Предпосылки формирования характера. Как и когда формируется характер ребенка и можно ли на это повлиять

05.12.2018

Проблемы, связанные с формированием и развитием характера человека, интересовали и античных философов, и средневековых ученых, и современных психологов и психоаналитиков. Все они пытались найти ответы на многие вопросы, связанные с особенностями развития характера: что же оказывает наибольшее влияние на развитие характера человека, какие факторы играют в этом процессе ведущую роль, какие условия являются решающими в его формировании.

Для того, чтобы понять, что же оказывает влияние на формирование и развитие характера, необходимо сначала развести эти понятия. Так, под развитием понимается процесс, который направлен на определенные изменения (качественные и количественные). В психологии развитие рассматривается в качестве сложного инволюционно-эволюционного поступательного движения, в процессе которого происходят различные изменения в человеке (в его поведении, деятельности, личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере), причем эти изменения могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Развитие характера, как и любое развитие, представляет собой процесс возникновения изменений (необратимые, направленный и закономерные), которые приводят к появлению качественный, структурных и количественных преобразований его черт и особенностей проявления.

В отличие от развития, под формированием понимается целенаправленное и четко организованное овладение личностью определенными, достаточно устойчивыми качествами, особенностями и чертами, которые являются необходимыми для успешного выполнения различных видов деятельности. Что же касается формирования характера, то в этом случае имеется в виду процесс становления достаточно устойчивых черт (психологические образования) и все это происходит в силу воздействия различных условий, которые объективные и создаются именно с этой целью. Эти условия созданы специально для того, что бы в результате многоразового повторения действий и поступков они впоследствии закреплялись и переходили в так называемую типичную модель поведения человека.

Психологические особенности развития характера

Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности.

Для многих античных философов основой для формирования характера являлась врожденность человека. Так, например, Сократ , говорил о том, что не в человеческой власти быть хорошим или же дурным, а Аристотель отмечал, что добродетель или порок – это врожденные свойства. Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера. Существенный вклад в изучение процесса развития характера внес Иммануил Кант , который видел его в двух плоскостях:

  • характер физический (задается человеку только природой, обуславливается задатками и темпераментом);
  • характер моральный (или внутренний), который формируется под воздействием внешних факторов поведения.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр , в отличие от И. Канта , отдавал предпочтение идеи врожденности и неизменности характера человека, который имеет строгую определенность во всех его проявлениях и изменить его невозможно, так как он зависит от времени и пространства. Философ был уверен в том, что ни внешние факторы, ни процесс воспитания никаким образом не влияет на особенности развития характера (по его словам все это неспособно превратить черствого человека в более чувственного и сострадательного).

Идея о наследственности как о ведущем факторе, определяющем развитие характера, принадлежала английскому философу Герберту Спенсеру . Он под характером понимал определенный человеческий опыт, который был завещан предками. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков).

Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка , который отстаивал концепцию воспитания. Именно в воспитании ученый видел ведущий и наиболее мощный фактор развития характера человека (хотя не упускался из виду и природный характер детей, их наклонности и способности). Дж. Локк заметил, что поведение человека и проявление его характера зависит от мотивов (которые являются одной из составляющих направленности личности). Главное, к чему пришел Локк, это то, что психофизическая природа человека и внешние условия выступают в единстве своего влияния на особенности развития характера.

В последние 100 лет психологи (и практики, и теоретики) все чаще настаивали на том, что врожденные особенности (биологическое начало в человеке) не являются приоритетными в формировании и развитии характера. Они подчиняются в большей степени внешним условиям влияния и процессу воспитания (при этом именно воспитанию отдается ведущее значение, так как его называют самым важным социальным фактором, который и обуславливает весь процесс развития характера). По мнению многих ученых, формирование и развитие характера зависит от целого ряда воспитательных воздействий на человека:

  • через физическое воспитание;
  • через трудовое воспитание;
  • через морально-нравственное воспитание;
  • через воспитание в процессе обучения;
  • с помощью личного примера;
  • через воспитание привычек;
  • благодаря самовоспитанию и саморазвитию.

Этапы развития характера

Характер человека развивается с первых дней его жизни и претерпевает различных изменений на протяжении всего жизненного пути. В самом начале (младенчество и ранний возраст) ведущим фактором является подражание поведению и поступкам взрослым, в дошкольном и младшем школьным возрастом наряду с наследственностью на формирование и развитие характера влияет воспитание, а в подростковом возрасте бразды правления в данном процессе берет самовоспитание личности. Необходимо отметить, что характер может целенаправленно и сознательно изменяться и совершенствоваться самим человеком (это происходит благодаря изменениям в социальном поведении человека, в общественной деятельности, в общении и межличностном взаимодействии), и все эти изменения могут происходить на любом возрастном этапе жизни человека.

Впервые серьезные попытки выделить основные этапы развития характера были предприняты известным австрийским психологом и психиатром, основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом (Фройдом) . Он выделил 5 основных стадий (или этапов) формирования характера человека: оральная (первый год жизни), анальная (период от 1 года до 3х лет), фаллическая (3-5 лет), латентная (с 6 лет до начала полового развития) и генитальна (начиная от подросткового возраста и заканчивая смертью человека). Предложенные Фрейдом этапы формирования характера описаны в таблице

Этапы развития характера человека по З. Фрейду

В психологии принято делить этапы развития характера на возрастные периоды, в каждом из которых есть свои ведущие факторы и условия его формирования. Итак, характер начинает формироваться с первых дней жизни крохотного существа – младенца. В этом возрасте для ребенка важным является непосредственное эмоциональное общение с родителями, благодаря которому происходит развитие всех его психических процессов (и познавательных, и эмоционально-волевых) и свойств (в том числе и характера). Именно поэтому в этом возрасте для малыша важна не только забота о нем, но и любовь и ласка родителей.

В раннем возрасте и дошкольном периоде ребенок в основном изучает модели поведения окружающих взрослых путем подражания им. Поэтому в этот период характер формируется благодаря не только врожденным особенностям детей (функции головного мозга, особенности ВНД), но и с помощью прямого обучения (в игровой форме) с последующим эмоциональным подкреплением (похвала, одобрение, поддержка). Главное условие развития характера – это социальная среда (семья, дошкольное образовательное учреждения, социальные контакты в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок», «взрослый-взрослый»).

Необходимо подчеркнут, что первичные закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому очень важным является доверие, открытость и доброта в общение с малышами (ребенок, подражая, применяет эти черты в своем поведении, а взрослые должны их закреплять системой поощрение/наказание). Среди самых первых черт характера, которые закладываются в этом возрасте стоит выделить:

  • доброта/эгоистичность;
  • отзывчивость/безразличие;
  • общительность/замкнутость;
  • аккуратность/неряшливость;
  • трудолюбие/лень.

Следующий этап формирования характера – младший школьный возраст. В это время появляются новые черты и поддаются коррекции ранее сформированные. Особое значение здесь имеет оценка поступков и действий ребенка со стороны взрослых, ведь именно этим способом формируется его . В начальных классах у детей формируются такие черты характера как ответственность, пунктуальность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие и т.д. Наибольшее влияние на то, будут ли ранее сформированные черты закрепляться или разрушаться, имеет сам процесс и условия обучения ребенка.

В подростковом возрасте активно происходит морально-нравственное развитие ребенка, что в свою очередь существенно влияет на формирование и развитие характера. В это время активнее развиваются волевые черты. А в раннем юношеском возрасте (старшеклассники) формируются . Здесь особое влияние на развитие характера оказывают:

На этом этапе развития характер основные его черты практически уже сложены, в дальнейшем происходит их закрепление или же их замещение и некоторая трансформация.

В не зависимости от того, на каком этапе развития характера находиться человека, на этот процесс обязательно воздействует информационное поле, а именно:

  • мнение и суждение других людей;
  • личный пример значимых людей и их поступки (то же самое касается и негативных форм поведения как вариант того, что является недопустимым);
  • книги (а точнее описанные в них действия и поступки героев);
  • кино, телевиденье и СМИ;
  • культурное и идеологическое развитие общества, государства.

Во взрослой жизни человека формирование характера не прекращается, а переходит на новый, более осмысленный этап. Так, происходить закрепление более рациональных черт характера и тех, которые необходимы для достижения успеха и в семье, и на работе (ответственность, выдержка, целеустремленность, упорство, настойчивость и т.д.).

Основные факторы развития характера

Для того, чтобы понять какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие характера, необходимо различать понятия «факторы» и «условия». Под факторами понимают определенные рычаги воздействия (это особые движущие силы или «двигатель») на процесс формирования характера, а условия – это те обстоятельства, в которых происходит сам процесс развития.

Среди ученых всегда существовала своеобразная «война» за приоритетные факторы развития характера, ведь в различные времена представители разных психологических направлений пытались отстоять свою точку зрения на эту проблемы. Так, например, В.С. Соловьев главное условие формирования «нравственного» характера видел в единстве, а также в постоянном взаимодействии природных условий и среды, а И.А. Ильин среди основных факторов выделял семью и школу. Основоположник педагогической антропологии К.Д. Ушинский утверждал, что основные факторы развития характера и его формирования это социальная среда, особенности процесса воспитания и активная деятельность самого человека.

П.Ф. Каптерев выделял три категории факторов, формирующих характер:

  • естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр., то есть все те, которые даны человеку природой и практически не изменяются);
  • культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития);
  • личный фактор (самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, то есть когда человек является автором самого себя).

Также стоит обратить внимание на идеи И.А. Сикорского , который выделял следующие факторы развития характера ребенка:

  • воспитательная среда (семья);
  • позитивная атмосфера (веселое настроение и бодрость духа);
  • расположение (похвала, одобрение, поддержка, доверие);
  • врожденные особенности нервно-психической организации.

Анализируя все факторы, которые оказывают влияние на развитие характера человека, необходимо напомнить, что наибольшее значение они имеют в детском, подростковом и юношеском возрасте. И именно в детском возрасте, по мнению П.Ф. Лесгафта , на развитие характера личности влияют:

  • все те ощущения, которые испытывает ребенок;
  • душевные волнения, которые он переживает;
  • люди, которые его окружают;
  • вид деятельности, который он выполняет (особое место занимает труд, как наиболее серьезная и последовательная работа).

Таким образом, характер человека обуславливается множеством факторов, различными условиями и объективными обстоятельствами жизненного пути самой личности, но эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков, поведения и деятельности человека. Поэтому можно смело говорить о том, что человек сам берет активное участие в процессе развития и формирования своего характера и сам должен нести ответственность за все свои действия и поступки.

Как было отмечено, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Можно констатировать, что примерно к 2 - 3 годам ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирования. В дошкольном возрасте только закладываются основы характера. Развитие характера продолжается еще как минимум 10 - 15 лет после того, как признаки первых черт характера стали реально проявляться в поведении ребенка.

Факторов, под влиянием которых складываются черты характера несколько.

Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Вначале на формирующийся характер ребенка оказывает влияние то, как обращаются с ним взрослые.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение это эмоционально положительное, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем начинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие к людям. Если взрослые люди, которые ухаживают за младенцем, не уделяют ему должного внимания, редко общаются с ним, не проявляют при этом положительных эмоций, не полностью удовлетворяют его основные потребности, то у ребенка могут формироваться противоположные черты характера, такие, как замкнутость и недоверие к людям.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества -- эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

В дальнейшем, когда ребенок овладеет речью и научится точно определять, за что он получил то или иное поощрение или наказание, одобрение или неодобрение со стороны окружающих людей, решающее влияние на формирование характера начинает оказывать система поощрений и наказаний, применяемых в процессе воспитания. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде -- трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление со стороны окружающих его взрослых людей) . Те психологические качества и свойства, за проявление которых ребенок наказывается, обычно исчезают вскоре после их первого проявления.

С возрастом (в начальных классах школы) оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. На развивающийся характер старшего школьника кроме взрослых, начинают влиять и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. По мере того, как формируется определенный образ жизни, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Общие факторы, влияющие на характер человека, определяют типичные изменения, которые с возрастом могут происходить и реально происходят в характерах всех без исключения людей. Специфические жизненные обстоятельства, индивидуальные и своеобразные для данного человека, определяют свойственные лично ему изменения в характере, которые не наблюдаются у большинства других людей.

Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все, стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности .

Чужая душа – потемки. Это изречение известно всем нам. Каждый человек имеет свой неповторимый внутренний мир. Любое, даже незначительно событие приносит изменения в то, что происходит у нас в мыслях, а значит и в характер. Поведение человека, его реакция на то или иное событие полностью зависит от характера. Чтобы выяснить, откуда у нас появляются различные черты личности нужно понять, как формируется характер.

Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Юлиус Банзен первым написал учение об основах формирования характера. Набор определенных черт личности – так он объяснял сущность характера. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг – ученые и психологи, имеющие мировое значение. Они считали, что формирование характера происходит вне нашего сознания и формируется различного рода потребностями, в том числе и половой.

Как формируются черты характера

Процесс формирования нашего характера непрерывен. То есть формируется характер на протяжении всей жизни. Вначале у человека имеется определенный набор черт и особенностей, которые обусловлены его генетическими особенностями. Далее в процессе жизни человек получает новые качества личности в результате взаимодействия внутри социальных групп.

Возраст, с которого начинается формирование характера, определить невозможно, это строго индивидуальная особенность. Часть психологов считает, что это процесс начинается с рождения, а часть что примерно с возраста двух лет. Примерно с года до десяти лет жизни ребенка происходит заложение фундамента характера. В эти годы ребенок особенно остро воспринимает то, что происходит вокруг него, в какой среде он растет. Кроме того, на формирование характера влияют физиологические механизмы, которые также индивидуальны.

Еще один фактор, имеющий влияние на формирование характера это взаимодействие ребенка со сверстниками. Ребенок, активно общающийся с другими детьми, в дальнейшем вырастет в человека, который умеет общаться с людьми и уверен в себе.

Особенности формирование характера в разных возрастных группах

Школьный возраст так же имеет свои особенности. В этот период закладывается эмоциональный фундамент личности. Огромное влияние имеют сверстники и родители. Также важно влияние СМИ, какую именно информацию получает ребенок. К 15 годам человек имеет набор качеств и черт, которые останутся неизменными на всю оставшуюся жизнь. Далее многие черты будут зависеть от самого человека, от его решений, которые он будет принимать в течение жизни. Это касается и положительной и отрицательной стороны. Человек может получить образование и сделать карьеру, а может употреблять алкоголь, курить и быть бездельником. Какую дорогу он выберет - будет зависеть от самого человека.

В 25 лет человек имеет более или менее сформированный набор черт личности. У человека появляется самостоятельность и ответственность за свои поступки.

После 30 лет кардинальных изменений в характере человека не происходит. Все что происходило с личностью, уже не изменить. Исключение бывают в случае перенесенного сильного стресса или серьезных болезней. Около 50 лет настает период в жизни, когда человек живет только настоящим и уже не мечтает так, как в 20 лет. С течением жизни все больше места занимают различные воспоминания прошлых лет. Грустные и веселые, значительные и мелочи, многое остается в прошлом.

На формирование характера в детском возрасте влияют в основном социальная среда и родители. Но со временем все большее влияние на свой характер производит сам человек, принимая те или иные решения. Только работа над собой изменяет характер к лучшему.

Источник -


Характер человека представляет собой совокупность психических свойств, которые начинают свое формирование после появления на свет. Это говорит о том, что характер не имеет генетических и физиологических корней, в отличие, например, от темперамента, который закладывается еще до рождения.

Кстати, темперамент играет немаловажную роль в процессе формирования характера, а именно – препятствовать или способствовать заложению отдельных черт характера.

Формируется характер человека с первых месяцев жизни. Основой формирования характера у ребенка выступает общение. Как известно, ребенок копирует взрослых, которые его окружают.

Несмотря на то, что формироваться характер начинает в раннем возрасте, существует такое понятие, как специальный сензитивный период, на который приходится непосредственное становление характера. Этот период длится примерно с двух до десяти лет. Именно на этот период приходится активное общение ребенка с окружающим миром, взрослыми людьми, сверстниками. Возраст с двух до десяти лет отличается открытостью. Это говорит о том, что дети в этом возрасте легко подражают взрослым и набираются опыта. Именно поэтому формирование и становление характера зависит от того, что он видит – как общаются взрослые между собой, как общаются дети между собой, и как общаются взрослые с детьми. Наблюдая, ребенок подражает стилю общения, приспосабливается к нему.

Как формируется характер?

Черты характера в дошкольном возрасте

В первую очередь в характер ребенка закладываются доброта, общительность, отзывчивость или же наоборот, эгоизм, замкнутость, равнодушие. Эти черты характера закладываются еще в дошкольном возрасте. Через некоторое время характер готов к заложению таких черт, как аккуратность, честность, ответственность, настойчивость. Очень важно закреплять эти качества, например, в игре, приобщении к домашнему труду – это является основной задачей родителей и воспитателей.

Черты характера в школьном возрасте

Школьные годы полны нового опыта, что помогает в оформлении и коррекции отдельных черт характера по отношению к людям. Ребенка окружает множество людей, большинство которых ему даже незнакомы. То есть происходит активное включение ребенка в социальные отношения. Очень важную роль играет то, как с ребенком общаются сверстники, взрослые. Школьник становится ответственным, желают не отстать и не быть хуже других. В начальных классах у ребенка . Если ребенок успевающий, формируется уверенность в себе, систематические неудачи могут стать причиной развития комплексов. На этом фоне ребенок перестает стараться.

На старшие классы приходится закрепление волевых черт характера, ребенок уже знает, что ему интересно, пробует себя в той или иной сфере. Ранняя юность – время закрепления нравственных основ, которые, как правило, сохраняются на протяжении всей взрослой жизни.

Можно сказать, что характер человека формируется с первых месяцев жизни до окончания школы. Не исключены некие корректировки, в зависимости от того, с чем сталкивается человек в своей жизни, однако, кардинальные изменения черт характера – редкость. Если такое и происходит, то придется это на первые годы первой работы. Например, достижения в карьере могут привить человеку трудолюбие, а рутина, неприятные отношения с коллективом могут стать причиной формирования пассивности.

Мы пришли к выводу, что закладывается и формируется характер в период обучения, то есть выпускник школы уже имеет сформировавшийся характер. Однако это вовсе не значит, что измениться уже нельзя. Это возможно, но требует немало усилий. Часто можно услышать такую фразу: «Такой у меня характер! Что поделаешь?». Под этими словами тщательно скрывается лишь бессилие.

Человек, на протяжении всего своего жизненного пути занимается формированием и развитием характера , поэтому характер – это не застывшее образование. Это значит то, что каждый из нас в любой момент способен бросить вызов обстоятельствам и начать меняться. Главное свое бессилие не прятать за фразой «Такой у меня характер и ни чего с этим не поделаешь!».

Следует заметить, что процесс формирования характера на разных возрастных этапах, характеризуется определенными особенностями и обстоятельствами.

Условия формирования характера человека

Социальная среда – главное условие формирования характера и его развития человека. Проще говоря, характер человека зависит от тех людей и обстоятельств, которые окружают его в процессе взросления. Четких границ процесса формирования характера человека нет, так как в течение всей жизни, характер приобретает разные черты.

Психологи утверждают, что характер интенсивно формируется в возрасте 20 - 10 лет. Ребенок, именно в это время, начинает активно формировать свой характер в социальных отношениях через учебу, групповые игры, через общение. На детей в этом возрасте максимально влияют поведение сверстников и взрослых, их поступки и слова.

Физиологические предпосылки – еще один главный этап формирования характера человека. Особенности работоспособности головного мозга (степень подвижности процессов, их возбуждение и торможение), по-разному определяют реакцию человека на какое-либо воздействие, поступающие из внешней среды.

Факторы, которые влияют на развитие и формирование характера человека

С рождения и до школьных лет в ребенке формируются такие базовые черты как доброта, открытость в общении и доверие к окружающим. Главный фактор, который на данном этапе влияет на формирование характера – это родители. В это время их отношение играет огромную роль в развитие чувства безопасности, по большей части из которого формируются вышеперечисленные черты. Характер закрепляется с помощью родителей, которые наказывают и поощряют своих детей.

Первые годы в школе способны либо разрушить, либо закрепить основные черты характера, которые были сформированы в семье. В данный период ребенок вступает в группу, а это способствует развитию характера, формированию деловых и коммуникативных черт: аккуратность, трудолюбие, общительность и прочие.

В возрасте от 7 до 15 лет формируются такие черты характера, которые устанавливают отношения с людьми. На этом этапе формирования характера начинает развиваться эмоционально-волевая сфера.

В промежутке от 15 до 17 лет в человеке формируется высокая характерологическая устойчивость, сохраняющаяся на долгие годы. Но формирование характера и его развитие на данном этапе не останавливается. Сама жизнь, а также ее условия преподносят в него свои изменения.

В двадцать лет происходит формирование морально-нравственного облика человека и формирование мировоззрения, которые способствуют самовоспитанию. Его соответствующая сила мотивации и четкое осознание не заставят долго ждать результатов. Например, парень, который в будущем хочет быть летчиком, вряд ли будет легкомысленно курить или злоупотреблять алкоголем.

Быт, семья, взаимоотношения с противоположным полом, особенность профессиональных занятий, круг знакомых естественным образом влияют на цели и установки личности, на взгляды и мотивы, тем самым воздействуют на формирование характера. На процесс формирования и развития характера также влияет внешний информационный фон: общественная идеология, художественная литература, кино, СМИ и прочее.

В 22 – 30 лет замечается характерологическая динамика, которая связана с тем, что детские черты: капризность, уязвимость, подростковый максимализм, импульсивность начинают ослабевать, а рациональные черты: ответственность, рассудительность, выдержка начинают укрепляться.



С 30-ти лет процесс формирования характера снижается. Исключениями не являются, те , которые направлены на реализацию жизненных планов и перспектив: стремление к обучению и развитию, упорство, настойчивость, целеустремленность.

50-летний возраст является границей, где встречаются будущее и прошлое. Человек прощается со своими грезами и фантазиями, ориентируется на текущие обстоятельства, и поэтому ограничивает себя. На первом месте становиться забота о здоровье своем и близких людей. Начинается период умиротворенной, неторопливой и размеренной жизни.

Формирование характера

Если всю приведенную информацию обобщить, то можно сказать, что в психологии формирование характера – это процесс «затачивания» всех граней, который в течение всей жизни не прекращается. Характер человека на раннем возрасте «оттачивает» сама жизнь, а уже с возрастом личность берет инициативу в свои руки. А это значит, что формирование и развитие характера в разном возрасте зависит от различных факторов, и если какая-то из его граней нас не устраивает, то именно она и может повлиять на наш рост.



Похожие статьи
 
Категории