Похожа ли феврония на героинь русских сказок. Сатирические приемы в сказках салтыкова-щедрина

18.02.2019

Михаил Салтыков-Щедрин - создатель особого литературного жанра - сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

Другой прием - использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» - это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев - собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки - дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же - это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж - Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа - представители провинциального помещичьего рода - погибают один за другим. Причина их гибели - глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

«Орел-меценат»

Герои этой сказки - орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые - крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц - аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

«Премудрый пескарь»

Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина - использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.

Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

  • -научить изображению смысловой связи между объектами,
  • -передаче пространственных отношений между ними;
  • -развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
  • -развивать чувство цвета.

Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например "Праздник". Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.

При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, в первом квартале детям предлагается изобразить эпизод из сказки "Два жадных медвежонка", когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии.

Позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображении зимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской более или менее широкое пространство земли (снег), остальная часть - это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах. В соответствии с сюжетом определяется цветовое решение композиции.

Воспитатель может предложить детям тот или иной фон, соответствующий теме (например, синюю или серую бумагу для изображения зимних сцен). Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше всего выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый.

Приобретенные детьми старшей группы навыки и умения позволяют педагогу усложнить задачи обучения детей 6-7 лет. Для этого необходимо:

  • -разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;
  • -научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т.п.);
  • -развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких - внизу листа и удаленных - вверху (без изменения размеров);
  • -развивать чувство цвета - учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.

В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему сказок "Гуси-лебеди", "Морозко" и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.

Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Если выбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисунке предметы и действия, не совпадающие во времени. Чаще это происходит при рисовании на темы сказок, рассказов, когда ребенку известно его содержание. Не умея расчленить произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят о том, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства, передающего только один момент действия, а не всю его последовательность во времени. Воспитатель должен помочь детям разобраться в этом.

Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми.

Г.Г. Григорьева отмечает, что игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности . В руководстве рисования используются следующие игровые методы и приемы:

  • -обыгрывание предметов, игрушек;
  • -обыгрывание готового изображения;
  • -обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;
  • -обыгрывание изобразительного материала (карандаши, краски, дополнительный материал);
  • -игровые приемы с элементами ролевого поведения;
  • -использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. В процессе использования этого приема перед детьми ставятся игровые задачи, задавая вопросы: "Как помочь Лунтику оказаться на луне", "Что может оказаться внутри волшебного сундучка" и др.

Другой игровой прием - обыгрывание изображения. Он имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым) изображением. С объемной фигурой можно играть, тем самым, соединяя творчество и игру. Значит, ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его.

Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию рисунка. Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка.

Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать "сюжетно-изобразительной игрой"

Особое место на всех занятиях по рисованию принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме ("Дети, сегодня будем рисовать…"), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.

На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль художника, актера, писателя, дизайнера и т. д. Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого. Действуя в образе, дети особенно увлечены рисованием, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.

На занятиях рисования также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, "Чудесные превращения", "На что это похоже", "Загадки и отгадки", "Морские камушки" и др.

Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:

  • - "Нарисуй что-нибудь необычное". Педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д.
  • - "Ожившая фигурка". Ребенку говорят: "Ты получил прекрасный дар, все, что ты нарисуешь - оживает. Что бы ты нарисовал?..
  • - "Несуществующее животное". Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и нарисовать какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен нарисовать воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
  • - "Поможем художнику". Взрослый рассказывает детям, что художник не успел дорисовать фигурки и просит ребят помочь ему.
  • - "Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение". Могут даваться инструкции: "Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д".
  • - "Добрый и злой". Ребенку предлагают нарисовать злого или доброго сказочного персонажа.

Художественное слово создаёт подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, и его содержание, поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает.

Воспитывая интерес и любовь к художественной литературе, педагог детского сада развивает у детей умение предпочитать одни произведения другим: дети учатся сознательно выбирать то, что им больше нравится. Предпочтительное отношение к тому или иному произведению - способность выбирать - является предпосылкой к развитию художественного вкуса, к развитию умения элементарно оценивать художественное произведение.

Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро "Красная Шапочка" обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок - позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь.

Дети старшей группы удачно справляются с изображением таких словесных образов, представление о которых опирается на восприятия однородных предметов в жизни: Красная Шапочка - девочка, кукла; жадный медвежонок - игрушечный мишка; теремок - небольшой дом и т. п.

Некоторые сказочные образы представлены в игрушках - Буратино, доктор Айболит и др.

Игра с ними делает эти образы живыми для детей, действующими, конкретными, что облегчает их изображение. Но для ребят старшей группы не обязательно такое непосредственное наглядное подкрепление словесного образа. Их воображение может на основе нескольких признаков, имеющихся в художественном образе, создать его целиком.

Использование художественных образов помогает в раскрытии замысла. Перед началом рисования по собственному замыслу или на заданную сюжетную тему следует помочь ребенку из всей массы впечатлений отобрать то, что относится к данной теме, так как совершенно самостоятельный выбор иногда бывает случайным, неполным, неправильным. Литературное произведение следует разбить на ряд эпизодов, где самим текстом определены действующие лица, место и время действия. Дети пяти лет не всегда могут самостоятельно справиться с этим. Воспитатель в начале занятия разбирает с ними, какие картины можно нарисовать по данному произведению, что было сначала, потом, чем оно заканчивается. Воспитатель может сам предложить тему какого-либо эпизода или дать детям на выбор несколько эпизодов. Например, при рисовании на тему сказки "Теремок" воспитатель предлагает изобразить, как в дверь стучат один за другим звери, а кто именно, ребенок выбирает по собственному желанию. Или из сказки "Лиса, заяц и петух" детям предлагают изобразить плачущего зайчика около избушки, а кому он жалуется - медведю, собакам или петушку - выбирают сами ребята. Желая выразить положительное отношение к изображаемому персонажу, дети стараются украсить его, расцветить яркими красками, сделать узорчатую одежду. В особенности это ярко выступает при рисовании к сказкам.

Хорошо понимая пределы доступного для детей дошкольного возраста в смысле выражения ими задуманных образов и сюжета, воспитатели развивают у детей возможную для их возраста требовательность в отношении выразительности рисунка.

Таким образом, занятия по рисованию не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, осуществлять задуманное. У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Продолжу характеристику сказочных героинь. Опишу еще 4 женских персонажа из сказок. Дело в том, что на своих занятиях мы анализировали основные черты многих сказочных героинь и мои девушки выбрали себе тех героинь, с кем имеют схожие черты. Задача была посмотреть свои отрицательные черты. А в сказках, как мы знаем, всё гипертрофировано. Итак, на сцене Баба Яга.


Баба Яга – под страшным и неряшливым видом Бабы Яги спрятан ум, интуиция, сильные материнские чувства. Подобные женщины если встретят понимающего Кощея Бессмертного, который сможет понять, где искусственные наговоры, а где скрытое настоящее, получат в жены прекрасную жену, которая сможет вылечить больного, понять уставшего мужа, приготовить «волшебную» еду и… в нужный момент они способны кардинально преобразиться. Главное, чему нужно научиться, так это быть самой собой, а значит уверенней в себе. Баба Яга не зря называется еще и Богиня Матушка Ягиня, здесь имя говорит само за себя.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Кикимора – не постоянна в своих желаниях, ее пугает однообразная жизнь, ей хочется быть неотразимой, она немного завистлива. Женщина Кикимора одновременно сильная и слабая. Главное, чтобы она знала, когда пришло время быть слабой, а когда нужно проявить силу духа. Из-за своей природной двойственности, такая женщина может сломаться и попасть в беду, если рядом с ней не окажется сильного и чуткого мужчины.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Лесовка – лесная дева. Она красива, завистлива, жестока. Плохо будет тому, кто обидит Лесовку, будь то мужчина или женщина. Лесовка в постоянном поиске подруги (друга). Однако, стать подругой (другом) этой капризной девы очень сложно. Если Лесовке открыть истинный мир красоты, проявить к ней чувство такта, а может быть и показать «кто в доме хозяин», тогда Лесовка сможет начать «учиться» становиться другой. Ей нужен властный мужчина, который сможет направить в правильное русло желания и умения Лесовки.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Маряна – дочь моря, Принцесса Океана. Маряна справедлива, добра и любит своих «сородичей». Маряна преданна друзьям. Все ее положительные качества работают лишь до тех пор, пока Маряну не обидели. Если обидеть Маряну, тогда берегитесь, море взбунтуется, волны накроют вас с головой. Рядом с Маряной должен быть сильный и спокойный человек, человек, на столько любящий ее, чтобы мог понять, что вскипающее море в душе девы морской это ее природа. Помните! после бури всегда наступает штиль.

ФЕВРОНИЯ

ПЁТР И ФЕВРОНИЯ - герои древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», складывавшейся со второй половины XV в. на основе устных легенд и преданий. Окончательно повествование оформилось в связи с канонизацией П. и Ф. (1547) в сер.мм XVI в. Литературная обработка сюжета о муромских святых была осуществлена писателем и публицистом духовного звания Ермолаем-Еразмом, который входил в круг сотрудников митрополита Макария, работавших над Великими Минеями Четьими. О популярности повести говорит большое число списков, сохранившихся до наших дней. Повествование объединило два древнейших фольклорных мотива - о змееборце и о мудрой деве. В ряде списков «Повесть» именуется житием, однако Ермолай-Еразм не смог отойти от народно-поэтической традиции в изображении героев, в построении сюжета. Вероятно, из-за этой жанровой неопределенности, преобладания фольклорных начал в повествовании о «новых чудотворцах муромских» труд Ермолая-Ераз-ма не был включен митрополитом Макарием в состав Великих Миней Четьих.

Образ «мудрой девы» Ф. восходит к русской сказке. Дочь бортника («древолазца») из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, умом и прозорливостью. Она - верная и заботливая жена, умеющая бороться за свое счастье. Ф. воплощает любовь, которую не могут победить ни злые люди, ни сила обстоятельств. Исследователи не раз сравнивали древнерусскую повесть с западноевропейским романом о Тристане и Изольде, которые на пути к счастью также встречают разнообразные препятствия.

Главная героиня активна, она сама творит свою судьбу и судьбу князя Петра, над которым одерживает моральную победу. Образ же П. играет в повествовании менее заметную роль, его как бы затмевает яркая и колоритная фигура Ф.

Муромский князь П., вступившись за честь жены своего брата, борется с повадившимся к ней летучим змеем. Овладев Агриковым мечом, П. одерживает победу, но ядовитая кровь змея вызывает на его теле неизлечимые язвы и струпья. Ф. врачует князя, выдвинув условие: она вылечит П., если тот возьмет ее в жены. Князь не хочет жениться на простой крестьянке. Но после вторичного обращения к Ф. за помощью пристыженный князь берет крестьянскую девушку в жены.

Мудрость Ф. проявляется не только в делах и поступках, но и в умении говорить иносказаниями, загадками. Так не понимает ее княжеский посланец, в ответ на вопросы которого Ф. говорит: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз»; «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Ф. сама же и разъясняет смысл сказанного: уши дому - пес, а глаза - ребенок. Они, каждый по-своему, предупредят хозяина о приближении незнакомца. Отец и мать героини ушли на похороны, а брат-бортник - заниматься своим опасным ремеслом, залезая на высокие деревья. Мудрыми речами Ф. ставит в тупик и своего будущего мужа.

После того как Ф. становится женой князя, злобные бояре и их жены, «аки пси лающе», не желают, чтобы ими управляла женщина крестьянского происхождения, стремятся изг- 313 нать Ф. из города, разлучить героев. Однако и тут сила любви одерживает верх. Ф. хочет взять с собой самое дорогое - своего супруга. П. отказывается от княжения, покидает Муром вместе с Ф. Герои повести не дорожат властью и богатством. Так любовь П. и Ф. преодолевает социальные препятствия. В этом эпизоде заметна определенная антибоярская тенденция. Создатель повести подчеркивает, что «злочес-тивые» бояре передрались из-за власти: каждый «хотя державствовати». Горожане упрашивают П. править Муромом по-прежнему. Вернувшись в город, П. и Ф. правят не яростью, а истиной и справедливостью, относятся к подданным не как наемники, а как истинные пастыри. Они сравниваются с милостивыми и сердечными чадолюбивыми родителями.

Ни социальное неравенство, ни «злокозненные» бояре не могут разлучить героев. Неразлучны они и перед лицом смерти. Одновременно приняв иноческий чин, П. и Ф. молят Бога: «Да во един час будет преставление ею»; и завещают похоронить себя в одной гробнице.

Особенно выразительно описание кончины святых. Перед самой смертью «блаженная» Ф. вышивает «воздух» с ликами святых для собора. Князь, чувствуя близкую кончину, посылает сказать супруге о том, что он ждет ее, чтобы вместе покинуть этот мир. Ф. просит своего господина подождать, пока она закончит работу. После третьего обращения к ней П. («Отхожу из этого мира, не могу более ждать тебя»), княгиня-инокиня, успевшая вышить лик и руку святого, откликается на зов супруга. Воткнув иглу в недошитый покров и замотав вокруг нее нить, Ф. посылает к П. сказать, что готова.

Даже посмертное чудо - важный элемент композиции агиографического повествования - вновь утверждает неразрывность супружеских уз героев. Люди, стремившиеся разлучить П. и Ф. при жизни, дважды разлучают их и после смерти: тело П. положено в городе, «в соборней церкви пречистоя Богородицы», а тело Ф. погребено «вне града», в Воздвиженском храме женского монастыря. Наутро все видят чудо: тела князя и княгини оказываются в общей гробнице.

Образы П. и Ф., любимые народом, не раз запечатлевались иконописцами. По повелению царя Федора Иоанновича и царицы Ирины был вышит покров мощей муромских чудотворцев - замечательный памятник золотого шитья средневековой Руси (1594).

Древнерусское повествование привлекало внимание писателей и композиторов нового времени. Так, героиня рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» (1944), избравшая для себя путь инокини, цитирует по памяти два фрагмента из повести (начальные строки и слова о конце земной жизни святых). «Неразлучная любовь» героев древнего сказания вдохновила А.М.Ремизова. Его произведение «Петр и Феврония Муромские» (1951), не печатавшееся при жизни писателя, было впервые опубликовано Р.П.Дмитриевой в ТОДРЛ (Т. XXVI. Л., 1971).

На материале повести, объединенной с Ки-тежской легендой, создана опера Н.А.Римско-го-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904 - либретто В.Бельского).

Лит.: Дмитриева Р.П. Ермопай-Еразм (Ермолай Прегрешный)

//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч.1. С. 220-225; Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С.253-258; Повесть о Петре и Февронии. Подг. текстов и исследование Р.П.Дмитриевой. Л., 1979; Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских и ее отношение к русской сказке

//ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т.7. С.131-167.

А.А.Пауткин


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ФЕВРОНИЯ" в других словарях:

    И, жен.; разг. Февронья, и; прост. к Хаврония, и и Хавронья, и.Производные: Февроньюшка; Февроня; Фева; Феша; Хавроньюшка; Хавроха; Хавроша; Ховря (Ховра); Хоря.Именины: 8 июля, 10 окт., 10 нояб. Словарь личных имён. Феврония См. Хавронья … Словарь личных имен

    Сущ., кол во синонимов: 2 имя (1104) февронья (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (в миру Евфросиния) святая, супруга муромского князя Давида, в иночестве Петра, также причтенного к лику святых. О ней дошли до нас известия уже позднейшего происхождения, по всей вероятности XVI в., появившиеся, как можно полагать, одновременно… …

    Феврония - Февр ония, Февр онья … Русский орфографический словарь

    Феврония - русск. женское имяСловарь личных имён и отчеств

    Феврония - – преподобномученица (III – IV в.); жила в Месопотамии, в гор. Сиваполе; пострадала в 310 г. Память ее 25 июня …

    Феврония - – святая (VI – VII в.). Она была дочерью императора Гераклия и с ранней юности подвизалась в уединении. Память св. Февронии 28 октября … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Святая, супруга муромского князя Давида, в иночестве Петра. О Февронии дошли до нас известия уже позднейшего происхождения, по всей вероятности XVI века, появившиеся, как можно полагать, одновременно с канонизацией муромских чудотворцев.… … Биографический словарь

    Феврония, 1670 73 г.игум. Архангельск. Никол. мон., нижегород. еп.Русский биографический словарь в 25 ти т. Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. Санкт Петербург: Тип. И. Н. Скороходова … Большая биографическая энциклопедия

    Феврония, 1766 72 г.игум. Троицкого пензенского мон.Русский биографический словарь в 25 ти т. Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. Санкт Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896 1918 … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Петр и Феврония. Сказания о святых супругах и о том, что любовь сильнее смерти , Тростникова Елена Викторовна. Святые супруги Петр и Феврония Муромские широко почитаются в России как покровители семьи и брака, день их памяти стал официальным праздником любви и верности. Древнее сказание о них в…
Психологические портреты сказочных героев

Пожалуй, это самый распространенный в наших краях тип мужчины. В фольклоре ни одной страны мира нет такого количества героев, которые были бы вознаграждены за свою несамостоятельность, бездействие и лень. У нас же их сколько угодно: Емеля, Иван-дурак, Иван - младший сын.
Основное Емелино занятие - «ничего не делать, на печи лежать, в потолок плевать». Любимая фраза: «А мне неохота!» Девиз: «Счастье придет и на печи найдет!» И ведь действительно удача Емеле улыбается.

Однажды к нему в ведро попадает волшебная щука, и в дальнейшем решение всех его жизненных проблем ложится на эту рыбину. Емеля же только и делает, что желает: «А хорошо бы, если б ведра сами…», «А пусть топор сам…», « Хочу, чтоб царевна САМА...»

Вся его заслуга только в том, что он над щукой сжалился и отпустил ее. А хорош бы Емеля был, если б предпочел сварить из нее уху - тогда бы никогда не узнал он всех радостей жизни!

Емели здравствуют и по сей день. Только вместо печки у них диван, а в остальном мало что изменилось. Все та же вера в свою счастливую звезду, в удачу, которая свалится с неба. Вместо того чтобы спешить разбудить Спящую красавицу, такой мужчина сам предпочитает «день-деньской лежать на печи». Вместо того чтобы целенаправленно отправиться освобождать от рабского труда Золушку - бредет «туда, сам не знает куда» или «куда глаза глядят».

Но самое милое для него дело, если рядом уже есть какая-нибудь Премудрая женщина, которая, в случае чего, скажет: «Не кручинься, не печалься, а ступай-ка лучше спать - утро вечера мудренее». И сама проблемы решит, все как-нибудь утрясет.

Что характерно, все Иваны и Емели почему-то стремятся породниться исключительно с особами царских кровей, получив при этом полцарства в придачу. Да еще, желательно, чтоб невеста была «всех румяней, всех пригожей - руки белые, уста сахарные». И хозяйка отменная.
И ведь не только в сказках Емелям и Иванам-дуракам достаются самые лучшие жены. В реальной жизни они тоже не обделены женским вниманием. Конечно, тандем Емели со Спящей красавицей вряд ли будет жизнеспособен, а вот какая-нибудь Василиса Премудрая или Марья Моревна-завоевательница - женщина самостоятельная и деловая, готовая взять увальня Емелюшку под свое крылышко, вполне может составить ему пару.

Емеля - мужик хоть и ленивый, но открытый, добрый да ласковый. Эмоционально теплый, как говорят психологи. Детей любит, зверушек жалеет. Да и муж он, как правило, верный. От измен Емелю удерживает его извечная лень - это ведь с печи слезать надо, да и вообще - хлопот не оберешься, морока одна.

Карлсон и его Малышки
Он обаятельный, коммуникабельный, симпатичный, самый лучший в мире выдумщик, укротитель домомучительниц, специалист по паровым машинам, истребитель плюшек, художник и бог знает кто еще. Да впридачу - мужчина в полном расцвете сил. У него нет никаких сомнений: в жизни он достоин всего самого лучшего, и Карлсон благосклонно позволяет Малышу это лучшее ему предоставить.

«Ты должен стать мне родной матерью!» - заявляет он своему юному другу. Вот так. Ни больше, ни меньше. А Малыш и рад стараться, угождать Карлсону, как только возможно, потому что больше всего он боится услышать: «Ну, я так не играю!», и потерять Друга. Ведь раньше Малыш был так одинок, а с появлением этого шумного толстячка с пропеллером жизнь окрасилась яркими красками!

Мужчина-Карлсон всегда выбирает себе в подруги жизни женщин определенного типа - не слишком уверенных в себе, скромных, застенчивых, не избалованных мужским вниманием. Живет себе такая серая мышка, влачит свое привычное одинокое существование, и вдруг - эдакий красавец в окно залетает! Энергичный, в меру упитанный, приятный во всех отношениях… Ну как можно в чем-то ему отказать? Ах! Милый, милый!

Хитрюга-Карлсон знает, к кому прилетать. Ведь на самом деле он не так уверен в себе, как кажется, а точнее - совсем не уверен. Поэтому-то он так себя восхваляет и ждет восхищения от других. Мужчина-Карлсон выбирает себе подругу, за счет которой можно постоянно самоутверждаться, возвышаясь над ней. Тогда ему удается на какое-то время забыть, что на самом-то деле никакой он не лучший… Вот и машину паровую взорвал, и петуха толком не сумел нарисовать. Да что там… ладно, дело-то житейское!

Вечный мальчик Питер Пен
«Все дети рано или поздно взрослеют, но только не он». Это про Питера Пена - героя трогательной английской сказки. «Я не хочу становиться взрослым мужчиной. Я хочу всегда быть маленьким и играть», - говорит он. И, похоже, он не одинок в этом желании. В последнее время таких «вечных мальчиков» появилось очень много, и в психологии возникло даже понятие «синдром Питера Пена».

Влюбленная в Питера фея Динь-Динь выпивает предназначенный ему яд и спасает любимому жизнь. «Но почему ты это сделала?» - недоумевает он. Как ему объяснить - почему? Сам-то он любить не умеет, поэтому вряд ли что-то поймет… «Он был всего лишь мальчишкой и, несмотря на пережитое, оставался мальчишкой. А мальчишки любить не умеют. Разве это не жестоко - требовать любовь от мальчишки?»

Мужчина-Питер Пен на большое чувство не способен. Он просто не понимает, что это такое. У него может быть широкий круг знакомых женщин, но по-настоящему близких и доверительных отношений не возникает ни с кем. Истинной интимности он боится как огня, поэтому всегда держит дистанцию. В любых отношениях, включая сексуальные.

Он холостяк, что, несомненно, влечет к нему женщин. На них такой мужчина действует интригующе. «Уж я-то точно смогу расколоть этот орешек, растопить это сердце», - льстит себя надеждой очередная подруга Питера Пена и устремляется на штурм неприступной крепости. Но она напрасно тратит время. Вместе они будут ровно до того момента, пока ему это удобно. Как только их отношения перестанут устраивать «вечного мальчика», ему ничто не помешает уйти. И никакие женские слезы его не удержат, потому что Питер Пен столь же бессердечен, сколь и инфантилен.
Кто там дальше по списку?

Озорник Буратино с удовольствием проведет с вами время, но на серьезные отношения с ним рассчитывать вряд ли стоит - ему это как-то ни к чему. Он остался равнодушен к чарам даже такой экзотической красавицы, как Девочка с голубыми волосами. И не пытайтесь достучаться до него со своими чувствами - бесполезно, он же деревянный. Полено - оно и есть полено.

Бунтарь Чипполино - борец за права фруктов и овощей. Прирожденный революционер, вечный оппозиционер и красноречивый оратор. Для него на первом месте всегда будет Дело. Ну, а девушки, сами понимаете, потом. Причем на Дело тратится столько сил и энергии, что на девушку может уже и не остаться.

Бывает и наоборот - дело именно потому на первом месте, что с девушками не очень получается. В любом случае - связав свою жизнь с этим Горем Луковым, можно пролить в одиночестве немало горьких слез.
Да, и не дай бог вам попасть в лапы графа Синей бороды! Равно как и любого другого маньяка.

Картина получилась не слишком оптимистическая, и поэтому напоследок в нашей галерее сказочных мужчин появится тот, на кого действительно стоит обратить внимание…


Дядя Федор из Простоквашино
Всем известно, что основы характера закладываются в раннем детстве. Дядя Федор, несмотря на свой юный возраст, человек самостоятельный, ответственный и серьезный - в четыре года читать научился, а в шесть сам себе суп варил.

Он очень любит родителей, но решения все-таки принимает самостоятельно. «Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать», - пишет он в письме маме и папе. И правда - этот не пропадет. У маленького мужичка дяди Федора - не по-детски уравновешенного, домовитого и твердо стоящего на земле - есть все шансы вырасти Настоящим Мужчиной, способным трезво оценивать ситуацию, принимать решения и брать на себя ответственность. В том числе и за семью.
Как он будет строить отношения со своей женщиной? Как нормальный, здоровый, порядочный человек. Тут и добавить нечего. К счастью, мужчина-Дядя Федор - не такое уж редкое явление. Оглянитесь вокруг, может один из них и есть ваше счастье?

А вообще, не так уж это важно, на кого похож ваш избранник - на слегка занудного, но умного и ответственного интеллектуала Знайку, на Нильса - любителя дальних странствий и путешествий с дикими гусями, или, быть может, вам больше по душе лучший друг зверей добрый доктор Айболит - мужчина хоть и немолодой, но положительный? Пусть все они не идеальны. Главное - чтобы Он идеально подходил именно вам!

Медведь Балу - профессиональный папа-воспитатель. Может часами говорить о соплях, простудах, преимуществах методики Монтессори перед традиционными методами. Знает все о детях, женщин рассматривает исключительно как машину для их производства. К сексу, как к процессу, равнодушен, интересует только результат. Женится рано, но быстро разводится, детей отсуживая себе. Подходит для женщин-лидерш-директрис, не желающих заниматься домом, но заводящих семью для имиджа.

Акела - лидер по жизни. Семьи нет, любимой нет, есть подруги по стае... т.е. партии. На посту остается до последнего, несмотря на то, что в старости слабеет и рискует стать посмешищем. Бытом, искусством и прочими вывихами сознания не интересуется в принципе. Позволяет собой восхищаться, но издалека.


Пудель Артемон -не мыслит своей жизни без служения хозяйке. Большой эстет, поэтому женщину выбирает по принципу внешности, а не душевных качеств. Подмени Мальвину Коломбиной, может не заметить, если одеты и пахнут одинаково. Моральные принципы отсутствуют. "Душечка" в брюках.
Обожает готовить и изысканно сервировать стол, красиво одеваться, в моде разбирается лучше иных дамочек, Мальвина вообще может забыть о своем гардеробе.



Похожие статьи
 
Категории