Музыкальный диктант на начальном этапе обучения. Музыкальный диктант

04.03.2019

Музыкальный диктант является одной из наиболее важных, ответственных и сложных форм работы на уроке сольфеджио. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.

В работе над музыкальным диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их слухового развития. Это своеобразный итог всего процесса обучения, ведь именно в диктанте учащийся должен показать с одной стороны, уровень развития музыкальной памяти, мышления, всех видов музыкального слуха, а с другой – определенные теоретические знания, помогающие ему грамотно записать услышанное.

Целью музыкального диктанта является воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи.

Основными же задачами работы над диктантом можно назвать следующие:

  • создавать и закреплять связь видимого и слышимого, то есть научить слышимое сделать видимым;
  • развивать музыкальную память и внутренний слух учащихся;
  • служить средством для закрепления теоретических и практических навыков учащихся.

Этап подготовки к записи музыкального диктанта

Процесс записи диктанта требует выработки особых, специальных навыков и поэтому прежде чем приступить к этой форме работы, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к ней очень хорошо. Целесообразно приступать к записи полноценных диктантов только после определенной подготовки, длительность которой зависит от возраста, степени развития и восприимчивости группы. Подготовительная работа, которая закладывает у учащихся фундаментальную базу навыков и умений, обеспечивающую в дальнейшем возможность грамотно и безболезненно записывать музыкальные диктанты должна состоять из нескольких разделов.

Освоение нотной записи.

Одна из наиболее важных задач начального периода обучения в курсе сольфеджио – это формирование и развитие навыка “быстрой записи” звуков. С первых уроков следует приучать учащихся к правильной графической записи нот: маленькими кружочками, не очень близко друг к другу; следить за верным написанием штилей, знаков альтерации.

Освоение длительностей.

Совершенно неоспоримый факт, что правильное метроритмическое оформление мелодии представляет для учащихся еще большую трудность, чем ее непосредственная нотная запись. Поэтому “ритмической составляющей” диктанта нужно уделять особое внимание. На первоначальном этапе обучения очень важно, чтобы учащиеся просто хорошо усвоили графическое изображение и название каждой длительности. Параллельно с усвоением графического изображения длительностей и их названий нужно работать и над непосредственным осознанием длинного и короткого звука. После того как названия и обозначения длительностей хорошо усвоены, необходимо заняться освоением понятий такт, доля, метр, ритм, размер. Как только дети осознали и усвоили эти понятия, необходимо вводить практику дирижирования. И только после всей этой работы следует приступить к объяснению дробления долей. В дальнейшем учащиеся будут знакомиться с различными ритмическими фигурами и для лучшего их освоения эти ритмические фигуры обязательно следует вводить в музыкальные диктанты.

Переписывание нот.

В первом классе представляется очень полезным простое переписывание нот. Правила нотной каллиграфии просты и не требуют такой детальной проработки, как правописание букв. Поэтому все упражнения, связанные с правильной записью нотных текстов, можно перенести на домашние задания.

Усвоение порядка нот.

Очень важным на первом этапе обучения представляется и слуховое усвоение порядка нот. Четкое понимание нотной последовательности вверх и вниз, осознание отдельной ноты во взаимосвязи с другими, умение четко и быстро просчитать ноты по порядку, через одну или через две – это, в дальнейшем, залог успешной и грамотной записи полноценного диктанта. Практика показывает, что одного простого заучивания нот недостаточно. Необходимо довести этот навык до уровня автоматизма, чтобы ребенок воспринимал и воспроизводил ноты, практически не задумываясь. А это требует постоянной и кропотливой работы. Тут хорошо помогают различные игры в дразнилки, повторялки и всевозможные эхо. Но самую неоценимую помощь в этой работе оказывают секвенции.

Работа над осмыслением и слуховым восприятием ступени представляется одной из самых важных в выработке навыка записи музыкального диктанта. Работа над ступенями должна проводиться постоянно, на каждом уроке, и вестись по разным направлениям. Первое – это умение мыслить ступенями. Очень важна на первых порах выработка умения быстро и точно находить в тональности любую отдельную ступень. Тут снова могут помочь секвенции - распевки, которые заучиваются в течение нескольких уроков до автоматизма. Очень полезно петь последовательности ступеней; также хорошую помощь в такой быстрой ступеневой ориентации оказывает пение ступеней по ручным знакам и болгарской столбице.

Мелодические элементы.

Несмотря на огромное многообразие мелодического материала, в музыке имеется и достаточно большое количество стандартных оборотов, которые часто повторяются, прекрасно вычленяются из контекста и узнаются как на слух, так и при анализе нотного текста. К таким оборотам относятся звукоряды – трихорд, тетрахорд и пентахорд, движение от вводных тонов к тонике, опевания, вспомогательные ноты, а также различные модификации этих оборотов. После знакомства с основными мелодическими элементами необходимо выработать у учащихся быстрое, буквально автоматическое узнавание их как в нотном тексте в чтении с листа, так и в слуховом анализе. Поэтому и мелодические обороты на слух, и упражнения по чтению с листа, и диктанты этого периода должны содержать как можно больше этих элементов или просто состоять из них.

Очень часто мелодия движется по звукам аккордов. Умение вычленять знакомый аккорд из контекста мелодии – очень важный навык, который необходимо выработать у учащихся. Первоначальные упражнения должны быть направлены на чисто визуальное и слуховое восприятие аккорда. Неоценимую помощь в запоминании мелодики аккордов оказывают небольшие распевки, в которых нужный аккорд пропевается и называется одновременно.

Как известно, самую большую трудность в записи диктанта вызывают скачки. Поэтому прорабатывать их необходимо так же тщательно, как и другие мелодические элементы.

Определение формы.

Работа по определению, осознанию музыкальной формы имеет огромное значение для успешной записи музыкального диктанта. Учащиеся должны очень хорошо ориентироваться в местоположении предложений, каденций, фраз, мотивов, а также в их взаимосвязи. Эту работу нужно также начинать с первого класса.

Помимо всей этой подготовительной работы, очень полезны некоторые формы заданий, непосредственно подготавливающие запись полноценного диктанта:

Записывание по памяти ранее выученной песенки.

Диктант с ошибкой. На доске выписана мелодия “с ошибкой”. Педагог проигрывает правильный вариант, а учащиеся должны найти и исправить ошибки.

Диктант с пропусками. На доске выписывается фрагмент мелодии. Учащиеся должны услышать и заполнить пропущенные такты.

На доске выписана мелодия в виде ступеневой дорожки. Учащиеся, слушая мелодию, записывают ее нотами, правильно ритмически оформляя.

Запись обыкновенных ритмических диктантов.

На доске выписаны головки нот. Учащиеся должны правильно оформить мелодию ритмически.

Итак, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в первом классе закладываются главные, базовые навыки записи музыкального диктанта. Это - умение правильно “слушать”; запоминать, анализировать и понимать музыкальный текст; умение осмыслить его графически и правильно записать; умение правильно определить и осознать метроритмическую составляющую мелодии, четко продирижировать ее, ощущая пульсацию долей и осознавая каждую долю. Вся дальнейшая работа сводится только к развитию этих базовых умений и усложнению теоретического материала.

Формы музыкальных диктантов

Формы диктанта могут быть различными. При записи диктанта важно выбрать форму работы, наиболее подходящую для усвоения данной мелодии.

Диктант показательный.

Показательный диктант проводится педагогом. Цель и задача его - показать на доске процесс записи. Учитель вслух, перед всем классом, рассказывает учащимся, как он слушает, дирижирует, напевает мелодию и тем самым осознает ее и фиксирует в нотной записи. Такой диктант очень полезен перед тем, как перейти, после подготовительных упражнений, к самостоятельной записи, а также при освоении новых трудностей или разновидностей диктантов.

Диктант с предварительным анализом.

Учащиеся с помощью педагога определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 5 – 10 минут. Такую форму диктанта целесообразнее использовать в младших классах, а также при записи мелодий, в которых появляются новые элементы музыкального языка.

Диктант без предварительного анализа.

Такой диктант записывается учащимися в течение установленного времени, при определенном числе проигрываний. Такие диктанты более целесообразны в средних и старших классах, т.е. только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно анализировать мелодию.

Устный диктант.

Устный диктант представляет собой небольшую мелодию, построенную на знакомых учащимся мелодических оборотах, которую педагог проигрывает два - три раза. Учащиеся повторяют мелодию сначала на любой слог и только затем пропевают диктант с названием звуков. Следует как можно шире применять эту форму диктанта, так как именно устный диктант помогает осознанному восприятию учащимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.

“Самодиктант”, запись знакомой музыки.

Для развития внутреннего слуха следует предлагать учащимся “самодиктант”, запись знакомой мелодии по памяти. Конечно, эта форма не заменит полноценного музыкального диктанта, так как здесь отсутствует необходимость охватить и запомнить новую музыку, то есть не тренируется музыкальная память учащегося. Но для работы над записью на основе внутреннего слуха это очень хороший прием. Форма “самодиктанта” помогает также развитию творческой инициативы учащихся. Это очень удобная форма для самостоятельной, домашней работы, для тренировки в записи.

Контрольный диктант.

Безусловно, в процессе обучения должны присутствовать и контрольные диктанты, которые учащиеся пишут без помощи педагога. Их можно использовать при завершении работы над определенной темой, когда все трудности диктанта детям знакомы и хорошо усвоены. Обычно такая форма диктантов используется на контрольных уроках или экзаменах.

Возможны и другие формы диктанта, например, гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов, аккордов), ритмический. Полезно записывать мелодии, ранее прочитанные с листа. Написанные диктанты полезно выучивать наизусть, транспонировать в пройденные тональности, подбирать к диктантам аккомпанемент. Необходимо также научить учащихся записывать диктант в разных регистрах, как в скрипичном, так и в басовом ключах.

Методические установки при написании диктанта

Выбор музыкального материала.

В работе над музыкальным диктантом одним из важнейших условий является правильный выбор музыкального материала. Музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также, в некоторых случаях, мелодии, сочиненные педагогом. Педагог, отбирая материал для диктанта, должен прежде заботиться о том, чтобы музыка примера был яркой, выразительной, художественно убедительной, осмысленной и ясной по форме. Подбор именно такого музыкального материала не только помогает учащимся легче запомнить мелодию диктанта, но и имеет большое воспитательное значение, расширяет кругозор учащихся, обогащает их музыкальную эрудицию. Чрезвычайно важным является определение трудности примера. Диктанты не должны быть слишком трудными. Если учащиеся не успевают диктант осмыслить, запомнить и написать или пишут его с большим количеством ошибок, то они начинают бояться этой формы работы и избегать ее. Поэтому предпочтительнее, чтобы диктанты были проще, но их должно быть много. Усложнение диктантов должно быть постепенным, незаметным для учеников, строго продуманным и обоснованным. Нельзя также не отметить, что при подборе диктантов педагог должен применять дифференцированный подход. Так как состав групп обычно бывает “пёстрым”, то трудные диктанты нужно чередовать с более легкими, чтобы слабые ученики тоже могли полностью произвести запись, тогда как в сложных диктантах для них это не всегда доступно. При выборе музыкального материала для диктанта также очень важно, чтобы материал был подробно распределен по темам. Педагогом должна быть строго продумана и обоснована последовательность диктантов.

Исполнение диктанта.

Для того чтобы учащийся мог полно и грамотно зафиксировать на бумаге то, что он слышал, надо, чтобы исполнение диктанта было по возможности совершенным. Прежде всего, следует исполнять пример грамотно и точно. Никаких подчеркиваний или выделений отдельных трудных интонаций или гармоний нельзя допускать. Особенно вредно подчеркивать, искусственно громко выстукивая, сильную долю такта. Вначале следует исполнять отрывок в настоящем, указанном автором темпе. В дальнейшем, при многократном проигрывании, этот первоначальный темп обычно замедляется. Но важно, чтобы первое впечатление было убедительным и правильным.

Фиксация нотного текста.

При записи музыки педагог должен обратить особое внимание на точность и полноту фиксации на бумаге учащимися того, что они слышали. В процессе записи диктанта учащиеся должны: правильно и красиво писать ноты; расставлять лиги; отмечать цезурами фразы, дыхание; различать и обозначать легато и стаккато, динамику; определять темп и характер музыкального примера.

Основные принципы процесса записи диктанта.

Большое значение имеет та обстановка, которую педагог создает перед началом работы над записью диктанта. Опыт говорит, что наилучшая обстановка для работы над записью диктанта – это создание интереса к тому, что учащиеся сейчас услышат. Педагогу необходимо пробудить интерес к тому, что будет проиграно, сконцентрировать внимание учащихся, возможно – разрядить напряжение перед такой сложной работой, которую дети всегда воспринимают как некую “контрольную”, по аналогии с диктантом в общеобразовательной школе. Поэтому уместны небольшие “беседы” о жанре будущего диктанта (если это не является явной подсказкой метроритмической составляющей), композиторе, сочинившем мелодию, и тому подобное. В зависимости от класса и уровня группы, необходимо выбирать для диктанта мелодии, доступные по степени трудности; устанавливать время для записи и количество проигрываний. Обычно диктант пишется с 8-10 проигрываний. Перед началом записи необходима ладовая настройка.

Первое проигрывание – ознакомительное. Оно должно быть очень выразительным, “красивым”, в соответствующем темпе и с динамическими оттенками. После этого проигрывания можно определить жанр, размер, характер фраз.

Второе проигрывание должно идти сразу после первого. Его можно исполнить уже медленнее. После него можно побеседовать о конкретных ладогармонических, структурных и метроритмических особенностях музыки. Поговорить о каденциях, фразах и т.п. Можно сразу же предложить учащимся оформить заключительную каденцию, определить местоположение Тоники и то, как мелодия к Тонике подошла – гаммообразно, скачком, знакомым мелодическим оборотом и т.д. Такое начало диктанта “наоборот” оправдано тем, что заключительная каденция как раз больше всего “помнится”, пока весь диктант еще не отложился в памяти.

Если диктант длинный и сложный, если в нем нет повторов, то допускается третье проигрывание разделить пополам. То есть сыграть первую половину и разобрать ее особенности, определить каденцию и т.п.

Обычно после четвертого проигрывания учащиеся уже достаточно сориентированы в диктанте, запомнили его если не целиком, то хотя бы в некоторых фразах. С этого момента дети пишут диктант практически по памяти.

Перерыв между проигрываниями можно сделать больше. После того как большинство детей написано первое предложение, можно сыграть только вторую половину диктанта, которая осталась от незаконченного третьего проигрывания.

Очень важно не допускать “стенографирования” диктанта, поэтому при каждом проигрывании нужно просить учащихся отложить карандаши и стараться запомнить мелодию. Обязательным условием надо ставить дирижирование при проигрывании и записи диктанта. Если ученик затрудняется с определением ритмического оборота, нужно обязательно заставить его продирижировать и проанализировать каждую долю такта.

По окончании отведенного времени нужно диктант проверить. Диктант также нужно оценить. Можно даже не ставить оценку в тетрадь, особенно если ученик с работой не справился, но хотя бы в устной форме ее озвучить, чтобы он мог реально оценить свои умения и возможности. При оценке надо ориентировать ученика не на то, что у него не получилось, а на то, с чем он справился, поощрять за каждый, пусть и маленький успех, даже если ученик совсем слабый и диктанты ему не даются в силу природных особенностей.

Рассматривая психологические аспекты организации процесса записи диктанта, нельзя обойти вниманием важный момент местоположения диктанта в уроке сольфеджио. Наряду с такими формами работы, как развитие вокально-интонационных навыков, сольфеджирование, определение на слух, написанию диктанта уделяется больше времени, и его обычно относят на конец урока. Диктант, насыщенный сложными элементами, приводит к деформации урока, так как требует много времени. Неуверенность учащихся в своих силах приводит к потере интереса к диктанту, может возникнуть состояние скуки. Для того чтобы оптимизировать работу над музыкальным диктантом, лучше проводить его не в конце урока, а в середине или ближе к началу, когда внимание учеников ещё свежо.

Время для записи диктанта устанавливается педагогом, как уже говорилось, в зависимости от класса и уровня группы, а также в зависимости от его объема и трудности диктанта. В младших классах (1, 2 классы), где записываются небольшие и несложные мелодии, это обычно 5 – 10 минут; в старших, где трудность и объем диктантов увеличиваются – 20–25 минут.

В процессе работы над диктантом очень ответственна роль педагога: он обязан, работая в группе, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать диктант. Просто сидеть у инструмента, проигрывать диктант и ждать, когда учащиеся его напишут самостоятельно, педагог не должен. Нужно периодически подходить к каждому ребенку; указывать на ошибки. Конечно, нельзя прямо подсказывать, но можно сделать это в “обтекаемой” форме, сказав: “Подумай над этим местом” или “Проверь еще раз эту фразу”.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что диктант – это та форма работы, в которой применяются и задействуются все имеющиеся знания и навыки учащихся.

Диктант является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития учащихся. Поэтому на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе музыкальный диктант должен быть обязательной и постоянно используемой формой работы.

Список использованной литературы

  1. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1993.
  2. Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
  3. Кондратьева И. Одноголосный диктант: Практические рекомендации. – СПб: Композитор, 2006.
  4. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. – М.: Музыка, 1989.
  5. Оськина С. Музыкальный слух: теория и методика развития и совершенствования. – М.: АСТ, 2005.
  6. Фокина Л. Методика преподавания музыкального диктанта. – М.: Музыка, 1993.
  7. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. - М.: Музыка, 1996.

По многочисленным просьбам наших учащихся, которые прямо-таки бомбардируют сайт этим вопросом, помещаем несколько рекомендаций на столь животрепещущую тему.

(Спасибо, что не закрыли текст после предыдущего абзаца. Продолжаем.)

Быстро обучиться хорошо писать диктанты – это нечто из серии «английский за 2 недели», «обогащение за 2 дня» или «похудение за 2 часа». Музыкальный диктант (в дальнейшем – МД) – зверь дикий, и приручать его надо постепенно, лаской-с, приноравливаясь к его повадкам и особенностям. А повадок у него много, и все работают против вас. У него есть мелодия, которую надо не только запомнить, но и перевести в ноты. У него есть ритм, который тоже надо как-то запомнить и уложить среди тактовых чертей . И наконец эти, не тем будь помянуты, злосчастные случайные знаки, особенно мерзкая VII ступень гармонического минора, которую еще надо не забыть поставить в виде диеза или бекара... Педагогу, в общем, понятно состояние коллективного помешательства, в которое впадают студенты при словах «а сейчас – диктант». Это состояние сопровождается частичной атрофией всех органов чувств. Уши не слышат, голова не работает, и только рука с карандашом конвульсивно вздрагивает во время проигрывания, оставляя на нотной бумаге какие-то точки: Успеть! Настрочить! Пока играют! Потом сразу все забуду! В результате на нотном стане появляется тайнопись, в которой восходящий ряд означает нисходящий, вместо движения по аккорду мы видим поступенное и наоборот, а ритм так и вовсе берется с потолка или неизвестно с чего.

Выберите среди его мелодий несколько одноголосных (так называемая полифонúя не подойдет не только из-за неправильного ударения в слове), которые вы хорошо знаете, слышите каждый день и уже намереваетесь заменить другими. Не торопитесь это делать. Последнее, чем вы можете досадить вашим надоевшим мелодиям, – это записать их на нотную бумагу.

Мелодия не должна быть чересчур быстрой, длинной или джазовой по стилю (джазовые мелодии изобилуют необычными ступенями и требуют подготовленного слуха).

Прежде всего мелодию пропойте (на инструменте не подбирать!). Выберите для нее тональность (если вы, конечно, не слышите ее при «исполнении» телефоном; но тогда вы обладатель абсолютного слуха и с МД вы справитесь и без нашей помощи). Например, в минорной мелодии – ля минор, в мажорной – До мажор. Высота тональности может не соответствовать действительности, но это и не существенно. Какая разница, если телефон пищит ее в Ми, а вы примете за тонику До? Это даже более показательно: смоделировав себе условную тональность, вы будете воспринимать звуки мелодии не как абсолютные и отдельные ноты, а в связи друг с другом, как ступени .

Пропев мелодию, спойте отдельно ее I ступень. Попытайтесь найти ее голосом. В мелодии она может и не встретиться (!), но она есть та самая печка , от которой надо искать все остальное. Спойте теперь гамму с названием нот, а можно и знаков. А теперь еще раз врубите мелодию и вырубите сразу после нескольких начальных звуков. Ощутили, какие это ступени и какие ноты? Прекрасно. Дальше по памяти. Сложные скачкинужно заполнять (мысленно или вслух) гаммообразным движением! При непонятных нотах следует останавливаться и допевать от этой ноты до тоники (или, наоборот, от тоники до ноты).

С ритмом сложнее. Если вы пытаетесь писать эстрадную мелодию, она, как правило, вся изрешечена синкопами и другими вещами, плохо поддающимися нотной записи. В таком случае постарайтесь расставить хотя бы тактовые черты (задача тоже не из легких).

Когда ваша способность к записыванию мелодии иссякнет, то есть вы поймете, что точнее записать уже все равно не сможете, – сыграйте на инструменте все, что получилось. Теперь (но не раньше!) вы имеете полную власть распоряжаться инструментом, биться о его клавиши или порожки. Особенно плодотворно вы сможете использовать слухоразвивающие возможности вашего мобильника, если сами наберете на нем какую-либо знакомую мелодию (записав ее предварительно нотами на бумаге).

Там тоже есть мелодии, которые крутятся non stop. Их можно услышать в совершенно любой произвольно избранный момент на одной из радиостанций. Произведите с ними вышеуказанные операции. Для повторного прослушивания достаточно повернуть тюнинг. И мелодия обнаружится сама собой.

Но кошка-то у вас должна быть! Кошки, между прочим, очень музыкальные животные. Некоторые из них даже не могут выносить профессионально поставленного голоса: усиленный всеми резонаторами певческий звук напоминает, очевидно, кошачий сигнал опасности, и четвероногое спасается бегством.

Прислушайтесь к ее сигналам. Попытайтесь перевести их в нотные знаки. И, кто знает, может быть, скоро вы научитесь беседовать с любимой животиной на ее же музыкальном языке...

Если у вас даже кошки нет - идите прямиком в интернет. Там (то есть тут) можно найти множество интерактивных программ для развития музыкального слуха, в том числе для записи мелодий разной сложности.

Написание диктанта – процесс отнюдь не мгновенный. При каждом прослушивании вспоминайте фразу из фильма: «Дичь не улетит, она жареная». Никуда диктант от вас не денется. В течение ближайших 15-25 минут вся ваша жизнь будет протекать в теснейшем контакте с этой мелодией. Так что никакой паники.

Не пытайтесь судорожно строчить за проигрыванием. Особенно за первым. Вы же еще ничего не поняли: ни размера, ни повторов, ни ритма... Когда вы слышите МД в первый раз, следите за рукой (вашей). Она начнет отсчитывать доли такта, причем помимо сознания. Не мешайте ей. Лучше включите счетные способности и определите, сколько в такте долей.

Раз-два, раз-два...

Раз-два-три, раз-два-три...

Вот, собственно, и всё. Размер 4/4 – это двухдольный, но в музыке широкой, протяжной. Размер 6/8 (о нем студенты часто забывают!) – тоже двухдольный, в котором внутри каждой доли слышно деление не на 2, а на 3 более мелкие единицы.

А ноты? С первого раза их можно и не запоминать. Сами запомнятся.

Во второй раз уже можно обратить на них особенное внимание. Очень важно правильно услышать первую ноту (или первую крупную ноту после мелких длительностей затакта). Больно бывает видеть у студента в начале мелодии I ступень, когда в действительности там V. Ведь педагог только что воспроизвел вам трезвучие! И не использовать эту настроечную подсказку себе на пользу просто глупо.

Мелодия, как известно, состоит из фраз. Запомните, какие из них повторяются. Повторы облегчают написание МД, и наше счастье, что музыка почти не может существовать без повторов. Не пользоваться ими опять же неразумно. Если две абсолютно одинаковые фразы (копии друг друга и по мелодии, и по ритму) в тетради студента становятся разными, это говорит об абсолютном отсутствии работы головного мозга в данный момент.

Поняв, сколько в мелодии фраз, постарайтесь примерно определить, сколько в ней тактов. Чаще всего их, конечно, 8, но бывает и другое количество. Попытайтесь наметить, какие из записанных нот приходятся на сильные доли, уяснить ритм каждого такта. И, пожалуйста, запомните: если в первой фразе был затакт, то в остальных он (в 99 % случаев) сохранится. Поэтому не ставьте тактовую черту перед началом новой фразы: она наверняка вам понадобится лишь после начала фразы.

При следующих проигрываниях уточняйте движение (по гамме, по аккорду, опевание), интервалы, ступени, скачки... Много чего надо уточнить. Но и проигрываний впереди немало!

И пожалуйста, не забывайте случайные знаки! Уже на первом году обучения появляется гармоническая и мелодическая ступени в миноре, чуть позже – они же в мажоре, а там и прочие альтерированные ступени. Их легко услышать, если хорошо представляешь себе звучание обычной натуральной гаммы и соотношение ее простых ступеней.

Так что пойте гаммы, пойте аккорды, пойте интервалы в тональности и вне. Это можно делать и в домашних условиях.

А на уроке – никакой паники!

Успехов!

© Сергей Богомолов,

кандидат искусствоведения,

преподаватель ДМШ им. Н.А. Римского-Корсакова

(специально для нашего сайта, 2015)

S o l F a — это проект Владимира Громадина, кандидата искусствоведения, педагога с более чем десятилетним опытом работы, приобретённом в лучших российских музыкальных учебных заведениях - Центральной музыкальной школе при Московской консерватории и Академическом музыкальном колледже (училище) при Московской консерватории. Он преподает сольфеджио, гармонию, элементарную теорию музыки и анализ форм на исполнительском и теоретическом отделениях. Его выпускники уже более десяти лет свободно поступают в вузы России и мира.

Его опыт и методические наработки нашли отражение в сайте S o l F a (соль+фа=сольфеджио), на котором представлены образцы диктантов и последовательностей («цепочек») разного уровня сложности, рассчитанных, в первую очередь, на молодых музыкантов, занимающихся музыкой профессионально на уровне специализированной школы (ССМШ), колледжа или вуза.

Все диктанты разбиты по уровням сложности. Разумеется, сложность — понятие довольно условное. С учетом разной стилистики, разной ритмики, гармонии и мелодических особенностей обозначить сложность музыкального примера «абсолютно правильно для всех» невозможно. Поэтому распределение основывается на идее, что диктанты одного уровня — это те диктанты, которые стоило бы писать в одном месяце. Это не отменяет того, что кто-то может свободно писать диктанты 11-го уровня сложности с необычной мелодикой, но при этом «застрять» на ритмических изысках диктанта 9-го или 10-го уровня.

Цель сайта — способствовать гармоничному развитию музыкального слуха. Материалы регулярно пополняются, акцент сделан на музыкальных примерах - то есть не специально написанных диктантах (при всем уважении к их авторам и их вкладу в методику преподавания сольфеджио), а образцах из музыки. Безусловно, это серьезное методическое усложнение: подобрать фрагмент из «живого» произведения так, чтобы он соответствовал всем нормам программы по сложности одновременно (мелодия, гармония, ритм, полифония и так далее), практически невозможно. Проще воспитывать слух на специально написанных диктантах. Но с другой стороны, сольфеджио воспитывает не просто слух , но музыкальный слух, и с этой стороны использование исключительно инструктивного материала довольно вредно.

Сольфеджийный диктант — это то, что слушается едва ли не самым внимательным образом, ведь музыкант должен разобраться в нем досконально, чтобы его написать. А разбираться настолько подробно стоит только в хорошей музыке. Безусловно, для контроля освоения материала стоит привлекать и инструктивные примеры, но все же это лишь вспомогательный материал не от хорошей жизни: что-то вроде стандартного теста, который косвенным образом помогает оценить развитие слуха одного человека относительно другого.

Непременным условием прослушивания диктанта является улавливание сильных долей в диктанте и дирижирование в размере диктанта. Дирижирование способствует запоминанию диктанта.

Порядок записи диктанта у всех свой, это зависит от ваших личных навыков - от того, как Вы привыкли его записывать. Это может быть первоначально записывание первых нот в каждом такте - сильных долей, либо записывание начал и концов фраз, или записывание всего первого такта.

Очень много зависит от развития вашего музыкального слуха (от того, как Вы его развили) и от Вашей памяти.

Как развить музыкальный слух?

Очень просто. Научиться мысленно представлять звучание музыки и обладать при этом хотя бы чувством лада (помнить звучание тоники, уметь допевать ступени до тоники, различать устойчивость и неустойчивость ступеней).

Как добиться высокого уровня развития мелодического слуха?

Попробуйте представить звучание мелодии, которая вам нравится.

Самый хороший совет - подбирайте на фортепиано как можно больше понравившейся вам музыки, причем подбирайте не только мелодию, но и аккомпанемент, по возможности записывайте нотами.

Услышав новую мелодию, старайтесь слышать ее нотами в любой удобной для вас тональности, проверяйте себя, проигрывая ее на фортепиано.

Самое главное - научиться мысленно представлять звучащую музыку. Для этого учите как можно больше мелодий наизусть, записывайте их не только в оригинальной тональности, но и в других.

Слушайте музыкальные произведения, смотря в нотный текст.

Пытайтесь писать диктанты дома, записав их предварительно на магнитофон или другое записывающее устройство.

Со временем, примерно года через три, в вашем музыкальном багаже накопится солидный запас музыкальных впечатлений, и вы сможете записывать диктанты.

Ни один преподаватель не научит вас писать диктанты, если вы сами не разовьете свой слух.

Как добиться высокого уровня развития гармонического слуха?

Подбирайте на фортепиано как можно больше музыки.

Решайте гармонические задачи следующим способом. Сыграйте несколько раз мелодию задачи, проверьте, знаете ли ее наизусть, спойте ее. Попробуйте представить, как звучит мелодия, если бы вы играли ее на фортепиано, как она звучит, если бы вы ее пели.

Не получилось? Ничего страшного. Вы же делаете это в первый раз. Сыграйте или спойте мелодию столько раз, сколько нужно, чтобы вы "заболели" этой мелодией, чтобы она прочно "засела " в вашей голове. Решайте задачу так, как если бы вы подбирали аккомпанемент. Постарайтесь мыслить (слышать) функциями аккордов (тоника, доминанта, субдоминанта), а также представлять и звучание конкретных нот аккорда. Естественно, для записи решения задачи вы будете пользоваться гармоническими правилами, такими как определение формы задачи, определение и расстановка цезур, каденций, правильное удвоение тонов в аккордах, соединение аккордов, логика гармонического развития в ладу, будете следить за красотой и логичностью линии баса, проверять пары голосов на наличие параллельных квинт и октав, а также следить за множеством других нюансов, связанных с темой задачи.

Самым последним и самым важным действием в решении задачи должно быть ее проигрывание на фортепиано в правильном ритме и в подходящем для жанра задачи темпе - здесь вы услышите, хорошо ли звучит решенная таким образом задача, не нужны ли другие варианты ее гармонизации. При этом велика вероятность ошибок в игре, значит, вы так и не определите, все ли звучит хорошо. Поэтому мой вам совет - решайте задачу в музыкальном редакторе. Нажав кнопку "проигрывание", вы услышите все сильные и слабые стороны вашей задачи.

Вот советы, как научиться представлять звучание всей задачи.

1) Научитесь представлять мелодию задачи (об этом уже говорилось)

2)Научитесь представлять линию баса

3)Пропойте или сыграйте каждый аккорд вашей задачи снизу вверх

4)Cыграйте первый аккорд задачи снизу вверх очень быстро, как бы арпеджиато, опору делайте на бас и мелодию

5)Представляйте этот аккорд мысленно так же быстро

6)Сыграйте все звуки аккорда одновременно

7)Представьте мысленно его звучание. Получилось?

8)Сделайте те же упражнения со вторым аккордом

9)Сыграйте оба аккорда снизу вверх один за другим сначала медленно, мысленно представьте, сыграйте арпеджиато, мысленно представьте, сыграйте оба аккорда с одновременным звучанием звуков каждого, мысленно представьте.

Если у вас все получилось, мои поздравления, но вы должны научиться представлять звучание всей задачи.

10)Играйте и представляйте первые 4-5 аккордов задачи медленно, арпеджиато и, наконец, в гармоническом звучании (4-хзвучными аккордами).

11)Разбейте всю задачу на несколько отрывков по 4-5 аккордов в каждом. Научитесь играть и представлять любой из отрывков.

12)Проверьте, как вы знаете звучание отрывков, попытавшись представить их звучание не по порядку.

13)Сыграйте всю задачу от начала и до конца. Попробуйте представить ее звучание.

14)Не оставляйте попыток до тех пор, пока вы не будете знать в ней всех нот и пока не сможете ясно представить звучание задачи.

Первое время вы будете тратить на подобные упражнения примерно полтора-два часа, однако оно того стоит. Ваш музыкальный слух будет заметно отличаться от слуха ваших одногруппников остротой и тонкостью.

15)Если вы ездите в транспорте или у вас есть любое незанятое время, вы можете вспоминать звучание задачи или любого музыкального произведения, которое вы выучили, каждый день. В этом случае ваш слух всегда будет активным и способным к сочинению музыки или к написанию музыкального диктанта.

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки , так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Как писать музыкальные диктанты?

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант учитель обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Первое проигрывание музыкального диктанта.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть :

  • ключевые знаки,
  • размер,
  • размечены все такты,
  • написана первая и последняя нота.

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Диктант по сольфеджио – проигрывание второе

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы , какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, учитель, сколь тактов-то и какой размер?». Если учитель и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио – третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную . Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!



Похожие статьи
 
Категории