Нидерланды. Культура и традиции голландии

30.04.2019

Первое, что у туристов ассоциируется с Нидерландами – легальная продажа легких наркотиков в кофешопах. Амстердам представляется городом, лишенным от предрассудков, городом вольных людей и свободомыслия. Здесь легализованы аборты, проституция, эвтаназия, однополые браки. Вместе с тем Голландию можно назвать страной контрастов и парадоксов, к примеру, за ношение изделий из меха в этой стране зоозащитники могут облить краской на улице – и это тоже является следствием свобод, предоставляемых жителям государством.

Нидерланды – удивительная страна, в которой ее столица радикально отличается от большинства остальных городов. Номинально властью здесь обладает монарх, но фактически страной управляет парламент. В Голландии очень низкий уровень преступности, это одна из самых безопасных стран в Европе. Здесь либерально относятся к людям всех рас и цвета кожи, это же правило распространяется на туристов. Национальными чертами голландцев являются вежливость, пунктуальность и бережливость, и приезжим будет довольно комфортно чувствовать себя среди приветливых и спокойных хозяев страны.

Существует несколько традиций, которые нужно знать всем, кто приезжает в Нидерланды. В ресторанах здесь не принято танцевать – для этого лучше отправиться на дискотеку. Нидерландцы не жмут друг другу руки при встрече и практически никогда не делают комплиментов, скупость этого народа проявляется и в этом. Вместе с тем, они очень терпимы к чужому мнению, никогда не лезут в спор и отвечают даже на хамство вежливостью и улыбкой. Они никогда не выпячивают свое богатство напоказ, туристам также не стоит этого делать. В этой стране такие жесты считаются дурным тоном, таким же, как непунктуальность – этого нидерландцы просто не переносят. Копирайт www.сайт

В Голландии свое отношение к процессу принятия пищи. К примеру, в их культуре есть правило «на одну чашку – одно печенье», и они до сих пор неукоснительно его соблюдают. Они не употребляют в пищу «вчерашнюю» еду, поэтому готовят обычно ровно столько, сколько смогут съесть. Вместе с тем, голландцы очень любят праздники – они с удовольствием отмечают торжества королевской семьи, национальные праздники, дни рождения. Человек другой культуры, попав на голландский день рождения, будет очень удивлен – на празднике принято поздравлять не только именинника, но и всех присутствующих.


Еще одна интересная традиция, которая будет любопытна туристам – охота за старыми вещами. Примерно раз в месяц жители выбрасывают на улице крупные предметы – старую мебель, бытовую технику, элементы интерьера, стройматериалы, что угодно, все, что им больше не нужно. Практически все вещи при этом находятся в отличном состоянии. Такие свалки становятся популярными местами, своего рода бесплатными блошиными рынками, где любой голландец может подобрать нужную вещь. Прагматичные, бережливые голландцы не считают это чем-то зазорным, напротив, они с удовольствием пользуются возможностью сэкономить или обрести оригинальную вещь для своего дома.

Музей как пространство игры: интервью
с куратором Жан-Юбером Мартеном

Все статьи автора

— директор отдела культуры Posta-Magazine


О музее XXI века, транcкультурных выставках и трудностях сохранения современного искусства в интервью Posta-Magazine рассказал Жан-Юбер Мартен, один из самых известных и авторитетных международных кураторов.


В 2021 году, за несколько месяцев до закрытия главного здания ГМИИ им. А. С. Пушкина на реконструкцию, в пустующих залах музея развернется курируемая Жан-Юбером Мартеном выставка «Древние украли все наши идеи».

Основу выставки, состоящей из тридцати тематических глав, составит коллекция Пушкинского музея, которую дополнят многочисленные произведения из других российских и зарубежных собраний. Жан-Юбер Мартен известен громкими проектами, расширяющими границы искусства, в которых он объединяет разные культуры, смешивает эпохи, признанные шедевры и работы, на которые традиционная история искусств смотрит свысока. Такова будет и готовящаяся выставка в Москве: сложносочиненное, многослойное повествование, каждую главу которого откроет знаковое для Пушкинского музея произведение, представленное в неожиданном контексте из ряда работ отечественных и зарубежных художников, а также анонимных мастеров древних цивилизаций. Одним словом, это будет время открытий, столь любимых самим Мартеном.

Бывший директор парижского Центра Помпиду, Кунстхалле в Берне и других крупных музеев, Жан-Юбер Мартен впервые показал европейской публике искусство Ильи Кабакова, курировал первую парижскую выставку Казимира Малевича, открыл имена уже ставших прижизненными классиками Кристиана Болтански, Аннет Мессаже, Даниеля Бюрена и других. С Россией его связывает давняя дружба: он выступал сокуратором легендарных перекрестных выставок «Париж — Москва» (1979) и «Москва — Париж» (1981), а также III Московской биеннале современного искусства в 2009 году.

Мы встретились с Жан-Юбером Мартеном в Пушкинском музее на ежегодной международной конференции «Випперовские чтения», посвященной развитию музеев в современном мире и программе «Пушкинский XXI», которая призвана знакомить зрителя с актуальным искусством наших дней и одновременно интегрировать его в классическое наследие.

: В вашей лекции на «Випперовских чтениях» вы говорили о необходимости адаптации музеев к современным реалиям, в частности к цифровой культуре. Какая модель общения со зрителем, на ваш взгляд, наиболее перспективна?

: Я не говорю о том, что все музеи должны измениться, но в некоторых случаях необходимо уходить от хронологического принципа подачи информации. Если зритель не профессиональный искусствовед и не обладает узкоспециальными знаниями по теме, он не может соотнести то, что видит на выставке, с историческим контекстом.

Для меня важно, что говорят и как выглядят сами произведения искусства, и это считывается без дополнительных подсказок в виде экспликаций даже неподготовленным зрителем. Мне интересно находить параллели в искусстве разных эпох и культур. Я считаю, что произведение искусства только выигрывает, если мы представляем его не сухим академическим языком, а в игровой форме, лишая его в некотором смысле нимба сакральности, который нередко мешает непредвзятому, непосредственному восприятию.

Вы также говорили о том, что хотите, чтобы зрители воспринимали выставки как развлечение, приятное времяпрепровождение, как, например, музыкальный концерт, но при этом, разумеется, интеллектуальное. Сохраняется ли сегодня восприятие музеев широкой публикой как заведений «высокой», а потому сложной для восприятия культуры, по вашему мнению?

Думаю, да. Что, в общем, не так уж неправильно. Но нам необходим баланс: с одной стороны, мы должны объяснить ценность великого произведения искусства, но, с другой, ничто не мешает нам предстать с менее «ценными» работами или объектами массовой культуры. Это разрушает сложившуюся иерархию «высокого» и «низкого», позволяет посмотреть на искусство свежим взглядом, открыть неожиданные аналогии.

В Великобритании и ряде других стран музеи сегодня рассматриваются не только как хранители культурного наследия, но и агенты позитивных социальных изменений. Каким потенциалом обладают музеи в этом качестве, по-вашему?

Социальный аспект крайне важен. В музее встречаются люди из разных социальных слоев. Даже если они не общаются друг с другом на выставке, их объединяет сам факт того, что они находятся в одном пространстве, куда их привела общая потребность: понять мир через искусство. Возвращаясь к тому, что я говорил ранее о развлечении: думаю, что, обращаясь к эмоциям зрителей, позволяя им получать удовольствие от искусства, куратор пробуждает их любопытство, мотивирует узнать больше о художнике, эпохе и т. д.

Каким образом музеи интегрированы в арт-рынок?

Музеи связаны с арт-рынком в том смысле, что время от времени они покупают произведения искусства для своих фондов, а также могут сотрудничать с коммерческими галереями, которые предоставляют работы для того или иного выставочного проекта. В остальном музейная и коммерческая сферы у нас во Франции строго разделены. Так, согласно профессиональной этике, куратор не может работать в музее и при этом быть вовлеченным в арт-рынок.

В чем особенности руководства музея классического и современного искусства?

Это совершенно разные вещи. Музей современного искусства имеет дело не только с работами, но часто и с самими художниками, с которыми необходимо выстраивать диалог. А, скажем, в музее древностей вы работаете исключительно с произведениями прошлого, которые интерпретируете. У меня часто возникает чувство, что, если бы в офис куратора явился Рембрандт или Хогарт, то он бы их выгнал, потому что его взгляды на искусство Рембрандта и Хогарта не совпали бы с тем, что он мог бы услышать от самих авторов. (Смеется.)

И собственно музеефикация современного искусства сопряжена с определенными сложностями...

Одна из проблем музеев современного искусства в том, что многие работы — инсталляции — занимают много места и, более того, нередко хрупки и быстро разрушаются. Если живопись и скульптуру не так сложно перемещать из хранилища в музейный зал и обратно, то с современным искусством дело обстоит иначе: зачастую оно требует специфических технических навыков для монтажа и демонтажа — умения обращаться с камерами, видеопроекторами, световым оборудованием и т. п.

Технологии развиваются так быстро — как, например, быть с устареванием видеоформатов?

На этот счет существуют две противоположных точки зрения. Одни считают, что, скажем, в инсталляции Нам Джун Пайка (американо-корейский художник, пионер видеоарта. — Прим. ред. ) 1950-х годов сегодня нужно использовать ту же модель телевизора, что была в оригинале. Другие, зачастую сами художники, гораздо легче к этому относятся, разрешают такие технические замены, если это не нарушает художественного замысла. Так, музеям очень дорого обходится хранение кассет VHS, которые требуют не только определенных условий, но и реставрации пленки. Появились даже специальные компании, которые восстанавливают VHS и переводят их в цифровой формат.

Общий принцип вашей кураторской практики можно определить как преодоление временных и пространственных границ и общепринятых концептов. Насколько этот подход сегодня получил распространение?

Одна из самых выраженных тенденций сегодня — концепция трансисторических и транскультурных выставок. Во французском языке мы обозначаем ее термином décloisonnement, что означает «устранение границ, преград». Она имеет своих сторонников и противников и сейчас является предметом обсуждений и споров. В конце 1960-х, когда я был студентом, нас учили, что на одной выставке нельзя представлять предметы из разных исторических и географических контекстов, если у них нет никаких точек пересечения. Но этот академический подход постепенно теряет позиции с развитием глобализации. Сегодня мы значительно свободнее. И художники, и зрители иначе воспринимают мир, способны сравнивать и проводить аналогии. Поэтому в одном выставочном пространстве могут появляться предметы из совершенно не связанных контекстов, но при этом объединенные по какому-то другому признаку: формы, цвета, материала. Это стимулирует воображение и новые идеи. Я убежден, что в интерпретации искусства мы не должны ограничиваться историческим аспектом. Что, собственно, только подчеркивает его поэтическую, вневременную сущность.

Мне кажется, это похоже на то, что происходит в современном театре, где зритель часто становится соавтором или непосредственным участником спектакля.

Да, эта тенденция наблюдается и в других видах искусства. В музыкальном концерте, например, Моцарт может соседствовать одновременно с The Beatles и Кейджем, и это интересно, потому что позволяет избавляться от ярлыков и сформированных представлений. Более того — такой подход привлекает в музеи молодую аудиторию, которая формируется современной эклектичной культурой.

Когда вы только начали практиковать ваш подход, приходилось сталкиваться с сопротивлением? Как вы его преодолевали?

Было непросто. (Смеется.) В 1978-м, когда я курировал первую в Париже выставку Малевича, я заметил любопытную вещь: критики и журналисты подходили ко мне, задавали вопросы так, как будто я был живым голосом Малевича. Мне это казалось таким странным. И я подумал: не хочу на всю оставшуюся жизнь остаться специалистом по Малевичу. Я очень любопытен. Для меня искусство — фантастическая область, неисчерпаемый источник открытий. Притом что я высоко ценю профессионалов в той или иной узкой области, самому мне гораздо интереснее история искусств во всем многообразии и сложности. Но в то же время мне доставляет удовольствие анализировать конкретные работы, открывая в них все новые значения и спрятанные смыслы. Отсюда и мой синтетический подход.

В какой стадии сейчас подготовка выставки в Пушкинском музее?

В довольно продвинутой, мы многое сделали, потому что изначально она планировалась на 2019 год, но в связи с проектом по реконструкции главного здания ее сдвинули на 2021 год. Я работаю над этой выставкой почти два года, у меня уже есть общая структура и список экспонатов. Конечно, некоторые детали в процессе изменятся, но принципиальная концепция готова.

Расскажите о своих недавних искусствоведческих открытиях — возможно, в процессе работы над выставкой в Пушкинском музее.

Пару недель назад я получил каталог выставки «Искусство смеха» в Музее Франса Халса, который с большим удовольствием прочел от корки до корки. Выставка посвящена комической живописи XVII столетия, золотого века голландского искусства, и является результатом многолетнего исследования. Картины с юмористическими сюжетами — довольно интересный культурный факт для тогдашнего протестантского общества. Долгое время считалось, что эта живопись, часто фривольного содержания, служила антипримером, показывая, как нельзя себя вести. Но, согласитесь, сложно представить себе отца семейства, повесившего у себя дома в столовой сцену с женщинами легкого поведения, который говорит своим детям, что они ни в коем случае не должны повторять ее в жизни. Конечно, были люди, которые строго придерживались религиозных норм, но были и другие, которые к морали относились менее серьезно и к тому же имели достаточно денег, чтобы заказывать художникам подобного рода картины.

Как сегодня меняется образование в области искусства?

Все зависит от страны. Я могу говорить, как обстоят дела во Франции. Начиная с 1960-1970-х годов, с появлением концептуального искусства, художественные школы развивались очень быстро. В некоторых случаях даже слишком быстро. В конце 1970-х был момент, когда в вузах совсем перестали преподавать рисунок и живопись, но сейчас мы к этому вновь возвращаемся. Надеюсь, что сегодня установился определенный баланс. У нас много художественных школ, и каждая специализируется на том или ином направлении, так что студенты могут выбирать, исходя из своих интересов и навыков, которые они хотят освоить.

Культура Нидерландов

Большинство населения Нидерландов живет в городах. Старые голландские города весьма своеобразны, но похожи друг на друга, и это сходство бросается в глаза прежде всего в жилых кварталах: дома здесь из темно-красного камня, а для оживления их архитектурного облика голландцы окрашивают рамы окон на фасаде и все деревянные детали белой масляной краской.

Движение на старых улочках в больших городах головокружительное, и, если бы жители не соблюдали пунктуально правила движения, было бы очень трудно перебраться с одной стороны улицы на другую. Поражает обилие велосипедистов, которые умудряются вклиниться в этот поток машин.

Одна из достопримечательностей современных нидерландских городов, вызывающая особый интерес туристов, - это башенные часы с боем и музыкой (как правило, народной). В Амстердаме, например, пять таких курантов, а по всей стране их насчитывается более семидесяти.

Как и в других странах, в большинстве промышленных городов выделяются кварталы зажиточных буржуа, застроенные красивыми особняками или комфортабельными многоэтажными домами, и рабочие районы, как, например, Йордан в Амстердаме с его узкими и кривыми улицами и старыми перенаселенными домами. Большая часть населения не имеет собственного жилья и вынуждена снимать его.

В Нидерландах остро ощущается нехватка квартир и велика их стоимость. В старых городских кварталах часть жилого фонда не отвечает современным требованиям.

Высокая квартирная плата, составляющая 2/4 бюджета средней семьи, и недостаток жилищ вынуждают трудящихся занимать небольшие жилые баржи - вон-боты - на каналах. Они характерны главным образом для Амстердама. Однако и для того, чтобы поселиться на такой барже, приходится ждать годами.

В то же время из-за высокой платы часть квартир в новых домах пустует.

Сельские поселения традиционного типа встречаются в Нидерландах в виде кучевых деревень, хуторов и рядовых деревень. Кучевые деревни относятся к числу наиболее древних поселений в стране. Они распространены главным образом в Северном Брабанте, Лимбурге и прилегающих к этим районам частях провинции Гелдерланд. Хуторской тип был издавна самым характерным для Фрисландии, Северной и Южной Голландии, Утрехта. В XVIII-XIX вв. он стал распространяться и в центральных районах Нидерландов в связи с обезземеливанием крестьянства и концентрацией земельных участков в руках крупных предпринимателей, сдающих их затем в аренду. Часто группа ферм тяготеет к поселку или небольшому городку, в котором находятся церкви, школы, административные и торговые учреждения.

Рядовые (или уличные) деревни встречаются почти во всех провинциях. Часто дома в поселениях такого типа располагаются по берегам судоходных каналов, на больших плотинах и т. п. Происхождение этих деревень различно: так, на вновь осваиваемых землях (польдерах) правительство раздавало участки по строго определенному плану.

Своеобразие сельским поселениям придают многочисленные ветряные мельницы, известные в Нидерландах со времен средневековья. Долгое время их использовали для обмолота зерна, откачивания воды из каналов в море. В последние годы ветряные мельницы заботливо сохраняют как неотъемлемую часть голландского пейзажа. Иногда в них устраивают рестораны и небольшие музеи.

Старые типы сельских построек почти совсем исчезли в Нидерландах, их можно увидеть в основном лишь в знаменитом этнографическом музее возле города Арнема. Здесь под открытым небом собраны со всех частей страны крестьянские дома и предметы народного быта. В так называемых фризских и нижненемецких типах домов жилые и хозяйственные помещения объединены под одной высокой двускатной или пирамидальной черепичной крышей. В экспозиции музея «разыгрываются» бытовые сценки, причем в роли актеров выступают великолепно выполненные большие заводные куклы; таким образом создается полная и как бы ожившая картина традиционного быта голландцев разных областей и провинций.

Своего рода музеем стал и остров Маркен. Дома местных рыбаков, выстроенные из бревен и обшитые досками (так, как их строили несколько веков назад), выглядят в наши дни живой иллюстрацией старинного деревянного зодчества.

В настоящее время и в городах, и в сельской местности преобладают кирпичные дома, окрашенные в красные и коричневые тона с белыми рамами и наличниками. А вот крыши и сейчас делают высокими, двускатными и в основном из черепицы (в условиях влажного климата железо быстро покрылось бы ржавчиной).

Первые этажи сельских домов выдвинуты в сторону улицы, а вторые отступают назад и выходят на крыши первых, при этом создается нечто вроде балконов. Внизу обычно располагается кухня, а в более зажиточных домах и гостиная, вверху - спальни.

В послевоенные годы в Нидерландах было построено немало панельных и блочных домов, которые резко контрастируют с традиционными типами городских жилищ.

Если внешний вид нидерландских домов модернизирован, то интерьер сохраняет еще много традиционных черт: часто встречаются кровати в стенных нишах, столь характерные для всех стран северо-западной Европы; выделяется нередко особая парадная комната, которая предназначена для праздничных и торжественных моментов в жизни семьи; сохраняется традиционный камин, характерно обилие различных украшений, особенно красочных керамических тарелок на стенах, полках, оборке камина, причем все вычищено до блеска.

Своеобразие сохраняется и в народной одежде голландцев. Народный костюм вышел из употребления сравнительно недавно; еще в начале XX в. его носили в сельской местности. И до сих пор пожилые женщины считают неприличным появляться в городе в современной одежде.

Народный костюм носят еще жители острова Маркен и нескольких рыбацких деревушек. Но в основном это делается в угоду туристам, которые устраивают буквально паломничество в такие «этнографические заповедники».

В последнее время специфика различных областей в народной одежде стирается, костюм унифицируется и модернизируется. Теперь костюм пожилой голландки состоит из длинной не очень широкой темной юбки и темной облегающей фигуру кофты с узкими рукавами. На плечи иногда набрасывают небольшой платок с кистями, концы которого перекрещивают на груди, на голову надевают белые полотняные и кружевные чепцы.

На селе до сих пор ходят в старинной национальной обуви - деревянных башмаках кломпах. В городах еще можно встретить мастерские, занимающиеся их изготовлением. Пара деревянных башмачков - один из самых распространенных в Нидерландах сувениров.

Специфика развития хозяйства голландцев отражается со времен средневековья и в их питании. Хлеба в Нидерландах едят мало, его подчас заменяют отварным картофелем, который употребляют и как самостоятельное блюдо. В меню как сельских, так и городских жителей входит много овощей, молочных продуктов. В семьях трудящихся мясо на столе появляется не каждый день и вместо масла широко употребляется маргарин. Традиционная еда - смесь картофеля и овощей, обильно сдобренных жирной подливкой. Одно из самых популярных блюд - густой гороховый суп. Меню голландцев трудно себе представить без сыра: им заправляют супы, салаты, его запекают с рыбой, фруктами и пр. Весьма разнообразны рыбные блюда. Считают, что способ засолки сельдей был впервые применен голландцами в XV в. До сих пор сельдь (почти совсем несоленая) - это особое лакомство. Ее покупают в палатках или с лотков в пакетиках с ломтиком соленого огурца и луком и съедают тут же на улице. Из напитков голландцы всегда отдавали предпочтение кофе, но в последние годы более популярным стал чай.

Как и в других странах, в семьях католиков Нидерландов много детей. Не редкость, например, семьи с 5-6 детьми.

Удел замужних женщин - ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Примечательно, что в деревне уход за скотом, дойка коров, работа в теплицах выполняется в основном мужчинами-фермерами.

В Нидерландах, в основном в сельской местности, сохраняются еще некоторые семейные обычаи. До сих пор часто первого ребенка называют именем родителей отца, а второго - именем родителей матери, так что в семье могут быть дети с одинаковыми именами.

Подготовкой к свадьбе нередко занимаются все женщины деревни или городского квартала, где находится дом новобрачных. В деревне сооружается арка для молодых, дом их украшен зеленью. В городах свадебный обряд проводится не менее торжественно. Молодые в нарядно убранной карете подъезжают к ратуше, где проводится гражданская регистрация брака. Последующее венчание в церкви проводится не всегда. Обязательно устраивается празднование в доме невесты, еще недавно продолжавшееся двое суток.

В Нидерландах много молодежных союзов и обществ, в том числе и домовые клубы, объединяющие юношей и девушек по месту жительства.

Из национальных праздников наиболее популярны 30 апреля - день рождения королевы и 5 мая - день освобождения Нидерландов от фашистской оккупации.

Для Нидерландов, где издавна занимаются цветоводством, очень характерен летний праздник цветов. В этот день все дома, заборы, машины украшаются букетами и гирляндами из живых цветов. По улицам двигаются процессии со сделанными из цветов фигурами животных и людей - героев народных сказок.

У голландцев давно стало обычаем ежегодно отмечать третий вторник сентября. В этот день тронной речью короля (или королевы) открывается в Гааге очередная сессия Генеральных штатов. По установившейся традиции королева подъезжает к дворцу в «золотой» карете, ее встречают королевские гвардейцы в средневековых костюмах; гремит военный оркестр, близлежащие улицы заполнены народом.

Голландцы отмечают также много календарных праздников. Среди них наибольшей популярностью пользуются дни св. Николая и св. Мартина. Эти зимние праздники даже более популярны, чем рождество и Новый год; с ними связано много обычаев и обрядов - и ритуальные огни, и шумные праздничные шествия, и традиционные кушанья.

Большой весенний праздник - масленица, или карнавал, как часто называют этот праздник встречи весны в южных провинциях. В Северном Брабанте карнавал - это праздник веселья, забав, шуток; в этот день выбирается «принц карнавала». Кульминация праздника - парад масок, причем многие из них - выражение острой политической сатиры.

Ярмарки, народные гулянья, процессии ряженых, танцы устраиваются в дни кермесов - когда-то религиозных, а теперь уже почти повсюду светских праздников, очень распространенных в Нидерландах.

Непременная часть народных праздников - спортивные соревнования. Часто устраиваются состязания в беге, в метании копья, в стрельбе в цель из лука или ружья. В Нидерландах около 450 стрелковых клубов, многие из которых - «наследники» стрелковых гильдий.

Спорт в Нидерландах очень популярен. Более 2 млн. голландцев входят в различные спортивные клубы. Истинно национальный вид спорта и в то же время любимое развлечение людей всех возрастов - коньки. Этому же благоприятствуют природные условия Нидерландов. В морозные зимы, когда многочисленные каналы и озера замерзают, вся страна как бы превращается в один огромный каток. Прежде коньки были и важным средством передвижения: не редко можно было видеть на льду пожилую голландку, спешащую на рынок, или почтальона, врача. Среди неоднократны чемпионов мира по конькобежном; спорту много голландских спортсменов. Самую большую популярность в стран завоевал футбол. Сборная команда Нидерландов относится к числу сильнейших в мире, а клубные команды не раз были обладателями различных кубков, разыгрываемых в Европе. Широко развит в стране велосипедный спорт. В последние годы большой популярностью пользуется борьба дзюдо. Нидерландские спортсмены одерживали победы в этом виде спорта даже над лучшими японским борцами.

Хорошо поставлено физическое воспитание детей в школах. Большое значение придается художественному, эстетическому воспитанию детей.

В Нидерландах введено всеобщее обязательное восьмилетнее бесплатное обучение - с 7 до 15 лет. Подготовку к школе дети от 4-х до 6 лет получают часто в детских садах. Первая ступень школьного обучения - шестилетняя начальная школа. Полное среднее общее образование дают гимназии и реальные средние школы (атениумы) с шестилетним сроком обучения. После окончания этих школ учащиеся получают право поступать в высшие, учебные заведения. Существуют средние школы с продолжительностью обучения от 3 до 4 лет, которые не дают права поступления в высшие учебные заведения.

Среднее образование можно получить или в государственных, или в частных школах; последние нередко делятся на протестантские и католические. Высшее образование дают 15 высших учебных заведений страны, среди которых 6 университетов.

Особенно хорошо в Нидерландах развиты естественные науки. В этой области ученые страны внесли большой вклад в мировую науку. Механик, физик и математик Гюйгенс (XVII в.) создал волновую теорию, был одним из первых исследователей в области теории вероятностей. Огромны его заслуги в астрономии: он работал над созданием «планетной» машины - прообраза современного планетария. Выдающимся физиком, создателем электронной теории был Лоренц (XIX-XX вв.). В области биологии широко известно имя Левенгука - основоположника научной микроскопии (XVIII в.).

Голландцы могут гордиться и тем, что в их стране в 1618 г. начала выходить первая в Европе газета. Нидерланды были также первым европейским государством, в котором уже с 1919 г. начали регулярно передаваться радиопрограммы.

Пожалуй, ни в одной области мировой культуры Нидерланды не сделали столь значительного вклада, как в изобразительном искусстве.

Произведения нидерландских мастеров XVI-XVII вв. до сих пор восхищают зрителей. В сформировавшейся в этот период голландской художественной школе, оказавшей огромное влияние на все дальнейшее развитие европейского искусства, преобладало реалистическое направление.

На картинах Яна Стена, Иоханнесса Вермеера, Питера де Хоха и других прославленных мастеров той эпохи отображается повседневная жизнь народа со множеством точно схваченных деталей, которые придают картинам оттенок особой доверительности. В полотнах братьев Ван Эйков, основоположников нидерландского искусства XV в., и Питера Брейгеля проявляется глубокая любовь к родной стране, интерес к изображению жизни простого люда.

Реалистическая тенденция еще более отчетливо прослеживается в первой половине XVII в., в период наибольшего расцвета нидерландской живописи. В этот «золотой век» в Нидерландах развиваются по существу все жанры изобразительного искусства. Больших успехов достиг портретный жанр, в том числе групповой портрет. Одним из лучших портретистов того времени был Франс Хальс. Бытовой жанр связан с именем Адриана ван Остаде, изображавшего на своих полотнах сюжеты из крестьянской жизни. В жанре пейзажа работали Ян ван Дейк, Херкюлес Сегерс и др. Широко известны такие мастера голландского натюрморта, как Питер Клас, Биллем Хеда и др. Крупнейшим же представителем голландского реализма середины XVII в. считается великий Рембрандт. Его многожанровая живопись (картины на мифологические и исторические сюжеты, портреты, пейзажи) проникнута глубоким реализмом и тонким пониманием человеческой психологии.

Традиции «золотого века» в живописи продолжались в Нидерландах и в последующие столетия. Достаточно вспомнить о таких видных живописцах, как Ван Гог и Ян Бартолд Йонгкинд (XIX в.). В XX в. большой популярностью в Нидерландах пользовались Мондриан - представитель «неопластицизма» (вида абстрактной живописи) и абстракционист К. Аппел. Международное признание получили мастера нидерландской живописи и скульптуры Кузейн и Виссер.

Среди графиков наиболее популярен Мауриц Эсхер, гравюры которого демонстрировались во многих странах мира.

Нидерландская литература мало известна за рубежом, возможно из-за трудности перевода. Исключение составляет, пожалуй, творчество известного гуманиста и просветителя Эразма Роттердамского (1466-1536), автора «Похвального слога глупости», где была дана острая критика церкви и феодальных порядков. Основоположником и классиком нидерландской литературы считается поэт и драматург Йост ван ден Вондел (1587-1679). В XIX в. выделяется талантливый писатель Мультатули (псевдоним Эдуарда Деккера), в романе «Макс Хавелаар» разоблачивший колониальную политику Нидерландов в Индонезии.

Современные писатели Нидерландов уделяют внимание большим изменениям, происходящим в жизни страны, судьбам простых людей. Наиболее известны произведения Симона Вестдейка (переводившиеся на русский язык), Герарда Корнелиса ван хет Реве, Яна Волькерса, Виллема Херманса и Харри Мулисха.

История нидерландской музыки имеет богатые традиции, связанные с деятельностью талантливых средневековых композиторов Иоханнеса ван Окегхема и Якоба Обрехта. Во всем мире известен Амстердамский филармонический оркестр, которым руководит выдающийся дирижер Бернард Хайтинк. Немалой популярностью пользуются филармонические оркестры Гааги и Роттердама.

За последние годы в Нидерландах были достигнуты значительные успехи в области хореографического искусства. Две основные балетные труппы добились международного признания. Особенно популярен Нидерландский национальный балет, руководимый Руди фон Данцигом.

У туристов Нидерланды обычно ассоциируются с полями тюльпанов, деревянными башмачками (кломпами), ветряными мельницами и конечно необычными законами. А если спросить местного жителя о культуре Голландии, то он, скорее всего, назовет живопись, архитектуру и дизайн основными культурными ценностями страны.

Итак, чем же известна культура Голландии и как успеть за небольшое время охватить все богатства этой прекрасной страны.

Кломпы

Самый эффектный элемент голландского национального костюма - это деревянные башмаки или кломпы. Традиционно кломпы использовались в качестве безопасной и дешевой обуви для работы на фабриках и в полях.

Сегодня это популярный и необычный сувенир можно купить на каждом шагу, а при желании не составит труда отыскать магазин, где делают действительно удобные башмаки, которые подойдут в повседневной носке, если, конечно, дизайн вам по вкусу.

Тюльпаны

Тюльпаны в Голландии давно стали символом страны и, несомненно, ее украшением.

Тюльпаномания - период в истории Голландии (1634-1637), когда спрос на луковицы тюльпанов был настолько высок, что они достигали невероятной цены. За три луковицы можно было купить дом, а одну давали в качестве достойного приданного на свадьбе. Не трудно догадаться, что луковицы были главной темой разговора во всех слоях общества.

Мельницы

Ветряные мельницы в Голландии - настоящий музей под открытым небом и излюбленные модели фотографов со всего мира.

В свое время мельницы служили для осушения озер, изготовления круп и муки, краски, масла, горчицы и многого другого. Неудивительно, что на равнинах Нидерландов количество мельниц стремительно росло, пока их не заменили более современные технологии.

Район Киндердейк в 15 км к востоку от Роттердама, где расположен комплекс ветряных мельниц, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО .

Живопись

Нидерланды могут похвастаться самым большим количеством музеев в мире. А коллекция живописи - одна из самых блистательных и разнообразных.

Самые известные музеи в Голландии:

  • Государственный музей (Rijksmuseum), Амстердам
  • Музей Ван Гога (Van Gogh Museum) , Амстердам
  • Музей Бойманс-ван Бёнинген (Boymans-van Beuningen), Роттердам
  • Мауритсхёйс (Mauritshuis), Гаага
  • Дворец Лоо (Het Loo), Апелдоорн

Среди самых известных голландских живописцев такие выдающиеся личности, как Рембрандт, Франс Халс, Вермеер, Ван Гог, Босх, Брейгель и многие другие.

Известные современные художники: Гер ван Элк, Ян Диббетс, Петер Стрёйкен, Роб Схолте.


Архитектура и дизайн

Архитектура Нидерландов - одно из главных достояний страны, известностью пользуются здания на каналах Амстердама, а также современная застройка центров Роттердама.

В дизайне голландцы придерживаются простоты и ясности форм. Строгий стиль дизайна прослеживается в организации городских улиц, а также в планировке современных зданий.

События и праздники в Нидерландах

Девять основных праздников в Нидерландах (являются выходными).

  • 1 января - Новый год
  • Март-апрель - Великая пятница
  • Март-апрель - Пасха
  • 27 апреля - День короля
  • 4 мая - День поминовения
  • 5 мая - День освобождения
  • Через 40 дней после Пасхи - Вознесение Господне
  • Через 7 недель после Пасхи - День Святой Троицы
  • 25 декабря, 26 декабря - Рождество Христово

В Нидерландах проходят красочные карнавалы и фестивали:

  • 10 февраля - Традиционный карнавал
  • 14 апреля - День музеев
  • 20 апреля - Конкурс цветов
  • 30 апреля - День королевы
  • 11 мая - День велосипедиста
  • 1 июня - Праздник селедки
  • 7 сентября - Парад цветов в Алсмеере
  • 11 ноября - День Святого Мартина
  • 6 декабря - Католический день Святого Николая
  • 21 декабря - День святого Томаса в Нидерландах
  • 26 декабря - День Святого Стефана
  • 31 декабря - День Святого Сильвестра

Нидерланды дали миру известные фамилии живописцев и философов, спортсменов и математиков. Культура Нидерландов богата наследием, которое доступно для восхищения всему миру. Каждый школьник знает из курса математики про систему Декарта, но никто не делал акцент, что этот француз – физик и математик – делал научные открытия в Нидерландах. Живопись Ван Гога и Рембрандта оценивается в миллионах евро и хранится в музейных галереях Амстердама. Философские работы Спинозы являются предметом изучения в университетах, а оригиналы его работ хранятся в центральной библиотеке Амстердама. Можно сказать, что культура этой страны принадлежит всему миру…

Религия Нидерландов

Состав населения по вероисповеданию очень разношерстный в стране, поэтому однозначно сказать, какая религия Нидерландо в невозможно. Наибольшая доля верующих целых 33 % принадлежит к протестантам, затем по убыванию следуют католики, мусульмане, исповедующие индуизм и буддисты. Есть и другие вероисповедания, их в общем составе 2,2 %.


Экономика Нидерландов

Высокое развитие сельского хозяйства, растениеводства, животноводства, а также грамотно используемая география Нидерландов , делают плановые высокие показатели ежегодного прироста ВВП страны. Экономика Нидерландов стабильна, так как она опирается не только на природные ресурсы, добычу природного газа, нефти, а развивает высокие технологии в медицине, электронике и строительстве, получает прибыль от туризма в страну. Высокая индустриализация страны идет в совокупности с государственными программами экологической охраны природопользования, что говорит о высоком уровне развития нидерландского общества.


Наука Нидерландов

Нидерланды славятся своими гидротехническими изобретениями на весь мир. Наука Нидерландов и их исследования морских глубин финансируются на государственном уровне, а программы освоения моря, изучения его тайн прописаны на десятилетия вперед.


Искусство Нидерландов

Нидерланды богаты и известны не только произведениями искусства Средневековья, но и современным. Искусство Нидерландов сегодня включает музеи современного искусства в Амстердаме и Гааге, набережную футуристических скульптур под открытым небом в Роттердаме, амстердамский балет, считающийся по праву лучшим в Европе, амстердамский и гаагский симфонические королевские оркестры тоже часть музыкального искусства Нидерландов.


Кухня Нидерландов

Основательная, простая по-деревенски, иногда странная по совместимости продуктов, не оставит равнодушным путешественника. Русской душе приятно будет полакомиться любимой селедкой, которая является традиционным блюдом голландцев – харинг. Кухня богата блюдами из морепродуктов, запеченных на огне с картофелем. Много в пищу нидерландцы употребляют молочных продуктов. Овощи наполняют различные супы из гороха, сельдерея, с колбасками. Сало и свиные ножки, мясные колбаски популярны в Нидерландах, и сходны в этом с кухней Германии.


Обычаи и традиции Нидерландов

Голландцы любят отдыхать семьями, поэтому самый главный праздник семей с детьми 5 декабря – День Санта Клауса, его отмечают абсолютно все голландцы. Рождество только верующие отмечают походом в церковь и семейным спокойным ужином, и на улицах в это время грохочут взрывы пиротехники. На втором месте традиционного празднования у голландцев День Королевы 30 апреля – по обычаю это день оранжевого цвета. Обычаи и традиции Нидерландов все окрашены в яркие цвета хорошего настроения.


Спорт Нидерландов

Футбол любят во многих странах мира, но Нидерланды по уровню футбола входят в десятку лучших команд мира. Спорт Нидерландов богат известными именами в теннисе, конькобежном спорте, хоккее, гольфе.



Похожие статьи
 
Категории