Никола пуссен краткая биография и творчество. Значение творчества пуссена

22.03.2019

Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез-Андели. Уже в молодости получил неплохое общее образование и тогда же начал учиться живописи. В 18 лет отправился в Париж, где продолжил занятия под руководством известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Очень помогли ему оттачивать технику - посещения , где он копировал полотна итальянцев эпохи Возрождения.

В этот период Пуссен обретает некоторое признание. Для дальнейшего совершенствования мастерства он отправился в Рим, бывший в то время Меккой для живописцев всех стран. Здесь он продолжил оттачивать свои знания, изучая трактаты и , подробно изучая и измеряя пропорции античных скульптур, общаясь с другими художниками. Именно в этот период его творчество обретает черты классицизма, одним из столпов которого Никола Пуссен считается до сих пор.

Художник черпал вдохновение в творчестве классических и современных поэтов, в театральных представлениях, в философских трактатах, в библейских темах. Но даже канонические сюжеты позволяли ему изображать окружающую его действительность, наполняя полотна безукоризненно выполненными характерными образами, пейзажами и планами. Мастерство и уже сложившийся собственный стиль принесли художнику признание в Риме, его стали приглашать расписывать соборы, заказывали ему полотна на классические и исторические сюжеты. Именно к этому периоду относится программное полотно «Смерть Германика», собравшее воедино все присущие европейскому классицизму черты.

В 1639 году по приглашению Пуссен снова приезжает в Париж, украсить Луврскую галерею. Через год Людовик XIII под впечатлением таланта художника назначает его своим первым живописцем. Пуссена признали при дворе, у него стали наперебой заказывать картины для своих замков и галерей. Но интриги завистливой местной художественной элиты вынудили его в 1642 году снова покинуть Париж и отправиться в Рим. Здесь он и прожил до конца своих дней, и последние годы жизни, безусловно, стали самым плодотворным этапом в эго творчестве. Пуссен в это время стал больше уделять внимания изображению окружающей природы, проводя много времени за рисованием с натуры. Безусловно, одним из лучших воплощений этого направления в его творчестве стал цикл «Времена года», завершенный незадолго до смерти. Как и другие картины живописца, эти полотна гармонично объединили натуралистичность и идеализм, на протяжении всей творческой жизни Никола Пуссена не покидавшие его произведения.

Умер художник осенью 1665 года в Риме.

Практически все его картины - на историко-мифологические сюжеты. Мастер чеканной, ритмичной композиции. Одним из первых оценил монументальность локального цвета.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ НИКОЛА ПУССЕН. "Семь Таинств". Библейский сюжет

Субтитры

Биография и творчество

Ранние годы (1594-1616)

Никола Пуссен родился на хуторе Вилер (Villers) возле Лез-Андели в Нормандии . Его отец Жан - выходец из семьи нотариуса и ветеран армии короля Генриха IV ; он дал сыну неплохое образование. Его мать, Мари де Лезме́н (Marie de Laisement), была вдовой вернонского прокурора и уже имела двух дочерей, Рене и Мари. О детстве художника нет свидетельств, только предположение, что он обучался у иезуитов в Руане, где и выучил латынь.

Там же на родине Пуссен получил и первоначальное художественное образование: в 1610 году он обучался у Квентина Варена (фр. Quentin Varin ‎; ок. 1570-1634), на тот момент работавшего над тремя полотнами для анделизской церкви Девы Марии, и ныне украшающими церковь (фр. Collégiale Notre-Dame des Andelys ‎) .

Примерно в 1614-1615 годы, после поездки в Пуату , он знакомится в Париже с Александром Куртуа (Alexandre Courtois), камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи , хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. Александр Куртуа владел коллекцией гравюр с картин итальянцев Рафаэля и Джулио Романо , которая восхитила Пуссена. Однажды заболев, Пуссен провёл некоторое время у родителей, прежде чем снова вернуться в Париж .

Флоренция (1617-1618)

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Пуссен также предпринимает поездку в Рим, но доехав до Флоренции , вынужден был вернуться во Францию .

Париж и Лион (1618-1623)

В сентябре 1618 года Пуссен проживал на улице Сен-Жермен-л’Осеруа (фр. rue Saint-Germain-l"Auxerrois ‎) у мастера золотых дел Жана Гиймена (Jean Guillemen), у которого также и столовался. Он съехал с адреса 9 июня 1619 года. Примерно в 1619-1620 годы Пуссен создаёт полотно «Св. Дени Ареопаг» (см. Дионисий Ареопагит) для парижской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа .

В 1622 году Пуссен снова пускается в дорогу в сторону Рима, но останавливается в Лионе , чтобы исполнить заказ: парижский иезуитский колле́ж поручил Пуссену и другим художникам написать шесть больших картин на сюжеты из жития святого Игнатия Лойолы и святого Франциска Ксаверия . Картины, исполненные в технике а-ля détrempe , не сохранились. Творчество Пуссена привлекло внимание проживавшего во Франции, по приглашению Марии Медичи, итальянского поэта и кавалера Марино ; 1569-1625). .

В 1623 году, вероятно по заказу парижского архиепископа де Гонди (фр. Jean-François de Gondi ‎; 1584-1654), Пуссен исполняет «Смерть Девы Марии» (La Mort de la Vierge) для алтаря парижского собора Нотр-Дам . Это полотно, считавшееся в XIX-XX веках утерянным, было найдено в церкви бельгийского города Sterrebeek . Кавалер Марино, с которым Пуссена связывала тесная дружба, в апреле 1623 года вернулся в Италию.

Первый длительный итальянский период (1624-1640)

В 1624 году, будучи уже довольно известным художником, Пуссен отправился в Рим и, с помощью друга, кавалера Марино , стал вхож во дворы папского племянника, кардинала Барберини и папского советника Марчелло Саккетти (Marcello Sacchetti ). В этот период Пуссен исполняет рисунки и полотна на мифологические темы . В Риме кавалер Марино внушил Пуссену любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали художнику обильный материал для его композиций. Он испытал влияние Карраччи , Доменикино , Рафаэля , Тициана , Микеланджело , изучал трактаты Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера , зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой, что нашло отражение в живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп.

В 1626 году Пуссен получил первый заказ от кардинала Барберини: написать картину «Разрушение Иерусалима » (не сохранилась). Позже он написал второй вариант этой картины (1636-1638; Вена, Музей истории искусств).

В 1627 году Пуссен написал картину «Смерть Германика » по сюжету древнеримского историка Тацита , которая считается программным произведением классицизма ; в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Идея картины - служение долгу. Художник расположил фигуры и предметы в неглубоком пространстве, расчленив его на ряд планов. В этом произведении выявились основные черты классицизма: ясность действия, архитектоничность, стройность композиции, противопоставление группировок. Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии, ясности композиции, что станет характерными чертами зрелого стиля мастера. Одной из особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, сказывавшийся не только в сюжетах, но и в продуманности композиции. В это время Пуссен создаёт станковые картины главным образом среднего размера, но высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи, поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита «Вдохновение поэта», (Париж, Лувр), «Парнас» , 1630-1635 (Прадо , Мадрид). Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека - «Спасение Моисея » (Лувр , Париж), «Моисей, очищающий воды Мерры », «Мадонна , являющаяся св. Иакову Старшему» («Мадонна на столбе») (1629, Париж, Лувр).

В 1628-1629 годах живописец трудится для главного храма католической церкви - собора Святого Петра ; ему была заказана картина «Мучения св. Эразма » для алтаря соборной часовни с реликварием святого .

В 1629-1630 Пуссен создает замечательное по силе экспрессии и наиболее жизненно правдивое «Снятие с креста» (Санкт-Петербург , Эрмитаж).

1 сентября 1630 года Пуссен женился на Анн-Мари Дюге (Anne-Marie Dughet), сестре французского повара, проживавшего в Риме и позаботившегося о Пуссене во время его болезни .

В период 1629-1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам: «Нарцисс и Эхо » (ок. 1629, Париж, Лувр), «Селена и Эндимион » (Детройт , Художественный институт); и цикл картин по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим »: «Ринальдо и Армида », 1625-1627, (ГМИИ , Москва); «Танкред и Эрминия », 1630-е годы, (Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург).

Пуссен увлекался учением античных философов-стоиков, призывавших к мужеству и сохранению достоинства перед лицом смерти. Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве. Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины «Аркадские пастухи», около 1629-1630, (собрание герцога Девонширского , Чатсуорт), к которой он вернулся в 50-е (1650, Париж, Лувр). По сюжету картины, жители Аркадии , где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии». Это сама Смерть обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение, заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях. Одна из женщин кладёт руку на плечо своего соседа, она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце. Однако, несмотря на трагическое содержание, художник повествует о столкновении жизни и смерти спокойно. Композиция картины проста и логична: персонажи сгруппированы возле надгробия и связаны движениями рук. Фигуры написаны с помощью мягкой и выразительной светотени, они чем-то напоминают античные скульптуры. В живописи Пуссена античная тематика преобладала. Он представлял Древнюю Грецию как идеально-прекрасный мир, населённый мудрыми и совершенными людьми. Даже в драматических эпизодах древней истории он старался увидеть торжество любви и высшей справедливости. На полотне «Спящая Венера » (ок. 1630, Дрезден , Картинная галерея) богиня любви представлена земной женщиной, оставаясь при этом недосягаемым идеалом. Одно из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры » (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанное по мотивам поэм Овидия , поражает красотой живописного воплощения античных образов. Это поэтическая аллегория происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы. В картине художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и другие). Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу, их позы и жесты подчинены единому ритму - благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и больше похож на театральную декорацию. Связь живописи с театральным искусством была закономерной для художника XVII века - столетия расцвета театра. Картина раскрывает важную для мастера мысль: герои, страдавшие и безвременно погибшие на земле, обрели покой и радость в волшебном саду Флоры, то есть из смерти возрождается новая жизнь, круговорот природы. Вскоре был написан еще один вариант этой картины - «Триумф Флоры» (1631, Париж, Лувр).

В 1632 году Пуссен был избран членом Академии Святого Луки .

В течение нескольких лет (1636-1642) Пуссен трудился над заказом римского учёного и члена Академии деи Линчеи Кассиано даль Поццо , любителя античности и христианской археологии; для него живописец рисовал серию картин о семи таинствах (Sept sacrements ). Поццо более других поддерживал французского художника как меценат . Часть картин вошла в собрание живописи герцогов Ратлендов .

Возвращение во Францию (1640-1642)

Новый суперинтендант королевских строений Франции Франсуа Сюбле де Нойе (фр. François Sublet de Noyers ‎; 1589-1645; в должности 1638-1645) окружает себя такими специалистами, как Поль Флеар де Шантлу (фр. Paul Fréart de Chantelou ‎; 1609-1694) и Ролан Флеар де Шамбре (фр. Roland Fréart de Chambray ‎; 1606-1676), которым поручает всячески способствовать возвращению Никола Пуссена из Италии в Париж. Для Флеара де Шантлу художник исполняет картину «Манна небесная», которую впоследствии (1661) приобретёт король для своей коллекции.

Через несколько месяцев Пуссен всё же принял королевское предложение - «nolens volens» , и приехал в Париж в декабре 1640 года. Пуссен получил статус первого королевского художника и, соответственно, общее руководство возведения королевских строений, - к сильному неудовольствию придворного живописца Симона Вуэ .

Сразу по возвращении Пуссена в Париж в декабре 1640 года Людовик XIII заказывает Пуссену масштабное изображение «Евхаристии» (L’Institution de l’Eucharistie ) для алтаря королевской часовни Сен-Жерменского дворца . В это же время, летом 1641 года, Пуссен рисует фронтиспис для издания «Biblia Sacra », где изображает Бога, осеняющего две фигуры: слева - женственного ангела, пишущего в огромном фолианте , с оглядкой на кого-то невидимого, и справа - полностью завуалированную фигуру (кроме пальцев ног) с небольшим египетским сфинксом в руках.

От Франсуа Сюбле де Нойе поступает заказ на живописное изображение «Чудо св. Франциска Ксаверия » (Le Miracle de saint François-Xavier ) для помещения-новициата иезуитского коллежа . Христос на этом изображении был раскритикован Симоном Вуэ, высказавшимся, что Иисус «более походил на громоподобного Юпитера , чем на милосердного Бога».

Второй итальянский период (1642-1665)

В 1642 году Пуссен вернулся в Рим, к своим покровителям: кардиналу Франческо Барберини и академику Кассиано даль-Поццо , и жил там до самой своей смерти. Отныне художник работает с форматами только среднего размера, заказываемыми большими любителями живописи - даль-Поццо, Шантлу (Fréart de Chantelou ), Пуантелем (Jean Pointel ) или Серизье (Serizier ) .

Вернувшись в Рим, Пуссен завершает работу по заказу Кассиано даль-Поццо над серией картин «Семь таинств», в которой раскрыл глубокое философское значение христианских догм: «Пейзаж с », «Пейзаж с большой дорогой», «Суд Соломона », «Аркадские пастухи», второй автопортрет. Темами его картин этого периода были добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев. В своих полотнах он показывал совершенных героев, верных гражданскому долгу, самоотверженных, великодушных, при этом демонстрируя абсолютный общечеловеческий идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия. Создавая идеальные образы на основе реальности, он сознательно исправлял природу, принимая из неё прекрасное и отбрасывая безобразное.

Около 1644 года рисует полотно «Младенец Моисей , попирающий корону фараона» (Moïse enfant foulant aux pieds la couronne de Pharaon ), - первое из 23-х, предназначенных для его парижского друга и мецената Жана Пуантеля (Jean Pointel ). Библейский Моисей занимает важное место в работах живописца. Для библиофила Жака Огюста де Ту (Jacques-Auguste II de Thou ; 1609-1677) работает над «Распятием» (La Crucifixion ), признавая в переписке всю трудность этой работы, которая довела его до болезненного состояния.

В 1649 году создаёт картину «Моисей, иссекающий воду из скалы» (Le Frappement du rocher ) для друга и сотоварища по искусству Жака Стелла .

В последний период творчества (1650-1665) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: «Пейзаж с Полифемом » (Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина). Но их фигуры мифических героев малы и почти незаметны среди огромных гор, облаков и деревьев. Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира. Ту же идею выражает и композиция пейзажа - простая, логичная, упорядоченная. В картинах чётко отделены пространственные планы: первый план - равнина, второй - гигантские деревья, третий - горы, небо или морская гладь. Разделение на планы подчёркивалось и цветом. Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором - тёплые и зелёный, на третьем - холодные, и прежде всего голубой. Но художник был убеждён, что цвет - это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, он не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции. В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума . С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет », 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

В период 1660-1664 он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Пейзажи Пуссена многоплановы, чередование планов подчеркивалось полосами света и тени, иллюзия простора и глубины придавала им эпическую мощь и величие. Как и в исторических картинах, главные герои, как правило, расположены на переднем плане и воспринимаются как неотделимая часть пейзажа. Изучив пейзажи болонской школы живописи и проживавших в Италии голландских живописцев, Пуссен создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью.

Творчество Пуссена для истории живописи трудно переоценить: он является основателем такого стиля живописи как классицизм . Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством итальянского Ренессанса . Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма , барокко , караваджизма . Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции , которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «

Поймать птицу счастья за разноцветный хвост получается далеко не у каждого. И, увы, не всем суждено прославить свое имя так широко, как это удалось талантливому человеку, который имел в арсенале только пару кистей, палитру и холст. Никола Пуссен (Nicolas Poussin) – выдающийся французский художник и один из отцов-основателей, стоявших у истоков классицизма.

В 1594 году в Нормандии, около города Ле Андели, на свет появился мальчик, который с детства демонстрировал удивительные успехи в рисовании. Достигнув совершеннолетия, Никола отправился во французскую столицу, чтобы посвятить себя упорным занятиям живописью. В Париже талант молодого человека разглядел портретист Фердинанд Ван Элле, который стал первым учителем Пуссена. Через некоторое время место педагога занял живописец Жорж Лалльман. Это знакомство принесло Никола двойную пользу: кроме возможности оттачивать мастерство под чутким руководством именитого наставника, Пуссен получил доступ в Лувр, где копировал картины итальянских художников эпохи Возрождения.

К тому времени карьера молодого художника набирала обороты, а его голова кружилась от осознания того, на какие вершины он может взобраться, если продолжит упорно трудиться. Поэтому для совершенствования мастерства Пуссен отправился в Рим – своеобразную Мекку всех художников тех лет. Здесь художник активно «грыз гранит науки», изучая работы , и . Ориентируясь на великих предшественников и общаясь с современными художниками, Пуссен активно занимался античной и учился измерять пропорции каменных изваяний с фантастической точностью.

Художник видел источник своего вдохновения в поэзии, театре, философских трактатах и библейских темах. Именно эта культурная база помогла ему завуалированно продемонстрировать образ современной ему эпохи в картинах. Герой работ Николы - идеализированная личность.

В Риме Никола Пуссен прославил свое имя, авторитетному мастеру доверяли роспись соборов, делали заказы на полотна с классическими или историческими сюжетами. Одной из таких стала картина «Смерть Германика», в основу которой положена работа историка Тацита. Она написана в 1627 году, художник изобразил на ней последние минуты жизни римского полководца.



Уникальность полотна состоит в том, что оно объединило абсолютно все черты классицизма, красота которого для Пуссена была отражена в соразмерности каждой части, ясности композиции и последовательности действий.

После «Смерти Германика» и вплоть до 1629 года художник создал еще несколько картин, среди которых особое место занимает полотно «Снятие с Креста».



На картине, находящейся ныне в Эрмитаже, Пуссен уделил большое внимание печальному лицу Марии, передающему скорбь всего народа по умершему Спасителю. Зловещий красный фон и темное небо – символы приближения скорого часа расплаты за содеянное. Но ещё сильнее контрастируют белоснежные одежды Иисуса Христа с багряным фоном картины. Ноги Спасителя скорбно обхватили невинные ангелы.

В последующие несколько лет мастер отдавал предпочтение мифологическим сюжетам. За непродолжительное время была написана картина «Танкред и Эрминия», в основу которой была положена поэма «Освобожденный Иерусалим» Торкватто Тассо и полотно «Царство Флоры», написанная под влиянием произведений Овидия.

Вскоре после завершения работы по приглашению кардинала Ришелье Никола Пуссен возвращается в Париж, чтобы украсить галерею Лувра. Спустя год талантом художника заинтересовался Людовик XIII. Вскоре он сделал Пуссена первым живописцем при дворе. Художник получил желаемую славу, и заказы посыпались на него как из рога изобилия. Но сладкий вкус триумфа Пуссену испортили завистливые сплетники из художественной элиты, которые в 1642 году вынудили Николу покинуть Париж и взять обратный курс на Рим.

С того времени и до конца своих дней Пуссен жил в Италии. Этот период стал для художника самым плодотворным и богатым на яркие работы, среди которых особое место занимает цикл «Времена года».

В основе сюжета лежали события, описанные в Ветхом Завете, которые художник аллегорически сравнивал со временами года, отождествляя каждый с периодом зарождения, взросления, старения и гибели. В одной работе Пуссен показал и гористый пейзаж Ханаанской земли, славившейся своим плодородием, и собиравших виноград Авраама с Лотом, как символ Божественной щедрости. А конец грешной жизни художник изобразил на последней картине цикла, вид которой может поразить даже самых стойких зрителей.



В последние годы Пуссен активно рисовал пейзажи и работал быстро, чтобы успеть закончить начатие картины. Художник не успел завершить только полотно «Аполлон и Дафна».

Свое имя Никола Пуссен вписал в один ряд со славными мастерами, на опыте которых когда-то учился.

Николя Пуссен (фр. Nicolas Poussin, 1594, Ле-Андели, Нормандия - 19 ноября 1665, Рим) - основатель французского классицизма, знаменитый французский исторический живописец и пейзажист.

Родился в Нормандии, первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана.

То, что стоит сделать, стоит сделать хорошо.

Пуссен Никола

В 1624 г., будучи уже довольно известным художником, Пуссен отправился в Италию и близко сошёлся в Риме с поэтом Марино, внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали Пуссену обильный материал для его композиций. После смерти Марино, Пуссен оказался в Риме безо всякой поддержки.

Обстоятельства его улучшились лишь после того, как он нашёл себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, для которого были написаны им «Семь таинств». Благодаря серии этих превосходных картин, Пуссен в 1639 г. был приглашён кардиналом Ришельё в Париж, для украшения Луврской галереи.

Людовик XIII возвёл его в звание своего первого живописца. В Париже Пуссен имел много заказов, но у него образовалась партия противников, в лице художников Вуе, Брекьера и Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе. Поэтому, в 1642 г., Пуссен покинул Париж и вернулся в Рим, где и жил до самой своей смерти.

Пуссен был особенно силен в пейзаже. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века.

Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью.

Ему принадлежит та заслуга, что благодаря любви к классицизму, которую он умел внушить своим соотечественникам, на некоторое время был приостановлен развившийся у французских художников вкус к вычурному и манерному.

К лучшим историческим картинам Пуссена, из которых большая часть хранится в Луврском музее, в Париже, должны быть отнесены:
* «Всемирный потоп»,
* «Смерть Германика»,
* «Взятие Иерусалима»,
* «Тайная вечеря»,
* «Ревекка»,
* «Жена-блудница»,
* «Моисей младенец»,
* «Поклонение золотому тельцу»,
* «Иоанн Креститель, крестящий в пустыне» и
* «Аркадские пастухи».

Императорский Эрмитаж обладает 21-м произведением этого мастера; из них наиболее любопытны:
* «Моисей, иссекающий воду из камня» (№ 1394),
* «Эсфирь перед Артаксерксом» (№ 1397),
* «Триумф Нептуна и Амфритриты» (№ 1400),
* «Великодушие Сципиона» (№ 1406),
* «Танкред и Эрминия» (№ 1408)
и два исторических пейзажа (№ 1413 и № 1414).

В Дрезденской картинной галерее выставлены:
* «Спящая Венера и Амур»,
* «Царство Флоры».

С картин Пуссена гравировали: Шато, Пуайльи, Одран, Пеен и Клодина Стелла.

Никола Пуссен - фото

Величайший французский художник XVII века Никола Пуссен говорил, что восприятие художественного произведения требует сосредоточенного обдумывания и напряженной работы мысли. «Мое естество, - отмечал он, - влечет меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». В этих словах отразились эстетические принципы классицизма, которым Пуссен не только следовал, но и был в живописи их создателем. Классицизм - художественное направление и стиль в литературе и пластических искусствах Франции XVII столетия - опирался на античное и ренессансное наследие и отражал идеи общественного долга, разума, возвышенного героизма и безупречной морали. Творческая практика оказалась гораздо шире нормативных положений доктрины. Насыщенные глубокой мыслью произведения Пуссена прежде всего покоряют жизненной полнотой образов. Его привлекала красота человеческих чувств, размышления о судьбах человека, тема поэтического творчества. Особенно важное значение для философско-художественной концепции Пуссена имела тема природы как высшего воплощения разумной и естественной гармонии.

Никола Пуссен родился близ нормандского городка Андели. Молодым человеком, после нескольких лет странствий и недолгой работы в Париже, он поселился в Риме, где прожил всю свою жизнь. Однажды ему пришлось по настоянию Людовика XIII на два года возвратиться во Францию, но его воззрения и работы не встретили там ни поддержки, ни понимания, а сама атмосфера придворной жизни вызвала брезгливое отвращение.

Искания Пуссена прошли сложный путь. Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626-1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. Германик - мужественный и доблестный полководец, надежда римлян - был отравлен по приказу подозрительного и завистливого императора Тиберия. Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов. Но не личное горе, а гражданственный пафос - служение родине и долгу - составляет образный смысл этого полотна. Уходящий из жизни Германик принимает клятву верности и мщения от римских легионеров, суровых, сильных и полных достоинства людей. Все действующие лица расположены подобно рельефу.

Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (1628-1629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности. Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок. 1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок. 1627). При этом построение обеих картин, в которых пластически осязаемые фигуры включаются в общий ритм композиции, безупречно. Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен. В мюнхенском полотне господствуют различные оттенки серого, с которыми изысканно контрастируют сине-голубые и ярко-красные тона.

Пуссен редко изображал страдания Христа. Основной массив его произведений связан с библейскими, мифологическими и литературными сюжетами. Античная тема его ранних работ, в которых сказалось увлечение колоритом Тициана, утверждает светлую радость жизни. Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела». Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия, изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры. Гибель Аякса, бросающегося на меч, обреченность смертельно раненных Адониса и Гиацинта, страдания влюбленных Смилы и Крокона не омрачают царящего ликующего настроения. Струящаяся из головы Гиацинта кровь превращается в опадающие лепестки чудесных синих цветов, из крови Аякса вырастает красная гвоздика, Нарцисс любуется на свое отражение в вазе с водой, которую держит нимфа Эхо. Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню. Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление. Эту жизнь несут героям смеющаяся богиня Флора, осыпающая их белыми цветами, и лучезарный свет бога Гелиоса, совершающего свой огненный бег в золотистых облаках.

Драматическое начало, которое входит в произведения Пуссена, придает его образам возвышенный характер. Любви антиохийской царевны, амазонки Эрминии к рыцарю-крестоносцу Танкреду посвящено эрмитажное полотно (1630-е). Сюжет его взят из поэмы Тассо Освобожденный Иерусалим. Ранненого в поединке Танкреда поддерживает его верный друг Вафрин. Эрминия, только что сойдя с коня, устремляется к возлюбленному и взмахом сверкающего меча отсекает прядь своих белокурых волос, чтобы перевязать ему раны. Любовь Эрминии уподобляется героическому подвигу. Картина построена на излюбленном художником контрасте синего, красного и оранжево-желтого. Пейзаж залит пламенеющим блеском вечерней зари. Здесь все соразмерно, легко читается с первого взгляда и все значительно. Господствует язык строгих, чистых уравновешенных форм, совершенен линейный и цветовой ритм.

Через все творчество Пуссена проходит тема жизни и смерти. В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой. В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной. Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве. Но Пуссен выразил в этом идиллическом сюжете идею быстротечности жизни и неизбежности смерти. Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии…» - напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце. В раннем варианте (1628-1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир.

Сюжет луврской картины «Триумф поэта» (Париж, Лувр) как будто граничит с аллегорией - увенчание лавровым венком юного поэта в присутствии бога Аполлона и Каллиопы, музы эпической поэзии. Идея картины - рождение прекрасного в искусстве, его торжество - воспринимается ярко и образно, без малейшей надуманности. Образы объединены общими строем чувств. Муза, стоящая рядом с Аполлоном - живое олицетворение прекрасного. Композиционное построение картины, с его внешней простотой, в своем роде образцово для классицизма. Тонко найденные смещения, повороты, движения фигур, отодвинутое в сторону дерево, летящий амур - все эти приемы, не лишая композицию ясности и равновесия, вносят в нее чувство жизни. Картина насыщена желто-золотистыми, синими и красными красками, что придает ей особую торжественность.

Образ природы как олицетворения высшей гармонии бытия проходит через все творчество Пуссена. Прогуливаясь в окрестностях Рима, он с присущей ему пытливостью изучал ландшафты Римской Кампаньи. Его живые впечатления переданы в чудесных пейзажных рисунках с натуры, полных свежести восприятия и тонкого лиризма. Живописные пейзажи Пуссена лишены этого чувства непосредственности, в них сильнее выражено идеальное начало. Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира. Громоздящиеся скалы, пышные деревья, кристально-чистые озера, прохладные родники, текущие среди камней и тенистых кустов, соединяются в пластически целой, целостной композиции, основанной на чередовании пространственных планов, каждый из которых расположен параллельно плоскости холста. Сдержанная колористическая гамма обычно строится на сочетании холодных синих и голубоватых тонов неба, воды и теплых коричневатых тонов почвы и скал.

«Пейзаж с Полифемом» (1649, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) воспринимается как торжественный гимн природе. Циклоп Полифем, словно вырастающий из серых скал, играет на свирели песнь любви морской нимфе Галатее. Звукам мелодии внимают теплое южное море, могучие горы, тенистые рощи и населяющие их божества, нимфы и сатиры, пахарь за плугом и пастух среди стада. Впечатление безграничности пространства усиливается тем, что Полифем, изображенный спиной к зрителю, смотрит вдаль. Все осеняет чудесное темно-голубое небо с легкими белыми облаками.

Могучее величие природы покоряет в «Пейзаже с Геркулесом и Какусом» (1649, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), где запечатлена победа Геркулеса над великаном Какусом. Хотя героем совершен подвиг, ничто не нарушает разлитого в картине ясного и строгого покоя.

Изображая Иоанна Богослова на острове Патмос, Пуссен отказывается от традиционного истолкования этого образа. Он создает редкий по красоте и настроению пейзаж - живое олицетворение прекрасной Эллады. В трактовке Пуссена образ Иоанна напоминает не христианского отшельника, а истинного мыслителя.

Знаменитый пейзажный цикл Четыре времени года выполнен художником в последние годы жизни (1660-1664, Париж, Лувр). Каждый пейзаж имеет символическое значение. «Весна» (в этом пейзаже изображены Адам и Ева в раю) - это цветение мира, детство человечества. «Лето», где представлена сцена жатвы, пора горячего труда, олицетворяет мысль о зрелости и полноте бытия. Зима изображает потоп, гибель жизни. Вода, хлынувшая на землю, неумолимо поглощает все живое. Нигде нет спасения. Вспышки молнии прорезают ночную тьму, и природа, охваченная отчаянием, предстает оцепенелой и неподвижной. Трагическая «Зима» - последнее произведение художника.

Чуждый карьеризма и внешнего успеха, Пуссен прожил достойную, благородную жизнь. В памяти поколений остались искусство художника и неразрывно слитый с ним его образ в созданном им позднем «Автопортрете» (1650, Париж, Лувр). Время посеребрило темные волосы стареющего мастера, но не лишило твердости осанки, придало чеканную и мужественную строгость крупным чертам лица, проницательную зоркость взгляду, укрепило чувство мудрого самообладания и спокойного достоинства. Передача индивидуального сходства не препятствует созданию глубоко обобщенного образа. Художник для Пуссена - прежде всего мыслитель, он видит ценность человека в силе его интеллекта, в творческой мощи. Значение имущества Пуссена для своего времени и последующих эпох огромно. Его истинными наследниками стали не французские академисты второй половины XVII века, исказившие традиции великого мастера, а представители революционного неоклассицизма XVIII столетия, сумевшие в формах этого искусства выразить новые идеи своей эпохи.

Татьяна Каптерева



Похожие статьи
 
Категории