Хабаровский краевой краеведческий музей - старейший музей города и края. Музей основан 19 апреля 1894 г. по инициативе Приамурского отдела Русского географического общества. В создании музея и накоплении коллекций принимали участие видные ученые и общественные деятели, энтузиасты и краеведы. В фондах музея: коллекция флоры и фауны края, материалы по истории края в дореволюционный период, материалы по истории советского общества и многое другое. Государственный музей Дальнего Востока был создан 19 апреля 1894 года по инициативе генерал – губернатора Приамурского края Н. И. Гродекова, первого председателя Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества(ПОИРГО). К началу ХХ века Гродековский музей в Хабаровске стал ведущим музеем Приамурского края. Его коллекции были представлены на российских и международных выставках в Новгороде, Казани, Чикаго и Париже.

Более 10 лет (с 1910 по1919 гг.) и (с 1924 по1925 гг.) музей возглавлял В. К. Арсеньев - выдающийся путешественник, ученый и писатель, видный музейный деятель. В эти годы музей превратился в ведущий краеведческий центр на Дальнем Востоке. В результате репрессий и перестройки музейной деятельности на "социалистических" началах музей во многом утратил свой научный потенциал. Однако, сохранив при этом функцию культурно-просветительного центра Хабаровского края, в 1965 году вошел в число лучших музеев РСФСР.

В 1975 году была возведена пристройка к основному зданию музея, что позволило разместить в ней единственную на Дальнем Востоке и одну из трех в России панораму "Волочаевская битва" , значительно расширить экспозиционные площади и улучшить условия хранения музейного хранения музейного собрания. С 1996 года музей проводит ставшие традиционными конференции - "Гродековские чтения", на которых рассматриваются проблемы изучения и сохранения историко-культурного и природного наследия российского Дальнего Востока. Музей принимает участие в семинарах, конференциях в России и за рубежом, издает научные и научно-популярные сборники.

Уникальные экспонаты

Морская или Стеллерова корова (скелет). Командорские острова, до 1768 года.

Морская корова (капустница) была описана в 1741 год. Георгом Стеллером, врачом экспедиции В.Беринга. Длина тела коровы достигала 7,5 метров, масса - 3,5 тонны. Во рту вместо зубов были ребристые роговые пластины, с помощью которых она перетирала морскую капусту, свою главную пищу. Ее мясо напоминало говядину. Истреблена к началу XIX века. Скелет морской коровы найден на Командорских островах алеутом Трифоном Синициным и доставлен в музей в 1897 году.

Биогруппа "Берлога с гималайским медведем". Хабаровский край, Вяземский район, бассейн реки Подхоренок.

Берлога располагалась в стволе лиственницы приморской (Larix maritima), в пойменном лесу в истоках реки Подхоренок. Возраст- 500 лет, высота- 35 м, диаметр у комля -176 см. Дупло находилось на высоте 18 м над земле. Лаз в берлогу был на высоте 22 м. Гималайский медведь (Ursus thibetanus), самец весом 106 кг, типичного окраса. Берлога и гималайский медведь добыты директором ХККМ В.П.Сысоевым 12 ноября 1963 года. Берлога установлена в отделе природы ХККМ в 1964 году.

Черепаха - надмогильный памятник чжурчженьскому полководцу - князю Эсыкую (1080/1090-1148 гг.) со стелой на спине. 1193 год.

Надмогильный памятник Эсыкую открыт в 1870 году востоковедом Палладием Кафаровым около села Никольского (ныне город Уссурийск Приморского края). Могильный курган Эсыкуя раскопан Ф.Ф.Буссе в 1893-94 годах. В 1896 году по инициативе Ф.Ф.Буссе фрагмент памятника - черепаха со стелой передана Хабаровскому музею в дар от Общества изучения Амурского края. Каменная гробница Эсыкуя, навершие плиты с выбитыми на ней иероглифами, гранитные изваяния воинов и льва хранятся в Приморском государственном объединенном музее (г.Владивосток).

Комплекс сэвэнов-защитников шамана: Мангни, Ни (2) и Накасэ (2). Удэгейцы (р.Кусун, стойбище Уленгоу).

Комплекс доставлен в музей В.К.Арсеньевым в 1911 году. По описанию В.К. Арсеньева мангни является главным сэвэном в комплексе. В вольном переводе его имя звучит как "богатырь".В руках у него сабля и копье, на голове нож-меч. Изображен с пустым желудоком, грудь и бока защищены зеркалами "толи". Руки обвиты змеями. На ноге вырезано изображение ящерицы, чтобы ноги были быстрыми. Однако главным является изображение лягушки (жабы), без которого, по выражению В.К.Арсеньева, данный сэвэн был бы просто куском дерева. У Мангни два помощника - Ни (человек по-удэгейски). Вся их сила сосредоточена в ножах-мечах на голове. Жертвенную пищу им кладут на жертвенные пни, которые одновременно являются сэвэнами Накасэ. Когда основные сэвэны группы "вкушали" жертвенную пищу, Накасэ наблюдали за окружающим миром, поэтому у них два лица: спереди и сзади. Сэвэны-защитники стояли у дома удэгейского шамана, защищая его от нападений злых духов. Это - единственный полный культовый комплекс удэгейских сэвэнов, сохранившийся в мире.

Информация для посетителей

Время работы музея: с 10.00 до 18.00.

Выходной - понедельник. Последняя пятница каждого месяца - санитарный день.

Цены на билеты:

Стоимость входного билета без экскурсии - 140 руб. Стоимость входного билета с экскурсией - 160 руб.

Для российских граждан установлены льготные цены:

Входной билет для детей от 5 до 7 лет - 20 руб. Входной билет для школьника - 25 руб. Входной билет для студентов ВУЗов и техникумов (при наличии документов) - бесплатно. Входной билет для взрослых - 50 руб. Инвалиды 50 % - 25 руб.

Бесплатно посещают музей:

Воспитанники школ-интернатов, детских домов, приютов. Дети из малообеспеченных семей. Ветераны войны и труда. Военнослужащие срочной службы. Реабилитированные граждане. Сотрудники музеев Российской Федерации. Лица, не достигшие 18-ти лет, посещают музей бесплатно четвертый вторник каждого месяца.

Экскурсионное обслуживание:

Экскурсия тематическая - 20руб. Обзорная экскурсия по всему музею - 30 руб. Экскурсия по выставке - для взрослых- 15 руб. - для школьников - 10 руб. Пешеходная экскурсия по парковой зоне "Листая первые страницы" - 300 руб. (продолжительность - 45 мин.) Пешеходная экскурсия "Старый Хабаровск "по первой улице Хабаровска и по главной улице города Муравьева - Амурского - 400 руб. (продолжительность - 90 мин.). Автобусная экскурсия " Достопримечательности Хабаровска" - 1200 руб. (продолжительность - 135 мин.). Экскурсия по Амуру - 600 руб. (продолжительность - 70 мин.). Автобусная экскурсия "Хабаровск православный" - 900 руб. (продолжительность - 135 мин.). Автобусная экскурсия "Центр реабилитации диких животных" - 1500 руб. (продолжительность - 8 часов).

Примечание: Минимальная группа для проведения экскурсий - 25 человек

Координаты музея:

680000, Хабаровск, ул. Шевченко,11. Контакт. тел. - 31-20-54 - администратор. 31-63-44 - отдел экскурсий и музейного туризма.

Проезд автобусами маршрутов 4, 9, 14, 60 (остановка Комсомольская площадь); троллейбусом маршрута 1, 3 (остановка Государственный музей Дальнего Востока).


Рассказ о хабаровском Краеведческой музее им. Гродекова хоть и будет состоять из немалого числа глав, всеобъемлющим все же не станет. Попытка показать даже половину экспонатов, выставленных в залах трех корпусов музейного комплекса, грозит превратиться в процесс неимоверно длительный. Поэтому я ограничусь весьма скромным количеством снимков, при отборе руководствуясь главным образом сиюминутным настроением.

По дальневосточным меркам музей этот имеет вполне солидную историю - он был основан еще в 1894 году. Правда, экспозиции его сначала располагались не в существующем первом корпусе, а в помещениях аптечного склада на Военной горе (ныне улица Серышева).

Однако тогда же началось строительство собственного здания музея, первая очередь которого была сдана в 1896 году. Насколько я знаю, существующее крыльцо относится уже ко второй очереди и было построено двумя годам позднее.

Вестибюль расположен в старейшей части здания. Однако рассказывать историю строительства музея здесь не буду - лучше оставлю это на долю четвертой (заключительной) главы альбома об , в самом конце которой и стоит этот комплекс.
Добавлю только, что Краеведческий музей работает с 10 до 18 часов, выходными днями для него являются понедельники, а также последняя пятница каждого месяца. Стоимость входного билета и разрешения на фотосъемку сейчас не вспомню, но они весьма недороги.

Основными темами экспозиций являются история, этнография и природа Дальнего Востока. Большую часть экспонатов старого корпуса я прекрасно помню еще с детства, хотя некоторые изменения все же происходили.

Рельефная карта Дальнего Востока (к слову, территория Дальневосточного федерального округа значительно обширнее) уже принадлежит к прошлому: на ней изображена другая страна - СССР, даже граница с Китаем проходит не так, как сейчас.

Черепа и кости ископаемых животных из числа первых экспонатов музея, о чем легко судить по дореволюционной надписи «Черепъ Мамонта». Кстати, впоследствии останки мамонтов находили прямо на территории города. В частности, в 1975 году была сделана подобная находка при строительстве насосной станции близ улицы Промывочной (район станции Хабаровск-2). А чуть дальше в сторону поселка Горького обнаружили кости древнего бизона.

Уж не его ли это череп? Впрочем, не поручусь.

Часть чучел фигурирует в составе диорам. Вот, к примеру, речной бобер. Этих животных завезли на Дальний Восток вместе с бобром канадским в 1964 году.

Соболь. Не повезло ему с мехом - слишком уж он пришелся по вкусу лишенным собственной естественной шубы людям.

Морская выдра - калан. Обитает он в прибрежных водах Командорских и Курильских островов, питаясь рыбой. Если верить сопроводительной табличке, мех калана является самым дорогим в мире, что послужило причиной практически полного хищнического истребления этих животных. Между тем в Красную книгу калан занесен еще с 1925 года.
К слову, данному чучелу уже заметно более ста лет - он принадлежит к числу первых экспонатов музея.

Рысь. Бесчувственная табличка сообщает не только о популярности меха этой крупной таежной кошки, но и о съедобности ее мяса.

Объектом промысловой охоты является и лисица - обитательница мелколесья.

Диорама «Кедрово-широколиственный лес». Тигр завалил кабана и защищает свою добычу от бурого медведя в сопровождении его детеныша.

Гималайские медведи. Еще не так давно, в 80-х, они иногда встречались в лесочках у дач к югу от Хабаровска. Я лично, правда, их в дикой природе не наблюдал, но весьма опасался собирать грибы после сообщений очевидцев о появлении мохнатых гостей.

Это диорама изображает Охотское побережье. Самый крупный ее персонаж - самец морского котика. Кроме того, здесь же фигурируют самки (справа), детеныш сивуча (слева) и три птицы: тихоокеанская чайка, морянка и каменушка.

Лось со своей подругой.

О мире животных пока все. Если дойду в своем рассказе до нового (третьего корпуса), то покажу еще больше весьма живописных диорам. Ну а во второй главе альбома я перейду к вопросам этнографии - есть на этот счет фотографии забавных экспонатов.



Похожие статьи
 
Категории