Народность в войне и мире. Сочинение на тему Образ простого народа в романе «Война и мир

06.03.2019

Народ в романе «Война и мир»

Считается, что войны выигрывают и проигрывают полководцы и императоры, но в любой войне полководец без войска – это все равно, что иголка без нитки. Ведь именно солдаты, офицеры, генералы – люди, служащие в армии и принимающие участие в сражениях и битвах, становятся той самой ниткой, при помощи которой вышивается история. Если попытаться шить только одной иглой – ткань проколется, возможно, даже останутся следы, но результата работы не будет. Так и полководец без своих полков – просто одинокая иголка, которая легко теряется в стогах, образуемых временем, если за ним нет нитки его войск. Воюют не государи, воюет народ. Государи и полководцы только иголки. Толстой показывает, что тема народа в романе «Война и мир» – это главная тема всего произведения. Народ России – это люди разных сословий, и высший свет и те, кто составляет средний класс, и простые люди. Все они любят свою Родину и готовы отдать за нее жизнь.

Образ народа в романе

Две основные сюжетные линии романа раскрывают перед читателями то, как формируются характеры и складываются судьбы двух семей – Ростовых и Болконских. На этих примерах Толстой показывает, как развивалась интеллигенция в России, некоторые ее представители пришли к событиям декабря 1825 года, когда произошло восстание декабристов.

Русский народ в «Войне и мире» представлен разными персонажами. Толстой словно собрал черты, присущие простым людям, и создал несколько собирательных образов, воплотив их в конкретных персонажей.

В Платоне Каратаеве, встреченном Пьером в плену, воплотились характерные черты крепостных крестьян. Добрый, спокойный, работящий Платон, рассуждающий о жизни, но не задумывающийся о ней: «Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет…». В романе Платон – воплощение части русского народа того времени, мудрого, покорного судьбе и царю, любящего свою Родину, но шедшего воевать за нее только потому, что поймали и «отдали в солдаты». Его естественная доброта и мудрость возрождают «барина» Пьера, который все время ищет смысл жизни и никак не может найти и постичь его.

Но в то же время «Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад». Все эти поиски и метания чужды и непонятны Каратаеву, он умеет принимать жизнь такой, какая она есть в это самое мгновенье, и смерть он принимает смиренно и без ропота.

Купец Ферапонтов, знакомый Алпатыча, типичный представитель купечества, с одной стороны скупой и хитрый, но, в то же время сжигающий свое добро, чтобы оно не досталось неприятелю. И верить, что Смоленск сдадут, он не хочет, и жену даже свою колотит за ее просьбы уехать из города.

И в том, что Ферапонтов и другие купцы сами поджигают свои лавки и дома, есть проявление патриотизма и любви к России, и уже понятно становится – Наполеон не сможет победить народ, готовый на все ради спасения своей Родины.

Собирательный образ народа в романе «Война и мир» создается многими персонажами. Это и партизаны вроде Тихона Щербатого, которые воевали с французами по-своему, и, словно играючи, уничтожали небольшие отряды. Это и странники, смиренные и религиозные, такие как Пелагеюшка, ходившая по святым местам. Мужики-ополченцы, одетые в простые белые рубахи, «чтобы приготовиться к смерти», «с громким говором и хохотом» роющие траншеи на Бородинском поле перед сражением.

В тяжелые времена, когда над страной нависла опасность быть завоеванной Наполеоном на передний план у всех этих людей вышла одна главная цель – спасение России. Перед ней оказались мелочными и неважными все остальные дела. В такие моменты люди с потрясающей четкостью проявляют свое истинное лицо, и в «Войне и мире» Толстой показывает разницу между простым народом, готовым умирать за свою страну и другими людьми, карьеристами и приспособленцами.

Особенно хорошо это проявляется в описании подготовки к битве на Бородинском поле. Простой солдат со словами: «Всем народом навалиться хотят…», некоторые офицеры, для которых главное то, что «за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди», солдаты, молящиеся перед иконой Смоленской Божией матери, Долохов, просящий прощения у Пьера – все это мазки общей картины, вставшей перед Пьером после разговора с Болконским. «Он понял ту скрытую … теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти» – так описывает Толстой общее состояние людей перед Бородинским сражением.

Но автор вовсе не идеализирует русский народ, в эпизоде, где богучаровские мужики, стремясь сохранить нажитое добро, не выпускают княжну Марью из Богучарова, он явственно показывает подлость и низость этих людей. В описании этой сцены Толстой показывает поведение крестьян, как чуждое русскому патриотизму.

Заключение

В сочинении на тему «Русский народ в романе «Война и мир» мне хотелось показать отношение Льва Николаевича Толстова к русскому народу как к «целому и единому» организму. И закончить сочинение я хочу цитатой Толстова: «…причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, … характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений…»

Тест по произведению

Изображению простого народа автор «Войны и мира» уделяет много внимания. Крестьянство выступает перед нами в лице крепостных, барщинных и дворовых, и в лице солдат, сохраняющих свои крестьянские черты, и в лице партизан.
По мере изменения мировоззрения Толстого его интересуют разные стороны внешней и внутренней жизни крестьян, но рисует он их всегда необыкновенно правдиво и ярко. Изумительны посвоему мастерству массовые сцены с их многообразием поведения и взаимоотношений отдельных персонажей; поражают своей жизненной правдой речевые характеристики.
При описании похода 1805 года в Австрии выступают, как живые люди, русские крестьяне, одетые в солдатские шинели, но не утратившие своего особого крестьянского облика. Они идут сражаться, сами не зная точно за что, с кем и куда. В походелюди проявляют свою обычную выносливость, простоту, добродушие, жизнерадостность – признак большой физической и моральной силы. Совершая утомительный переход, они перебрасываются между собой отдельными фразами. По команде капитана песенники выбежали вперед, запели песню, а вслед за тем выбежал вперед солдат и пустился в пляс. Но вот солдаты показаны в бою, в действии, в тяжелом труде в годинусмертельной опасности, нависшей над Россией, и сразу чувствуется новая черта народного характера – стойкость и мужество.

Во время героического сражения под Шенграбеном оставшаяся без прикрытия «батарея продолжала стрелять и не была взята французами. В продолжение часа из сорока человек прислуги было убито семнадцать», но солдаты во главе со своим офицером продолжали мужественно бороться с превосходящими силаминеприятеля. На протяжении нескольких лет работы над «Войной и миром» интерес Толстого к крестьянству возрастает и характер его изображения несколько видоизменяется. Все ярче выступает тяжелое положение народа. В имениях Безухова и после его «реформ» «крестьяне продолжают давать работой и деньгами все то, что они дают у других, то есть все, что они могут даты.

Старый князь Болконский приказывает отдать всолдаты своего дворового за то, что он по ошибке подал кофе сначала дочери князя, а не француженке, пользовавшейся в данное время расположением старика. Подобные проявления барского произвола были не единичными
явлениями, как зто явствует из беседы Андрея Болконского с Пьером во время их поездки в Лысые Горы. Описывая охоту Ростовых, Толстой вводит новое, эпизодическое лицо – помещика Илагина,владельца замечательной охотничьей собаки, за которую «представительный учтивый барин» «год тому назад отдал соседу три семьи дворовых».
Недовольство крестьян проявляется в «Войне и мире» неоднократно. Недовольство крестьян своим положением, сознание несправедливости существующего строя подчеркивает и такой небольшой эпизод. Когда раненого князя Андрея принесли на перевязочный пункт и врач велелнемедленно нести его в палатку, «в толпе ожидавших раненых поднялся ропот.

“Видно. и на том свете господам одним жить. – проговорил один».

Близость французов пошатнула барскую власть. и мужики начинают открыто говорить о том. что у них давно наболело. Ненависть крестьян к помещикам была так велика. что и «последнее пребывание в Богучарове князя Андрея. с его нововведениями больницами. школами иоблегчением оброка. – не смягчило их нравов, а. напротив. усилило в них те черты характера. которые старый князь называл дикостью».

Не внушили им доверия и обещания княжны Марьи дать хлеб и заботиться на новых местах. куда она предлагала им переселиться.

Однако и дворяне не чувствуют себя спокойно. Смысл этого беспокойства ясно выражает Пьер. говоря в эпилоге Николаю Ростову. что нужно предупредитьвозможную пугачевщину. Но. несмотря на свое тяжелое положение. крестьяне не хотят отдать свою родину во власть захватчиков-французов и проявляют при этом безграничное мужество и стойкость. Мобилизованные мужики-
ополченцы перед Бородинским сражением надели чистые рубахи: они приготовились к смерти. но не к отступлению.
Выражением этой простой и искренней. чуждой...

1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества “Война и мир”. Автор отмечал, что в “Войне и мире” он “любил мысль народную”, поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту “мысль народную” Л. Толстой раскрывает, изображая события Отечественной войны 1812 года. Не случайно Л. Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России. Историк и художник-реалист Л. Толстой показал, что Отечественная война 1812 года была войной справедливой. Обороняясь, россияне подняли “дубинку народной войны, которая наказывала французов к тому времени, пока нашествие не будет прекращено”. Война коренным образом изменила жизнь всего русского народа.

Автор вводит в роман множество образов мужиков, Солдатов, чьи раздумья, соображения в совокупности составляют народное мироощущение. Непреодолимая сила русского народа в полной мере ощущается в героизме и патриотизме жителей Москвы, вынужденных бросить родной город, свое сокровище, но не покоренных в душе; крестьяне отказываются продавать врагам продукты питания и сено, создают партизанские отряды. Настоящих героев, стойких и твердых в выполнении своей военной обязанности, показал Л. Толстой в образах Тушина и Тимохина. Более выразительно тема народной стихии раскрывается в изображении партизанской войны. Толстой создает яркий образ партизана Тихона Щербатова, который самовольно присоединился к отряду Денисова и был “самым полезным человеком в отряде”. Платон Каратаев – обобщенный образ русского крестьянина. В романе он появляется на тех страницах, где изображено пребывание Пьера в плену. Встреча с Каратаевым много что изменяет в отношении

Пьера к жизни. Глубокая народная мудрость будто сконцентрирована в образе Платона. Это мудрость спокойная, здравомыслящая, без ухищрений и жестокости. От нее Пьер изменяется, начинает по-новому ощущать жизнь, обновляется душой.

Ненависть к врагу в одинаковой мере ощущали представители всех слоев русского общества, и патриотизм и близость к народу наиболее присущие любимым героям Толстого – Пьеру Безухову, Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. Простая русская женщина Василиса, и купец Феропонтов, и семья графа Ростова ощущают единство в желании помочь стране. Духовная сила, которую проявил русский народ в Отечественной войне 1812 года, это та самая сила, которая поддерживала деятельность Кутузова как талантливого русского и полководца. Он был избран главнокомандующим “против воли государя и согласно. с волей народа”. Именно поэтому, считает Толстой, Кутузов смог выполнить свою большую историческую миссию, так как каждый человек чего-то стоит не сам по себе, а лишь тогда, когда он – часть своего народа. Благодаря единению, высокому патриотичному подъему и моральной силе русский народ одержал победу в войне.

“Мысль народная” – главная идея романа “Война и мир”. Толстой знал, что простая жизнь людей, с его “личными” судьбами, перипетиями, радостью составляют судьбу и историю страны. “Я старался писать историю народа”, – говорил Толстой, народа в широком понимании этого слова. Поэтому “мысль народная” играет для автора огромную роль, утверждает место народа как решающей силы в истории.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Сам Толстой представляет это понятие так: “Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века...
  2. Образ Пьера Безухова является одним из самых необыкновенных образов романа “Война и мир”. Он стал одним из любимых героев автора...

В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением " Война и мир ". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в " Войне и мире " он " любил мысль народную ". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества. С. П. Бычков писал: " По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы ".

Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя, ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности. В своих философско - исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из " бесчисленного количества людских произволов ", то есть усилий каждого человека. Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость, отменить которую никто не может. По мнению Толстого, историю делают массы, и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Толстой отказывается признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было " идею ", а также желания или власть отдельных, пусть даже и " великих " исторических деятелей. " Есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами, - пишет Толстой. - Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утверждённости Земли ". Перед историками Толстой ставит задачу " вместо отыскания причин... отыскание законов ". Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов, которые определяют " стихийно - роевую " жизнь народа. Согласно его взгляду, участник исторического события не может знать ни смысла и значения, ни - тем более - результата совершаемых действий. В силу этого никто не может разумно руководить историческими событиями, а должен подчиняться стихийному, неразумному ходу их, как подчинялись древние фатуму. Однако внутренний, объективный смысл изображённого в " Войне и мире " вплотную подводил к осознанию этих закономерностей. Кроме того, в объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к определению действительных сил, руководивших событиями. Так, исход войны 1812 года был определён, с его точки зрения, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а " дубиной народной войны ", действовавшей с " простотой " и " целесообразностью ".

Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы творят историю, двигают общество вперёд, создают всё ценное в материальной и в духовной жизни, совершают всё великое и героическое. И эту мысль - " мысль народную " - Толстой доказывает на примере войны 1812 года. Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил " красоту ужаса " в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель - пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная. Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убеждён, что французов не пустят в Москву, " не должны ", но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что " решилась Расея! ". А если уж Россия гибнет, то нечего спасать своё добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось " дьяволам ". Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества " делом народным ", всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны. " Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят ", - вот и всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл " неясных " и тоже слишком кратких слов солдат: " Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят ". Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину. В романе " Война и мир " Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России, справедливую войну. Д. С. Лихачёв писал: " Историческая сторона романа в её нравственно - победной части вся оканчивается в России, и ни одно событие в конце романа не переходит за пределы Русской земли. Нет в " Войне и мире " ни Лейпцигской битвы народов, ни взятия Парижа. Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова. Дальше этот народный герой " не нужен ". Толстой в фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию оборонительной войны... Вторгающийся враг, захватчик не может быть добр и скромен. Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые, Биргере, Торкале Кнутсоне, Магнусе, Мамае, Тохтамыше, Тамерлане, Эдигее, Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле: он, естественно, в силу одного только этого своего деяния, будет горд, самоуверен, надменен, будет поизносить громкие и пустые фразы. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием - его вторжением. Напротив, защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением в поход, ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте. Правда, этическая правда на его стороне, и этим определён его образ ".

По Толстому, бесполезно противиться естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов " не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему ". В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость. Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского: " Он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что - то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое ". Кутузов знал, что " решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти ". Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис " Рыцари Лебедя ". Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчёркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне " дедушки " Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши. С. П. Бычков писал: " Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату. Вопреки лживой легенде, созданной официозной историографией об Александре I - спасителе отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне, Толстой восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны. Кутузов был связан с народом тесными духовными узами, и в этом заключалась его сила как полководца. " Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нём этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны ".

Народ в эпопее. “Я стремился написать историю народа”, – отмечал о “Войне и мире” Толстой. Но его иногда упрекали в том, что в таком масштабном произведении писатель мало уделил внимания народу, не отразил всех ужасов крепостного права. Подсчитано, что только 8 процентов текста составляют эпизоды с участием простого люда. Но при этом в эпопее только массовых сцен более сотни, свыше двух сотен поименно названных персонажей из народа. Писатель не отождествлял народ только с крестьянством. В романе слово “народ” используется в значении, более близком понятию “нация”, в центре которой находится два сословия – крестьянство (представители простого народа) и дворянство, но автор их не противопоставляет друг другу: у лучших представителей дворянства внутренний мир чрезвычайно сложный, а крестьянское взгляд на окружающий их мир гармоничен в своей простоте. Любимые автором герои-дворяне приходят в результате своих духовных исканий к соединению с народом, принятию его способа жизни и моральных ценностей.
Народная мысль”, которую, по собственному замечанию, больше всего любил в романе Толстой, раскрывается в “Войне и мире” в двух аспектах: философском и нравственном. С позиции толстовской философии народ является движущей силой истории. Именно потому, что защищать свою страну стал весь народ, русские и одержали победу в Отечественной войне 1812 года. Наполеон не мог выиграть эту войну даже теоретически, так как сражался не с армией, а целым народом. В морально-этическом плане народ является, носи носителем лучших человеческих качеств, поэтому с народных позиций оцениваются абсолютно все события в романе. Оба эти аспекта неразрывно взаимосвязаны и дают автору критерий для оценки своих героев – близость народу, его судьбе и истории делит героев романа на две группы.
Толстой поэтизирует в романе народ как духовное единство людей, основанное на вековых традициях. Ему он противопоставляет толпу – агрессивных, эгоистичных людей. Толпу возглавляет Растопчин, в толпу превращается бегущая из России армия Наполеона. Эти персонажи не могут называться героями. Истинным героем является Кутузов – носитель “народного чувства” в эпопее.
Сквозь призму народного мировосприятия в романе дается оценка светской жизни. Наташа Ростова не могла оценить оперу, на которой познакомилась с Анатолем. Девушка видела и в декорациях, и в сюжете, и в игре актеров надуманность, фальшь, “ей становилось то смешно за актеров, то совестно за них”.
Народ у Толстого – это и армия, и партизаны, и смоленский купец Ферапонтов, который готов поджечь свой дом, чтобы добро не досталось врагам. Это и мужики, которые не хотели продавать сено французам даже за хорошие деньги и жгли его. Это и москвичи, покидавшие свои дома, потому что нельзя было оставаться под властью врагов. Это и Марья Болконская, которая после смерти отца пришла в ужас, от предложения своей компаньонки Бурьен остаться в Богучарове и просить покровительства у французского генерала. Это и Ростовы, бросающие свои пожитки, чтобы найти место для раненых. В толстовском понимании народную душу отражали и Василий Денисов, и Кутузов, и Ростовы, и Болконские, и сам автор. Им свойственны сострадание и патриотизм – лучшие черты народного характера, которые наиболее ярко проявились в Отечественной войне.
И все-таки писатель не дегазирует народ. Он рассказывает о казаках вернувшихся москвичах и мужиках из соседних деревень, которые возвратились в столицу, чтобы грабить, “продолжали то, что делали французы”. Толстой вводит в роман повествование о бунте богучаровских крестьян как о некой стихийной силе, неожиданно прорвавшейся и трудно объяснимой, не управляемой разумными способами. Богучаровцы отказались дать подводы княжне Марье, не приняли помещичий хлеб, который Княжна Марья разрешила им раздать. Но они сделали это, поверив фальшивым французским листовкам о том, что Наполеон дарует им свободу и землю (чего тот не собирался делать). Автор обращает внимание на то, что такой бессмысленный бунт мог произойти только в этом имении Болконских, поскольку жизнь в Богучарове и в мирное время очень отличалась от лысогорской. Здесь было мало грамотных, селение было фактически изолировано от окружающего мира. Поэтому крестьянский бунт был вполне закономерен, но крайне несвоевременен. Богучаровцы выпадают из общего единения, они готовы предать своих господ и родину, подчинившись французскому императору. Этот стихийный бунт невозможно было разрешить с помощью разумных действий, как это пыталась сделать княжна Марья, но зато неразумная животная злоба Ростова смогла отрезвить толпу крестьян.
Воплощением русского народного характера принято считать образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Этих героев объединяет не только крестьянское происхождение. Они оказались на войне. Но Платон пошел в армию по набору, а Тихон присоединился к “партии” Денисова по своей воле. Они оба притягивают к себе людей: Тихон – шутками, Платон – рассказами. Оба умеют приспосабливаться к ситуации, могут быть названы народными умельцами. Но каждый из них представляет свой вариант русского национального характера: Тихон – его активное начало, а Платон – пассивное миросозерцание, близкое к христианскому милосердию.
Теги: Тема народная в романе Толстого “Война и мир”, Мысль народная в произведении “Война и мир”, образ народа в “Войне и мире”

(No Ratings Yet)

  1. Реализм Толстого в изображении войны 1812 года в романе “Война и мир” I. “Героем моей повести была правда”. Толстой о своем взгляде на войну в “Севастопольских рассказах”, ставшем определяющим в...
  2. Эпопея “Война и мир” – величайшее произведение русской и мировой литературы. Л. Н. Толстой нарисовал в ней широкую картину жизни русского общества в период с 1805 по 1820 год. В...
  3. ОБРАЗ КУТУЗОВА И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОМАНЕ Л. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Едва ли кто-нибудь сомневается в том, что образ Кутузова в романе “Война и мир” находится в непосредственной связи...
  4. Капитан Тимохин внешне неуклюж, похож на школьника, которому велят пересказать не выученный им урок. Он вполне оправдывает оценку Кутузова: “Еще измайловский офицер… Храбрый товарищ!”. Когда застигнутые врасплох войска побежали, он...
  5. Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе...
  6. Как А. С. Пушкин показал нам в своем романе “Евгений Онегин” свой любимый женский образ, так и Л. Н. Толстой нарисовал образ женщины, близкой и дорогой его сердцу. Если у...
  7. В романе-эпопее “Война и мир” Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним...
  8. Молодого Пьера Безухова Л, Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех...
  9. Историческая личность – суть ярлык, который история вешает на то или иное событие. Л. Н. Толстой “Война и мир” – исторический роман, в котором автором охвачены все стороны общественной жизни...
  10. После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и...
  11. Своеобразие композиции. Важнейшая особенность романа-эпопеи – сложная многоуровневая композиция. Каждая часть и каждый том, наконец, все произведение имеют свою кульминацию и развязку. В эпопее несколько сюжетных линий, которые тесно переплетаются....
  12. Работая над произведением, Толстой увидел, что официальные сведения об интересовавших его событиях резко отличаются от информации, почерпнутой из частной переписки, мемуаров и др. Так писатель приходит к созданию собственной демократической...
  13. Трудно по-настоящему понять невероятную детализацию и описанные события Львом Николаевичем Толстым >>> , фактически не прочитав некоторые из его работ. Лев Толстой был уникальным человеком со своей точкой зрения на...
  14. “Война и мир” была написана в 60-е годы XIX века. Правительство Александра I отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и...
  15. Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог? А. С. Пушкин Долгие годы среди многих исследователей романа прочно держалось мнение, что по...
  16. Главная тема романа “Война и мир” – изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих...
  17. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой, справедливо полемизируя с учеными, создавшими культ великой личности, исторического героя, по...
  18. “Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал...
  19. КЛАССИКА Л. Н. ТОЛСТОЙ МОСКВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Москва для Толстого – не просто город, в котором он часто бывал и подолгу жил. Москва стала...
  20. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” является, по мнению большинства известных писателей и критиков, величайшим романом в истории человечества. “Война и мир” – это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и...
  21. ТЕМА ПАТРИОТИЗМА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Л. Н. Толстому, по мнению А. П. Чехова, принадлежит первое место среди деятелей русского искусства. Гениальный автор “Войны и мира”...
  22. Лев Николаевич Толстой – писатель и общественный деятель, автор гениального романа “Война и мир”, написанного во время национального прозрения и объединения крестьян с дворянством ради борьбы с чужаками. Читая роман...
  23. КАРТИНЫ ВОЙНЫ 1812 ГОДА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” В центре романа “Война и мир” находится Отечественная война 1812 года, которая всколыхнула весь русский народ и показала...
  24. Само название романа Толстого “Война и мир” говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели....
  25. “НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ” (противопоставление Кутузова и Наполеона в романе-эпопее “Война и мир”) В основе построения сюжета романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” лежит...
  26. Богата и разнообразна галерея дворянских типов в романе “Война и мир”. “Свет” и общество изображены Толстым щедрыми красками. Высший свет выступает в романе как сила, правящая страной. Если народ живет...
  27. В романе “Война и мир” Л, Н, Толстой предстает перед читателем не только как гениальный писатель, но и как философ и историк. Писатель создает собственную философию истории. Изложению взглядов писателя...
  28. “Войну и мир” не рас сравнивали с картиной, фреской или мозаикой. И это не просто метафоры. Роман Толстого напоминает монументальное полотно, которое создавалось небольшими мазками. Их роль в произведении выполняют...
Образ народа в романе Война и мир

Похожие статьи
 
Категории