Основная идея сказки маленький принц. «Маленький принц», художественный анализ повести Антуана де Сент-Экзюпери

14.04.2019

ДВЕНАДЦАТЬ

Поэма начинается с описания темного зимнего вечера. Дует такой сильный ветер, что сбивает с ног.

Кажется, что нигде от него нельзя спрятаться. Метет метель, роняя на землю белый снег. Снег при­крывает лед, скользящий под ногами и затрудняю­щий движение. Между двумя зданиями протянут плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» На него со слезами смотрит старушка, подсчиты­вая, сколько портянок вышло бы раздетым ребя­тишкам из такого огромного лоскута. Она перехо­дит через сугроб, ругая большевиков.

Мороз крепчает, что заставляет буржуя на пе­рекрестке прятать нос в воротник. Тут же какой- то длинноволосый (должно быть, писатель) рассуж­дает о том, что Россия погибла.

За сугробами прячется невеселый поп, вспоми­ная, как раньше гордо нес свое брюхо с сияющим крестом на народ.

На льду растянулась барыня в каракуле. А ве­тер, злой и веселый, продолжает крутить подолы прохожих и трепать большой плакат. Проходит группа людей с собрания. Улица пустеет, на ней остается один бродяга.

Появляется группа военных из двенадцати че­ловек: «В зубах - цигарка, примят картуз, // На спину б надо бубновый туз!» Военные разговари­вают о Ваньке, который стал солдатом и с кото­рым гуляет Катька. Кругом свобода без креста:

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Спешащие военные - это красногвардейцы, которые в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями все же способны раздуть мировой пожар на горе всем буржуям. По улице летит лихач. Вань­ка с физиономией дурацкой, в солдатской шине­ли, закручивая черный ус, катается с Катькой на санях. Эта женщина в лучшие свои времена гуля­ла с офицерами, ела шоколад, а сейчас опустилась до солдат. Катька ведет насыщенную и довольно опасную жизнь: у нее на шее шрам от ножа, под грудью свежая царапина. Однако мужчины без ума от ее ножек, поэтому она часто оказывается в центре всевозможных скандальных историй.

Лихач налетает на красногвардейцев, начина­ется перестрелка, поскольку один из красногвар­дейцев узнает в девице свою любимую. Катьку случайно убивают. Лихач мчится прочь. Красно­армейцы как ни в чем не бывало продолжают свой путь, оставляя женщину на снегу. Только убийца Катьки Петруха невесел. Он рассказывает това­рищам, как любил женщину. Красногвардейцы успокаивают Петруху и внушают, что сейчас не время разводить нюни. Они призывают его дер­жать себя в руках и «поправить осанку». Доволь­но скоро молодой человек снова вскидывает голо­ву и заметно веселеет. Он думает о том, как будет грабить этажи и погреба, гуляя вместе с такой же, как он, голытьбой:

Ты лети, буржуй, воробышком!

Выпью кровушку За зазнобушку,

Чернобровушку…

Улица пустынна, уже нет городовых. Только бур­жуй стоит на перекрестке, спрятав нос в воротник. К нему жмется паршивый пес, поджавши хвост. Словно пес, стоит за буржуем старый мир. Опять разыгралась вьюга такая, что за четыре шага ни­кого не видно, однако это не останавливает крас­ногвардейцев:

…И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль,

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

И днем и ночью эти двенадцать человек готовы защищать Россию от незримого врага, заглядывая даже в пустынные переулочки, где «одна пылит пурга». С красным флагом они несут свою службу, ожидая, что проснется лютый враг. Нельзя стано­виться у них на пути. Красногвардейцы никогда не теряют бдительность. Вот показалось, что кто- то впереди, но это только ветер, играющий с крас­ным флагом. Впереди сугроб холодный, кто хоро­нится за ним? Опять никого. Только шелудивый пес ковыляет позади. Красногвардейцы хотят от­вязаться от него, как от воплощения всего ненуж­ного, от воплощения старого мира. Однако пес, ска­ля зубы, не отстает.

Впереди все же кто-то есть. Этот кто-то идет беглым шагом, прячась за дома и размахивая красным флагом. Однако как ни пытаются крас­ногвардейцы, они не могут его ни догнать, ни до­стать пулей. Только эхо от выстрелов отражается в домах, да хохочет в снегах вьюга. Так продолжают идти державным шагом двенадцать красногвар­дейцев. Сзади тащится шелудивый пес. А впереди, с флагом в руках, невидимый за вьюгой и непод­властный пуле, еще один персонаж.

Вариант 1

1
Черный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек. Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
На улице холодно и скользко, прохожие скользят. На канате, протянутом от здания к зданию, протянут плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка не понимает, для чего столько материи использовано зря, из нее можно было сшить ребятишкам что-нибудь полезное. Сетует на то, что «большевики загонят в гроб». Ветер хлесткий, Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. Некто с длинными волосами ругает кого-то «предателями», говорит, что «погибла Россия», вероятно, это писатель. А вон и долгополый - Сторонкой, за сугроб... Что нынче невеселый, Товарищ поп? Помнишь, как, бывало, Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ?.. Барыня в каракуле говорит другой, что они оплакали, плакали», поскользнулась и упала. Ветер доносит слова проституток о том, что и у них было собрание, на котором они постановили: «на время - десять, на ночь - двадцать пять... И меньше - ни с кого не брать...» По пустой улице, ссутулившись, идет бродяга. Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... Товарищ, гляди в оба!
2
Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни... В зубах цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! _ Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! В Двенадцать человек разговаривают о том, что Ванька с Катькой сидят в кабаке, ругают Ваньку «буржуем», вспоминают, что раньше он «был наш, а стал солдат». Револьюционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь - В кондовую, В избяную, В толстозадую!
3
«Ребята» пошли служить в красной гвардии - Эх, ты, горе-горькое, Сладкое житье, Рваное пальтишко, Австрийское ружье! Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови, Господи, благослови!
4
Мчится лихач, в пролетке - Ванька с Катькой, Ванька в солдатской шинели, «крутит черный ус».
5
У Катьки под грудью не зажил шрам от ножа, раньше она «в кружевном белье ходила», «с офицерами блудила». Гетры серые носила, Шоколад «Миньон» жрала, С юнкерьем гулять ходила - С солдатьем теперь пошла!
6
Двенадцать нападают на Ваньку и Катьку, стреляют за то, что Ванька гулял с «девочкой чужой». Ванька убегает, Катька остается лежать на снегу. Револьюционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
7
Двенадцать идут дальше, все по-прежнему, только у Петрухи, который убил Катьку, бывшую свою девушку, «не видать совсем лица». Остальные его утешают, Петруха отвечает: «Эту девку я любил». Остальные уговаривают его держать «над собой контроль», напоминают, что «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха «замедляет торопливые шаги», «он головку вскидывает, он опять повеселел». Эх, эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, - Нынче будут грабежи!. Отмыкайте погреба - Гуляет нынче голытьба!
8
Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, Смертная! Ужь я времячко Проведу, проведу... Ужь я темячко Почешу, почешу... Ужь я семячки Полущу, полущу... Ужь я ножичком Полосну, полосну!.. Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, Чернобровушку... Упокой, господи, душу рабы твоея... Скучно!
9
Городовых больше нет, не слышно шума, буржуй на перекрестке «в воротник упрятал нос», рядом «жмется шерстью жесткой поджавший хвост паршивый пес». Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.
10
Разыгрывается вьюга, так что за четыре шага ничего не видно. Петруха по этому поводу поминает бога. Остальные поднимают его на смех, говорят: От чего тебя упас Золотой иконостас? Добавляют, что негоже поминать бога, когда руки в Катькиной крови. Шаг держать револьюционный! Близок враг неугомонный! Вперед, вперед, вперед, Рабочий народ!
11
...И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль.
12
Двенадцать идут сквозь вьюгу, замечая кого-нибудь за сугробом или домом, кричат остановиться, угрожают начать стрельбу. стреляют. «И только эхо откликается в домах». Так идут державным шагом - Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Иисус Христос.

Вариант 2

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.
Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о проданной России. Среди прохожих - «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние - поэта? кого-то из прохожих? - описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба». Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках. Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога. Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется. Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!» Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу. Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!» Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…». Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес. Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет. Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…». Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом […] Исус Христос».

Концепция. Анализом поэмы «Двенадцать»
занимались очень многие авторы, пытаясь
«расшифровать» образы поэмы, но на наш
взгляд, концепция А. Грачевой, изложенной
в статье «Поэма Блока "Двенадцать", наиболее удачна.
По этой концепции восприятие Блоком революции дано в поэме
не на оценочном уровне. «А. Блок никак не оценивал революцию.
Блок отнесся к ней с историческим фатализмом Толстого».
К этой поэме стягиваются все нити его поэзии, это завершающий
этап всего его творчества, после этой поэмы Блок уже не смог ничего
написать, хотя, конечно, попытки были. Он обратился к прозе. Написал
«неудачное» начало повести «Исповедь язычника».
В мировидении поэта большое место занимала стихия, он был
человеком «стихийным, о том свидетельствует его поэзия». И в поэме
«Двенадцать» стихия прорвалась, и через «музыку» излилась в сложную
образность.
Композиция поэмы. Само название многозначно, оно варьируется
на разных уровнях: 12 глав, 12 красногвардейцев в патруле, 12 учеников
у ИисусаХриста, 12 часов (полночь), когда появляется нечистая сила.
Композиция напоминает срез дерева, полученного из полукругов,
полукруг - это одна глава, которая смыкается с другой, образуя круг.
аналитическое
Главы соединяются по смысловому значению. Например, в первой
главе звучит вопрос: «Что впереди?» - в последней главе дан ответ:
«Иисус Христос». Во второй главе - у героев-красногвардейцев нет
цели, а в одиннадцатой цель уже определена («Вот проснется лютый
враг». «Вперед, вперед, рабочий народ!»)
В третьей («Мировой пожар раздуем») - заявка на мировую революцию.
В десятой - у каждого руки в крови («Али руки не в крови
из-за Катькиной любви? - шаг держи революционный!»).
В четвертой - для таких, как Катька, делалась революция, но для
нее ничего не изменилось. В девятой - безначалие и безлюдие
(«И старый мир, как пес безродный, // Стоит за ним, поджавши хвост»).
В пятой главе о Катьке, ее жизни проститутки, бесовские соблазны -
в восьмой «выходит плебс», те, для кого нет ничего святого.
Центр композиции 6 и 7 главы - сердцевина - преодоление тоски
по Катьке.
Такая композиция, сотканная из 12 глав, символизирующих
соединение и личного начала, (жизни конкретного человека), и мировой
истории, позволили реализовать идею революции, как идею разрушения
и катастрофы.

I глава
Черный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете!
Начало символизирует блоковское понимание революции как
стихии. Краски контрастны: черный - белый, потом красный (плакат).
Место действия: весь божий свет. Персонажи - не герои, а только
те, кто в этом вихре страшной стихии не смог устоять на ногах.
Затем пространство сужается до конкретных событий: «Вся власть
Учредительному Собранию» (очень популярный лозунг). Слышатся
разные голоса. Старушка сетует, что из плаката можно было сшить
портянки для детей - это точка зрения масс. Блок считал, и об этом
он писал в своей статье «Каталина», что большинство людей никак
не переживает великие события. Для них революция не является
чем-то грандиозным. «Революция, как все грандиозные события,
всегда подчеркивает черноту..., в которой часть жителей развратничает,
половина спит, немногие мужи совета бодрствуют, верные своим
полицейским обязанностям, и большая часть обывателей, как всегда
и везде, не подозревает о том, что в мире что-то происходит...». Эта
мысль отражена во фразе старушки (точка зрения масс).
Дальнейшие образы I главы:
Б у р ж у й: И буржуй на перекрестке
В воротник засунул нос.
Очень точная оценка дворянского класса народными массами. Он
ждет своего часа.
П и с а т е л ь: А это кто? - Длинные волосы
И говорит вполголоса:
-Предатели!
Погибла Россия!
Должно быть писатель -
Вития...
Такой иронической оценки был удостоен писатель. В действительности
так и было. Интеллигенция на протяжении всего XIX в.
«боролась за счастье народа» и желала революции, но, когда революция
показала свой волчий оскал, сразу растерялась и осудила кровавую
бойню. А разве революции бывают бескровными? Ту же мысль Блок
выскажет в статье «Интеллигенция и революция»: «Что же вы думали?
Что революция - идиллия? Что творчество ничего не разрушает
на своем пути? Что народ - паинька? Что сотни жуликов, провокаторов,
черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются
ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так "бескровно"
и так "безболезненно" и разрешится вековая распря между "черной"
и "белой костью", между образованными и "необразованными", между
интеллигенцией и народом?» Все происходит по схеме: «сначала
фанатики, потом функционеры, потом клопы».
Появляется еще одна фигура:
П о п: А вон и долгополый -
Сторонкой-засугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Революция - это действо со знаком минус, и поэтому отрицание
всякой культуры, в том числе и духовной, происходит в кощунственной
форме. Блок очень точно подмечает такое кощунственное отношение
к церкви и священникам. «Товарищ поп» - пародия на служителей
культа.
Главное действующее лицо первой главы - ветер: «Ветер веселый /
/ И зол и рад». Ветер революции все ставит на свои места: «Кто был
ничем, тот станет всем». Революция всех поменяет местами: кто был
наверху - тот окажется внизу - барынька подскользнулась и растянулась.
А кто в середине? - опять ветер, и опять плакат: «Вся власть Учредительному
Собранию!...» А дальше немного комическая ситуация:
Профсоюзы: ... И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...
... Обсудили -
Постановили:
На время - десять, на ночь - двадцать пять...
...И меньше-ни с кого не брать...
...Пойдем спать.
Профсоюз проституток устанавливает тариф для клиентов. А почему
бы нет? Но главное - заявлена среда, откуда выйдет героиня
поэмы, Катька. Но пока опять «свищет ветер», и «черное, черное небо».
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
Эпитет «черная» злоба варьируется с эпитетами «грустная», «святая
», он отражает соединение несоединимого (злоба не может быть
святой и грустной). Это метафора состояния сознания людей. Здесь
же задан вопрос: «Кто впереди?» - ответ в двенадцатой главе - Иисус
Христос, но с кровавым флагом.

II глава
Появляются герои, они обыкновенные люди, даже слишком обыкновенные.
Нет лозунговых речей:
- А Ванька с Катькой-в кабаке.
Ванька не с ними, а значит - против них. Герои понимают свободу
как отказ от запретов:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста.
Цель их похода тоже обозначена:
Как понимают революцию простые красноармейцы?
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Блок в этих строках обозначает сущность нового времени: без
креста. Достоевский полагал, что революция - это прежде всего отказ
от Бога: «Бога нет - и все дозволено». Вот красноармейцы и вышли
в«антикрестовый» поход.

III глава
В ней всего 12 строк, три четверостишия. 1-е четверостишие -
солдатская песня, 2-е - частушка, 3-е - молитва, но кощунственная:
«Господи, благослови!» - но на что: «Мировой пожар в крови» -
на пробуждение нового сознания, когда можно будет переступить
через главное: «Не убий».

IV и V главы
О Катьке. Для таких, как Катька, и делалась революция. Но что
изменилось в ее жизни? - Да только клиенты: «С юнкерьем гулять
ходила, с солдатьем теперь пошла».

VI глава
В этой главе Катька гибнет.
А Катька где? - Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Что, Катька, рада?-Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу.
Героям-красноармейцам не жаль Катьку - она не враг, а всего лишь
случайная жертва. А сколько было этих случайных жертв? - Но революции
без жертв не бывает. Через Катьку перешагнули и устремились
вперед, где их ждет «неугомонный враг»:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

VII глава
Воспоминание Петрухи, одного из двенадцати, о своей любви
к Катьке, оно трепетно по своему выражению:
-Ох, товарищи родные,
Эту девку я любил...
И в этой главе убивается любовь к Катьке: «Не такое нынче время».
Тоска и горе одного человека тонут в революционном марше. Что
такое один человек против множества? В литературе о революции
и гражданской войне в последующие годы будет утверждаться гуманизм
общей идеи, где судьба одного человека приносилась в жертву
великой идее масс.
А массы в конце VII главы предаются стихии грабежа:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба-
Гуляет нынче голытьба!

VIII Глава
В начале главы - тоска смертная, «скука скучная». Выходит
на улицу плебс (народ) в худшем его значении.
Уж я темечко
Почешу, почешу...
Уж я семечки
Полущу, полущу...
Для него нет ничего святого:
Уж я ножичком
Полосну, полосну!
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...
Молитва в конце главы произносится по привычке.

IХ глава
Романс. Ничего нет, только опять стоит буржуй как вопрос. А что
будет дальше? Образ буржуя здесь дан как сравнение со старым
миром:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит, безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост. -
Так видят солдаты революции - Блок здесь как проводник всего
увиденного и услышанного.

Х глава
Снова стихия бури, бури революционной. Достоевский говорил
о революции как о бесовской силе, закружившей Россию. П. Флоренский
считал, что в этой главе явно просматривается бесовщина.
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся...
И в этом вихревом кружении совсем иначе все видится:
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
Оказывается, они шли на это сознательно, а Катька - жертва. Все
красноармейцы повязаны кровью, они единомышленники.
-Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

ХI глава
Идут вперед «рыцари-антикрестоносцы»:
...И идут без имени святого
Все двенадцать-вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Цель определена, она направлена на врага, но кто этот враг - они
не видят:
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...
Вьюга (бесы) застилает глаза.

ХII глава
Встреча произошла.
Это-ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...
Опять старый мир возникает в образе паршивого пса:
-Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались-поколочу!
Они стреляют в невидимого врага, а этот враг - Христос. Возможны
разные трактовки появления Христа с кровавым флагом, но
тот факт, что Блок все же не отказался от этого образа, усиливает его
мистическое видение. Христос не отказался от России, из которой
изгнали Бога. В образной символике поэмы красный флаг - это символ
России, долгие годы страна Советов будет шагать под красным
знаменем. «В белом венчике из роз» - символика возвращения Христа
в Россию в пророческом будущем:
И за вьюгой невидим
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз-
Впереди Иисус Христос.
Блок в своей поэме занял очень трудную позицию - не высказывать
своего отношения к революции, а показать ее в сложных
взаимоотрицающих процессах, может быть, поэтому поэма сложна
для понимания.

Дударь Ксения

"Есть книги на века. Они добрые советчики, наставники и друзья. Если такая книга вошла в жизнь, ты не будешь одинок. У меня такие книги есть. Одни растут вместе со мною, другие вошли в мою жизнь сравнительно недавно. Удивительно, что по мере взросления человека, смысл прочитанных произведений меняется. К этой мысли меня привела книга замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». "

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Зачем звезды светятся»

(Проблема смысла жизни в сказке Антуана де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»)

Хотел бы я знать, зачем звезды светятся,

Задумчиво сказал он.

(Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)

1. Введение

Есть книги на века. Они добрые советчики, наставники и друзья. Если такая книга вошла в жизнь, ты не будешь одинок. У меня такие книги есть. Одни растут вместе со мною, другие вошли в мою жизнь сравнительно недавно. Удивительно, что по мере взросления человека, смысл прочитанных произведений меняется. К этой мысли меня привела книга замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это удивительное произведение – сказка и для детей, и для взрослых. Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения. Не все доступное взрослым откроется сразу детям. Но дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни.

Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия. Ибо только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их «практической пользой»!

Слушая рассуждения Маленького принца, следя за его путешествиями, приходишь к выводу, что на страницах этой сказки собрана вся человеческая мудрость. Путешествуя по планетам и знакомясь с их обитателями, маленький мальчик познает мир, и я вместе с ним.

Эта сказка заставляет задуматься о многом, а особенно о смысле жизни и ее ценности. Эти мысли рано или поздно посещают человека, в том числе и меня. Проблема смысла жизни волновала, волнует и будет волновать людей. Если они умеют думать и чувствовать. Если они хотят понять себя и мир вокруг. На мой взгляд, этот вопрос является актуальным для каждого. Я черпаю крупицы мудрости из Книг Великих. И одна из них - «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Целью моей работы является рассмотрение проблемы смысла жизни человека, основываясь на произведении французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

При работе над данной темой ставились следующие задачи:

рассмотреть произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;

  • проследить основные идеи произведения, которые помогут глубже понять проблему смысла жизни;
  • изучить проблему смысла жизни в философии и религии;
  • проследить взгляды на проблему смысла жизни в философии и религии;
  • рассмотреть взгляды двух возрастных категорий на эту проблему, основываясь на проведенном соцопросе;
  • проанализировать полученные результаты;
  • сравнить собственную точку зрения с полученными выводами и идеями книги.

Я считаю, что моя исследовательская работа имеет широкую практическую значимость , которая заключается в следующих аспектах:

1)интеллектуальный багаж (помощь при сдаче ЕГЭ);

В этой книге я могу найти множество полезных цитат и аргументов к ним о любви, дружбе, детстве, психологии взрослого человека и ребенка, духовной стагнации и, конечно же, о смысле жизни, которые помогут мне при сдаче ЕГЭ по русскому языку, литературе и обществознанию;

2)«прививка» против суицида;

Проведенная мною работа заставила меня заглянуть в себя, в суть вещей, задуматься о том, что самоубийство противоречит всем законам нравственности и морали, задуматься о ценности и красоте жизни, об удивительной тайне бытия, которую можно постичь лишь живая деятельная душа.

3)шаг к православию;

В произведении «Маленький принц» затрагивается множество важных тем, которые звучат в унисон христианству. Они заставили меня в очередной раз понять, что Бог есть Любовь.

4)личностное развитие. Эта книга развивает личность человека: его характер, взгляд на мир, помогает оценить свои поступки, мысли, желания, понять свои права и, прежде всего, обязанности.

Антуан де Сент-Экзюпери написал немного книг, но в них успел сказать людям самое главное.

Французский писатель, поэт и профессиональный лётчик родился 29 июня 1900 года в городе Лионе. Впервые он начал писать в школьные годы. В этом возрасте Антуана постигла тяжелая утрата – умер его брат Франсуа. И эта смерть вызвала первые серьезные размышления о жизни.

После окончания колледжа он готовился поступить в военно-морское училище. Но карьера блестящего морского офицера не состоялась. Юноша, одержимый любовью к писательству, провалился на экзамене по литературе. Уже тогда Антуану было очевидно: писать он сможет лишь о том, что лично пережито. «Прежде, чем писать, нужно жить», - заметил он позже.

Авиация и литература вошли в жизнь Антуана почти одновременно. Однажды его прямо спросили: что он предпочитает – летать или писать? Он ответил: «Не понимаю, как можно разделить эти вещи. Для меня летать и писать – одно и то же». Безмятежному застойному существованию обывателей Антуан противопоставлял жизнь активную, деятельную, жизнь среди бурь, опасностей, молний, жизнь, одухотворенную высокой целью служения людям, прогрессу. Под этим достойным девизом и прошла вся его жизнь.

«…Я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода».

31 июля 1944 года, менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя свое последнее боевое задание. Долгое время его считали без вести пропавшим. Только в 50-е годы, в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документа, подтверждающая его гибель.

Экзюпери совершал разведывательный полет, пулемета на борту не было. Сент-Экзюпери оказался беззащитным перед фашистским истребителем. Самолет загорелся и пошел на снижение в сторону моря…

Сент-Экзюпери ушел от нас совсем незаметно, но так ли уж бесследно?

Всю жизнь Сент-Экзюпери искал тот смысл, который оправдает будущую смерть и этим ее разрушит: “Умирают только за то, ради чего стоит жить”.

Ради чего же в его понимании стоило жить? Ради людей, взрослых и детей, ради поэзии и любви – ради самой жизни…

Свое лучшее произведение Сент-Экзюпери создал в дни войны, в 1942 году. «Маленький принц» - самая читаемая в мире сказка для детей и взрослых. Удивительно, ведь не каждая книга может заинтересовать, казалось бы, такие противоположные возраста.

На мой взгляд, разгадка кроется в том, что дети читают эту книгу с удо- вольствием, так как она привлекает их простотой изложения и необычным сюжетом, взрослые видят в ней неподкупную истину, верного советчика.

3. «Маленький принц»

В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал еще один рисунок - удава изнутри. Тогда взрослые посоветовали мальчику бросить эту ерунду - по их словам, следовало больше заниматься географией, историей, арифметикой и правописанием. Так мальчик отказался от блестящей карьеры художника. Ему пришлось выбрать другую профессию: он вырос и стал летчиком, но по-прежнему показывал свой первый рисунок тем взрослым, которые казались ему разумнее и понятливее остальных, - и все отвечали, что это шляпа. С ними нельзя было говорить по душам - об удавах, джунглях и звездах. И летчик жил в одиночестве, пока не встретил Маленького принца.

Это произошло в Сахаре. Что-то сломалось в моторе самолета: летчик должен был исправить его или погибнуть, потому что воды оставалось только на неделю. На рассвете летчика разбудил тоненький голосок - крошечный малыш с золотыми волосами, неведомо как попавший в пустыню, попросил нарисовать ему барашка. Изумленный летчик не посмел отказать, тем более что его новый друг оказался единственным, кто сумел разглядеть на первом рисунке удава, проглотившего слона. Постепенно выяснилось, что Маленький принц прилетел с планеты под названием «астероид В-612».

Вся планета была величиной с дом, и Маленькому принцу приходилось ухаживать за ней: каждый день прочищать три вулкана - два действующих и один потухший, а также выпалывать ростки баобабов. Но жизнь его была печальной и одинокой, поэтому он очень любил смотреть на закат - особенно когда ему бывало грустно. Он делал это по нескольку раз на дню, просто передвигая стул вслед за солнцем. Все изменилось, когда на его планете появилась чудесная роза. Это была красавица с шипами - гордая, обидчивая и простодушная. Маленький принц полюбил её, но роза казалась ему капризной, жестокой и высокомерной - он был тогда слишком молод и не понимал, как озарил его жизнь этот цветок. И вот Маленький принц прочистил в последний раз свои вулканы, вырвал ростки баобабов, а затем простился со своим цветком, который только в момент прощания признался, что любит его.

Он отправился странствовать и побывал на шести соседних астероидах. На первом жил король: ему так хотелось иметь подданных, что он предложил Маленькому принцу стать министром, а малыш подумал, что взрослые - очень странный народ. На второй планете жил честолюбец, на третьей - пьяница, на четвертой - деловой человек, а на пятой - фонарщик. Все взрослые показались Маленькому принцу чрезвычайно странными, и только Фонарщик ему понравился: этот человек оставался верен уговору зажигать по вечерам и гасить по утрам фонари, хотя планета его настолько уменьшилась, что день и ночь менялись ежеминутно. Не будь здесь так мало места. Маленький принц остался бы с Фонарщиком, потому что ему очень хотелось с кем-нибудь подружиться - к тому же на этой планете можно было любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз в сутки!

На шестой планете жил географ. А поскольку он был географом, ему полагалось расспрашивать путешественников о тех странах, откуда они прибыли, чтобы записывать их рассказы в книги. Маленький принц хотел рассказать о своем цветке, но географ объяснил, что в книги записывают только горы и океаны, потому что они вечны и неизменны, а цветы живут недолго. Лишь тогда Маленький принц понял, что его красавица скоро исчезнет, а он бросил её одну, без защиты и помощи! Но обида еще не прошла, и Маленький принц отправился дальше, однако думал он только о своем покинутом цветке.

Седьмой была Земля - очень непростая планета! Достаточно сказать, что на ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев - итого около двух миллиардов взрослых. Но Маленький принц подружился только со змейкой, Лисом и летчиком. Змея обещала помочь ему, когда он горько пожалеет о своей планете. А Лис научил его дружить. Каждый может кого-то приручить и стать ему другом, но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил. Тогда Маленький принц решил вернуться к своей розе, потому что был за нее в ответе. Он отправился в пустыню - на то самое место, где упал. Там он и познакомился с летчиком. Маленький принц нашел желтую змейку, чей укус убивает в полминуты: она помогла ему, как и обещала. Летчику малыш сказал, что это только с виду будет похоже на смерть, поэтому печалиться не нужно - пусть летчик вспоминает его, глядя в ночное небо. И когда Маленький принц рассмеется, летчику покажется, будто все звезды смеются, словно пятьсот миллионов бубенцов…

Прочитав очередной раз книгу, я решила проследить основные идеи произведения, которые помогут глубже понять проблему смысла жизни.

Предварительно я открыла учебник Р. Янушкявичюс, О. Янушкявичене. «Основы нравственности», монографии Соловьёва В. С. «Оправдание добра», Трубецкого Е. Н. «Смысл жизни», Шердакова В. Н. « Смысл жизни как философско-этическая проблема». Я поняла, что поиск смысла жизни – проблема актуальная во все времена и у всех народов.

4.Смысл жизни в философии и религии

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации.

Философское видение проблемы

Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.

Античная философия

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека.

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал - жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, - блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира.

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека, в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков - невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим

Экзистенциализм

Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века - Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жана-Поля Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрём

Нигилизм

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. Нигилизм, доведенный до крайнего состояния, превращается в прагматизм, отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных нужд человека; в признание того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни - получить от неё удовольствие.

Позитивизм

Людвиг Витгенштейн

Вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей.

Прагматизм

Уильям Джеймс

Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни - это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

Артур Шопенгауэр

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Согласно Шопенгауэру, жизнь - это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение - мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, - это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.

Религиозные подходы и теории

Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры - это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели. Большинство людей, кто верит в персонифицированного Бога, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живём, движемся, существуем»

Смысл жизни с точки зрения Христианства

Истинный смысл жизни - в принятии Иисуса Христа нашим Господом и Спасителем. В этом наше спасение и жизнь вечная. Мы примиряемся с Богом посредством Голгофской Жертвы Сына Божьего, - мы прощены, и искуплены, и оправданы, и приняты в вечные обители Иисусом Христом. И хотя мы ещё продолжаем жить на земле, но духом мы с Богом, - мы Его дети, наследники прекрасной вечности. Тогда и жизнь наша полностью обновляется, мы рождены Свыше - в нас пребывает Дух Божий, Дух Святой, - мы побеждаем грех Силой Свыше, Силой Иисуса Христа!

Только после воскресения Христова возможны истинный прогресс и развитие.

Смысл жизни - это замысел Божий о человеке, и он разный для разных людей. Его можно прозреть только смыв налипшую грязь лжи и греха, но его невозможно «выдумать».

Смысл земного этапа жизни - в обретении вечной жизни, которое возможно только через личное принятие Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, обещание служить Ему верной и чистой совестью, сопричастие к жертве Христовой и Его воскресению.

Серафим Саровский в 1831 году во время беседы с Николаем Александровичем Мотовиловым говорил:

«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего».

«Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего».

Иудаизм

Согласно Торе, Всевышний создал человека в качестве собеседника и сотворца. И мир, и человек созданы несовершенными умышленно - для того, чтобы человек, с помощью Всевышнего, поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства.

Смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу, даже в самых будничных делах - когда человек ест, спит, отправляет естественные потребности, исполняет супружеский долг - он должен делать это с мыслью о том, что заботится о теле - для того, чтобы иметь возможность с полной самоотдачей служить Творцу.

Смысл жизни человека - в способствовании установлению царства Всевышнего над миром, раскрытии его света для всех народов мира.

Ислам

Ислам подразумевает особое отношение между человеком и Богом - «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи Ислама - мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.» (Коран, 51:56).

Согласно основополагающим догматам Ислама, «Аллах (Бог) властвует надо всем и опекает свои творения. Он Милостив, Милосерден и Всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния - и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду.

Буддизм

Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого человека является страдание (дукха), а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания. Источником страдания являются человеческие желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния - просветления (нирваны - состояния полного отсутствия желаний, а значит и страданий).

Я, конечно, уважаю мнение людей думающих, ищущих, но считаю, что смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу, что христианство, а именно православие, помогает человеку считать себя рабом Божиим и быть счастливым от того.

5. Основные идеи произведения

И так, «Маленький принц»…

Удивительные олицетворения и глубокие философские образы придают этому произведению особую индивидуальность и колорит. Я бы сравнила «Маленького принца» с алмазом с множеством граней: так и хочется подольше подержать его в руках, рассмотрев драгоценный камень со всех сторон. Прежде всего, эта книга делает человека Человеком, затрагивая потаённые струны души, она формирует его личность. Маленький принц напоминает взрослым людям о том, что когда-то они тоже были детьми, учит видеть сердцем, ведь «самого главного глазами не увидишь».

Можно бесконечно говорить о мудрости каждой главы сказки.

1)Антуан де Сент-Экзюпери рассказывает нам об удивительных планетах, подразумевая души людей. Эти загадочные планеты с их обитателями, с которыми нас знакомит автор, олицетворяют собой многоквартирный дом, где в каждой квартире (планете) со своим собственным укладом и своеобразным внутренним миром живут различные люди.

Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных (у каждого своя планета!) и считают его истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота

У некоторых в душе доминируют изъяны, как мечта о власти у короля, эгоизм и самолюбование у честолюбца, а некоторые рассказывают нам об истинных моральных ценностях как лис о дружбе и любви, фонарщик о преданности делу. В образах Маленького принца и Летчика, от имени которого ведется повествование, писатель воплощает самые светлые человеческие качества - человеколюбие, трогательную и беззащитную красоту. Летчик и Маленький принц видят мир одинаково, по-детски: для них важно любит ли он ловить бабочек, и их совершенно не интересует, сколько кому лет. Летчик - человек, который сохранил в себе чистую душу ребёнка, он не утратил детской непосредственности. Истинное дарование человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым сердцем. Маленький принц обретает друга в лице Летчика, потому что они понимают друг друга без слов и готовы открыть все тайники своей души.

В характере Маленького принца ярко запечатлены христианские идеи детской чистоты, открытости и кротости. «Будьте как дети» - психологам, даже самым далеким от христианства, эта фраза ясна, как день. Дело в том, что до семи лет детское сознание не способно разделять себя и мир. Я - это весь мир, а весь мир - это я. Детское сознание не ограничено и экспрессивно, оно вмещает в себя абсолютно все. Жизнь, как целое яблоко, прекрасна в своей нераздельности и простоте. Поэтому необходимо помнить, что, обижая ребенка, мы обижаем мир; даря ему радость - мы разукрашиваем мир в тысячи цветов.

Одна из ступенек ведущим к познанию смысла жизни – понимание того, что нужно жить с открытым сердцем. Как дети.

Маленький принц живет в укромном уголке души каждого человека. Он олицетворяет собой наши мечты, светлые помыслы и, наверное, совесть. Словно ангел-хранитель с золотистыми волосами, радуется нашим добрым делам. Когда же мы совершаем неблаговидные поступки, он скорбит и ждет нашего возвращения на праведный путь.

2) Для каждого человека очень важно понять, что важным моментом в жизни является понимание своей греховности и умение бороться с грехом.

Раньше этого я, наверно, не понимала, но я все время пыталась задержаться на ускользающем от меня смысле метафоры. Когда я стала ходить в церковь и узнала, что такое грех, то поняла, о чем говорит писатель. Баобаб - это грех. Сейчас мне ясно, почему смысл «ускользал». Ведь в моем лексиконе просто не было этого слова, а понимания его значения - тем более. Грехом было для меня не следовать своим «хочу». Автор рассказывал нам о том, как маленький нежный росток - грех, не вырванный вовремя - растет и крепнет, каменеет и разрывает душу на куски, лишая ее возможности произрастить что-то живое.

« На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки».

Святым Отцам удалось вырвать семя баобаба-греха из своей души. Нам же приходится вести ежедневный осмотр своей души и вырывать ростки баобабов Таинством покаяния. Иначе - прогноз неутешительный. Не вырванный вовремя росток превращается в монолитное дерево греха, который, заслоняя собой свет, обрекает душу на погибель. Поэтому позволю себе вслед за автором воскликнуть: «Люди, берегитесь баобабов!!!» И не забывайте прекрасный совет Маленького принца:

«- Есть такое твердое правило, - сказал мне позднее Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету ».

Я поневоле сравниваю это с утренней молитвой. Каждое утро, глубоко заглядывая в свое сердце, мы должны помнить о необходимости «убрать свою планету» - свою душу.

Для чего, по мнению Сент-Экзюпери, живет человек: для того, чтобы любить, совершенствовать свою душу или выращивать баобабы?.. Конечно же, для того, чтобы самосовершенствоваться и развиваться.

Маленький нежный росток - грех, не вырванный вовремя - растет и крепнет, каменеет и разрывает душу на куски, лишая ее возможности произрастить что-то живое.

3)Наша жизнь ориентирована на вещи, называемые благоустройством жизни человека и научно-техническим прогрессом. И вот тратя все свои силы на поддержание «достойного уровня жизни», люди все чаще стали понимать, что этот путь не делает их счастливыми.

А где же люди? В пустыне так одиноко…

Среди людей тоже одиноко .

Люди стали агрессивными, закрытыми и недоброжелательными друг к другу, при этом забыв, что наша жизнь - это следствие наших поступков. Поэтому не стоит поддаваться хандре и обидам на окружающих, а учиться чувствовать движения своей души и следовать им.

4)«… Невозможно больше жить холодильниками, политикой, балансами и кроссвордами! Совершенно невозможно. Невозможно жить без поэзии, без красок, без любви...» , - пишет Сент-Экзюпери в своих воспоминаниях. Автор заставляет читателя изменить угол зрения на привычные вещи. Ведь по-настоящему ценным является желанный глоток воды, жажда человеческого общения, одна – единственная роза, дружба, любовь к человеку, взаимопонимание, милосердие, наслаждение красотой природы.

- Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете.

Лис щедро поделился с Маленьким принцем своими секретами, своей мудростью. "Приручить друг друга" - таков один из его секретов. Приручение – это искусство, которому можно научиться. До встречи с Маленьким принцем Лис только и делал, что боролся за свое существование: он охотился за курами, а охотники охотились на него. Приручившись, Лис смог вырваться из замкнутого круга, в котором между собой чередовались нападение и защита. Он обрёл духовную гармонию, радость общения, постепенно раскрывая свое сердце Маленькому принцу.

Это невидимые узы. Их нельзя увидеть, их можно только почувствовать. Приручить – создать узы любви, единения душ. Приручить – значит, сделать мир ценнее и добрее, ведь все в нем будет напоминать о любимом существе: засмеются звезды, оживут колосья ржи. Приручить – значит, связать себя с другим существом любовью, заботой и ответственностью.

Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире. Главный герой открывает истину для себя и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом, во что вложена душа.

Маленький принц знает, что его роза - единственная, потому что он ее «приручил».

Роза – это символ любви и красоты, которую нужно вырастить из маленького семени до прекрасного цветка.

«Ничего я тогда не понимал! - признается Маленький принц. - Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать... За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод. Я еще не умел любить».

Теперь он понимает, что она одна дороже ему всех роз на свете. Поэтому он жертвует своей жизнью и возвращается туда, где в нём нуждаются.

Вместе с Маленьким принцем я поняла, что смысл жизни, прежде всего в том, чтобы научиться любить. Эта наука сложна и проста одновременно. Если в сердце Господь – всё под силу! По-настоящему любить - значит быть терпимым и чутким, не придираться к словам, уметь прощать. Очень хочется дополнить эту мысль высказыванием апостола Павла: " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает».

И ещё я поняла благодаря Маленькому принцу, что «умирают только за то, ради чего стоит жить»…

Какие же основные ориентиры, которые помогут глубже понять проблему смысла жизни, я вынесла из этой книги?

  • « Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце».
  • Все вокруг нас – от травинки до человека - живое, наполненное

Таинственной жизнью - только остановись и прислушайся.

  • По-настоящему ценным является желанный глоток воды, жажда человеческого общения, одна – единственная роза, дружба, любовь к человеку, взаимопонимание, милосердие, наслаждение красотой природы.
  • «Мы в ответе за тех, кого приручили».
  • Приручить – создать узы любви, единения душ.
  • Приручить – значит, связать себя с другим существом любовью, заботой и ответственностью.
  • «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».
  • Необходимо трудиться каждый день, чтобы наполнить светом и сохранить в чистоте свою душу.
  • Не стоит поддаваться хандре и обидам на окружающих, а учиться чувствовать движения своей души и следовать им.
  • «Умирают только за то, ради чего стоит жить».
  • Прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом, во что вложена душа.

6. Язык произведения

Язык сказки привлекает удивительным богатством и разнообразием приемов. Он мелодичен («...А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков...»), прост и необычайно точен. Это язык воспоминаний, грез и раздумий:

«...Когда мне было шесть лет... я увидел однажды удивительную

картинку...» или: «...Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком

меня покинул». Это язык предания, легенды, притчи. Стилистическая манера - переход от образа к обобщению, от притчи к морали - характерная черта писательского таланта Сент-Экзюпери.

Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник в пустыне», «пятьсот миллионов бубенцов». Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т. д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: «они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь...» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать».

Благодаря таким особенностям языка известные истины воспринимаются по-новому, открывается их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься: всегда ли привычное это лучшее и правильное.

В языке сказки можно найти немало традиционных понятий о добре, справедливости, здравом смысле, свойственных народному фольклору, в нем присутствует древний мифологический подтекст. Так, Змея таит в себе загадку жизни и смерти, свет - круг человеческого тепла, общения и близости. Своеобразна и повествовательная манера повести. Автор словно ведет с читателем беседу, доверительную и искреннюю, размышляя о сущности человеческого бытия. Мы чувствуем постоянное незримое присутствие автора, страстно желающего изменить жизнь на земле и верящего, что царство добра и разума наступит. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения.

Постигая мудрость жизни, маленький герой одновременно преподает нравственный урок взрослым, всем людям вообще. Нравственная красота любви, дружбы, счастья и человеческой жизни открывается героям и читателям к концу повествования.

В сущности, перед нами переосмысленный сюжет притчи о блудном сыне, в котором заблудшие взрослые люди внимают словам ребенка.

7. Образы-символы сказки

Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.

Маленький принц – это символ человека – странника во Вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.

Рассказчик терпит аварию в пустыне - такова одна из сюжетных линий в повести, ее фон.

Он оказывается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, пришелец с «планеты детства». Поэтому значение этого образа в произведении особое - он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Поэтому тема детства с его незамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести. Поистине - «устами ребенка глаголет истина».

«...Знаешь, отчего хороша пустыня?» - спрашивает Маленький принц у летчика. И сам отвечает: «Где-то в ней скрываются родники...» Колодец в пустыне, вода - вот еще один важный для Сент-Экзюпери образ-символ, исполненный глубокого философского содержания. Вода - первооснова жизни, источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы, дающий бессмертие. В преданиях воду стерегли драконы, у Сент-Экзюпери ее стережет пустыня. Автор верит, что в каждом человеке «скрываются родники», нужно только уметь найти их и открыть.

Вода, которую находят герои, оказывается не простой водой: «Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилии рук... Она была как подарок сердцу...» Это иносказание нетрудно понять: нас всех движет вера и желание найти этот чистый родник, эту жизненную истину, которую оберегают автор и Маленький принц - каждый в своем роде.

Тема скрытых родников, вера автора в их существование придают финалу сказки-притчи оптимистическое звучание. Повесть заключает в себе мощный созидательный, возвышенный пафос, нравственное начало в ней не противостоит жизненным устремлениям героев, а напротив, сливается с общей направленностью произведения.

Было опрошено 15 человек в возрасте 16-17 лет.

Основным лейтмотивом психического развития в этом подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, попытки понять себя и свои возможности. Обычно этот возраст называют переходным. В это время происходит становление личности и характера человека, переоценка жизненных ориентиров, подросток ищет себя и познает взрослый мир.

Узнав мнение своих товарищей, я решила задать эти же вопросы учителям (возрастная категория от 30 до 45 лет), и сравнить мнения учеников и педагогов. И вот что у меня получилось.

  1. Когда в первый раз Вы задумались о смысле жизни? Что стало причиной тому?

Ученики

Ответы

Кол-во человек

1. Сравнительно недавно, в 14 – 15 лет.

2. В детстве, в 7- 8 лет.

3. Не задумывался о смысле жизни.

Причины: смерть близкого человека, трагические семейные обстоятельства, выбор будущей профессии (окончание школы).

Учителя

1.В последних классах школы, в 16 – 17 лет.

2.В детстве, в 10 – 11 лет.

3.В юности.

Причины: смерть близкого человека, трагические семейные обстоятельства, выбор будущей профессии (окончание школы), прочитанные книги.

Большая часть двух возрастных категорий задумалась о проблеме смысла жизни в старших классах школы. И это, на мой взгляд, неудивительно, ведь окончание школы – это начало взрослой жизни. В этот период подросток должен решить чему посвятить жизнь, наметить ценностные ориентиры.

Другая причина, по которой большинство опрашиваемых задумались о смысле жизни, - смерть близкого человека или трагические семейные обстоятельства. Это достаточно веская причина, ведь смерть родного человека или проблемы в семье – это всегда нечто внезапное и угнетающее. Но одновременно это и толчок к тому, чтобы задуматься о своих поступках, прожитых днях и о том, ради чего стоит продолжать жить. Я долго пыталась вспомнала, когда же я задумалась над этим вопросом. Я с детства полюбила читать и рисовать, наверное, именно эти увлечения и развили во мне способность размышлять.

2.Что помогает Вам не отчаиваться в трудных жизненных

ситуациях?

Конечно, самый популярный ответ на этот вопрос - поддержка близких людей. И, признаюсь, что я рада, это именно так. Ведь одиночество – это в большинстве случаев мучительное состояние человека, которое приводит к отрицательным последствиям.

Я считаю, что и остальные варианты ответов на этот вопрос немаловажны. Ведь для меня сила воли, вера, юмор и надежда на лучшее – верные помощники в борьбе с жизненными проблемами, неурядицами и хандрой.

3. Здоровье, друзья.

Меня порадовало то обстоятельство, что и для учителей и для учеников в большинстве случаев семья в понятии «смысл жизни» является одним из главных аспектов. Ведь семья – это ячейка общества, значимая составляющая сильной страны.

На мой взгляд, понятия «увлечения» и «самореализация» имеют некоторое родство, потому что человек хочет заниматься тем, чем ему нравится заниматься. А это значит, что, самореализуясь в любимом деле, он будет выполнять свою работу качественнее.

Здоровье является не самым главным, хотя тоже довольно значимым аспектом. Наверное, это в какой-то степени зависит от нашего менталитета. В русском человеке заложена удивительная способность к самоотдаче и преданности своему делу. С одной стороны это хорошая особенность, но с другой увеличение объёмов труда часто сказывается на здоровье пагубно.

Для меня смысл жизни раскрывают такие слова как крепкая семья, любовь к человеку и окружающему миру, увлечения (самореализация), вера в Бога и сокровенность жизни.

4.Назовите исторические личности, героев литературных произведений, которым можно подражать (без фанатизма), у которых можно поучиться.

ученики

1. Я никому не подражаю.

2. Литературные герои (Джейн Эйр, А. Штольц)

3. Исторические личности (Жанна д’Арк, Суворов, Кутузов, Ф.Ушаков, Ю.Гагарин)

Учителя

1. Исторические личности (М.Ломоносов, Ю.Гагарин, Серафим Саровский, Екатерина II, Н. Некрасов)

2. Литературные герои (Павел Корчагин, д’Артаньян, А.Маресьев)

3. Я никому не подражаю.

Большое количество моих одноклассников считают, что не стоит кому-либо подражать. Я считаю, что этот факт несколько неоднозначен. С одной стороны это хорошо, что подростки не хотят слепо идти за кем-то. Они сами стараются выделиться из толпы и не быть похожими на кого-то. Но, на мой взгляд, они отнеслись к этому вопросу критически. Подражать можно по-разному. Возможно, в силу своего возраста, они просто еще не нашли того человека, у которого можно чему-либо поучиться, или пока не хотят найти, пробуя жить своими принципами. Возможно, здесь ещё можно сказать и о нежелании размышлять, и об отсутствии определённого багажа знаний.

Меня порадовало, что другие одноклассники назвали различных исторических личностей, литературных героев, у которых можно чему-то научиться.

Я могу назвать много литературных героев и исторических личностей, заслуживающих внимания. Если руководствоваться примерами из литературы, то я бы назвала Алексея Карамазова (его чистую душу и любовь к людям), петербургского мечтателя (за способность видеть прекрасное и живое во всем) и, конечно же, Маленького принца (удивительно мудрого и доброго).

9. Заключение

Экзюпери заставляет читателя изменить угол зрения на привычные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

« - На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…

Не находят, - согласился я.

А ведь то, чего они ищут можно найти только в одной единственной розе, глотке воды…»

Важно, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного – надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относится ко злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.

Главное, что хотел донести до читателя Антуан де Сент-Экзюпери, он смог уместить в одной книге. Я люблю «Маленького принца» за неисчерпаемую идею любви, любви к жизни и всему живому. Такие книги нужно читать, потому что они заставляют думать, заставляют человеческую душу жить. Читайте и перечитывайте сказку «Маленький принц» в разное время и в любом возрасте. Черпайте из этого бездонного колодца живительную влагу мудрости для своего духовного совершенствования.

Человек живет обыкновенной жизнью. Иногда он похож на трудолюбивого муравья: он работает до изнеможения, заботясь о хлебе насущном, при этом забывая временами смотреть на звезды. Но все же душа человека чувствует, что земное бренно, приходяще, и поэтому, пускай подсознательно, каждый из нас стремится понять, зачем и ради чего он живет. И все догадки человека об этом бытии, все его попытки приблизиться к этому бытию, все стремления проникнуть в его тайну представляют собой, по сути, огромный вопрос, задаваемый небу. Тысячи вопросов, тысячи попыток и тысячи догадок…

Дар мгновенный, дар прекрасный,

Жизнь, зачем ты нам дана?

Ум молчит, а сердцу ясно:

Жизнь для Жизни нам дана…

10. Литература

1.А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц. – М., 2007.

2.Р. Янушкявичюс, О. Янушкявичене. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. – М., 2002.

1975.

4.Смысл жизни в русской философии, конец XIX - начало XX в. СПб.:

Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 1995. - С. 12, 218

5.Соловьёв В. С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. - С. 29-30,

189-193, 195-196.

6.Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Москва, 1998

7.Франк С. Л. Смысл жизни. Берлин, 1995

8.Шердаков В. Н.. Смысл жизни как философско-этическая проблема //

Философские науки. 1985. № 2.

«Маленький принц» — детство, но в то же время глубокомысленное произведение. Антуан де Сент-Экзюпери поместил в легкую и небольшую сказку отражение реального взрослого мира с его достоинствами и недостатками. Местами это сатира, миф, фантастика и трагический рассказ. Поэтому многогранная книга нравится и маленьким, и большим читателям.

«Маленький принц» родился во время Великой отечественной войны. Началось все с рисунков Экзюпери, на которых он изображал того самого «маленького принца».

Экзюпери, будучи военным пилотом, однажды попал в авиакатастрофу, это произошло в 1935 году в Ливийской пустыне. Бередившие старые раны, воспоминания о катастрофе и новости о начавшейся мировой войне вдохновили писателя на создание произведения. Он задумался о том, что каждый из нас несёт ответственность за место, где он живет, будь то маленькая квартира или целая планета. А борьба ставит эту ответственность под сомнение, ведь именно в ходе той ожесточенной схватки многих стран было впервые применено смертоносное ядерное оружие. Увы, многие люди наплевательски относились к своему дому, раз позволили войнам довести человечество до таких крайним мер.

Произведение было создано в 1942 году в США, спустя год оно стало доступным для читателя. Маленький принц стал заключительным творением автора и принес ему мировую известность. Автор посвятил свою книгу другу (Леону Верту), причем, тому мальчику, которым его товарищ когда-то был. Стоит отметить, что Леон, который был писателем критиком, являясь евреем, страдал от преследований в период развития нацизма. Ему тоже пришлось покинуть свою планету, но не по своей воле.

Жанр, направление

Экзюпери рассуждал о смысле жизни, и в этом ему помогал жанр притчи, для которого характерна ярко выраженная мораль в финале, назидательный оттенок повествования. Сказка в качестве притчи — наиболее распространенное скрещение жанров. Отличительной чертой сказки можно назвать то, что она имеет фантастический и простой сюжет, но при этом носит поучительный характер, помогает юным читателям сформировать нравственные качества, а взрослым задуматься над их взглядами и поведением. Сказка – отражение реальной жизни, но действительность подается читателю через вымысел, как бы это парадоксально не звучало. Жанровое своеобразие произведения говорит о том, что «Маленький принц» — философская сказка-притча.

Произведение также можно отнести к фантастическому рассказу.

Смысл названия

Маленький принц – история о путешественнике, который странствует всей вселенной. Он не просто путешествует, а находится в поиске смысла жизни, сущности любви и секрета дружбы. Он познает не только мир вокруг, но и себя, и самопознание – его главная цель. Он еще растет, развивается и символизирует непорочное и нежное детство. Поэтому автор нарек его «маленьким».

А почему принц? На своей планете он один, она вся принадлежит ему. Он очень ответственно подходит к своей хозяйской роли и, несмотря на скромный возраст, уже выучился за ней ухаживать. Подобное поведение наталкивает на мысль, что перед нами благородный мальчик, управляющий своим владением, а как его лучше назвать? Принцем, ведь он наделен властью и мудростью.

Суть

Сюжет берет свое начало в пустыне Сахара. Пилот самолета, совершив вынужденную посадку, встречает того самого Маленького принца, что прибыл на Землю с другой планеты. Мальчик рассказывал своему новому знакомому о своем путешествии, о тех планетах, на которых успел побывать, о своей прежней жизни, о розе, что была его верной подругой. Маленький принц так сильно любил свою розу, что готов был отдать за нее жизнь. Мальчику был дорог его дом, ему нравилось наблюдать за закатами, хорошо, что на его планете их можно было лицезреть несколько раз на дню, и для этого Маленькому принцу нужно было только двигать стул.

Однажды, мальчик ощутил себя несчастным и принял решение отправиться на поиски приключений. Роза была горда и редко одаривала покровителя своим теплом, поэтому не удерживала его. Во время своего путешествия Маленький принц встретил: Правителя, который уверен в своей абсолютной власти над звездами, Честолюбца, для которого главное, чтобы им восхищались, Пьяницу, который пьёт из чувства вины за злоупотребление алкоголем, как бы это парадоксально не звучало. Мальчик встретил даже Делового человека, главным занятием которого является подсчет звезд. Маленький принц столкнулся с Фонарщиком, зажигавшим и тушившим фонарь на своей планете каждую минуту. Повстречал он и Географа, который за всю свою жизнь не видел ничего, кроме своей планеты. Последним местом положения путешественника стала планета Земля, где он нашел настоящего друга. Все основные события описаны нами в кратком содержании книги для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

  1. Маленький принц – образ частично автобиографичный, хоть и очень сложно себе представить, что взрослый летчик когда-то был маленьким мечтателем. Главный герой – маленький мальчик, но в тоже время он очень часто оказывается умнее взрослых, которые «очень любят цифры». Экзюпери наделил своего героя на первый взгляд несовместимыми качествами: спонтанностью и надежностью. Он добр и очень любит свою Розу, которая осталась на его планете. В то же время он все еще растет и многих вещей не знает. Например, дружбе он научился лишь на планете Земля, а свою любовь осознал лишь после разлуки.
  2. Роза . Прототипом Розы является жена автора – Консуэло, латиноамериканка с горячим нравом. Роза была особенным цветком, маленький принц узнал бы ее среди тысячи других роз, все остальные цветы были для него «пустыми». Роза была хрупкой и уязвимой, поэтому мальчик накрывал ее стеклянным колпаком. Зато характер этой дамы был взрывным и капризным: она повелительно обращалась к собеседнику и часто настаивала на чем-то своем.
  3. Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении.

    Человек должен беречь свой дом, а не раздирать его войнами на окровавленные, безжизненные части. Эта мысль особенно актуальна была тогда, в дни Второй Мировой Войны. Маленький принц ежедневно убирал свою планету, не позволяя баобабам принять угрожающие масштабы. Если бы мир смог вовремя объединиться и смести с лица земли национал-социалистическое движение во главе с Гитлером, то кровопролитие можно было предотвратить. Ибо те, кто любит мир, должны были позаботиться о нем, а не запираться на своих маленьких планетках, думая, что гроза пройдет мимо. Из-за этой разобщенности и безответственности правительств и народов пострадали миллионы людей, и писатель призывает, наконец, научиться преданно и ответственно любить ту гармонию, которую обеспечивает только дружба.

    Чему учит?

    История Маленького принца – удивительно проникновенная и поучительная. Творение Экзюпери повествует о том, как важно иметь верного друга рядом и как важно нести ответственность за тех, кого ты «приручил». Сказка учит любить, дружить, предостерегает от одиночества. Кроме того, не стоит запираться на своей маленькой территории, отгораживаясь от всего мира вокруг. Нужно выходить из зоны комфорта, познавать новое, искать себя.

    Экзюпери также призывает читателя слушать не только свой разум в принятии решений, но и свое сердце, ведь главного глазами не увидишь.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!



Похожие статьи
 
Категории